Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 2 Знания и предпринимательство

В?этой главе мы обсудим концепцию и характеристикипредпринимательства. Эта концепция имеет фундаментальное значение для австрийской школы, являясь смысловымцентром ее экономического анализа. Поэтому необходимопроанализировать сущность предпринимательства и экономическую роль знаний, порождаемых предпринимателями, действующими в?условиях рынка. Это единственныйпуть к?пониманию координирующей роли динамическихрыночных процессов и исторического развития австрийской экономической школы, детальному анализу которойпосвящены следующие главы.

2.1. Определение предпринимательства

Согласно австрийцам, предпринимательство?— в?самомобщем смысле?— совпадает с?человеческой деятельностью.Другими словами, в?действиях любого человека, направленных на то, чтобы изменить настоящее и достичь своихцелей в?будущем, содержится элемент предпринимательства. Хотя на первый взгляд это определение может показаться слишком широким и не?соответствующим обычномусловоупотреблению, давайте вспомним, что оно отличносогласуется с?исходным этимологическим значением термина «предприятие» (исп. empresa). Как испанское словоempresa, так и его французский и английский аналоги entrepreneur этимологически происходят от латинского глагола in prehendo-endi-ensum, который означает обнаруживать,видеть, воспринимать, осознавать, схватывать; а латинский глагол in prehensa переводится как взять, захватить.Короче говоря, empresa?— синоним действия. Во?Франциитермин­ entrepreneur издавна выражал эту идею, фактическисо?времен Высокого Средневековья, когда так именовалилюдей, отвечающих за?реализацию важных проектов, какправило связанных с?войной, или за?возведение огромныхкафедральных соборов. Словарь Королевской академиииспанского языка предлагает такое значение слова empresa:«отважно взятое на себя тяжелое и трудное дело». Словоempresa тоже вошло в?обиход в?Средние века; так называлась эмблема некоторых рыцарских орденов, означавшая,что они дали обет осуществить некое значимое деяние. Концепция предприятия как действия необходимо и нераздельно связана с?предприимчивостью, которая представляетсобой постоянную готовность искать, открывать, создаватьили выявлять новые цели и средства (и все эти значениясоответствуют вышеупомянутому этимологическому значению глагола in?prehendo).

Предпринимательство, в?строгом смысле слова, по существу состоит в?открытии и восприятии (prehendo) возможностей достижения цели или получения выгоды илиприбыли и в?осуществлении действий для использования этих возможностей, возникающих в?нашем окружении. Кирцнер полагает, что проявление предпринимательства связано с?особой настороженностью, т.е. постоянной бдительностью, позволяющей человеку открыватьи схватывать то, что происходит вокруг (Kirzner 1973, 65,69; Кирцнер 2007, 71, 76). Возможно, Кирцнер использует английский термин alertness (бдительность, настороженность), потому что слово entrepreneurship, позаимствованное из?французского языка, не?говорит английскому уху об идее prehendo, в?отличие от романских странЕвропейского континента (на французском entreprenanteозначает «предприимчивый, смелый».?— Перев.). В?любомслучае испанское прилагательное perspicaz (проницательный, прозорливый) вполне соответствует предпринимательству, поскольку, как сообщает «Словарь» Королевской академии испанского языка, обозначает «проницательность и предусмотрительность». Кроме того, терминspeculator (спекулянт, мыслитель) этимологически восходит к?латинскому слову specula?— так называли смотровыебашни, позволявшие издали видеть все, что приближается.Эти значения полностью соответствуют тому, что делаетпредприниматель, когда решает, какие действия нужнопредпринять, оценивает их будущий эффект и осуществляет их. Хотя выражение el estar alerta (исп. «быть настороженным, бдительным».?— Перев.) также может служить приемлемым обозначением предпринимательства,поскольку передает идею внимания или настороженности,оно, пожалуй, подходит меньше, чем perspicaz, потому чтоявно предполагает более статичный подход.

2.2. Информация, знание и?предпринимательство

Чтобы полностью постичь природу предпринимательства в?интерпретации австрийской школы, сначала нужнопонять, каким образом предпринимательство модифицирует или изменяет информацию или знания действующегосубъекта. Создание, восприятие или осознание новых целей и средств предполагает модификацию знаний действующего субъекта в?том смысле, что он обнаруживает информацию, которой прежде не?обладал. Более того, этооткрытие модифицирует всю карту или контекст информации или знаний, которым обладает действующий субъект.Зададимся следующим фундаментальным вопросом: какиехарактерные черты информации или знания имеют значение для проявления предпринимательства? Ниже будутподробно рассмотрены шесть основных, с?точки зренияавстрийцев, характеристик предпринимательского знания: 1)?это знание не?научное, а?субъективное и практическое; 2)?это знание эксклюзивное; 3)?оно рассеяно средивсех людей; 4)?это знание, преимущественно неявное, а?потому неартикулируемое; 5)?это знание, создаваемое ex?nihilo, из?ничего, именно благодаря проявлению предпринимательства; 6)?это знание, которое может передаваться,по большей части неосознанно, посредством чрезвычайносложных социальных процессов, которые представителиавстрийской школы считают настоящим предметом экономических исследований.

2.3. Знание не?научное, а?субъективное и?практическое

Анализируемое нами знание, имеющее ключевое значениедля человеческой деятельности, прежде всего имеет не?научный, а?субъективный и практический характер. Практическим является любое знание, которое не?может быть представлено в?формализованном виде, а?приобретается на практике, т.е. в?ходе деятельности, осуществляемой в?различныхситуациях. Как отмечает Хайек, это знание жизненно важново всех практических обстоятельствах, или во всех субъективных координатах места и времени (Hayek 1948, 51,?91; Хайек2000, 67, 101). Короче говоря, речь идет о?знании, имеющемформу конкретных человеческих оценок, об информации относительно целей, которые преследует действующий субъект,и тех целях, которые, по его мнению, преследуют другие. Этознание состоит также из?практической информации о?средствах, которые, по мнению действующего субъекта, доступны ему и помогут в?достижении его целей, особенно информация обо всех условиях, личных или прочих, которые, какполагает действующий субъект, могут быть существеннымив?контексте любого конкретного действия.

Отметим и то, что первым на различие между «практическим знанием» и «научным знанием» указал Майкл Оукшот(Oakeshott 1991, 12, 15). Наблюдение Оукшота соответствуетразличию, которое провел Фридрих Хайек между «рассеянным знанием» и «централизованным знанием», Майкл Полани?— между «неявным знанием» и «артикулированнымзнанием» (Polanyi 1959, 24—25), а?Людвиг Мизес?— междузнанием об «уникальных событиях» и знанием о?поведениивсего «класса явлений» (Мизес 2005, 103—108). В?таблице?2.1представлены подходы этих четырех авторов к?двум основным типам знания.

Таблица 2.1
Два разных типа знания
Тип AТип B
Оукшот Практическое (Традиционное) Научное (или Техническое)
Хайек Рассеянное Централизованное
Полани Неявное Артикулированное
Мизес Об?«уникальных событиях» О?«классах событий»
Экономическая теория (Знание типа В о знании типа А)

Взаимосвязь двух видов знания сложна. Все научное знание (тип В) покоится на фундаменте неявного, неартикулируемого знания (тип А). Более того, научный и технический прогресс (тип В) непосредственно ведет к?новому, более продуктивному и действенному практическому знанию(тип А). Точно так?же экономическая наука сводится к?накоплению знаний типа В?(научных) о?процессах создания ипередачи практических знаний (тип А). Теперь ясно, почемуХайек утверждает, что для экономики как науки главныйриск заключается в?опасности того, что, поскольку экономическая теория состоит в?теоретизировании относительнознания типа А, люди могут прийти к?убеждению, что те, ктоим владеет (ученые-экономисты или социальные инженеры), каким-то образом имеют доступ к?конкретному содержанию практического знания типа А, которое люди постоянно создают и используют на предпринимательском уровне.Они могут даже дойти до полного пренебрежения конкретным содержанием практического знания, что столь справедливо критиковал Оукшот, полагавший, что самой опасной,чрезмерной и ошибочной версией рационализма является«утверждение, что знание, названное мною практическим,вообще не?является знанием, что, собственно говоря, неттакого знания, которое не?является техническим знанием»(Oakeshott 1991, 15).

2.4. Эксклюзивное, рассеянное знание

Практическое знание рассеяно и эксклюзивно. Это означает, что каждый из?участников владеет лишь несколькими«атомами» или «битами» всей созданной в?обществе и переданной информации и что, парадоксально, этими битами владеет только он или, иными словами, только он имеетк?ним доступ и в?состоянии дать им сознательное истолкование. Следовательно, каждый, кто действует и практикуетпредпринимательство, делает это глубоко личным и неповторимым образом, так как начинает со?стремления достичьопределенные цели, которые соответствуют видению мира исовокупности знаний о?нем, которыми во всем их богатствеи разнообразии нюансов располагает только он и которымив?точно таком?же виде не?может обладать никто другой. Вотпочему знание, о?котором мы говорим, не?является данными доступным для всякого, кто имеет доступ к?материальнымсредствам хранения информации (таким как газеты, журналы, книги, статистика, компьютеры и пр.). Напротив, знание, имеющее ключевое значение для человеческой деятельности, является чисто предпринимательским, практическими строго эксклюзивным и может быть «найдено» только распыленным по умам всех тех, кто, действуя по-предпринимательски, составляет общество и движет его вперед.

2.5. Неявное неартикулируемое знание

Практическое знание?— это преимущественно знание неявное и неартикулруемое. Это означает, что человек знает,как выполнять определенные действия (знать как), но?нев?состоянии выявить элементы или части того, что он делает, не?в?силах сказать, правильны они или нет (знать что).Например, когда кто-то учится играть в?гольф, он не?изучаетнабор объективных, научных правил, позволяющих с?помощью формул математической физики выполнять правильные движения. Нет, процесс обучения заключается в?приобретении ряда практических навыков поведения. Можно ещевслед за?Полани привести в?качестве примера человека, который учится ездить на велосипеде и пытается поддерживатьравновесие, слегка поворачивая руль в?ту сторону, куда онначинает падать, благодаря чему возникает центробежнаясила, удерживающая велосипед прямо, но?почти ни?одинвелосипедист не?думает о?физических силах, удерживающихего в?седле, да многие вряд ли даже слышали о?них. Напротив, каждый велосипедист обычно использует свое чувстворавновесия, которое каким-то образом подсказывает ему,что делать в?каждый данный момент, чтобы не?упасть. Полани доходит до утверждения, что неявное знание на деле является господствующим принципом любого знания (Polanyi 1959,24—25). Даже самое формализованное научное знание непременно вытекает из?интуиции или творческого акта, представляющего собой всего лишь проявление неявного знания.Более того, новое знание, приобретаемое нами из?формул,книг, графиков, карт и т.п., имеет значение только потому,что помогает нам перестраивать?— с?новых и все более богатых и ценных точек зрения?— всю имеющуюся у?нас структуру практической, предпринимательской информации, а?этов?свой черед открывает новые возможности для проявлениятворческой интуиции. Поэтому невозможность выразитьсловами (артикулировать) практическое знание проявляется не?только «статически»?— т.е. в?том смысле, что любое вроде?бы явно сформулированное (артикулированное)утверждение оказывается содержательным лишь в?той мере,в?какой оно истолковывается в?свете предшествующих емунеартикулируемых представлений и знаний,?— но?и «динамически», поскольку мыслительный процесс, задействуемый при каждой попытке формального артикулирования,сам является неявным и неартикулируемым знанием.

Другой тип знания, которое не?может быть артикулировано и играет ключевую роль в?функционировании общества, состоит из?комплекса привычек, традиций, институтов, правовых и моральных правил, образующих право, которые делают возможным существование общества и которымлюди учатся следовать, будучи не?в?состоянии детально ихсформулировать и теоретически объяснить функцию, исполняемую этими правилами и институтами в?различныхситуациях и социальных процессах. То?же самое можно сказать о?языке, а?также, например, о?финансовом учете и учете издержек: предприниматели используют их в?своих экономических расчетах, помогающих выбирать направлениедеятельности и представляющих собой всего лишь наборзнаний или практических приемов, без которых предпринимателям не?обойтись при выборе ориентиров для достижения своих целей в?условиях рыночной экономики; при этомподавляющее большинство предпринимателей не?в?состоянии сформулировать научную теорию учета, не?говоря ужо?том, чтобы объяснить его роль в?замысловатых процессахкоординации, делающих возможными экономическую и социальную жизнь. Поэтому можно заключить, что предпринимательство, как его понимают экономисты австрийскойшколы (т.е. врожденная способность обнаруживать и воспринимать возможности получения прибыли и обдуманноих использовать), эквивалентно знанию, которое по существу является неявным и неартикулируемым.

2.6. Творческая природа предпринимательства

Для предпринимательства предпринимательства не?нужноникаких средств. Это означает, что предпринимательствоне?требует никаких издержек, а?потому является творческимзанятием. Творческий аспект предпринимательства воплощен в?производстве определенного типа прибыли, котораяв?некотором смысле возникает из?ничего, которую мы будемназывать чисто предпринимательской прибылью. Для извлечения предпринимательской прибыли не?нужно предварительно обладать средствами, достаточно хорошо осуществлятьпредпринимательство.

Особенно важно подчеркнуть, что любой акт предпринимательства порождает три чрезвычайно важных эффекта.Во-первых, предпринимательство создает новую информацию. Во-вторых, эта информация передается, распространяясь по рынку. В-третьих, акт предпринимательства учиткаждого из?участников рынка подстраивать свое поведениек?потребностям других. Эти последствия предпринимательства, аналитически сформулированные авторами, принадлежащими к?австрийской школе, настолько важны, что стоитподробнее остановиться на каждом из?них.

2.7. Создание информации

Каждый акт предпринимательства ведет к?созданию из?ничего новой информации или знания. Акт творения происходитв?голове того, кто первым проявил предпринимательство.Действительно, когда человек, которого мы будем называтьС, осознаёт существование прибыльной возможности, в?егоуме возникает новая информация. Более того, когда С?начинает действовать, вступая в?контакт, например, с?A и B,дешево покупая у?B ресурс, которого у?того в?избытке, а?потом по более высокой цене перепродавая его A, которомуэто нужно позарез, в?головах A и B также возникает новаяинформация. A осознаёт, что ресурс, которого у?него не?былои без которого он не?мог достичь своей цели, есть где-то нарынке и его больше, чем он полагал раньше, а?потому теперьон может сделать то, за?что раньше не?брался из-за отсутствия этого ресурса. Со своей стороны, B начинает понимать,что ресурс, которого у?него было в?избытке и которого онне?ценил, остро нужен кому-то, а?потому его нужно беречь изащищать, поскольку его можно продать по хорошей цене.

2.8. Передача информации

Создание информации в?ходе проявления предпринимательства предполагает ее передачу и распространение по рынку.В?самом деле, передать что-то кому-то значит побудить этогочеловека создать в?уме часть информации, которую другиеоткрыли или создали до него.

Строго говоря, наряду с?тем, что вышеприведенныйпример включает передачу B идеи о?важности имеющегося у?него ресурса и необходимости его беречь, а?до A доходит идея, что он может начать двигаться к?своей цели, чегопрежде не?делал ввиду отсутствия нужного ресурса, в?сообщении было и еще кое-что. По сути дела, соответствующиерыночные цены, представляющие собой чрезвычайно мощную систему передачи [информации], так как они сообщают огромный объем информации с?очень низкими издержками, распространяя последовательными волнами по всемурынку или обществу сообщение о?том, что данный ресурсследует беречь и расходовать экономно, так как на него естьспрос, и в?то?же время все те, кто воздерживался от определенных действий, полагая, что этого ресурса нет на рынке,могут его получить и заняться воплощением своих планов.Вполне логично, что критически важная информация всегда субъективна и не?существует вне круга людей, способныхее открыть или понять, так что всегда только люди создают,воспринимают и передают информацию. Ошибочная идеяоб объективном характере информации вытекает из?тогофакта, что часть субъективной информации, создаваемойв?ходе акта предпринимательства, «объективно» выраженав?знаках (ценах, институтах, правилах, «фирмах» и пр.), которые могут быть открыты и в?контексте своей деятельностисубъективно истолкованы многими, способствуя тем самымсозданию новой, еще более богатой и сложной субъективнойинформации. Но, вопреки видимости, передача социальной информации?— это дело субъективное и неявное; иначе говоря, информация не?сформулирована в?явном виде ипередается в?крайне урезанном виде. (На?деле субъективнопередается и воспринимается только минимальный объеминформации, необходимый для координации социальногопроцесса.) И?это дает людям возможность наилучшим образом использовать ограниченные способности своего ума дляпостоянного создания, открытия и передачи новой предпринимательской информации.

2.9. Обучающий эффект: координация и?приспособление

Наконец, следует обратить внимание на то, как люди?— социальные агенты?— учатся в?своих действиях подстраиватьсядруг к?другу. Например, В?— в?результате предпринимательского действия, осуществленного?С,?— перестает безрассудно транжирить имеющийся у?него ресурс и, действуя в?собственных интересах, начинает его экономить. Поскольку?А теперь может рассчитывать на получение этого ресурса, у?негопоявляется возможность достичь своей цели, и он приступает к?действиям, от которых прежде воздерживался. Таким образом, оба учатся действовать согласованно, иными словами,контролировать себя и действовать с?учетом потребностейдругого. Более того, оба учатся этому наилучшим образом:не?отдавая себе отчета в?том, что они учатся, и motu proprio[2],т.е. добровольно и в?рамках плана, в?котором каждый преследует собственные цели и интересы. Именно в?этом сутьпростого, эффективного и удивительного процесса, делающего возможной жизнь в?обществе. Отметим также, чтопредпринимательское действие С?не только сделало возможной отсутствовавшую прежде согласованность действий?Аи В, но?и позволило им осуществлять экономический расчетсвоей деятельности, используя данные или информацию,которая прежде была для них недоступна, а?теперь повышает их шансы на успешное выполнение собственных планов.Короче говоря, именно порождаемая в?процессе предпринимательства информация и делает возможным экономический расчет, понимаемый как любое ценностное суждение относительно альтернативных курсов действий. Инымисловами, без свободы предпринимательства в?условиях рыночной экономики информация, необходимая каждому дляоценки альтернативных решений, не?создается. Если совсемкоротко: в?отсутствие предпринимательства экономическийрасчет невозможен. Это не?только один из?важнейших выводов, вытекающих из?экономического анализа австрийскойшколы, но?и ядро теоремы о?невозможности экономического расчета при социализме, открытой Мизесом и Хайеком, к?чему мы вернемся в?следующих главах.

Вышеизложенные наблюдения чрезвычайно важны дляобщественных наук и позволяют заключить, что предпринимательство, вне всякого сомнения,?— главнейшая из?социальных функций, поскольку делает возможной жизнь людейв?обществе, обеспечивая взаимное приспособление и согласование поведения его членов. Без предпринимательстванельзя представить даже само существование общества.

2.10. Основной принцип

В?соответствии с?теоретической логикой австрийской школы по-настоящему важно не?то, кто именно занимаетсяпредпринимательством (хотя на практике важно именноэто), а?существование ситуации, в?которой отсутствуютправовые или институциональные ограничения на занятиепредпринимательством, так чтобы каждый был волен наилучшим образом использовать свои предпринимательскиеспособности для создания новой информации и использования эксклюзивной практической информации, которую он открыл в?любой конкретной ситуации. Поэтому вовсе не?случайно, что в?политическом плане большинствоавстрийских теоретиков?— философы-либертарианцы, глубоко преданные делу защиты нерегулируемой рыночнойэкономики.

Изучение глубинных истоков внутренней силы, котораяпобуждает людей во всех областях действовать по-предпринимательски,?— задача не?экономиста, а, скорее, психолога. Мы?же просто подчеркнем основной принцип: людямсвойственно находить информацию, которая их интересует;следовательно, если они вольны достигать своих целей и действовать в?собственных интересах, и то и другое выступаетв?роли стимулов, побуждающих их демонстрировать предприимчивость и постоянно находить и воспринимать практическую информацию, необходимую для достижения их целей.Обратное также верно. Если по каким-то причинам возможности проявлять предприимчивость сужены или простозакрыты в?определенных областях социальной жизни (в результате правовых, институциональных или традиционныхограничений или вследствие государственного вмешательства в?экономику), люди даже не?будут рассматривать возможность достижения целей в?запрещенных или закрытыхобластях, а?поскольку цели окажутся недостижимыми, онине?будут служить стимулами для восприятия или обнаружения информации, важной для их достижения. Более того, приподобных обстоятельствах даже не?возникнет представления об огромной ценности и многообразии целей, ставшихнедостижимыми из-за этих институциональных ограничений (интервенционизма или социализма).

Наконец, давайте не?забывать, что, как действующийсубъект, каждый человек обладает неким количеством битов практической информации, которую, как мы видели,он склонен находить и использовать для достижения своейцели. Несмотря на социальный контекст, этой информацией обладает только действующий субъект; иными словами, только он осознанно ею владеет и сознательно ееинтерпретирует. Ясно, что мы не?имеем в?виду информацию, публикуемую в?журналах, книгах и газетах, хранимую в?компьютерах, собираемую для статистики и т.п. Дляобщества значение имеет только та информация или знание, которую в?некий конкретный исторический моменткто-либо осознал, пусть даже неявным образом. Поэтомувсякий раз, когда человек действует и проявляет предприимчивость, он делает это характерным?— личным и неповторимым?— образом, отражающим его попытку реализовать какую-то цель или собственное видение мира, чтои служит для него стимулом и чем?— в?данной конкретной форме и в?данных обстоятельствах?— обладает только он один. Сказанное выше позволяет каждому человекуприобретать?— в?соответствии с?собственными целями иконкретными обстоятельствами?— определенное знание илиинформацию, которые в?идентичной форме недоступны восприятию никакого другого человека.

Отсюда следует, что чрезвычайно важно не?пренебрегатьничьими предпринимательскими способностями. Дажесамые непритязательные, находящиеся на самых низкихступенях социальной лестницы и не?получившие никакогоформального образования люди являются эксклюзивнымиобладателями по крайней мере нескольких битов знанияи информации, которые могут иметь решающее значениедля хода общественных событий. Если исходить из?этого, очевидно, что наша концепция предпринимательствачрезвычайно гуманна; она делает экономическую теорию,в?том виде, как ее понимали и развивали члены австрийской школы, главной гуманитарной наукой.

2.11. Конкуренция и предпринимательство

Слово competition (англ. конкуренция) этимологически происходит от латинского cum petitio (одновременное наличиенескольких претендентов на получение некой вещи, котораядолжна быть возвращена владельцу[3]), состоящего из?двухчастей: cum?— «вместе» и petere?— «требовать, нападать, добиваться». Словарь Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary(11-е изд.) определяет конкуренцию как «состязание междусоперниками». Таким образом, конкуренция представляетсобой динамический процесс соперничества, а?не так называемую «модель совершенной конкуренции», в?которой многочисленные участники делают одно и то?же и все продаютпо одинаковой цене, так что парадоксальным образом складывается ситуация, в?которой никто не?конкурирует (Huertade Soto 1994, 56—58).

По самой своей природе и по определению, предприниматель всегда настроен на конкуренцию. Это означает, что,когда такой человек обнаруживает определенную прибыльную возможность и использует ее, эта возможность, какправило, исчезает, и никто другой уже не?может ее увидетьи использовать. В?то?же время, если человек не?полностьюраскроет возможность получения прибыли или, полностьюоткрыв возможность, воспользуется ей лишь частично, тогдачасть этой возможности будет в?скрытом виде ждать появления тех, кто сумеет ее обнаружить и использовать. Такимобразом, общественный процесс носит ярко выраженныйконкурентный характер в?том смысле, что разные действующие субъекты конкурируют между собой, осознанно илинет, за?то, чтобы первыми обнаружить и использовать возможности получения прибыли.

Каждый акт предпринимательства обнаруживает, координирует и устраняет социальные рассогласованности,а?конкурентная по сути своей природа предпринимательства делает невозможным для любого другого действующегосубъекта еще раз выявить и устранить рассогласованности,которые уже были обнаружены и согласованы. Возможноошибочное мнение, что движимый духом предпринимательства общественный процесс может утратить энергию и остановиться или исчезнуть, когда предприниматели вскроюти исчерпают все существующие возможности координацииобщественных процессов. Однако предпринимательский процесс внесения координации в?жизнь общества никогда не?остановится и не?будет исчерпан. Причина в?том, что каждый существенный акт координации представляет собой созданиеи передачу новой информации, которая неизбежно изменяетобщее восприятие целей и средств у?всех предпринимателей,которых он затрагивает. Это изменение в?свою очередь приведет к?появлению неограниченного числа новых рассогласованностей и новых возможностей получения прибыли, иэтот динамический процесс будет безостановочно ширитьсяи обеспечивать постоянное развитие цивилизации. Иными словами, предпринимательство, обеспечивая координацию рассогласованного поведения людей, не?только делаетвозможной жизнь в?обществе, но?и способствует развитиюцивилизации, непрерывно содействуя созданию новых целей и нового знания, которые волнами расходятся по всемуобществу. Более того, создавая возможности для того, чтобы при любых исторических обстоятельствах это развитиебыло настолько скоординированным и гармоничным, насколькоэто в?человеческих силах, предпринимательство выполняет очень важную функцию, потому что рассогласованность,непрерывно порождаемая ходом развития цивилизации ив?результате появления новой предпринимательской информации, оказывается выявленной и устраненной предпринимательским напором самой человеческой деятельности.Иными словами, предпринимательство?— это сила, объединяющая общество и делающая возможным его гармоничноеразвитие, поскольку вносит координацию в?рассогласованности, неизбежно порождаемые этим процессом развития.

Таким образом, процесс предпринимательства вызывает своего рода непрерывный социальный «Большой взрыв»,делающим возможным безграничный рост знания. Как мыуже видели, представители австрийской школы предложилив?качестве альтернативы неоклассических моделей общегоили частичного равновесия парадигму, основанную на «общем динамическом процессе» или «социальном Большомвзрыве», обеспечивающую постоянную и скоординированную экспансию. Более того, было даже подсчитано, что предел расширения знаний на Земле составляет 1064?бит (Barrowand Tipler 1986, 658—677), так что открывается возможностьраздвинуть считавшиеся реалистичными физические пределы роста в?более чем в?100?миллиардов раз. Те?же авторыматематически продемонстрировали, что, выйдя в?космос,человеческая цивилизация сможет безгранично расширятьзнания, богатство и население. Эти расчеты опираются наглавные достижения австрийской школы в?целом и Хайекав?частности. Типлер заключает: «Невежественными в?экономической теории физиками было написано много вздорао?физических границах экономического роста. Корректныйанализ физических пределов роста возможен только с?учетом прозрения Хайека, что экономическая система производит не?материальные вещи, а?нематериальное знание» (Tipler1988, 4—5).

2.12. Заключение: австрийская концепция общества

В?заключение мы определим общество как процесс (т.е. динамическую структуру), который можно охарактеризоватьтак: стихийный и тем самым не?являющийся продуктом сознательного замысла; крайне сложный, поскольку он включает миллионы и миллионы людей, отличающихся бесконечным разнообразием постоянно изменяющихся целей,вкусов, оценок и практического знания; и образуемый взаимодействием людей (преимущественно в?форме обмена, часто на основе денежных цен и всегда в?соответствии с?определенными правилами, традициями или нормами поведения).Мотивом и движущей силой всех подобных взаимодействийявляется энергия предпринимательства, которая непрерывно создает, открывает и передает информацию или знание по мере того, как с?помощью конкуренции она вноситсогласованность и координацию во взаимно несогласующиесяпланы разных людей, благодаря чему позволяет им сосуществовать во все более богатом и сложном окружении.

Экономическая наука должна сосредоточиться на изучении социального процесса, определенного именно такимобразом. Экономисты австрийской школы убеждены, чтоглавная задача экономической теории?— анализ того, какстихийный порядок общественной жизни позволяет нам использовать гигантский объем практической информации,которая существует не?в?упорядоченном и консолидированном виде, а?рассеяна среди миллионов людей. Предмет экономической науки?— изучение этого динамического процесса, обеспечивающего открытие и передачу информации,процесса, чьей движущей силой является предпринимательство, которое согласует и координирует планы людей, чем иделает возможной жизнь в?обществе. Это и только это является основной экономической проблемой, что заставляетнас крайне критично относиться к?модели равновесия, изучением которой поглощены сторонники господствующейнеоклассической парадигмы. Хайек полагает, что это занятие не?представляет научного интереса, потому что исходитиз?предположения, что вся информация дана и, следовательно, основная экономическая проблема уже решена (Hayek1948, 51, 91; Хайек 2000, 67, 101).


Примечания:



[2]

По своей воле (лат.).?— Прим. перев.



[3]

В русской литературе в XIX?в. ситуация конкуренции (соперничества) описывалась словом «совместничество».?— Прим. ред.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.