Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Инструментарий
  • Мозговой штурм
  • Документация идей
  • Конкурс идей
  • Творческое влияние извне
  • Последовательность этапов разработки
  • Выбор концепции мероприятия
  • Определение аудитории
  • Выбор лиц вашего мероприятия
  • Определение темы и идеи, сюжета мероприятия
  • Учет ожиданий
  • Формирование позитивных впечатлений и воспоминаний
  • Рекламные идеи. Мероприятия в мероприятиях
  • Атмосфера. Правило пяти чувств
  • Зрение
  • Слух
  • Осязание
  • Обоняние
  • Вкус
  • Планирование времени
  • Работа с прессой
  • Как привлечь внимание прессы к вашему мероприятию (или продукту)?
  • Форматы мероприятий для прессы
  • Кто делает пресс-мероприятия?
  • Как оценить успешность мероприятия для СМИ?
  • Расписание
  • Практические рекомендации
  • Программа

    Идеи по проведению вашего мероприятия

    При определении программы необходимо пройти этап поиска идей и возможностей для реализации целей мероприятия, то есть этап творческой разработки. К сожалению, целью этой книги вообще и этой главы в частности не является предоставление готовой методики стимулирования креативности ваших сотрудников. Более того, боюсь, что научить созданию идей почти невозможно. Можно развивать воображение, можно собирать и заимствовать идеи, однако это не заменит творчества и таланта (хотя и окажет помощь). В этом небольшом разделе мы поговорим, как организовать работу на творческом этапе подготовки мероприятия.

    Случайные открытия совершают подготовленные умы.

    (Б. Паскаль)

    Инструментарий

    Вот несколько инструментов, которые вы можете использовать в вашей деятельности.

    Мозговой штурм

    Brainstorming – мозговой штурм. Это наиболее типичный подход к творческой разработке. Основная технология – собрать вместе людей, способных генерировать идеи, задать им проблему и надеяться, что совместная работа будет поддерживать творческий дух каждого из членов команды и в результате вы получите букет идей для вашего мероприятия. В большинстве случаев это работает. Действительно, идеи, высказанные одним из членов команды, кто-то может подхватить и развить в совершенно новом направлении. Дело в том, что у каждого из нас есть свой уникальный индивидуальный опыт, поэтому одни и те же события или предметы могут вызывать у нас совершенно разные ассоциации, а следовательно, идеи. Получается эффект резонанса. Результат оказывается больше суммы составляющих.

    При проведении брейнсторминга стоит придерживаться некоторых правил.

    – Четкая формулировка задачи и одинаковое ее понимание участниками. Об этом часто забывают – а это половина успеха.

    – Задача мозгового штурма – только создавать. Создавать идеи и концепции. Это неподходящий момент для оценки и выбора лучшего из лучших. Посвятите этому другое время, сейчас только создавайте.

    – Для успешной генерации идей высказанные идеи нельзя критиковать. Это просто Закон. Все, даже самые безумные, идеи стоит рассматривать и записывать. Они могут дать ниточку рассуждений, которые приведут вас к решению проблемы.

    – Установите какие-то рамки, чтобы обсуждение было более бурным и шло в нужном вам русле. Скажите, что никто не выйдет из офиса, пока нужную идею не найдут. Или что должно быть не менее трех альтернативных идей. Или, например, введите запрет на самые очевидные, тривиальные решения для вашего мероприятия.

    – Позаботьтесь, чтобы обсуждение не уходило от темы вашего мероприятия. Если в обсуждении участвуют интересные люди, вы можете столкнуться с тем, что через некоторое время они начнут вспоминать чрезвычайно любопытные истории из своего личного прошлого и обсуждать отвлеченные вещи. Это хорошо, но цель собрания другая, не забывайте об этом.

    – Не бойтесь новшеств. Тот факт, что никто до сих пор не делал так или иначе в вашей области, не повод зарубить идею. Наоборот, в этом заключается ее ценность.

    От себя замечу, что мне лично брейнсторминг не нравится. Я участвую в таких обсуждениях, высказываю идеи, но я индивидуалист, и наиболее интересные идеи приходят ко мне в ходе самостоятельных спокойных размышлений. Вызывают их совершенно разные события. На появление идей брейнсторминга может повлиять чтение книги или комментарий диктора в телевизоре. Вероятно, и в вашей команде есть такие люди. Учитывайте их особенности. Возможно, стоит зарезервировать время для некоего этапа, когда идеи собираются не только во время общей встречи, но и в течение некоторого времени после обсуждения.

    Интересное наблюдение, связанное с выделенным на обсуждение временем. Обычно считается, что на разработку творческих идей нужно выделять много времени. Чем больше, тем лучше – тогда идеи будут качественнее, красивее, их будет больше. Возможно.

    Проводя семинары по event-менеджменту, мы столкнулись со следующим забавным феноменом.

    Мы устраивали деловые игры, где на разработку творческой концепции мероприятия давалось не более 15–20 минут, после чего следовала презентация мини-команды. Как ни странно, подготовленные за это крошечное время презентации были очень жизнеспособными, со множеством интересных деталей. Профессиональные компании иногда делают предложения менее проработанные, чем эти презентации. То есть я хочу сказать, что будь на обсуждение больше времени, это вряд ли серьезно повлияло бы на результат. Дело в том, что работа стремится занять все отведенное для нее время. Это касается не только брейнсторминга, но вообще любого вида деятельности.

    Мне кажется, что дело не в выделенном времени, а в создании творческой атмосферы. Идеи сами по себе возникают мгновенно, но перед этим мозговым штурмом мы в течение дня погружались в мир организации мероприятий.

    Документация идей

    До воплощения идеи нематериальны, и их можно безвозвратно упустить. Следует документировать идеи и заботливо хранить их. Это такой же ваш ресурс, как и многие другие. Делайте это последовательно. Обязательно записывайте и храните наработки, которые возникли в ходе мозговых штурмов. Даже нереализованные идеи могут в дальнейшем пригодиться или стать отправной точкой для новых.

    Используйте все источники информации, рассмотрите все идеи. Ведите архив идей ваших конкурентов, компаний из других отраслей. Используйте возможности, которые могут оказаться для вас полезными: рекламные и PR-идеи, симпатичные темы для проведения праздников, темы семинаров и конференций – все это можно почерпнуть в нашей ежедневной жизни, читая книги, журналы, газеты, статьи в Интернете, в ходе переписки с коллегами и пр., и пр.

    Если яркая идея возникла, не доверяйте своей памяти. Поделитесь с коллегами, а лучше запишите ее в специальную папку с названием «Архив идей».

    В англоязычной традиции, в частности в деловой литературе, для иллюстрации каких-то идей предлагаются аббревиатуры типа 4W (Why, Who, When, Where), 4P (Product, Price, Place, Promotion), SWOT, AIDA и т. д. и т. п. Эти сокращения легко запоминаются, по ним легко восстановить содержание идеи. Еще одна прелесть такого подхода: чтобы сохранить аббревиатуру, термины нельзя переводить. Таким путем англо-американская деловая мысль захватывает идейное лидерство в мировом бизнесе.

    Как-то раз в ходе обсуждения мы обратили внимание, что многие этапы нашей работы начинаются на букву «П». Это было забавно. Потом, в ходе работы над этой книгой, я решил построить всю книгу вокруг последовательности переходов от одной «П» к другой. Подготовка мероприятия у меня вместилась в «12 П».

    1. Проведение

    2. Причина

    3. Подготовка

    4. Программа

    5. Планирование

    6. Партнеры и подрядчики

    7. Помещение

    8. Персонал

    9. Проблемы

    10. Продвижение

    11. Продажи

    12. Прибыль

    Конкурс идей

    Найдя ряд идей для вашего мероприятия, устройте конкурс идей. Подобное обсуждение должно быть более широким, чем мозговой штурм. Во время его вы тестируете возникшие идеи и выявляете наиболее жизнеспособные. Это время для критики и внесения корректив. Нападайте на идеи, постоянно задавайте вопрос «а что если?..», проверяя их на прочность. Представьте несколько идей фокус-группе или экспертам, узнайте их мнение и восприятие. Хорошая концепция должна быть самостоятельно жизнеспособной. Ведь следующим этапом станет проверка идеи практикой, так постарайтесь, чтобы реальная жизнь не торпедировала ваше детище. Позаботьтесь об этом заранее, именно на этапе конкурса идей.

    В производстве программного обеспечения этому этапу уделяют очень серьезное внимание и называют его «тестирование программного продукта». Большое число добровольцев или специально обученных людей стараются всеми способами проверить жизнеспособность программы, и она должна достойно справиться со всеми штатными и нештатными ситуациями. Существует даже специальный термин – «дуракоустойчивость». Отнеситесь к идее вашего мероприятия так же серьезно. Существует высокая вероятность того, что если вас могут понять неправильно, то вас действительно поймут неправильно. Исключите эту возможность.

    Вам кажется, что клубника очень впишется в концепцию вашей презентации, так как символизирует свежесть. Однако образ и ассоциации, которые она вызовет у молодых девушек и у бизнесменов предпенсионного возраста, будут принципиально разными. Лучше, если осознание этого факта придет к вам на этапе тестирования, а не во время мероприятия.

    Творческое влияние извне

    В некоторых случаях собственных сил может оказаться недостаточно. В этом случае вам следует обратиться в специализированные компании, у которых есть большой багаж наработок по интересующей вас теме. Да, это будет небесплатно, но, возможно, результат будет стоить того.

    Хорошие идеи нужно обязательно воровать.

    (Принцип прогресса)

    Кроме того, вы можете почерпнуть творческие идеи у конкурентов. Например, вспомните, как поступала в такой же ситуации компания, похожая на вашу. Очень рекомендую посмотреть, как подобные вещи делаются на других рынках. Если вы работаете в области финансов, посмотрите на риэлторские компании. Узнайте, что происходит не только в вашем регионе России, но и в других регионах или где-то за границей. Взяв на вооружение интересную идею мероприятия за границей, вы можете быть спокойны: возможности для пресечения или сравнения будут невысоки, и вас никто не обвинит в плагиате, потому что вряд ли кто-нибудь узнает, что мексиканская компания делала нечто подобное.

    Нужно отметить, что сторонние идеи стоит подвергать столь же скрупулезной оценке, что и свои. Поскольку нет пророка в своем отечестве, парадоксальным образом к чужим идеям относятся менее критично, чем к собственным.

    Например, создавая сайт компании, мы проделали очень серьезную работу. Мы изучили сайты всех конкурентов в России. На российском рынке существует определенный дефицит идей на тему, как можно организовать электронный ресурс для event-компании… Многие сайты очень похожи друг на друга, и что-то новое придумать было довольно тяжело. Несколько месяцев я смотрел сайты других похожих на нас компаний по всему миру. Бразильские, мексиканские, бельгийские и канадские (я действительно смотрел сайты компаний из этих стран и многих других, хотя не знаю португальского или испанского). Изучал сайты интернет-магазинов, службы заказов авиабилетов и так далее, и так далее. И записывал идеи.

    В итоге у нас появляются новшества. Полагаю, что некоторые идеи скоро начнут копировать компании с нашего рынка и смежных. Это уже началось. Но сейчас у нас есть некоторое преимущество во времени. Мы первые, кто это делает.

    Стоит также учитывать, что лучшее – враг хорошего. Нет необходимости постоянно менять идеи для мероприятия, постоянно улучшая их. Принятие хорошего плана за месяц до мероприятия гораздо лучше, чем его отмена ради лучшего плана за неделю до мероприятия. Другими словами, творческая разработка – это определенный, ограниченный во времени, заканчивающийся этап. После принятия плана лучше его не менять. Эту же мысль мне придется повторить несколько раз и в отношении других этапов подготовки мероприятий.

    Последовательность этапов разработки

    Все приведенные выше инструменты нужно использовать для решения определенных задач планирования вашего мероприятия. Я бы выделил следующие: формулирование концепции вашего мероприятия, определение аудитории участников мероприятия, выбор темы, выбор ключевых идей и элементов по созданию атмосферы мероприятия.

    При проведении творческой разработки вы должны учитывать и опираться на данные, полученные вами ранее на этапе исследований перспектив вашего мероприятия, – не забывайте о них.

    Выбор концепции мероприятия

    То, какими могут быть цели мероприятия, мы подробно рассматриваем в разделе «Планирование», где говорится о путях реализации мероприятия. Однако на этапе творческой разработки их также необходимо постоянно учитывать. Определите главные цели ваших мероприятий и стройте всю концепцию проведения предстоящего события, отталкиваясь именно от них. Боюсь показаться скучным, однако хочу опять и опять повторить, что нельзя просто увлекаться замечательными идеями мероприятия, стараясь формой заменить содержание. Это типичная ошибка. Процесс заслоняет собой цель, и можно потерять сам смысл всей своей деятельности.

    Мои опасения о недооценке целей мероприятия небезосновательны. На наших семинарах по event-менеджменту мы постоянно сталкивались с этим. В ходе семинара все время напоминаем: помните о том, зачем вы проводите мероприятие, вплетайте элементы достижения цели в каждый его этап.

    Тем не менее мы сталкиваемся со следующей ситуацией. Во время деловой игры необходимо придумать концепции проведения мероприятий с целью продаж, с целью развития командного духа, с целью развития отношений с Клиентами и т. д. Участники, предлагая различные концепции мероприятий, выдвигают блестящие и яркие идеи. Талантливые идеи. Тем не менее их предложения полностью взаимозаменяемы и отличаются только деталями. А это неверно, такого не должно происходить.

    Творческие идеи должны соответствовать целям мероприятия.

    При разработке концепции вам также необходимо учитывать ряд ограничений, накладываемых реальностью. Это такие ограничения, как:

    – общая выполнимость проекта. Трезво оцените, возможно ли воплотить все предложенные идеи. Будьте реалистами;

    – соответствие ограничениям бюджета. Постарайтесь, чтобы затраты на ваш проект окупились. Или как минимум не превысили выделенный на него бюджет;

    – достаточная численность персонала и его квалификация. Оцените, хватит ли у вас персонала для воплощения идей. Учтите, насколько загружены ваши коллеги, сможете ли вы их мобилизовать;

    – правильный расчет времени. Хватит ли его на подготовку мероприятия и реализацию всех креативных идей? Время – тоже ограниченный ресурс со своей стоимостью.

    Лучше всего, если впоследствии разработанная концепция станет документом, где изложено ваше видение, то, каким, по вашему мнению, должно стать готовящееся вами мероприятие.

    Определение аудитории

    Проанализируйте, кто будет являться участниками вашего мероприятия, какие идеи для них будут приемлемыми и близкими, а какие не подойдут. Мы не будем сейчас говорить о структуре аудитории, различиях подходов к ней и т. п. В этом разделе я хотел бы упомянуть только о первичной и вторичной аудитории.

    Первичная аудитория – это собственно участники вашего мероприятия, те, кто присутствует лично, к кому вы обращаетесь. Основная часть работы по организации мероприятия направлена на них.

    Вторичная аудитория – это те, кто не присутствует на мероприятии лично, однако мероприятие их все же касается.

    Если вы не присутствуете на открытии Олимпийских игр, это отнюдь не значит, что организаторы о вас не подумали. Как раз наоборот, открытие Олимпийских игр смотрит самая большая зрительская аудитория в мире! Вторичная аудитория в несколько раз превышает первичную и очень важна. Поэтому подумайте о том, как будет выглядеть ваше мероприятие на фотографиях, на телевизионном экране и т. д. Спланируйте, что увидят те, кто не присутствовал на мероприятии лично. Пригласите на мероприятие фотографа или оператора. Пусть результаты их работы будут доступны тем, кто не смог участвовать в мероприятии лично.

    Возможно, вы обращали внимание, что по некоторым фото выступающих политиков или бизнесменов вы сразу понимаете, где находится выступающий. Просто за выступающим всегда виден логотип новостной площадки, конференц-зала, информационного агентства. Выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе (World Economic Forum) проходят на фоне логотипа форума.

    В дальнейшем журналисты перепечатывают эти фотографии, разнося славу организатора мероприятия. Используйте этот прием (см. на рис.8 образец плаката за президиумом).

    Если ваше мероприятие не очень формальное, подумайте о месте, фигуре или персонаже, с которым захотят фотографироваться ваши участники. Дайте им такую возможность: наймите актера в экстравагантном костюме, который будет фотографироваться со всеми желающими (на фоне вашего логотипа, конечно), поставьте интересную статую, композицию цветов и т. д. Наймите фотографа для этих целей, наконец. Вы сможете опубликовать фото на сайте мероприятия, и наверняка участникам будет приятно это видеть.

    Выбор лиц вашего мероприятия

    У мероприятия должно быть лицо. Скорее всего, так или иначе лицо мероприятия сформируется в представлении участников и без вашего влияния. Возможно, этим лицом станете вы как организатор. От вас и вашей заинтересованности в self-promotion зависит, будет это лицо озабоченного человека, бегающего и решающего текущие проблемы, или же вы будете улыбаться и порхать среди участников, поддерживая светскую беседу. Возможно, это будет лицо вашего босса как официального хозяина мероприятия. Возможно, это будет специально приглашенный специалист: независимый эксперт, конферансье, известная личность (это зависит от типа вашего мероприятия). Вспомните о целях мероприятия и определите, кто вам нужен.

    Если вы приглашаете ведущего со стороны, проведите подготовительную работу. Следите за отзывами, читайте профессиональную прессу, узнайте опыт коллег, если хотите сделать великолепное мероприятие. Выбирайте лучших из лучших. Совет организаторов корпоративных праздников: на ведущем нельзя экономить. Именно он станет душой вашего праздника.

    Подумайте о том, кто будет встречать гостей. Будет ли это безмолвный охранник, симпатичная девушка на регистрации, младший сотрудник компании, указывающий место проведения мероприятия, или же это будет руководитель компании, жмущий руки каждому участнику. Все варианты по-своему хороши, имеют свои преимущества и недостатки.

    Я был на праздновании годовщины одной ассоциации, где президент стоял у двери средневекового замка и жал руку всем гостям. Это было очень трогательно, сразу создавало очень теплую доверительную атмосферу, потому что все получили от него личные приглашения. И теперь он со всеми лично здоровался. Потом, когда все зашли, хозяин мероприятия подошел к микрофону, выступил. Таким образом, с самого начала было ясно, что это мероприятие его, он стал лицом мероприятия. Другой пример.

    Я был на презентации, которая проходила в фотогалерее. Все было организовано очень хорошо. Но лицом мероприятия для меня стал огромный двухметровый охранник в черном камуфляже, который стоял на входе в галерею.

    Сначала он довольно мрачно поинтересовался, есть ли у меня пригласительный. На улице было -20 °C, я был одет в пальто, пригласительный лежал во внутреннем кармане пиджака, найти его сразу я не мог. Охранник попросил меня отойти (хотя очереди не было). Когда же я нашел пригласительный, он его долго изучал, и было очевидно, что он сомневается, стоит ли пускать на такое важное мероприятие столь странного типа. Да уж…

    Как я уже сказал, все остальное было хорошо. Но охранник остался для меня лицом того мероприятия.

    Поэтому подумайте, кто будет лицом вашего мероприятия. И пусть это будет правильный человек, которого вы планировали, а не тот, кто получил эту роль спонтанно.

    Определение темы и идеи, сюжета мероприятия

    Определите тему и не забывайте, какую идею вы хотите передать аудитории. Да, тема должна быть самостоятельно интересной, но она не должна отрываться от главной идеи мероприятия.



    Если вы планируете провести корпоративный праздник, у вас есть два основных пути:

    – сюжетные мероприятия;

    – тематические мероприятия.

    Тематические мероприятия более традиционны. Вы просто создаете атмосферу, стилизацию. Гости как бы попадают в другой мир и с удовольствием смотрят по сторонам, участвуют в развлечениях, внутренне не меняясь и оставаясь вне этой стилизации. Они просто гости в необычном месте, обстановку которого воссоздало мероприятие. Например, вы можете оформить ресторан в стиле «гангстерского Чикаго»: гости будут сидеть за столиками, слушать музыку 30-х годов и наблюдать за сценками, которые разыгрывают для них актеры.

    Но они могут захотеть сами перевоплотиться в гангстеров и поучаствовать в действии! В этом случае вам потребуется сюжет.

    Сюжетные мероприятия более необычны и сложны: потребуется четкий сценарий, расписанные роли и т. д. Но в итоге все почувствуют, что пережили настоящее приключение, стали участниками увлекательной истории. Это рискованный путь, но результат может быть потрясающим.

    Для того чтобы написать хороший сценарий, я бы посоветовал прочитать пару книг на эту тему. Благо такая литература есть: я с большим удовольствием прочитал несколько книг вроде «Как написать хороший роман», «Как написать хороший детектив». Если же у вас нет возможности найти подобную книгу, то вспомните хотя бы те основные принципы композиции, которые известны вам еще со школы. У вашего сюжета должны быть:

    – завязка;

    – развитие, которое доходит до кульминации;

    – развязка.

    При этом сюжет не должен быть очень длинным. Не нужно писать целый роман для сценария. Краткость – сестра таланта!

    В начале двадцатого века в США проводился конкурс на самый короткий рассказ. Произведения, представленные на конкурс, должны были обязательно иметь завязку, кульминацию и развязку. В том конкурсе победил микрорассказ О’Генри.

    «Шофер закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года».

    В некоторых случаях можно добавить еще два дополнительных элемента сюжетной схемы:

    – предыстория;

    – послесловие.

    В качестве предыстории вы можете описать фон, на котором разворачиваются события вашего сюжета, или наметить завязку действия. Поместите предысторию на программу мероприятия или пригласительный.

    Послесловие описывает то, что происходит с персонажами после развязки: как описанные события повлияли на героев, как они изменились.

    Какие персонажи чаще всего фигурируют в сценариях?

    Главный герой – тот, за приключением кого мы следим. Подруга или друг главного героя – может быть рассказчиком, жертвой злодеев и т. п.

    Злодей – максимально персонифицированное зло. «Хамелеон» – персонаж, который оказывается не тем, за кого себя выдавал.

    Оружейник – наделяет главного героя особыми качествами. Обманщик – водит героя за нос.

    Поверженный колосс – всеми признаваемый авторитет, который по мере развития сюжета оказывается не таким влиятельным и безупречным (или более хрупким, человечным).

    Оракул – некий источник достоверной информации, который может говорить загадками.

    Страж границы – первоначально не пускает главного героя и его друзей на «территорию» истории.

    Мудрый шут – комичный персонаж, которого вначале не воспринимают всерьез, однако потом выясняется, что он гораздо мудрее, чем кажется.

    Женщина-мать, женщина-соблазнительница, друзья и близкие главного героя и др.

    Учет ожиданий

    Мы живем в мире традиций, ритуалов и церемоний. Нравятся они нам или нет, не имеет значения, поскольку они становятся частью нашего сознания и управляют нашим поведением. Поэтому очень важно при подготовке мероприятия помнить о том, что если предложенная вами схема его проведения противоречит традиционно принятым взглядам, то она вряд ли получит поддержку.

    В некотором смысле можно сказать, что мероприятия – частный случай ритуалов и церемоний. Это важно понимать, так как у участников уже существуют некие ожидания и эти ожидания придется оправдать (как минимум часть ожиданий). Иначе мероприятие покажется им странным.

    Выбрав тот или иной формат мероприятия, вы должны будете следовать традициям, уже сложившимся на рынке (или в сообществе, ради которого вы делаете мероприятие). Не забудьте об этом, когда приступите к обсуждению творческих идей мероприятия.

    Имейте в виду, что вы действуете не в информационном вакууме. Не зная ничего о вашем предложении, Клиент уже кое-что думает о нем. Как минимум у него уже есть:

    – ожидания;

    – страхи;

    – стереотипы восприятия.

    Тут стоит отметить один любопытный эффект. Предположим, ваш потенциальный участник уже был на нескольких подобных мероприятиях, пусть даже не ваших. И среди этих мероприятий было одно, которое запомнилось ему как очень удачное: там был хороший сценарий, интересная тема, все было хорошо организовано, он получил ценный подарок – короче говоря, то мероприятие ему очень понравилось. И было другое мероприятие, где все было наоборот: технические накладки, опоздания, скука – одним словом, это была бесполезная трата времени, и это мероприятие участнику очень не понравилось.

    Кроме этих двух мероприятий – отличного и провального – были и другие: более-менее удачные, неплохие, средние. Так вот. Где-то внутри такой участник отметает все эти средние нормальные значения. В его шкале оценки нет понятия «среднего, нормального уровня», существуют только те два мероприятия – лучшее и худшее. Клиент рассчитывает, что если он примет ваше приглашение, то мероприятие будет никак не хуже того, самого лучшего в его жизни. И соответственно требует от вас максимума: на меньшее он не согласен. Если же он решает не приходить на мероприятие, то потому, что считает: все мероприятия – и ваше в том числе – проводятся исключительно плохо (как то, самое ужасное).



    Конечно, я немного сгустил краски, но тенденция именно такова. Если мероприятие проходит действительно хорошо – в воспоминаниях оно оказывается в узком круге других великолепных мероприятий. Когда ваше мероприятие критикуют – его записывают в один список с абсолютно провальными, может быть, никак с вашим не связанных.

    Общаясь с Клиентами, стоит понимать эту систему ценностей. От организаторов ждут и требуют какого-то чуда; при этом вслух могут заявить, что, к сожалению, уже привыкли к тому, что мероприятия проводятся непрофессионально.

    Несколько слов об основных страхах Клиентов. Почему приглашенный может сказать, что не придет на ваше мероприятие? Вот типичные страхи.

    – Бесполезно.

    – Потеря времени.

    – Потеря денег.

    – Плохой сервис.

    – Технические проблемы.

    – Скучный сценарий.

    – Несогласованность действий организаторов.

    – Оскорбительно дешевые подарки.


    Проявлением страха потери времени может быть ответ: «Я не могу принять участие, так как очень занят». (Другими словами, у участника есть более привлекательные способы провести время.) Боязнь потери денег выражается в ответе «Дорого». Это означает, что стоимость участия в мероприятии либо просто слишком высока, либо она превышает ценность участия для Клиента. И так далее.

    Уверен, что вы сможете дополнить приведенный выше список, зная или предполагая страхи своих Клиентов. Уверен также, что вы сможете сделать из такого списка правильные выводы.

    Помните: от организатора хорошего мероприятия ожидают:

    – внимания, внимания, внимания;

    – четкого выполнения обязательств;

    – быстрого реагирования;

    – предвосхищения запросов;

    – отсутствия накладок;

    – детальной отчетности;

    – продуманной концепции.

    Старайтесь соответствовать этим требованиям Клиентов.

    Формирование позитивных впечатлений и воспоминаний

    Позаботьтесь о первом и последнем впечатлении о вашем мероприятии. Человеческая психика устроена так, что именно эти моменты лучше всего запоминаются.



    Что увидят участники, придя на мероприятие? Смоделируйте это и проверьте на себе. Каким они увидят зал (или регистрационный стол)? Что почувствуют, оправдаются ли их ожидания? Как с ними поздороваются? Какова церемония открытия мероприятия, кто произносит первое слово? Эти элементы сразу же создадут определенное настроение.

    Так же важен и финал. Как происходит церемония закрытия мероприятия? Как попрощаются с участником? Что останется на память? Очень неприятно, если к тебе теряют интерес после того, как дело сделано. Постарайтесь, чтобы люди покидали ваше мероприятие воодушевленными, в приподнятом настроении.

    Организация мероприятий – это бизнес впечатлений. Первое впечатление может быть таким: человек входит в зал и поражается: «Ах!» – он увидел нечто, что произвело на него огромное впечатление. Дальше он уже замечает какие-то детали. Но в самый первый момент он видит только зал. Это его первое впечатление.

    Первым впечатлением могут быть девушки, которые встречают гостей на регистрации. Их поведение должно быть грамотным и профессиональным. Они должны искренне поздороваться и пожелать успехов участникам. Именно это станет первым впечатлением у приглашенных, поэтому к нему нужно серьезно готовиться. Так же важно последнее впечатление.

    К сожалению, в нашем жестоком коммерческом мире существует такой феномен, как потеря интереса к человеку, который уже заплатил деньги. Потеря интереса очень обижает. Я думаю, подобное отношение может полностью уничтожить впечатление о мероприятии, которое уже сложилось до этого.

    Предположим, мероприятие прошло хорошо: все было отточено, профессионально организовано. Когда участник уходит с мероприятия, он ждет реакции организатора, ждет слов благодарности. Если не сделать этого, впечатление будет испорчено. Поэтому нужно подумать о последнем впечатлении и подготовиться к нему.

    Сохранить добрую память о мероприятии помогут фотографии. Причем они важны как для вторичной аудитории, так и для непосредственных участников. Но не только они имеют ценность. Запланируйте, что еще будет напоминать о мероприятии: сувенир, памятный сертификат, ценный подарок или безделушка с вашей символикой. Дайте участникам повод рассказать о вас другим людям. Возможно, и они со временем станут вашими Клиентами.

    Рекламные идеи. Мероприятия в мероприятиях

    Продумайте, какие рекламные каналы вы будете использовать, чтобы сообщить потенциальной аудитории о вашем мероприятии. Основываясь на этом, разработайте рекламные идеи (это тоже задача для мозгового штурма), которые вы собираетесь использовать. Для разных рекламных каналов идеи могут быть различными, но объединенными чем-то общим: темой, стилистикой и т. д.

    Сделайте ваше мероприятие многообразнее. Введите в него дополнительный элемент по типу матрешки. Ведь в любом случае так или иначе это происходит: люди делятся на небольшие группы по интересам, собираются кружками в помещениях для курения, организуют собственные небольшие обсуждения и т. п. Повлияйте на этот процесс и стимулируйте его. Например, проведите мероприятие в мероприятии.

    Для этого нужно сегментировать вашу аудиторию и сделать для какой-то группы что-то особенное. Все знают, что на каких-то крупных мероприятиях бывают VIP-зоны. Это не только физическая площадь. Это и какая-то специальная программа, специальное отношение, специальное обслуживание.

    Также можно предложить особую программу для журналистов. То есть все получают нечто (какой-то набор материалов и услуг), а журналисты плюс еще что-то особое, дополнительно учитывающее их род занятий.

    Если у вас неофициальное мероприятие, где присутствуют семьи, устройте специальную программу для супругов, специальную программу для детей. Выделите для этого особое место и подумайте, чем можно занять эту группу ваших участников.

    Организуйте место для просмотра фильма, как-то связанного с темой мероприятия, место для специализированного шоу, показа костюмов, маскарада. Оно должно быть отделено от основного места действия, но легкодоступно.

    В рамках мероприятия можно провести отдельным этапом экскурсии – для всех или для желающих. Это может быть как экскурсия по заводу, например в рамках пресс-тура, так и просто экскурсия по офису, если мероприятие происходит именно там, с рассказом об организации вашего бизнеса: «Уважаемые журналисты, вы видели, как выглядит наш автомобиль, знаете его функциональные показатели.

    А теперь посмотрите, как мы собираем эти автомобили (или обслуживаем)». Журналистов ведут по производству, а потом устраивают пресс-конференцию.

    Атмосфера. Правило пяти чувств

    Уделите достаточно внимания созданию атмосферы мероприятия. Это тот образ, то общее впечатление, которое отметят и запомнят участники.

    Подумайте, как воспринимается ваше мероприятие.

    И здесь стоит задуматься о том, сколько у человека органов чувств. Подсказываю: их пять – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

    Теперь вопрос: сколько из этих чувств используется на мероприятии? Правильный ответ: все пять. Мы же люди и не можем выключить свое восприятие. К сожалению, часто об этом забывают. В основном заботятся только о визуальном и звуковом оформлении, что с точки зрения расстановки приоритетов действительно верно: более 80 % информации об окружающем мире мы получаем при помощи зрения и слуха. Тем не менее остальные чувства тоже очень важны.

    Рассмотрим каждое из чувств и то, как можно их задействовать в организации мероприятия (вспомним, что сейчас мы планируем его атмосферу).

    Зрение

    Интенсивность освещения. Если вы хотите создать деловую атмосферу, зал, где происходит мероприятие, должен быть освещен достаточно, но не слишком. Приглушенный свет предполагает, что у вас атмосфера камерная, располагающая к эмоциональному неформальному общению, атмосфера вечернего приема. Яркий, агрессивный свет подойдет для очень торжественного мероприятия или презентации. На деловом мероприятии слишком яркий свет в зале будет создавать дискомфорт.

    Позаботьтесь о том, чтобы в ходе мероприятия вы могли менять интенсивность освещения. Например, во время выступления докладчика свет может быть более интенсивным, во время показа слайд-шоу или ролика свет понадобится на время притушить.

    Визуальная поддержка, шоу. На презентации или фуршете в каком-то месте имеет смысл поставить экран, на котором крутится фильм или клип. Люди будут останавливаться и смотреть. Также достойным сопровождением вашего мероприятия может стать яркое визуальное представление, например лазерное шоу.

    Указатели. Вы можете сэкономить на персонале, если расставите указатели для участников. Не будет необходимости ставить специального человека, объясняющего маршрут движения. В некоторых случаях, если мероприятие сложное, проходит в нескольких залах, можно раздать приглашенным схему: вот в этом зале вы находитесь сейчас, здесь курительная, здесь презентация, здесь шведский стол и так далее. И если у человека есть подобная схема, он легко будет ориентироваться даже в новом для себя помещении.

    Цветовое оформление залов. Вы можете оформить зал в корпоративных цветах. То есть, если вы придете на мероприятие Pepsi или VW, зал, скорее всего, будет синим или с синими элементами. Используйте ваши корпоративные цвета. Вы можете составить какую-то композицию из цветов, которая тоже должна поддерживать либо цвета мероприятия, либо цвета праздника, который вы организуете.

    Помните, что цвета программируют определенную реакцию человека: красный возбуждает, зеленый успокаивает и т. д. Оформите зал с использованием цветов, воздушных шариков и композиций из них.

    Логотип. Он тоже может стать элементом визуального оформления вашего мероприятия. Сделайте ледяную фигуру в виде логотипа вашей компании, нарисуйте его на большом торте, транслируйте на экран. Вы должны гордиться им, а участники – часто натыкаться на него взглядом. Пусть логотип будет на всех печатных материалах, бэджах участников, на сувенирах и т. п.

    Хорошая идея – баннер позади президиума. Я уверен, что все видели в газетах фотографии крупных чиновников, бизнесменов, выступающих на различных мероприятиях. При этом сразу можно понять, где была сделана эта фотография. Просто потому, что на заднем плане есть какой-то логотип: Interfax, РИА-Новости, World Economic Forum. Компания-организатор, приглашающая важных гостей, заранее подумала о том, как подготовить президиум так, чтобы газеты и журналы фактически бесплатно рекламировали какую-то площадку или мероприятие. Вот как это можно сделать (рис. 8).



    Как это работает? Крупный логотип нужен для общих фото президиума, чтобы его было видно издали, на общих планах. Мелкие логотипы будут видны на портретных фото.

    Для чего это? Помните о вторичной аудитории! Кстати, поставьте логотип на трибуну, на микрофон.

    Участники. Ваши гости тоже могут стать частью дизайна, и вы можете повлиять на это.

    На карнавале собственно участники и являются основным элементом шоу. В этом и есть суть мероприятия как действия. Приглашая на мероприятие, предупредите о форме одежды: зал, в котором все дамы одеты в вечерние платья, а мужчины во фраки, уже будет смотреться торжественно.

    Выдавайте какой-то общий элемент одежды, который все участники будут надевать. Например, повязку на руку или на шею, одинаковые брошки или значки, декоративные снежинки, майки и т. п. Это зависит от типа вашего мероприятия. Глядя вокруг, участники будут видеть эти элементы и осознавать себя частью некоего сообщества («оранжевая революция» на Украине показала, как эффективен этот подход).

    Бэдж. Наиболее часто на деловых мероприятиях таким элементом становится именной бэдж (небольшая пластиковая табличка, которая крепится к груди участника либо надевается на шею). Он выполняет сразу две функции: информирует других участников о личности его обладателя и является декоративным элементом. Он позволяет проще устанавливать контакты, находить незнакомых людей, знакомиться. Позаботьтесь о том, чтобы наиболее важный элемент бэджа был напечатан максимально крупно, чтобы его было легко прочитать. Это может быть фамилия и имя участника, либо название его компании, либо статус (участник, пресса, VIP), цвет, тема мероприятия.

    Опытным путем проверьте удобство подготовленного бэджа – постарайтесь прочитать содержание с расстояния 1,5–2 метра. Не вписывайте в бэдж лишнее. Очень важно глядеть на бэдж глазами участника. От того, зачем участники пришли, будет зависеть информация, которую они будут искать! Иногда название фирмы важнее имени, иногда наоборот. Постарайтесь это учесть.

    Бэдж может стать одновременно и функциональным, и эффектным элементом оформления. Некоторые деловые люди коллекционируют полученные на мероприятиях бэджи. Позаботьтесь о том, чтобы он был качественным и красивым, как произведение искусства. Пусть на нем будут не только фамилия и логотип организатора, но и декоративные элементы.

    Бэдж – очень важный элемент мероприятия. То, как вы его оформите, многое скажет о вас как об организаторе.

    Самый минималистичный бэдж, который я видел, состоял только из фамилии.

    Самый подробный бэдж выдали моему другу Михаилу Джонджуа в Университете Уолта Диснея во Флориде. По его рассказу, это было нечто сродни отрывному календарю: там были написаны имя, фамилия, компания, должность, страна, откуда приехал участник, он содержал множество цветных элементов, которые показывали, новичок это или участник со стажем, на сколько мероприятий он приехал, является он сопровождающим лицом или представителем прессы и т. д., и т. д.

    Подойдите к созданию бэджа творчески.

    Слух

    С органами слуха мы взаимодействуем, используя речь. Так что любой вербальный контакт с аудиторией будет восприниматься слухом. Обратите внимание на следующие этапы подготовки.

    Звук и акустика. Как и в случае с освещением, сила звука будет менять атмосферу мероприятия – добейтесь нужного вам восприятия и интенсивности. Постарайтесь заранее проверить акустику помещения, где будет происходить мероприятие. В одних случаях вам не потребуется ничего менять, в других придется заказывать звукоусилительное оборудование, микрофоны и пр. Поэкспериментируйте со звуком заранее, обратите внимание, где звук слишком сильный, где недостаточный.

    Помните, что звук может также мешать и портить впечатление от мероприятия. Проследите, чтобы внешние звуки не проникали в ваше помещение. Нет ничего хуже, чем звуки стройки, чужой музыки, выступления в соседнем конференц-зале в неподходящий момент. Позаботьтесь о том, чтобы этого избежать.

    Музыкальное сопровождение. Музыка, безусловно, влияет на наше восприятие. Например, информация запоминается лучше всего под классическую музыку (кстати, эта книга пишется под Бетховена). Под ритмичную хочется двигаться. Зажигательная латиноамериканская музыка заставляет улыбаться.

    Меняйте музыку в зависимости от ваших целей. Даже если у вас исключительно деловое мероприятие, ставьте музыку в перерывах, это позволит участникам расслабиться.

    Не бойтесь использовать классическую музыку. Большинство людей (как мне кажется) все-таки любят классику, хотя и не часто слушают ее для собственного удовольствия. Пусть ваше мероприятие будет чем-то необычным для них. Ведь мероприятие – это то, что отличается от повседневности.

    Фон. Типичный фон в зале, где ничего не происходит и находится много людей, – однородный гул немного приглушенных голосов. Это тоже определенная атмосфера. Однако в некоторых случаях ваши участники будут ощущать себя гораздо комфортнее и раскованнее, если фоном станет негромкая музыка, например легкий ненавязчивый джаз.

    Сигналы. В некоторых случаях вам придется подавать звуковые сигналы. Все знают, как звонят в колокольчик, привлекая внимание, или свистят в свисток спортивные судьи, как аукционист стучит молотком, подтверждая ставки, как звонят в театре, сообщая о начале представления. Все это – элементы звукового управления человеческой группой. Возможно, вам тоже это потребуется – обзаведитесь нужным инвентарем.

    Раньше, чтобы сообщить, что перерыв закончен, мы, сотрудники компании-организатора, подходили к каждому участнику и говорили: «Перерыв закончен, пожалуйста, проходите в зал» (и если участников 300, то эта фраза повторялась 300 раз). Это отлично срабатывает, если приглашены 10–20 человек. Если больше – очень утомительно и при этом теряется темп работы.

    После этого мы купили большой и звонкий колокольчик на ручке. Теперь достаточно одного человека, который в течение минуты звонит в зале, где проходит кофейная пауза. Все участники сразу понимают, что это за сигнал, и отправляются в зал заседаний.

    Кроме того, большинство участников улыбается, когда видит и слышит этот колокольчик, это – fun.

    В данном случае мы используем стереотип школы – «конец перемены».

    Осязание

    Подумайте, каким должно быть ваше мероприятие на ощупь. Человек осязает кончиками пальцев, помните об этом.

    Текстура. Соответствие имиджу. Пощупайте вслепую ваши приглашения, ваши скатерти. Потому что участники будут это делать. Клиент это сделает.

    Скажем, если вы рекламируете масло, то столы, где происходит дегустация, ни в коем случае не должны быть накрыты атласными, шелковыми или бархатными скатертями. У масла есть имидж экологически чистого, деревенского продукта, близкого к природе. Соответственно, на презентации более уместными будут льняные скатерти.

    Если вы печатаете пригласительное письмо, то, открывая его, человек еще до того, как прочитал, куда его приглашают, кончиками пальцев ощутит ваше мероприятие. Если это дорогая бумага, хорошая полиграфия, человек сразу же поймет, что это мероприятие будет пафосным и торжественным. И на него потратили достаточные средства, потому что уже по пригласительному понятен уровень мероприятия.

    Или наоборот: пригласительное письмо напечатали на бумаге вторичной переработки. Таким образом можно подчеркнуть свою заботу об экологии. Это будет хорошим тоном для нефтяных компаний (и других, добывающих полезные ископаемые), табачных фирм и т. п.

    Овеществление услуг. Организация мероприятий – услуга. Это нематериальный товар, вы не можете его потрогать. Казалось бы, на этом можно успокоиться и не обращать внимание на нематериальность вашей деятельности. Однако человек устроен так: что нельзя потрогать, не кажется настоящим продуктом, человеку хочется иметь материальное подтверждение того, на что он потратил деньги (или время, что одно и то же). Помогите ему в этом. Постарайтесь овеществить участие в вашем мероприятии. Выдайте памятный сертификат, печатные материалы мероприятия, фирменный сувенир или подарок. Ощутив их в руках, участник глубже осознает ценность мероприятия.

    На мероприятия ходят за знаниями, эмоциями, ощущениями – их никак нельзя потрогать. Поэтому консультанты стараются писать толстые отчеты. Выдаются сертификаты о том, что человек принял участие в забеге или обладает должной квалификацией. И наша задача как организаторов постараться овеществить ту услугу, которая предоставляется.

    Был я однажды на презентации новой модели автомашины. Поскольку я уехал оттуда не на этой машине, в принципе у меня ничего не должно было остаться после этого мероприятия. Но на выходе, когда я уже одевался, мне вручили подарок. Это была рука, отлитая в гипсе. В ходе презентации такой же символ – отпечаток руки – использовался в оформлении зала. Увидев его, я подумал: «Что же эта рука олицетворяет?» Позже выяснилось: эмблема подчеркивает, что машина сделана с любовью и так далее. А когда я уходил, мне подарили этот отпечаток. Вообще-то подарок абсолютно бесполезный. Использовать его никак нельзя. Это большой и довольно тяжелый кусок гипса (вспоминаю Масяню: «Хороший подарок, большой»), но выполнен он был стильно. Поэтому я его оценил, показал нескольким своим друзьям, попытался передарить. И до сих пор рассказываю про этот случай: нематериальная услуга обрела свое материальное воплощение. Со стороны организаторов это был очень и очень хороший ход.

    Обоняние

    Обоняние как никакое другое наше чувство взаимодействует с памятью. Учтите и используйте это. Отныне обоняние для вас орган памяти.

    Ассоциации. Проверьте, какие ассоциации вызывает тот или иной запах. У большинства россиян Новый год ассоциируется с запахом мандаринов, хвои, оливье, шампанского (у некоторых с запахом бенгальских огней).

    Чем будет пахнуть ваше мероприятие? Возможно, участники и не заметят определенного запаха, однако подсознательно отметят, что мероприятие им понравилось, если запах приятный.

    Если у вас нет идей, то могу посоветовать запах лимона, грейпфрута или розмарина в качестве фона для деловых мероприятий. Также хорошо подойдет запах мяты или све-жезаваренного кофе (есть люди, которые не пьют кофе, но почти нет людей, которым был бы неприятен его запах).

    Осторожно! Запах либо нравится, либо нет. Старайтесь избегать сильных ароматов. Не у всех ассоциации совпадают с вашими, так что будьте готовы к такому повороту. Также, особенно если вы используете натуральные запахи, не забывайте, что среди гостей могут оказаться аллергики.

    Инспекция. Помните, что запахи бывают не только приятными, но и неприятными. Проверьте ваше помещение, не доносятся ли до него посторонние запахи кухни или, пардон, туалета. Выясните, как помещение вентилируется, можно ли его быстро проветрить. Новый год может пахнуть фейерверками, но целый вечер ими пахнуть не должно.

    Если у вас деловое мероприятие, например конференция, и в середине дня перед обедом все чувствуют аромат кухни, деловой атмосферы совершенно не будет – все будут ерзать на стульях и ждать, когда же закончатся выступления.

    Если поставить ароматизатор (например, ароматическую свечку) на батарею, откуда идет теплый воздух, можно быстро наполнить помещение приятным ароматом.

    При подготовке мероприятий, которые проходят на природе, иногда забывают про биотуалеты. Они должны быть достаточно близко, чтобы люди не путешествовали долго туда и обратно, но достаточно далеко, чтобы запах не достигал основного места действия.

    Вкус

    Постарайтесь, чтобы закуски и вообще еда, поданная на вашем мероприятии, соответствовали приглашенной аудитории, гармонично сочетались с впечатлениями, полученными от других органов чувств. Позаботьтесь, чтобы блюд было достаточно и они были хорошего качества. Плохой обед может полностью испортить впечатление о мероприятии. Вспомните, что питание может оказаться одним из вторичных мотивов участия в вашем мероприятии.

    В рамках книги я не буду рассказывать о том, что должно быть в меню банкета или делового завтрака. Для этого есть хорошие книги по кейтерингу, и в любом случае я советую обратиться за рекомендациями к профессионалам, обслуживающим ваше мероприятие.

    Обращу внимание лишь на некоторые моменты.

    Вы не задумывались, почему попкорн так хорошо продается в кинотеатрах, хотя в обычной жизни мы его почти не едим? В кино мы ходим, чтобы испытать там эмоции, которых нам не хватает в реальной жизни. А эмоции – это довольно сильный стресс для организма. Испытывая стресс, мы должны его погасить. Сделать это можно разными способами, и еда – один из наиболее древних способов успокоения.

    Пребывание в обществе незнакомых людей, интенсивное общение с ними вызывают определенный стресс у ваших участников. Расставьте в доступных местах леденцы, блюда с маленькими печеньями и т. д. Те, кто захочет погасить стресс, инстинктивно к ним потянутся. Проследите, чтобы вкус помог им в этом. Мы рекомендуем мяту и лимон, не одобряем перец и корицу.

    Соответствие целей мероприятия и меню

    Как-то раз мы общались с дамой – event-менеджером инвестиционного банка. Она рассказала, что, когда они готовят ежегодный отчет или любую презентацию для своих инвесторов, их меню бывает предельно лаконичным. Почему? Потому, что если они будут делать богатое меню, то инвесторы скажут: «Так вот на что тратятся наши деньги?! Не надо устраивать шикарные фуршеты из нашей прибыли, лучше выплатить большие дивиденды». Ограниченным набором блюд меню организаторы подчеркивали, что заботятся о достатке акционеров, а не тратят деньги на что-то другое.

    Если у вас презентация косметики, там должны быть свежие фрукты, свежая клубника. Меню должно ассоциироваться с молодостью, свежестью и так далее.

    Помните, что в меню продуманного мероприятия должны быть элементы, объединяющие разные его части.

    Меню может вообще стать одной из определяющих идей мероприятия.

    – У американцев есть День Благодарения, когда вся страна ест запеченную индейку. Одно блюдо на все страну.

    – Во Франции есть праздник молодого вина – Божоле Нуво.

    – В России многие празднуют Масленицу – едят блины.

    – На Пасхе центральный элемент – пасхальное яйцо.

    Таким образом, в некоторых случаях вкус может стать главным связующим звеном всего мероприятия, его символом.

    Короткий тест на творческую полноценность мероприятия. Проверьте, какие из указанных элементов, оказывающих воздействие на определенные органы чувств, присутствуют в вашем мероприятии.





    Планирование времени

    Начнем с того, когда вы хотите провести ваше мероприятие. Необходимо учитывать следующее:

    – время года;

    – день недели;

    – время дня.

    Например, в зависимости от времени года нужно учитывать вероятность плохой погоды и то, как повлияет на посещаемость мероприятия спад или пик деловой активности в вашей отрасли.

    Для иногородних участников лучше проводить мероприятия в понедельник или пятницу: тогда они смогут захватить еще выходные для реализации своих личных планов. Кроме того, стоимость номеров в гостинице и авиабилетов бывает ниже, если гость останавливается на уик-энд. В середине же недели мероприятие скорее привлечет только местных участников, которым не надо решать вопросы транспорта и проживания.

    При планировании времени очень важно учитывать предпочтения вашей аудитории. Например, пресс-конференцию для деловых СМИ лучше проводить утром, так как днем о вас уже напишут статью. А журналисты из глянцевых СМИ работают по другому графику, поэтому для них предпочтительнее пресс-конференция во второй половине дня. Для всех СМИ предпочтительнее середина недели, а не понедельник или пятница.

    Если вы назначаете мероприятие на начало дня, участники будут иметь возможность закончить все дела на работе накануне. Если же вы назначили мероприятие на вечер, срочные дела в течение дня могут изменить планы участников.

    Задайте себе вопрос: чье время тратится на мероприятие? Если вы планируете мероприятие на будний день, время тратят компании и превалировать должны корпоративные мотивы. Если мероприятие намечено на выходной, тратится личное время и должны в первую очередь учитываться личные интересы.

    Работа с прессой

    Как привлечь внимание прессы к вашему мероприятию (или продукту)?

    Большинство мероприятий организовываются с целью PR, поэтому на них приглашают прессу. Достаточно много написано о том, как организовать мероприятие для прессы: статьи, небольшие брошюры, целые книги – многие из них с формальной точки зрения безупречны. Эти тексты предназначены для тех, кто организует такие мероприятия – как правило, специалистов по PR.

    Разные форматы мероприятия имеют разное значение и помогают вам решать разные коммуникационные задачи. Личное знакомство с журналистами, выход коротких и четких выпусков новостей, инициирование серии обзорных материалов или эксклюзивных интервью, предотвращение кризиса или презентация новых экспертов компании – разные задачи определяют разные подходы.

    Форматы мероприятий для прессы

    Пресс-конференция. Формальное, строгое мероприятие с четким сценарием. Строгое расположение мест в зале: президиум с местами для докладчиков и местами для журналистов напротив. Задача мероприятия – презентация целого блока новой информации для журналистов специалистами разного уровня. Средняя продолжительность 50–60 минут: 30 минут – выступления, 20 – секция «вопросов и ответов» (Q&A). Ход пресс-конференции корректирует модератор.

    Из истории мероприятий для прессы

    Когда состоялось первое мероприятие для прессы, первая пресс-конференция, история умалчивает. Тем не менее можно опереться на несколько вторичных фактов. Факт № 1. Пресс-релиз (или news release) появился в самом конце XIX века. Такую форму подачи материала начали использовать крупные американские железнодорожные компании. В самом начале XX века в компании Ohio Bell Telephone поняли главное преимущество пресс-релиза: «Вы распространяете пресс-релиз, и журналисты оставляют вас в покое, так как вся информация у них уже есть». Это же время можно считать временем появления пресс-конференций в привычном для нас виде. Ведь именно тогда – и это факт № 2 – возникают и первые специализированные компании – PR-агентства. В 1900 году появилось Publicity Bureau, а в 1904-м свою компанию открыл Айви Ли. Таким образом, пресс-конференции проводят уже более 100 лет.

    «Круглый стол». Формальное, строгое мероприятие с долей импровизации. Презентация социально значимой, важной для данного сектора проблемы, обсуждение этой проблемы заинтересованными сторонами. Цель – повышение экспертного статуса компании в профессиональном сообществе и обществе в целом. Формат мероприятия поощряет вопросы и свободное общение. Приглашенные – независимые эксперты, аналитики, журналисты, партнеры. Результат – выход развернутых обзорных материалов и увеличение количества обращений со стороны журналистов за комментариями. Также может быть презентацией собственного исследования, разработки или проекта, значимость которых выходит за рамки узкокорпоративных интересов.

    Пресс-ланч. Неформальное мероприятие с относительно произвольным сценарием. В ходе мероприятия гости (представители компании и журналисты) могут обсудить различные проблемы, связанные с компанией, в ходе завтрака или обеда. Столы стоят в произвольном порядке. На первом плане – личное знакомство и неформальное равностороннее обсуждение. Несомненное преимущество данного формата – журналисты могут в более открытой форме задать интересующие их вопросы, что в целом позволяет оценить их отношение к компании. В рамках мероприятия возможно проведение серии мини-интервью («мобильный докладчик»).

    Задача представителей компании – лучше почувствовать реакцию журналистов, их эмоциональный фон и предубеждения.

    Пресс-брифинг. Формальное мероприятие с определенным сценарием. Основная специфика – оперативность: свежие новости после завершения крупной сделки или проведения крупной конференции должны немедленно попасть на ленты информационных агентств и в ежедневные газеты. Поводом также могут служить ввод крупного объекта или кризисная ситуация, требующая оперативного освещения.

    По сценарию представители компании выходят к журналистам, затем следует краткое заявление и жестко регламентированное время для вопросов.

    Результат – оперативный выход новостей в СМИ. Как правило, докладчиков немного: 1–2 человека.

    Интернет-пресс-конференция. Преимущества данного формата очевидны: максимально широкий круг участников – от СМИ до потребителей и партнеров, максимально широкий географический охват. Относительно невысокая стоимость организации самого процесса.

    Необходимо заранее подготовить список вопросов – все должно быть под контролем. В процессе проведения поток вопросов контролируется и отбирается.

    Часто в зал приглашают несколько представителей СМИ: докладчику психологически проще говорить в чьем-то присутствии. Встречные вопросы и спонтанная реакция помогают понять структуру интереса к компании в разных регионах, разных социальных слоях.

    Личная встреча с журналистами (в ресторане, кафе или бизнес-центре). Серия таких встреч, правильно организованных и правильно поданных, может быть полезнее одного большого мероприятия, поскольку позволяет инициировать серию обзорных разноплановых публикаций. Цель – получить выход нестандартных материалов или развернутых комментариев по значимой проблеме. Результаты встреч – личное знакомство, уникальный материал.

    Это самый эффективный формат с точки зрения влияния на личное мнение журналистов. Позитивный эффект – значительно повышается вероятность, что в будущем именно к вам обратятся за комментариями, оценкой, дополнительной информацией.

    Пресс-тур. Централизованная поездка представителей целевых СМИ на объект компании за ее счет.

    Цель – личное знакомство, позитивный эмоциональный фон, выход серии полноценных материалов. Отличная возможность для фотосессии. В числе минусов – сложная логистика и высокая стоимость.

    Дни открытых дверей. Централизованное приглашение журналистов посетить объект компании: салон, офис, завод etc. Продолжительность – как правило, несколько дней (от одного дня до одной недели).

    Специальный ответственный человек встречает журналистов, проводит экскурсию, знакомит с нужными специалистами. Места посещения украшаются, журналисты получают подарки.

    Формат мероприятия позволяет наглядно показать реалии компании: ее структуру, стиль работы, уровень оснащения и т. д. Происходит знакомство с бизнес-процессами и производством.

    Дни открытых дверей – это еще один способ расширить представления журналистов о компании и создать у них более лояльное к ней отношение.

    Теперь обратимся к организаторам.

    Кто делает пресс-мероприятия?

    – Корпоративные специалисты лучше всех знают предметную область, то есть то, что создает информационный повод.

    – Специализированные компании (PR) имеют больше опыта, больше технологий, больше людей. Все это в итоге можно конвертировать в силы, ресурсы и время, которое ваша компания может сэкономить, обратившись к таким фирмам.

    Помните, пренебрегать прессой нельзя: СМИ – статус мероприятия.

    Как оценить успешность мероприятия для СМИ?

    Вот некоторые критерии, по которым вы сможете оценить результаты проделанной работы:

    – количество аккредитованных и посетивших мероприятие СМИ;

    – количество и тональность заданных вопросов;

    – количество материалов, вышедших по итогам мероприятия в СМИ;

    – качество вышедших материалов (есть специальные методики качественной оценки публикаций, мониторинговые агентства);

    – количество обращений за комментариями, экспертной оценкой после мероприятия;

    – количество публикаций, подготовленных с использованием информации, представленной на пресс-мероприятии.

    Расписание

    При подготовке программы мероприятия вам может потребоваться его формализованное расписание, где указано, что и в какое время происходит.

    При формировании расписания необходимо учитывать следующее.

    Человек не может быть сосредоточен постоянно, необходимы перерывы. Поэтому, если ваше мероприятие длится более двух часов, предусмотрите перерыв, нечто вроде театрального антракта.

    В это время участники смогут обсудить свои впечатления, выпить кофе, выкурить сигарету, сделать срочные звонки, размяться, наконец.

    Даже если у вас предусмотрена концертная или шоу-программа, помните, что и она не может длиться бесконечно, делайте небольшие перерывы между выступлениями, чтобы люди могли пообщаться. Для некоторых мероприятий, целью которых является общение между участниками, паузы – единственное время, когда это можно сделать не торопясь. В этом случае перерывы станут для участников не меньшей ценностью, чем остальная часть мероприятия.

    Если по каким-то причинам вы не можете сделать общий перерыв в мероприятии для всех участников, позаботьтесь о том, чтобы каждый мог решить проблему короткой паузы самостоятельно. Например, в ходе длительного заседания, конференции вы можете организовать постоянный кофе в зале или в холле рядом с залом, где проводится мероприятие.

    Нормальное расписание предполагает формулу 3/4 к 1/4, где четверть времени уделяется перерывам или смене вида деятельности. Вспомните школу: 45 минут урок и 15 минут перемена. В значительной степени то же касается и любых других мероприятий.



    При составлении расписания помните, что наиболее запоминающимися становятся первое и последнее впечатления. Постарайтесь поставить именно в начало и конец мероприятия самых интересных и запоминающихся докладчиков, самые интересные выступления артистов и т. п.

    Практические рекомендации

    Короткие советы выступающим на мероприятиях.

    – Помните, что презентация, сделанная вами в PowerPoint, не заменяет презентации, а лишь иллюстрирует ее. Поэтому не старайтесь разместить в ней все, что вы хотели сказать, – только основные идеи. Вы будете выглядеть как минимум странно, если будете читать все с экрана.

    – Темные буквы на светлом фоне читаются гораздо лучше, чем светлые буквы на темном.

    – Шрифт меньше чем 14 кегль скорее всего не будет читаться начиная с середины зала.

    – Больше четырех строк на слайде не читается.

    – Обязательно вышлите файл с презентацией организаторам заранее. Дату, когда его нужно прислать, называют не по звездам, а ориентируясь на сроки выхода тиража брошюр.

    – Даже если вы выслали файл с презентацией, захватите с собой копию – так будет надежнее.

    – Имейте с собой распечатку слайдов. Если компьютер или проектор сломается, вы все же сможете выступить.

    – Если вы вставляете в презентацию звуковые или видеоматериалы, заранее перед выступлением проверьте, как это будет выглядеть на экране. Это не ваш компьютер, и вы не знаете наверняка, какие программы там установлены, хватит ли компьютеру памяти и т. д.

    – Не заумствуйте. Лучше пошутите.

    Перед первым публичным выступлением я очень волновался. Мне нужно было выступать около часа, а я боялся, что все расскажу за первые десять минут… и – упс – что же мы будем делать в оставшиеся пятьдесят? Справиться с этим страхом помогло то, что мы с коллегами несколько раз прорепетировали. Я точно знал, что при любом темпе выступления я буду говорить никак не меньше сорока пяти минут, а остальное время можно будет занять либо вопросами, либо демонстрацией небольшого фильма.

    Когда вы что-нибудь говорите, убедитесь, что вы сказали именно это. Шансы на то, что вы сказали именно то, что хотели, более чем относительны.[2]

    (И.Б.Уайт)

    Рекомендации для модератора (ведущего заседания)

    Перед заседанием (конференцией) модератору следует:

    – предварительно ознакомиться с текстами докладчиков заседания и тематикой их выступления;

    – узнать немного о докладчиках;

    – познакомиться с ними;

    – подготовить к ним 3–4 вопроса – для общего обсуждения;

    – подготовить 2–3 вопроса к аудитории на случай, если она будет пассивна во время запланированной дискуссии;

    – в случае необходимости или по просьбе докладчиков дать задания для технического персонала организаторов;

    – предупредить докладчиков о сигналах к завершению выступления и о том, что доклад будет прерван при серьезном превышении времени выступления.

    Во время заседания модератор должен:

    – поздороваться с аудиторией, представиться;

    – представить выступающего;

    – сказать несколько слов о теме заседания или о чем-нибудь еще, если во время подготовки к выступлению докладчика возникла пауза;

    – во время выступления следить за реакцией зала, другими выступающими, в случае необходимости известить организаторов о возникновении проблемы;

    – поблагодарить выступающего;

    – в случае если выступление длится дольше запланированного, подать об этом сигнал докладчику;

    – в случае если докладчик серьезно превышает время, отведенное ему на выступление, тактично прервать его, поблагодарить и представить следующего докладчика;

    – после окончания всех выступлений предложить задавать вопросы докладчикам;

    – указывая на желающих, дать возможность задать вопрос;

    – в случае если вопрос был задан тихо или неясно, повторить вопрос для зала и для переводчиков;

    – в случае если вопросов из зала нет, задать докладчикам или аудитории свои подготовленные вопросы;

    – по окончании заседания еще раз поблагодарить всех докладчиков за выступление, аудиторию – за внимание, объявить перерыв и пригласить всех на обед (кофе).

    После заседания модератору рекомендуется:

    – ненадолго остаться в президиуме или рядом с ним, чтобы ответить на вопросы подошедших участников;

    – поделиться своими замечаниями с организаторами.


    Подведем итоги этого раздела. Обязательными составляющими великолепного мероприятия являются:

    – внятная цель;

    – правильное время;

    – правильное место;

    – подготовленные люди;

    – грамотное руководство;

    – техническое оснащение;

    – атмосфера, задействующая все пять чувств;

    – хороший сценарий.

    Все это важно в совокупности: плохая проработка любого из этих пунктов сведет на нет все ваши усилия. Чтобы этого не произошло, необходимо четкое планирование, о котором сейчас и пойдет речь.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.