Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 8. Проворные кошки ловят заигрывания
  • 9. Работа со сновидениями, молитва и нелокальность
  • Часть 3. Сновидение с заигрываниями:

    Как интерпретировать сны с помощью заигрываний!

    8. Проворные кошки ловят заигрывания


    В 1-й части мы сосредоточивали свое внимание на едва уловимых переживаниях, возникающих в связи с дыханием, для того, чтобы замечать Сновидение и интерпретировать ваши сны. Во 2-й части мы исследовали творческую силу символов и Сновидения, то, как Сновидение, так сказать, «заново сажает» символы, как если бы они были веточками — и то, как использовать глубочайшие настроения сновидца для совместного создания историй.

    В 3-й части мы рассмотрим, как можно использовать мимолетные, исчезающие, похожие на вспышки акты восприятия для получения доступа к Сновидению и более полного понимания ваших снов. Я называю эти восприятия «вспышками-заигрываниями».


    Что такое вспышка-заигрывание?

    Восприятия бывают различных видов, форм и размеров. Некоторые длятся достаточно долго, чтобы их было легко определить и назвать; другие продолжаются только доли секунды — «вспышки-заигрывания». Я называю их вспышками потому, что они случаются в мгновенье ока, подобно тому, как мигает включающаяся и выключающаяся электрическая лампочка. Слово «вспышка» призвано передавать мимолетный характер мерцающих восприятий. Вспышка-заигрывание представляет собой мерцающее, кратковременное, преходящее явление (см. Рис. 22)

    (Рис. 22. Различие между вспышками-заигрываниями и сигналами. Подписи, слева направо: Это вспышка-заигрывание; Это сигнал)

    Я использую понятие заигрывание, чтобы передать то, как вспышка «соблазняет» вас, как будто она пытается захватить ваше внимание. По контрасту с этим, сигнал бывает достаточно сильным или достаточно длительным, чтобы его можно было распознать и без труда разделить с другими.[25] Например, австралийский абориген, живущий в своей естественной среде, мог бы воспринимать дерево, как обладающее способностью захватывать его внимание, «заигрывать» с ним, так что его тянет взглянуть на дерево. Дерево как бы подмигивает вам, и тогда, вследствие этого заигрывания, вы обнаруживаете, что вас тянет на него взглянуть. Согласно представлениям аборигенов, объекты обладают способностью захватывать наше внимание, заигрывая (мой термин) с нами прежде чем мы на них посмотрим.

    Основную идею этих вспышек-заигрываний можно найти не только у австралийских аборигенов, но и в физике. Один из способов понимания процесса наблюдения в квантовой теории состоит в том, чтобы рассматривать частицы как сущности, которые «заигрывают» с вами в виртуальной реальности, прежде чем вы действительно видите и наблюдаете их в качестве сигналов.[26] Взаимодействие в виртуальном пространстве между вами и объектом, или между любым наблюдателем и тем, что подлежит наблюдению, представляет собой виртуальное отражение, которое мы могли бы переживать как заигрывание, и которое квантовая физика представляет в контексте математического формализма.

    Вспышки-заигрывания (под другими названиями) можно найти и в буддийском тексте «Абхидхаммы» — высшего учения, где упоминаются «мимолетные» чувства, мысли и ощущения, которые быстро возникают и проходят.[27]

    При рассмотрении в контексте уровней осознания — опыта Сновидения, Страны грез и повседневной реальности консенсуса — вспышки-заигрывания случаются где-то между Сновидением и Страной грез. Заигрывания — одни из первых признаков Сновидения, которые может воспринимать сознательный ум, и они случаются так быстро, что вы, как правило, забываете о них. В одно мгновенье что-то есть, затем это исчезает. Чтобы продемонстрировать вспышки-заигрывания на одном из своих семинаров, я отвернулся от аудитории, написал на кусочке белой липкой ленты слово «nose» (англ. нос — пер.), и прилепил ее к своему носу.

    Затем я повернулся лицом к аудитории, так же быстро опять отвернулся от нее и отлепил ленту. Снова повернувшись к аудитории, я спросил их, что они видели.

    Один человек сказал: «Я видел наклейку, на которой ничего не было»

    Другой сказал: «Я видел слово ‘wise’» (англ. умный — пер.).


    (Рис. 23. Нос)


    Третий сказал: «Я видел ‘Band-Aid’» (англ. Медицинский Пластырь, стандартная надпечатка на полосках лейкопластыря — пер.).

    Еще один сказал: «Там было написано ‘noisy’» (англ. шумный — пер.).

    Кто-то возразил — «Нет, последняя буква была ‘e’».

    Я объяснил, что на полоске, приклеенной к моему носу, было написано просто «нос». В этом эксперименте я хотел показать следующие две вещи.

    Неопределенность реальности консенсуса. Из-за быстроты вспышки-заигрывания, у вас возникает неуверенность в отношении содержания. Вы знаете, что нечто произошло, но не знаете, что именно.

    Различие между опытом реальности консенсуса и Страны грез. Содержание послания в реальности консенсуса — а именно, липкая лента с написанным на ней словом «нос» — представляет собой опыт, весьма отличный от опыта этой полоски в Стране грез. В Стране грез эта полоска воспринималась как говорящая: nothing, wise, Band-Aids и noise (англ. ничто, умный, Медицинский Пластырь и шум — пер.). Эти выражения были тем способом, которым Сновидение использовало личные словарные запасы отдельных людей для того, чтобы выражать Себя посредством ассоциативных процессов. Хотя мы получаем от вспышек-заигрываний личное послание, наверняка мы знаем только то, что проявляется некая форма энергии или силы.


    Использование вспышек-заигрываний

    В нескольких последующих главах я буду использовать вспышки-заигрывания для исследования смысла сновидений. Вспышки-заигрывания по определению скоротечны; то есть, они случаются так быстро, что вы склонны их маргинализировать и не принимать в серьез, поскольку у вас нет уверенности в отношении их точного содержания и значения.

    Тем не менее, тело реагирует на заигрывания внезапными вздохами, микродвижениями глаз и бровей, а также голосом. Зафиксировав заигрывание, вы можете внезапно слегка изменить ритм дыхания, либо ваши глаза и брови могут совершить очень быстрое движение, выражая удивление. Порой вы одновременно можете издать слабый звук, наподобие «а» или «ох». По всей вероятности, вы забудете, что заставило вас вздохнуть или двинуть бровями, если только вы не натренировали свое осознание, не проворны и не спрашиваете себя: «Что со мной заигрывало?»

    Один из недостатков работы с такими быстро проходящими заигрываниями состоит в том, что она требует от сновидца осознанности, быстрого осознания. Чтобы ловить эти вещи, вам нужно быть по-настоящему проворным и обладать осознанностью, и вы должны находиться в особом, ясном состоянии сознания. Вам нужно быть проворным как кошка, высматривающая мышь.

    Большинство психотерапевтов и специалистов по работе со сновидениями не находятся в таком ясном состоянии ума «проворной кошки»; они больше похожи на «кроткую кошку», разлегшуюся в более обычном состоянии ума, и присматривающуюся к информации, к содержанию, а не сосредоточивающуюся на мимолетных процессах. Выяснение личной истории и ассоциаций весьма отлично от осознания быстро проходящих восприятий.

    Если вы собираетесь заниматься обычной работой со сновидениями, то можете быть кроткой кошкой. Однако, если вы хотите работать с заигрываниями, то у вас нет иного выхода, кроме как стать проворной кошкой.

    (Рис. 24. Заигрывающая мышь и осознающая проворная кошка. Надписи, сверху вниз: Осознающая проворная кошка; Заигрывание (мышь). Рис. 25. Кроткая кошка, наблюдатель сигналов и содержания)


    Ваша работа зависит от тренировки и состояний ума

    Если вы натренированы замечать движение, то увидите движение. Если вы натренированы искать символы сновидения, то увидите архетипы. Если вы натренированы замечать, в каких направлениях движутся глаза, то увидите именно это. Если вы натренированы все отреагировать, то будете искать сценарии для разыгрывания роли. Информацию, которую вы собираете, определяют ваши тренировка и состояние ума.

    Большинство состояний ума, которые я до сих пор упоминал, связаны с сосредоточением на информации, содержании, обучении, частях и вашем маленьком «я». Каждая психологическая установка — включая установку проворной кошки — имеет свои ограничения. Одно из ограничений состояния ума Большого «Я», присматривающегося в быстро преходящим вещам, равно как и к общим картинам, заключается в том, что вы обращаете внимание на то, что всем остальным кажется бесполезным. Вы ищете игнорируемые восприятия, вспышки-заигрывания, и обращаетесь к духовным и чувственным аспектам реальности, которые другие люди склонны маргинализировать. Каждая психологическая установка считает себя лучшей, чем другие. Однако у меня нет никаких сомнений, что для работы со сновидениями нам в то или иное время нужны все состояния ума.


    Как заигрывания помогают вам в работе со сновидениями

    Позвольте мне привести пример того, как вспышка-заигрывание может помочь объяснить сновидение. Представьте себе ситуацию в выходные дни, когда мы с Эми работаем в нашей квартире в Портленде. Мы наверстываем упущенное в делах, звоним по телефону, решаем неотложные проблемы, пытаемся найти время, чтобы выйти пробежаться, и так далее. Однако люди продолжают нас беспокоить, звоня нам в дверь. Снаружи, на улице внизу, звучит сирена противоугонного устройства. По какой-то причине эти устройства часто срабатывают поблизости от нашего дома! Дее-дуу, дее-дуу, дее-дуу. Сидя за столом в нашей квартире, я обнаруживаю, что говорю: «Черт бы побрал это противоугонное устройство!» Затем я забываю об этой сирене, как только я ее заметил.

    Я едва помню об этой сирене, этой вспышке-заигрывании, даже хотя мгновенье назад она присутствовала в моем осознании. Я был в состоянии ума занятой или кроткой кошки, а не проворной кошки. Сирена была неполным сигналом, наподобие фразы, которая начата, но не закончена. Вы не можете ухватить ее смысл, и потому забываете ее. Я почти забыл о том противоугонном устройстве.

    Затем пробудилось мое осознание «проворной кошки». Я понял, что маргинализировал эту сирену. Мой ум занимали работа за письменным столом и то, что мешало мне в то утро. Мы были посреди большого города, люди стучали в дверь, телефон постоянно звонил, и так далее. Поскольку мы — терапевты, люди иногда приходят к нашей двери, прося о помощи. Порой кажется, что дел просто невпроворот; меня начинала раздражать входная дверь.

    Затем я вспомнил сирену: дее-дуу, дее-дуу. Я сосредоточился на ней, и она говорила что-то вроде: «— Взламывают! — Прекратить!»

    Таково было явное содержание заигрывающей сирены. Скрытое за ней Сновидение, ее чувственная сущность, была совершенно иной. Я спросил себя, что за энергия имела место еще до того, как зазвучал сигнал тревоги. Вчувствуясь в это пространство, я понял, что Сновидение, стоявшее за заигрыванием, было тонкой чувствительностью, которая, будучи выведена из состояния покоя, естественно реагирует — и если этого не слышат, чувствительность реагирует громко и негодующе.

    Я прочувствовал свой путь в состояние этого Сновидения, состояние чувствительности, скрытое за вспышкой-заигрыванием — чувствительности, составлявшей суть сигнала тревоги. Это дало мне ощущение крайней сосредоточенности и восприимчивости. Это переживание изменило состояние моего ума, и вместо того, чтобы просто видеть все с точки зрения обыденной реальности, как я делал до этого, теперь я смотрел на вещи с новой и более отстраненной перспективы.

    Из этого сосредоточенного и восприимчивого состояния, с точки зрения Сновидения, я мог видеть важность маленького Арни, делающего свою работу. С этой же точки зрения я также мог видеть важность людей у двери, которых Арни считал помехами. Без этих помех, Арни никогда бы по настоящему не знал Меня, Сновидение, эту восприимчивость. С точки зрения Сновидения, и Арни, и те, кто ему мешали, были Мной. Это Я создавал и его, и их. Пока я смотрел на ситуацию с точки зрения моего Большого «Я», Создателя сновидений, я понимал ценность этих «нарушителей покоя» и точки зрения маленького Арни.

    Так или иначе, спустя несколько минут в нашу входную дверь постучал следующий посетитель. Дойдя до двери, я удивил сам себя. Я был действительно счастлив видеть этого человека, благодарил его, за то, что он пришел, а потом, к собственному удивлению, расплакался как ребенок потому, что мне слишком много мешали. Посетитель, которого я никогда раньше не видел, был поражен, увидев меня плачущим. Этот человек сказал, что кое-чему научился, и с изумленным видом пошел прочь. В действительности, мы оба были шокированы и изумлены. В Сновидении я знал, что этим человеком, должно быть, был другой я, которому нужно было научиться плакать, когда все его слишком достает. Кроме того, в то же самое время, посреди всего этого, было поразительно оказаться отрешенным, восприимчивым и плачущим одновременно.

    Наконец, я подумал о сне, который у меня был прошедшей ночью. Мне снилось, что я вижу деревья, которые росли рядом друг с другом, так что они образовали в лесу форму алмаза (см. Рис. 26)

    (Рис. 26. Деревья, образовавшие форму алмаза)

    Что у меня ассоциировалось с алмазом? Первыми всплывшими ассоциациями были вечность и неуязвимость, поскольку алмаз трудно поцарапать; он чрезвычайно тверд и неподатлив. А с деревьями у меня ассоциировалась их поразительная чувствительность. Всплывающая ассоциация с деревьями дала мне даже еще больше информации. Она вернула меня к старому воспоминанию о времени, когда я был ребенком. Я любил сидеть на дереве перед нашим домом и внезапно заговаривать с посетителями из ветвей, нависающих над землей. Сидя на дереве, я мог спрятаться, так что посетители меня не видели, и вести себя вольно, как общеизвестный маленький плут, роняя им на головы мелкие предметы, чтобы заставить их понять, что я сижу на дереве!

    Эта всплывшая ассоциация заставила меня рассмеяться. Она помогла мне понять мой сон. Мне нужны были эти деревья и эти свобода и отстраненность, чтобы играть и взаимодействовать с посетителями, как я делал сидя на дереве, когда был ребенком. Вспышки-заигрывания и Сновидение вернули мне мое положение на дереве, с которого я мог вольно вести себя с посетителями, не скрывая все свои реакции. Сновидение привело меня в восприимчивое положение (деревья), имевшее высочайшую психологическую ценность, которую во сне символизировало расположение деревьев в форме алмаза. То, что я был проворной кошкой в отношении того сигнала тревоги, позволило мне добраться до его чувственной сущности — восприимчивости.

    Теперь сон был ясен. Деревья — это драгоценные алмазы! Пока у меня не было контакта с моими внутренними деревьями — с той чувствительной растительностью во мне — помехи меня только расстраивали. То, что я стал более восприимчивым и изменчивым, будучи волен вести себя в соответствии со своими чувствами, было формой самозащиты, которая позволила мне чувствовать себя более восприимчивым и, как ни парадоксально, менее уязвимым по отношению к внешней ситуации.

    Мораль этой истории состоит в том, что чувственная сущность (в данном случае, восприимчивость) вспышки-заигрывания (вроде сигнала тревоги противоугонного устройства) — это Сновидение, стоящее за ночными снами и повседневной жизнью. Первооснову снов составляет сущность заигрываний.

    Следующее упражнение призвано помочь вам исследовать заигрывания и их взаимосвязь с вашими снами. Как и прежде, полезно запастись карандашом и бумагой.


    Ваше Большое «Я» и упражнение с вспышкой-заигрыванием

    1. Вспомните недавно виденный сон; подойдет любой сон или отрывок сна. Выберите отдельную его часть, которую вам больше всего хотелось бы исследовать. Сделайте о ней запись.

    2. Теперь постарайтесь ненадолго расслабиться; сделайте пару глубоких вздохов и позвольте своим глазам ненадолго медленно закрыться. Когда вы почувствуете, что ваши глаза готовы, позвольте им медленно открыться. Медленно осматривайтесь вокруг, где вы сидите, стоите или лежите. Хотя в целом вы расслаблены, используйте свое внимание «проворной кошки» и ловите первое, на чем сосредоточивается ваше внимание — будь то объект, человек, цвет, рисунок или материал. Если ваше внимание привлекают несколько вещей, позвольте своему бессознательному уму выбрать, на каком объекте или событии сосредоточиться. Если вы слепы, то можете использовать первый звук или первое ощущение, захватывающие ваше внимание.

    3. Теперь какое-то время удерживайте свое внимание на этом объекте; сосредоточивайтесь на нем. Удерживайте его как можно тщательнее. Когда вы будете готовы, почувствуйте свой путь в него. Попытайтесь вообразить, что вы находитесь в этом объекты, фактически, представляете собой этот объект. Используйте руки или выражение лица или сидячее положение, чтобы сделать какое-либо движение, выражающее природу объекта, или издайте какой-нибудь звук, который он мог бы издавать. Не стесняйтесь в отношении движения; сделайте движение рукой, выражающее природу вещи, которая захватила ваше внимание. Даже повторите это движение снова. Теперь сделайте запись об этом объекте и о движении.

    4. Теперь уменьшите движение или звук. В действительности, не производите вообще никакого движения или звука, а вместо этого просто почувствуйте энергию, которая скрыта за тем, что захватило ваше внимание. Доберитесь до корня, семени, сущности объекта, сущности, которая была до этого и, так сказать, стала объектом. Поначалу эта первооснова может быть лишь легким ощущением. Тем не менее, она важна.

    Попробуйте добраться до сущности этого ощущения, его корня. Вот как можно выявить сущность Сновидения, скрытую за тем, что захватило ваше внимание. Оставайтесь с этой сущностью. Будьте там. Будьте этим Сновидением. Оставайтесь в этом состоянии. Не будьте нерешительным. Позвольте этому состоянию быть, и дайте себе шанс пережить его. Просто пребывайте в переживании сущности того, что захватило ваше внимание.

    5. Пребывайте в сущности мира Сновидения. Теперь вы близки к Сновидению Это вечный аспект вас самих, ваше Большое «Я», состояние цельности и творчества, которое дает начало всему остальному. Будьте в этом состоянии и позвольте себе чувствовать и воображать, какой могла бы быть жизнь, если бы вы были близки к этой сущности. Проводите время с этой сущностью. Сделайте заметку о энергии сущности.

    6. Наконец, снова рассмотрите сон или отрывок сна, который вы вспоминали на первом шаге. Есть ли у вас какие-то ассоциации с этой частью сна, его персонажем или персонажами? Запишите эти ассоциации. Как это сон или часть сна связаны с опытом сущности, который вы переживали на пятом шаге? Попробуйте описать персонажи и действия этого сна с точки зрения их взаимосвязи с энергией мира Сновидения. Являются ли они реакциями на него или его представлениями? Исследуйте, что могли бы представлять эти персонажи.

    Настройка ума на состояние Сновидения, возникающая при работе с заигрываниями, помогает приходить к глубокому пониманию сна, его источника и его основной причины. Это недуалистическое понимание; оно не оценивает вещи с точки зрения хорошего и плохого. Вещи попросту есть; все они нужны для выражения Сновидения.


    Преимущества вспышек-заигрываний

    Преимущество работы с заигрываниями состоит в том, что они всегда налицо; они — живое Сновидение. Людям не всегда снятся сны, но эти внезапные восприятия происходят всегда.

    Интересный момент случается, когда и вы, и сновидец, одновременно замечаете одно и то же заигрывание, например, звук или пролетающую птицу. Тогда становится ясно, что вы Сновидите вместе. Этот разделенный опыт связывает вас двоих, и вы можете работать над заигрыванием совместно, как если бы у вас обоих была одна и та же психология.

    Конечно, все, что я замечаю относительно вашего восприятия, в принципе, представляет собой мое восприятие. Мы оба это воспринимаем. Поэтому сновидец и толкователь сна, в известном смысле, всегда Сновидят вместе. Сущность того, что мы воспринимаем, может быть одной и той же, хотя каждый из нас по-разному переживает ее проявление.

    Чтобы узнать себя и другого сновидца, ждите и наблюдайте. Будьте проворной кошкой и замечайте вещи, которые заигрывают с ним или с ней. Затем попробуйте сами добираться до сущности этих вещей, и приглашайте сновидца делать то же самое. Это лучший способ нахождения Сновидения — силы, которая использует вас обоих, чтобы выражать Себя. В работе с заигрываниями есть что-то от шаманства. Заигрывания — это самое близкое, насколько вы можете подойти к тому, чтобы постоянно иметь перед собой своего собственного гуру, поскольку заигрывания рассказывают вам о Вас самих чрезвычайно мудрыми и учеными способами — если способны научиться ждать, наблюдать и замечать.


    Гантель

    Мне вспоминается забавный пример работы над сновидением с восьмилетним клиентом, которого направили ко мне из-за тяжелого случая астмы. Маленький мальчик в окружении своих родителей рассказывал мне испуганным голосом, что ему приснился большой трактор, разрушающий дом. Его отец и мать нервничали, поскольку думали, что этот сон, возможно, означает, что его астма может его уничтожить. «В конце концов» — объясняли они — «однажды астма его едва не убила, отправив его в отделение скорой помощи больницы».

    Начав работать с маленьким мальчиком, я спросил его, что у него ассоциируется с тем трактором. «Что ты думаешь о тракторах». Ребенок сразу же ответил: «Тракторы очень, очень большие, и они могут все изменять. В этот момент вмешались его родители, сказав, что он сам похож на трактор, уничтожающий все их имущество. По их словам, он был склонен к «гиперактивности».

    Вместо того, чтобы идти дальше с их замечанием или самим сном, я начал болтать с мальчиком и его родителями о его здоровье. Они хотели, чтобы я заметил, что в этот момент ребенок дышал с присвистом; его дыхание было затруднено астмой. Когда я говорил что-то его матери, то заметил, что внимание ребенка ненадолго обратилось к одной из маленьких двухкилограммовых гантелей в моем кабинете. Затем его внимание быстро вернулось к тому, о чем я говорил с его родителями.

    Я заметил «заигрывание» — гантель — и предложил, чтобы он вместе со мной сосредоточился на гантели. Когда я попросил мальчика поднять эту гантель, его отец сказал, что она для него слишком тяжелая. «О, нет» — настаивал мальчик — «я могу это сделать, я большой и сильный»; он немедленно пошел к гантели, чтобы поднять ее, и с определенным усилием это ему удалось.

    Я зааплодировал, а затем попросил ребенка притвориться гантелью. Мальчик без труда сделал это и сказал, что он «весь железный, большой и сильный». Затем он вдруг сказал: «Совсем как тот трактор в моем сне». Я предположил, что само ощущение силы из-за того, что ты тяжелый и подобный железу, тоже может оказаться забавным, и ребенок спокойно сидел, слегка выпячивая грудь, и становился «тяжелым железом». Дыхательные симптомы его астмы исчезли.

    В данном случае энергия заигрывания, то есть, гантели, помогла пониманию не только сна, но и телесного симптома. Ребенку нужно было иметь более осознанный доступ к собственному ощущению могущества, даже когда он был спокоен. В этот момент за стенами моего кабинета по улице проходил большой трактор, производивший массу шума. Все мы так смеялись!


    Как заигрывания согласуются с общим порядком вещей

    В предыдущих главах я упоминал о том, что со сферой Сновидения не связано никакого «Я» — никакой основной самотождественности или эго. Как нам известно из предыдущего упражнения, события, подобные заигрываниям, просто случаются. По контрасту с энергией Сновидения, порождающей эти заигрывания, события Страны грез обычно имеют более различимые части, фигуры и действия. В отношении их существования не существует никакого консенсуса, поскольку у каждого человека своя собственная, уникальная Страна грез.

    Заигрывания происходят где-то между Сновидением и Страной грез, в промежутке между состояниями недвойственности и дуализма. Нет никакого «я», связанного с заигрыванием; они происходят ниже и вокруг и за пределами того, на чем сосредоточивается ваше маленькое «я». В то же время они поначалу переживаются как что-то не являющееся мной.

    Когда заигрывание продолжается и становится различимым сигналом, который вы запоминаете и начинаете обдумывать, оно уже стало персонажем в Стране грез, ждущим, чтобы развернуться в обыденную реальность. Обратите внимание на положение заигрываний в спектре осознания на рис. 27.


    Заигрывания и синхронность

    Когда в находитесь в обычном состоянии сознания, и во внешнем мире происходят события (трактор на улице), которые отражают внутренние переживания (внутреннее ощущение ребенка, которому кажется, что он — трактор), К.Г. Юнг говорил, что произошла «синхронность». Точно так же, когда внутренние переживания отражают внешний мир, говорят, что происходят синхронности. Юнг определял синхронность как совпадение смысла, ситуацию, в которой внутреннее событие и внешнее событие имеют одно и то же значение.[28] Юнга интересовало, случаются ли синхронности все время. Сегодня мы можем сказать — да, судя по всему, синхронности случаются непрерывно — но поскольку предчувствия и заигрывания, предшествующие событиям, обычно маргинализируются, мы не замечаем синхронности. Однако, чем ближе вы к Сновидению, тем больше вы переживаете постоянно происходящие синхронности.

    Причина, по которой синхронности происходят все время, состоит в том, что чем ближе вы к Сновидению — то есть, чем в большей степени вы ведете себя с заигрываниями как проворная кошка — тем больше вы способны осознанно переживать взаимосвязанность между событиями. Когда вы осознаете заигрывания или близки к точке зрения Сновидения, то ощущаете, что энергетическое качество сущности заигрывания нелокально и в любой данный момент присутствует повсюду. Это может давать вам опыт взаимосвязанности и синхронности.

    Смысл основывается на точке зрения вашего маленького «я». Когда ваше внимание сосредоточено на реальности консенсуса, происходящие внутренние и внешние события кажутся отдельными. Когда проявляются синхронности, это выглядит так, будто тайна просовывает свою голову в сферу «реальности». В известном смысле синхронность — это способ Сновидения напоминать вашему обыденному вниманию, что в этм повседневном мире существует тайна — Сновидение.

    Суть в том, что синхронностями являются не только те совпадающие внутренние и внешние события, которые достигают вашего повседневного осознания, но и все, что вы замечаете, поскольку повседневным наблюдениям, судя по всему, предшествуют подобные Сновидению заигрывания. Так как вы, по большей части, маргинализирует заигрывания, то кажется, будто синхронности представляют собой удивительный и необычный опыт, и что сны не связаны с повседневной жизнью и чужды ей. Тогда кажется, что Сновидение случается только ночью.

    Когда я работал как аналитик юнгианской ориентации в Цюрихе, меня зачаровывали синхронности, и я их подробно изучал. Никто не мог понять, почему они случаются столь спорадически. Теперь я знаю, что это не так. Они происходят все время.

    Чжуан Цзы говорил то же самое таким образом: «Когда тело спит, душа развертывается в одно. Когда тело пробуждается, начинают действовать отверстия,[29] и из вас выходят многие вещи. Но на самом деле, все они — одно».


    Узелки на память

    1. Вспышки-заигрывания представляют собой мимолетные наблюдения, которые происходят без участия «я», близко к Сновидению.

    2. Становитесь осознающей проворной кошкой и ловите вспышки-заигрывания. Добирайтесь до их чувственной сущности — Сновидения — и, глядя оттуда, вы будете понимать свои сны.


    9. Работа со сновидениями, молитва и нелокальность


    В этой главе я вернусь к примеру проворной кошки и мыши, чтобы показать, каким образом мышь (то есть, содержание вспышек-заигрываний) оказывается ответом на ваши несформулированные молитвы. Знание этого расширит то, что вам уже известно о работе со сновидениями, и углубит новый вид практики, который дается в конце главы.


    Природа вашего Большого «Я»

    С точки зрения вашего Большого «Я», разума стоящего за сновидениями — разума, который Эйнштейн, возможно, назвал бы «Умом Бога» — ваша обыденная самотождественность, вместе с ее критиками и остальными персонажами ваших снов, представляет собой кратковременное выражение Сновидения.

    Ваше Большое «Я» редко появляется в виде конкретного персонажа. Его присутствие больше похоже на сахар в чае — вы не можете непосредственно видеть сахар, но лишь узнаете о его присутствии по общему вкусу. Вы можете чувствовать свое Большое «Я» в наблюдении, во всем, что захватывает ваше внимание; ваше Большое «Я» представляет собой фундаментальную общую тенденцию к полноте и демократии. Это все, что вы делаете и видите во сне, даже хотя вы можете не видеть Его персонифицированным в качестве конкретной фигуры.

    Подобно квантовому миру, обладающему качеством нелокальности, ваше Большое «Я» не полностью отдельно от моего Большого «Я». Установление связи с вашими глубочайшими чувствами, вашим Сновидением, соединяет вас с другими людьми. Большое «Я» — это невидимая подоплека сообщества.

    Если любовь означает открытость ко всему, что происходит, то ваше Большое «Я» — это безусловная любовь. Мне кажется, что Большое «Я» любит «это» и любит «то», и любит даже конфликт между ними. Мое маленькое «я» совсем другое. Обычно я предпочитаю «это» «тому» и, по возможности, избегаю конфликта!


    Содержание вспышек-заигрываний

    Вспышки-заигрывания представляют самые ранние воспринимаемые нами признаки выражений Создателя сновидений, развертывающихся в повседневное сознание. С точки зрения вашего маленького «я», вспышки-заигрывания выглядят неожиданными и поначалу явно бессмысленными событиями, значение которых легко упустить из виду.

    Одна из моих клиенток, которая работает в маленьком офисе в деловой части города, рассказывала, что однажды утром во время короткого перерыва она подошла к холодильнику (как она обычно делал каждое утро), чтобы достать молока для кофе себе и своим коллегам. Когда она открыла маленький холодильник, стоявший в офисе, кто-то из ее коллег заметил, что запахло тортом, а затем все присутствующие согласно закивали — да, из холодильника исходит приятный запах тортом. Все начали говорить о торте, даже не видя его. Они предполагали, что этот невидимый торт, должно быть, предназначен для чьего-то дня рождения — но в этот день не было чьего бы то ни было дня рождения.

    С токи зрения маленького «я» любого человека в этом офисе, торт представлял собой приятный запах — но, определенно, не что-то такое, на чем нужно сосредоточиваться — во всяком случае, не утром — и, в особенности, потому, что ни у кого не было дня рождения. Более того, в действительности, в холодильнике не было никакого пирога! Восприятие торта было заигрыванием, которое уловил один человек, упомянувший о нем, а затем все присоединились к восприятию заигрывания.

    Моя клиентка очень интересовалась психологией и была очарована заигрываниями, а потому, вместо того, чтобы забыть об этом случае, она снова возвращалась к нему. Она говорила всем, что этот несуществующий торт бы в точности тем, о чем она неосознанно молилась. Ей хотелось сделать атмосферу в офисе более приятной. Она ссылалась на то, что они уже довольно давно не праздновали чьего-либо дня рождения.

    По-видимому, финансовые дела фирмы, в которой она работала, шли неважно, и все сотрудники были нервными и расстроенными. Люди боялись потерять работу. Заигрывание шоколадного торта было своего ода ответом на несформулированную молитву: «Боже, пожалуйста, сделай жизнь на работе чуточку приятнее!». Никто сознательно не произносил эту молитву. И в то же время все люди в том офисе надеялись на день рождения, на возрождение.

    Поначалу коллеги моей клиентки не понимали, что она имеет в виду, говоря, что торт был ответом на молитву. Но когда после этого она в течение всего утреннего перерыва всех хвалила и желала всем счастливого дня рождения, общее настроение изменилось к лучшему.

    (Рис. 28 Заигрывающий торт на день рождения)

    Резюме это истории состоит в том, что заигрывания представляют собой ответы на еще не сформулированные молитвы. Они — послания от Сновидения вашему маленькому «я», а также всему и всем вокруг вас. В последней главе мы увидим, как вспышки-заигрывания могут создавать прямую связь со Сновидением. Теперь мы исследуем с точки зрения вашего маленького «я», каким образом вспышки-заигрывания являются ответами на невысказанные молитвы.

    У большинства из нас есть невысказанные молитвы в форме глубоких желаний и не получивших ответа экзистенциальных вопросов. О подобных молитвах редко думают сознательно; обычно, их маргинализируют. В одних молитвах мы просим о чьем-либо благополучии; в других — о благополучии и долгой жизни для самих себя и, возможно, о том, чтобы стать мудрыми, богатыми и удачливыми; в третьих — спрашиваем природу о том, чего Она от нас хочет.

    Давайте сформулируем гипотезу, которую позднее можно будет проверить в упражнении:

    Содержание вспышки-заигрывания — это ответ на молитву, которую вы не произносили сознательно. Вспышка-заигрывание служит непосредственной связью со Сновидением.

    Прежде чем проверять это, давайте подумаем о некоторых из множества различных способов, которыми заигрывания проявляются в нашем внимании.


    Виды заигрываний

    Заигрывания — это сигналы, которые происходят так быстро, что вы, как правило, их игнорируете, либо ошибочно воспринимаете их содержание. Заигрывания близки к Сновидению, и вам нужно быть проворной кошкой, чтобы их ловить. Ниже я перечислю некоторые из них, а потом покажу, как с ними работать.

    Зрительные заигрывания. Некоторые заигрывания происходят в виде очень быстрых зрительных фантазий, например, воображаемых картин о людях, которых вы знаете. Кроме того, они могут проявляться в форме таких зрительных ощущений, как внезапное просветление или затемнение зрительного поля, как если бы свет становился более ярким или тусклым. Опыт восприятия изменений яркости может быть связан со спазмами кровеносных сосудов мозга. Иногда эти спазмы могут предвещать тромбоз, но они также могут быть простыми кратковременными спазмами или предшествовать мигрени. Замечайте эти заигрывания, удерживайте связанные с ними ощущения, а не отбрасывайте их.

    Запах. Вспомните торт. Заигрывания проявляются в виде запахов, кратковременно улавливаемых вашим носом. Помню, однажды мой кабинет пах как больничная палата. Мне не особенно нравился этот запах, но я запомнил его и рассказал об этой ассоциации с больницей своей следующей клиентке. Ей не казалось, что в моем кабинете пахло больницей, но она все же сказала мне, что раздумывает о том, следует ли ей лечь в больницу на операцию по поводу рака. Она надеялась (молилась?) что я должен знать, как ей быть. Думая о заигрывании, я был способен посоветовать ей лечь в больницу. Отсюда мораль: замечайте мимолетные запахи, удерживайте их ощущения, а не отбрасывайте их.

    Проприоцептивные заигрывания. Это внезапные телесные ощущения жара, холода, комфорта или напряженности. Иногда они проявляются как быстро проходящие ощущения давления, энергии или упадка сил. Однажды я посоветовал одному человеку замечать, что он всегда глубоко вздыхает. Он рассказал мне, что делает это из-за мимолетного ощущения давления — а вздох снимает это ощущение. Когда он сосредоточился на давлении, то осознал, что это было давление изнутри него самого, желавшее вырваться на свободу. Он сказал, что свобода — это его величайшее желание. Поэтому, пожалуйста, замечайте проприоцептивные заигрывания, удерживайте телесные ощущения, а не отбрасывайте их.

    Заигрывания движения. Вспыхивающее и угасающее ощущение дрожи, подергивания или тряски — это заигрывание движения. Внезапное ощущение головокружения или дурноты также представляет собой заигрывание. Чрезвычайно интересно работать с временным ощущением ригидности, особенно, когда оно носит мерцающий характер. Когда вы внезапно чуть не поскальзываетесь или оказываетесь на грани несчастного случая — это тоже мимолетный опыт. Замечайте эти быстрые заигрывания, удерживайте их ощущения, а не просто отмахивайтесь от них.

    Заигрывания взаимоотношений. Когда у вас внезапно возникают мысли о других людях или вы обнаруживаете, что фантазируете о ком-либо — но эта фантазия настолько скоротечна и абсурдна, что вы о ней забываете — это тоже разновидность заигрывания. Когда у вас близкие отношения с кем-либо, обращайте внимание на запретные мысли, которые приходят в форме впечатлений о внешности или голосе этого человека. С вами может заигрывать даже ваше восприятие возраста человека: он или она может внезапно выглядеть моложе или старше. Возможно, что-либо в отношении другого человека кажется вам необычным; возможно, вы видите вокруг него ауру. Замечайте эти заигрывания, удерживайте связанные с ними ощущения, и не отмахивайтесь от них.

    Звук. Какого рода звуки вспыхивают и угасают? Замечайте, как звучит для вас ваш собственный голос; как звучат для вас голоса других людей. Например, низко звучащий голос может сигнализировать о подавленности. Быстро забывающиеся оговорки также представляют собой заигрывание. У некоторых людей в голове все время звучит музыка. А как у вас? Мораль: замечайте эти заигрывания, удерживайте связанные с ними ощущения, а не отбрасывайте их.


    Упражнение по работе со сновидением с заигрыванием-молитвой

    В следующем упражнении я хочу проверить гипотезу о том, что заигрывания представляют собой ответы на невысказанные молитвы, а также понимают объяснять сны. В части А этого упражнения мы исследуем значение заигрываний, а в части Б соединим заигрывания с работой со сновидениями.

    А. Заигрывания и молитва

    1. Первая часть этого упражнения состоит в том, чтобы просто расслабиться. Закройте глаза и замечайте ритм своего дыхания. Подождите, пока вы не будете готовы, а затем медленно откройте глаза и оглядите место или комнату, где вы находитесь.

    Замечайте, что привлекает ваш взгляд — образ, форма, объект, или человек — или, в качестве альтернативы, какие вы улавливаете телесные ощущения, ощущения движения, фантазии о взаимоотношениях, или запахи. Позвольте своему бессознательному уму определить, на чем сосредоточиваться. Ловите и удерживайте перед своим мысленным взором что-то одно, например, какой-то объект рядом с вами в комнате — скажем, круглую вазу. Опять же, если вы улавливаете несколько вещей, спрашивайте Создателя сновидений, на чем вам сосредоточиться, позвольте своему бессознательному уму сказать вам, что важнее всего. Опишите заигрывание, которое захватило ваше внимание (например, если ваше внимание захватила ваза, опишите ее).

    Теперь развертывайте это заигрывание. Удерживайте его в уме, смотрите на него, чувствуйте его; пожалуй, даже обоняйте его, если можете. Есть или может ли у него быть звук? Связано ли с ним какое-то очень трудно уловимое движение? Может ли оно производить какие-либо движения, и какие, либо какое движение оно вызывает у вас? (Например, ваза, возможно, вызывает у вас ощущение округлости и равновесия, и вы испытываете побуждение сидеть как Будда в позе лотоса, с большим круглым животом). Опишите процесс развертывания вашего заигрывания.

    2. Чтобы добраться до сути этого заигрывания, ощущайте энергию и движение, которые оно в вас вызывает. Переживайте присутствие объекта или персонажа, захватившего ваше внимание, пытайтесь быть им, и двигаться или сидеть так, как он. Продолжайте быть им и двигаться так, как он. Возможно, вам будет полезно двигаться чуть меньше, чтобы дойти до сути этого персонажа, до сущности заигрывания. Наконец, не двигайтесь вовсе, а просто ощущайте «его» энергию. Позвольте себе некоторое время делать это. Чувствуйте и ощущайте эту сущность, это Сновидение. Пусть оно «говорит» с вами, возможно, посредством картины, фразы или звука.

    Спросите это Сновидение, есть ли у него послание для вас. Что содержится для вас в этом опыте? Не прилагайте усилий, пусть это происходит легко. Просто позвольте посланию прийти вам в голову; не старайтесь думать о том, что это могло бы быть. (Например, послание вазы могло бы быть чем-то вроде: «Будь цельным. Отстраняйся от точки зрения своего маленького “я”»). Сделайте запись об этом послании.

    3. Если вы верите в Бога или Богиню, либо в Великий Дух — называйте это как вам угодно — попробуйте молиться этому божеству. Если у вас нет такого рода веры, притворитесь верующим. Потратьте на это какое-то время. О чем бы вы молились для сегодняшнего дня? Почувствуйте, что у вас на сердце, и действительно обратитесь к Великому Духу с молитвой о чем-нибудь. Заботят ли вас здоровье, деньги, отношения, ваша роль в жизни, ваше образование и ваш жизненный путь? Составьте простую молитву из того, что первым приходит вам на ум, и запишите ее. (Например, возможно, вы напишите что-то вроде: «Боже, пожалуйста скажи, как мне относиться к моему другу Сэму»).

    4. Теперь вспомните послание, которое вы получили от заигрывания. Если вы не способны непосредственно заметить связь между вашим посланием и вашей молитвой, подумайте о возможности того, что послание от заигрывания касалось более глубокой природы вашей молитвы; что Сновидение обращалось к фундаментальному вопросу, стоящему за вашими молитвами.

    После обдумывания своих молитв и послания от сновидения, наконец, спросите себя, каким образом послание от вашего заигрывания отвечает на ваши молитвы. Сделайте об этом запись.

    Сновидение пытается говорить с вами в течение всего дня. Те вещи, которые захватывают ваше внимание, представляют собой ответы на молитвы, которые вы еще не вполне сформулировали. Люди всегда спрашивают — где Великий Дух, где Бог, почему Он не являет Себя мне в большей степени? Подумайте о возможности того, что Он все же являет Себя вам; однако, ответы столь быстры, что вы можете их не замечать. Вот почему вы должны стать проворной кошкой!

    Запомните послание, только что пережитое вами при развертывании вашего заигрывания, поскольку оно будет частью следующего шага в работе со сновидениями. Вы сможете соединить рассказывание историй с посланием заигрывания, которое вы только что получили.

    Б. Рассказ и заигрывание в работе со сновидениями

    Припомните недавний сон или любой отрывок сна, который вам сейчас приходит в голову.

    Отметьте персонажи сна и взаимоотношения между ними. Присутствует ли ваше Большое «Я» в качестве персонажа или общей картины сна? Если да, то как Оно выглядит?

    1. Соберите ассоциации с персонажами и сценами вашего сна. В дальнейшем в этом упражнении слово «персонаж» будет использоваться применительно к любому аспекту сна, захватывающему ваше внимание — будь то человек, живое существо, объект, ландшафт и т. д. Я символически изображаю эти персонажи маленькими круглыми рожицами.

    Выберите один или два персонажа и отметьте свои ассоциации

    Соберите информацию о повседневной жизни. Спросите о том, какую роль в жизни играет ваше маленькое «я». Запишите это.

    Задавайте вопросы о вопросах и проблемах, касающихся работы, возраста, индивидуальности, финансов, здоровья, пола, расы, религии, сексуальной ориентации и так далее.

    2. Отметьте информацию о вашем Большом «Я». Какие у вас в последние дни были чувства и настроения, которые были слишком обычными, удобными или неудобными, чтобы на них сосредоточиваться?

    Вспомните энергию и послание заигрывания, которое вы переживали в части А данного упражнения.

    3. Создайте совместно вымышленную историю, похожую на сон. Если вы работаете в одиночку, то можете совместно творить в смысле признания и исследования того, как спонтанная Природа Сновидения может плести истории с помощью вашего сознательного ума. В том, что будет происходить дальше, вам будет предложено чувствовать и переживать измененное состояние сознания посредством ощущения времени и пространства Сновидения, стоящего за вашим заигрыванием и его посланием. Затем вам будет предложено сплетать воедино ваши повседневные проблемы и ваши ассоциации с персонажами сна. Если вы работаете с кем-либо еще, пригласите его или ее делать то же самое, то есть, сотворить вместе с вами.

    Для начала, вспомните и еще раз почувствуйте мир того заигрывания, которое вы заметили в части А. Теперь попытайтесь использовать энергию его мира, его настрой или атмосферу, чтобы придумывать историю, касающуюся повседневных проблем сновидца. Например:

    Однажды, в другой части свете, несколько лет тому назад, жил человек, который работал над проблемой, касающейся…. У этого человека всегда возникали определенные проблемы, например… Как долго он пытался их решать. Его возраст… и его роль в жизни, которая состояла в… не слишком помогали ему с этой проблемой. То, в чем он нуждался, не было очевидным.


    Теперь продолжайте чувствовать и говорить в тональности и ритме Сновидения, стоящего за заигрыванием. Влетайте в повествование персонажи сна. Например:

    В то же самое время, там, где он жил, были следующие объекты и сцены (выберите их из сна)… Там жили следующие персонажи… У него были с ними следующие ассоциации… У этих персонажей были те же проблемы, что и у него, либо они не имели таких проблем.


    Добавьте в историю послание от заигрывания.


    На некотором этапе в этой истории возникла молитва. Наш герой упал на колени и молил Великого Духа о милости. Боже, помоги мне с… Он был терпелив и ждал несколько часов, пока не наступила темнота. Затем он внезапно услышал сверхъестественный звук, и ответ, голос, который сказал [вставьте сюда послание от заигрывания]. Это было так, будто говорила земля или небо, и когда Оно сказало… Человек, который только что помолился, сперва был удивлен и потрясен. Он не мог понять, как это послание должно ему помочь. Оно казалось верным, но прямо не относящимся к его проблемам. И тогда голос снова заговорил и объяснил Свое послание. На этот раз человек понял его… он знал, что Великий Дух хочет, чтобы он…

    Если сновидец все понял, это конец истории. Если же нет, то попытайтесь украсить послание Сновидения, позволив себе сновидеть дальше. Продолжайте рассказывать историю до тех пор, пока и сновидец, и герой истории не будут удовлетворены.

    4. Перескажите историю, подчеркивая маргинализированные заигрывания, персонажи сна и повседневные проблемы. Сделайте акцент на том, каким удивительным образом молитвы получали ответы, и что это значило для различных персонажей истории. Поразмыслите над историей, которая только что создала сама себя; прислушайтесь к оракулу Сновидения.

    Возможно, вы захотите спросить, почему герою вообще нужно было получить ответ на свои молитвы. Быть может он неумышленно маргинализировал Сновидение, не давая ему возможности говорить или быть услышанным? Насколько я знаю, когда вы глубоко осознаете Сновидение и реагируете на него, то молитвы — потребность в ответах на проблемы — у вас не возникают, поскольку большинство проблем бывают вызваны маргинализацией Сновидения.

    Природа удивительна. Она устроила бытие таким образом, что когда вы утратили контакт со сновидением, вы можете найти Его, так сказать, прямо перед собой. А когда вы не связаны со Сновидением, каждое внезапное восприятие, каждое заигрывание оказывается потенциальным ответом на молитву.


    Музыка и танец из 1920-х годов

    Например, заигрывание движения — легкая дрожь — всегда отвлекало одну из моих первых клиенток, пожилую женщину, с которой я работал много лет назад. Говоря вкратце, ее беспокоило, хватит ли у нее энергии, чтобы закончить то, что она хотела сделать в своей жизни. Ее молитвой было: «Боже, пожалуйста, дай мне сил, чтобы завершить мой проект». Затем она замечала, что ее рука слегка дрожит. Я до сих пор помню, как она начинала двигаться с этим заигрыванием. Она заметила, что ее рука пытается танцевать под мелодию из 20-х годов. Какую веселую мелодию она напевала!

    Посланием этого заигрывания было: «Наслаждайся ритмом жизни!». Судя по всему, она принуждала себя заниматься своим проектом и маргинализировала ритм и веселый танец жизни. Еще до того, как создавать историю вместе со мной, она поняла смысл сна, который ей приснился предыдущей ночью. В этом сне одна женщина упала на землю. «Я слишком усердствую» — сказала она.

    Так или иначе, но в настроении этого ритма и танца она весело сочинила историю о женщине, которая всегда принуждала себя и в изнеможении упала на землю. В этой истории Великий Дух заговорил с ней из земли, сказав: «Эй, дружище, повеселись. Энергии танца с избытком хватит, чтобы провернуть любой проект». В этом месте истории она встала и начала танцевать. Во время того сеанса работы со сновидениями ей было восемьдесят девять лет. Она прожила еще десять лет, и за это время написала и опубликовала свою первую книгу.


    Почему мы маргинализируем Сновидение?

    Когда-то меня волновал вопрос, почему Сновидение создает маленькое «я» — человека, которому нужно молиться потому, что утратил контакт с внутренним оракулом? Если бы вы были Сновидением, зачем бы Вам создавать нечто такое, что Вас забывает, что столь отлично от Вас или даже враждебно вам?

    Сегодня мой ответ на этот вопрос таков: Сновидение очень мудро. Возможно, Оно создает реальность консенсуса и ограниченную, зачастую бесчувственную природу людей, вроде меня и вас, которые маргинализируют Сновидение, для того, чтобы переживать Себя по контрасту. Чтобы видеть Себя, Сновидению нужен контрастирующий фон.

    Возможно, именно поэтому Оно появляется из глубин и одновременно маргинализирует осознание своего собственного появления, создавая индивидуумов, наподобие меня и вас, которые ведут себя неизменным, устоявшимся образом, отбрасывая, упуская из виду или игнорируя текущую, вечно меняющуюся природу процесса Сновидения. Сновидение становится видимым только при сопоставлении со своей противоположностью — более или менее неизменным фоном обыденной жизни.

    Та часть меня и вас, которая принадлежит реальности консенсуса, противится Сновидению. Его творчество нередко кажется нам слишком странным, возмутительным, навязчивым и нечестным, слишком иррациональным, и уж слишком не поддающимся нашему ощущению собственной индивидуальности как обычных человеческих существ.

    В то же самое время есть и еще одна часть нас, которая страстно стремится к Сновидению, чтобы выиграть битву между застоем и изменением — между статичным, неизменным фоном повседневной жизни и вечно изменчивым, текущим процессом, являющимся источником жизни. То, что нам кажется возмутительной дихотомией между нелокальной сущностью Сновидения и маргинализирующими, локализованными, ориентированными на тело вашим и моим маленькими «я», возможно, вовсе не является дихотомией. С перспективы Сновидения, эта кажущаяся дихотомия представляет собой просто два разных проявления одной и той же картины, одной и той же истории, одной и той же сущности, выступающей в вымышленной истории под названием «Ваша Жизнь».


    Узелки на память

    1. Заигрывания и сны представляют собой ответы на молитвы, которые еще не сформулированы, и о которых вы еще даже не думали.

    2. Ваши маленькое «я» и Большое «Я» неразделимы — и это сочетание совместно создает возмутительную историю.



    Примечания:



    2

    Здесь Минделл имеет в виду первичный (не интерпретированный) чувственный опыт (sentient experience), а не привычные нам данные органов чувств, представленные сознанию (т. е. восприятия) (пер.).



    25

    Более подробное введение к вспышкам-заигрываниям можно найти в моем исследовании квантовых феноменов и всестороннем обсуждении сходных понятий из культуры австралийских аборигенов; см. «Квантовый ум: грань между физикой и психологией», гл. 15–18. См. также главы 3 и 4 в книге «Сновидение в бодрствовании: методы 24-часового осознанного сновидения».



    26

    В частности, я здесь имею в виду работу физика Джона Кремера из университета Сиэтла, чья идея объяснения системы квантово-волнового отражения в терминах электронных устройств первоначально была предложена в качестве не более чем аналогии. Более подробно об этом см. «Квантовый ум», гл. 18.



    27

    См. главу 4 моей книги «Сновидение в бодрствовании: методы 24-часового осознанного сновидения»



    28

    Свою первоначальную работу о синхронности Юнг писал при поддержке Вольфганга Паули и закончил в 1950-х годах, перед самой смертью Паули. См. «Синхронность: непричинный связующий принцип» (K.G. Jung, Collected Works, vol. 8). С тех пор исследования синхронности проводятся в Институте Фон Франц в Цюрихе. Дальнейшим развитием идей Юнга и Паули стала блестящая работа «Синхронность» физика Виктора Мэнсфилда из университета Колгейта. Прекрасную статью о синхронности с процессуально-ориентированной точки зрения написала Робби Миллер (Портлендский центр процессуальной работы, 1998). См. также обсуждение синхронности в связи с принципом относительности в моей книге «Квантовый ум», гл. 27



    29

    Имеются в виду органы чувств (пер.)









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.