Онлайн библиотека PLAM.RU




ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В МЕДИТАЦИИ

Когда подумаешь о том, что будет с душою после смерти, нельзя не подумать и о том, что было с душою до рождения. Если ты идешь куда-нибудь, то, наверное, откуда-нибудь ты вышел. Так и в жизни. Если ты пришел в эту жизнь, то откуда-нибудь.

Многие и многие ученики часто путают сочетание тандри (вялости) и манораджьи (бесплодных мечтаний) с глубокой медитацией и Самадхи. Таким садхакам кажется, что их разум утвердился в концентрации и освободился от викшепы, то есть рассеянности, но это большая ошибка. Это всего лишь следствие бесплодных мечтаний и фантазий. Внимательно следите за своим разумом. Избавьтесь от двух названных препятствий при помощи силы воли, пранаямы и очень умеренного саттвического питания. Будьте вдумчивы, осторожны и осмотрительны. При возникновении сонливости сделайте десятиминутный перерыв и окатите голову холодной водой.

Сосредоточенное состояние иногда усиливается острым вожделением. При этом человек сосредоточен на чем угодно, кроме объекта концентрации. Это следствие неправильной медитации. Медитация всегда связана с пранаямой, как нитка с иголкой, как свет свечи с пламенем свечи. При задержках дыхания семя превращается в духовную энергию, а затем в виде желтого облака праны висит над головой. Если задержек дыхания нет, то приходит вожделение. Следите за этим и своевременно делайте пранаяму.

Многие ошибочно принимают за Самадхи глубокий сон. Самадхи — это положительное состояние настоящего всеведения. Не допускайте подобных ошибок. Предвестниками Самадхи являются испытываемое в медитации спокойное состояние саматы, безразличия, особенная концентрация и Ананда (счастье). Не прерывайте это состояние. Постарайтесь удерживать его как можно дольше. Хорошо запомните это состояние.

Познавайте явления в их собственном свете. Не вводите себя в заблуждение. Чувства часто принимают за благочестие, безумные прыжки во время медитации — за божественное блаженство, а полуобморок после неистовых прыжков — за бхава-самадхи. Увы, это не так. Раджасическую непоседливость и суетливость путают с божественными деяниями и карма-йогой, тамасичного человека с саттвичным, даже ревматические схватки в спине некоторые путают — с восхождением Кундалини. Вялость и глубокий сон считают Самадхи, бесплодные фантазии — медитацией, а физическую наготу — признаком состояния Дживан-мукты. Будьте мудрыми, не поддавайтесь на провокации.

Многие ученики часто жалуются: «Я занимаюсь медитацией уже двенадцать лет, но так и не продвинулся вперед, не достиг ни озарения, ни осознания. Почему? В чем причина?» Такие садхаки не соблюдают правила ЯМЫ-НИЯМЫ. Они еще не освоили уроки Пранаямы. Что же тут говорить о концентрации и медитации? В два прыжка невозможно преодолеть пропасть, отделяющую мирянина от Бога. Такие горе-ученики не занимались регулярно и систематически йогой по четыре раза в день.

Даже если во время медитации у садхака замирает биение сердца и останавливается дыхание, это еще не значит, что он пребывает в Нирвикальпа-самадхи. Оттуда человек возвращается со сверхчувственным, с божественным знанием. Только тогда можно утверждать, что он достиг настоящего Самадхи. Дыхание и сердцебиение могут останавливаться и по другим причинам. Это случается, если человек много дней воздерживается от еды и воды, при этом немного занимается концентрацией, либо просто достаточно долго неподвижно пребывает в одной и той же асане. В медитации садхак должен сохранять полное осознание. Обычное состояние неподвижности, даже при потере чувствительности к внешним звукам, не принесет особенных духовных обретений.

Не позволяйте себе погружаться во время медитации в состояние сонной неподвижности — джада. Не путайте это состояние со слиянием с Господом. Длительное пребывание в таком состоянии нежелательно. Оно напоминает глубокий сон и ничуть не способствует духовному развитию. Намного полезнее потратить это время на пранаяму, концентрацию, мантры или изучение священных книг.







Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.