Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 4.1. Единый социальный налог
  • 4.1.1. Применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу
  • 4.1.2. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога
  • 4.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
  • 4.3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 4.3.1. Начисление и уплата страховых взносов
  • 4.3.2. Страховые тарифы
  • 4.3.3. Учет страховых взносов
  • 4. Единый социальный налог

    4.1. Единый социальный налог

    Глава 24 НК РФ, регулирующая вопросы исчисления и уплаты ЕСН, вступила в силу 1 января 2002 года.

    Плательщиками единого социального налога налоговым законодательством признаются, во-первых, лица, производящие выплаты физическим лицам:

    · организации;

    · индивидуальные предприниматели;

    · физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

    Во-вторых, плательщиками единого социального налога являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    Напомним, каким образом трактуются все перечисленные выше понятия в целях применения НК РФ.

    Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (ст. 11 НК РФ).

    Физическими лицами в целях применения НК РФ признаются:

    · граждане РФ;

    · иностранные граждане;

    · без гражданства.

    Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

    Заметим, что крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года (см. ст. 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

    Пунктом 2 ст. 235 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

    Рассмотрим данное положение ст. 235 НК РФ на простом примере.


    Пример

    Индивидуальный предприниматель Петров И.И. занимается производством ремонтных работ, а именно – ремонтом квартир и офисных помещений. Для выполнения ремонтных работ Петров И.И. нанял трех работников, являющихся физическими лицами, – Сидорова Н.Н., Васильева П.П. и Косова В.В., с которыми заключил трудовые договоры.

    В данном примере индивидуальный предприниматель Петров И.И. является плательщиком единого социального налога по двум основаниям:

    во-первых как индивидуальный предприниматель на основании подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ: с суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности за минусом расходов от данной деятельности;

    во-вторых как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, выполняющим работу на основании трудового договора – на основании подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ.


    Обратимся теперь к вопросу об объекте налогообложения единым социальным налогом.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Исключением являются выплаты индивидуальным предпринимателям, не производящим выплаты физическим лицам, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, а, кроме того, вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам.

    Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями и производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

    Указанные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

    · у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    · у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.


    Пример

    ООО «Темп» в декабре 2008 года было принято решение о премировании сотрудников по итогам 2008 года, общая сумма премии в организации составила 120 тысяч рублей. Согласно приказу, премия сотрудникам выплачивается их прибыли организации, оставшейся после уплаты на прибыль. Принимая во внимание, что выплаченная сотрудникам ООО «Темп» премия в общей сумме 120 тысяч рублей не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, данная выплата не признается объектом налогообложения единым социальным налогом.


    Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

    Не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями) выплаты, начисленные:

    · в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами;

    · в пользу физических лиц без гражданства;

    · по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ;

    · вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

    Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающиеся частной практикой признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    Для налогоплательщиков – глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.


    Пример

    Например, индивидуальный предприниматель Петров И.И. занимается производством ремонтных работ, а именно – ремонтом квартир и офисных помещений.

    Финансовые результаты предпринимательской деятельности Петрова И.И. за первый квартал 2008 года следующие:

    доход от предпринимательской деятельности – 86 тысяч рублей,

    расход, связанный осуществлением предпринимательской деятельности – 36 тысяч рублей.

    Таким образом, объектом налогообложения единым социальным налогом в первом квартале 2007 года для индивидуального предпринимателя Петрова И.И. будет сумма 50 тысяч рублей (86 тысяч рублей за вычетом 36 тысяч рублей).


    Статьей 238 НК РФ суммы выплат, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом. В частности, не подлежат налогообложению:

    1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

    2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:

    · возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

    · бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

    · оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

    · оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

    · увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

    · возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

    · расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

    · трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

    · выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

    · суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

    · физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

    · членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

    · работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

    3) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

    4) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

    5) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

    6) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

    7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

    8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

    9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

    10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

    11) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

    Кроме того, согласно ст. 238 НК РФпри оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

    При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании».

    В заключение отметим, что в налоговую базу единого социального налога (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

    НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты единого социального налога для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, от уплаты налога освобождаются:

    · производящие выплаты физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями) – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

    · следующие категории налогоплательщиков – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

    общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

    учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

    (Необходимо отметить, что перечисленные в данном пункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и/или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов);

    · индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

    Обратимся теперь к порядку определения налоговой базы по единому социальному налогу.

    Налоговая база единого социального налога для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных НК РФ для этих категорий налогоплательщиков, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

    При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, исключая суммы, не подлежащие налогообложению (см. ст. 238 НК РФ), не зависимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

    Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных для этих категорий налогоплательщиков НК РФ, за налоговый период в пользу физических лиц.

    Отметим, что в вышеперечисленных случаях налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

    Налоговая база для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.

    При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) исчисляется с учетом налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров – с суммой акцизов.

    Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со ст. 210 НК РФ с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 221 НК РФ.

    Рассмотрим особенности определения налоговой базы при осуществлении выплат в натуральном выражении на примере.


    Пример

    В июне 2008 года сотруднику ООО «Темп» Федорову П.П. в качестве премии выделена путевка в санаторий в город Пятигорск. Стоимость путевки составляет 30 тысяч рублей, в том числе НДС – 4576 рублей. Заработная плата Федорова П.П. за июнь 2008 года составила 28 тысяч рублей.

    Таким образом, налогооблагаемая база по единому социальному налогу составит для Федорова П.П. в июне 2008 года 58 тысяч рублей (30000 + 28000).


    Для наглядности представим сказанное выше относительно объекта налогообложения и налоговой базы единого социального в таблице. В данной таблице отдельной графой указан и налоговый период, о котором речь более подробно пойдет несколько ниже.

    4.1.1. Применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу

    Для исчисления единого социального налога применяются различные ставки налога

    Для лиц, производящих выплаты физическим лицам (организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки:

    Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

    Для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки:

    Для индивидуальных предпринимателей:

    Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

    Для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие налоговые ставки:

    Как можно видеть из приведенных нами ставок единого социального налога, законодатель предусмотрел регрессивную шкалу налога.

    Рассмотрим на самом простом примере, как «работает» регрессивная шкала налога.


    Пример

    Предположим, что заработная плата сотрудника ООО «Темп» Шарова Г.Г. за 2008 года составила 300 тысяч рублей.

    Если бы законодателем не была предусмотрена регрессивная шкала налога, общая сумма единого социального налога, уплаченного в заработной платы Шарова Г.Г. составила бы 26 процентов от начисленной ему за год заработной платы, а именно 78 тысяч рублей:

    300000 рублей ? 26 % = 78000 рублей

    Однако при применении регрессивной шкалы, предусмотренной НК РФ, расчет будет иным.

    Так как общий размер заработной платы Шарова Г.Г. составляет 300 тысяч рублей, расчет будет производится по ставкам, предусмотренным для налоговой базы от 280001 рубля до 600000 рублей.

    В этом случае размер единого социального налога составит:

    72800 рублей + 10 % от суммы, превышающей 280000 рублей

    72800 рублей + (300000 – 280000)х10 % = 74800 рублей

    Как мы видим, применение регрессивной шкалы единого социального налога снижает размер налога на 3200 рублей (78000 – 74800).

    4.1.2. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога

    НК РФ предусмотрен отдельный порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога для отдельных категорий налогоплательщиков:

    · для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;

    · для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц.

    Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам предусмотрены ст. 243 НК РФ.

    Согласно указанной статье НК РФ, сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

    Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Налогоплательщикам следует помнить, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

    В течение налогового/отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.

    Основанием для расчетов служат суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных (либо осуществленных налогоплательщиками – физическими лицами) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

    Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

    Разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

    Если в отчетном/(налоговом периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

    Сведения о размере начисленного и уплаченного единого социального налога отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

    Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты в индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета), утвержденной приказом МНС РФ от 27 июля 2004 года № САЭ-3-05/443.

    НК РФ предусмотрена ежеквартальная отчетность по единому социальному налогу, которую налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, о суммах:

    · начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

    · использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

    · направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

    · расходов, подлежащих зачету;

    · уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

    Уплата налога/авансовых платежей по налогу осуществляется налогоплательщиком отдельными платежными поручениями:

    · в федеральный бюджет;

    · в Фонд социального страхования РФ;

    · в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    · в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию указанной декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

    Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога равно и обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Исключение составляют организации, имеющие обособленные подразделения за пределами территории РФ. В этом случае уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляется организацией по месту своего нахождения.

    Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. предусмотрены ст. 244 НК РФ. В частности.

    Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода данной категорией налогоплательщиков производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок налога.

    В том случае, если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую/иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по унифицированной форме, утвержденной Министерством финансов РФ. Размер предполагаемого дохода налогоплательщик определяет самостоятельно исходя из собственного представления о предстоящей деятельности.

    Разумеется, фактический доход вполне сможет отличаться от предварительных расчетов и ожиданий предпринимателя и отличаться существенно.

    В случае, если фактические доходы более чем на 50 процентов превышают предварительно заявленную величину, налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода – вправе) представить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период.

    Если фактические доходы более чем на 50 процентов ниже предварительно заявленных – налогоплательщик вправе поступить образом, аналогичным только что нами описанным. Хотя НК РФ не возлагает на налогоплательщика обязанности заявить о снижении фактических доходом, мы настоятельно советуем ему это сделать, так как подобное действие – в его интересах. В этом случае налоговый орган произведет перерасчет авансовых платежей единого социального налога в сторону уменьшения.

    Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

    · за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

    · за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

    · за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

    Расчет налога по итогам налогового периода производится данной категорией налогоплательщиков (за исключением адвокатов) самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок единого социального налога. Расчет производится раздельно по каждому фонду.

    Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.

    Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ.

    Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с профессиональной деятельностью.

    Данная категория налогоплательщиков представляет налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    4.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

    Отношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием, начислением и уплатой страховых взносов, регламентируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

    Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

    Одним из элементов системы обязательного пенсионного страхования являются обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

    Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не характеризуются свойственными налоговым платежам признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности, они не могут признаваться налогами. Данная позиция подтверждена, в частности, Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 года № 30-О.

    Страховые взносы исчисляются и уплачиваются исходя из тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

    Тарифы для исчисления размера страхового взноса следующие.

    Для страхователей, выступающих в качестве работодателей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

    Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

    Расчетным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год.

    Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

    Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

    Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

    Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Разница между суммами авансовых платежей и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи указанного расчета. Соответственно, разница подлежит либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам, либо возврату страхователю.

    По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

    Исходя из норм Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

    Формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование утверждены приказом МНС РФ от 27 июля 2004 года № САЭ-3-05/443@.

    Кроме того, страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Платежи страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

    Декларация по страховым взносам в налоговый орган представляется страхователем не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

    4.3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    В рамках данного закона заявленные в его наименовании понятия трактуются следующим образом:

    · несчастный случай на производстве – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

    · профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

    Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

    · обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

    · возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

    · обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

    Обеспечение по страхованию осуществляется нескольким способами.

    Во-первых, в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Во-вторых, в виде страховых выплат:

    · единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

    · ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.

    В третьих, в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:

    · лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

    · приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

    · посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

    · проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;

    · медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

    · изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

    · обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

    · обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

    · профессиональное обучение (переобучение).

    4.3.1. Начисление и уплата страховых взносов

    Одним из элементов формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются обязательные страховые взносы страхователей.

    Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

    Размер скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска и устанавливается страхователю с учетом:

    · состояния охраны труда;

    · расходов на обеспечение по страхованию.

    Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции либо в смету расходов на содержание страхователя.

    Что касается надбавок к страховым тарифам и штрафов, то они уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

    Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, – в срок, установленный страховщиком.

    4.3.2. Страховые тарифы

    Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

    Под классом профессионального риска для целей Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

    В настоящее время действуют тарифы, установленные Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 186-ФЗ «О страховых тарифах на обязательноесоциальноестрахованиеотнесчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», которым закреплено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов страховыевзносы на обязательноесоциальноестрахование от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

    Статьей 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» предусмотрено, что для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска в следующих размерах:


    I класс профессионального риска 0,2

    II класс профессионального риска 0,3

    III класс профессионального риска 0,4

    IV класс профессионального риска 0,5

    V класс профессионального риска 0,6

    VI класс профессионального риска 0,7

    VII класс профессионального риска 0,8

    VIII класс профессионального риска 0,9

    IX класс профессионального риска 1,0

    ? класс профессионального риска 1,1

    XI класс профессионального риска 1,2

    XII класс профессионального риска 1,3

    XIII класс профессионального риска 1,4

    XIV класс профессионального риска 1,5

    XV класс профессионального риска 1,7

    XVI класс профессионального риска 1,9

    XVII класс профессионального риска 2,1

    XVIII класс профессионального риска 2,3

    XIX класс профессионального риска 2,5

    XX класс профессионального риска 2,8

    XXI класс профессионального риска 3,1

    XXII класс профессионального риска 3,4

    XXIII класс профессионального риска 3,7

    XXIV класс профессионального риска 4,1

    XXV класс профессионального риска 4,5

    XXVI класс профессионального риска 5,0

    XXVII класс профессионального риска 5,5

    XXVIII класс профессионального риска 6,1

    XXIX класс профессионального риска 6,7

    XXX класс профессионального риска 7,4

    XXXI класс профессионального риска 8,1

    XXXII класс профессионального риска 8,5


    Статьей 2 этого же Федерального закона предусматривается, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона:

    · организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы;

    · следующими категориями работодателей:

    · общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

    · организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

    · учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

    4.3.3. Учет страховых взносов

    Учет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ведется на предприятии отдельно, но в рамках учета иных взносов на обязательное социальное страхование (см. раздел, посвященный вопросам исчисления и уплаты единого социального налога).

    Отчетность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предоставляется в том же порядке и в те же сроки, что и расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования.

    Раздел III (таблицы 9-12) Ведомости предназначен для страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Форма ведомости и инструкция по ее заполнению утверждены постановлением Фонда социального страхования РФ от 22 декабря 2004 года № 111 «Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ)».

    Раздел III расчетной ведомости составляется по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей.

    На основе указанного выше Постановления приведем порядок заполнения раздела III формы 4-ФСС РФ, так:

    Таблица 9

    В графе 1 «Среднесписочная численность работающих» показывается численность работающих, определяемая в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного Постановлением Росстата от 3 ноября 2004 года № 50 с выделением в графе 2 работающих инвалидов.

    В графе 3 «Выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы» указывается сумма выплат, на которые начисляются страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний всего, в том числе в графе 4 – сумма выплат в пользу работающих инвалидов. В данных графах показывают суммы «Всего за отчетный период», «За отчетный квартал» с разбивкой по месяцам.

    В графе 5 отражают выплаты в пользу работников, на которые не начисляют страховые взносы, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765.

    В графе 6 «Размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска» указывается размер страхового тарифа, который устанавливается в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится страхователь (подразделение).

    В графе 7 «Скидка к страховому тарифу (%)» проставляется процент скидки к страховому тарифу.

    В графе 8 указывается дата приказа Фонда об установлении страхователю надбавки к страховому тарифу.

    В графе 9 «Надбавка к страховому тарифу (процент)» проставляется процент надбавки к страховому тарифу, установленный Фондом на текущий календарный год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 652.

    В графе 10 «Размер страхового тарифа с учетом скидки (надбавки) (%)» указывается размер страхового тарифа с учетом установленной скидки или надбавки к страховому тарифу. Данные заполняются с двумя десятичными знаками после запятой.

    Примечание:

    Графы с 6-10 заполняют в соответствии с данными Уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданного исполнительным органом Фонда в соответствии с постановлением Фонда социального страхования РФ от 23 марта 2004 г. № 27.

    Таблица 10

    «Расчеты по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    Данные этой таблицы заполняют на основе записей в бухгалтерском учете страхователя по счету «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

    По строке 1 «Задолженность за страхователем на начало года» показывается кредитовый остаток по расчетам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который на протяжении отчетного года не меняется.

    По строке 2 «Начислено страховых взносов» отражается сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала года, в соответствии с размером установленного страхового тарифа с учетом скидки (надбавки). Сумма подразделяется «На начало квартала» и «За отчетный квартал (месяцы)».

    По строке 3 «Начислено взносов по результатам проверок» отражается сумма взносов, начисленная Фондом по актам выездных проверок.

    По строке 4 «Не принято к зачету расходов исполнительным органом Фонда» отражаются суммы не принятых к зачету расходов Фондом по актам выездных и камеральных проверок.

    По строке 5 «Начислено взносов страхователем за прошлые годы» отражается сумма взносов, доначисленная за прошлые годы, как самим страхователем, так и по результатам камеральной проверки.

    По строке 6 «Получено от исполнительного органа Фонда на банковский счет» отражают суммы, полученные от Фонда на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленных страховых взносов.

    По строке 7 «Всего следует к платежу» указывается сумма строк с 1 по 6.

    По строке 8 «Задолженность за исполнительным органом Фонда на конец отчетного периода" отражается сумма задолженности за Фондом на конец отчетного периода (дебетовое сальдо по счету „Расчеты по социальному страхованию“).

    По строке 9 "Задолженность за исполнительным органом Фонда на начало года» показывают сумму задолженности за Фондом на начало года (дебетовое сальдо по счету «Расчеты по социальному страхованию» эта сумма на протяжении отчетного года не меняется).

    По строке 10 «Расходы по обязательному социальному страхованию» отражают расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний нарастающим итогом с начала года с разбивкой «На начало квартала» и «За отчетный квартал (месяцы)».

    По строке 11 «Перечислено страхователем» отражают суммы, перечисленные страхователем на банковский счет Фонда, нарастающим итогом с начала года с разбивкой «На начало квартала» и «За отчетный квартал» с указанием даты и номера платежных поручений.

    По строке 12 «Списано» отражается списанная сумма пени из состава задолженности за страхователем на начало года в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ.

    По строке 13 «Всего» показывают сумму строк с 9 по 12.

    По строке 14 «Задолженность за страхователем на конец отчетного периода» показывается остаток задолженности за страхователем на конец отчетного периода (кредитовое сальдо по счету «Расчеты со страхователями», в том числе:

    – по строке 15 «Недоимка» показывается сумма просроченной задолженности, исчисленная самим страхователем на основании данных бухгалтерского учета».

    Таблица 11

    «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала года» отражает расходы, произведенные страхователем самостоятельно в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в том числе расходы, произведенные страхователем пострадавшим на другом предприятии

    Таблица 12

    «Численность пострадавших (застрахованных) по страховым случаям, произошедшим (впервые установленным) в отчетном периоде (человек)» заполняется на основании «Актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1» и «Актов о случаях профессиональных заболеваний», а также на основании листков временной нетрудоспособности.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.