Онлайн библиотека PLAM.RU


Как работать с покупателями, оказывающими сопротивление

А что, если вам встретятся покупатели, которые не реагируют на ваше рекламное сообщение? Что, если вы обратитесь к человеку с выражением скепсиса на лице и натолкнетесь на кирпичную стену прежде, чем раскроете рот?

Решение этой проблемы можно искать в гипнотерапии, оно было придумано одним из самых влиятельных и изобретательных гипнотизеров и психиатров своего времени. Известный гипнотерапевт Милтон Эриксон – автор гипнотерапевтического метода, называемого «натуралистическим подходом». Фактически тот же гипноз, только без индукции транса. Однако Эриксон просто разговаривал с пациентом. Другими словами, он не тратил время на то, чтобы просить пациента расслабиться, закрыть глаза или выполнить любое другое очевидное или формальное действие по введению в транс. Он использовал слова пациента или что-то примечательное в нем, какие-нибудь особенности, и вплетал это в предполагаемый разговор. Такой разговор вводил в состояние транса практически всегда.

Эриксону удавалось применять свой натуралистический, или утилитарный подход, справляясь с самыми стойкими к гипнозу пациентами. Он не всегда излечивал хронические случаи, но у него доля выздоровевших пациентов была выше, чем у других психотерапевтов. Согласно книге Рональда Хейвенса «Мудрость Милтона Эриксона», подход Эриксона определялся так: «Используйте превалирующие установки, ценности, эмоции и модели поведения, представляемые вам пациентом с целью дать опыт, который спровоцирует или улучшит терапевтическое изменение».

Я считаю, что мы можем перенести отсутствие индукции по Эриксону в процессе лечения в мир продаж и маркетинга. При столкновении с не желающим воспринимать ваше послание клиентом или открытым, но скептически настроенным по отношению к вашему предложению покупателем такой чудесный подход к продажам и маркетингу будет очень важен для получения результата.

Если мы переведем определение метода Эриксона на язык маркетинга, то получим следующее: «Используйте превалирующие установки, ценности, эмоции и модели поведения, представляемые вам пациентом с целью дать вам опыт, который спровоцирует или улучшит покупательный транс».

Давайте посмотрим, как это работает на практике.

Три шага Милтона Эриксона

Внедряя свой натуралистический подход для инициирования психологических изменений, Милтон Эриксон действовал в три этапа. Вот эти три шага, рассмотренные с психотерапевтической точки зрения в книге Ивонн Долан «Путь с сердцем» («A Path with a Heart»).


1. «Психотерапевт должен проявить понимание и принять проблематичное и резистентное поведение или восприятие как естественную часть коммуникаций со стороны клиента относительно его настоящего внутреннего состояния и модели мира».

2. «Психотерапевт должен желать рассматривать проблематичное и резистентное поведение или восприятие как потенциально ценный терапевтический ресурс».

3. «Психотерапевт должен передать свое принятие и понимание клиенту, не вызывающим сомнений способом».


Переведем это на язык продаж и маркетинга:


1. Независимо от того, что делает или говорит ваш потенциальный клиент, с его точки зрения он поступает обоснованно.

2. Вам следует принять его точку зрения как потенциальный инструмент продаж.

3. Вам следует искренне согласиться с его точкой зрения.


Когда вы обнаружите простую мощь этих трех шагов, вы окажетесь на правильном пути к пониманию, как наводить сильный и мгновенный Покупательный Транс для работы с резистентными потенциальными покупателями. Как это работает, продемонстрирую на примере одной истории.

Преодоление сопротивления

Представьте себе такую ситуацию. Вы звоните потенциальному клиенту. Он тяжело дышит в трубку. Вместо того чтобы начать презентацию своего продукта или услуги, вы спрашиваете, что случилось. Вам начинают рассказывать о событиях дня. Человек не собирается слушать о вашем продукте, он взволнован и занят своими мыслями. Вы могли бы извиниться и позвонить позже или… Что бы человек ни говорил, признайте сказанное и даже согласитесь с этим. Не нужно пытаться переводить разговор в другое русло. Не спорьте, признайте его видение текущей реальности истинным. В конце концов, так и есть, если основываться на сиюминутных мыслях. Если бы вы могли поменяться с человеком местами и оказаться на его месте в этот момент, то, вероятно, чувствовали бы себя так же, как он.

В процессе слушания вы получаете информацию о том, чем занято сознание клиента – а это весьма полезный инструмент для совершения последующей сделки, – поэтому вы искренне принимаете его слова и не пытаетесь ничего изменить. Вы продолжаете слушать, возможно, задаете вопросы, чтобы лучше понять смысл сказанного. И соглашаетесь с его точкой зрения. После того как вы услышали объяснение, следует согласиться со всем сказанным, по крайней мере показать, что вы понимаете собеседника. Соглашаясь с тем, что чувства, которые он испытывает, имеют право на жизнь, вы создаете раппорт – взаимопонимание. Именно это состояние раппорта служит источником введения в покупательный транс. Именно раппорт растворяет сопротивление. Люди не любят чувствовать себя одинокими. Они желают, чтобы кто-то был на их стороне. У друга купить легче, чем у маркетолога или продавца. Станьте другом.

Конечно, на этом процесс не останавливается. Даже Милтон Эриксон опирался бы на услышанное после установления раппорта, чтобы вывести пациента из того транса, в котором тот пребывает. Однако ввести человека в новый транс нельзя без подключения к его текущему трансу, не нарушив его. Известный психотерапевт Милтон Эриксон был непревзойденным мастером подключения к трансу перед введением в новый. Когда приходится иметь дело с пациентами, оказывающими сопротивление, мудрее согласиться с ними, а не спорить.

Согласие растворяет сопротивление.

Согласие приводит к трансу.

Согласие ведет к продажам.

Введение в транс за 10 секунд

Если в момент вашего обращения клиент уже находится в поглощенном состоянии сознания, как вывести его из текущего транса и погрузить в покупательный – всего за 10 секунд?

Важно быстро привлечь его внимание. Эстрадный гипнотизер может ввести человека в транс за считанные минуты, иногда за секунды, иногда одним щелчком пальца или сказанным вовремя правильным словом. Такая ситуация характеризуется, конечно же, определенной динамикой. Принимая участие в шоу, участник рассчитывает на вхождение в транс, поэтому гипнотизеру легче делать свое дело.

Я познакомился с Брэдом Фэллоном, специалистом по поисковой оптимизации и просто отличным парнем, в 2005 году в маркетинговом круизе, в котором мы оба были лекторами. После выступлений мы провели некоторое время вместе за информативной для нас обоих беседой. Он расспрашивал меня о книге «Каждую минуту рождается покупатель», посвященной П. Т. Барнуму, о написании книг вообще и о гипнозе. Брэду хотелось узнать, правда ли, что гипнотизер может ввести в транс кого угодно даже одним пожатием руки.

Я ответил, что это, конечно же, правда. Эстрадный гипнотизер постоянно занимается этим. Ему нужно уметь быстро вводить людей в транс, чтобы шоу было динамичным. А вот Милтон Эриксон известен тем, что мог ввести в транс человека одним пожатием руки. Я сказал Брэду, что тоже могу это сделать, и протянул ему руку.

Он протянул свою. Но как только наши руки соприкоснулись, он отдернул руку, осознав, что может произойти. Мы посмеялись, но дело было сделано. Ожидание того, что нечто столь безобидное, как пожатие руки, может ввести вас в гипнотический транс и есть именно то, что делает его возможным.

Приведу еще один пример: Гарри Карпентер в своей книге «Гений внутри» («The Genie Within») рассказывает о шоу, транслировавшемся на канале PBS. Добровольца попросили притвориться загипнотизированным. Ведущий программы ничего не сделал, чтобы ввести его в транс – не было ни индукции, ни расслабления, ни маятников. Тем не менее доброволец пребывал в очевидном трансе. Чтобы протестировать сознание загипнотизированного, ведущий вручил ему испанскую луковицу, сказав, что дает тому яблоко. Участник шоу съел овощ, как будто это был вкусный фрукт. Таким образом немедленное погружение в транс было осуществлено посредством того, что волонтер всего лишь притворился загипнотизированным!

Несомненно, трансовые состояния, даже мгновенные, реальны и мощны.

Гипнотический онлайн-прием

Приведу еще один пример действия мгновенного гипноза. Однажды я загипнотизировал Марка Джойнера в присутствии нескольких тысяч людей. Марк – автор нескольких книг, среди которых «Великая формула» и «Секреты создания массового спроса». В целях продвижения одного из наших общих продуктов я задумал загипнотизировать Марка по-настоящему на телесеминаре. Это должно было сделать паблисити продукту и привлечь к нему всеобщее внимание.

Гипноз был настоящим. Я поговорил с Марком по телефону перед самим выступлением, чтобы подготовить к тому, что его ожидает. Марк знает меня уже много лет (именно он выпустил мою первую электронную книгу «Гипнотические рекламные тексты» много лет назад, он отдавал себе отчет в моих способностях. Я расширил его знания о своем гипнотизерстве, напомнив, что ежегодно выступаю на собрании Национальной гильдии гипнотизеров. Кроме того, разослал электронное сообщение о данном событии со словами: «Я могу загипнотизировать любого в течение трех минут». Конечно же, Марк читал это письмо. Все предваряющие действия укрепили мою способность ввести любого в транс – даже Марка.

Во время сеанса сделать дело оказалось проще пареной репы. Он был готов к погружению в транс. Он ожидал этого. Марк вошел в транс и пребывал в нем, пока я его не вывел. Этот телесеминар собрал рекордную выручку. Мы вошли в историю, потому что я был первым человеком в Интернете, загипнотизировавшим человека в киберпространстве по-настоящему.

Если вам интересно, расскажу, что сеанс гипноза был безобидным. Я задавал Марку вопросы о жизни, о том, как он делал первые шаги в онлайн-мире и др. В нашем гипнотическом шоу добровольца не заставляли делать что-то смешное для развлечения публики. Я сфокусировался на использовании гипноза, чтобы побудить известного эксперта по интернет-маркетингу рассказать правду о себе и своей жизни. Поскольку Марк всегда говорит правду, на сеансе гипноза он не открыл ничего нового, тем не менее все с интересом слушали. Об этом семинаре вспоминают до сих пор. Даже Марк.

А что же нам делать, когда мы обращаемся к человеку впервые?

В этом случае тоже можно привлечь внимание быстро. Если сделать все правильно, вам все удастся в течение нескольких секунд. Все это было доказано в 1930-х годах человеком, который продавал шипение сковороды, а не сам бифштекс.

Институт проверенных продаж

Элмер Уилер основал Институт проверенных продаж в далекие 30-е годы XX столетия. Он написал много книг, среди которых «Проверенные временем слова, которые продают» («Tested Sentences that Sell») и «Мир магии» («World Magic»). Уилер доказал, что есть некое ментальное окно, которое бывает открытым только 10 секунд. Если вы не привлечете внимание собеседника за 10 секунд, он погрузится в свой транс и перестанет вас слушать.

Уилер придумал метод – писать десятки комбинаций из слов или предложений проверенных продаж для любого продукта, который он брался продвигать. Затем он все их проверял на друзьях или на клиентах (если те не возражали) до тех пор, пока не находил совершенную фразу.

За десятилетнюю практику он протестировал 105 тысяч предложений для 5 тысяч продуктов. Элмер забраковал около 100 тысяч предложений – например, в поисках «шипения» для пены для бритья Barbasol он протестировал 141 предложение. В итоге выбрал: «Вы хотели бы вдвое сократить время на бритье?» Продажи Barbasol выросли на 300 процентов.

Когда производителю моторных масел Texaco нужно было увеличить продажи, Уилер изучил особенности работы заправок и заметил, что ее работники задавали клиентам вопрос: «Проверяем сегодня масло?». Уилер же придумал вопрос, оказывавший гипнотизирующее воздействие: «Уровень масла в вашей машине сегодня на должном уровне?». За эти восемь слов Texaco заплатил Уиллеру 5 тысяч долларов, по 625 долларов за каждое слово в 1930-е годы. Заметьте, это Америка во время Великой депрессии!

Уилер разработал рецепт солодового молока с яйцом для компании Abraham & Strauss, чтобы магазины могли продавать больше яиц у своих фонтанчиков для питья. Он не только придумал фразу «Одно или два яйца сегодня?», но и жест продавца с яйцом в каждой руке.

В каждой ситуации Уилер строил фразу, которая быстро привлекала внимание покупателя и вытаскивала того из транса, в котором он пребывал, он вводил его в свой транс, и обычно это приводило к совершению покупки. Вот что сказал когда-то Уилер в своей знаменитой речи «Волшебные слова, которые побуждают людей совершать покупки»:

У вас есть только десять коротких секунд, чтобы заинтересовать человека, и если за этот промежуток времени вы не скажете ничего очень важного, то его разум покинет вас, даже если физическое тело будет находиться рядом.

Презентуй продукт и стань богатым

«Сделай это сейчас!»

Это призыв ярмарочного зазывалы и искусная команда ведущего рекламно-информационного ролика. Она срабатывает практически всегда. Люди выстраиваются в очередь, чтобы купить мышь за доллар, которая двигается с помощью волшебства, так же, как и за тренажером, который стоит сотни долларов – а потом вешают на него одежду.

Секрет искусства уличного торговца использовался для продажи ножей Ginzu, спиннинга Pocket Fishermen, пистолета для стрельбы картофелем Potato Guns, парового утюга Steam Magic, подноса для быстрого размораживания продуктов D-Frost Wonders и эластичных бигуди Topsy Tail. Ни один из этих продуктов не входит в категорию жизненно необходимых, однако люди приобретали их на заработанные тяжким трудом деньги.

Почему это возможно? Что такого знают телевизионные и ярмарочные зазывалы, чего не знаем мы? Как им удается завладеть нашим вниманием, а затем заставить нас расстаться со своими деньгами, даже если мы не собирались ничего покупать?

Зазывалы на различных выставках-ярмарках знают, как привлечь внимание, они делают это с помощью угощения, фокусов, показов и любых других визуальных средств или приглашают вас увидеть, что происходит за кулисами.

А что же те, кто использует только слова?

Можно взглянуть на вашу руку?

Однажды мы с Нериссой прогуливались по торговому центру в ожидании киносеанса. Во время нашей прогулки молодой человек из киоска в центре посмотрел на Нериссу и спросил: «Можно на одну секунду взглянуть на вашу руку?»

Нерисса не раздумывая протянула руку. Молодой человек подержал ее за руку и сказал, что у нее мягкая и упругая кожа, и после этих слов Нерисса стала глиной в его руках. Она стояла и слушала, как он энергично рассказывает о своей линии кремов для тела, пудрах и средствах по уходу за ногтями и пр.

Я не понял и половины из того, что он говорил, но был заворожен тем, как этот незнакомец, сказав всего лишь восемь слов в течение 10 секунд, заставил нас уйти от него с товарами на 300 долларов, включая соль для ванн и грязевую маску для всего тела для меня!

Как такое могло произойти? Пока другие продавцы сидели за своими прилавками и ждали, что к ним подойдут клиенты, этот предприимчивый молодой человек взял дело в свои руки. Он пригласил нас в покупательный транс с помощью одной единственной фразы – простого вопроса.

Какие утверждения работают?

Если Элмер Уилер протестировал 105 тысяч предложений на 5 тысячах продуктов, легко можно представить, что, для того чтобы найти правильный вопрос или правильное утверждение для вашей целевой аудитории, понадобится время. Вот вам несколько подсказок.

Задавайте открытые вопросы

Если вы зададите какой-нибудь вопрос, на который можно ответить «да» или «нет», скорее всего, клиент откажется и нарушит транс. Хотя, конечно, молодой человек, продавший Нериссе продукты по уходу за кожей, и задал вопрос, на который она могла ответить «нет», его метод сработал. Ему еще можно поработать над индукцией транса и задавать вопросы вроде: «Насколько мягкая у вас кожа?».

Предоставляйте человеку выбор

Элмер Уиллер настоятельно рекомендовал продавцам предоставлять выбор покупателю между двумя вещами. Предложение «Вам удобнее встретиться в среду или в пятницу?» подействует эффективнее, чем «Вам удобно встретиться в пятницу?». Когда вы задаете человеку вопрос «Вам маленький или большой?», предполагается, что он уже хочет что-то купить и ему осталось лишь сделать выбор между двумя вариантами, которые вы ему предлагаете.

Задавайте вопросы воображению

Когда вы просите кого-то представить себе или запомнить что-либо, вы посылаете их в состояние внутреннего транса. Вопрос, начинающийся словами «Что произойдет, если вы представите…» заставит собеседника погрузиться в воспоминания, а значит, и в транс. «Представьте, например, когда вы начнете осваивать покупательный транс, то будете совершать значительно больше продаж».

Делайте необычные утверждения

В 1992 году впервые вышла моя книга «Идеи на миллион долларов от Брюса Бартона», в ней я хотел сказать что-то, что привлекло бы внимание читателей. Мой издатель Джим Чендлер и я решили дать им такую смелую гарантию: «Используйте принципы этой книги в течение шести месяцев, и если вы не увидите улучшения показателей вашего бизнеса на 50 процентов, мы вернем вам деньги».

Я принимал участие в одном радиошоу и еще раз подтвердил свои слова. Группа из шести продавцов, слушавшая передачу, как раз выезжала из города, однако они решили вернуться и в первом же книжном магазине приобрести шесть экземпляров книги. Мое необычное заявление привлекло их внимание. Если вы учтете, что они выезжали за город и поменяли планы благодаря моему гипнотическому заявлению, то поймете всю мощь этого метода.

Доктор Марк Життерль и я проделали то же самое, когда объявили о найденной нами формуле натуральной добавки для снижения уровня холестерина. Мы создали веб-сайт, в котором заявили: «Снизьте уровень холестерина за 30 дней, или мы вернем вам деньги». Такое простое заявление было особенным, потому что большинство медикаментов ничего не гарантируют. Таким образом мы вытащили людей из их транса и ввели в свой, покупательный.

Задайте вопрос, на который они не знают ответа

Я часто увлекаю слушателей утверждением: «Я знаю три слова, которые заставят вас отдать мне все ваши деньги». После этого все удивленно замирают и напряженно размышляют, что же это за слова такие. Тут вступает в игру сила пустячного вопроса. Ответ, собственно говоря, мало кого интересует, а вот незнание выводит людей из их текущего транса. Я редко говорю слушателям, что это за три слова до окончания выступления – иногда и вовсе забываю их сказать.

Сделайте заявление, в которое сложно поверить

Я частенько пишу такие нелепые заголовки, они выводят читателей из состояния погруженности в себя и побуждают прочитать сообщение. Примером такого заголовка служит название одной из записей в блоге: «Минувшей ночью Интернет был уничтожен». Конечно же, Интернет не был стерт с лица земли, но это странное заявление привлекло внимание.

Ту же технику используют таблоиды, завладевающие вниманием читателей с помощью скандальных заголовков, например, таким: «Ребенок дает жизнь Элвису» или «Обнаружена корова королевской крови». Я не предлагаю вам писать странные заголовки, но постарайтесь просто понять, что ваша целевая аудитория занята только собой, и используйте это в свою пользу. Привлеките внимание ярким заголовком или шокирующим заявлением, а затем объясните, чего вы хотите от них. Например, пост об уничтожении Интернета продолжился очень даже логичным и стимулирующим образом.

Минувшей ночью Интернет был уничтожен

Только что я узнал: минувшей ночью Интернет был уничтожен.

Я тоже шокирован. Расскажу вам об этом, но сначала…

Сейчас я читаю изумительную книгу «Идеальный дизайн» («Idealized Design»). Ее написали Рассел Л. Экофф, Джейсон Мэгидсон и Герберт Эдисон, вышла она в издательстве Wharton School Publishing, которое издает гениальные книги: например «Как изменить свою жизнь и свой бизнес: Психология восприятия мира» Джерри Уинда, Колина Крука и Роберта Гюнтера. Это гениальная работа. В ней речь идет о создании будущего для бизнеса (или личной жизни) с помощью концентрации на том, чего вы желаете, а не на том, что у вас уже есть. Книга напоминает мой «Секрет притяжения», адаптированный для бизнеса. На ее обложке написано «Создание будущего организации». Принципы книги сродни тем, которые я описал в «Секрете притяжения» и в фильме «Секрет». Например, один из принципов «Сосредоточьтесь на том, что вам хотелось бы иметь, потому что вы можете иметь все, а не на том, чего вы не хотите».

Мой любимый фрагмент в книге – описание того, как представить, что бизнес, который вы так стремитесь улучшить, минувшей ночью был уничтожен.

Его больше нет.

Стерт с лица земли.

Растворился.

А сейчас вы находитесь в чудесном месте, и в своем воображении рисуете, каким видите свой бизнес в идеальном мире.

В своем воображении вы можете продумать все шаги, которые нужно предпринять, для воплощения наяву вашей фантазии. Такая концепция реинжиниринга захватывающим образом проводится в жизнь в книге Рассела Л. Эккофа и начинается с рассказа о генеральном директоре компании Bell Laboratories, который, придя однажды утром на работу, объявил во всеуслышание: «Господа, минувшей ночью телефонная система США была полностью разрушена».

Это сообщение, конечно же, не соответствовало действительности, однако благодаря ему его подчиненные смогли выйти за пределы возможного и создать то, что сегодня мы считаем само собой разумеющимся: кнопочный набор, определение номера звонящего абонента, «громкую связь» и т. п.

Итак, если бы Интернет действительно был уничтожен минувшей ночью, каким образом вы попытались бы его восстановить?

Каким было бы ваше видение?

Напомню: ваша аудитория думает не о вас, она думает только о себе. Чтобы привлечь ее внимание, вам нужен будильник. Разбудите ее и можете вести прямой дорогой к покупательному трансу.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.