Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 20. Нелокальная медицина на практике
  • Коммуникация и параллельные миры
  • Этика взаимоотношений
  • Осознание множественных ролей в работе с симптомами
  • Вселенная как ваше тело
  • 21. Безвредный образ жизни
  • Симптом как враг или союзник
  • Почему я, почему сейчас?
  • Безвредный образ жизни
  • ГОВ: главный общий враг
  • Радужная медицина в организациях
  • Семена возможностей
  • IV. Жизнь с квантовым демоном

    Тело, свободное от времени

    Демон Максвелла — это проекция такого осознания, которое обращает вспять беспорядок, будучи «пробужденным» даже в состояниях хаоса и ситуациях близости смерти. Второй закон термодинамики оказывается сказкой о том, что происходит, когда «дома никого нет» — когда в замкнутой системе нет осознания. Этот «закон» представляет собой проекцию типичного современного образа жизни, который использует минимум осознания и, в результате, всегда не уверен в том, откуда берется доступная энергия или куда она девается. Демон Максвелла обращает всю эту ситуацию вспять, принося свет в темный дом, привнося осознанность в не поддающиеся измерению нанособытия — осознанность, которая находит доступную энергию практически где угодно.


    20. Нелокальная медицина на практике

    «Квантовые системы обладают внутренними взаимосвязями. После встречи каждая из них становится частью чего-то нового, которое больше, чем она сама»

    (Дона Зохар)

    «Для просветленного человека… чье сознание охватывает всю вселенную, для такого человека вселенная становится его «телом», в то время как физическое тело становится проявлением Вселенского Разума».

    (Лама Анагарика)

    В радужной медицине понятие человека похоже на понятие частицы в физике. Подобно тому, как точечные частицы, в действительности, не существуют в общепринятой реальности, не существуют и конкретные сущности, именуемые людьми. По своей сути, мы представляем собой поля, описываемые силой безмолвия, движущей нас по своему пути; она — наш общий замысел, общее предназначение, пронизывающее все и вся.

    Нелокальность играет центральную роль в жизни и, следовательно, в понятиях и практике Радужной медицины. Подобно всем событиям, симптомы находятся не только в физическом теле. Хотя они и выглядят, главным образом, как наблюдаемые характеристики, требующие конкретного лечения тела, симптомы также имеют не принадлежащие к общепринятой реальности «пространственно-подобные» местоположения, требующие «лечения» там, где они проявляются — во взаимоотношениях, в сообществе, в мире, в прошлом и будущем.

    В то время как большинство современных ученых-медиков считают исцеление, по существу, локальным явлением, связанным с телом пациента, шаманы всегда в большей степени ориентировались на сообщество. Шаманы на протяжении столетий использовали фундаментальный феномен нелокальности для того, чтобы помогать людям на расстоянии. Я подозреваю, что более глубокое понимание нелокального и его воздействий изменит практику медицины, путем более полного включения переживаний сообщества — и, разумеется, «врача» — в состояние здоровья «пациента». Сегодня большинство врачей приучены, так сказать, заглушать свои чувства, чтобы отделять свои эмоции от взаимодействий с пациентами.[148]

    Теоретически и эмпирически, мы с вами «погружены» в подобные сновидению поля, которые делают работу с симптомами локально, нелокальной — и фантастичной. Без этой более широкой перспективы, мы вынуждены практиковать ту или иную форму одномерной медицины, отбрасывая в сторону живые переживания и проекции, соединяющие нас в многомерной вселенной.


    Коммуникация и параллельные миры


    Прежде чем исследовать то, как использовать нелокальность взаимоотношений между «врачом и пациентом» в качестве разновидности медицины, я резюмирую некоторые идеи данной книги, необходимые для дальнейшего обсуждения.


    Более подробно о понятиях процессуально-ориентированной медицины

    Интенциональные поля и пилот-волны

    Пилот-волны — это предложенное Бомом понятие, которое основано на представлении о квантово-волновой функции. Поле таких волн переживается как едва уловимые тенденции силы безмолвия. Эти волны и эта сила представляют собой информацию, переживаемую как «руководство». Их замысел никогда нельзя ясно знать до того, как переживания развернутся.

    Квантовый демон осознания

    Демон Максвелла — это проекция сознания или осознания на материю, проекция свойственной человеку и вселенной тенденции к самоотражению. В вашей личной жизни квантовые демоны осознания проявляются в вашей утонченной способности замечать «заигрывания» и отвечать на них. Хотя большинство физиков считают квантовые события виртуальными реальностями, «закрытыми» для повседневного осознания, рефлексивное осознание демона вскрывает кажущуюся скрытой природу мира общепринятой реальности, и ощущает тенденции и силу безмолвия за тем, что измеряется или является предсказуемым в этой реальности (согласно второму закону термодинамики).

    Иными словами, осознание только кажется нашему обыденному уму блокированным от едва уловимых «нанособытий». Но подобно демону Максвелла, осознание способно обращать вспять повседневные «общепринятые» события. Демона нельзя обнаружить в общепринятой реальности не потому, что он не существует, а потому, что он может «заключаться» в самоотражающей способности неизмеримых квантовых событий. В квантовой теории мы находим его в математическом формализме.[149] В нас с вами демон проявляется в нашем осознании заигрываний. Демон — это врожденное наследие каждого, осознаваемая способность находить повсюду в природе самоотражения, которые дают начало «реальному» миру внешних видимостей. Демон способен прослеживать неуловимейшую силу безмолвия, и остается сознательным даже когда повседневный ум спит.

    Самоотражающие тенденции демона создают вероятности бытия и жизни. Демон является персонификацией способности силы безмолвия к самоотражению.

    Наблюдение и маргинализация

    Самоотражающие тенденции силы безмолвия создают общепринятую реальность. В свою очередь, наше осознание способно маргинализировать параллельные миры и силу безмолвия, как будто они не существуют. Игнорирование «воображаемых», или «мнимых» качеств жизни позволяет нам создавать общепринятую повседневную реальность, сосредоточенную, главным образом, на измеримых объектах и понятиях. Взамен, маргинализированные реальности оказываются заключенными в том, что мы называем проблемами, людьми, и симптомами.

    Нелокальность

    Нелокальность представляет собой внепространственное и вневременное качество тенденций. (В математическом формализме физике и в вашем внутреннем опыте нелокальность может обладать пространственно-подобными и времяподобными свойствами). Нелокальная информация проявляется в сновидениях, фантазиях, интуитивных догадках, неопределенных полях, и вовлекающих заигрываниях — мелких и короткоживущих кусочках общепринятой реальности (слишком быстрых, невоспроизводимых, или иррациональных, чтобы их можно было измерить).

    Развертывание и суперпозиция

    Сила безмолвия самоотражается, развертывается, и проявляется в общепринятой реальности через посредство множества грёзоподобных фрагментов и мимолетных наблюдений, рассеянных на протяжении дня и ночи. Эти фрагменты и наблюдения остаются, по существу, отдельными от общепринятой реальности; они существуют в параллельных мирах, как если бы они были отдельными вселенными. Суперпозиция означает, что каждый и всякий фрагмент является частью суммы того, что я метафорически называю путем сердца. Каждый отдельный мир представляет собой сторону или аспект силы безмолвия.


    Нелокальность объясняет многие испытываемые нами едва заметные чувства взаимосвязи со всеми живыми существами. Радужная медицина привлекает нелокальные реальности для работы с симптомами различными способами. Например, в предыдущих главах я показывал нелокальные связи между вашими телесными симптомами, вашими личными взаимоотношениями, и проблемами вашего сообщества. Теперь я хочу исследовать нелокальные миры взаимоотношений, доступные при работе с симптомами.

    Подобно всем другим событиям, общение между человеческими существами является многоуровневым. Каждый обмен сигналами затрагивает многие реальности. Прежде всего, мы посылаем друг другу сигналы в общепринятой реальности, с которыми мы можем отождествляться; то есть, мы общаемся таким способом, который можно слышать и видеть. То, что мы говорим и делаем можно зафиксировать с помощью видеокамеры. Мы отождествляемся с некоторыми из этих видимых сигналов в ОР, в то время как другие видимые сигналы, которые мы посылаем, судя по всему, остаются вне поля нашего сознания. Я называю (фиксируемые видеокамерой) сигналы, которые мы посылаем, но не отождествляемся с ними, «вторичными» сигналами или «сигналами-двойниками». Мы не отдаем себе отчета в том, что их посылаем.[150] Я обнаружил, что послания, содержащиеся в этих сигналах, можно видеть в сновидениях. Например, вы можете не осознавать, что возбуждены и посылаете восторженные сигналы, и видеть во сне восторженные персонажи.


    Более подробно о сигналах и сигналах-двойниках

    В качестве примера сигналов и двойных сигналов, представьте себе, что ваш «клиент» говорит вам, что он или она о чем-то беспокоится. В ответ вы говорите: «Не беспокойтесь».

    Однако при этом вы не замечаете того, что ваш клиент, вдобавок, «говорит» своей склоненной головой и подавленным выражением лица: «У меня депрессия». Вы замечаете эти сигналы на видеозаписи, но не видите их во время разговора с клиентом. На видеозаписи вы также замечаете, что ваши плечи внезапно опускаются, как бы говоря: «Я не знаю, что делать» в ответ на подавленное выражение лица клиента. Следующая схема изображает эти два набора динамики.

    (Надписи на рисунке: СИГНАЛЫ ИЗ ДВУХ МИРОВ. В общепринятой реальности пациент говорит: «Я обеспокоен»; Врач — Пациент; и врач отвечает: «Не беспокойтесь».

    СИГНАЛ-ДВОЙНИК. В то же самое время, в почти не видимом никому параллельном мире клиент посылает сигнал-двойник: «У меня депрессия»; В то время как врач (в ответ) посылает сигнал-двойник: «Я не знаю, что делать!»)

    Сигналы в общепринятой реальности являются преднамеренными и в отношении их существования можно прийти к согласию, тогда как сигналы-двойники носят непреднамеренный характер; их трудно заметить без осознания, и в отношении их общего смысла трудно договориться. (Например, все мы научились улыбаться друг другу, в то же время игнорируя другие, менее заметные сигналы-двойники).[151]

    Из нижней части рисунка следует, что наши сигналы-двойники «сцеплены» друг с другом. Непреднамеренные сигналы вызывают едва заметные реакции дискомфорта или неловкости, которые с помощью осознания можно развернуть в передаваемые чувства, как то, «Я не знаю, что делать», «Я помогу!», или «Мне все равно!». При изучении видеозаписи сигналов-двойников не всегда можно легко определить, кто что сделал первым. Подобно всем событиям страны грез, ваши сигналы и сигналы вашего клиента нелокальны, то есть, представляют собой взаимосвязанные, «сцепленные» процессы.

    Вдобавок к видимым сигналам и сигналам-двойникам, видимым с помощью видеокамеры, не будем забывать о тех «предсигналах», которые вы чувствуете и ощущаете, но которые еще не появились на поверхности общепринятой реальности. Предсигналы часто бывают телесными переживаниями, похожими на заигрывания, которые слишком неуловимы, чтобы зафиксировать их видеокамерой, хотя они все же предстают нашему рефлексивному осознанию как заигрывания и вспышки. Со временем, они обычно выражаются в качестве видимых сигналов.


    Сигналы-двойники их страны грез, а также едва уловимые заигрывания и глубинные чувства сущности соединяют нас друг с другом, делая взаимоотношения многомерным и просто поразительным событием. Взаимоотношения можно определить как сумму ваших самоотождествлений в общепринятой реальности (например, врач-пациент, учитель-ученик, родитель-ребенок, друг-друг, любовники, и т. д.) плюс все переплетающиеся сигналы и переживания уровней страны грез и сущности. Вы и я, принадлежащие к общепринятой реальности, это только две стороны силы безмолвия в наших взаимоотношениях.

    Миры сущности и страны грез по своей основе нелокальны. Их сигналы и предсигналы трудно точно идентифицировать в качестве исходящих от вас или от меня. Они, так сказать, повсюду. В то же время, все эти отдельные и нередко конфликтующие наборы сигналов (как, например, когда вы говорите «да», одновременно непроизвольно качая головой «нет») вносят свой вклад в многие миры и взаимоотношения, которые мы разделяем друг с другом. То, что мы называем «взаимоотношением», в действительности представляет собой суперпозицию, сочетание всех миров, большинство из которых маргинализируются в обыденной жизни. Например, в одном мире мы соглашаемся; в другом мы можем быть в разгаре спора. В одном мире вы можете быть врачом, а я пациентом; однако в еще одном мире вы можете быть ребенком, а я — родителем.

    Во взаимоотношениях мы обычно вовлекаемся в множественные роли. Каждое сочетание ролей — это целый мир! Например, в дополнение к терапевту и клиенту, вы обнаружите во всех взаимоотношениях некоторые из следующих парных ролей: друг — друг, гуру — послушник, учитель — ученик, мучитель — мученик, работодатель — работник, мужчина — женщина, гей — гей, и т. д. И снова, то, что мы называема взаимоотношением, представляет собой невероятную радугу цветов, виртуальную суперпозицию всех этих ролей или миров. И если существует конфликт в маргинализируемом, не признаваемом мире, во взаимоотношении в общепринятой реальности возникает проблема! Осознанность в отношении едва уловимых заигрываний и общее осознание всех видов сигналов и предсигналов необходимы в повседневной жизни для разрешения не признаваемых проблем, которые можно видеть только в сновидении.


    Этика взаимоотношений


    Как многомерные понятия радужной медицины пересекаются с повседневной практикой? Что вы делаете со всеми этими ролями, коль скоро вы о них знаете? В своей работе я для ясности использую следующие принципы.[152]

    Уважение: уважайте выбранный и оговоренный тип отношений в общепринятой реальности. Если вы договариваетесь с кем-либо выступать в роли помогающего, то делайте это своей основной целью. Выясняйте нужды другого человека и уважайте их.

    Разделение ролей. Поскольку для того, чтобы быть помогающим, необходимы все другие возможные роли, привносите их в свое осознание и делитесь ими — при условии интереса и согласия со стороны человека, обращающегося за помощью. Если вы не получаете согласия разделить ваше осознание этих других ролей, то используйте свои прозрения для своей собственной жизни. (Как это делать, будет понятнее после приведенных ниже примеров).

    Различия в силе (власти). При рассмотрении с точки зрения данной социальной реальности, каждое взаимоотношение включает в себя различия в силе (власти) — как например, между родителем и ребенком, учениками и учителями, врачом и пациентом, и даже между друзьями (один в большей или меньшей степени доминирует над другим). Эти различия следует делать явными, чтобы избежать испуганных, пагубных или защитных телесных реакций.

    Например, если когда клиент приходит на прием, вы чувствуете себя как ребенок, вам будет необходимо спросить разрешения, прежде чем раскрывать клиенту, что вы чувствуете. Если клиент показывает любое ощущение дискомфорта, то оговоренное взаимоотношение должно продолжаться без открытого признания параллельного мира, в котором вы являетесь ребенком. Если вам не удается отделить своего «ребенка» от ситуации — и клиент продолжает испытывать дискомфорт, предложите ему возможность обратиться к другому терапевту.

    Иногда клиент может обращаться за помощью и в то же время, в другом мире, вместо этого хотеть дружбы. Поэтому, думать, что вы должны просто помогать, поскольку это то, чего, как вам кажется, просит клиент, может быть ошибкой, и ваша рука помощи может «потерпеть неудачу», так как не исключено, что человек просто одинок. Более того, в нелокальной вселенной, где границы между вами и другим человеком расплывчаты, вы, как помогающий, можете маргинализировать не только одиночество клиента, но и свое собственное. В этой работе чувства другого человека в той же мере являются и вашими.

    Любые чувства истощения и опустошения, которые вы можете испытывать как человек, оказывающий помощь, нередко бывают обусловлены маргинализацией параллельных миров, где вы пребываете в одиночестве и спокойствии, или уделяете больше внимания личной жизни, или берете отпуск, или располагаете временем, чтобы помечтать. Хотя отпуск важен как факт общепринятой реальности, он также представляет собой параллельный мир, существующий наряду с миром обыденной реальности. Чтобы получать удовольствие от своей работы и не «выгорать» в одномерности «флатландии», не забывайте приветствовать осознание других миров, и в максимальной степени привносить эти миры в свою работу. (Например, работать более раскованно и неторопливо).


    Осознание множественных ролей в работе с симптомами


    В предыдущих главах мы говорили о том, что решения самых трудных проблем зачастую находятся в параллельном мире, гиперпространстве, которое было маргинализировано. Вследствие нелокальности параллельный миров, ваше тело будет чувствовать этот маргинализированный параллельный мир. Посредством осознанного внимания к своему телесному опыту, вы осознаете этот мир и производите в нем изменения, косвенно влияя на симптомы своего клиента (равно как и на свои собственные).

    Используя своего демона осознанного внимания, вы можете вызывать к жизни гиперпространства для блага всех. Чтобы это делать, используйте свое осознание множественных ролей. Относитесь с уважением к оговоренному взаимоотношению, и одновременно используйте свое осознание, чтобы освобождаться от ограничивающих пространств повседневной реальности и привносить фантазии других миров. Ощущайте чувства и иррациональные мерцания, не принадлежащие к общепринятой реальности, и работайте с ними, сколь бы невероятными они не казались.

    Например, если друг или клиент с суровым видом говорит, что у него бывают головные боли, а у вас возникает едва уловимое чувство, что на вас оказывают давление, то сосредоточивайтесь на головных болях, а также на «своем» чувстве, что на вас давят. В том мире, где вы чувствуете, что на вас давят, вы можете обнаружить воображаемого критика, который давит на всех. Основная идея заключается в том, что «ваше» давление и давление воображаемого критика создают в необусловленной реальности полярность, которая может быть связана с головными болями клиента. Вследствие существенно нелокальной природы необусловленной реальности, все, что вы переживаете, происходит и в вас, и в другом человеке.

    В последующем упражнении вы будете сперва сосредоточиваться на разрешении конфликтов в параллельных мирах, как если бы они были целиком внутри вас (например, разыгрывая борьбу между тем, на кого давят, и критиком). Затем вы будете разделять результаты и процесс с клиентом. В конце мы увидим, как работа соотносится с представляемым симптомом.


    Упражнение: Нелокальная терапия

    Эту работу можно делать с кем угодно в любое время, даже когда вы просто болтаете. Выполняйте это упражнение с реальным или воображаемым клиентом. (Кроме того, эту работу можно делать в одиночку, представляя себе, что вы и клиент, и терапевт).

    1. Представляйте себе или делайте следующее. Когда вы будете готовы к беседе со своим «клиентом», попросите его или ее рассказать вам о телесной проблеме. (В моем примере клиент — женщина). В ходе беседы, пожалуйста, используйте свое осознание, чтобы замечать, что вы чувствуете в данный момент.

    Затем исследуйте свой чувственный опыт, представляя его себе как реакцию на другую роль. Для этого вообразите обе роли. Используйте свою фантазию и замечайте, что каждая роль говорит другой. Некоторым людям это лучше всего удается в расслабленном, почти мечтательном состоянии ума. В любом случае, используйте свое рефлексивное осознание этих ролей, все время оставаясь открытым к возможности того, что клиент — это часть вас. Опять же, когда он говорит, замечайте его выразительность и, особенно все ваши собственные реакции на него.

    Например, Салли рассказывала мне о своих постоянных болях в спине. Почему-то, когда она говорила, у меня было иррациональное чувство, что я очень жизнерадостностен, очень оптимистичен без какой-либо видимой причины. Я подумал, что, быть может, это жизнерадостное чувство — просто «я». Но затем я понял, что это чувство должно быть в параллельном мире, и что я реагировал на что-то «в ней».

    Когда она говорила, я заметил, что она смотрит на меня снизу вверх очень печально, как будто грустный ребенок. Я заподозрил присутствие нелокального поля с двумя ролями; одной фигурой был жизнерадостный родитель, а другой — обиженный ребенок.

    2. Рассмотрите выражение другого человека и свои реакции как роли, как полярность в параллельном мире. Эта полярность представляет собой один набор множественных ролей в вашем взаимоотношении, которые принадлежат вам обоим. Однако, в этом упражнении, для начала, разыгрывайте роли так, как если бы они были только вашими. «Уловите» поле, примите его на себя. Используйте свои фантазию и воображение, и позвольте своим рукам быть марионетками, исполняющими эти две взаимодействующие роли. Позвольте ролям вслух разговаривать друг с другом. Затем попросите у своего (воображаемого) клиента разрешения рассказать, что вы переживаете.

    Разыгрывая роли перед своим клиентом, наблюдайте за его реакцией. Если он кажется заинтересованным или начинает смеяться, это указание на то, что вы на верном пути. Продолжайте разыгрывать роли, пока конфликт не разрешится.

    На этом этапе я представил себе жизнерадостного родителя в своей левой руке, а грустного ребенка — в правой. Ребенок жаловался: «Я так плохо себя чувствую, и мне больно». В это время жизнерадостный родитель (в другой руке) ласково говорил ребенку: «Не волнуйся, я здесь».

    Прежде чем я — или, скорее, жизнерадостный родитель — смог сказать что-либо еще, Салли вмешалась, говоря: «Откуда вы знаете, что это моя главная проблема? Я никогда не чувствую, что меня кто-нибудь любит!»

    Не отвечая, я продолжил разговор моих двух рук друг с другом. Родитель сказал ребенку: «Отныне, что бы ты не делала, ты будешь чувствовать массу любви».

    3. Если проблема все еще не разрешилась в параллельном мире рук, марионеток и фантазий, идите глубже. Как можно быстрее доберитесь до сущности самой трудной фигуры. Найдите или угадайте базовую энергию — сущность — проблемной фигуры, энергию, которая присутствовала в безвредной форме до того, как эта фигура стала столь драматичной. (Чтобы найти сущность фигуры, вчувствуйтесь в нее и замедлите движение своей руки).

    Я решил, что самая трудная фигура — это страдающий ребенок. Ребенок в моей правой руке говорил: «Я ребенок! Я не могу делать в жизни так много, и я не могу действовать в одиночестве. Я нуждаюсь в любви и поддержке!».

    Пока ребенок говорил, я задавался вопросом о его сущности. Я делал движения ребенка менее резко, чтобы почувствовать энергию или сущность. Я чувствовал ребенка в своей руке, и по мере того, как ребенок двигался все медленней и медленней, я мог ощущать силу его сновидения. Его сущностью была спонтанность, полная открытость к вселенной и текущему моменту.

    «Ребенок» продолжал. «Цените меня, я действительно сама сущность жизни — спонтанность и игра!»

    Прежде чем я смог закончить, моя клиентка рассмеялась, сказав: «Да, да, детская игривость и спонтанность — это настоящая я!

    4. Спустя несколько минут оставьте свои фантазии в стране грез, и теперь сосредоточьтесь на реалиях клиента. Спросите, где фигуры, которые вы «видели», находятся в его физическом теле. Попросите его описать, как он переживает, интуитивно ощущает, или представляет себе проблему, которую вы изобразили.

    Я спросил Салли, где в ее теле находятся страдающий ребенок и жизнерадостный родитель. Она сразу же сказала, что мучающийся ребенок «это ее спина». После некоторого раздумья, она сказала, что жизнерадостная фигура находится у нее в сердце. По ее словам, когда я сказал, что ребенок — открытый и игривый, она «почему-то» почувствовала, что ее спине лучше. «Что-то расслабилось» — объяснила она.

    5. Исследуйте, связаны ли роли, над которыми вы только что работали, и как, с имеющимся у клиента опытом создателя симптома и «приемника» симптома.

    Это предложение не соответствовало опыту моей клиентки. Ей не нужно было идти дальше. Ее спина расслабилась; спазм ее спинных мышц явно прошел. У меня не было возможности работать с ней дальше. Это короткая история; она ушла из моего кабинета без болей в спине.

    Если в общепринятой реальности вы склонны к психологической ориентации, следующим шагом мог бы быть разговор с заинтересованным клиентом о том, как привнести сделанные открытия в жизнь. Например, каким образом решение из параллельного мира желательно воплощать в повседневной реальности.

    При более медицинской ориентации, вы могли бы на этом этапе спросить, какого рода процедуры аллопатической, альтернативной, или комплементарной медицины способны наилучшим образом поддерживать общий процесс клиента.


    Вселенная как ваше тело


    На некотором этапе упражнения, вы, возможно, почувствовали, что ваши действия относятся не только к клиенту, но и к вам. Причиной того, что вы не знаете, касается ли работа вас, или другого человека, является нелокальность. Работа касается вас обоих и, одновременно, ни одного из вас! Ваше замешательство обусловлено маргинализацией природы нелокальности и параллельных миров. Нелокальность ведет к неопределенности в отношении того, кто есть кто в стране грез. Четко определенные времена и пространства относятся только в «врачу» и «пациенту» в общепринятой реальности. В стране грез роли просто общие.

    Творческий и важный аспект нелокальности состоит в перекрывании личных границ в стране грез. Эта шаманская разновидность нелокального опыта основывается на силе безмолвия, которая включает в себя все множественные измерения, миры и роли во взаимоотношении. Ощущая проблемы, «висящие в воздухе», и пытаясь разрешать их там, вы сосредоточиваетесь на гиперпространствах симптома. Проблема с телом клиента находится не в нем, а повсюду.[153] В известном смысле, ни у какого человека нет проблемы; есть только постоянная работа осознания — повсюду, в любое время, все время. Симптомы не принадлежат никому (кроме как в общепринятой реальности)!

    Большинство из нас, и особенно научно ориентированных медиков, порой необходимо поощрять открываться заглушаемым чувствам и понимать их как источники важнейшей информации. Любое взаимодействие, касающееся страдания, создает и открывает роли параллельного мира. Если их не принимать всерьез, они могут становиться навязчивыми идеями, разрушающими взаимоотношение между врачом и пациентом в общепринятой реальности.[154]

    В нелокальной вселенной ни один человек не может быть «клиентом» или «терапевтом». В действительности, ни у кого из нас нет собственных чувств; при наличии осознанности, вы замечаете, что мы разделяем чувства друг друга. Более того, если кто-то рядом с вами «увяз», значит, в каком-то параллельном мире вы тоже увязли. Поэтому, чтобы помогать кому-то другому, вы нуждаетесь в той же самой «медицине». Каждый клиент приносит вам ваши собственные конфликты. Их «радужная медицина» — это также то, в чем нуждаетесь вы (и в той же мере, в какой ваша «медицина» может помогать им).

    В расширенном и многомерном представлении о реальности, все, что вы замечаете, составляет часть вашего тела. С этой точки зрения, мы представляем собой семена или, лучше сказать, склонности и намерения, которые развертываются в истории в стране грез, и в людей, подобных вам и мне, в реальности. Обычно мы понимаем взаимоотношения как некую разновидность дружбы в общепринятой реальности. Однако, с точки зрения других измерений, наше взаимоотношение в ОР основано на соглашении о том, что вы играете одну роль, а я другую, и маргинализации того факта, что в стране грез мы разделяем друг с другом одну и ту же историю и все ее роли.

    В приведенном в начале этой главы высказывании Ламы Анагарики то же самое говорится так: «Для просветленного человека… чье сознание охватывает всю вселенную — для такого человека вселенная становится его «телом», в то время как физическое тело становится проявлением Вселенского Разума».

    Разрешение конфликтов, которые в данный момент кажутся вашими собственными или чьими-то еще, оказывает нелокальное воздействие на тело каждого человека.


    21. Безвредный образ жизни

    Дао, которое можно выразить словами, не есть вечное Дао.

    (Лао Цзе, Глава 1 Дао Де цзин)

    «…существует универсальный поток, который невозможно определить явным образом и можно познавать только косвенно, как то, на что указывают эксплицитно определимые формы и состояния — как устойчивые, так и неустойчивые — которые можно абстрагировать из универсального потока. В этом потоке ум и материя не являются отдельными субстанциями. Скорее, они представляют собой разные аспекты одного целостного и непрерывного движения.

    (Дэвид Бом в книге «Причинность и случайность в современной физике»)

    Ваше тело — это поле битвы противостоящих гиперпространственных сил, стремящихся к разрешению своего конфликта. Заботьтесь о своем теле в общепринятой реальности. Принимайте лекарства, в которых вы нуждаетесь, находите врачей, способных вам помочь.

    Если ваших лекарств недостаточно, то битва протекает явно и на субатомном уровне, требующем осознания едва уловимых нелокальных переживаний. Тогда вам может понадобиться понимать свой симптом, как не распакованный подарок, наполненный радугой многообразных переживаний, измерений, сновидений, и тайн.


    Симптом как враг или союзник


    Эта книга предполагает, что в подобных переживаниях невозможно обойтись без встречи с «врагом» — с силой, которой вам, возможно, до сих пор удавалось избегать. Исследуйте мимолетные фантазии и чувства, замечайте едва уловимые ощущения, боли и давления.

    Для начала, работайте так, как если бы симптом был локальным. Используйте свое осознание чувственного опыта, и изучайте телесное местоположение симптома. Углубляйтесь в природу симптома, переживайте и представляйте себе его создателя. Подобно шаману, превращайте то, что кажется демоном, в союзника. Если это не удается, доберитесь до его сущности; найдите секрет демона, силу молчания, которая его создает.

    В будущем вы можете практиковать профилактическую медицину, помня о мимолетных ощущениях дискомфорта, сигнализирующих о необходимости большего осознания, и о происхождении возможных телесных симптомов. Сила молчания и квантовый ум первоначально появляются как мимолетные мерцающие ощущения, и позднее как грезоподобные фигуры и радуга параллельных миров.

    С точки зрения общепринятой реальности, симптомы принадлежат вам; они находятся в «вашем» теле и связаны с вашей историей. Но с еще одной точки зрения, они происходят ниоткуда. Подобно тому, как частицы могут возникать из явно пустого пространства вакуума, симптомы способны появляться как бы из бесконечности, из того, что я называю «силой безмолвия». Когда ваше «я» уменьшается почти до нуля, и ваш обыденный ум успокаивается, вы можете чувствовать тенденции, движущие вас по данному пути — даете ли вы этим тенденциям собирательное название «Дао, невыразимого словами», Бога, или невидимой пилот-волны, присутствующей в начале вселенной. Если вы решаете игнорировать этот путь, то он проявляется в драматических формах — порой, в телесных проблемах или в трудностях взаимоотношений.

    Внутри вас бушует битва, и битва запутывает ваши взаимоотношения. Битва обнаруживается в вашей семье. Ваше сообщество оказывается полем битвы. Весь мир — это ваше тело, ваша история.

    Работа только на одном уровне заставляет битву казаться невозможной и преувеличивает ее личную значимость. Полем битвы, в конечном счете, оказывается каждый и всякий уровень реальности. Наконец, это не только ваша битва… В нелокальном мире ваши симптомы являются моими, и «лекарство», в котором я нуждаюсь, может быть также и вашим.


    Почему я, почему сейчас?


    В то время как в мире сновидения мы способны понимать, что «наши» переживания нелокальны, та часть нас, что принадлежит к общепринятой реальности, все равно может задаваться вопросами: «Почему я?», «Почему сейчас?» «Чем я заслужил эту битву?» Радужная медицина говорит: Ответ содержится в самих симптомах. Симптомы — это кодированные послания из бескрайней области всеобщей взаимосвязанности, которые вы переживаете как телесные проблемы.

    Общим знаменателем всех симптомов служит осознание. Осознание составляет основу как едва заметных, так и острых болезненных сигналов. Телесные симптомы — не просто патология. Они — учителя дзен, пробуждающие наше осознание почти неуловимых нано-событий.


    Безвредный образ жизни


    Маргинализировать те или иные аспекты жизни вредно. Использование осознания на всех уровнях создает безвредный образ жизни. В вашем распоряжении имеется больше энергии, и вы узнаете параллельные миры. Безвредный образ жизни заключает в себе массу интересного. Повсюду в вашем доме все полно неизвестного: ваш ум, ваше тело, ваши взаимоотношения, ваша семья, ваше сообщество, и ваш мир. Безвредный образ жизни состоит в работе осознания, которая замечает творчество в каждом моменте — двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

    Когда вас что-нибудь беспокоит, используйте свое осознание. Внимательно отмечайте интенсивность того, что вы делаете. Затем, при той же интенсивности, замедляйте свое движение до тех пор, пока не заметите «семя», силу молчания, скрытую за вашим «деланием». Потом создавайте радужную медицину, позволяя этой силе управлять вами.


    ГОВ: главный общий враг


    Когда вы верите, что симптомы находятся только в вашем теле, вам кажется, что они выигрывают битву. Именно тогда ваша боль превращается в нестерпимую муку, а медитации и медицинского лечения оказывается недостаточно. Симптомы угрожают «убить» вас в худшем смысле этого слова, когда вы становитесь на сторону ГОВ — так я сокращаю выражение «Главный Общий Враг».[155] ГОВ говорит вам, что на свете есть только общепринятая реальность. ГОВ настаивает: «Забудь о других мирах! Их нельзя измерить. Нельзя доказать, что они существуют. Забудь о стране грез, забудь о своих глубочайших тенденциях, на свете нет никакого квантового мира — это только математика! Нет никакой пустоты, никакой силы безмолвия. Есть только то, что можно измерять, лечить лекарствами, видеть на рентгеновском снимке, воспринимать как материальное образование, оценивать с помощью прибора, и находить в вирусе!»

    ГОВ говорит: «Я мера всех вещей. Единственное, в чем мы можем быть уверены — это сантиметры пространства, секунды времени, и граммы веса». ГОВ говорит, что симптомы — это просто вопрос анализов крови, диагнозов, рентгеновских снимков и генов. ГОВ — пессимист, порочащий все, что невозможно четко определить.

    Нельзя победить ГОВ, но можно использовать его энергию. Добирайтесь до сущности ГОВ. Будьте точны в своем осознании. Используйте свое педантично точное чувственное осознание, и сосредоточивайтесь на общепринятой реальности ситуации. С абсолютным вниманием не просто «сновидьте» в смысле нахождения в бессознательном состоянии. Ясно замечайте, что происходит. Затем используйте свое рефлексивное осознание. Будьте демоном Максвелла и позвольте своей осознанности проникать в природу иррациональных переживаний и невыразимых чувств, вскрывая замкнутую систему ГОВ в общепринятой реальности и обращая ситуацию вспять. Замечайте, что привлекает ваше внимание. Работайте с этим, пока ГОВ не добрался до этого и не окрестил «симптомом».


    Да и Нет

    Вам будут открываться многие параллельные миры, и они могут делать вас неуверенными в общепринятой реальности. Вы хотите знать, следует ли вам сражаться или сдаваться, говорить «да» или «нет», поступать так или иначе, жить или умирать. ГОВ говорит вам, что вы должны выбирать один путь. Но с точки зрения силы молчания и страны грез, годятся и да, и нет, и правильное и неправильное!

    Безвредный образ жизни состоит в том, чтобы не маргинализировать, а признавать, что вы — это все миры. Вы одновременно живы и мертвы. Верны и «хорошее», и «плохое». Не поддавайтесь вредному образу жизни ГОВ, в котором вы отождествляетесь только со своим «я», принадлежащим общепринятой реальности, и выступаете против других сторон себя!

    Вы можете соглашаться или не соглашаться с моими выводами. Во вселенной параллельных реальностей, все ваши доводы непременно будут верными в одной из этих реальностей — точно так же, как мои верны в еще одной.


    Ваша жизнь — это не ваше дело

    С точки зрения сущности, ваша жизнь — не ваше дело. В конечном счете, вам придется отказаться от общепринятой реальности, чтобы понять, что в своей основе ваша жизнь определяется интенциональным полем и силой безмолвия.

    Поэтому не волнуйтесь и позвольте ей делать то, что она делает. Так вы сумеете достичь большего. Даже мелочи — и то не ваше дело. Все события — от того, что вы носите, до того, во что вы верите, зависят от этого магического фона, который организует заигрывания. Следуйте своей глубочайшей сущности. Это создает разновидность обратного действия, которое может даже перестраивать вашу генетику, делая вас более когерентным с вашей меняющейся природой.

    Безвредный образ жизни бывает чрезвычайно непредсказуемым, всегда творческим.


    Ждать до завтра?

    Никакой ребенок моложе четырех лет никогда не скажет: «Мне некогда следовать моим побуждениям — я подожду до завтра. Дети следуют заигрываниям сразу, в безвременном здесь и сейчас. ГОВ — пока еще — не управляет их жизнью. Обладая умом неофита дзен, вы тоже можете жить во времени и пространстве так, будто они полны реальных столов и стульев, отчасти используемых драконами и призраками!

    Кто-то спрашивал меня, означает ли все это, что нам никогда не следует строить планы. Безвредный образ жизни включает в себя массу планов — которые реализуются любым возможным способом тогда, когда они возникают. Не обманывайте себя, думая о завтрашнем дне. Это так называемое «завтра» происходит прямо сейчас, в это самое мгновенье!

    ГОВ считает, что время и жизнь — это его дело; ГОВ против того, чтобы позволять всему происходить, чтобы воспринимать прошлое и будущее как параллельные миры в данный момент. Всякий раз, когда ГОВ говорит: «Сейчас недостаточно времени», вы знаете, что он прав, но и вы тоже правы. Время не существует.


    Радужная медицина в организациях


    Жить и работать с собой и своими близкими всегда будет недостаточно вследствие эффектов нелокальности. От мира некуда уйти. Вы может решить не отвечать на письма, сообщения электронной почты, или телефонные звонки. Но вы ничего не сможете сделать в отношении «наноскопических» заигрываний, которые вы получаете от бесконечности. Вы отвечаете на них до того, как узнаете об этом.

    Радужная медицина для организаций проста. Поддерживайте одну сторону, затем поддерживайте другую, поддерживайте все стороны. Находите сущность худшей. В этой «худшей» роли или личности, глубоко на уровне сущности, заключено то, что удерживает вашу группу вместе — все нуждаются не в человеке общепринятой реальности, а в его или ее сущности; в ней воплощается основная идея сообщества.

    Делайте то же самое с членами своей семьи. Принимайте все конфликты на себя и находите сущность самой трудной фигуры. Вот как можно лелеять себя, равно как и других. Приветствуйте полярные противоположности. Принимайте одну сторону. Принимайте все стороны и отбрасывайте их ради сущности.

    Когда вас расстраивают мир и ваше сообщество, помните о нелокальной медицине и о том, что сообщество — это карта вашего тела.


    Семена возможностей


    Вспомните историю об умирающем мастере дзен, окруженном плачущими преданными учениками, печально сетующими на его приближающуюся смерть. Вдруг он бьет их по головам своей палкой и говорит: «Куда, вы думаете, я денусь, когда умру?»

    Я моментально отвечаю на этот вопрос, что он никуда не денется и будет тем, чем он был всегда. Подобно вам и мне, со своим телом в общепринятой реальности, или без него, он — сила молчания, проявляющаяся как сущность истории. Мы — семена возможностей, замысел сообщества.

    Жизнь и смерть, подобно пространству и времени, недостаточны для полного описания нашей природы. В стране грез и в мнимых пространствах квантовой физики и биологии мы и живы, и мертвы. Это означает, что мы мертвы, когда живы, а также живы, когда мертвы. К такому выводу я должен прийти после изучения психологии, биофизики и математики телесных симптомов.



    Примечания:



    1

    Замечания, вопросы и предложения можно направлять по адресу kiselev.mind@ru.net



    14

    Гайзенберг (1958), «Физика и философия», глава 2. «Однако следует подчеркнуть, что (волна или) функция вероятности сама по себе не представляет течение событий во времени. Она представляет тенденцию событий и нашего знания событий»



    15

    Эта лекция была прочитана в Калифорнийском Институте Технологии и впервые опубликована в февральском номере за 1960 г. издаваемого этим Институтом журнала «Техника и наука» (которому принадлежат авторские права), но доступна в сети на странице http: //www.zyvex.com/nanotech/feynman.html



    148

    Самым печальным следствием этого становится то, что в глазах пациентов или их родных врачи нередко выглядят бесчувственными и даже циничными. Это совсем не тот образ «доктора», который знаком нам по произведениям Чехова, Вересаева, Булгакова и т. д. (пер.)



    149

    Этот демон представляет собой описание недостающей черты в квантовой физике, необходимой для объяснения того, почему в квантово-волновой теории появляется самоотражение. Без самоотражающей способности вселенной, возможно, не было бы никакой вселенной. Амит Госвами переработал свою поучительную книгу «Само-осведомленная вселенная», посвященную этой теме (Amit Goswami, Self-Aware Universe). Он использует слово «сознание» там, где я использую «осознанность».



    150

    Я обсуждаю обмены сигналами в книге «Сновидящее тело во взаимоотношениях»



    151

    Очень часто видимые сигналы и сигналы-двойники противоречат друг другу, что становится источником проблем во взаимоотношениях и даже серьезных нервных и психических расстройств. Психолог, антрополог и философ Грегори Бейтсон положил это явление, называемое в современной психотерапии «неконгруэнтной коммуникацией», в основу своей теории развития шизофрении. См. Г. Бейтсон, «Экология разума», М., «Смысл», 2000 (пер.)



    152

    В медицинской или психотерапевтической ситуации наиболее вероятной бывает пара ролей врач — пациент или психотерапевт — клиент. Конкретные роли и миры, в которые мы вместе входим, зависят от того, кто мы, что мы делаем, и от природы момента. Так, для клинициста любое не-клиническое взаимоотношение будет «двойственным». Например, двойственное или множественное взаимоотношение означало бы, что будучи чьим-либо терапевтом, вы, вдобавок, играете по отношению к этому человеку роль надсмотрщика, учителя, или друга.

    Сегодня двойственные роли служат источником многих споров в психотерапевтическом и медицинском сообществе. Вообще говоря, в терапевтической ситуации любая роль, выходящая за рамки клинической, считается проблемой, если она влияет на объективность терапевта. Радужное осознание соглашается с мнением большинства. Однако, с правилами или без правил, «объективность» никогда полностью не достижима, поскольку наблюдатель всегда «сцеплен» с наблюдаемым в «необусловленной» реальности (например, в квантовой физике или в работе со сновидениями). Поэтому работа с осознанием параллельных миров во взаимоотношениях всегда будет необходимой.



    153

    Например, в своей книге «Тело шамана» я рассказываю, как одна супружеская пара шаманов из Кении объясняла свою работу. Супруги один раз встречались со своими «клиентами» и затем отсылали их домой. Затем они входили в транс и там решали проблемы клиентов. Опыт древности и вера в шаманизм показывают, что он «срабатывает» чаще, чем может показаться на первый взгляд современному наблюдателю в общепринятой реальности.



    154

    «Правила» множественных ролей важны потому, что они подтверждают и стараются защищать взаимоотношение терапевт-клиент. Однако, прежде всего, необходимо следить за соблюдением правил, вследствие недостатка осознания в отношении использования власти в связи с ролями.



    155

    В оригинале — «Враг общества номер один» (термин американской судебной системы) (пер.)









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.