Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Глава 14. История любви, Двойник
  • Глава 15. Панацея от трагедии бытия человеком
  • Глава 16. Алмазный центр мандалы
  • Глава 17. Реальность как магический символ
  • Часть III. Осознаваемый образ жизни

    Глава 14. История любви, Двойник

    Я не знаю, кто обитает в моей груди

    Или почему приходит улыбка

    Я — не я, а скорее пустая зеленая головка розы,

    Утратившей все листья и лепестки на утреннем ветру


    (подпись к рисунку: роза, о которой, как я думаю, говорил Руми)

    Кто обитает в вашей груди? Что остается от цветка, после того, как опали все лепестки? Что остается от вас, после того, как распадается ваше тело?

    Некоторые мистики называет эту сущностную, вечную часть вас различными именами, например, «двойником». Я представляю себе двойника как качество, скрытое за всем, что с вами заигрывает. Это чувственная сущность, невидимое лицо за всеми другими лицами, за самыми ужасными и величественными событиями, мудрость, заключенная в ваших сновидениях, зависимостях и наихудших маниях. Двойник — это нечеловеческая часть вас, которая соотносится и находится в постоянном контакте с камнями, деревьями, ветром, водой, землей, солнечной системой и всей вселенной, равно как с муравьями и слонами и с человеческой сферой. Мир человека — всего лишь один из множества миров.

    Двойник — это опыт Сновидения, который развертывается в фигуры вашего Большого «Я». Во второй части этой книги, посвященной осознаваемому целительству, мы сосредоточивались на применении 24-часового Осознаваемого Сновидения к симптомам, зависимостям, взаимоотношениям и ситуациям в группах. Эти применения подобны лепесткам цветка; они относятся к тому, как ваша чувственная сущность проявляется в повседневной человеческой жизни. Теперь, в этом третьем и заключительном разделе, мне бы хотелось коснуться зеленой головки, первоосновы, двойника, скрытого за этими проявлениями. В данной главе мы сосредоточимся на непосредственном доступе к двойнику. В последних главах я укажу на огромное значение 24-часового Осознаваемого Сновидения для духовной практики и будущей жизни на Земле.


    Большое «Я» и маленькое «я»

    Вечная философия и духовные традиции советуют отождествляться с тем, что я назвал Большим «Я», или недвойственным миром двойника, который существует в обыденной жизни как старец внутри вас и проявляется в стране грез в виде мудрых персонажей. Сильнодействующий способ узнать о своем Большом «Я» состоит в том, чтобы помнить о своей смерти или смерти кого-то, кого вы любите. Древний китайский мудрец Чжуан Цзы говорил об этом так: «[104] Учитель пришел потому, что для этого наступило время. Он ушел (умер) потому, что следовал естественному течению. Довольствуйтесь моментом и будьте готовы следовать течению; тогда не останется места для радости или скорби… Дерево сгорает, но огонь продолжает гореть, и мы не знаем, когда он придет к концу».

    Согласно даосским представлениям, маленькое «я» — это кусок дерева, который со временем сгорает. Но двойник, которого здесь символизирует огонь, продолжает существовать. Вы, несомненно, умрете. Но чувственное поле, огонь или энергия вашей жизни, не зависит от времени и пространства. Возможно, вы задумываетесь, что это означает для вашего повседневного «я», которое беспокоится, старается жить дольше, зарабатывает деньги, питается здоровой пищей и исполняет свои общественные обязательства. С точки зрения повседневной реальности, огонь, о котором говорит мудрец — это измененное состояние сознания.

    Когда вы достигаете большей осознаваемости, больше нет измененных состояний; есть только огонь или поток. Чем ближе вы к осознаваемой жизни, тем больше предстаете перед другими в виде своего Большого «Я». Но мудрец, которого называют Чжуан Цзы — это не просто великая человеческая фигура, охватывающая в себе все возможные противоположности, старейшина по отношению ко всем окружающим. Его собственный опыт лежит вне человеческой сферы. Человеческая сущность мудреца изменилась; он знает огонь жизни и отождествляется с ним.


    Доступ к Большому «Я»

    Помните ли вы рисунок из главы 3, поясняющий различные смыслы осознаваемости? Ниже я вновь привожу этот рисунок.

    (подписи к рисункам: посередине: Ваше маленькое «я». Слева внизу: Вы В СНОВИДЕНИИ. На рисунке слева круг представляет сновидение, частью которого вы являетесь. Все остальные фигуры — это части вашего сновидения. Справа внизу: ВАШЕ БОЛЬШОЕ «Я». На рисунке справа круг представляет ваше Большое «Я», то есть, Вы — это все части Сновидения, а также чувственное ощущение на заднем плане).

    На рисунке слева круг представляет сновидение, часть которого вы составляете. Все фигуры внутри — это части вашего сновидения.

    На рисунке справа круг представляет ваше Большое «Я»: то есть Вы — это все части Сновидения, а также чувственное ощущение, лежащее в его основе.

    Ваше Большое «Я» — это источник ваших сновидений; это другое название создателя снов. Ваше Большое «Я» представляет собой чувственную основу всего, что захватывает ваше внимание, а также самих вещей. Двойник — это огонь Сновидения, скрытый за вашим Большим «Я», огонь и разум стоящие за вашими ночными снами. Когда вы обладаете осознаваемостью, то ощущаете мир умом своего Большого «Я» и понимаете свои сны еще до того, как они вам приснятся.

    Большое «Я» редко появляется в виде явной фигуры в сновидениях, поскольку представляет собой все их, вместе взятые. Иногда Большое «Я» выступает в фантазиях как великое человеческое существо, божественная сила, бог или богиня. Большое «Я» может выступать в виде духа природы, мудрого старца или мудрой старой женщины. Некоторые видят свое Большое «Я» как Бога или сочетание богов. Когда вы работаете над собой, ваше Большое «Я» обретает ваше лицо. В этот момент вы подходите ближе к своему двойнику. По мере вашего роста, ваше маленькое «я» становится все более похожим на ваше целостное существо. В ваших снах маленькое «я» и Большое «Я» начинают больше походить друг на друга. Поэтому, даже хотя двойник представляет собой невидимое, почти невообразимое присутствие, по мере того, как вы начинаете узнавать свое Большое «Я» и жить как внутри, так и вне мира противоположности и двойственности, двойник появляется в снах, как ваше лицо, отражающее лицо вашего Большого «я».

    В обычном состоянии ума, ваше маленькое «я», одолеваемое вашими заботами о времени и людях, утрачивает связь с вашим Большим «Я». Потому эта фигура появляется в форме, совершенно отличной от вас; в сновидениях это может быть целитель или антагонист, ваш враг, с которым следует сражаться, или ваш союзник, которого нужно любить.

    Покойный Карлос Кастанеда — антрополог, который говорил от лица своего мифического учителя Дона Хуана — описал развитие, ведущее к двойнику. В ходе этого развития воин сперва борется со своим Большим «Я» в форме демона, который выступает как его главный враг.

    С точки зрения 24-часового Осознаваемого Сновидения, ваше Большое «Я» сперва проявляется в ваших наихудших затруднениях, телесных симптомах, навязчивых мыслях, зависимостях, а также проблемах личных и групповых взаимоотношений, которые грозят вас одолеть. Чтобы преуспеть в этом противостоянии, ваше маленькое «я» должно стать воином и сражаться, чтобы препятствовать демонической разрушительности этого грозного внутреннего противника. По мере того, как продолжается эта мифическая борьба, успешный воин не пасует перед своими, казалось бы, непреодолимыми проблемами, а выживает и обнаруживает, что его затруднения были маской, скрывающей силу, которая теперь стала его союзником, «дарователем тайн».[105]

    Я надеюсь, что в ходе работы над своими телесными переживаниями, симптомами, трудностями отношений и зависимостями в предыдущих главах, вы тоже испытали ощущение присутствия за вашими худшими проблемами сверхъестественного духа — вашего Большого «Я». Этот дух не только испытывает пределы ваших человеческих способностей, но также хочет присоединиться к вам и расширить вашу самотождественность. Ваши проблемы в пространстве и времени дают ему шанс развертываться здесь и теперь.

    Короче говоря, ваши демоны становятся вашими союзниками. Посредством внутренней работы, союзник медленно приобретает ваше лицо, по мере того, как вы осторожно выходите из времени и пространства, становясь более похожим на дух. В этот момент, вы вместо союзника встречаете свою собственную Самость и узнаете своего двойника.

    Союзник ждет, скрываясь за вашими худшими проблемами, а за союзником стоит ваше Большое «Я» и двойник, сущность меняющихся внешних форм, включая всех и все, что захватывает ваше внимание. Большое «Я», или двойник — это не духовный домысел; он присутствует перед вами прямо сейчас в вашем чувственном опыте в этот самый момент. Просто смотрите вокруг, подмечайте, что происходит — и вы оказываетесь в самой сердцевине того, на что вы смотрите. В некотором смысле, ваше Большое «Я» все время пытается заигрывать с вами в обличье ваших врагов; оно хочет захватить ваше внимание и быть вашей любовью.

    Возможно, для того, чтобы обосновать идею Большого «Я» и двойника, вам захочется испытать следующее упражнение.


    Внутренняя работа — нахождение вашего двойника

    При выполнении этого упражнения будет полезно иметь под рукой ручку и блокнот.

    Для начала, ненадолго просто расслабьтесь. Я хочу помочь вам собрать воедино некоторые из ваших переживаний. Когда вы будете готовы, припомните какие-либо волнующие и удивительные вещи, захватывавшие ваше внимание в последние несколько дней. Вспомните и трудные сцены. Сделайте о них несколько письменных замечаний. Например, я вспоминаю, как здесь, на побережье Орегона, видел китов; потом была ужасная драка в одном из соседних баров, и драматическая любовная сцена по телевизору. Запишите, какие вещи привлекли ваше внимание.

    Затем постарайтесь припомнить видения и переживания, которые у вас были, когда вы впервые работали над тем, что с вами заигрывало. Можете ли вы вспомнить свой опыт прорицания, ощущение путешествия во времени, работу с зависимостями? Сделайте несколько заметок об этом опыте.

    Потом сделайте еще несколько заметок для себя. Какие переживания у вас были при работе с чувственной сущностью ваших симптомов, с прикосновением, отношениями, мировыми проблемами? Эти заметки понадобятся нам для работы с двойником.

    Теперь давайте обратимся к настоящему и к вашим фантазиям о природе. Несомненно, в мире есть несколько мест, где вы любите бывать или где бы вам понравилось, если бы вы могли там побывать. Подумайте сейчас об одном из этих особых мест в природе. Подумайте о той части природы, которая вас больше всего привлекает — возможно, это пустыня или высокие горы, берег моря, лес, парк или часть города. В вашем воображении это может быть день, ночь или, скажем, восход солнца ранним утром. Позвольте своему бессознательному уму выбрать часть природы, которая больше всего заигрывает с вами в этот момент.

    Затем, отправляйтесь туда в своем воображении. Перенеситесь в это конкретное место на Земле и будьте там в то особое время дня или ночи. Видьте его, ощущайте его, прислушивайтесь к звукам Земли. Что вам так нравится в этом месте? Что вас привлекает в этой части природы? Медленно смотрите вокруг и используйте свою осознаваемость, замечая, какая часть этой естественной среды захватывает ваше внимание прямо сейчас. Находится ли эта часть перед вами, справа, слева, сзади, выше, ниже или повсюду вокруг вас? Смотрите на эту часть природы. Изучайте ее.

    Когда вы будете готовы, найдите сущность, тенденцию, которая дает начало этой чудесной части природы. Как вы переживаете время там, где вы сейчас находитесь? Каково здесь пространство? Если ваш ум позволит вам, вообразите, что у этой части природы есть свои ум и глаза. Будьте этой частью природы; будьте ее умом, смотрите ее глазами.

    Потратьте какое-то время на то, чтобы зарисовать ее глаза и ее лицо в предлагаемой ниже рамке.

    (подпись под рамкой: ваша зарисовка лица, ума и глаз Природы)

    Будьте этим лицом, этим умом, и смотрите этими глазами.

    Взгляните на себя этими глазами. Как вы выглядите? Есть ли у природы совет для вас? Что вам говорит эта точка зрения природы? Прислушивайтесь к ее рекомендациям. Замечайте, как вы выглядите с этой точки зрения природы. Не спешите; это переживание может быть новым и совершенно иррациональным для вашего обыденного ума. Просто доверяйте своему воображению, видьте «ее» лицо и прислушивайтесь к ее посланию.

    Если вы представляете собой свою цельную Самость, это будет выглядеть и звучать как вы. Если вы ближе к своему маленькому «я», у этой части природы будут для вас особые, неожиданные послания. Каково послание природы? Как вы можете использовать это послание в своей жизни, как сейчас, так и в будущем? Воспримите послание, совет, и используйте его. Это может быть урок, который вы никогда не услышите от человеческого существа. Запишите его. Просто позвольте природе писать о себе; позвольте ей говорить, если она того хочет.

    Представьте себе, что ваше недавнее сновидение было создано этой частью природы. Подумайте о возможности того, что эта часть природы — создатель ваших сновидений. Запишите догадки о своем сновидении, которые вам, возможно, дает сейчас эта часть природы.

    Наконец, спросите себя, какая часть этого вашего грандиозного Большого «Я» всегда была знакома вашему маленькому «я»? Можете ли вы ощущать ее чувственную сущность? Когда вы обладаете осознаваемостью этого опыта, вы близки к тому, чтобы быть своим двойником. Где и когда вы ощущали себя как двойник?

    Попробуйте ощутить, что эта часть природы находится в вас или скрывается за вами, действуя через вас. Заметьте, как это ощущение влияет на ваши отношения с самим собой. Как это ощущение влияет на ваши отношения с другими людьми? Как бы оно могло повлиять на ваше будущее? Каким образом это ощущение могло бы направлять вас в изменении вашего отношения к миру? Немного подумайте над этими вопросами о вашей жизни.

    Если вам захочется, поблагодарите эту чувственную сущность, эту часть Земли, где вы нашли своего двойника.


    Теория двойника

    Я предлагаю использовать часть природы, которая вас сильнее всего привлекает потому, что к этому самому привлекательному для вас месту сходятся все мелочи, захватывающие ваше внимание. Ваш двойник — это дух, скрывающийся за всем, что захватывает внимание вашего маленького «я». Проверьте это эмпирически, взглянув на заметки, которые вы сделали, чтобы ответить на первый вопрос описанного выше упражнения — вопрос о том, что недавно привлекло ваше внимание и о переживаниях, которые у вас были в ходе работы над собой в нескольких последних главах. Если вы изучите эти переживания, то, возможно, обнаружите, что соединявшей их нитью действительно был двойник.

    Эта самая привлекательная вещь — лицо вашего Большого «Я», а ее сущность — ваш двойник. Двойник — это та часть вас, которая представляет собой самое чудесное место на земле. Вы — это холм, эта река или пустыня. Возможно, поэтому американские индейцы называют себя именами частей Земли, неподалеку от которых они родились — Низкая Гора, Восходящее Солнце, Горелые Холмы, Белая Вода и так далее. Вы — Земля.

    Скажем, вы человек, который любит деревья. С точки зрения обусловленной реальности консенсуса (ОР), дерево привлекает вас потому, что вы что-то на него проецируете; вы обнаруживаете качество дерева где-то в своем собственном поведении. В этом представлении между внешним и внутренним деревом существует разделение. Вы «проецируете» или выдумываете внутреннее дерево. Это психология реальности консенсуса, которая может быть полезна для понимания самого себя.

    (подписи к рисунку: Вы. Дерево. В психологии ОР вы проецируете что-либо на дерево)

    Однако, с другой, более осознаваемой точки зрения, вы и дерево заигрываете друг с другом и со-возникаете, как аспекты одного поля. Если вы отказываетесь от точки зрения частей и берете пример со своих братьев и сестер из коренного населения, то вы и дерево становитесь связаны через опыт Сновидения. Имеет место просто событие «деревьевости» (“tree-ness”). С чувственной точки зрения, вы и дерево — единое целое. Оно проявляется через вас, а вы проявляетесь через него. На следующем рисунке я попытался изобразить ваш новый портрет, как дерева.

    (подпись к рисунку: ваше новое изображение)

    Если бы ваше представление о самом великолепном месте в природе никогда не менялось, то нарисованное вами лицо природы было бы лицом вашего Большого «Я». Это самое большее, насколько мы можем сейчас подойти к тому, чтобы узнать, как ВЫ выглядите на самом деле. Чтобы достичь еще большей точности, вы должны обладать осознаваемостью чувственной сущности, скрытой за этой фигурой, и переживать ее Сновидение.

    Представление о том, что вы родились с определенным именем в конкретное время — это способ понимания вашей жизни с точки зрения реальности консенсуса. Однако, с точки зрения осознаваемости и чувственной реальности, ВЫ всегда были здесь, ВЫ никогда не рождались и никогда не умрете. В некотором смысле, ваше маленькое «я» было всего лишь одним из лепестков вашего цветка. Возможно, ваше маленькое «я» всегда ощущало свое положение по отношению к вашему Большому «Я», но из-за его привязанности к повседневной реальности (и из-за его потребности в том, чтобы вы были только своим маленьким «я»), вы никогда не признаете этого положения и не настаиваете на нем достаточно твердо. Быть может, именно поэтому вы иногда боитесь своей смерти. В смысле реальности консенсуса, «вы» жили, но с точки зрения 24-часового Осознаваемого Сновидения, ВЫ были всегда!


    Бабушка

    Эми рассказывала мне забавную историю о своей бабушке, иллюстрирующую эти парадоксальные идеи. Когда бабушке Эми было девяносто семь лет, однажды утром она проснулась, пошла к двери, чтобы встретить посетителя, и спокойно спросила его, видел ли он свежую газету. Когда посетитель сказал, что он еще не видел газету, бабушка Эми рассмеялась. Она сказала: «Вы должны прочитать газету, поскольку там, в колонке некрологов, вы увидите, что я умерла!»

    Ошеломленный посетитель позвонил Эми и рассказал ей эту историю.

    Но у бабушки Эми не было заметной склонности к мистике. Она всю жизнь упорно трудилась, а уйдя на пенсию сосредоточилась на удовольствиях и явно больше любила играть в казино, чем заниматься медитацией. Для нее было естественным процессом просто войти в свое Большое «Я» и видеть его глазами кончину своего маленького «я». Когда бабушка Эми поняла это, ей было девяносто семь лет; с приближением смерти любой человек становится своим двойником, независимо от того, работал ли он над собой. Каждому из нас предстоит переживание своего двойника; этот опыт принадлежит нам по праву рождения.


    Узелки на память

    Боритесь со своими наихудшими проблемами и осознаваемо исследуйте их, чтобы сделать их своими союзниками.

    Отождествляясь с этой сущностью, вы начинаете выглядеть как ваше Сновидение. На этом этапе у вас развивается двойник.

    Чтобы найти бессмертного двойника, отправьтесь в самое чудесное место на земле, найдите его и станьте его чувственной сущностью.

    Независимо от того, работаем ли мы над этим, каждый из нас становится двойником.


    Глава 15. Панацея от трагедии бытия человеком

    В этом самом теле шести футов длиной, с его чувственными впечатлениями и его мыслями и идеями, заключены мир, происхождение мира, а также Путь, ведущий к прекращению этого.


    Вечные учения возникают, когда вы постигаете ограничения своего обычного осознания, когда вы сталкиваетесь с бесконечным, с неразрешимыми проблемами, или когда вы более не способны находить удовлетворительные ответы на большие вопросы о жизни. Обретение доступа к Сновидению и фигуре двойника, стоящей за всем этим становится естественной панацеей для всякого, кто не нашел ответов в других местах. Двойник — это ответ на вопрос о том, почему вы должны умереть.

    В своем обычном обусловленном состоянии сознания вы маргинализируете чувство двойника, и ваше Большое «Я» кажется устрашающим внутренним групповым процессом, не имеющим отношения к тому, кто вы есть. В этом обусловленном состоянии сознания вы оторваны от своего двойника или от точки зрения состояния осознаваемости; оно основано на согласии с отделенностью от самого себя.

    Высказывания с позиции состояния ума, в котором двойник — реальность, в повседневном мире кажутся парадоксальными и сложными. Именно поэтому зачастую так трудно понять обычных людей или духовных учителей, обладающих осознаваемостью в отношении двойника. Возможно, только непосредственное переживание двойника способно разрешить путаницу слов, используемых для описания этого опыта.

    Методы развития двойника составляют основу вечных учений. Например, в книге «Едва слышный звук: Учения дзен Морин Стюарт», мастер дзен Морин Стюарт вторит вечным учениям: «Просветление подразумевает ‘ясное видение’. Это не означает, что вы смотрите на что-то и анализируете его, замечая все его составные части; нет. При ясном видении, когда вы смотрите на цветок и действительно видите его, цветок видит вас».

    Ее дзен-буддизм отражается в теориях чувственной подоплеки в физике и психологии восприятия, которые рассмотрели в этой книге. Для нее осознаваемость означает просветление. По ее словам, просветление означает «ясное видение», способность смотреть на цветок так, что он видит вас.

    Стюарт продолжает: «Конечно, это не значит, что у цветка есть глаза. Суть в том, что цветок — больше не просто цветок, а вы — не просто вы. Цветок и вы растворились в чем-то, выходящем за пределы того, о чем мы можем говорить, но мы можем это переживать».

    По видимому, она написала эти строки незадолго до своей смерти. На мой взгляд, Стюарт имела в виду, что чувственная позиция связана с уничтожением отдельности, с временной смертью вашего маленького «я», с нахождением состояния сознания, в котором вы и цветок едины. Когда вы достигаете осознаваемости, реальность изменяется. Вы и даже ваш враг — не просто друзья; вы оба — разные (и даже чудесные!) аспекты одной и той же реальности, которая забыла саму себя. Конечно, ваше маленькое «я» не находит в противнике ничего чудесного, и это тоже совершенно так, как и должно быть. Ваше Большое «Я» — это все части и конфликт, и конечный свидетель, или Самость, видящая себя как этот конфликт.

    Стюарт цитирует немецкого мистика XIV в. Мейстера Экхарта, который говорит о смене самотождественности, происходящей в чувственных состояниях. Учение Мейстера Экхарта о единстве души с Богом вызвали раздражение папы Иоанна XXII, который обвинил мистика в пантеизме, то есть, приверженности идее, что Бог — это все мироздание. Экхарт утверждал: «Око, которым я вижу Бога — это то же око, которым Бог видит меня».[106]

    Это утверждение успокаивает нечто глубоко во мне, чему оказывается трудно выразить словами опыт двойника. Лучший способ, каким я могу объяснить этот опыт — это пригласить вас, читатель, в путешествие фантазии. Если вы не прочь поэкспериментировать с двойником, посмотрите, сумеете ли вы вообразить то, о чем пойдет речь ниже. Давайте попробуем сделать это вместе.

    Можете ли вы вообразить, что находитесь в одиночестве в горах или холмах ранним утром, на восходе солнца? Представьте себе этот замечательный опыт. Ощущаете ли вы бодрящий воздух? Вы спокойно стоите на склоне ясным утром, наслаждаясь зрелищем первых лучей солнца, появляющихся из-за других гор, заслоняющих от вас солнце. Слышен только шум ветра. Вы смотрите на природу, горы и все более яркий свет, рассеивающий ночную тьму.

    (подпись под рисунком: Солнце)

    Перед самым восходом верхняя кромка гор, на которую вы смотрите, становится такой яркой, что вы ощущаете солнечный свет внутри и вокруг себя. Это мирное, успокаивающее ощущение. Затем, по мере того, как восходит солнце, чувства в вашей душе меняются. Вы больше не ощущаете себя своим маленьким «я», которое стоит и наблюдает, а замечаете, что ваше тело выпрямляется; оно удлиняется по мере того, как встает солнце. Вы встаете вместе с ним. Ваше тело стоит прямее, чем вы когда либо стояли, и пробуждаясь и видя солнце, вы ощущаете изысканность и красоту этой планеты как оживающее чудо. В этот момент что-то в вас расслабляется, и ВЫ переживаете свою Самость тоже как планету, как солнце, смотрящее на себя. Она видит Себя. Она познает свою красоту.

    Вы ощущаете себя зеркальным отражением солнца, самим солнцем. Ваши глаза — это его глаза. Глаза, которыми вы смотрите на солнце, кажутся вам как бы принадлежащими солнцу, смотрящему сейчас на себя. Вы видите Самого Себя. И, в некотором смысле, больше нет ни вас, ни солнца. Понятия Большого «Я» и двойника больше не годятся; понятия — это слова, а не реальные вещи. Все что вы можете сказать — это что двойник познает самого себя. Вы переживаете вселенную, смотрящую на саму себя, и человеческие понятия, которые вы используете для обсуждения этого, интересны, но более не являются точными.

    Можете ли вы совершить такое путешествие фантазии? Мне представляется, что Мейстер Экхарт имел в виду именно это, когда говорил: «Око, которым я вижу Бога — это то же око, которым Бог видит меня».

    Когда двойник маргинализируется, когда он распадается на кусочки и части и развертывается в вашем Большом «Я», то есть, в вашем обычном состоянии ума, вам кажется, что с вами заигрывают вещи, которые не являются вами. В этом состоянии ума, та часть вашего «ока», которая улавливает заигрывания со стороны объекта — это то же око, которое двойник использует, чтобы видеть вас. С мистической точки зрения, Бог обладает осознаваемостью Самого Себя. Бог — это общая для нас всех чувственная осведомленность, независимо от того, маргинализируем ли мы свою осознаваемость. То око во мне, которое видит вашу чувственную сущность — это то же око в вас, которое видит мою. С точки зрения Сновидения, мы оба используем одно и то же око, один и тот же ум; мы — разные аспекты одного и того же.

    Психологию осознаваемости можно найти не только в мистическом христианстве и дзен-буддизме, но и во всей духовной или религиозной мысли. Вы находите ее у коренных жителей Африки и Австралии; в исламе, иудаизме и индуизме. Для обретения доступа к Большому «Я» индуизм использует путь йоги; даосизм использует даосскую йогу; иудейские, христианские и мусульманские мистики используют молитву, мухыку и танец.


    Пробуждение

    Не нужно быть мистиком, чтобы найти Бога. Все, происходящее с вами, происходит с Богом. Бог спит и просыпается. Бог спорит Сам с Собой; Бог испытывает финансовые проблемы; Бог — это банк, который не даст вам денег.

    Если все это кажется вам чересчур, если вы еще не нашли Его или Ее, подождите до следующего утра. Если вы подобны большинству людей, то при пробуждении утром будете переживать осознаваемость и точку зрения своего Большого «Я». Помните, как вы просыпаетесь?

    Спросите себя, что будит вас утром? Почему вы просыпаетесь? Когда я спрашивал людей, что их будит, то получал разные ответы, например:

    будильник

    готовность проснуться

    мочевой пузырь

    ребенок

    сновидения

    утренний свет

    нечто внешнее, привлекающее внимание

    обязанности в повседневной жизни

    нечто внутри, приказывающее вам проснуться

    собака

    Бог


    В следующий раз, просыпаясь, попробуйте сохранять осознание. Если вы практикуете осознаваемость, то заметите, что процесс сновидения продолжается по мере того, как вы встаете с постели; ваш ум сновидит, действует воображение, происходят движения. Если вы обладаете осознаваемостью и терпеливо прослеживаете, как чувственный опыт развертывается в повседневную жизнь, вы заметите, что «ваше» Сновидение будит вас и вступает в день из-за чего-то, что вы называете своим мочевым пузырем, собакой или часами.

    Но затем, даже после того, как вы просыпаетесь, Сновидение продолжается. Оно блуждает, и если вы бдительны, то, возможно, заметите, что ваше Сновидение не вполне принадлежит вам; оно нелокально. Порой Сновидящий ум, ваше Большое «Я», кажется находящимся вне вашего тела, возможно, позади вашей головы или над ней. На самом деле, если вы обладаете осознаваемостью, у вас может возникнуть впечатление, что вы — Сновидение, наблюдающее Сновидение, как если бы оно не было вами. В то же самое время, ВЫ — это Сновидение, происходящее в каком-то месте, удаленном от вашего тела.

    Поскольку Сновидение развертывается и проявляется через объекты, которые заигрывают с вашим маленьким «я» в течение дня, вы могли бы сказать, что с вами целый день заигрывает ваш Сновидящий ум, заигрывающий сам с собой, старающийся пробудить вас и себя, перемещая и направляя вас туда и сюда. Пробуждая вас к Вам Самому, Он говорит: «Проснись и помни меня во всем, что ты должен видеть, слышать и чувствовать».

    С более широкой точки зрения, Он пробуждает Себя к Себе.

    Это звучит парадоксально, если вы не пребываете в модусе осознаваемости. Если и когда вы пребываете в нем, вы приходите к мысли, что вас пробуждает Само-рефлексивный процесс вселенной. Он пробуждает Себя к Себе. Ваше маленькое «я» переживает это как вынужденную необходимость замечать определенные вещи, вроде будильника или собаки, вашего мочевого пузыря или вашего тела.

    В принципе, все чувствующие существа, в том числе, люди и объекты, которые вы видите — это разные свидетели и, в то же самое время, один и тот же свидетель процесса пробуждения. Вы можете ощущать процесс пробуждения, происходящий все время. Вам нужно лишь распознавать Сновидение, обращать внимание на чувственный опыт, на заигрывания, на таинство восприятия — замечать развертывающуюся, развивающую и творящую жизнь.


    Сообщество всех существ

    Ваше Большое «Я», которое индуисты называют Шивой — это процесс Само-рефлексии, проявляющийся повсюду. Все сущее Сновидит. Все сущее, включая и процесс вашего сообщества — это Шива. Пусть ваше представление о сообществе на мгновение расширится, включив в себя не только ваших друзей и знакомых, но и всех чувствующих существ, все живое, все, что вы замечаете. Можете ли на мгновение сделать это? Возможно, это потребует сдвига внимания, но позвольте себе ощутить, что вы — это все, что вы замечаете, чувственная сущность всего, что привлекает ваше внимание.

    Если вы близки к своему исконному наследию и к Сновидению, то ощутите, что ваше сообщество — это ваше Большое «Я», состоящее из всех людей в вашей социальной группе, в вашем городе, а также зданий, рыб, неба, гор, воды, камней и рек. Иными словами, все сущее — это ВЫ и семья вашего маленького «я».

    Согласно квантовой физике и чувственной психологии, все с виду отдельные существа, о которых вы думаете, отражают и посылают сигналы друг другу в необусловленной реальности (НОР). В соответствии с математикой квантовой механики, все эти обмены сигналами происходят со скоростью света (или быстрее). Эти бесконечные чувственные обмены пробуждают и создают то, что вы переживаете как свое маленькое «я», своих друзей и свою более широкую семью.

    Суть в том, что мир консенсуса (ОР) далеко не банален! Он представляет собой невероятное сокровище. Повседневная реальность. Повседневная реальность — это изображение вселенной, пробуждающейся в разгаре творения. Иными словами, не от вас зависит, просыпаетесь ли вы утром. У вас нет выбора. Вы должны просыпаться утром отчасти потому, что ваше Большое «Я», большее чувственное сообщество, пробуждаясь создает вас. Опыт 24-часового Осознаваемого Сновидения дает вам личное свидетельство того, что поле вашего сообщества развертывается и создает каждую из своих отдельных частей.

    С точки зрения своего обычного состояния ума, вы думаете, что так или иначе побуждаете других, либо они побуждают вас, реагировать тем или иным образом. Любой считает себя либо причиной, либо жертвой того, что происходит вокруг него. Но с точки зрения Сновидения, то, что происходит между нашими маленькими «я» — это сообщество Земли, проявляющее и познающее себя.

    С точки зрения вашего маленького «я», части вызывают проблемы. Вы всю жизнь защищаете себя и других, выступая за что-либо против чего-либо другого. Ваше и мое маленькое «я», маленькая рыбка и маленький город — причины и следствия всего, что происходит. Кажется, что все проблемы на Земле вызывают угнетатели — несознательные, тупые и невежественные.

    Но с позиции 24-часового Осознаваемого Сновидения, с позиции двойника, все, что случается, происходит потому, что Большое «Я» развертывается в мир частей, разъединяет Себя и забывает себя, создавая разделения и видя красоту в нашем предельном разнообразии, и, наконец, вспоминает и видит Себя, как другого.

    Ваше маленькое «я» — это человек, который носит ваше имя, развертывание кусочка этого сообщества. Ваше Большое «Я» — это сообщество, состоящее из вас и тех гнетущих (или чудесных) ситуаций, на которых поневоле сосредоточивается ваше маленькое «я». Ваша судьбы — выражать и претворять в жизнь точку зрения вашего маленького «я». Но Сновидение, которое создает вас, создает меня и отчасти создается мной. Иными словами, ваши индивидуальные чувства и процесс — также и мои. Мы все создаем эту удивительную драму под названием «Жизнь», которая смотрит на саму себя.

    Достигая осознаваемости, вы понимаете, кто вы, и также отстраняетесь от этого, более сочувствуя мне. По существу, вы можете сменять роли, поскольку знаете, что вы — это все роли.

    Мышление с позиции маленького «я» и Большого «Я» заставляет с осторожностью подходить к использованию понятий личностного роста или индивидуации, поскольку частный и личностный смысл индивидуации маргинализирует действие сообщества, в котором мы живем.

    Индивидуация — полезный термин, но он носит недостаточно соотносительный характер. Понятие саморазвития или индивидуации работает лучше всего, если оно связанно с данной реальностью консенсуса, поскольку ваше развитие зависит от взаимодействия, различия и сходства между вами и вашим сообществом или миром. Развиваетесь не вы — развивается Оно, точно так же, как не вы, а Оно пробуждается и встает утром. Ваше маленькое «я» никогда не было бы способно пробуждаться или обладать жизненной энергией. Все это делает ваше Большое «Я».

    Сходным образом, когда вашему маленькому «я» кажется, что вы в чем-то терпите неудачу, оно видит себя только как личность, забывая себя, маргинализируя победителя, представляющего собой еще одну часть этого сообщества существ. Маленькое «я» не может выигрывать или проигрывать, добиваться успеха или терпеть неудачу, быть хорошим или плохим. Этот опыт может случаться с маленьким «я» только по отношению ко всему остальному сообществу чувствующих существ; эти переживания представляют собой аспекты Большого «Я», состязающегося с Собой и пробуждающего Себя.

    Это звучит парадоксально только если вы смотрите на все со свойственной вашему маленькому «я» точки зрения реальности консенсуса. Когда ваш повседневный ум на мгновенье расслабляется, он все это понимает. Быть может, эта история о мистическом поэте Руми поможет вашему маленькому «я» прийти к пониманию.

    Однажды, в XIII в. в Турции, Руми и его старый друг Шамс играли в шахматы. В ходе игры Руми внезапно стало ясно, что на следующей паре ходов он проиграет и получит мат.

    «Ах, я проиграл» — сказал он в притворном отчаянии.

    Шамс вдруг взглянул на него.

    «Ты выиграл» — сказал он, и их дружба перешла на более глубокий уровень понимания.[107]

    Другими словами, когда вы проигрываете, вы выигрываете, поскольку Оно всегда проигрывает и выигрывает, спит и пробуждается, умирает и возрождается, чувствует подавленность и душевный подъем.


    Ваше Большое «Я» — не вполне человек

    Возможно, вы помните, что в схеме чувственного процесса сновидения в Абхидхамме, которую мы обсуждали в гл. 4, на самых ранних стадиях восприятия нет необходимости в маленьком «я» как субъекте опыта. Фактически, заигрывания, стоящие за наблюдением, просто случаются; маленькое «я» не знает о том, что происходит маргинализация этих заигрываний. Вспомните, что в процессе заигрывания не участвует никакое «я». Согласно этим идеям, для создания вселенной не нужен человек-наблюдатель. Для создания вселенной не нужна «человеческая форма» — нужна лишь идея чувствующих существ.

    До настоящего времени большинство физиков полагали, что для существования законов физики необходим сознательный наблюдатель, хотя в традиционных культурах считается, что вселенную создает Сновидение. Но Сновидение развертывается само. Для возникновения сознания не нужен человеческий наблюдатель! Сознание — не первопричина; оно рождается из чувственной вселенной Сновидения. Нет нужды, чтобы кто-то уже там присутствовал. «В начале» не обязательно должна была существовать человеческая форма. Чувствующей природы, способной к Само-отражению и любопытству, достаточно для пробуждения осознаваемости. Можно сказать, что первопричинами служат любопытство и осознаваемость.

    Это звучит странно, но, тем не менее, имеет фундаментальное значение. Я думаю, что со мной мог бы согласиться создатель теории черных дыр физик Джон Уиллер. В 1979 году, в своей лекции на праздновании столетия со дня рождения Эйнштейна, он описал вселенную, как имеющую глаз и хвост. Хвост представляет ранние стадии вселенной, которые позднее содействовали возникновению конкретной реальности посредством Само-отражения.[108]

    (подпись под рисунком: вселенная, смотрящая на себя)

    Таким образом мистический опыт со-возникновения мыслей и сознания, а также математическая структура квантовой физики подразумевают, что вы и я, как отдельные люди, можем не беспокоиться. С точки зрения реальности консенсуса, нужно развивать сознание, нужно достигать осознаваемости. Но с точки зрения Сновидения, сознание случается. Оно просто возникает.

    Нашим маленьким «я» нужно работать над сознанием, но Большое «Я» в целом может расслабиться. Понятие Само-пробуждающейся вселенной подразумевает, что вы и я будем пробуждаться, ничего не делая, и что вы и я будем вспоминать наше Большое «Я». Мы забываем, и возникает мир двойственности; мы вспоминаем, и воспринимаем Сновидение как источник реальности.

    Обращение внимания происходит автоматически. Каждый из нас получает в наследство от природы одни и те же пытливую творческую силу и мудрость, и каждый пробуждается и знает что делать, когда приходит время. Конечно, ваше обыденное «я» этому не верит и не доверяет. Неважно. Это опять ваше Большое «я» сейчас забывает Себя.

    Вы и я нередко думаем, что мы нужны, чтобы пробуждать друг друга и самих себя, и с точки зрения маленького «я» это верно. Но с точки зрения Большого «Я», то, что мы называем пробуждением друг друга — это природа пробуждающая Себя. Прекрасно знать техники осознания, разработанные в медицине, психиатрии, психотерапии, духовных традициях и общественных движениях. Они особенно полезны, когда вы отождествляетесь со своим маленьким «я». Но они не решают более крупную проблему трагического окончания вашей жизни.

    Давайте разрабатывать и использовать эти методы для решения как можно большего числа проблем. Но когда они больше не работают, вы автоматически возвращаетесь к Сновидению, к чувствительности, и переживаете, как осознаваемость Сновидения и сознание разнообразия имеют обыкновение возникать сами собой.

    Лишь когда вы маргинализируете чувственный опыт, вы переживаете себя только как человеческое существо. Хотя с позиции вашего маленького «я», в том чтобы быть человеком, много замечательных сторон, и хотя вы, как личность, можете считать себя значительным или незначительным, с точки зрения маленького «я» всегда остается справедливым одно. С точки зрения времени консенсуса, судьба человеческих существ трагична. Всякий, кто рожден, неизбежно умрет. Все, кого вы любите, тоже умрут. Хотя большинство из нас пытаются избегать этой трагической истины, маргинализируя происходящий в нас процесс смерти, однажды всякий понимает, что жизнь коротка и кончается слишком скоро.

    При таких обстоятельствах найти панацею от этой трагедии кажется невероятным; это слишком хорошо, чтобы быть возможным. И тем не менее, она существует. Найдите двойника. Это ваши личные врата в чувственную вселенную. Двойник — это формулируемый вашим собственным языком опыт того, каким образом вы являетесь вселенной. За этой картиной скрывается чувственный опыт. За деревом, цветком, камнем, озером, ветром скрыта сущность Земли. Обретение доступа к этой сущности цветка, дерева, камня, воды и ветра преображает вас.

    Конечно, Сновидение — это судьба, побуждающая вас к развитию вашей самотождественности, как человеческого существа. Но Сновидение также прости, даже провоцирует вас исследовать другие тождественности, в том числе, вашу основополагающую чувственную природу. Осознаваемость учит вас, что вы — это сущность тех вещей, которые вы больше всего любите.

    Если кто-нибудь говорит, что ему будет не хватать вас, когда вы умрете, скажите им, чтобы они познали самих себя, нашли своего двойника, что бы узнать, кто вы на самом деле. Если вы боитесь, что вам будет не хватать кого-либо, узнавайте их, находите их, выясняйте их самое любимые места, и тогда вы будете помнить и знать Вашу Самость и другого. В каждый момент осознания того, что вы — это чувственные тенденции, скрытые за тем, что вас привлекает, вы празднуете момент своего собственного рождения. Каждый день — это ваш день рождения, даже если вы порой это забываете. С днем рождения каждый день!

    Испробуйте панацею от бытия человеком — сейчас или завтра утром, когда вы проснетесь. Слушайте своими ушами, а затем проникайте за звук; смотрите глазами и проникайте за пределы внешних очертаний того, что вы видите. Ощущайте свои ощущения и используйте чувственное внимание, чтобы осознаваемо исследовать источник, скрытый за тем, что захватывает ваше внимание. Будьте этим источником. Используйте не только уши и глаза, используйте осознаваемость, чтобы слышать и видеть Себя. Доберитесь до пустоты за завесой того, что вы замечаете.

    Позвольте мне повторить это еще раз. Находите сущность, которая уже была до того, как вы ощутили то, что вы сейчас ощущаете. На мгновенье освободитесь от человеческой формы, освободитесь от этой зловещей трагедии, и посмотрите на себя глазами природы.

    Возможно, вы почувствуете себя как Руми. Это суфийский мистик праздновал всякий раз, когда вспоминал свою цельную Самость. Он говорил: «В течение шестидесяти лет я постоянно был забывчивым, но это течение ко мне не останавливалось и не замедлялось ни на секунду».[109]


    Узелки на память

    Расслабьтесь. С точки зрения Сновидения, сознание случается.

    Панацея от судьбы человеческого существа заключается в том, чтобы слушать ушами и проникать за звук, смотреть глазами и видеть запредельное, испытывать ощущения и с осознаваемостью исследовать источник, скрытый за всем, что захватывает ваше внимание.


    Глава 16. Алмазный центр мандалы

    Сущность — это Пустота

    Все остальное несущественно….

    В этом мире обмана пустота — это то

    Чего желает твоя душа


    «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики — что «существует универсальная пустота, все сущее нереально».[111]

    Существует много разных имен Великого Духа, частью которого все мы являемся. Были буддийские, индуистские и джайнистские формы Тантры. Ранее мы видели, что в буддизме чувственную Сущность или пустоту также называли Умом Будды. В индуизме эту пустоту уподобляли богине Шакти — женскому космическому началу. Она была силой «универсальной пустоты», божественной Матерью, поддерживавшей не только реальную вселенную и всех ее существ, но также множественные и разнообразные проявления богов, воображаемую вселенную.

    Она была фигурой Большого «Я». Если использовать терминологию данного текста, Шакти была первичной силой чувственного опыта, творческой способностью, порождавшей реальность. Практиковавшие мистическую Тантру поклонялись Шакти, поклоняясь всему мирозданию.

    Первоначально Тантра была «религией Матери». В самые ранние времена эта религия царила на всей огромной афроазиатской территории. Согласно тантризму, все противоположности иллюзорны — предельное зло совпадает с предельным добром.

    Сегодня мы можем понимать это тантристское учение с точки зрения 24-часового Осознаваемого Сновидения. С этой точки зрения в реальности консенсуса все одинаково важно, поскольку это проявление целого. В то же время, с точки зрения Сновидящей Шакти, реальность консенсуса — это «майя», то есть, нереальна.

    Согласно тантрийским традициям, всемогущая сущность, соединяющая с Шакти — пустотой, порождающей вселенную — символизируется алмазом. Алмаз представляет то, что непроницаемо, неуязвимо и нетленно перед лицом огня и воды, жизни и смерти. Алмаз со своей совершенной кристаллической симметрией служит символом постоянства, ясности, прозрачности, твердости и отражательной способности.[112] Само-отражающая природа алмаза — это то, что я назвал двойником.

    Этот алмаз, который символизирует доступ к нетленной части вас, был целью тантристских мистиков. Сосредоточение не чувственном опыте или поклонение ему создает осознаваемость, познание Шакти. Короче говоря, развитие 24-часового Осознаваемого Сновидения в Тантре представлено как развитие алмазного тела.

    В буддистской и тантристской мысли состояния несчастья, страдания и иллюзии считались происходящими от привязанности к реальности консенсуса, миру двойственности, разделяющей наблюдателя и наблюдаемое. В системе индуизма наблюдателя и наблюдаемое соединяют Шива и Шакти, медитация и осознаваемость, осознание того, как Большое «Я» создает мир. Практики Тантры представляли себе мир как симметричную картину, именуемую «мандалой». Практик переживал мир возникающим из ее центральной точки или пустоты, во многом так же, как современные физики представляют себе вселенную возникающей из воображаемой области в так называемой «точке сингулярности» теории относительности Эйнштейна.[113]

    Для достижения опыта алмазного и неуничтожимого тела, практики Тантры медитировали на центре мандалы. Ниже показана типичная форма мандалы.

    (подпись к рисунку: Типичная мандала)

    Чтобы получить представление о том, как развивалась их практика, подумайте об одном тантристском учении, которое начиналось с того, что вы должны вообразить в своем сердце солнечную мандалу, покоящуюся на восьмилепестковом лотосе. Затем, согласно древней практике, вам нужно вспоминать, что мир «лишен собственной сущности, лишен субъекта и объекта, и медитировать на пустоте», повторяя «моя алмазная сущность — это познание пустоты».[114]

    Практикующий представляет себе, что вселенная излучается из этой центральной чувственной сущности, находящейся в центре мандалы. В то же время, эта сознательная сущность — Будда, распространяющийся в мир. Если вам удается достичь этой точки зрения, вы обретаете Ум Будды.

    Чтобы осуществить переход из времени и пространства к тому, что я называю сущностью осознаваемого сновидения, практикующий снова и снова погружается в центральную точку мандалы, пока не достигает состояния недвойственности. Этот мистический ритуал вхождения в центральную точку символизирует спокойный центр в сердцевине мирских событий, их чувственную сущность — Сновидение. Это самое постоянное и неизменное место в «центре мироздания».

    Многие индуистские и буддийские учителя (и большинство мистиков) полагали, что реальна только эта центральная сущность событий. Вам тоже так кажется, когда вы пребываете в модусе осознаваемости. Когда вы обладаете осознаваемостью, то начинаете чувствовать, что части вашей Самости, являющейся вашим маленьким «я», не следует даже задавать вопросов. По существу, поиск ответов кажется несчастным случаем, трагедией, происходящей из-за привязанности к обусловленной реальности консенсуса (ОР), своего рода зависимым поведением или забывчивостью, маргинализирующей Сновидение.

    Тем не менее, при всем уважении к вашему Большому «Я» и Уму Будды, когда вы не обладаете осознаваемостью, мир кажется непроницаемой тайной. Вы постоянно наталкиваетесь на проблемы и чувствуете себя попавшим в тупик. В поисках ответов, вы, в отчаянии смотрите на других людей или обращаетесь к истории. Если вам повезет, вы находите ответ, но затем, маргинализируя источник, из которого он приходит, вы каждый день нуждаетесь в еще одном решении, и это продолжается постоянно. Но значит ваше маленькое «я» — это часть многообразия в реальности консенсуса. На фоне вашего маленького «я» появляется ваше большее «Я». Точно так же, на фоне вашего большего «Я» могут быть поняты «нерешенные проблемы» вашего маленького «я». Без тьмы, свет не имеет смысла.

    Мне представляется, что ОНО наслаждается разнообразием, контрастом между частями в обыденной реальности и между этой реальностью и Сновидением. Вследствие этого многоликого разнообразия, Оно может отражать и видеть Себя. В любом случае, вы страдаете от времени, смутно ощущая, что вы слишком заперты во времени. Это настроение заставляет вас обучаться какой-либо практике, заниматься каким-либо видом медитации, чтобы снова достичь осознаваемости.

    Отождествление с центром мандалы, алмазом осознаваемого Сновидения, бесконечно отличается от неустойчивого пути отождествления с его проявлениями, лепестками и событиями повседневной жизни. Когда вы пребываете в состоянии Ума Будды, своего Большого «Я», оно кажется устойчивым и непреходящим. Это путь осознаваемости, интуитивного понимания природы со-возникновения всех событий. Это состояние лежит за пределами ненадежного мира вопросов и ответов реальности консенсуса.

    Обладая осознаваемостью, вы понимаете, что никакой единичный ответ не может помочь. Или, скорее, что есть только один ответ на все вопросы, который предполагает затуманенность ваших обыденных чувств и пребывание с тем, о чем невозможно говорить, с невыразимым в центре реальности.


    Правовая проблема

    Как я уже намекнул, алмазная точка становится важной, если у вас неприятности, и вы отделены от своего Большого «Я», как недавно произошло со мной, когда я столкнулся с правовой проблемой. Я рассказываю сейчас эту историю потому, что она дает один небольшой пример моих попыток практиковать 24-часовое Осознаваемое Сновидение в повседневном мире пространства, времени и конфликтов.

    Моя история начинается несколько лет назад, когда мы с Эми работали для группы американских индейцев. Позднее, наша добровольная работа была щедро вознаграждена, когда о ней узнали коренные жители в другой части Соединенных Штатов. Они решили позволить нам построить дом на территории, бывшей до этого собственностью американских индейцев.

    С помощью отдаленных соседей мы совместно выкопали в этих чудесных горах общий колодец. Соседи не согласились уплатить причитавшуюся с них сумму за колодец, и мы с Эми были вынуждены прибегнуть к судебному разбирательству, чтобы вернуть то, что нам были должны. Соседи настаивали на своей точке зрения в этом вопросе, в то время как мы придерживались своей.

    Это был первый случай в моей жизни, когда мне пришлось прибегнуть к юридическим средствам для решения деловой проблемы. Мое маленькое «я» думало: «Судебная система противоречит моим моральным принципам». Почему я должен был во все это ввязываться? Мое маленькое «я» считало, что юридические проблемы не стоят моего времени. Чтобы мне была нужна судебная система? Да никогда в жизни! В конце концов, я сам считался опытным специалистом по разрешению конфликтов!

    Почему я должен идти в суд? Зачем все это нужно мне сейчас, когда я заканчиваю эту книгу? В действительности, это было мне нужно. Я сделал следующие несколько заметок о своем испуганном состоянии ума в ночь перед судом, за день до того, как я закончил эту книгу.

    «Прошлую ночь я спал лишь урывками. Я чувствовал себя несчастным, метался и вертелся в постели, боясь, сам не понимая чего. Все казалось слишком иррациональным. Я не мог работать над собой. Я ложился в постель в полном смятении, надеясь, что нечто должно мне помочь».

    Мы с Эми уснули. В середине ночи Эми перевернулась, и ее рука нашла мою, отчего мы оба проснулись. В темноте и в полусонном состоянии, я спросил ее, почему она меня разбудила. Она слегка вздохнула, пробормотала, что не знает, в чем дело, и повернулась на другой бок. Мы оба снова заснули.

    На следующее утро, просыпаясь, я понял, что рука Эми принадлежала ее Большому «Я». Моему маленькому «я» было нужно проснуться среди ночи и увидеть правовую систему как часть моего Большого «Я», а не только, как что-то отличное от меня. Я страдал от недостатка осознаваемости, от восприятия моего оппонента в качестве отличного от меня самого!

    В то утро, встав с постели, я какое-то время спокойно сидел, глядя в окно на горы. Что-то во мне менялось. Я писал: «Я — это не я, а правовая система, я сам и мои оппоненты — все вместе. Правовая система настаивает на законах ОР, хотя мое маленькое «я» ненавидит законы. Спасибо Богу за этого соседа. Ага! Теперь я вспоминаю. Я — это противостоящий мне сосед, который привнес все это в сознание. Я — это мое маленькое «я», считавшее себя лучше соседа и судебной системы».

    Шокированный своими наблюдениями, я продолжал: «Мое маленькое «я» нуждается в Большом «Я», чтобы пробуждаться. Мое Большое «Я» использует страдание маленького, чтобы заново открывать Себя. Ха! Я догадываюсь, что писал эту книгу, чтобы напомнить себе об этих вещах. Я учитель и учащийся, автор и читатель, я сам и мой оппонент». Как только я ощутил это, я достиг состояния миролюбия.

    Когда вы близки к нему, алмаз осознаваемого сновидения — это удовольствие. Еще до того, как вы должны явиться в суд, до того, как вы в первый раз в жизни должны подвергнуться перекрестному допросу, все события уже случились. Вы — атмосфера конфликта и ее создатель. Алмаз осознаваемости, 24-часовое Осознаваемое Сновидение говорит вам, что эта напряженная атмосфера совершенна; Оно создало конфликт. Оно создало эту судебную систему, соседа, автора, читателя, и напуганного и рассерженного меня. Все это дает мне шанс служить вашему Большому «Я», заглянув в его внушающее благоговение присутствие.

    Мой отчет продолжался: «Я освободился от своих навязчивых страхов, чувствуя себя отстраненным, оделся и поехал в суд. Во время поездки по пустынной дороге, всего за несколько минут перед тем, как подъехать к зданию суда, я оказался очарованным прекрасным горным пейзажем. Странным образом, я чувствовал себя хорошо. В этом состоянии все было прекрасно. Все, что бы ни случилось, также должно было быть прекрасно. Я ожидал того, что произойдет; я больше не был привязан к победе или проигрышу. У меня было сверхъестественное ощущение, будто я уже выиграл нечто такое, что никогда не смог бы потерять, и потерял нечто — свое маленькое «я» — которое я, возможно, никогда себе не верну.

    Помню, что я думал про себя: «Ага! Возможно, это то, что переживал монах, когда за ним гнался тигр (см. историю в конце главы 3). Он добежал до края скалы, прыгнул, ухватился за кустик, а затем увидел землянику и восхитился ей. Я без конца смеялся, когда первый раз писал эту историю. Только теперь я полностью осознал, что это была и моя история. Во всяком случае, в своих записках я обнаруживаю следующую фразу: «Хотя я испытываю отвращение к тому, в чем я должен участвовать, одновременно я чувствую, что так оно и должно быть». В тот момент я пробудился, и мне нравилась вся эта кутерьма. Жизнь не могла бы быть более совершенной!

    Какое подлинное наслаждение иметь возможность обладать осознаваемостью и быть сознательным. Мое Большое «Я» знает, что для меня и для каждого из нас неприятности, в которые мы попадаем — это, в каком-то смысле, то, что надо, даже если это судебный процесс. Понимание этого снова и снова — это всегда понимание в самый первый раз.

    Если вы в беде, старайтесь сознательно изучить проблему. Сперва боритесь с неприятностью, сопротивляйтесь ей, и старайтесь от нее избавиться. Затем замечайте невозможное поле, из которого возникают ваши проблемы, добирайтесь до центра мандалы. Пробуйте ощущать это поле; становитесь его различными частями, чувствуйте, что происходит. Рассматривайте себя и других на сцене в большом спектакле. Замечайте, что вы сделали другому, и что сделали вам. Делайте то, что вы должны делать, и понимайте, что другие тоже делают то, что они должны делать. Можете ли вы воспринимать себя самого и всех других как спицы великой мандалы?

    Это напоминает мне о великом ирландском драматурге Оскаре Уайльде. Когда его обвинили в гомосексуализме и допрашивали в суде о его взаимоотношениях, он, встретившись со своими прежними любовниками, выступившими против него (после того, как им за это заплатили) сказал: «Их яд — это часть их совершенства».

    Теперь я понимаю его заявление. Любой, даже тот, кто внушает вам наибольшее отвращение, совершенен в смысле чувственного опыта, в смысле того, что он составляет часть вашего Большого «Я», снова пробуждающегося к самому себе. Когда вы обладаете осознаваемостью, то испытываете сочувствие не только с своему собственному повелению, но и к тому, кто вас предал. В конце концов, вы являетесь «другим» в той же мере, в какой не являетесь им.

    Алмаз осознаваемого сновидения означает — быть в центре истории, в которую вы попали, обладая осознаваемостью поля и сознанием его частей. Если вы больны, старайтесь найти способ излечения. Если ваше тело все равно болит, не пытайтесь просто прекратить боль или избавиться от нее. Вместо этого, сосредоточивайтесь на ощущении, скрывающимся за этим симптомом. Если у вас есть вопросы относительно экзамена, работы или взаимоотношений, старайтесь найти ответы. Но сохраняйте контакт с чувственной сущностью, которая существовала еще до того, как вы определили проблему, над которой вы раздумываете.

    Получение ответов на вопросы — это необходимый, но неустойчивый путь счастья и несчастья. Это — по человечески, но менее надежно, чем добираться до чувственной сущности, познавая все части, будучи ими и создавая их. Если вы способны оставаться в контакте с чувственной сущностью в ходе повседневной жизни, значит вы знаете, кто ВЫ есть. С точки зрения Сновидения, вы можете быть лишь тем, чем вы были до рождения и будете после смерти — чувствующим существом, порой обладающим осознаваемостью, всегда любопытным, забывающим Себя и снова пробуждающимся.


    Узелки на память

    Практикуйте отождествление с центром мандалы, с алмазом осознаваемого сновидения, равно как и с его проявлениями, лепестками и событиями обыденной жизни.

    Вы можете быть лишь тем, чем вы были до рождения и будете после смерти — чувствующим существом, порой обладающим осознаваемостью, всегда любопытным, забывающим Себя и снова пробуждающимся.


    Глава 17. Реальность как магический символ

    Когда больше нет разделения между «этим» и «тем», это называется точкой покоя Дао. В точке покоя в центре круга можно видеть бесконечное во всем. Правильное бесконечно; неправильное также бесконечно.[115]


    Эта цитата звучит как индуистская или буддийская мудрость, но это древний даос Чжуан Цзы говорит нам, что исход всего правильного и неправильного всегда бесконечен и так или иначе правилен при взгляде из центра, с чувственной точки зрения. Я догадываюсь, что ему не пришлось бы напоминать нам об этом, если бы не было еще одного процесса, который утверждает, что правильное лучше неправильного и выигрывать лучше, чем проигрывать. Самое всеобъемлющее состояние осознания должно принимать и даже любить обыденную реальность. Оно не должно препятствовать неизбежной тенденции пытаться и добиваться успеха, и когда вы, в конце концов, начинаете терпеть неудачу, оно не должно препятствовать желанию рассмеяться.

    Есть дзенская история о человеке на лошади, который скачет с таким видом, будто направляется в какое-то важное место. Еще один человек, стоящий на земле, спрашивает его, куда он едет. Вот и вся история.

    Мне всегда представляются самые неожиданные точки зрения на эти чудесные дзенские истории. На мой взгляд, чувственная сущность, скрытая за этой историей, представляет собой взаимоотношение между человеком на скачущей лошади и человеком, спокойно стоящим на земле. Мне видится, что этот человек внезапно подпрыгивает от возбуждения, крича человеку на лошади, чтобы тот спешился, поскольку осознает, что маргинализировал свою обыденную спешащую Самость. При таком повороте истории, человек на лошади разражается слезами, видя другого, подпрыгивающего на земле, поскольку обнаруживает, что в действительности стоит неподвижно. Бешеная гонка и спокойное стояние в одно и то же время составляют часть большой картины.

    Используя даосские термины, можно сказать, что лошадь бесконечна, всадник бесконечен, человек на земле бесконечен. Смысл может быть таков: бессознательно скачи на этой лошади — открывай сосредоточенность в гонке.

    Все это легче сказать, чем сделать. Возможно, вы помните, как я, в конце концов, появился в суде в тот день, когда заканчивал эту книгу. Даже хотя в начале я был достаточно сосредоточен, судебное заседание длилось семь жутких часов и выбило меня из колеи. Противоположные стороны и их адвокат вошли в помещение, где должно было проходить слушание, глядя на меня так, будто присутствовали при повешении. Этот адвокат в типично судебной манере выполнял работу, которой был обучен, и безжалостно меня допрашивал. Когда я начинал отвечать своим обычным сочетанием фактов и чувств, он резко обрывал меня: «Отвечайте только да или нет».

    Я сказал, что мой собственный адвокат уже говорил мне то же самое — отвечать только «да» и «нет». Почему — спрашивал я себя вслух — я не могу следовать их указаниям и говорить только «да» и «нет»? Несмотря на напряженность, которую я чувствовал, стоя перед фотографами и присяжными, мои глаза так жгло, что мне пришлось их на мгновенье закрыть. В этот счастливый внутренний момент у меня возникло мимолетное воспоминание. Заигрывание!

    У меня в памяти всплыла присяга, которую я принес, начиная давать показания. Секретарь суда попросил меня поднять правую руку и повторять за ним: «Клянетесь ли вы говорить всю правду и ничего, кроме правды, и да поможет вам Бог?» Я помню, что торжественно ответил: «Клянусь».

    Теперь, когда я потел, стоя перед энергичным адвокатом противоположной стороны, эта клятва вдруг снова прозвучала во мне, как гром с ясного неба. Когда он повторил свое требование, чтобы я отвечал «только да или нет», я возразил, что дал присягу говорить «всю правду и ничего, кроме правды». Я извинился перед ним, сказав, что ответы «да и нет», которых он от меня требует, не были бы полной правдой. Я объяснил, что вся правда может показаться ему неуместной, но тем не менее, это вся правда.

    Поэтому он позволил мне говорить о том, что было у меня на уме, и я рассказал всю правду, которая включала в себя многие мысли, факты, а также чувства. Это был удивительный опыт. Помню, что я говорил медленно и ясно, заявляя, что он пытается выставить меня преступником, и что в этом состоит его работа. Я действительно чувствовал, что он выполняет свою работу просто замечательно. В глубине души я даже восхищался им. Я сказал, что его клиенты должны хвалить его за такую блестящую работу. Если бы я хотел, чтобы меня кто-то защищал, он был бы как раз подходящим адвокатом. Но я также услышал, как говорю, что на мой взгляд, он слишком начитался детективных историй.

    В этот момент я заметил, что чувствую свою победу. Я наполнялся гордостью за себя; мое сердце билось сильнее, и я ощущал, что оседлал свою лошадь. Я несся вскачь. Затем в моей душе что-то изменилось, и скромность вернулась, по крайней мере, на время. Я услышал, как говорю, что я заинтересован не только в своем собственном благополучии, но также в его благополучии и в будущей дружбе со своими противниками. И я был совершенно искренен.

    Короче говоря, противоположная сторона и их адвокат решили отказаться от слушания дела в суде и немедленно перейти к соглашению. Мне показалось, что этот адвокат по какой-то причине изменил свою позицию, перейдя на мою сторону.[116] В конце судебного заседания мои оппоненты и их адвокат, и мы с Эми, достигли полного согласия. Мы искренне обнимали друг друга. Это было не просто Сновидение. Это была реальность. Возникло чувство общности. Еще до заключения окончательного соглашения все выиграли. Что касается моего маленького «я», то в тот момент я заново открывал для себя суть осознаваемого Сновидения.

    Теперь, завершая эту книгу, я снова чувствую себя как на судебном разбирательстве, на этот раз с самим собой, а также с вами, дорогой читатель. Что-то просит меня говорить всю правду о сновидении. Мы все — вы, наш мир и я, находимся в зале суда. Что-то задает вопрос: «Кто вы?» Ответ реальности на языке «да и нет» состоит в том, что я и вы — люди. Мы принадлежим к одним и тем же или разным национальностям, возрастным группам, полам, сексуальным ориентациям, религиям; у нас одинаковое или разное физическое и душевное здоровье и так далее. Одна истина заключается в том, что в мире есть угнетатели и угнетаемые.

    Но это не вся правда. Это всего лишь ответы типа «да» и «нет», которые удовлетворяют нашим правовым системам и мировым политическим реалиям. Вся правда включает в себя точку зрения австралийских аборигенов, дзен-буддистов и культур коренного населения по всему миру. Эта вся правда включает в себя Сновидение, которое создало каждого из нас.

    Знание о Сновидении имеет политические последствия. Доступ к темной стороне луны заставил некоторых австралийских аборигенов говорить, что невозможно убить кенгуру, поскольку это только светлая сторона луны. Настоящий кенгуру — это не его тело; настоящий кенгуру — это Сновидение Кенгуру. Обладание осознаваемостью означает, что все, являющееся или бывшее реальным в обыденном смысле, изначально представляет собой смесь реального и воображаемого. Оно вечно.

    Тот кенгуру, до того, как облечься в тело, был песней, и Сновидение Кенгуру свободно, оно повсюду и всегда. Вы не можете его убить. Тело, которое подстрелили, было марионеткой. Мертвый кенгуру — это не Сновидение кенгуру, а преходящая выдумка воображения мира.

    С точки зрения реальности консенсуса, истина — это то, что вы можете убить кенгуру, и что вы тоже умрете. Но полная правда заключается в том, что вы — величавая сущность, невероятное Сновидение, которое дает начало людям, наподобие вашего маленького «я» и существ вокруг вас. Вы не можете умереть, поскольку ВЫ никогда не рождались. В некотором смысле, ВАС нельзя похоронить; ниКОГО нельзя похоронить. НиКТО никогда не умирал.

    На языке «да» и «нет» правда состоит в том, что мы — отдельные люди. Мы должны прекратить калечить себя и угнетать других; нам нужно выявлять мучителя и мучимого, угнетателя и угнетаемого и остановить откровенное уничтожение, которое мы осуществляем посредством бессознательности в отношении разнообразия. Нам нужно ясно видеть едва заметный и явный вред, различие между нами, и понимать, как мы маргинализируем и мучаем друг друга, превращая историю в кровавую резню. Нам нужно оседлать ту лошадь и скакать быстрее, чтобы видеть, что господствующая тенденция повсюду истребляет меньшинства, отнимая их веру и язык, и оставляя их искалеченными на краю могилы.

    Таково сознание. Истина «да» и «нет» состоит в том, что в этом виноваты угнетатели. Но полная правда — это то, что в этом также виноваты ВЫ и Я. И именно ВЫ и Я падали в могилу после расстрела. Согласно нелокальности и мистицизму, «Все происходящее возвращается на свои круги». Вы получаете то, что даете.

    Вся правда включает в себя Сновидение — тот факт, что нельзя убить человека из нонконформистской группы, нельзя похоронить культуру — она существует всегда. Вы и я — не просто отдельные люди. Мы — это человеческое сообщество Земли, ее сновидение. Мы — эта культура, умирающая и не умирающая. Подобно бетонным зданиям на площади Виктории в Аделаиде, в Австралии, наши тела возникли какое-то время назад и со временем исчезнут, но Сновидение, из которого возникла эта площадь, из которого все мы возникаем, будет существовать всегда.

    Истина «да» и «нет» — это то, что ежедневно происходит преследование «меньшинств». Полная и политически некорректная правда состоит в том, что даже если бы вы перестали преследовать другого, если бы вы выступали за политическое разнообразие — если вы не обладаете осознаваемостью, то все равно будете практиковать самый отвратительный расизм против Времени Сновидения и Самого Себя и других, кто Сновидит. Всякий раз, когда вы утверждаете, что есть только одна реальность, сосредоточиваясь только на нашей отдельности, вы совершаете преступление против Сновидения.

    Полная и самая политически некорректная правда — это то, что ВЫ представляете собой все, что захватывает ваше внимание. Удостоверьтесь в этом сами еще раз. Посмотрите как следует на свою Самость. Потратьте несколько минут и запишите некоторые из множества вещей, которые заигрывали с вами в последнее время. Вспомните различные объекты, людей, ночные звезды, уличный шум, которые привлекали ваше внимание.

    Теперь исследуйте эти заигрывания. Как они связаны между собой? Каков узор, скрывающийся за всеми этими точками, этими заигрываниями? Картина, развертывающаяся за каждой вещью, привлекающей ваше внимание, и внутри нее — это ваш двойник, изображение вашего Большого «Я». Начните соединять точки, различные моменты заигрывания, и вот он ВЫ!

    (подпись к рисунку: Вот он ВЫ, скрытый за точками)

    Все, что вы замечаете — это точки в очертаниях вашего Большого «Я» — и те гигантские события, которые вспыхивают молниями из темноты ночи, пробуждая вас к своему присутствию, и те крохотные вещи, что лишь на мгновенье мелькают огоньками перед ваши вниманием, прежде чем кануть в забвение. Видеть всю свою Самость забавно; это почти детская игра.

    Если вы маргинализируете чувственный опыт, то считаете себя нормальным человеком. Если вы его не маргинализируете, другие могут называть вас мистиком. И повседневный человек, и мистик — это ВАШИ лица. Все, на что вы смотрите — это ВЫ, простирающийся в пространстве и времени. Если вы не маргинализируете чувственный опыт, то видите лик Бога, даже когда смотритесь в зеркало.

    Для вашего маленького «я» это верно только в отдельные моменты. Вселенная кажется такой живой и постоянно меняющейся, заставляя пугаться ваше и мое маленькое «я». В обычных состояниях ума, вы и я боимся этой вселенной и стремимся защитить себя от ее ужасающей силы. Вы и я цепляемся за свои имена и отказываемся знать, что люди и события, которые нас расстраивают — это лицо в зеркале.


    Исследование темной стороны луны

    Использование осознаваемости для исследования темной стороны луны открывает невероятную картину: все люди, кого вы ненавидели и любили, те, кто живы, и те, кто умерли — это ВЫ. Оно показывает, что вы можете говорить «прощай» только тому, чью сущность вы маргинализировали.

    Истина состоит в том, что никакую проблему взаимоотношений, касается ли она любви или ненависти, жизни или смерти, никогда нельзя полностью разрешить без осознаваемости чувственного опыта, без 24-часового Осознаваемого Сновидения. Когда вы обладаете осознаваемостью, то знаете, что находитесь на обеих сторонах, на всех сторонах взаимоотношений.

    Когда вы, по крайней мере, на мгновение достигаете осознаваемости, то можете наслаждаться Сновидением, источником реальности. И вы также наслаждаетесь тем ужасающим и захватывающим разнообразием, той реальностью контрастов, которая зовется этим миром.


    Узелки на память

    Чтобы познать свою Самость, неситесь вскачь и обнаруживайте, что стоите совершенно неподвижно.

    Наслаждайтесь чувственным опытом и благословляйте того, кто Это маргинализирует.

    Забывайте и вспоминайте; ВЫ — это светлая и темная стороны луны, дерево и ветер, монета и неизвестное, подбрасывающее ее.



    Примечания:



    1

    В недавнем письме Дядюшка Льюис объяснял, что Аделаида построена прямо на месте Сновидения Красного Кенгуру (Тарнда Мунайнтия), и что очертания внешних улиц города повторяют очертания этого мифического существа.



    10

    Читатели, которых интересует, главным образом, разработка методов разрешения конфликтов, могут обратиться к моей книге «Сидя в огне: Преобразование больших групп посредством разнообразия и конфликта» [Sitting in the Fire: Large Group Transformation through Diversity and Conflict (Portland, Oreg.: Lao Tse Press, 1995)]. В данной книге основное внимание уделяется внутренней работе, необходимой для такой групповой работы, а также стилю жизни с ясным сознанием, который может быть ее результатом.



    11

    Stephen La Berge, Lucid Dreaming: The Power of Being Awake and Aware in Your Dreams



    104

    Чжуан Цзы, 59



    105

    Более подробно о союзнике см. в моей книге «Тело шамана» (В русском переводе «Дао шамана» — пер.)



    106

    Это цитата взята из прекрасной книги Морин Стюарт «Едва слышный звук» [Maurine Stuart, Subtle Sound (Boston, Shambala, 1995). Я полагаю, что она нашла ее в труде Мейстера Экхарта «Все сущее как божественное» [Meister Eckhart, Everything as Divine (New York: Paulist Press, 1966), 20]. В этой книге он анализирует акт видения и говорит о «несотворенном» свете. Он пишет: «В акте видения они [объект и наблюдатель, в данном случае, кусок дерева и глаз человека] становятся одним, и мы можем истинно утверждать, что мой глаз — это дерево, а дерево — это мой глаз».



    107

    Из книги Коулмена Баркса и Майкла Грина «Иллюстрированный Руми» [Coleman Barks and Michael Green, The Illustrated Rumi (New York: Broadway Books, Bantam, 1996), 100]



    108

    Более подробно о само-отражающей вселенной см. в моей книге «Квантовый ум»



    109

    Баркс и Грин, «Иллюстрированный Руми», 107



    111

    Согласно буддийской традиции, тантризм, который сосредоточивается на чувственном опыте, впервые появился в Индии по именем Ваджраяны, Алмазной Колесницы. Мирча Элиаде в своей подробной работе «Йога, бессмертие и свобода» [M. Eliade, Yoga, Immortality and Freedom, transl. Willard Trask (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1997)] говорит, что тантризм, по существу, представляет собой процесс; «Среди многих значений слова ‘тантра’ (корень tan = “распространяться”, “продолжаться”, “умножаться”) нас особенно интересует одно — “последовательность”, “развертывание”, “непрерывный процесс”.

    В 400–600 гг. н. э. тантризм был всеиндийским течением, которое впитали в себя все великие индийские религиозные и сектантские школы. Существовали буддийский, индуистский, джайнистский и другие виды тантризма. Элиаде указывает, что в то время преобладающее положение приобрела идея «Великой Богини» как источника реальности. (Ранее были Праджняпарамита, или Высшая Мудрость, и Тара — великая богиня древней Индии).



    112

    Согласно Элиаде, уподобления себя алмазу было целью не только буддистских тантристов, но и индийских алхимиков. Для них алмаз был единством, содержавшим в себе все остальное.



    113

    См. главу 18 моей книги «Квантовый ум».



    114

    Элиаде, «Йога, бессмертие и свобода», стр. 208



    115

    Чжуан Цзы, с. 29



    116

    На самом деле, этот удивительный человек позвонил мне через много месяцев после завершения всех судебных процедур с просьбой поработать совместно со мной и Эми. Этим он и его клиенты сделали мне незабываемый подарок.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.