Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Продюсирование и собственный бизнес музыкантов/
  • Зачем звезды пишут книги?
  • Жизнь в стиле фэшн, или Модельный бизнес такой, какой он есть
  • Резюме
  • 1. Расширение сфер влияния.

    На данном этапе развития отечественного шоу-бизнеса известно не так много легальных способов, с помощью которых звезды могут обрести гарантии материального благополучия и свободы выбора. Собственный бизнес, не имеющий отношения к основной (постоянной, профессиональной) творческой деятельности артиста, не только позволяет сократить до минимума утомительные гастрольные туры, перелеты и переезды, но и дает возможность выбирать проекты по душе, независимо от предложенных гонораров. А это большая роскошь для представителей шоу-бизнеса. Ведь, как правильно заметил Алексей Балабанов во время общения с журналистами после предпремьерного показа фильма «Мне не больно» в Санкт-Петербурге, режиссер только коммерческими проектами, рассчитанными на широкую аудиторию, на массового зрителя, может заработать на съемку авторского, элитарного кино, которое не приносит ощутимой прибыли, если не брать в расчет моральное удовлетворение самого творца, которое, несмотря на свойственный времени цинизм, для некоторых является основной и неотъемлемой частью профессии.

    Итак, первый способ получения дополнительных дивидендов к «звездным» гонорарам я бы назвала расширением сфер влияния. Наибольшую популярность он приобрел среди людей не только действительно популярных и успешных, но и в определенном роде преданных своему делу.

    Как превратить имя в бренд?

    Первая и основная задача в условиях шоу-бизнеса, которая стоит перед любым исполнителем, актером, ведущим или писателем, – сделать из своего имени не что иное, как бренд, покупаемый и продаваемый. Критерием в данном случае может служить узнаваемость, или, проще говоря, известность, популярность артиста эстрады или кинематографа, телеведущего, художника и музыкального критика. Необходимо добиться, чтобы имя звезды четко ассоциировалось в сознании аудитории с определенным направлением деятельности: Андрей Малахов – телеведущий, Борис Гребенщиков – певец, Виктор Пелевин – писатель… Имена, ставшие брендами, – всегда на слуху, и даже если определенная часть аудитории близко не знакома с творчеством перечисленных мною в качестве примера персоналий, то она без труда на принципиально не хотят идти на контакт со СМИ – лично меня всегда несколько смущала подобная ситуация, ведь очевидно, что заинтересованность как издания, так и звезды в данном случае одинакова), приглашают их в качестве гостей, экспертов, критиков или аналитиков в различные по тематике ток-шоу или радиопрограммы. Люди, желающие сделать бренд из собственного имени, неизменно появляются на громких мероприятиях: открытиях, показах, дефиле, которые раз от раза собирают все больше репортеров светских хроник самых популярных глянцевых изданий. В определенном роде лакмусовой бумажкой популярности имени в массах является Интернет. Если вы вводите в любой поисковой системе имя звезды или название музыкального коллектива, а необходимую информацию находите лишь на пятнадцатой странице, значит, увы, им еще далеко от того момента, когда их можно будет с уверенностью назвать брендом. Есть и еще одно негласное, но вполне справедливое правило: только по прошествии времени, заняв стабильную позицию на рынке, звезда может демонстрировать все свои таланты на сто процентов, проявляя себя в самых разнообразных и неожиданных качествах.

    Продюсирование и собственный бизнес музыкантов/

    Не лучший способ на пути к стабильности, или мифы о щедрых продюсерах.

    Среди завсегдатаев «звездного Олимпа» нередко возникает желание попробовать себя, к примеру, в качестве продюсера. Существуют действительно талантливые и одаренные люди, которые убеждены, что «талант сам пробьет себе дорогу»; возможно, так оно в итоге и происходит, но, как правило, на это уходит масса сил, нервов и времени (счет идет на десятилетия, и при этом никто не может дать гарантии, что рано или поздно это вообще произойдет). Большинство же людей, стремящихся к славе, так или иначе надеются на чудесную встречу с человеком, который поверит в их творчество, оценит его по достоинству, захочет помочь, вложить деньги в продвижение, поделится связями и опытом. Человек, организующий всю «закулисную» работу музыкального коллектива (кинематографического процесса), и называется продюсером: он берет на себя организацию менеджмента коллектива, а также продумывание стиля исполнителя, репертуара, гастрольного графика и графика съемок. Он выбирает целевую аудиторию, анализирует ее потребности и формирует целостный образ звезды в соответствии с ними. Однако продюсирование, мягко говоря, не самый лучший способ добиться стабильности, поскольку далеко не все проекты приносят прибыль, зато однозначно все требуют неимоверных затрат – как моральных, так и материальных. Кроме того, для успешности мероприятия совсем недостаточно уметь писать или выбирать «правильные» песни, иметь определенное количество связей и прочих мыслимых и немыслимых ресурсов и рычагов влияния. Здесь важен музыкальный вкус и чутье, умение анализировать, понимать, впитывать и предвосхищать не только отечественные, но и мировые музыкальные тенденции. Если говорить об отечественных музыкальных тенденциях, то в моду уверенно вошла эклектика, смешение жанров, порой шокирующее и неожиданное – это и рок-оперы, рок и поп, поп и джаз, опера и поп. Также в моде звездные дуэты, при этом за счет удачно продуманного тандема вполне возможно ускорить продвижение молодого исполнителя. Достаточно вспомнить певицу Валерию и Стаса Пьеху, Кристину Орбакайте и Авраама Руссо, Валерия Меладзе и группу «ВиаГра». Главное – грамотно подобрать выигрышную песню и состав. Продюсер – человек, который подсознательно знает, какая песня, в каком музыкальном стиле и на какой радиостанции сможет «выстрелить» завтра, несмотря ни на что. Он невооруженным глазом должен определять потенциальные хиты и заведомо «проигрышные» песни. А это, безусловно, – талант и призвание. Вот, например, самая распространенная ошибка непрофессиональных продюсеров и молодых коллективов. Казалось бы, все хорошо и у группы уже есть материал на дебютный альбом, как правило, главный хит появляется в ротации на радиостанциях, а по телевизионным музыкальным каналам транслируют видеоклип на него. Однако, желая «объять необъятное», и продюсер, и музыкальный коллектив начинают снимать не один клип (уже проверив по реакции зрителей, насколько правильно была выбрана песня), а пять и более, и ждать, какая из песен «выстрелит» первой. Ход действительно очень распространенный, выдающий непрофессионализм продюсера и его некомпетентность. Есть и еще одна ошибка, позволяющая распознать в продюсере дилетанта – это ориентация на Запад. Очевидно, что на Западе продвижение артиста происходит по другим законам и правилам: это связано со спецификой законодательства и особенностями работы механизма под названием «шоу-бизнес», который в каждой стране свой. У них все происходит с точностью до наоборот. Там исполнители дают концерты в поддержку альбома, получая основные гонорары с продажи аудио– и видеоносителей. Таково уж их законодательство, которое серьезно борется с «пиратством», давая возможность исполнителям получать прибыль с продажи собственных альбомов. В нашей стране на данном этапе это невозможно. Для отечественных звезд гастроли – это не приятное времяпрепровождение, а способ зарабатывания денег.

    И даже самые именитые и опытные российские продюсеры промахивались не раз, не два и даже не три, при этом ошибались не только в выборе песни, но и в выборе музыкального коллектива. Вот, к примеру, Макс Фадеев, прошел огонь, воду и медные трубы с коллективами «Линда» и «Тотал», но все-таки дождался, поймал волну и создал Глюкозу, закрутил интригу с ее мультяшным типажом, выбрал нужное время и представил вполне себе материальную девочку из крови и плоти на суд зрителя. Зрителю она, судя по всему, пришлась по вкусу. Кроме того, девичье трио «Серебро» – новый проект Макса Фадеева – занял третье место на престижном конкурсе «Евровидение-2007» в Финляндии.

    А сколько промахов, проколов и неудач претерпели самые популярные отечественные продюсеры, занимаясь раскруткой выпускников «Фабрики звезд» – это ни в сказке сказать, ни пером описать. А все почему? Ответ прост: ушла оригинальность, новизна, изюминка, процесс зарабатывания денег пошел, а неординарные люди и идеи закончились. На Западе продюсеры, помимо своих основных обязанностей, редко занимаются еще и написанием песен для исполнителя или музыкального коллектива, для нас же это вполне типично. Поразительно, с какой скоростью сочинялись совершенно стандартные, похожие друг на друга песни для телепроекта «Фабрика звезд», большинство из которых так и не стало хитами.

    Одно дело когда промахивается сам продюсер, ошибаясь с коллективом, песнями, образами и т. д. Но бывают и еще более неприятные случаи, когда звезда, получив от продюсера все необходимое, отказывается от его услуг, не желая делиться гонорарами.

    Кроме того, необходимо помнить, что для того, чтобы «раскрутить» новую звезду, довести проект до действительно высокого уровня, учитывая все затраты на рекламу, запись альбома, ротацию песен и видеоклипов, налаживание контактов на Западе, необходимо обладать суммой, по меньшей мере эквивалентной миллиону долларов США. Так что если не чувствуете в себе сил и не желаете рисковать, лучше найти себе, своим талантам и возможностям более стабильное применение. Ведь даже большие деньги не смогли бы сделать из «Аншлага» «Комеди Клаб», здесь важно чувствовать тенденции и внимать потребностям целевой аудитории.

    Светлана Сурганова:

    «Я человек, который может пустить практически весь свой заработок на развитие своего маленького предприятия».

    В Светлане гармонично сочетаются абсолютно не сочетаемые в одном человеке качества. С одной стороны – эмоциональность, деликатность, женственность, непостижимая глубина и искренность, а с другой – твердость характера, ярко выраженные лидерские качества и трудолюбие. Судьба заставила ее дважды пройти сложнейший путь создания и продвижения музыкального коллектива. Не зря же говорят, что дружба проверяется не в горе, а в радости. В декабре 2002 года Светлане пришлось покинуть ставший уже популярным коллектив «Ночные Снайперы», одной из основательниц которого она являлась наравне с Дианой Арбениной. Даже после настолько тяжелого удара со стороны близкого человека Светлана не утратила самообладания и отзывается о творчестве подруги с глубокой нежностью и уважением. Пришлось начинать все сначала и стартовать с новым проектом «Сурганова и Оркестр»: собирать команду, репетировать, записывать новый материал. В 2003 году Светлана выпускает дебютный альбом «Неужели не я», который был продан тиражом свыше 100 тысяч (официальных!) экземпляров. Процесс пошел: интервью, теле– и радиоэфиры, престижные премии и громкие номинации, в которых Светлану признавали лучшей из лучших, запись альбомов «Живой» и «Возлюбленная Шопена», суперуспешный тур «КругоСветка», который завершился съемками тройного видео-, аудиоконцертного альбома, работа над новой программой «Просвет», презентация которой прошла на ура и в Санкт-Петербурге, и в Москве.

    «Время проверки на гибкость и прочность»

    С чего и как вы с Дианой Сергеевной Арбениной начинали продвижение бренда «Ночные Снайперы» в далеком 1993 году?

    Такого понятия, как «раскрутка» тогда не существовало, или, может быть, это называлось как-то иначе. Была некая философия, была идея, было непреодолимое желание быть вместе и исполнять свои песни, нести свое творчество. Это желание было настолько велико, что оно заполнило всю нашу жизнь. На тот момент гораздо меньше усилий уходило на процесс обучения. Диана тогда перевелась, а фактически заново поступила в высшее учебное заведение, уже здесь, в Питере, в Ждановский университет на филологический факультет, специальность «Русский язык как иностранный». Я после академического отпуска восстановилась в Педиатрический медицинский институт, и мы продолжали обучение, насколько это было возможно. Все остальное время мы скромно, но достаточно настойчиво заявляли о себе. Квартирники, маленькие питерские клубы. Ответственным и важным этапом в развитии бренда «Ночные снайперы» стало знакомство со Светланой Лосевой, которая впоследствии стала нашим директором. Она же спустя некоторое время расширила состав «Ночных снайперов» от акустического до минимально электрического, пригласив Потапкина и Копылова, экс-музыкантов коллектива «Наутилус Помпилиус». С появлением Светланы Лосевой и ритм-секции количество концертов, безусловно, увеличилось. Какое-то время мы репетировали в «Чаплин клубе» – очень хороший период, я всегда тепло о нем вспоминаю. Там происходили первые репетиции и первые концерты. Потом начались первые вылазки в Москву. Прорывом для коллектива было принятие решения записать альбом. Он был записан на студии «Добролет» в Питере, и с того момента началась буквально бомбежка, настойчивое предложение своего материала московским радиостанциям. И первым, кто откликнулся, был Михаил Козырев и «Наше радио». Признаться, он тоже не сразу проникся. Но потом уже со всех сторон начали говорить: «Ночные Снайперы», «Вот послушайте "Ночных Снайперов"», потому что количество концертов увеличивалось, и мы становились все более известными. В результате ему буквально пришлось смириться с фактом нашего существования. Обойти нас вниманием на тот момент было уже просто невозможно. В ротацию попала песня «31 весна» – это стало крупным событием для коллектива. Собственно, это и был итог многолетней войны, потому что к тому моменту коллектив уже существовал наверно лет пять, если не больше. И понеслось. Контракт с «Риал-Рекордс», гастроли, города, площадки, фестивали. И еще через пару лет можно было с уверенностью сказать, что на свет появился бренд «Ночные Снайперы». То есть основными этапами продвижения этого бренда стали знакомство со Светланой Лосевой, запись первого альбома и ротация на радиостанции.

    Наверняка у вас с Дианой Арбениной были какие-то общие друзья, как они повели себя в ситуации распада группы «Ночные Снайперы»?

    Люди всегда ведут себя так, как им удобно, и выбирают те места, где им интересно. Тем, кому было комфортнее с Динкой, – остались с Динкой, а тем, кому было интересно со мной, – остались со мной. Очень обидно, когда разбивается союз, и идет дележка, разбивание на два лагеря. Когда союз разбегается, каждый человек признается честно самому себе: к кому-то он испытывает больше симпатий, а к кому-то ну хоть на йоту, но меньше. А когда люди разбегаются, то, очевидно, что эта йота сыграет свою решающую роль. Главное – чтобы не было лицемерия. Если в коллективе кому-то что-то не нравится, то важно вовремя и честно сказать об этом в глаза, а не шушукаться об этом по углам, важно, чтобы в коллективе не было внутреннего гниения.

    Скажи, почему ты не стала бороться за бренд «Ночные Снайперы», ведь он принадлежал и тебе, и Диане?

    Я отдавала себе отчет, что на тот момент подавляющее большинство песен было под авторством Дианы Сергеевны. Потом был такой момент, когда они с Ларисой Пальцевой (директор коллектива «Ночные Снайперы». – Примеч. авт.) переиграли контракт с «Риал-Рекордс», с того момента все права и вопросы коллектива решала Диана Сергеевна лично. То есть всю ответственность, которая раньше лежала на нас двоих, она взяла на себя, с подсказки той же Светланы Лосевой – или Ларисы Пальцевой, честно говоря, я уже не помню; может быть, это была ее сугубо личная инициатива. Если изначально в контракте с «Риал-Рекордс» фигурировало две фамилии от коллектива «Ночные Снайперы», потом через полтора или два года они меня просто вычеркнули, по-моему, я об этом даже и не знала, то есть они предложили мне подписать какую-то бумажку, что я вроде не возражаю, не вдаваясь в подробности. Так все полномочия легли на хрупкие Динкины плечи.

    От автора.

    Ситуации, когда участники одного музыкального коллектива, не найдя согласия, по каким-то личным причинам и основаниям решают расстаться и не могут мирно определить, за кем же остается бренд, стары как мир. В данном случае отстаивать свои права можно было и в судебном порядке – естественно, если та бумага, о которой говорила Светлана, не являлась добровольным отказом звезды от каких-либо притязаний на бренд.

    Продвижение коллектива «Сурганова и Оркестр»: от слов и печалей к делу

    В какой период ты приняла решение, что группе «Сурганова и Оркестр» быть?

    Все очень просто, без прикрас. Родоначальником и человеком, который этому поспособствовал, собственно говоря, спровоцировал появление в музыкальном мире такого коллектива, как «Сурганова и Оркестр», является Диана Сергеевна Арбенина, которая в свое время попросила меня покинуть группу «Ночные Снайперы», за что сейчас я ей очень благодарна. Мне ничего другого не оставалось, как предпринять какие-то действия, поскольку поклонники «Ночных Снайперов», а потом уже и коллектива «Сурганова и Оркестр» смогли поддержать и убедить меня в том, что мне не стоит прощаться с музыкой. И тут появился Валерий Тхай, знакомство с которым насчитывало на тот момент не один десяток лет. Судьба то сталкивала, то разводила нас снова. Расставание с Дианой Арбениной послужило очередным поводом для возобновления отношений с Валерой, и он, конечно, колоссально меня поддержал. Он собственно и предложил послушать, а впоследствии и завязать сотрудничество с его музыкантами, с которыми мы сейчас играем, – коллективом «Север Комбо». Все благодаря Валерке.

    Какой первоначальный капитал был необходим, для того чтобы начать деятельность по созданию группы «Сурганова и Оркестр»?

    Мы купили компьютер, для того чтобы записать альбом. Мне почему-то на тот момент показалось, что запись альбома на студии будет стоить гораздо дороже, нежели я просто дома спокойно куплю компьютер и буду сама на него записывать. Однако я тогда и не подозревала, что к компьютеру нужна музыкальная карта и еще куча разных приблуд и что вообще создание собственной студии несколько превышает по своей стоимости запись альбома в готовой студии. Тогда я, правда, не задумывалась об этом, находясь в состоянии шока, но, тем не менее, решение было принято. Подарком судьбы стал человек по имени Игорь Статных, музыкант группы «Психея», юное очаровательное создание, которое питается молоком и шоколадом, не пьет алкоголь, не ругается матом и не кушает наркотики, что совершенно уникально для его возраста и среды, в которой он вращался, – это было, конечно, уникальное явление. Именно он помог нам записать тот альбом, все компьютерные вопросы в основном решал он, нижайший ему поклон, честь и хвала, по гроб жизни не забуду.

    Занималась ли ты «искусственным пиаром» группы или преимущественно он был все-таки естественным?

    Вся инициатива публикаций исходила от самой прессы. Все, что мы делали, – это качественные выступления. То есть на самом деле мы занимались саморекламой. Мы давали концерты, которые вызывали определенный резонанс в СМИ.

    Маркетинговая коммуникация – слухи!

    Совершенно верно. Для нашего коллектива основная реклама – мы сами, нам достаточно наших выступлений.

    Если зовут на телевидение, идете всегда?

    Нет, не всегда. Практически никуда не ходим, потому что некогда. Во-первых, я это не люблю, не умею, да и боюсь. Хотя все меня убеждают, что это надо, и иногда, конечно, наступив на горло собственной песне, я все-таки появляюсь на экране.

    Как добиться поддержки радиостанций?

    Насколько я понимаю, твой проект сразу поддержало «Наше радио», а ведь некоторые молодые коллективы обивают пороги этой радиостанции годами.

    Здесь, конечно, честь и хвала «Ночным Снайперам». Вышла такая обоюдно интересная история, потому что для них это своеобразный информационный повод: коллективчик распался, девочки разбежались. С первой половиной все вроде бы понятно: за ней остался бренд и поддержка очень сильного лейбла «Риал-Рекордс». А у меня – энтузиазм. И, конечно же, по-человечески отнеслись ребята с «Нашего радио», в первую очередь Миша Козырев, тоже честь ему и хвала, по гроб жизни не забуду. Кстати, мне кажется, что этой радиостанции его очень не хватает. Сейчас нас также поддерживает радиостанция «Серебряный дождь», нами заинтересовалось «Русское радио», с «Максимум» тоже все вроде неплохо, есть какие-то подвижки, хотя радио «Максимум» очень ревностно относится к тем исполнителям, которые изначально были под покровительством «Нашего радио», опять же внутренние истории.

    Скажи, как ты относишься к шоу формата «Золотой Граммофон»? Может быть, тебя приглашали поучаствовать в чем-нибудь подобном?

    Ну, пока нет никаких предпосылок, ведь это радийная телевизионная история, то есть там участвуют те артисты, чье творчество звучит из всех радиоприемников, не переставая. Мы не звучим. Мы не популярны! «Золотой Граммофон» – это история «Русского радио», а нас там нет, по крайней мере в необходимом объеме. Нас вообще там пока нет, если сравнивать, к примеру с коллективом «ВиаГра».

    Руководство к действию для молодого коллектива: расчет необходимых финансовых вложений.

    Сколько нужно иметь в денежном эквиваленте молодому и талантливому коллективу, чтобы начать свою карьеру?

    Если они хотят записать какой-нибудь демоальбом, чтобы предлагать его куда-то, нужно, во-первых, иметь возможность оплатить репетиционную базу. Ну, репетиции стоят примерно по 300—100 рублей, смена 2-3 часа. Вот они приблизительно понимают, сколько им нужно дней и часов, чтобы отрепетировать эту программу, а потом максимально эффективно записать ее на студии. Дальше – студийное время для записи альбома, к примеру 15-20 долларов в час – такие студии еще существуют в Питере. Ну, давайте посчитаем: чтобы записать альбом, если каждый музыкант способен с трех дублей записать материал, то в принципе, если альбом в среднем насчитывает 12-14 треков, то это неделя записи, плюс неделя на сведение, получается две недели, плюс работа звукорежиссера, в конечном итоге в 3 тысячи долларов уложиться можно, чтобы получить продукт, максимально приближенный к радийному звучанию.

    Три тысячи долларов без или все-таки с учетом наличия у музыкантов собственных инструментов?

    Достаточно иметь гитаристу – гитару, барабанщику – барабан, тарелки, педальку и палочки, с этим всем они сначала приходят на репетиционную базу, а потом на студию записываться. Но это еще не залог успеха, тут, конечно, все зависит от того, как к ним повернется судьба: фасадом или наоборот! В любом случае нужна огласка, нужен какой-то «пиар». Необходим специальный человек, который бы на все стороны света кричал, что это самый отличный коллектив, который играет самую необычную музыку. Он должен убеждать всех программных директоров клубов, что на эту музыку придут люди и выпьют просто огромное количество пива, а заведение за один вечер сделает месячную зарплату всему персоналу благодаря этому концерту, и так далее и тому подобное. Специфика нашего музыкального шоу-бизнеса заключается в том, что в основном музыкант зарабатывает не продажей своей продукции, а своими живыми выступлениями, своими концертами. В связи с расцветом пиратства и господством Интернета прибыль с продаж альбомов претерпевает некий кризис.

    Опираясь на свой опыт, как ты считаешь, с какими основными проблемами столкнется молодой коллектив на первых порах своего существования?

    Общаться нужно с правильными людьми и быть преданным своему делу. Огромное количество талантливых музыкантов загораются, начинают что-то делать, потом сталкиваются с первыми сложностями и скисают. Очень часто люди перестраховываются, то есть параллельно занимаются каким-то другим делом, они не рискуют, в результате совмещая репетиции, концерты, семью и работу. Ну, семья – ладно, куда ни шло, хотя тоже сложно, но вот работа вторая – нет, музыка очень ревнивая особа, она не терпит, когда ее делят с каким-то еще родом деятельности. Я считаю, что человек должен голодать, нищенствовать, но все равно должен идти к своей цели и быть преданным только этой госпоже – тогда, может быть, все сложится. Не все могут пойти на такой риск, и это вполне оправдано.

    Стоимость съемок видеоклипа и его ротаций на телевидении.

    Один из самых распространенных способов продвижения музыкального коллектива – это запись музыкальных клипов, насколько я знаю, в архиве группы всего два видео?

    Да, в архиве группы всего два видео, которые находятся в официальной ротации музыкальных каналов. За три года – это не так уж и мало, во-первых. А во-вторых, ну сняли мы клип, а ты попробуй его протолкни. Там своя клоака, своя история. Даже качественно отснятый клип, например клип на «Белую песню», и в техническом плане, и в плане гламурности картинки не должен вызывать ни у кого никаких сомнений: это в струе, это на определенном уровне, далеко не хуже многих других картин. Но тут история, которая складывается из очень многих факторов: либо ты проплачиваешь бешеные деньги, чтобы клип крутили, либо ждешь своей очереди и, как правило, не дожидаешься: то программные директора меняются, то у программных директоров настроение меняется. Ротация клипа стоит в сотни раз дороже, чем его производство.

    Сколько стоит производство клипа, а сколько ротация?

    Хороший, на европейском уровне отснятый клип стоит от 20 тысяч евро, столько же стоит и месячная ротация.

    20 тысяч евро за определенное количество выходов в эфир?

    Это самый средний показатель. Чтобы его очень много показывали, необходимо 50-70 тысяч долларов за месяц. Это где-то 50-60 ротаций. То есть одна ротация стоит практически тысячу долларов.

    Стоимость записи альбома и съемок концертного видео.

    Сколько стоит сейчас записать альбом?

    Все зависит от задач и амбиций. Понятно, что записывать альбом я буду уже на своей студии. Сейчас все еще идет закупка оборудования, его можно учесть в стоимости альбома, а можно и не учитывать, ведь оно будет нам служить и дальше. В среднем нужно вкладывать как минимум 30 тысяч долларов только в запись альбома, а потом постпродакшн, то есть мастеринг и сведение – это еще 30 тысяч долларов. По-хорошему необходимо 60 тысяч долларов, а лучше евро, чтобы получить средненький для российского рынка продукт. Сюда уже входит и работа звукорежиссера, и работа музыкантов, но не входит продвижение. Оно стоит бесконечно много. У одного человека таких денег нет. Надо, чтобы этим занималась звукозаписывающая компания. Тактика фирмы грамзаписи «Никитин» такова: они берут материал, но прилагают недостаточно усилий, чтобы продвигать его на рынке. Дистрибуция тоже оставляет желать лучшего.

    А сколько стоит создать концертное видео и выпустить его в продажу?

    Съемки качественного DVD стоят тысяч эдак 100 евро, а можно сделать как мы – за 25 и с отличным качеством.

    Стоимость собственной студии звукозаписи

    Что подтолкнуло тебя к созданию своей собственной студии?

    А я очень не люблю петь в заплеванный микрофон, и очень не люблю, когда пахнет носками в помещении, я очень брезгливый человек, поэтому мне проще создать что-нибудь свое, чтобы это было на мой вкус и с моими запахами.

    Выгодно ли сейчас содержать свою студию?

    Это приятно! Пока мы не просчитали, насколько это выгодно, но ведь главное – те эмоции, которые ты испытываешь. Я человек, который может пустить практически весь свой заработок на развитие своего маленького предприятия. Вложиться в студию, вложиться в репетиционную базу, вложиться в инструмент, в аппаратуру. Я по натуре собственник – это должно быть мое, и все.

    И во сколько тебе обошлась твоя «собственность», если не секрет?

    Сначала покупается помещение, потом оно целиком перестраивается внутри и делается грамотная акустическая оболочка, потом она начиняется аппаратурой, и уже потом можно приступать к работе. Мы брали маленькое помещение и начинали буквально с нуля, мы меняли все: канализацию, сантехнику, водопровод, отопление. Все вместе примерно 200 тысяч долларов.

    От автора. 

    На мой взгляд, Светлана не ошиблась, решив вложить деньги в продвижение и развитие собственного бренда. Приобретение исполнителем звукозаписывающей студии является интересным и вполне оправданным способом вложения капитала, поскольку запись альбома на арендованной площади требует немалых денежных затрат и в любом случае менее комфортна для исполнителя и его коллектива. Собственная студия позволяет артисту экспериментировать, зная, что ничто не ограничивает его во времени, и использовать данный ресурс в любой удобный для звезды час: в три утра или в двенадцать ночи, хозяин, как говорится, – барин. Также студию звукозаписи, если позволяет пространство, можно использовать в качестве репетиционной базы при подготовке к записи альбома или новой концертной программы. Кроме того, при желании получить дополнительную прибыль звукозаписывающую студию всегда можно сдать в аренду коллегам по цеху.

    Тур-менеджмент

    Как мы уже выяснили, в нашей стране артист получает гонорары не с продажи пластинок. Всегда ли, в таком случае, запись нового альбома окупается и приносит выгоду?

    Надо к этому стремиться. Здесь возникает конфликт: начинаешь экономить на записи, а это очень плохо. Фирма грамзаписи «Никитин» не очень успешно занимается продажей альбома в регионах. Все это мы говорим не понаслышке, мы сами это видим, потому что много ездим. В ближайшее время мы хотим начать сотрудничество с «Риал-Рекордс», у них нормальный бюджет и большая розничная сеть, которая способствует продажам альбомов. Но с этим лейблом не все так просто.

    Зачем ездить в тур не по таким крупным городам, как Петербург и Москва, если, по большому счету, два концерта в Москве и два концерта в Петербурге дадут тот же гонорар, что и тур по Уралу?

    Все зависит от количества городов. Лично мне нравится ездить по стране и видеть разные лица, меня приятно удивляет, когда мы находимся за тысячи километров от Питера, а там знают и любят мои песни.

    Скажи, пожалуйста, сколько в среднем зарабатывает музыкант твоего коллектива за выступление?

    Зарплата зависит от количества выступлений. Есть минимальное количество выступлений, которое мы обязаны предоставить музыкантам, потому что от этого напрямую зависит их зарплата. То есть 4-5 концертов в месяц. У меня музыкант получает 6 тысяч рублей за концерт, на данный момент это больше 200 долларов. У нас многое зависит от сезона: к примеру, сейчас мы съездили в тур, у нас было девять концертов. Ребята за десять дней получили по 54 тысячи рублей, плюс им выплачиваются суточные и оплачиваются проживание и питание.

    К вопросам бизнеса

    Не было ли у тебя желания заняться продюсированием молодого коллектива?

    Совершенно точно есть достойные ребята, и может быть, на старости лет я этим и займусь, когда будет напрочь исчерпан наш материал или придет откровенная усталость от концертной деятельности. Тогда можно будет без зазрения совести запереться в своей студии и совершенно спокойно продюсировать, учить уму-разуму подрастающее поколение.

    Если бы ты решилась на бизнес, не связанный с музыкой, к примеру решила бы открыть свой магазин, стала бы ты брать компаньонов или же после истории с «Ночными Снайперами» ты все сделала бы сама?

    История с «Ночными Снайперами» не убила во мне окончательно веру в людей, скорее наоборот. Последующие события, видимо в знак компенсации, преподносили мне удивительные знакомства. Скорее всего, я легко взяла бы к себе в компаньоны проверенного временем человека.

    Не возникало ли у тебя желания стать лицом какой-нибудь рекламной кампании или сняться в рекламном ролике?

    Легко! Только табачные изделия не стала бы рекламировать, потому что сама не курю и задыхаюсь от дыма.

    Поступали ли к тебе предложения использовать твою музыку в качестве саундтреков к каким– либо фильмам?

    Дело в том, что все права принадлежат фирме грамзаписи «Никитин». Я иногда сама не знаю, где звучит моя музыка. Они принимают окончательное решение о том, куда уходят мои песни.

    А как быть, если формат фильма тебе не близок, а твоя песня звучит там вовсю?

    Может быть, от этого фильм станет чуточку ближе!

    Скажи, как ты относишься к предложениям выступать на корпоративных вечеринках?

    Предлагают, но пока действительно некогда. Сейчас мы отдаем предпочтение народу.

    А может быть, вопрос в цене?

    Так дело же не в деньгах, а в удовольствии. Кроме того, концертный тур готовится заранее, расписывается концертный график, и вдруг заказник, а у нас договоренность с залом и городом, в данном случае мы поедем туда, куда обещали, и к тем, с кем договаривались. Сколько бы ни предложили, обязательство – прежде всего.

    На чем, на ваш взгляд, неприлично делать деньги?

    На детской проституции в первую очередь. На любом обмане, хотя чаще всего так в жизни и получается. Скажу ужасную вещь: меня, наверно, где-нибудь все-таки подкараулят и расстреляют, но я все равно скажу. Я считаю, что сеть игровых автоматов «Вулкан»,и вообще все то, что способствует усугублению человеческой зависимости от игры, также аморально. То есть в данном случае люди откровенно играют на человеческих слабостях, выуживают семейные деньги. Я считаю, что это нечестный бизнес. Вот, к примеру, публичные дома – это тоже бизнес, но там оговорены правила игры. Я считаю, что это более честный способ зарабатывания денег, нежели игровые автоматы.

    Как ты считаешь, может ли бизнес строится на доверии или же, как и любая игра, он имеет свои правила?

    Доверие – как итог соблюдения определенных правил игры. Это такая имиджевая штука, то есть все зависит от того, как человек себя зарекомендовал: если ему доверяют, значит, и дальше у него будут какие-то удачные контакты и связи.

    От автора.

    Есть люди, вроде Михаила Козырева, которым интересно находить, ставить на ноги и раскручивать новые проекты, будь то музыкальная группа, новая радиостанция или телеканал. Как только проект становится стабильным и достигает определенного уровня, человек, создавший его, переключается на новое детище, нуждающееся в помощи и поддержке. Однако можно только предполагать, насколько тяжело исполнителю покидать ставший уже успешным коллектив, на который было потрачено примерно десять лет жизни и невообразимое количество энергии. Не останавливаясь на достигнутом, он вкладывает деньги в собственную студию звукозаписи, совершенствует качество звучания на концертах, снимает видеоклипы и добивается внимания крупнейших музыкальных лейблов страны. Нельзя забывать еще и о том, что огромный путь в продвижении группы был проделан при поддержке директора коллектива – Натальи Леушиной, которая координирует всю менеджерскую деятельность проекта «Сурганова и Оркестр». С приходом этой женщины в коллектив многое изменилось в лучшую сторону: появилась стабильность и уверенность, появился человек с ярко выраженными организаторскими способностями, готовый брать на себя определенную ответственность, а это в любом случае делает жизнь лидера команды более спокойной и дает ему возможность думать преимущественно о творчестве, а не о решении насущных бытовых проблем. Однако один человек, при всей его любви к работе, не может охватить весь спектр необходимых обязанностей по содержанию группы. К примеру, на успешный эстрадный поп-проект работает около десяти человек, каждый из которых отвечает за свою сферу деятельности, постоянно находясь рядом с артистом. Таким образом, несмотря на наличие пресс-атташе в коллективе «Сурганова и Оркестр», сфера связей с общественностью осталась практически незатронутой, а ведь мы уже говорили о пользе телевизионных эфиров, интервью и интернет-поддержки в продвижении музыкальной команды. Самое важное в данном случае – не просто сотрудничать, а именно дружить с прессой, вовремя предоставляя все необходимые фотографии и анонсы, а после благодарить издания, разместившие информацию, выдавая им билеты на концерты. Это стандартный механизм работы, действующий не первый год. С профессиональной точки зрения я была крайне удивлена, когда на презентацию фотостудии одного модельного агентства, которая проходила не в самом пафосном и известном ресторане города Санкт-Петербурга, пришло больше прессы, чем на концерт действительно популярного коллектива «Сурганова и Оркестр».

    Зачем звезды пишут книги?

    Самой модной тенденцией сезона осень-зима 2006—2007 было написание артистической элитой книг о своем нелегком жизненном пути. Как правило, желание проявить себя в эпистолярном жанре возникает не только в результате каких-то внутренних творческих порывов знаменитостей. На то есть две вполне логичные причины (не считая гонорара): либо знаменитость находится на вершине успеха и выпускает книгу с целью еще больше подогреть интерес поклонников к своей персоне, либо наоборот: интерес поклонников спал или вовсе переключился на кого-то другого. Основная ставка делается на то, что поклонники звезды, которые надеются узнать какие-то сенсационные и шокирующие подробности о своем кумире буквально из первых уст, не смогут пройти мимо ее творения. То есть целевая аудитория звезды автоматически становится и целевой аудиторией книги. Содержанию и стилю уделяется незначительное, даже минимальное внимание (они отходят на второй план), потому что любое творение кумира для юных поклонников является априори талантливым, неподражаемым и гениальным. Залог успеха в данном случае – имя звезды: чем оно громче, тем быстрее будет продаваться тираж.

    Книга Валерии «И жизнь, и слезы, и любовь»: отличный PR-ход.

    Осенью 2006 года известная певица Валерия представила на суд читателей свою первую книгу «И жизнь, и слезы, и любовь», повествующую о перипетиях семейной жизни с известным продюсером Александром Шульгиным. Автору даже удалось в каком-то смысле сохранить интригу, заменив имена прототипов главных героев на близкие по звучанию, однако читателям, несмотря на это, было понятно, о ком и о чем идет речь. Подобные проблемы и сложности в супружеской жизни знакомы не понаслышке не одной тысяче российских женщин, которые и стали основной целевой аудиторией. Любому человеку важно знать, что он не одинок в своих проблемах и даже, казалось бы, в безоблачной жизни звезд случаются вполне привычные для простого человека неприятности и разочарования. Своей книгой Валерия еще больше расположила к себе своих поклонников, показав им тем самым, что она простая женщина, которой свойственно и влюбляться, и ошибаться, и страдать, и разочаровываться. Вряд ли те, кто в силу своих музыкальных пристрастий относились к Валерии равнодушно, после прочтения ее творения вступят в стройные ряды ее поклонников, зато те, кто уже были почитателями ее таланта, воспылают к исполнительнице еще большей любовью и уважением. Во-первых, отличный пиар, а во-вторых, прибыльный и перспективный бизнес: ведь написание книг – занятие увлекательное, и вполне возможно, что за первой книгой в скором будущем появится и вторая. Ведь и Донцова в компании с Серовой, Поляковой и иже с ними тоже когда-то начинали с первой книги, а обернулось все сами знаете чем! К слову, в январском номере журнала «Караван истории» я прочла отрывок из романа певицы Жасмин «Заложница», в котором девушка также рассказывает о перипетиях своей личной жизни, громком и скандальном расставании с мужем-продюсером. Тема любви и расставания не зря заявлена в школьной программе как «вечная»: книги с подобными сюжетами, тем более написанные известными личностями, будут неизменно привлекать к себе внимание и интерес читателей. Женщины со слезами на глазах и проблемами на семейном поприще, улыбнувшись после прочтения, будут говорить себе: «Ну она же смогла, она же справилась, она же преодолела…». К слову, на Западе звезды тоже пишут книги, правда в основном это мемуары, рассказы о пройденном пути, или же они выбирают в качестве своей целевой аудитории самых маленьких читателей, как это сделала Мадонна, попробовав себя в качестве сочинительницы сказок для самых юных своих поклонников. В России проба пера начинается как минимум с романа…

    Рома «Зверь» и книга «Дожди-пистолеты» – чтобы помнили.

    Буквально потрясением стала для меня книга Ромы Билыка, лидера группы «Звери», хотя ее появление можно считать вполне оправданным ходом, рассчитанным на приличный гонорар и привлечение внимания к своей персоне. Хотя до того момента, пока я не увидела книгу на всех прилавках известных мне больших и маленьких книжных магазинов, я искренне не могла поверить в то, что этот человек способен написать нечто более гениальное, чем, к примеру:

    Лакаются ликеры, ты нравишься лифтеру
    И молодым актерам, лови-лови момент!
    В зубах дымится «Честер», подруги знают место,
    Ну вот он, наконец-то – приличный комплимент!
    Песня «Капканы»

    Или:

    Твой папа оторвет мне башку,
    А после и тебе оторвет,
    Но мы уже готовы к прыжку,
    И значит, твой старик подождет…
    Песня «Дело не в этом»

    Рома «Зверь», в отличие от Валерии, преследовал несколько иные цели. Ключевым моментом в этой истории является тот факт, что книга была написана именно в тот самый «подходящий» момент, когда в группе явно наметились серьезные проблемы с созданием следующего альбома (фанатки заждались, а материала было, судя по всему, недостаточно). Тогда, для того чтобы Рому не забыли (а учитывая, что новые звезды появляются каждую неделю, процесс забывания даже у самых верных поклонниц длится очень непродолжительное время), было решено выпустить книгу о том, как Рома стал звездой. Книга стала заменителем нового альбома и предоставила Роме время на его написание. Естественно и то, что тираж практически мгновенно исчез с прилавков магазинов благодаря стараниям девочек от 13 до 18 лет. Самая верно продуманная формула: пиар + гонорар. Вот несколько цитат о долгом и сложном Ромином пути сквозь тернии к звездам.

    На практике мы штукатурили девятиэтажный дом. Был обед, девчонки приносили самогон. После такого обеда штукатурилось очень плохо…

    Помню, отмечали шестнадцатилетие Ивана, и мы забухались, напились наливкой, я три дня не мог выползти из его дома.

    Мы купили на закусь батончик «Натс». И на пляжу этот литр самогона под один «Натс» уничтожали. У нас осталось порядком самогона, мы закопали его в песок, потому что больше не могли уже пить, типа обязательно сюда вернемся еще раз.

    Мы с ним жестко тогда бухали. Причем денег у нас не было. А день начинался с того, что мы просыпались в двенадцать, выпивали с ним бутылку водки на двоих под лимончик и приходили в норму. Это был у меня первый и последний запой в жизни. Когда я пил восемь дней подряд и очень жестко.

    …часть денег я отдал маме, часть оставил себе. На себя потратил. Ну как? Пробухал. Не было ничего более романтичного, чем пробухать…

    На форзаце своего творения, прочитанного мною за сорок минут в одном из крупных книжных магазинов, Рома написал о том, что его книга преследовала цель рассказать о его жизни честно и без прикрас, чтобы журналисты не придумывали всяких небылиц относительно его личной жизни. Автор утверждает, что скоро свет увидит и продолжение этой захватывающей истории.

    Книги известных телеведущих: четкое (и не очень) попадание по целевой аудитории

    Трепетной любовью к литературе в 2006 году прониклись и известные телеведущие. Не так давно в продаже появился роман Андрея Малахова «Мои любимые блондинки». Опередила «блондинок» Малахова блондинка Собчак и ее «Стильные штучки». Нельзя не упомянуть и коллегу Ксении по телеканалу ТНТ Анфису Чехову, написавшую книгу «Секс с Анфисой Чеховой. Где, как, с кем?». С Малаховым и Чеховой, а точнее с целевой аудиторией их книг, рассчитанных на поклонников их шоу, все более или менее понятно. А вот для кого была предназначена книга Собчак, содержащая массу полезных советов по уходу за собой и своим гардеробом, не особенно ясно. Ведь вполне логичные советы Ксении косвенно адресованы людям ее круга, персонам состоятельным и обеспеченным. Хотя при написании книги было бы целесообразно ориентироваться на характеристики целевой аудитории «Дома-2». Однако она вышла внушительным тиражом в крупном московском издательстве «Махаон». Напечатанная на толстой глянцевой бумаге и содержащая огромное количество фотографий и картинок книга имела и соответствующую стоимость. Целевая аудитория «Дома-2» не готова платить достаточно крупную сумму, пусть даже и Ксении Собчак. Они с гораздо большим удовольствием покупают тетради с изображением любимых героев или, на худой конец, приобретают специально разработанный журнал «Дом-2», который не выходит за рамки их покупательской способности.

    К слову, Анфиса Чехова любезно согласилась поделиться со мной интересными фактами, касающимися ее первых шагов на литературном поприще, а также своими дальнейшими планами и задумками, которыми она в самое ближайшее время порадует, удивит, а может быть, и шокирует поклонников своего таланта.

    Писать о сексе – внутренняя потребность Анфисы Чеховой.

    С Анфисой комфортно общаться на любые темы, она человек, безусловно, открытый, жизнерадостный, прямой и принципиальный. На все, даже самые некорректные вопросы журналистов она отвечает интеллигентно и как-то по-особенному стильно. Идея программы «Секс с Анфисой Чеховой» принадлежит именно ей, девушке, которую когда-то выгнали из ГИТИСа, поскольку она, по мнению преподавателей, променяла высокое театральное искусство на эстрадное пение. Анфиса не ограничилась созданием авторской программы, она решила проявить себя и в качестве писательницы, создав книгу по мотивам своего шоу.

    Как вы думаете, почему именно сейчас произошел литературный «бум» и звезды артистической элиты дружно «взялись за перо» и начали писать книги?

    Не знаю, как у других, но лично у меня давно была мысль написать хорошую современную книгу о сексе. Я изначально испытывала в этом, так скажем, внутреннюю потребность.

    Как вы думаете, с точки зрения маркетинга, когда звезде наиболее выгодно заняться написанием книги: когда она «на волне» или же наоборот, когда она старается вернуть интерес публики к своей персоне?

    Думаю, наиболее выгодно писать книгу, когда ты на пике популярности.

    На какую целевую аудиторию рассчитана ваша книга?

    На молодых людей, которые интересуются сексом и смотрят «Секс с Анфисой Чеховой» на ТНТ. Для них программа познавательна, потому что они еще многого не знают. Другая многочисленная аудитория – это те, кому за 40: им кажется, что они много знают, но в силу того, что они родились и выросли в то время, когда о сексе говорили шепотом и когда секса как бы и не было, сейчас они многое для себя открывают. Люди среднего возраста – мои ровесники и чуточку постарше – интересуются передачей в силу того, что в ней качественные сюжеты и плюс показывают красивые обнаженные тела.

    Вообще – это касается как программы, так и книги – мы ориентируемся на любую аудиторию. Но я точно могу сказать, что не на ханжескую публику и не на тех, кто считает себя выше разговоров о сексе. Согласитесь, что невозможно людям с какими-то категоричными убеждениями взять и враз поменять их.

    Что, на ваш взгляд, определяет успех книги: личность автора, содержание, яркость презентации?

    Презентация, кстати, была отличная. Я улыбалась, раздавала автографы поклонникам и отвечала на вопросы журналистов. Двое парней даже попросили расписаться у них на груди. Видимо, решили сделать тату из моего автографа. А вот шеф-редактор нашей программы Денис Морозов говорит, что сомневается в том, что магическим образом мне помогла фамилия, скорее – большой личный опыт, а также умение подмечать детали, ценить отношения и не жалеть своих впечатлений, любви и эмоций в отношениях с окружающими. Мне очень приятно, что он так считает.

    Если рассматривать процесс написания книги как бизнес, то его можно охарактеризовать как бизнес для души, который практически не приносит прибыли, или же сейчас писать книги – это прибыльно, если да, то насколько?

    Конечно, написание книги – это прибыльный бизнес. И одновременно бизнес для души. Я, к примеру, изучаю секс много лет: практику и теорию. И в книге собрала самые интересные истории из личной жизни разных людей о том, где, как и с кем лучше заниматься сексом. Я рассказываю о том, как стать сексуальной и вернуть потухшую страсть, как реализовать свои тайные желания, завоевать любого мужчину и не допустить измены. Секс интересен каждому. Все хотят читать о нем. Поэтому писать такую книгу оказалось весьма прибыльным делом.

    Для вас написание книги – это творческая самореализация или универсальная формула «пиар + гонорар»?

    Прежде всего творческая реализация. А потом все остальное. Полгода назад я серьезно поспорила с одним своим другом, что напишу книгу. Конечно, я немного слукавила: на самом деле у меня давно была мысль издать хорошую современную книгу о сексе. И я просто воспользовалась спором, чтобы поставить себе четкий дедлайн и наконец сесть за компьютер. Спустя пять месяцев, еще до презентации и до выхода официального релиза, было раскуплено 12 000 экземпляров моей книги «Секс с Анфисой Чеховой. Где? Как? С кем?». Первым читателем стал главный редактор известного глянцевого журнала для мужчин: он признался, что прочитал книгу за одну ночь – не мог оторваться. Так что теперь я, как победитель в споре, выбираю самый дорогой отель на Гавайях.

    Планируете ли вы заняться написанием еще одной книги?

    Пока не знаю.

    О чем в условиях современной действительности должен написать начинающий, никому не известный автор, чтобы издательство захотело его опубликовать?

    О чем-нибудь актуальном. О сексе, к примеру.

    Русский рок и книги для души

    Наверняка многие подумают, что подобный «литературный бум» среди представителей артистической элиты вызван желанием поп-исполнителей и представителей поп-индустрии заработать прибавку к жалованию и еще чуть-чуть славы (которой много не бывает), паразитируя тем самым на определенных жизненных ценностях. Ведь всем же понятно и очевидно, что редкие люди могут похвастаться талантами во всех сферах творческой деятельности. Как правило, те, кто пытается «объять необъятное», делают все на очень среднем, я бы даже сказала, посредственном уровне. Однако в этом году осваивать эпистолярный жанр вошло в моду не только в поп-тусовке. Представители музыкального рок-Олимпа поддержали эстафету по написанию книг.

    Михаил Козырев – известный музыкальный продюсер, с чьим именем связаны истории рождения и взлета радиостанций «Максимум», «Наше радио», «Ультра»; появление фестивалей «Максидром» и «Нашествие», а также телепередач «Неголубой огонек», «Первая ночь с Олегом Меньшиковым», «Земля – Воздух» и спектакля «День Радио». По словам самого Михаила, талантливые люди талантливы во всем. Следуя этому убеждению, зимой 2006 года он выпустил трилогию под названием «Мой рок-н-ролл». Одна из немногих книг, написанных артистической элитой, которая действительно меня впечатлила и заставила лишний раз задуматься о жизненных приоритетах и ценностях. Своего рода книга-откровение о том, что шоу-бизнес порой оказывается сильнее дружбы, порядочности и искренних человеческих отношений, о том, как зажигались звезды современной рок-музыки и о том, почему порой талантливые и глубокие песни не попадали в ротации радиостанций. Вот отрывок из вступления к «Белой книге», который дает своеобразный ответ на эти вопросы: «Начало XXI века. Мы живем быстро и лихо. Упаковка стала важнее, чем содержание. Мы выбрали лицемерие как способ общения. Мы наловчились изымать из вещей суть. Выжигать бескровно и без анестезии смысл из предметов: есть кожа – даешь кожзаменитель. Стены до нас из кирпича возводили – мы придумали гипсокартон. Кофе уходит – нынче правильно кофе без кофеина… Вертикаль власти отстроена. Горизонталь культуры утрамбована. Диагональ потребностей определена. «Фаст-фуд» как норма жизни. Мы живем в великое время эпохальных свершений. Большие проекты крупными мазками. "Фабрика звезд" и "Народный артист". "Звезды дуэтом". Лучше на льду…» [2]. Кроме того, выход книги сопровождала яркая и необычная презентация, которая состоялась в Санкт-Петербурге в ДК Ленсовета. Своеобразная презентация-концерт, в которой приняли участие герои книги, известные рок-исполнители – Диана Арбенина, Вячеслав Бутусов, Илья Черт и многие другие, те люди, которые смогли остаться верными и себе, и друг другу, и своему творчеству, несмотря на законы шоу-бизнеса – ведь нельзя забывать еще и о том, что из каждого правила есть исключения.

    Михаил Козырев:

    «Написание книг может приносить огромную прибыль только в том случае, если это поставлено на такой конвейер, как у Дарьи Донцовой».

    Как вы думаете, почему именно сейчас произошел такой литературный «бум», когда звезды артистической элиты начали писать книги?

    Сразу скажу, что никакого тайного сговора ни с Валерией, ни с Ромой из группы «Звери» у меня не было. Когда было о чем, я начал писать и долго-долго не мог закончить. Книжка книжке рознь, можно взять в качестве примера то, как пишет Андрей Макаревич и лишний раз отметить, что талантливые люди талантливы во всех областях. Кроме того, я честно купил книжку Ромы «Зверя»… я не хочу судить или рубить с плеча, но это – запредельная, невероятная, чудовищная фигня. Я, честно говоря, до сих пор не понимаю, как такое можно писать и публиковать – это обидно. Если бы он был во вменяемом состоянии и мог это оценить, то он бы не стал так делать. Главный принцип – пусть каждый делает то, что он хочет, а уже выбирать будет аудитория.

    Если рассматривать процесс написания книги как бизнес, то его можно охарактеризовать как бизнес для души, который практически не приносит прибыли, или же сейчас писать книги – это прибыльно, если да, то насколько?

    Во-первых, у меня небогатый опыт. Во-вторых, как бизнес это рассматривать пока нельзя вообще. Может быть, у других это иначе, у меня это точно пока не подпадает под такой термин, как «бизнес». Написание книг может приносить огромную прибыль только в том случае, если это поставлено на такой конвейер, как у Дарьи Донцовой.

    Говорят, что многое в успехе книги зависит от уровня презентации, того, как и где она проходит. У вас была очень громкая и неординарная литературная встреча, почему она прошла именно в таком ключе и почему именно эти звезды были задействованы?

    Она была выдержана в органичном для самой книги контексте. Кроме того, хочется все время придумывать что-то новое и ломать какие-то рамки. Подбор участников обусловлен их реакцией и желанием в этом участвовать. Людям это либо близко, либо нет, здесь невозможно ничего навязать.

    Залог успеха книги: интервью «о личном» с публичными людьми

    Весной 2007 года состоялась презентация книги «Исповедь четырех» Елены Погребижской, лидера рок-группы Butch, в прошлом профессионального журналиста и политического комментатора программы «Время» на Первом канале. Книга рассказывает о жизненных перипетиях, личных историях и судьбах трех женщин (не считая автора): Светланы Сургановой, Ирины Богушевской и Анны Герасимовой, больше известной как Умка. Целевая аудитория книги – поклонницы и поклонники перечисленных персонажей. Принимая в расчет яркую и удачно придуманную презентацию, на которой все четыре девушки выступили на одной сцене в рамках совместного концерта, а также делая акцент на способности женщин (основной целевой аудитории) сострадать и сопереживать друг другу, можно сказать, что книга определенно будет иметь успех. Скорее всего, не широкий, и не в массах, но однозначно будет. Единственный факт, который несколько удивил меня в творении Елены Погребижской, – это слишком категоричный и порой однобокий взгляд на некоторые вопросы и проблемы, обсуждаемые автором с героинями, однако сомневаюсь, что рядовой читатель, не будучи знаком лично хотя бы с одним из представленных в книге персонажей, придет к такому же выводу, как и я.

    Не думаю, что желание представителей артистической элиты писать книги связано исключительно с непреодолимым желанием самовыражаться; если бы это утверждение соответствовало действительности, то книги писались бы постепенно, не всеми, не в одно время и не с такой феноменальной скоростью. Это, бесспорно, выгодный бизнес, способный привлечь к персоне звезды дополнительное внимание, вызвать интерес и обеспечить хорошее материальное вознаграждение. Итак, «звездная» книга будет успешной, если автор – публичный человек, чье мнение может стать авторитетным для читателей в той или иной области (будь то музыка, стиль, мода, личная жизнь); книга выходит в крупном издательстве, которое берет на себя обязательства по пост-промоушну и дистрибуции; в ней присутствуют яркие картинки и фотографии; наличествуют оригинальный дизайн обложки и привлекательное название; проводится яркая и неординарная презентация, которую с удовольствием посетят представители средств массовой информации.

    Жизнь в стиле фэшн, или Модельный бизнес такой, какой он есть

    Расширение сфер влияния может происходить со смещением как по горизонтали (актер становится эстрадным певцом, телеведущий пишет книгу), так и по вертикали (журналист открывает собственный глянцевый журнал, певец становится продюсером). Вариант движения вниз также не исключен. Двигаться вверх порой значительно сложнее, так как это требует, во-первых, высокого уровня профессиональной компетентности (знание всех деталей, мелочей и частностей своей области), а во-вторых, материальных вливаний (единовременных и крупных). Кроме того, как уже было замечено выше, это огромный риск. Вот, например, открытие собственного журнала на первых порах, пока издание не выйдет на уровень самоокупаемости, и реклама не начнет приносить стабильный доход, грозит одними убытками. Это время надо пережить достойно. К слову, рынок прессы в Санкт-Петербурге можно назвать конкурентным, и вполне возможно, что издание не приживется и через год, и через два, и вообще никогда. Ведь если запуск рекламы на телевидении и радио возможно осуществить на взаимовыгодной бартерной основе (вы – нас, а мы – вас), то договориться на обмен с «правильными местами» практически нереально. Хочешь продаваться в крупной сети гипермаркетов – плати, хочешь стоять на отдельном стенде или вообще лежать прямо у кассы (а не стоять в «братской могиле», где даже тот покупатель, который точно знает, чего он хочет, не может найти нужное издание, по полчаса разглядывая всевозможные обложки) – тоже плати.

    Также отличным примером может стать открытие моделью собственного модельного агентства, причем самого крупного в городе. У читателей может возникнуть вполне закономерный и правомерный вопрос: является ли модель арт-элитой? Если принять в расчет расхожие мифы о модельном бизнесе, то скорее всего ответ будет отрицательным. Если же стараться смотреть на работу моделей объективно (а это не только модные показы, но и съемки в рекламных роликах, кинофильмах и видеоклипах, работа ведущими на радио и телевидении), то ответ окажется очевидным. Нашему сознанию, зачастую до отказа наполненному стереотипами, довольно сложно воспринимать такие словосочетания, как «умная модель» и «талантливая манекенщица». К этой профессии большинство относится с нескрываемым предубеждением. Я расскажу о девушке, которая самостоятельно, без чьей-либо помощи открыла собственное модельное агентство. Речь идет об агентстве CATS, которое бесспорно является лидером рынка в Санкт-Петербурге. На его базе функционируют детская и взрослая школы моделей, танцевальная студия, студия эротического танца и крупнейшая в городе фотостудия. Модели CATS успешно работают за границей, снимаются в рекламе и видеоклипах, участвуют в самых модных дефиле, побеждают на авторитетных международных конкурсах. К слову, известная всему миру Оксана Федорова также была моделью CATS несколько лет тому назад. Хотя нельзя отрицать и того, что мнения о работе агентства частенько диаметрально противоположны. Но это, во-первых, нормально, поскольку адекватность требований заказчика по соотношению «цена/качество» и коммуникативные навыки играют отнюдь не последнюю роль, а во-вторых, всем не угодишь, как бы хорошо и качественно ты ни работал. О том, как открыть собственное модельное агентство и «не остаться у разбитого корыта», расскажет бессменный директор CATS – Наталья Пурвин. Она же посвятит нас в некоторые тайны, пролив тем самым свет на интригующее словосочетание «модельный бизнес».

    Наталья Пурвин:

    «Бизнес требует огромных сил и вложений, и не всегда это выражается в денежном эквиваленте».

    Наталья – представительница того типа женщин, который сейчас принято называть self-made woman: стильная, молодая, активная, при этом семейная, счастливая и довольная всеми составляющими своей жизни. Ее отличительная особенность: умение всегда говорить правду в глаза и при этом продолжать поддерживать с человеком хорошие отношения. Кроме того, быть директором модельного агентства для женщины – большая ответственность, поскольку приходится независимо от личных обстоятельств поддерживать себя в отличной форме, так как девушки-модели должны знать, к чему им следует стремиться. Сейчас даже сложно себе представить, что в далекие 1990-е владелица известнейшего модельного агентства и крупнейшей в городе фотостудии сама работала манекенщицей.

    Модельный бизнес первой половины 1990-х

    До того как открыть собственное модельное агентство, ты сама работала манекенщицей?

    Да, я работала моделью в модном доме «Невский проспект» – на тот момент крупнейшем модном доме Санкт-Петербурга.

    Каким был модельный бизнес первой половины 90-х? Что изменилось с тех пор?

    Как такового модельного бизнеса тогда не существовало. Более или менее похожим на бизнес он стал после 1995 года. Все, что было до, представляет собой не что иное, как смесь Советского Союза и кооперативов. Показы проводились в рамках государственных предприятий типа «Первомайка» и «Большевичка» либо их проводил Модный дом «Невский проспект», который сам шил одежду, других альтернатив не было. На тот момент Модный дом «Невский проспект» пользовался огромной популярностью, считалось очень модным одеваться в «Невском проспекте», мы тогда были штатными манекенщицами этого модного дома, у нас была каждодневная, можно сказать, рутинная работа, мы приходили на примерки, а потом проводили художественные показы для руководства. Работа была по большей части очень однообразная. Лично у меня было достаточно много съемок в модных журналах того времени – «Стиль» и «Практичная мода». Была работа на выставках в «ЛенЭкспо», которые проводились достаточно редко. Иными словами, все показы того времени имели сугубо государственное назначение. В 1991 году открылся клуб «Доминикас», и начались первые коммерческие показы ночного развлекательного толка.

    Момент рождения идеи и появление названия

    В какой момент у тебя родилась идея открыть собственное модельное агентство?

    Эта мысль посетила меня, когда я поехала на кастинг агентства «Форд» в Москву, мне на тот момент исполнился 21 год. Представитель агентства «Форд», посмотрев на меня, сказал, что я красивая и подхожу им по всем параметрам… только очень жалко, что мне уже 21 год. И я поняла, что всего того, чего я могла достичь в этой стране и в это время, я достигла, что на Запад меня точно не возьмут (сейчас это возможно, а раньше – 21 год уже «потолок»), а показывать нижнее белье в «Доминикасе» я не хотела (к слову, потом открылись и другие ночные клубы). Я поняла, что все это мне уже не интересно. Надо было развиваться, а развиваться можно было только в одном направлении: сначала я начала преподавать в школе моделей подиумный шаг, а раз возникла школа, то было вполне логично открывать и агентство, чтобы устраивать на работу учениц.

    Откуда появилось название CATS?

    Название, как всегда, нужно было придумать аккурат за 24 часа! Во-первых, я очень люблю животных. А во-вторых, кошка олицетворяет собой женщину… красивую, хитрую, грациозную. Если опросить определенное количество людей, то я уверена, что у большинства из них кошка вызывает положительные ассоциации. Название короткое, яркое и звучное, что, в принципе, очень удобно. Кроме того, в то время на западе существовал модный глянцевый журнал CATS, эротического толка, но очень красивый и стильный.

    Затраты на открытие модельного агентства: 1994—2007

    Какие материальные вложения были необходимы на момент открытия CATS в 1994 году?

    На самом деле денег не было вообще, зато был энтузиазм. Требовались деньги на текущие расходы, глобальных вложений тогда не было. Это были мои личные силы, трудолюбие, упорство. И, в общем-то, по большому счету, никто мне не помогал.

    Как ты думаешь, для того, чтобы сейчас открыть модельное агентство и вывести его на достойный уровень в городе, какой капитал необходимо вложить?

    Нужно вложить порядка 300—400 тысяч долларов, при этом неизвестно, как скоро они окупятся и окупятся ли.

    Это достаточно большая сумма, на что она пойдет?

    На хороший офис, потому что если в 1990-х годах мы могли работать на домашних телефонах, то сейчас это время безвозвратно ушло. На хорошую рекламную кампанию в первую очередь. На создание базы данных моделей, на подготовку преподавателей, на поездки за границу с целью наладить западные контакты. В основном это внешний PR.

    Борьба с конкурентами

    В 1994 году какие модельные агентства считались твоими основными конкурентами?

    «Модус Вивендис». Это модельное агентство Татьяны Санаевой, оно открылось гораздо раньше моего, она тоже бывшая манекенщица, правда гораздо старше, чем я. У нее было очень крупное агентство, конкурировать с ней было действительно сложно, у нее были хорошие клиенты, хорошие связи, но она была единственная. Можно сказать, монополистка. А потом спустя какое-то время образовалось модельное агентство «Фея», руководительница которого была моей начальницей в Модном доме «Невский проспект». Когда произошла реорганизация модного дома, она решила открыть собственное модельное агентство. У обеих были отличные связи, у Татьяны – среди бизнесменов и колоритных представителей 90-х на черных джипах, а у Людмилы Белевич – связи на государственном производстве. Все это возможно было приобрести только с опытом.

    Кто сейчас является основными конкурентами CATS как модельного агентства? Луковский и его агентство LMA – конкуренты? Может быть, на каком-то этапе он и конкурент, только лишь потому, что забирает у нас часть показов в стиле фэшн. Я практически уверена, что он очень скоро сойдет с дистанции, потому что таких, как Луковский, за время становления моей карьеры было действительно очень и очень много. Бизнес требует огромных сил и вложений, и не всегда это выражается в денежном эквиваленте. Можно запустить какой-то проект «с минусом», четко понимая, что ты работаешь на будущее, на перспективу, но это осознают только те, кто имеет свой бизнес, а Луковский – наемный работник. Он сейчас на волне, потому что якобы он модный. А мода, как известно, меняется очень быстро.

    Помнишь ли ты то время, когда на модельный рынок Санкт-Петербурга буквально из ниоткуда ворвалось якобы западное модельное агентство «Макларен Ламберти энд Гарсия», заполонив яркой рекламой эфиры как радиостанций, так и телеканалов? Каждая вторая девушка стала жертвой жестокой «разводки», попав на достаточно крупное, по тем временам, количество денег. Как ты пережила это время? Конечно, помню. Дважды мы, добрые люди, посылали к ним налоговую инспекцию. Переживали очень тяжело, сначала у нас был большой отток по школе моделей, а потом был большой приток людей, которые как бы окончили ту школу, получили как бы диплом и пытаются где-то трудоустроиться, при этом ничего собой не представляя в профессиональном плане. Ведь то модельное агентство в реальности не собиралось никого трудоустраивать, им было важно привлечь максимальное количество людей, чтобы собрать как можно больше денег, они не обращали внимания ни на внешние данные, ни на параметры, необходимые для работы в этой сфере. Поэтому когда эти люди приходили ко мне, я либо отправляла их переучиваться в свою школу моделей, либо отправляла в принципе, потому что приходили девушки совсем не модельной внешности и фигуры, хотя там им обещали умопомрачительные гонорары, съемки для журнала «Вог» и отечественной рекламы. Хуже всего дело обстояло с детьми. Ведь на базе CATS функционирует еще и детская школа моделей. Было очень жалко маленьких деток, которые сидели и ждали телефонного звонка, потому что им наобещали с три короба. Ко мне приходили родители, которые говорили примерно следующее: «Пожалуйста, мы вам заплатим денег, только позвоните и пригласите его хоть куда-нибудь, хоть на какой-нибудь показ». А я реально понимала, что даже если я действительно хочу помочь этому родителю и без денег, потому что мне жалко ребенка, я не могу, потому что ребенок ничего не умеет, никаких профессиональных навыков. Таких примеров было очень много. У нас был сильнейший отток по детской школе, за два года мы не смогли ни разу полностью укомплектовать учебные группы. Потому что, во-первых, они привлекали людей к себе, а во-вторых, когда родители понимали, что это, грубо говоря, «лохотрон», они начинали и к нам относиться подобным образом. Шел очень мощный подрыв бизнеса со всех сторон. А потом они исчезли. Собрали деньги в Санкт-Петербурге и переехали в Екатеринбург, спустя некоторое время оттуда звонили мои партнеры и говорили: «Что это?». А они поехали зарабатывать деньги в Сибирь, все вполне логично. На самом деле это была крупная русско-американская компания, которая выкупила немыслимое количество эфирного времени. Они же занимались телемагазинами, то есть, по большому счету, им было все равно, что рекламировать по телевизору: модельное агентство, пояс для похудания или уникальный курс пения у Мадонны. Люди на тот момент платили по 1000 долларов за портфолио, которое я делала за 50 долларов у Антона Лесного.

    Собственная фотостудия – замыкающее звено в работе модельного агентства

    Как с момента открытия до 2007 года изменился спектр предлагаемых услуг CATS?

    На данном этапе наша деятельность охватывает не только показы и рекламные съемки, но и полный комплекс услуг по организации праздников, полный цикл работ по ведению рекламных кампаний клиентов. Можно сказать, что мы стали работать не только как модельное агентство, но и как рекламное агентство, специализирующееся на организации корпоративных мероприятий и праздников. Второе направление – это открытие собственной фотостудии, крупнейшей в Санкт-Петербурге, для того чтобы замкнуть цикл работ рекламного и модельного бизнеса только на себе и на своих людях. С нами сотрудничают известнейшие фотографы, которые осуществляют и портфолийную, и репортажную, и рекламную фотосъемку.

    Каких материальных вложений потребовала покупка собственной фотостудии?

    Нужно потратить примерно 40 тысяч долларов. Но это очень условная цена. Оборудование можно купить, к примеру, за 30 тысяч долларов, а можно уложиться и в 250 тысяч рублей.

    Команда CATS: принципы формирования

    Каким образом формировалась команда CATS?

    Костяк – это я, Регина Баграева – преподаватель и руководитель школы моделей, которая отучилась у меня и уже десять лет преподает модельную школу. Это Кристина Баграева, ее сестра, которая занимается танцевальной школой и режиссурой наших постановок. Также Ирина Васильева – преподаватель танцевальной школы. Это основной костяк, все остальные прибивались и отбивались. Что касается менеджерского состава, то это первый год, когда в команде CATS работает действительно много народа. Команда расширилась с появлением фотостудии и увеличением общего объема заказов.

    Были ли у тебя партнеры за эти 13 лет, и вообще – ты за партнерство или против?

    Я за партнерство. Я даже предлагала и до сих пор предлагаю директорам модельных агентств создать крупную ассоциацию, которая есть и у банкиров, и у строителей, и у нефтяников, для того чтобы регулировать ценовую политику по отношению к клиенту, работать над этикой. К сожалению, на данном этапе такого соединения никто не хочет, все чего-то боятся, держатся за «свое», хотя вместе мы зарабатывали бы гораздо больше и клиент относился бы к нам с большим уважением, вместо того, чтобы бегать по агентствам и выбирать, где дешевле. Но, к сожалению, в модельном бизнесе нет единства, зато есть нездоровая конкуренция. Вместе всегда можно заработать больше денег, чем по отдельности.

    Рекламная политика

    Как ты организуешь рекламную кампанию CATS?

    Вообще у меня есть специальный человек, который отвечает за связи с общественностью, рекламу и маркетинг. А если говорить в общем, то есть радиостанции и телеканалы, которые нас поддерживают, являются нашими постоянными партнерами. Мы, в свою очередь, помогаем им с крупными мероприятиями, такими, к примеру, как конкурс «Мисс Русское радио» в Санкт-Петербурге, поддерживаем всячески, оказываем содействие в съемках. Если говорить о конкурсе «Мисс Русское радио» – то это кастинг девушек, фотопробы, дальнейший отбор пятнадцати лучших, занятия с преподавателями, постановка номеров, поиск дизайнеров и магазинов модной одежды, которые смогли бы предоставить свои коллекции для показа, работа со спонсорами, подготовка сценария мероприятия, работа с прессой. Однако на подобное имиджевое мероприятие не жалко никаких сил, потому что это залог нашего успешного сотрудничества с радиостанцией. Мы помогаем им, а они нам, это правило честного бизнеса, в основе которого – хорошие межличностные отношения.

    В чем успех твоего модельного агентства, потому что как ни крути, но когда произносишь словосочетание «модельное агентство», ассоциация с CATS рождается у большинства самой первой?

    Наверно, это, без ложной скромности, моя личность, потому что все, что я делаю, я делаю сама и лично. На данный момент у меня очень много связей. Свое модельное агентство я сделала сама. И если я когда-нибудь по каким-то причинам перестану им руководить, то агентства не будет, потому что никто и никогда не сможет его подхватить. Это моя личность, если отвечать на вопрос в глобальном масштабе.

    Мифы о девушках, которых увозят в Египет и продают в гарем: к вопросам прибыльности

    Как ты думаешь, почему люди в большинстве своем скептически относятся к модельному бизнесу? Есть определенные штампы, связанные с инстинктом самосохранения, ведь можно же уехать за границу и не вернуться… такие своего рода фобии.

    А вот здесь можно выразить огромную благодарность средствам массовой информации, которые очень любят горячие факты, скандальные новости, «клубничку», поэтому дают зрителю непроверенную информацию сомнительного толка. Когда девочки уезжают за границу с целью заработать много денег, прекрасно понимая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а соответственно осознавая, чем им там придется заниматься, это не имеет никакого отношения к модельному бизнесу. В наше время любой здравомыслящий человек отдает себе отчет в том, что если девушка уезжает за границу, то у нее абсолютно точно открыта рабочая виза (мы четко понимаем, куда она едет и кто приглашающая сторона). А если девушка уезжает с каким-то сомнительным человеком по туристической путевке в Египет, Турцию или Тунис, при этом ей клятвенно обещают, что там она будет работать моделью, станет звездой, то это вопрос исключительно интеллектуальных способностей. По меньшей мере странно предполагать, что модельный бизнес в Тунисе развит настолько хорошо, что африканские модельные агентства имеют возможность сотрудничать с заграничными представительствами. Естественно, что те люди, которые пользуются доверчивостью девушек из регионов, сулят им большое и звездное будущее именно в этих странах. Сейчас любая заграничная поездка проверяется тремя звонками по телефону.

    Модели CATS работают за рубежом?

    Да, конечно. Сейчас девушки работают в США, в Японии, в Англии и в Италии.

    Насколько прибыльным является модельный бизнес сегодня?

    Это самый слабопрогнозируемый бизнес, и в этом огромная проблема. Нельзя просчитать прибыль даже на месяц вперед. Хотя теоретически можно сделать очень средний прогноз на год. Это зависит в первую очередь от количества моделей, работающих за рубежом, потому что они приносят действительно хорошие деньги. Есть и еще одна проблема. Все может идти отлично, вы отличный менеджер, нашли выгодного и интересного клиента, выходите на стадию подписания договора… а модели приходят на кастинг и все портят или вообще туда не приходят. Говорят какую-нибудь ерунду, или опаздывают на два часа, или что-то забывают, или приходят в неподобающем виде. В общем, срабатывает человеческий фактор. Наши деньги на 80 % зависят от человеческого фактора. Можно потерять крупного заказчика, внимания которого ты добивалась целый год, потому что одна твоя девочка нахамит ему во время работы. Также прибыль агентства зависит от маркетинга. По большому счету, 300 тысяч долларов, необходимых для открытия агентства, – это 3 % от трехмиллионного контракта твоей модели. Если ты нашел звезду, отправил ее в престижное западное агентство типа ELITE или NEXT, это вполне реально. Это вероятность, которую очень сложно спрогнозировать… такие пункты не вставишь в бизнес-план.

    Настоящая модель – какая она?

    Ухоженная, приятная, обаятельная, с хорошей фигурой, незаурядной внешностью и, наверно, добрая.

    От автора.

    С модельным бизнесом в нашей стране, мягко говоря, не все так просто, в особенности если сравнивать реалии нашей фэшн-индустрии с реалиями Запада. Ведущие модные журналы предпочитают сотрудничать с европейскими моделями, поскольку качество работы российских частенько оценивается как удовлетворительное. Директорам модельных агентств приходится ломать сформированные средствами массовой информации стереотипы о коррумпированности и прямой опасности модельного бизнеса, одновременно с этим повышать уровень обучения манекенщиц, налаживать контакты с модными журналами и европейскими модельными агентствами.

    Резюме

    Подводя итог, необходимо отметить, что такой способ «ухода в бизнес», как «расширение сфер влияния», направлен по большей части на упрочнение и стабилизацию своего положения. Написание книг, создание собственных студий звукозаписи или открытие модельного агентства позволяют звездам выбирать ту сферу деятельности, которая в дальнейшем будет приносить, возможно, не гарантированно высокий, но уж точно стабильный доход. Кроме того, это отличный способ еще раз заявить о себе, привлечь внимание общественности к своей персоне, в общем, заняться самопродвижением, «пиаром», как сейчас модно выражаться. Когда мы говорим о «расширении сфер влияния», мы отчетливо понимаем, что в этом случае риск материальных потерь невелик (за исключением продюсерской деятельности и деятельности по открытию чего-либо, требующей крупных финансовых вложений). Однако есть одно «но». Всеядность фанатов и поклонников тоже имеет свои границы. Никто не будет читать пятый том эпопеи Ромы «Зверя» (по крайней мере, хочется надеяться, что процесс интеллектуальной деградации молодежи не зашел так далеко) о том, как он беспробудно пил на пути к славе. Кроме того, любое перенасыщение информацией способно вызвать отторжение и негативную реакцию поклонников, которая может распространиться и на основную творческую деятельность артиста – ведь удар по репутации на ринге «шоу-бизнеса» является самым сильным и опасным.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.