Онлайн библиотека PLAM.RU


1. Сила авторитета лидера как атрибут его власти

Штурвал указывает множество разных направлений, каждое из которых куда-то ведет

У лидера тоже есть свой штурвал, указывающий направление власти.

• Власть статуса.

• Власть эксперта-профессионала.

• Власть вознаграждений.

• Власть принуждения.

• Власть принадлежности к избранному кругу.

• Власть принадлежности к группе, принимающей решения.

• Власть авторитета.

• Власть обаяния.

• Власть принадлежности к лидерам общественного мнения.


Чем больше типов власти вы способны использовать, тем мощнее ваше влияние на людей. Власть, как и мышцы, можно наращивать.

Деспотизм просвещенный нисколько не лучше деспотизма хамского

Образ руководителя, обладающего железной волей и мощным интеллектом, уже не укладывается в картину современного мира.

Начальникам нужна диагностическая карта, которая бы указывала, какие навыки нужны современному лидеру.


Это навыки скорее спортивного тренера, режиссера производственного спектакля и политика, чем командира, ведущего взвод в атаку.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

«Весь мир — театр,

в нем люди все — актеры».

У. Шекспир

Лидер, который играет только одну роль, — не лидер, а убожество.

Современный лидер скорее носитель четырех ролей:

• организатора;

• психолога и психотерапевта;

• политика;

• наставника-духовника.


Отсутствие хотя бы одной из этих ключевых компетенций равноценно отсутствию одной струны на гитаре. Красивую мелодию не сыграешь. Каких струн не хватает на вашей гитаре?

Деструктивные типы личностей на вершине власти

Драматический тип.

Ищет внимания, жаждет энтузиазма, активности и поощрения; страдает от мании величия; склонен к крайностям.

Мнительный тип.

Постоянно готов отразить любую атаку и угрозу со стороны других людей; сверхчувствителен; мнителен и недоверчив; слишком занят правилами и деталями, которые оберегают его тотальный контроль; жаждет информации; иногда мстителен.

Отчужденный тип.

Замкнутый и отстраненный; не хватает заинтересованности в настоящем и в будущем; иногда безразличен к похвале и критике.

Депрессивный тип.

Недостает уверенности в себе; страдает от проблем с самооценкой; не знает об успехе (поэтому терпим к посредственности и неудачам); зависит от мессий.

Принуждающий тип.

Склонен доминировать на всех уровнях; настаивает на том, чтобы все строго придерживались предписанных правил; догматичен и упрям; одержим педантизмом, деталями, рутиной, ритуалами, эффективностью и строгой системой организации.


Если признаки этих типов находят место в вашей личности, вы далеко уходите от образа талантливого менеджера.

Новые времена меняют статус и авторитет власти, делая людей не зависимыми от нее

Доверие, признание, лояльность пока не передаются в цифровом формате.

Компьютер заворожил магией цифровых технологий. Но люди не только остались людьми, но и сохранили пронзительное стремление оставаться людьми, а не цифрами.

Люди по-прежнему плохо понимают безэмоциональный язык цифр и по-прежнему реагируют на любовь, дружбу, признание, доверие, которые пока передаются только энергетически.

Привычные менеджеры и командиры производства плохо уживаются с новой ментально-стью. Они больше похожи на ментальных динозавров. А их судьба известна. Они исчезли или исчезают.

Цифры нужны для анализа и отчетов. Воодушевление людей — это чисто энергетический процесс. Можно ли передать чувства человека на языке цифровых технологий в виде битов?

Это все равно, что передать запах розы с помощью формулы. Для передачи чувств нужны чувства, т. е. энергия. И этому еще предстоит научиться подавляющему большинству людей, стоящих на должностях менеджеров всех уровней, включая и самые верхние.


Оцените свою способность говорить с людьми, как с людьми, а не как с роботами или винтиками. Чем эмоциональнее ваш язык, тем выше ваша лидерская талантливость. Если это вам не под силу, ваше место — разработка планов, стратегий, т. е. работа с железками или информацией. Ограждайте окружающих от общения с собой.

Когда не могут себя поднять, пытаются других подмять

Менеджеру приходится выбирать между старыми привычками и нарождающимися тенденциями.

Чтобы видеть и учитывать новые тенденции, нужно перестать:

• смотреть на оргструктуры и системы как на священных коров. Все это бумажные концепции, которые можно изменять;

• держаться за свои прошлые успехи;

• держаться за свои «старые удочки», если конкуренты уже используют динамит и прожектора;

• считать, что свое старое мастерство поможет в новых условиях;

• считать, что четкое распределение обязанностей важнее, чем обучение и постоянное развитие своих кадров.


Огнедышащий стиль управления хорош на пожаре и на войне. В остальных случаях он напоминает машину, буксующую в песке. А к чему склонны вы?

Если чувствуешь себя молотком, все люди вокруг будут напоминать гвозди

Стиль молотка в управлении людьми:

1. Высокая требовательность, жесткая иерархия, централизация власти и принятия решений.

2. Награждается послушание подчиненных.

3. Инициативы подчиненных не поощряются.

4. Вникание лидера в детали и все текущие проблемы.

5. Импульсивность деятельности, реагирование на текущие проблемы, работа в стиле «аварийной службы».

6. Наличие страхов в команде и присутствие закулисных интриг.

7. Плохие новости скрываются. Информация передается наверх путем селективного отбора.

8. Единоначалие в принятии решений.

9. Привилегии любимчикам.

10. Информация труднодоступна, она сосредоточена в руках лидера.

Если вы кивали головой, когда читали этот перечень, можете смело вешать на грудь медаль «Заслуженный молоток бизнеса».

А если по-научному, то это авторитарный стиль управления.


Если вы заметили у себя эти признаки, подумайте, много ли «гвоздей» готовы подставить вам свои спины?

Когда планы готовятся в «башне из слоновой кости», тогда музы трудового энтузиазма молчат

Если у вас наблюдаются следующие симптомы:

• руководитель мало делегирует свои права подчиненным;

• важные решения находятся исключительно в распоряжении топ-менеджеров;

• «хозяева положения» так много себе набирают, что не могут с этим справиться;

• корпоративные цели, если они вообще есть, так неопределенны, что потеряли какое-либо значение;

• приоритеты далеко не ясны;

• люди прячут проблемы под ковер или обсуждают их тайно.


В этом случае можно предположить, что у руководителя много амбиций, а заодно и иллюзий, что гениальный человек на свете только он. В результате он использует мускулы людей, не затрагивая их головы и сердца пламенный мотор.


Со страстью к доминированию мы рождаемся так же, как со страстью есть, пить или дышать.

При чрезмерном пищевом аппетите наступает ожирение, но мы способны регулировать его диетой. Точно так же можно регулировать и чрезмерную потребность во власти, если наступает психологическое «ожирение».


Не поленитесь оценить степень своего психологического ожирения, чтобы приближаться к уровню талантливости лидера.

Стиль, ориентированный на бюрократию

Проверьте наличие данных признаков в вашем стиле управления.

1. Наличие четких правил и инструкций.

2. Наличие стандартов, планов, процедур и систем.

3. Наличие множества правил, табу, запретов.

4. Определение ответственности в измеряемом виде.

5. Централизация принятия решений.

6. Четкая оргструктура и система подчинения.

7. Низкая текучесть кадров, но удерживаются ответственные и исполнительные.

8. Жизнь протекает строго по описанным правилам.

9. Наличие долговременной памяти организации (истории, традиций, ритуалов).

10. Высокий уровень безопасности.

11. Высокий уровень стабильности и консерватизма.

12. Организация как федерация, состоящая из «графств», часто разделенных «рвами».

13. Каждый делает свою часть работы, но не видит целого.

14. Средний уровень производительности или КПД сотрудников аппарата (подвигов нет).

15. Люди творческого плана уходят или скучают на своих рабочих местах.

16. Низкий уровень конфликтогенности.


Если их много, вы склонны к бюрократическому стилю управления. А как же быть с талантливостью?

Стиль, ориентированный на прорыв и достижения

Проверьте себя по этим признакам.

1. Ставятся высокие цели творческого (прорывного) характера.

2. Наблюдается высокая приверженность людей своему делу и команде.

3. Люди мотивируются воодушевлением достижения поставленных целей.

4. Наблюдается трудоголизм не только лидера, но и всех членов команды.

5. Наблюдается дух мушкетеров: один за всех, все за одного.

6. У людей появляется чувство элитарности и избранности (как участников великих дел).

7. Отсутствие постоянного контроля за исполнителями, ибо они сами замотивированы на высокие результаты в своей деятельности.

8. Раскрытие внутреннего потенциала людей.

9. Гибкость и мобильность команды в решении поставленных задач. Команда чутко реагирует на изменения внешней среды, готовая к новым решениям.

10. В команде наблюдаются споры, полемика, дискуссии при решении новых задач и разработке программ и планов.

11. Наблюдается снобизм творческих личностей, так как творчество считается большой ценностью для команды.

12. В то же время наблюдается изоляция от мира и жизнь как бы в стеклянной клетке, где живут «вершители судеб».

13. Перерасход ресурсов при разработке программ, планов и проектов.

14. Импульсивность в принятии решений, многое отдается на откуп интуиции и риску.

15. Конфликты и стрессы между творческими людьми по поводу идей и направлений деятельности.

16. Тем не менее наблюдаются высокие результаты, прорывные идеи, «красивые программы», способные решать проблемы, которые считались нерешаемыми.


Чем больше признаков, тем ближе вы к этому стилю управления. Пройдитесь, как минер, по всем этим признакам. И чем их больше, тем вы талантливей как лидер. Но если нашли то, чего у вас пока нет, накачивайте эти мускулы, иначе звание талантливого менеджера вам не получить.

Стиль, ориентированный на поддержку людей и климат в коллективе

Проверьте себя по этим признакам.

1. Наблюдается ценность и уважение к личности.

2. Чувство любви, тепла и приверженности к лидеру и коллективу.

3. Хороший климат.

4. Хорошее здоровье сотрудников.

5. Хорошее обслуживание населения и хорошие контакты с населением.

6. Признание заслуг людей и их поощрения.

7. Совместный досуг.

8. Хороший информационный обмен.

9. Застой, консерватизм, новое воспринимается с трудом.

10. Отношения становятся важнее дела, поэтому конфликты избегаются и сглаживаются, что напоминает болото.

11. Командная работа (люди любят работать в команде).

12. Чувство безопасности.

13. Забота о ресурсах фирмы.

14. Средние результаты и низкий творческий уровень.

15. Хороший климат.

16. Низкая текучесть.


• Чем их больше, тем ближе вы к этому стилю управления.

• Чем их больше, тем больше вас любят, но это не лидерский стиль. Вы скорее выполняете роль няньки. Подставляете плечо, вытираете сопли и сменяете подгузники, тем самым поддерживая в людях инфантильность и безответственность. Вы слишком увлеклись гуманитарными ценностями, забыв об эффективности дела.


А теперь составьте общую формулу вашего стиля управления. Сколько баллов вы набрали по всем направлениям? И какой из них оказался доминантным? Может быть, вы сочетаете все типы управления? Поразмышляйте, соответствует ли комбинация граней вашего стиля целям и задачам вашей фирмы, вашим планам, особенностям ваших сотрудников?

Поиски козлов отпущения часто бывают творческими

Когда раскрылась бездна провала, поиск козлов отпущения начинается раньше, чем возникает размышление. «Кто несет за это ответственность?» — резонный вопрос. Но не путайте козла с капустой. Ответственность, а не вина. Разницу чувствуете? За вину можно и голову долой, а ответственность предполагает поиск путей выхода. Ответственность — это способность принять вызов и ответить на него. И чем шире возможность выбора, тем больше тропинок в лесу вы увидите, чтобы прийти к нужному месту.

Если Вы + Он = проблема, вы — часть этой проблемы. И если вы в очередной раз наступили на грабли, задайтесь детским вопросом: «Каким образом я это создаю?»

Если прекратите думать в категориях поиска козла отпущения, то у вас появятся соображения, как вылезти из этой детской песочницы.


В этом мире все, что касается вас, с вас начинается и вами же заканчивается. Если это пока трудно понять, значит, песочница пока вам впору.

Люди часто жалуются на отсутствие памяти, а надо бы на отсутствие ответственности

Как помочь человеку стать ответственным?

Помогите подчиненному:

• Сфокусироваться на целях и отодвинуть трудности на задний план.

• Если пугает сама проблема, то помогите поискать вокруг нее благоприятные возможности, чтобы захотеть ее решать.

• Устанавливайте сроки исполнения.

• Заставляйте делать то, что важно, а не то, что представляется срочным.

• Пусть проговорит свои разочарования, опасения, проблемы, и обсудите способы их преодоления.

• Пусть не откладывает трудную работу, а начинает день с нее или пусть зафиксирует время ее исполнения.

• Посоветуйте не прятать голову в песок, чтобы не получить пинок под зад. Отрицая что-либо, мы теряем над этим контроль, потому что мы считаем, что этого не существует.

• Скажите, что в попытке — ложь. Правда — в действии.


Чем ваша тактика ближе к описанной, тем вы талантливее как лидер.


Табу менеджера по отношению к людям.

Нельзя:

• Давать людям «терять свое лицо». Эту потерю никто не прощает.

• Иметь любимчиков. Это значит иметь море ненависти тех, у кого вы просто не заметили их достоинств.

• Игнорировать национальные, религиозные или другие ценности работников. Это все равно, что плевать против ветра.

• Не замечать даже небольшие позитивные сдвиги в работе людей. Это значит упускать шанс стать умелым дрессировщиком.

• Требовать от других трудоголизма, если сам трудоголик. Это значит требовать от антилоп быть львами. Эффект тот же самый, но за высокую нервную плату с обеих сторон.


Чем вы больше нарушаете или игнорируете подобные запреты, тем вы ближе к званию «Заслуженный диверсант».

Вспышки вашего гнева не могут устрашать, а уж тем более вызвать преданность вам

Быть раздражительным опасно, глупо, нелепо и вульгарно. Раздражительность не сила, а признак бессилия. Когда уровень беспокойства и угроз выше нормы, а уровень одобрения и признания низок, последствия в виде апатии, депрессии, скрытого саботажа, снижения инициативы и ответственности так же неизбежны, как засуха при отсутствии дождей. Замедляется все, что должно расти (темп работы, качество, желание учиться).

Исчезает все то, что хотелось бы сохранить (приверженность сотрудников и лояльность клиентов).

Стоит задуматься, не слишком ли велика плата за свою страсть топтаться по душам людей?

Когда одни угрожают, другие обороняются. Оборона — это энергия самозащиты. Если ее уровень равен 100 %, то что остается на саму работу? Но если у вас есть желание быть диверсантом в собственной фирме, то вот вам рекомендации из секретных архивов ЦРУ и ФСБ. Вместо тротила, пуль и газа, используйте средства, которые на первый взгляд кажутся невинными, но по силе воздействия не уступают хорошему молотку по голове.

• Режьте воздух от возбуждения отдавать приказы.

• Хватайтесь за любые промахи, чтобы их скрутить в бараний рог.

• Отмахивайтесь от новых идей.

• Наматывайте слухи себе на ус.

• И вообще побольше машите руками с молотком.

• Величие сдержанно. Пустота хлопотлива.


Если подобные страсти владеют вами, то с террористами, как с родственными душами, вам было бы легко общаться.

Когда у руководителя все пальцы указательные, все жесты у работников становятся оборонительными

Поместите на полу магазина надпись «На потолок не смотреть!» и проверьте, найдутся ли такие, которые выполнят этот запрет? Если найдете, то подайте заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Посмотрят на потолок все. Это называется в психологии законом реактивного сопротивления.

Почему вы думаете, что он не распространяется на ваши указующие воздействия? В них есть все, чтобы этот закон проявился.

Указание «Делай это!» вызывает реактивное сопротивление.

И у вас есть выбор: отдаваться привычке командовать или оборачивать свои указания, приказы, запреты в более психологически грамотную форму в виде предложений, просьб, приглашений к участию в решениях.

Вместо «Немедленно уберите этот мусор!» скажите: «Как вы думаете, этот мусор, который вы не успели убрать, раздражает наших клиентов? И как он влияет на наш имидж? Я хотел бы, так же как и клиенты, видеть наш офис чистым к завтрашнему утру. Ответственный за уборку — Иванов».


Степень вашей талантливости как лидера напрямую зависит от стиля ваших указаний и распоряжений.

Стиль молотка как стиль управления никто не отменял

Стиль молотка хорош:

• на пожаре;

• на войне;

• когда работаешь с дебилами;

• когда имеешь дело с деклассированными элементами в местах заключения или когда имеешь дело с террористами.


Во всех остальных случаях этот стиль управления — просто самоубийство.


Когда работники подвергаются публичной порке, наивно надеяться на обмен информацией, высокую обязательность и творческое отношение к работе.

Люди не телепаты, чтобы предсказывать вашу реакцию на свои предложения. Энергетически им выгоднее молчать, чтобы не налететь на очередной молоток по лбу.

В городе с названием «Я вам покажу» даже простые проблемы не находят решений.

Но почему все-таки и на нашу голову так часто опускается чужой молоток при любой провинности? И не потому ли мы не забываем о нем, имея дело с нормальными людьми?

Прежде чем сделать акцент на методах управления, определитесь с расстоянием выполняемой работы от интеллекта.


И чем в большей степени вы учитываете подобные соображения, тем более вы талантливы. А чем менее, тем дальше вы отстоите от этого звания.

Как дико хочется быть цивилизованным!

Правила снижения напряженности в трудных ситуациях:

• Хладнокровные выигрывают. Сохраняйте величие.

• Выдерживайте паузу.

• Перемотайте пленку назад («Давайте уточним, в чем суть проблемы»).

• Признайте факт и признайте право партнера на такую реакцию («На вашем месте я, наверное, тоже бы так реагировал»).

• Переведите его жалобу, недовольство в конструктивную форму («Что вы предлагаете делать?» или «Вместо того чтобы проклинать тьму, давайте поищем свечку»).

• Сосредоточьтесь не на расхождениях, а на том, в чем есть согласие, и переводите разговор в эту область («И вы, и мы хотим… Давайте поговорим об этом»)

• Демонстрируйте идею «Мы с вами не против друг друга, а против общей проблемы. Давайте ее искать!»

• Попросите совета.

• Не бойтесь извиняться. Помните, что извиняться могут только сильные и зрелые личности.

• Берите ответственность (перед самим собой) на 100 % и играйте роль хозяина положения (или дрессировщика).

• Не занимайтесь критикой и указанием на ошибки, просчеты, недальновидность клиента. Вы этим самым загоните его в защиту и получите с его стороны ответное нападение (как лучший способ защиты).

• Не живите в иллюзии, что все понимаете и запоминаете из того, что говорил клиент. Переспрашивайте и уточняйте свое понимание. Непонимание часто является причиной конфликтов или напряженности в отношениях.

• Не расширяйте фон конфликта. Говорите только о том, что было источником данного конфликта. Не вспоминайте все ранние прегрешения партнера и не отвечайте оправданиями на его подобные выпады.

• Будьте терпимы к людям. Они такие, какие есть, а не такие, какими мы хотели бы их видеть.


Вы выполняете подобные приемы в общении с людьми? Если да, то присвойте себе дополнительные баллы по шкале талантливости. Если нет, то не обессудьте, учиться вам и учиться на талантливого менеджера.

Всегда может появиться «собака», которая способна помешать достичь поставленных целей

Благим намерениям вершить справедливую власть могут помешать четыре «собаки».

1. Наличие «правил для всех» и «правил для нас».

2. Принятие решений, которые не принесут улучшения всем, а только избранным.

3. Закрытость от общественности ваших замыслов.

4. Эгоистические интересы верхушки.


Как вам с позиции этих критериев деятельность Госдумы? Похоже, что все эти «собаки» прописались там навечно. Вот и оцените степень их лидерского влияния. Не правда ли, хочется идти не за ними, а совсем в противоположную сторону?

Нужны ли людям указатели типа «верной дорогой идете, товарищи»?

Наличие большого количества правил деморализует. Но жизнь без правил погружает в стихию импульсов и инстинктов.


Учитывайте эти правила, и вас будут обожать подчиненные, расплачиваясь своим энтузиазмом.


Когда заботишься о людях, они заботятся о работе. Люди стараются не обмануть ожидания. Видишь их умными, они демонстрируют ум, видишь их глупыми, будешь окружен глупцами.

• Наилучший способ привить людям уважение и ответственность — это оказывать им уважение и предоставлять ответственность.

• Личный пример страсти к работе — лучший стимулятор для подчиненных.

• Ни человеческая мысль, ни сила мотивации не поддаются чистой логике.

• Критика позволяет встать на правильный путь, но не начать движение.

• Лучше обратиться с просьбой, чем отдать приказ.

• Убеждение более эффективно и действует дольше, чем давление и устрашение.

• Никогда не поручайте двум сотрудникам ту работу, которую может выполнять один, это приводит к скуке, апатии и разочарованию.

• Всегда оставляйте место некой таинственности, чтобы сделать ожидание более напряженным.

• Будьте терпимее к подчиненным в большей степени, чем к самому себе.

• Относитесь к подчиненным так, как вы хотели, чтобы они относились к клиентам.

• Уделяйте много времени «накачке» духа команды и отдельных ее членов, активизируя в них стремление к успеху и самореализации, а не разработке новых систем материального стимулирования.

• Поддерживайте положительное представление сотрудника о самом себе.

• Опирайтесь на лучшую часть личности сотрудника, а не критикуйте или исправляйте его слабости.


А вы выполняете эти правила? Неужели нет? Жаль! А мы хотели вас зачислить в талантливые менеджеры.

Мы живем в двух мирах: мире ощущений и мире интерпретаций

По улице идет мальчик. Это ощущение. Мальчика видят милиционер и бабушка. Милиционер: «Подросток — потенциальный хулиган». Бабушка: «Мальчик — ангел». Это их интерпретации.

«Это большая комната» — ощущения. «Эта комната может быть поделена на несколько частей, и каждая может выполнять свою функцию» — это интерпретация.

В основе любого конфликта, разногласия, спора ищите интерпретации как источник всех столкновений.

Факты, ощущения — источник сотрудничества и согласия. Мир реальных ощущений объединяет людей. Говорите с людьми на языке фактов и ощущений, и будете поняты. Переходите на язык интерпретаций или эмоций и получите статус террориста.

«Я прав!» — установка обывателя. «Все правы в рамках своего контекста» — мышление лидера.

«Вы опоздали» — факт. «Вы — необязательный человек» — интерпретация.

Зеленую улицу — фактам. Красный сигнал «Стоп» — интерпретациям в общении с людьми, особенно в их оценках и при столкновении с их мнениями и интересами.


Какой балл из пяти вы бы поставили себе в общении с людьми? Вы говорите с людьми на языке фактов или интерпретации? Чем ваш язык ближе к фактам, тем вы талантливее как коммуникатор.

Каждый видит свое, хотя окружающее общее

Тот, кто видит в окружающем либо черное, либо белое, сам либо наивен, либо циник.

Плохие новости:

Наивные смотрят на мир через розовые очки, настаивая на том, что люди близки к ангелам. Циник убежден в дьявольской сущности окружающих и придерживается тактики «Достань их, пока они не достали тебя».

Хорошие новости:

Ни одна из этих позиций неверна. Истина в сочетании. «В каждой женщине сидит ведьма, но и ангел тоже».

Только тот, кто видит мир многогранно, способен мобилизовать людей вопреки дюжине преград и препятствий.

Организациям нужны доброжелательные руководители, которые, как умные политики, способны вести народ между кирпичной стеной наивности и бандитскими закоулками цинизма.


Лидер должен уметь управлять отношениями как с союзниками, так и с оппонентами в нашем мире хронического дефицита, неопределенности, конфликтов и риска. А вы?

Власть можно получить по наследству или вместе с должностью, но авторитет зарабатывают

Подчиненные чувствуют себя уверенно и хорошо работают, когда доверяют своему боссу. Неприязнь к боссу — вид негативной энергии, которая снижает желание что-то делать.

Избегайте самодурства. Люди платят признанием, авторитетом тому, кто уважает их. И отвергают того, кто втаптывает их достоинство в грязь.

НЕ делайте подчиненных ответственными за ваши ошибки. Тот, кто делает это, сам является жертвой. Обвинять других в своих бедах — все равно, что считать мух причиной свалок.

Пессимисты, нервные, обвиняющие всех и вся, уязвимые, нетерпимые к людям, авторитетом никогда не пользуются. Люди испытывают симпатию и уважение к тому, кто соответствует образу приятного человека. Все перечисленные качества к такому образу не подходят.

Уважение к людям при любой требовательности не снижает авторитет. Уважение к людям позволяет быть максимально требовательным, не вызывая при этом ответного раздражения.


Если вы понимаете анатомию авторитета и способны выстраивать его сознательно, вы талантливый лидер. Если такую мощную силу власти, как авторитет, вы отдаете на откуп стихии, вы проявляете некомпетентность и лидерский непрофессионализм.

Погонялки для шефа

Подчиненные имеют гораздо больше возможностей, чем сами представляют. Проведите совещание с повесткой дня: «Как мы мешаем нашим руководителям делать то, чего мы сами от них ожидаем?».

1. Заблуждение: «У нас нет полномочий для проявления своей инициативы».

Реальность:Никто вас этой инициативы не лишает.

2. Заблуждение: «Мы могли бы действовать, но нужно, чтобы руководство сформулировало детальные инструкции».

Реальность:Но, как правило, руководители не могут сформулировать такие инструкции без помощи подчиненных.

3. Заблуждение: «Человеку нужно доверять либо полностью, либо никак».

Реальность:На самом деле доверие может увенчиваться постепенно и очень понемногу.

4. Заблуждение: «Я считаю неуместным споры с начальством».

Реальность:Но если никто не будет оспаривать мнения и приказы начальства, ему грозит информационный вакуум.

5. Заблуждение: «Начальство не рассказывает нам о том, что происходит».

Реальность:А как часто вы спрашиваете? Вы дали понять, что вас интересует такая информация?

6. Заблуждение: «Руководство не может или не хочет принимать от нас какую-либо помощь».

Реальность:Забавно посмотреть на подчиненного, который бы зашел в кабинет шефа и сказал: «Может, вам помочь разобраться с этой проблемой?» И тем не менее начальство часто нуждается в помощи.

7. Заблуждение: «Вожжи в руках руководства, и поэтому организация делает все, что оно требует».

Реальность:Хотя так и думает большинство подчиненных, но начальник часто напоминает человека, который сидит в своем кабинете перед пультом управления, но кнопочки, которые он нажимает, ни к чему не подключены. Именно подчиненные должны изменить свой подход к начальству. Они должны понять, что начальник нуждается в их помощи, но не знает, как об этом спросить.

Лучший лозунг для умных подчиненных: «Быть ведомым — значит помогать своему начальнику быть лидером».


Чем ближе ваше видение по данному вопросу к описанным, тем вы ближе к таланту.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

«Идиот — это человек, который хочет получить новый результат старыми методами».

А. Эйнштейн

Правила выхода из заколдованного круга проблем

«Если делать то, что делаем, то будем получать то, что получаем».

Смени метод! Ел ложками, перейди на китайские палочки. Экспериментируй! Только не повторяй привычное.

Остановись и подумай! Не мельтеши! Вспомни о том, чтобы сделать теплую воду в кране, не стоит лихорадочно крутить вентилями горячих и холодных кранов. Нужно делать это с остановками и спокойно.

Ищи рычаг! Уйди от симптомов, ищи глубинную причину! Именно она является рычагом, чтобы сдвинуть эту проблему.

Смени привычные методы!

1. Вместо требований — просьбы, вопросы или предложения.

2. Вместо жалоб — просьбы или требования.

3. Вместо обвинений — факты нарушения и их последствия, не забывая внести свои предложения по исправлению ошибок (критикуя, предлагай).

4. Вместо критики личностей или качеств личности — критика действий.

5. Вместо нагнетания страхов и угроз — описание возможных последствий.

6. Вместо поиска виновных (кто виноват?) — поиск причин и путей исправления (что делать?).

7. Вместо споров и «вбивания» своих аргументов и доводов — «вкладывание» своих аргументов и доводов в систему взглядов клиента.


Поступаете не так, когда зашли в тупик? Ищите выход в старых методах? Отнимайте скорей баллы из того, что вы набрали при оценке собственной талантливости.

Когда человек слушает, он не только демонстрирует внимание, но и узнает кое-что новое

Когда человек игнорирует обратную связь, он:

• доказывает, что он ни при чем;

• воспринимает ее как атаку на свою личную жизнь;

• создает дымовую завесу;



• выстреливает серией жалоб;

• обижается на формулировку;

• лжет и тем самым усугубляет проб лемы;

• казнит посланника.

Когда человек принимает и ценит обратную связь, то он:

• благодарен собеседнику;

• ценит урок;

• признает ошибки и выясняет, как их исправить;

• проявляет чувство, налаживает общение, составляет план;

• действует.


Чем чаще и полнее вы используете обратную связь, тем вы талантливее как менеджер и лидер.

Лидер, который видит разницу между понятиями «результат» и «достижение», более эффективен

Счет на табло 4:2.

Мышление в категории результата

1. Они выиграли, мы проиграли.

2. Они сыграли лучше нас.

3. Мы не смогли выполнить свою задачу.

4. Они у крали у нас победу.

Мышление в категории достижения

1. Мы доказали, что можем играть с сильным противником.

2. Мы собрали 300 тысяч на благотворительные цели.

3. Мы сплотили команду.

4. Мы получили удовлетворение от игры.

Результат — это констатация фактов. Достижение — это позитивная интерпретация полученного результата. Это мышление поиска новых возможностей в любом результате.

Обычный стереотип мышления — язык результата. Мышление лидера — это язык достижения. Лидер не забывает напоминать сотрудникам об их достижениях при любом результате.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

«Лидер — это продавец надежды».

Наполеон Бонапарт

Если вы умеете переводить любой результат на язык достижений, вы — очень талантливы как лидер. Если нет, то придется тренироваться этому чрезвычайно важному и эффективному умению.

Выбор направления определяет успех или неуспех деятельности

Направления ассоциируются с векторами, но даже в коммуникации тоже можно следовать разными направлениями.



Например, привычка давать задания в категориях процесса или в категориях результата приведет к совершенно разной эффективности при их выполнении.

Выдача заданий в категории процесса:

• Займись поиском клиентов.

• Начни проводить анализ.

• Правильно оформляй документы.

• Проведи ремонт агрегата.

• Убери мусор.

Выдача этих же заданий в категории результатов:

• Представь к первому числу программу действий по поиску клиентов. (Где, когда, как, почему и насколько мы сможем увеличить нашу клиентскую базу?)

• К седьмому числу представь аналитическую записку, где должны быть отражены корреляции между такими-то факторами.

• Документы должны соответствовать указанному набору критериев (прилагаются конкретные критерии).

• Уборка мусора оценивается отсутствием его при наполнении ведра и чистотой этого ведра, отсутствием запаха и чистотой пола. Идя по первому направлению, вы сильно рискуете получить не тот результат, на который рассчитываете.


Если ваш стиль постановки заданий — стиль результата, вы очень талантливы как лидер. Если вы ставите задания в категории процесса, вы говорите коммунальным языком, а не профессиональным лидерским.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.