Онлайн библиотека PLAM.RU

Загрузка...



  • 5.1. Тактика ведения переговоров, совещаний, собеседований
  • 5.2. Телефонное время
  • 5.3. Анализ информационных потоков
  • 5.4. Время читать
  • 5.5. Время почты
  • Глава 5

    ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ПОТОКА

    Давай перейдем к важной теме. Существует такое понятие – «создание потока». Что это? Наверняка в твоей жизни случались моменты, когда при огромной загруженности ты умудрялся сделать все и еще кое-что, возникшее между делом. Но как только ты начинал осознавать, что «что-то здесь не так», проходило ощущение всемогущества. Такие действия можно назвать потоком, в данном случае – временным. Перестань ожидать того времени, когда на тебя навалится огромное количество разнообразных дел. Готовься заранее. При определенной тренировке ты сможешь создавать и фокусироваться на временном потоке. Начнем с того, что разберем собственные ощущения. Состояние потока – это когда ты чувствуешь, что сливаешься с тем, что происходит во внешнем мире, когда ты перестаешь ощущать грани между решением собственных задач и тем, что происходит само собой. Физическое ощущение, что ты летишь. В реальности ты начинаешь встречать людей, с которыми необходимо увидеться. Они сами выходят на контакт с тобой. Тебе не нужно тратить время на то, чтобы связаться с ними. Поток сам выносит их на тебя. Тебе необходимо срочно решить вопросы, а ты не знаешь, как подойти к нужным людям и с чего начать общение. А они сами выходят на контакт с тобой, предлагают максимально выгодное тебе решение. Тебе лишь необходим новый источник дохода – и тебе предлагают дополнительный заработок, или, как вариант, неожиданно приходит необходимая сумма. Для того чтобы попасть в этот поток, просто лови момент. И пользуйся возможностями подобного эффекта на все 100%. В последующем, когда ты проанализируешь собственное состояние и осознаешь все прелести нахождения в этом потоке, создавай свой временной поток каждый раз, когда это тебе понадобится. Плыви по временному потоку и получай результаты легко и непринужденно. Каждый день настраивайся на успех, на то, что используешь все время максимально эффективно. Только от тебя зависит, насколько мощным ты создашь этот поток. Он может быть маленьким ручейком, направленным на быстрое решение только одной конкретной задачи. А может быть мощной широкой рекой или океанским течением, которое вовлечет всю твою жизнь в быстрое и мощное достижение всех поставленных целей. Выбирай сам, что тебе интереснее. Отбрось страхи и сомнения. Этот поток ты можешь остановить в любой момент, когда посчитаешь, что тебе дискомфортно. Главное, находясь в нем, ни в коем случае не сопротивляйся происходящему. Подобные потоки всегда выносят и создают только максимально положительные результаты.

    5.1. Тактика ведения переговоров, совещаний, собеседований

    Здесь мы рассмотрим вместе с тобой все стороны эффективного использования времени на переговорах, совещаниях и собеседованиях, как подготовиться к подобным мероприятиям, как вести себя в процессе, каким образом анализировать уже прошедшее мероприятие с точки зрения приобретения положительного опыта и исключения негативных последствий.

    Вся наша жизнь состоит из вышеперечисленных мероприятий. Череда переговоров, можно сказать, не прекращается. Мы постоянно договариваемся о встречах, устраиваем взаимовыгодные контракты с собственными родственниками, друзьями, коллегами. Да что далеко ходить. Чаще всего мы ведем переговоры с самим собой. И в последнем варианте не всегда успешно. Что же говорить о внешних сторонах этого вопроса. Самые интересные, дипломатичные и развернутые переговоры случаются с собственными детьми. Вот у кого необходимо учиться выстраивать бескомпромиссные и непредсказуемые по наполнению сделки. На самом деле предлагаю выделить 1 ч в своем насыщенном рабочем графике. Возможно, это будет некоторое время выходного дня для того, чтобы повращаться в кругу детей и отследить разговоры. Наиболее интересные обороты можешь даже записать и произвести некий анализ. Учись у детей выстраивать максимально эффективно короткие построения переговоров, яркие, эмоциональные и захватывающие по сути. Обращай внимание на все детали. Мелочей в переговорах любого уровня просто не бывает. Впрочем, это относится ко всем сторонам общения. Самые великие коммуникаторы – это дети. Воспользуйся любой имеющейся возможностью, для того чтобы приобрести бесценный опыт общения у детей. Используй (естественно, через призму собственного опыта) жесты, взгляды, позы. Еще раз напомню: в общении, особенно том, которое необходимо для получения важного и существенного результата, мелочей не существует. Все играет важную роль. Если ты в процессе начнешь что-либо исключать, то просто получишь общий и неполный набор деталей, которые так и останутся перечнем того, что могло бы произвести впечатление. И только использование всего спектра (жестов, поз, взгляда, эмоций, речевых оборотов, интонации, стиля, информации) принесет тот эффект, который тебе необходим для решения стоящей перед тобой задачи. Просто учись переставлять акценты. Всегда помни о собственном стиле. Ты просто не имеешь права, если ты спокойный и уравновешенный человек, выстраивать любое общение, как западный ковбой. Да, конечно, тебе дозволительно проявлять какие-то эмоции. Просто всегда помни о том, что, если ты решишь в какой-то момент испробовать что-то новое в своем образе и стиле поведения, делай это только тогда, когда уверен в том, что твое внутреннее «я» соответствует тому, что ты собираешься продемонстрировать собеседникам. Нельзя вдруг милой барышне превратиться в жесткую стерву. Это – СКАЗКИ!


    Переговоры, заключение сделки, презентация.

    Насколько результативно ты ведешь переговоры любого уровня? К каким результатам они приводят тебя и твою команду? Чем конкретно ты занимаешься во время переговоров? Напомню, что переговоры – это не только то, что связано с бизнесом или работой. Переговоры касаются всех сфер жизни. Иногда они начинаются с самого утра, когда тебе срочно надо посетить ванную комнату, а она благополучно занята одним из родственников, причем совершенно просто так. А у тебя час пик. Сборы на работу и важная встреча – первый пункт расписания. Опаздывать нельзя. Ты в программе «90 дней». Да и не только поэтому. Ты ведь понимаешь, о чем идет речь? Итак, самое важное правило получения результата переговоров: предлагая, предлагай и ищи взаимную выгоду. Чем быстрее ты найдешь то, что нужно и той и другой стороне, тем быстрее завершатся переговоры и тем скорее обе стороны получат положительный результат. Вот так. К любым переговорам необходимо готовиться заранее. Имей готовый план ведения данной встречи. Если участвует несколько сторон, то подобный план необходимо иметь каждой стороне. Обязательно подготовь список вопросов. Помни также и о том, что подобное можно ожидать и от другой стороны. Подготовься соответственно. Имей множество вариантов подготовленных ответов. Перед важными переговорами обязательно создай макет переговоров: что может тебя ожидать, какие варианты предложений, какие вопросы, что может заинтересовать собеседников, что может, наоборот, отвернуть их от совместных проектов. Рассмотри все со всех сторон! Будь готов на все сто, и даже больше. Исходи из интересов собеседников. При этом помни, что собственный успех можно получить только тогда, когда каждая из сторон получит удовлетворение собственных запросов. Используй все время эффективно – время подготовки и время переговоров.

    Заключение сделки. Какой момент самый ответственный и напряженный при переговорах, завершающихся подписанием документов? Все время при заключении сделки можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап: сбор предварительной информации. Прежде чем совершить сделку, необходимо обладать информацией о том, в чем, собственно, заключается идея, какую именно выгоду несет в себе эта сделка, что ты можешь предложить и получить взамен. Стоимость этой сделки также важна. Если во время сбора предварительной информации ты поймешь, что данное предложение или условия тебе вовсе не интересны, то весь процесс переговоров может завершиться на этом этапе. Береги собственное время. Если ты уверен в том, что сделка тебе не нужна, ставь точку, и все. Относись бережно к собственному времени. Если ты понимаешь, что предварительная информация тебе интересна, если есть о чем договариваться и если другая сторона идет на контакт и переговоры, то продолжай дальше и переходи к следующему этапу.

    Второй этап: предварительное завершение сделки. После того как обе стороны обменялись информацией, реши, готов ли ты совершить эту сделку. Если в общем обе стороны довольны общением и предложенной информацией, переходи к следующему этапу.

    Третий этап: сбор подробной информации. Здесь необходимо обговорить все детали сделки: условия, стоимость, доставку, дополнительные услуги и сопутствующие предложения. Чем подробнее, тем лучше. От подобной информации зависит очень многое. Если возникли вопросы, которые требуют дополнительных согласований, то факт заключения сделки необходимо перенести на определенное время, обязательно обговорив точную дату и время. Воспользуйся отсрочкой и, помимо дополнительных согласований, собери информацию о перспективах данного контакта. В принципе, это можно и нужно делать до начала всех переговоров по сделке, особенно если данный партнер – новый в твоем деле.

    Четвертый этап: окончательное завершение сделки. На этом этапе самым мощным и важным моментом станет мгновение или пауза между вопросом «Подписываем?» и непосредственно точкой в обоюдных договорных документах. Скорее всего этот момент станет самым дискомфортным во всем процессе заключения сделки. Твоя задача – выдержать стойко это мгновение. Если ты сможешь промолчать после собственного вопроса до получения ответа, эта сделка твоя! Время сработало на тебя!

    Презентация. В нашем случае под презентацией станем подразумевать любое твое выступление на публике, даже если ее будут только 2 человека. Для того чтобы твоя презентация прошла успешно, необходимо иметь точную информацию о:

    1) теме выступления;

    2) времени (начале и времени самого выступления);

    3) месте (где конкретно ты будешь выступать, в каком помещении, где оно расположено);

    4) аудитории (кто именно будет слушателем твоего выступления);

    5) оборудовании (особенно если тебе необходимо какое-либо техническое оборудование для наглядности);

    6) том, кто будет выступать до и после тебя (если ты не единственный выступающий).

    Давай разберем весь этот список подробно.

    1. Что может стать темой твоей презентации? Все, что попросят или потребуется. Начиная с темы «Я любимый» и до «Глобальные разработки корпоративного межгалактического комплекса». Если тему предлагаешь сам, то дело несколько проще. Ты можешь придумывать и называть ее так, как тебе захочется. Если тебе дают готовую тему для выступления, то желательно сразу обговорить примерный план выступления и причины, по которым заявляется эта тема. Чем подробнее будет информация, тем эффектнее может оказаться твое выступление.

    2. Всегда заранее обговаривай точную дату и время презентации. Ты должен иметь четкое представление о том, сколько у тебя имеется времени на подготовку презентации, сколько времени планировать на само выступление. Получив эту информацию, ты сможешь выстроить четкий хронометраж своей речи. И это действительно очень важно. Ты сможешь построить свое выступление четко и без всяких срывов.

    3. От того, где именно станет проходить твоя презентация, зависит очень многое. Бывают случаи, когда помещение совершенно не подходит к теме самого выступления. Примеров можно привести массу. Например презентация нового алкогольного напитка в конференц-зале библиотеки. Или выступление на тему «Новейшие косметологические разработки», происходящее в планетарии. Все бывает. Зная, где именно будет происходить презентация, ты сможешь в своем выступлении, в своей речи обыграть это место. Этим ты сможешь привлечь внимание слушателей, выстроить общение на новом и, возможно, более увлекательном уровне. Кроме вышеперечисленного, ты сможешь иметь представление об акустике помещения, техническом обеспечении и количестве посадочных мест. А это немаловажно!

    4. Кто окажется слушателем? Кто будет присутствовать на твоем выступлении? Каков должностной ранг и социальный статус? Насколько слушатель профессионально подготовлен к готовящейся презентации? Возможно, понадобятся некоторый отбор участников или уточнение по списку имеющих право присутствовать. Если ты осуществляешь презентацию какого-либо продукта или услуги, то необходимо быть уверенным в том, что на презентации присутствуют именно те сотрудники, которые принимают решение по результату презентации. Ты же не станешь рекламировать и проводить презентацию для лифтера или консьержа, если тема «Корпоративный анализ профессиональной деятельности». И менеджеры среднего звена тебя тоже не могут интересовать. Всегда уточняй категорию слушателей заранее. Уровень профессиональной подготовленности тоже имеет значение. То, что ты расскажешь старшеклассникам, может быть непонятно учителям, и наоборот.

    5. Важно точно знать, что именно тебе понадобится в процессе презентации и выступления, какое техническое обеспечение для показов слайдов, воспроизведения музыки, демонстрации проектов или каких-либо других визуальных материалов. Даже если тебе просто необходимо вести записи в процессе общения со слушателями, позаботься об этом и убедись, что все имеется в наличии. Помимо этого, обрати внимание на освещение предоставляемого помещения, наличие достаточного количества посадочных мест. Лучше, если их будет ровно столько, сколько ожидается присутствующих. Можно подготовить дополнительные места и держать их рядом и по мере надобности просто подставлять. Позаботься о раздаточном материале. Что может быть нагляднее того, что можно потрогать или просто подержать в руках? Великолепно работают мастер-классы и живые показательные выступления. Только яркие примеры и возможность все увидеть и ощутить в реальном времени дают высокие результаты подобной презентации и максимально длительный эффект. И еще: помни, что во всем нужно чувство меры! Так что выстраивай все свое выступление таким образом, чтобы гармонично сочетались твоя речь и различные технические инструменты.

    6. Если ты точно знаешь, что являешься не единственным выступающим, то обязательно уточни темы выступлений и стиль поведения заявленных докладчиков. Перед тобой стоит задача быть неповторимым, запоминающимся и интересным. Что для этого нужно сделать? Получив информацию о стиле и теме предыдущего и последующего выступающего, подготовься, чтобы каким-либо образом отличаться. Это важно, иначе ты можешь просто слиться с остальными участниками процесса, и тебя просто не запомнят. Если перед тобой выступал «бубнильщик», то сделай свое выступление ярким, интонационно и эмоционально окрашенным. Пусть твои жесты всегда будут направлены вверх и подобны объятиям. Улыбайся (тогда, когда это нужно). Обязательно включай в свои выступления искорку юмора, даже если ты представляешь серьезную тему. Так ты сможешь привлечь внимание тех слушателей, которые несколько отвлеклись. Если перед тобой выступал «человек-вулкан», то веди себя более спокойно и сдержанно. Но и ни в коем случае не надо шептать и засыпать. Всегда старайся выступать на контрасте, только не на резком. Если ты готовишь собственную речь на бумаге, то обязательно несколько раз ее проговори. Иногда фразы, написанные на бумаге, вживую звучат несколько иначе и соответственно так же воспринимаются. Поэтому устраняй все шероховатости. Тебя будут слушать, а не читать! Если есть возможность, предварительно сделай видеозапись (или хотя бы аудио). Обязательно просмотри/ прослушай и проведи анализ того, что получилось. Устрани все недочеты. Обрати внимание на позы, жесты, выражение лица.

    После того как у тебя появится полная информация о предстоящем мероприятии, можешь приступать к решению задачи. Как обычно, действуй поэтапно.

    Первый этап: подготовка выступления. Составь план собственного выступления, используя временные рамки. Ты имеешь право действовать только в заявленное время. Это особенно важно тогда, когда ты не единственный выступающий. Обязательно запланируй время на вопросы и ответы. Это оживит общение, особенно если слушателей достаточное количество. Старайся часть своей речи заменить «показательными выступлениями». Используй наглядный и раздаточный материал. Это позволит слушателям максимально усвоить предлагаемый тобой материал, произведет положительное впечатление и даст тебе возможность представить гораздо большее количество информации в ограниченное время. После того как будет готов план твоего выступления, сделай хронометраж. Для чего это нужно? Так ты будешь точно знать, сколько времени тебе понадобится на каждую часть выступления, когда именно можно будет предоставить аудитории возможность задавать вопросы, а когда ты сможешь перейти к демонстрации наглядного материала. Если твое выступление подразумевает живое общение, то необходимо подготовить именные бейджики для каждого участника. О себе тоже позаботься. Существуют правила экономии времени. Если ты запланировал вопросный блок, то обязательно предупреди слушателей в самом начале выступления. И если кто-то из слушателей начнет забрасывать тебя вопросами в процессе выступления, ты можешь совершенно спокойно попросить его потерпеть до момента, специально отведенного под вопросы. А в данный момент пусть желающий задать вопрос просто запишет его, а вы потом к нему вернетесь. Так ты исключишь ненужную и несвоевременную полемику и сохранишь свое время и время тех слушателей, которым, возможно, в данный момент интереснее услышать весь предлагаемый материал в целом. Обязательно используй все время, отведенное на твою презентацию. И помни: чтобы произвести впечатление, даже если тема научна и серьезна, всегда нужно быть ярким и интересным. Наполни все свое выступлением светом, искрометностью и уважением к слушателям. Только так ты сможешь всегда эффективно использовать отведенное и запланированное время и приумножить его тем, что тебя станут привлекать на подобные мероприятия с большей частотой. Или ты получишь заманчивые предложения. А это, в свою очередь, сократит время на достижение цели.

    Второй этап. После того как ты сделал все наброски или уже полностью подготовил всю речь, необходимо позаботиться о том, как все это станет звучать. Для начала все просто прочитай. В процессе чтения делай отметки на полях, когда чувствуешь какой-либо дискомфорт или когда озвученное оказалось хуже, чем написанное. И такое бывает. Разбери все свое выступление «по косточкам». Выдели места, в которых ты станешь использовать наглядный материал, где станет звучать музыка. Проведи хронометраж собственного выступления. Ты знаешь, сколько времени выделено на твою презентацию, и ты можешь подготовить все свое выступление в соответствии с заявленным временем. Ты можешь выстроить свое выступление с точностью до минуты. Если оно одно из первых, то старайся укладываться. Для удобства можешь сделать соответствующие пометки в тексте и по ним сверять реальное время выступления. В последующем, когда ты проведешь не одну презентацию, ты научишься контролировать время, и станет гораздо проще. Постарайся во время презентации соответствующим образом организовать свое пространство. И имей под рукой часы с удобным экраном, чтобы постоянно не прижиматься носом к циферблату и не демонстрировать озабоченность временем. Если ты используешь в процессе презентации музыку или какой-либо демонстрационный материал, обязательно проверь всю необходимую технику заранее. Имей под рукой вместе с текстом выступления соответствующий перечень дополнительного материала. Если ты собираешься вести демонстрационные записи, то подготовь, что именно ты станешь представлять на обозрение слушателей. И позаботься о том, чтобы у тебя имелось в наличии несколько маркеров разных цветов. Одним цветом ты записываешь основной материал, а другим цветом выделяешь главные мысли или расставляешь акценты.

    Третий этап. Перед выступлением осуществи прогон именно в том помещении, где предстоит твое выступление. Тебе необходимо услышать, каким образом станет звучать твой голос. Постарайся, чтобы тебя послушали со стороны и дали комментарии по звучанию. Если возникли какие-то вопросы, то разрешай их по мере поступления. Для того и необходим предварительный прогон, чтобы во время презентации не возникало накладок.

    Четвертый этап. Непосредственная подготовка. Этот этап начинается непосредственно за сутки до самого выступления. Предложу несколько рекомендаций, которые поддержат тебя и помогут избежать многих дискомфортных ситуаций. Начнем с твоего физического состояния.

    За сутки до выступления исключи из рациона любые газированные напитки, горячие и холодные. От подобных напитков набухают твои связки, и если выступление длительно, то может дребезжать голос, или будет першить в горле. Холодная вода может спровоцировать некоторые заболевания, а это совершенно ни к чему. Для профилактики можешь включить в собственный рацион теплое питье с лимоном и медом (естественно, если у тебя на эти продукты отсутствует аллергия). Важно помнить то, что не следует пользоваться парфюмом с резким запахом, если ты выступаешь в небольшом помещении и планируешь личный контакт со слушателями. Никого не волнует отсутствие какой-либо воды в твоем доме. Так что будь готов со всех сторон. Очень внимательно отнесись к собственному гардеробу. Выбери то, в чем ты будешь выступать перед аудиторией. Важно создать гармоничный образ. Твоя тема, слушатели и твой типаж должны стать тем исходным материалом, от чего ты и станешь отталкиваться в подборе одежды для выступления. Обязательно учитывай все. Если ты станешь выступать перед серьезной и статусной группой слушателей, то просто непозволительно быть одетым неподобающим образом. Тебя просто не воспримут всерьез. Соответственно всегда исключается вечерний вариант одежды, кроме тех презентаций, когда вечерний наряд подразумевается по протоколу. Помни, что если твоя презентация планируется в молодежной группе, то нет никакой необходимости в молодежной стиле. Просто используй некоторые элементы из этого направления, а собственное выступление сделай несколько легче и непосредственнее. Исключи из собственной одежды все мелкие аксессуары, которые отвлекают внимание (яркие, гремящие, массивные), – все это абсолютно тебе не пригодится. И в то же время ты можешь использовать некоторые мелочи для того, чтобы отвлечь или привлечь внимание намеренно. Если во время выступления ты будешь располагаться на возвышении (например, на сцене), то продумай длину юбки (это относится ко всем дамам). Для мужчин важно обратить внимание на длину брюк. Она должна быть такой, чтобы во время сидения между нижним краем брючины и носка не было видно голой ноги. Всегда обращай внимание на то, как ты выглядишь, когда сидишь, стоишь, как ты смотришься, когда жестикулируешь. Попроси кого-нибудь посмотреть на тебя со стороны или еще лучше снять на видеокамеру. Потом просмотри и проанализируй свой внешний вид. Делай подобную вещь каждый раз. Со временем твой подход к выступлениям станет профессиональным, и постепенно ты сможешь довести свой внешний вид до совершенства. У каждого оно индивидуально. И все равно постоянно продолжай работу над собой! Нет предела совершенству. Время станет работать на тебя только тогда, когда ты будешь использовать его в полном объеме!

    Пятый этап. Непосредственно исполнение презентации. Существует несколько важных вещей, которым необходимо уделить должное внимание в процессе ведения презентации. Ты просто обязан БЫТЬ ВОВРЕМЯ! Нет никаких причин и оправданий твоим опозданиям! Ты не имеешь никакого права на то, чтобы кто-либо тратил время на ожидание тебя. Будь точен. Начинай свое выступление именно в то время, которое было заявлено заранее. Этим ты, помимо всего прочего, покажешь уважение к присутствующей аудитории. Всегда начинай презентацию с приветствия. Обязательно поблагодари всех, кто пришел вовремя. Они ценят не только свое время, но и твое! В самом начале презентации объяви цель встречи и задачи, стоящие перед вами на время всей встречи. Каждому слушателю важно знать, что он сможет получить от вашего общения и с чем (с какой полезной информацией) он останется после мероприятия. Веди свою презентацию четко. Отвечай на вопросы именно в то время, в которое запланировал заранее. Благодари за каждый вопрос, соглашайся с мнением каждой стороны. Вернее, даже не с точкой зрения, а с тем, что каждый вправе ее иметь так же, как и ты. Ни в коем случае не позволяй себе вовлечься в диспут и тем более в перебранку. Результат может быть плачевным. В порыве праведного гнева ты отвлечешься от главного, можешь перейти на личности и провалить всю презентацию! Разве это было твоей целью? Совершенно верно. Твоя цель – предложить новую информацию, представить новый проект или идею. Конечный результат, как обычно, один – продать за максимальную цену (выбирай свой вариант):

    1) себя;

    2) свою идею, идею;

    3) знания, информацию;

    4) проект;

    5) продукт или услугу.

    Презентация, как всегда, просто красочное и развернутое представление чего-либо. Так и представляй – с удовольствием, ярко и неординарно. Стань Мастером презентаций любого уровня.

    В процессе, если тебе необходимо привлечь внимание публики, используй следующие техники.

    «Яркое пятно» – для акцента на какой-нибудь мысли. Этим пятном может стать любая яркая или необычная деталь: громкий звук, тетрадь в яркой обложке, смена цвета маркера. В процессе написания текстов во время презентации сразу же закрывай колпачок маркера. В противном случае слушателей станет мучить мысль: «Маркер же засохнет!» Не отвлекай их подобным образом от того, что ты им говоришь.

    «Неожиданное согласие». Если среди слушателей есть настырный оппонент, который постоянно высказывает противоположное мнение, критикует все, что преподносится, то самый лучший выход – сказать ему, что он совершенно прав, и далее перевернуть его мысли таким образом, что ему станет понятно, что вы его услышали и просто согласны с тем, что он такой, считающий иначе, чем вы. Так можно исчерпать любые инциденты.

    «Пинг-понг». Если тебе задают каверзные вопросы, на которые ты не можешь моментально ответить, воспользуйся данной техникой. Пусть вопрошающий сам отвечает на свои вопросы. Просто спроси его: «А вы как считаете?» Или подбери свой подобный вариант.

    Обязательно хотя бы 1 раз в течение всего времени своего выступления посмотри в глаза каждому слушателю. Пусть каждый будет уверен, что все, о чем идет речь, ты говоришь именно ему. Так ты выстроишь доверительные отношения со всей аудиторией. Ни в коем случае не надо все время вещать только тому, кто тебя внимательно слушает. Перестань обделять вниманием других участников. Если зал занимает большую площадь, то обязательно поинтересуйся у тех, кто располагается на последних рядах, насколько хорошо им тебя слышно. В процессе своего выступления обязательно устраивай интонационные вариации. Если ты будешь монотонно бубнить в течение всего мероприятия, то через некоторое время слушатели заснут или разбегутся. А впоследствии тебя просто перестанут приглашать на выступления.

    Напомню, что полезно вести аудио– и видеозапись собственных выступлений. Это очень важно! Постоянно анализируй все, что делаешь. Только так ты сможешь постоянно совершенствоваться. Выискивай что-то новое. Отслеживай, какие обороты оказались максимально эффективными, что, наоборот, стало ошибочным выбором. Все это станет той базой, которая откроет перед тобой возможность использовать время, отведенное на любое выступление, с максимальным эффектом.

    Совещания. Планерки. Собрания. Да, обычно время на таких «посиделках» летит незаметно. Поэтому важно следующее.

    Первое. Заранее озвучивать временные границы подобного мероприятия. Если твои совещания ежедневны, нет никакого смысла продолжать их более 30 мин. Это при том, что группа сотрудников достаточно велика. На каждый вопрос отводи не более 3-5 мин. Чем быстрее пройдет подобное общение, тем быстрее все приступят к решению поставленных задач. Это не относится к совещаниям, на которых рассматриваются глобальные или стратегические вопросы. Для подобных совещаний, естественно, понадобится гораздо больше времени. И здесь необходима подготовка. У каждого участника должен быть пакет документов по тем вопросам, которые стоят в программе совещания. Если информация конфиденциальна, то обязательно четко отслеживай, имеют ли право доступа к предлагаемой информации все участники совещания. Зачем тебе кормить конкурентов закрытой информацией? Курица кудахчет только тогда, когда снесет яичко. Поэтому, если совещание касается задач стратегического развития или вопросов диверсификации, задумайся и внимательно подойди к отбору участников. Чем меньшее количество сотрудников примут участие в обсуждении, тем больше шансов сохранить закрытую информацию.

    Второе. Составляй четкий план или перечень обсуждаемых вопросов. Предварительно поставь в известность всех участников совещания, о чем будет идти речь, особенно если к совещанию необходимо представить определенную информацию. Пусть все понимают смысл подобного сбора и выполняют работу профессионально. Зачем ставить людей в неловкое положение только потому, что ты что-то забыл. И тебе не придется тратить время в процессе беседы на ожидание и поиски нужной информации. Готовь все заранее. Если есть возможность, то определи лиц, которые станут отвечать за определенную часть подобного совещания. Зачем все делать самому, когда можно делегировать полномочия.

    Третье. Если вопросы и ответы касаются нескольких сторон, то запланируй время на прения. Обязательно предупреди участников об этом заранее. И не оставляй возможности использовать большее количество времени. Можно говорить только по существу. Забудь о полемике. Если ты понимаешь, что поставленный вопрос можно решить и в рабочем порядке, то скажи об этом. Береги время других. Им некоторая информация может быть не только неинтересна, но и бесполезна. Пусть лучше займутся более важным делом – выполнением непосредственных производственных задач.

    Теперь о собеседовании. Чтобы не тратить время на разговор, обязательно требуй представления предварительной информации. На этом этапе отсеется все то, что не интересует, не подходит и не соответствует требованиям. После получения предварительной информации сформируй папку, в которую войдут запланированные контакты. Назначь встречи на строго определенное время. Если это встречи с соискателями на определенное должностное место, то все те, кто придут на собеседование не вовремя, – клиенты на выбывание. Зачем тратить свое рабочее время на тех, кто не ценит твое время, не готов серьезно и ответственно подойти к вопросу собственного трудоустройства?

    Следующий этап. Перед тем как встретиться с собеседником, обязательно подготовь список вопросов, ответы на которые позволят получить информацию и принять взвешенное решение насчет дальнейших совместных действий. Задай все вопросы и, если все равно необходимо время для анализа полученной информации, не держи человека, особенно если окончательное решение по данному вопросу принимаешь не ты, а кто-то другой. Договорись о следующей встрече. Назначь время и место или договорись о телефонном контакте. Максимальный срок, на который ты можешь отложить завершение общения по данному делу, – неделя. Какой смысл держать человека в неведении дольше и тянуть время в собственном деле? Выполняй все данные обещания, даже если ты отказываешь. Сам знаешь, насколько дискомфортна неизвестность. Как только решение принято по конкретному человеку или его делу, тут же сообщай! Некоторые собеседования занимают время гораздо большее, когда требуются определенные согласования по каким-либо вопросам. Это происходит чаще всего тогда, когда подбирается кандидатура на замещение высоких должностей. И в этом случае отсутствует необходимость тратить время на ожидание. Проводи необходимые согласования и оповещай соискателя об окончательном решении. Уважай и цени время каждого. Во время серьезных собеседований, когда тебе необходимо принять ответственное решение по поводу назначения кандидата на высокий должностной пост, следует воспользоваться максимально дозволенным количеством времени. Главное – использовать время эффективно. Эффективность может выразиться в том, что ты проведешь определенные тесты. Вероятно, понадобится провести определенное обучение, во время которого ты, возможно, увидишь своего кандидата в имитации реального рабочего процесса. И тогда станет ясно, как он проявит себя в профессиональной деятельности и во взаимодействии с коллективом. Можешь использовать проверочное время под названием «Испытательный срок». Главное – обговорить заранее с соискателем временные границы. Твоя задача – внимательно отслеживать все процессы, которые происходят во время предложенного срока с кандидатом на должность. Как кандидат использует рабочее время? Насколько эффективно? Как выстраивается его рабочий день? Насколько решение поставленных задач укладывается в поставленные сроки? На все эти вопросы, список которых ты можешь продолжить в зависимости от того, что требуется уточнить в процессе испытательного срока, тебе необходимо получить ответы. И если ответы соответствуют требованиям, то можешь быть уверен: ты эффективно использовал время и получил достойного сотрудника. Если ты понял, что такой сотрудник тебе точно не нужен, ты также использовал отведенное время эффективно. Возможно, что ты даже сократил время испытательного срока и решение не оставлять данного кандидата принято гораздо раньше. Ты сэкономил массу времени.

    Если ты сам являешься кандидатом на определенную должность, тебе необходимо произвести положительное впечатление в максимально короткие сроки. Изложи в последовательности все полученное образование (в том числе курсы повышения или дополнительного образования, тренинги, семинары). Перечисли все рабочие места. Твоя задача – преподнести свои профессиональные качества и компетентность таким образом, чтобы у сотрудника, который проводит собеседование, не возникло никаких сомнений в том, что ты единственный из возможных вариантов. Цени собственное время. Сразу договаривайся о встрече с будущим руководителем или с тем сотрудником, который принимает окончательное решение по кандидатуре на должность. Если ты получил положительный ответ, то обязательно обговаривай дату, когда ты должен приступить к выполнению своих обязанностей. Проще говоря, задай вопрос о том, когда выходить на работу. Запиши подробно, где будет находиться твое рабочее место, как зовут руководителя, с чего тебе стоит начать свою трудовую деятельность, необходима ли дополнительная подготовка. Задавай вопросы. Перестань думать о том, что чем меньше времени потратят на тебя при собеседовании, тем лучше. Используй эффективно все отведенное тебе время.

    Теперь непосредственно о мероприятиях под названием «Собрания». В подобных делах важно уделить время подготовке. Обязательно нужно:

    1) объявить тему собрания;

    2) подготовить повестку дня;

    3) определить место проведения;

    4) установить время начала собрания;

    5) заблаговременно оповестить участников;

    6) подготовить необходимый материал;

    7) обеспечить участников раздаточным материалом (при необходимости).

    Любое собрание имеет определенную тематику. И каждый участник в той или иной степени заинтересован в получении информации еще до начала данного мероприятия. Твоя задача, если ты являешься организатором собрания, – обязательно (естественно, если имеется подобная возможность) назначить ответственных за каждый пункт. Обычно больше всего времени занимает оповещение участников, особенно если это телефонный обзвон. Поэтому определи человека, который будет ответственным именно за то, что каждый участник собрания своевременно будет оповещен о месте, времени и теме собрания. И обязательно получи подтверждение об участии. Основные принципы подготовки и проведения собраний совпадают с принципами проведения презентации. Поэтому, чтобы не повторяться (несмотря на то что «повторение – мать учения»), обратись к информации, предложенной ранее. После того как будут распределены роли ответственных, обязательно периодически контролируй процесс подготовки. Так ты будешь уверен, что к моменту начала собрания все окажутся на своих местах. После завершения мероприятия собери группу, которая отвечала за подготовку и проведение собрания, и проанализируй все произошедшее. Учитывай все положительные и отрицательные стороны. Без выговоров и претензий. Просто фиксируй факты. В следующий раз обязательно учитывай полезный опыт. Подобный анализ необходимо делать после любых мероприятий. Тогда ты станешь профессиональным организатором. А это во многом сэкономит для тебя, твоего дела и твоей команды массу времени.

    5.2. Телефонное время

    В течение достаточно короткого времени мы привыкли использовать эту связь в постоянном режиме. Теперь, выйдя из дома и понимая, что мобильный телефон забыт, мы испытываем ощущение, что что-то потеряли. Быть постоянно на связи и полезно, и вредно. Все зависит от того, когда эта самая связь о себе напоминает. Если у тебя важная встреча и в самый ответственный момент раздается звонок и близкий тебе человек начинает обеспокоенно спрашивать о том, что поел любимый на обед, или жаловаться на вредных родственников, то это вряд ли обрадует и тебя, и твоих собеседников. Также малоприятно, если вечером, когда ты расслаблен и с удовольствием общаешься со своей семьей, вдруг голос «любимого» руководства требует срочного внимания или, еще «лучше», личного присутствия. В такие моменты начинаешь жалеть, что существует эта самая мобильная связь. Что делать? Не только осваивать функции телефона, но и использовать их в максимальном режиме. На время важных встреч убирать звук и отслеживать единственно важные и срочные звонки. А лучше не прерываться на стороннее общение. Если ты пришел домой, будь добр, отключи свой рабочий номер. Позволь себе и своей семье насладиться мгновениями общения. Ведь не так часто это бывает. Или просто отдохни ты от связи! Через некоторое время ты приучишь и свою семью, и собственное руководство к тому, что существуют мгновения, когда связь работает или в одностороннем порядке, или отключена. И это совершенно нормально. Тебе, как и любому другому человеку, просто необходимо личное пространство, где ты будешь недоступен для всех, кроме ограниченного круга близких тебе людей. Это твое личное право на личное время. Пользуйся им!

    Мы с тобой уже говорили о том, что некоторую часть своей жизни, иногда значительную, мы проводим за телефонной трубкой. Как обычно строится твой телефонный разговор? Если твоя работа связана с постоянным телефонным общением, то, пожалуйста, обрати внимание, сколько времени уходит на общение по существу, а сколько – на пустой разговор. Я не говорю тебе о том, что надо быть недоброжелательным и не интересоваться успехами собеседника. Просто зачем тратить драгоценное время на разговор, не имеющий отношения к делу? Возьми секундомер и в течение недели просто отслеживай время телефонного общения на работе. Можешь пойти дальше и фиксировать все телефонное время. Главное, отдельно суммируй разговоры по делу и отдельно – все остальные. Во время разговора вовсе не обязательно смотреть на хронометр. Просто нажимай кнопки. По окончании беседы зафиксируй использованное время. И так каждый раз. В конце недели посмотри на общие цифры. Сколько же времени ты просто проболтал, не решая поставленные задачи? Сделай выводы. Предлагаю такой вариант решения: постепенно сокращай время разговоров ни о чем. Доведи его до разумных пределов. Хочешь сказать, что ты не можешь без телефонного общения? Восхитительно! А можешь обойтись без собственного успеха? Без комфортной и благополучной жизни? Без реализации собственных планов? Или твоя телефонная болтовня этого стоит? Сам выбирай цену собственного успеха.

    С чего начинается твой рабочий день? Есть ли в твоем органайзере место для планирования телефонных переговоров и звонков? Решаешь ли ты некоторые вопросы по телефону? Или все делаешь ногами? Экономия твоего времени напрямую связана с тем, как ты используешь возможности телефонного общения.

    Тебе необходимо решить поставленную задачу. Что делать? Каждый раз задавайся вопросом, можно ли получить результат посредством телефонной связи. Если ответ положительный, то выстраивай пошаговое движение. Что в него входит? Первое: составь список всех необходимых телефонных контактов. Второе: выстраивай его в той последовательности, в которой необходимо осуществлять контакты, ведущие тебя к результату. Далее смотри, есть ли у тебя необходимые для переговоров фамилии и телефоны нужных людей. Возможно, чего-то будет не хватать, тогда вооружись поисковой системой (используй справочник, службу информации). Для удобства можешь воспользоваться следующей таблицей.



    Количество строк в данной таблице будет соответствовать количеству контактных лиц. Важно, чтобы ты заполнил все графы. Тогда ты сможешь быть уверенным в том, что получишь доступ ко всей необходимой тебе информации. После того как ты решишь все вопросы, требующие твоего внимания, сохрани всю информацию. Можешь даже завести специальную папку с классификатором по темам. Вкладывай в эту папку все свои контактные листы. Через некоторое время собранная тобой информация станет бесценной. В примечания вписывай всю полученную информацию, вплоть до того, когда состоялась или состоится встреча, о чем шел разговор. Указывай области, интересные для собеседника, дату рождения и личные сведения. В последующем ты можешь возобновить контакты в любое время, имея подобные сведения. Будь уверен – это пригодится. Иначе бы никто не пользовался телефонными книжками. Просто твоя личная телефонная книжка станет копилкой более развернутых сведений. Со временем, конечно.

    Телефон и ты (по Нелли Власовой)

    Твоя защита от телефона.

    1. Ты должен проинформировать всех абонентов о том, когда тебе лучше не звонить.

    2. Ты должен назначить время для ежедневных телефонных разговоров.

    3. Ты должен сообщить твоим абонентам, когда тебе лучше всего звонить.

    4. Ты должен избегать в конце разговора избитых фраз.

    5. Ты не должен заставлять людей долго ждать.

    6. Все твои входящие телефонные звонки должны идти через твоего секретаря.

    У тебя могут возникнуть непредвиденные случаи, тогда ты должен выяснить:

    1) кто твой собеседник, из какой он фирмы, какая у него должность, какие вопросы решает;

    2) чего он хочет;

    3) насколько срочно и важно его дело;

    4) когда ты сможешь ему позвонить;

    5) по какому номеру ты можешь дозвониться. И, конечно, ты должен все записать.

    Телефон и твой дневник времени

    В дневнике времени ты должен разлиновать лист под телефонные разговоры.



    Когда тебе лучше всего не звонить.

    1. Ты не должен звонить, если это мелкие телефонные звонки и если они нарушают твой распорядок дня.

    2. Ты должен использовать свободные промежутки времени для нужных звонков.

    3. Ты не должен пользоваться телефоном не в рабочие часы пик.

    4. Ты пользуешься телефоном в благоприятное для этого время – с 8:30 до 9:30 и с 13:30 до 14:00.

    5. Перед тем как позвонить, ты должен задать себе следующие вопросы:

    1) имеется ли потребность в данном звонке;

    2) обязательно ли знать мнение партнера;

    3) нельзя ли его увидеть без звонка.

    6. Предварительные соображения всегда для тебя ценнее, чем сам разговор.

    Подготовка твоего телефонного звонка



    Твой телефонный процесс.

    1. Будь кратким.

    2. Ты сначала сообщаешь цель звонка, а лишь потом – причины и подробности.

    3. Ты не должен прерывать телефонный разговор только потому, что по другому аппарату поступает новый звонок.

    4. Ты должен избегать параллельных разговоров с другими людьми.

    5. Ты должен говорить четко.

    6. В конце длительного разговора подведи краткий итог и перечисли меры, которые надо принять.

    7. Ты должен во время разговора записать имена, цифры и основную информацию.

    8. Ты должен следить за длительностью звонка.

    9. Ты должен завершить разговор, как только достигнута цель.

    Запись твоего телефонного разговора Кто? Что? Когда?



    Ты это должен запомнить. 1. Если звонят тебе:

    1) до разговора:

    а) ты должен подумать, так ли необходим этот разговор;

    б) ты должен определить его цель;

    в) ты имеешь под рукой бумагу, ручку, а также календарь и нужные для разговор материалы;

    2) во время разговора:

    а) ты должен, сняв трубку, представиться: фамилия, имя, отчество, отдел, предприятие;

    б) ты должен говорить прямо в трубку;

    в) ты должен произносить слова четко;

    г) ты должен постараться создать положительное настроение;

    д) ты не должен открыто возражать, иначе не добьешься положительного результата;

    е) ты должен внимательно слушать собеседника;

    ж) ты должен придать своему голосу приятную интонацию;

    з) ты должен чаще улыбаться. Собеседник этого не видит, но чувствует;

    и) ты должен избегать монотонности, меняя темп и интонацию голоса;

    к) ты не должен говорить слишком быстро или медленно, постарайся подстроиться под собеседника;

    л) ты не должен переоценивать собеседника в понимании терминологии;

    м) ты должен избегать жаргона;

    н) ты должен использовать паузы;

    о) ты должен объяснить все сначала, если собеседник не понял, но другими словами;

    п) ты должен в конце разговора уточнить, кто и что дальше будет делать;

    3) после разговора:

    а) ты должен спросить у себя, все ли нужное сказано;

    б) ты должен уточнить, не следует ли кому-либо передать эту информацию;

    в) ты должен точно записать итог разговора – о чем договорился с собеседником;

    г) ты должен записать, что ты обещал сделать;

    д) ты должен сделать необходимые заметки в ежедневнике.

    2. Кроме того, если звонят тебе:

    1) ты должен всегда рядом с телефоном держать ручку и бумагу;

    2) ты должен при ответе называть свою фамилию и предприятие;

    3) ты должен сразу записать фамилию позвонившего и его проблему;

    4) ты должен попросить позвонившего представиться, если он этого не сделал.

    3. Если ты не можешь сразу ответить на вопрос, то:

    1) ты должен передать содержание разговора тому, кто знает эту проблему хорошо;

    2) ты должен спросить, может ли собеседник перезвонить сразу же, как выяснится вопрос;

    3) ты должен спросить, может ли собеседник подождать. Тебе требуется на это много времени, сообщи об этом собеседнику, узнай, может ли он подождать или лучше перезвонить попозже.

    4. Ты должен извиниться перед собеседником, после того как выяснишь вопрос, за то, что заставил его ждать.

    5. Ты должен понять собеседника, если он агрессивно настроен. Это не выпад против тебя, а следствие какой-либо причины.

    Какой вопрос – такой и ответ.

    Цель твоих разговоров по телефону – это получение полной и точной информации, при этом ты исключаешь повторения и уточнения.

    Что мешает этому?

    1. Ты не умеешь так задавать вопросы, чтобы информация была полной.

    2. Ты должен убрать коммуникационные барьеры, которые искажают смысл и ведут к потере информации.

    Твои критерия для оценки полученной информации включают: полноту и точность, достоверность, полезность, новизну, своевременность, необходимость реагирования.

    Швейцарский мыслитель конца XVIII в. И.К. Лафатер говорил: «Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

    Еще во II в. до н. э. римский император Квинтилиан для полного понимания проблемы рекомендовал набор вопросов: «Кто? Что? Где? Как? Когда? Почему?»

    Твои шесть советов для того, чтобы понять, что тебе говорят по телефону.

    1. Ты должен уточнить любые непонятные тебе глаголы и существительные конкретными вопросами: «Кого (что) вы имеете в виду?», «Как это должно выглядеть?», «Что именно…?» и т. д.

    2. Ты должен выявить во время разговора по телефону, кто предлагается как исполнитель, его телефон, кто он и т. д.

    3. Ты должен выяснить главные моменты: где, когда, как?

    4. Если ты услышал от собеседника, что он не может чего-либо сделать, уточни, что ему мешает это сделать.

    5. Если ты услышал высказывание, что кто-то лучше, то уточни, по сравнению с кем или с чем?

    Твои двенадцать ошибок у телефона.

    1. Ты не поднимаешь трубку сразу же после телефонного звонка.

    2. Ты кричишь в трубку, думая, что тебя не слышат.

    3. Ты говоришь традиционное «алло», которое не содержит информации.

    4. Ты грубишь, если абонент попал не по адресу.

    5. Ты набираешь номер, хотя звонили тебе и связь прервалась.

    6. Ты долго молчишь, создавая впечатление, что вас разъединили.

    7. Ты говоришь о вопросах, не подлежащих оглашению.

    8. Ты долго занимаешь телефон, забывая, что он нужен другим.

    9. Ты разговариваешь так, что мешаешь окружающим.

    10. Ты используешь служебный телефон в личных целях.

    11. Ты, получив на свой телефонный вызов ответ, спрашиваешь: «Кто у телефона?»

    12. Ты, не представив себя, называешь имя человека, который тебе нужен.

    5.3. Анализ информационных потоков

    Для того чтобы твое время действительно использовалось эффективно, необходимо все делать с этой точки зрения. Первое время ты, возможно, станешь уставать от того, что придется фиксировать все происходящее с тобой, все то, чем занимаешься, и отказываться от таких милых и, главное, привычных вещей. Возможно, некоторые вещи и действия станут раздражать и, естественно, создавать определенный дискомфорт. И это абсолютно нормально! Если ты решил разобраться с собственными временными потоками, то просто делай то, что решил, и старательно выполняй все рекомендации. Напомню, что любая привычка формируется за 30 дней. В течение еще 60 дней ты ее закрепляешь. И твоя временная программа рассчитана именно на столько. Просто некоторые свои привычки, не дающие тебе продвигаться к успеху или загружающие твое время до напряжения, ты трансформируешь или перепрограммируешь себя на более эффективный стиль жизни. Все просто. В процессе у тебя появится новая возможность – анализировать все происходящее с точки зрения эффективности использования времени. Возможно, ты и раньше это делал, совершенно не задумываясь над этим. Теперь твой подход к любым происходящим событиям станет осознанным и результативным. Вся наша жизнь не только игра, но и сплошной процесс обучения. И если ко всем дискомфортным ситуациям и процессам относиться именно как к образовательному процессу, то все станет получаться намного легче, проще и, главное, быстрее. А уж в том, что исчезнут напряжение и недовольство, можешь быть уверен.

    Существуют определенные правила анализа информационных потоков независимо от того, каким образом происходит поступление или отправка информации. Для начала разберем входящую информацию.

    Первое: важность информационного материала. Можно разбить на несколько подгрупп:

    1) текущая работа;

    2) перспективные планы;

    3) сбор определенной информации;

    4) необходимость передать далее.

    Те же подгруппы ты рассматриваешь с позиции срочности принятия решений по полученной информации.

    Суммируя два этих положения, принимаешь соответствующие решения по каждому вопросу. Важно усвоить определенное правило. Сделай себя гурманом информации. Перестань собирать информационный хлам. К нему относятся сплетни. Времени они занимают много, а эффекта никакого. Конечно, если ты ас интриг, то сбор личной информации о сотрудниках, соседях, приятелях просто необходим для поддержания тонуса. А в остальном – пустая трата времени.

    Следующее: используй все возможности технического прогресса. Интернет дает тебе возможность передавать большие объемы информации или общаться в режиме онлайн и мгновенно получать вопросы, ответы и обсуждать все в рамках заданной темы. Максимально используй это в своей деятельности. Еще большее количество времени ты можешь сэкономить благодаря тому, что получишь всю последнюю информацию не из газет, а с определенного сайта. Зачем тратить время на поиск нужного периодического издания (переворачивать страницы – это тоже время). Просто открывай именно то, что тебе важно и интересно. Читай, сохраняй и используй.

    5.4. Время читать

    Сколько времени ты проводишь за чтением? Да, и документов тоже. Совершенно не удивлюсь, если ты даже представления не имеешь, сколько на самом деле ты тратишь своего собственного времени на чтение. В принципе, это нормально. Для того чтобы этот процесс давал свой положительный эффект и только приближал тебя к твоим целям, займемся распределением времени для чтения. Давай разделим всю литературу, вернее, все, что подвергается чтению, на определенные области. Исключаем только товарные чеки и билеты на транспорт.

    1. Обучающая литература (сюда же можно отнести и научную).

    2. Познавательная и научно-популярная литература (то, что сейчас в твоих руках, относится именно сюда).

    3. Периодическая (газеты, журналы).

    4. Бытовая литература (к этой области отнесем все то, что имеет отношение к ведению домашнего хозяйства, кулинарии, рукоделию, цветоводству, уходу за животными и т. п.).

    5. Художественная литература.

    Можно добавить еще одну область – Интернет. Ты же получаешь определенную информацию на тех сайтах, на которых бываешь. Так что если это про тебя, смело включай в свой список для чтения шестой пункт – Интернет. Хотя его можно отнести и к любому из перечисленных выше пунктов.

    Итак, что ты обычно читаешь? Вспомни все (это не название кинофильма). Когда ты последний раз брал в руки художественную книгу?

    Давай пробежимся по пунктам. И определись, сколько времени тебе может понадобиться на чтение из различных литературных областей.

    1. Обучающая и научная литература. Важна!!! Это даст тебе возможность повышать квалификацию и ставить вопросы о повышении (и зарплаты, и должности). Если в данный момент ты учишься, то эта область станет приоритетной. Ты же поставил для себя цель, вот и стремись к ней. В то же время помни о том, что существует много другого интересного, чему тоже важно уделять некоторое время.

    2. Познавательная и научно-популярная литература тоже может серьезно поддержать тебя в вопросе повышения квалификации. Все зависит именно от специфики твоей работы и выбираемой литературы для чтения. Также литература из этой области даст тебе возможность разбираться в интересующих тебя сферах жизни. Это положительный момент. Читай с удовольствием и помни, что это смежная литература. И она только поддерживающий элемент в достижении цели.

    3. Вся периодическая литература носит информационный характер. Если ты привык начинать утро с чтения газеты, то задайся вопросом, насколько важна для тебя та информация, которую ты получаешь из читаемых тобой газет и журналов. Если это просто времяпрепровождение, отдых, пусть тогда это занимает незначительное время. Если предлагаемая информация играет серьезную роль в твоем профессиональном проявлении, то продолжай свой ежедневный процесс чтения. А если это просто внутренняя установка («Каждый нормальный или успешный мужчина должен начинать утро с газет…»), то перестань это делать! Тебе это ни к чему! Быстрее ты приведешь себя к успеху более активными действиями. Встань с кресла и начни делать конкретное движение к успеху. Хватит играть в мужчину.

    4. Литературы, которая имеет отношение к разным сторонам жизни и связана с бытом, огромное количество. Это великолепная поддержка в твоей жизни. В подобной литературе ты сможешь найти ответы на многие вопросы и разобраться с теми задачами, которые могут возникнуть в любое время. Не умеешь готовить? Пожалуйста, воспользуйся рекомендациями кулинарных изданий. Хочешь освоить изыски национальной кухни? Пожалуйста. Собрался собственными руками создать райский сад? Возьми соответствующую литературу – и все в твоих руках. Ремонт? «Душит жаба» оплачивать труд строителей? Или просто собираешься блеснуть собственными архитектурно-дизайнерскими способностями? Снова бери в руки соответствующее издание. Используя книжных советников, ты можешь сэкономить массу времени, выполняя новые или незнакомые дела в соответствии с рекомендациями опытных специалистов.

    5. Область художественной литературы огромна, разнообразна и привлекательна. Здесь важно учитывать не только твои личные предпочтения, но и собственный стиль чтения. Некоторые любят смаковать книгу, читают медленно, постоянно возвращаясь к прочитанному ранее. А некоторые заглатывают книгу в течение одной ночи. Конечно, подобным образом можно поступить только с легкой литературой. Но и отдохнуть можно только с той книгой, которая легка для собственного восприятия. Выбирай время для чтения в зависимости от собственного расписания. Если ты знаешь, что не можешь остановиться, пока не завершишь чтение всей книги, то запланируй чтение на выходной день, чтобы банальным образом не проспать рабочий день и не заснуть потом на ответственном мероприятии. Если твой стиль чтения не оказывает негативного влияния на структуру дня, то читай на здоровье. Получай порцию удовольствия.

    5.5. Время почты

    В наше время возникает ощущение, что почты как таковой в жизни отдельно взятого человека уже и не существует. Во всяком случае она перестала занимать такое место, которое занимала в недалеком прошлом. Ошибочное мнение. Просто, отказавшись от голубей, человечество перешло на новые формы доставки сообщений. Точно так же и в наше время – ты просто изменил формы получения информации. И в то же время нельзя сказать, что почта перестала занимать определенное место в твоей жизни. Что, хочешь сказать, ты не знаешь или забыл, что такое почтовый ящик? По-моему, еще в начале нашего общения мы говорили об искренности и достоверности представляемой информации. Вот и будь добр, представляй все достоверно. Наверняка у тебя существует электронный ящик. И ты хочешь сказать, что не встречал там слово «почта»? Скорее всего ты получаешь некоторые платежные документы через руки… да, да, тех же почтальонов. А каким образом документы на бумажных носителях и периодические издания достигают своих адресатов? Соглашусь, что эпистолярное творчество переживает некий кризис. А еще могу напомнить о такой почтовой службе, как фельдъегерская почта – для особо важных и значимых пакетов. Возможно, тебе приходилось пользоваться услугами службы доставки или рассылки, это тоже можно назвать почтовыми службами. Таким образом, можно прийти к мнению, что от одной почтовой службы мы перешли к множеству форм, которые своей деятельностью дают нам возможность максимально эффективно использовать время и экономить оное. Ну а теперь перейдем непосредственно к тому, как же тебе все-таки использовать все эти почтовые преимущества и новшества. Начнем с того, что ты определишься, чем же тебе чаще всего приходится пользоваться? Это зависит непосредственно от того, чем ты, собственно, занимаешься. Следующий шаг: выясним, что на самом деле из всего спектра почтовых услуг может сократить время, используемое на почтовые дела. Ответив максимально подробно на предложенные вопросы, ты гораздо проще определишься, чем именно тебя могут поддержать современные почтовые службы. Возьми свой ежедневник или тетрадь (в зависимости от того, где ты ведешь записи) и отвечай на вопросы. В процессе у тебя сформируется четкая картина того, что проходит мимо тебя, и ты увидишь, чем ты сможешь воспользоваться, чтобы сэкономить массу времени. А может, наоборот, что-то из почтовых услуг занимает гораздо больше времени, чем это надо для успешной деятельности.

    Как часто тебе приходится отправлять почту? Если изредка, то можешь воспользоваться службой рассылки или доставки. Для этого не нужно отправляться в почтовое отделение. Просто пригласи к себе в офис или домой сотрудников фирмы по доставке. Конечно, их деятельность соответствующим образом вознаграждается. Здесь только тебе решать, что в данный момент важнее сэкономить – время или деньги. Порой потраченный рубль и сохраненные минуты приносят существенную прибыль.

    Есть еще одна важная рекомендация: если тебе необходимо передать действительно очень важную информацию, воспользуйся серьезными почтовыми службами. Почему? Причина проста – ты будешь знать, с кого спросить в случае каких-либо накладок. С электронной почтой сделать это будет гораздо сложнее.

    Если ты хочешь произвести впечатление, то, делая письменное приглашение на торжественные мероприятия, напиши его от руки. Этим ты выкажешь уважение адресату. Не буду напоминать и о том, что все подписи на отправляемой корреспонденции необходимо делать собственноручно. Какая тут экономия времени? Все просто. Ты своими руками творишь «взаимное время» с тем человеком, которому пишешь. При встрече ты сэкономишь время на том, что ваши отношения уже выстроены в положительном ключе. И тебе не надо тратить время на то, чтобы произвести благоприятное впечатление. Оно уже есть.

    Также предлагаю тебе всю личную переписку вести от руки. Таким образом, ты, во-первых, просто не разучишься писать. Во-вторых, в очередной раз отдашь дань уважения адресату. И, в-третьих, для чего-то существуют ручки, и ты их для чего-то приобретаешь!

    Твои деловые письма (по Нелли Власовой)

    Должен ли ты писать письма, или пять предварительных вопросов.

    Перед тем как начать письмо, уточни следующие моменты.

    1. Вид письма (сопроводительное, письмо-заказ, выставление счета, ответ на запрос партнера, извинение за какую-нибудь задержку, рекламное письмо).

    2. Должны ли тебе ответить на него?

    3. Будет ли письмо понятно твоему адресату, не вызовет ли оно каких-либо неясностей по предлагаемой проблеме?

    4. Уверен ли ты, что письмо придет в срок? А если ты не уверен, то не лучше ли отправить его телексом или телефаксом? Или, может быть, лучше позвонить?

    5. Ясно ли ты представляешь, о чем писать, какой цели добиваться?


    Твои шесть правил деловой стилистики.

    1. Ты употребляешь слова в письменной речи только с одним понятием или с ограниченной группой понятий.

    2. Ты применяешь сравнительную степень.

    3. Ты, используя превосходную степень, употребляешь приставку «наи-».

    4. Ты употребляешь слово в тексте только в одном значение. Недопустима замена синонимом.

    5. Твои термины должны иметь только одно толкование или только одно определение. Если термин не понятен адресату, то ты должен дать его определение.

    6. Ты не должен писать «неимение» (товара, денег) или «разбитие» (партии товара, суммы денег).


    Твоя резолюция.

    Твоя резолюция имеет специфические свойства + твою подпись и дату.

    1. Адресность.

    Ты указываешь ответственного за исполнение или того, кто может привлечь других к исполнению.

    2. Управляемость.

    Твоя резолюция должна четко определять управленческие действия по ее выполнению, твое отношение к ситуации и возможные пути решения.

    3. Законченность.

    Резолюция должна быть исчерпывающей, чтобы исключить дополнительные обращения исполнителя к руководителю за разъяснениями. Но при этом надо помнить, что чем выше квалификация исполнителя, тем большую свободу ему надо давать.

    4. Непротиворечивость.

    Твое решение не должно противоречить резолюциям на документах. Помни: архивный обзор стоит дешевле, чем конфликт между специалистами.

    5. Краткость.

    Пиши резолюцию кратко, четко, конкретно. Помни, что краткость – сестра таланта. И еще не забывай ставить на резолюции адрес, дату ее исполнения, форму контроля и стиль, а также свою подпись и дату.


    Твои пять типичных ошибок в резолюциях.

    1. Ты, проглядев почту, не решаешь вопрос по существу, а лишь знакомишься с информацией и переадресовываешь письмо исполнителю с резолюциями типа: «Для ответа», «Для распоряжения» и т. д.

    Ты исполняешь в данном случае работу своего секретаря.

    2. Ты, прочитав документ, адресуешь его сразу исполнителю, забывая среднее звено управления.

    3. На твой стол попала бумага другого предприятия, и ты пишешь на ней свою резолюцию. Ты зря теряешь время.

    4. Ты не должен ставит на резолюции слово «срочно», а лучше поставить конкретный срок исполнения. Иначе исполнитель может отложить действительно срочное дело и заняться твоим или вообще проигнорировать.

    5. Ты должен конкретно указать, кто и как будет контролировать сроки твоей резолюции. В противном случае ты можешь получить отрицательный результат.


    Твои пять правил написания писем.

    1. Письмо пиши логично, последовательно, кратко и убедительно, так, чтобы читающий не терял времени.

    2. Тон твоего письма должен быть корректным.

    3. Слова отбирай тщательно. Слова и предложения должны быть простыми.

    4. Письмо оформи так, чтобы оно привлекало внимание.

    5. Помни, что даже малейшее нарушение правил в письме может испортить мнение о тебе.


    Виды писем.

    1. Письмо, содержащее запрос:

    1) обоснование актуальности запроса;

    2) содержание запроса;

    3) ожидаемый результат.

    2. Сопроводительное письмо:

    1) сообщение о высланном материале;

    2) уточняющие сведения.

    3. Типовое письмо, содержащее просьбу:

    1) изложение причины, побудившей обратиться с просьбой;

    2) изложение просьбы;

    3) ожидаемый результат;

    4) готовность к сотрудничеству.

    4. Письмо-ответ:

    1) повторение сути просьбы;

    2) причины, которые мешают выполнить просьбу;

    3) констатация отказа.

    Твои одиннадцать правил работы с входящей почтой.

    1. К тебе на стол поступает только такая почта, которая имеет для тебя значение, от остальной решительно откажись.

    2. Ты должен поручить сортировать письма по их значимости и раскладывать в отдельные папки.

    3. У многих входящих писем должны быть приложения, т. е. разъяснения.

    4. Все то, что не представляет ценности для твоего предприятия, должно быть выкинуто.

    5. При чтении письма снабжай его пометками, чтобы облегчить его обработку.

    6. Ты сразу же снабжаешь письмо указаниями и замечаниями по его обработке.

    7. Входящую почту, которая обрабатывается в другом месте, сразу направляй по назначению.

    8. Ты обрабатываешь письмо сразу же, как получил.

    9. Обработка твоей корреспонденции должна заключаться не только в чтении, но и в принятии каких-либо мер.

    10. У тебя должен быть ящик с тремя отделениями: к немедленному исполнению, к повторному, в архив.

    11. Если ты берешь одно и то же письмо дважды в день, то у тебя отсутствует обработка информации.


    Твои десять правил для работы с исходящей почтой.

    1. Читай и отвечай немедленно.

    Хорошо экономят твое время готовый бланк, штемпель или наклейка с трафаретной надписью.



    Преимущества: ты экономишь время.

    2. Ты используешь для ответа письма-копии.

    Не нужно поручать кому-либо составить письмо, не надо его самому формулировать. И опять получается экономия твоего и чужого времени.

    3. Имей у себя письма-формуляры:

    1) небольшая площадь заполнения принуждает к краткости и экономии времени;

    2) отправитель и получатель имеют сразу и ответ на предложение;

    3) оба партнера по переписке имеют один и тот же текст;

    4) отправителю ответа не приходится повторять суть делового письма.



    4. Облегчи ответ партнеру.

    5. Ты должен сделать стандартные бланки для кратких ответов.

    6. Ты должен купить компьютер и сэкономить свое время.

    7. Ты должен уметь профессионально диктовать письма.

    8. Ограничивай себя в переписке тогда, когда можно позвонить.

    9. Ты работаешь с корреспонденцией целенаправленно.

    Здесь не упомянуто еще одно направление, которому необходимо уделять внимание. Иногда подготовка к выполнению задач этого направления требует определенных усилий и серьезных временных затрат. Иногда даже это время занимает большую часть твоей жизни. О чем разговор? Не догадался? Конечно, об отдыхе и развлечениях. Несколько раз в разделах книги мы говорили с тобой о том, что надо обязательно выделять время на отдых и развлекательные мероприятия. Это даже не повторение. Всегда помни о том, что если ты серьезно работаешь, то важно так же серьезно отдыхать. Серьезно – значит, от всей души, с удовольствием, отодвигая все в сторону. Время отдыха только для отдыха и развлечений. Если ты отправляешься на отдых, забудь все то, что относится к работе, производственным задачам, бытовым неурядицам. Отдых, и только он! Рядом семья – общайся и наиграйся так, чтобы об этом можно было помнить всю оставшуюся жизнь, и не только тебе. Хорошо проведенное время способствует тому, что тебе самому станет легче работать. Главное – запланировать время (достаточно нескольких дней) после отдыха на адаптацию. Это особенно важно, если место отдыха предполагает перемещение из привычной среды обитания.

    Представь, что каждое из направлений, когда ты что-то делаешь, – некая временная лента. Только определенное расположение этой ленты и гармоничное совмещение одной с другой даст возможность переплести их в единое целое. Вот именно тогда ты и поймешь, что такое находиться в созданном тобой временном потоке, когда одно не сможет существовать без другого. Когда, делая одно дело, ты попутно совершаешь массу других, и все, переплетаясь между собой, приводят тебя к успеху. Двигаясь по одному из выбранных направлений, ты получаешь результаты во всех смежных. Вот это и есть твой ВРЕМЕННОЙ ПОТОК. Пользуйся им, совершенствуйся в обращении со временем и получай результаты в мощном движении своей жизни.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.