Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Как делать деньги
  • Ораторское искусство как средство обезопасить себя
  • Как я произнес речь своей жизни
  • Как стать хорошим оратором: подсказки Барнума
  • Как Ф.Т. Барнум обанкротился… чтобы вновь разбогатеть

    Эти часовщики завели меня так, что пружина лопнула.

    (Из частной переписки Ф.Т. Барнума, 1856 г.)

    Барнум так сильно любил свой родной город Восточный Бриджпорт, штат Коннектикут, что вложил в его развитие тысячи долларов и, став мэром, отдал ему почти половину жизни. Но именно Бриджпорт связан и с одним из мрачнейших периодов в жизни шоумена, послужившим толчком к открытию новой арены власти, помогающей человеку разбогатеть.

    Барнум хотел, чтобы компания Jerome Clock Company начала вести бизнес в его родном городе – так он рассчитывал влить свежую струю в его развитие и обеспечить горожан дополнительными рабочими местами. И руководство фирмы дало добро на переезд при одном условии: Барнум одолжит ей денег на это, подписав соответствующие документы. Он согласился.

    Подписывая первые долговые обязательства, он был уверен, что сумма займа не превысит 100 тысяч долларов, но компания постоянно просила подписать все новые и новые документы, и Барнум, ослепленный желанием увидеть свой город богатым и процветающим, продолжал ставить подпись. Прежде чем он понял, что происходит, векселей накопилось почти на полмиллиона. К тому времени, когда он осознал, что стал жертвой обмана, он уже разорился.

    Ему было сорок с небольшим, когда он пережил эту потерю, по сути, способную выбить из седла любого человека. Но не этого человека. Он не утратил своего природного оптимизма и сразу заявил, что выплатит все до последнего цента по каждому подписанному им векселю. На это ушло несколько лет, но он выполнил обещанное, а еще через какое – то время стал даже богаче, чем был до банкротства.

    Мы уже выяснили, что Барнуму стойко переносить жизненные невзгоды помогали его внутренняя сила и вера. Сейчас же вы узнаете, что именно делал этот человек, чтобы восстановиться после серьезных финансовых потерь и возродить свою империю, и как сегодня вы можете воспользоваться его методом и добиться аналогичных результатов.

    Как делать деньги

    Барнум начал активно выступать перед публикой в 1850–е годы, когда стал убежденным трезвенником и активным участником борьбы с потреблением алкоголя. Все деньги от его выступлений шли на эту и другие благие цели. А потом, когда он обанкротился, друзья убедили его заняться лекторской деятельностью профессионально и начать читать лекции о том, как делать деньги. Поначалу Барнум противился, говоря, что он намного лучше знает, как их терять, но друзья убеждали его, заявляя: чтобы лишиться денег, нужно их сначала заработать. В итоге Барнум сдался и начал выступать перед публикой с лекциями под названием «Искусство делать деньги».

    Понятно, что для начала он разрекламировал свою лекцию. Результаты превысили все ожидания. На первое платное выступление, состоявшееся в Лондоне 29 декабря 1858 года, купили билеты 2500 человек (выложив 50 центов за билет). Но это еще далеко не все. Лекция пользовалась такой популярностью, и Барнум читал ее столько раз, что благодаря этому всего за четыре года ему удалось расплатиться со всеми долгами по неудачной финансовой операции с инвестициями в Jerome Clock Company. Как говорил сам Барнум, «моя лекция – отличный пример искусства делать деньги».

    На утро после его первого профессионального выступления лондонская Times писала:

    Мы не можем не признать, что мистер Барнум является одним из самых интересных лекторов из всех когда – либо выступавших перед аудиторией на эту универсальную тему. Стоит добавить, что в его внешности нет ровным счетом ничего «шарлатанского», на вид он абсолютно респектабельный бизнесмен, а в его распоряжении имеется целый арсенал шуток, которые лектор произносит обычным тоном, оставаясь абсолютно невозмутимым, в то время как слушатели покатываются со смеху. Звучный голос и восхитительно четкое и понятное донесение материала завершает его характеристику как лектора; очевидно, в этой ипостаси Барнум не имеет никакого отношения к «надувательству» ни в низшем, ни в высшем понимании этого слова.

    Барнум публично выступал со знаменитой лекцией приблизительно в тот же период, когда свои лекции читали великие Марк Твен и Чарльз Диккенс. Тогда же выступали и другие популярные ораторы, например эксперт по гориллам Пол Дю Шалью (эти животные были обнаружены в середине 1800–х), поэт Генри Уодсворт Лонгфелло, проповедник – конгрегационалист Генри Уорд Бичер и философ Ральф Уолдо Эмерсон. И все же в одной газете того времени можно прочитать следующее:

    Он [Барнум] так искусно организовал и провел встречу Генерала Тома Тама с Ее Высочеством, что можно подумать, будто актерство является одной из множества профессий этого человека. Великий шоумен рассказывал байки об ирландских пилотах и официантах, забавных священниках и других необычных людях, с которыми он встречался на жизненном пути. Мистер Барнум – прирожденный рассказчик, в его руках даже обычный каштан вызывает взрыв хохота.

    Кроме того, как вспоминали его современники, Барнум отличался невероятной остротой реакции и находчивостью. Как – то раз, прослушав речь епископа Лондонского, которую тот закончил словами: «Надеюсь встретиться с вами на небесах», Барнум тут же сказал: «Если вы туда попадете».

    Ораторское искусство как средство обезопасить себя

    Ораторские способности Барнума сослужили ему хорошую службу во многих ситуациях и не раз помогли избежать гнева разъяренной толпы и полиции.

    В середине XIX века основатель Американского общества защиты животных Генри Берг пользовался в стране огромной властью; он и члены его команды имели право останавливать и арестовывать любого, кто, по их мнению, проявил жестокость к братьям нашим меньшим. Несколько раз в поле зрения активистов этого движения попадал и Барнум. Берг просто не мог понять, что Барнуму известно о животных больше, чем многим его современникам, включая и самого Берга.

    Однажды Берг узнал о том, что Барнум выставляет на обозрение публики носорогов. Он тут же потребовал, чтобы животным был предоставлен резервуар с водой, в котором они бы могли плавать. И Барнуму пришлось объяснять главному американскому защитнику фауны, что носороги не живут в воде, по сути, если посадить это животное в воду, оно погибнет. В другой раз Берг пришел в ярость, услышав, что змей в цирке Барнума кормят живыми лягушками и ящерицами. И опять Барнуму пришлось просвещать Берга, рассказывая о том, что живые лягушки – обязательный компонент рациона змей, без этого рептилии просто не выживут.

    Но самый большой скандал разразился в 1880 году, когда до Берга дошли слухи о том, что в цирке Барнума показывают номер, во время которого лошадь по имени Саламандра прыгает через горящий обруч. Берг отправил в цирк своих людей, приказав им закрыть шоу. Барнум же, не моргнув глазом и почувствовав в этой истории перспективу бесплатного пиара, пригласил Берга и его помощников в тот же вечер выйти на манеж, где он обещал ответить на все их вопросы и обвинения. Как и предвидел великий шоумен, вечером цирк был забит до отказа – в том числе полисменами, готовыми взять Барнума под стражу. Единственным, кто не пришел на шоу, был Берг, приславший вместо себя одного из своих помощников.

    Вот тут Барнум и проявил в полной мере свои незаурядные актерские и ораторские способности. Он стал в центре арены и, обращаясь к аудитории, произнес следующую речь:

    Леди и джентльмены, я работаю на благо публики вот уже сорок восемь лет и все же сегодня стою перед вами в ожидании, что эти достопочтенные господа арестуют меня, посадят в тюрьму и отдадут под суд, где меня будут судить присяжные из числа моих сограждан. Однако шоу непременно продолжится, но продолжит его кто – то один: либо я, либо мистер Берг.

    Затем Барнум подробно рассказал о попытках Берга заставить его «перестать мучить» бедных животных. Далее он подчеркнул, что всегда был защитником живой природы в своей стране, а за рубежом вместе с королевой Великобритании занимался этим важным делом задолго до того, как мистер Берг выступил в свой «крестовый поход» за права животных. Закончил Барнум речь демонстрацией, вызвавшей бурные одобрительные аплодисменты публики. Он поджег обручи и сам прошел сквозь них. Потом на арену выскочили с десяток клоунов, которые с шутками и ужимками начали прыгать через пылающие препятствия. На закуску через обручи провели и «камень преткновения» – цирковую Саламандру, которая «не проявила при этом ни малейших признаков страха и не опалила ни одного волоска». Но Барнум не остановился и на этом. Он заставил представителя Берга тоже пройти сквозь пламя, после чего тот во всеуслышание признал, что его начальник, мистер Берг, был неправ.

    «Я слишком люблю животных, чтобы их мучить», – объяснил Ф.Т. Барнум.

    Со временем Берг и Барнум подружились, но тогда, в 1880–м, от гнева народа Барнума спасли только его ораторские способности.

    Как я произнес речь своей жизни

    Летом 1996 года я выступал в Университете маркетинга в книгоиздании в Чикаго. Мне предстояло впервые сказать речь перед сотнями участников ежегодной конференции, и я, признаться, сильно нервничал. Мне было известно, что перед этой аудиторией выступали некоторые мои учителя и наставники, причем в течение многих лет. И это, как вы понимаете, отнюдь не помогало мне расслабиться. Было страшно.

    Мне ужасно хотелось произнести одну из лучших речей в своей жизни, и я основательно готовился. В ходе подготовки я вспомнил о Барнуме и о том, как он умел увлекать и развлекать людей интересными историями. Я вспомнил и как тщательно, до мельчайшего жеста и каждого слова, репетировал свои публичные выступления великий юморист Твен. Я прочел массу книг. Прослушал множество записей. Составил подробный план презентации. И в этом процессе мне открылся один из самых важных секретов всех времен.

    Есть одно умное древнегреческое слово «синестезия»; оно означает «одновременное ощущение, совместное чувство». Именно оно и спасло меня в тот знаменательный день. Фокус в том, чтобы попытаться представить себе свое выступление не как речь, а как нечто другое. Например, если представить презентацию в виде музыкального произведения, то какого типа должна быть эта музыка? А если бы выступление имело цвет, то какого оно было бы цвета? То есть, чтобы сделать предстоящую речь богаче и эмоциональнее, нужно объединить воедино ощущения разных органов чувств.

    Я решил воспользоваться синестезией при подготовке чикагского выступления. Улегшись на диване, закрыл глаза, дождался глубокого и ровного дыхания и представил, что выступаю перед аудиторией. Затем спросил себя: «Если бы моя речь была цветной, то какая гамма преобладала бы в ней?» И мне сразу представилось нечто ярко – красное с белыми полосками, нечто символизирующее сильную энергетику, энтузиазм и вдохновение, которые я хотел привнести и передать в этом проекте.

    Потом я задал себе следующий вопрос: «А если представить мое выступление как музыкальное произведение, то как бы оно звучало?» И на ум тут же пришла Мелисса Этеридж, рок – звезда с удивительным хриплым голосом, чье пение волнует и пробуждает целую гамму чувств. Я выбрал Мелиссу потому, что совсем недавно слышал ее выступление на знаменитом шоу MTV «Unplugged» («Без электричества») и оно потрясло меня до глубины души. Эта хрупкая женщина, исполняющая свои песни соло, под сопровождение простой акустической гитары, заставила битком набитый зал почувствовать магию своего голоса. Позже я узнал, что раньше она в основном предпочитала камерные выступления и отлично знала, что, если не умеешь увлечь публику и удержать ее внимание, люди не станут тебя слушать и ты потеряешь работу. Вот почему каждый концерт Мелиссы наполнен такой энергетикой, что слушатели ощущают ее присутствие почти физически. Я понял, что если и моя речь будет хотя бы частично такой же страстной и эмоциональной, как музыка Мелиссы, то и я смогу расшевелить чикагскую аудиторию, смогу задеть ее за живое.

    Так я в течение нескольких недель репетировал выступление, представляя, что моя речь – песня в исполнении Мелиссы Этеридж. И хотя я никогда в жизни не пел перед публикой, мне удалось насытить этот образ сильной энергетикой. Я помог своему подсознанию внедрить динамические элементы концертов Мелиссы в будущую речь. Я вспомнил, что в одном из интервью America Online она рассказывала о том, как ее попросили дать совет молодым исполнителям. И она ответила: «Будьте сильными. не бойтесь своей силы. потрясите слушателей». Мне стало интересно, что случится, если и я позволю своей внутренней силе лектора «потрясти» аудиторию, позволю своей энергии в полной мере проявиться в словах и жестах. Я еще не знал, как это осуществить на осознанном уровне, но надеялся, что смогу это сделать. Я был уверен, что теперь мой мозг запрограммирован на успех.

    И когда настал «судный день», я был готов. Я чувствовал себя сильным; знал, что нужно делать, и был полон энтузиазма. Произнеся свою речь, я сел на место и наслаждался аплодисментами. А парень, который должен был выступать следующим, поднялся на трибуну и сказал: «После речи Джо мне необходимо перевести дух».

    Судя по всему, перевести дух как следует ему так и не удалось; аудитория слушала его без особого интереса. А через несколько недель среди участников конференции был проведен опрос, в ходе которого респондентов просили оценить все 24 речи, произнесенные там, по десятибалльной шкале. Мое выступление получило самую высокую оценку – 9,84 балла. Замечу особо, что в этом деле я был новичком и, кроме меня, в мероприятии участвовали более двадцати куда более опытных ораторов.

    Я рассказал эту историю вовсе не для того, чтобы похвастаться своими ораторскими способностями. Я хотел донести до вас идею, что каждый человек – в том числе и вы – может стать отличным, мощным оратором. Для этого достаточно воспользоваться одной из важнейших арен власти Барнума. Кстати, в результате своего выступления в Чикаго я приобрел несколько новых и весьма выгодных клиентов. Ведь когда держишь речь перед аудиторией потенциальных потребителей, они начинают относиться к тебе как к авторитету в той или иной области; а если тебе удастся увлечь их и научить чему – то полезному, они тебя запомнят. Когда же им понадобится то, что ты предлагаешь, они наймут именно тебя.

    Сомневаюсь, что Ф.Т. Барнум знал что – нибудь о создании мысленных образов и синестезии, но он прекрасно понимал, что тщательная подготовка к выступлению – залог успеха. А поскольку большинство из нас все же далеко не барнумы и не твены, то при подготовке к выступлениям нам следует использовать любую помощь, какую мы только можем получить. Твен, например, репетировал свои речи словно театральную постановку и даже писал подробные сценарии выступлений. Барнум составлял планы речей, и его исполнение всегда было необычайно живым и ярким.

    Что же мы можем предпринять, чтобы тоже разбогатеть благодаря своим публичным выступлениям?

    Как стать хорошим оратором: подсказки Барнума

    Чтобы ваша речь дала желаемые результаты, следуйте нижеприведенным советам.

    1. Изучите свою аудиторию. Говорите о том, что интересно вашим слушателям, а не о том, чем вы хотели бы их заинтересовать. Барнум, начав профессиональную лекционную деятельность, знал, что подавляющему большинству его слушателей было бы очень любопытно узнать, как улучшить свое материальное положение. Поэтому он читал лекцию «Искусство делать деньги». Он мог бы подготовить очень содержательный рассказ, посвященный, например, цирку или музею, или продолжить выступать на тему пользы трезвости, но он прекрасно понимал, что, скорее всего, люди заплатят за то, чтобы услышать от него секреты успеха в бизнесе. И вы тоже дайте своей аудитории то, что она хочет.


    2. Определите главную идею речи. Если в вашем выступлении отсутствует основной принцип, некая ключевая мысль, которую вы хотите донести до людей, оно будет бесцельным и в конечном счете пустым и бессмысленным. Барнум четко знал, что красной нитью в его речи в защиту трезвого образа жизни проходит тема вреда, причиненного злоупотреблением алкоголем. А его лекция об умении делать деньги базируется на ряде мудрых принципов, следуя которым, человек может добиться успеха. Четко определите главные пункты своей речи, прежде чем выступать с ней перед аудиторией. Барнум, например, обычно составлял планы лекций.


    3. Подготовьте истории для иллюстрации основных мыслей выступления. Такие истории развлекают аудиторию и просвещают ее. Речи Барнума всегда изобиловали восхитительными рассказами и юмористическими байками, иллюстрировавшими то, о чем он говорил. Если вы не украшаете главную канву выступления интересными историями, оно будет скучным, сухим. Вдохните в него жизнь. В следующей главе вашему вниманию представлена знаменитая речь Ф.Т. Барнума, посвященная искусству делать деньги. Читая ее, обратите внимание, как часто оратор шутит, цитирует разных авторов или рассказывает любопытные истории и анекдоты, иллюстрирующие ту или иную важную мысль. Обогатите свою речь интересными примерами из жизни, имеющими отношение к делу. Аудитория Барнума просто ревела от восторга, слушая его потрясающие истории о разных людях, встреченных им на жизненном пути. Слушатели их обожали. Многие говорили, что его выступления были настоящим событием в мире ораторского искусства.


    4. Используйте визуальные материалы. В распоряжении лекторов XIX века не было проекторов для показа слайдов, они не использовали даже банальных подставок для иллюстративного материала. У них не было микрофонов, и выступающего аудитории никто не представлял. Но они отлично понимали, как важно увлечь людей и поддерживать их интерес к теме своего выступления. Барнум, например, нередко показывал фокусы. Вам тоже следует чем – то стараться приковать к себе внимание публики на протяжении всего выступления. Для усиления повествования используйте проекторы для слайдов. Даже если вы и ваши слова не окажут на аудиторию большого влияния, вполне возможно, что люди запомнят тот наглядный материал, которым вы дополните свою презентацию. Кстати, я убежден: одна из причин, по которой моя речь в Чикаго имела такой успех, заключается в том, что я иллюстрировал свой рассказ слайдами с изображением старых рекламных объявлений, а лектор, выступавший после меня, ничего подобного не делал.


    5. Оставьте самое интересное «на закуску». Психологи утверждают, что люди лучше всего запоминают начало и конец выступления. Если вы хотите, чтобы аудитория вас не забыла, закончите речь чем – то действительно впечатляющим. Я, например, люблю «на закуску» рассказать что – нибудь вдохновляющее. А Барнум часто заканчивал лекцию кратким обзором изложенного материала и какой – нибудь замечательной цитатой. Как вы вскоре убедитесь сами, благодаря цитате из великого Шекспира его рассказ становился еще более незабываемым. Оставьте самое интересное – лучшую историю из жизни, цитату, иллюстрацию и т. д. – на финал выступления и предложите это аудитории непосредственно перед тем, как начнете спускаться со сцены.


    В конце 1880–х Барнум любил рассказывать людям разные анекдоты и интересные истории; так он проверял их реакцию и оценивал, стоит ли включать тот или иной эпизод в свою очередную книгу «Забавные истории, рассказанные Ф.Т. Барнумом» («Funny Stories Told by Phineas T. Barnum»). А еще он настолько свято верил в силу публичных выступлений, что в бытность мэром Бриджпорта учредил стипендию для студентов высших учебных заведений, добившихся особых успехов в ораторском искусстве. Она существует и поныне.

    По личным подсчетам Барнума, он читал свои лекции больше 700 раз, а прослушало их около 1 миллиона 300 тысяч человек. Ораторские способности и навыки помогали ему и как бизнесмену, и как политику, и как публицисту, и как ярому поборнику трезвого образа жизни, но больше всего они пригодились при решении финансовых проблем.

    Когда 24 марта 1860 года Барнум поднялся на сцену лекционного зала музея и объявил, что после четырех лет борьбы за восстановление своего финансового здоровья он наконец полностью расплатился с долгами и снова твердо стоит на ногах, забитый до отказа зал встретил эти слова такой бурной овацией, что великий шоумен с трудом сдержал слезы.

    А теперь подумайте, как бы и вам начать выступать и рассказывать людям о своем товаре или услуге, прокладывая путь к богатству ораторскими способностями.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.