Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 8. Определение цели
  • Правила для достижения полной мощности
  • Измерение мощности цели
  • Положительная цель
  • Собственная цель
  • Цель за пределами эгоистического интереса
  • Ценности и достоинства
  • Видение полной мощности
  • Запомните
  • 9. Взгляните правде в глаза
  • Как вы управляете энергией сейчас?
  • Министерство обороны
  • Наша тень
  • Чего мы чаще всего не замечаем
  • Сбор фактов
  • Восприятие и реальность
  • «Я могу быть неправ»
  • «Неужели это я?»
  • Запомните
  • 10. Переходим к действию
  • Сила положительных ритуалов
  • Адаптация к течению
  • Ритуалы стресса и восстановления
  • Непрерывность и изменения
  • Точность и конкретность
  • Делать или не делать
  • Нарастающее изменение
  • Тренировочная база
  • Запомните
  • 11. Жизнь Роджера Б
  • На полной мощности
  • Цель как источник энергии
  • На пути домой
  • Часть вторая

    Система тренировки

    8. Определение цели

    Правила для достижения полной мощности

    Если рост и развитие происходят снизу вверх – начиная с физического уровня, через эмоциональный и умственный к духовному, – то изменения внедряются сверху вниз. Самый мощный источник для формулировки цели – это духовная энергия, возникающая, когда мы подключаемся к нашим глубинным ценностям, отвергая эгоистические мотивы. Только при наличии цели мы можем разглядеть точку назначения и проложить к ней маршрут. Именно поставленная цель является основой для достижения полной мощности, поскольку только желание добиться цели может заставить нас сконцентрировать свое внимание, усилия и действия на выбранном пути. Мы достигаем полной мощности, только когда занимаемся тем, что нам кажется важным и стоящим.

    Поиск смысла и цели – одна из самых мощных и привлекательных тем в любой культуре. Она ясно проявляется у Гомера в «Одиссее» и имеет своих одушевленных представителей в лице Иисуса и Будды, Моисея и Магомета. Она вплетена и в ткань современной популярной культуры, начиная с фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» и заканчивая «Звездными войнами». Не случайно эти фильмы, основанные на архетипах поиска предназначения и триумфа добра над злом, – среди самых успешных.

    Философ и исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл описал поиск смысла и цели как «поход героя». Центральный элемент этого пути, доказывает он, повторяется во всех культурах и во все времена. И изменение самого себя является самым большим вызовом любому человеку. Поход героя начинается тогда, когда мы слышим какой-то сигнал о том, что что-то нужно изменить. Это может быть мысль, дискомфорт, боль. Кэмпбелл описывает это как «призыв к приключению». Принимая этот призыв, мы начинаем двигаться вперед, в неизвестное. На своем пути мы встречаемся с сомнениями, неопределенностью, страхом и трудностями. В какой-то момент мы понимаем, что не можем пройти весь путь в одиночку, и начинаем искать помощи от «учителя».

    Серия испытаний подводит нас к краю, за которым нас ждет поражение, но в «последней битве» мы наконец-то убиваем дракона. Часто при этом мы боремся с темными сторонами нашей души, извлекаем те свои силы, о которых и не подозревали ранее, и понимаем те смыслы, которых прежде не понимали. Мы празднуем и сознаем свое достижение, но процесс на этом не заканчивается. Преследование цели жизни длится всю жизнь. Поход продолжается, и настоящий герой всегда готов услышать следующий призыв. С точки зрения нашей программы поход героя основан на мобилизации, выращивании и регулярном обновлении самого ценного ресурса – энергии – для служения тому, что вы цените больше всего. Очень немногие из нас удовлетворяются тем, чтобы быть «обычными» – на работе, в семье, в качестве родителей своих детей, или детей престарелых родителей, или в качестве членов общества. Мы хотим большего от самих себя, и большего от нас ждут окружающие – работники, работодатели, супруги, дети, родители или сограждане. И в каждой из ситуаций мы хотим быть лучшими.

    Естественно, на этот «путь героя» встают очень немногие. Мы чаще всего оказываемся слишком заняты, чтобы тратить время на поиск предназначения. Вместо этого, как Роджер Б., многие из нас проходят по жизни на «автопилоте». Мы признаем наши обязанности, но очень редко задаемся вопросом – а можем ли мы достичь чего-то большего? Когда мы впервые спросили Роджера, что придает его жизни значение, он долго хмыкал и экал и в конце концов смог произнести несколько банальностей: «Заботиться о семье, быть успешным на работе». Правда была в том (и Роджер это признал), что он не чувствовал страсти и призвания вообще ни к чему.

    Несколько лет назад местные власти высадили длинную аллею деревьев на улице, где находится наш институт. При первом же урагане почти все деревья были вырваны с корнем. Власти с похвальной расторопностью прислали рабочих, чтобы те укрепили деревья при помощи столбов и проволоки. Но следующий же ураган снова вырвал все деревья. В течение года эта история повторилась еще десяток раз. Были испробованы все средства и методы укрепления деревьев – одинаково безрезультатно.

    Нам показалось, что ответственные за это люди не понимают очень простой мысли: в подверженной сильным ветрам местности у деревьев должна быть соответствующая корневая система. Подобный феномен характеризует жизнь большинства из нас. Если нет крепких корней – твердых убеждений и глубоких ценностей, – нас легко подхватывают ветра. Не имея сильного чувства цели, мы не можем удержаться на своей позиции, когда встречаемся с неизбежными жизненными штормами. Вместо этого, подобно Роджеру, мы реагируем оборонительно, обвиняя во всем ураганы, или вообще выходим из игры, отказываясь инвестировать энергию в достижение своих целей. Джоан Сьюлла, автор книги The Working Life («Рабочая жизнь»), написала об этом так: «Мы можем работать очень много и долго, но оставаться при этом лентяями. От поиска смысла своей жизни и своего предназначения нас удерживают неспособность активно участвовать в жизни, лень и беззаботность. Все это позволяет другим принимать решения за нас и говорить нам, в чем смысл нашей жизни».

    Измерение мощности цели

    Наличие цели является уникальным источником силы и мощности. Как мы отметили ранее, она поддерживает в нас концентрацию внимания, энтузиазм и стойкость. Чтобы быстро оценить мощность вашей собственной цели, ответьте на три вопроса, поставив оценки от 1 до 10.

    – Насколько вы рады приходу на работу утром?

    – Насколько вас радует ваше дело само по себе (а не вознаграждение за него)?

    – Насколько вы придерживаетесь своих глубинных ценностей?

    Если вы набрали 27 баллов или больше, у вас, вероятно, есть значительная цель. Если менее 22 баллов – скорее всего, вы движетесь по воле ветра.

    Существует много возможностей для духовного развития. Религиовед Вэйд Руфс определил духовность как «глубокое знание самого себя и того, что для нас свято». Мы начинаем с этого фундаментального уровня, поскольку, по нашему мнению, он имеет универсальное значение и пользу. Люди, с которыми мы работали, добивались больших изменений, когда перемещали фокус своего внимания с заполнения недостатков на культивирование глубинных ценностей и выработку видения своего будущего. Как сказал теннисист Артур Эш: «За счет того, что мы получаем от жизни, мы поддерживаем существование. Из того, что мы отдаем, мы создаем нашу жизнь».

    Положительная цель

    Цель становится мощным и долговременным источником энергии для нашей жизни в трех случаях: когда она становится положительной, а не отрицательной, внутренней, а не внешней, и когда она направляется на других людей, а не на нас.

    Если цель имеет отрицательное направление, она является оборонительной и основана на недостатке. Она возникает как реакция на угрозу – физическую или психологическую. Когда нам кажется, что на кону находится наше выживание и безопасность, то эмоции страха, гнева и даже ненависти могут стать мощным источником энергии. Проблема будет только в цене такой энергии. Как мы уже видели ранее, отрицательные эмоции высасывают энергию за счет выброса гормонов, которые при постоянном присутствии в организме становятся токсинами.

    Цель, основанная на недостатке чего-либо, также сужает круг нашего внимания и ограничивает наши возможности. Представьте, что вы находитесь посреди моря в лодке, имеющей пробоину. Ваша ближайшая цель ограничивается тем, чтобы не дать лодке затонуть. Но пока вы заняты вычерпыванием воды, вы не можете управлять лодкой и направлять ее к намеченной точке. То же самое происходит и в обычной жизни. Пока мы полностью сосредоточены на латании «дырок», чтобы остаться на плаву, у нас будет слишком мало энергии для формулирования более значительных и долгосрочных целей. И наоборот – когда мы находим возможность перейти от ощущения страха к ощущению вызова, мы открываем для себя огромный диапазон новых возможностей. Вместо того чтобы реагировать на страх, мы можем сосредоточиться на том, что помогает нам двигаться и делает нас более значительными.

    Собственная цель

    Цель становится более мощным источником энергии, когда она определена и выбрана нами самими, а не навязана внешним миром. Внешняя мотивация отражает желание получить больше того, чего у нас, как нам кажется, мало: денег, одобрения, общественного положения, силы или даже любви. Внутренняя же мотивация вырастает из желания участвовать в деятельности, которую мы ценим саму по себе за то удовольствие, которое она приносит. Как показывают многочисленные исследования, внутренняя мотивация генерирует энергию более продолжительное время. Люди с «подлинной» мотивацией, то есть выработанной ими самими, проявляют в своем деле больший интерес, уверенность, настойчивость, креативность и продуктивность, чем те, кто мотивирован по большей части внешними требованиями и вознаграждениями.

    Нигде пределы внешней мотивации не заметны так ясно, как в вопросе денежного вознаграждения. Хотя деньги являются первичным источником мотивации в выборе работы для большинства из нас, исследователи так и не смогли обнаружить корреляции между уровнем дохода и уровнем счастья. В США уровень дохода между 1957 и 1990 годами удвоился (даже с учетом инфляции). Но все опросы показывают, что уровень счастья никак не изменился, а уровень депрессий вырос в десять раз. Частота разводов, самоубийств, случаев алкоголизма и наркомании также значительно выросла.

    «Человеческие существа нуждаются в пище, отдыхе, тепле и социальном контакте, – пишет Дэвид Майерс, автор книги „В погоне за счастьем“. – Голодающий или бездомный за деньги могут купить некоторое количество счастья. Но обладание избыточными деньгами наносит удар по благосостоянию… После того как мы добились комфорта, лишние деньги приносят все меньший результат… Корреляция между доходом и счастьем очень небольшая, а в современных США и Канаде она вообще равна нулю. Доход также не особенно увеличивает удовлетворенность семейной жизнью, дружбой или самим собой – то есть главными признаками благополучия». И наоборот, счастье четко связано с эффективностью. Если сказать короче, деньги не помогут купить счастье, но счастье поможет вам стать богаче.

    Как было доказано, внешние вознаграждения разрушают внутреннюю мотивацию. Например, исследователи Марк Леппер и Дэвид Грин наблюдали за играми 5-6-летних детей, чтобы определить, что им нравится делать больше всего. После этого они стали вознаграждать каждого ребенка за участие в активности, которая ему же самому и нравилась. Оказалось, что желание детей участвовать в такой активности очень быстро уменьшалось, когда она оказывалась связанной с вознаграждением. В другом исследовании взрослых просили собирать пазлы и вознаграждали их за окончание сборки. Как и у детей, у взрослых постепенно пропадал интерес к заданию. Конечно, все люди, так или иначе, мотивируются материально. Но мы хотим отметить, что люди делают свое дело с большим удовольствием и энтузиазмом, если это дело они выбрали сами.

    Цель за пределами эгоистического интереса

    Третий фактор, формирующий глубокое ощущение цели, – это перенос внимания с удовлетворения собственных нужд и желаний на служение другим людям. Несомненно, люди готовы приложить все силы, чтобы стать богатыми, знаменитыми или более уважаемыми. Но какой путь они готовы пройти для этого? Для людей не является чем-то необычным рисковать своей жизнью ради других: солдаты делают это каждый день на войне. Представьте себе двух докторов – одного, который мотивирован только своим гонораром, и другого, который искренне хочет помочь пациенту. Будьте уверены: решения первого будут существенно отличаться от решений второго. Если предположить, что их профессиональные навыки близки, у кого вы сами хотели бы лечиться?

    «Работа делает жизнь лучше, если она состоит в помощи людям, облегчении страданий и устранении трудностей, если она делает других здоровее и счастливее, обогащает их эстетически или интеллектуально и улучшает среду нашего обитания», – пишет Джоан Сьюлла, автор книги The Working Life («Рабочая жизнь»). Многие люди проклинают свою работу, потому что чувствуют себя несчастными в сложившейся там обстановке. Но вовсе не природа самой работы однозначно определяет, насколько значительной и мотивирующей она является. Вызов, который она нам бросает, состоит в том, чтобы суметь найти способы продемонстрировать наши глубинные ценности. Мы можем придать ей значение, например, помогая и обучая наших коллег, или помогая создать боевую команду, или даже просто уважительно относясь к коллегам и передавая им положительную энергию. Настоящая мера, которой будет оцениваться наша жизнь, в конце концов зависит от тех микроскопических решений, которые мы принимаем каждую минуту.

    Прояснение цели требует времени – тихого и спокойного времени, – которого у большинства из нас, как нам кажется, нет. Мы спешим выполнить одно обязательство за другим, не задумываясь о генеральном направлении, в котором должны бы двигаться. Многим кажется, что трата времени на размышления о значении своей жизни бессмысленна. Мы бы хотели убедить вас, что время и энергия, потраченные на такие размышления, являются инвестициями с наивысшей возможной отдачей – в виде роста вашей энергичности, достижения большей мощности и эффективности.

    До тех пор, пока мы на высоких скоростях скользим по поверхности своей жизни, у нас нет никакой возможности «копнуть вглубь». Мы не можем двигаться одновременно горизонтально и вертикально. Нам надо замедлить свое движение, отложить заботы, отвлечься от постоянных требований на время, достаточное для того, чтобы сделать шаг назад и взглянуть со стороны на свои решения. Нет никакой случайности в том, что все выдержавшие проверку временем духовные традиции имеют практики молитвы, уединения, созерцания и медитации – то есть методы спокойного подключения к самым важным ценностям. Вы можете начать свое собственное размышление с вопроса «Стоит ли моя жизнь того, что я отдаю, чтобы ее проживать?».

    Ценности и достоинства

    Наши глубинные ценности дают нам силы для достижения наших целей. Они образуют некий кодекс поведения – то есть набор правил, которым мы должны следовать, стараясь превратить наше видение будущего в реальность. Стремление к силе, богатству или славе могут быть мощными источниками мотивации, но эти цели являются внешними и чаще всего служат для восполнения дефицитов, а не для роста и изменения. Мы можем видеть ценность в разгроме наших врагов, или в богатстве, или в достижении высокого общественного положения и престижа. Но все эти ценности – внешние и не могут являться таким же источником воодушевления, как наши внутренние ценности.

    Во все времена во всех культурах и религиях люди воодушевлялись одними и теми же универсальными ценностями – честностью, щедростью, храбростью, человечностью, состраданием, верностью, стойкостью – и отвергали их противоположности – лживость, жадность, коварство, высокомерие, предательство и трусость. Чтобы начать исследовать, какие из ценностей лично вас привлекают больше всего, найдите, пожалуйста, некоторое время, чтобы ответить на следующие вопросы:

    – Вспомните, какие три самых важных урока вам преподала жизнь и почему они так важны.

    – Вспомните кого-нибудь, кого вы искренне уважаете. Опишите три качества этого человека, которыми вы восхищаетесь больше всего.

    – Какие ваши качества лучшие?

    – Какую эпитафию вы бы хотели иметь на своем могильном камне, чтобы она в одном предложении описывала, кем вы на самом деле были в этой жизни?

    Каждый из этих вопросов является средством для выявления тех ценностей, которые определят ваши «дорожные правила» для выполнения взятой вами на себя миссии. То, что вы считаете самым важным для себя, будет раскрыто в ваших ответах на вопросы о трех уроках, которые вам преподала жизнь, о качествах, которые вас восхищают в других людях, и, возможно, в вашем описании ваших самых лучших качеств. Следующий далее список состоит из наиболее часто упоминаемых глубинных ценностей. Это только набор предположений. Вы можете добавить к нему те ценности, которые сами считаете важными. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам начать задумываться о том, какие из них вас лично мотивируют больше всего.

    Список глубинных ценностей


    Ценности в конечном счете являются компасом для действия. Те ценности, которые мы не можем продемонстрировать на личном примере, являются на самом деле пустым звуком. Чтобы иметь значение, ценности должны оказывать влияние на наши каждодневные решения. Проповедование одного набора ценностей и жизнь по другому набору является не просто лицемерием, но и свидетельством разобщения и разрыва. Чем больше мы привержены своим ценностям, тем более мощным источником энергии они становятся.

    Ценность в действии – это достоинство. Мы можем сколько угодно говорить о том, что щедрость – это великая ценность, но нашим достоинством будет не разговор о щедрости, а щедрое поведение. Поэтому следующим шагом нашей работы будет более точное определение того, как вы собираетесь воплощать в свою жизнь принятые вами ценности – независимо от внешнего давления. Например: «Я собираюсь демонстрировать ценность щедрости, инвестируя свою энергию в других безо всякого ожидания, что получу что-то взамен. Я буду ставить проблемы других людей выше своих, даже если это будет приводить к неудобствам для меня».

    Слишком часто наше поведение мотивируется целесообразностью, а не ценностями. Мы делаем то, что в данный момент может улучшить наше самочувствие, или заполнить какой-нибудь дефицит, или ослабить боль. Если вы чувствуете тревогу, вам, возможно, захочется съесть немного шоколада, или выкурить сигарету, или выпить кружку пива – для того чтобы быстро устранить дискомфорт. Если вы не успеваете закончить важный проект, целесообразное решение может состоять в том, чтобы накричать на подчиненных. Если вы допустили ошибку, вы можете отказаться от ответственности и обвинить кого-нибудь еще.

    Ценности задают нам совсем другой стандарт для управления энергией. Если вы определили заботу о своем здоровье как ценность, у вас хватит сил отказаться от шоколада, сигареты или пива. Если вы считаете ценностью уважение к другим людям, у вас хватит сил, чтобы сохранять контроль над собой даже в самых критических ситуациях. Если вашей ценностью является честность, то у вас хватит сил на то, чтобы взять на себя ответственность за свои ошибки. Когда мы чувствуем себя в безопасности, действовать на основании своих ценностей легко и приятно. Настоящая проверка происходит только в условиях давления, когда у нас больше шансов получить шишки, а не благодарность. И именно в таких ситуациях ценности служат нам лучше всего – и как источник энергии, и как кодекс поведения.

    Видение полной мощности

    Следующий шаг в определении цели – это выработка видения того, как мы собираемся инвестировать свою энергию. Обладающая притягательной силой формулировка такого видения основана на точном балансе. С одной стороны, чтобы вселять воодушевление, она должна быть возвышенной, амбициозной и несколько превышать ваши возможности. С другой стороны, чтобы быть реализуемой, она должна быть реалистичной, ясной и персональной. Попробуйте письменно сформулировать свое видение будущего – либо по отдельности для профессиональной и личной жизни, либо одновременно для обеих. Оно должно стать картиной будущего, планом действия и защитой от использования энергии «целесообразными» способами.

    Запомните

    – Поиск предназначения входит в число самых важных тем во всех культурах с момента возникновения письменной истории.

    – «Поход героя» основан на мобилизации, развитии и регулярном обновлении самого ценного ресурса – энергии – в служении важному для нас делу.

    – Если у нас отсутствует сильное чувство цели, жизненные штормы легко сломают нас.

    – Цель – самый мощный и долговременный источник энергии, когда она является положительной, а не отрицательной, внутренней, а не внешней, и направленной не на себя, а на других.

    – Отрицательная цель приводит к защитному поведению и восполнению дефицитов.

    – Внутренняя мотивация вырастает из желания заниматься таким делом, которое мы ценим само по себе за то удовлетворение, которое оно нам приносит.

    – Источником энергии для движения к цели являются ценности. Они заставляют нас придерживаться строгих стандартов для управления нашей энергией.

    – Достоинство – это ценность в действии.

    – Формулировка видения, основанная на важных для нас ценностях, создает программу для инвестирования энергии.

    9. Взгляните правде в глаза

    Как вы управляете энергией сейчас?

    Одно дело – выявить наши ценности, и совсем другое – вести себя в соответствии с ними каждый день. Очень нелегко взглянуть правде в глаза и оценить тот разрыв, который существует между тем, кем мы хотим быть, и кем мы являемся на самом деле. Резервы самообмана в этом вопросе практически бесконечны. Каждый день мы находим возможность оттолкнуть от себя любые сигналы и признаки того, что мы ведем себя совсем не так, как должны. До тех пор, пока мы не уберем эту дымовую завесу и не взглянем на себя честно, у нас не появится шанс обрести точку опоры для начала изменений.

    В прошлых главах мы доказывали, что достижение полной мощности и оптимальной производительности зависит от нашей способности добиваться накопления высокой положительной энергии. Взгляд в глаза болезненной правде обязательно принесет нам неприятные чувства – вины, гнева, разочарования, зависти, печали и отсутствия безопасности. Как и во всех сторонах жизни, здесь тоже существует напряжение между противоположностями. Когда речь идет о внешнем мире, высокая положительная энергия, без сомнения, служит нам лучше всего. Чтобы действовать максимально эффективно, мы должны научиться отодвигать в сторону отрицательные эмоции. Но когда избегание болезненной правды становится образом жизни, мы неизбежно заплатим за это. Отказ от признания правды подобен попытке заткнуть плотину пальцем. Давление подавляемых чувств будет только нарастать, и рано или поздно они прорвутся – в виде тревоги, депрессии или ступора, разрушающих нашу производительность на работе, семейные отношения и даже здоровье.

    Конечно, существуют моменты, когда наши способности отвергать реальность служат нашей пользе – например, в случае тяжелых травм, когда человеку удается выжить, не обращая внимания на боль. Но, к сожалению, гораздо чаще мы применяем эти способности в менее опасных ситуациях, каждый день. Мы инстинктивно выбрасываем их из сознания. Цена этого определяется позже – когда такое решение становится привычкой и постоянным поведением. Ведь неприятные для нас факты никуда не деваются, когда мы просто закрываем глаза.

    Отказ от признания правды является весьма эффективной формой потери мощности, так как он связан с выключением каких-то частей и систем нашего организма. Когда мы боимся правды, мы принимаем оборонительную позу, становимся негибкими и зажатыми. Подобно наркозу, избегание правды блокирует боль, но при этом отключает нас от активной связи с миром. И мало того: отказ от правды и самообман сами по себе требуют энергии, которую мы могли бы потратить на более продуктивную деятельность! К нашему счастью, верно и противоположное: признание правды создает новые степени свободы. «Расти может только то, что гибко и текуче», – говорится в главной книге даосизма «Дао Дэ Цзин».

    Взгляд в лицо правде также дает нам возможность понять и исправить отрицательные чувства – вместо того, чтобы бессознательно их избегать. Время от времени нам приходится нарушать свои же собственные ценности. Но вместо того, чтобы отрицать свои ошибочные шаги, мы можем получить хорошие уроки, признавая их. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, мы должны найти баланс между тем, чтобы честно смотреть на самую болезненную правду, и тем, чтобы сохранять надежду и положительную энергию. С энергетической точки зрения очень легко находиться на отрицательном полюсе. Оптимизм требует присутствия мужества, и не только потому, что жизнь сама по себе конечна, но и потому, что мы все неизбежно сталкиваемся с вызовами, препятствиями и неудачами на всем жизненном пути.

    Министерство обороны

    Каждый из нас имеет свое собственное хорошо финансируемое министерство обороны. Оцепенение – то есть отсутствие чувств – является одной из форм отрицания того, что мы не хотим видеть. Примером может служить распадающийся брак, когда один из супругов (а зачастую и оба) реагирует на ситуацию, полностью отключая свою эмоциональную энергию. Другая форма защиты от правды – это рационализация. Человек может признавать, что он груб, или нетерпелив, или слишком критичен, но при этом считать, что за это он достоин похвалы, поскольку выполняет срочную и важную работу.

    Интеллектуализация – это способ осмысленного признания правды без эмоционального переживания. Хорошим примером может быть лидер, который с пеной у рта доказывает своему «войску» необходимость быть честными, порядочными, работать в команде, но все эти принципы грубо нарушает своим же собственным ежедневным поведением. Еще один особо изощренный и лживый способ защиты от правды – это проецирование. Оно состоит в том, что человек приписывает свои неосознанные импульсы другим людям. Мы ведь чаще всего замечаем злость, ненависть или высокомерие в других людях, а не в себе!

    Ожидание худшего в любой ситуации является средством искажения правды за счет восприятия ситуации через узкие пессимистические «очки». «Соматизация» – это превращение непризнанных тревоги и злобы в физические симптомы – головные боли, проблемы с пищеварением, боли в шее и спине. В шутке Вуди Аллена «Я не злюсь, я просто выращиваю опухоль» есть большая доля правды. Мы можем скорее и проще добиться от окружающих симпатии нашей мигрени, чем нашей злобе или пессимизму. Сублимация – перенаправление неприемлемых чувств, например, превращение жадности в необычную щедрость – представляет собой чуть более положительный способ адаптивной защиты. Но даже в этом случае отрицательный импульс никуда не девается и остается на своем месте.

    Итак, честный взгляд на наше собственное поведение – это первый шаг. Следующий шаг – это принятие ответственности за свои решения. Истина может сделать вас свободными, но не сможет доставить вас к месту назначения. Например, если человек признал, что он весит на 10 килограммов больше, чем нужно, то это уже положительный шаг (особенно если раньше он признавал у себя наличие только 3 килограммов лишнего веса). На этом шаге очень легко остановиться, отрицая важность добытой истины. Он может сказать: «Я же чувствую себя прекрасно, в чем дело?», или: «Да сейчас все вокруг весят больше чем надо!», или: «Да, это, конечно, серьезно, но я займусь этим как-нибудь попозже». Надо ведь не только признать наличие лишнего веса, но признать еще и последствия этого факта – снижение энергетики, увеличение вероятности болезней или ранней смерти. Только признав эту сторону истины и начав действовать на ее основе, мы можем сказать, что не боимся смотреть правде в глаза. Далее мы приводим таблицу, обобщающую издержки и выгоды десяти наиболее распространенных видов приспособительного поведения, которые мы наблюдали. В каждом случае мы отмечаем как краткосрочные эффекты, так и долговременные последствия.



    Наша тень

    Карл Юнг придумал термин «тень» для описания тех аспектов личности, которые мы хотим отделить от себя, поскольку они разрушают наше представление о самих себе. Фрейд охарактеризовал подавление как средство, при помощи которого мы загоняем нежелательные чувства в свое подсознание. В буддизме существует форма медитации «ви-пассана», которая нацелена на преодоление инстинкта самообмана и обучение пониманию вещей – такими, как они есть. Мы действительно стараемся забыть и отодвинуть в сторону все, что боимся признать. Если нас воспитали так, что проявление гнева считается неприемлемым, мы найдем способ проявить его завуалированно в форме критики, осуждения, упрямства или обиды. Когда в поле нашего зрения есть слепые пятна, мы многого не замечаем и даже не подозреваем об этом.

    Боясь своего собственного чувства бессилия, задира компенсирует это грубостью. Преследуемый подспудным чувством несоответствия своему положению, успешный руководитель выставляет напоказ свои достижения и без конца разглагольствует о знаменитых и важных персонах, с которыми здоровался за руку. Не замечая своей зависти, вежливая и благопристойная хозяйка дома находит весьма утонченные способы третировать и унижать гостей. «Главным пороком зла является не грех, а неспособность признаться в зле, – пишет Скотт Пекк, автор книги The Road Less Traveled („Заброшенная дорога“). – Зло атакует окружающих вместо того, чтобы признать свои собственные провалы… Поскольку ему приходится отвергать мысль о своей негодности, оно считает, что негодны все, кроме него».

    Верным может быть и обратное. Попав в ловушку слишком узкого взгляда на самих себя, мы можем не заметить и свои собственные сильные стороны. Так же, как мы подавляем те черты, которые нам самим не нравятся, мы можем подавлять и лучшие стороны своей натуры. Взгляд правде в глаза означает признание и прославление наших сильных сторон.

    Уже многие тысячелетия легенды и саги говорят нам, что важнейший духовный вызов состоит в том, чтобы «проснуться». Еще древние греки написали на горе Парнас две заповеди. Самая известная – «Познай себя». Вторую можно примерно перевести как «Познай всего себя», и это – признание в том, что в поисках правды мы не имеем права скользить по поверхности. Современные мыслители повторяют эту мысль. Например, психиатр Эдвард Уитмонт написал так: «Первый шаг к пониманию нашей личной реальности происходит тогда, когда мы получаем шок от осознания того, как отличаются наши надежды и желания быть кем-то от того, кем мы на самом деле являемся».

    Чего мы чаще всего не замечаем

    Когда Роджер Б. первый раз приехал к нам, он считал себя честным и прямодушным человеком. Однако у него была заметна склонность окрашивать весь свой опыт в положительные оттенки. И это поведение очень широко распространено. Перед лицом неумолимых требований мы так быстро привыкаем к хроническому состоянию легкого беспокойства и умеренного недовольства, что принимаем эту ситуацию как должное и забываем, что можно испытывать и какие-то другие чувства. То есть мы попадаем в ситуацию отказа и оцепенения, настаивая, что дела идут замечательно, и не замечая, что принимаемые нами удобные решения в долгосрочном плане ведут к разрушению.

    При нашем содействии и при помощи обратной связи от своих коллег Роджер обнаружил целый спектр стратегий, которые он использовал для избегания отказа от ответственности за неприятные и сложные стороны своей жизни. Самая «удачная» стратегия – это обвинение других и признание себя жертвой. Он связывал проблемы на работе по большей части с отсутствием внимания со стороны шефа и с проблемами глобальной экономики. Он считал нехватку времени достаточным извинением за то, что он не занимался спортом, неправильно питался и недостаточно общался с детьми.

    Роджер оказался настоящим мастером рационального объяснения своих нездоровых привычек. В этом ему хорошим помощником был самообман. Мы назвали это синдромом «пока не умер». Что за проблема, говорил Роджер себе, выкурить несколько сигарет в неделю (хотя их количество, как оказалось, приближалось к дюжине), или выпить пару бокалов вина в конце длинного дня (правда, это число чаще равнялось трем или четырем), или потолстеть на несколько килограммов (считая, что 7 килограммов – это тоже «несколько»). Когда же Роджер чувствовал вину за какие-то свои поступки или был подавлен обстоятельствами, он переходил к другой крайности. Он представлял себя таким незащищенным и униженным человеком, что через короткое время все его желания ограничивались только тем, чтобы избавиться от дискомфорта, – и с этого момента цикл самообмана замыкался. Отказ от правды оказался самым главным его лекарством.

    Стратегии Роджера вряд ли были самыми экстремальными из тех, с которыми нам пришлось встретиться. Мы знали одного врача, специалиста по легочным болезням. Когда у нее самой обнаружили рак легких, оказалось, что она была заядлым курильщиком более двадцати лет. Видимо, все эти годы она настойчиво сопротивлялась тому, чтобы связать свое собственное поведение с теми ужасными последствиями курения, которые она лично каждый день наблюдала.

    Сбор фактов

    Взгляд в лицо правде требует, чтобы вы стали объектом исследования – своеобразного аудита вашей собственной жизни и выявления связей между вашим поведением и его энергетическими последствиями. Чтобы начать его, найдите полчаса спокойного времени и на листе бумаги ответьте на такие вопросы:

    – Оцените по десятибалльной шкале уровень своей мощности на работе. Что стоит на вашем пути к полной мощности?

    – Насколько ваше ежедневное поведение соответствует вашим ценностям и служит выполнению вашей миссии? Где самые большие разрывы?

    – Насколько полно вы реализуете свои ценности и видение своего будущего на работе? Дома? В кругу друзей и знакомых? Что не удается?

    – Насколько эффективно ваши решения в сфере физической энергии – пищевые привычки, занятия физкультурой, сон, баланс между стрессом и восстановлением – служат реализации ваших ключевых ценностей?

    – Насколько соответствуют вашим ценностям ваши эмоциональные реакции? Насколько различаются ваши эмоциональные реакции на работе и дома?

    – Насколько ясно установлены ваши приоритеты и насколько долго вы удерживаете внимание на стоящих перед вами задачах? Насколько ваши приоритеты соответствуют тому, что вы считаете для себя самым важным?

    Чтобы продолжить исследование, попробуйте определить, насколько хорошо вы управляете своим самым ценным ресурсом – энергией – для достижения того, что вы считаете для себя самым важным:

    – Как ваши привычки еды, сна и физической активности влияют на уровень доступной вам энергии?

    – Сколько отрицательной энергии вы тратите в защитных целях, испытывая разочарование, гнев, страх, возмущение, зависть, по сравнению с положительной энергией, используемой для развития и роста?

    – Сколько энергии вы инвестируете в самих себя и сколько – в других людей, и насколько комфортно для вас это соотношение? Что думают ваши близкие об этом соотношении?

    – Сколько энергии вы тратите на то, чтобы волноваться или пытаться повлиять на события, которые лежат за пределами вашего контроля?

    – И наконец, насколько умно и продуктивно вы инвестируете свою энергию?

    Чтобы резче сфокусироваться на том, как ваши решения по управлению энергией влияют на вашу эффективность, рассмотрите таблицу, в которой мы перечислили основные барьеры для высокой эффективности. Мы называем их барьерами для полной мощности, поскольку они оказывают сопротивление оптимальному потоку энергии. Будь то нетерпеливость, или отсутствие эмпатии, или плохое управление временем – все они представляют собой проблему, поскольку имеют последствия в виде отрицательной энергии – в нашей жизни и в жизни окружающих нас людей. Попробуйте проверить, как каждый из перечисленных барьеров влияет на качество и количество доступной вам энергии на работе и в личной жизни.



    Вам надо найти пять ваших главных барьеров на пути к высшей эффективности. Именно для преодоления этих барьеров вы должны выработать новые, положительные ритуалы, которые помогут вам изменить способы управления своей энергией.

    Восприятие и реальность

    Другой способ самообмана – это уверенность в том, что наша точка зрения является правдивой, хотя на самом деле она является всего лишь интерпретацией, очками, через которые мы предпочитаем смотреть на мир. Не понимая этого, мы на основании фактов сочиняем истории, и именно эти истории считаем правдой. Но на самом деле, если что-то нам кажется правдой, оно не является правдой на самом деле. Факты в каждой ситуации могут быть неоспоримыми, но то значение, которое мы им приписываем, чаще всего является более чем субъективным.

    Еще более опасно заблуждение, когда мы слишком полагаемся на одну-единственную точку зрения на нас самих – независимо от того, хороша или плоха эта точка зрения. Нам обязательно надо получить более полную картину, сделав шаг назад и понаблюдав за собой. Расширив нашу перспективу, мы можем стать зрителями той драмы, которая происходит в нашей жизни, вместо того, чтобы быть предметом этой драмы. Практику медитации «випассана» иногда называют «состоянием очевидца», поскольку она направлена на наблюдение за нашими мыслями, чувствами и ощущениями как бы со стороны. Как сформулировал психиатр Роберт Ассаджиоли, мы можем перейти от чувства «я ошеломлен своими тревогами» к более хладнокровному «мои тревоги пытаются ошеломить меня». В одном случае мы являемся жертвами. В другом – у нас появляется сила для принятия решений и для начала действий.

    «Я могу быть неправ»

    Глядя правде в лицо, мы должны постоянно сохранять открытость, учитывая возможность того, что наш взгляд на самих себя и на других может быть не вполне точен. В качестве взаимного влияния достоинств можно рассмотреть самоуверенность, которая без должной доли скромности превращается в эгоцентризм и фанатизм. В книге «От хорошего к великому»[5] Джим Коллинз исследовал характеристики руководителей тех компаний, которые заметно улучшили свои показатели в предыдущие годы. К его собственному удивлению, Коллинз обнаружил, что наиболее успешные компании построены не самыми харизматичны-ми или блестящими лидерами. Они были построены людьми, которые демонстрировали сбалансированное сочетание двух кажущихся столь различными качеств: решительности и скромности.

    Наверное, никого не удивит, что способность упорно преодолевать препятствия является важнейшей для достижения успеха. Но почему же наиболее успешные лидеры были также столь последовательны в принижении своей роли, отсутствии самовосхваления и разделении успеха с другими? Отчасти потому, что их скромность оставляла другим пространство для их развития. Они инстинктивно понимали, что для успеха большого предприятия необходимо, чтобы сотрудники чувствовали себя его хозяевами, чтобы ценность их вклада была оценена по достоинству. Искренняя скромность означала также то, что эти лидеры были открыты к выслушиванию мнений, противоположных их собственным, и готовы к тому, что их взгляды не обязательно являются истиной в последней инстанции. Они были достаточно уверены в себе, чтобы оказаться неправыми, но чтобы их неправота не оказала влияния на конечный результат. Когда мы не тратим энергию на «защиту своей поляны», у нас остается потенциал видеть больше правды и продолжать учиться и расти. Разрабатывая систему, о которой мы рассказываем в этой книге, мы сами получили этот урок десятки раз. С энтузиазмом относясь к тому, чему учим, мы знаем, что эта работа всегда продолжается. Мы ни в коей мере не утверждаем, что имеем ответы на все вопросы, наши идеи продолжают развиваться в плавильном тигле нашего ежедневного опыта, исследований и постоянной открытости к точкам зрения других людей.

    «Неужели это я?»

    Поскольку принять это трудно и неприятно, мы часто относимся наиболее враждебно к тем, кто напоминает нам о таких наших качествах, которых мы сами предпочитаем не видеть. «Попросите кого-нибудь дать описание такого типа личности, который он больше всего презирает и ненавидит, – пишет психиатр Эдвард Уитмонт, – и он даст полный список тех черт характера, которые больше всего подавляет в самом себе… Именно эти качества неприемлемы для него, поскольку они представляют его темную сторону. Только то, что мы не можем принять в самих себе, мы считаем неприемлемым в других людях». Вспомните человека, который вам не нравится больше всего. Какую его черту вы находите самой неприемлемой? А теперь спросите себя: «А у меня?»

    Психолог Джеймс Хиллман доказывает, что, в конечном счете, мы должны найти баланс между самоодобрением и постоянной приверженностью к изменению тех аспектов нашей жизни, которые разрушительны более всего:

    «Любить самих себя очень непросто… поскольку это подразумевает любовь ко всему себе, включая и худшие свои черты. Человек может позаботиться о лечении этой унижающей его части личности, но это лечение должно парадоксально включать в себя две противоположности – моральное признание того, что эти черты неприемлемы и должны быть изменены, и радостное признание того, что они доставляют мне радость и должны навсегда остаться со мной».

    Если истина делает нас более свободными, мы не сможем ограничиться одномоментным взглядом ей в лицо. Это должно стать постоянной практикой. Как и все наши «мускулы», самосознание слабеет при неиспользовании и крепнет, когда мы преодолеваем свое же собственное сопротивление ему. Точно так же, как мы возвращаемся в спортивный зал и поднимаем гири, преодолевая сопротивление силы тяжести, чтобы удержать или увеличить нашу физическую силу, мы должны настойчиво проливать свет на те черты нашей жизни, которые мы бы предпочли не замечать, – чтобы создавать запасы умственной, эмоциональной и духовной энергии.

    И в то же время эти поиски не должны продолжаться непрерывно, постоянно создавая стрессовую ситуацию. Как заметил антрополог Грегори Бэйтсон, «во всем есть своя мера, за пределами которой все может стать ядовитым: кислород, сон, психотерапия, философия». Когда дело доходит до признания истины, слишком большая доза может свалить с ног и даже превратиться в свою противоположность. Некоторые части истины слишком неприятны, чтобы усвоить их за один раз. Например, в случае эпидемии гриппа имеет смысл узнать о его симптомах и способах лечения. Если же слишком погрузиться в эту проблему, реагируя на каждый чих, то можно скорее парализовать свою жизнь и растратить всю энергию вместо того, чтобы ее аккумулировать.

    Замечательным примером идеального управления энергией является «Спокойная молитва»: «Господи, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество, чтобы изменить то, что я могу изменить; и мудрость, чтобы отличить первое от второго». Мы тратим огромное количество энергии, беспокоясь о людях и ситуациях, которые находятся за пределами контроля. Намного лучше сконцентрировать свою энергию на том, на что мы можем влиять. И взгляд в лицо истине помогает нам делать различие.

    Поскольку наша самооценка – предмет довольно хрупкий, открытость перед неприятной информацией может вызывать чувство угрозы. Нам нужно мужество, чтобы совершить прыжок в неизвестность, но еще и сочувствие нашему сопротивлению тому, что нам предстоит открыть. Мы должны осмотрительно двигаться по направлению к истине, признавая, что наши силы самозащиты будут оказывать сопротивление этому движению. Когда мы сможем очистить линию нашего зрения, мы с большей ясностью рассмотрим препятствия, стоящие на нашем пути. Встреча с наиболее тяжелыми участками истины о самих себе является не только большим вызовом, но и мощным способом освобождения. Тогда мы сможем заметить и наши сильные стороны и начать укреплять их. Если же мы сделаем неверный шаг, у нас хватит мужества взять на себя ответственность за него и вернуться на правильный курс.

    Запомните

    – Взгляд истине в лицо освобождает энергию и является вторым этапом после определения цели в достижении полной мощности.

    – Уклонение от истины требует больших усилий и расхода энергии.

    – На самом базовом уровне мы склонны обманывать себя, стремясь защитить свою самооценку.

    – Некоторые части истины слишком неприятны, чтобы принять их за один раз. Некоторые сильные эмоции надо перерабатывать постепенно.

    – Истина без сострадания – это жестокость – к самим себе и к другим.

    – То, что мы отказываемся признать в самих себе, никуда не исчезает и продолжает свое действие – на бессознательном уровне.

    – Самая распространенная форма самообмана – это предположение, что наша точка зрения является окончательной истиной, хотя на самом деле она является всего лишь теми очками, через которые мы предпочитаем смотреть на мир.

    – Взгляд в лицо истине требует, чтобы мы сохраняли постоянную открытость перед возможностью того, что наш взгляд является не полным отражением истины.

    – Это и опасность, и обман, когда мы упорно придерживаемся какого-то одного взгляда на самих себя. Мы все состоим из сочетания света и тени, добродетели и порока.

    – Признание имеющихся ограничений снижает наше оборонительное поведение и увеличивает количество доступной нам положительной энергии.

    10. Переходим к действию

    Сила положительных ритуалов

    Иван Лендл был далеко не самым физически одаренным игроком своего времени. Но в течение целых пяти лет он продержался на первом месте в мировой классификации. И добиться такого результата ему помогли разработанные им процедуры. Конечно, никого не удивишь тем, что он долгими часами тренировался на корте, и даже тем, что он точно выбирал время для этих тренировок. Его отличало то, что такие процедуры у него были разработаны для всех аспектов жизни. Он разработал строгий распорядок занятий за пределами корта, которые включали занятие спринтерским бегом и бегом на средние дистанции, длительные поездки на велосипеде и силовые тренировки. Он регулярно занимался у балетного станка, чтобы развивать баланс и чувство ритма. Он разработал для себя диету с низким содержанием жиров и высоким – сложных углеводов и питался строго по расписанию.

    Лендл также разработал систему ежедневных упражнений для улучшения концентрации внимания и регулярно придумывал новые, чтобы они давали дополнительную нагрузку. Во время турниров он давал своим друзьям и родным четкие инструкции, чтобы они не отвлекали его по тем вопросам, которые не касались его главной миссии. Что бы он ни делал, он делал это либо на полной мощности, либо на нулевой. Он скрупулезно расписывал время для релаксации и восстановления, которые включали в себя любительский гольф, послеполуденный сон и регулярный массаж. На корте он полагался на другой набор ритуалов, для того чтобы быть сконцентрированным и сфокусированным – он «просчитывал» в уме ход розыгрышей и следовал определенному порядку действий, подходя к линии подачи. Его постоянный соперник Джон Макинрой позже заметил: «Я очень не любил его, но должен отдать ему дань уважения. Иван не был самым талантливым игроком, но его целеустремленность – физическая и умственная – была непревзойденной. у него буквально все было отрепетировано».

    Тайгер Вудс является современной версией Лендла. Хотя он и более талантлив, но имеет такую же неистовую приверженность к выработанным ритуалам для управления всеми формами своей энергии. Результат этого известен. В возрасте чуть более двадцати лет Вудс стал лучшим в своем деле, а позже – наиболее долго и непрерывно доминировавшим гольфистом в истории.

    Наверное, было бы логичным предположить, что Лендл добился успеха большей частью благодаря выдающейся воле и дисциплине. Но это не так. Большое количество исследований сходится на том, что мы сознательно управляем не более чем 5 % своего поведения. Мы – творцы своих привычек, и 95 % того, что мы делаем, происходит автоматически или в качестве реакции на внешние стимулы. Лендл смог инстинктивно понять силу положительных ритуалов – точных, сознательно принятых форм поведения, которые были доведены до автоматизма и питались глубоким чувством целесообразности.

    Положительные энергетические ритуалы имеют значение на трех уровнях. Они гарантируют нам, что мы эффективно управляем энергией, выполняя выбранную нами миссию. Они снижают необходимость полагаться на ограниченные возможности нашей осознанной воли и дисциплины. И наконец, ритуалы – это мощное средство превращения наших ценностей и приоритетов в действие.

    Адаптация к течению

    Подобно многим из нас, Роджер Б. стал узником своих отрицательных привычек и рутины. Многие из его решений были целесообразными, поскольку основывались на стратегии быстрого генерирования энергии без особых размышлений о долгосрочных последствиях. Пропуск завтрака позволял Роджеру раньше попасть в офис, правда, за счет потери части физической энергии, нужной для работы. Употребление кофе и колы служило ему для искусственной накачки энергии, потерянной в результате недосыпания. Отказ от физкультуры был следствием его неспособности заставить себя двигаться в ситуации, когда он чувствовал, что опустошен другими требованиями. Роджеру было трудно понять, что, если бы он создал хотя бы небольшой запас выносливости, физкультура стала бы для него не формой расхода энергии, а формой ее восстановления, причем не только физической энергии, но также и умственной, и эмоциональной.

    Нетерпеливость и раздражимость были для Роджера средствами развеять свое разочарование – без учета той цены, в которую эти отрицательные эмоции обходились ему самому и окружающим. Несколько стаканов спиртного и сигарета составляли открытый им способ немедленного ослабления стресса – но они воровали его энергию, нужную для следующего дня, и ставили под угрозу здоровье в долгосрочном плане. Удерживание супруги и детей на расстоянии было способом избежать еще одного набора требований к его ограниченным запасам энергии, но приводили к исчезновению той эмоциональной подпитки, которую человек получает от семьи. И в конце концов Роджер адаптировался. Он адаптировался при помощи отключения мощности – консервируя свою энергию, но никак не инвестируя ее в то, что он мог бы считать для себя ценным и значительным.

    Все его вялые попытки изменить свое поведение длились недолго и не привели к какому-либо результату. В этом он не одинок. Большинство из нас имеет большой опыт разочарования в попытках изменить себя. Многим из нас известен «новогодний синдром» – твердые обещания со следующего дня начать новую жизнь и быстрое возвращение к привычным шаблонам. Ритуалы в этом смысле служат в качестве своеобразных якорей, гарантируя нам, что даже в самых сложных обстоятельствах мы будем продолжать использовать свою энергию для служения своим самым заветным целям. Мы все подвергаемся штормам в течение своей жизни – болеем, переживаем разочарования, испытываем финансовые трудности. Именно в этих ситуациях проходит настоящую проверку наш характер, и наши решения о том, как управлять энергией, становятся критически важными.

    Чем сильнее шторм, тем больше мы склонны к обращению к нашим привычкам – и тем важнее становятся положительные ритуалы.

    Люди, работающие на пределе эффективности – будь то спортсмены, пилоты истребителей, хирурги, бойцы спецназа или генеральные директора, – все они полагаются на положительные ритуалы для управления своей энергией и достижения своих целей. То же самое, как мы обнаружили, касается всех, чья жизнь базируется на ясно определенных ценностях. «Каждый раз, когда мы участвуем в ритуале, мы выражаем свою веру в словесной или любой другой форме, – пишут Эван Имбер-Блэк и Джанин Робертс, авторы книги Rituals For Our Times („Ритуалы для нашего времени“). – Семьи, которые каждый вечер собираются за ужином, без слов говорят о том, что они верят в необходимость того, чтобы члены семьи проводили время вместе. Когда родители каждый вечер укладывают ребенка спать, они верят в то, что несколько минут разговора „обо всем“ необходимы для создания чувства тепла и безопасности».

    Конечно, можно считать слишком жесткими и даже экстремальными те структурированные процедуры, которые разработал Иван Лендл, спортсмен мирового класса. Но задумайтесь на минутку о тех людях, которыми вы восхищаетесь, – или даже о тех сферах жизни, в которых вы сами наиболее эффективны и продуктивны. Скорее всего, у вас самих есть много собственных ритуалов, просто они находятся за пределами вашего осознанного внимания. Они могут касаться, например, гигиенических привычек, планирования рабочего дня или проведения времени с семьей. Они дают нам ощущение комфорта, непрерывности и безопасности, которое освобождает нам место для импровизации и риска. Ритуалы образуют стабильный каркас нашей жизни, в котором часто происходят творческие прорывы. Ритуалы также высвобождают время для восстановления и обновления, когда отношения могут углубляться и становится возможным духовное размышление.

    Ограничения, имеющиеся у сознательной воли и дисциплины, основаны на том факте, что все действия, требующие нашего самоконтроля – когда мы решаем, чего бы поесть, или пытаемся справиться с разочарованием, составляем режим физических упражнений или выполняем сложный проект, – все они обращаются к одному и тому же небольшому запасу энергии. Сила же ритуалов исходит из того факта, что они экономят энергию. В отличие от воли и дисциплины, которые подразумевают, что мы должны толкать себя к действию, хорошо проработанные ритуалы сами тянут нас. Если мы их не выполняем, мы чувствуем себя хуже.

    Поскольку воля и дисциплина – намного более ограниченные и ценные ресурсы, чем большинство из нас представляет, их надо использовать выборочно и экономно. И при этом их использование в одном виде деятельности означает, что они становятся менее доступными для другого вида. Печальная правда состоит в том, что у нас есть ресурсы для совершения только очень небольшого количества сознательных действий в день.

    «Мускулы» самоконтроля можно тренировать так же, как и любые другие мускулы. К ним применим точно такой же тренировочный режим – напряжение, выходящее за пределы нормальных рамок, последующее расслабление и отдых. Но более надежным способом раздвижения границ возможного для воли и дисциплины является построение положительных ритуалов, доведенных до автоматизма и благодаря этому выполняющихся без усилий и с максимальной скоростью.

    Ритуалы стресса и восстановления

    Наиболее важная роль ритуалов состоит в обеспечении эффективного баланса между расходованием энергии и ее восстановлением для достижения полной мощности. Самые эффективные люди обязательно имеют ритуалы, которые оптимизируют их способность ритмически переходить от стресса к восстановлению. Самый яркий пример – это описанные выше ритуалы лучших теннисистов, регламентирующие их поведение между розыгрышами очков. Всего за 10–20 секунд эти ритуалы позволяют им достичь высочайшего уровня восстановления сил.

    Этот баланс стресса и восстановления важен в любом виде деятельности, требующем высокой продуктивности. Мы работали, например, с биржевыми трейдерами, которые должны сидеть перед своими терминалами долгими часами практически без перерывов. Когда мы им сказали, что им надо разработать больше ритуалов для обеспечения восстановления, они рассмеялись нам в лицо.

    «Да у нас нет времени сходить в туалет! – сказали они нам. – Откуда нам взять время для восстановления?» Мы напомнили им, что у теннисистов на корте еще меньше времени. Разработка хорошо структурированных перерывов длительностью в минуту-полторы уже может дать заметный результат. Трейдеры стали придумывать свои собственные ритуалы – от шестидесяти секунд глубокого дыхания до прослушивания любимой музыки, от короткого звонка домой до пробежки по лестнице на несколько этажей. Чем более систематическими и проходившими строго по расписанию эти ритуалы становились, тем больший уровень восстановления достигался.

    Чем больший вызов нам бросает наша миссия, тем тщательней и точней должны быть проработаны наши ритуалы. Здесь хорошим примером может служить подготовка бойцов спецназа, особенно морской пехоты. За какие-то два-три месяца слабые, боязливые и неряшливые тинейджеры превращаются в мускулистых, уверенных и собранных солдат. Новобранцам приходится выстраивать ритуалы во всех сферах своей жизни – как, когда и что они едят и говорят, когда ложатся спать и когда просыпаются, как заботятся о своем здоровье и как решают задачи под давлением. Следование этому кодексу поведения позволяет им принимать правильные решения в правильные моменты перед лицом самого тяжелого стресса – угрозы для жизни.

    Непрерывность и изменения

    Ритуалы помогают нам структурировать свою жизнь. Мы как никогда раньше подвергаемся бомбардировке конкурирующими предложениями, бесконечной информацией и постоянными требованиями. Как сказал нам руководитель одной крупной финансовой фирмы, «самая большая проблема современного бизнеса – это чувство, что ничто и никогда не заканчивается. У нас не может возникнуть чувство хорошо выполненной работы, потому что сразу после ее окончания приходит предъявление новых требований. Мы движемся по бесконечному конвейеру». Ритуалы создают границы – между временем для обновления и перезарядки и временем для следующего рывка.

    Каждый раз, когда Иван Лендл подходил к линии подачи, он делал одно и то же: вытирал бровь повязкой на запястье, ударял ракеткой по пяткам, четыре раза бил мячом об землю и представлял себе ту точку, куда он собирался послать мяч. В ходе этого процесса Лендл как бы «калибровал» свою энергию, то есть приводил ее к заранее заданному уровню: отталкивал от себя все отвлекающие факторы, выводил на нужный уровень физиологию, фокусировал внимание, включал мощность и готовил тело к максимально эффективной работе. Он фактически программировал свой внутренний компьютер. Когда игра начиналась, эта программа начинала работать в автоматическом режиме. Успешные лидеры, руководители и продавцы часто тоже имеют свои ритуалы подготовки к эффективной работе. Например, при подготовке к важной деловой встрече эти ритуалы могут включать в себя короткую прогулку, сеанс глубокого дыхания, повторение ключевых вопросов, которые предстоит обсудить, и аргументов в поддержку своей позиции.

    В дополнение к созданию непрерывности и повторяемости ритуалы также помогают внедрять изменения. Тысячелетиями ритуалы использовались для учета наших достижений, прославления успехов и облегчения перехода из одного состояния нашей жизни в другое. В разных формах празднуются совершеннолетие, юбилеи и окончание периодов обучения. Ритуалы ежегодных праздников дают нам возможность вспомнить о важных событиях. Ритуал свадьбы отмечает переход в новое состояние семейной жизни. В более широком смысле ритуалы наполняют ключевые моменты нашей жизни значением.

    К сожалению, большинство из нас имеет негативные ассоциации с ритуалами. Отчасти это происходит потому, что мы не выбираем их сами, а они навязываются нам еще в детстве. Если ритуал начинает казаться пустым, избитым и даже угнетающим, это, скорее всего, связано с тем, что он теряет связь с нашими глубинными ценностями. Чтобы поддерживать ритуалы в живом состоянии, нужно соблюдать весьма деликатный баланс. Без их структуризации мы будем уязвимы для неожиданных проблем и будем вынуждены полагаться на ограниченные ресурсы сознательной воли и дисциплины. С другой стороны, если ритуалы становятся слишком жесткими, неизменными и линейными, они приведут к рутине, скуке, отключению, снижению энтузиазма и продуктивности.

    Перед нами стоит двойственная задача – быстро использовать имеющиеся ритуалы в те моменты, когда возникают угрозы, и периодически изменять ритуалы, чтобы они всегда оставались свежими. Например, для любой тренировки мышечной силы очень важно применять структурированные последовательности упражнений. Однако если применять одни и те же последовательности бесконечно, никак не меняя их, то результатом будет только разочарование и отказ от тренировок. Здоровые ритуалы заполняют территорию между комфортом привычного прошлого и вызовом неизвестного будущего. Правильно разработанные и применяемые ритуалы помогают добиться безопасности и непрерывности, оставляя возможность для проведения необходимых изменений.

    Точность и конкретность

    Есть большое количество исследований, подтверждающих, что назначение конкретного времени и точное соблюдение порядка работы существенно увеличивают вероятность достижения успеха. Объяснение этому опять же основано на том факте, что наша способность к самоконтролю ограничена и легко исчерпывается. Точно определив, когда, где, как и что должно быть сделано, мы уже не будем много думать обо всем этом.

    Конкретность и точность ритуалов также увеличивает вероятность того, что мы сможем воспроизвести их в условиях давления. Билл Уолш, великий тренер американского футбола, сказал об этом так: «В любой момент времени команда должна быть сфокусирована на том, чтобы точно выполнить все действия. В каждой игре. На каждой тренировке. На каждом собрании. В каждой ситуации. Всегда». Без сомнения, это применимо и ко всем другим видам деятельности. Тренировка приносит желаемый результат только тогда, когда выполняется идеально – ну или хотя бы стремится к идеалу. Если вы не можете выполнить какое-то действие в спокойной обстановке, то не стоит рассчитывать на то, что вы сможете выполнить его под давлением или в условиях кризиса. Выработка точных ритуалов позволяет отмести все отвлекающие факторы и страхи, которые появляются в условиях стресса. «Чем меньше людям надо думать в неблагоприятных условиях, тем лучше, – объясняет Уолш. – Когда вы находитесь под давлением, ваше сознание может обманывать вас. Чем более нацеленным и сфокусированным вы остаетесь, тем лучше вы можете бороться с прессингом».

    Точность и конкретность также гарантируют, что наши ритуалы сами по себе основаны на наших глубинных ценностях. Вовсе недостаточно просто сформулировать свое видение будущего. Только выработка ритуала для регулярного обращения к своему видению обеспечивает нам мощное и продолжительное подключение к этому источнику энергии.

    Мы наблюдали множество ритуалов, вырабатываемых людьми для того, чтобы поддерживать связь со своими целями и ценностями. Некоторые тратят несколько минут на то, чтобы сразу после пробуждения записать несколько слов в дневник. Некоторые медитируют, или молятся, или просто несколько минут проводят в раздумьях. Некоторые размещают формулировки своего видения на рабочих столах своих компьютеров, а некоторые просто вырабатывают практику задумываться о них во время коротких перерывов. Один наш знакомый взял небольшой лист картона и на одной его стороне написал видение своего профессионального развития, а на другой – личного развития. Этот лист картона он заламинировал и теперь, когда на машине утром едет на работу, засовывает его под солнцезащитный козырек «рабочей» стороной, чтобы несколько минут подумать о том, как он приблизит свое будущее в ходе предстоящего рабочего дня. А когда он едет домой вечером, то переворачивает лист «личной» стороной к себе. Это всего лишь несколько примеров. Самое главное – не то, как мы подключаемся к своим ценностям и целям. Самое главное – делать это регулярно и постоянно.

    Делать или не делать

    Когда намерения сформулированы в отрицательной форме – «Я не буду переедать» или «Я не буду злиться», – они быстро исчерпывают наши ограниченные запасы воли и дисциплины. Неделание требует постоянного самоконтроля. Это особенно верно в случае с глубоко укоренившимися привычками и с реакциями на искушения (например, десерт или алкоголь). Выработка положительного поведения в заданных ситуациях иногда называется «натаскиванием». Например, в случае с искушением съесть что-то лишнее подготовленный ритуал может состоять в словах вроде «Когда меня искушает десерт, я ограничусь фруктом».

    Нарастающее изменение

    Лучший способ навредить себе – это предаться излишествам. Поскольку процесс изменений требует того, чтобы мы выходили за пределы своих зон комфорта, лучше всего начинать его небольшими и управляемыми порциями. Представьте себе, что вы решили (например, 31 декабря) наконец-то прийти в форму. Заряженные решимостью и энтузиазмом, вы идете в спортзал и берете на себя обязательство три раза в неделю заниматься с гантелями и совершать пробежки. Одержимые тем же духом, вы вырабатываете для себя диету, снижая в два раза ее калорийность и полностью исключив все сахара и простые углеводы. И наконец, вы решаете раньше ложиться спать и раньше вставать.

    Через десять дней вы видите, что этой диеты придерживаться просто невозможно, в зал вы можете попасть только два раза в неделю, а спать вы ложитесь далеко за полночь. Что же случилось? Ответ: вы взяли на себя слишком много и хотите сделать это слишком быстро. Ваши воля и дисциплина не справляются с таким потоком требований, ваши способности саморегуляции истощены. Результат: вы не только не справились с выполнением своего плана, но и укрепили веру в то, что с привычками бороться невозможно.

    Наш метод состоит в том, чтобы создавать ритуалы постепенно, фокусируясь на одном существенном изменении в каждый отрезок времени и ставя перед собой достижимые цели на каждом этапе. Если ваша работа сидячая и вы решили начать занятия физкультурой, вам не надо начинать с 5-километровых пробежек шесть раз в неделю. Ваши шансы на успех будут значительно выше, если ваш план будет конкретным и точно настроенным на ваши возможности. Например, если вы начнете с пеших прогулок длительностью 15 минут три раза в неделю и каждую неделю будете увеличивать это время. Конечно, развитие и изменения не произойдут до тех пор, пока вы не выйдете за пределы своих зон комфорта, но слишком большая нагрузка скорее приведет к тому, что вы просто сдадитесь раньше времени. Намного лучше добиваться небольших успехов на каждом этапе процесса изменений. Вырабатываемая таким образом уверенность послужит вам дополнительным топливом для преследования следующих целей. Мы называем это «серийные ритуалы».

    Тренировочная база

    В Приложении 2 вы найдете персональный план развития полной мощности,[6] который проведет вас шаг за шагом через процесс идентификации ваших ключевых ценностей, выработки видения, выявления главных барьеров на пути к высокой эффективности и ритуалов для их преодоления, а также ритуалов для принятия ответственности за выполнение принятых на себя обязательств. Мы обнаружили, что есть два вида поведения, которые существенно увеличивают вероятность того, что за один-два месяца вам удастся выработать свои ритуалы и начать их успешно использовать. Вместе мы определили бы эти виды поведения как вашу «тренировочную базу». Именно они составляют тот фундамент, на котором наиболее эффективно строится процесс изменений.

    Начертите курс. Это действие может иметь много разновидностей, но цель у него одна – начинать каждый день с просмотра своего видения и прояснения не только того, что мы собираемся сделать, но и как мы хотим себя вести на выбранном пути. Некоторым это удается за пять-десять минут, другим приходится тратить полчаса и более. Некоторые делают это на прогулке или во время пробежки, другие – в тихой комнате.

    Составление курса может включать в себя разные элементы. Некоторые люди считают самым эффективным способом вспомнить о своих глубинных ценностях, таких как великодушие, эмпатия, честность или доверие, и использовать их в качестве топлива для установления определенного типа поведения для достижения выбранной цели. Другим лучше всего помогает процесс активного представления своего поведения в ходе предстоящих в течение дня трудных ситуаций. Третьи предпочитают просто выделить некоторое количество времени для того, чтобы подумать о том, как они себя представляют. Это можно делать, ведя записи в дневнике, а можно – в виде молитвы или медитации.

    Отмечайте прогресс. Второй ключ к построению ритуалов, поддерживающих ход изменений в вашей жизни, – это отчет перед самим собой в конце дня. Так вы будете регулярно напоминать себе о том разрыве, который существует между вашими намерениями и вашим реальным поведением. Если вы пытаетесь перейти на более здоровую диету, вам нужно иметь ритуалы для определения того, что и где вы собираетесь есть, а также ритуал для того, чтобы в конце дня проверить, насколько вам удалось удержаться в рамках намеченного вами плана. Если вы построили ритуал для того, чтобы более уважительно относиться к окружающим, очень важно отслеживать, насколько эффективно вы преследуете эту цель. Определение желаемых результатов и поддержание ответственности за каждый прожитый день дают направление для формирования ритуалов. Для многих людей самым удобным способом оказалось ведение ежедневного журнала прогресса (см. пример такого журнала в Приложении 4).

    Особо хотим отметить, что вам ни в коем случае нельзя осуждать или наказывать себя за то, что какие-то из планов окажутся невыполненными. Как мы показали ранее, отрицательные эмоции только истощают вашу энергию. Такая отчетность является как защитой от наших бесконечных способностей к самообману, так и источником информации о том, какие препятствия стоят у нас на пути. Если нам не удалось реализовать какой-либо ритуал или достичь желаемого результата, возможно несколько объяснений. Может быть, этот ритуал не основан прочно на ваших ценностях. Возможно, ваше видение оказалось не таким уж и привлекательным. Может быть, вы поставили перед собой слишком амбициозную цель, и вам надо двигаться к ней чуть медленнее. Возможно, ритуал, который вы разработали, оказался неправильным, и его надо переработать. Очень часто бывает, что неудача в создании нового ритуала просто скрывает то, что вы получаете заметные выгоды от старого поведения и поэтому продолжаете сопротивляться его изменению. Каким бы ни было объяснение, измерение вашего прогресса в конце каждого дня не должно использоваться в качестве оружия против вас самих. Оно должно стать частью процесса изменений. Мы можем извлечь столько же пользы из изучения и понимания наших неудач, сколько извлекаем из празднования своего успеха.

    Запомните

    – Ритуалы являются инструментом эффективного управления энергией для выполнения нашей миссии.

    – Ритуалы являются средством для преобразования наших целей и приоритетов в действие во всех сферах нашей жизни.

    – Все выдающиеся люди полагаются на положительные ритуалы для управления своей энергией и регулирования своего поведения.

    – Ограничения сознательной воли и дисциплины основаны на том факте, что все действия, требующие нашего самоконтроля, обращаются к очень ограниченному ресурсу.

    – Мы можем компенсировать нашу ограниченную волю и дисциплину за счет построения ритуалов, которые быстро становятся автоматическими и основываются на наших глубинных ценностях.

    – Наиболее важное правило создания ритуалов состоит в обеспечении эффективного баланса между расходованием энергии и ее восстановлением в целях достижения полной мощности.

    – Чем больше давление на нас и чем больший вызов нам брошен, тем более строгими должны быть ритуалы.

    – Точность и конкретность являются главными характеристиками при создании ритуалов в начальный период одного-двух месяцев.

    – Попытки не делать что-то быстро истощают наши ограниченные запасы воли и дисциплины.

    – Чтобы добиться изменений, которые дадут долгосрочный результат, мы должны выстраивать «серийные ритуалы», фокусируясь только на одном существенном изменении в данный период времени.

    11. Жизнь Роджера Б

    На полной мощности

    Ситуация с Роджером Б. была необычайно сложной. Проблема заключалась не в его барьерах на пути к высокой эффективности – они были обычными, – а в том, что его начальная мотивация для изменения была очень невысока.

    Неудивительно, что Роджер прибыл в наш институт полностью готовым к обороне. Его шеф сделал все, чтобы организовать его визит к нам, но Роджер не собирался нам помогать. У него сложилось впечатление, что от него хотят избавиться. Он опаздывал с подготовкой материалов, нужных для работы, он открыто выражал свое скептическое отношение, каждый перерыв он демонстративно проводил на парковке, разговаривая по сотовому телефону и работая с электронной почтой на коммуникаторе. Такое начало работы нельзя назвать удачным.

    Когда мы дошли до этапа «Посмотрите истине в глаза», Роджер был явно выбит из колеи. Мы сочли это проблеском надежды. Пока люди не начинают чувствовать дискомфорт своего текущего положения, они не готовы к изменениям. Первым сюрпризом для Роджера были тесты его физического состояния. Он думал, что находится в приличной форме, но полагался при этом на свои воспоминания о прошлом. Он еще не знал, до какой степени доходит мышечная атрофия за какой-то десяток лет отсутствия заметной физической активности. Он был разочарован, узнав процент содержания жира в своем теле и степени, до которой снижены показатели его сердечно-сосудистой системы и физической силы. Он был буквально шокирован, когда мы сказали, что его факторы риска – повышенное кровяное давление, сравнительно большое потребление алкоголя, хронически высокий уровень стресса, умеренное курение, высокий уровень холестерина и лишний вес – повышают его шансы на ранний инфаркт. Он признал, что его доктор действительно настаивал на том, чтобы он сбросил вес и занимался физкультурой более регулярно, но Роджер никогда не считал, что к этому надо приступать немедленно.

    Он был также удивлен мнением о нем его коллег, особенно тем, что его считали критично настроенным, нетерпеливым и вспыльчивым человеком. Хотя Роджер признавал, что действительно чувствовал себя время от времени раздраженным и настроенным отрицательно, он искренне считал, что умеет прятать это и в целом относится к сотрудникам с уважением и добротой. «Ну просто бывают же тяжелые моменты, – объяснял он. – Я думаю, большинство моих сотрудников просто сами никогда не попадали под то давление, которое испытываю я, и они просто обвиняют того, кто приносит плохую весть».

    Первый прорыв Роджером был сделан тогда, когда мы спросили его, считают ли жена и дети, что он нетерпелив и раздражителен. Он буквально отпрянул при таком вопросе. Он рассказал нам, что несколько недель назад у него был инцидент с его девятилетней дочерью Алисой. После того как он забрал ее с воскресных занятий гимнастикой, он пошел с ней пообедать в небольшой местный ресторан – это был редкий случай, когда они проводили время вдвоем. На Алисе был свитер, связанный мамой Роджера специально для внучки. Во время обеда Алиса случайно толкнула стакан с томатным соком и пролила его на свитер.

    Роджер отреагировал озлобленно и обругал дочь за ее невнимательность. Алиса пыталась извиниться, но Роджер только больше распалялся. В конце концов девочка расплакалась. «Ты все время на меня только кричишь, – сказала она сквозь слезы. – За что ты меня так ненавидишь?»

    Роджер сказал нам, что у него как будто нож в сердце провернулся. Он понял, что его реакция была избыточной и что он фактически выплеснул на дочь все свое разочарование и злость, накопленные на работе. И что еще хуже, он понял, что его дочь была права. Все время, пока они были вдвоем, он ее только критиковал. Чем больше он говорил об этом, тем больше понимал, что то же самое относилось и к младшей дочери, и к жене. Возможно, сказал он нам, его коллеги тоже были во многом правы.

    Цель как источник энергии

    Для определения цели мы попросили Роджера выполнить домашнее задание: ответить на серию вопросов, разработанных для того, чтобы выявить его глубинные ценности. Как мы уже отмечали ранее, один из вопросов звучал так: «Вспомните, какие три самых важных урока вам преподала жизнь и почему они так важны». Вот что он ответил:

    – Создать семью с человеком, которого ты любишь и уважаешь, и всегда отдавать семье главный приоритет. Все остальное приходит и уходит, но самые близкие люди остаются навсегда.

    – Хорошо работать, поддерживать высокие стандарты и стараться добиться наилучших возможных результатов.

    – Относиться к другим людям с уважением и поддерживать добрые отношения.

    Мы не могли не заметить несоответствия между тем, что Роджер нам рассказывал, и тем, что он написал. «Я знаю, что, возможно, выгляжу лицемером, – сказал он, – но это действительно именно те уроки, которые я выучил и которым хотел бы научить детей». В ответе на второй вопрос – «Вспомните кого-нибудь, кого вы искренне уважаете. Опишите три качества этого человека, которыми вы восхищаетесь больше всего», – Роджер описал своего отца, который был портным и позже организовал свой бизнес по химической чистке.

    «Я всегда восхищался его чувством собственного достоинства, его добротой и цельностью, – сказал Роджер. – Он был горд своей работой и к каждому клиенту относился заинтересованно и с уважением. Точно так же он относился и к членам нашей семьи. Кажется, он никогда не бывал разочарован или расстроен, хотя работал очень подолгу». Свои собственные лучшие черты Роджер определял как «жизнерадостность, заботливость, преданность, креативность и надежность».

    Когда дело дошло до выбора пяти ключевых ценностей, мы уже не удивились такому списку: доброта, высокое мастерство, семья, честность и здоровье. «Я думаю, на то, что в этом списке есть первые четыре качества, большое влияние оказали мои родители, – сказал нам Роджер. – Честно говоря, я, скорее всего, не включил бы в этот список здоровье до начала нашей программы. Но теперь я вижу, сколько всего поставлено на карту и какими могут быть последствия плохого здоровья».

    Последним шагом определения цели было формулирование видения. Вот что написал Роджер:

    «Мой самый высокий приоритет отдан жене и детям. Когда мы вместе, я готов отдать им всю свою энергию и внимание. Чтобы сделать это возможным, я должен позаботиться о своем физическом здоровье. На работе я собираюсь придерживаться высших стандартов качества. В качестве лидера я должен стать образцом воплощения своих ключевых ценностей – доброты, заботы об окружающих и честности. Я должен сделать так, чтобы все почувствовали, что я о них забочусь и они могут на меня положиться. Все, что я делаю, я должен делать от всей души».

    Когда пришло время составлять план действий, Роджер сфокусировался как на своих важнейших ценностях, так и на барьерах на пути к высшей эффективности, которые он определил следующим образом: низкий уровень энергии, нетерпеливость, отрицательное отношение, отсутствие глубины отношений и отсутствие энтузиазма. Он не хотел брать на себя сразу слишком много, и мы с этим согласились.

    Как мы уже отмечали, лучше добиться небольшого успеха и проходить путь постепенно, чем создать грандиозный план и полностью его провалить. Роджер решил создать свой первый набор ритуалов в области улучшения своего физического состояния не только для того, чтобы просто поправить здоровье, – теперь он понимал, что недостаток этого вида энергии лежал в основе других его проблем.

    Первым ритуалом были занятия физкультурой три раза в неделю – по вторникам и пятницам в 13 часов и по воскресеньям в 10. Он также решил, что ему нужен здоровый завтрак с высоким содержанием белка и питание в течение дня в виде небольших порций питательной пищи. Вторая область создания ритуалов – это проведение большего количества времени вместе с семьей. Лучшее, чего он собирался добиться в первое время, – это уход с работы не позднее 18:30 и ограничение ужинов с клиентами двумя в неделю. Он верил, что, добившись этих изменений, он значительно увеличит количество доступной ему энергии, улучшит свои отношения в семье и на работе.

    На пути домой

    Приехав домой, он проверил, что ждало его на работе. У него накопилось 134 электронных письма, 45 голосовых сообщений и полдюжины небольших кризисов на работе, которые требовали его внимания. К своему разочарованию, в вечер приезда домой он смог только поздороваться с женой и детьми, потом ему пришлось уединиться в кабинете и заняться «тушением пожаров» на работе. На следующее утро он проснулся на час раньше обычного и сразу уехал, так и не съев запланированного завтрака. Вместо него он перехватил пончик и кофе в кафе возле работы. Следующие четыре часа у него ушли в полной запарке на разгребание корреспонденции, срочное решение вопросов и телефонные звонки. На обед он разжился двумя кусками пиццы в офисном кафетерии, которые съел за рабочим столом. Про свои первые запланированные занятия физкультурой

    Роджер вспомнил только под вечер и перепланировал их на следующий день. Он пообещал жене, что в первый день придет домой пораньше, но смог заставить себя уйти с работы только в половине восьмого.

    По дороге домой, чувствуя себя истощенным и разочарованным, Роджер стал размышлять. Другой дороги нет – решил он. Несмотря на все свои оптимистические планы, он находился ровно там же, откуда начинал. Он не приедет домой раньше половины девятого, он был уверен, что Рейчел будет злиться на него, а на детей не останется ни сил, ни времени. Его портфель раздулся от бумаг, над которыми ему надо еще работать.

    Когда он сворачивал с шоссе, он почувствовал выплеск эмоций, которых сам до конца не понимал. Когда он проезжал сквер в пяти домах от своего дома, эти чувства стали такими сильными, что он был вынужден остановиться. Он заметил, что его лицо мокро от слез. Насколько он помнил, последний раз он плакал двенадцать лет назад, в день свадьбы, и это были слезы радости.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.