Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Глава первая, в которой мы поговорим о первой базовой ветви, на которой основывается современная психотерапия – психоаналитическом подходе.
  • “Евангелие” от Фрейда - сексуальный “ликбез” для Человечества?
  • Нужен ли надсмотрщик для психики?
  • Даже «святые» конфликтуют.
  • Рецепт счастья от Фрейда.
  • Отрицание отрицания.
  • Этапы большого пути.
  • Гладко было на бумаге…
  • Руководство по обретению могущества от Адлера.
  • Неврозом «по бездорожью и разгильдяйству»?
  • Подсознательный коммунизм К.Юнга?
  • Коллектив или толпа?
  • Современная стадная философия неофрейдистов?
  • Невротик от невротика далеко не падает?
  • Ветер гасит волны?
  • Чужой среди своих?
  • Глава вторая, в которой мы поговорим о второй мощной ветви, на которой растет современная психотерапия – экзистенциально-гуманистическом подходе.
  • Феноменология.
  • Доброта – врожденное качество человека?
  • Самореализация по Роджерсу.
  • Жажда определяет сознание?
  • Иерархия ценностей по Перлзу.
  • Глава третья, в которой мы познакомимся с третьей базовой ветвью, на которой основывается современная психотерапия – когнитивно-бихевориальном подходе.
  • Кнуты и пряники бихевиоризма.
  • Кнут – лучший инструмент учителя?
  • Компьютерный мир когнитивистов.
  • Как думаешь – так и живешь?
  • Когнитивный Бейсик.
  • Бек – антивирус.
  • Би – крайности.
  • Стоический взгляд на психику А.Эллиса.
  • Дан приказ ему -…в депрессию.
  • Лестница жизни Э.Эриксона.
  • Система отношений Мясищева к действительности.
  • Эклектическое резюме.
  • Как бытие определяет сознание.
  • Спасибо австрийскому Домострою?
  • Советский Домострой самый лучший Домострой?
  • Каждому свое?
  • Что закрепляется на психотерапевтическом Олимпе?
  • Психотерапевтический колхоз.
  • Зри в корень!
  • Психотерапевтический день рождения.
  • Прогнозы – дело неблагодарное!
  • Как найти черную кошку в темной комнате?
  • Синтез – веление времени?
  • Залог успеха – опора на «гигантов»?
  • в которой мы узнаем: что думали о движущих силах психики корифеи психотерапии.

    Для того чтобы тебе, дорогой мой читатель, стало понятно, как и почему я пришел к излагаемому ниже видению формирования психики и болезней, я сделаю краткий обзор теоретических основ наиболее известных психотерапевтических школ. Я делаю этот обзор только для того, чтобы ты понял, что излагаемая ниже моя теория формирования психики не является фантазией, но основывается на работах корифеев психотерапии. И, по большому счету, если ты мне веришь, ты эту часть можешь не читать.


    ©Человек, убегая от опасностей, приходит к скуке.


    Я долго мучался, пытаясь изложить их наработки научно-популярно и так, чтобы это было понятно большинству моих читателей. Но, как мне кажется, в полной мере это мне не удалось. Научные термины иной раз подобны санскриту, когда для того, чтобы читать текст надо пользоваться словарем или же знать эти слова по долгу своей профессии. И материал, изложенный в данной части, воспринимается достаточно тяжело. И, чтобы не мучаться, можешь просмотреть эту главу «по диагонали». Ты ничего не потеряешь!

    И начну я этот разбор с патриарха современной психотерапии – Зигмунда Фрейда.

    Глава первая, в которой мы поговорим о первой базовой ветви, на которой основывается современная психотерапия – психоаналитическом подходе.

    “Евангелие” от Фрейда - сексуальный “ликбез” для Человечества?

    Центральным пунктом в учении Фрейда является динамическая точка зрения на человеческое поведение. Он считал, что исполненные энергией силы мотивируют действия человека. И действия человека можно понять и предсказать только тогда, когда будут поняты эти силы.

    Он считал, что основными “игроками” на поле человеческого разума являются Эго, Суперэго(с подразделением на эго-идеал и совесть), и Ид, связанное с инфантильным Эго.

    Ид является резервуаром бессознательной энергии и включает в себя базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми человек рождается и которые обусловливают его выживание и реализацию животных потребностей. С точки зрения Фрейда основная сила Ид идет от либидо. Он понимал под этим словом энергию сексуального влечения.


    Величие страны определяется величием ее рядовых граждан.

    В.Вильсон.


    Либидо легко вступает в конфликт с моральными законами, господствующими в обществе. И в случае вытеснения сохраняет свою первоначальную энергию и подвергнется конверсии (преображению в соматические симптомы). В лучшем случае при неудовлетворительном сбросе либидо происходит сублимация, когда оно проявляется в поведении человека в творчестве.

    Нужен ли надсмотрщик для психики?

    Ид ищет немедленного удовлетворения составляющих его инстинктов, несмотря на социальные нормы, права и чувства других. Ид пытается не мытьем, так катаньем (и где только возможно), проявиться в поведении человека. И когда людей и животных отделяло друг от друга только несколько шагов, никаких проблем с удовлетворением Ид не возникало. Но при жизни в современном обществе сделать это так свободно, как раньше, стало невозможно.

    Суперэго - свод правил, которые человек признал (или, лучше сказать, его вынудили их признать таковыми) действительными ценностями. Эти правила, созданные обществом для регуляции поведения его членов. В какой-то мере это наша совесть, которая оперирует такими понятиями как “надо” и “нельзя”. И Суперэго, действуя на их основе, вызывает у нас чувство вины, если мы попытаемся выйти за пределы этих ценностей.


    ©Воля, которую человек проявляет для достижения того или иного результата, является свидетельством того, что данная потребность занимает достаточно высокое положение в его иерархии ценностей. Или же того, что она сильно «оголодала».


    Эго же в какой-то мере является личностью человека, его “Я”. Наиболее важные функции Эго - образование защитных механизмов против тревоги и вины, то есть сохранение баланса между внешними и внутренними силами, действующими на человека, и обеспечение стабильности личности. Оно ищет путей удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира - оно действует по принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от нежелательного осознавания истинных мотивов своего поведения при помощи защитных механизмов. Эти механизмы спасают человека от неуверенности и тревоги. Они действуют неосознаваемо и обеспечивают различные уровни психического здоровья. Таким образом Эго - это самый настоящий “исполком” человека.

    Даже «святые» конфликтуют.

    Эго в конечном счете встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в расчет перед действием: желаниями Ид, реальностью внешнего мира и требованиями Суперэго.

    Эта “святая троица” очень часто не ладит друг с другом. И образуется интрапсихический (по Фрейду - психодинамический) конфликт. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты ее поведения. Личность таким образом - это то, как человек удовлетворяет широкий спектр своих потребностей.

    В результате конфликтов между Ид и Суперэго у человека могут появиться тревога и напряженность. По Фрейду это является сигналом того, что бессознательные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.


    У нас больше силы, чем воли, и мы часто для того только, чтобы оправдать себя в собственных глазах, находим многое невозможным для себя.

    Ф.Ларошфуко.


    Причинами страха обычно является сознательная или подсознательная память о событиях детства, вызывающая чувство вины, опасные импульсы подсознания (такие, как сексуальные влечения, являющиеся предметом табу) или неспособность Я разрешить конфликт.

    Рецепт счастья от Фрейда.

    Фрейд усматривает причину страдания только в подавлении подсознательных импульсов человеческого естества. Таким образом, он считает: если бы этого подавления не было, если бы человек мог неограниченно реализовывать эти импульсы, то был бы счастлив. Во всяком случае из его теории можно сделать такой вывод. В формулировке Фрейда, (самим им считавшейся утопической): «Где было Оно, должно стать Я».

    По Фрейду невротические симптомы свидетельствуют о компромиссе между инфантильными и взрослыми потребностями, в то время как психоз - это такой вид патологии, при котором детские желания и фантазии переполняют Эго взрослого человека, и ни о каком компромиссе между двумя мирами нет и речи.

    С его точки зрения базовым механизмом психологической защиты является вытеснение. Если человек что-то постоянно “забывает”, “не слышит” высказываний тех людей, с кем в данный момент общается, не осознает значения межличностных отношений, то можно предполагать, что в этот момент внутри срабатывает психологическая защита, которая держит неприятные факты подальше от сознания.

    Отрицание отрицания.

    Наиболее трудным и причиняющим беспокойство механизмом психологической защиты является отрицание. Отрицание существует тогда, когда человек отказывается признать травмирующую реальность. Например, студент отказывающийся признаться, что его выгнали из учебного заведения и продолжающий ходить на занятия, пользуется именно этим механизмом для того, чтобы не осознавать, что эта реальность существует. Именно в работе этого механизма лежат истоки психических заболеваний.

    Еще одним серьезным механизмом психологической защиты является проекция, когда человек отказывается замечать в себе определенные черты, но видит их в других, (то есть проецирует на них эти черты). В этом случае человек больше озабочен поведением других, нежели своим собственным. Человек может отрицать собственные сексуальные влечения, но подозревать их в других (на этом механизме чаще всего держится ревность).

    Замещение – еще один механизм психологической защиты, когда человек переносит действия, которые он не может произвести с недоступным объектом, на доступный. Например, рабочий, которого унизили на работе, может отыграться на родных и близких, вымещая на них подавленный гнев.


    Появление человека - это осознание эволюцией самой себя!

    Джулиан Хаксли.


    Позитивным вариантом замещения является сублимация, когда человек переносит свою нерастраченную энергию в более приемлемых формах на достижение чего-либо. Например, в примере с рабочим он может взяться за самообразование и доказать этим “надутым индюкам”, что они были не правы. Он осваивает что-то действительно ценное для себя и общества и таким образом “утирает им нос”. Люди, пользующиеся этим механизмом, часто преуспевают в обществе.

    Этапы большого пути.

    Фрейд считал, что каждый человек в процессе своего развития проходит 3 этапа

    Центральной задачей орального периода развития (от 0 до 2 лет) является научиться взаимодействовать с людьми. В эту задачу входит умение одновременно присоединяться к людям и выделять себя как личность из массы остальных людей. Ребенок в этом периоде учится соблюдать некий баланс между близостью и уединением. Неумение достичь этой сбалансированности на оральной стадии может повлечь за собой серьезные эмоциональные проблемы во взрослой жизни.


    ©Выбор есть всегда, хотя он может и не быть желаемым.


    Основной задачей анального периода (от 18 месяцев до 4 лет) является развитие чувства ответственности за свое поведение. Если при этом ребенок научится контролировать себя очень сильно, то может остановиться в своем личностном развитии и в результате будет иметь проблемы навязчивости или компульсивного внимания к деталям. Слишком слабый контроль ведет к захламленным комнатам, неорганизованной жизни, однако это может компенсироваться чувством спонтанности. На этом этапе главной трудностью у ребенка является нахождение адекватного баланса между слабым контролем и сверхконтролем. В большинстве культур мальчиков учат ответственности за свою судьбу. Девочек обычно учат подчиняться контролю других. Понятно, что каждая личность в результате объективных условий воспитания характеризуется неповторимой степенью контроля.

    Эдипов период (4-7 лет) это время принятия и примеривания на себя социальных ролей. К этому периоду своей жизни ребенок осознает значение и важность сексуальных ролей и соединяет воедино все приобретенные к этому времени (в оральном и анальном периоде своей жизни) знания и навыки. При нормальном развитии и девочки и мальчики в первые два периода обычно более близки к матери, более к ним привязаны. В Эдиповом периоде девочки учатся вести себя так же, как матери, а мальчики берут пример с отца.

    Гладко было на бумаге…

    Таков культурный идеал, но он не всегда воплощается в жизни. Если в раннем периоде воспитание ориентируется больше на развитие индивидуальности, чем на нормы культуры, становятся возможными многие другие сексуально-ролевые ориентации.

    Сущность психодинамического подхода в психотерапии состоит в том, что он подчеркивает важность для понимания и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом борьбы противоречивых мотивов внутри личности. Перенос и сопротивление, наряду с эдиповым комплексом и детской сексуальностью относятся к столпам психоанализа.

    Фрейд видит в психоаналитическом методе “скальпель хирурга”, при помощи которого он удаляет больные ткани, предоставляя природе в дальнейшем самой заживлять раны. Таким образом основной целью психоаналитического лечения с точки зрения Фрейда является разрешение невротического конфликта, то есть воссоединение бессознательного с сознательной частью Эго.

    Руководство по обретению могущества от Адлера.

    Один из самых первых и известных учеников Фрейда - Адлер был не согласен с сексуальным “креном” своего учителя и подчеркивал роль ВРОЖДЕННЫХ социальных побуждений в формировании личности. Адлер выступил против биологизаторского мышления Фрейда и предложил в качестве основного в человеке “чувство общности”. Адлер утверждал также, что агрессия - более важный инстинкт, чем либидо.


    ...в нас и через нас ноогенез постепенно поднимается ввысь.

    Тейар де Шарден


    Адлер говорил, что корни всего происходящего с человеком во взрослом состоянии, надо искать в детстве. Это как на рельсах - если ты встал на них, то уже не свернешь. То есть проблемы, которые возникли в детстве, рано или поздно проявятся во взрослом состоянии в виде болезней или психологических проблем.

    Энергетический заряд личности, определяющий ее развитие, по Адлеру, обусловлен стремлением к превосходству. Это стремление далеко не всегда может быть реализовано человеком в силу каких-то дефектов: телесных, психологических и прочих, что вызывает в человеке чувство неполноценности. Его преодоление проявляется в различных механизмах:

    Гармоничная компенсация чувства неполноценности, которая достигается учетом социальных моментов при стремлении к превосходству.

    Гиперкомпенсация, когда происходит неадекватное развитие какой-либо черты или способности.

    Уход в болезнь, то есть возникновение невроза как объяснения для неудач и неумения компенсироваться иным способом.

    Неврозом «по бездорожью и разгильдяйству»?

    Адлер говорил, что невроз есть защитный механизм или структура для сохранения в безопасных границах разрушительных, угрожающих и иначе непреодолимых импульсов. Он предположил, что каждый человек появляется на этот свет в беспомощном состоянии, которое создает чувство неполноценности. И он очень хочет от этого чувства избавиться, что является стимулом для его развития. Для объяснения этого процесса Адлер ввел термин - “комплекс неполноценности” и считал, что каждый человек в своей жизни ищет пути его компенсации.

    Если чувство неполноценности очень сильно, то оно приводит к компенсации, даже гиперкомпенсации неполноценности.

    Комплекс неполноценности может проявляться по-разному. Один ребенок, оказавшись около клетки с тигром, может сразу же спрятаться за мамину юбку и сказать: “Хочу домой!”. Другой же побледнеет, задрожит, но скажет, что нисколько не боится. Третий свирепо уставится на тигра и спросит маму: “Может быть, мне на него плюнуть?” Все трое боялись, но каждый выражал свои чувства по-своему, в соответствии со своим жизненным стилем.

    Невроз с его точки зрения образуется в случае, если человек терпит неудачу при преодолении комплекса неполноценности. И таким образом позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, относя свою слабость за счет болезни. Таким образом, он понимает нервные симптомы как конечное выражение борьбы за превосходство против чувства неполноценности.

    Основная позиция индивидуальной психологии Адлера - каждый идет своим путем. Адлер говорил, что все не так, как происходит, а так, как мы это представляем. Цель жизни с его точки зрения - прийти от низкой позиции в жизни к преобладающей. Алкоголик - это пример того, как использовать алкоголь, чтобы чувствовать себя превосходящим. Психические расстройства тоже могут стать специфическим путем для достижения главенства.

    Подсознательный коммунизм К.Юнга?

    Другой известный ученик Фрейда – К. Юнг тоже почти сразу же разошелся со своим учителем. И тоже на почве не согласия со слишком большой ролью, которую Фрейд придавал сексуальности.

    Юнг ввел в психологию понятие архетипа, то есть определенных образов (он их называл первородными), которые чаще всего появляются в снах человека и элементах реального творчества. С его точки зрения эти образы не являются продукцией его личного бессознательного. И они не могут быть следами его личной истории.


    Праздный человек есть животное, поедающее время.

    А. Декурсель.


    На основе изучения этих архетипов он пришел к выводу, что личность человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное, причем определяющим является коллективное бессознательное, образующееся из следов генетической памяти, оставленных всем прошлым человечества.

    Коллектив или толпа?

    Само коллективное бессознательное разделяется на общечеловеческое, расовое, национальное, которые опираются на самый глубокий слой - следы дочеловеческого прошлого, опыт животных предков человека. Личное бессознательное, по Юнгу, состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем вытесненных из сознания.

    Комплекс, согласно К.Юнгу - это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема индивида, клубок жизненных противоречий, источником которых чаще всего выступает моральный конфликт. Именно этот конфликт, с точки зрения К.Юнга, и составляет сущность невроза.

    Согласно Юнгу аффект «всегда появляется там, где не удается адаптация» Выражаясь языком К.Юнга: «Если человек хочет жить, то он должен пожертвовать своей тоской по возвращению назад, чтобы подняться на свою высоту».

    Современная стадная философия неофрейдистов?

    Неофрейдисты (К.Хорни, Э.Фром, Г.Салливен) считали, что наиболее значимым для формирования личности является удовлетворение социальных потребностей - в защищенности, безопасности, в признании. Они считали, что если эти потребности в течении длительного времени остаются неудовлетворенными, то люди начинают чувствовать сильный дискомфорт. Естественно, они всеми силами и привлекая для этого кого только можно, пытаются получить то, в чем нуждаются. Неофрейдисты считают, что стратегия, которая при этом используется - стремление к превосходству над другими или, напротив, чрезмерная зависимость от других - формируют личность.


    Характер - это окончательно сформировавшаяся воля.

    Новалис.


    К.Хорни, предложившая теорию “базальной” тревоги, видела сущность человека во врожденном чувстве беспокойства, с которым появляется на белый свет младенец. С первых секунд своей жизни ребенок ощущает себя неуютно, окружающий мир ему непонятен, неприятен, враждебен. Но та любовь и забота, которую ребенок получает от родителей, компенсирует эту тревогу и помогает ему нормально и спокойно развиваться.

    Невротик от невротика далеко не падает?

    Если же ребенок не получает от своих родителей достаточного количества любви, то это чувство беспокойства переходит в “базальную” (изначальную, коренную) тревогу, которая начинает определять все поступки человека, стремящегося к ощущению безопасности. Чаще всего это связано с тем, что его родители - обычно сами невротики - не способны дать ребенку тепло и любовь, в которых он нуждается. Поэтому из-за этого баланс эмоций смещается к ощущению враждебности и опасности окружающего мира.

    Согласно Хорни человеку также органически присуще стремиться к удовлетворению своих желаний. Зачастую эти две тенденции противоречат друг другу, в этом случае возникает невротический конфликт, человек заболевает неврозом.

    Попытка ослабить невротический конфликт достигается человеком определенными способами (“стратегией”) поведения, основными из которых являются “невротическое стремление к любви, к власти, к изоляции от людей” и “невротическая покорность”. Таким образом К.Хорни во главу угла ставит инстинкт самосохранения, который заставляет человека делать то или иное действие, невротически компенсируя опасность для жизни, которую человек видит идущей извне.

    -Почему ты не можешь, как все нормальные люди, чувствовать себя по утрам усталым и измученным? «Геральд», Австралия.

    Ветер гасит волны?

    Г. Салливен тоже считает, что человек рождается на белый свет с изначальным чувством тревоги, которую “гасит” потребность в ласке, нежности, контакте с людьми. В случае, когда окружающий мир не снижает, а напротив - провоцирует тревогу человека, то у него развивается “избирательное внимание”, игнорирование мешающего, неприятного, то есть механизм своеобразной психологической защиты.

    Г.Салливен рассматривал личность как продукт и средоточие интерперсональных (межличностных) отношений и представлял невроз как нарушение баланса этих отношений. Он очень большое внимание придавал культурным факторам, формирующим личность, характерной особенностью которой является тенденция сохранить усвоенную форму поведения в целях избегания напряжения и беспокойства.

    Чужой среди своих?

    То же самое можно сказать о теории Э. Фромма, который считает, что главной причиной проблем, обуревающих современного человека, является отчуждение в межличностных отношениях (“негативная свобода”), отсутствие способности любить других, что приводит к тому, что он не может любить и себя. То есть он тоже на первое место среди причин, приводящих человека к болезням, ставит угрозу отчуждения от общества.


    ©Если женщина страдает от бесплодия, ей надо некоторое время понянчить чужого ребенка.


    Согласно этой теории, первобытный человек чувствовал себя частью природы, античный человек сознавал себя гражданином своего полиса, средневековый человек ощущал себя членом общины, сословия, гильдии. Современный же человек потерял глубинность этих связей, что и определяет чувство одиночества. Невротик по Э. Фромму - это тот, кто из-за гипертрофированного чувства одиночества не в силах рационально решать проблемы взаимоотношений себя с самим собой, с окружающим миром. В этом Э. Фромм усматривает страх современного человека перед свободой и неосознаваемое желание найти человека (вождя, диктатора), который бы дал простые и понятные ответы на эти вопросы. И взял на себя ответственность за этого человека.

    Глава вторая, в которой мы поговорим о второй мощной ветви, на которой растет современная психотерапия – экзистенциально-гуманистическом подходе.

    Феноменология.

    Экзистенциальный подход сосредотачивает свое внимание на специфических человеческих качествах. Поэтому по-другому его называют гуманистическим или феноменологией. Сторонники этого подхода считают, что основным мотором, влияющим на поведение человека, являются не инстинкты и внутренние конфликты, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Например, Сартр говорил, что человек не арена для решения интрапсихических конфликтов, а результат его выборов.

    С точки зрения феноменологов человек сам себя контролирует, его поведение детерминировано его способностью делать СВОЙ выбор - как поступать и как думать. Эти выборы с их точки зрения связаны с уникальным восприятием данным человеком мира.


    Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному.

    У.Филипс.


    Например, если ты воспринимаешь мир как дружелюбный и принимающий тебя, то ты, скорее всего, будешь чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же ты будешь воспринимать его враждебным и опасным, то ты, вероятнее всего, будешь тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям). Феноменологические психологи рассматривают даже глубокую депрессию не как психическое заболевание, а как признак пессимистического восприятия индивидом жизни.

    Доброта – врожденное качество человека?

    Другое важное положение, на котором обосновывается феноменология - у каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала - в личностном росте, - хотя среда может блокировать этот рост. Они считают, что люди от природы склонны к доброте, творчеству, любви, радости и другим высшим ценностям. Эмоциональные нарушение в этом ключе - это блокирование потребности в росте (самоактуализации).

    Наиболее известными из форм феноменологической терапии являются “клиент - центрированная терапия” К.Роджерса (1951) и гештальт - терапия Ф.Перлза (1969)

    К.Роджерс большое значение придает жизненному опыту индивида, осознанию себя в процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности - со значимым для больного окружением. В результате он набирает “Я - опыт”, на основе которой формируется “Я - концепция”, то есть комплекс представлений человека о самом себе.

    В то же самое время у каждого человека существует комплекс представлений о том своем образе, который человек хотел бы иметь (“Я - идеальное”). Оно формируется под воздействием нормативов общества, ценностей референтной для данного человека группы, социальных представлений той среды, в которой человек живет.

    Самореализация по Роджерсу.

    Основной мотив поведения человека по Роджерсу – это стремление к актуализации, то есть присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделаться более сильным, что приводит к тому, что его жизнь становится более разносторонней и удовлетворяющей его. Он считает, что это ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

    К.Роджерс также считает, что каждому человеку свойственна потребность в положительной оценке. Поэтому он делает все для того, чтобы получить эту положительную оценку со стороны окружающих людей. Естественно, в следствии этого он начинает неосознаваемо подстраиваться под критерии этой среды. Вследствие этого происходит искажение истинного развития личности, формирование невротического поведения.


    © Каждая любовь вечна! Только проблема в том, что уже на завтра полюбившийся человек становится другим. А уж через год….И вот к этому человеку та любовь не относится.


    Гештальт - психология считает, что организм адаптируется в этом мире при помощи того, что делает что-либо фигурой, а что-либо - фоном. Это демонстрируется знаменитым гештальт - рисунком: ваза\лица. Когда человек смотрит на этот рисунок, то в зависимости от его психологических установок, действующих на данный момент, он видит то два черных лица в профиль, смотрящих друг на друга, то белую вазу. Этот рисунок наглядно демонстрирует то, как организм выбирает интересное и важное для него В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

    Жажда определяет сознание?

    Например, если человек испытывает жажду, то стакан воды, стоящий между изысканных яств, будет восприниматься как фигура на фоне еды. Таким образом, восприятие приспосабливается к удовлетворению потребностей. Когда жажда будет удовлетворена, то соотношение фигура\фон изменится в соответствии со сменой доминирующей потребности.

    То есть человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и не взаимосвязанные, а организуют их в целое, или в гештальты, имеющие для него значение. По мнению Перлза этот принцип является основой не только процесса восприятия, но и универсальным принципом организации функционирования всех живых организмов.


    Труд - отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья.

    М.Сафир.


    Все, что препятствует или прерывает создание или завершение этих фигур, является вредным для организма. И приводит к появлению “незаконченных ситуаций” - незавершенных гештальтов. Если таких ситуаций будет слишком много, то это вполне может привести к деструкции личности.

    Перлз считал, что если человеку удастся сохранить равновесие в той среде, в которой он живет, то он будет здоров. Если же это равновесие нарушается, то у человека появляется желание его восстановить. Таким образом, по его мнению, человеческое поведение мотивируется не влечениями, как это представлял психоанализ, а незаконченными ситуациями, то есть неудовлетворенными потребностями.

    Иерархия ценностей по Перлзу.

    Перлз считал, что каждый организм стремится к достижению состояния полного функционирования. А для этого он саморегулируется, то есть поддерживает равновесие в постоянно меняющихся условиях. Этот процесс идет постоянно, так как потребности, которые требуют своего удовлетворения (открытые, незавершенные гештальты), появляются в течении всей жизни и нарушают временное равновесие. И для того, чтобы их эффективно удовлетворять, в организме формируется внутренняя иерархия их ценности. И в результате доминирующая на данный момент потребность начинает оказывать влияние на ход мышления и поведения таким образом, что заставляет организм делать все для ее удовлетворения.

    Таким образом главная идея всей гештальт - терапии заключается в том, что “изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем не являешься”.

    Глава третья, в которой мы познакомимся с третьей базовой ветвью, на которой основывается современная психотерапия – когнитивно-бихевориальном подходе.

    Кнуты и пряники бихевиоризма.

    Поведенческие терапевты рассматривают неврозы и аномалии личности как выражение выработанного в течении жизни неадаптивного поведения. С точки зрения Скиннера, основоположника и теоретика бихевиоризма, поведение человека определяется тем, что получается в результате его. Если нас поощряют в том, что мы делаем, то мы заинтересованы в таком поведении. Если нас игнорируют или наказывают, то такое поведение имеет мало перспектив. И бихевиористы разработали целую систему стимулов и антистимулов, при помощи которых они деформировали психику своих пациентов в нужную им сторону.

    И.Вольпе определял невротическое поведение как закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения. Принципиальное значение в его теории придается тревоге, которая с его точки зрения является составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение. И практический опыт поведенческой терапии показал, что действительно самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация. Ведь нельзя одновременно тревожиться и быть расслабленным.

    Кнут – лучший инструмент учителя?

    Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый коррективный опыт научения. Он предполагает приобретение новых умений которые повысят умение человека продуктивно общаться с себе подобными, преодолеть мешающие стереотипы поведения и разрешить эмоциональные конфликты.

    Тот, кто хочет хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов

    О.Бальзак.

    Одно время поведенческая терапия быстро вознеслась на самый верх психотерапевтического Олимпа вследствие огромного успеха ее терапии. Но с годами оптимизм относительно бихевиоральных методов в значительной степени угас, так как оказалось, что симптомы через некоторое время по той или иной причине возвращались обратно.

    Компьютерный мир когнитивистов.

    Ее начало связывают с деятельностью Джорджа Келли. В 20-х годах он использовал психоанализ и был удивлен тем, как быстро пациенты принимали фрейдовские концепции. В качестве эксперимента он стал давать совершенно другие, и в ряде случаев абсурдные концепции своим пациентам. И оказалось, что пациенты одинаково хорошо принимали предлагаемые им принципы и были полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. И Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого не имеет того значения, которое им придается.

    По мнению Келли, интерпретации Фрейда были успешны только потому, что они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставили им возможность мыслить и понимать по-новому. Он считал, что успехи клинической практики при самых разных теоретических подходах объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее.

    Как думаешь – так и живешь?

    По мнению Келли люди становятся депрессивными и ригидными потому, что попадают в плен неадекватных, ригидных категорий своего собственного мышления. Он считал, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление, возникающее на ошибочных предпосылках и допущениях.

    Когнитивный подход меняет представление человека о самом себе и своих проблемах. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов и автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них, исправить их.

    С точки зрения Келли, надо прежде всего определить ту идеальную роль, которую хотел бы сыграть клиент в реальной жизни, а затем отработать те навыки и поступки, которые помогли бы ему воплотить эту роль.

    Когнитивный Бейсик.

    Главной концепцией когнитивной терапии является мысль о том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатических состояниях на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение.

    Так депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. Или же человек, для которого идея преждевременной смерти имеет большое значение, может, пережив угрожающий эпизод жизни, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти. И тогда у него разовьются приступы тревоги.


    ©Как тяжело нам достаются деньги! И как легко наши деньги зарабатывают люди, которым мы платим за услуги.


    Когнитивный сдвиг можно представить как компьютерную программу. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. И при тревожных состояниях активируется “программа выживания”: индивид из потока информации выбирает “сигналы опасности” и блокирует “сигналы безопасности”. Эта активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации.

    Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется “тревожной программой”, “депрессивной программой”, “панической программой” и так далее. Когда это случается, индивид испытывает страх, тревогу и так далее.

    Бек – антивирус.

    С точки зрения когнитивных терапевтов у каждого человека в когнитивном функционировании имеется слабое место - “когнитивная уязвимость,” - которая располагает его к психологическому стрессу. Личность формируется на основе его базальных убеждений. А они формируются в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми людьми. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и в свою очередь влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

    У людей с пограничными личностными расстройствами имеются так называемые ранние негативные схемы, например: “Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать, не соглашаться со мной и не правильно меня понимать!” На основе таких убеждений в жизненных ситуациях легко возникают эмоциональные расстройства.


    Воспитание - великое дело - им решается участь человека.

    В.Г.Белинский.


    Другое частое убеждение было названо Беком “условным предположением”. Например: “Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня”. “Если человек не любит меня, значит, я не достоин любви”. Такие люди могут функционировать достаточно хорошо до тех пор, пока не испытают серию поражений и неудач в общении с другими людьми.

    Би – крайности.

    Невротик склонен мыслить крайностями в ситуациях, бьющих его по самым чувствительным местам, например, по самооценке при депрессии. События воспринимаются как черные или белые, прекрасные или ужасные. Такое мышление было названо когнитивными терапевтами дихотомическим или “биполярным мышлением”.

    Когнитивная терапия предполагает, что проблемы у индивида возникают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неправильные представления возникают в результате неправильного научения в процессе познавательного, или когнитивного, развития личности. Отсюда он выводит формулу лечения: терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистичным, способам формулирования своего опыта.

    Целями когнитивной терапии являются: исправление ошибочной переработки информации и помощь пациентам в модификации убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции.

    Стоический взгляд на психику А.Эллиса.

    Рационально - эмотивная терапия была разработана А.Эллисом в 50-х годах и ее философские источники восходят к стоикам. Один из них, Эпиктет, писал: “Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят”, что вполне соотносится с теорией Эллиса. Он считает, что вы расстраиваетесь не из-за провала на экзамене, а потому, что провал - это несчастье, которое указывает на вашу неспособность.

    С точки зрения Эллиса расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере. Он назвал их иррациональными установками:

    Установки долженствования. Некоторые люди убеждены, что существуют некие принципы, которые не смотря ни на что должны быть реализованы. Например: “Мир должен быть справедливым!” “Люди должны быть честными!”

    Катастрофические установки (ужасно остаться одному на старости лет).

    Установка обязательной реализации своих потребностей (Для того, чтобы я был счастлив, я должен быть на высоте в своей профессии!)

    Оценочная установка. Здесь отдельная черта характера отождествляется с человеком в целом.

    Дан приказ ему -…в депрессию.

    Эллис считает, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Он назвал такие представления жесткими эмоционально - когнитивными связями. И считал, что они носят характер предписания, требования, приказа. А вот у нормально функционирующего человека с его точки зрения имеется рациональная система установок, которую можно назвать системой гибких эмоционально - когнитивных связей.


    ©У меня ничего нет, но мне вполне этого хватает.


    Терапия Эллиса стремится в первую очередь идентифицировать подобные, наносящие ущерб личности (“самопоражающие”) и вызывающие проблемы, мысли. А затем помочь пациенту заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение и логику.

    Суть концепции Эллиса заключается в формуле С-У-Э (возбуждающее Событие - система Убеждений - Эмоциональное последствие) Когда сильное эмоциональное последствие следует за каким - либо событием, то кажется, что оно вызывает эмоцию. Но на самом деле с точки зрения Эллиса эмоции возникают под влиянием системы убеждений человека. Когда возникает нежелательное эмоциональное последствие, такая как сильная тревога, то его корни можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, то тревога исчезнет.

    Лестница жизни Э.Эриксона.

    Э.Эриксон считал, что человек переживает в течении жизни восемь психосоциальных кризисов, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего кризиса личности:

    Первый кризис - на первом году, который связан с тем - удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ухаживающим за ним человеком. Если да, то у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру. Если же нет, то у него развиваются недоверие и подозрительность.

    Второй кризис связан с первым опытом обучения. Особенно с приучением его к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать свои естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Если же родители контролируют эти процессы очень строго, то это приводит к развитию у ребенка чувства стыда или сомнений, связанных с боязнью потери контроля над собственным организмом.

    Третий кризис соответствует второму детству (с 3 до 7 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение человека. Планы, которые он строит и осуществляет, позволяют ему выработать чувство инициативы. Если же он будет при этом терпеть неудачи, то это может привести к чувству вины и покорности.

    Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок учится работать. В зависимости от политики родителей и учителей в этом возрасте у ребенка может развиться вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности относительно своих возможностей или же собственного статуса среди товарищей.


    Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убиватьв детях шалунов.

    Ж.-Ж. Руссо.


    Пятый кризис свойственен подросткам в том возрасте, когда они производят идентификацию (усвоение образцов поведения тех людей, которые значимы для подростка). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и тех выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка завершить этот процесс может привести к “распылению” идентификации или же к путанице ролей, которые подросток будет играть в аффективной, социальной или же профессиональной сфере.

    Шестой кризис свойственен молодым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на себе.

    Седьмой кризис обычно происходит в 40-летнем возрасте. Он характеризуется появлением чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни характеризуется высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

    Восьмой кризис связан со старением. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

    Система отношений Мясищева к действительности.

    По В.Н.Мясищеву невроз развивается тогда, когда переживания становятся патогенными, то есть когда события, происшедшие с человеком, значимы в его системе ценностей (по Мясищеву - системе отношений к действительности). Их значимость является условием аффективного напряжения и аффективной реакции.

    Вторым моментом, который приводит человека к неврозу, является невозможность продуктивно разрешить конфликт. Третьим моментом, приводящим к неврозу, является невозможность решить эту ситуацию в той системе ценностей, в которой человек живет. Человек не способен или не умеет найти продуктивный, рациональный выход в данных условиях. Ситуация характеризуется ее индивидуальной и относительной неразрешимостью.

    Вывод: невроз по Мясищеву - психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающие болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворенность потребностей, недостигнутая цель, невосполнимая потеря. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.


    Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, то труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

    М.В.Ломоносов.


    Мясищев считал, что основной задачей патогенетической терапии является то, чтобы пациент уловил бы взаимосвязи между историей его жизни, сформированными ею его отношениями, вытекающими из них неадекватными реакциями на сложившиеся обстоятельства и проявлениями его болезни. Излечение наступает, если удается изменить систему отношений больного в целом, его отношения к миру, если изменяются в широком плане его жизненные позиции и установки.

    Эклектическое резюме.

    Человек живет в реальном мире, в котором хочет не только выжить, но и занять достойное место (правда, по большому счету, это тоже делается в первую очередь ради выживания). И на его поведение влияют и социальное давление (как это доказывал Э.Фром) и архетипы (К. Юнг) и воля человека (О. Ранк) с его стремлением к власти (А.Адлер) и его потребность в безопасности (К.Хорни). И, конечно же, дедушка Фрейд тоже по-своему был прав, когда придавал такое значение сексуальности.

    При ознакомлении с основными теоретическими постулатами, на которые опираются известные психотерапевтические школы, мы поняли, что разные исследователи предлагали в “режиссеры психики” разные инстинкты. Например, экзистенциальная психология ввела понятие о свободе человека и его ответственности за формирование своего внутреннего мира. А психоаналитический метод смотрел на эту же проблему с противоположной стороны, уделяя внимание только истории индивидуального развития. С моей точки зрения оба эти направления правильно объясняют все со своей точки зрения и с той позиции, на которой стоят. Но при этом обе эти крайние точки зрения неверны. Истина, скорее всего, находится посредине.

    И различия их подходов скорее всего связаны с тем, что они брали инстинкты разных уровней и считали их базовыми без всяких для этого оснований. Например, адлеровский инстинкт могущества на самом деле является следующим этажом проявления инстинкта самосохранения – ведь он обеспечивает выживание! Вот из этого не понимания разноуровневости инстинктов и возникает путаница.

    Как бытие определяет сознание.

    И когда мы задумываемся – почему тот или иной исследователь пришел к данному видению проблемы, то вынуждены будем констатировать, что это связано, скорее всего, с историей его жизни, которая обусловила эти предпочтения. На основе этого можно утверждать, что те приоритеты, которые автор высвечивает в своей теории, зависят в первую очередь не от объективных условий, а от субъективных установок личности исследователя.


    Вопрос воспитания для современных обществ - это вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

    Э.Ренан.


    С точки зрения Адлера цель жизни - прийти от низкой жизненной позиции к преобладающей. И в этом выражении четко проявляется его жизненное кредо - Адлер был выходцем из бедной семьи! И та идеология, которая окружала его в детстве - любой ценой выйти в люди, отразилась на его теоретических построениях.

    Известно также, что Адлер в 4 года чуть не погиб под повозкой. И потом неоднократно утверждал, что хотел бы быть сильнее смерти. И создал, в конце концов, теорию обретения этой силы.

    Выдвижение и отбор гипотез происходит также и исходя из смутных ощущений внутреннего предрасположения к принятию той или иной теории, вероятно зависящей от ценностной ориентации ученого. Не случайно лидер бихевиоризма Ф.Скиннер в ранней юности увлекался констрированием механических устройств, а Роджерс восхищался живой природой, интересовался религией.

    Спасибо австрийскому Домострою?

    Теория Фрейда была верна ДЛЯ ТЕХ УСЛОВИЙ, в которых жили его пациенты. В Вене времен Фрейда все живые проявления человеческого естества были практически подавлены ханжеской моралью. И поэтому сексуальные желания людей проявлялись почти только в виде символических сновидений. Основанная на религиозных запретах мораль загоняла эти силы настолько глубоко, что только под психоанализом люди осознавали их наличие.


    ©Творчество предполагает свободу. Но как только человек начинает творить, то инстинкт самосохранения , который требует считаться с мнением группы, от расположения которой зависит жизнь, заставляет его отказаться от этого.


    Можно предположить, что Фрейду, когда он был ребенком, родители внедрили такой сильный запрет на проявлении его сексуальности, что он связался с жизнью или смертью (не дай Бог ты нас опозоришь проявлением Этого! Это такой большой грех, что за него мы даже можем тебя убить!) Поэтому он запрятал свои сексуальные побуждения очень глубоко от себя. Но эта потребность все равно проявлялась в его символических снах. И он решил, что это общее правило для всех людей.

    Советский Домострой самый лучший Домострой?

    Например, я могу совершенно точно сказать про себя, что у меня нет никаких сексуальных запретов, которые мне нужно было бы скрывать от самого себя. Если у меня есть какие-то ограничители, которые регулируют эту функцию моего организма, то они поставлены мною самим и признаются мною как необходимые. И мне совершенно не стыдно за те формы проявления сексуальности, которые у меня есть. Поэтому я уверен, что фрейдовские мотивы поведения ни в коей мере не определяют моего поведения.

    Суперэго формируется воспитанием. И если в процессе воспитания человек ничего не будет слышать о половых запретах, если его психо-сексуальное воспитание будет идти в соответствии с природной программой, то у него не будет конфликта между Ид и Суперэго из-за проявлений его сексуальности.

    В этом плане мне нравится выражение Я.Конна в журнале Американской медицинской ассоциации (1974). Он писал: “Фрейдовское представление о том, что за привязанностью ребенка к матери скрыто инцестуальное (кровосмесительное) влечение, следует рассматривать как проекцию на психику ребенка лишь переживаний взрослых психопатов”.

    Каждому свое?

    Юнг говорил: “Старший брат, идущий по стопам отца и приближающийся к социальной власти, будет томиться от неудовлетворенной потребности получать удовольствие, а младший брат, угнетаемый и обижаемый старшим братом и отцом, будет дразним честолюбием и потребностью в самоутверждении. Он подчинит этому все другие страсти, а потому они не будут представлять для него большой проблемы, по крайней мере проблемы жизненно важной”.

    Таким образом, это подтверждает мысль о том, что болезни - суть проявления диспропорций, которые могут возникать в разное время и в зависимости от условий индивидуальной истории жизни.


    Природа никогда не ошибается; если она порождает дурака, значит она этого хочет.

    Г.Шоу.


    Поэтому все психотерапевтические теории, которые объясняют появление и развитие болезней со своей точки зрения, несомненно правы. Но они описывают таким образом один из ТЫСЯЧ (!) возможных сценариев развития психики. То есть проблема в том, что все известные психологические теории однобоки, объясняя причины появления болезней наличием только одной или нескольких причин.

    И вся история борьбы между разными противоположными концепциями учит нас, что в конце концов равновесие устанавливалось на неком среднем варианте, одинаково удаленном от крайних точек зрения.

    Что закрепляется на психотерапевтическом Олимпе?

    Как показывает мировой опыт развития психотерапии, успехи той или иной методики оздоровления напрямую зависели от 2 факторов: веры масс в эту методику и адекватного отражения теоретической частью этой методики генеза тех заболеваний, которые при помощи этой методики пытались излечивать. И если от веры и эффекта взаимного внушения людей в эффективность данной методики зависела высота, на которую взлетала методика в общей иерархии психотерапевтических методик, то от второго фактора напрямую зависело - закрепится ли она там и надолго ли ее хватит. Положительным примером закрепления на психотерапевтическом Олимпе является психоанализ, а отрицательным - аутогенная тренировка.

    Я, не кривя душой, могу сказать, что являюсь последователем З.Фрейда, К. Юнга, К. Хорни и иже с ними. Ибо НИКТО из них не ошибался в своих попытках объяснить движущие силы человеческого разума. С моей точки зрения они ошибались только в одном: Они считали СВОЮ точку зрения единственно верной! А верными скорее всего были все точки зрения всех классиков - только каждая по-своему, освещая одну часть бурного моря человеческих влечений. Бихевиоризм при помощи своих специфических методов борется с теми же самыми нарушениями, что и психоанализ. Но, естественно, по другому и с другими результатами.

    Психотерапевтический колхоз.

    Основные конструкты различных психотерапевтических школ в едином блоке выглядят примерно так:

    Психоаналитики говорят:

    “Человечество управляется подсознательными силами из прошлого. Важное значение имеет биологическая подоплека половых, агрессивных потребностей и потребностей выживания. Развитие человека зависит от удачного разрешения критических ситуаций на ранних стадиях жизни. Проблемы на более поздних стадиях – это отголоски переживаний раннего детства. Личность – это совокупность опыта прошлого, проявляющегося в Ид, Эго и Суперэго”.

    Гештальт-терапевты добавляют к общей картине следующее:

    “Личность человека в результате его индивидуального развития может быть расколота или разделена на части. Это расщепление ведет к тревоге, беспокойству и, в конечном счете, к патологии”.

    Бихевиористы вдобавок к этому утверждают:

    “Развитие человека определяется окружающей средой, формирующей личность, но реакции личности в свою очередь формируют и окружающую среду. Поведение имеет свои законы и поддается объяснению и систематическому изучению”.

    Логотерапия говорит:

    “Мир существует в таком виде, в каком человек определяет его смысл”.

    Когнитивно-бихевиоральная терапия вторит ей:

    “Нас тревожит не мир, а наши представления о нем. Люди действуют на основе своих знаний. А иррациональное мышление может привести к неэффективному поведению. Люди способны думать более рационально и вследствие этого меньше страдать”.

    Экзистенциальная (гумманистическая) теория добавляет к общей картине:

    “Задача человека – найти смысл и направление движения в мире, который часто кажется абсурдным и бессмысленным. Каждый человек уникален и каждый по-своему понимает и анализирует мир”.


    Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе удовольствие, чем потом с ним бороться.

    Ф.Ларошфуко.


    Личносто-центрированная терапия Роджерса в этом плане считает:

    “Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому человеку присуще чувство собственной ценности и достоинства и способность направлять собственную жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного роста и здоровья.

    Мнение, которое человек имеет о себе (самооценка), определяет его способ видения мира. И степень конгруэнтности реального Я с идеальным Я определяет степень здоровья человека”.

    Терапия реальности завершает:

    “Люди сами могут развить свою индивидуальность и решать сами за себя. Однако решения принимаются в контексте реальности существования в сложном мире”.


    ©Большинство людей, страдающих от той или иной проблемы, уже знают, какие изменения они должны осуществить, но испытывают слишком сильное чувство тревоги, которое парализует их стремление к переменам.


    И я постараюсь на этих страницах доказать, что верны не отдельные теории, а общая эклектическая картина, которая образуется при их соединении.

    Зри в корень!

    Если нам надо вылечить человека, то в первую очередь надо помочь ему понять корни своих проблем, которые возникли в его детстве (это психоаналитический подход). А затем помочь перестроить свой образ “Я”, который образовался на этом негодном фундаменте, и помочь ему найти смысл жизни, изменить представление о себе (это уже экзистенциально – гуманистический подход). И на третьем этапе на основе представления, что личность является контролирующим центром, надо помочь ему построить более адекватное поведение, научить его жить в этом мире по-новому, пользоваться тем, что он приобрел на первых двух этапах (это когнитивно-бихевиоральный подход). И при лечении пациентов должны быть задействованы ВСЕ три этапа. Правда, у разных пациентов эти этапы должны быть разными по продолжительности.


    Психотерапия как идея появилась только тогда, когда общество созрело для этого. И вначале она была такой же бестолковой и императивной, каким было само общество (Месмер). Но когда общество стало более гуманистическим, то появилось гуманистическое направление в психотерапии (Роджерс). И когда общество начало отказываться от противостояния на идеологической основе и начало постепенно интегрироваться во что-то единое, в психотерапии начали развиваться тенденции к эклектизации психологических методик.

    Психотерапевтический день рождения.

    Кстати, в медицине такое понятие, как “психическое заболевание” появилось где-то в 17-18 веках. И вполне возможно, что до этого его как массового явления в обществе не существовало вообще. И мне представляется, что это связано с уменьшением давления внешней среды, из-за чего люди могут себе ПОЗВОЛИТЬ психические заболевания. А раньше люди говорили себе примерно так: “Тоже мне проблема – мама в детстве не любила. А кого любила? Надо прекратить эту ерунду пороть – ведь надо выживать!”

    Вся история борьбы между разными противоположными концепциями учит нас тому, что в конце концов равновесие устанавливалось на неком среднем варианте, одинаково удаленном от крайних точек зрения. Весь опыт развития цивилизации убеждает нас в том, что природа не любит крайние варианты. И безжалостно отсекает их!

    Видимо, это в ней “генетическое” - как встроенный механизм противодействия накоплению вредных мутаций. Если бы этого механизма не было, то Человечество давно бы превратилось в конгломерат совершенно разных по фено - и генотипу существ.

    Прогнозы – дело неблагодарное!

    Когда читаешь сочинения ученых прошлых веков, то явно видишь, что их построения парциальны из-за того, что они строили свои концепции на основе той информации, которой в то время владело общество. Например, апокалиптический прогноз Мальтуса говорил, что в скором времени на Земле негде будет стоять – так разрастется население при том темпе прироста, которое наблюдалось в его время. Но в настоящее время включились такие механизмы ограничения рождаемости, о которых Мальтус и подумать не мог. И его прогноз оказался фикцией.

    То же самое относится даже к великим психологам начала века. Они на основе той информации, которой владели в то время, построили вполне доброкачественные теории. И они здорово послужили Человечеству. Но в настоящее время наука дала нам такой поток фактов, что мы можем построить намного более адекватную картину внутреннего мира человека.

    Как найти черную кошку в темной комнате?

    Достаточно хорошей метафорой, иллюстрирующей положение дел в психологии и психотерапии, является следующая. Представь себе, дорогой мой читатель, темную комнату, в которой изредка и в разных местах горят лампочки. И они освещают какое-то небольшое пространство вокруг себя. Поблизости от лампочки можно легко найти любой предмет. Но по мере отдаления от нее, делать это станет все труднее и труднее. Общей картины увидеть при таком освещении невозможно. Надо включать центральный свет.


    Логика - это бог мыслящих.

    Л.Фейхтвангер.


    И в этой работе я постараюсь подвесить как можно более сильную общую лампочку в “комнате психологии”. Пусть она не высветит детали той или иной проблемы и не ответит на вопрос о том, как лечить ту или иную конкретную болезнь. Но мне хотелось бы прояснить для тебя общие принципы формирования психики и образования болезней так, как я стал видеть это в результате ознакомления с самыми современными психологическими теориями. То есть провести процесс, который А. Айви назвал “систематическим эклектизмом”.

    Синтез – веление времени?

    На основе разбора наследия психотерапевтических корифеев мне пришлось убедиться, что ни одна их теория не годится для работы с современными пациентами (во всяком случае, с российскими). Это связано, наряду с ранее высказанными соображениями, также и с тем, что психотерапия в последнее время в значительной степени стала совершено не той, какой она была в их времена.

    Во-вторых, во всем мире сейчас наблюдается явное стремление от отказа от противоположных концепций. В результате вырабатываются новые подходы к решению проблем, которые чаще всего являются синтезом противоположных взглядов. И нам с тобой, дорогой мой читатель, без этого не обойтись.


    Найти причину зла - все равно, что найти против него лекарство.

    В.Г.Белинский.


    И на этих страницах я постараюсь сначала ответить на основополагающий вопрос о движущих силах человека. После того, как мы придем в этом вопросе к чему-то, что более менее будет внушать доверие, мы уже сможем создать общую теорию формирования психики человека с нуля и до взрослого состояния. И на ее основе нам будет уже достаточно легко понять – как у человека формируются болезни и проблемы. А понимание этого позволит понять принципы избавления от них.

    На настоящий момент основные моменты функционирования мозга, основные законы его работы, современная психология в какой-то степени расшифровала. Я постараюсь максимально связанно и образно, “на пальцах”, эти положения тебе на этих страницах осветить. И мне представляется, что в результате мы увидим достаточно близкую к реальности картину того, что же все-таки происходит под костями черепа.

    Залог успеха – опора на «гигантов»?

    В результате у меня получилась достаточно цельная концепция формирования психики человека от рождения и до зрелого состояния. На этой базе я построил максимально полную (насколько это возможно на современном уровне знаний) модель формирования болезней и психологических проблем у современных людей.

    Насколько она полно отражает реальные законы, что работают внутри нас - сказать трудно. Но те психотерапевтические техники, которые основаны на подобном видении внутреннего мира человека, входят в число самых эффективных психотерапевтических методик, которые созданы в мире.

    Конечно же, пока эта теория еще «сырая», так как невозможно сразу объять и объяснить все. Но я все равно предлагаю всем желающим ознакомиться с тем, что уже есть, надеясь на то, что они мне отплатят доброжелательной критикой. И с этой помощью мне удастся «шлифовать» теорию дальше и таким образом делать ее все более совершенной.


    ©Комплекс неполноценности чрезвычайно важен не только для самого человека, но и для всего общества, являясь своеобразным противовесом агрессии и наглости. Она помогает человеку быть более терпимым к слабостям других людей и мириться с неидеальным вариантом, который приходится выбирать из-за комплекса (например, взять в жены не очень красивую женщину).


    Все, что мы создаем в жизни, по большому счету принадлежит не только нам. Те, кто нас любит и обеспечивает наши “тылы”, помогая нам таким образом творить, не в меньшей степени, чем мы сами, авторы всего того, что мы создали. С благодарностью и любовью посвящаю эту книгу моему “соавтору” - жене Надежде.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.