Онлайн библиотека PLAM.RU




  • 8.1. Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения
  • 8.2. Особенности правового положения временного управляющего
  • 8.3. Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов
  • Контрольные вопросы
  • Тема 8. Правовые основы проведения наблюдения

    8.1. Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения

    Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

    По мере развития законодательства о несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» содержал положения о четырех процедурах банкротства – наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.

    В действующем Федеральном законе от 27 сентября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» закреплены уже известные процедуры банкротства – наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для российского законодательства процедура – финансовое оздоровление.

    Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

    Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:

    1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке);

    2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

    3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника;

    4) запрещаются удовлетворение требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

    5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

    6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

    7) ограничивается правоспособность должника:

    а) органы управления должника могут совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника, с получением и выдачей займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;

    б) органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации должника, о создании филиалов и т. д. (ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    8.2. Особенности правового положения временного управляющего

    Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего.

    Временный управляющий имеет право:

    1) предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

    2) заявлять возражения относительно требований кредиторов;

    3) принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

    4) обращаться в арбитражный суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отстранении руководителя должника от должности. В случае отстранения руководителя должника от должности полномочия по управлению должником возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника – унитарного предприятия, а в случае непредставления такой кандидатуры – на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей – на одного из работников должника;

    5) получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника и др.

    Временный управляющий обязан:

    1) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    2) проводить анализ финансового состояния должника;

    3) выявлять кредиторов должника;

    4) вести реестр требований кредиторов;

    5) уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

    6) созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    В целом следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.

    8.3. Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов

    Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».).

    Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц:

    1) конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, наделенные правом голоса;

    2) руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия и представитель работников должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права голоса.

    Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

    В компетенцию первого собрания кредиторов входят полномочия:

    1) принятие решений:

    а) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

    б) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

    в) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    г) о заключении мирового соглашения;

    д) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (в случае, когда число конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 50);

    2) определение требований к кандидатурам административного, внешнего или конкурсного управляющего;

    3) определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих и т. д. (ст. 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    На основании принятого первым собранием кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

    С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

    Контрольные вопросы

    1. Перечислите основные задачи проведения процедуры наблюдения.

    2. Какие правовые последствия наступают с момента введения процедуры наблюдения?

    3. Охарактеризуйте правовое положение временного управляющего.

    4. Кто осуществляет полномочия по управлению должником в случае отстранения руководителя должника от должности в процессе проведения наблюдения?

    5. Каков порядок принятия решений на первом собрании кредиторов?

    6. Каковы состав и компетенция первого собрания кредиторов?






    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.