Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Математика
  • Календарь майя
  • Иероглифы
  • Глава 7

    Математика, наука и литература

    У майя математика и литература являлись областями знаний, открытыми лишь для избранных: хотя существовало много книг, большинство народа не умело ни читать, ни писать. Иногда на стенах зданий майя можно видеть надписи, сделанные строителями, но они выполнены в виде рисунков. Не использовалось письмо и для составления контрактов и других коммерческих документов. Математикой в незначительной мере пользовалась купцы, которые, по словам де Ланда, занимались подсчетами с помощью фишек, – ими, возможно, служили какао-бобы, – «раскладывая их на земле или ровной поверхности». Более сложные математические задачи, как и искусство письма иероглифами, являлись уделом ревностно оберегавших их тайны жрецов.

    Жрецы представляли собой многочисленный класс, и потому количество письменных документов было значительным. Когда в 1562 году епископ де Ланда издал указ о сдаче и сожжении всех книг майя, их сдавали сотнями. «В них не содержалось ничего, кроме предрассудков и дьявольской лжи, поэтому мы и сожгли их все», – писал епископ. Впоследствии он горько сожалел о своем варварском поступке и попытался кое-что восстановить, но, насколько известно, из всего этого обилия литературных произведений уцелели лишь три книги.

    При отсутствии подлинных письменных документов мы вынуждены полагаться во многом на свидетельства самого де Ланда, чтобы составить представление о майя того времени. Помимо большого количества сведений об их обычаях, верованиях, истории и достижениях, он оставил нам своего рода ключ к иероглифическому письму майя, без которого его расшифровка не продвинулась бы так далеко. Но в настоящее время мы можем прочитать лишь половину иероглифов майя, и в основном это те, что имеют отношение к датам, астрономии и календарю. В дошедших до нас трех книгах майя речь главным образом идет об астрономии, астрологии и ритуалах, а уничтоженные книги, как полагают, содержали подробные сведения в различных областях знаний, таких как история, генеалогия, мифология (или религиозные учения), медицина и прорицание. Помимо сохранившихся книг, еще одним доступным для нас источником информации остаются многочисленные надписи на зданиях и памятниках. Благодаря «одержимости» майя календарем эти надписи почти всегда содержат даты, которые мы можем прочитать, и имена собственные, которые в большинстве случаев мы прочитать не можем. Поэтому наши знания об истории майя в хронологическом аспекте начиная с периода формирования являются достаточно точными, но многое другое остается туманным.

    Математика

    Система чисел майя была блестяще разработана и во многих отношениях превосходила систему, в течение многих веков служившую Римской империи. В ней были использованы две известные нам идеи, но они представлялись бы нам отнюдь не очевидными, если бы пришлось создавать систему чисел на пустом месте: 1) соотнесение численного значения с положением в ряду цифр и 2) идея нуля.

    Если мы напишем цифры 1, 2, 3 в таком порядке, то мы, поскольку нам это знакомо, прочитаем их как «сто двадцать три». Цифра справа представляет собой единицы, средняя цифра указывает на количество десятков, а левая – на количество сотен. Мы, по существу, выражаем арифметическую сумму: мы сложили одну сотню, два десятка и три единицы. Ноль важен потому, что дает нам возможность придерживаться желаемой последовательности при таких условиях, которые, не будь нуля, внесли бы путаницу. Допустим, что нам надо написать число «сто три», мы используем знак нуля для разделения сотен и единиц. Без нуля нам пришлось бы оставить пробел между единицей (сотни) и тройкой (единицы), а это внесло бы путаницу.

    Майя использовали положение цифры и ноль точно таким же образом. Но они пользовались вертикальными колонками вместо горизонтальных. И еще они использовали не десятеричную систему, как мы, а двадцатеричную, то есть основанную на числе 20. Количество возможных перестановок было бесчисленным и позволяло майя делать астрономические расчеты. Та легкость, с которой этого можно было добиться, по всей видимости, искушала математиков майя на проведение расчетов, практически не имевших смысла. Одна из надписей обозначает дату, отстоящую от момента написания на четыреста миллионов лет, что представляет собой период времени, равный 23 040 000 000 дням!


    Календарь майя

    Глубокие познания майя в математике использовались их жрецами главным образом для совершенствования календарей. Множественное число здесь употреблено намеренно, поскольку у майя было по меньшей мере три календаря.

    Один из них носил название «Хааб» и во многом совпадал с нашим календарем. Календарный год в нем состоял из 18 месяцев, или уиналов, продолжительность каждого месяца равнялась 20 дням. Таким образом, в году было 360 дней, а пять или пять с половиной дней не учитывались. Эти дни были известны под названием «уайэб», или неблагоприятные дни, и посвящались религиозным церемониям, связанным с празднованием Нового года. Год «Хааб» носил также название «Смутного года». Второй календарь носил название «Тцолкин» и считался священным. Год в нем состоял из 20 месяцев, в каждом из которых было 13 дней. Таким образом, продолжительность года равнялась 260 дням, хотя это число не имеет никакого отношения к естественной календарной продолжительности года. Как и откуда оно появилось, остается загадкой. И третьим был так называемый «Длительный счет» – термин, знакомый читателям книг о майя. Этот календарь являлся расширенным вариантом календаря «Хааб», используя в качестве единицы календарный год из 360 дней, носивший название «тун», он вел отсчет до 3113 года до нашей эры.



    Календари майя. Верхние два круга иллюстрируют календарь «Тцолкин»: 20 месяцев правого круга взаимосвязаны с 13 днями каждого месяца, представленными в левом круге, и таким образом продолжительность года «Тцолкин» равна 260 дням. Две нижние диаграммы показывают, как календарь «Тцолкин» (слева) взаимосвязан с календарем «Хааб» (справа). В календаре «Хааб» 18 месяцев, в каждом из которых 20 дней, и еще пять или пять с половиной дней, известных как «уайэб», что в целом составляет 365 дней. Эти два календаря завершали свои взаимосвязанные циклы каждые 52 года по календарю «Хааб» (73 года по календарю «Тцолкин») и таким образом давали майя возможность проверить точность их расчетов.


    При более пристальном изучении всех трех календарей вскоре становится очевидным, что они выполняли полезную функцию проверки друг друга. Каждый день был помечен дважды, один раз в соответствии с календарем «Хааб» и еще один раз в соответствии с календарем «Тцолкин». Каждый день года по календарю «Тцолкин» совпадал с тем же самым днем года по календарю «Хааб» один раз каждые 18 980 дней. 73 года по календарю «Тцолкин» равнялось 52 годам по календарю «Хааб», и по истечении этих 52 лет цикл начинался вновь. Майя был известен этот цикл, и он имел для них особый смысл, ибо они учитывали его при строительстве пирамид.

    Майя знали, по меньшей мере, еще два календаря, одним из которых был лунный календарь. В конце концов, математики майя добились такой точности, что смогли подсчитать продолжительность лунного месяца в днях как равную числу 29,53020 – сегодня мы считаем это число равным 29,53059. Такая точность изумляет. Майя добились ее с помощью серии уравнений, включающих формулу: 405 лунных месяцев =11 959 888 дням = 46 годам по 260 дней в каждом по календарю «Тцолкин». Затем эти расчеты были перепроверены с помощью других календарных уравнений.

    Еще один календарь имел отношение к планете Венера (между прочим, майя, в отличие от многих других древних народов, знали, что Утренняя звезда и Вечерняя звезда были одной той же планетой). Они подсчитали, что синодический год Венеры, то есть промежуток времени между последовательными одноименными фазами, в среднем длится примерно 584 дня (на самом деле это число равно 583,92). На основании этого они вывели четкое уравнение: 65 венерианских лет = 104 годам по 365 дней в каждом по календарю «Хааб» = 146 годам по 260 дней в каждом по календарю «Тцолкин». Поскольку их оценка продолжительности синодического года Венеры была не совсем точной, они установили, что ошибка вкрадывается по прошествии длительных периодов времени, и эта ошибка была исправлена с помощью ряда довольно остроумных приемов. Ошибка, по существу, составляла отклонение всего в один день за более чем 6000 лет. (Будет отмечено, что венерианский цикл ровно вдвое превосходит по продолжительности цикл, при котором происходит совпадение количества лет по календарю «Хааб» и календарю «Тцолкин», то есть 52 года по календарю «Хааб» и 73 года по календарю «Тцолкин».)

    Большую часть сведений о расчетах майя цикла Венеры и другие сведения по астрономии можно найти в так называемом Дрезденском кодексе (получившем такое название от города Дрездена в Германии, где он хранится), одной из трех дошедших до нас книг майя. Высказываются мнения, что еще одна астрономическая таблица в этом документе имеет отношение к синодическому году Марса, продолжительность которого составляет 780 дней. Другие таблицы, по мнению ряда авторов, имеют отношение к Меркурию и Юпитеру. Но мнения на этот счет расходятся.

    С помощью календарей жрецы майя могли предсказывать солнечные и лунные затмения, что позволяло соблюдать необходимые ритуалы и совершать положенные жертвоприношения, а также способствовало тому, чтобы особо мнительные люди, такие, например, как беременные женщины, оставались дома, пока не минует опасность.

    По календарю майя, носившему название «Длительный счет», год, или тун, имел продолжительность 360 дней. Таблица была составлена следующим образом:

    20 кинов (или дней) = 1 уиналу (месяц)

    18 уиналов = 1 туну

    20 тунов (или 7200 дней) = 1 к'атуну

    20 к'атунов (или 144 000 дней) = 1 бактуну

    20 бактунов (или 2 888 000 дней) = 1 пиктуну

    20 пиктунов (или 57 600 000 дней) = 1 калабтуну

    20 калабтунов (или 1 520 000 000 дней) = 1 кинчилтуну

    20 кинчилтунов (или 23 040 000 000 дней) = 1 алаутуну

    Трудно сказать, что заставило майя вести в таблицах расчеты до столь значительных величин и какая от этого была польза. Еще большую путаницу при определении связанных с историей майя дат вносит то, что каждый день имел название или, пожалуй, даже два названия – одно по календарю «Хааб», другое по календарю «Тцолкин». Также существовали особые иероглифы, обозначавшие богов, являвшихся покровителями того или иного дня, и иероглифы для обозначения различных периодов времени, на которые приходится запись о том или ином событии.

    Иероглифы

    Иероглифы являлись формой письменности майя. Как можно будет увидеть ниже, каждый иероглиф напоминал по форме квадрат с закругленными углами. Внутри этих очертаний находился сложный рисунок, в котором часто можно разобрать отдельные части человеческого тела, такие как челюсти, руки и глаза. Другие рисунки, наоборот, выглядят полностью абстрактными. Существовали также часто наносимые рядом с основным орнаментом вспомогательные рисунки, которые, по всей видимости, являлись префиксами и суффиксами, изменявшими значение иероглифа. В отдельных иероглифах присутствуют точки и отрезки, обозначающие числительные. Иероглифы располагались двойными вертикальными колонками, их надо было читать сверху вниз и слева направо. Иероглифическое письмо майя в принципе схоже с китайским, где каждый иероглиф представляет собой целое слово, а не букву алфавита. И еще иероглифы майя напоминают иероглифическое письмо древних египтян. К сожалению, подобные аналогии мало помогают при расшифровке их значений.

    Епископ де Ланда считал, что иероглифы майя были буквами алфавита. С помощью переводчика майя он записывал иероглифы или знаки букв алфавита, которые переводчик знал. Пусть это и оказалось полезным, но сделанные де Ланда расшифровки не дали ключа для чтения письменности майя. Считается, что трудности возникали потому, что переводчик не понимал, чего от него хотят, и давал названия букв, а не их звучание. Точно таким же образом при попытках выучить английский алфавит могут возникнуть трудности, если, показывая на букву «h», человеку говорят, что это «эйтч». Сведения окажутся верными, но не помогут, если человек попытается соотнести звучание этой буквы в разговорном языке с его написанием в слове. По существу, де Ланда ставил себе непосильную задачу, так как хотя в письме майя и присутствуют элементы алфавита, но по большей части оно является идеографическим и пиктографическим.

    В своем фундаментальном труде «Иероглифическое письмо майя» британский археолог Эрик Томпсон подробно исследовал проблемы, связанные с письменностью майя. Несколько примеров послужат для иллюстрации этих проблем. В языке юкатанских майя слово «шок» имеет два значения: глагол «считать» и название мифологической рыбы. Поэтому в изображении иероглифа, выражающего идею счета, мы находим изображение головы рыбы. В мифологии майя птица моан (разновидность рогатой совы) является существом, которое из своего дома на небесах посылает на землю дождь. Поскольку сезон дождей являлся самой важной частью года для полностью зависящих от урожая маиса майя, иероглиф, означающий «тун» (год) в календаре «Хааб», содержит изображение головы птицы моан. Первый месяц календаря «Хааб» назывался «поп», и это же слово на языке майя обозначало плетеную циновку. Поэтому изображение циновки присутствует в иероглифе, употребляющемся для обозначения этого месяца. (Здесь также выражается и дополнительная мысль: так как циновка (поп), на которой сидел вождь, являлась символом власти, то это должно было быть отражено и в названии первого месяц года.)

    Следовательно, с тем, чтобы даже просто попытаться расшифровать иероглифы майя, ученый должен обладать глубокими познаниями в их мифологии и фольклоре. Задачу эту отнюдь не упрощает и то, что майя испытывали настоящую страсть к заполнению всех свободных мест узорами. Некоторые иероглифы имеют такое количество деталей, что это вносит полную путаницу, и сложно определить, какие элементы являются главными для понимания смысла. Однако же, хотя прочтению книг и надписей майя препятствует масса трудностей, эту проблему отнюдь нельзя считать неразрешимой. Тот факт, что даты и другие хронологические записи, представляющие собой чуть ли не половину имеющегося в нашем распоряжении материала, можно понять, вселяет уверенность, что рано или поздно и остальные записи поддадутся расшифровке. Ученые в различных частях света работают над этим, и, когда шла работа над этой книгой, появились сообщения о том, что в России нашли ключ к иероглифам майя. Мы обладаем и тем преимуществом, что язык майя не является мертвым языком. Язык юкатанских майя, по всей вероятности, во многом схож с языком майя, живших в классические времена, и эти два языка взаимосвязаны друг с другом так же, например, как современный английский язык и английский язык Средневековья. В этой связи основной задачей становится соотнесение иероглифов со звучанием слов.

    Что мы сможем узнать о майя, когда сумеем прочитать их иероглифы? Ответ на этот вопрос может вызвать разочарование. Несомненно, мы больше узнаем об их истории, в первую очередь из существующих надписей. Даты присутствуют в надписях, имеющихся почти на каждом из воздвигнутых майя монументальных сооружений, а когда мы сможем прочитать сопровождающие их иероглифы, то окажемся обладателями ценных сведений. В этой области уже удалось многого добиться. Было продемонстрировано, например, что на каждой стеле из города Пьедрас-Неграс, которые были тщательно изучены, запечатлены события одного царствования. Иероглифы на них описывают рождение царя, его восшествие на престол и вступление в брак, рождение детей, его военные победы и, наконец, смерть, и все это сопровождается датами. Иероглифы на фризах из Йашчилана позволили американской ученой Татьяне Проскуряковой собрать факты из истории династии «ягуаровых» королей, правивших здесь в VIII веке до нашей эры.



    Примеры иероглифов майя: а – «шок»; б – «птица моан»; в – «тун»; г – «поп».


    Расшифровка письменности майя, вероятно, позволит нам намного больше узнать об их религиозных верованиях и мифологии, о которых нам уже многое известно, и, несомненно, мы познакомимся со многими пророчествами. Есть надежда, что иероглифами написаны стихи и другие виды литературных произведений. В относящихся к периоду испанского владычества преданиях майя говорится об уничтоженных испанцами книгах, содержащих сведения по медицине. Хотя информация, касающаяся знаний майя о лечении травами, будет представлять несомненный интерес, многое из того, что нам уже известно об их суевериях, не дает оснований для оптимизма в отношении того, что майя действительно обладали глубокими познаниями в медицине.

    В основе пророчеств жрецов майя лежала идея о цикличности истории, считалось, что однажды произошедшее повторится вновь. Они верили, что мир в своем развитии прошел четыре цикла, каждый продолжительностью ровно в 5200 лет (или 13 бактунов). Каждый из этих циклов заканчивался катаклизмом, таким как наводнение или пожар. Сейчас мы находимся в пятой фазе, начавшейся в 3113 году до нашей эры, и, по их подсчетам, она должна завершиться в 2011 году нашей эры. Они даже предсказали, какого числа это должно произойти – 24 декабря.

    Подобно тому как, неизбежно подходя к своему завершению, повторялись сами циклы, повторялись и события внутри этих циклов. На этом основании приводились доводы в пользу того, что если известны точные даты прошлых событий, то при совпадении соответствующих дат произойдут те же самые события. Таким образом, обладавший знаниями жрец мог точно предсказать предстоящие события. Существовал и второстепенный цикл продолжительностью в 275 лет. Он подразделялся на 13 к'атунов, продолжительностью приблизительно 20 лет каждый. Считалось, что поскольку каждый к'атун находился под влиянием тех или иных тайных сил, как и к'атун с тем же названием, отстоящий от него на 275 лет, то в этот период должны произойти аналогичные события.

    Подобная «точность» предсказаний воспитывала фатализм. Поскольку наступление тех или иных событий являлось неизбежным, то было бесполезно пытаться что-либо изменить. Результат плачевных последствий подобного отношения можно проиллюстрировать следующим примером. Когда последний независимый город майя, Таясал, в 1696 году продолжал сопротивляться испанцам, францисканский монах Авендано, изучивший календари майя, посетил этот город и сообщил его правителям, что, согласно предсказаниям, падение города неизбежно: через нескольких месяцев наступит конец эры старой религии, и на смену ей придет христианство. Его доводы, с которыми правители не посмели спорить, подорвали их решимость сопротивляться, и пусть не безропотно, но они впустили испанцев в город. Аналогичным, конечно, является и классический пример с последним императором ацтеков Монтесумой, который после появления Кортеса и его солдат, полагаясь на пророчества, колебался до тех пор, пока не оказалось слишком поздно.

    Эта озабоченность основанными на прошлом предсказаниями породила еще одну любопытную тенденцию. В относящихся к периоду испанского владычества литературных произведениях майя зачастую непонятно, ссылается ли автор на действительно происходившие исторические события или на пророчества, сделанные на основании происходивших в далеком прошлом событий. Например, книги «Чилам Балам», десять или двенадцать томов которых частично дошли до нас, написаны на языке майя, но с использованием европейской письменности. Они создавались в различные периоды начиная с прихода испанцев и до конца XVIII века, и в них, по всей видимости, делались попытки сохранить накопленные майя знания. Признавая их огромную ценность, следует отметить, что в этих книгах имеется огромное количество ошибок, многие из которых возникают из-за смешения действительно происходивших событий с предсказаниями. (Подобным примером может служить библейская Книга Даниила, в которой якобы описываются события далекого прошлого Вавилонской монархии, а на самом деле она является облаченным по причинам безопасности в форму художественной прозы письменным отчетом о движении сопротивления в Палестине 400 лет спустя – примерно в 160 году до нашей эры.)









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.