Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Перенос
  • Поворот вокруг оси
  • Выравнивание объектов
  • Зеркальное отображение относительно плоскости
  • Размножение трехмерным массивом
  • Обрезка и удлинение трехмерных объектов
  • Сопряжение трехмерных объектов
  • Построение сечений
  • Получение разрезов
  • Преобразование в тело
  • Преобразование в поверхность
  • Глава 17

    Редактирование трехмерных объектов

    Команды редактирования в двумерном пространстве, например команды переноса MOVE, копирования COPY, поворота ROTATE, зеркального отображения MIRROR и размножения массивом ARRAY, могут использоваться и в трехмерном пространстве. Кроме того, существуют команды редактирования, применяемые только в трехмерном пространстве, как-то: команды поворота, создания массива объектов, зеркального отображения, снятия фаски, скругления.

    Команды редактирования трехмерных объектов запускаются из падающего меню Modify > 3D Operations или с плавающей панели инструментов Modeling (рис. 17.1).

    Рис. 17.1. Инструменты для редактирования трехмерных объектов

    Перенос

    Команда 3DMOVE перемещает объекты на указанное расстояние в заданном направлении, при этом отображает инструмент ручки перемещения в трехмерном виде. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Move или щелчком на пиктограмме 3D Move на панели инструментов Modeling.

    Запросы команды 3DMOVE:

    Select objects: – выбрать объекты для переноса

    Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

    Specify base point or [Displacement] <Displacement>: – указать базовую точку

    Specify second point or <use first point as displacement>: – указать вторую точку или считать перемещением первую точку

    Инструмент ручки перемещения отображается в заданной базовой точке. Для ограничения движения перемещением по осям необходимо нажать ручку оси.

    Поворот вокруг оси

    В двумерном пространстве команда ROTATE производит поворот объекта вокруг указанной точки; при этом направление поворота определяется текущей ПСК. При работе в трехмерном пространстве объект поворачивается вокруг оси. Ось может определяться указанием двух точек, объекта, одной из осей координат (Х, Y или Z) или текущего направления взгляда. Для поворота трехмерных объектов можно использовать как команду ROTATE, так и ее трехмерный аналог.


    Команда 3DROTATE вращает объекты вокруг базовой точки, при этом на трехмерном виде отображает ручку поворота. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Rotate или щелчком на пиктограмме 3D Rotate на панели инструментов Modeling.

    Запросы команды 3DROTATE:

    Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов в ПСК

    Select objects: – выбрать объекты для поворота

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Specify base point: – указать базовую точку

    Pick a rotation axis: – указать ось вращения

    Specify angle start point: – указать точку на первом луче угла

    Specify angle end point: – указать точку на втором луче угла

    Команда ROTATE3D осуществляет поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси.

    Запросы команды ROTATE3D:

    Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Specify first point on axis or defi ne axis by [Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]: – указать первую точку оси

    Specify second point on axis: – указать вторую точку оси

    Specify rotation angle or [Reference]: – указать угол поворота

    Ключи команды ROTATE3D:

    • Object – поворот вокруг выбранного объекта. Такими объектами могут быть отрезок, окружность, дуга или сегмент двумерной полилинии;

    • Last – поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота;

    • View – поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку;

    • Xaxis, Yaxis, Zaxis – поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления оси X, Y или Z и проходящей через заданную точку;

    • 2point – поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки.

    Тренинг-система

    Выполните упражнение Rot1 из раздела 5.

    Выравнивание объектов

    Команда ALIGN осуществляет выравнивание объектов относительно других объектов в двумерном и трехмерном пространстве. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > Align.

    Запросы команды ALIGN:

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Specify first source point: – указать первую исходную точку

    Specify first destination point: – указать первую целевую точку

    Specify second source point: – указать вторую исходную точку

    Specify second destination point: – указать вторую целевую точку

    Specify third source point or <continue>: – указать третью исходную точку или продолжить

    Specify third destination point or [eXit] <X>: – указать третью целевую точку

    При указании только одной пары исходных и целевых точек выбранные объекты перемещаются на плоскости или в пространстве на расстояние, заданное точками.

    При указании двух пар исходных и целевых точек выбранные объекты могут быть перемещены, повернуты и масштабированы на плоскости или в пространстве. Первая пара точек задает базовую точку выравнивания, вторая пара точек – описывает угол поворота. После ввода второй пары точек отображается запрос о масштабировании объекта. В качестве опорной длины для масштабирования берется расстояние между первой и второй целевыми точками. Масштабирование доступно только при выравнивании с помощью двух пар точек.

    При указании трех пар исходных и целевых точек выбранные объекты могут быть перемещены и повернуты в пространстве. Вначале объекты перемещаются вдоль вектора, проведенного из исходной точки к целевой, затем исходный объект поворачивается, выравниваясь с целевым объектом. Далее исходный объект поворачивается еще раз, выравниваясь с целевым объектом.


    Команда 3DALIGN осуществляет выравнивание объектов относительно других объектов в трехмерном пространстве. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Align или щелчком на пиктограмме 3D Align на панели инструментов Modeling.

    Запросы команды 3DALIGN:

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Specify source plane and orientation … – исходная плоскость и ориентация

    Specify base point or [Copy]: – указать базовую точку или копировать

    Specify second point or [Continue] <C>: – указать вторую точку или продолжить

    Specify third point or [Continue] <C>: – указать третью точку или продолжить

    Specify destination plane and orientation … – целевая плоскость и ориентация

    Specify first destination point: – указать первую целевую точку

    Specify second destination point or [eXit] <X>: – указать вторую целевую точку

    Specify third destination point or [eXit] <X>: – указать третью целевую точку

    Для исходного объекта можно указать одну, две или три точки. Затем можно указать одну, две или три точки для места назначения. Выбранный объект перемещается и поворачивается так, что совпадают базовые точки и оси X и Y исходного объекта и места назначения выравниваются в трехмерном пространстве. Команда 3DALIGN работает с динамической ПСК, так что можно динамически перетаскивать выбранные объекты и выравнивать их с гранью твердотельного объекта.

    Зеркальное отображение относительно плоскости

    Команда MIRROR3D, осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror.

    Запросы команды MIRROR3D:

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку плоскости отражения

    Specify second point on mirror plane: – указать вторую точку плоскости отражения

    Specify third point on mirror plane: – указать третью точку плоскости отражения

    Delete source objects? [Yes/No] <N>: – удалять ли исходные объекты

    Ключи команды MIRROR3D:

    • Object – отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии;

    • Last – отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения;

    • Zaxis – отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

    • View – плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку;

    • XY, YZ, ZX – плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY, YZ или ZX), проходящей через указанную точку;

    • 3points – отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки.

    Плоскость отображения может представлять собой:

    • плоскость построения двумерного объекта;

    • плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку;

    • плоскость, определяемую тремя указанными точками.

    Тренинг-система

    Выполните упражнение Mir1 из раздела 5.

    Размножение трехмерным массивом

    Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двумерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Array.

    Запросы команды 3DARRAY:

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: – указать тип массива

    Enter the number of rows (–) <1>: – указать число рядов

    Enter the number of columns (|||) <1>: – указать число столбцов

    Enter the number of levels (…) <1>: – указать число уровней

    Specify the distance between rows (–): – указать расстояние между рядами

    Specify the distance between columns (|||): – указать расстояние между столбцами

    Specify the distance between levels (…): – указать расстояние между уровнями

    Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

    Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: R – выбрать круговой тип массива

    Enter the number of items in the array: – указать количество элементов в массиве

    Specify the angle to fi ll (+=ccw, -=cw) <360>: – указать угол заполнения

    Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>: – указать, поворачивать ли объекты массива

    Specify center point of array: – указать центральную точку массива

    Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси поворота

    Обрезка и удлинение трехмерных объектов

    Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны: режущим или граничным.

    Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.

    При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.

    Сопряжение трехмерных объектов

    В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК.

    Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:

    • если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;

    • если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.

    Предположим, например, что в одной плоскости трехмерного пространства находятся две дуги – A и B. Векторы направления выдавливания дуг противоположны: (0, 0.5, 0.8) и (0, -0.5, -0.8) относительно текущей ПСК. Тогда для сопрягающей дуги будет принято направление выдавливания (0, 0.5, 0.8).

    Построение сечений

    Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 17.2).

    Рис. 17.2. Построение сечения


    Запросы команды SECTION:

    Select objects: – выбрать объекты

    Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

    Specify first point on Section plane by [Object/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на секущей плоскости или один из ключей

    Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

    Specify third point on plane: – указать третью точку на плоскости

    Ключи команды SECTION:

    • Object – выравнивание секущей плоскости с сегментом круга, эллипса, круговой или эллиптической дуги, двумерного сплайна или двумерной полилинии;

    • Zaxis – определение секущей плоскости посредством задания двух точек этой плоскости, одна из которых расположена на оси Z;

    • View – проводит секущую плоскость параллельно плоскости вида на текущем видовом экране. Расположение секущей плоскости определяется указанной точкой;

    • XY – выравнивание секущей плоскости с плоскостью XY текущей ПСК;

    • YZ – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости YZ текущей ПСК;

    • ZX – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости ZX текущей ПСК;

    • 3points – задание секущей плоскости по трем точкам.

    По умолчанию секущая плоскость задается путем указания трех точек. При использовании других методов она определяется плоскостью построения другого объекта, плоскостью текущего вида, осью Z или одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ). AutoCAD помещает секущую плоскость на текущий слой.

    Поперечное сечение представляет собой область или неименованный блок, формируемые на текущем слое, а не на слое, где находится объемное тело, поперечное сечение которого создается.

    Получение разрезов

    Команда SLICE осуществляет построение нового тела путем разрезания какого-либо существующего тела плоскостью (рис. 17.3). Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Slice.

    Рис. 17.3. Формирование разреза


    Запросы команды SLICE:

    Select objects to slice: – выбрать объекты

    Select objects to slice: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

    Specify start point of slicing plane or [planar Object/Surface/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на режущей плоскости

    Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

    Specify a point on desired side or [keep Both sides] <Both>: – указать точку с нужной стороны от плоскости

    Полученные части можно оставить на рисунке или же удалить одну из них. Разрезанные тела наследуют слой и цвет исходного тела, но являются новыми составными телами. При разрезании по умолчанию тремя точками задается режущая плоскость, а затем указывается, какая часть (или обе) должна быть сохранена. При использовании других способов режущая плоскость может определяться другим объектом, плоскостью текущего вида, осью Z или одной из координатных плоскостей (XY, YZ или XZ).

    Ключи команды SLICE:

    • Object – задает плоскость с помощью выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги, эллипса, эллиптической дуги, двумерного сплайна или сегмента двумерной полилинии;

    • Zaxis – задает плоскость двумя точками, первая из которых лежит на ней, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

    • View – задает плоскость, выровненную с плоскостью вида текущего видового экрана и проходящую через заданную точку;

    • XY, YZ, ZX – задают плоскость, выровненную соответственно с плоскостью XY, YZ или ZX и проходящую через заданную точку;

    • 3points – определяет плоскость, проходящую через три заданные точки;

    • keep Both sides – оставляет обе части разрезанного тела.

    Тренинг-система

    Выполните упражнение Sli1 из раздела 5.

    Преобразование в тело

    Команда CONVTOSOLID преобразует в трехмерные тела полилинии и окружности, для которых задана высота. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Solid.

    В выдавленные трехмерные тела можно преобразовать следующие объекты:

    • полилинии с равномерной шириной, имеющие высоту;

    • замкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

    • окружности, имеющие высоту.

    Преобразование в поверхность

    Команда CONVTOSURFACE преобразует объекты в поверхности. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Sufrace.

    В поверхности можно преобразовать следующие объекты:

    • двумерные фигуры;

    • области;

    • разомкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

    • отрезки, имеющие высоту;

    • дуги, имеющие высоту;

    • плоские трехмерные грани.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.