Онлайн библиотека PLAM.RU


  • «Стать как все» – поражение или победа?
  • Юность в ореоле и анорексия в активе
  • Современная эволюция человеческой особи
  • Индустрия еды против индустрии красоты
  • Оргазм, притаившийся в холодильнике
  • Глава 6. Психология пищевого поведения

    «Стать как все» – поражение или победа?

    Продолжая разговор о ведущих и ведомых, хочется узнать: почему мы нередко стараемся выглядеть кем–то другим, превратиться в «красотку с обложки» или стать похожей на девицу из соседнего подъезда – не оттого ли, что ей, дуре набитой, уйма парней глазки строит, а я, умница, пропадаю в безвестности? Притом, многие в глубине души сознают: подобные «практические наблюдения» — субъективны. И у «cover–girl», и у соседки — «дуры» уйма собственных проблем, связанных именно с поддержанием внешнего вида «на должной высоте», но их «завистница» решать не может и не собирается. А ведь есть еще проблемы, возникающие у красавиц только потому, что им – красавицам – приходится непрерывно «держать оборону»! Многие молодые – и не очень молодые – люди к «юным и стройным партнершам, идеальным для зачатия» относятся, будто те – просто дичь, на которую открыт сезон охоты. Приятно услышать про себя: «Что за девушка! Газель!», но оказаться в шкуре газели, окруженной хищниками и стрелками–спортсменами – не самое приятное чувство. И вообще, отчего стольким дамам и девицам неидеальной внешности приспичило заполучить всю эту головную боль – да еще за свои кровные?

    Нас, безусловно, подталкивают рекламные призывы. Нас увещевают «продвинутые» подруги. Нам дают «добрые» советы ехидно настроенные коллеги. Против «психической атаки» не всякий устоит. И в результате промывания мозгов мы соглашаемся уподобиться кому–то знаменитому, удачливому, обласканному фортуной – ведь ему, по нашим ощущениям, дано больше, чем нам. Мы подменяем собственные взгляды теми расхожими мнениями, которые воспринимаем, сами не сознавая, и от подруг, и от коллег, от средств массовой информации. И отказываемся от любимого–неповторимого «я» с такой легкостью, словно мы у себя отнюдь не самое дорогое. Этот процесс ширится, охватывая все социальные слои.

    Откровенно говоря, последние годы я испытываю затруднения при общении со старыми друзьями. Не часто удается встретиться, поболтать – но и редкие дружеские вечеринки, бывает, оканчиваются разочарованием. Гляжу и вижу: передо мной не «добрый мой приятель», которого хорошо знаю и люблю, а некий незнакомый мутант, «чужой», «оно» и «это». Впору заорать: «Ты не тот, за кого себя выдаешь! Ты злой пришелец!» и позвать супермена, безотказного спасителя человечества от инопланетной нечисти. А все потому, что собственное мнение моего сильно изменившегося друга куда–то исчезло. Место индивидуальных представлений занимают слоганы и лозунги. Пытаюсь разговаривать на «интересные» темы, а в ответ выслушиваю пересказ статьи из глянцевого журнала. Или нескольких статей из нескольких журналов. По долгу службы приходится вести мониторинг прессы, чтобы быть в курсе последних ноу–хау. И если я еще не читала свежих номеров, в беседе с друзьями меня тут же «проинформируют», о чем пишут последние журнальчики. Спасибо, конечно. Но хотелось бы из–под завала затасканных фраз достать знакомую личность, отряхнуть ее от журнально–газетной трухи и послушать, что она скажет – если еще не окончательно онемела от долгого беспробудного сна под слоями печатной продукции.

    Недавно позвонила подруга и говорит: «Знаешь, я бы хотела сходить к какому–нибудь известному стилисту… Войти такой, какая я есть, а выйти совсем другим человеком! Имидж поменять, понимаешь?» Что я могла ей ответить? Хороший стилист, работающий на постоянного клиента, с помощью имиджа не делает «другого человека», а создает новый образ целенаправленно, в соответствии с личными качествами «объекта». Чтобы показать новые стороны его многогранной натуры. Самому распрекрасному стилисту надо долго–долго работать со своим «подопечным», чтобы узнать его взгляды, выяснить особенности его внешности – и создать нечто, органично сочетающееся с индивидуальностью! В первую встречу «сделать» подходящий имидж невозможно. Разве что навести «стандартный шик» – и выпустить на просторы отечества еще одно узнаваемое подобие Шарон Стоун или Гвинет Палтроу. «А что?» – скажут мне, — «Чем плоха Стоун? Или Палтроу?» Для себя, разумеется, они вполне хороши. Но та, которая пришла в салон красоты и доверилась стилисту, тоже по–своему уникальна. И эту уникальность ни в коем случае не стоит подавлять и обтесывать под готовый образец.

    Хотя при заниженной самооценке кажется: даже плохонькое подобие кинодивы лучше «незвездной» индивидуальности. Мы боимся, что такие, какие есть, мы не будем востребованы. Нас не заметят, не оценят, не полюбят! И появляется страх одиночества, готовность подделываться под чьи–то «правила игры», лишь бы тебя «приняли в компанию». Как–то отодвигается на задний план разумная мысль: в чужом теле, в чужом обличье, под приросшей маской «модного имиджа» вряд ли так уж комфортно… Модницы XIX столетия снимали свои корсеты хотя бы на ночь. А если на личность «корсет» надеть? И играть некую роль перед знакомыми, друзьями, домочадцами – когда же жить своей жизнью? Во сне? Но страх оказаться непонятой и непринятой пересиливает здравый смысл.

    Мы соглашаемся быть «как все» не только из–за низкой самооценки, но и… из–за лени. Из–за своей вялости и инертности. «Неправда!» – слышатся возмущенные голоса, — «Стройность, например, требует куда больше усилий, чем наплевательское отношение к себе! Чтобы достичь успеха, надо быть деловой, активной, деятельной, надо за собой следить, надо меняться к лучшему!» Да я и не спорю. Но меняться к лучшему надо в своем направлении, а не становиться копией другого человека или целой толпы – и то даже не людей, а глянцевых фотографий. Мы же «преображаемся», не задумываясь, к лучшему оно послужит, наше преображение, или всего лишь превратит наше неповторимое «я» в стандартный типаж. Героини, примадонны, королевы бала преследуют собственные цели, не совпадающие с нашими представлениями о «новой прекрасной жизни». И в потому «новом имидже» может быть очень неуютно. Как же избежать хронического стресса и дискомфорта?

    Довольно непросто. Надо познать себя. Для многих людей эта фраза – звук пустой, за которым никак не различить содержание. А вы пытались разобраться в себе, загадывая под бой курантов желание: «Хочу иметь такую же фигуру, лицо, работу и известность, как у…» — ну, а дальше сами поставьте имя очередного фаворита публики? Скорее всего, нет. Просто действовали под влиянием сиюминутных побуждений. Понять себя – работа не из легких. Тем более, что люди нередко пускают ее на самотек: получится–не получится, а я не виноват. Уж очень она муторная, кропотливая, долгая, поэтому ее хочется переложить на чьи–нибудь плечи и поскорее воспользоваться готовыми рекомендациями. Вот, пожалуйста: средства массовой информации выдают рецепты успеха рядом с рецептами экзотической кухни. Не каждая читательница примется стряпать в домашних условиях странный на вкус неведомый кускус, но опробовать диету кинозвезды или последнюю–распоследнюю гимнастику – на это решаются многие. Потому что кажется: внешность той самой звезды и явилась главным залогом ее всемирного успеха. Будет у меня такая внешность – глядишь, и я прославлюсь.

    Неверный ответ! Залогом успеха стала не внешность, а индивидуальность, а для сложения индивидуальности особенно важны талант и целеустремленность. Вливаться в ряды тех, кто воспользовался «готовыми рецептами», не ища в себе никаких талантов — верный путь к незаметности и ординарности. В толпе столь же «передовых» искательниц «лучшей жизни» проще всего и самому затеряться, и все способности растерять. В массе, которая неуклонно куда–то движется, есть, безусловно, могучий напор. Потому и рождается надежда: с ними не пропадешь! Они все стены и преграды порушат! А вы уверены, что не послужите тараном, не окажетесь в последних рядах при «раздаче благ», не пойдете, увлекаемая массой, в совершенно ненужном направлении? И получается: то, что нам казалось активностью, деятельностью, волей к победе – всего лишь пораженческое настроение и готовность отказаться от собственного пути к успеху.


    Каков ваш творческий потенциал?

    1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

    а) да;

    б) нет, он и так достаточно хорош;

    в) да, но только кое в чем.

    2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

    а) да, в большинстве случаев;

    б) нет;

    в) лишь в некоторой степени.

    3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

    а) да, наверняка;

    б) да, при благоприятных обстоятельствах;

    в) лишь в некоторой степени.

    4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что–то принципиально изменить:

    а) да, наверняка;

    б) это маловероятно;

    в) возможно.

    5. Когда вы решаете предпринять какое–то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

    а) да;

    б) часто думаете, что не сумеете;

    в) да, часто.

    6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

    а) да, неизвестное вас привлекает;

    б) неизвестное вас не интересует;

    в) все зависит от характера дела.

    7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

    а) да;

    б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

    в) да, но если это вам нравится.

    8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

    а) да;

    б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

    в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

    9. Когда вы терпите неудачу, то:

    а) какое–то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

    б) махнете рукой на эту затею, т. к. понимаете, что она не реальна;

    в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

    10. По–вашему, профессию надо выбирать исходя из:

    а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

    б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

    в) преимуществ, которые она обеспечивает.

    11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

    а) да;

    б) нет, боитесь сбиться с пути;

    в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

    12. Сразу же после какой–то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

    а) да, без труда;

    б) всего вспомнить не можете;

    в) запоминаете только то, что вас интересует.

    13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

    а) да, без затруднений;

    б) да, если это слово легко запомнить;

    в) повторите, но не совсем правильно.

    14. В свободное время вы предпочитаете:

    а) остаться наедине, поразмыслить;

    б) находиться в компании;

    в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

    15. Вы занимаетесь каким–то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

    а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

    б) вы более или менее довольны;

    в) вам еще не все удалось сделать.

    16. Когда вы одни:

    а) любите мечтать о каких–то, может быть, даже абстрактных вещах;

    б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

    в) иногда любите помечтать, но о вещах, не связанных с вашей работой.

    17. Когда какая–то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

    а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

    б) вы можете это делать только наедине;

    в) только там, где будет не слишком шумно.

    18. Когда вы отстаиваете какую–то идею:

    а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

    б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выслушали;

    в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.


    Подсчет баллов

    Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность, вопросы 12 и 13 — слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

    Суммируйте баллы следующим образом:

    1) за ответ «а» — 3 балла;

    2) за ответ «б» — 1 балл;

    3) за ответ «в» — 2 балла.

    23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще неспособны к творчеству. Избавьтесь от этого предубеждения и таким образом решите проблему.

    От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

    От 49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

    Есть такое выражение «законодатели моды». И означает оно не стереотипность, а, наоборот, оригинальность. Человек, обнаруживший в себе нечто неординарное, не испугался до потери пульса и не стал перекраивать себя «в духе времени», а создал новое направление в моде. Если хорошо создал, то остался в памяти народной, как гений и основоположник. «Не всем же быть гениями и основоположниками! Любому гению нужны последователи, союзники, сторонники и соратники!» – возразят мне. Можно, действительно, пойти путем соратника. Но и на этой дороге не исключено привнесение собственных идей в существующие правила. Считается, что дельные и умные последователи развивают направление, а узколобые эпигоны – тормозят. Неужели кому–то хочется оказаться «тормозом»?

    Закономерный вопрос: а с чего он начинается, этот поиск «своей» моды? Самое трудное – приступить к решению задачи. И здесь можно воспользоваться информацией, которая заложена в нас природой. «Опять голос крови! Да ведь мы в третьем тысячелетии живем! Что, для полного счастья и самопознания надобно бросить все и податься в леса, ходить в шкурах и питаться подножным кормом?» Не волнуйтесь, ничего такого не требуется. Выяснить, на каком фундамента построена ваша индивидуальность, можно, не сходя с этого места. Но самое важное – определить, чего хочет ваш «основной инстинкт», а что навязывает вам окружающая социальная среда.

    Юность в ореоле и анорексия в активе

    Средства массовой информации со страшной силой влияют на то, что диетологи назвали «пищевым поведением» – что, когда и как человек ест, а заодно чем он болеет из–за недостатков рациона и режима. От пищевого поведения зависит не только здоровье, но и главный предмет женской заботы и мужского внимания – наша внешность! Чтобы выглядеть «на миллион долларов», мы, женщины, готовы изменить привычный рацион на строжайший аскетизм, который не всякому великопостнику по плечу. Потому что уж очень специфические идеалы пошли.

    Попробуйте представить, как создается «общественное мнение», на которое мы все стараемся ориентироваться. Приходит журналист к редактору, а тот, недолго думая, сообщает: «Публика хочет такую–то тему. Есть у нас рекламодатель, он про это самое и материал оплачивает, и информацию дает. Поезжай и послушай. Потом напишешь, что было сказано – и фирму ихнюю помянуть не забудь! Да добрым словом, бестолочь, а не тем, какое у тебя на лице написано!» Журналист отправляется в «фирму», получает консультацию, пишет статью, и ее ставят в номер. Помножьте эту ситуацию тысяч на десять таких же редакционных заданий и тысяч на пятьдесят экземпляров каждого печатного органа – сколько вышло? Пятьсот миллионов?!! А вы еще спрашиваете, откуда такое единодушие! Не спорю, объективные статьи и независимые расследования тоже встречаются в могучем потоке оплаченных рекламных текстов, но их несколько меньше. К тому же они все больше критикуют, а нам так хочется позитива и… чуда. И мы охотно прислушиваемся к оптимистическим воззваниям: вот как надо поступать – и будет вам счастье! Выходит, что предприниматели и владельцы СМИ стараются поднять уровень продаж, аккуратно направляя массовое сознание в выгодное им русло. И мы стройными рядами шагаем, куда было указано.

    Если верить всему, что мы слышим и читаем насчет «образцового внешнего вида», можно сойти с ума и отрезать себе ухо, как Ван Гог, чтобы, по крайней мере, не слышать разномастных глупостей. Но от прессы не спасешься – она не устает проповедовать идеалы красоты, которым место в виртуальной реальности: «неимоверно длинные, тонкие, но не спичечно–тщедушные, а сильные, как у юного жирафа, ноги с острыми коленками… Очень худая нижняя часть тела: упругие, высокие ягодицы, а кроме этого – ни жиринки: живот абсолютно плоский, бедра узкие… Но при этом соотношение талия–бедра должно оставаться прежним, поэтому талия становится совсем тонкой и доходит при росте 175 см до 55 см». Образец внешности, противоречащий всем законам логики и анатомии. Но оттого еще более притягательный.

    Идеал притягивает, поскольку он недосягаем. А к середине 90–х годов прошлого века он вообще достиг другого края вселенной. Ведь еще в конце 80–х прообразом совершенства служили киногерои и киногероини, которым вполне позволялось иметь отдельные недостатки внешности – морщинки, родинки, залысинки, вздернутые носы и оттопыренные уши. А с начала последнего десятилетия XX века главные героини голливудских фильмов все больше походят на топ–моделей, которых СМИ «раскручивают» как неземных красоток, буквально. Да и сама профессия манекенщицы выходит на новый уровень: топ–модель не просто демонстрирует одежду – она демонстрирует новый женский образ. И становится знаменитостью не меньшей, чем актриса или поп–звезда. И вот – женщины всего мира стараются походить на моделей, а начинают, разумеется, с… еженедельной голодовки. Можно сказать, что нынешние топ–модели разрушают естественное пищевое поведение и делают его деструктивным, опасным для здоровья – не лично, разумеется, а всего лишь косвенно, фактом своего существования. Но тем не менее срабатывает безотказно. Дамы с приятной внешностью, с нормальным телосложением рьяно травят себя сжигателями жира, впадают в голодную депрессию и страдают от анорексии. Оправдание одно на всех: «Надо же привести себя в порядок!» Попробуем понять, в чем заключается вожделенный «порядок».

    Когда–то — до рождения «звездных» моделей – влияние девушек из модельного бизнеса на пищевые стандарты не было столь разрушительным. В первую очередь оттого, что работа манекенщицы не обладала столь высоким престижем и большого интереса не представляла. Модели сами легко меняли профессию – становились танцовщицами, певицами, актрисами, заводили свой бизнес. Известная певица и актриса Аманда Лир, начинавшая карьеру в шоу–бизнесе как манекенщица, добившись известности, неоднократно ругала свое первое поприще, объясняя: служить вешалкой для дорогой одежды – занятие пустое и скучное. Наталья Медведева, супруга писателя Эдуарда Лимонова, ушла из модельного бизнеса на эстраду и объяснила свое решение тем, что в ее время еще не существовало топ–моделей, а быть просто работающей манекенщицей – неприбыльно и неинтересно. Сегодня в такое даже трудно поверить – настолько изменилось наше восприятие этой отрасли бизнеса в целом и профессии модели в частности. Как же это произошло?

    Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер, Синди Кроуфорд, Наоми Кемпбелл, а также Шарон Стоун в «Основном инстинкте» и Джулия Робертс в «Красотке» стоят в ряду «суперженщин» первыми. И хотя каждая из них по–своему хороша, между перечисленными шикарными дамами много различий, но и общее есть: это именно шикарные, яркие, женственные представительницы прекрасного пола. Сей неоднозначный образ постепенно менялся – в сторону унисекса. Экраны, обложки и подиумы заполонили тонюсенькие девочки на жирафьих ножках. Идеал помолодел и похудел, а недостатки лица и фигуры вообще оказались «вне закона».

    Юность в ореоле стройности – это одновременно и мечта педофила Гумберта Гумбертсона, и первоклассное средство для демонстрации одежды. На женщину с «выпуклостями» шить сложней, к тому же она и выглядит, и двигается не настолько эфирно–элегантно, скорее уж соблазнительно–величаво. Хрупкость выгодна, а потому жизненно необходима для модельного бизнеса. Тем более, что модельеры всего мира последние годы активно осваивают молодежный рынок. Вот и получается, что вещи и фигура поменялись местами: не вещи должны быть по фигуре, а фигура – по вещам. И реклама «дожимает» женщину XXI века: будь стройнее, соответствуй параметрам одежды, сшитой на нимфетку, и плевать на твои природные данные!

    Подобные «добрые советы» и формируют пищевое поведение масс. Увы, но многие, казалось бы, на благо направленные достижения и методики только провоцируют новые болезни – и в первую очередь страдают пищеварительная, нервная, сердечно–сосудистая системы. И неудивительно — ведь, чтобы привести себя «в препорцию», мы ухищряемся, как можем: пробуем на себе экзотические диеты и сомнительные таблетки, посещаем салоны красоты и копим немалые суммы на липосакцию всего, что выпирает. И верим всем «диким напевам» про здоровый образ жизни. Нередко даже не задумываемся, насколько предложенный в напеве способ существования пригоден для родных российских просторов.

    В последнее время медики жалуются: стремительно растет количество людей, больных «синдромом Барби». Это состояние психики, опасное не только для здоровья, но и для жизни, приводящее к неадекватному восприятию себя и к полному физическому истощению. Только в 2003 году количество таких пациентов по сравнению с прошлогодними показателями выросло вдвое. Потенциальная «Барби» — как правило, девушка–подросток – однажды приходит к ужасному выводу, что ее тело не соответствует мировым стандартам красоты. И берется за себя, невзирая на голос крови и воззвания разума. На завтрак – пробежка, на обед – чашка кофе, на ужин – тайно от родителей – сигарета.

    Удовлетворение приносит потеря первых 4–5 кг – отнюдь не всегда лишних. Остановиться не получается. Даже доведя свой вес до страшных цифр – 25–30 кг – девочка с «синдромом Барби» находит на своем теле нежелательные выпуклости и припухлости. Хотя ее фигура буквально превращается в скелет. Вес костей тинейджера, кстати, и составляет около 25 кг. Худеют даже внутренние органы – а их объем, между прочим, не восстанавливается даже после возвращения нормального веса. Подобная «стройность» в медицине называется кахексия и лечится в стационаре. Больные, потерявшие способность к адекватному мышлению, постоянно пытаются обмануть медперсонал: прячут приносимую еду, уверяют, что съели большую–пребольшую порцию и даже у соседа по палате котлетку отняли. Словом, крыша уезжает. Организм, стремясь выжить, устраивает сумасшедшей «Барби» истерики: у больных возникают приступы булимии, во время которых проглатываются невероятные количества пищи – до 2 кг! Ну, а потом бедняжка, измученная чувством вины, бежит в уединенное помещение, где прибегает к услугам рвотного рефлекса. Готово дело – наступает анорексия, непереносимость пищи.

    Лечение истощения – длительная и неприятная процедура. Больного «синдромом Барби» выписывают из клиники лишь тогда, когда он поправляется на 3–4 кг и начинает проявлять неподдельный интерес к мучному, мясному и сладкому. К тем самым «запретным» продуктам. Кстати, среди страдальцев «уменьшения веса» попадаются весьма известные личности. Пресса с энтузиастом сообщает, как Рене Зельтвеггер, Арнольд Шварценеггер или Жерар Депардьеггер исхудали для съемок в очередном фильме так, что не узнать. Мы вдохновляемся на аналогичный подвиг, и чего это стоило любимым звездам уже не учитываем. Дескать, хочу быть, как звезда – любой ценой!

    А между тем цена может быть непомерно велика. Так, однажды известный актер Мэт Даймон, готовясь сыграть наркомана, постарался привести себя в необходимый по роли вид. За дело взялся обеими руками: на завтрак – картофелина, на обед – немного шпината, десятикилометровая пробежка – на ужин. В результате сильный, крепкого сложения молодой человек потерял 16 кг веса и не на шутку приболел. Наркомана он представил блестяще, а затем несколько лет лечился, восстанавливая утерянное здоровье и траченную голодовкой психику. Если Даймона и прочих можно понять хотя бы в том плане, что «искусство требует жертв», то чего ради обыкновенному человеку жертвовать своей физической и психической полноценностью? Кинозвезда или топ–модель за свои мучения получит миллионный гонорар и заслужит всемирную славу. А вы? Получите ли вы – о миллионах речи нет – ну хоть «новое ощущение полноты жизни», как обещано в рекламе? Поверьте, ни красоты, ни морального удовлетворения неполноценность не прибавит. Никому. Не говоря уже о здоровье.

    А от чего оно зависит, наше драгоценное здоровье? Естественно, от гармонии тела и духа. Вот только где ее взять в современных условиях?

    Современная эволюция человеческой особи

    Вообще надо признать: к третьему тысячелетию образ жизни человечества чрезвычайно отдалился от биологической программы и от природных факторов, воздействующих на поведенческие стереотипы. Прогресс открывает перед нами все более широкие возможности. С увеличением свободы выбора всего – региона проживания, продуктов питания, режима работы и отдыха — люди перестают подстраиваться под окружающую среду. Скорее уж мы среду переделаем в духе собственных нужд: включим кондиционеры на полную мощность и летом в тропиках схватим пневмонию. А из чего мы составляем свой рацион – это к природе просто никакого отношения не имеет! Значит, рождается «острое противоречие» между биологическими параметрами и социальными условиями.

    А обостряется это противоречие между телом и душой тем обстоятельством, что наши дни эволюция продолжается – и гораздо быстрее, но не столько в области физиологии, сколько в области сознания. Жизненно важные задачи всего человеческого рода изменились до неузнаваемости – и никакому охотнику–земледельцу не по зубам! В смысле, не по копью и не по серпу. Тело подчиняется законам, которые отлично срабатывали много–много тысячелетий назад, хотя условия жизни давно изменились. Генетические мутации не поспевают за техническим прогрессом. Поэтому в тканях тела по–прежнему накапливается жир «на черный день», а в момент опасности кожу покрывают мурашки и волосы встают дыбом – так первобытный человек со вставшей дыбом шерстью казался крупнее, и сам мог напугать кого хочешь. В XXI веке толстая волосатая особь, разумеется, смотрится еще ужаснее, чем во времена доисторические, пещерные – но цели своей не достигнет. За такую неухоженную внешность фейс–контроль может в клуб не пустить, а начальство — выгнать с работы.

    Раз уж создалась «вилка» между телом, приверженцем добрых доисторических традиций, и душой, сторонницей прогресса, надо эту ситуацию по мере сил урегулировать. Менять условия жизни на пещерные что–то не хочется, психику лучше не трогать, ибо, как говорил доктор в «Формуле любви», «голова — предмет темный и обследованию не подлежит», а вот тело… «Уж с ним–то мы поработаем!» – поддакивают нам со страниц и экранов стилисты, косметологи и пластические хирурги, — «Ох, и поработаем! И пусть этот ретроград первобытный не надеется, что обойдется кремами и физиотерапией. Надо будет – и под нож пойдет, как овечка!» А любезнейшая публика соглашается — во имя недостижимого совершенства. Тем более, что «совершенных» пропорций от большинства типов телосложения по–хорошему не добьешься: как ни терзай себя голодом и фитнесом, все равно где–то что–то неэстетично выпирает. А кстати, каковы те самые «идеальные» пропорции, ради которых мы готовы лечь на прокрустово ложе? Первое, что приходит на ум – заветные цифры 90–60–60. Потом рост в 175 см, окружность запястья меньше 16 см и 32 белых зуба, выстроенных в 2 ровненьких ряда. Обществу нужны такие цифры… тьфу, люди!

    Не будем голословны. Ругать современную прессу и телевидение – занятие банальное и бесполезное. Просто рассмотрим, как действует описанный в предыдущем разделе механизм «промывания подсознания» на наши трепетные, доверчивые девичьи – и женские — сердца. Активно подогревают энтузиазм масс рекламодатели от индустрии красоты. Клиники пластической хирургии рассказывают об идеальной женской фигуре в тоне легкого сочувствия к реальной женщине: «Юность как причина стройности и стройность как следствие юности – вот альфа и омега сегодняшнего женского типажа. Да и не только сегодняшнего. Мужчина, даже если он не думает о потомстве, всегда подсознательно ищет партнершу, идеальную для зачатия, то есть здоровую и молодую. Внешние признаки: упруго торчащая грудь, крепкие, высокие ягодицы, тонкая талия, легкий силуэт – все это на бессознательном уровне говорит о молодости, следовательно – о репродуктивности, следовательно – о желанности данной особи для противоположного пола». Мягко говоря, противоречивые в анатомическом плане высказывания. Хотя кажется: это действительно идеал наших дней – на первый взгляд. Но только на первый.

    После второго взгляда понимаешь: странные они, мужчины. Зачем им искать партнершу, идеальную для зачатия, среди ветреных юных худышек? Девчонки с легким силуэтом — объект ужасно неподходящий, коли вам уж так приспичило деток иметь. И подсознание человека про то знает не хуже преподавателей с отделения акушерства и гинекологии. Обычно у мужчин, подсознательно жаждущих репродукции, внимание переключается на дам зрелых и крепких станом. А еще точнее – на их, деликатно выражаясь, выдающиеся «буфера». И прочие заметные части тела. Так что для подобных целей успехом пользуются женщины, которых американские ковбои называли «мадам» и восхищенно свистели вслед. Главное, чтобы соотношение между окружностями бедер и талии составляло 0,7–0,8. И коэффициент как таковой не предполагает худобы как непременного условия привлекательности. Можно быть и вполне упитанной особой – лишь бы талия имелась. Так что в процессе формирования современного идеала внешности биологическая программа мужской половины человечества не участвовала.

    Спрашивается: а кто? И почему ответственность за это жирафоподобное макаронообразное постоянно перекладывается на мужские плечи? Дескать, сильному полу нравится то и се, джентельмены предпочитают блондинок, некоторые любят погорячее… Потому что женщина органически не в состоянии произнести: «Это я виновата!» — хотя в данном случае приходится признать: всему причиной мы, девочки. Лучшая, но склонная к перфекционизму половина человечества.

    Ведь не для мужчин мы стараемся, преображаемся и красуемся. Скорее уж для представительниц своего пола. И если вам приспичило похудеть, притом срочно, даже немедленно – надо спросить себя: что за змея подколодная достала меня пренебрежительными отзывами и презрительными взглядами? Из–за кого я паникую и комплексую? Вот увидите: причина внезапного интереса к здоровому образу жизни коренится в недоброжелательно настроенной секретарше, в худой и самодовольной подруге, в гадюке–свекрови с ее привычкой вместо «Здрасьте!» произносить «Как ты располнела, милочка!» Вот, опять попались на старый трюк: кто–то пытается самоутвердиться на ваших костях, а вы ему доказываете, что тоже не лыком шиты. Если исправить фигуру, то секретарши, подруги и свекрови обнаружат сухость вашей кожи, перхоть в ваших волосах и недостаточность ваших познаний в области, например, интерлингвистики. Это такая отрасль науки, которая занимается построением искусственных языков. На их совести такие монстры, как эсперанто и воляпюк. Вы знаете воляпюк? Ах, какая же вы неразвитая!

    В угоду знатокам эсперанто и ревнительницам совершенства мы и стараемся походить на самый распространенный идеал – на топ–модель, на женщину, которая живет с нами на одной планете, но как бы снизойдя на грешную землю из иного, лучшего мира. Если уподобиться такой небожительнице, то, может, эта гордость серпентария, ваша свекровь, наконец заткнется? И не надейтесь. У нее в запасе масса тем: домашнее хозяйство, воспитание детей, христианские добродетели, в основном смирение и почитание старших. Она будет наставлять вас вечно. Просто надо научиться не обращать внимания. Чем острее вы реагируете, тем дотошнее становятся непрошеные советчики. Плюньте – и живите безмятежно.

    И средства массовой информации с пресловутой рекламой пластических операций пусть вас тоже не колышут своей мнимой правотой и псевдобезупречной логикой. Хорошо сделанная реклама как раз тем и отличается, что ее «подтасовки и нестыковки» мимоходом не разглядишь – надо присмотреться повнимательнее. Мастера из пиарных агентств досконально знают, к каким идеям потребитель уже подсознательно готов: он и сам бы дошел, не хватает лишь последнего стимула. И довольно потребителю услышать с экрана или с журнальной страницы пару фраз, чтобы не вполне оформившееся в мозгу нечто показалось неоспоримой истиной. Рекламщик только выглядит автором идеи, а на самом деле он соавтор, подтолкнувший процесс перемещения идеи из подсознания в сознание масс. Особенно любят подобный «соавторский» подход женщины: не надо искать оптимальные пути, не надо анализировать ситуацию, не надо сидеть и бычиться с умным видом – посоветуй мне то, что я и так уже почти решила. А я сделаю, как ты мне советуешь!

    Всякой Евиной дочери хочется подольше сохранить молодость. А если молодость и стройность – синонимы, то ответ напрашивается сам собой: худеть, худеть и еще раз худеть! И, протестуя против естественных возрастных изменений фигуры, огромное количество женщин подсознательно – а потом и сознательно — соглашается на пластическую операцию. В Америке в 2001 году было зарегистрировано 230 тысяч операций липосакции и 60 тысяч операций бариатрии – операций по уменьшению объема кишечника, благодаря чему можно удовольствоваться гораздо меньшим количеством калорий. А кому не хватает решимости (или средств) лечь под нож – те обходятся «медикаментозным» лечением. Во Франции, например, торговля препаратами для похудания составляет 90 % общего годового дохода.

    Кстати, в России косметология последние 10–15 лет развивается невиданными темпами, спешно осваивая то, что предлагают западные специалисты. Клиники и салоны растут, как грибы после теплого дождичка. Надо же российским косметологам делать карьеру и получать свой профит? Вот почему осторожность, с которой медики «старой школы» относятся к новомодным методикам, у радикально настроенных «адептов юности и стройности» не в почете. И вообще! Молодым везде у нас почет, старикам везде у нас от ворот поворот! Зря, конечно – этак с ванночкой недолго выплеснуть и младенца. Перекраивая собственное тело для вящего соответствия моде, легко потерять здоровье – и физическое, и психическое.

    После похудания не всякий силуэт станет «легким», а кость – тонкой. С подобной фактурой надо родиться. Представьте себе жокея, который вознамерился переменить профессию и стать… баскетболистом. Что же ему, хирургическим путем вытягивать руки–ноги, лопать стероиды для увеличения мышечной массы, искусственно увеличивать объем грудной клетки? Не поможет. В баскетболе требуется не просто другие физические данные, но и совсем иные качества, чем в дерби и стипльчезе. Так что жокею легче пойти к психологу и постараться избавиться от странного наваждения. Туда же стоит отправиться и женщине, которая, обладая атлетическим телосложением, жаждет уподобиться топ–модели.

    Индустрия еды против индустрии красоты

    Есть у нашего пола, помимо рекламодателей и рекламоиздателей, и прочие «искренние доброжелатели», готовые довести нас до маниакально–депрессивного состояния. Они существуют рядом с нами, но раскрыть мы их не в состоянии. Видим, но не замечаем. «Это что за Бонды и Штирлицы в одном флаконе?» – наверное, удивитесь вы. Подождите, я расскажу все с самого начала.

    В наши дни практически невозможно выявить главные стереотипы поведения, просто и незатейливо анализируя условия жизни: например, северяне едят картошку, южане – спагетти, обитатели приморья – рыбу, а горцы – козий сыр. Ну, а если речь идет о дорогом горнолыжном курорте? Да здесь могут есть все, и с особым наслаждением – фруктовый салат из клубники с персиком и ананасом. Потому что клиентам это блюдо нравится. Итак, приходится разбираться в поведении человека с «другой стороны» — то есть исходя из индивидуальных пристрастий. Но, спрашивая в духе золотой рыбки: «Чего тебе надобно, старче?», мы тоже не получим полной информации. Поскольку ответ на этот вопрос зависит не только от личного вкуса, но и от средств массовой информации.

    Если в доисторические времена главными факторами являлись климат, животные и растения, среди которых жил древний человек, обычаи, принятые в племени, то в наши дни среда обитания – это информация, которая наполняет (и даже переполняет) мозг современного человека и формирует его мировоззрение. Наша психика фиксирует преподносимые с голубых экранов и журнальных страниц «непреложные истины», вроде «Есть после шести вечера вредно, но безумно приятно», «Зеленые овощи можно есть в любых количествах», «Вегетарианство полезно» и т.п. Образ питания давно стал любимой темой для прессы и телевидения. Читатели неустанно интересуются, что в этой области новенького – и все мечтают питаться «правильно», согласно последнему слову науки.

    Если попытаться расставить по полкам все современные рекомендации, данные «советниками по части красоты и здоровья», то у худобы окажется великое множество сторонников. А есть свои адепты у обжорства? Оказывается, есть, и немало. За стройность приходится сражаться ежеминутно — и не только с собственной инертностью, с дурными привычками, с мамой, тетей, подругой, уговаривающими «хоть попробовать – для тебя же приготовили, твое любимое». Приходится стеной стоять против целой… отрасли производства – пищевой промышленности. Все магазины и рынки переполнены едой – свежей, консервированной, пастеризованной, диетической, готовой и полуфабрикатной. Киоски с «закуской» торчат на каждом шагу вражескими блокпостами. Или, если хотите, работают Бондами и Штирлицами — подстерегают нас в минуту слабости и разрушают наши самые сокровенные планы насчет соблюдения диеты.

    Если человечество враз перейдет на здоровое, сбалансированное, ограниченное питание – производители съедобной благодати разорятся. Поэтому сообщения про последние достижения в деле сжигания жира перемежаются сагами в честь вкуснейших блинчиков, макарон и пельменей. Предложения гурманов и рекомендации диетологов соседствуют в одном рекламном блоке. И весь этот «широкий ассортимент» выпадает на наши головы, как тропический ливень или нежданная перхоть. Мы мечемся между наставлениями вроде: «Ни шагу в сторону от овсянки и салата!» к «Ваше счастье будет неполным без любимого шоколада…» Вот уж, действительно, и рад бы в рай – да дверь–то где?

    Под влиянием этих могучих «индустриальных» факторов пищевое поведение человека теряет разумную основу – организм больше не ориентирован на чувство голода. Мы едим не потому, что проголодались. Просто вкус продукта нравится, или кто–то рядом с азартом жует чипсы, пиццу, йогурт, бананы, мороженое, шоколадный батончик, а потом еще чай пьет, троглодит. Американцы – рекордсмены «перекусов». В год житель США поглощает до 10 кг «быстрой еды». Объем продаж «фаст–фуда» в прошлом году достиг за океаном небывалой цифры в 20 миллиардов долларов. Европейцы пока мужественно держат отметку в 2–3 кг легкой закуси в год. Россиянам вроде бы есть чем похвастаться – всего 400 г! Хотя… Если посмотреть, сколько наш соотечественник слопает неполезных для здоровья продуктов в течение дозволенных завтрака, обеда и ужина – становится понятно, почему у нас практически каждый второй страдает избытком веса, а хроническим гастритом не болеют лишь грудные младенцы.

    К тому же производители чипсов, снэков, пиццы и шоколадок изо всех сил стараются повысить уровень продаж. И им это удается: на просторах отчизны продажа чипсов за последние 2 года увеличилась более, чем в полтора раза. Треть всех чипсов–снэков оказывается в детских желудках. Нездоровый образ питания формируется еще в детстве. А взрослые продолжают эту линию. Стандартный предлог для того, чтобы передохнуть от сидения за рабочим столом: «Надо перекусить», общение с коллегами и домочадцами проходит под лозунгом: «Давайте чайку попьем!», свидание начинается с похода в кафе, телевизор смотрим под хруст и чавканье, без «вкусненького перед сном» спать не ложимся.

    Оргия еды, спровоцированная индустрией чипсов и шоколадок, вызывает не только чувство переполненности желудка, но и чувство вины. Проповедники худобы приходят к нам в ночных кошмарах «воплощенной укоризной». Мы вскакиваем в холодном поту, а на следующий день рука сама по себе тянется к пакетику с аппетитно хрустящим наркотиком… Современный человек – законченный «едоголик», как называют это состояние диетологи. Еще они его называют «пищевым пьянством». Неприятно звучит, правда? А «спаивают» нас корыстолюбивые производители пищи и… наши бескорыстные друзья, ищущие, с кем бы выпить… кофейку с бутербродиком. Почему же так трудно сказать: «Нет!» – и гордо прошествовать мимо груды лакомств на прилавке или на празднично накрытом столе? Что нам мешает поставить на своем?

    В первую очередь, физиология: отделы нервной системы, контролирующие пищеварение, тесно связаны с теми ее участками, которые задействованы в стрессовой реакции. Именно поэтому беспокойство, раздражение или чувство подавленности вызывают неприятные ощущения, которые легко спутать с чувством голода. В свете сказанного выше, еда оказывается превосходным успокаивающим средством – и притом легкодоступным. С детства многие «заедают» свои горести конфетами или мороженым. А про гормон удовольствия мы уже в свое время поговорили.

    Словом, физиологические причины плавно перетекают в социальные. И потому мы едим, когда вовсе не голодны. Просто, чтобы доставить себе удовольствие или избавиться от скуки и тревоги. Значит, желающим избавиться от пищевого пьянства необходимо предпринять ряд мер.

    1. Постарайтесь откровенно ответить на вопрос: почему вы едите слишком часто или слишком много? От скуки, или потому, что вам нравится вид лакомств, выставленных на витринах магазинов, или, придя в гости, торопитесь сразу все попробовать?

    2. Никогда не используйте еду для расслабления. И помните: люди, склонные к полноте, плохо отличают подлинное чувство голода от невроза, скуки, тревоги, подавленности.

    3. Попробуйте завести пищевой дневник, чтобы записывать сколько, когда и почему вы съели. Вот увидите, записи вас чрезвычайно удивят. Человек обычно запоминает не более 60 % съеденного за день.

    4. Не посещайте продуктовые магазины на голодный желудок, а покупки делайте только по заранее составленному списку. И постарайтесь внимательно прочесть напечатанную на упаковке информацию о питательности продукта, о его энергетической ценности, о его составе.

    5. Сам список продуктов постарайтесь составлять в соответствии с индивидуально выбранной диетой. Подробнее об этом вы можете прочесть в моей книге «4 группы крови – 4 суперэффективные диеты».

    6. Никогда не готовьте больше, чем сможете съесть за один прием. Привычка «подъедать» все, что в кастрюльке, часто основной является причиной полноты. Еду разрезайте на небольшие кусочки – так порции будут казаться больше.

    7. Делайте перерывы в еде, ешьте медленно и постарайтесь получить удовольствие от процесса. У многих людей с замедленным обменом веществ механизм возникновения чувства сытости изрядно «запаздывает», вот чувство и проявляется примерно через 20–30 минут после насыщения организма.

    8. Постарайтесь не впадать в хандру: найдите хобби, чаще общайтесь с друзьями (но только не в кафе!), делайте физические упражнения, побольше гуляйте на свежем воздухе.

    9. Научитесь расслаблять тело и успокаивать душу. Надо признать: мы почти забыли, как это делается. И процесс расслабления совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Умелая релаксация не только снимает стрессовые ощущения, но и понижает артериальное давление, уменьшает головные боли, ослабляет аппетит.

    10. Некоторые лекарственные препараты и пищевые добавки тоже снижают аппетит, но использовать их можно только после консультации с диетологом.

    11. Можно прибегнуть к услугам психотерапевта. Его задача – обнаружить глубинные психологические причины, толкающие вас к холодильнику.

    И все–таки, зная нелюбовь моих соотечественниц к походам по врачебным кабинетам, смею предположить, что последнему совету вряд ли кто–нибудь последует. Но, может быть, вас заинтересует совет знаменитого диетолога Жана–Клода Удре, чья слава началась с книги Карла Лагерфельда «Лучшая из диет»? Благодаря системе доктора Удре маститый модельер сбросил 42 кг лишнего веса. Она включает в себя два принципа: «Во–первых, реорганизация самой системы питания. То есть надо переучить организм питаться. Если вы пополнели, значит, то, что вы едите, вам не подходит. Может, раньше подходило, но с годами в организме все меняется. Значит, надо перестраивать питание под ваш организм! Во–вторых, использование растений для того, чтобы облегчить достижение результата… Не стоит себя ругать, если вам захотелось съесть то, что нельзя. Ведь, ругая себя, вы фиксируете организм на этом отклонении. Наш мозг – тоже часть нашего тела. Но если вы хотите видимого и долго длящегося результата диеты, поменяйте привычку окончательно, навсегда. И если раз в полгода вам захочется шоколадного крема, сделайте себе приятное. Но… один раз, не больше». Ну, а то, что у нас в России не продаются чудо–травы для похудания – ноу–хау доктора Удре – не «приказ об увольнении». Без них, конечно, дело пойдет медленнее, но непременно пойдет.

    Да, но мы не выяснили самое основное: а нужно ли вам худеть? Или вы пытаетесь улучшить силуэт в надежде решить совсем другие проблемы? Значит, несмотря на то, что «голова – предмет темный», обследование провести придется. Потому что возможности тела весьма ограниченны. Для начала попытаемся понять некоторые особенности нашего современного мироощущения.

    Оргазм, притаившийся в холодильнике

    Образ жизни повлиял, конечно, не только на состав крови у представителей разных племен и народов. Телосложение и характер людей, принадлежащих к определенным группам, также в ходе эволюции определились и приобрели нужные для полноценного существования черты. В наши дни физические параметры не всегда важны для работы. Невелика, в сущности, беда, если за компьютером сидит ражий детина, которому впору подковы гнуть. Главное, чтобы человек был хороший. Гораздо больше проблем с фигурой возникает не в профессиональной, а в личной жизни: больно уж донимают нас телевизионные стандарты красоты. Вот хоть под нож ложись! В буквальном смысле слова.

    Многие женщины испытывают страх перед едой и прибавлением в весе – это оборотная сторона вечных «внутренних противоречий» нашей повседневной жизни. Индустрия красоты талдычит в оба уха современному человеку, что худоба есть залог успеха. «Богатство и стройность – две вещи, которым никогда нет предела», — утвеждала герцогиня Виндзорская. Сегодня эти две вещи намертво связаны между собой. Модельер Соня Рикель жалуется: «Я живу в постоянном противоречии. Как модный дизайнер я ориентируюсь в работе на очень стройных моделей, но как мать троих дочерей не одобряю этот культ худобы, который порой приводит к потере аппетита…» А порой и к анорексии – непереносимости пищи. Кстати, существует программа «Нация и анорексия», которая выдвинула идею, что «отсутствие аппетита – вовсе не заболевание, а искусство жить». Конечно. А еще кома, летаргия и шизофрения – тоже средства жить собственной, ни на что не похожей жизнью!

    Люди с сильным демонстративным компонентом личности чрезвычайно высоко ставят свой внешний вид. Не обязательно мульки–фенечки оказываются главным украшением. Самым ярким достоинством и самым модным фасоном может послужить их собственное… тело. Его можно показывать, словно драгоценность, всем вокруг, млея от комплиментов. Такое поведение — вполне органично для индивидуального склада демонстративных людей. И совершенствование собственного тела бывает для них не столько нагрузкой, сколько средством достичь цели в жизни. Поэтому они могут сильно «перебарщивать» с «улучшением себя». Особенно представителям группы 0 (I) следует опасаться, как бы «подсесть» на… пластические операции. Существует и такая форма психологической зависимости: однажды испытав эйфорию при виде «покрасивевшего» носа, дама будет снова и снова посещать клинику пластической хирургии, требуя привести в порядок все подряд – бюст, бедра, ягодицы, скулы… Хирурги иногда стараются отговорить «постоянного клиента» от новых операций. Зря. Такому клиенту, скорее всего, уже нужен психолог, который избавил бы их от желания вновь и вновь наслаждаться блаженным чувством: «Я сделал это!»

    Другие психологические типы, как правило, решают проблемы иного плана: чувство невостребованности, одиночества, незащищенности они пытаются понизить «исправлением недостатков». Причиной яростного желания «изменить себя» становятся неприятности в личной жизни. От «недостатка любви» женщины нередко страдают дисморфофобией – боязнью собственного тела – и притом какие женщины! Шарон Стоун, например, боится смотреться в зеркало: вдруг отражение окажется менее прекрасным, чем она ожидала? В психологии дисморфофобия определяется как «тягостное переживание своей физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ; рост, вес тела и т.п.)» — так что «некондиционные» части тела могут быть совершенно нормальными и даже весьма привлекательными. Не хуже, чем у Стоун. Однако человеку могут понадобиться некие осязаемые причины жизненных неурядиц. И тело просто «попадает под раздачу», как самый близкий объект.

    Обычно подобное состояние зарождается в юные годы, когда в процессе полового созревания начинаются проблемы с кожей, появляется подростковая полнота, усиленно растут конечности и формируются грудь, бедра. В такие моменты девочка нередко подвергается насмешкам со стороны сверстников. Да и мальчикам достается за юношеские угри и выпирающий кадык. Словом, никто не свободен от опасности заполучить комплекс. У дисморфофобии есть ряд признаков, выраженных в той или иной степени:

    1) активное недовольство собственной внешностью;

    2) обвинение своей внешности во всех грехах и особенно – в неприятностях личного характера;

    3) перенос своих психологических проблем (неумения общаться, выбирать партнера и т.п.) в «телесную область»;

    4) убеждение, что стоит только изменить «к лучшему» свою внешность, тут же радикально изменится и жизнь – станет невыразимо прекрасной, и так далее, и так далее.

    Хорошо, если трудности подросткового периода бесследно растворяются, когда человек взрослеет и начинает себя оценивать адекватно. Но приходится учитывать высокий процент инфантильных людей даже среди лиц весьма зрелого возраста. Они, дожив до седых волос, по–прежнему продолжают «кохать» свои детские «заморочки». За несколько десятилетий комплекс перерастает в фобию, а фобия – в манию, в паранойю. И потому, оказавшись в столь тяжелом психологическом состоянии, некоторые дамы начинают форменным образом наказывать собственное тело… едой. На, жри, чтоб ты лопнуло! Мы ведь привыкли искать виноватого в своих несчастьях, а найдя – наказывать. Так формируется психологический механизм аутоагрессии – то есть агрессии, направленной на себя.

    Нередко женщина в таком состоянии чередует жестокое голодание с приступами обжорства. Не зря анорексия ходит рука об руку с булимией. Несколько недель несбалансированной, истощающей организм диеты, конечно, принесут некоторый результат, но интенсивная потеря килограмм сменяется фазой стабилизации веса – вес словно замирает на одной и той отметке. Вместо того, чтобы переждать эту «паузу» и вообще перейти к более мягкому похуданию, нервная дама бросается в другую крайность – начинает есть все подряд в неограниченном количестве. Раз ничего не выходит – буду делать глупости! Хоть наемся! А если у особы, голодавшей без оглядки, уже сформировался «блокадный синдром», и организм станет в каждую трапезу «пополнять запасы». Вес может нарастать в геометрической прогрессии – по 10–15 кг в месяц! И наступит новый виток дисморфофобии – а заодно и новый виток обжорства…

    Наказание тела едой парадоксальным образом превращается в мазохистское наслаждение. А обжорство становится заменой «счастья в личной жизни». Центр удовольствия представляет чувство насыщения неким подобием оргазма, и вскоре на месте полноценной сексуальной жизни возникает и закрепляется связь «еда – удовлетворение». И тягу к эротике сменяет тяга к пище.

    При сильной полноте снижается скорость обменных процессов: женщина становится вялой, подавленной. Хроническая сексуальная неудовлетворенность вызывает биохимические процессы, в результате которых у нее подавляется выработка сексуальных гормонов. Гипоталамус как бы отучается реагировать на сексуальные раздражители, их заменяют раздражители вкусовые. И тогда с чересчур располневшей дамой происходит то же, что и с… чересчур похудевшей. Вот уж не ждали? А между тем это закономерное явление – многие «полярные» состояния организма получают сходные симптомы.

    У болезненно худых женщин – например, у переживших «синдром Барби» — либидо понижается и даже может совсем исчезнуть. То есть совершенствование внешнего облика, которое они оправдывали желанием нравится мужскому полу, станет воротами в мир без секса. Фригидность грозит женщинам с пониженным весом чаще, чем полноватым «пышкам». Недостаток питания и нехватку подкожного жира организм воспринимает как нездоровье. Из–за болезни половое влечение выключается. А округлые дамы с небольшим излишком веса испытывают во время секса более яркие ощущения, их либидо работает гораздо интенсивнее. Чтобы потерять интерес к сексуальной сфере, женщине надо быть либо чересчур полной, либо болезненно худой. Вот и выбирай, но осторожно, осторожно, но выбирай…

    Только не будьте слишком строги к себе, единственной и неповторимой. Открою вам тайну, известную всем, но постоянно прячущуюся в тени: отношения с окружающим миром складываются не только из общения с окружающими, но из общения с собой. Более того, эти процессы тесно связаны – наподобие сообщающихся сосудов. Поэтому от любви к себе зависит и наша терпимость, и наше обаяние, и наш имидж.

    Поэтому, прежде чем «набрасываться» на свои телесные несовершенства, проверьте – как обстоят ваши дела с общением? Вдруг вы просто–напросто переносите в область физических недостатков проблемы, родившиеся совсе–ем в другой сфере?


    Умеете ли вы общаться?

    Ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения.

    1. Мне нравится высказывать кому–либо свое расположение.

    2. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

    3. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня ухудшается настроение.

    4. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

    5. Чтобы быть удовлетворенным собой. Я должен кому–то в чем–то помочь.

    6. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди друзей.

    7. Мои друзья мне основательно надоели.

    8. Когда я занят делом, присутствие людей меня раздражает.

    9. Мне приятно помогать другим, даже если это доставляет мне значительные трудности.

    10. Из уважения к другу, я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

    11. В одиночестве я испытываю напряженность и тревогу больше, чем когда я нахожусь среди друзей.

    12. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

    13. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.

    14. Я люблю бывать среди людей.

    15. Я долго переживаю после ссоры с близкими.

    16. У меня определенно больше близких друзей, чем у многих других.

    17. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других.

    18. Я придаю большое значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с близкими мне людьми.

    19. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

    20. По отношению ко мне люди были часто неблагодарны.


    Подсчет баллов

    Суммируем баллы по схеме.

    1) да – 0, нет – 1;

    2) да – 0, нет – 1;

    3) да – 0, нет – 1;

    4) да – 0, нет – 1;

    5) да – 1, нет – 0;

    6) да – 0, нет – 1;

    7) да – 0, нет – 1;

    8) да – 0, нет – 1;

    9) да – 1, нет – 0;

    10) да – 0, нет – 1;

    11) да – 1, нет – 0;

    12) да – 1, нет – 0;

    13) да – 1, нет – 0;

    14) да – 1, нет – 0;

    15) да – 1, нет – 0;

    16) да – 0, нет – 1;

    17) да – 0, нет – 1;

    18) да – 0, нет – 1;

    19) да – 1, нет – 0;

    20) да – 0, нет – 1.

    До 10 баллов. Низкий уровень общительности.

    От 11 до 14 баллов. Средний уровень общительности.

    От 15 до 20 баллов. Высокий уровень общительности.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.