Онлайн библиотека PLAM.RU  




ПРАКТИКА КОНЦЕНТРАЦИИ, МЕДИТАЦИИ И САМАДХИ

ЛЕГКИЕ МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ

Я молюсь единственной иконе! —

И с портрета Девы наяву

Ласковые лодочки ладоней

По волнам волос моих плывут.

По волнам дорогою нетленной

Мы уйдем без страха утонуть:

С Девой мне и море — по колено,

Ей со мною небеса по грудь!

Начиная разговор о различных практиках медитации, я хочу еще раз напомнить вам, дорогие мои читатели, что настоящая медитация — это состояние недумания, состояние, при котором в голове не появляется ни одной мысли в течение получаса. Но чтобы прийти к такому состоянию ума, мы должны прежде изучить и усвоить множество различных ментальных упражнений. В этих практиках применяется фантазирование, мечтание или свободные полеты мысли. Во многих книгах по йоге авторы называют подобное фантазирование — медитацией. Для удобства чтения и сокращения текста, я тоже временно назову полеты фантазии во время занятий пранаямами — медитацией. Но когда мы подойдем к главе «Трудные методы медитации», то опять вернемся к классическому определению слова «медитация», как к состоянию полного безмыслия.

В древнем священном писании Индии «Катха Упанишада» слово йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Йога — это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека так же нелегко, как остановить горную реку. Это видно из разговора Арджуны с Кришной в шестой главе «Бхагавад-Гиты».

Арджуна спрашивает: «Проповедуя это учение, ты его объясняешь, как ровность, но не вижу ему я опоры: ведь нестойко, изменчиво сердце. Это сердце столь непостоянно, столь порывисто, сильно, упрямо, что его удержать так же трудно, как в руке удержать быстрый ветер».

На что Бог Кришна ответил: «Это правда, могучерукий, что изменчиво сердце, нестойко; все же знай: упражненьем, бесстрастьем обуздать его, Партха, возможно. Кто себя обуздать не в силах, этой Йогой едва ль овладеет, но подвижник, себя победивший, зная средства, ее достигает».

Количество силы воли, способной обуздать чувства и желания, называется характером. Человек с маленьким характером не способен к медитации. Ему следует начинать движение к Богу с освоения первых ступеней ЯМЫ и НИЯМЫ. Если же характер уже проявился, то все равно усвоение медитативных упражнений следует контролировать соблюдением нравственных принципов ЯМЫ-НИЯМЫ.

Последовательность выполняемых упражнений в различных школах йоги определяется по правилу «от простого к сложному». Особенно важно соблюдать такое правило в высших йогах — Раджа-, Лайя-, Кундалини-, Буддхи- и других ветвях учения. Тогда ученик будет застрахован от различных побочных эффектов, которые являются для занимающегося зачастую неожиданными и в большинстве случаев нежелательными. При условии правильности выполнения всех описанных упражнений риск будет минимален. Любая практика должна строиться на постепенном увеличении длительности и сложности занятий.

Приводимая последовательность упражнений не является в то же время строго обязательной. Различия индивидуальных особенностей занимающихся неизбежно приводят к тому, что для разных людей, согласно их природным особенностям, наиболее желательными будут разные упражнения. В общем случае, число факторов, которые оказывают воздействие на итоговый эффект того или иного упражнения, бесконечно, и полное устранение каких-либо негативных влияний, строго говоря, невозможно. Важно соблюсти главные условия, о которых уже не раз упоминалось. Все остальные аспекты занимающийся определит сам. Так и в приводимой нами схеме: наиболее важное значение имеет лишь общая направленность занятий, а отдельные упражнения, которые вам в силу субъективных причин явно не нравятся, можно выбрасывать из схемы по своему усмотрению. Главное — не начинать с середины или, что еще хуже, с последних упражнений. Новичкам зачастую могут показаться примитивными начальные упражнения, и потому они сразу пытаются достичь вершин благодаря высшим практикам. Однако у большинства учеников из этого ничего не получится. Наоборот, самые, казалось, простые упражнения при их систематическом выполнении зачастую дают занимающемуся массу разных нюансов, о которых он и не подозревает. Так или иначе, все это познается опытным путем. Поскольку читая инструкцию езды на велосипеде, вы не научитесь на нем кататься. А научиться кататься на велосипеде можно только катаясь на нем, то пора приступить к описанию самих упражнений.






Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.