Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Сфера влияния и сфера забот
  • Мониторинг блогосферы
  • Маркетинговые исследования в режиме наблюдения
  • Какие товары чаще обсуждают и рекомендуют?
  • Держите руку на пульсе
  • Запросы по запросу
  • Не просто мониторить блогосферу
  • Реагируйте на критику, а не на личности
  • Как общаться с блоггерами
  • Blogger relations (почти манифест)
  • Как сделать первый шаг?
  • Не занимайтесь «сексом по ссылкам»
  • А давайте купим блоггеров!
  • СМИ не СПИ
  • Блог-ужин не хуже пресс-завтрака
  • Беспроигрышная лотерея
  • На что готовы потребители ради бренда?
  • Доверчивые и влиятельные
  • Страна советов
  • Вирусное распространение
  • Тактики быстрого запуска вирусной кампании
  • Куда катить снежный ком?
  • Тема эпидемии
  • Комета имени Miller
  • Семь грехов вирусного видео
  • Угроза для репутации
  • Жизнь до блога

    Сфера влияния и сфера забот

    В «Семи навыках высокоэффективных людей» Стивен Кови вводит понятия «круг влияния» и «круг забот». Если рассматривать их в трехмерном мире, то круги становятся сферами. Чтобы блогосфера не превратилась для вас в сферу забот, вы должны расширять сферу своего влияния в блогах.

    Заботы – это поступки и слова других людей, неподвластные вам, но способные воздействовать на вашу жизнь, работу. Пока вы не контролируете эти заботы, они будут нарушать ваши планы.

    У каждого человека и компании своя сфера влияния – те действия, которые он (она) может выполнить самостоятельно, и те решения, которые способен (способна) принять. Делая шаг за шагом, выполняя то, что в ваших силах прямо сейчас, вы со временем расширите круг своего влияния до размеров первоначального круга забот. Иными словами, получите право влиять на то, что раньше было за пределами вашей компетенции.

    Страус может спрятать голову в песок и думать, что его не видно. Но на самом деле он никуда не исчезает. Если у вашего бизнеса есть клиенты, то почти наверняка вас обсуждают в блогах. Чем больше клиентов, тем больше вероятность такого обсуждения и тем шире сфера забот. Пока вы прячете голову и ничего не знаете про эти дискуссии, вы не в силах на них влиять.

    Влияние начинается с информированности. Возможность наблюдать за блогосферой лежит в вашей сфере влияния, нужно только применять некоторые инструменты, и я научу вас ими пользоваться.

    Если блоггерам ничего не известно о вас, но вам хочется задействовать потенциал живого концентрированного общения, значит, вы также имеет повод расширить границы сферы своего влияния.

    Влияние начинается с понимания. Стремление и способность понять также присущи вам. Поняв и приняв правила blogger relations, вы овладеете ими и сумеете завоевать доверие людей.

    Если вы действительно захотите стать влиятельным субъектом блогосферы, то без собственного блога вам придется трудно. Правда, ведение дневника – самый затратный по времени и ресурсам уровень вовлеченности в блогосферу, но именно он позволяет максимально расширить границы влияния.

    Целостная стратегия использования блогосферы для ведения бизнеса включает в себя мониторинг дневников, взаимодействие с другими блоггерами и создание собственного блога. В конце мы рассмотрим маркетинговые технологии продвижения блога.

    Ответив на вопросы, приведенные ниже, постарайтесь определить, на что вы можете влиять прямо сейчас, и постепенно, по мере приближения к концу книги, вы поймете, какие действия позволят вам расширить свою сферу влияния.

    1. Знаете ли вы, сколько раз вашу компанию или торговую марку упоминали в блогах и на форумах? В прошлом году? В этом месяце? В каком контексте?

    2. Кто в вашей компании занимается мониторингом записей в дневниках пользователей? Какие данные вы собираете, кто их получает?

    3. Если ваша компания отслеживает блоги и обмен мнениями в других онлайновых средах, есть ли у вас план реагирования на появление негативных комментариев по поводу вашей торговой марки? Кто и как отвечает недовольным потребителям?

    4. Знаете ли вы, кто из нынешних клиентов вашей компании ведет блог? Есть ли среди них активные и влиятельные блоггеры? Они могли бы стать вашими первыми консультантами по поведению блоггеров, и будет хорошо, если именно сотрудничество с экспертами выведет вас на уровень осознанного присутствия в блогосфере.

    5. Когда вы предлагаете новый продукт или услугу, проводите мероприятие или кампанию, каким образом эта информация доходит до блоггеров? Выработана ли стратегия взаимодействия с ними?

    6. Есть ли у вашего маркетингового или PR-агентства стратегия по отношению к блогам? Если да, то знаете ли вы о ней? Воспринимают ли они блоги всерьез?

    7. Готовы ли вы к открытому диалогу со своими клиентами? Какие задачи вы хотите решить с помощью блогов?

    8. Если у вашей компании есть блог, кто и как часто его обновляет? Сформулированы ли формальные или неформальные правила ведения блога сотрудниками? Как много времени уделяется ответам на вопросы читателей?

    9. Кто-то оценивает число заходов / кликов в вашем блоге? Известно ли число постоянных читателей, источники ссылок на ваши записи? Какие еще критерии эффективности вы отслеживаете?

    10. Решает ли блог поставленные перед ним задачи? Если нет, то почему, как вы считаете?

    Мониторинг блогосферы

    Маркетинговые исследования в режиме наблюдения

    Метки: аудитория, внимание, репутация, мониторинг

    В последние несколько лет многие бренды теряют контроль над мнениями своих покупателей, а продавцы-консультанты из поставщиков информации превратились в тех, кто просто выписывает товар. Некогда послушная целевая аудитория перестала доверять рекламодателям и даже начинает спорить с ними. С ростом количества тематических блогов (а они вдобавок становятся все разнообразнее) растет объем отзывов об известных событиях, персонах, компаниях и торговых марках. И если в ближайшее время не обратить внимание на усиливающуюся тенденцию к регулярному обсуждению работы компаний в блогах, то эффективность усилий по поддержанию корпоративной репутации значительно снизится, а затраты на ее защиту возрастут.

    Все мы живем и трудимся в мире интерактивных потребителей, контролирующих коммуникации. Все сообщения, которые вы посылаете им через теле – и другие медиаканалы, легко проверяются в интернете. Доступность интернета позволяет совершенно незнакомым людям беседовать на волнующие их темы, в том числе по поводу преимуществ и недостатков популярных брендов. В сообществах на базе блогов обсуждения идут полным ходом. В отличие от фокус-групп, тестирующих те особенности продукта, которые интересны производителю, в блогах люди обычно пишут о реальном опыте использования, выделяя интересные им особенности изделия или услуги.

    Согласно опросу, проведенному изданием Reveries.com, уже 38 % американских компаний занимаются мониторингом блогов, и среди них такие гиганты, как Dell, Ford, GM, Hewlett-Packard. Предпочтения блоггеров учитываются при подготовке новых продуктов (известны углубленные исследования потребительских взглядов блоггеров, проводимые компаниями Canon, Mazda, Motorola).

    Вы можете как угодно позиционировать свой бренд для себя и конкурентов, но ваши потребители будут воспринимать и описывать его по-своему. Они общаются между собой, и мнению таких же, как они, доверяют больше, чем рекламным посланиям компании. Начинайте слушать: потребители знают о вашей торговой марке больше тех, кто ее продвигает.

    Комментарии

    Роман Степанов пишет:

    Блоги для маркетологов – ценный источник информации различного характера. Корпоративные блоги – поставщики интересных (а зачастую инсайдерских) сведений, которые невозможно получить по иным каналам. Блоги, объединенные определенной тематикой, представляют собой неформальные профессиональные сообщества. Их участниками являются исключительно заинтересованные люди, поскольку человеку извне следить за обсуждениями будет просто неинтересно, и здесь тоже большое пространство для анализа. В личных блогах можно почерпнуть практически любые сведения, в том числе касающиеся предпочтений целевой аудитории.


    Виктор Саксон пишет:

    Однако нельзя не учитывать тот факт, что негативная запись в блоге может быть опубликована и вашим конкурентом. Ведь если возможно коммуницировать положительный образ своего бренда, почему нельзя делать обратное для конкурента? Закон «О рекламе» в части недобросовестной рекламы не дает понятия «блог». Поэтому утверждение, что в блогах незачем лгать, оставим на совести автора.

    Какие товары чаще обсуждают и рекомендуют?

    Метки: мониторинг, темы блога

    Какими способами обычно дают или получают советы по выбору товаров и брендов?

    1. Лично.

    2. По телефону.

    3. По электронной почте.

    4. На форумах и в блогах.

    Первые три канала общения – персональные. А как было сказано ранее, больше всего люди доверяют личным советам друзей и знакомых (которых, впрочем, можно встретить и среди блоггеров). Блоги и форумы – средства общения одного со многими. Поэтому блоги занимают только четвертое место как публичная площадка для обмена мнениями о товарах и брендах. Тем не менее публичность дает шанс на то, что единожды обнародованная информация достигнет широкого круга лиц не только в течение короткого периода, но и впоследствии.

    В феврале 2006 года агентство PR Technologies по заказу журнала «Секрет фирмы» провело единоразовый мониторинг упоминания сотни торговых марок из разных секторов рынка. Выяснилось, что от 15 до 30 % сообщений в сетевых дневниках посвящены потребительскому опыту блоггеров. Наиболее часто упоминаемыми оказались бренды услуг сотовой связи, автопрома, поисковых сайтов, а также IT – и high-tech-индустрии. Средним показателем цитируемости на тот момент обладали бренды торговых сетей и сетевых заведений категории HoReCa, а наименьшими – FMCG-бренды. Отдельные бренды упоминались за месяц более 15 тысяч раз (с тех пор российская блогосфера выросла почти в четыре раза). Сомневаюсь, что все эти компании оценивали отклики блоггеров-потребителей, но начать никогда не поздно.

    Согласно результатам исследования «Buzz как канал информации о товарах и брендах»,[2] одежда, книги, алкогольные напитки, парфюмерия и косметика занимают промежуточное положение по степени обсуждения. Здесь каждый считает себя экспертом, потому что регулярно пользуется товарами названных категорий; поэтому, к примеру, сегодня человек советует другому книгу, а завтра сам спрашивает у знакомых, что бы почитать. Таким образом, обсуждение товаров и брендов является равноправным.

    Чем сложнее товары и услуги, чем больше у них разных технических и специфических характеристик, которые требуют сравнительно глубоких знаний (например, бытовая техника и электроника, финансы и страхование и т. п.), чем дороже они и чем дольше срок их использования, тем больше информации нужно перед покупкой. Само собой, потенциальные покупатели готовы слушать советы. А те, кто разбирается в сложных товарах, становятся агентами влияния. Если вы найдете таких знатоков среди блоггеров и будете снабжать их полезной информацией о своей продукции, то они могут стать наиболее подходящим каналом распространения информации «из уст в уста».

    Однако чем больше людей пользуется относительно недорогими товарами и услугами (кинофильмами, музыкой, продуктами питания, журналами), тем меньше советов им требуется. Они сами готовы давать рекомендации.

    Как правило, это происходит без всякого участия брендов и каждый божий день: блоггеры активно обсуждают тот или иной ресторан, клуб, фильм, рассказывают, что они сейчас слушают и читают. Производителям таких товаров остается внимательно изучать мнения и время от времени вступать в дискуссии.

    Держите руку на пульсе

    Метки: мониторинг

    Вы хотите узнавать, когда в Сети будет опубликована новая информация на интересующую вас тему? Независимо от того, чем вы интересуетесь – упоминанием вашей торговой марки, отзывами о любимой футбольной команде или перепечатками вашей статьи, – вы можете быть в курсе того, когда в интернете появятся страницы, соответствующие заданным вами запросам. Кто-то поручает отслеживание свежих данных агентству или отдельным консультантам, а кто-то сам готов освоить азы мониторинга. Например, заходить на сайты специализированных сервисов или подписаться на получении этих запросов по e-mail или через RSS.

    Одним из технологических решений на западном рынке бренд-мониторинга является программа BrandPulse от BuzzMetrics, подразделения исследовательской компании ACNielsen. Эта программа прочесывает блоги, форумы, новостные группы и любые сайты, где пользователи общаются между собой; она изучает высказанные ими мнения на заданную тему. Прелесть системы не только в автоматизации поиска и семантического анализа, благодаря которому каждый комментарий классифицируется как положительный или отрицательный, но и в наглядности полученных результатов.

    BuzzMetrics очень быстро, едва ли не в режиме реального времени, составляет «карты ассоциаций» наподобие такой.

    В России компании разрабатывают системы мониторинга под свои нужды. Хотя можно обойтись бесплатным онлайновым сервисом отслеживания упоминаний в блогах и на форумах. Называется он «Пульс блогосферы» (blogs. yandex.ru/pulse/) и показывает в динамике распределение внимания блоггеров к тем или иным темам. На графиках видно, как менялся интерес публики к введенным ключевым словам за два последних месяца, полгода, год, два года или за все время существования русскоязычных блогов. Не всегда просто оценить абсолютный интерес к теме, потому что графики показывают проценты и составляются с учетом общего количества записей в блогосфере. А поскольку блогосфера растет, тысяча записей три года назад на графике выглядит как более высокий пик по сравнению с десятью тысячами записей на ту же тему сегодня.

    Источник: Nielsen BuzzMetrics


    Сравнение упоминаний брендов в блогосфере

    Зато сравнение за один и тот же период работает отлично. С помощью «Пульса блогосферы» можно сравнивать упоминаемость нескольких ключевых слов (до шести). Например, новость о выходе iPhone от Apple сделала его на пару недель популярнее самой обсуждаемой компании, выпускающей мобильные телефоны (Nokia).

    Таким образом осуществляется наблюдение за уровнем внимания к торговым маркам, личностям или событиям. Кроме того, можно кликнуть по пикам и увидеть общее количество упоминаний, а также перейти к просмотру всех учтенных записей. При более подробном рассмотрении постов становится понятен контекст высказываний.

    Это делает «Пульс блогосферы» не просто игрушкой, а инструментом анализа.

    Запросы по запросу

    Метки: мониторинг

    Возможно, вам неудобно заходить на сайты мониторинговых сервисов. Тогда можете воспользоваться подпиской: как только интересующие вас ключевые слова появятся в блогах или на форумах, система отправит вам уведомление.

    Представьте, будто вам ничего не стоит выяснить, что говорят о вас или вашей торговой марке мужчины среднего возраста из Воронежа или девушки не старше 25 лет из Москвы. Заманчиво? Еще бы! Не нужно собирать фокус-группу – просто прочтите, что на самом деле думают ваши потребители. Стандартные инструменты выделения целевых групп должны быть готовы к тому времени, как книга выйдет из печати, но в любом случае при помощи нехитрых действий вы можете самостоятельно проводить репутационный мониторинг блогов (правда, ценность мониторинга или обращения к «Пульсу блогосферы» напрямую зависит от умения задавать правильные и исчерпывающие запросы).

    1. Составьте запрос, пользуясь языком запросов (см. Приложение № 1) и следуя нехитрым правилам:

    – используйте синонимы или англоязычные названия;

    – подумайте, какие опечатки может сделать пользователь, и также включите их в опрос;

    – исключите из запроса слова, не имеющие отношения к вашей теме. Например, по слову «обои» будут находиться и обои для ремонта, и компьютерные обои для «рабочего стола» («заминусуйте» ненужный вариант);

    – при необходимости сузьте область поиска, воспользовавшись расширенным поиском.

    2. Составив запрос, зайдите на blogs.yandex.ru и введите его в строку поиска, затем нажмите «Найти».

    3. Справа от результатов поиска появятся ссылки «Добавьте RSS-поток результатов в вашу “Яндекс. Ленту”» и «RSS-поток по запросу…». Собственно, по этим ссылкам вы можете подписаться на получение вышеупомянутого запроса через RSS.


    Кроме того, вы можете подписаться на получение интересующих вас запросов со всех веб-сайтов, и они будут поступать на ваш e-mail.

    1. Заведите логин и пароль на «Яндексе» и зайдите на страницу yandex.ru/subscribe.

    2. Задайте настройки подписки: адрес электронной почты, по которому вы хотите получать сообщения; формат писем; в каком виде присылать результаты – список с найденными документами (лучше) или только ссылку на список, лежащий на «Яндексе» три недели.

    3. Задайте «Новый запрос». После сох ранения вы буде те получать интересующую вас информацию на e-mail. Сколько вам нужно запросов, столько и задавайте. Только и писем вам будет приходить столько же.

    Не просто мониторить блогосферу

    Метки: репутация, большой бизнес, мониторинг, примеры

    Многих блоггеров приятно удивляет то, что их записи действительно читают в компаниях. Если вы нашли в стороннем блоге сообщения про свою компанию или про себя самого и вступили в разговор (оставили комментарий), это вызовет как минимум уважение. Правда, при условии, что вы будете сдержанны и не станете нападать на всех без разбора. Предложите автору блога свою помощь или ответы от лица компании – и будете вознаграждены.

    Директор департамента по связям с общественностью сети «Эльдорадо» Тимофей Суровцев:

    «Некто крайне активно “негативил” в интернете нашу сеть: мол, бывал не раз, везде хамство, обслуживание никакое… Пришлось вступить с ним в диалог.

    Выяснилось, что товарищ вроде бы искренний, а не нанятый конкурентами, что был он в “Эльдорадо” последний раз почти год назад и что его действительно обхамили. Я предложил ему освежить свои ощущения посредством проверки – выбрать любой московский “Эльдорадо” и снова протестировать его сервис. Если “плохо” – покупка за счет компании, если “хорошо” – честный отзыв в журнале.

    Товарищ согласился: встретились, повез меня в магазин (в какой, я не знал), зашел в зал, я – на улице. Смотрю, набежали на него продавцы, парень аж растерялся. Выходит довольный и слегка ошалевший. Все оказалось замечательно. На следующий день в блоге – бесплатный пиар».

    Иногда приходится извиняться блоггеру. Но чаще – компании.

    Характерный случай произошел в 2005 году с Dell Computers. Кто бы мог подумать, что недовольный покупатель заставит измениться большую компанию? Но и один в поле воин, что и доказал раздраженный обслуживанием журналист Джефф Джарвис. Он создал страничку Dell Hell, посвященную Dell, и придумал глагол to dell – «игнорировать потребителя». Ну а поскольку на его блог были подписаны многие компьютерные журналисты и потенциальные покупатели продукции фирмы, действия Джарвиса произвели эффект разорвавшейся бомбы. Компьютерному гиганту пришлось публично извиниться, увеличить число центров обслуживания и отправить менеджеров по работе с клиентами на тренинги. Чтобы в будущем не попадать впросак, Dell также наладила постоянную связь с популярными блоггерами, пишущими на компьютерные темы.

    Похожие ситуации возникают и в России. Достаточно вспомнить, как ООО «Юнилевер» было вынуждено просить прощения у потребителей «за невольное оскорбление, допущенное вследствие некорректной рекламной акции “Не дай запаху пота поставить на себе клеймо!”». В этой акции использовалось изображение свиньи под мышкой у женщины, а проморолик на сайте rexona-deo.ru прозрачно намекал на то, что русские женщины редко пользуются дезодорантами и поэтому плохо пахнут. Такой прием возмутил многих блоггеров, они подняли волну протеста и добились того, что ролик был снят с телеэфира, промосайт закрыт, а компания принесла официальные извинения.

    Как видите, нужно не только мониторить блогосферу, но и своевременно реагировать на критику.

    Комментарии

    Анна Рокина пишет:

    Очень интересный пример про «Эльдорадо»! Даже удивительно, как их PR-директору повезло, что именно в том магазине к клиенту так трепетно отнеслись:))

    Я бы дополнила про мониторинг. Лично я при мониторинге блогов всю негативную информацию о компании разделяю для себя на несколько условных категорий:

    – обидная правда;

    – обидная неправда;

    – правда, о которой публично пока не говорят.

    И вот к каждой категории, мне кажется, необходим отдельный подход. Кроме того, всегда стоит учитывать еще источник информации (его авторитетность) и повторяемость информации (сколько людей уже подхватило волну).


    Виктор Саксон пишет:

    В «Ведомостях» такое происходит сплошь и рядом. Ежедневные обвинения в «заказухе» от тех, кто газету последний раз в руках держал несколько месяцев назад, но точно знает, кто в редакции сколько «берет» за «проплаченную» заметку, – это обычное дело. Такие «осведомленные» потребители есть у всех, и с этим приходится мириться, пока случай не становится клиническим. Зато мы активно мониторим и поощряем наших преданных читателей. В этой связи – две истории.

    1. Читатель, просто так приславший нам фото газетчика лет двенадцати, сующего потертые «Ведомости» в окно джипа с русскими туристами где-то в дебрях Юго-Восточной Азии, получил благодарность и подарок.

    2. Читательница, студентка, которая опубликовала в своем wishlist «подписку на “Ведомости”», получила ее от нас совершенно бесплатно.

    Реагируйте на критику, а не на личности

    Метки: внимание, влияние, большой бизнес, как общаться с блоггерами

    Большинством интернет-критиков движет жажда внимания. Они умело вызывают полемику, жаждут споров и оправданий.

    Но репутация скандалиста не опирается на доверие, которое могло бы принести достаточно новых рекомендаций, поэтому таким людям постоянно требуется больше внимания, больше свежей крови. В ее поисках они могут оставлять провокационные комментарии на форумах и в блогах, надеясь привлечь еще пару десятков посетителей на свой сайт. Самый яркий пример, наверное, Ярослав Греков, он же Моська Рунета. Самый достойный метод обращения с подобными персонажами – игнорирование. Просто лишите их внимания.

    Есть критики другого типа, которые являются экспертами по определенным вопросам или считают себя таковыми. Они выискивают недостатки в продукции или услугах, проводят сравнения разных поставщиков и делятся результатами со своими читателями. Это «полезные критики». В их записях могут содержаться советы по совершенствованию продукции.

    Даже если вы или компания подверглись нападению, постарайтесь понять, за что вас ругают, и устранить причину критики, не вступая в конфликт с личностями. А потом и рассказать о принятых вами мерах по исправлению ситуации. Сделайте шаг навстречу критикам, и они обязательно напишут об исправлениях, если те действительно имели место и повысили уровень обслуживания покупателей или улучшили характеристики товара.

    К сожалению, мало кто из нас обладает навыком, который Стивен Кови называет «сначала понять, потом быть понятым». Зато почти все обладают «автобиографическим слушанием», которое мешает услышать критику. Опираясь на наш прежний опыт, мы прямо во время разговора, не дослушав до конца, оцениваем (навешиваем ярлыки), выпытываем (задаем выгодные нам вопросы), советуем (даем рекомендации), отталкиваясь от проверенного нами лично, интерпретируем (объясняем чужие мотивы и поступки исходя из наших собственных мотивов и поступков). Если разобраться в вопросе и не встречать в штыки каждое слово оппонента, обе стороны будут в выигрыше.

    Хорошая стратегия для компании – расценивать критиков как сторонних тестировщиков ее продукции. Тогда критики могут получить обратную связь от компании по результатам своей проверки и почувствовать себя способными лично влиять на большой бизнес. Каждый хочет внимания и влияния.

    Комментарии

    Инна Алексеева пишет:

    Одно дело – конструктивная критика, а другое – вопли (как в ЖЖ, например в rupr)… За что не люблю ЖЖ, так это за анонимность, очень многие т. н. блоггеры в нем не контролируют себя, потому что не ставят имя, не несут никакой ответственности за свои слова.

    Как общаться с блоггерами

    Blogger relations (почти манифест)

    Метки: как общаться с блоггерами

    Наверное, вы уже поняли, что неправильно оставлять блоггеров за бортом ваших маркетинговых мероприятий. Но как включить эту когорту разнокалиберных личностей в маркетинговые коммуникации?

    Информация дешевеет, а стоимость управления ею растет. Главное в управлении информацией на форумах и в блогах – методичная и планомерная работа. Нельзя с наскока завоевать признание: нужно заслужить доверие в каждом сообществе, которое представляет для вас интерес, либо заручиться поддержкой уважаемых сетевых деятелей. Но они потому и являются уважаемыми, что не продаются. Станешь ангажированным – утратишь доверие, а значит, и часть читателей. Блоггеров нужно привлекать не только и не столько деньгами. Сделайте их своими союзниками, пусть они хоть косвенно, но участвуют в ваших бизнес-процессах.

    Это blogger relations, или «связи между людьми». Чувствуете, как от предлога меняется суть термина? BR – это совсем не PR! Изучите принципы общения между блоггерами. Уделите этому время, и тогда общение будет взаимовыгодным, а результат – поразительным.

    Итак, советы.

    1. Читайте блог, прежде чем обратиться к его автору. Постарайтесь понять, почему блог нравится читателям. Постарайтесь понять мотивацию автора.

    2. Выбирайте только тех блоггеров, которые пишут по вашей теме (разбираются в отрасли). Проведите настоящее расследование и найдите тех, кто нужен вам и кто будет рад вам помочь.

    3. Комментируйте записи в дневнике или иным образом налаживайте отношения с блоггером, до того как предложить ему свою информацию. Создание доверительных отношений требует времени и заботы.

    4. Если вы оставили комментарий со ссылкой на ваш собственный блог, заранее заполните свой профиль достоверной личной информацией: так вам будут доверять больше, чем если вы останетесь анонимом или будете скрываться под никнеймом.

    5. Начиная общение с блоггером, не скрывайте, на кого вы работаете и чего вы хотите достичь. Честность при знакомстве позволит как минимум не получить негативный отзыв.

    6. Блоггеры пишут только о том, что им интересно и что нравится их читателям. Поэтому делитесь с автором информацией, которая будет любопытна аудитории блога.

    7. Не ввязывайтесь в конфликты, если, конечно, вам не нужен конфликт.

    8. Сообщайте точную информацию о компании, избегайте «рекламных» текстов. Факты о компании не так сложно проверить, а прилагательные в превосходной степени и фразы типа «Лучшая компания, десять лет на рынке» не интересны никому, кроме вас. Блоггерам – точно не интересны. (См. также главу «Язык читателей» в разделе «Академия блогословия».)

    9. Берегитесь спама, не рассылайте всем блоггерам одно и то же письмо, которого они не ждали. Это не относится к вирусным сообщениям, которые сложно персонализировать.

    10. Если в ответ на вашу рассылку кто-то написал, что больше не желает получать такие письма, удалите его из списка рассылки: не нужно испытывать терпение блоггера.

    11. Не злоупотребляйте расположением блоггера. Во-первых, не бывает универсальной репутации, и если ваше сообщение о новых услугах было хорошо воспринято читателями, это не значит, что в том же блоге нужно размещать финансовые результаты компании. Во-вторых, не пользуйтесь слишком часто одним и тем же блогом для распространения своей информации.

    12. Не ограничивайтесь готовым пресс-релизом. Предоставьте блоггерам доступ к широкому кругу внутренней информации: графикам, фотографиям, цифрам и ссылкам на видео – и аудиофайлы, блоги сотрудников компании. В крайнем случае, если у вас уже есть пресс-релиз, дайте ссылку и на него наряду с другими источниками.

    13. Как и многие журналисты, некоторые блоггеры любят первыми публиковать интересные сведения и падки на эксклюзив. Не отказывайте им в удовольствии.

    14. Приглашайте блоггеров на конференции, экскурсии по офису, встречи с руководителями компании.

    15. Уважайте авторов. Если вам захотелось перепечатать информацию из блога, спросите разрешения и поставьте ссылку на первоисточник.

    16. Иногда стоит дать возможность блоггерам самим отыскать сведения о вас. Пусть блоггер сам приложит усилия для получения сведений о деятельности крупной известной компании. Если для того, чтобы добыть информацию, нужно преодолеть некоторое сопротивление, ее ценность в глазах блоггера повышается.

    17. Иногда PR-специалист не лучшая персона для взаимодействия с блоггером. Автору специализированного блога проще общаться с профильным специалистом, а не с «переводчиком». Технарь скорее найдет общий язык с другим техническим специалистом, чем с продавцом или маркетологом. Всем сотрудникам, общающимся в блогах, необходимо понять, что они выходят на прямой контакт с потребителем и от их слов зависит восприятие компании и торговой марки на рынке. Найдите таких людей у себя в компании и дайте им пообщаться с блоггерами напрямую.

    Комментарии

    Ольга Семенча пишет:

    Многие из этих правил касаются и отношений между блоггерами. Спасибо за статью. Действительно полезно. По поводу «уважать автора и ставить ссылку на него» где-то читала, что после того, как вступит в силу четвертая часть Гражданского кодекса, надо будет не только ставить ссылку на автора-блоггера, но и указывать: «Размещено с согласия автора». А иначе придется платить штраф за каждое незаконное перепечатывание. Нормальные штрафы, кстати. Правда, наверно, нашей стране еще о-о-о-очень далеко до этого…


    Feelov пишет:

    Хорошая заметка! Можно только добавить правило из реальной жизни: относитесь к людям, как хотели бы, чтобы относились к вам…


    Инна Алексеева пишет:

    Правила работают и при общении со СМИ. Я бы еще добавила о вежливости. Может, я одна такая «нежная», но мне не нравится, когда незнакомые пиарщики высылают мне спам со словами: «Привет от коллеги!»


    Форекс Трейдер пишет:

    Да, спам – это главное, что ненавидят блоггеры:) Порой приходится по стольку каждый день из комментариев вычищать – аж жутко становится.

    Как сделать первый шаг?

    Метки: внимание, доверие, как общаться с блоггерами

    Когда я писал эту главу, то получил письмо от Анны Рокиной: она нашла опечатку на Blogbook.ru и заодно поведала о своем блоге Blog.netmind.ru. Получилось очень контекстно, как раз на тему того, как ненавязчиво привлечь к себе внимание. Зачем ведут блоги? Люди самовыражаются, показывают свои таланты и ищут новых знакомых (подробнее о мотивах читайте в разделе «Жизнь с блогом», глава «Мотивация блоггеров и читателей»). Писать в стол скучно: каждому нужен слушатель, почитатель, друг.

    Подумайте: это желание обуревает сотни тысяч блоггеров. Так пусть они почувствуют ваш интерес к ним, начните общение первым. Хотите похвалить – сделайте это публично, в том числе в своем блоге. Хотите сообщить о недочетах – лучше напишите личное письмо автору.

    Не стесняйтесь просить помощи у других блоггеров или спрашивать их мнение: они обязательно откликнутся, если вы и впрямь нуждаетесь в их содействии.

    Ссылайтесь на другие блоги, занесите наиболее интересные вам в список своих фаворитов (без просьб о взаимности!). За добрые дела не ждут благодарности, но добро возвращается добром.

    Не занимайтесь «сексом по ссылкам»

    Метки: блоговедение, внимание, влияние, репутация, доверие, ссылки

    Некоторые создатели традиционных сайтов (Web 1.0) боялись за свой контент и не желали отпускать посетителей со своих страниц. Вдруг не вернутся? В волшебном мире Web 2.0 принято делиться заметками, эмоциями, ссылками. Скажу больше: это просто необходимо делать.

    Если блог молодой, делиться ссылками особенно полезно. Я не говорю о «сексе по ссылкам»: ты линкуешь мой блог, я линкую твой – для улучшения позиций в выдаче поисковых машин. Бесполезно. Но если вы ставите ссылки на другие молодые блоги просто так, они будут расти вместе с вами (они отслеживают, откуда на них пришли). Если вы ставите ссылки на влиятельных блоггеров, ваш блог может попасть в зону их внимания (они замечают, откуда пришли на их блог).

    Если у вас корпоративный блог, ставьте ссылки на конкурентов! Абсурд? Нет. На самом деле это проявление благородства и знак потребителям: вы не боитесь деловых соперников. Например, «Яндекс» в своем поиске ставит ссылки на другие поисковики: если пользователь не нашел нужное ему в «Яндексе», то может сделать один клик и поискать то же самое в Google или Rambler. А Yahoo! когда закрывала фотохостинг, предложила пользователям прощальную страницу со ссылками на конкурентов принадлежащего им Flickr: Kodak Gallery, Photobucket, Shutterf y и Snapf sh.

    Если блог взрослый и популярный (то есть пройдены стадии «внимание > доверие > репутация > влияние»), пусть читатели переходят с него на другие сайты – от вас не убудет. Наоборот, народу захочется знать, какие еще интересные ссылки вы опубликуете, и они будут приходить за ними именно к вам! Фактически ссылки становятся рекомендациями автора, на что стоит обратить внимание. Чем лучше репутация блога, тем больше ссылок может ставить его автор, в том числе на свои собственные материалы.

    А сайты социальных новостей вообще основаны на том, что распределяют потоки посетителей по другим сайтам и блогам (см. главу «Социальные СМИ»).

    Комментарии

    Дмитрий Давыдов пишет:

    Хотите знать, как попасть на любой известный блог (если ваш блог стоящий)? Три примитивно простых способа. Первый – регулярно комментить. Блоггеры читают комменты, и когда постоянно видят вменяемые комменты от одного и того же человека, то это рождает любопытство, и лично я всегда просматриваю блог комментатора: вдруг там что-то интересное? Способ второй – пару-тройку раз сослаться на блоггера. Большинство блоггеров, включая меня, регулярно просматривают статистику. Вчера, к примеру, у меня было чуть больше 1200 посетителей. Чтобы попасть ко мне в десятку, вчера надо было привести всего 15 уников. Обычно ссылки ставят одни и те же люди, и новички всегда видны. Я сам постоянно ссылаюсь на новые блоги, так как я знаю, что это привлечет внимание других блоггеров. И наконец, способ третий – попасть в блог, который читают другие блоггеры (или на News2.ru).


    Sergey пишет:

    Если хочешь у себя выложить нечто, а автор упирается, то можно делать рерайт его материалов и компоновать сведения из нескольких источников. И попробуй потом нарушение копирайта докажи, если смысл тот же, но слова совсем другие!

    Есть еще хитрый момент: допустим, ты у кого-то слово в слово текст перепечатал и ссылку на источник поставил (или даже не поставил). Тогда грамотная поисковая система поймет, что твой текст – это на самом деле копия чужого текста. И в выдаче твой текст окажется глубоко… Ай-ай-ай… Нехорошо. А вот если рерайт сделать, то:

    а) поисковая система не склеит его с текстом оригинала;

    б) можно даже ссылку на настоящего автора не ставить.

    А уж если в рерайте поставишь ссылку «по материалам тов. такого-то», то пусть он тебе будет благодарен до скончания века.

    А давайте купим блоггеров!

    Метки: доверие, как общаться с блоггерами, интервью с блоггерами

    У компании, привыкшей к рекламным отношениям, наверняка возникнет соблазн заплатить популярным блоггерам за размещение ссылок на ее сайт и описание товаров. Однако блоги – не традиционные СМИ и рекламу размещают избирательно, о чем свидетельствуют высказывания авторов, которые давали мне интервью при подготовке книги.

    «Как компания может заслужить ваше доверие? При каких условиях вы упомянете ее в своем блоге?»

    Станислав Сажин (insie.ru):

    «Писать что-то хорошее о компании или товаре я не могу, так как опасаюсь санкций со стороны LJ Abuse Team[3] (как популярный блоггер, я понимаю, что любая моя запись, хотя бы чем-то похожая на скрытую рекламу, вызовет доносы в AT и та меня забанит). А вот раскритиковать то, что мне не понравилось, я могу себе позволить, чем часто и занимаюсь.

    Тем не менее это не означает, что я вообще никогда не упоминаю никакие компании или товары в выгодном свете. Главное, чтобы игра стоила свеч».


    Антон Носик(dolboeb.livejournal.com, 9182 постоянных читателя):

    «У меня нет ни малейших ограничений на упоминание торговых марок в моем блоге. Просто эти упоминания появляются исключительно по моей свободной воле и в рамках обсуждаемой темы, а не по инициативе тех или иных рекламных служб. Я лояльный и благодарный пользователь продукции “Яндекса”, Google, “Финама”, Apple, Canon, Nikon, Konica Minolta, Bvlgari, Swatch, Gillette, Kenneth Cole, читатель книг издательств “Захаров”, “Лимбус-пресс”, Ad marginem, “Колибри”, “Махаон”, “Вагриус”, Random House, поклонник фильмов Dreamworks SKG и Miramax, предпочитаю виски Glendronach и Woodford Reserve, курю сигареты Rothmans International, вожу машины Mitsubishi Eclipse и Skoda Fabia… Все это так или иначе отражено в моем ЖЖ, но безо всякого участия держателей соответствующих марок. Я считаю, что продвижение брендов в Web 2.0 прежде всего должно отталкиваться от лояльности блоггеров к тем или иным маркам. Есть тысячи лояльных пользователей любого бренда в блогосфере – надо изучать естественный потенциал хорошего отношения, а не платить блоггерам за нахваливание продукции, которая им неинтересна. Правила о запрете рекламы в блоге (и инструкции по контролю за их соблюдением) изложены таким образом, что запрета, по су ти дела, уже сейчас не существует. Прочитайте вот этот документ, чтобы понять реальную ситуацию: livejournal.com/abuse/policy.bml».


    Алекс Экслер (exler.ru, 7204 постоянных читателя):

    «В блоге я пишу о своем личном опыте, как позитивном, так и негативном. Это никогда не делается за деньги: во-первых, потому что я не занимаюсь “джинсой”, во-вторых, потому что я не желаю, чтобы мне кто-то указывал, что и о чем писать. Купил какой-то гаджет, поигрался – написал обо всех его плюсах и минусах. Понравилось – хвалю, не понравилось – ругаю. Схема крайне простая».


    Антон Полишкис (eltheriol.com):

    «Высокое место в рейтинге блогов и аудитория свыше 3000 постоянных читателей подогревают интерес рекламодателей. Звонят и пишут – предлагают продаться с потрохами за неплохие деньги. Для всех них ответ один: я строю бизнес на честном мнении. То есть я не напишу про телефоны LG, с которыми я никогда не работал, но с удовольствием сделаю заметку про Qtek, который радует меня уже второй год. Напишу про электробритву Panasonic, которая отлично бреет меня третий год. Напишу, когда захочу написать, а уж если мне кто-то что-то заплатит – пожалуйста. Напишу, не обманув ни себя, ни читателей.

    В последнее время меня забавляют популярные блоггеры, которые кичатся своей независимостью, продаваясь через день. Блоги продаются, и продаются очень хорошо, а открыто об этом говорит только Руслан (goblingaga)».

    Комментарии

    woofer пишет:

    «Стенделонщики»[4] всегда с нескрываемым непониманием смотрят на ЖЖ и борьбу с Abuse Team там. Да, я пишу в своем блоге про ТМ. Например, недавно отведал отвратительные помои от Nescafe, о чем не преминул написать в своем тематическом «кофейном» блоге. Выпью что-то стоящее – тоже напишу. Потому что coffee sponge – мой блог и свободу слова в нем я не променяю на все преимущества ЖЖ – мгновенное комментирование и большую аудиторию.


    Виктор Саксон пишет:

    Некоторые блоггеры действительно публикуют заметки за деньги или по иным причинам, не связанным с их истинными пристрастиями. Грех это отрицать. Нужно учитывать это в работе и учиться этим управлять. А читателям нужно учиться фильтровать потребляемый контент.

    СМИ не СПИ

    Метки: темы блога, СМИ, реклама, как общаться с блоггерами

    Независимо от того, как сильно блоггеры стараются быть беспристрастными, иногда с их помощью донести до потребителя нужную информацию даже проще, нежели через традиционные СМИ. У печатных изданий своя политика, несгибаемый редактор и жадный коммерческий отдел, а блогом заправляет автор, которому никто не указ. Блог – это СПИ, или «средство персональной информации». Подкупать блоггера глупо, но ничто человеческое ему не чуждо, и он, если сам того захочет, бесплатно напишет о вашей компании или ее конкуренте. Броские фразы, ценные факты или уникальные снимки, полученные от вас, могут быть вставлены в заметку без изменений.

    Правда и то, что многие владельцы блогов умны и остры на язык, не теряют голову и за версту чуют ваше желание протолкнуть рекламу. Поэтому попытка набиться к блоггеру в друзья грозит вызвать обратный эффект. Если при обращении в редакцию вас с высокой степенью вероятности проигнорируют, то свободный художник не преминет упомянуть о том, как вы пытались использовать его, и выставит вас на посмешище. Блоггеру нужны темы для записей, и неудачная попытка добиться его внимания сгодится для очередного поста. По поводу уже упоминавшегося случая с Rexona известный блоггер Апач написал: «Приходил в “аську” представитель “Рексоны”, предлагал $500 за два поста о том, что русские женщины – вонючие свиньи. Судя по моей ленте наблюдений, я единственный из opinion-dealers, кто отказался от этого заманчивого предложения» – и после провала рекламной кампании получил дополнительные очки.

    В оффлайновом мире негативные отзывы быстро оседают в пыльных архивах, которые доступны отнюдь не каждому, вдобавок поиск по ним труден и запутан. На просторах интернета утаить информацию сложно, а поисковые машины (в Рунете, например, Yablogi.ru) быстро вызывают к жизни старые дрязги, равно как и достижения с победами. Блоггеры пишут много и часто, и эта бесконечная лента новостей превращается в летопись, хранящую все некогда высказанные суждения о вашей компании. Будьте честны и настраивайтесь на долгий диалог с интерактивными авторами, чтобы не расстраиваться в будущем.

    Комментарии

    Янис пишет:

    Скоро отношение людей к блогосфере может измениться, причем кардинально. Мало какой блоггер станет писать заметку по вашей просьбе, да еще и за спасибо.


    Aнтон Попов пишет:

    На блог «Яндекса» ведет более тысячи ссылок. Никто не просил блоггеров писать о «Яндексе» и тем более ссылаться на него. Это их бесплатная помощь компании – добровольная. Почему? Потому что сообщения из корпблога их интересуют. А если интересную информацию, соответствующую к тому же тематике блога, они будут получать первыми, почему ее не разместить? А в том, что некоторые блоггеры продают посты, нет ничего страшного. Плохо то, что многие это скрывают. А те, кто честно говорит о своих заработках на рекламе в блоге, не теряют аудиторию и привлекают дополнительное внимание, что на руку и рекламодателям в том числе.


    LostDolphin пишет:

    Последнее утверждение весьма спорно: то, что блоггер публикует явно заказные материалы, не может не сказаться на уровне доверия к сайту. Ведь формат блога сам по себе предполагает субъективность, но никак не ангажированность. Другое дело, если это оформить как: «Ребята, сейчас будет проплаченный пост, жрать же чего-то надо». Однако, честно говоря, я таких постов не встречал.


    Антон Попов пишет:

    «Жрать нечего» – это перебор:) Но честно рассказать о том, что ты можешь писать за деньги, – почему бы и нет? Дмитрий Давыдов в каждой записи пишет: «В “Постовой” попасть очень просто. Достаточно, чтобы о вас написали в одном из блогов, которые я читаю. Это первый вариант. И второй вариант – это кинуть десять баксов на WebMon-ey (один анонс) или двадцать баксов (три анонса – идеальный вариант для интересных блогов) на кошелек ZХХ-ХХХХХХХ и связаться со мной». И его все равно читают и хвалят. Потому что он честно предупреждает. А insie заблокировали в ЖЖ из-за того, что он размещал проплаченные посты у себя в дневнике втихую. И это возмущало его менее посещаемых завистников, пишущих на него жалобы в Abuse Team.

    Блог-ужин не хуже пресс-завтрака

    Метки: темы блога, СМИ, как общаться с блоггерами

    Если проводятся пресс-завтраки, почему бы не быть блог-ужинам? Первые шаги в этом направлении сделали Google Russia и посольство Великобритании, но и только. В России пока не было конференций, устраиваемых фирмами специально для блоггеров.

    Конечно, если не считать конференцию «Интернет и бизнес-2007», где чуть ли не каждый участник носил гордое звание блоггера. Забавно было следить за беззвучным диалогом, который шел в комментариях дневников, авторы которых сидели рядом, шурша клавишами ноутбуков. Синодов вел в своем дневнике прямую трансляцию вопросов-ответов во время открытия. Антон Носик, сидя в президиуме, писал в свой ЖЖ, а Меркуров из первого ряда просил его в комментах выложить презентацию в интернет.

    На Западе понимают силу блоггеров как народных журналистов.

    Эта история произошла на презентации компании Apple: та проводила показ своих новых ноутбуков на основе процессоров Intel. Событие было знаковым, и все ждали его с нетерпением.[5]

    Настал назначенный день, и в большом зале собралась пресса. Представители ведущих американских журналов, как пишущих об информационных технологиях, так и придерживающихся бизнес-тематики, по привычке явились на мероприятие перед самым началом: они же пресса, без них не начнут. Но когда они прибыли, то оказалось, что места для прессы уже заняты. Зарегистрировавшиеся как независимые СМИ, в зале сидели блоггеры. Причем сидели со своими фотоаппаратами, видеокамерами и ноутбуками, подключенными по Wi-Fi (или как это называется у Apple?), и вели онлайн-репортаж о событии, тут же комментируя его.

    В общем, сотрудников уважаемых печатных изданий как-то разместили – частью в зале, частью в холле, где транслировали происходящее в зале. Инцидент был незначительный и не стоил бы упоминания, но дома журналистов из традиционных СМИ ждал удар: новость перестала быть новостью! Большинство тех, кто интересовался темой, уже получили необходимую информацию из блогов.

    Беспроигрышная лотерея

    Метки: аудитория, продвижение, примеры

    Давайте блоггерам на пробу образцы вашей продукции.

    Не факт, что продукция им понравится. Даже если понравится, то нет гарантии, что про нее напишут. Недальновидно намекать блоггерам на то, что они должны хорошо написать о товаре. Правильнее, чтобы они изложили свои впечатления, какими бы те ни были.

    Зато в случае успеха вы при невысокой стоимости контакта получите возможность выйти на целевую аудиторию, а блоггеры могут сравнивать предложения конкурирующих фирм, не опасаясь нарушить закон «О рекламе».

    На первый взгляд предоставление товара похоже на подкуп. Но никто не говорит о подкупе, когда компании проводят программы try & buy или выдают образцы продукции тематическим изданиям для тестирования и последующего описания. Это нормальная практика. Чтобы снять с себя и блоггера подозрения в коммерческом сговоре, предоставляйте сложные и дорогие товары лишь на время испытаний, с возвратом (если, конечно, речь не о премьере фильма или дегустации продуктов питания). Тогда ваши действия будут восприняты как открытая программа try & tell, и в случае успеха блоггеры расскажут о своем реальном опыте.

    Nokia в Канаде пошла на такой эксперимент, предоставив только что выпущенные камерофоны сотне блоггеров из Торонто и Ванкувера. Разумеется, компании хотелось, чтобы отзывы были положительными и чтобы их прочло как можно больше людей. (Кстати, блогов с большим количеством читателей мало, а блогов с малым количеством читателей много. Стремление во что бы то ни стало договориться с самыми популярными авторами не всегда разумно.) Устройства выдавались модным молодым авторам, которые пользовались мобильной связью от канадского сотового оператора Rogers Wireless и которых читало не менее 400 пользователей в сутки. Многие компании, наверное, побоялись бы рисковать, ведь высказывания блоггера не поддаются корпоративному контролю. Но ценность подобных взаимоотношений – в честном диалоге с потребителями. Если компания готова к такому диалогу, то почерпнет немало полезного, прислушиваясь к «гласу народа».

    Мила Миронова, менеджер по развитию бренда Nokia в Канаде: «Да, мы не можем проконтролировать высказывания блоггеров. Но мы верим в то, что это одна из самых честных форм рекламы нашей продукции».

    Когда Boeing наладила в своих самолетах доступ в интернет по Wi-Fi, то пригласила полсотни блоггеров и журналистов протестировать, как работает беспроводная связь в полете. Случай получил широкую огласку, и компания удостоилась множества похвал. Правда, поддержка блоггеров не помогла: проект conneXion был закрыт по экономическим соображениям к концу 2006 года.

    Предоставление товаров и услуг на пробу – это беспроигрышная лотерея в том смысле, что почти наверняка кто-то о них напишет. Но лотерея остается лотереей, потому что контролировать высказывания невозможно. Вы сомневаетесь в качестве своей продукции? Тогда лучше воспользуйтесь другими каналами коммуникации. Блоггер врать не станет. Наоборот, он может сделать себе имя или укрепить репутацию честного потребителя, разнеся вас в пух и прах. Если же вы уверены в своем продукте или услуге, смело приглашайте блоггеров в ряды испытателей.

    Комментарии

    Максим Спиридонов пишет:

    Когда качество товара или услуги действительно не вызывает сомнений, можно сыграть в двойную игру – предоставить блоггерам товар для теста, а параллельно отразить этот факт в традиционной сетовой и оффлайн-рекламе: «Мы настолько уверены в качестве нашего товара, что дали его для теста (читай на растерзание) компетентным, свободным и неангажированным блоггерам». Правда, обыгрывать этот факт нужно тоже тонко, чтобы блоггеры не поняли, что ими пользуются как пешками в рамках общего маркетингового плана по продвижению товара:)


    Антон Попов пишет:

    В качестве нового товара практически невозможно быть уверенным на 100 %.

    А если обыгрывать факт проверки, то лучше его направить на самих блоггеров: «Не верите, что про этот товар пишут правду? Попробуйте сами и напишите, что думаете».


    Анна Рокина пишет:

    Если товар дорогостоящий, лучше давать его именно на пробу, с условием вернуть после испытательного периода или выкупить по специальной цене. Так, например, недавно сделала Nikon, запустив свою blogger outreach program.

    Такое четкое определение блоггера как испытателя снимает с компании все подозрения в попытке подкупить его:)


    Артем Петросян пишет:

    Автор блога описывает свое впечатление, свой опыт использования предоставленной ему услуги или товара. Подобный подход требует определенного мужества от тех, кто платит за продвижение, они должны быть готовы к тому, что об их товаре или услуге напишут правду. Решение, как и что продвигать, принять легко, когда сформулируешь для себя принципы личного продвижения через блог. Мне ближе следующая модель: например, я могу честно написать о том, что приобрел за несколько сотен рублей блокнот Moleskine, чем он может быть полезен в моей работе над собой, в моей системе планирования дел, хранении информации, генерировании идей и решений. Могу, если это будет интересно продавцам, писать о своем опыте использования автомобиля Subaru Outback. Могу писать о плюсах и минусах многочисленных гаджетов.

    Принципиально следующее:

    – писать надо правду;

    – когда ты пишешь о товаре или услуге, обязательно нужно информировать читателей о том, досталась ли она тебе бесплатно и дают ли тебе деньги за то, чтобы ты регулярно писал об опыте использования товаров и услуг, которые ты сам себе выбрал, купил и давно используешь.

    На что готовы потребители ради бренда?

    Метки: исследования, темы блога, продвижение, как общаться с блоггерами, мониторинг

    Люди охотно рассказывают о товарах и брендах, причем добровольно (подробнее – чуть дальше, в главе «Страна советов»). Плата за рассказ о бренде не приветствуется в сообществах; если о сделке станет известно, блоггер, скорее всего, потеряет репутацию, а с ней и своих постоянных читателей.

    Что вы уже испробовали и к чему еще готовы?» (% от опрошенных)

    Из тех способов распространения информации о продуктах и брендах, которые требуют активного участия потребителя, самым популярным является тестирование товаров и услуг (32 %). Это говорит о том, что применение политики try & tell по отношению к блоггерам не только выгодно компании, но и приветствуется значительной частью потребителей.

    А вот завести отдельный блог о конкретном товаре или бренде готовы только 5 % опрошенных. И неудивительно: дело трудное, взяться за него проще, чем постоянно им заниматься.

    Доверчивые и влиятельные

    Метки: исследования, аудитория, доверие

    В главе «А давайте купим блоггеров!» мы увидели, что мало кто из авторов, добившихся влияния в блогосфере, готов подстраиваться под рекламодателей. Блоггеры оставляют за собой право упоминать продукты и услуги, которые используют сами.

    Вот бы еще выяснить, прислушивается ли к их мнению о товарах и услугах аудитория. Действительно, не возникает ли у читателей мысль о «заказухе», не пробуждается ли недоверие к блогу? Если вы сами встречаете на форуме или в комментариях к блогу мнение о бренде, выраженное кем-либо, как к нему относитесь? При проведении исследования «Спроси блогосферу»[6] на эти вопросы ответило без малого 800 человек.

    В общей сложности 83 % респондентов склонны доверять опубликованным в блогах и на форумах мнениям о товарах и услугах (с разными оговорками). Почти 15 % опрошенных оказались самыми доверчивыми и не сомневаются в чужих рекомендациях. И только 3,3 % никогда не доверяют в интернете мнению других людей.

    Еще до опроса я предполагал, что доверять будут скорее настоящим фамилии, имени и отчеству, нежели никнейму. Ответы подтвердили мою точку зрения: высказывания от настоящего имени будет уважать в пять раз больше людей, чем опубликованное под псевдонимом. Но главное, чтобы в профиле пользователя была предоставлена достоверная информация. Мнению ничего не скрывающего человека готовы поверить 55 % ответивших.

    Комментарии

    sheller пишет:

    Если блоггер указывает свои достижения в той области, о которой пишет, то ему заочно дают аванс доверия в профессиональной сфере.

    Я писал про это в советах по SMO-оптимизации блога: smopro.ru/blog/sovetyi-po-smo-optimizatsii-bloga.

    Страна советов

    Метки: исследования, влияние, доверие, вирусный маркетинг

    Настал век молвы, и, как ни удивительно, хитроумные технологии и неограниченный доступ к информации все чаще будут заставлять нас полагаться на примитивные виды социальных контактов. Естественно верить своим знакомым и друзьям, и неважно, в какой форме и на какую тему общаешься с ними. Это подтверждают результаты многих исследований, в том числе «Buzz как канал информации о товарах и брендах», предоставленного Стасом Бартникасом.

    Рекламе, обзорам в прессе, информации из интернета и т. п. потребители доверяют в два раза меньше, чем личным советам и опыту друзей и знакомых, которые сами опробовали обсуждаемый товар или услугу.

    Только 4 % москвичей всецело полагаются на рекламу. Далее, 71 % считает, что обманывают не все производители и отнюдь не всегда. И каждый четвертый опрошенный житель столицы считает, что производителям вообще нет веры.

    Будучи знакомыми с сотрудником компании, 9 % опрошенных воспримут его рекомендацию как полезную для себя и приобретут описываемый товар. А совет незнакомца, которому поручили продвигать некий продукт (неважно, за деньги или нет), подтолкнет к покупке только одного из 50 человек.

    Чтобы растопить лед, компания должна стать ближе к потребителю и тем самым изначально заручиться его доверием. Фирме нужно быть более открытой – не только сообщать официальные сведения о себе, но и проявлять качества, придающие ей человечность. Потребителю хочется общаться с продавцом на равных, и блог либо сообщество в блогосфере – отличное средство для того, чтобы устранить барьеры в общении.

    Что в наибольшей степени побуждает вас к покупке товара? (% от опрошенных)

    По данным исследования «Buzz как канал информации о товарах и брендах».


    Самым значимым является совет опытного человека, который сам пользуется тем товаром, который рекомендует. Например, на сайте Bzzagent.com люди, лояльные к тому или иному бренду, после регистрации получают доступ к материалам об их любимой марке, недоступным широкой общественности. Таким образом, с «секретной» информацией на руках они становятся «bzz-агентами», выступают как знатоки бренда и, поддерживаемые рекламодателем, бесплатно делятся добытыми сведениями со своими знакомыми.

    Вирусное распространение

    Тактики быстрого запуска вирусной кампании

    Метки: исследования, внимание, влияние, вирусное распространение, приманки

    Блогосфера – социальная среда, и она пронизана устойчивыми связями на уровне постоянных читателей-блоггеров, у каждого из которых свои читатели. Умелая работа с малыми группами выводит на широкую аудиторию.

    Сайт MarketingSherpa в апреле 2007 года собрал мнения 2914 маркетологов о вирусном маркетинге, и вот каковы результаты (разрешалось выбирать несколько вариантов ответов одновременно).

    Посев в социальных сетях типа MySpace или YouTube пользуется спросом у 34 % маркетологов, продвигающих FMCG-товары. 18 % корпоративных специалистов также хорошо к нему относятся.

    Самой популярной «тактикой сильного влияния» стало «Упоминание в блогосфере»: его выбрали 37 % b2c-маркето-логов. Их коллеги, специализирующиеся на b2b, тоже отдали методу должное – 27 % ответов; столько же голосов получило «Упоминание в близком по тематике онлайновом СМИ».

    Какие способы запуска вирусной кампании наиболее эффективны? (% от опрошенных)

    Источник: MarketingSherpa.com

    Комментарии

    Lexian пишет:

    Безусловно, упоминание в блогосфере напрямую говорит о заинтересованности пользователя. Это в какой-то мере сродни шуткам о продукте в КВН. Глас народа;)


    Setti пишет:

    Согласитесь, все довольно утрированно, приблизительно, а главное, субъективно.


    Антон Попов пишет:

    Да, субъективно, и таково любое мнение. Но опрос почти трех тысяч маркетологов дает возможность получить количественную оценку каждого канала, используемого в вирусной кампании.

    Куда катить снежный ком?

    Метки: аудитория, внимание, реклама, продвижение, вирусный маркетинг

    Когда вам нужно привлечь внимание с помощью блоггеров, важнее прочего для вас верно выбрать тех, кто запустит ваше сообщение в Сеть, кто начнет толкать снежный ком. Если информация сразу не вызовет интерес у первых читателей, то она не будет распространяться дальше. По-человечески понятно желание бизнесмена собрать под свои знамена как можно больше рассказчиков, чтобы хоть кто-нибудь из них добился результата. Это плохо. Как и при любом медиапланировании, в блогосфере нужно применять таргетинг, то есть выделять лишь тех, с кем по-настоящему выгодно иметь дело. Тех, кому ваша тема интересна и кто сам захочет способствовать распространению сведений.

    Количество постоянных читателей-блоггеров у популярных русскоязычных блогов

    Как видно на рисунке, тысячу самых популярных блогов читают около 200 тысяч постоянных читателей (френдов) – тоже блоггеров. Случайных читателей в разы больше.

    По данным поиска по блогам «Яндекса».


    Привычка медиапланирования, выработанная за годы взаимодействия со СМИ, подталкивает компанию к тому, чтобы сперва наладить сотрудничество с наиболее крупными «рупорами», лидерами мнений. Среди блоггеров встречаются те, кого читают тысячи человек, и почти каждая запись, оставленная такой популярной персоной, поднимает тучу комментариев и порождает десятки перепечаток и ссылок. Кроме того, блоггер-«тысячник» может входить в поле наблюдения СМИ, и они распространят информацию из блога за пределы интернета. Здорово, если вы лично знакомы с одним из властителей дум и можете попросить его дать на вас ссылку, но если не знакомы, то договориться, вероятно, будет трудно. Причем не обязательно блог с большим числом читателей будет обладать высокой «вирусопро-водностью» и в полной мере отвечать вашим задачам.

    Леонид Каганов (lleo.aha.ru/dnevnik):

    «Я никогда не интересовался заработком в интернете. Этот дневник, как и вся моя домашняя страница, подчиняется рекламной политике моего сайта lleo.aha.ru/na/reklama. Это значит, что ни при каких обстоятельствах я не буду пытаться заработать с его помощью деньги или иные блага на своих читателях. Я не размещаю рекламу и баннеры, не публикую объявлений, не даю ссылок по принципу “попиарь меня”. Иными словами, я не представляю интересы третьих лиц и организаций по их просьбе, явно или неявно. С тех пор как мой дневник попал в первую десятку рейтинга блогов “Яндекса”, ко мне стали часто обращаться с такого рода предложениями о сотрудничестве. Нет, это не тот блог, который с кем-то сотрудничает».


    Дмитрий Честных (sellme.ru):

    «Огромный трафик – это еще не целевая аудитория. В топе могут быть маргиналы с ненормативной лексикой, клоуны или собиратели приколов с других сайтов. Лидеры мнений не всегда имеют самое большое количество читателей. Не надо обольщаться величиной аудитории еще и потому, что не каждую запись прочитают все подписчики. Некоторые блоги зачитывают “до дыр”, новых записей с нетерпением ждут, но это исключение из правил. К тому же блог не рейтинговая система, и ненадолго “накрутить” количество френдов или посещений при желании можно».

    А есть блоггеры (таковых большинство) с узким кругом читателей. Зато их общая аудитория по численности превосходит аудиторию отдельного блоггера-«тысячника» и, кроме того, зачастую более лояльна к брендам, а ведь ваше сообщение должно попасть в правильный контекст. Да и договориться с блоггерами средней руки легче. И – о чудо! – те самые «тысячники» часто читают скромные блоги и даже перепечатывают из них интересные материалы (или дают на них ссылку). Таким образом, происходит «круговорот постов в природе» на благо вам и вашему бизнесу.

    Например, разработчик софта для безопасности локальной сети анонсировал свой корпоративный блог на закрытой конференции для 40 экспертов, которые сами вели онлайн-дневники и были первыми проводниками информации в отрасли. А через девять месяцев в блоге компании побывало более 40 тысяч посетителей (полный кейс см. в разделе «Жизнь с блогом», глава «Как сделать b2b-бренд известным через блог и подкасты»).

    Комментарии

    Eliaszudin пишет:

    Сколько разговоров о распространении сообщений через малые аудитории, а суть не меняется: «Заметят малые, заметят большие, заметят все». Просто удлинилась цепочка, увеличились сроки и суммы, необходимые для достижения эффекта.


    Антон Попов пишет:

    Скажу больше! Все начинается с одного человека:) А вот будет ли его идея вирусом или нет, зависит от многих факторов. Советую прочитать книгу «Момент перелома», или Tipping point, Гладуэлла в оригинале.


    Eliaszudin пишет:

    Я к тому, что если есть деньги, то все равно будут пользоваться традиционными каналами, в том числе и для запуска вирусов. Те крупные ребята, которые запускают вирусы, с маленькими блоггерами не работают. Им подавай тех, у кого аудитория побольше.


    Андрей Крылов пишет:

    При обсуждении блогов странно говорить о банальных медийных охватах. Ведь медиа и медиапланирование заблудились и уже забыли о том, что, например, планирование по соцдему является необходимым злом и компромиссом, который сводит многие идеи планирования на нет. Как задача медиа – менять потребительское поведение, так и задача блогов – менять то же мнение, отношение и поведение людей. Но здесь должно быть совпадение мировоззрений. Охват может быть очень большим и выходить за рамки интернета, если мировоззрение, заложенное в яркую идею, нужно обществу.

    Тема эпидемии

    Метки: темы блога, вирусный маркетинг

    Грамотно спланированная и проведенная вирусная кампания основана на пяти элементах, у каждого из которых есть обычный и «продвинутый» уровни.

    1. Рассказчики.

    Добровольцы, сотрудники, клиенты. Известные люди, лидеры мнений, влиятельные блоггеры.

    2. Темы(mems).

    Специальные предложения, новые товары. Резонансные акции, попытки превзойти ожидания.

    3. Инструменты посевной кампании.

    Код для вставки в блог, RSS-подписка, форма для пересылки по e-mail и ICQ, «фотожабы», интерактивные открытки, размещение на видеохостингах, TABU-элементы.

    4. Создание молвы(buzz generation). Подключение к дискуссиям в блогах, сообществах или на профильных форумах. Специально подготовленные сценарии, PR-кампания, служба поддержки клиентов.

    5. Отслеживание и реакция.

    Мониторинг СМИ, поиск по блога м и фору ма м. Специальные статистические программы, анализ тенденций.


    Многие блоггеры – замечательные рассказчики. И, что более важно для вирусного распространения информации, они наделены доверием постоянных читателей. Тем, кто хочет влиять на блоггеров косвенно, будет интересно узнать, что они сами, составляя мнение о событии или торговой марке, полагаются на сведения из множества источников. В США примерно пятая часть «лидеров мнений» формирует собственное отношение к тому или иному вопросу, ориентируясь на новые медиа (те же блоги, социальные сети, видео и подкасты, мобильные медиа).

    Желающий задействовать потенциал блоггеров как рассказчиков должен предложить им увлекательную тему, которую легко копировать и передавать. Четкого плана по созданию тем вирусной кампании нет даже у профессиональных агентств. Как правило, распространению вируса способствуют эпатаж, секс, юмор, шок, недоверие, интриги, рекорды, крупные суммы денег. Тема должна быть емкой, простой, необычной, эмоциональной и обязательно релевантной торговой марке. В следующей главе описан случай, в котором тема не сочеталась с торговой маркой, но в остальном отвечала вышеописанным требованиям.

    Запись в блоге, обладающая вышеперечисленными свойствами, обязательно привлечет внимание. Но соблюдайте осторожность. Если вы единожды пойдете на провокацию, то ваша репутация окажется под угрозой. Однако постоянная и сознательная провокация в соответствии со стратегией способна помочь построить бренд.

    Комета имени Miller

    Метки: темы блога, вирусный маркетинг, примеры

    В 2006 году компания Miller решила приурочить к празднику Хеллоуин большую вечеринку, спонсором которой сама же и выступала.


    Что придумали

    Было решено подогреть интерес общественности и завладеть ее вниманием (тизерный этап), с тем чтобы затем пригласить привлеченных темой на Halloween 2006 как одно из главных событий клубной жизни года.

    Главным мотивом тизерного этапа избрали «мировую катастрофу», которая затем будет чудесным образом предотвращена.

    Была зарегистрирована страничка белорусского профессора Николая Федоровского (kometa.by.ru), на которой он вел дневник наблюдений за таинственным космическим телом, приближающимся к Земле. По его предположениям, 28 октября комета должна была столкнуться с нашей планетой.


    Посевная

    13 сентября в блогах появилась первая публикация (amigo095. livejournal.com/2006/09/13) про «комету Федоровского».

    Она повлекла за собой активное обсуждение в «Живом журнале» (ЖЖ). Люди ссылались на надежный, по их мнению, источник и задавали вопросы своим друзьям: «Верите ли вы в это?», «Что будет, если это правда?», «Кому пришло в голову так пошутить?».

    В первый же день после того, как была заброшена наживка, сайт kometa.by.ru посетило 4496 человек.

    После публикации поста amigo095 к работе подключились другие нанятые блоггеры, имеющие около 5 тыc. френдов каждый: mrparker, akuaku, goblingaga и другие. Важно, что каждый из них преподносил информацию в своей манере: кто-то ставил ее под сомнение, кто-то предлагал уезжать из города, кто-то задавался вопросом «Что делать, если вдруг это правда?».

    Спустя три дня после того, как новость начали продвигать, сайт kometa.by.ru занимал первую позицию в «Рейтинге@Mail.ru» (категория «Наука, техника, образование»).


    Создание молвы

    После первой волны обсуждений принялись за работу специально обученные редакторы и модераторы: они задавали провокационные вопросы (например, «Если бы ты наверняка знал, что комета упадет послезавтра, что бы ты хотел успеть сделать?») и делились слухами и ссылками по поводу якобы предсказанной катастрофы. Отношение людей к событию также явствовало из писем, которые приходили «белорусскому ученому». Люди задавали вопросы, просили дать координаты космического тела и уточнить место и время падения кометы, спрашивали советов, а также обвиняли Федоровского в дезинформации.

    Сетевые СМИ тоже не остались в стороне: «Взгляд» опубликовал статью о комете на главной странице, и заголовок стал новостью дня на Mail.ru. Тему подхватили «Веб-планета», «Газета по-киевски», «ЗаVтра», сообщение попало на англий ский форум Great News. Обсуждали «угрозу Земле» и вне Сети. Просьбы об интервью Николаю Федоровскому поступали от журналистов телевизионной программы «Времечко», газеты «Жизнь», журнала «Итоги», каналов «ТВ-центр», АТВ. Статья о комете прошла в газете «Труд», попала в ленту «Интерфакса», на НТВ и в сюжет программы «Вести» на телеканале «Россия». Одни астрономы опровергали открытие никому не известного белорусского профессора, а другие строили предположения, в какую часть земного шара врежется комета.

    Среди статей были и оплаченные, в том числе «Новые русские на Рублевке строят бомбоубежище» в еженедельнике Zhizn.ru. Но главным образом СМИ проявляли интерес к теме в силу ее необычности.


    Переход к развязке

    Чтобы люди не воспринимали акцию слишком серьезно и оказались подготовленными к развязке, необходимой рекламодателю, были запущены «фотожабы» с кометой, псевдоФедоровским и шутками в стиле «Превед, комето!».

    В конце сентября на YouTube были выложены забавные флеш-ролики, которые намекали на надвигающееся событие, переводя информацию с тизерного этапа на официальный.

    После выкладывания мультиков в Сети появились комментарии, что эти ролики сделаны одним из пивных брендов. И выдвигались догадки, кто использует тему для проведения рекламной кампании.

    Официальному этапу Miller Halloween 2006 также предшествовали «кометные» баннеры, размещенные в тех местах, где обычно показывалась реклама Miller. Ссылка с баннеров вела на промосайт, где пользователям предлагалось оставить e-mail для получения «инструкции по спасению». 6 октября все зарегистрированные действительно получили письмо с раскрытием «секрета».


    Результаты

    По статистике «Рейтинга@Mail.ru», за время кампании сайт kometa.by.ru посетил 82 621 уникальный пользователь в сентябре и 25 269 уникальных пользователей в октябре 2006 года. Суммарно они сделали 259 тысяч хитов на сайте.

    За время кампании на адрес Николая Федоровского поступило около 500 писем.

    На промосайт 6 октября зашло 25 тысяч человек.


    Выводы и рекомендации

    1. Непонятно, почему были выбраны только «тысячники», и только в ЖЖ. Необходимо нанимать блоггеров с более узкой специализацией, имеющей отношение к теме анонсируемого события.

    2. Хотя суммарный охват СМИ был очень большим, бренду это мало что дало. Даже на тизерном этапе необходимо вводить элементы бренда, чтобы не потерять связь с событием.

    3. Тема должна быть богатой, чтобы можно было ее развивать и рассматривать под разными углами достаточно долго.

    4. Тизерный этап кампании нельзя затягивать, иначе внимание пользователей переключится на что-то другое либо кто-то догадается о развязке. Тогда не получится эффектной кульминации.

    5. Высок риск разочаровать аудиторию при переходе от захватывающего начала к обыденному и откровенно рекламному завершению кампании.


    Также вирусный механизм может быть основан на разделении задания между несколькими пользователями или на создании условий, в которых участникам цепочки выгодно помогать друг другу.

    Семь грехов вирусного видео

    Метки: темы блога, видео, вирусный маркетинг, примеры

    Видео – один из наиболее привычных и понятных для людей из бизнес-среды рекламных форматов. Оно затрагивает несколько органов чувств, что повышает его влияние на потребителей. В последнее время стало легко хранить видеоролики в Сети и вставлять ссылки на них в блоги. Налицо большие перспективы по использованию видео как одного из инструментов для распространения вируса. Например, тот же Miller размещал видео на YouTube (видеохостинг, пользователи которого готовы смотреть необычные ролики и даже ждут их).

    Но заставить людей смотреть, размещать в блогах и отправлять друг другу ссылки на вирусное сообщение не так-то просто. Те, кто заранее называет видео «вирусным», лукавят. Просчитать эффект заранее можно, гарантировать ничего нельзя. Лучше потратить рекламный бюджет на что-нибудь другое, чем совершить хоть один из смертных грехов вирусного маркетинга.

    1. Сделать банальность. Изучите список самого популярного вирусного видео на сайте viralvideochart.com. Там нет банальностей.

    2. Прикидываться, будто вы ничего не рекламируете. Это относится ко всем типам блог-записей. К видео тоже.

    3. Полагаться на удачное производство ролика. Переложить ответственность на режиссера или оператора проще всего. Но нужен-то именно вирусный эффект. Лучше семь раз подумать над идеей, прежде чем нанимать съемочную группу.

    4. Навязывать потребителям ролик, вместо того чтобы вовлечь их в диалог. Google попросил абонентов своего почтового сервиса снимать и присылать ему фрагменты путешествия конверта с логотипом Gmail (точнее, момент, когда пакет передают из рук в руки). Отдельные кусочки затем были склеены в полноценный ролик. Браво!

    5. Делать вирусное видео, потому что все так поступают. Стратегия me too никогда не приводила к лидерству.

    6. Ставить нереальные цели и давать неверные оценки превращения зрителей в клиентов. Если бы производитель блендеров Blendtec сразу поставил перед собой цель увеличить продажи на 200 %, то вряд ли достиг бы ее с помощью видеороликов. Однако он добился своего! (См. главу «Прыжки и падения по выходным» в разделе «Академия блогословия».)

    7. Наплевать на предыдущие пункты и давать рекламу по-прежнему.

    Угроза для репутации

    Метки: репутация, вирусный маркетинг

    У вирусной эпидемии есть пятый, очень важный элемент – отслеживание того, как распространяется ваш вирус. Или не ваш!

    Помните притчу о том, что сломать веник трудно, а отдельный прутик – легко? Теперь представьте: прутики общаются между собой и влияют на то, куда будет мести веник. Такова невероятная сила социальных сетей. Они могут как вымести вас с рынка, так и расчистить вам дорогу.

    Например, один блоггер разместил у себя видеозапись того, как он шариковой ручкой вскрывает велосипедный замок Kryptonite. Эта тема была понятна и любопытна всем владельцам велосипедов, ее было легко скопировать (достаточно дать ссылку на ролик или скопировать его к себе). Таким образом, видео быстро распространилось по сети, а через десять дней в T e New York Times вышла статья на тему ненадежности велосипедных замков фирмы Kryptonite Bike Lock. Что было дальше? Обвал ее продаж.

    Что делать, когда сила блогосферы обернулась против вас? Во-первых, обязательно извиниться. Если негатив удалось быстро снять, вероятность того, что раздосадованный поначалу клиент впоследствии пойдет к вам, возрастает на 30 %. Во-вторых, постараться поскорее разобраться в проблеме. Возможно, у блоггера был неисправный замок или замки других компаний он мог вскрыть так же легко. Так или иначе, у вас должен быть план PR-мероприятий на случай форс-мажора.

    Итак, мы поговорили про репутационный и сравнительный мониторинг и правила взаимоотношений, принятые в блогосфере. Теперь поговорим о создании собственного блога.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.