Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Тройка, семерка, туз, тройка, семерка, дама!
  • Да здравствует богатенький Буратино
  • Всегда быть в шопе – судьба моя!
  • Глава 4. Губительный и необходимый азарт

    Тройка, семерка, туз, тройка, семерка, дама!

    Азартные игры россиянам уже не в новинку. Впрочем, почему «уже»? Стукалка, преферанс, штос, орлянка, чет–нечет, крестики–нолики – да чтобы перечислить хотя бы часть любимых развлечений русского человека, нужно отдельную книгу написать – и не одну. Мы даже электронный пасьянс раскладываем азартно – сбудется–не сбудется? Идиллическое гадание по ромашке тоже жутко разогревает кровь. Пусти пылко влюбленную барышню на ромашковое поле – назавтра на стакан травяного чая не соберешь! Не зря самая азартная игра называется «русская рулетка». Простая и ужасная, как удар молнии.

    Существует категория патологических игроков – это те, которые не остановятся, пока в кармане и даже во всем доме останется хоть какая–нибудь мелочь. Есть и профессиональные игроки – а профессиональные игроки бывают не только в олимпийской лиге – но речь не о них. Неважно, шулер перед вами, или он в жизни не передернул ни разу — такой человек не столь азартен, сколь трудолюбив. Системы придумывает, ходы просчитывает, но главное – умеет уйти вовремя! То есть вполне может прекратить игру, покуда дотла не разорился. Ну разве это азарт? Разве это игра? Даром что карты в руках – от шахматиста не отличишь. С ним, холодным корыстолюбцем, и за «зеленым столом» не расслабишься. Зачем и сели – непонятно! А вот патологический игрок для россиян не безумец, не параноик – он для нас большой души человек. Мы напрочь забываем, что пушкинский Германн и звался не по–нашему, и играл не из чистого азарта, а ради прибыли. Так же, как поколения читателей переиначивают его фамилию, превращая ее в имя – так же целью Германна считают не получение «первоначального капитала», а выигрыш, победа! И меркантильные интересы сгорают в пламени страстей.

    Откуда это глубокое уважение к «пламенной страсти», неподвластной разуму? Почему, спрашивается, мы так легко ставим на карту все свое достояние и саму жизнь? Конечно, существуют и социальные причины, вроде повальной дезориентации (попросту растерянности) россиян в джунглях современной действительности. Есть и традиционное убеждение, что «голому пожар не страшен». Но дело не только в тяжком наследии царизма, да и не в трудностях постперестроечного выживания — здесь и генетический фактор немалую роль играет. Желание избавиться от чувства тревоги, подавленности, скуки, даже ценой повышения уровня стресса, заложено в человеческой природе. На подобный «рисковый компромисс» охотно идут люди импульсивные, которые обычно сперва совершают поступки, а затем оценивают последствия.

    К тому же логическое оправдание «опасных» развлечений невозможно: чрезвычайно редко игрок оказывается «в плюсе». И к тому же велика вероятность, что назавтра бедняга энергично просадит все выигранное накануне. И все–таки, однажды полюбив игру за мощный эмоциональный всплеск, за яркость ощущений, от нее практически невозможно отказаться. Лечение психологической зависимости – дело сложное. «Заочно» избавиться от пагубной страсти невозможно. Поэтому для патологического игрока будет лучше обратиться к психологу и попытаться вернуть себе свободу при помощи профессиональных методик.

    Но почему, собственно, азартная игра бьет все рекорды среди пристрастий? Ни опасность банкротства, ни осуждение окружающих, ни страдания семьи не трогают сердце игрока. Кстати, к игре пристрастны не только мужчины. Женщины, попав в психологическую «кабалу», страдают не меньше, а больше представителей сильного пола – идет ли речь о картах, рулетке или, грубо говоря, о водке и закуске. Сказывается потребность женского сознания и подсознания в эмоциональной встряске. Без красочных ощущений жизнь женщины пуста и уныла. Стремясь избавиться от мертвящей скуки, дама на многое пойдет. Химические или игровые «возбудители» дают прекрасному полу эрзац глубоких и сильных переживаний.

    Понятно: если ярких и упоительных ощущений в прочих сферах жизни не бывает – рутина замучила, муж надоел, общение с друзьями раздражает — пиши пропало. Мужчина, по крайней мере, ищет способа расслабиться после изматывающего напряжения, а женщина – возможности «ожить» после удушающей нудятины, почувствовать радость бытия. Последняя проблема, как правило, глубже и мучительней. Ведь своевременный отдых снижает уровень напряженности, и необходимость в экстремальном, опасном для здоровья и для благосостояния отдыхе уменьшается. Мужчине довольно бывает сменить если не работу, то хотя бы стиль руководства своим ненаглядным коллективом – не делать за подчиненных всю работу, не приглядывать самолично за каждой мелочью, не нагружать «на хребтину» больше, чем сможешь вытянуть. И сразу — жить стало лучше, жить стало веселей. А вот серые будни – явление непреходящее. Совсем не потому, что женщины меньше перетруждаются на рабочем месте. Как ни странно, именно потому, что они выносливее мужчин…

    Меньше страдая от перегрузок «по работе», мы, женщины, намного сильнее зависим от сферы эмоций, от интересного общения, от мнения окружающих. И даже самая крутая бизнес–леди не может совершенно искоренить в себе эти черты – их сформировала эволюция. Пока мужья–трудоголики добывали мамонтов, жены–домохозяйки формировали эмоциональную атмосферу в кругу соплеменников. В результате мужчина выучился охотиться, работать и отдыхать – в одиночку или в коллективе, а женщина – отношения с окружающими налаживать. Биологическая цель объясняет свойства натуры: мужчина изначально меньше прислушивается к чужому мнению, женщина – больше. Хотя в любом человеке есть и женские, и мужские черты. Но женская чувствительность – не выдумка сторонниц домостроя и патриархата, а объективная данность. Вот почему и в наше время эмансипированные дамы нуждаются во внимании, ласке, комплиментах… А как она этого добивается – речь пойдет впереди.

    Особенно сильно стремление «расцветить жизнь яркими красками» проявляется у представителей первой группы крови. В самой древней — и самой распространенной — группе крови 0 (I) закодирована способность к молниеносной реакции. Гормональный фон «охотника» издавна приспособлен к определенному образу жизни: наиболее частыми раздражителями в ней были охота и драка, а потом, если повезет, следовали еда и сон. Связь между гормонами стресса и гормонами удовольствия у представителей этой группы очевидна, и склонность «охотника» к опасным развлечениям чрезвычайно велика. Сегодня люди с группой крови 0 (I) легко попадают в зависимость от веществ, вызывающих чувство удовольствия — алкоголя, наркотиков, сладкого, кофеина, табака. И так же легко погружаются в экстремальные виды спорта.

    Почему это происходит? Потому что воссоздается наслаждение, память о котором заложена на генетическом уровне: моментальный выброс в кровь гормонов адреналина, норадреналина и допамина вызывает ощущение страха, сменяющееся эйфорией. Чем сильнее тревога, тем полнее удовольствие. «Охотник» имеет предрасположенность к подобной эмоциональной гамме и зачастую готов «вернуть» древние переживания «химическим путем», рискуя собственным здоровьем. Поэтому, когда возникает явственная тяга к продуктам–релаксантам или опасным предприятиям, представителю группы 0 (I) стоит дать своему телу физическую нагрузку. Это снимает напряжение и уничтожает «русскую хандру», которая любым из нас может «овладеть понемногу».

    Сходные пристрастия может выказывать и младшая группа крови AB (IV) – ее реакция на стресс похожа на «охотничью» реакцию самой старшей из групп. Оставшиеся 2 группы крови – «земледельцы» и «кочевники» – в силу специфики своего обмена веществ меньше подвержены психологической зависимости и от наркотических веществ, и от азартных игр. Их спасает интроверсия, не столь взрывной, как у «охотников», темперамент, а также способность к трезвому и прагматичному осмыслению ситуации. Хотя бывает и обратная картина: социальная среда неблагоприятно воздействует на психологический рисунок личности, искажает его до неузнаваемости, и под таким давлением спокойный интроверт превращается в настоящего маньяка. Тогда можно говорить о том, о чем уже много сказано: человек совершает совсем не нужные и не интересные ему поступки, просто повинуясь прессингу со стороны своего окружения. Выход из сложившейся ситуации один – избавиться от внешнего влияния и прислушаться к своему внутреннему голосу. Самый важный шаг: определить, откуда исходит потребность «все поставить на карту» — из компании друзей и знакомых, или из глубины вашей души. Возможно, вы и сами не очень–то рветесь к карточному столу.

    Но и при группе крови 0 (I) положение дел не всегда одинаково. Для некоторых игроков посещение казино – всего лишь возможность продемонстрировать самой престижной тусовке себя или свое вечернее платье (смокинг). Если в вашей личности есть демонстративный компонент, то это станет хорошей возможностью дать выход своим желаниям. Хуже, если у вас очень силен непосредственный компонент. Тогда склонность к спонтанным действиям и немедленному удовлетворению потребностей заставит наделать глупостей. И для представителей остальных групп крови азарт может оказаться как злейшим врагом, так и лучшим другом. Все зависит от индивидуальных особенностей натуры, от склада характера, от круга общения, от вашей индивидуальной переносимости стресса.

    Да здравствует богатенький Буратино

    Существует специфический «женский» метод удовлетворения чувства азарта, и это один из самых распространенных релаксантов нашего времени – шоппинг. Марина Аграчева, психотерапевт, утверждает: «Приобретая что–либо, человек заполняет образовавшуюся в душе пустоту. Это замена, возмещение потери, образовавшейся в связи с депрессией, стрессом, плохим настроением или подсознательным желанием повысить самооценку». Клавдия Демидова, кандидат психологических наук, считает, что шоппинг – молодая проблема для России: «У нас нет культуры траты денег. Представители недавно разбогатевшего класса нередко этими покупками реализуют свои комплексы. Скажем, у нашего героя в детстве не было велосипеда. Став богатым, он купил шесть «мерседесов», чтобы на самом роскошном прокатиться по дворам детства. Нередко реальность еще более комична».

    Интересно, а зачем мы вообще тратим деньги на эксклюзив, от кутюр и хай–класс? Зачем, например, покупаем дорогущие духи? Чтобы хорошо пахнуть? Компенсируем переживания своего детства, когда приходилось мыться детским, а то и хозяйственным мылом? Ну, предположим. И неужели те же комплексы заставляют нас разоряться на норковые манто, которые пошиты без ватина, и, следовательно, ничуть не теплее дутой куртки и мутоновой шубки? А зачем по суши–барам ходим, в натуре обожая редьку с постным маслом и макароны по–флотски? Объяснить эти парадоксы с помощью простых слов: «Это приятно» – значит, ничего не объяснить. Удовлетворение естественных потребностей в тепле, крыше над головой и холодном пиве с воблой – процесс простой и объяснений не требующий. Физиологический практически процесс. Но человек потому и стал человеком, что ему важно не столько то, что он получает, сколько то, как ему это преподносят. Иной раз мы, хомо сапиенс, и перебарщиваем, наслаждаясь процессом. Теперь у меня расстройство желудка и печеночные колики, но мне хорошо–о… А почему?

    Чаще всего подобное «комичное» поведение свойственно женскому полу. У женщин с ярко выраженным демонстративным компонентом личности одна из самых неоспоримых ценностей – внешний вид. Физическая форма и модный гардероб в таком случае становятся средствами повышения самооценки. И необходимость поддерживать эти «средства» в должном виде могут пустить по ветру немалое состояние почище казино, скачек и петушиных боев. К тому же увлечение шоппингом поражает не только импульсивных представительниц группы крови 0 (I), но и групп B (III) и AB (IV). Дамы, которым свойственна не только демонстративность поведения и облика, но и неординарность мышления – это черты психологических типов сомневающегося и эстетствующего, находят нечто упоительное в создании индивидуального стиля одежды, дизайна домашнего интерьера – возможность проявить свою оригинальность, свой вкус и свою… чувственность.

    Речь, собственно, не только об одежде, еде или сексе, хотя и о них тоже. Речь о способе получить удовольствие – в данном случае с помощью покупки «эксклюзивного товара». Чтобы получить удовольствие от любого процесса, надо либо слишком долго от него отказываться – так, чтобы стало невтерпеж, либо сделать этот процесс престижным и эксклюзивным. Вот почему в процессе «престижно–эксклюзивного» шоппинга мы из рядового потребителя, которому и кобыла – невеста, постепенно превращаемся в объект заботы и ласки нерядового производителя, у которого на любом произведении — ценник с цифиркой и тремя–четырьмя нулями. И российского покупателя уже не охватывает чувство беспомощности при виде этих алчных бумажечек. Он знает: они дают высокую самооценку. Причем заслуженную, оплаченную и обжалованию не подлежащую.

    Несмотря на должность коллежского асессора, каждому хочется стать Его Превосходительством – пусть на минутку, в момент оплаты своего выбора. Продемонстрировать окружающим: я состоятельный! Я успешный! Я удовлетворенный по всем статьям! Я почти всемогущ, слышите вы, творцы и продавцы эксклюзивного великолепия?! А теперь все выстроились в ряд и быстро спели мне кантату: «Заходите к нам еще!» Ужасно хочется услышать от окружающих подтверждение, что ты нужен, любим и ожидаем. Мы, конечно, в чем–то наивны, как Буратино, который взахлеб слушал льстивое пение лисы Алисы и кота Базилио: «Добренький Буратино, богатенький Буратино!» Без этих присказок у него как бы и не было в кармане никаких золотых, и никому он был не интересен, бедный деревянный оборвыш. Хоть и знаем, что лисье–кошачьи дуэты – только способ довести нас до Поля Чудес в Стране Дураков, но эти «ангельские хоры» — отныне полноправная часть нашей жизни, аура, карма и сансара. И сходить в дорогой магазин, послушать тамошних Алис и Базилио, даже ничего не покупая – не столько удовольствие, сколь законное право для каждого из нас. Переменив свое мироощущение до неузнаваемости, мы как–то не заметили, что из нашего существования исчез общепит, а на его место пришел сервис. И нечувствительно привыкли к нему, как к родному.

    Сегодня, наконец, в Россию вернулось не новое, а, скорее, хорошо вспомянутое старое чувство: захочу, и «шика дам», а не просто пивом с воблой затоварюсь! Уже не подделку под «фирму» (с ударением на последнем слоге) буду доставать с риском для жизни, а покупать и носить самый что ни на есть оригинал — ради собственного удовольствия, наслаждаясь тонкой выделкой по эксклюзивной идее. Мы бы, вероятно, не ощутили этого наслаждения в полной мере, будь предмет нашей гордости на порядок дешевле. Тогда на порядок снизилось бы и наше самосознание. Неимоверная цена купленной нами «штукенции» – залог высокой самооценки. Такую вещицу может позволить себе только богатый человек, значит, я — «не как либо–что, а что–либо как!», определил цирюльник Голохвасов, отовариваясь в лучших магазинах под залог приданого будущей жены. Работает нехитрый стимул «цена покупки – цена покупателя», как часы. А еще говорят: «Голова — предмет темный и исследованию не подлежит». Ничего особо темного, если даже Голохвасов додумался!

    А какая, собственно, разница на практике между бедняком и богачом? Не та, что у богача нет проблем. Это у бедняка их нет, если он сыт и одет. Судьба дала одному — похлебку, другому – жемчужину. Если похлебка съедена, о ней и беспокоиться не стоит, а жемчужину надо вставить в оправу, хранить в сейфе, выводить в свет, чтобы весь мир оценил – она твоя! Сколько проблем, боже милостивый… Но и сколько удовольствий от чувства обладания! Нас интересует не только качество: «престижность» и «качество» – не синонимы. Дорогая модель рассчитана на один сезон, от силы на два — не то, что прабабушкин салоп на собольих пупках, который передается из рук в руки второе столетие и страшно воняет нафталином. Антикварная штучка – верное средство от назойливых кавалеров! А разные там Гуччи и Версачче надо почаще менять, быть в курсе последних новинок, следить за любым, даже полупридушенным писком моды.

    Поэтому мы постоянно покупаем все новые дорогие, такие непрактичные, вещи, или хотя бы просто ходим по бутикам, мнем, щупаем и нюхаем товар, который нам совсем не по карману. И смертельно обижаемся, если продавщица, с первого взгляда оценив состояние нашего кошелька как бесперспективное, вяло–презрительно произносит: «Это Шанель… последняя коллекция… цена триста тысяч…» Мы, с трудом удержав в горле подступившее: «Сколько?!!» бросаем нейтральное: «Да–да…» — и уходим от греха подальше. А сами думаем: ах ты противная девчонка! Ну и что, что на мне ватник, а за спиной грабли привязаны? Может, я эксцентричный переодетый миллионер, русский Гарун Аль–Рашид! Может, у меня маскировка такая от «братков» и налоговой полиции! Не ей нас, гарунов, судить, ваще.

    Правда, такие нахалки – гадкое исключение в сфере сервиса, в целом сладкого до приторности. Но до чего приятно, наконец–то, получить этот леденец! «Будьте любезны, что вас интересует, вам показать наши новые поступления, заходите еще, большое вам спасибо, приятного дня…» Заслуженная улыбка продавщицы, официантки, билетерши придает нам силу богатырскую, заставляет распрямить плечи, выпятить грудь и втянуть живот. «Какой обед нам подавали, каким вином нас угощали…» Притом, что все мы знаем: продавщица в ритме танца, ей некуда деваться. Ритуального танца. В котором мы – Его Превосходительство Покупатель, центральная фигура, без которой и сам танец невозможен.

    Мужчины, правда, бывают не в восторге от поведения жен–шоппингоманок. «Ну что ты слушаешь эту продавщицу, она все врет! И так же улыбается всем подряд, будто родным! Она же насквозь фальшивая! Бросай эту сумочку, пойдем отсюда, а?» Да Бог с ней совсем, с искренностью чувства! А вот политес – это святое. Монарха делает свита, соблюдая древние правила придворного церемониала. И ему, по большому счету, нет дела до их истинного мнения о его персоне – он сам все про себя понимает. Права была Софья Палеолог, супруга Василия III, наполнив жизнь русских самодержцев сложными, утонченными и величественными обрядами по образу и подобию изысканной и мудрой Византии. А ведь до нее никаких коленопреклонений и целований царских сапожек на Руси не водилось – и вообще поведение государя и его придворных было ничуть не торжественней, чем встреча старых друзей в пабе: «Привет, браток!» – и могучей дланью по спине бац! Но амикошонство вредит королевскому имиджу, это помнит и Восток, и Запад.

    После испытанного – и не единожды — чувства собственной значимости просто вернуться в «контингент, который ест ассортимент» — все равно, что отречься от престола. Именно за состояние Покупателя, Потребителя, Посетителя с большой буквы «П» «смело мы в бой пойдем». Насчет «как один умрем» – уже сомнительно, а вот в бой – вполне! Одну мою знакомую официантка кафе спросила, подавая на блюдечке кусочек торта, обморочно рухнувший на сладкий бок от передозировки крема: «Ничего, что он упал?» Знакомая вначале не поняла, о чем речь, потом вдруг со страшной силой ощутила (не в торте, а в новом, таком удивительном мире): «Я не хочу это терять!» Я ее понимаю.

    Всегда быть в шопе – судьба моя!

    Специалист по психологии потребительского поведения Ольга Мельникова видит причину такого отношения в национальных особенностях: «У российского покупателя сформировано чувство, что если ему уделяют время, значит, надо за это платить. Наши дамы почти не способны устоять перед настойчивостью продавцов–консультантов… Я не вижу ничего плохого в шоппинг–терапии: лучше разориться на маечках, чем не давать стрессу разрядку. Тем более, что привычка ходить к психологам у нас еще не сложилась. Шоппинг–терапия – это абсолютно безвредное лекарство, если оно помогает. Любой нормальной женщине свойственны мысли: у меня плохое настроение, пойду–ка я куплю что–нибудь себе любимой. Для нее это как таблетка от хандры. И если эта таблетка помогает, психолог может только порадоваться». Разумеется, стоит порадоваться, если для снятия стресса достаточно одной–единственной таблетки и не надо ежедневно принимать горсть «колес», дабы с головой погрузиться в эйфорию. Хороша только та доза релаксанта, прием которой не вызывает похмельного синдрома.

    В современном индустриальном обществе занятие шоппингом стоит на третьем месте после просмотра телепередач и еды. «Таблетка от хандры» — действительно, штука полезная. До тех пор, пока срабатывают «тормоза», пока желание купить приглянувшуюся вещь лимитируется количеством «нала» в кошельке. Но примерно у 5–10 % населения шоппинг перерастает рамки обыденного, но приятного времяпрепровождения и становится настоящим заболеванием. Ученые уже придумали названия для нового недуга – «шоппоголизм», «фискоголизм», «ониомания». Непреодолимое влечение к совершению незапланированных, спонтанных покупок, к сожалению, весьма ненадежный способ «замещения пустоты». Пристрастие к шоппингу из милой невинной слабости может перейти в невроз. Вначале кажется, что вы всего лишь следуете совету женского журнала: «Поссорились с любимым человеком? Не надо киснуть в одиночестве! Пойдите в магазин и купите себе туфли или сумочку – это очень поднимает настроение!» Но потом, когда вы начинаете влезать в долги и прятать свежеприобретенные вещи от глаз друзей и родных – такой способ «расцветить жизнь яркими красками» начинает вызвать опасения…

    Кстати, если вам кажется, что ониомания – удел миллионеров, то вы ошибаетесь. Шоппоголизм свойственен не только определенным слоям общества – сливкам общества или новым русским. Этим отклонением страдают и люди не слишком обеспеченные. Любовь к покупкам возникает из самого «человеческого» стремления – стремления к самореализации, к проявлению своей личности. Желание приобретать все новые и новые вещи вырастает не из страсти к стяжательству, а из потребности утвердить и продемонстрировать свое «я», а заодно и свой социальный статус. Или по крайней мере намекнуть: у меня статус что надо! И намекнуть с помощью определенных предметов – одежды, мебели, бытовой техники и транспортных средств – произведенных известными фирмами.

    Давно всем известно, что люди, занимающие в обществе высокое положение, не просто предпочитают изделия прославленных фирм или, как сегодня принято говорить, «мировых брендов» — они вынуждены пользоваться вещами престижных марок и проводить свое время в модных клубах. Это уже не совсем привилегия – скорее работа. В частной жизни, тщательно огороженной от назойливых объективов, люди высокого достатка могут бродить по вилле в потертых тапочках и с наслаждением облачаются в старые свитера. Но «в свете» чудаковатый миллионер, одетый в ватник и приехавший на троллейбусе – явление исключительное. А в среднем олигархи и звезды тусовок безропотно «держат марку». Вот почему на журнальных фотографиях и на голубых экранах мы видим весь наш бомонд облаченным в дорогущие «бренды». И те, кому хочется «вырасти» до высшего ранга (хотя бы в собственном воображении), пытаются для начала хотя бы соответствовать «материальной культуре». Правда, случается и мексиканского тушкана за шанхайские барсы выдавать.

    Но Эллочка–людоедка, которой приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы вести свое «невидимое миру» соревнование с Вандербильдихой – не шоппоголик. У нее имелась своя цель, совершенно иная, чем у любительниц спонтанных покупок. Хотя симптомы кажутся схожими – вернее, один симптом. Неразумная трата денег.

    При шоппоголизме эти амбиции уже не важны и практически отходят на второй план. Проблема состоит в том, что крайне важен становится не предмет, а сам факт покупки. Потребности в новой вещи, вероятно, нет и не было, но потребность в «походе по магазинам» огромна. И разумные аргументы – например, то, что вещи выгодно приобретать в сезон распродаж или не в бутиках, а в «стоках» — уже не действуют. Без каждодневных «мини–шоп–туров» жизнь становится серой и безрадостной, учащаются депрессивные состояния. Покупки становятся средством избавления от депрессии. У магазиномании есть целый список симптомов:

    1) вы отправляетесь за покупками, чтобы подавить в себе чувства разочарования, страха или гнева, и приобретение помогает хотя бы ненадолго избавиться от ощущения внутренней пустоты или тревоги;

    2) ваши приобретения приводят к спорам и конфликтам с близкими;

    3) вы испытываете чувство растерянности, если в кошельке мало денег;

    4) момент денежной траты вызывает у вас одновременно и эйфорию, и чувство тревоги;

    5) покупка воспринимается как неотвратимый и одновременно запретный поступок;

    6) после сделанной покупки вы испытываете взрыв радости, а потом чувство вины или стыда;

    7) многие купленные вещи остаются неиспользованными;

    8) вы скрываете от близких, что именно купили и сколько денег потратили;

    9) вы слишком много думаете о деньгах.

    Если вы согласитесь, что каждое из этих утверждений похоже на ваши мысли и ощущения — тогда, конечно, положение не очень хорошее. Но в целом вполне поправимое. Разумеется, чтобы избавиться от психологической зависимости, вам совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Вероятно, существует иной способ заполнить «пустующую нишу приятных ощущений». Но для начала можно предпринять некоторые меры для усмирения своей страсти.

    1. Контролируйте свои траты. В записной книжке отмечайте дату похода за покупками и пишите, что именно вы купили, а также сколько заплатили за товар. Собирайте чека – даже от небольших покупок. Вечером или в конце недели, подсчитывая расходы, вы искренне удивитесь, обнаружив, сколько вещей было куплено походя.

    2. Помечайте в той же записной книжке, где вы купили ту или иную вещь и что испытали в преддверии покупки. Чувство одиночества? Скуки? Подавленности?

    3. Уходя из дома, не берите всю имеющуюся у вас наличность – «на всякий случай», а только разумный минимум.

    4. Разработайте альтернативную программу действий для тех моментов, когда на вас нападает «покупательский зуд». Можно, например, взяв самую скромную сумму, совершить пешую прогулку или съездить за город, подышать воздухом вдали от магазинов. Но лучше не сидеть перед телевизором, обложившись журналами – это приблизительно то же, что читать поваренную книгу, сидя на диете.

    5. Попробуйте подобрать себе менее обременительное — в финансовом смысле – хобби: языковые курсы, пробежки в парке, перечитайте классику. Главное, чтобы у вас не осталось времени и сил хандрить и придумывать, чем бы себя порадовать.

    6. Тщательно планируйте свое время. Убедитесь, что шоппинг не стал значимой частью ваших дневных занятий – отведите для него самое скромное время, желательно 1–2 раза в месяц.

    7. Устраивайте дни и недели, «свободные от вещизма»: в это время покупайте только продукты. По возможности продлевайте такие «упражнения» на 1–2 недели: у вас появится привычка контролировать свою приобретательскую страсть.

    8. Не заходите «просто посмотреть» в бутики, на вещевые рынки и в другие «соблазнительные» места.

    9. Не заглядывайтесь на витрины, не стойте подолгу перед прилавками и «вешалами» с одеждой.

    10. Ходите по магазинам только со списком необходимых покупок. Прежде чем включить в этот список ту или иную вещь, продумайте – нужна ли она вам вообще, и нужна ли она именно сейчас.

    11. Никогда не покупайте вещей, которых нет в списке и нет в ваших планах.

    12. Попробуйте сознательно оттянуть срок приобретения той или иной вещи – проверьте, как долго вы можете продержаться.

    13. Если вы увидели в магазине нечто, что кажется вам ужасно важным и удачным приобретением – дайте себе «контрольное» время: за 1–2 дня взвесьте все «за» и «против» этой покупки.

    14. Если вы поддались порыву и не смогли с собой справиться – купили совершенно ненужную и неподходящую вещь – не расстраивайтесь. Соберитесь с силами и верните свое приобретение в магазин. Несколько таких эксцессов – и вы начнете продумывать свои шаги.

    И, разумеется, попробуйте определить степень своего благоразумия.


    Благоразумный ли вы человек?

    Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет».

    1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?

    2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?

    3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?

    4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?

    5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?

    6. Пойдете ли вы на все, чтобы получить то, что вам очень хочется?

    7. Любите ли вы больших собак?

    8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?

    9. Уверены ли вы, что когда–нибудь станете знаменитостью?

    10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?

    11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?

    12. Любите ли вы знать заранее, что вам подарят?


    Подсчет баллов

    Подсчитайте баллы по схеме:

    1) да – 0, нет – 1;

    2) да – 1, нет – 0;

    3) да – 0, нет – 1;

    4) да – 0, нет – 1;

    5) да – 0, нет – 1;

    6) да – 0, нет – 1;

    7) да – 0, нет – 0;

    8) да – 0, нет – 1;

    9) да – 0, нет – 1;

    10) да – 1, нет – 0;

    11) да – 0, нет – 1;

    12) да – 0, нет – 1.

    Меньше 4 очков. Вы абсолютно безрассудный человек. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из–за этой кажущейся неудовлетворенности. Научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет вам стать спокойнее и рассудительнее.

    От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придает людям такое очарование.

    Больше 8 очков. Вы – сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждете разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь намного проще.

    Но не только финансовыми вливаниями и удачными приобретениями жива душа человеческая. «Да, как же любовь?» — спросят меня читательницы. Сложная тема. Вечная тема. И тоже, как ни удивительно, касается вопроса релаксации.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.