Онлайн библиотека PLAM.RU


5. Четыре времени года

Люй спросил:

Нельзя ли услышать о взаимодействии Солнца и Луны и о временах года, месяца и дня?


Чжунли сказал:

Всего есть четыре разных времени. Каждому человеку отведена жизнь в одну сотню лет.

Между 1-м и 30-м годом — время юности и силы.

Между 30-м и 60-м — роста и зрелости.

Между 60-м и 90-м — старость.

От 90 до 100 — угасание.

Эти времена тела — первые из четырех различных времен.

В каждом дне есть 12 двухчасовых частей. Пять дней составляют неделю. Три недели слагают цикл из 15 дней. Трем таким циклам отвечает одно малое изменение в погоде; два малых изменения создают одну большую перемену. В году же есть весна, лето, осень и зима.

Весной половина Инь — это Ян. Оттого погода меняется с холодной на теплую.

Летом весь Ян — это Ян. Погода меняется с теплой на жаркую.

Осенью половина Ян — это Инь. Значит идет переход от жары к прохладе.

Зимой весь Инь — это Инь, и на смену прохладе приходит холод.

Таковы времена года — вторые из четырех различных времен.

В каждом лунном месяце — 30 дней или 360 двухчасовых частей.

От новой луны до первой четверти: половина Инь — это Ян.

От первой четверти до полной луны: весь Ян это Ян.

От полной луны до последней четверти половина: Ян — уже Инь.

От последней четверти до невидимой луны: весь Инь — это Инь.

Таковы времена Солнца и Луны — третьи из четырех различных времен.

В одной полустраже 60 минут. Восемь полустраж и 20 минут составляют один временной отрезок. Полтора таких отрезка отражены в триграммах, которые задают 8 направлений.

Если брать четыре главных направления, то:

От часа цзы(север) к мао(восток) половина Инь — это Ян. Малый Ян рождается внутри большой Инь.

От часа мао к у(юг) весь Ян — это Ян. Чистый Ян возникает из малого Ян.

От часа у к ю(запад) половина Ян — это Инь. Малый Инь поднимается из большого Ян.

От часа ю к цзы весь Инь — это Инь. Чистый Инь выступает из малого Инь.

Таковы времена дня — четвертые из четырех различных времен.

Времена тела соблюсти труднее всего и очень легко нарушить. Времена года и месяца приходят неспешно, но проходят быстро. Как сверкание молнии, не дольше горения искры из кремня — времена дня и часа. Дни складываются в месяцы, месяцы копятся в года. С каждым истекшим годом уменьшается срок жизни. А для тех, кто жаждет славы и удачи, тех, кто не подчинил своенравный ум, — года бегут в сто раз быстрее. Привязанные душой к детям и внукам, они влекомы приливом и отливом чувств. Лишь те, кто всем своим сердцем обращаются к Дао, способны отразить старость и угасание. Весеннего снега, осеннего цветка — не долог срок, свет заходящего Солнца и лунного серпа — слаб. Для тех, кто следует Дао, время тела особенно ценно.

Среди красоты, чувственных радостей и чудесных ароматов люди не думают, что внешние воды подмывают финдамент их дома. Услаждают слух дружеской беседой под теплым ночным небом, коротают зимние дни за вином. Ища лишь удовольствий, тратят драгоценное время на скоротечное и проходящее. Если бы только могли они пробудиться и обратить свои сердца назад к Дао! Кто бы взялся переправляться на дырявом челне? Заделай прорехи в стенах дома и приступай к культивации.

Вот совет мой тем, кто решился следовать Дао: не тратьте попусту годы и часы своей жизни.

Только пропел утром петух — а ты уже вне дома. Городской глашатай огласил приход вечера — сожалеешь, что так быстро прошел день. Жадность не дает остановиться, не дает передохнуть.

Желания тревожат, будто мало вещей и денег. Дом доверху наполнен золотом — а перед болезнью ты слаб и беспомощен. Прикованный к ложу, видишь вокруг детей и внуков, и страшит тебя, что некому присмотреть за ними после твоей смерти. Не думают люди, что череда дней безостановочна и время не ждет. Вот отчего те, кто культивируют Дао, ценят каждый день.


Люй спросил:

Времена тела, дня, года, Солнца и Луны — все это проявление хода времени. Отчего вы, достопочтимый учитель, считаете времена тела самыми ценными и времена дня — наиболее важными?


Чжунли сказал:

Для тех, кто культивирует Дао, самый важный период жизни — юность, ибо корни изначальной природы глубоки и сильны в молодых. В это время легко достичь плодов культивации, за 1000 дней можно получить изумительные результаты. Годы роста и зрелости тоже ценны. Однако если начинать практику в среднем возрасте, то сперва следует пополнить энергию, что утеряна с годами. Затем нужно пытаться увеличить те запасы, что собраны. Тогда со временем можно будет остановить старение и возвратить себе молодость, а потом преодалеть тлен мира и вступить в царство священного.

Пусть ты не знал, что культивировать надо было смолоду; не ведал, как сохранить силу жизни в среднем возрасте; даже если только страдания заставили тебя ценить ясность духа и покой души; и и даже если ты прикоснулся к тонкому и незримому лишь как тяжело заболел — все еще можно следовать Дао в старости.

Кто начал практику на склоне лет, сперва должен пытаться удержать энергию, которая покидает его. Затем они должны пополнить энергию, что утеряна с годами. Так они вступят на Малый путь.

Затем, по мере накопления заслуг добродетели, перейдут они на Средний путь. В результате им удастся остановить старение и вернуть себе молодость. Тела их сохранятся в царстве Земли — но 5 паров никогда не двинутся к изначальной области и три цветка не соберутся на темени. Поскольку практика начата поздно, бессмертными им не стать. Вот отчего времена тела — важнее прочих.


Люй спросил:

Теперь понял я, как ценны времена тела. Можете ли объяснить, почему столь важны времена дня?


Чжунли сказал:

Один день жизни человека тождествен месяцу жизни Солнца и Луны и году жизни Неба и Земли.

Великое Дао рождает Небо и Землю — это верхняя и нижняя сферы. Отделяет их друг от друга 84000 ли.

После зимнего солнцестояния пар Ян из Земли поднимается. Погода меняется каждые 15 дней — ибо за этот срок пар Ян поднимается на 7000 ли. На 180-й день пар Ян достигает Неба — Великий Предел рождает тогда Инь.

После летнего солнцестояния Инь спускается с Неба. И вновь каждые 15 дней меняется погода — пар Инь за этот срок спускается на 7000 ли. На 180-й день Инь достигает Земли — Великий Предел порождает Ян. Когда один цикл завершается, начинается другой. Следуя Дао, круг это длится вечно.

Ход Солнца и Луны по Небу не знает отклонений. От самого творения задано им проходить 840 ли в каждой стадии своего движения. После рождения новой Луны 9 возникает из 6. За 12 страж дух внутри души продвигается на 70 ли. Каждые 15 суток, или 180 страж дух внутри души продвигается на 840 ли. (движение начинается только через 3 дня после новолуния) После полнолуния 6 возникает из 9. В 12 страж одних суток душа внутри духа продвигается на 70 ли.

Каждые 15 суток, или 180 страж, душа внутри духа продвигается на 840 ли. (в последние 3 дня продвижения нет. см на этот счет Лин-бао би-фа гл 5). Когда один цикл завершается, начинается другой. Следуя Дао, круг этот длится вечно. Так воздвигнуто основание Дао, так вскормлена тьма вещей.

Из всех живущих лишь человек имеет искру духа и наиболее разумен. В его теле сердце и почки отделяет 8,4 цуня, а подъем и опускание Инь и Ян вторит образу действий Неба и Земли.

Жидкость возникает из пара, пар возникает из жидкости. Так они взаимно порождают друг друга, следуя образу действий Солнца и Луны.

На Небе и Земле Цянь и Кунь всегда ищут друг друга. Согласно подъему и опусканию Инь и Ян и следуя принципам Дао, они раз в год сходятся в соитии. Один год сменяется другим.

Рождение духа и души отвечает ходу Солнца и Луны. Происходит прилив и отлив эссенций Солнца и Луны, и, следуя Дао, соитие совершается раз в месяц. Один месяц сменяется другим.

В мире людей момент схождения наступает раз в сутки.

Если не знать времени схождения;

Не быть обученым методу собирания;

Не ведать, как восполнить утерянное;

Не копить, когда в избытке;

Если при самом сильном Инь не культивировать Ян и при самом сильном Ян не очищать Инь; Даже не подозревать, что каждый месяц убывает часть твоей жизненной силы; И если усердно не практиковать каждый день, то каждый прошедший год — безвозвратно утерян и каждый прошедший день — потрачен впустую.

Кто не желает культивировать Дао — подобен спящему на сквозняке в мокрых одеждах, и тому, кто изнывает при летнем зное и страдает от зимних ветров, — все они обречены постоянно болеть.

Если впустую тратишь время — чем отличаешься от тех, кто сложа руки ждет смерти?


Люй сказал:

Чтящий Дао не должен попусту тратить драгоценное время. Проходят годы, тело слабнет, и мы все ближе к смертному порогу. Однако, неверно практикуя, все равно не получаем результата: Инь и Ян тела не сойдутся в должном соитии, моменты дневных и месячных взаимодействий будут упущены.


Чжунли сказал:

Применяй годовой цикл — к телу, цикл месяца — к году и часовой цикл — ко дню. Ибо пары пяти внутренностей прививают и отливают каждый в свое время месяца, поднимаются и опускаются в свое время дня. Каждый час пары перемещаются на 5 градусов, и каждые 6 временных долей они совершают один круг обращения. Это верно для 5-ти элементов: металла, дерева, воды, огня и земли. Восток, запад, юг, север и центр — все имеют свои числа рождения и завершения.

Если точно следовать этим срокам, то можно очистить и превратить воспроизводящую цзин(семя) в истинную ци(пар); истинную ци можно очистить и слить воедино с шэнь(духом) Ян; дух Ян можно очистить и слить воедино с Великим Дао.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.