Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Пресс-конференция
  • Пример 1. В преддверии открытия VII церковно-общественной выставки-форума «„Православная Русь“ — к Дню народного единства» в ИТАР-ТАСС состоялась прессконференция
  • Брифинг
  • Пример 2. Храмы Александра Невского появятся на границах РФ — Синод
  • Подход к прессе
  • Интервью
  • Церемонии открытия
  • Пример 4. Первый в России детский хоспис открылся в Санкт-Петербурге
  • Конференции
  • Пример 5. В Сорбонне прошла конференция о социальном учении Русской Православной Церкви
  • Дни открытых дверей
  • Пример 6. В Тамбовской областной духовной семинарии пройдет День открытых дверей
  • Круглые столы
  • Пример 7. Императорское православное палестинское общество провело круглый стол в Нижнем Новгороде
  • Перечень мероприятий с участием журналистов, которые может организовывать епархия

    В области связей с общественностью есть такое понятие, как «специальные события». Это мероприятия, проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности и продуктам. Во многом подобные акции сопровождаются сенсационностью, что, конечно, не подходит для освещения епархиальной жизни и деятельности архиерея. Учитывая общественные интересы, Церковь не должна работать на потребу. Наоборот, нужно стремиться к тому, чтобы общество, отвергая искусственные миражи, навязываемые в том числе средствами массовой информации, задумывалась об Евангелии и Истине. И специальные события могут этому способствовать. Ниже приведем те мероприятия, которые епархиальные пресс-службы могут взять на вооружение при работе со средствами массовой информации.

    Пресс-конференция

    В преддверии важных мероприятий, когда обществу необходимо предоставить проблемную, комментирующую и фотографическую информацию, проводятся пресс-конференции. На них у представителей средств массовой коммуникации появляется возможность задать вопросы организаторам события и узнать из первых уст все интересующие журналистское сообщество подробности.

    Несмотря на то, что пресс-конференция является наиболее эффективной формой общения со специалистами медиасреды, ее следует проводить только тогда, когда существует конкретный информационный повод. На сегодня существуют следующие типы информационных поводов:

    1. Новости — исключительный характер, оригинальность события. Интрига заключается в том, что информация «придерживается» до начала пресс-конференции. Это позволяет избегать девальвации фактов в глазах журналистов, а также ее искажения. Для пресс-служб церковных структур возможно дополнительное дифференцирование:

    • новости, актуальные только для церковных средств массовой информации (изменения кадрового состава Синодальных отделов или епархиального управления, посещение правящим архиереем различных структур и учреждений, освящение храмов, приютов, то есть события «внутренней» среды епархии);

    • новости, актуальные для церковных и светских средств массовой информации (мероприятия, интересные областной и городской общественности, празднование Пасхи и Рождества, прибытие в город церковных святынь, проведение крупных конференций и фестивалей, презентации просветительских, социальных, благотворительных проектов).

    2. Знаменательная дата — проведение церковно-общественных, государственных, общественных мероприятий. Например, празднование Дня области или города. Как правило, в организации этих событий епархиальное управление принимает деятельное участие.

    3. Проблема — нередко возникают сложные ситуации, когда своевременная и адекватная реакция епархиального управления способна предотвратить распространение искаженной информации или слухов (например, о смерти или уходе правящего архиерея с кафедры, о каких-либо скандальных событиях, связанных с представителями епархии).

    Существует несколько способов оповещения журналистов о дате, месте, времени и теме проведения пресс-конференции:

    • персональный телефонный обзвон конкретных средств массовой информации и конкретных журналистов;

    • рассылка факсов с общим и персональным обращением;

    • рассылка приглашений по электронной почте.

    Самым надежным способом является рассылка приглашений и дополнительный обзвон журналистов, который позволяет гарантировать участие представителей средств массовой информации в мероприятии. Успех пресс-конференции во многом зависит от времени и места ее проведения. Время начала определяется графиком представителей организующей стороны, однако всегда следует учитывать такие факторы, как:

    • периодичность выхода в свет средств массовой информации, представители которых приглашены на пресс-конференцию (наиболее оптимальным является дневное время — с 12.00 до 15.00, когда материалы по итогам пресс-конференции смогут попасть в завтрашние выпуски газет и вечерние информационные выпуски телеканалов и радиостанций);

    • наличие назначенных на это же время других пресс-конференций и иных специальных событий;

    • визиты в регион VIP-персон, вследствие чего происходит отток определенного контингента журналистов, а также возникают транспортные проблемы;

    • проведение массовых мероприятий и акций.

    Важно правильно выбрать день проведения пресс-конференции. Так, с учетом сезонного фактора (особенно в весенне-летний период), наименее результативным днем оказывается пятница. По графику работы современных средств массовой информации в субботу и воскресенье сокращается количество выхода информационных выпусков на радио и телевидении, а субботние выпуски ежедневных газет формируются заранее (и в них остается мало места для размещения свежих новостей). Что касается размещения информации в еженедельных изданиях, следует учитывать, что большинство из них выходит из печати в первой половине недели, поэтому для них наиболее выгодным днем проведения пресс-конференций является четверг или пятница.

    Существенный момент организации пресс-конференции — выбор места ее проведения. Желательно, чтобы событие проходило на территории епархиального управления, епархиального духовно-просветительского центра. Безусловно, преимущество «своего поля» создает определенный психологический комфорт для выступающих, однако нередко пресс-конференции собираются в офисах ведущих информационных агентств региона, редакциях газет, приспособленных для подобных мероприятий. При подготовке пресс-конференции важно отследить, чтобы размер помещения соответствовал количеству приглашенных журналистов. Помимо этого для создания комфортной психологической обстановки нужно избегать использования больших залов, в которых вероятнее всего остается свободными несколько рядов стульев. Нежелательно размещать отвечающих на сцене или возвышении — это рождает ощущение отстраненности. Однако между сидящими в президиуме ньюсмейкерами (их оптимальное число — 3–4 человека) и журналистами должна оставаться дистанция 3–4 метра. Вся необходимая для работы аппаратура размещается позади сидящих журналистов, для телекамер оставляют широкий проход не ближе пятого ряда.

    При составлении списка участников мероприятия нужно стремиться к тому, чтобы со стороны организаторов присутствовали первые лица: правящий архиерей, а также иные соорганизаторы события, руководители епархиальных отделов и учреждений и уполномоченные давать соответствующие комментарии — секретарь, пресс-секретарь епархиального управления. Важно помнить, что присутствие на пресс-конференции первого лица всегда повышает ее статус в глазах журналистов. Преимуществом пресс-конференции с участием высокопоставленных лиц является возможность получения расширенного комментария на поставленный непосредственно адресату вопрос.

    На положительный результат проведения пресс-конференции, в частности, влияют:

    • организация заблаговременной аккредитации представителей средств массовой информации, позволяющей осуществить более точный учет присутствующих на мероприятии журналистов и провести качественный мониторинг (наиболее оптимальное время начала оповещения журналистов — 10–14 дней до даты проведения события);

    • эффективная работа модератора (ведущего пресс-конференции), который, сидит в президиуме, немного поодаль от ньюсмейкеров, и управляет запланированным регламентом;

    • внимательное отношение организаторов к журналистам (не только в начале и во время мероприятия, но и по его окончании представителям информационного подразделения епархиального управления следует задержаться в зале пресс-конференции, чтобы ответить на дополнительные вопросы журналистов, помочь им получить необходимые разъяснения).

    Пример 1. В преддверии открытия VII церковно-общественной выставки-форума «„Православная Русь“ — к Дню народного единства» в ИТАР-ТАСС состоялась прессконференция

    5 ноября 2008 года в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная VII церковно-общественной выставке-форуму «„Православная Русь“ — к Дню народного единства». В пресс-конференции приняли участие заместители председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк и протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, генеральный директор выставочного объединения «Рестэк» И.П.Кирсанов, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю.Житенев.

    Открывая встречу с журналистами, епископ Егорьевский Марк подчеркнул, что традиционно выставка-форум «Православная Русь» приурочена к празднику — Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. В рамках программы выставки-форума 4 ноября состоялось открытие музыкального фестиваля и уже проходят просмотры фильмов международного кинофестиваля «Лучезарный ангел».

    Выставка-форум «„Православная Русь“ — к Дню народного единства» пройдет в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» с 8 по 12 ноября. Мероприятие проводится ежегодно с 2003 года, нынешняя выставка станет седьмой по счету. По словам епископа Марка, свидетельством интереса к выставке-форуму «Православная Русь» является то, что она проходит и в регионах России, и в Москве. В настоящее время выставка путешествует по странам Латинской Америки в рамках программы «Дни России в Латинской Америке». Целью выставки-форума является свидетельство о Православии, о церковной жизни, о соработничестве Церкви, государства и общества в развитии и поддержке социальных проектов.

    Традиционно центральным духовным событием выставки-форума станет принесение для поклонения посетителей чтимой иконы. В этом году отмечается 625-летие явления чудотворной Великорецкой иконе святителя Николая, и все желающие смогут поклониться этому образу угодника Божия.

    Владыка Марк обратил внимание на то, что в первый день работы выставки, 8 ноября состоится общецерковная конференция «Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого Иоанна Кронштадтского» под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В заключительный день пастыри, историки и богословы примут участие в научно-церковной конференции «Русская Церковь на страже Родины и веры. К 400-летию начала героической обороны Троице-Сергиевой Лавры (1608–1610 гг.)».

    В рамках программы выставки-форума будет проходить акция «Просвещение через книгу». Посетители смогут ознакомиться с новинками православной литературы, состоятся встречи-беседы с известными пастырями.

    По случаю проводимого в России Года семьи Святейший Патриарх Алексий вручит награды многодетным семьям. На выставке будет представлен стенд, посвященный теме семьи и празднику святых покровителей семьи и супружества — преподобным князьям Петру и Февронии.

    Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев подробно рассказал о программе «Просвещение через книгу», которая будет проводится уже в третий раз. Отец Владимир отметил рост чис-ла номинаций и участников программы. Специальным призом в этом году станет знак святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси.

    Протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что выставка все больше становится форумом. Так, в дискуссиях в рамках конференции «Пастырство: традиции и современность» смогут вступить все желающие. Побеседовать со священнослужителями можно будет в рамках специальной программы «Задай вопрос священнику». Впервые будет осуществляться молодежный проект «Я люблю Россию и …»; православные молодые люди на улицах столицы будут раздавать наклейки-знаки с формой сердца и эмблемой выставки-форума.

    В этом году московская выставка-форум «„Православная Русь“ — к Дню народного единства» стала седьмым мероприятием проекта. Одноименные выставки прошли в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Перми, Великом Новгороде, Красноярске. Как рассказал генеральный директор выставочного объединения «Рестэк» И.П.Кирсанов, в столичной выставке-форуме примут участие Синодальные отделы Московского Патриархата, 32 епархии Русской Православной Церкви, Украинская Православная Церковь, Белорусский экзархат; 40 монастырей, в том числе 7 ставропигиальных; государственные и общественные организации из Центрального, Приволжского, Южного, Сибирского, Уральского, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов; около 20 иконописных и 18 ювелирных мастерских; 60 участников раздела «Просвещение через книгу». Выставка будет открыта для посетителей 8 ноября с 13.00 до 20.00, 9-11 ноября с 11.00 до 20.00, 12 ноября с 11.00 до 18.00.

    Генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю.Житенев особо отметил в программе первого дня передачу книг детям Южной Осетии. Церемонию возглавит Предстоятель Русской Православной Церкви. Интересным событием выставки-форума станет также художественная выставка «От Древней Руси — к новой России», а нововведением — консультации православных психологов, организованные центром «Православная семья».

    Затем участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

    Епископ Егорьевский Марк напомнил, что прошлом году Русская Зарубежная Церковь впервые приняла участие в выставке-форуме. И в этом году также предполагается прибытие архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка для участия в мероприятиях выставки.

    Отвечая на вопросы СМИ, представители Русской Православной Церкви поделились своими впечатлениями о прошедшем Дне народного единства.

    Епископ Егорьевский Марк отметил, что неверно называть этот день только днем церковного празднования. «Если смотреть историю праздника, то в начале, когда он был установлен, это был праздник всего народа, поскольку в XVII веке большая часть россиян принадлежала к Русской Православной Церкви, — подчеркнул Владыка Марк. — Кроме того, люди, которые освободили Москву, воспринимали это как чудо, как заступничество Божией Матери». Он также отметил, что приуроченная к Дню народного единства выставка подчеркивает важность совместного доброделания, «соработничества всех граждан нашей страны, представителей различных религий».

    Протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что Праздник становится все более и более осмысленным.

    Он напомнил, что в ходе одоления смуты в начале XVII века люди преодолели разрыв между элитой и народом, преодолели искушение вверить свою судьбу внешним силам, которые якобы могли спасти и устранить все проблемы. «Люди предпочли свою духовную свободу и самостоятельность всем тем посулам, которые давали вражеские силы, обещая некую сытую и спокойную жизнь в обмен на свободу, — сказал далее отец Всеволод. — Вот это то, что сегодня очень нужно нам. Нам нужно стать единым народом, который ценит свою свободу и свою особую миссию в мире выше всего»

    Он также отметил, что сейчас в День народного единства все больше молодых людей участвуют в богослужениях. «Вчера мы с Владыкой Марком были тому свидетелями, — поделился своими наблюдениями отец Всеволод. — За богослужением у меня из 56 причастников было только 15 пожилых женщин, остальные семьи с детьми и люди среднего возраста».

    По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, у праздника пока нет кульминации, которая была бы неким общенациональным событием. «Единство надо ощутить так же, как мы ощущаем единство народа 9 мая, видя парад на Красной площади», — заключил отец Всеволод.

    Служба коммуникации ОВЦС

    Брифинг

    Популярной формой взаимодействия со средствами массовой информации является брифинг (англ. briefi ng, от brief — краткий) — встреча официальных лиц с журналистами, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу (иногда затрагивается несколько тем). Нередко брифинги организуются по окончании мероприятия. Например, после завершения церковно-общественного форума, а также в перерывах между пленарными заседаниями. В ходе брифингов официальные лица сообщают представителям медиасообщества о принятых решениях, о порядке проведения данного мероприятия, о первых итогах или информируют общество посредством журналистов о своей деятельности в той или иной области, рассказывают о достижениях и перспективах на будущее.

    Как правило, брифинги собираются для ограниченного числа средств массовой информации, когда журналистам важно прокомментировать несколько вопросов. В таком случает брифинг длится не более сорока минут, но подготовка события ведется за несколько дней. Для этого следует:

    • заказать конференц-зал (необходимо помещение с большим столом),

    • позвонить и лично пригласить журналистов (обычно их число составляет 6-12 человек),

    • за день до мероприятия вторично позвонить представителями меди-асреды.

    Безусловно, без тщательно спланированной сетки выступлений могут возникнуть накладки, поэтому в преддверии брифинга необходимо сформулировать основные темы, наметить докладчиков, а также подготовить нужные печатные материалы.

    Во время брифинга необходимо представлять журналистов и выступающих друг другу, а также контролировать, чтобы каждый из участников выступил или задал вопрос (в реальной практике журналисты задают вопросы после завершения брифинга).

    По итогам события будет правильным договориться с представителями средств массовой информации о дальнейшем сотрудничестве.

    Пример 2. Храмы Александра Невского появятся на границах РФ — Синод

    С.-ПЕТЕРБУРГ, 31 мая — РИА Новости. Священный Синод РПЦ поддержал предложение Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного построить на границах РФ храмы во имя святого благоверного князя Александра Невского, сообщил глава Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда по итогам заседания Синода в понедельник в Петербурге.

    «Синод одобрил возведение храмов в Южно-Сахалинской, Калининградской и Ставропольской епархиях», — сказал Легойда. По его словам, также будет восстановлен Троицкий храм с приделом Александра Невского на острове Анзер (Соловки). «Все эти храмы будут иметь статус патриаршего подворья», — добавил представитель РПЦ.

    Подход к прессе

    Другое более сжатое по формату мероприятие, во время которого журналисты имеют возможность общаться с представителями Церкви, называется «подход к прессе». В частности, оно организуется после завершения заседания Священного Синода, когда председатель Синодального информационного отдела информирует медийщиков о принятых решениях. Нередко подходами к прессе начинаются Патриаршие визиты. Подобная беседа позволяет узнать у первого лица о целях события, услышать его комментарии.

    Пример 3. Святейший Патриарх Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Липецкую епархию

    25 августа 2010 года начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Липецкую и Елецкую епархию.

    У трапа самолета в аэропорту города Липецка Его Святейшество встречали епископ Липецкий и Елецкий Никон, глава администрации Липецкой области О.П. Королев, председатель областного совета депутатов П.И. Путилин, глава города Липецка М.В. Гулевский, духовенство епархии и представители областной администрации.

    В поездке Святейшего Патриарха Кирилла сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, схиархимандрит Илий (Ноздрин), председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха иеромонах Антоний (Севрюк).

    По прибытии Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал журналистам о целях двухдневного визита.

    «Я прибыл на Липецкую землю для того, чтобы принять участие в праздновании 400-летия прославленной Задонской Рождество-Богородицкой обители, связанной с именем святителя Тихона Задонского — великого просветителя нашей Церкви и всей нашей земли, человека, который внес огромный вклад в духовное пробуждение народа и оставил после себя замечательный след», — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл.

    «Святитель Тихон, который жил в XVIII веке, на самом деле является очень современным мыслителем — его наставлениями и сегодня верующие люди укрепляют свою духовную жизнь, — подчеркнул Предстоятель. — Мы почтим память святителя Тихона, помолимся ему о ниспослании мира и благоденствия на Задонскую землю, на Липецкую область, которая, несмотря на общие для всей страны экономические трудности, все-таки активно развивается и материально, и — хотел бы особенно это подчеркнуть — духовно».

    «От всего сердца желаю помощи Божией всем жителям Липецкой области и благословения этому черноземному краю», — сказал в заключение Святейший Владыка.

    Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в Липецкое епархиальное управление.

    Вечером 25 августа Святейший Патриарх Кирилл возглавит служение всенощного бдения в липецком кафедральном соборе в честь Рождества Христова.

    Интервью

    Существует несколько типов интервью, в том числе:

    • заочное;

    • очное косвенное;

    • очное прямое.

    Заочное интервью предполагает предварительную договоренность между руководителем епархиальной пресс-службы или ответственным сотрудником епархиального управления и корреспондентом о получении письменных вопросов правящему архиерею. Ответы на них также готовятся в письменной форме, а затем их передают корреспонденту для публикации. Считается, что это самый спокойный, и потому наиболее предпочитаемый руководителями высшего звена вид интервью, так как материал направляется от первого лица, с его визой, и вряд ли будет изменен при верстке номера или постановке на сайт. Однако не стоит забывать, что данный тип интервью довольно однообразен, лишен красок живой речи, часто в нем прослеживается имитационный характер.

    Очное косвенное интервью предполагает предварительное ознакомление с вопросами. Однако само интервьюирование проводится журналистом лично и не исключает новых, незапланированных вопросов, которые могут возникнуть у корреспондента во время беседы, поэтому при записи для радио- или телепрограммы оно требует большей собранности и подготовленности, нежели интервью заочное.

    Очное прямое — самый сложный вид интервью, когда вопросы предварительно неизвестны. Как правило, подобные интервью распространены на радио и телевидении во время прямого эфира.

    Представителю информационной службы желательно присутствовать при записи интервью с правящим архиереем или иным руководящим лицом епархиального управления. При этом нужно помнить, что во время интервью глава или специалист пресс-службы ни во что не вмешивается, только фиксирует вопросы. Именно этот сотрудник передает журналисту все необходимые ознакомительные материалы, проверяет, правильно ли он зафиксировал имя и должность интервьюируемого, а также ответственного за связь с прессой. Кроме того, если это целесообразно, на диктофон можно проводить дополнительную синхронную запись интервью, предварительно предупредив корреспондента об этом. Делать вторую запись без оповещения журналиста не совсем корректно. Помимо этого представителю епархиальной пресс-службы не лишне специально проговорить корреспонденту, что ознакомительные материалы предоставлены ему не для цитирования, записи, а для общей информации.

    Ниже охарактеризуем виды интервью.

    Интервью-диалог — беседа в форме вопросов и ответов. Самый рас-пространенный вид, когда журналист наряду с основными вопросами задает собеседнику уточняющие и получает информацию о значительном факте.

    Интервью-монолог — выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

    Интервью-портрет — на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор посредством разнообразных вопросов раскрывает личность человека.

    Интервью-беседа — журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора — проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе диалога. Представитель медиасообщества не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Здесь возможен спор и обратные вопросы.

    Коллективное интервью — мнение нескольких людей по тем или иным вопросам.

    Анкета — массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

    Блиц-опрос — целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

    При подготовке события следует различать некоторые особенности интервью для печати и для телевидения.

    Интервью для печати

    • Если известно, кто именно придет брать интервью, то информационной службе епархиального управления следует провести мониторинг материалов этого журналиста, а также сделать подборку опубликованных статей данного корреспондента по теме интервью. Подобное исследование позволит определить отношение и представителя, и самого средства массовой информации к церковной проблематике, понять его позицию, предположить круг вопросов, интересующих журналиста.

    • При подготовке интервью нужно помнить, что корреспондент может также организовать фотосессию. Вот почему следует до мелочей предусмотреть место проведения интервью, обращая внимание на фон и интерьер помещения. Помимо этого не лишним заранее поинтересоваться тем, потребуются ли от епархии фотографии или их сделает редакционный фотокорреспондент.

    Интервьюирование на телевидении

    • Прежде всего, нужно определить цель беседы и продумать заранее ключевые моменты речи, зафиксировав их в тезисной форме. При подготовке данного материала следует акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, ведь показ интервью займет мало времени и, возможно, будет продемонстрирована только его главная (с точки зрения журналистов) или наиболее выразительная часть.

    • Для того, чтобы избежать возможных провокаций, информационному подразделению епархиального управления нужно заранее составить аналитическую справку о программе, в которую пригласили правящего архиерея или представителя епархии. Также важно заранее, пусть и заочно, познакомить архипастыря или представителя епархии с ведущим и участниками телевизионного события, представив биографии. Тезисы для интервью следует подготовить, исходя из общего стиля данной программы, продумав возможные вопросы.

    • Телевидение любит краткость и точность, поэтому информационный материал (тезисы) нужно проиллюстрировать статистическими данными и проверенными фактами.

    • По окончании совместной работы информационное подразделение епархиального управления должно позвонить или отправить письмо с благодарностью светским коллегам-организаторам телевизионного проекта.

    Церемонии открытия

    Пригласив на открытие очередного социального дома, образовательного или культурного центра, а также нового крупного прихода журналистов, можно привлечь внимание общественности к жизни епархии. Повысят ее имидж не столько слова приглашенных на церемонию участников, сколько демонстрация, например, оборудования, которым оснащено открываемое учреждение. Нужно помнить, что официальное открытие медицинского или образовательного учреждения часто обнародует серьезную общественную проблему и служит стартом для развертывания в том числе сбора средств на реализацию социально-значимого проекта.

    Выбор персоны, лично открывающей объект, предполагает несколько альтернатив. Это может быть и сам правящий архиерей, а также мэр города, министр или представитель городской администрации, представитель ведомства, курирующего сферу деятельности объекта, парламентарий, известный спортсмен, артист, общественный деятель. Критериями выбора служат масштаб события и общественная значимость официальной персоны, ее доступность и заинтересованность. Охотно в благотворительных акциях участвуют так называемых звезды — артисты и спортсмены, их мнению доверяют, к их словам прислушиваются.

    При составлении списка гостей важно помнить: общественный статус персоны влияет на интерес средств массовой информации к церемонии. Чем выше статус приглашенных лиц, тем выше интерес информационного сообщества к церемонии и тем более широко она будет освещена.

    Нередко официальное открытие организуется уже после фактического открытия объекта. В таком случае объявляются две даты — дата фактического открытия с небольшой церемонией и «официальное открытие с визитом или общественным мероприятием».

    Пример 4. Первый в России детский хоспис открылся в Санкт-Петербурге

    Первый в России детский хоспис открылся в Санкт-Петербурге 1 июня в здании Куракиной дачи (бывшего Николаевского сиротского приюта). Церемония открытия была приурочена к Международному дню детей. На ней присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Валентина Матвиенко, спикер Законодательного Собрания Вадим Тюльпанов.

    Хоспис появился по инициативе Русской Православной Церкви. Это единственное государственное автономное учреждение здравоохранения, оказывающее неизлечимо больным детям паллиативную помощь, то есть ряд мер по улучшению жизни, которую невозможно спасти.

    Медперсонал, психологи, педагоги и священники во главе с директором — протоиереем Александром Ткаченко — будут бесплатно обеспечивать всесторонней поддержкой детей, возраст жизни которых ограничен болезнями. В хосписе есть храм, который будет освящен Патриархом Кириллом в один из его ближайших визитов в Санкт-Петербург.

    «Благодаря Русской Православной Церкви появилось уникальное учреждение, в котором предусмотрено все для того, чтобы маленькие пациенты провели остаток жизни окруженные заботой и теплотой. Это наглядный пример, с какой пользой может осуществляться взаимодействие государства и Церкви в социальном служении», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

    Митрополит Владимир рассказал, что бывал в аналогичных учреждениях за рубежом, но такого высокого уровня обустройства хосписа нигде не видел.

    О том, что привлекать средства к созданию хосписа оказалось задачей несложной, говорил Вадим Тюльпанов. По его словам, спонсоры легко расставались с деньгами, зная, что они пойдут на благое дело.

    Каждый пациент сможет провести в хосписе 21 день. За это время ребятам будет оказана медицинская, материальная и психологическая поддержка. По необходимости срок пребывания может быть продлен. Также при хосписе работает выездная служба оказания помощи на дому 180 семьям.

    «У нас есть современные игровые комнаты, сенсорная комната и кабинет музыкальной терапии. Программа пребывания детей в хосписе рассчитана так, чтобы ребята все время были чем-нибудь заняты: играли, обучались и получали новые впечатления», — рассказала психолог Галина Вишневская.

    Конференции

    Организованное собрание людей с целью ознакомления, обсуждения и распространения значимой научной, политической, деловой и культурной информации, представляемой авторитетными экспертами, называется конференция. Конференции могут включать презентации, круглые столы, приемы. Участие в конференции представителей епархии дает возможность познакомить широкую общественность с деятельностью Церкви, правящего архиерея, рассказать об епархиальных проектах.

    Конференция может быть научной, практической, политической, синтезировать два и более аспектов. Назначение, тематическая направленность и название конференции обычно определяют характер проведения и содержание обсуждаемых проблем.

    Ядром конференции являются выступления авторитетов в сфере интересов собравшихся. Это могут быть достаточно известные ученые, топ-менеджеры ведущих в отрасли компаний, заинтересованных в развитии данного епархиального проекта, а также представители местных властных структур. Для охвата более узких интересов отдельных групп организуются секции, где участники, объединенные общими интересами, слушают и обсуждают выступления.

    Спикеры, или докладчики, должны быть подготовлены настолько, чтобы их сообщения были содержательными и впечатляющими. Следует избегать банальностей, напыщенности, скуки и чрезмерной длительности докладов. Уровень интеллекта слушателей, наличие и качество синхронного перевода, уровень восприятия иностранного языка определяют оптимальную длительность докладов. Компьютерная презентация, слайды, видео и пленки/транспорантки, проектируемые на экран, существенно улучшают восприятие речи.

    По материалам конференции, имеющей интерес более широкой аудитории, издаются сборники текстов-тезисов докладов, сведения об участниках.

    Конференции, собирающие десятки и более сотни человек, требуют длительной подготовки. Организация крупных, и тем более международных конференций нередко начинается за много месяцев до начала. Информация о конференции вывешивается на интернет-сайте епархии. Потенциальным участникам рассылается извещение по электронной почте и другим каналам, содержащее тему, цели конференции, место проведения, примерную программу, ключевых спикеров, условия участия, в том числе цены. За несколько месяцев до начала конференции организаторы по полученным заявкам отбирают участников. После этого формируется окончательная программа, где расписан весь ход мероприятия (с указанием дней, часов, залов и докладчиков) — общие и секционные заседания, телемосты, завтраки, ланчи, обеды, приемы и, возможно, посещения лабораторий, заводов, компаний. За несколько недель все участники должны получить программу конференции.

    Конференции являются средством поддержания связей, обсуждения и решения проблем в профессиональных, корпоративных, академических, деловых и политических сообществах..

    Пример 5. В Сорбонне прошла конференция о социальном учении Русской Православной Церкви

    На кафедре социологии религий и светскости Высшей школы практических исследований при парижском университете Сорбонна 20 марта 2009 года состоялся семинар, посвященный социальному учению Русской Православной Церкви. Модератором встречи выступил иеромонах Александр (Синяков), секретарь Корсунской епархии, при участии Валентины Зюбер, профессора религиозной социологии Сорбонны.

    Иеромонах Александр изложил историю создания и содержание Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, а также рассказал о значении документа для церковно-общественного диалога в Европе. Отец Александр рассказал также студентам Сорбонны о деятельности представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе, сообщает пресс-служба Корсунской епархии.

    «Основы социальной концепции» были переведены на французский язык, опубликованы в издательстве «Серф» и представлены в ноябре 2007 года в Париже митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

    Служба коммуникации ОВЦС

    В Городце пройдет конференция, посвященная памяти святого благоверного князя Александра Невского

    27 февраля 2009 года в Городце Нижегородской области пройдет конференция, посвященная теме «Александр Невский и Русь: живая связь в веках». В конференции примут участие научные сотрудники нижегородских вузов, архитекторы и историки.

    Как сообщает сайт Нижегородской епархии, собравшиеся обсудят следующие темы: деятельность Александра Невского глазами современников и потомков; влияние образа благоверного князя на потомков; теория и практика изучения и сохранения культурного наследия городов, исторически связанных с именем святого Александра.

    Служба коммуникации ОВЦС

    Архиепископ Георгий провел заседание научно-методического совета областной Ассоциации православных гимназий (фото)

    1 июля 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в своей резиденции в Вознесенском Печерском мужском монастыре провел очередное заседание научно-методического совета Ассоциации православных гимназий Нижегородской области. Ассоциация была создана 1 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия.

    Участниками мероприятия стали: первый заместитель руководителя отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Алексий Горин, благочинный Семеновского и Арзамасского округов иерей Димитрий Ивин, проректор Арзамасского педагогического института Татьяна Мигунова, президент Нижегородского лингвис-тического университета Геннадий Рябов, заместитель исполнительного директора Фонда преподобного Серафима Саровского Лариса Даль, представители НИРО и отдела образования Нижегородской епархии.

    В ходе заседания были изучены вопросы формирования учебного плана православных образовательных учреждений епархии, его соответствие государственным образовательным стандартам и православному образовательному компоненту, формирования рабочих групп по созданию учебно-методических комплексов.

    Пристальное внимание участников было приковано к вопросу содержания образования православных учебных заведений. Так, сотрудник епархиального отдела образования Наталья Малойкина доложила о подготовке пакета документов, регламентирующих правовую деятельность православных образовательных учреждений. В него входят учебный план, который включает обязательный православный компонент (вероучительные дисциплины и церковно-славянский язык), новая редакция устава, отражающая соответствие православных гимназий своему профилю, положение о приеме в православную гимназию и положение о гимназии.

    Наталья Малойкина уточнила, что разработка этих документов, особенно учебного плана, велась при активной поддержке ведущих вузов и министерства образования Нижегородской области и уже получила одобрение Синодального отдела образования. Она также подчеркнула, что большую поддержку вузы оказали в разработке содержания базовых общобразовательных предметов в контексте православного мировоззрения.

    Во время совещания высказывались противоположные мнения по поводу включения двух иностранных языков в учебную программу православных гимназий. Выслушав обе стороны, владыка Георгий признал, что изучение двух иностранных языков в гимназиях необходимо, так как православная гимназия — гуманитарное образовательное учреждение, где языковой подготовке должно уделяться большое внимание. Вопрос углубленности изучения языков, количества академических часов, по мнению владыки, должны регламентировать директора и завучи учебных заведений..

    Дни открытых дверей

    Участниками подобных мероприятий может стать широкая публика: от родственников тех, кто занят в его организации до важных персон, прибывших на него в сопровождении средств массовой информации.

    Например, устраивая день открытых дверей в епархиальном училище или семинарии, гимназии, с одной стороны, готовится праздник для вос-питанников, с другой — родственникам демонстрируются условия, в которых учатся их дети. Также у родителей появляется возможность познакомиться с профессорско-преподавательской корпорацией. Но помимо этого у епархии появляется возможность популяризировать духовное образование в обществе, познакомить людей с жизнью церковной молодежи, привлечь спонсоров к финансированию благотворительных проектов, добиться поддержки региональной администрации.

    Организация дней открытых дверей предполагает разработку программы и сценария проведения этого мероприятия, назначение ведущих для общего и отдельных собраний публики по интересам. Ведущие собраний и выступающие должны подготовить тексты (или хотя бы тезисы) своих выступлений, а также ответы на наиболее вероятные вопросы посетителей.

    Посещение рабочих мест публикой требует обеспечения безопасности, уборки и наличия сопровождающих, выполняющих функции хозяев по отношению к гостям. День открытых дверей — своего рода внутренняя экспозиция того или иного учреждения; демонстрация изнутри части церковной жизни внешней общественности изнутри.

    Следует учесть, что большая часть посетителей не знакома с духовной школой в достаточной степени (поэтому они и пришли) и с трудом ориентируется в месторасположении помещений, коридоров и кабинетов. Для новых посетителей готовятся специальные информационные стенды, раздаточные буклеты, экземпляры внутренних изданий (газеты, буклеты), развешиваются указатели.

    Пример 6. В Тамбовской областной духовной семинарии пройдет День открытых дверей

    В этом году Тамбовская областная духовная семинария отмечает пятилетие со дня возрождения. Основные торжественные мероприятия по этому поводу запланированы на пасхальные праздники, однако подготовка к ним уже началась. Завтра в учебном заведении пройдет день открытых дверей. Всем пришедшим покажут жилые комнаты и ученические классы, расскажут про учебный процесс и досуг семинаристов, предоставят возможность пообщаться с преподавателями и духовными наставниками.

    «Мы открываем свои двери для всех, от мала до велика. Иногда к нам приходят бабушки и дедушки, чтобы посмотреть, куда они своих внуков направляют. Иногда это бывают мамы, папы, вместе со своими детьми приходят. Иногда это взрослые люди, которые уже, как говорится, решили, что светское их уже не держит и они бы хотели пойти именно по этому пути», — говорит. проректор Тамбовской духовной семинарии иерей Виктор Лисюнин.

    9-11 ноября двери Свято-Владимирской семинарии (Православная Церковь в Америке) будут открыты для всех желающих поступить в это учебное заведение.

    Осенью Свято-Владимирская Православная Богословская семинария проводит очередные «дни открытых дверей». Об этом сообщает официальный сайт семинарии.

    9-11 ноября любой желающий углубить свои познания о Православии и церковном служении получит возможность лично принять участие в семинарской жизни. Гости посетят учебные занятия, богослужения в домовой церкви, осмотрят семинарский кампус, встретятся с преподавателями и студентами. Им расскажут об учебных программах, процедуре поступления и финансовой помощи, которая оказывается студентам. Желающие могут также договориться о собеседовании. Мероприятие проводится бесплатно. Участники оплачивают только проезд до семинарии.

    Патриархия. ш

    Круглые столы

    Обсуждение актуальных социально-значимых проблем может быть организовано в форме круглого стола, участниками которого являются авторитетные представители епархии, академического сообщества, делового мира, государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации. Подобные мероприятия относятся к одной из форм генерирования и многостороннего изучения идей, значимых для различных групп общественности.

    Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее и участников знакомят с ними до начала заседания. Это дает им возможность подготовить аргументы, материалы для демонстрации, цифры и факты, что делает заседание более интересным. Число участников может составлять отб до 14 человек. Таблички-идентификаторы имен и организаций облегчают процесс общения.

    Работу круглого стола организует ведущий. Важно, чтобы он имел навыки управления аудиторией и дискуссией и, желательно, имел признанный авторитет модератора для всех участников. Иногда это можно поручить популярному местному телеведущему Перед началом обсуждения и выступлений все участники должны коротко представиться всем присутствующим. Очередность представления может быть задана порядком сидящих — например, по часовой стрелке. Такая последовательность гарантирует, что никто не будет случайно пропущен. Ведущий предлагает участникам регламент дискуссии, объявляет вопросы для обсуждения и корректирует ход мероприятия.

    Пример 7. Императорское православное палестинское общество провело круглый стол в Нижнем Новгороде

    15 июня в Нижнем Новгороде в Вознесенском Печерском мужском монастыре состоялся круглый стол на тему «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на Святой земле в прошлом и будущем».

    Инициаторами его проведения выступили представители Иерусалимского и Нижегородского отделений Императорского православного палестинского общества (ИППО), а также член этого общества, наместник Печерского монастыря архимандрит Ти х о н (Затёкин).

    Перед началом круглого стола он отслужил литию о почивших деятелях ИППО. Заседание открылось докладом председателя Иерусалимского отделения ИППО Павла Платонова. Он прилетел в Россию, чтобы принять участие в первой конференции ИППО, председателем комитета почетных членов которого является Патриарх Кирилл.

    С докладами на круглом столе выступили председатель Нижегородского отделения ИППО Олег Колобов и его заместитель Александр Корнилов. Архимандрит Тихон провел презентацию недавно выпущенной издательским отделом Нижегородской епархии книги «Августейшая паломница, Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Оптиной пустыни, Перми и Верхотурье». Как известно, великая княгиня была почетным членом ИППО и его председателем. Издательство планирует выпустить серию книг, посвященных паломничествам святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.

    В музее Нижегородской епархии, который расположен в Печерском монастыре, находится уникальная экспозиция, посвященная истории ИППО. Она работает около года. Как считают специалисты, подобная экспозиция есть только в Паломническом центре Московской Патриархии. По окончании круглого стола представители Нижегородского отделения ИППО передали в дар музею дополнительные экспонаты, посвященные истории общества.

    «Мы хотели бы расширить экспозицию, но пока нам не позволяют сделать это музейные площади, — признался отец Тихон. — Однако со временем мы обязательно это сделаем».

    «Прошедший круглый стол — подтверждение горизонтальных связей, существующих между Нижегородским и Иерусалимским отделениями ИППО, — сказал Александр Корнилов. — Нижегородское отделение ИППО провело два семинара в Иерусалиме, теперь председатель Иерусалимского отделения приехал к нам в Нижний Новгород»..

    Успешное «специальное событие» требует подготовки более серьезной, чем это обычно предполагается зрителями, участниками и приглашенными. Начать следует с четкого определения цели мероприятия, согласования его со всеми заинтересованными сторонами. Цель нужно довести до сведения всех участников подготовки события. Это помогает избежать разнонаправленности действий и достичь принципиальной скоординированности усилий.

    Цель может быть конкретизирована перечнем задач. Например, целью круглого стола может быть поиск путей решения социально значимых проблем. Это предполагает решение задач: пригласить представителей заинтересованных сторон, построить схему обсуждения проблемы, обеспечить информирование общественности о ходе и результатах дискуссии.

    Цели и задачи «специального события» определяют круг участников и их роли, состав приглашенных. Далее разрабатывается детальная программа и сценарий, расписанный по минутам. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов специального мероприятия не должно существовать — их следует оставить только для публики.

    Специально организованные события могут быть самыми разнообразными по видам, поводам и форме проведения. В качестве особых событий могут быть представлены различные годовщины и юбилеи, памятные даты епархии, выставки, ярмарки, благотворительные вечера, культурные, научные, спортивные мероприятия и конкурсы.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.