Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 2.1. Предмет проводимых проверок
  • 2.2. Содержание и перечень документов, необходимых для проведения проверок
  • 2.3. Порядок проведения проверки
  • 2.4. Оформление результатов проверки
  • Глава 2. Формы и порядок проведения проверок

    2.1. Предмет проводимых проверок

    Проверки государственными инспекторами труда могут проводиться на основании различных обстоятельств. Это может происходить и в рамках планируемой деятельности по контролю за соблюдением положений трудового законодательства, и по фактам происшедших несчастных случаев на производстве. Также поводами к проверке могут послужить сообщения профсоюзных органов, работников или иных лиц о нарушении трудового законодательства или об иных вопросах, находящихся в компетенции ФИТ, либо информация, поступающая от правоохранительных органов, и т. д.

    Основные права государственных инспекторов труда изложены в ст. 357 ТК РФ и были рассмотрено ранее.

    Следует отметить, в ст. 358 ТК РФ указано, что в обязанности государственных инспекторов труда входит соблюдение законодательства РФ, прав и законных интересов работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций). Кроме того, государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

    Статьей 360 ТК РФ установлено, что порядок проведения проверок должностными лицами и органами ФИТ определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами.

    Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

    Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

    • доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

    • проведение проверок в назначенное время;

    • ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

    Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Так, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступает в силу 1 июля 2009 г.) установлены основные принципы, которые должны соблюдаться должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

    В частности, плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

    Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

    Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

    1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

    Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

    Кроме того, плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10 % общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

    Плановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступает в силу 1 июля 2009 г.).

    О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным способом.

    Как установлено ст. 10 того же Федерального закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

    При этомоснованиями для проведения внеплановой проверки может являться:

    1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

    Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступает в силу 1 июля 2009 г.).

    Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

    Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора РФ.

    В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

    2.2. Содержание и перечень документов, необходимых для проведения проверок

    Перед проведением проверки инспектор по труду должен предъявить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю служебное удостоверение и распоряжение (приказ) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки в соответствии с ее назначением. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

    Заверенные печатью копии распоряжения или приказа на проведение проверки должны быть вручены под роспись проверяющими руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. Кроме того, по требованию подлежащих проверке лиц проверяющие должны представить информацию о соответствующем органе государственного контроля (надзора) в целях подтверждения своих полномочий.

    Проверяющие обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц по их просьбе с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

    В случае если данные документы не были предъявлены, инспектор не вправе проводить контрольные мероприятия.

    Единая форма распоряжения на проведение проверки не утверждена. Распоряжение подписывает руководитель государственной инспекции труда или его заместитель и должно быть заверено печатью.

    В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязательно должны содержаться следующие сведения:

    1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

    3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

    4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

    5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

    6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

    7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

    8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

    9) даты начала и окончания проведения проверки.

    2.3. Порядок проведения проверки

    Поскольку, Роструд является одним из структурных подразделений Министерства труда и социального развития РФ, он имеет свои представительства (государственные инспекции труда) в субъектах РФ, которые открывают свои отделения на местах.

    Помимо этого Федеральная инспекция труда проводит проверки как самостоятельно, так и совместно с должностными лицами органов Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, органов прокуратуры, а также с экологической милицией по факту нарушений трудового законодательства. При назначении проверок должно соблюдаться несколько условий. Прежде всего, плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще одного раза в три года. Законодательно установлен закрытый перечень оснований к проведению внеплановых проверок. Так, они могут проводиться только в следующих случаях и по следующим основаниям:

    1) если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    2) если в контролирующие органы поступили обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Перед проведением плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должно быть уведомлено о данном факте проверяющим органом. Уведомление должно быть произведено посредством посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не позднее за три рабочих дней до начала проведения проверки.

    При истребовании инспектором по труду документов нужно представлять их копии – изымать оригиналы документов он не вправе. При этом инспектор не может требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки. Это запрещает ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Если по представленным документам у проверяющего возникнут вопросы, он может потребовать представление поясняющих документов или пояснение некоторых вопросов в устной форме. При этом отказ может повлечь применение мер административной ответственности: частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей. Однако от дачи объяснений можно отказаться на основании ст. 51 Конституции РФ.

    Если же нарушение налицо (к примеру, отсутствуют трудовые договоры с работниками), то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше убедить проверяющего в том, что нарушение будет устранено в самые короткие сроки. Возможно, что это позволит вам избежать наложения штрафа или, по крайней мере, уменьшить его размер.

    По факту выявленных нарушений не требуется давать объяснения сразу по требованию инспектора. Можно договориться на выделение определенного срока на соответствующую подготовку. В таком случае лучше составить объяснения в письменной форме представить их проверяющим при первой же возможности.

    Продолжительность проведения контрольных мероприятий не может превышать двадцати дней. А в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Данное положение закреплено в ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, там указано, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

    2.4. Оформление результатов проверки

    В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    В акте проверки указываются:

    1) дата, время и место составления акта проверки;

    2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

    5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

    6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

    7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

    8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

    9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

    3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

    4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

    5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

    6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

    7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

    9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

    10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

    11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

    12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

    Проверки могут быть плановыми и повторными.

    Для проведения плановых проверок инспекторы труда, как правило, выбирают организации, где произошел несчастный случай либо ранее выявлялись нарушения. О предстоящей проверке инспекторы предупреждают не позднее чем за три рабочих дня.

    При обнаружении нарушений инспекторы труда выписывают предписание на их устранение, для проверки выполнения которого могут прийти повторно. Проведение повторной проверки можно предотвратить, если заранее, не дожидаюсь визита инспекторов самостоятельно представить документы, подтверждающие выполнение предписания.

    Чаще всего поводом к проверке со стороны трудовой инспекции служат жалобы самих работников. Для проверки информацию, содержащейся в жалобе, назначают проведение проверки.

    Обычно проверку проводит один инспектор, реже – несколько. При этом необходимо проверить, указаны ли пришедшие с проверкой инспекторы в соответствующем распоряжении. Проводить проверку могут только те лица, фамилии которых указаны в предъявленном документе. Копию распоряжения должна быть выдана под роспись.

    Следует обратить внимание на предмет проверки, который обязательно должен быть указан в распоряжении на проведение проверки. Инспекторы не могут выходить за его рамки. В данном случае главная цель проверки в любом случае будет сводится к проверке того, как работодатели соблюдают трудовое законодательство.

    Что непосредственно касается предмета проводимых проверок, то тутнеобходимо отметить главную цель – проверка, прежде всего, того, как организация или предприниматель соблюдают нормы трудового законодательства. За несоблюдение чего юридические лица, должностные лица организации или предприниматели могут быть привлечены к ответственности.

    Как правило, инспекторы сначала проверяют документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, устав организации. Затем проверке подвергаются трудовые договоры. Как ни странно, но отсутствие трудовых договоров является самым распространенным нарушением в данной сфере.

    Важно, что подписи работника и работодателя должны стоять на каждой странице трудового договора. Это обезопасит обе стороны от заявлений противоположной стороны о том, что изначально был подписан другой документ.

    Второй экземпляр договора должен передаваться работнику, передача при этом должна производиться под роспись в специальном журнале.

    Достаточно часто нарушения встречаются и в самом содержании трудового договора. И хотя условия, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством заведомо недействительны, само наличие их является нарушением прав работников.

    Кстати, в трудовом договоре желательно обозначить права и обязанности работника. Многие кадровые работники советуют поступать именно так, а не ссылаться на действующие должностные инструкции.

    Далее, что обязательно подвергнется тщательному изучению во время проверки – это наличие и оформление трудовых книжек. Как указано в ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

    Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

    В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

    Кроме непосредственно трудовых книжек подлежит проверке и журнал учета трудовых книжек. В нем отмечаются получение (при приеме на работу) и выдача (при увольнении) трудовых книжек.

    Важно, чтобы личные карточки работников также были заполнены правильно и в отношении каждого работника.

    Правила внутреннего трудового распорядка являются еще одним документом, который обязательно заинтересует проверяющих. Так, согласно ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Инспекторы обязательно проверят наличие этого документа.

    Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

    Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

    С правилами внутреннего трудового распорядка работодатель должен ознакомить каждого работника под роспись.

    Проверке подвергнется и система оплаты, существующая в организации, соответствует ли она положениям трудового законодательства. Разумеется будет проверено и то каким образом работодатель выплачивает заработную плату. Для этого будут изучены платежные ведомости, кассовые документы, чековая книжка.

    В соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ выплачивать заработную плату следует не реже каждые полмесяца. При этом, даже если от работников поступит заявление с просьбой выплачивать заработок один раз в месяц, иметь юридической силы оно не дует, а работодатель при выявлении подобного нарушения будет подвергнут административной ответственности.

    При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ).

    Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Инспекторы обязательно захотят удостовериться, что расчетные листки работникам выдаются, и соответствует ли форма и содержание данного документа требованиям закона.

    Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

    Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

    Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

    Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

    Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

    При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

    На предприятии обязательно должно быть составлено и утверждено штатное расписание. Форма данного документа утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (форма № Т-3). В штатном расписании должно быть отражено, какие должности предусмотрены в организации, количество штатных единиц, оклад по каждой должности и т. д.

    Если в организации работа посменная, то нужно утверждить график сменности (ст. 103 ТК РФ). Сменная работа – работа в две, три или четыре смены – вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

    При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

    При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

    Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником. Этим целям служит табель учета рабочего времени, форма которого утверждена постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (формы № Т-12 и Т-13).

    Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочная работа подлежит учету и оплачивается следующим образом:

    • за первые два часа – не менее чем в полуторном размере;

    • за последующие часы – не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).

    Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

    Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

    1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

    2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

    3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

    Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

    1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

    2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

    3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

    В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

    Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

    Работа в выходные и нерабочие праздничные дни подлежит оплате в двойном размере. По желанию работника организация может предоставить ему для отдыха другой день с оплатой праздничного или выходного дня оплачивается в общем порядке, день отдыха, соответственно, оплачен не будет (ст. 153 ТК РФ).

    Помимо сверхурочной работы во время проверки будет изучена продолжительность рабочего времени несовершеннолетних, инвалидов и т. д. Так, ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:

    • для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю;

    • для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю;

    • для работников, являющихся инвалидами I или II группы, – не более 35 часов в неделю;

    • для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

    На предприятии обязательно должен быть вовремя составленный и утвержденный график отпусков (ст. 123 ТК РФ). Форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (форма № Т-7).

    График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

    График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Это инспекторы обязательно проверят.

    Во время проверки обязательно будут просмотрены кадровые приказы. Работники с данными документами должны быть ознакомлены под роспись. В противном случае фирме грозит штраф.

    Прежде всего инспекторы изучат приказы о приеме на работу (форма № Т-1), о переводе (формы № Т-5 и Т-5а), об отпусках (формы № Т-6 и Т-6а), об увольнении (формы № Т-8 и Т-8а), о командировках (формы № Т-9 и Т-9а), о поощрении (формы № Т-11 и Т-11а). Формы всех этих приказов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1.

    Кроме того, инспекторы могут проверить и другие приказы, например, о дисциплинарных взысканиях, о привлечении к сверхурочным работам, об отстранении от работы, о временном переводе и т. д.

    В ст. 192 ТК РФ указано, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение по соответствующим основаниям.

    Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

    Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

    Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

    Когда работнику необходимы заверенные копии приказов и других документов, связанных с работой (выписка из трудовой книжки, справки о зарплате, о периоде работы на предприятии и т. п.), работодатель должен представить по соответствующему заявлению работника в трехдневный срок (ст. 62 ТК РФ).

    Инспектор труда может проверить как ведутся личные дела сотрудников. Работодатель может установить собственный порядок сбора и хранения информации о сотрудниках. Для этого должно быть утверждено Положение о персональных данных работника, с которым каждый из сотрудников должен быть ознакомлен под роспись.

    В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

    1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

    2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами;

    3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;

    4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

    5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами;

    6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

    7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;

    8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

    9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

    10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

    Как установлено ст. 89 ТК РФ, в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работники имеют право на:

    • полную информацию об их персональных данных и обработке этих данных;

    • свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

    • определение своих представителей для защиты своих персональных данных;

    • доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по их выбору;

    • требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований настоящего Кодекса или иного федерального закона. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные работника он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

    • требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

    • обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.

    При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

    • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами;

    • не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

    • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;

    • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;

    • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;

    • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;

    • передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

    Обязанность по обеспечению в организации безопасных условий и охраны труда возложена ТК РФ на работодателя. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить:

    • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

    • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

    • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

    • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

    • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

    • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

    • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

    • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

    • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

    • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

    • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

    • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

    • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

    • расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

    • беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;

    • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    • ознакомление работников с требованиями охраны труда;

    • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

    • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

    В этой связи проверяющие выяснят, ознакомлены ли работники с правилами техники безопасности. Это необходимо сделать при заключении с работником трудового договора. Сведения о пройденных инструктажах лучше всего фиксировать в специальном журнале.

    Некоторые категории работников должны проходить предварительные (перед приемом на работу) и последующие медицинские осмотры. Так, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

    Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

    Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

    Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    В указанных случаях медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

    При нарушении положений ТК РФ, касающихся проведения обязательного инструктажа или прохождения медицинских осмотров работодателю грозит административное наказание.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.