Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 6. Конкретные случаи общения с умершими

Переход, который мы называем смертью, сравнивался в считываниях Эдгара Кейси с переездом из одного города в другой. Даже когда мы путешествуем в этом мире на дальние расстояния, мы все равно продолжаем общаться с людьми по телефону, в переписке, по Интернету и так далее. Точно так же есть способы и средства, при помощи которых живые могут общаться с душами, пребывающими в других измерениях сознания.

Однажды Кейси задали интересный вопрос об общении с умершими в состоянии транса:


(В) Возможно ли для этого субъекта, то есть, для Эдгара Кейси, пребывающего в трансе, общаться с теми, кто перешел в мир духов?

(О) Души всех, кто ушел с физического плана, остаются около этого плана, пока их развитие не унесет их дальше или пока их не вернут для развития сюда [на земной план]. Когда они находятся на плане общения или остаются в пределах этой сферы, с ними может общаться любой. Вокруг нас их присутствуют тысячи. (3744-1)


В одни периоды мертвым общаться с живыми легче, чем в другие. Оптимальное состояние сознания для встречи с умершими — это сновидения или «промежуточное состояние» сознания между бодрствованием и сном, которое иногда называют гипногогическим состоянием сознания. Именно в этом состоянии наши души наиболее восприимчивы к сферам, где пребывают умершие, благодаря «сети» коллективного бессознательного всех людей.

Нет ничего необычного в том, что умершие вскоре после своей смерти являются к живым и общаются с ними в той или иной форме. Эти «появления» принимают много различных форм и могут происходить в бодрствующем состоянии сознания, во снах или в периоды глубокой медитации. Во многих случаях умершие «разговаривают» с живыми посредством тех или иных обстоятельств, совпадений или эпизодов, где они так или иначе дают о себе знать скорбящим. В одних случаях душа пытается общаться со скорбящими, чтобы утешить их, в других - душа сама нуждается в указаниях и помощи от живых, и мы об этом говорили в предыдущих главах. В «Свидетельстве Света» Френсис Бэнкс подробно описывает, каким образом происходит такое общение между живыми и мертвыми:


«На этом плане есть Станции, делающие возможным общение с земным планом».[70]

«На этих Станциях есть помощники и слуги, которые посвятили свои знания и служение помощи тем, кто желает послать вести о себе своим близким, оставшимся на земле. Как я понимаю, техника, которую они используют, весьма «специфична», и поначалу очень трудна даже для тех, кто желает использовать ее. Но есть Станции, есть Указания для этой работы, есть администраторы и, в некотором смысле, технические специалисты, которые знают, как запускать эту технику...»[71]


«...На этой телепатической волне я могу записывать обрывки информации, касающейся такой противоречивой темы, как Жизнь После Смерти... но теперь я могу сказать вам, что, с моей стороны это не было сольным выступлением... Там есть Оркестр, который помогает мне и руководит мною в выборе эпизодов, которые должны быть телепатически переданы вам... в этом Оркестре есть и другие, и я понимаю, что мы — всего лишь инструменты в этой работе. Должна быть раздвинута завеса между мирами... Люди, живущие на земле, обладающие эрудицией, культурой и умственными способностями, верующие и религиозные люди, а также необразованные, невежественные и закрытые умы — со всеми нужно установить контакт. Всем нужны знания, чтобы избавиться от страха, который является одной из самых мрачных и самых сильных земных эмоций и которую необходимо победить, прежде чем мир и прогресс сможет прийти на землю».[72]


Эдгар Кейси помогает душе одного умершего направиться к Свету


Хью-Линн Кейси рассказывал историю об одной необыкновенной встрече его отца с умершей женщиной, с которой он был знаком, когда начинал свою карьеру фотографа. Эта женщина умерла в относительно молодом возрасте и через несколько лет посетила дом Эдгара Кейси в Вир-джинии-Бич:


«Однажды утром он проснулся, сильно взволнованный интересной и странной историей, которая с ним произошла. Он рассказывал, что ночью услышал во сне какой-то стук в окно. Он начал осознавать, что с ним разговаривает кто-то из потустороннего мира, и он узнал, кто это был. Это была девушка, которая работала на него в его студии в Сельме, Алабама, много лет назад. И он знал, что она умерла. Но она была истинной молодой леди, и поэтому попросила его соблаговолить спуститься вниз и впустить ее в переднюю дверь. Она хотела встретиться с ним и решила сделать это в соответствии с правилами хорошего тона. Он спустился вниз и открыл дверь: она стояла перед ним. Он мог видеть сквозь нее, но она была достаточно плотной, чтобы войди, сесть и начать говорить с ним. Она хотел знать, что ей делать.

«Я знаю, что умерла, — сказала она. — Я живу вместе с матерью и отцом. Они постоянно избегают меня, оставляют меня одну, и я не знаю, куда идти и что делать. Я находилась поблизости от фотостудии и вспомнила, что если я смогу добраться до Вас, то Вы мне скажете, что делать. У меня сейчас ужасная ситуация».[73]


Следующая часть этой истории иллюстрирует удерживающую способность наших убеждений и необычные обстоятельства, которые могут окружать душу после физической смерти:


«Вы знаете, что я умерла от болезни желудка, которой страдала, — объясняла эта женщина. — Врач стал оперировать меня, и во время операции я умерла. Когда я перешла в мир иной, я продолжала болеть и страдать, и я была очень обеспокоена. Потом этот врач также умер и, уже находясь в мире ином, закончил эту операцию. Теперь со мной все в порядке».[74]


Хью-Линн говорил, что с тех пор как она умерла прошло много лет, но сколько времени прошло на самом деле, она не осознавала:

«Прошли годы, но ей они казались десятью минутами... Поэтому папа рассказал ей о свете, о том, как искать его и как молиться о нем. Он сказал, что будет молиться о ней, что соберет для нее группу [молящихся об исцелении], и что когда она увидит свет, она должна последовать за ним: тогда она будет знать, куда идти. Ты будешь слышать, как мы время от времени упоминаем о свете, который приходит во время медитации, и что лучше бы мы находили его еще до своего перехода на другую сторону. Видимо, этот свет нужен нам, чтобы понять, куда идти. Потеря ощущения времени на той стороне может доставлять значительные беспокойства. Поэтому нам нужно быть способными двигаться дальше».[75]


Убитая женщина возвращается к своему сыну


Когда Джею[76] было четырнадцать лет, его мать бесследно исчезла. Он считает, что она была похищена и убита из-за одной сделки с наркотиками. Сколько помнит ее Джей, она периодически «садилась» на героин. За годы своей наркотической зависимости она хорошо познала преступный мир наркотиков и некоторых довольно опасных людей. Джей оставался близок со своей матерью даже в мрачные периоды ее жизни, когда за наркотики требовалось расплачиваться, и ей, чтобы поддерживать свою привычку, приходилось заниматься проституцией.

«Какой бы плохой она ни была, — говорил Джей, — она всегда заботилась о том, чтобы у меня было достаточно еды. Она всегда заботилась о том, чтобы я был в безопасности. Мы были очень близки».[77]

Через шесть недель после ее исчезновения Джей увидел очень яркий сон о своей матери, в котором, как он считал, она общалась с ним. В этом сне он ехал по какому-то шоссе и пересекал ржавый железнодорожный мост. Сразу после пересечения этого моста он увидел призрак своей матери.

«Я увидел ее растерзанную на куски, — говорил Джей, — но потому как она была растерзана, можно было точно сказать, что она стала жертвой отнюдь не медведя-гризли. На ее теле были промежутки, отделяющие голову от туловища и руки от плеч, а ее ног я не видел. Ее лицо было очень отчетливым, и по его выражению можно было прочесть «обрати внимание... тебе это очень важно понять»».

Он последовал в этом сне за своей матерью через лес на пустырь, находившийся примерно в двадцатипяти ярдах от моста. Когда они шли к этому пустырю, солнце вышло из-за облаков и осветило весь пейзаж. Его мать указала на землю. Когда Джей посмотрел, он сразу понял, что перед ним неглубокая плохо зарытая могила. К удивлению, ни Джей, ни его мать не теряли рассудок в этом сне. Когда он смотрел на свою мать и на эту неглубокую могилу, его наполнило парадоксальное чувство облегчения. Джей говорил, что, когда он неожиданно пробудился ото сна, он был наполнен «знанием» двух вещей одновременно: он знал, что его мать мертва и что с ее душой все в порядке.

«Каким-то образом я знал, что она была убита, — говорил Джей. — И как бы странно это ни звучало, когда я проснулся и ко мне пришло это понимание, меня наполнило великое чувство покоя. Я ощущал, что моя мать чувствует облегчение, просто благодаря тому, что я теперь знаю и понимаю, что с ней случилось».[78]


Исчерпывающая книга Томсона Дж. Хадсона The Law of Psychic Phenomena («Закон психических явлений») иллюстрирует один случай, который удивительно вторит встрече Джея со своей матерью во сне:


«Характер проявления [явление умершего] настолько же различен, насколько различны фазы человеческой эмоции или объекты человеческого желания... Когда мать умирает вдали от своих детей, ею часто овладевает сильное желание увидеть их еще раз перед тем как уйти. Это часто выражается в переносе ее фантома в то место, где они находятся: этот фантом долго всматривается в лица своих любимых, а затем угасает.

Все призраки умерших — это фантомы тех людей, которые умерли в условиях сильного психического или эмоционального стресса... В этот кульминационный момент убитый человек ощущает сильное желание познакомить мир с обстоятельствами его «ухода», и в нем зарождается мысль о воспроизведении сцены и места его убийства, пока не будет понято ее значение и пока преступник не предстанет перед судом... те [из живых], чьи нервы достаточно сильны, чтобы выдержать этот шок, могут видеть видеть каждую ночь реалистичное воспроизведение этой трагедии. Это может продолжаться дни, месяцы, и даже годы, но обязательно прекратится, когда цель будет достигнута...»[79]


К Джею мать явилась, чтобы сообщить ему, что она ушла от него не по своей воле, но стала жертвой убийства и не смогла вернуться к нему физически. Свидетельством того, что желание матери исполнилось, как раз и послужило то состояние спокойствия, которое Джей ощутил в своем сне. Этот сон повторялся в течение семи ночей. После каждой последующей ночи чувство покоя у Джея усиливалось, а печаль утихала. После седьмой ночи встречи с его матерью во сне прекратились, точно так же как и парализующая скорбь, которую он испытывал до этого целых шесть недель. Джей пока еще не нашел тот железнодорожный мост и ту рощу, где его мать показала ему во сне свою могилу. Но он уверен в том, что эта встреча с матерью во сне была реальным переживанием, которое позволило ей успокоиться после своей жестокой смерти, а также дала возможность ему жить дальше, зная, что смерть — это не конец.


Утонувшая девочка сообщает о себе


Эдгар Кейси переживал подобную ситуацию, когда он со своей женой Гертрудой в начале тридцатых годов экспериментировал с планшеткой для спиритических сеансов. Кейси рассказывал, как при помощи этой планшетки было получено известие от маленькой девочки, которая утонула в озере:

«[1] Видел несколько сообщений планшетки для спиритических сеансов, которые больше всего поразили меня... однажды вечером получил несколько сообщений, доказывающих, что это — абсолютная правда. Хотя все те, кто находились в этой комнате, ничего не знали как о, полученных сообщениях, так и о людях, от которых, по-видимому, они поступили или кому они были адресованы. Тем не менее, адрес каждого оказался правильным, и сообщение оказалось полезным тому человеку, которому оно было послано. Например, в одном из сообщений было сказано: «Я маленькая девочка по имени Б.Е. Пожалуйста, сообщите моему отцу Д.Р., что я не убежала из дому, но утонула в бревенном бассейне. Мой папа — бригадир на лесопилке. Пожалуйста, скажите ему, чтобы он достал мои косточки из такого-то места бассейна...» Отцу, потерявшему маленькую дочь, написали об этом, и он нашел ее останки именно там, где было сказано. Это может служить подтверждающим доказательством многих других случаев...» (1196-1)


В этом примере, безмерная скорбь отца непосредственно передавалась маленькой девочке, находившейся по ту сторону. Естественно, это подсказывало душе ребенка искать общения через любой открывшийся канал. Планшетка для спиритических сеансов и Эдгар Кейси в качестве одного из ее операторов, представляли этот открывшийся канал, через который душа, пребывающая в мире ином, могла общаться. Прежде чем продвигаться в более высокие сферы потусторонней жизни, этому ребенку было необходимо утешить скорбь отца.

Вокруг смерти близких людей могут возникать многие странные явления, во многих случаях устраняющие барьер между миром живых и миром мертвых. В своей книге The Law of Psychic Phenomena («Закон психических явлений») Хадсон описывает теорию, которая дает объяснение этому переживанию, особенно когда дело касается случаев внезапной или насильственной смерти:


«Общепринятая теория, которая, по идее, объясняет это совпадение, заключается в том, что душа, внезапно и преждевременно вырванная из тела, удерживает больше материальных элементов тела, нежели в том случае, если смерть явилась результатом постепенного разрушения и естественного отделения материальной формы от нематериальной. Считается, что физические элементы, удерживаемые душой в течение некоторого времени, дают ей возможность становиться видимой для живых, а также проявлять себя в действиях на физическом уровне, которые мы привыкли приписывать разным духам. На первый взгляд, это вполне правдоподобно, и ввиду отсутствия каких-либо фактов, утверждающих противоположное, эту теорию можно считать правильной...»[80]


Телефонный звонок с того света


Во многих случаях души, пребывающие в мире ином, общаются с живыми неосязаемо, то есть, не являясь во снах или в видениях. Следующие два случая иллюстрируют тот факт, что иногда контакты с умершими выражаются в знаках и обстоятельствах, несущих на себе «клеймо» умершей личности, вплоть до того, что в них выражается юмор, который был присущ умершему.


Барбара[81] ухаживала за своим мужем, находившемся на последней стадии неизлечимой формы рака костей. У них был счастливый брак, в котором было много смеха и юмора. Сколько Барбара помнит своего мужа, он всегда любил свистеть. Он свистел, когда что-то делал и когда просто слонялся по дому.

«Он возил семью на машине, постоянно насвистывая в пути, — вспоминала со смехом Барбара. — Но этот свист нам не особенно надоедал, потому что это было его особенностью. Это было частью его натуры. Он свистел постоянно».

Перед своей смертью муж Барбары в шутку сказал ей, что хотел бы записать для нее свой свист на пленку, прежде чем он умрет, чтобы она не слишком скучала по нему. Они оба от души посмеялись над этим, и этот разговор вскоре был забыт, поскольку рак стал быстро прогрессировать. После его смерти Барбара переживала долгие и мрачные дни скорби. Она ужасно тосковала по своему мужу.

«Бывало, я приходила домой совершенно разбитая, — говорила Барбара. — Я была настолько потерянной без него, что даже не знала, как мне дальше жить. Я испытывала такое смятение чувств — гнев, утрата, боль — о, это было ужасно».

Барбара на некоторое время уехала, и когда она вернулась домой, она решила прослушать сообщения, оставленные на телефонном автоответчике.

«Я нажала кнопку на автоответчике, — рассказывала Барбара, и единственным сообщением на этой пленке был чей-то свист. Я слушала дальше и дальше, но в конце было только молчание. Эта пленка проигрывалась до самого конца».

Барбара сидела в полном замешательстве, не зная, что и сказать. Вдруг она вспомнила, что ее муж перед своей смертью сказал: «Я собираюсь записать для тебя мой свист на пленку, чтобы ты не особенно тосковала обо мне».

«Когда он что-то делал, он делал это красиво, — говорила Барбара. — У него было удивительное чувство юмора, и он всегда все делал так, чтобы «превознести» себя и других. Я не знаю, как можно было сделать такую вещь [необъяснимый свист на пленке], но это было совершенно в его духе — сделать что-то такое, что заставило бы меня не плакать, а смеяться».[82]

Важно помнить, что цельность нашей души и нашей личности сохраняется и после смерти. Умершие могут утешать живых точно в той же манере, в которой они утешали их, когда сами были живы, то есть, оставив «отпечаток» своего юмора, своей веселости и любви. Как говорил Эдгар Кейси:


«... и не думайте, что индивидуальная душа-сущность, уходящая с земного плана, принадлежа католической, методистской или англиканской церкви, становится другой, просто потому что человек умер! Это лишь умерший англиканец, католик или методист». (254-92)


Отец общается со своими дочерьми


Джанет[83] и ее сестра получили известие о не ожиданной смерти их отца. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте семидесяти двух лет. В ночь после похорон Джанет приснилось, что она сидит в кресле и горюет о смерти своего отца.

«Я видела его очень четко, — говорила Джанет, — и он был совсем как живой. Казалось, что он был очень занят приведением себя в порядок, как будто он вычищал все свои закупоренные артерии. Я сказала:

— Папа, если бы я только знала, что тебе это нужно, то я отвезла бы тебя в лечебный центр, где лечат отравления, вызванные тяжелыми металлами, и ты получил бы там необходимую помощь.

Отец улыбнулся Джанет и сказал:

— Нет, со мной все в порядке. Теперь, когда я умер, мне лучше».


Джанет пробудилась ото сна с чувством того, что это был очень реальный контакт. Вскоре произошел еще один контакт (в нем отражалось чувство юмора ее отца), который дал почву для размышлений всей семье.


«Однажды вечером все мы рассказывали истории о папе, — говорила Джанет. — И мой дядя вспомнил одну веселую историю про то, как они с папой, взяв с собой собаку, отправились на охоту. Случилось так, что за время охоты собаку обрызгал скунс, и не один раз, а дважды. Поскольку они путешествовали на машине, у них не было другого выбора, как только взять собаку с собой в машину, несмотря на невыносимое зловоние. Мой папа и дядя всю дорогу ехали обратно, высунувшись в окно. Когда через неделю они вернулись, скунсом воняло буквально все — машина, одежда и, разумеется, собака. Что ж, буквально на следующий день после воспоминания об этом случае, моя сестра стала молиться о том, чтобы папа подал какой-нибудь знак, что с ним все в порядке. Она, как и все мы, ужасно скучала по нему. И вдруг из окна понесло скунсом! Моя сестра спросила: «Папа, это знак?» Она вышла из дому, чтобы посмотреть, действительно ли здесь где-то набрызгал скунс. Но нигде не чувствовалось запаха скунса. И этот знак в виде запаха пропал так же неожиданно, как и появился».

Сестра была поражена этим переживанием, и это происшествие рассмешило их обеих. Джанет говорила, что именно такого типа знака они ожидали от их отца, то есть, чего-то, что подняло бы их дух, рассмешило бы их и передало бы весть: «Я жив и здоров!»

«Это было бы полностью в духе моего папы, — говорила Джанет смеясь. — У него было удивительное чувство юмора. И чтобы убедиться, что известие дошло, папа сделал так, чтобы я также почувствовала этот запах! Это случалось несколько раз за время нашего визита, и мы с сестрой не могли поверить в это, пока, наконец, не убедились! Это было точно в его духе».[84]


Точно так же как Барбара, получившая весть от своего мужа, Джанет и ее сестра без вопросов понимали, что их отец счастлив и жив в мире ином.


Девушка утешает друзей после своей смерти


Джине делали пересадку печени, но операция прошла неудачно и через несколько дней пребывания в коме Джина умерла. Пока Джина была в коме, ее отец позвонил Лауре, одной из близких подруг их семьи, и попросил ее молиться о Джине, чтобы она смогла легче совершить свой переход.

Лаура, ужасно расстроенная этим известием, долго бродила по улицам, всю дорогу молясь о Джине и разговаривая с ней. Во время этой прогулки перед ней появилось лицо Джины, которое выглядело очень обеспокоенным. «Я не знаю, что делать» — сказала Джина. Лаура почувствовала, что ей сразу пришли в голову именно те слова, которые должны были помочь ее умирающей подруге. Она сказала: «Все нормально, Джина. Просто отпусти себя. Все будет в порядке». Лаура четко видела лицо Джины, и после того как она произнесла эти несколько слов, Джина вроде бы успокоилась. Видение исчезло. Лаура говорила, что это событие произошло приблизительно в 4 часа после полудня.

В то время, когда Лаура переживала это видение, в нескольких милях от нее сестра Джины заметила явное изменение в своей умирающей сестре, которая лежала на больничной койке. «Ее выражение лица стало умиротворенным» — говорила ее сестра. Затем Джина легко совершила свой переход в 4.25 после полудня.

Вскоре после смерти Джины ее близкая подруга Мэри ехала на машине в хоспис, в котором она работала, оказывая волонтерскую помощь детям, больным СПИДом. По дороге Мэри, вдруг, почувствовала присутствие Джины в машине. Джина и Мэри познакомились на конференции по духовным вопросам и стали близкими подругами. Они обсуждали многие темы: духовность, возможность перевоплощения, а также то, что происходит с душой после смерти. Мэри оставалась с Джиной и ее семьей на протяжении всего времени перехода Джины в мир иной.

«Я ощущала в машине статическое электричество, — рассказывала Мэри, — как будто все мое тело покалывало мельчайшими иголочками. Я знала, что это была Джина. И я ощутила ее рядом с собой, когда вошла в хоспис. Я громка сказала: «Что ж, Джина, сейчас ты познакомишься с моими детками»». Я взяла на руки Джонни, маленького мальчика, больного СПИДом, к которому я была очень привязана. Я начала рассказывать ему любимую историю об ангелах, о том, что они всегда витают вокруг него и наблюдают за ним. Я сказала Джонни, что теперь у него есть новый и особенный ангел по имени Джина. Когда я начала свой рассказ, игрушечная музыкальная лошадка-качалка, которая была в комнате, начала раскачиваться сама по себе. Она раскачивалась целых десять минут, пока я рассказывала Джонни о Джине и ангелах.

«В тот момент я знала, что это было знаком того, что Джина рядом со мной и с Джонни» — рассказывала Мери. Джонни умер в октябре 1992 года. «У меня было чувство, что Джонни служил посредником между мною и Джиной, и что когда он умрет, Джина будет рядом с ним».

Это переживание не столько удивило Мэри, сколько дало ей определенное понимание. За свой короткий период дружбы на земле эти две женщины развили между собой духовную связь, и, как рассказывают многие люди, Мэри вовсе не была удивлена этим явлением. Напротив, отклик Джины наполнил ее знанием того, что жизнь после смерти продолжается.[85]


Посещение умершего друга во сне


У Боба[86] было переживание во сне, что он как будто общается со своим другом, который умер в возрасте двадцати пяти лет от осложнений, вызванных СПИДом. Боб работал волонтером в хосписе, где заботился о Марке вплоть до его смерти. Марк заранее заверил Боба, что попытается связаться с ним после своего перехода.

«Через несколько лет после смерти Марка у меня был сон, в котором Марк появился в моей комнате, — рассказывал Боб, — и принес с собой стопку каких-то учебников. Я был сильно удивлен. В этом сне я помнил о том, что Марк умер, и я не мог поверить, что он стоит передо мной».


В этом сновидении Боб спросил Марка:

— А что ты здесь делаешь, Боб?

Боб на мгновение растерялся, но затем понял, что он видит сон, и что в этом сне Марк общается с ним.

Марк сказал:

— Давай, Боб, я сейчас тебе кое-что покажу.

Мой первоначальный шок сменился удивлением. У меня никогда не было осознанных сновидений, в которых я осознавал бы, что сплю и вижу сон. И рядом со мной был Марк, выглядевший полностью выздоровевшим и энергичным. Он сказал, что собирается что-то мне показать, но я никак не мог вспомнить, что именно он собирался мне показывать.

Боб вспомнил только то, что Марк показал ему большой университетский городок и сам университет, похожий на «университет света», который видел Джордж Ритчи. По нему расхаживали профессора и студенты, и Марк среди них был прямо как дома.

«Но больше всего поразило меня то, что это место выглядело, как университетский городок на земле, — добавил Боб, — за исключением того, что он был гораздо ярче: там были настолько яркие цвета, что их практически невозможно описать. Но Марк, как казалось, обладал вполне реальным «телом», впрочем как и все остальные обитающие там души. Оказавшись в гуще этой деятельности, я спросил Марка, все ли дела, которые он планировал на земле, ему удалось завершить. Он улыбнулся мне и сказал с большим энтузиазмом: «Нет, не удалось. Но я здесь прохожу курсы!» Марк указал на книги, которые он держал в руках, и мы оба рассмеялись. В тот момент я понял, что обучение и развитие после смерти продолжается. Это был самый яркий сон из всех, которые я когда-либо видел, и я даже думаю, что это был не сон. В этом сне я был более сознательным, чем когда-либо. Когда сон закончился, и я сказал Марку до свидания, я вернулся в бодрствующее сознание, словно вновь вошел в знакомую комнату. У меня не было ощущения того, что ко мне постепенно возвращается мое обычное сознание, как бывает, когда пробуждаешься от обычного сна. Казалось, что я просто в один миг переместился из одного места, или измерения, в другое»[87].


Очень важно отметить то, каким образом Марк явился Бобу во сне. Он явился ему здоровым, сильным и крепким. Часто люди рассказывают, что их близкие умершие являются им таким же образом, как они это делали при жизни. Кроме того, считывания Кейси подчеркивают, что физическое тело, изможденное неизлечимой болезнью, никоим образом не становится препятствием для души. Физическое тело умирает, а душа и духовные силы сохраняются:


«...если мы все больше и больше будем узнавать о том, что расставания [в момент смерти] — это только прохождение через комнаты обители Бога, то мы начнем — в этих расставаниях, в этих переживаниях — сознавать, что подразумевается под тем, что всегда было и будет законом: «Господь Бог наш есть Господь Единый». И вы должны быть едиными — едиными друг с другом, едиными с Ним, ибо вы являетесь частицами потока жизни Спасителя вашего!» (1391-1)


В момент смерти душе предоставляется возможность освободиться от своих земных уз и материального измерения сознания и отправиться к свету ради дальнейшего роста и развития. Для некоторых душ эта возможность неочевидна: если человек провел всю свою земную жизнь в погоне за материальными ценностями и не стремился к духовному развитию, то душа его останется настолько поглощенной прежней земной деятельностью, что может продолжать витать вблизи своего дома или поблизости от друзей, домочадцев и знакомых, которых человек знал при жизни, либо пытаться участвовать в делах живых людей.

Свобода души продолжается после смерти. Каждая душа ответственна за свое положение как здесь, так и в мире ином. Душа как в этом мире, так и в следующем пребывает там, куда ее приводят ее желания. Чем меньше культивируемые нами желания и намерения сосредоточены на материальном и чем больше они сосредоточены на духовном, тем выше то сознание, к которому мы будем тяготеть после смерти.


Отец, совершивший самоубийство, является своей дочери


Сьюзан[88] росла вместе со своими сестрами в неблагополучной семье. Их отец был алкоголиком и иногда жестоко обращался с ними. Он закончил свою жизнь, застрелившись из ружья. В течение нескольких дней после его смерти, Сьюзан и ее сестра Джун видели его призрак. Сьюзан видела его во сне три ночи подряд, а у Джун было видение встречи с ним наяву

Сьюзан обладала очень чувствительной психикой, которая особенно проявлялась в ее осознаваемых сновидениях. Она часто видела сны, предсказывающие кризисы и перевороты. Сьюзан регулярно сообщала членам своей семьи и близким друзьям о приснившихся ей вещах, предупреждая их о неприятностях, и чаще всего ее советы оказывались правильными. Благодаря ее провидческим снам, был предотвращен ряд критических ситуаций. Во сне о своем отце Сьюзан заметила, что отец выглядел в точности таким, каким был при жизни.

«Сьюзи, не говори ни кому, что я умер» — сказал отец и исчез.

«Казалось, что он хотел уйти от того, что он совершил, то есть от своего самоубийства, — говорила Сьюзан. Он полностью осознавал, что он сделал, и знал, что это было ошибкой. Я думаю, что именно поэтому он сказал мне, чтобы я никому не говорила». Сестра Сьюзан жила на западном побережье, когда умер ее отец. Через несколько дней после самоубийства отца Джун увидела его призрак, который сидел на кушетке.

«Он беседовал с ней, — рассказывала Сьюзан, — но она не могла слышать, что он ей говорил. Он явился ей в точности таким, каким был при жизни».

Естественно, что Сьюзан много лет горевала по поводу смерти отца. Одна ее близкая подруга познакомила ее с идеей возможности общаться с отцом в сновидениях, чтобы помочь ему прекратить завершить все «незавершенные дела». Сьюзан очень тосковала по своему отцу и сильно желала побеседовать с ним. В течение двух недель она внушала себе перед сном определенную установку и удерживала в уме аффирмацию о том, что она будет общаться со своим отцом во сне. Через две недели Сьюзан пережила во сне нечто особенное, что крайне удивило ее.

«Вдруг во сне я увидела его в раздраженном состоянии духа, — рассказывала Сьюзаен. — Но я была так счастлива, что наконец встретилась с ним, и воскликнула: «Я действительно пыталась удержать тебя!»» Его ответ был достаточно необычным: он не проявил особого энтузиазма и радости, какие ощущала в себе Сьюзан.

«Он посмотрел на меня и сказал: «Знаю! Знаю! Но я занят! У меня много дел!»»

Сьюзан почувствовала, что отец делает ей выговор за то, что она помешала его работе в мире ином. У нее были благие намерения пообщаться со своим отцом, и, по-видимому, ее намерения притянули его обратно как раз в то время, когда он был очень занят своей работой и учебой.

«Чувство, которое возникло у меня во сне, — добавляла Сьюзан, — было сродни тому, что ты пытаешься удержать гостя в своем доме, не давая ему уйти, хотя знаешь, что ему надо идти куда-то еще. Я знала, что он до сих пор любит меня и заботится обо мне, и полностью осознает, что я уже несколько недель пытаюсь связаться с ним. Ему просто нужно было посетить некоторые места и некоторых людей. Думаю, вряд ли я осознавала, насколько хорошо у меня получается общаться с ним!»[89]

Переживание Сьюзан, связанное с получением замечания от ее отца, напоминает случай из считываний Эдгара Кейси. Одна женщина искала ответы на вопросы относительно послесмертного контакта со своим покойным мужем:


(В) Будет ли у меня продолжаться общение с моим покойным супругом?

(О) Если есть желание, то он будет продолжать ждать... Ты хочешь вернуть его к этим беспокойным энергиям или ты хочешь излить ему свою душу, чтобы он был счастлив? Каково твое желание: удовлетворить себя общением или продолжать удерживать его и тем самым задерживать [его развитие]?... Передай его в руки Того, кто есть Воскресение! Затем подготовь себя к тому же самому (1786-2)


После того как Сьюзан осознала, что ее желание общаться с умершим отцом мешало продолжению его духовного развития, она смогла отпустить его. Она точно знала, что установила с ним контакт. Впоследствии она стала связываться с ним только тогда, когда чувствовала себя очень одинокой и когда ей были нужны его советы, точно так же как она обращалась к нему за советами, когда он был жив.

Позднее у Сьюзан сложился очень позитивный контакт с отцом, как раз тогда, когда у нее родилась внучка. Сьюзан была очень рада рождению внучки и хотела, чтобы ее отец был жив и увидел малышку Крисси. Вскоре после рождения Крисси у Сьюзан было осознанное физическое ощущение, что ее отец рядом с ней.

«Я не столько слышала его, сколько чувствовала, как он общается со мной, — говорила Сьюзан, — но я совершенно четко понимала, что он сообщал мне. Он говорил о Крисси: «Я знал ее здесь еще до того, как она пришла к вам!» Он был очень рад и, по-видимому, даже удивлен тому, что я думала, что он не знает Крисси. Он говорил мне, что знал Крисси уже там, в потустороннем мире».[90]


Эдгар Кейси часто говорил, что смерть в физическом мире — это рождение в мирах духовных, и наоборот. Мы должны воспринимать рассказ Сьюзан про общение с ее отцом как подтверждение того, что наши близкие продолжают сознавать многие стороны нашей жизни даже после своей смерти.


Подарок с «того света» для внучки


Когда Хизер[91] похоронила в мае 1992 года своего отца Томаса, она была беременна вторым ребенком, Ширли. После рождения Ширли в октябре 1992 года Хизер продолжала испытывать глубокую скорбь по своему отцу. Она так хотела, чтобы ее отец жил долго и мог увидеть Ширли. Хотя время все лечит, Хизер многие годы продолжала скорбеть по отцу. Маленькая Ширли унаследовала столь многие качества отца Хизер, что это даже казалось чем-то сверхъестественным. Это еще больше усугубляло печаль Хизер по поводу того, что ее отец не дожил до рождения ребенка, который был так похож на него. Через пять лет после смерти Томаса, Хизер, убираясь в комнате своей дочери, неожиданно услышала музыку, которая звучала как музыкальная шкатулка. Она обнаружила на полке розового набивного кролика, который играл эту музыку. Хизер не могла припомнить, чтобы она видела этого кролика раньше. Он выглядел очень старым и даже запыленным. Когда она взяла его, то заметила, что внутри этого кролика на самом деле есть музыкальная шкатулка.

«Я никогда не видела его раньше, — рассказывала Хизер, — и я спросила Ширли, откуда появился этот кролик. Она ответила: «Его дал мне мой Томас». Я не имела никакого понятия, о ком она говорит, а затем она сказала: «Знаешь, твой папа Томас». Моему папе не нравилось, когда его называли дедушкой или дедом. Он предпочитал, чтобы внуки называли его Томасом. Поэтому я сказала: «Ширли, но ты никогда не знала Томаса», и она повернулась и сказала: «Но он дал мне этого зайку, когда я спала. Он положил его ко мне в кроватку». Я не знала, что и сказать! Ширли — очень практичная и разумная маленькая девочка, и я очень удивилась, услышав из ее уст такие слова. Я полагала, что она просто смеется или шутит, но она говорила это совершенно серьезно. Я сказала: «Ширли, но такого не может быть». И она ответила мне, снова очень громко и внятно: «Но это он принес мне подарок! Мой Томас приходил ко мне во сне. Он разговаривал со мной, а потом положил ко мне в кроватку этого зайку».

Хизер показала набивного кролика своим родственникам, друзьям и знакомым. Никто из них раньше не видел его. Все эти годы Ширли рассказывала эту историю в неизменном виде, и она до сих пор утверждает, что действительно знает своего деда. Интересно заметить, что с тех пор как Хизер обнаружила этого розового кролика на полке в комнате Ширли, этот кролик больше никогда не играл мелодию сам по себе. Эта материализация послужила знаком к тому, чтобы Хизер смогла отпустить свою скорбь, ибо смерть не разлучила Томаса с его семьей. Ее отец прислал своей внучке подарок, и хотя этот феномен объяснить невозможно, материализация этого подарка безоговорочно убедила Хизер в том, что Томас на самом деле знает и любит свою внучку Ширли.[92]


Эдгар Кейси описывал похожую встречу со своей умершей матерью. В период больших финансовых трудностей Эдгару Кейси явилась его покойная мать и материализовала серебряную монету:

«У меня был большой опыт переживаний, и я, конечно, верю в материализацию, но не с целью получить какие-то указания, а чтобы иметь то или иное подтверждение. В марте 1934 года моя мать пришла ко мне и говорила со мной, хотя я находился в то время на пастбище в Нью-Мексико. И она материализовала серебряный доллар, чтобы заверить меня в том, что мне не следует беспокоиться о деньгах, но нужно уверовать в Бога, жить правильно, и тогда деньги, которые мне необходимы, придут ко мне. Я воспринял это как заверение, и так все и оказалось...» Отчеты, (294-161).


Ученый исследует призраки умерших


Через много лет после того, как д-р Реймонд Моуди провел свои обширные исследования околосмертных переживаний, он начал изучать феномен явления людям их умерших близких.

«Многие люди возвращаются после своих околосмертных переживаний преображенными, — говорил д-р Моуди, — поскольку видят, что их любимые счастливы в мире ином. Точно таким же образом помогают людям видения встреч с их умершими близкими».[93]


Д-р Моуди говорил, что в последние годы в медицинских журналах для специалистов начал исследоваться вопрос общения умерших с живыми. «Были статьи, в которых четко утверждалось, что очень большой процент людей, переживающих утрату, определенный период времени ощущают близость с умершими и действительно общаются с ними. На самом деле, в нескольких медицинских исследованиях утверждалось, что это переживание бывает почти у шестидесяти процентов вдов. Вдовы составляют самую большую группу людей, переживших утрату. Нам также известно, что аналогичные переживания бывают у людей, потерявших братьев, сестер, родителей и детей».

Исследования д-ра Моуди околосмертных переживаний вызвали в семидесятые годы большие дебаты среди его коллег-медиков. Он подвергся резкой критике, когда объявил, что собирается систематически изучать общение с умершими в условиях контролируемой ситуации. Непоколебимый в своих намерениях д-р Моуди начал свои новаторские исследования и пришел к поразительным результатам:


«Мне открылся целый ряд вещей. Одна из них — это просто признание того, что общение с умершими — явление довольно распространенное. И если это явление действительно широко распространено, то есть основания полагать, что весьма велика вероятность получения этих переживаний в некоей управляемой ситуации. Поскольку встречи с умершими — весьма характерная часть околосмертных переживаний (ОСП), то мне кажется, что, знай я, как устроить встречу с призраком в контролируемой ситуации, у меня появился бы дополнительный способ изучения околосмертных переживаний. Видение умерших близких людей производит колоссальный терапевтический эффект. Встречи с покойными родственниками — это один из элементов околосмертных переживаний, который делает эти переживания менее пугающими и травмирующими. Многие люди возвращаются преображенными своими ОСП, потому что они видят, что их близкие счастливы в загробной жизни. Видения встреч с умершими близкими точно так же помогают живым. Они облегчают страх и скорбь. Люди обычно не пугаются, когда видят призраков умерших. Это переживание приносит им значительное утешение. Именно это подсказало мне проводить дальнейшие исследования».[94]


Чтобы проводить это исследование, д-р Моуди создал так называемый «Театр Ума», то есть, место, где люди могли бы переживать визионерские встречи с умершими близкими. У древних греков были институты, которые назывались «психоман-теумами», куда люди приходили, чтобы взаимодействовать с душами умерших. Они вызывали призраков, используя отражения или зеркала. Исследовав эту древнюю традицию, д-р Моуди начал создавать собственную версию «психомантеума» в Аннистоне, Алабама:


«Я нашел старую мельницу, построенную в 1839 году. Она стояла на ручье, протекающем по очень старой аграрной области Алабамы. Я хотел, чтобы люди смогли делать это в месте, которое вызывает у них приятные воспоминания. У меня было чувство, что если этот эксперимент удастся, то он вызовет в этих людях очень, очень сильные эмоции. Я оформил это место так, чтобы у людей не было ощущения времени. Я обставил его старинной мебелью и создал там обстановку, вызывающую ощущение, что ты движешься назад во времени».


Д-р Моуди создал «комнату для призраков»: это была комната с черными бархатными шторами. На стене, на такой высоте, чтобы человек не мог видеть своего отражения, висело очень высокое зеркало викторианской эпохи. На полу стояло мягкое кресло с отпиленными ножками. Стены также были обтянуты бархатом, и, таким образом, пространство, в которое помещался человек, за исключением отраженной в зеркале поверхности, представляло собой совершенно черный кокон. Сзади человека д-р Моуди помещал лампу с тусклым накалом, дающую очень рассеянный свет. Поскольку в этой затемненной комнате единственный источник света находился за спиной у человека, этот свет не отражался в зеркале.

«Я прошу людей просто расслабиться, а затем сидеть и ждать, — говорил д-р Моуди. — Я прошу их не беспокоиться о времени и уверяю их, что через полчаса я загляну к ним. Но я также говорю им, что они могут находиться здесь столько, сколько им угодно. После этого они выходят, и мы начинаем сеанс обработки информации, во время которого обсуждаем произошедшее».[95]

До того как участник входит в комнату призраков, д-р Моуди уделяет много времени беседе, во время которой обсуждает с людьми причины, побудившие их встретиться с умершими близкими. В начале своих исследований он тщательно отбирал участников и приглашал только специалистов, священников, врачей, медсестер и так далее, а также тех, у кого не было никаких предубеждений в отношении этого опыта. Иначе говоря, он отбирал тех, кто мог непредвзято воспринимать все, что бы ни происходило. Результаты удивили даже самого д-ра Моуди. У участников было гораздо больше переживаний, связанных с умершими, нежели он изначально предполагал:


«Это исследование действительно поразило меня. Когда я впервые начал излагать эти идеи, я сделал определенные предположения относительно того, каковы будут мои результаты. Все из этих предположений оказались абсолютно неправильными! Я предполагал, что один из десяти человек, участвующих в этом эксперименте, увидит своего умершего близкого человека. Я считал это предположение вполне разумным. Кроме того, я полагал, что если они кого-нибудь увидят в этом зеркале, то это будет именно тот человек, которого они захотели увидеть. Я также ожидал, что это переживание будет полностью визуальным, и что все, получившие этот опыт, будут утверждать, что у них было «видение». Мне никогда не приходило в голову, что между умершим и человеком, находящимся в комнате, будет какое-либо общение. К тому же, я полагал, что люди, которых я выбрал для этого эксперимента, подойдут к своему переживанию чисто умозрительно».[96]


Поразительным аспектом этого исследования стал тот факт, что результаты превзошли все ожидания д-ра Моуди. Вовсе не один из десяти имел визуальную встречу — пятьдесят процентов из двадцати семи участников, которые первоначально прошли через опыт «психомантеума», имели встречу с покойным близким.

«Участники не обязательно видели человека, которого они решили увидеть, — добавлял д-р Моуди. — К нам пришел один мужчина, и мы с ним весь день готовились к тому, чтобы он встретился со своим отцом. Но тем не менее вечером ему явился его умерший партнер по бизнесу! Одна женщина, по профессии адвокат, готовилась к встрече со своим мужем, но, в результате, увидела своего отца».

Другим интригующим фактом, касающимся исследований д-ра Моуди, является то, что эти переживания выходили далеко за пределы видения призраков. Участники не только видели призраки умерших близких, но и беседовали с ними, и в некоторых случаях эти призраки даже выходили из зеркала в комнату, в которой сидели участники эксперимента.

«Во многих случаях, — говорил д-р Моуди, — люди имели очень сложные продолжительные беседы с умершими. Во многих случаях призраки умерших действительно выходили из зеркала и появлялись в комнате, чтобы поговорить с близким человеком. Одна женщина говорила, что ее дед действительно обнимал ее и утирал ей слезы. Это было потрясающе!»

Участники, имевшие опыт общения с умершими близкими, благодаря этому переживанию ощутили в себе глубокие изменения. Они осознали реальность этого переживания, осознали, что общались со своими близкими, и что их умершие близкие были во всех отношениях не в большей степени «мертвыми», чем они сами. Цель исследований д-ра Моуди заключалась не только в удовлетворении любопытства в отношении этого феномена, но и в том, чтобы помочь людям облегчить их скорбь и чувство утраты. В большинстве случаев, когда наши любимые и друзья умирают, появляется реальное ощущение «незавершенности дела». Многие из нас очень хотят иметь возможость сказать им «до свидания», а также еще раз напомнить им о том, что они любят их. Д-р Моуди проделал трудоемкую работу в плане документирования всех своих исследований, чтобы подвести под них научную основу, хотя главной целью его было помочь людям понять, что смерти нет.


Сам д-р Моуди после сеанса в «психомантеуме» получил очень глубокое переживание. Ему явилась его собственная бабушка, и у них состоялась подробная беседа:

«Я был готов увидеть свою бабушку по матери. Но поистине потрясающий опыт имел место позднее, и он был связан с моей бабушкой по отцу, которая умерла несколько лет назад. Она явилась мне такой же реальной, как и любой из нас в этой комнате. У нас была долгая и обстоятельная беседа. В моем уме не было ни малейшего сомнения в этом. Мне следует добавить, что те, кто пережил это, включая меня самого, рассказывают, что образ умершего человека вовсе не призрачен. Умерший, как вы и я, имел образ имел трехмерное измерение. Я пытался обнять свою бабушку, но она жестом указала мне, чтобы я отошел назад. Во всех остальных отношениях наше общение было вербальным. Мы говорили о вещах, которые произошли, когда я был маленьким, и о которых знает только она. Моя бабушка даже назвала меня по прозвищу, которое она сама когда-то дала мне. Я даже не вспоминал об этом прозвище с самого детства! Это был впечатляющий опыт. То же самое касалось большинства людей. Люди, у которых были видения таких встреч, говорят, что эти встречи произвели глубокое воздействие на их жизнь. Я могу это подтвердить».[97]


Дальнейшие подробности новаторских исследований д-ра Моуди были опубликованы в книге Reunions — Visionary Encounters with Departed Loved Ones («Воссоединение. Визионерские встречи с умершими близкими»). Одним из наиболее впечатляющих случаев, которому Моуди дал документальное подтверждение, был случай, когда одна женщина пришла к Моуди, чтобы пообщаться со своим сыном, который умер от неизлечимой формы рака:

«Эта женщина ужасно тосковала по своему сыну... Она пришла в «психомантеум» в надежде увидеть его еще раз, просто посмотреть, прошли ли его страдания. Мы весь день готовились к этой встрече, а затем я попросил ее пройти в комнату для встреч с призраками. Она осталась очень довольна от полученного опыта. Она видела несколько «памятных видений», живые картинки своего детства. Она также сообщала о сильном ощущении, что ее сын находился вместе с ней в этой кабине. «Он сидел рядом со мной, — сказала она, когда вышла оттуда. — Мы сидели там вместе и вместе просматривали события нашей жизни»».

Несколько дней спустя, она позвонила мне и сообщила нечто невероятное.

Через несколько дней после посещения моей клиники она пробудилась от глубокого сна. Она не просто проснулась, но ощутила себя «гиперпробужденной», то есть, в большей степени бодрствующей, чем обычно, и увидела, что в комнате находится ее сын. Она приподнялась в постели, чтобы посмотреть на него, и увидела, что разрушительные последствия рака исчезли. Теперь он выглядел энергичным и счастливым, каким был до своей болезни... Она встала, повернулась к своему сыну и начала с ним говорить... Они беседовали о многих вещах... Наконец, ее осенило, что происходит. Она беседовала с призраком своего сына. «Я не могла поверить, что это был он, — сказала она мне. — Я спросила его, могу ли я прикоснуться к нему». Тут же призрак ее сына, ни минуту не колеблясь, сделал шаг вперед и обнял ее. Затем, как говорила эта женщина, он оторвал ее от земли и поднял над головой.

«То, что произошло, было настолько реальным, словно он на самом деле стоял рядом со мной, — говорила мне эта женщина. — Теперь я чувствую, что могу отключиться от смерти своего сына и продолжат жить».[98]


Явление умерших, будь то во снах, в видениях или через осознание незримого, но ощутимого их присутствия подтверждает, что та сложная матрица межличностных отношений, которую мы формируем при жизни, продолжает расти и развиваться после смерти, точно так же, как если бы эти отношения продолжались здесь, на земле. Кроме того, согласно считываниям Эдгара Кейси, мы можем быть полезными нашим близким даже после их смерти, и они могут являться нам во снах, видениях и медитациях:

«Будь искренен по отношению к себе и другим внешним влияниям. Тогда даже развоплощенные сущности, при помощи которых и через которых ты можешь получить многое, будут искренни с тобой. Искренность уведет от тебя прочь тех, кто может помешать тебе: не пользуйся ими и не оскорбляй их. Знай, что эти [сущности] приходят к тебе за помощью, а не для того, чтобы помочь тебе. Помоги им! Именно поэтому нам советуют молиться об умерших. Молись об умерших, ибо они только спят — как завещал нам Господь. И когда мы способны настроиться на них, мы можем помочь им. Хотя мы не можем вернуть их к жизни, как делал это Сын, мы можем указать путь. Ибо это единственный путь. А также указать на то, что спасение в Нем, кто есть путь, истина и Свет». (5657-1)


Примечания:



7

Cayce, Hugh Lynn, God's Other Door (Virginia Beach, VA: A.R.E. Press, 1958), c.12-13 (Кейси, Хью Линн, «Другая Дверь Бога»



8

Саусе, ЕWhat I Believe, с. 31 (Кейси, Э. «Во что я верю»)



9

Саусе, ЕWhat I Believe, с. 32 (Кейси, Э. «Во что я верю»)



70

Гривз, X., «Свидетельство света», с.77-78



71

Гривз, X., «Свидетельство света», с.78-79



72

Гривз, X., «Свидетельство света», с.79-80



73

Кейси, X. Л., «Измерения смерти и возрождения», с.32



74

Кейси, X. Л., «Измерения смерти и возрождения», с.32-33



75

Кейси, X. Л., «Измерения смерти и возрождения», с.79-80



76

Псевдоним. Джей — молодой человек в возрасте двадцати одного года, который служит в военно-морском флоте США и живет в Вирджинии



77

Личное интервью Роберта Гранта, июнь 1998



78

Личное интервью Роберта Гранта, июнь 1998



79

Hudson, Thomson Jay, The Law of Psychic Phenomena, c.296, (Chicago, IL: A.C. McClurg, 1893), (Хадсон, Том-сон Дж., «Закон паранормальных явлений»)



80

Hudson, Thomson Jay, The Law of Psychic Phenomena, c.296, (Chicago, IL: A.C. McClurg, 1893), (Хадсон, Том-сон Дж., «Закон паранормальных явлений»)



81

Псевдоним. Барбара — медсестра шестидесяти четырех лет, проживающая в Огайо



82

Личное интервью Роберта Дж. Гранта, июль 1997



83

Псевдоним. Джанет — сорокапятилетняя домохозяйка, проживающая в Огайо



84

Личное интервью с Робертом Дж. Грантом, август 1998



85

Грант, Роберт Дж., статья «В чем умершие заверяют своих близких», A.R.E. Community (апрель 1993)



86

Псевдоним. Боб — тридцативосьмилетний исследователь, проживающий в Вирджинии



87

Личное интервью Роберта Дж. Гранта, апрель 1995



88

Псевдоним. Сьюзан — ландшафтный дизайнер сорока пяти лет, проживающая в Вирджинии



89

Личное интервью Роберта Дж. Гранта, май 1998



90

Личное интервью Роберта Дж. Гранта, май 1998



91

Псевдоним. Хизер — домохозяйка тридцати четырех лет, проживающая в Вирджинии



92

Личное интервью Роберта Дж. Гранта, ноябрь 1998



93

Моуди, Р., интервью



94

Моуди, Р., интервью



95

Моуди, Р., интервью



96

Моуди, Р., интервью



97

Моуди, Р., интервью



98

Моуди, Р., интервью









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.