Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Правило 5: Какие функции C++ создает и вызывает молча
  • Правило 6: Явно запрещайте компилятору генерировать функции, которые вам не нужны
  • Правило 7: Объявляйте деструкторы виртуальными в полиморфном базовом классе
  • Правило 8: Не позволяйте исключениям покидать деструкторы
  • Правило 9: Никогда не вызывайте виртуальные функции в конструкторе или деструкторе
  • Правило 10: Операторы присваивания должны возвращать ссылку на *this
  • Правило 11: В operator= осуществляйте проверку на присваивание самому себе
  • Правило 12: Копируйте все части объекта
  • Глава 2

    Конструкторы, деструкторы и операторы присваивания

    Почти во всех ваших классах будут определены один или несколько конструкторов, деструктор и оператор присваивания. Это функции, которые отвечают за операции создания и инициализации объекта, его уничтожения, а также присваивания ему нового значения. Ошибки в этих функциях приводят к далеко идущим и неприятным последствиям и отражаются на всех ваших классах, поэтому они должны быть написаны правильно. В настоящей главе изложены правила по программированию функций, составляющих основу классов.

    Правило 5: Какие функции C++ создает и вызывает молча

    Когда пустой класс перестает быть пустым? Когда за него берется C++. Если вы не объявите конструктор копирования, оператор присваивания или деструктор самостоятельно, то компилятор сделает это за вас. Более того, если вы не объявите вообще никакого конструктора, то компилятор автоматически создаст конструктор по умолчанию. Все эти функции будут открытыми и встроенными (см. правило 30). Например, такое объявление:


    class Empty {};


    эквиваленто следующему:


    class Empty {

    public:

    Empty() {...} // конструктор по умолчанию

    Empty(const Empty& rhs) {...} // конструктор копирования

    ~Empty() {...} // деструктор – см. ниже

    // о виртуальных деструкторах

    Empty& operator=(const Empty& rhs) {...} // оператор присваивания

    };


    Эти функции генерируются, только если они нужны, но мало найдется случаев, когда без них можно обойтись. Так, следующий код приведет к их автоматической генерации компилятором:


    Empty e1; // конструктор по умолчанию;

    // деструктор

    Empty e2(e1); // конструктор копирования

    e2 = e1; // оператор присваивания


    Итак, компилятор пишет эти функции для вас, но что они делают? Конструктор по умолчанию и деструктор – это места, в которые компилятор помещает служебный код, например вызов конструкторов и деструкторов базовых классов и нестатических данных-членов. Отметим, что сгенерированный деструктор не является виртуальным (см. правило 7), если только речь не идет о классе, наследующем классу, у которого есть виртуальный деструктор (в этом случае виртуальность наследуется от базового класса).

    Что касается конструктора копирования и оператора присваивания, то сгенерированные компилятором версии просто копируют каждый нестатический член данных исходного объекта в целевой. Например, рассмотрим шаблон NamedObject, который позволяет ассоциировать имена с объектами типа T:


    Template<typename T>

    class NamedObject {

    public:

    NamedObject(const char *name, const T& value);

    NamedObject(const std::string& name, const T& value);

    ...

    private:

    std:string nameValue;

    T objectValue;

    };


    Поскольку в классе NamedObject объявлен конструктор, компилятор не станет генерировать конструктор по умолчанию. Это важно. Значит, если вы спроектировали класс так, что его конструктору обязательно должны быть переданы какие-то аргументы, то вам не нужно беспокоиться, что компилятор проигнорирует ваше решение и по собственной инициативе добавит еще и конструктор без аргументов.

    В классе NamedObject нет ни конструктора копирования, ни оператора присваивания, поэтому компилятор сгенерирует их (при необходимости). Посмотрите на следующее употребление конструктора копирования:


    NamedObject<int>no1(“Smallest Prime Number”, 2);

    NamedObject<int>no2(no1); // вызывается конструктор копирования


    Конструктор копирования, сгенерированный компилятором, должен инициализировать no2.nameValue и no2.objectValue, используя nol.nameValue и nol.objectValue соответственно. Член nameValue имеет тип string, а в стандартном классе string объявлен конструктор копирования, поэтому no2. nameValue будет инициализирован вызовом конструктора копирования string с аргументов nol.nameValue. С другой стороны, член NameObject<int>::objectValue имеет тип int (поскольку T есть int в данной конкретизации шаблона), а int – встроенный тип, поэтому no2.objectValue будет инициализирован побитовым копированием nol.objectValue.

    Сгенерированный компилятором оператор присваивания для класса Named-Object<int> будет вести себя аналогичным образом, но, вообще говоря, сгенерированная компилятором версия оператора присваивания ведет себя так, как я описал, только в том случае, когда в результате получается корректный и осмысленный код. В противном случае компилятор не сгенерирует operator=.

    Например, предположим, что класс NamedObject определен, как показано ниже. Обратите внимание, что nameValue – ссылка на string, а objectValue имеет тип const T:


    template<class T>

    class NamedObject {

    public:

    // этот конструктор более не принимает const name, поскольку nameValue –

    // теперь ссылка на неконстантную строку. Конструктор с аргументом типа

    // char* исключен, поскольку нам нужна строка, на которую можно сослаться

    NamedObject(std::string& name, const T& value);

    ... // как и ранее, предполагаем,

    // что operator= не объявлен

    private:

    std::string& nameValue; // теперь это ссылка

    const T objectValue; // теперь const

    };


    Посмотрим, что произойдет в приведенном ниже коде:


    std::string newDog(“Persephone”);

    std::string oldDog(“Satch”);

    NamedObject<int> p(newDog, 2); // Когда я впервые написал это,

    // наша собака Персефона собиралась

    // встретить свой второй день рождения

    NamedObject<int> s(oldDog, 36); // Семейному псу Сатчу (из моего

    // детства) было бы теперь 36 лет

    p = s; // Что должно произойти

    // с данными-членами p?


    Перед присваиванием и p.nameValue, и s.nameValue ссылались на объекты string, хотя и на разные. Что должно произойти с членом p.nameValue в результате присваивания? Должен ли он ссылаться на ту же строку, что и s.nameValue, то есть должна ли модифицироваться ссылка? Если да, это подрывает основы, потому что C++ не позволяет изменить объект, на который указывает ссылка. Но, быть может, должна модифицироваться строка, на которую ссылается член p.nameValue, и тогда будут затронуты другие объекты, содержащие указатели или ссылки на эту строку, хотя они и не участвовали непосредственно в присваивании? Это ли должен делать сгенерированный компилятором оператор присваивания?

    Сталкиваясь с подобной головоломкой, C++ просто отказывается компилировать этот код. Если вы хотите поддерживать присваивание в классе, включающем в себя член-ссылку, то должны определить оператор присваивания самостоятельно. Аналогичным образом компилятор ведет себя с классами, содержащими константные члены (такие как objectValue во втором варианте класса NamedObject выше). Модифицировать константные члены запрещено, поэтому компилятор не знает, как поступать при неявной генерации оператора присваивания. Кроме того, компилятор не станет неявно генерировать оператор присваивания в производном классе, если в его базовом объявлен закрытый оператор присваивания. И наконец, предполагается, что сгенерированные компилятором операторы присваивания для производных классов должны обрабатывать части базовых классов (см. правило 12), но при этом они конечно же не могут вызывать функции-члены, доступ к которым для них запрещен.

    Что следует помнить

    • Компилятор может неявно генерировать для класса конструктор по умолчанию, конструктор копирования, оператор присваивания и деструктор.

    Правило 6: Явно запрещайте компилятору генерировать функции, которые вам не нужны

    Агенты по продаже недвижимости и программные системы, обслуживающие их деятельность, могут нуждаться в классе, представляющем дома, выставленные на продажу:


    class HomeForSale {...};


    Любой агент по продаже недвижимости скажет вам, что каждый объект уникален – не бывает двух, в точности одинаковых. Вот почему идея создания копии объекта HomeForSale бессмысленна. Как можно скопировать нечто, по определению, уникальное? Поэтому хотелось бы, чтобы попытки скопировать объекты HomeForSale не компилировались:


    HomeForSale h1;

    HomeForSale h2;

    HomeForSale h3(h1); // попытка скопировать h1 –

    // не должно компилироваться!

    h1 = h2; // попытка скопировать h2 –

    // не должно компилироваться!


    Увы, предотвратить такую компиляцию не так-то просто. Обычно, если вы не хотите, чтобы класс поддерживал определенного рода функциональность, вы просто не объявляете функций, которые ее реализуют. Но с конструктором копирования и оператором присваивания эта стратегия не работает, поскольку, как следует из правила 5, если вы их не объявляете, а где-то в программе производится попытка их вызвать, то компилятор сгенерирует их автоматически.

    Похоже на безвыходное положение. Если вы сами не объявите конструктор копирования или оператор присваивания, то их сгенерирует компилятор. И ваш класс будет поддерживать копирование. Но то же самое произойдет, если вы объявите эти функции самостоятельно. Однако наша цель – предотвратить копирование!

    Ключ к решению в том, что все сгенерированные компилятором функции являются открытыми. Чтобы предотвратить автоматическое генерирование, вы должны объявить их самостоятельно, но никто не требует, чтобы они были открытыми. Ну так и объявите конструктор копирования и оператор присваивания закрытыми. Объявляя явно функцию-член, вы предотвращаете генерирование ее компилятором, а сделав ее закрытой, не позволяете кому-либо вызывать ее.

    Схема не идеальна, потому что другие члены класса и функции-друзья по-прежнему могут вызывать закрытые функции. Если только вы не включите лишь объявление, опустив определение. Тогда если кто-то случайно вызовет такую функцию, то получит сообщение об ошибке на этапе компоновки. Этот трюк – объявление функций-членов закрытыми и сознательный отказ от их реализации – как раз и используется для предотвращения копирования в некоторых классах библиотеки iostreams. Взгляните, например, на объявления классов ios_base, basic_ios и sentry в вашей реализации стандартной библиотеки. Вы обнаружите, что в каждом случае как конструктор копирования, так и оператор присваивания объявлены закрытыми и нигде не определены.

    Применить эту уловку в классе HomeForSale несложно:


    class HomeForSale {

    public:

    ...

    private:

    HomeForSale(const HomeForSale&); // только объявления

    HomeForSale& oparetor=( const HomeForSale&);

    };


    Заметьте, что я не указал имена параметров функций. Это необязательно, просто таково общее соглашение. Ведь раз эти функции никогда не будут реализовываться и использоваться, то какой смысл задавать имена их параметров?

    При таком определении компилятор будет блокировать любые попытки клиентов копировать объекты HomeForSale, а если вы случайно попытаетесь сделать это в функции-члене или функции-друге класса, то об ошибке сообщит компоновщик.

    Существует возможность переместить ошибку с этапа компоновки на этап компиляции (это всегда полезно – лучше обнаружить ошибку как можно раньше), если объявить конструктор копирования и оператор присваивания закрытыми не в самом классе HomeForSale, а в его базовом классе, специально созданном для предотвращения копирования. Такой базовый класс очень прост:


    class Uncopyable {

    protected:

    Uncopyable() {} // разрешить конструирование

    ~Uncopyable() {} // и уничтожение

    // объектов производных классов

    private:

    Uncopyable(const Uncopyable&); // но предотвратить копирование

    Uncopyable& operator=(const Uncopyable&);

    };


    Чтобы предотвратить копирование объектов HomeForSale, нужно лишь унаследовать его от Uncopyable:


    class HomeForSale : private Uncopyable { // в этом класс больше нет ни

    ... // конструктора копирования, ни

    } // оператора присваивания


    Такое решение работает, потому что компилятор пытается генерировать конструктор копирования и оператор присваивания, если где-то – пусть даже в функции-члене или дружественной функции – производится попытка скопировать объект HomeForSale. Как объясняется в правиле 12, сгенерированные компилятором версии будут вызывать соответствующие функции из базового класса. Но это не получится, так как в базовом классе они объявлены закрытыми.

    Реализация и использование класса Uncopyable сопряжена с некоторыми тонкостями. Например, наследование от Uncopyable не должно быть открытым (см. правила 32 и 39), а деструктор Uncopyable не должен быть виртуальным (см. правило 7). Поскольку Uncopyable не имеет данных-членов, то компилятор может прибегнуть к оптимизации пустых базовых классов, описанной в правиле 39, но коль скоро этот класс базовый, то возможно возникновение множественного наследования (см. правило 40). А множественное наследование в некоторых случаях не дает возможности провести оптимизацию пустых базовых классов (см. правило 39). Вообще говоря, вы можете игнорировать эти тонкости и просто использовать Uncopyable, как показано выше. Можете также воспользоваться версией из билиотеки Boost (см. правило 55). В ней этот класс называется noncopyable. Это хороший класс, но мне просто показалось, что его название немного, скажем так, неестественное.

    Что следует помнить

    • Чтобы отключить функциональность, автоматически предоставляемую компилятором, объявите соответствующую функцию-член закрытой и не включайте ее реализацию. Наследование базовому классу типа Uncopyable – один из способов сделать это.

    Правило 7: Объявляйте деструкторы виртуальными в полиморфном базовом классе

    Существует много способов отслеживать время, поэтому имеет смысл создать базовый класс TimeKeeper и производные от него классы, которые реализуют разные подходы к хронометражу:


    class TimeKeeper {

    public:

    TimeKeeper();

    ~TimeKeeper();

    ...

    };

    class AtomicClock: public TimeKeeper {…};

    class WaterClock: public TimeKeeper {….};

    class WristWatch: public TimeKeeper {…};


    Многие клиенты захотят иметь доступ к данным о времени, не заботясь о деталях того, как они получаются, поэтому мы можем воспользоваться фабричной функцией (factory function), которая возвращает указатель на базовый класс созданного ей объекта производного класса:


    TimeKeeper *getTimeKeeper(); // возвращает указатель на динамически

    // выделенный объект класса,

    // производного от TimeKeeper


    В соответствии с соглашением о фабричных функциях объекты, возвращаемые getTimeKeeper, выделяются из кучи, поэтому для того, чтобы избежать утечек памяти и других ресурсов, важно, чтобы каждый полученный объект был рано или поздно уничтожен:


    TomeKeeper *ptk = getTimeKeeper(); // получить динамически выделенный

    // объект из иерархии TimeKeeper

    ... // использовать его

    delete ptk; // уничтожить, чтобы избежать утечки

    // ресурсов


    Как объясняется в правиле 13, полагаться на то, что объект уничтожит клиент, чревато ошибками, а в правиле 18 говорится, как можно модифицировать фабричную функцию для предотвращения наиболее частых ошибок в клиентской программе. Здесь же мы обсудим более серьезный недостаток приведенного выше кода: даже если клиент все делает правильно, мы не можем узнать, как будет вести себя программа.

    Проблема в том, что getTimeKeeper возвращает указатель на объект производного класса (например, AtomicClock), а удалять этот объект нужно через указатель на базовый класс (то есть на TimeKeeper), при этом в базовом классе (TimeKeeper) объявлен невиртуальный деструктор. Это прямой путь к неприятностям, потому что в спецификации C++ постулируется, что когда объект производного класса уничтожается через указатель на базовый класс с невиртуальным деструктором, то результат не определен. Во время исполнения это обычно приводит к тому, что часть объекта, принадлежащая производному классу, никогда не будет уничтожена. Если getTimeKeeper() возвращает указатель на объект класс AtomicClock, то часть объекта, принадлежащая AtomicClock (то есть данные-члены, объявленные в этом классе), вероятно, не будут уничтожены, так как не будет вызван деструктор AtomicClock. Те же члены, что относятся к базовому классу (то есть TimeKeeper), будут уничтожены, что приведет к появлению так называемых «частично разрушенных» объектов. Это верный путь к утечке ресурсов, повреждению структур данных и проведению изрядного времени в обществе отладчика.

    Решить эту проблему легко: нужно объявить в базовом классе виртуальный деструктор. Тогда при удалении объектов производных классов будет происходить именно то, что нужно. Объект будет разрушен целиком, включая все его части:


    class TimeKeeper {

    public:

    TimeKeeper();

    virtual ~TimeKeeper();

    ...

    };

    TimeKeeper *ptk = get TimeKeeper();

    ...

    delete ptk; // теперь работает правильно


    Обычно базовые классы вроде TimeKeeper содержат и другие виртуальные функции, кроме деструктора, поскольку назначение виртуальных функций – обеспечить возможность настройки производных классов (см. правило 34). Например, в классе TimeKeeper может быть определена виртуальная функция getCurrentTime, реализованная по-разному в разных производных классах. Любой класс с виртуальными функциями почти наверняка должен иметь виртуальный деструктор.

    Если же класс не имеет виртуальных функций, это часто означает, что он не предназначен быть базовым. А в таком классе определять виртуальный деструктор не стоит. Рассмотрим класс, представляющий точку на плоскости:


    class Point { // точка на плоскости

    public:

    Point(int xCoord, int yCoord);

    ~Point();

    private:

    int x,y;

    };


    Если int занимает 32 бита, то объект Point обычно может поместиться в 64-битовый регистр. Более того, такой объект Point может быть передан как 64-битовое число функциям, написанным на других языках (таких как C или FORTRAN). Если же деструктор Point сделать виртуальным, то ситуация изменится.

    Для реализации виртуальных функций необходимо, чтобы в объекте хранилась информация, которая во время исполнения позволяет определить, какая виртуальная функция должна быть вызвана. Эта информация обычно представлена указателем на таблицу виртуальных функций vptr (virtual table pointer). Сама таблица – это массив указателей на функции, называемый vtbl (virtual table). С каждым классом, в котором определены виртуальные функции, ассоциирована таблица vtbl. Когда для некоторого объекта вызывается виртуальная функция, то с помощью указателя vptr в таблице vtbl ищется та реальная функция, которую нужно вызвать.

    Детали реализации виртуальных функций не важны. Важно то, что если класс Point содержит виртуальную функцию, то объект этого типа увеличивается в размере. В 32-битовой архитектуре его размер возрастает с 64 бит (два целых int) до 96 бит (два int плюс vptr); в 64-битовой архитектуре он может вырасти с 64 до 128 бит, потому что указатели в этой архитектуре имеют размер 64 бита. Таким образом, добавление vptr к объекту Point увеличивает его размер на величину от 50 до 100 %! После этого объект Point уже не может поместиться в 64-битный регистр. Более того, объекты этого типа в C++ перестают выглядеть так, как аналогичные структуры, объявленные на других языках, например на C, потому что в других языках нет понятия vptr. В результате становится невозможно передавать объекты типа Point написанным на других языках программам, если только вы не учтете наличия vptr. А это уже деталь реализации, и, следовательно, такой код не будет переносимым.

    Практический вывод из всего вышесказанного состоит в том, что необоснованно объявлять все деструкторы виртуальными так же неверно, как не объявлять их виртуальными никогда. Можно высказать этот совет и в таком виде: деструкторы следует объявлять виртуальными тогда, когда в классе есть хотя бы одна виртуальная функция.

    Однако невиртуальные деструкторы могут стать причиной неприятностей даже при полном отсутствии в классе виртуальных функций. Например, в стандартном классе string нет виртуальных функций, но программисты временами все же используют его как базовый класс:


    class SpecialString: public std::string { // плохо! std::string содержит

    ... // невиртуальный деструктор

    };


    На первый взгляд такой код может показаться безвредным, но если где-то в приложении вы преобразуете указатель на SpecialString в указатель на string, а затем выполните для этого указателя delete, то немедленно попадете в область неопределенного поведения:


    SpecialString *pss = new SpecialString(“Надвигающаяся опасность”);

    std::string *ps;

    ...

    ps = pss; // SpecialString*=>std::string*

    ...

    delete ps; // неопределенность! На практике ресурсы, выделенные

    // объекту SpecialString, не будут освобождены, потому

    // что деструктор SpecialString не вызывается


    То же относится к любому классу, в котором нет виртуального деструктора, в частности ко всем типам STL-контейнеров (например, vector, list, set, tr1::unordered_map [см. правило 54] и т. д.). Если у вас когда-нибудь возникнет соблазн унаследовать стандартному контейнеру или любому другому классу с невиртуальным деструктором, воздержитесь! (К сожалению, в C++ не предусмотрено никакого механизма предотвращения наследования, как, скажем, final в языке Java, или sealed в C#).

    Иногда может быть удобно добавить в класс чисто виртуальный деструктор. Вспомним, что чисто виртуальные функции порождают абстрактные классы, то есть классы, экземпляры которых создать нельзя. Иногда, однако, у вас есть класс, который вы хотели бы сделать абстрактным, но в нем нет ни одной пустой виртуальной функции. Что делать? Поскольку абстрактный класс предназначен для использования в качестве базового и поскольку базовый класс должен иметь виртуальный деструктор, а чисто виртуальная функция порождает абстрактный класс, то решение очевидно: объявить чисто виртуальный деструктор в классе, который вы хотите сделать абстрактным. Вот пример:


    class AWOV { // AWOV = “Abstract w/o Virtuals”

    public:

    virtual ~AWOV() = 0; // объявление чисто виртуального

    }; // деструктора


    Этот класс включает в себя чисто виртуальную функцию, поэтому он абстрактный. А раз в нем объявлен виртуальный деструктор, то можно не беспокоиться о том, что деструкторы базовых классов не будут вызваны. Однако есть одна тонкость: вы должны предоставить определение чисто виртуального деструктора:


    AWOV::~AWOV(){}; // определение чисто виртуального деструктора


    Дело в том, что сначала всегда вызывается деструктор «самого производного» класса (то есть находящегося на нижней ступени иерархии наследования), а затем деструкторы каждого базового класса. Компилятор сгенерирует вызов ~AWOV из деструкторов производных от него классов, а значит, вы должны позаботиться о его реализации. Если этого не сделать, компоновщик будет недоволен.

    Правило включения в базовые классы виртуальных деструкторов касается только полиморфных базовых классов, то есть таких, которые позволяют манипулировать объектами производных классов с помощью указателя на базовый. TimeKeeper – полиморфный базовый класс, мы ожидаем, что при наличии указателя на объект TimeKeeper сможем манипулировать объектами AtomicClock и WaterClock.

    Не все базовые классы разрабатываются с учетом полиморфизма. Например, и стандартный тип string, и типы STL-контейнеров спроектированы так, что не допускают возможности использования в качестве базовых, так как не являются полиморфными. Некоторые классы предназначены служить в качестве базовых, но полиморфно использоваться не могут; примером могут служить класс Uncopyable из правила 6 и класс input_iterator_tag из стандартной библиотеки (см. правило 47). Таким классам не нужны виртуальные деструкторы.

    Что следует помнить

    • Полиморфные базовые классы должны объявлять виртуальные деструкторы. Если класс имеет хотя бы одну виртуальную функцию, он должен иметь виртуальный деструктор.

    • В классах, не предназначенных для использования в качестве базовых или для полиморфного применения, не следует объявлять виртуальные деструкторы.

    Правило 8: Не позволяйте исключениям покидать деструкторы

    C++ не запрещает использовать исключения в деструкторах, но это, безусловно, очень нежелательная практика. На то есть серьезная причина. Рассмотрим пример:


    class Widget {

    public:

    ...

    ~Widget() {...} // предположим, здесь есть исключение

    };

    void doSomething()

    {

    std::vector<Widget> v;

    ...

    } // здесь v автоматически уничтожается


    Когда вектор v уничтожается, он отвечает за уничтожение всех объектов Widget, которые в нем содержатся. Предположим, что v содержит 10 объектов Widget, и во время уничтожения первого из них возбужается исключение. Остальные девять объектов Widget также должны быть уничтожены (иначе ресурсы, выделенные для них, будут потеряны), поэтому необходимо вызвать и их деструкторы. Но представим, что в это время деструктор второго объекта Widget также возбудит исключение. Тогда возникнет сразу два одновременно активных исключения, а это слишком много для C++. В зависимости от конкретных условий исполнение программы либо будет прервано, либо ее поведение окажется неопределенным. В этом примере как раз имеет место второй случай. И так будет происходить при использовании любого библиотечного контейнера (например, list, set), любого контейнера TR1 (см. правило 54) и даже массива. И причина этой проблемы не в контейнерах или массивах. Преждевременное завершение программы или неопределенное поведение здесь является результатом того, что деструкторы возбуждают исключения. C++ не любит деструкторов, возбуждающих исключения!

    Это достаточно просто понять. Но что вы должны делать, если в вашем деструкторе необходимо выполнить операцию, которая может породить исключение? Например, предположим, что мы имеем дело с классом, описывающим подключение к базе данных:


    class DBConnection {

    public:

    ...

    static DBConnection create(); // функция возвращает объект

    // DBConnection; параметры для

    // простоты опущены

    void close(); // закрыть соединение; при неудаче

    }; // возбуждает исключение


    Для гарантии того, что клиент не забудет вызвать close для объектов DBConnection, резонно создать класс для управления ресурсами DBConnection, который вызывает close в своем деструкторе. Классы, управляющие ресурсами, мы подробно рассмотрим в главе 3, а здесь достаточно прикинуть, как должен выглядеть деструктор такого класса:


    class DBConn { // Класс для управления объектами

    public: // DBConnection

    ...

    ~DBConn() // обеспечить, чтобы соединения с базой

    { // данных всегда закрывались

    db.close();

    }

    private:

    DBConnecton db;

    };


    Тогда клиент может содержать такой код:


    { // блок открывается

    DBConn dbc(DBConnection::create()); // создать объект DBConnection

    // и передать его объекту DBConn

    ... // использовать объект DBConnection

    // через интерфейс DBConn

    } // в конце блока объект DBConn

    // уничтожается, при этом

    // автоматически вызывается метод close

    // объекта DBConnection


    Все это приемлемо до тех пор, пока метод close завершается успешно, но если его вызов возбуждает исключение, то оно покидает пределы деструктора DBConn. Это очень плохо, потому что деструкторы, возбуждающие исключения, могут стать источниками ошибок.

    Есть два основных способа избежать этой проблемы. Деструктор DBConn может:

    Прервать программу, если close возбуждает исключение; обычно для этого вызывается функция abort:


    DBConn::~DBConn()

    {

    try {db.close();}

    catch(...) {

    записать в протокол, что вызов close завершился неудачно;

    std::abort();

    }

    }


    Это резонный выбор, если программа не может продолжать работу после того, как в деструкторе произошла ошибка. Преимущество такого подхода – в предотвращении неопределенного поведения. Вызов abort упредит возникновение неопределенности.

    Перехватить исключение, возбужденное вызовом close:


    DBConn::~DBConn()

    {

    try {db.close();}

    catch(...) {

    записать в протокол, что вызов close завершился неудачно;

    }

    }


    Вообще говоря, такое «проглатывание» исключений – плохая идея, потому что мы теряем важную информацию: что-то не сработало ! Но иногда лучше поступить так, чтобы избежать преждевременной остановки программы или неопределенного поведения. Выбирать этот подход следует лишь в случае, когда программа в состоянии надежно продолжать исполнение, даже после того, как ошибка произошла, но была проигнорирована.

    Ни одно из этих решений не является идеальным. Проблема в том, что в обоих случаях программа не имеет возможности отреагировать на ситуацию, которая привела к возбуждению исключения внутри close.

    Более разумная стратегия – спроектировать интерфейс DBConn так, чтобы его клиенты сами имели возможность реагировать на возникающие ошибки. Например, класс DBConn может предоставить собственную функцию close и таким образом дать клиентам шанс обработать исключение, возникшее в процессе операции. Объект этого класса мог бы отслеживать, было ли соединение DBConnection уже закрыто функцией close, и, если это не так, закрывать его в деструкторе. Тем самым предотвращается утечка соединений. Но если close все-таки будет вызвана из деструктора и возбудит исключение, то мы опять возвращаемся к описанным выше вариантам: прервать программу или «проглотить» исключение:


    class DBConn {

    public:

    ...

    void close() // новая функция для использования клиентом

    {

    db.close()

    closed = true;

    }

    ~DBConn()

    {

    if(!closed)

    try {

    db.close(); // закрыть соединение, если этого не сделал

    } // клиент

    catch(...) { // если возникнет исключение, запротоколировать

    записать в протокол,

    // и прервать программу или «проглотить» его

    что вызов close

    завершился неудачно;

    }

    }

    private:

    DBConnecton db;

    bool closed;

    };


    Перемещение вызова close из деструктора DBConn в код клиента (и оставлением в деструкторе DBConn «страховочного» вызова) может показаться вам беспринципным перекладыванием ответственности. Вы даже можете усмотреть в этом нарушение принципа, описанного в правиле 18: интерфейс должно быть легко использовать правильно. На самом деле все не так. Если операция может завершиться неудачно с возбуждением исключения и есть необходимость обработать это исключение, то исключение должно возбуждаться функцией, не являющейся деструктором. Связано это с тем, что деструкторы, возбуждающие исключения, опасны и всегда чреваты преждевременным завершением программы или неопределенным поведением. Говоря клиентам, что они должны сами вызывать функцию close, мы не обременяем их лишней работой, а даем возможность обработать ошибки, на которые в противном случае они не смогли бы отреагировать. Если они считают, что им это ни к чему, то могут проигнорировать эту возможность, полагаясь на то, что соединение закроет деструктор DBConn. Если же при этом произойдет ошибка, то есть close возбудит исключение, то им не на что жаловаться, если DBConn проглотит его или прервет программу. В конце-то концов, у них ведь был случай отреагировать по-другому, а они им не воспользовались.

    Что следует помнить

    • Деструкторы никогда не должны возбуждать исключений. Если функция, вызываемая в деструкторе, может это сделать, то деструктор обязан перехватывать все исключения, а затем «проглатывать» их либо прерывать программу.

    • Если клиенты класса нуждаются в возможности реагировать на исключения во время некоторой операции, то класс должен предоставить обычную функцию (то есть не деструктор), которая эту операцию выполнит.

    Правило 9: Никогда не вызывайте виртуальные функции в конструкторе или деструкторе

    Начну с повторения: вы не должны вызывать виртуальные функции во время работы конструкторов или деструкторов, потому что эти вызовы будут делать не то, что вы думаете, и результатами их работы вы будете недовольны. Если вы – программист на Java или C#, то обратите на это правило особое внимание, потому что это в этом отношении C++ ведет себя иначе.

    Предположим, что имеется иерархия классов для моделирования биржевых транзакций, то есть поручений на покупку, на продажу и т. д. Важно, чтобы эти транзакции было легко проверить, поэтому каждый раз, когда создается новый объект транзакции, в протокол аудита должна вноситься соответствующая запись. Следующий подход к решению данной проблемы выглядит разумным:


    class Transaction { // базовый класс для всех

    public: // транзакций

    Transaction();

    virtual void logTransaction() const = 0; // выполняет зависящую от типа

    // запись в протокол

    ...

    };

    Transaction::Transaction() // реализация конструктора

    { // базового класса

    ...

    logTransaction();

    }

    class BuyTransaction: public Transaction { // производный класс

    public:

    virtual void logTransaction() const = 0; // как протоколировать

    // транзакции данного типа

    ...

    };

    class SellTransaction: public Transaction { // производный класс

    public:

    virtual void logTransaction() const = 0; // как протоколировать

    // транзакции данного типа

    ...

    };


    Посмотрим, что произойдет при исполнении следующего кода:


    BuyTransaction b;


    Ясно, что будет вызван конструктор BuyTransaction, но сначала должен быть вызван конструктор Transaction, потому что части объекта, принадлежащие базовому классу, конструируются прежде, чем части, принадлежащие производному классу. В последней строке конструктора Transaction вызывается виртуальная функция logTransaction, тут-то и начинаются сюрпризы. Здесь вызывается та версия logTransaction, которая определена в классе Transaction, а не в BuyTransaction, несмотря на то что тип создаваемого объекта – BuyTransaction. Во время конструирования базового класса не вызываются виртуальные функции, определенные в производном классе. Объект ведет себя так, как будто он принадлежит базовому типу. Короче говоря, во время конструирования базового класса виртуальных функций не существует.

    Есть веская причина для столь, казалось бы, неожиданного поведения. Поскольку конструкторы базовых классов вызываются раньше, чем конструкторы производных, то данные-члены производного класса еще не инициализированы во время работы конструктора базового класса. Это может стать причиной неопределенного поведения и близкого знакомства с отладчиком. Обращение к тем частям объекта, которые еще не были инициализированы, опасно, поэтому C++ не дает такой возможности.

    Есть даже более фундаментальные причины. Пока над созданием объекта производного класса трудится конструктор базового класса, типом объекта является базовый класс. Не только виртуальные функции считают его таковым, но и все прочие механизмы языка, использующие информацию о типе во время исполнения (например, описанный в правиле 27 оператор dynamic_cast и оператор typeid). В нашем примере, пока работает конструктор Transaction, инициализируя базовую часть объекта BuyTransaction, этот объект относится к типу Transaction. Именно так его воспринимают все части C++, и в этом есть смысл: части объекта, относящиеся к BuyTransaction, еще не инициализированы, поэтому безопаснее считать, что их не существует вовсе. Объект не является объектом производного класса до тех пор, пока не начнется исполнение конструктора последнего.

    То же относится и к деструкторам. Как только начинает исполнение деструктор производного класса, предполагается, что данные-члены, принадлежащие этому классу, не определены, поэтому C++ считает, что их больше не существует. При входе в деструктор базового класса наш объект становится объектом базового класса, и все части C++ – виртуальные функции, оператор dynamic_cast и т. п. – воспринимают его именно так.

    В приведенном выше примере кода конструктор Transaction напрямую обращается к виртуальной функции, что представляет собой откровенное нарушение принципов, описанных в данном правиле. Это нарушение легко обнаружить, поэтому некоторые компиляторы выдают предупреждение (а другие – нет; дискуссию о предупреждениях см. в правиле 53). Но даже без такого предупреждения ошибка наверняка проявится до времени исполнения, потому что функция logTransaction в классе Transaction объявлена чисто виртуальной. Если только она не была где-то определена (маловероятно, но возможно – см. правило 34), то такая программа не скомпонуется: компоновщик не найдет необходимую реализацию Transaction::logTransaction.

    Не всегда так просто обнаружить вызов виртуальной функции во время работы конструктора или деструктора. Если Transaction имеет несколько конструкторов, каждый из которых выполняет одну и ту же работу, то следует проектировать программу так, чтобы избежать дублирования кода, поместив общую часть инициализации, включая вызов logTransaction, в закрытую невиртуальную функцию инициализации, скажем, init:


    class Transaction {

    public:

    Transaction()

    { init(); } // вызов невиртуальной функции

    Virtual void logTransaction() const = 0;

    ...

    private:

    void init()

    {

    ...

    logTransaction(); // а это вызов виртуальной

    // функции!

    }

    };


    Концептуально этот код не отличается от приведенного выше, но он более коварный, потому что обычно будет скомпилирован и скомпонован без предупреждений. В этом случае, поскольку logTransaction – чисто виртуальная функция класса Transaction, в момент ее вызова большинство систем времени исполнения прервут программу (обычно выдав соответствующее сообщение). Однако если logTransaction будет «нормальной» виртуальной функцией, у которой в классе Transaction есть реализация, то эта функция и будет вызвана, и программа радостно продолжит работу, оставляя вас в недоумении, почему при создании объекта производного класса была вызвана неверная версия logTransaction. Единственный способ избежать этой проблемы – убедиться, что ни один из конструкторов и деструкторов не вызывает виртуальных функций при создании или уничтожении объекта, и что все функции, к которым они обращаются, следуют тому же правилу.

    Но как вы можете убедиться в том, что вызывается правильная версия log-Transaction при создании любого объекта из иерархии Transaction? Понятно, что вызов виртуальной функции объекта из конструкторов не годится.

    Есть разные варианты решения этой проблемы. Один из них – сделать функцию logTransaction невиртуальной в классе Transaction, затем потребовать, чтобы конструкторы производного класса передавали необходимую для записи в протокол информацию конструктору Transaction. Эта функция затем могла бы безопасно вызвать невиртуальную logTransaction. Примерно так:


    class Transaction {

    public:

    explicit Transaction(const std::string& loginfo);

    void logTransaction(const std::string& loginfo) const; // теперь –

    // невиртуальная

    // функция

    ...

    };

    Transaction::Transaction(const std::string& loginfo)

    {

    ...

    logTransaction(loginfo); // теперь –

    // невиртуальный

    // вызов

    }

    class BuyTransaction : public Transaction {

    public:

    BuyTransaction( parameters )

    : Transaction(createLogString( parameters )) // передать информацию

    {...} // для записи в протокол

    ... // конструктору базового

    // класса

    private:

    static std::string createLogString( parameters );

    }


    Другими словами, если вы не можете вызывать виртуальные функции из конструктора базового класса, то можете компенсировать это передачей необходимой информации конструктору базового класса из конструктора производного.

    В этом примере обратите внимание на применение закрытой статической функции createLogString в BuyTransaction. Использование вспомогательной функции для создания значения, передаваемого конструктору базового класса, часто удобнее (и лучше читается), чем отслеживание длинного списка инициализации членов для передачи базовому классу того, что ему нужно. Сделав эту функцию статической, мы избегаем опасности нечаянно сослаться на неинициализированные данные-члены класса BuyTransaction. Это важно, поскольку тот факт, что эти данные-члены еще не определены, и является основной причиной, почему нельзя вызывать виртуальные функции из конструкторов и деструкторов.

    Что следует помнить

    • Не вызывайте виртуальные функции во время работы конструкторов и деструкторов, потому что такие вызовы никогда не дойдут до производных классов, расположенных в иерархии наследования ниже того, который сейчас конструируется или уничтожается.

    Правило 10: Операторы присваивания должны возвращать ссылку на *this

    Одно из интересных свойств присваивания состоит в том, что такие операции можно выполнять последовательно:


    int x,y,z;

    x = y = z = 15; // цепочка присваиваний


    Также интересно, что оператор присваивания правоассоциативен, поэтому приведенный выше пример присваивания интерпретируется следующим образом:


    x = (y = (z = 15));


    Здесь переменной z присваивается значение 15, затем результат присваивания (новое значение z) присваивается переменной y, после чего результат (новое значение y) присваивается переменной x.

    Достигается это за счет того, что оператор присваивания возвращает ссылку на свой левый аргумент, и этому соглашению вы должны следовать при реализации операторов присваивания в своих классах:


    class Widget {

    public:

    ...

    Widget& operator=(const Widget& rhs) // возвращаемый тип – ссылка

    { // на текущий класс

    ...

    return *this; // вернуть объект из левой части

    } // выражения

    ...

    };


    Это соглашение касается всех операторов присваивания, а не только стандартной формы, показанной выше. Следовательно:


    class Widget {

    public:

    ...

    Widget& operator+=(const Widget& rhs) // соглашение распространяется на

    { // +=, -=, *=, и т. д.

    ...

    return *this;

    }

    Widget& operator=(int rhs) // это относится даже

    { // к параметрам разных типов

    ...

    return *this;

    }

    ...

    };


    Это всего лишь соглашение. Если программа его не придерживается, она тем не менее скомпилируется. Однако ему следуют все встроенные типы, как и все типы (см. правило 54) стандартной библиотеки (то есть string, vector, complex, tr1::shared_ptr и т. д.). Если у вас нет веской причины нарушать соглашение, не делайте этого.

    Что следует помнить

    • Пишите операторы присваивания так, чтобы они возвращали ссылку на *this.

    Правило 11: В operator= осуществляйте проверку на присваивание самому себе

    Присваивание самому себе возникает примерно в такой ситуации:


    class Widget {...};

    Widget w;

    ...

    w = w; // присваивание себе


    Код выглядит достаточно нелепо, однако он совершенно корректен, и в том, что программисты на такое способны, вы можете не сомневаться ни секунды.

    Кроме того, присваивание самому себе не всегда так легко узнаваемо. Например:


    a[i] = a[j]; // потенциальное присваивание себе


    это присваивание себе, если i и j равны одному и тому же значению, и


    *px = *py; // потенциальное присваивание себе


    тоже становится присваиванием самому себе, если окажется, что px и py указывают на одно и то же.

    Эти менее очевидные случаи присваивания себе являются результатом совмещения имен (aliasing), когда для ссылки на объект существует более одного способа. Вообще, программа, которая оперирует ссылками или указателями на различные объекты одного и того же типа, должна считаться с тем, что эти объекты могут совпадать. Необязательно даже, чтобы два объекта имели одинаковый тип, ведь если они принадлежат к одной иерархии классов, то ссылка или указатель на базовый класс может в действительно относиться к объекту производного класса:


    class Base {...};

    class Derived: public Base {...};

    void doSomething(const Base& rb, // rb и *pd могут быть одним и тем же

    Derived * pd); // объектом


    Если вы следуете правилам 13 и 14, то всегда пользуетесь объектами для управления ресурсами; следите за тем, чтобы управляющие объекты правильно вели себя при копировании. В таком случае операторы присваивания должны быть безопасны относительно присваивания самому себе. Если вы пытаетесь управлять ресурсами самостоятельно (а как же иначе, если вы пишете класс для управления ресурсами), то можете попасть в ловушку, нечаянно освободив ресурс до его использования. Например, предположим, что вы создали класс, который содержит указатель на динамически распределенный объект класса Bitmap:


    class Bitmap {...};

    class Widget {

    ...

    private:

    Bitmap *pb; // указатель на объект, размещенный в куче

    };


    Ниже приведена реализация оператора присваивания operator=, которая выглядит совершенно нормально, но становится опасной в случае выполнения присваивания самому себе (она также небезопасна с точки зрения исключений, но сейчас не об этом).


    Widget&

    Widget::operator=(const Widget& rhs) // небезопасная реализация operator=

    {

    delete pb; // прекратить использование текущего

    // объекта Bitmap

    pb = new Bitmap(*rhs.pb); // начать использование копии объекта

    // Bitmap, указанной в правой части

    return *this; // см. правило 10

    }


    Проблема состоит в том, что внутри operator= *this (чему присваивается значение) и rhs (что присваивается) могут оказаться одним и тем же объектом. Если это случится, то delete уничтожит не только Bitmap, принадлежащий текущему объекту, но и Bitmap, принадлежащий объекту в правой части. По завершении работы этой функции Widget, который не должен был бы измениться в процессе присваивания самому себе, содержит указатель на удаленный объект!

    Традиционный способ предотвратить эту ошибку состоит в том, что нужно выполнить проверку совпадения в начале operator=:


    Widget&

    Widget::operator=(const Widget& rhs) // небезопасная реализация operator=

    {

    if(this == &rhs) return *this; // проверка совпадения: если

    // присваивание самому себе, то

    // ничего не делать

    delete pb;

    pb = new Bitmap(*rhs.pb);

    return *this;

    }


    Это решает проблему, но я уже упоминал, что предыдущая версия оператора присваивания была не только опасна в случае присваивания себе, но и небезопасна в смысле исключений, и последняя опасность остается актуальной во второй версии. В частности, если выражение «new Bitmap» вызовет исключение (либо по причине недостатка свободной памяти, либо исключение возбудит конструктор копирования Bitmap), то Widget также будет содержать указатель на несуществующий Bitmap. Такие указатели – источник неприятностей. Их нельзя безопасно удалить, их даже нельзя разыменовывать. А вот потратить массу времени на отладку, выясняя, откуда они взялись, – это можно.

    К счастью, существует способ одновременно сделать operator= безопасным в смысле исключений и безопасным по части присваивания самому себе. Поэтому все чаще программисты не занимаются специально присваиванием самому себе, а сосредоточивают усилия на достижении безопасности в смысле исключений. В правиле 29 эта проблема рассмотрена детально, а сейчас достаточно упомянуть, что во многих случаях продуманная последовательность операторов присваивания может обеспечить безопасность в смысле исключений (а заодно безопасность присваивания самому себе) кода. Например, ниже мы просто не удаляем pb до тех пор, пока не скопируем то, на что он указывает:


    Widget& Widget::operator=(const Widget& rhs)

    {

    Bitmap *pOrig = pb; // запомнить исходный pb

    pb = new Bitmap(*rhs.pb); // установить указатель pb на копию *pb

    delete pOrig; // удалить исходный pb

    return *this;

    }


    Теперь, если «new Bitmap» возбудит исключение, то pb (и объект Widget, которому он принадлежит) останется неизменным. Даже без проверки на совпадение здесь обрабатывается присваивание самому себе, потому что мы сделали копию исходного объекта Bitmap, удалили его, а затем направили указатель на сделанную копию. Возможно, это не самый эффективный способ обработать присваивание самому себе, но он работает.

    Если вы печетесь об эффективности, то можете вернуть проверку на совпадение в начале функции. Но прежде спросите себя, как часто может происходить присваивание самому себе, потому что выполнение проверки тоже не обходится даром. Это делает код (исходный и объектный) чуть больше, а ветвление несколько снижает скорость исполнения. Эффективность предварительной выборки команд, кэширования и конвейеризации тоже может пострадать.

    Альтернативой ручному упорядочиванию предложений в operator= может быть обеспечение и безопасности в смысле исключений, и безопасности присваивания самому себе за счет применения техники «копирования с обменом» («copy and swap»). Она тесно связана с безопасностью в смысле исключений, поэтому рассматривается в правиле 29. Тем не менее это достаточно распространенный способ написания operator=, и на него стоит взглянуть:


    class Widget {

    ...

    void swap(Widget& rhs); // обмен данными *this и rhs

    ... // см. подробности в правиле 29

    };

    Widget& Widget:: operator=(const Widget& rhs)

    {

    Widget temp(rhs); // создать копию данных rhs

    swap(tmp); // обменять данные *this с копией

    return *this;

    }


    Здесь мы пользуемся тем, что: (1) оператор присваивания можно объявить как принимающим аргумент по значению и (2) передача объекта по значению означает создание копии этого объекта (см. правило 20):


    Widget& Widget::operator=(Widget rhs) // rhs – копия переданного объекта

    { // обратите внимание на передачу по

    // значению

    swap(rhs); // обменять данные *this с копией

    return *this;

    }


    Лично меня беспокоит, что такой подход приносит ясность в жертву изощренности, но, перемещая операцию копирования из тела функции в конструирование параметра, компилятор иногда может сгенерировать более эффективный код.

    Что следует помнить

    • Убедитесь, что operator= правильно ведет себя, когда объект присваивается самому себе. Для этого можно сравнить адреса исходного и целевого объектов, аккуратно упорядочить предложения или применить идиому копирования обменом.

    • Убедитесь, что все функции, оперирующие более чем одним объектом, ведут себя корректно при совпадении двух или более объектов.

    Правило 12: Копируйте все части объекта

    В хорошо спроектированных объектно-ориентированных системах, которые инкапсулируют внутреннее устройство объектов, копированием занимаются только две функции: конструктор копирования и оператор присваивания. Назовем их функциями копирования. В правиле 5 я говорил, что компилятор генерирует копирующие функции при необходимости, и объяснял, что сгенерированные компилятором версии делают точно то, что вы ожидаете: копию всех данных исходного объекта.

    Объявляя собственные копирующие функции, вы сообщаете компилятору, что реализация по умолчанию вам чем-то не нравится. Компилятор «обижается» и мстит оригинальным образом: он не сообщает, если в вашей реализации что-то неправильно.

    Рассмотрим класс, представляющий заказчиков, в котором копирующие функции написаны вручную таким образом, что их вызовы протоколируются:


    void logCall(const std::string& funcName); // делает запись в протокол

    class Customer {

    public:

    ...

    Customer(const Customer& rhs);

    Customer& operator=(const Customer& rhs);

    ...

    private:

    std::string name;

    };

    Customer::Customer(const Customer& rhs)

    : name(rhs.name) // копировать данные rhs

    {

    logCall(“Конструктор копирования Customer”);

    }

    Customer& Customer::operator=(const Customer& rhs)

    {

    logCall(“Копирующий оператор присвоения Customer”);

    name = rhs.name; // копировать данные rhs

    return *this; // см. правило 10

    }


    Все здесь выглядит отлично, и на самом деле так оно и есть – до тех пор, пока в класс Customer не будет добавлен новый член:


    class Date {...}; // для даты и времени

    class Customer {

    public:

    ... // как раньше

    private:

    std::string name;

    Date lastTransaction;

    };


    С этого момента существующие функции копирования копируют только часть объекта, именно поле name, но не поле lastTransaction. Однако большинство компиляторов ничего не скажут об этом даже при установке максимального уровня диагностики (см. также правило 53). Вот к чему приводит самостоятельное написание функций копирования. Вы отвергаете функции, которые генерирует компилятор, поэтому он не сообщает, что ваш код не полон. Решение очевидно: если вы добавляете новый член в класс, то должны обновить и копирующие функции (а также все конструкторы [см. правила 4 и 45] и все нестандартные варианты operator= в классе [пример в правиле 10]; если вы забудете, то компилятор вряд ли напомнит).

    Одним из наиболее коварных случаев проявления этой ситуации является наследование. Рассмотрим пример:


    class PriorityCustomer: public Customer { // производный класс

    public:

    ...

    PriorityCustomer(const PriorityCustomer& rhs);

    PriorityCustomer& operator=(const PriorityCustomer& rhs);

    ...

    private:

    int priority;

    };

    PriorityCustomer::PriorityCustomer(const PriorityCustomer& rhs)

    : priority(rhs.priority)

    {

    logCall(“Конструктор копирования PriorityCustomer”);

    }

    PriorityCustomer&

    PriorityCustomer::operator=(const PriorityCustomer& rhs)

    {

    logCall(“Оператор присваивания PriorityCustomer”);

    priority = rhs. Priority;

    return *this;

    }


    На первый взгляд, копирующие функции в классе PriorityCustomer копируют все его члены, но приглядитесь внимательнее. Да, они копируют данные-члены, которые объявлены в PriorityCustomer, но каждый объект PriorityCustomer также содержит члены, унаследованные от Customer, а они-то не копируются вовсе! Конструктор копирования PriorityCustomer не специфицирует аргументы, которые должны быть переданы конструктору его базового класса (то есть не упоминает Customer в своем списке инициализации членов), поэтому часть Customer объекта PriorityCustomer будет инициализирована конструктором Customer, не принимающим аргументов, конструктором по умолчанию (если он отсутствует, то такой код просто не скомпилируется). Этот конструктор выполняет инициализацию по умолчанию членов name и lastTransaction.

    Для оператора присваивания PriorityCustomer ситуация мало чем отличается. Он не выполняет никаких попыток модифицировать данные-члены базового класса, поэтому они остаются неизменными.

    Всякий раз, когда вы самостоятельно пишете копирующие функции для производного класса, позаботьтесь о том, чтобы скопировать части базового класса. Обычно они находятся в закрытом разделе класса (см. правило 22), поэтому у вас нет прямого доступа к ним. Поэтому копирующие функции производного класса должны вызывать соответствующие функции базового класса:


    PriorityCustomer::PriorityCustomer(const PriorityCustomer& rhs)

    : Customer(rhs), // вызвать копирующий конструктор

    // базового класса

    priority(rhs.priority)

    {

    logCall(“Конструктор копирования PriorityCustomer”);

    }

    PriorityCustomer&

    PriorityCustomer::operator=(const PriorityCustomer& rhs)

    {

    logCall(“Оператор присваивания PriorityCustomer”);

    Customer::operator=(rhs); // присвоить значения данным-членам

    // базового класса

    priority = rhs. Priority;

    return *this;

    }


    Значение фразы «копировать все части» в заголовке этого параграфа теперь должно быть понятно. Когда вы пишете копирующие функции, убедитесь, что (1) копируются все локальные данные-члены и (2) вызываются соответствующие копирующие функции всех базовых классов.

    На практике эти две копирующие функции часто имеют похожие реализации, и у вас может возникнуть соблазн избежать дублирования кода за счет вызова одной функции из другой. Такое стремление похвально, но вызов одной копирующей функции из другой – неверный путь.

    Нет смысла вызывать конструктор копирования из оператора присваивания, поскольку вы тем самым попытаетесь сконструировать объект, который уже существует. Это настолько бессмысленно, что даже не существует синтаксиса для такой операции. Есть синтаксис, который выглядит так, будто вы делаете это, хотя на самом деле он означает совсем иное. Есть также синтаксис, который позволяет это сделать, но совершенно неочевидным способом, причем при некоторых условиях ваш объект может быть поврежден. Поэтому я не покажу ни тот, ни другой. Просто примите как данность, что вызывать из оператора присваивания конструктор копирования не следует.

    Попытка выполнить обратную операцию – из конструктора копирования вызвать оператор присваивания – также бессмысленна. Конструктор инициализирует новые объекты, а оператор присваивания работает с уже существующими и инициализированными объектами. Выполнять присваивание объекту, находящемуся в процессе конструирования, – значит делать с еще не инициализированным объектом что-то такое, что имеет смысл только для инициализированного объекта. Нонсенс! Даже не пытайтесь.

    Но если вы обнаружите, что ваш конструктор копирования и оператор присваивания содержат похожий код, попробуйте избежать дублирования, создав функцию-член, которую будут вызывать оба. Такая функция обычно делается закрытой и часто называется init. Эта стратегия представляет безопасный, испытанный способ избежать дублирования кода в конструкторах копирования и операторах присваивания.

    Что следует помнить

    • Копирующие функции должны гарантировать копирование всех членов-данных объекта и частей его базовых классов.

    • Не пытайтесь реализовать одну из копирующих функций в терминах другой. Вместо этого поместите общую функциональность в третью функцию, которую вызовут обе.




    https://www.reg.ru/domain/shop/lot/yotaki.ru




    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.