Онлайн библиотека PLAM.RU


  • ЧТО ТАКОЕ ЭЗОТЕРИКА

  • ПОЧЕМУ ЭЗОТЕРИКА ВСЕГДА БЫЛА ТАЙНЫМ ЗНАНИЕМ

  • ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ЭЗОТЕРИКА

  • КОГДА ЭЗОТЕРИКА ОПЕРЕЖАЕТ НАУКУ

  • В ЭТОМ ЧТО-ТО ЕСТЬ…
  • ТАЙНА ШАМБАЛЫ

  • ПОМОЩЬ ИЗ ВЫСШИХ СФЕР
  • Глава 3

    А МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ ЭЗОТЕРИКЕ?

    ЧТО ТАКОЕ ЭЗОТЕРИКА

    Мы рассмотрели три вида пророчеств об Апокалипсисе. Один вид – научные и, так сказать, околонаучные взгляды на возможные природные пертурбации, второй – предсказания почти современных нам пророков (Кейси, Ванга); третий вид – «классические» древние пророчества библейского «Откровения» и хопи.

    Но оказывается, это еще не все! В тех знаниях о конце света, которыми располагает наша цивилизация, можно выделить существенный пласт весьма конкретной и аргументированно поданной информации. И этот пласт знаний принадлежит эзотерическим философским учениям – теософии и Агни Йоге, или Живой Этике. Эти учения, несмотря на их серьезность (и, соответственно, определенную сложность в восприятии их текстов), пользуются большой популярностью в России и во всем мире. И не случайно – в них даются ответы практически на все вопросы, которые только могут возникнуть в рамках эзотерического знания. Тема Апокалипсиса освещена в этих учениях во всей полноте, в которой только можно представить себе ее. Собственно, эзотерическому учению об Апокалипсисе и посвящена эта книга. Но прежде чем мы обратимся к рассмотрению этого вопроса с позиций эзотерики, давайте спросим себя: а почему, собственно, мы должны верить тому, что в ней говорится?

    Почему мы верим древним пророкам – понятно: они нечто предсказывали, и эти предсказания сбывались. Поэтому есть надежда, что и предсказания, сделанные ими в отношении еще не наступившего для нас будущего, тоже сбудутся. Самые древние пророчества, изложенные в таких источниках, как Авеста, Махабхарата, Библия, тоже основывались либо на предсказаниях древних пророков, либо на некоем непонятном для науки, но реально существующем знании о прошлом и будущем человечества.

    Почему мы верим науке – тоже понятно: наука основывается на знании, подтвержденном эмпирическим, практическим опытом. Прогнозы, основанные на научном знании, тоже имеют высокие шансы осуществиться. А вот почему мы должны верить эзотерике?

    Но давайте сначала разберемся в том, что такое эзотерика. Под этим понятием кто и что только не понимает в наше время. Для одних эзотерика – это некий свод древних знаний, существующих в культурах народов всего мира, и доступных лишь людям, посвященным в это знание, т.е. имеющим определенный интеллектуальный и духовный уровень, позволяющий им воспринимать эти знания адекватно. Такое определение эзотерики еще можно принять, добавив к этому, что в эзотерическом знании существует и некая практическая состявляющая. Как правило, все эзотерические учения основывались не только на сугубо теоретических познаниях, но и на некоей духовной практике.

    Проблема в том, что многие в наше время понимают эзотерику как разновидность магии – некий симбиоз знаний о том, как, например, предсказывать судьбу (проще говоря – гадать), осуществлять разные магические обряды и т.п., и т.д. Такое понимание не соответствует действительности! В древних религиозно-философских учениях действительно существовала определенная обрядовая практика, а также системы предсказаний, целительства и т.п. практических умений. Но эти умения существовали не как ныне процветающая на Западе и в России магия, лишенная нравственных основ и теоретических познаний и приспособленная просто под удовлетворение каких-то конкретных нужд. Духовная практика эзотерики основывалась на огромных теоретических познаниях и осуществлялась на принципиально иных методиках, ничего общего с современной магией не имеющих.

    Для примера возьмем такую популярную во всем мире область знаний, как астрологию. В наше время всем уже понятно, что планетные влияния имеют на человека определенное воздействие. Но всегда ли точны и безошибочны расчеты современных астрологов? Относительно современной астрологии в «Гранях Агни Йоги» говорится:


    «В древности ответственные начинания приурочивались к благоприятным астрологическим условиям. Но для этого надо знать науку светил. Теперь это знание утрачено. Современная астрология носит спекулятивный характер и далека от знания Основ. То, что сохранилось, покрыто таким слоем нагромождений и толкований, что законно возбуждает недоверие. Древнее знание нуждается в обновлении и провозвестии»[12].

    А что касается магии, то к ней эзотерические учения – и теософия, и Агни Йога – относятся и вовсе резко отрицательно.

    Так что эзотерика никакого отношения к современным «тайным наукам» не имеет. Эзотерическое наследие мира – это именно философское знание, философские учения, хранившиеся долгие века в тайне от непосвященных и передававшиеся не всем подряд, кто этого пожелает, а лишь тем, кто действительно способен был понимать и применять их адекватно, не в ущерб себе и обществу.

    А почему, собственно, это знание было тайным?

    ПОЧЕМУ ЭЗОТЕРИКА ВСЕГДА БЫЛА ТАЙНЫМ ЗНАНИЕМ

    Если бы эзотерическое знание, идущее из глубокой древности, было так же доступно всем желающим, как, например, занятия магией, – оно бы давно уже выродилось и превратилось в обрывки некогда действительно великого знания, истинная суть которого была бы, увы, безнадежно утрачена не способными понять ее во всей полноте последователями. И дело не только в том, что для того, чтобы понять философские познания древности, надо иметь определенный интеллектуальный и образовательный уровень. Дело еще и в том, что в основе эзотерики лежит не интеллектуальное, эмпирическое, или опытное, познание человека и Космоса, а познание духовное. Иными словами, многие знания об окружающей действительности добывались основателями эзотерических учений благодаря не научному анализу или экспериментальному познанию, а озарению. И если раньше такое понятие, как озарение, вообще не вписывалось в рамки научных представлений и относилось сугубо к области религии, то в наше время феномен озарения изучается представителями науки. Крупнейший российский ученый, известнейший в мире нейрофизиолог Н. П. Бехтерева в последние годы жизни занималась изучением именно феномена озарения! В наше время проблема так называемого вненаучного знания, или невербального познания, – одна из самых интересных проблем современности. А в эзотерическом наследии мира это невербальное познание путем озарения играет колоссальную, если не сказать определяющую, роль!

    В «Письмах Махатм» по этому поводу говорится: «Обычная ошибка людей – думать, что мы по своему желанию окружаем себя и наши силы тайной, что мы хотим удержать знание только для себя и по своей же собственной воле «злостно и умышленно» отказываемся его сообщить. Истина та, что до тех пор, пока неофит[13] не достигнет состояния, необходимого для той степени озарения, на которую он имеет право и для которой он годен, большинство (если не все) тайн нельзя сообщить. Восприимчивость должна быть равной желанию наставить. Озарение должно прийти изнутри. Никакие фокусы-покусы заклинаний или возня с [ритуальной] атрибутикой, никакие метафизические лекции и прения, никакие возложенные на себя покаяния не могут дать этого»[14].

    Так что метод познания эзотерических истин и требующийся для него уровень духовного развития, далеко не всем доступный, – это еще одна, весьма немаловажная, причина того, что эзотерическое знание передавалось не всем. Более того – именно по этой причине эзотерическая философия по-прежнему остается эзотерической даже в наши дни. Ведь, казалось бы, если знание, некогда бывшее тайным, теперь изложено в книгах и доступно любому – оно перестает быть тайным! Но не тут-то было. Человек может читать эзотерические тексты сколько душе его угодно. Но если его духовная интуиция «не работает», он поймет в лучшем случае некоторые внешние аспекты прочитанного, не более того. Внутренний смысл того, что написано, останется для него закрытым. Именно поэтому многие люди, почитав книги эзотерических учений, честно говорят, что «очень сложно написано, ничего не понятно». А некоторые «особо одаренные», не поняв сути написанного, просто объявляют это бредом. Вот и получается, что эзотерика как была «знанием не для всех», так и остается таковым. Даже изложенное в книгах, это знание все равно остается именно эзотерическим. О существовании эзотерических аспектов в учении Агни Йоги, называемом также Учением Жизни, в «Гранях Агни Йоги» говорится:


    «Широта и размах Учения Жизни таковы, что могут удовлетворить каждое сознание, устремленное к Свету. Не все может быть выдано на печатных страницах. Сокровенное не выдается. Тайное знание передается из уст в уста. Кроме того, положения Учения представляют собою как бы наметку, или начало, которое можно развивать по направлениям, созвучным духу. Учение представляет собою аспект Беспредельности, а Беспредельность нельзя ограничить ничем. Узкая тропа жизни приводит к космическим путям. Многое сказано между строк, и чуткое сердце воспринимает свободно. Поэтому при наличии устремления Учение можно читать много раз и каждый раз находить нечто новое. Сознание растет, расширяется понимание, и то, что раньше оставалось незамеченным, уже не проходит мимо. Разные настроения, разные часы утра, вечера и дня дают разное освещение. И когда Учение читается десятилетиями, угол зрения меняется, освещая с другой стороны то, что казалось хорошо известным. Спиральное чтение, то есть чтение книг Учения в последовательном порядке, позволяет сознанию расширяться в законной последовательности и дает много больше, чем чтение беспорядочное. Не возбраняется при таком чтении брать дополнительно еще одну, наиболее звучащую в данный момент, книгу Учения и взять из нее то, что наиболее прочно и длительно закреплено в сознании и что останется с человеком, когда он освободится от тела. Утешение в том, что доступ в хранилища знания возможен и в Мире Надземном. Доступ к знанию открыт для хотящих его»[15].

    Грани Агни Йоги


    Вторая причина «закрытости» эзотерики состоит, как уже говорилось, в том, что, если последователь «не созрел» в духовном и умственном плане для того, чтобы воспринять эзотерические истины во всей их полноте и сложности, он может понять их неправильно, упрощенно – и благодаря этому при последующих передачах этих истин другим людям начнется профанация истинного знания, которая в конце концов приведет к полному его вырождению.

    Третья, не менее важная причина скрытости эзотерического знания от непосвященных состоит в том, что существующая в системе эзотерического наследия духовная практика оказывает колоссальное воздействие на глубинные структуры человеческой психики. Если этой практикой займется не подготовленный в духовно-нравственном отношении человек – это наверняка причинит его психике и организму огромный вред.

    Есть и четвертая причина того, что эзотерическое знание всегда имело тайный характер. И связана эта причина с тем, что человеческой натуре свойственны некоторые слабости. Дело в том, что при отсутствии высокого уровня духовно-нравственного развития полученные человеком эзотерические знания могут быть использованы в эгоистических целях. Например, человек может захотеть использовать полученные им знания и умения для того, чтобы обрести себе богатство неправедным способом. Тем самым он принесет огромный вред не только самому себе, но и многим другим людям. Как сказано об этом в «Письмах Махатм»:


    «Только тот, у кого в сердце живет любовь к человечеству (…), имеет право обладать нашими тайными учениями. Только он один никогда не злоупотребит своими силами, так как в этом случае нечего бояться, что он обратит их на себялюбивые цели. Человек, который не ставит блага человечества выше своего собственного блага, не достоин стать нашим учеником, он не достоин стать выше в познаниях, чем его сосед»[16].

    Письма Махатм.


    Итак, как мы видим, эзотерика – это дело серьезное.

    Следующий вопрос, который возникает применительно к эзотерическому наследию, – откуда оно появилось на Земле?

    ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ЭЗОТЕРИКА

    Собственно говоря, вся древнеиндийская философия была эзотерической по своему характеру. Знание Вед и Упанишад в Древней Индии было доступно в полной мере лишь высшей касте, браминам. Если человек низших каст стремился к приобретению таких знаний, то в качестве «награды» за это благородное стремление ему предназначалась мучительная смерть: в уши нарушителя священных традиций заливали расплавленный свинец. Конечно, против подобной образовательной дискриминации восставали все выдающиеся духовные Учители и пророки Индии. А один из последних таких учителей, Свами Вивекананда, заявил: «Мы заставим барабан адвайты[17] звучать на самом большом базаре», утверждая тем самым не только необходимость следования нравственным принципам адвайта-веданты, но и свободу знания для всех, кто его хочет.

    Но одно дело – основные нравственные принципы индийской философии, другое дело – ее сложнейшая метафизика. С ней, понятное дело, на базар не выйдешь. Да и вряд ли она там кому-нибудь понадобится.

    Короче, во всех древних учениях есть две стороны – общедоступные знания и извечные моральные заповеди, абсолютно аналогичные тем, которые были даны во время Нагорной проповеди, и знания более глубокие и потому сложные для восприятия. Эти знания передаются не всем подряд, а лишь людям, имеющим определенный уровень образования и духовной подготовки.

    Интересно отметить, что в наше время некоторые российские представители церкви само понятие эзотерики воспринимают не иначе как синоним бесовщины. Между тем эзотерические, т.е. рассчитанные на духовно подготовленное меньшинство, аспекты существуют в любой религии, в том числе и в христианстве. Прекрасное и образное объяснение сущности эзотеризма содержится в одном из самых популярных произведений Е. П. Блаватской «Ключ к теософии». В этой работе основы эзотерической философии были изложены в диалоге «Теософа» и «Спрашивающего», т.е. в ответах на конкретные вопросы. Вот что отвечает Теософ Спрашивающему относительно сути эзотерического знания.


    «Теософ. РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ всегда была одной и, будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно сохранялась. Она существовала уже за века до александрийских теософов, дождалась современных и переживет любую другую религию и философию.

    Спрашивающий. Где и кем же она так сохранялась?

    Теософ. Среди посвященных каждой страны; среди основательных искателей Истины – их учеников; и в тех частях света, где такие знания всегда ценились и развивались больше всего: в Индии, Центральной Азии и Персии.

    Спрашивающий. Можете ли вы предоставить какие- либо доказательства ее эзотеризма?

    Теософ. Лучшим доказательством, которое вы можете получить, является то, что каждый древний религиозный или, скорее, философский культ состоял из эзотерического, или тайного, учения и экзотерического богослужения (предназначенного для широкой публики). Более того, хорошо известно, что мистерии древних у всех народов включали в себя «великие» (тайные) и «малые» (публичные) – например в знаменитых торжествах в Греции, называвшихся Элевсинскими. От иерофантов Самофракии, Египта и посвященных брахманов Древней Индии вплоть до позднейших еврейских раввинов все, опасаясь профанации, сохраняли свои настоящие, внутренние верования в тайне. Еврейские раввины называли свои общедоступные религиозные учения меркавах (внешним телом), «колесницей» или оболочкой, которая содержит скрытую душу, их высшее тайное знание. Ни у одного из древних народов настоящие философские тайны никогда не сообщались жрецами массам, которым предназначалась лишь внешняя оболочка. У северного буддизма были свои «великая» и «малая» колесницы, известные как махаяна, эзотерическая, и хинаяна, экзотерическая, школы. И нельзя порицать их за такую скрытность – ведь конечно же вы не стали бы кормить свое стадо овец диссертациями по ботанике вместо травы? Пифагор называл свой гнозис «знанием вещей сущих», и сохранял это знание лишь для давших обеты учеников – тех, кто мог усвоить такую умственную пищу и чувствовать удовлетворение; и он брал с них обет молчания и тайны. Оккультные алфавиты и тайные шифры происходят от древнеегипетского иератического письма, секретом которого в древности владели только иерограмматики, посвященные египетские жрецы. Аммоний Саккас, как говорят его биографы, связывал своих учеников клятвой не разглашать никому его высшие учения, исключая лишь тех, кто уже был наставлен в подготовительном знании и тоже был связан обетом. Наконец, разве мы не находим того же даже в раннем христианстве, среди гностиков, и учении самого Христа? Разве он не говорил с массами притчами, имеющими двойной смысл, и не объяснял скрытого смысла лишь своим ученикам? «Вам, – говорит он, – дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах» (от Марка, IV, 11). «Ес- сеи Иудеи и Кармела проводили подобное разделение своих приверженцев на неофитов, собратьев и совершенных, или посвященных» («Эклектическая Философия»), Примеры этого можно найти в каждой стране»[18].

    Блаватская Е.П. Ключ к теософии


    Таким образом, эзотерические аспекты есть во всех философских системах древности и во многих религиозных учениях.

    Но откуда появились основы того знания, которое все великие духовные Учители мира передавали своим наиболее подготовленным ученикам?

    Е. П. Блаватская в «Тайной Доктрине» убедительно показывает, что эзотерическое знание досталось нам от ушедших цивилизаций прежних эпох, Лемурии и Атлантиды, в существование которых большая часть ученых не верит. Знания этих древнейших цивилизаций были унаследованы Востоком, и в итоге на Востоке – уже во времена нашей цивилизации – возникла единая эзотерическая традиция, называемая Гупта-Видьей, или Йога Видьей (Видья – «Высшая мудрость, высшее знание»). Именно к этой традиции принадлежит, как писала Блаватская, полученное ею учение теософии.

    Один из индийских учеников Махатм, бывший членом Теософского общества, брамин Субба Poy, также писал о том, что в архаичные времена в Индии и Тибете существовала единая эзотерическая традиция: «Мы еще имеем путеводную нить, чтобы понимать учение наших древних риши[19] и доктрины всех других систем философии, которые возникли от Древней Религии Мудрости»[20].

    Наконец, прежний руководитель Шамбалы (позднее таковым стал Махатма Мория), Маха-Чохан, упоминал в своем послании теософам о том, что в основе всех религий лежит одно и то же философско-эзотерическое знание, с течением веков затемненное неизбежной – в рамках религий – догматизацией: «Будучи освобожденными от мертвого груза догматических интерпретаций, персональных имен, антропоморфических концепций и оплачиваемых священников, фундаментальные доктрины всех религий окажутся идентичными в своих эзотерических основах. Озирис, Кришна, Будда, Христос окажутся просто различными именами для одного и того же величественного пути к окончательному блаженству: Нирване»[21].

    Махатма Кут-Хуми в письмах своему последователю, британскому журналисту Синнетту, высказывал ту же самую идею о внутреннем единстве всех основных философских доктрин древности, в основе которых лежит единое для всего мира эзотерическое знание:

    «Египетский иерофант, халдейский маг, Архат и риши в дни седой древности были вынуждены продвигаться тем же путем открытий и в конечном счете пришли к одной и той же цели, хотя и различными путями. В нынешнее время даже существуют три центра духовного Братства, географически весьма отдаленные друг от друга и так же далекие друг от друга экзотерически, но истинная эзотерическая доктрина у них одинакова, хотя различается в терминологии»[22].

    Письма Махатм


    Так что настоящая эзотерика – отнюдь не какая-то бесовщина, каковой ее кое-кто хочет ныне изобразить, а великое философское знание древности, послужившее основанием в том числе и для возникновения на этой основе различных религий. Эзотерическая философия ни в чем не противоречит учению Христа! Между прочим, Христа некоторые ревнители прежней религии тоже подозревали в том, что Он творит чудеса «силою бесовскою». Аналогичных подозрений удостаиваются в наше время учения теософии и Агни Йоги, содержащие в себе те же моральные заповеди и те же знания, которые есть и в христианстве. Как писала Е.И. Рерих: «Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений»[23].

    Тем более что все религии и философские учения древности имели одну цель: изложить основы единого для всего мира знания о человеке и мироздании тем языком, который в их времена был более понятен людям, и при этом напомнить им о том, что неотъемлемым элементом этого знания являются нравственные принципы, несоблюдение которых порождает в мире все зло и несчастья.

    В этом отношении учения теософии и Агни Йоги являются последними, т.е. наиболее близкими к нам, ветвями Сокровенного Знания, пришедшего в нашу эпоху из незапамятной древности. Как сказано об этом в записях Б. Н. Абрамова[24]:

    «Во все времена сущность Сокровенного Учения Жизни одна. Учение одно и едино, но формы выражения его разны. Духовная сущность Провозвестника накладывает на эти внешние формы яркую печать своей

    Индивидуальности и тем придает им особую красоту и ценность, делая Учение доступным людям, находящимся на той или иной ступени Великой Лестницы Жизни, к характеру которой и приурочивается даваемое Учение»[25].

    Грани Агни Йоги.


    Теософия и Агни Йога, или Живая Этика, были даны миру не только для того, чтобы уже на языке современности, на языке научных и философских понятий, изложить людям основы единого знания древности. Эти учения имели и сугубо практическую цель – помочь людям пережить самый сложный для них за всю историю цивилизации момент смены космических эпох, названный в Библии Апокалипсисом.

    Относительно будущего, которое нас ждет, в «Гранях Агни Йоги» говорится:

    «Считаем, что никакие потуги противодействовать наступлению Огненной Эры не увенчаются конечным успехом. Не может человеческая злая воля преодолеть Законы Эволюции. Атлантида – хороший пример для тех, кто в этом еще не уверен. Знание мощи Космических Законов лежало в основании уверенности в своей правоте Тех, Кто Вел человечество за собою. Также и многие древние пророчества о будущем планеты базировались на этом же Знании. Основы Бытия – непреложны и не зависят от того, знают о них люди или не знают, равно как и великие Космические Законы (…)»[26].

    Грани Агни Йоги.

    Судя по этой цитате, авторам эзотерических учений известны природные законы, управляющие наступлением на Земле апокалиптических событий? И знание тех же законов лежит в основе древних пророчеств о будущем… Что ж, тем интереснее понять действие этих законов и узнать, что нас ожидает!

    Но все-таки вопрос, который мы задали в начале этой главы, по-прежнему остается для нас актуальным: а можно ли верить тому, что говорит о будущем эзотерическая философия? Ответить на тот вопрос мы сможем, лишь оценив ее утверждения и взгляды.


    КОГДА ЭЗОТЕРИКА ОПЕРЕЖАЕТ НАУКУ

    Если мы хоть немного углубимся в основы теософии и Агни Йоги, мы убедимся в том, что философы-эзотерики древности знали многое из того, что современные ученые узнали совсем недавно. Доказательством этому служит фундаментальный труд Блаватской «Тайная Доктрина», излагающий основные положения эзотерического философского наследия Индии и Тибета. Впрочем, смеем вас уверить, что эзотерическое наследие Востока является и эзотерическим наследием всего мира. Восточные философские доктрины пришли на Запад и с философией Пифагора, и с доктринами иудейской Каббалы, и с положениями многих выдающихся философов всего мира. Эти же идеи преломились в учениях розенкрейцеров, тамплиеров, масонов (с нами крестная сила! – наверняка подумал читатель, если он неискушен в истории эзотеризма) и прочих тайных орденов, которыми нынче стало модно пугать добрых людей.

    Так вот, что же доказывает нам «Тайная Доктрина»? Она доказывает, что многие фундаментальные положения эзотерического мировоззрения в наше время подтверждаются выводами современных ученых. И более того – что эзотерическое знание кое в чем опередило современную науку на много веков! Ни больше ни меньше. Например: в «Тайной Доктрине» были предугаданы многие грядущие научные открытия. Они были сделаны примерно через столетие после издания этой книги. Лучи Рентгена, лучистая материя Крукса, открытие электрона Томсоном, теория о том, что материя (вещество) эквивалентна энергии (помните формулу Эйнштейна Е = mc2 ?), а пространство и время взаимообусловлены друг другом, и многое-многое другое – все это было предсказано в работах Блаватской. Например, во времена Блаватской считалось, что атом неделим. А в «Тайной Доктрине» говорилось, что атом делим и должен состоять из частиц, или субатомов. «Тайная Доктрина» была издана в 1888 году. И лишь в 1897 году Дж. Томсон заявил об открытии электрона[27].

    И это еще далеко не все, что было предсказано в работах Блаватской. «Опыт вне тела» и посмертное бытие сознания, сущность электричества и природа души, лучистое состояние материи и цикличность развития Вселенной – какие только проблемы не были подняты в «Тайной Доктрине»! Недаром «программное» произведение теософии почитывал Эйнштейн – как свидетельствовала его племянница, эта книга всегда лежала на его рабочем столе. А если бы работы Блаватской почитал в свое время автор знаменитого бестселлера «Жизнь после смерти» Р. Моуди, он, вероятно, очень удивился бы, найдя в них не только описание указанных в его книгах околосмертных состояний, но и объяснение их психофизиологической природы, которого современная медицина до сих пор не имеет. Вот вам и «мистика»! Между тем ни сама Блаватская, ни ее духовные Учители и не позиционировали свое философское учение как мистику. Это расхожее определение, одно время «приклеившееся» к теософии, исходит от людей, не знающих ее сути.

    Между прочим, хотя научные подтверждения правильности доктрин теософии последовали в основном не ранее чем через 100 лет после опубликования «Тайной Доктрины», а современная Блаватской наука XIX столетия была узкоматериалистична, – все же научная общественность приняла «Тайную Доктрину» с большим интересом. Лишь самые отъявленные догматики видели в теософии что-то вроде религии – и критиковали ее за это. Блаватская отвечала им той же любезностью, критикуя скептицизм и узкий материализм в науке – как теперь выясняется, не зря.

    Кстати, в основе эзотерического мировоззрения лежит, конечно, не материализм, свойственный нашей западной науке, но и не идеализм в западном понимании. От нашего, западного материализма эзотерическое мировоззрение отличается своей широтой. Современная наука в своем подавляющем большинстве имеет, увы, узкоматериалистический характер. Для нее материя – это лишь то, что имеет плотную, видимую форму, то есть нечто вещественное. А теософия и Агни Йога к материи относят и электромагнитные поля, и свет, и даже невидимые и не фиксируемые современными приборами бесплотные формы материи, называемые тонкой материей. (К счастью, многие современные физики допускают существование плазменной формы материи, так что у науки и эзотерики есть перспективы для диалога в будущем.)

    В ЭТОМ ЧТО-ТО ЕСТЬ…


    Материалистическое мировоззрение, да и сама наука в современном смысле этого слова существуют… чтобы не ошибиться… этак с XVII века, едва ли ранее. Безусловно, отдельные ученые, и даже приверженцы материалистического мировоззрения, существовали и в Древней Индии, и в Древней Греции, но материалистическое мировоззрение не распространялось тогда на все общество. Итак, материалистические идеи властвуют умами приблизительно четыре столетия.

    А эзотерическое наследие, не совпадающее по своим мировоззренческим установкам с материалистической западной наукой, существует на планете тысячелетия – и это только по современной научной хронологии. (Есть еще хронология не научная, но она включает такие периоды истории человечества, как эпохи Лемурии и Атлантиды, о которых современная наука не только ничего не знает, но и попросту не признает их существования.).

    И все это время у эзотерического мировоззрения, если это можно так назвать, существуют преданные почитатели и последователи. Спросим себя прямо: если эзотерика существует много дольше, чем материалистическая наука, и при этом не теряет своей актуальности для человечества, – может быть, в этом что-то есть? Тем более что даже великий русский ученый академик В. И. Вернадский вовсе не отвергал ненаучных представлений древности, а считал их «эмпирическим обобщением», иными словами, опытом многих поколений, изложенным в виде определенных идей и положений (тех же доктрин эзотерических учений!). А что, если этот опыт выражает реально существующие в природе закономерности, пока еще не открытые наукой? Вернадский, как истинный ученый, такую возможность допускал. В своей знаменитой работе «Ноосфера» он писал буквально следующее: «В истории философской мысли мы находим уже за много столетий до нашей эры интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими выводами, если мы перенесем эти дошедшие до нас мысли – интуиции – в область реальных научных фактов нашего времени. (…) Некоторые из философских исканий Индии (…) – философии Упанишад – могут быть так толкуемы, если их перенести в область науки XX столетия»[28]

    При этом академик Вернадский не боялся, что его сочтут шарлатаном или невеждой, потому что был истинно великим ученым, не боявшимся в чем-то противоречить узкоматериалистической парадигме современной науки. И в этом Владимир Иванович Вернадский оказался глубоко прав. Уже с позиций науки XXI века невозможно стало отрицать, что философские, в том числе эзотерические, представления древних во многом созвучны с новейшими гипотезами и теориями современных ученых. Следовательно, они вовсе не так уж и наивны. Именно поэтому редкие и чрезвычайно смелые представители современной науки, не боясь быть осмеянными, дерзают заявлять, что, например, в буддизме очень много общего с современной квантовой физикой. Или что теория относительности Эйнштейна несколько напоминает представления буддийских и даосских философов о пространстве и времени (добавим – эти представления созвучны и с выводами нашего выдающегося физика А. Н. Козырева). Или что представление Востока о существовании в Космосе иных, нефизических форм материи имеет право на существование, потому что многие современные[29] ученые уверены, что и иные формы материи действительно существуют. Или что мысль представляет собой определенный вид энергии… Кстати – эту теорию мы вскоре рассмотрим подробнее, т.к. она имеет прямое отношение к теме нашего повествования – Апокалипсису!

    Подводя итоги, сделаем следующий вывод: что касается вопроса о том, можно ли верить эзотерическим доктринам или нет, – это каждый из нас решит сам. Но в любом случае нелишним будет с ними познакомиться хотя бы в аспектах той темы, которой посвящена эта книга, – темы Апокалипсиса и смены космических эпох. Тем более что в книгах теософии и Агни Йоги миру было дано стройное учение об этих событиях. И если духовные Учители Шамбалы располагают таким знанием, которое опережает современную науку в некоторых областях, кто знает: может быть, их познания об Апокалипсисе имеют реальную практическую ценность для каждого из нас?

    Но перед тем как мы обратимся к учениям теософии и Живой Этики о грядущей эпохе, попробуем хотя бы кратко суммировать то, что нам известно об авторах этих учений – духовных Учителях Шамбалы.

    ТАЙНА ШАМБАЛЫ

    Н.К. Рерих в одной из интереснейших своих работ – «Сердце Азии» – приводил фрагменты из древнеиндийских философских источников, говорящих о существовании на земле выдающихся духовных подвижников, живущих не для себя, а для блага других людей.


    «Шримад Бхагавата в книге VI говорит: «Эти великие Риши и другие великие подвижники, добровольно не замеченные, шествуют по лицу земли с целью духовного просвещения тех, которые следуют великим заветам».

    Шанкарачария в его Вивека Чудамани говорит: «Эти великие, которые вместили мир, которые окончили путь через ужасающий океан рождений и смертей, существуют и шествуют для блага, подобно весне. Без всякой личной цели они освобождают человечество»[30].

    Рерих Н.К. Сердце Азии


    Народы Азии упорно связывают основное местопребывание самых великих духовных Учителей мира с закрытой от непосвященных, тайно существующей в высокогорье Гималаев духовной обителью, называемой в Тибете Шамбалой.

    Долгие века знания о существовании Шамбалы были доступны далеко не всем, а в основном посвященным в эзотерические учения. Никаких подробностей, связанных с жизнью и деятельностью ее подвижников, на Западе не разглашалось. Более-менее конкретные сведения о Шамбале стали доступны миру только в XIX веке, с приходом в мир учения теософии, принесенного первой в западном мире посланницей Учителей Шамбалы – русской женщиной Е. П. Блаватской. В учении Агни Йоги, или Живой Этики, понятие Шамбалы было освещено во всей полноте, а одна из книг этого учения – «Надземное» – достаточно подробно рассказывает о жизни и деятельности загадочных гималайских подвижников. Что же мы знаем о Них?

    Авторы Агни Йоги утверждают, что все истинно Великие духовные Учители человечества, в том числе Основатели мировых религий, которых люди почитают Богами, являются Посланниками Космического, или Высшего, Разума на нашей планете. Каждый народ, приверженцы каждой веры представляют себе своих Богов и Их Посланников по-своему. Иные последователи религий кричат: «Наша вера – самая лучшая!» – и готовы чуть ли не убить тех, чья вера – иная. Но все внешние различия между Богами существуют лишь в воображении людей. Все религии едины в своей гуманистической нравственной сути, и все они учат людей одному и тому же! Другое дело, что последователи практически всех религий на протяжении долгих веков во многом исказили первоначальные заветы своих Основателей и приспособили их к служению своим собственным, человеческим, а отнюдь не божественным интересам. Религии стали частью государственных идеологий, частью политики и во многом утратили свое первозданное назначение – служить миру, справедливости и согласию между людьми. Но пока люди спорят о том, чья религия лучше, – вместо того чтобы в реальной жизни применять основные заповеди своей религии, – Основатели этих религий – уже с иных планов бытия – направляют свои духовные силы на то, чтобы принести на Землю мир и согласие между всеми народами.

    Согласно Живой Этике, все Великие Учители землян образуют на Земле (как и в Космосе) могущественную организацию Сил Света, или творческих сил всего мироздания. На Земле эту организацию издавна называли Иерархией Света. В Библии говорится о Лестнице Иакова – и этот древний образ символизирует ту же самую организацию Высших сил, принимающих активное участие в духовной эволюции человечества.

    Не пытаясь во всей полноте осветить тему Космического разума и Высших руководителей Земли, упомянем лишь один факт: согласно учению Агни Йоги, Великие духовные Учители человечества являются индивидами, завершившими человеческую стадию своей эволюции на других, более высокоразвитых, чем наша Земля, планетах и достигшими богочеловеческого уровня развития. Именно этот уровень, сравнимый – в представлении человека – с уровнем Божественного существа, и позволил этим Великим духам прийти на нашу планету на заре земной цивилизации для того, чтобы помогать человечеству эволюционировать. Достигнув богочеловеческого уровня развития, наши Старшие Братья по разуму решили помочь сделать это и земному человечеству.

    Семь великих Учителей – основатели Иерархии Света на нашей планете – пришли на Землю с других планет, достигших высших ступеней космической эволюции по сравнению с Землей. Вокруг Них объединились лучшие из землян, ставшие Их учениками и последователями, – таким образом на Земле и возникла Шамбала, или, как называют гималайское братство подвижников на Западе, Белое Братство. О том, откуда пришли на Землю Великие Учители, Е.И. Рерих писала:


    «Существует единая цепь Иерархии Света, продолжающаяся в Беспредельность, и все истинные Носители Света, появляющиеся и пребывающие еще и сейчас на нашей Земле, суть Звенья Ее. Конечно, Сыны Света, пришедшие с высших миров (Венера и Юпитер) на нашу планету, в конце Третьей расы[31] нашего Круга для ускорения эволюции ее человечества, и есть величайшие Духи, стоящие во главе доступной и ближайшей нам по карме Иерархии Света. Они есть Прародители нашего сознания, Им мы обязаны нашим умственным развитием. И, конечно, Они принадлежат к цепи Строителей Космоса. Каждый такой Строитель должен пройти человеческую эволюцию, чтобы затем встать во главе той или иной планеты»[32].

    Из писем Е.И. Рерих


    Не стоит думать, что идея существования в мироздании существ богочеловеческой ступени эволюции принадлежит только религиям. Эту идею разделяли многие выдающиеся ученые, и они рассматривали эту идею на чисто научных основаниях!

    Утверждения Агни Йоги о существовании в Космосе представителей Высшего Разума оказались весьма созвучны воззрениям русских философов-космистов. Так, В. И. Вернадский отмечал, что человек – это не окончательная ступень развития разума в Космосе, что должны существовать высшие ступени эволюции и, следовательно, более совершенные, высокоразвитые существа.

    «Мы могли бы это предвидеть из эмпирического обобщения, из эволюционного процесса. Homo Sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее»[33], – утверждал ученый.

    Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль как планетное явление.


    Очень близкие Агни Йоге взгляды на возможность существования в Космосе носителей высших форм разума, превышающих человеческую ступень эволюции, высказывал К. Э. Циолковский. В статье «Научная этика» Циолковский писал о существовании во Вселенной высокоразвитых планет, находящихся на более высоких ступенях космической эволюции. Их, по мысли ученого, должны населять и более совершенные, чем земное человечество, существа, овладевшие тайнами природы и достигшие огромного технического могущества[34]. Эта тема была продолжена и в других работах К. Э. Циолковского. Более высокоразвитых, чем земное человечество, индивидов ученый называл «высшими людьми» и проводил аналогию с религиозными представлениями о существовании богов:


    «Высший человек может получить более крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум, техническое могущество и прочее, всего ни предвидеть, ни вообразить нельзя. Вот вам бог с этой точки зрения. Множество планет старше Земли. Они успели уже выработать эти высшие существа, о которых мы только мечтаем». Как резюмирует русский философ-космист:… мы должны признать существование множества богов самых разных рангов. Чем они выше, тем дальше от человека, тем непостижимее ему»[35].

    Циолковский К.Э. Есть ли Бог?


    По мнению Циолковского, высшие существа способны не просто существовать в Космосе, но и оказывать позитивное, эволюционное влияние на своих собратьев по разуму. В статье «Воля Вселенной» философ пишет:

    «Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они»[36].

    Циолковский К. Э. Воля Вселенной.


    В Агни Йоге говорится, что Иерархия Света существует не только на Земле, но и во всем Космосе. Эта Иерархия представляет собой Высший Разум Космоса, или, как он называется в Агни Йоге, Космический Разум. Представители Иерархии Света, присутствующие на нашей планете, являются звеньями единой цепи Сил Света, творческих сил Космоса, деятельность которых направляет эволюцию всего мироздания.

    Великие духовные Учители человечества пришли на Землю с более высокоразвитой планеты Солнечной системы, Венеры. О космической миссии, выполняемой Ими на Земле и на других планетах, Е.И. Рерих писала:


    «Высшие Духи пришли на нашу Землю с высшей планеты для ускорения эволюции нашего человечества»[37].

    … Высший Разум (…) есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой Иерархии Сил Света. Именно Разум и Сердце этих высочайших Духов, завершивших свою человеческую эволюцию на эту Манвантару[38] здесь или на иных мирах, или системах, руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь насильственно в карму человечества, Они все же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение»[39].

    Рерих Е.И. Из письма


    И именно благодаря деятельности Старших Братьев человечества наша планета – незримым и неведомым для земного человечества образом – включена в Единую систему разумных сил Космоса. Главная обитель Иерархии Света считается последователями эзотерических учений центром Высшего Разума на Земле.

    Так что последователи теории внеземного происхождения нашей цивилизации (или, во всяком случае, гипотезы об участии Высшего Разума в эволюции нашей планеты) могут быть удовлетворены: их мнение в основе своей верно! Землю и ее народы издавна наставляли и вели по космическим ступеням эволюции наши Старшие Братья по разуму. Беда лишь в том, что мы слишком плохо слушаем Их наставления, а Их советы и заповеди реализуем в своей земной жизни подчас с точностью до наоборот.

    Конечно, в данном случае может быть задан вопрос: если на Земле есть Иерархия Света как представительство Космического Разума – почему эти Высшие существа не остановят самые ужасные события на Земле? Почему Они не воспрепятствуют войнам, грабежам, установлению тиранических режимов, повальным эпидемиям и прочим мрачным сторонам нашей жизни? Но мы должны понять, что Иерархия Света не имеет права вмешиваться в жизнь землян напрямую и диктовать нам свою волю. Иначе мы сами так ничему и не научимся! Космических нянек, которые контролировали бы каждый наш шаг, в природе не существует. Существуют лишь Старшие Братья человечества по разуму. Они могут предостеречь, предупредить, провозгласить миру извечные моральные заповеди, актуальные и на Земле, и в Космосе, – но строить за нас нашу жизнь насильно Они не могут. Если Великие Учители говорят нам: «Не убивай… Не кради… Не делай другому того, что не желал бы себе» – а люди вместо этого грабят и убивают себе подобных, – значит, эти люди рано или поздно получат от Космоса справедливое воздаяние за свои дела. И совершит это воздаяние не Бог, а безличный космический закон кармы. И, только столкнувшись с действием этого закона и получив на свою голову следствия своих грехов, человек рано или поздно поймет, что делать зло другим нельзя, потому что плоды этого зла всегда вернутся к тому, кто его совершил.

    В своих рассуждениях о деятельности высших существ Циолковский рассматривает и вопрос о масштабах их участия в жизни человечества. И здесь его выводы вполне соответствуют воззрениям авторов Живой Этики. Так, философ рассуждает, что прямое вмешательство высших существ в земную историю невозможно и не нужно, так как это лишь нарушит ход естественной эволюции человечества, цель которого состоит в том, чтобы научиться отличать добро от зла и выработать своеобразный духовный иммунитет ко всему антиэволюционному. (В Агни Йоге тоже говорится о том, что человечество продвигается в своем развитии путем познания добра и зла, то есть эволюционного и инволюционного.) По мнению Циолковского, страдания, как следствия нравственных ошибок человечества, являются неизбежным уроком на пути его духовного развития. «Положим, силы иных миров остановили бы войну 14-го года (…), – пишет Циолковский. – Много людей избавилось бы от страданий и смерти. Но человечество так грубо, что только эти страдания могли возбудить в нем отвращение к войне. Только они оказались «наукой», заставившей людей иначе думать, способствовали движению их мысли. Что делать, люди таковы, что только тяжкие страдания могут их переделать и вести к лучшему»[40] .

    Кроме того, Циолковский вполне обоснованно считал, что прямое вмешательство высших существ в жизнь Земли при низком уровне развития большинства землян могло бы привести лишь к усилению религиозного фанатизма:


    «Большинство людей совершенно невежественно. (…) Если бы они увидали вмешательство иных существ в земные дела, то сейчас бы поняли это с точки зрения своей веры. Появился бы фанатизм с его преступлениями и больше ничего»[41] .

    К.Э. Циолковский. Воля Вселенной


    Вот именно поэтому Великие Учители и содействуют нашей эволюции естественными путями, не вмешиваясь в нашу жизнь и не диктуя нам свою волю. При этом самым действенным, самым сильным средством ускорения духовного развития землян представители Иерархии Света считают духовную энергию и ее производное – мысль. Именно с помощью своей колоссальной духовной силы Они не только направляют эволюцию всей планеты, но и охраняют ее от опасных природных катаклизмов, которые угрожают ей из-за загрязнения ауры Земли негативной энергией.

    ПОМОЩЬ ИЗ ВЫСШИХ СФЕР


    Говоря о роли Космического разума в духовном развитии землян, стоит коснуться и вопроса о том, где, в каких сферах – на земном плане или в иных мирах – пребывают сейчас представители Иерархии Света?

    Помимо известного на Востоке центра объединения духовных Учителей мира, называемого Шамбалой, существует такое же Их объединение в высших сферах нашей планеты. Эти высшие сферы называются в учении Агни Йоги Тонким и Огненным мирами. А в восточных легендах говорится, что есть Шамбала земная и Шамбала Небесная.

    В наше время идея разумного существования души- сознания на иных планах бытия уже никого не удивляет. По мнению К. Э. Циолковского, высшие существа, способные руководить нашей эволюцией, могут находиться не только на физическом плане бытия, но и «в эфире» (в терминологии Агни Йоги – на тонкоматериальных планах бытия). Как пишет Циолковский, среди этих существ «… могут быть всевозможные породы, приспособленные к жизни на всяких планетах, например на Земле. Однако большинство их однообразно и приноровлено к жизни в эфире…. Можно ожидать, что эта могущественная организация может проникнуть на любую планету, например на Землю. (…) Очень возможно влияние на нас живых существ, подобных нам, только более совершенных»[42] .

    Елена Ивановна Рерих писала, что души-сознания всех Великих Учителей, посещавших наш мир, после их физической смерти остались в высших сферах, окружающих Землю. И оттуда, из мира иного, своим духовным воздействием Они по-прежнему продолжают содействовать эволюции нашей планеты.

    «Конечно, никто из Великих Учителей Человечества не ушел из нашей Солнечной системы, и даже не ушли они из сфер, окружающих нашу планету. Наоборот, именно приблизились сейчас, ибо свирепствующий Армагеддон[43] требует напряжения всех Сил Светлой Иерархии»[44].

    Из писем Е.И. Рерих


    Изредка – не каждое столетие – Великие Учители, называемые также Аватарами или Логосами, предпринимают воплощения на земном плане, чтобы прийти к людям в зримом облике, в виде основателей религий, создателей выдающихся философских и этических учений или знаменитых исторических деятелей. Уйдя с физического плана бытия, Они не покидают Землю, а остаются в высших мирах нашей планеты и оттуда, с иного плана бытия, продолжают свою помощь человечеству. Они не оставляют мир без своей духовной поддержки в моменты серьезных социальных и природных потрясений: войн, природных катаклизмов и, тем более, смены космических эпох. Так что во время Апокалипсиса человечество будет не одно: нам будут помогать Высшие силы Космоса.

    Впрочем, правильнее будет сказать, что Их помощь нам осуществляется уже сейчас, в предапокалиптический период. В конце концов, те знания о событиях Апокалипсиса, которые мы имеем, могут существенно помочь нам пережить трудное и драматическое время смены космических эпох.

    Вот, собственно, на этом мы и завершим наш краткий экскурс в историю самого таинственного феномена, существующего на нашей планете в течение долгих миллионов лет. Тех, кто хотел бы узнать о Шамбале больше, мы адресуем к сборнику «Шамбала – это не миф»[45], в котором достаточно подробно рассказывается о многих сторонах деятельности таинственного гималайского Братства.


    Примечания:



    1

    Грани Агни Йоги. Т. 3, 363.



    2

    Более подробно аналогичные явления будут рассмотрены в следующей книге автора, которая будет посвящена вопросам выживания в экстремальных условиях апокалиптических перемен. Прим. ред.



    3

    Чижевский A. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.



    4

    Чижевский A. В объятиях Солнца. Гелиокатараксия. М. 1995. С. 353.



    12

    Грани Агни Йоги. Т. 7, 383.



    13

    Неофит — ученик. — Прим. авт



    14

    Письма Махатм. Письмо № 17.



    15

    Грани Агни Йоги. Т. 7, 232.



    16

    Письма Махатм. Письмо № 36.



    17

    Адвайта-веданта — одна из систем классической индийской философии, согласно которой в основе всего, что есть в мире, лежит единое божественное начало. — Прим. авт.



    18

    Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М., 1993. С. 14—15.



    19

    Риши — мудрец, отшельник, святой.



    20

    Письма Махатм. Письмо № 35.



    21

    Letters from the Masters of the Wisdom. Transcribed and Compiled by C. Jinaradjadasa. First Series. Adyar, Madras, TPH, 1919. P. 17.



    22

    Письма Махатм. Письмо № 121.



    23

    Из письма Е.И. Рерих от 30.06.34.



    24

    Записи комментариев к учению Агни Йоги, изданные под названием «Грани Агни Йоги», были сделаны учеником Н.К. Рериха Б.Н. Абрамовым. — Прим. авт.



    25

    Грани Агни Йоги. Т. 13, 408.



    26

    Грани Агни Йоги. Т. 3, 405.



    27

    Конечно, духовные Учители Востока знали о делимости атома давным-давно. Но это знание не могло быть обнародовано ранее, иначе, как говорится в некоторых источниках, человечество овладело бы атомной энергией раньше времени, а последствия этого открытия — при весьма низком уровне нравственного развития нашей цивилизации — могли бы стать катастрофическими для нее же самой. — Прим. авт.



    28

    Вернадский В. И. Ноосфера // Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М„ 2004. С. 264.



    29

    Кстати, и не только современные. К.Э. Циолковский также был убежден в существовании иных форм материи и целых миров, образованных ими. Прим. авт.



    30

    Рерих Н.К. Сердце Азии//Рерих Н.К. Знак эры. С. 416—417



    31

    О расах и Кругах мы поговорим чуть позже. – Прим. авт



    32

    Рерих Е. И.Из письма от 07.12.35.



    33

    Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 55.



    34

    Циолковский К. Э.Научная этика // Циолковский К. Э.Очерки о Вселенной. С. 127.



    35

    Циолковский К. Э.Есть ли Бог? // Там же. С. 217.



    36

    Циолковский К. Э.Воля Вселенной //Там же. С. 44



    37

    Рерих Е.И. Из письма от 20.04.35.



    38

    Манвантара (санскр.) — крупный цикл космического развития; также период активного проявления мироздания. — Прим. авт.



    39

    Рерих Е.И. Из письма от 01.02.35.



    40

    Циолковский К. Э. Воля Вселенной // Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. С. 45.



    41

    Там же.



    42

    Циолковский К. Э.Воля Вселенной // Циолковский К. Э.Очерки о Вселенной. С. 45–47.



    43

    Армагеддон — битва Добра и зла. — Прим. авт.



    44

    Рерих Е.И.Из письма от 20.04.35.



    45

    См. Шамбала – это не миф. М., 2009









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.