Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Сигнальная информация
  • Контекстная и результатная информация
  • Общеновостная, аналитическая и тематическая информация
  • III. Информирование президента

    Самой интересной задачей, которую мне пришлось решать в процессе работы над этой книгой, конкретнее – при написании этой, третьей, главы, стало выведение максимально точного определения цели информирования президента пресс-секретарем. С первого взгляда уже само существование подобной задачи и обращение к ней может показаться странным, ведь обозначенная цель абсолютно ясна и понятна. Предоставление по возможности полной общей информации президенту о событиях в стране и в мире предназначено для того, чтобы он находился в общем информационном контексте и был знаком с отражающимся в СМИ общественным мнением. Президент – это глава государства, принимающий политические решения; он должен быть в курсе всех событий. Преследуя именно эту цель, споксмен и его команда каждый день готовят и представляют президенту разного рода обзоры – местной и зарубежной прессы, аналитических материалов, интервью политиков, экономистов и т. п.

    Однако здесь не все так просто. Для специалистов, когда-либо работавших пресс-секретарями любого ранга и проводивших ежедневную работу по информированию своих руководителей, в том числе – президентов, должно быть очевидно, что на самом деле, при всей простоте и понятности форм этой работы, процесс ее проведения связан с множеством проблем. Характер этих проблем только подтверждает реальность существования задачи точного определения цели информирования как точки опоры и необходимость создания обновленной классификации используемых для этого видов информации.

    Так, не секрет, что уже с первого дня работы по информированию руководителя у пресс-секретаря возникают серьезные трудности, касающиеся, с одной стороны, определения критериев отбора информации, с другой – коэффициента полезности предоставляемой информации. Если перечислить некоторые из конкретных проблем, то это 1) отсутствие четкого принципа селекции информации из потока для предоставления руководителю; 2) постоянная неопределенность объема и формы предоставляемой информации; 3) отсутствие адекватного причинам предоставления конкретной информации ее восприятия руководителем; 4) отсутствие ожидаемой реакции на информацию от руководителя со всеми вытекающими отсюда последствиями; 5) трудности по определению целесообразности дальнейшей работы по уже предоставленной информации и т. д.

    В условиях неопреодоленности указанных проблем предоставление информации руководителю становится самоцелью, и бывает непонятно: пользуется он этой информацией или нет? Зачастую увесистые «информационные папки», ежедневно ложащиеся на его стол, начинают (за редким исключением) автоматически уходить «в мусорную корзину».

    Для исправления ситуации и придания продуктивности деятельности пресс-секретаря в этом плане возникает необходимость в первую очередь определения четких критериев работы по информированию. В беседе с руководителем нужно определить, как часто предоставлять информацию, какого она должна быть плана, в какой форме и т. д. Если руководитель сам обозначает критерии подготовки нужной и полезной ему информации, то это существенно упрощает задачу, хотя, на мой взгляд, не решает ее до конца.

    Если же руководитель не может определить эти критерии, то споксмен вообще оказывается перед практически неразрешимыми дилеммами. Так, в соответствии с перечисленными выше пунктами очень трудно сформулировать критерий объема предоставляемой информации: популярный принцип оперирования только небольшими по объему информационными спотами ввиду ограниченности времени руководителя не является полноценным критерием, так как у руководителя может не хватить времени прочесть даже один абзац или, наоборот, возникнуть желание знать по этой теме все. Принцип отбора только «интересной» или «полезной» информации более приемлем, но в качестве критерия несколько размыт. То, что сегодня интересно руководителю, может в дальнейшем не представлять какого-либо интереса для него, исходя, например, из изменений в его подходах к тем или иным вопросам. Да и само определение «интересности и полезности» информации в целом может сильно разниться в представлениях руководителя и его пресс-секретаря. Считающийся же бесспорным критерий предоставления только новостной – сверхактуальной и экстренной – информации также может стать «слабым звеном», особенно в случае, если речь идет об информировании президента страны. Вспомним, что глава государства в подавляющем большинстве случаев получает необходимую для принятия решений информацию из первых рук – от руководителей государственных структур, дипломатических представительств за рубежом, нередко – иностранных коллег, тогда как в арсенале пресс-секретаря находятся лишь общедоступные информационные источники; об этом мы говорили еще в предыдущей главе. К тому же если президент сам в течение рабочего дня пользуется этими источниками – самостоятельно просматривает газеты, информационные сайты и выпуски новостей, то работа со стандартной «информационной папкой», подготовленной его споксменом, может стать лишь пустой тратой и без того ограниченного времени.

    Таким образом, становится понятно, что цель, преследуемая пресс-секретарем при информировании президента, не может заключаться лишь в ежедневном предоставлении ему общей информации, в общем информировании как таковом. Это хоть и необходимая, но только одна сторона работы по информированию президента, где споксмен не обладает ни уникальным правом на информирование, ни совершенными механизмами и, следовательно, может работать лишь в направлении восполнения информации с демонстрированием президенту «картины мира» в зеркале СМИ. Другой же, более важной стороной этой работы, ее главной целью является системное предоставление президенту такой информации, которая вызывает реальную, подтверждаемую разными аргументами необходимость или возможность оперативной публичной реакции. При помощи пресс-секретаря президент должен в первую очередь постоянно получать возможность работы с концентрированным информационным материалом, по своей сути предполагающим осуществление им или другими представителями власти определенных действий, информация о которых станет достоянием общественности.

    Подобное дополнение к определению цели информирования президента позволяет по-новому осмыслить этот аспект работы пресс-секретаря: информирование президента является началом информирования общественности. Будет нелишним вспомнить, что в основе рассмотренного нами в предыдущей главе метода «перманентного брифинга» лежит тот же принцип – процесс информирования общественности ежедневно начинается с информирования президента.

    На практике понимание этой жесткой взаимосвязи поможет споксмену с успехом преодолеть все те проблемы, которые возникают в процессе работы по информированию президента. Становится возможным определение четких критериев селекции и отбора информации, ее формы и объема. Информационная «папка» перестает быть скучной и «неподъемной» для президента, она приобретает разножанровость: наряду с предполагающим реакцию власти основным информационным спотом/спотами в ней размещаются газетные статьи и стенограмма телевизионной передачи по теме, соответствующие сообщения информагентств – весь бэкграунд предметной информации. В целом же «информационная папка», постоянно содержащая материалы, предполагающие ту или иную реакцию со стороны власти или создающие такую возможность, становится одним из действенных механизмов ежедневной работы президента, реальной помощью в процессе принятия им политических решений, удовлетворения обозначенной мной выше естественной потребности общества в оперативном реагировании со стороны власти.

    Кроме того, в этом контексте:

    а) приобретает новый смысл работа в направлении общего информирования. В случае существования первой «папки», содержащей материалы обозначенного характера, эта вторая «папка» обретает правильную претензию вспомогательного, восполняющего материала, к которому президент может обращаться лишь по мере надобности, количества свободного времени и т. д., не опасаясь упустить какую-либо «горячую» тему;

    б) возникает необходимость создания нового критерия для классификации материалов, входящих в «папки». Очевидно, что для первой «папки» таковым уже не может быть ни жанровый критерий (все обзоры прессы), ни временной критерий (события сегодняшнего утра), ни критерий территориальности (международные или местные новости), ни даже тематический критерий (новости экономики). Это должен быть критерий вида информации, определяющий ту или иную степень создаваемой ею возможности реакции. На мой взгляд, это следующие виды информации: 1) сигнальная (необходимость или возможность оперативной реакции); 2) контекстная (бэкграунд для сигнальной); 3) результатная (так называемая реакция на реакцию, а также освещение в СМИ результата реакции); 4) общеновостная; 5) аналитическая; 6) тематическая.

    Первая тройка видов становится наполнителем первой «папки», вторая – соответственно второй.

    Далее, уже в пределах выведенных «правил игры» по информированию президента, подробно рассмотрим как указанные виды информации, для того чтобы определить критерии их отбора, так и методы наполнения «информационных папок» для определения способов придания им наиболее удобной в плане использования президентом формы.

    Сигнальная информация

    Являясь определяющим видом для наполнения первой «информационной папки», именно сигнальная информация должна быть предметом постоянного внимания споксмена. Пресс-секретарю, владеющему полным контекстом актуальной политики, выделение из потока информации спотов соответствующего содержания не составит особого труда.

    В этом плане сферой интереса становится информация: 1) о действиях фигурантов внутренней политики с обращением к отдельным действиям или проводимой в целом внутренней политике власти и, в частности, президента; 2) о действиях фигурантов международной политики, касающихся страны или региона; 3) о наиболее значительных событиях в стране и в мире, требующих протокольного или политического внимания государства. В первом случае речь идет прежде всего о действиях простых граждан страны («…прошел митинг с требованием повысить зарплаты…»), представителей общественности («…съезд союза писателей принял обращение к президенту и правительству…») и отечественных/иностранных журналистах (передачи, репортажи, статьи), совершающихся с целью привлечения внимания власти к разного рода проблемам и выражающих оценки политике власти через СМИ, а также политиках и общественных деятелях, с их пресс-конференциями, заявлениями и др.

    Практика

    22 апреля в Иркутске прошел третий по счету митинг против строительства ОАО «АК “Транснефть”» нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) в непосредственной близости от побережья Байкала. Как передает корреспондент ИА REGNUM, на этот раз, по различным оценкам, в акции протеста приняли участие от пяти до семи тысяч человек. Акция протеста прошла под лозунгом «Отодвинем трубу!». В митинге приняли участие представители иркутского регионального отделения (ИРО) «Союза правых сил», ИРО «Аграрная партия России», ИРО «Национал-большевистская партия», иркутского обкома КПРФ. Следует отметить, что ни губернатор Иркутской области Александр Тишанин, ни спикер законодательного собрания (ЗС) Виктор Круглов не приняли участия в акции протеста. Из депутатов ЗС в митинге приняли участие председатель ИРО СПС Алексей Козьмин, первый секретарь иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко и независимый парламентарий Антон Романов. Активисты Байкальского движения, выступившего организатором акции, предложили провести в Иркутской области референдум по вопросу строительства нефтепровода вблизи Байкала. Сбор подписей начнется в ближайшее время.

    Во втором случае речь идет о действиях и заявлениях глав иностранных государств, руководителей или представителей международных организаций. В третьем речь идет о таких событиях, как, например, избрание того или иного иностранного политика президентом, уход из жизни одного из известных общественных или государственных деятелей и т. п.

    Подробное обращение к способам выделения «сигнальной» информации в третьем случае не имеет смысла: как правило, это события, с сообщений о которых начинаются выпуски новостей. Предоставленная президенту информация о катаклизмах, повлекших разрушения или человеческие жертвы, смене президента в какой-либо стране и др., станет предметом реакции в виде протокольных действий – официальных поздравлений, соболезнований и обращений.

    Практика

    Трагедия на шахте в Караганде: мощный взрыв унес жизнь 21 горняка. На шахте «Шахтинская» в Караганде в ночь на 5 декабря произошел мощный подземный взрыв, в результате чего есть жертвы. Взрыв произошел в 3:15, в забое работала ночная смена – примерно 100 шахтеров. По предварительным данным на настоящее время, число жертв взрыва достигло 21 человека, сообщили в межотраслевой государственной горнотехнической инспекции. Силами шахты и представителями аварийно-спасательной службы ведутся работы по спасению людей, находящихся в лаве, передает «YТРО. ru».

    Президент России Владимир Путин направил в среду телеграмму соболезнования президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву в связи с гибелью шахтеров в результате взрыва на шахте в Карагандинской области. Как сообщила пресс-служба главы государства, Владимир Путин попросил Нурсултана Назарбаева передать слова поддержки и соболезнования родным и близким погибших в результате аварии на шахте в Караганде.

    В первых же двух случаях для максимально точного определения «сигнальности» информации пресс-секретарю приходится применять более сложные механизмы. Обратимся к двум из них.

    Как показывает опыт, в качестве действенного механизма здесь можно с успехом использовать дескрипции глубинных смыслов заявлений, уже известных нам из предыдущей главы, только в этом случае их следует рассматривать по принципу «от обратного». Так, «сигнальной» является информация, содержащая указание на неинформированность президента о том или ином важном событии или явлении в жизни страны и мира; информация, содержащая предположение или утверждение о постоянном/конкретном несовершении президентом императивных действий в случаях, где это было необходимо или совершении неправильных действий; информация, содержащая указание на непонятность действий страны/власти или на отсутствие вразумительных объяснений со стороны страны/власти по тому или иному вопросу; информация, искажающая реальную картину того или иного события/явления с прямым/косвенным участием страны/президента и т. п. При этом здесь практически не имеет значения ни личность автора информации, ни ее форма, будь то заявление отечественного политика, интервью или выступление иностранного государственного деятеля. При обнаружении указанных дескрипций в информации пресс-секретарь может однозначно идентифицировать ее в качестве «сигнальной».

    Другим механизмом определения «сигнальности» информации, ее «лакмусовой бумагой», требующей обязательного параллельного использования с первым механизмом во избежание ошибок, является выделение смыслового компонента субъектной креативности высказываний автора по отношению к существующим реалиям. В случае его отсутствия заявление теряет основной признак своего жанра и превращается в информационный спот, не требующий первоочередного внимания президента. Но, что самое главное, оперирование этим понятием при изучении информационной картины дня позволяет определить целесообразность реакции на то или иное заявление как по принципу наличия/отсутствия его креативности, так и по принципу приемлемости субъектности его автора по отношению к действительности.[24]

    Рассмотрим сказанное при помощи примеров.

    Находящийся с визитом в Токио министр иностранных дел Палестины Набиль Шаат обвинил Израиль в попытке аннексии палестинских земель. Министр заявил, что отказ представителей Израиля явиться на судебные слушания по этому вопросу в Международный трибунал в Гааге не помешает проведению процесса, поскольку письменные заявления и необходимые документы от обеих сторон у суда имеются. «Если Израилю нужна эта стена, то пусть он возводит ее вокруг собственной границы, – заявил Набиль Шаат. – Ведь если вам нужно садовое ограждение, то вы возводите его вокруг собственного, а не соседского сада, иначе это уже захват чужой земли… Результатом строительства этой стены может быть лишь разрушение всех наших надежд на будущее», – резюмировал палестинский министр.

    Здесь налицо все признаки «сигнальной» информации: израильским споксменом она будет безусловно определена как искажающая реальную картину, при этом воздействие сказанного (креатив) на существующие для израильской стороны политические реалии очевидно, а министр иностранных дел Палестины, несомненно, обладает диктуемыми его статусом полномочиями и правом (субъектность) высказывать официальную позицию по вопросам, касающимся палестино-израильских отношений.

    Аналогичным (естественно, для местного функционера) является и рассказывающее об антиправительственном митинге следующее информационное сообщение, в котором правомочным носителем субъектности во внутренней политике является как собрание граждан, так и действия многопартийной оппозиции, а дескрипция смыслов заявлений, составивших содержание митинга, однозначно указывает на креатив:

    «В воскресенье пакистанская оппозиция провела антипрезидентскую демонстрацию, в которой участвовали десятки тысяч человек. Митингующие обвиняли Первеза Мушаррафа в проамериканской политике, сообщается на сайте CNN. Кроме того, по мнению демонстрантов, Мушарраф «предал религиозные ценности», что проявилось в поощрении атеизма на государственном уровне и исключении из пакистанского паспорта графы о религиозной принадлежности. Вышедшие на улицы жители города Карачи также выражали недовольство растущим уровнем безработицы. Манифестацию организовала шестипартийная коалиция радикальных исламистов. Ее лидеры, к которым присоединился бывший премьер-министр Пакистана Наваз Шариф, заявили о намерении добиваться отставки президента, а также призвали провести 2 апреля массовую забастовку по стране».

    Как первый, так и второй информационный споты однозначно предполагают ответную реакцию со стороны адресатов содержащихся в них заявлений; можно не сомневаться, что в обоих случаях представители израильских и пакистанских властей выступили с адекватными ответами. Здесь нет места для обсуждения аргументов необходимости реакции, так как в условиях наличия «сигнальных дескрипций» компонент субъектной креативности действий авторов еще и находится в самой сильной позиции – предметной критики с позиций правомочности.

    В случае ослабления этой позиции, даже в условиях наличия одного из указанных смыслов, указывающих на «сигнальность» информации, необходимость реакции подпадает под сомнение.

    Известный поп-певец Рики Мартин удивил публику своим отношением к Бушу. Во время своего недавнего концерта в Пуэрто-Рико артист выразил недовольство политикой президента США в Ираке. Как сообщает РИА «Новости», во время исполнения песни «Asignatura Pendiente», в текст которой входят слова «фото с Бушем», Мартин показал непристойный жест. Эту «шалость» 35-летней поп-звезды многотысячная публика встретила одобрительным ревом. Примечательно, что в 2001 году Рики Мартин публично поддерживал Буша и был в верхних строчках списка музыкантов, которые выступали на шоу, посвященном инаугурации президента. Сейчас же певец говорит, что он критично относится к войне в Ираке. «Мои убеждения о мире и жизни не зависят от линии правительства, и до тех пор, пока у меня есть возможность говорить со сцены и вне ее, я буду осуждать войну и тех, кто ее пропагандирует», – сказал Мартин.

    Не думаю, что в свое время споксмен Белого дома определил эту информацию в качестве «сигнальной»: Рики Мартин – частное лицо и один из многих представителей поп-культуры, осуждавших политику Джорджа Буша в Ираке (слабая субъектность), а выраженные им пацифистские взгляды и до того имели широкое распространение (незначительный креатив).

    В следующем примере налицо все первичные признаки «сигнальной» информации, однако конкретная субъектность автора (иностранный государственный деятель, высокопоставленный функционер и известный политик, не имеющий вместе с тем полномочий выступать с определяющими внешнюю политику страны заявлениями) недостаточна для принятия адресной стороной однозначного решения реагировать на информацию.

    Комментируя инициативу президента Франции по расширению состава постоянных членов Совета Безопасности ООН, лидер ЛДПР, депутат Госдумы Владимир Жириновский заявил, что расширение состава постоянных членов Совбеза приведет к негативным последствиям международных отношений. По его словам, расширять состав постоянных членов Совета Безопасности ООН «нельзя ни в коем случае». «Пока международные отношения столь хрупкие, менять инструменты международной политики нет необходимости», – отметил лидер ЛДПР. Жириновский опасается того, что «следующим этапом» после расширения состава постоянных членов СБ ООН «будет ликвидация права вето – главного инструмента в противостоянии мировой войне». Тогда, по мнению лидера ЛДПР, «ООН превратится в дискуссионную площадку». Жириновский высказал предположение, что, выступая за расширение состава СБ ООН, Саркози желает «получить новых союзников в международных отношениях». «А для мира это никакой пользы не принесет», – заключил лидер ЛДПР.

    В то же время, если вспомнить о том, что «сигнальная информация» не только вызывает необходимость, но и создает возможность реакции, то этот случай может вполне быть использован в качестве подобной возможности: реакция более или менее соответствующего по рангу деятеля в случае политической необходимости здесь вполне уместна.

    Пристального ежедневного внимания со стороны пресс-секретаря требует информация, где при наличии полномочной субъектности присутствует креатив, входящий в противоречие с общими политическими принципами действующей в стране власти или государства в целом. Особенно это касается действий фигурантов международной политики, в заявлениях которых (даже без какого-либо обращения к конкретике) выражаются мысли, ставящие под сомнение суть проводимой президентом/государством политики, затрагивающие национальные интересы государства. Так, для руководителей стран, вовлеченных в территориальные конфликты и ратующих за их разрешение с использованием принципа права народов на самоопределение, информация практически с любым заявлением иностранного лидера или руководителя международной организации о первоочередности принципа территориальной целостности при разрешении конфликтов является безусловно «сигнальной».

    Как видно из рассмотренного выше материала, указанные механизмы весьма эффективны для определения «сигнальности» информации, относящейся к действиям фигурантов внешней и внутренней политики. Другое дело, что в зависимости от политических традиций конкретной страны и определенного образа действий конкретного президента критерии определения подобной информации могут быть усилены или ослаблены. В качестве требующейся реакции может рассматриваться любое заявление, содержащее критику страны, власти или президента; или же «достойной» реакции может считаться лишь информация, содержащая заявления только первых лиц.

    Отдельно обратимся к работе с материалами масс-медиа в этом плане.

    При определении «сигнальности» публикаций прессы с обращением к деятельности президента, в тех случаях, когда та или иная статья является чисто авторским продуктом журналиста и не содержит заявлений других лиц, оперирование компонентами креативности и субъектности приобретает несколько иной характер. Дело в том, что само по себе конкретное СМИ имеет определенную изначальную субъектность в стране или в мире: ее своеобразная «полномочность» для обращения к тем или иным темам определена не самим фактом принадлежности к масс-медиа и вытекающим отсюда естественным правом, а ее общеизвестными характеристиками – историей, авторитетностью, постоянной широкой аудиторией, политическими предпочтениями, «желтизной» и т. п. Понятно, что, например, авторская статья из «Файнэншл таймс», содержащая анализ экономической ситуации в той или иной стране в контексте проводимой ее президентом политики, требует особого внимания, тогда как статья на ту же тему, опубликованная в местной и финансируемой радикальной оппозицией газете, имеет все шансы быть игнорированной, особенно если содержит непрофессиональную, отягощенную изначально отрицательным отношением к власти критику. Что же касается креатива авторских публикаций СМИ, то сила или слабость его позиции, как правило, зависит не столько от приведенных выше дескрипций глубинных смыслов (журналист, в конце концов, не политик), а от степени уникальности используемой в них информации. Насколько бы качественным, интересным, правильным и т. д. ни был бы аналитический материал журналиста, он, так или иначе, по своей сути является одним из сегментов общественного мнения, тогда как новая и уникальная информация (вне зависимости от ее характера и даже степени достоверности) о деятельности президента, правительства или власти в целом становится элементом актуальной политики.

    При работе с материалами СМИ указанные особенности следует обязательно принимать во внимание, так как для четкого определения «сигнальности» этих материалов необходимо обязательное совмещение обоих компонентов – изначальной сильной субъектности и уникальности креатива. В обратном случае первая «информационная папка» из-за большого объема материалов по СМИ станет простым аналогом второй: ведь, как правило, все местные СМИ в своих авторских статьях и репортажах тем или иным образом ежедневно обращаются к деятельности президента.

    Контекстная и результатная информация

    Действенный вспомогательный механизм, бэкграунд для правильного восприятия «сигнальной» информации, контекстная информация[25] тем не менее не является обязательным сегментом первой «информационной папки». И пресс-секретарь, и тем более президент в целом владеют общим контекстом актуальной политики, и любая «сигнальная» информация для них четко укладывается в его рамки. Однако в некоторых случаях именно контекстная информация предопределяет характер реакции, указывая на причины появления того или иного заявления, а также обозначая тот политический фон, на котором это заявление было сделано.

    Так, например, в качестве контекстной может служить подробная информация о напряженности внутриполитической ситуации в той стране, президент которой накануне выступил с резкими заявлениями в адрес вашего государства. При реагировании на эти заявления указание на сложную ситуацию внутри конкретной страны можно использовать в качестве одного из аргументов объяснения подобного поведения ее президента. Или в случае, если какой-либо политик начал перманентно выступать с позиции критики действующей власти, будет интересным обращение к контексту его политических взглядов в недалеком прошлом и др. Так или иначе, выделив из потока «сигнальную» информацию, пресс-секретарю в любом случае будет полезно просмотреть ее бэкграунд, тем более что это не составит большого труда – учитывая огромные возможности современного Интернета.

    Что касается результатной информации, то, представляя собой так называемую реакцию на реакцию, она является важным и необходимым сегментом первой «папки». Это, с одной стороны, показатель результата совершенных публичных действий, как в зеркале общественного мнения и СМИ, так и в оценках политических деятелей и их адресатов, с другой – инструмент для продолжения действий: нередко результатная информация трансформируется в «сигнальную» и требует работы по новому кругу.

    Практика

    «Всемирный фонд дикой природы (WWF) России приветствует решение президента РФ Владимира Путина прислушаться к голосу общественности и поручить компании «Транснефть» отдалить маршрут Восточного нефтепровода от озера Байкал», – об этом говорится в заявлении этой организации. Напомним, что сегодня, 26 апреля, на совещании с сибирскими губернаторами в Томске президент поручил президенту ОАО «Транснефть» Семену Вайнштоку отдалить маршрут нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» на север от сейсмоопасной зоны вокруг Байкала. «Предлагаемый компанией «Транснефть» вариант был равнозначен закладке техногенной мины с неизвестным временем срабатывания и катастрофическими экономическими и экологическими последствиями. При этом существуют альтернативные варианты прокладки трубопровода, – подчеркивается в заявлении WWF России. – В соответствии с поручением президента трубопровод должен быть проложен на более чем 40 км севернее нынешнего проекта, – а значит, вне сейсмоопасной водозаборной зоны озера Байкал. Таким образом, экологические и экономические риски от строительства трубопровода будут минимальны». «Сегодняшнее поручение президента Путина говорит о том, что государство готово слышать мнение граждан, если они способны самоорганизоваться. Мы считаем, что поскольку это победа здравого смысла, а не какой-то группы людей, побежденных нет. Все, включая ОАО «АК “Транснефть”», только выиграют от принятого решения, – отметил директор WWF России, член Общественной палаты РФ Игорь Честин».

    Практика

    США приветствуют заявление президента Пакистана Первеза Мушаррафа о проведении парламентских выборов в стране до 15 февраля. Об этом говорится в заявлении, опубликованном 8 ноября Белым домом. «Мы считаем, что это хорошее дело, что президент П. Мушарраф прояснил сроки проведения выборов для пакистанского народа», – отмечается в заявлении. Мушарраф 8 ноября в Исламабаде объявил, что парламентские выборы в Пакистане будут проведены до 15 февраля будущего года. Он одновременно сообщил, что «как только суд разрешит опубликовать итоги выборов, я приму присягу и уйду с поста главнокомандующего вооруженными силами страны». Президент США Джордж Буш 7 ноября сказал, что провел телефонный разговор с Мушаррафом, в ходе которого призвал к проведению парламентских выборов в Пакистане по намеченному плану и потребовал от Мушаррафа уйти с поста главкома армии.

    Таким образом, после выделения из информационного потока дня соответствующих спотов и их простой компоновки (спот-1; спот-2 + бэкграунд; спот-результат), первая «информационная папка» будет готова к представлению главе государства. В идеале пресс-секретарю следует представить президенту еще и готовые проекты/варианты реакций, точно так же, как другие функционеры администрации представляют главе государства проекты решений; несомненно, это будет содействовать повышению оперативности реагирования. Далее же, уже после обсуждения содержащихся в «папке» материалов с президентом – в процессе селекторного доклада, во время ежедневной плановой или специально предназначенной для этого встречи – приходит время принимать конкретные решения по целесообразности, времени, форме, личности автора и предметному содержанию возможной реакции исходя из конкретной политической ситуации.

    Общеновостная, аналитическая и тематическая информация

    Выведенные в этот подзаголовок виды информации являются основными для наполнения второй «информационной» папки, в полном соответствии с определенным выше ее предназначением. Общеновостная информация в совокупности нескольких (как правило, от двух-трех до двадцати) новостных спотов отражает общую событийную картину дня, за исключением ее «сигнальных» сегментов; аналитическая информация представляет соответственный аналитический сегмент местных и зарубежных СМИ, а также авторскую аналитику субъектов политики; тематическая информация представляет собой подборку различных по виду и жанру информационных материалов по одной конкретной теме. Как показывает практика, такой «состав» для общего информирования президента вполне достаточен, особенно если учитывать множественность каналов информации, которыми пользуется глава государства.

    Стержневым наполнителем второй «информационной папки» становится общеновостная информация; очень часто из информационного потока всей рабочей недели споксменом отбираются одна-две, лишь самые значительные аналитические статьи, что затрудняет ежедневное оперирование этим видом, а подборка тематической информации в подавляющем большинстве случаев проводится только после соответствующего запроса президента. В случае отсутствия такого запроса в течение долгого промежутка времени пресс-секретарь может сам, уже исходя из целесообразности, подготовить тематический материал, руководствуясь бесспорной актуальностью той или иной темы. Однако понятно, что и это может происходить не каждый день.

    По своей сути материалы, представляющиеся президенту во второй «папке», не должны вызывать необходимости оперативного публичного реагирования. Перечисленные виды информации в своих стандартных дескрипциях полностью отвечают этому условию. Однако здесь следует особо подчеркнуть необязательность именно публичного реагирования, так как президент уже в рабочем порядке может реагировать на ту или иную информацию, обсуждая ее с разными должностными лицами, особенно если она будет касаться деятельности органов государственного управления, внешней и внутренней политики соседних государств, глобальных процессов в мировой политике и экономике и т. д. Пресс-секретарю следует обязательно принимать во внимание это обстоятельство и, работая над отбором информации для второй «папки», уделять особое внимание материалам, содержание которых предполагает возможность внутренней, рабочей реакции.

    Что касается проблемы объема информации, содержащейся во второй «папке», то для ее оптимального решения при отборе и компоновке спотов следует руководствоваться сугубо информационной необходимостью, даже если в отдельных случаях это приводит к оперированию большими по объему материалами. Представлять президенту нужный спот без необходимого для его полного восприятия бэкграунда только из-за того, что это увеличивает объем «папки», недальновидно. К тому же если президент находит время для ее просмотра, то в зависимости от возникающего у него интереса к той или иной информации он сам решит, насколько подробно ее рассматривать.

    Сделаю несколько замечаний по указанным видам.

    Общеновостная информация в своей целостности (подборка спотов о событиях дня) является разновидностью выпуска новостей, что предопределяет метод ее компоновки: в этой подборке сперва следуют споты, информирующие о внутренней жизни страны и внутриполитических событиях, затем споты с международными новостями, затем же – новости культуры и спорта. Более того, это предопределяет и периодичность проведения пресс-секретарем работы по отбору и компоновке общеновостной информации в течение дня, то есть в соответствии с логической периодичностью выхода выпусков новостей – утром, днем и вечером. Знакомясь с подборкой такой информации дважды или трижды в день, президент будет полностью в курсе событий дня и может не терять времени на просмотр информационных программ.[26]

    Общеновостной информацией являются и ежедневные обзоры прессы, в том случае, если при их компоновке основным критерием подбора становится редакционная иерархия материалов, т. е. сегментами обзора становятся, например, материалы только с первых страниц местных и иностранных изданий, не объединенные какой-либо конкретной темой. В обратном случае, при игнорировании этой иерархии и компоновке материалов СМИ по одной или двум наиболее актуальным темам, информация трансформируется в тематическую и приобретает характер предметного, тематического обзора.

    При отборе спотов общеновостного характера споксмену следует постоянно помнить о восполняющем характере второй «информационной папки» в деле информирования президента. Так, например, не следует отправлять президенту материал, содержащий только черствую официальную статистику: очевидно, что глава государства ознакомлен с этими показателями задолго до их опубликования. В то же время пресс-секретарю следует учитывать те «преломления», которым подвергается информация, проходя через призму СМИ. Если материал со статистикой в день ее распространения статслужбой публикуется информационными агентствами «as is», то в газетах следующего дня появятся ее комментарии, ознакомление с которыми уже может представлять определенный интерес.

    Отбор аналитической информации из информационного потока дня, как правило, не создает особых сложностей. После изучения материала и выявления в актуальном аналитическом тексте трех наиболее важных компонентов, составляющих основу его качества – основанности на достоверных фактах, рациональности/объективности анализа, а также уникальности сделанных выводов, – можно без сомнений включать ее в подборку материалов. Кроме того, как правило, аналитику содержат также знаковые статьи и выступления представителей высшей политической элиты мира, ведущих экономистов, политологов и т. д. Ознакомление с их содержанием – полностью или в основных своих моментах, – несомненно, будет интересным для президента.

    Что касается тематической информации, то, как уже отмечалось, при ее компоновке предопределяющим становится не вид, а тема информации. Так, если президента интересует расклад сил перед парламентскими выборами в соседней стране, то в подборку тематических материалов могут войти несколько информационных спотов, отражающих основные события предвыборных процессов, короткий обзор прессы этой страны, включая аннотации аналитических материалов и др. При отсутствии соответствующего запроса со стороны президента пресс-секретарь может сам принять решение по отбору тематической информации и ее предоставлении главе государства, в тех случаях, когда та или иная тема на протяжении относительно долгого времени выступает в качестве доминантной в местной или зарубежной прессе. Не исключено, что по рассмотрении этого тематического материала возникнет необходимость реакции или по крайней мере выработки соответствующей позиции для оперирования в случае спроса. Тогда тематическая подборка в своей целостности становится разновидностью «сигнальной» информации.

    Таково содержание второй «информационной папки», предназначенной для общего информирования президента. При правильной работе по отбору информации рассмотренных видов и их корректной компоновке эта подборка с успехом выполняет свою функцию, даже при условии восполняющего характера содержащейся в ней информации. Президент, будучи уже информированным о том или ином событии, происшествии и др., при помощи просмотра этих материалов как минимум обозначит для себя факт наличия той или иной информации в СМИ и, следовательно, ее преобразования в публичную, открытую информацию, что может сыграть определенную роль в процессе принятия им конкретных политических решений.

    Что касается придания второй «папке» наиболее удобной формы с учетом ее большего объема по сравнению с первой, то для этого, помимо указанного выше способа компоновки ее основного наполнителя – общеновостной информации, существует еще один способ: пресс-секретарь может каждый раз создавать импровизированный титульный лист с указанием общего содержания второй «информационной папки» по заголовкам. Этот лист может выглядеть следующим образом:

    22 ноября 2008 г.

    1. Новости дня: последняя парламентская сессия, пресс-конференция министра обороны, начало международной конференции по безопасности в Мюнхене, очередной теракт в Багдаде, съезд союза кинематографистов.

    2. Предвыборная ситуация: обзор местных газет, аналитическая статья «The Times» о возможном раскладе сил в парламенте следующего созыва нашей страны.

    3. Материал «Die Welt» о ситуации на Кавказе.

    4. Стенограмма выступления президента Ирана в ООН.

    5. Полный текст интервью президента Грузии ТВ «Евроньюс».

    6. Новая статья Збигнева Бжезинского.

    7. Материал «Ленты. ру» об экономической ситуации в Украине.

    8. Обзор основных спортивных событий минувших выходных.

    Открывающий «папку» такой лист с содержанием, составление которого становится делом нескольких минут, существенно ускорит процесс ознакомления с предоставленным материалом. С его помощью президент может провести целевой просмотр, пропуская не интересующие его в данный момент темы, в то же время, хотя бы на уровне заголовков, обозначить для себя наличие в информационном потоке дня того или иного материала.

    * * *

    Кажется, после детального рассмотрения обозначенных видов информации и методов заполнения двух «информационных папок» становится более чем ясно, что ежедневная специальная работа пресс-секретаря с «сигнальной» информацией, как и работа с другими видами, направленная уже на общее информирование президента – две составные и неразрывные части одного процесса. Информирование главы государства пресс-секретарем не может ограничиваться предоставлением исключительно общей информации, без обособления материалов, требующих оперативной публичной реакции, как и не может ограничиваться оперированием только «сигнальной» информацией в ущерб полному событийному информированию с обращением к медийным индикаторам общественного мнения. Практика доказывает, что, осознавая жесткую взаимосвязь процессов информирования общественности и президента страны, строгим образом исключая корректирование предоставляемой главе государства информацию (что называется – не «зализывая» ее, даже в случаях, когда в информации наличествуют самые нелицеприятные и даже некорректные высказывания в адрес президента) и используя в ежедневной работе указанные выше критерии обработки и предоставления информации, споксмен может полностью рассчитывать на успех и высокую продуктивность в деле информирования президента. В той функции, которая наряду с информированием общественности, безусловно, является важнейшей и определяющей для пресс-секретаря главы государства.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.