Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Правило 13: Используйте объекты для управления ресурсами
  • Правило 14: Тщательно продумывайте поведение при копировании классов, управляющих ресурсами
  • Правило 15: Предоставляйте доступ к самим ресурсам из управляющих ими классов
  • Правило 16: Используйте одинаковые формы new и delete
  • Правило 17: Помещение в «интеллектуальный» указатель объекта, вьщеленного с помощью new, лучше располагать в отдельном предложении
  • Глава 3

    Управление ресурсами

    Ресурс – это нечто такое, что после использования должно быть возвращено системе. Если этого не сделать, случаются неприятности. В программах на C++ наиболее часто используемым ресурсом является динамическая память (если вы выделяете память и никогда ее не освобождаете, то получаете утечку памяти), но это лишь один из множества ресурсов, которыми нужно управлять. К другим часто используемым ресурсам относятся файловые дескрипторы, мьютексы, шрифты и кисти в графических интерфейсах пользователя (GUI), соединения с базой данных и сетевые сокеты. Независимо от вида ресурсов, важно, чтобы по окончании использования они были освобождены.

    Попытки обеспечить это «вручную» представляют сложность при любых условиях, но если принять во внимание исключения, функции со многими путями возврата и приложения, модифицируемое программистами без отчетливого понимания последствий вносимых изменений, то становится ясно, что придумывать в каждом случае особый способ управления ресурсами нежелательно.

    Эта глава начинается с прямого, базирующегося на объектах подхода к управлению ресурсами, построенного на имеющейся в C++ поддержке для конструкторов, деструкторов и операций копирования. Опыт показывает, что при дисциплинированном подходе можно исключить почти все проблемы с управлением ресурсами. Следующие далее правила посвящены исключительно управлению памятью. Каждое следующее правило уточняет предыдущие: объекты, управляющие памятью, должны делать это правильно.

    Правило 13: Используйте объекты для управления ресурсами

    Предположим, что мы работаем с библиотекой, моделирующей инвестиции (то есть акции, облигации и т. п.), и классы, представляющие разные виды инвестиций, наследуются от корневого класса Investment:


    class Investment {...} // корневой класс иерархии

    // типов инвестиций


    Предположим далее, что библиотека предоставляет объекты, описывающие конкретные инвестиции, с помощью фабричной функции (см. правило 7):


    Investment *createInvestment(); // возвращает указатель на динамически

    // распределенный объект в иерархии

    // Investment: вызвавший клиент обязан

    // удалить его (параметры для простоты

    // опущены)


    Как следует из комментария, пользователь, вызвавший createlnvestment, отвечает за удаление объекта, возвращенного этой функцией, по окончании его использования. Рассмотрим теперь функцию f, которая это делает:


    void f()

    {

    Investment *pInv = createInvestment(); // вызвать фабричную функцию

    ... // использовать pInv

    delete pInv; // освободить память, занятую

    } // объектом


    Выглядит хорошо, но есть несколько случаев, когда f не удастся удалить объект инвестиций, полученный от createlnvestment. Где-нибудь внутри непоказанной части функции может встретиться предложение return. Если такой возврат будет выполнен, то управление никогда не достигнет оператора delete. Похожая ситуация может случиться, если вызов createlnvestment и delete поместить в в цикл, и этот цикл будет прерван в результате выполнения goto или continue. И наконец, некоторые предложения внутри части, обозначенной «…», могут возбудить исключение. И в этом случае управление не дойдет до оператора delete. Независимо от того, почему delete будет пропущен, мы потеряем не только память, выделенную для объекта Investment, но и все ресурсы, которые он захватил.

    Конечно, тщательное программирование может предотвратить ошибки подобного рода, но подумайте о том, как может измениться код со временем. При сопровождении программы кто-то может добавить предложение return или continue, не вполне понимая последствий своих действий для стратегии управления ресурсами, реализованной в данной функции. Хуже того, часть «…» функции f может вызвать функцию, которая никогда не возбуждала исключений, но начнет это делать после некоторого «усовершенствования». То есть полагаться на то, что f всегда доберется до своего оператора delete, просто нельзя.

    Чтобы обеспечить освобождение ресурса, возвращенного createlnvestment, нам нужно инкапсулировать ресурс внутри объекта, чей деструктор автоматически освободит его, когда управление покинет функцию f. Фактически это половина идеи дела: заключая ресурс в объект, мы можем положиться на автоматический вызов деструкторов C++, чтобы гарантировать их освобождение. (Вторую половину мы обсудим чуть ниже.)

    Многие ресурсы динамически выделяются из «кучи», используются внутри одного блока или функции и должны быть освобождены, когда управление покидает этот блок или функцию. Для таких ситуаций предназначен класс стандартной библиотеки auto_ptr. Класс auto_ptr описывает объект, подобный указателю (интеллектуальный указатель), чей деструктор автоматически вызывает delete для того, на что он указывает. Вот как использовать auto_ptr для предотвращения потенциальной опасности утечки ресурсов в нашей функции f:

    void f()

    {

    std::auto_ptr<Investment> pInv(createInvestment()); // вызов фабричной

    // функции

    ... // использование pInv как раньше

    } // автоматическое удаление pInv

    // деструктором auto_ptr


    Этот простой пример демонстрирует два наиболее существенных аспекта применения объектов для управления ресурсами:

    • Ресурс захватывается и сразу преобразуется объект, управлящий им. В приведенном примере ресурс, возвращенный функцией createInvestment, используется для инициализации auto_ptr, который будет им управлять. Фактически идею использования объектов для управления ресурсами часто называют Получение Ресурса Есть Инициализация (Resource Acquisition Is Initialization – RAII), поскольку нередко приходится получать ресурс и инициализировать объект управления ресурсом в одном и том же предложении. Иногда полученные ресурсы присваиваются управляющему объекту вместо инициализации, но в любом случае каждый ресурс сразу после получения преобразуется в управляющий им объект.

    Управляющие ресурсами объекты используют свои деструкторы для гарантии освобождения ресурсов. Поскольку деструктор вызывается автоматически при уничтожении объекта (например, когда объект выходит из области действия), ресурсы корректно освобождаются независимо от того, как управление покидает блок. Ситуация осложняется, когда в ходе освобождения ресурса может возникнуть исключение, но эта тема обсуждается в правиле 8, поэтому сейчас мы о ней говорить не будем.

    Так как деструктор auto_ptr автоматически удаляет то, на что указывает, важно, чтобы ни в какой момент времени не существовало более одного auto_ptr, указывающего на один и тот же объект. Если такое случается, то объект будет удален более одного раза, что обязательно приведет к неопределенному поведению. Чтобы предотвратить такие проблемы, объекты auto_ptr обладают необычным свойством: при копировании (посредством копирующих конструкторов или операторов присваивания) внутренний указатель в старом объекте становится равным нулю, а новый объект получает ресурс в свое монопольное владение!


    std::auto_ptr<Investment> // pInv1 указывает на объект,

    pInv1(createInvestment()); // возвращенный createInvestment()

    std::auto_ptr<Investment> pInv2(pInv1); // pInv2 теперь указывает на объект,

    // а pInv1 равен null

    pInv1 = pInv2; // теперь pInv1 указывает на объект,

    // а pInv2 равно null


    Это странное поведение при копировании плюс лежащее в его основе требование о том, что ни на какой ресурс, управляемый auto_ptr, не должен указывать более чем один auto_ptr, означает, что auto_ptr – не всегда является наилучшим способом управления динамически выделяемыми ресурсами. Например, STL-контейнеры требуют, чтобы их содержимое при копировании вело себя «нормально», поэтому помещать в них объекты auto_ptr нельзя.

    Альтернатива auto_ptr – это интеллектуальные указатели с подсчетом ссылок (reference-counting smart pointer – RCSP). RCSP – это интеллектуальный указатель, который отслеживает, сколько объектов указывают на определенный ресурс, и автоматически удаляет ресурс, когда никто на него не ссылается. Следовательно, RCSP ведет себя подобно сборщику мусора. Но, в отличие от сборщика мусора, RCSP не может разорвать циклические ссылки (когда два неиспользуемых объекта указывают друг на друга).

    Класс tr1::shared_prt из библиотеки TR1 (см. правило 54) – это типичный пример RCSP, поэтому вы можете написать:


    void f()

    {

    ...

    std::tr1::shared_ptr<Investment>

    pInv(createStatement()); // вызвать фабричную функцию

    ... // использовать pInv как раньше

    } // автоматически удалить pInv

    // деструктором shared_ptr


    Этот код выглядит почти так же, как и использующий auto_ptr, но shared_ptr при копировании ведет себя гораздо более естественно:


    void f()

    {

    ...

    std::tr1::shared_ptr<Investment> // pInv1 указывает на объект,

    pInv1(createStatement()); // возвращенный createInvestment

    std::tr1::shared_ptr<Investment> // теперь оба объекта pInv1 и pInv2

    pInv2(pInv1); // указывают на объект

    pInv1 = pInv2; // ничего не изменилось

    ...

    } // pInv1 и pInv2 уничтожены, а объект,

    // на который они указывали,

    // автоматически удален


    Поскольку копирование объектов tr1::shared_ptr работает «как ожидается», то они могут быть использованы в качестве элементов STL-контейнеров, а также в других случаях, когда непривычное поведение auto_ptr нежелательно.

    Однако не заблуждайтесь. Это правило посвящено не auto_ptr и tr1::shared_ptr, или любым другим типам интеллектуальных указателей. Здесь мы говорим о важности использования объектов для управления ресурсами. auto_ptr и tr1::shared_ptr – всего лишь примеры объектов, которые делают это. (Более подробно о tr1::shared_ptr читайте в правилах 14, 18 и 54.)

    И auto_ptr, и tr1::shared_ptr в своих деструкторах используют оператор delete, а не delete[]. (Разница между ними описана в правиле 16.) Это значит, что нельзя применять auto_ptr и tr1::shared_ptr к динамически выделенным массивам, хотя, как это ни прискорбно, следующий код скомпилируется:


    std::auto_ptr<std::string> // плохая идея! Будет

    aps(new std::string[10]); // использована не та форма

    // оператора delete

    std::tr1::shared_ptr<int> spi(new int[1024]); // та же проблема


    Вас может удивить, что не предусмотрено ничего подобного auto_ptr или tr1::shared_ptr для работы с динамически выделенными массивами – ни в C++, ни даже в TR1. Это объясняется тем, что такие массивы почти всегда можно заменить векторами или строками (vector и string). Если вы все-таки считаете, что было бы неплохо иметь auto_ptr и tr1::shared_ptr для массивов, обратите внимание на библиотеку Boost (см. правило 55). Там вы найдете классы boost::scoped_array и boost::shared_array, которые предоставляют нужное вам поведение.

    Излагаемые здесь правила по использованию объектов для управления ресурсами предполагают, что если вы освобождаете ресурсы вручную (например, применяя delete помимо того, который содержится в деструкторе управляющего ресурсами класса), то поступаете неправильно. Готовые классы для управления ресурсами – вроде auto_ptr и tr1::shared_ptr – часто облегчают выполнение советов из настоящего правила, но иногда приходится иметь дело с ресурсами, для которых поведение этих классов неадекватно. В таких случаях вам придется разработать собственные классы управления ресурсами. Это не так уж трудно сделать, но нужно принять во внимание некоторые соображения (см. правила 14 и 15).

    И в качестве завершающего комментария я должен сказать, что возврат из функции createInvestment обычного указателя – это путь к утечкам ресурсов, потому что после обращения к ней очень просто забыть вызвать delete для этого указателя. (Даже если используются auto_ptr или tr1::shared_ptr для выполнения delete, нужно не забыть «обернуть» возвращенное значение интеллектуальным указателем.) Чтобы решить эту проблему, нам придется изменить интерфейс createInvestment, и это станет темой правила 18.

    Что следует помнить

    • Чтобы предотвратить утечку ресурсов, используйте объекты RAII, которые захватывают ресурсы в своих конструкторах и освобождают в деструкторах.

    • Два часто используемых класса RAII – это tr1::shared_ptr и auto_ptr. Обычно лучше остановить выбор на классе tr1::shared_ptr, потому что его поведение при копировании соответствует интуитивным ожиданиям. Что касается auto_ptr, то после копирования он уже не указывает ни на какой объект.

    Правило 14: Тщательно продумывайте поведение при копировании классов, управляющих ресурсами

    В правиле 13 изложена идея Получение Ресурса Есть Инициализация (Resource Acquisition Is Initialization – RAII), лежащая в основе создания управляющих ресурсами классов. Было также показано, как эта идея воплощается в классах auto_ptr и tr1::shared_ptr для управления динамически выделяемой из кучи памятью. Но не все ресурсы имеют дело с «кучей», и для них интеллектуальные указатели вроде auto_ptr и tr1::shared_ptr обычно не подходят. Время от времени вы будете сталкиваться со случаями, когда понадобится создать собственный класс для управления ресурсами.

    Например, предположим, что вы используете написанный на языке C интерфейс для работы с мьютексами – объектами типа Mutex, в котором есть функции lock и unlock:


    void lock(Mutex *pm); // захватить мьютекс, на который указывает pm

    void unlock(Mutex *pm); // освободить семафор


    Чтобы гарантировать, что вы не забудете освободить ранее захваченный Mutex, можно создать управляющий класс. Базовая структура такого класса продиктована принципом RAII, согласно которому ресурс захватывается во время конструирования объекта и освобождается при его уничтожении:


    class Lock {

    public:

    explicit Lock(Mutex *pm)

    : mutexPtr(pm)

    {lock(mutexPtr);} // захват ресурса

    ~Lock() {unlock(mutexPtr);} // освобождение ресурса

    private:

    Mutex *mutexPtr;

    };


    Клиенты используют класс Lock, как того требует идиома RAII:


    Mutex m; // определить мьютекс, который вам нужно использовать

    ...

    { // создать блок для определения критической секции

    Lock ml(&m); // захватить мьютекс

    ... // выполнить операции критической секции

    } // автоматически освободить мьютекс в конце блока


    Все прекрасно, но что случится, если скопировать объект Lock?


    Lock ml1(&m); // захват m

    Lock ml2(ml1); // копирование m1 в m2 – что должно произойти?


    Это частный пример общего вопроса, с которым сталкивается каждый разработчик классов RAII: что должно происходить при копировании RAII-объекта? В большинстве случаев выбирается один из двух вариантов:

    • Запрет копирования. Во многих случаях не имеет смысла разрешать копирование объектов RAII. Вероятно, это справедливо для класса вроде Lock, потому что редко нужно иметь копии примитивов синхронизации (каковым является мьютекс). Когда копирование RAII-объектов не имеет смысла, вы должны запретить его. Правило 6 объясняет, как это сделать: объявите копирующие операции закрытыми. Для класса Lock это может выглядеть так:


    сlass Lock: private Uncopyable { // запрет копирования –

    public: // см. правило 6

    ... // как раньше

    };


    Подсчет ссылок на ресурс. Иногда желательно удерживать ресурс до тех пор, пока не будет уничтожен последний объект, который его использует. В этом случае при копировании RAII-объекта нужно увеличивать счетчик числа объектов, ссылающихся на ресурс. Так реализовано «копирование» в классе tr1::shared_ptr.

    Часто RAII-классы реализуют копирование с подсчетом ссылок путем включения члена типа tr1::shared_ptr<Mutex>. К сожалению, поведение по умолчанию tr1::shared_ptr заключается в том, что он удаляет то, на что указывает, когда значение счетчика ссылок достигает нуля, а это не то, что нам нужно. Когда мы работаем с Mutex, нам нужно просто разблокировать его, а не выполнять delete.

    К счастью, tr1::shared_ptr позволяет задать «чистильщика» – функцию или функциональный объект, который должен быть вызван, когда счетчик ссылок достигает нуля (эта функциональность не предусмотрена для auto_ptr, который всегда удаляет указатель). Функция-чистильщик – это необязательный второй параметр конструктора tr1::shared_ptr, поэтому код должен выглядеть так:


    class Lock {

    public:

    explicit Lock(Mutex *pm) // инициализировать shared_ptr объектом

    : mutexPtr(pm, unlock) // Mutex, на который он будет

    // указывать, функцией unlock

    { // в качестве чистильщика

    lock(mutexPtr.get());

    }

    private:

    std::tr1::shared_ptr<Mutex> mutexPtr; // использовать

    }; // shared_ptr вместо

    // простого указателя


    Отметим, что в этом примере в классе Lock больше нет деструктора. Просто в нем отпала необходимость. В правиле 5 объясняется, что деструктор класса (независимо от того, сгенерирован он компилятором или определен пользователем) автоматически вызывает деструкторы нестатических данных-членов класса. В нашем примере это mutexPtr. Но деструктор mutexPtr автоматически вызовет функцию-чистильщик tr1::shared_ptr (в данном случае unlock), когда счетчик ссылок на мьютекс достигнет нуля. (Пользователи, которые будут знакомиться с исходным текстом класса, вероятно, будут благодарны за комментарии, указывающие, что вы не забыли о деструкторе, а просто положились на поведение по умолчанию деструктора, сгенерированного компилятором.)

    Копирование управляемого ресурса. Иногда допустимо иметь столько копий ресурса, сколько вам нужно, и единственная причина использования класса, управляющего ресурсами, – гарантировать, что каждая копия ресурса будет освобождена по окончании работы с ней. В этом случае копирование управляющего ресурсом объекта означает также копирование самого ресурса, который в него «обернут». То есть копирование управляющего ресурсом объекта выполняет «глубокое копирование». Некоторые реализации стандартного класса string включают указатели на память из «кучи», где хранятся символы, входящие в строку. Объект такого класса содержит указатель на память из «кучи». Когда объект string копируется, то копируется и указатель, и память, на которую он указывает. Здесь мы снова встречаемся с «глубоким копированием».

    • Передача владения управляемым ресурсом. Иногда нужно гарантировать, что только один RAII-объект ссылается на ресурс, и при копировании такого объекта RAII владение ресурсом передается объекту-копии. Как объясняется в правиле 13, это означает копирование с применением auto_ptr.

    Копирующие функции (конструктор копирования и оператор присваивания) могут быть сгенерированы компилятором, но если сгенерированные версии не делают того, что вам нужно (правило 5 объясняет поведение по умолчанию), придется написать их самостоятельно. Иногда имеет смысл поддерживать обобщенные версии этих функций. Такой подход описан в правиле 45.

    Что следует помнить

    • Копирование RAII-объектов влечет за собой копирование ресурсов, которыми они управляют, поэтому поведение ресурса при копировании определяет поведение RAII-объекта.

    • Обычно при реализации RAII-классов применяется одна из двух схем: запрет копирования или подсчет ссылок, но возможны и другие варианты.

    Правило 15: Предоставляйте доступ к самим ресурсам из управляющих ими классов

    Управляющие ресурсами классы заслуживают всяческих похвал. Это бастион, защищающий от утечек ресурсов, а отсутствие таких утечек – фундаментальное свойство хорошо спроектированных систем. В идеальном мире вы можете положиться на эти классы для любых взаимодействий с ресурсами, не утруждая себя доступом к ним напрямую. Но мир неидеален. Многие программные интерфейсы требуют доступа к ресурсам без посредников. Если вы не планируете отказаться от использования таких интерфейсов (что редко имеет смысл на практике), то должны как-то обойти управляющий объект и работать с самим ресурсом.

    Например, в правиле 13 изложена идея применения интеллектуальных указателей вроде auto_ptr или tr1::shared_ptr для хранения результата вызова фабричной функции createInvestment:


    std::tr1::shared_ptr<Investment> pInv(createInvestment()); // ec i?aaeea 13


    Предположим, есть функция, которую вы хотите применить при работе с объектами класса Investment:


    int daysHeld(const Investment *pi); // возвращает количество дней

    // хранения инвестиций


    Вы хотите вызывать ее так:


    int days = daysHeld(pInv); // ошибка!


    но этот код не скомпилируется: функция daysHeld ожидает получить указатель на объект класса Investment, а вы передаете ей объект типа tr1::shared_ptr <Investment>.

    Необходимо как-то преобразовать объект RAII-класса (в данном случае tr1::shared_ptr) к типу управляемого им ресурса (то есть Investment*). Есть два основных способа сделать это: неявное и явное преобразование.

    И tr1::shared_ptr, и auto_ptr предоставляют функцию-член get для выполнения явного преобразования, то есть возврата (копии) указателя на управляемый объект:


    int days = daysHeld(pInv.get()); // нормально, указатель, хранящийся

    // в pInv, передается daysHeld


    Как почти все классы интеллектуальных указателей, tr1::shared_ptr и auto_ptr перегружают операторы разыменования указателей (operator-> и operator*), и это обеспечивает возможность неявного преобразования к типу управляемого указателя:


    class Investment { // корневой класс иерархии

    public: // типов инвестиций

    bool isTaxFree() const;

    ...

    };

    Investment *createInvestment(); // фабричная функция

    std::tr1::shared_ptr<Investment> // имеем tr1::shared_ptr

    pi1(createInvestment()); // для управления ресурсом

    bool taxable1 = !(pi1->isTaxFree()); // доступ к ресурсу

    // через оператор ->

    ...

    std::auto_ptr<Investment> pi2(createInvestment()); // имеем auto_ptr для

    // управления ресурсом

    bool taxable2 = !((*pi2).isTaxFree()); // доступ к ресурсу

    // через оператор *

    ...


    Поскольку иногда необходимо получать доступ к ресурсу, управляемому RAII-объектом, то некоторые реализации RAII предоставляют функции для неявного преобразования. Например, рассмотрим следующий класс для работы со шрифтами, инкапсулирующий «родной» интерфейс, написанный на C:


    FontHandle getFont(); // из С API – параметры пропущены

    // для простоты

    void releaseFont(FontHandle fh); // из того же API

    class Font { // класс RAII

    public:

    explicit Font(FontHandle fh) // захватить ресурс:

    :f(fh) // применяется передача по значению,

    {} // потому что того требует C API

    ~Font() {releaseFont(f);} // освободить ресурс

    private:

    FontHandle f; // управляемый ресурс – шрифт

    };


    Предполагается, что есть обширный программный интерфейс, написанный на C, работающий исключительно в терминах FontHandle. Поэтому часто приходится преобразовывать объекты из типа Font в FontHandle. Класс Font может предоставить функцию явного преобразования, например get:


    class Font {

    public:

    ...

    FontHandle get() const {return f;} // функция явного преобразования

    ...

    };


    К сожалению, пользователю придется вызывать get всякий раз при взаимодействии с API:


    void changeFontSize(FontHandle f, int newSize); // из C API

    Font f(getFont());

    int newFontSize;

    ...

    changeFontSize(f.get(), newFontSize); // явное преобразование

    // из Font в FontHandle


    Некоторые программисты могут посчитать, что каждый раз выполнять явное преобразование настолько обременительно, что вообще откажутся от применения этого класса. В результате возрастет опасность утечки шрифтов, а именно для того, чтобы предотвратить это, и был разработан класс Font.

    Альтернативой может стать предоставление классом Font функции неявного преобразования к FontHandle:


    class Font {

    public:

    ...

    operator FontHandle() const // функция неявного преобразования

    {return f;}

    ...

    };


    Это сделает вызовы C API простыми и естественными:


    Font f(getFont());

    int newSize;

    ...

    changeFontSize(f, newFontSize); // неявное преобразование из Font

    // в FontHandle


    Увы, у этого решения есть и оборотная сторона: повышается вероятность ошибок. Например, пользователь может нечаянно создать объект FontHandle, имея в виду Font:


    Font f1(getFont());

    ...

    FontHandle f2 = f1; // Ошибка! Предполагалось скопировать объект Font,

    // а вместо f1 неявно преобразован в управляемый

    // им FontHandle, который и скопирован в f2


    Теперь в программе есть FontHandle, управляемый объектом Font f1, однако он же доступен и напрямую, как f2. Это почти всегда нехорошо. Например, если f1 будет уничтожен, шрифт освобождается, и f2 становится «висячей ссылкой».

    Решение о том, когда нужно предоставить явное преобразование RAII-объекта к управляемому им ресурсу (посредством функции get), а когда – неявное, зависит от конкретной задачи, для решения которой был спроектирован класс, и условий его применения. Похоже, что лучшее решение – следовать советам правила 18, а именно: делать интерфейсы простыми для правильного применения и трудными – для неправильного. Часто явное преобразование типа функции get – более предпочтительный вариант, поскольку минимизирует шанс получить нежелательное преобразование типов. Однако иногда естественность применения неявного преобразования поможет сделать ваш код чище.

    Может показаться, что функции, обеспечивающие доступ к управляемым ресурсам, противоречат принципам инкапсуляции. Верно, но в данном случае это не беда. Дело в том, что RAII-классы существуют не для того, чтобы что-то инкапсулировать. Их назначение – гарантировать, что определенное действие (а именно освобождение ресурса) обязательно произойдет. При желании инкапсуляцию ресурса можно реализовать поверх основной функциональности, но это не является необходимым. Более того, некоторые RAII-классы комбинируют истинную инкапсуляцию реализации с отказом от нее в отношении управляемого ресурса. Например, tr1::shared_ptr инкапсулирует подсчет ссылок, но предоставляет простой доступ к управляемому им указателю. Как и большинство хорошо спроектированных классов, он скрывает то, что клиенту не нужно видеть, но обеспечивает доступ к тому, что клиенту необходимо.

    Что следует помнить

    • Программные интерфейсы (API) часто требуют прямого обращения к ресурсам. Именно поэтому каждый RAII-класс должен предоставлять возможность получения доступа к ресурсу, которым он управляет.

    • Доступ может быть обеспечен посредством явного либо неявного преобразования. Вообще говоря, явное преобразование безопаснее, но неявное более удобно для пользователей.

    Правило 16: Используйте одинаковые формы new и delete

    Что неправильно в следующем фрагменте?


    std::string *stringArray = new std::string[100];

    ...

    delete stringArray;


    На первый взгляд, все в полном порядке – использованию new соответствует применение delete, но кое-что здесь совершенно неверно. Поведение программы непредсказуемо. По меньшей мере, 99 из 100 объектов string, на которые указывает stringArray, вероятно, не будут корректно уничтожены, потому что их деструкторы, скорее всего, так и не вызваны.

    При использовании выражения new (когда объект создается динамически путем вызова оператора new) происходят два события. Во-первых, выделяется память (посредством функции operator new, см. правила 49 и 51). Во-вторых, для этой памяти вызывается один или несколько конструкторов. При вызове delete также происходят два события: вызывается один или несколько деструкторов, а затем память возвращается системе (посредством функции operator delete, см. правило 51). Важный вопрос, возникающий в связи с использованием delete, заключается в следующем: сколько объектов следует удалить из памяти? Ответ на него и определяет, сколько деструкторов нужно будет вызвать.

    В действительности вопрос гораздо проще: является ли удаляемый указатель указателем на один объект или на массив объектов? Это критичный вопрос, поскольку схема распределения памяти для отдельных объектов существенно отличается от схемы выделения памяти для массивов. В частности, при выделении памяти для массива обычно запоминается его размер, чтобы оператор delete знал, сколько деструкторов вызывать. В памяти, выделенной для отдельного объекта, такая информация не хранится. Различные схемы распределения памяти изображены на рисунке ниже (n – размер массива):

    Конечно, это только пример. От компилятора не требуется реализовывать схему именно таким образом, хотя многие так и делают.

    Когда вы используете оператор delete для указателя, как он может узнать, что где-то имеется информация о размере массива? Только от вас. Если после delete стоят квадратные скобки, то предполагается, что указатель указывает на массив. В противном случае компилятор считает, что это указатель на отдельный объект:


    std::string *stringPtr1 = new std::string;

    std::string *stringPtr2 = new std::string[100];

    ...

    delete stringPtr1;

    delete[]stringPtr2;


    Что произойдет, если использовать форму «[]» с stringPtr1? Результат не определен, но вряд ли он будет приятным. В предположении, что память организована, как в приведенной выше схеме, delete сначала прочитает размер массива, а затем будет вызывать деструкторы, не обращая внимания на тот факт, что память, с которой он работает, не только не является массивом, но даже не содержит объектов того типа, для которых должны быть вызваны деструкторы.

    Что случится, если вы не используете форму «[]» для stringPtr2? Неизвестно, но можно предположить, что будет вызван только один деструктор, хотя нужно было вызвать несколько. Более того, это не определено даже для встроенных типов, подобных int, несмотря на то что у них нет деструкторов.

    Правило простое: если вы используете [] в выражении new, то должны использовать [] и в соответствующем выражении delete. Если вы не используете [] в new, то не надо использовать его в соответствующем выражении delete.

    Это правило особенно важно помнить при написании классов, содержащих указатели на динамически распределенную память, в которых есть несколько конструкторов, поскольку в этом случае вы должны использовать одинаковую форму new во всех конструкторах для инициализации членов-указателей. Если этого не сделать, то как узнать, какую форму delete применить в деструкторе?

    Данное правило для тех, кто часто прибегает к использованию typedef, поскольку из него следует, что автор typedef должен документировать, какую форму delete применять для удаления объектов типа, описываемого typedef. Рассмотрим пример:


    typedef std::string AddressLines[5]; // адрес человека состоит из 4 строк,

    // каждая из которых имеет тип string


    Поскольку AddressLines – массив, то следующему применению new


    std::string *pal = new AddressLines; // отметим, что “new AddressLines”

    // вернет string *, как и

    // выражение “new string[4]”


    должна соответствовать форма delete для массивов:


    delete pal; // не определено!

    delete[] pal; // правильно


    Чтобы избежать путаницы, старайтесь не примененять typedef для определения типов массивов. Это просто, потому что стандартная библиотека C++ (см. правило 54) включает шаблонные классы string и vector, позволяющие практически полностью избавиться от динамических массивов. Так, в примере выше AddressLines можно было бы определить как вектор строк: vector<string>.

    Что следует помнить

    • Если вы используете [] в выражении new, то должны применять [] и в соответствующем выражении delete. Если вы не используете квадратные скобки [] в выражении new, то не должны использовать их и в соответствующем выражении delete.

    Правило 17: Помещение в «интеллектуальный» указатель объекта, вьщеленного с помощью new, лучше располагать в отдельном предложении

    Предположим, что есть функция, возвращающая уровень приоритета обработки, и другая функция для выполнения некоторой обработки динамически выделенного объекта Widget в соответствии с этим приоритетом:


    int priority();

    void processWidgets(std::tr1::shared_ptr<Widget> pw, int priority);


    Помня о премудростях применения объектов, управляющих ресурсами (см. правило 13), processWidgets использует «интеллектуальный» указатель (здесь – tr1::shared_ptr) для обработки динамически выделенного объекта. Рассмотрим теперь такой вызов processWidgets:


    processWidgets(new Widget, priority());


    Стоп, не надо его рассматривать! Он не скомпилируется. Конструктор tr1::shared_ptr, принимающий указатель, объявлен с ключевым словом explicit, поэтому не происходит неявного преобразования из типа указателя, возвращенного выражением «new Widget», в тип tr1::shared_ptr, которого ожидает функция process-Widgets. Однако следующий код компилируется:


    processWidgets(std::tr1::shared_ptr<Widget>(new Widget), priority());


    Как это ни странно, но несмотря на использование управляющего ресурсами объекта, здесь возможна утечка ресурсов. Разберемся, почему.

    Прежде чем компилятор сможет сгенерировать вызов processWidgets, он должен вычислить аргументы, переданные ему в качестве параметров. Второй аргумент – просто вызов функции priority, но первый – (std::tr1::shared_ptr<Widget> (new Widget)) – состоит из двух частей:

    • выполнение выражения «new Widget»;

    • вызов конструктора tr1::shared_ptr.

    Перед тем как произойдет вызов processWidgets, компилятор должен сгенерировать код для решения следующих трех задач:

    • вызов priority;

    • выполнение «new Widget»;

    • вызов конструктора tr1::shared_ptr.

    Компиляторам C++ предоставлена определенная свобода в определении порядка выполнения этих операций. (И этим C++ отличается от таких языков, как Java и C#, где параметры функций всегда вычисляются в определенном порядке.) Выражение «new Widget» должно быть выполнено перед вызовом конструктора tr1::shared_ptr, потому что результат этого выражения передается конструктору в качестве аргумента, однако вызов priority может быть выполнен первым, вторым или третьим. Если компилятор решит поставить его на второе место (иногда это позволяет сгенерировать более эффективный код), то мы получим следующую последовательность операций:

    1. Выполнение «new Widget».

    2. Вызов priority.

    3. Вызов конструктора tr1::shared_ptr.

    Посмотрим, что случится, если вызов priority возбудит исключение. В этом случае указатель, возвращенный «new Widget», будет потерян, то есть не помещен в объект tr1::shared_ptr, который, как ожидается, должен предотвратить утечку ресурса. Утечка при вызове processWidgets происходит из-за того, что исключение возникает между моментом создания ресурса и моментом помещения его в управляющий объект.

    Избежать подобной проблемы просто: используйте отдельные предложения для создания объекта Widget и помещения его в интеллектуальный указатель, а затем передайте этот интеллектуальный указатель processWidgets:


    std::tr1::shared_ptr<Widget> pw(new Widget); // поместить новый объект

    // в интеллектуальный указатель

    // в отдельном предложении

    processWidget(pw, priority()); // этот вызов не приведет

    // к утечке


    Такой способ работает потому, что компиляторам предоставляется меньше свободы в переопределении порядка операций в разных предложениях, чем в одном. В модифицированном коде выражение «new Widget» и вызов конструктора tr1::shared_ptr отделены от вызова priority, поэтому компилятор не может вставить вызов priority между ними.

    Что следует помнить

    • Помещайте объекты, выделенные оператором new, в «интеллектуальные» указатели в отдельном предложении. В противном случае такие вызовы могут привести к утечкам ресурсов, если возникнет исключение.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.