Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Тема 1 Приятие себя
  • Тема 2 Чакры (Часть 2)
  • Тема 3 Свадхистхана чакра
  • Тема 4 Асаны. Практика
  • Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 1)
  • Программа ежедневных занятий
  • Урок 20

    Большинство читателей знают, что слово «йога» означает «единение», но в действительности путь, система йоги состоит в процессе вийоги – разделения. Это кажется полным противоречием, но не является таковым. Это означает, что посредством практик йоги человек должен отделять осознание от ума и тела. Должен быть собственный опыт различия между аспектом ума-тела и аспектом осознания бытийности человека. Только при непосредственном переживании этого разделения и различия человек может познать скрытую за этим истину. И когда происходит это разделение между видящим и видимым, человек понимает самого себя и жизнь с новой и более высокой позиции. Это будет взрыв нового понимания. Вийога представляет собой первый шаг к вершине йоги; это разделение – первый шаг к единству.

    Поэтому в своих практиках забудьте все понятия единства – все логические интерпретации и понимание неверны. Заботьтесь только о разделении: об отделении вашего осознания от отождествления с умом-телом. Такова цель путей йоги: найти вийогу (разделение), которое приведет к йоге (единению). Отделяйте пурушу от пракрити, чтобы их можно было соединить на более высоком уровне.

    Суть практик йоги, в действительности, состоит в разделении, а не в единении. Разделение – это метод, а единение – результат. Поэтому осознавайте: осознавайте все, что вы делаете. Будьте свидетелем всех мыслей и действий. Отделяйте свое осознание от всех других феноменов. Это нелегко, но старайтесь.

    (Свами Сатьянанда Сарасвати)

    Тема 1

    Приятие себя

    Принимайте свою собственную натуру такой, как она есть, независимо от ее очевидных недостатков. Старайтесь не испытывать постоянного чувства, что вы чем-то хуже других людей или что вы полны несовершенств и изъянов. Только так вы сможете избавиться от более грубых аспектов и неврозов ума.

    Если бы слоны все время мечтали быть золотыми рыбками или павлины постоянно хотели быть коровами, то их жизнь была бы совершенно бесполезной и негармоничной. Но животные живут в соответствии с тем, какими они были созданы. У них есть уникальная дхарма (роль) в калейдоскопе жизни, и они ее выполняют. Вследствие этого они живут гармонично.

    Человеку тоже следует жить гармоничной, согласованной жизнью, но, к сожалению, так бывает редко. Человек никогда не может примириться с собой и своими недостатками, и в известном смысле это хорошо, поскольку это побуждает его преодолевать свои видимые ограничения и подниматься в более высокие сферы понимания и блаженства. Но обычно отсутствие приятия себя бывает слишком непреодолимым; оно полностью подавляет человека, вводя его в отягощенное состояние беспокойства и неудовлетворенности, которое приводит к тому, что он живет на очень низком уровне по сравнению со своими потенциальными возможностями. Необходимо большее приятие себя в сочетании с потребностью становиться лучше. Должно быть стремление к самосовершенствованию, а не невроз из-за недостатков, которые человек в себе замечает. Старайтесь принимать свою теперешнюю личность независимо от ее очевидных слабостей и изъянов, но при этом стремитесь их преодолеть.

    Неприятие себя как причина болезни

    Неспособность принимать самого себя – это фундаментальная причина болезни. Отсутствие приятия себя приводит не только к умственным расстройствам, но и к физическим недугам. Психологическая неудовлетворенность отражается и проявляется в физическом теле.

    Гнев принято считать недостатком, но в действительности он представляет собой предохранительный клапан для подавленных чувств. Но многие системы и кодексы морали говорят: «не гневайся» или «гнев – это грех». Вследствие этого многие люди подавляют свой гнев, однако движущая сила, скрытая за ним, должна каким-то образом выражаться. Она перенаправляется. Если подавление гнева достаточно велико и продолжается длительное время, то оно приводит к гипертонии, инфаркту и множеству других распространенных заболеваний. Поэтому мы призываем вас, если возможно, давать выражение своему гневу (хотя порой обстоятельства делают это весьма трудным). Не чувствуйте каких-либо мук вины из-за своего гнева. Сердитесь, ибо лучше выразить гнев открыто, чем преобразовывать его в последующую болезнь. Но когда вы чувствуете гнев, осознавайте это, и со временем гнев исчезнет.

    Возьмем еще один пример. У каждого человека есть какие-то желания. Они естественные и составляют часть его внутренней природы. Без желания в жизни не было бы никакой побудительной силы, не рождались бы дети, и так далее. Однако многие кодексы морали говорят, что желание плохо. Как такое может быть? Как может столь естественное чувство, как желание, быть плохим? Из-за этих неестественных правил многие люди глубоко несчастны и чувствуют вину за свои желания. Человек чувствует сексуальные желания, но поскольку общество говорит, что это неправильно и греховно, человек становится очень несчастным и подавляет свои желания. Это психологическое подавление в конечном итоге выражается в разрушении физического тела, особенно в форме нарушения работы половых органов. Поэтому принимайте свои желания; они совершенно естественны. Не прислушивайтесь к ограниченным правилам морали. Однако вам самому решать, выражать ли свои желания. Когда у вас сильные желания, позвольте мыслям приходить. Чувствуйте их, осознавайте их. Со временем вы сможете их превзойти.

    То же применимо и к пище. Многим людям кажется, что их привычки питания неправильны. Что ж, вероятно, это так, ибо прошли времена, когда первобытный человек ел только когда был голоден; теперь мы, как правило, едим слишком много и слишком плотно в одно и то же время дня, независимо от того, голодны мы или нет. Но если вы чувствуете потребность в большом количестве пищи, то лучше потакать ей, чем подавлять ее. Подавление или вина по поводу привычек питания ничего не решат. У многих из тех, кто занимается йогой, возникает такое чувство вины по поводу питания, что у них развивается невроз, и они подавляют свое желание есть. В результате, в соответствии с ненормальными потребностями ума, в свою очередь, начинают происходить сбои в работе физических органов. Конечно, чрезмерное пристрастие к еде тоже может вести к расстройству пищеварительных органов, но оно, скорее всего, будет менее серьезным и разрушительным. Принимайте свои привычки питания, но осознавайте их. Это способ свести на нет неестественные привычки в еде.

    Мы могли бы привести еще много примеров, но вы уже сейчас должны ясно видеть общий принцип: отсутствие приятия самого себя ведет к болезни. Не пытайтесь чрезмерно дисциплинировать ум, говоря, что он должен быть таким-то или что он должен действовать согласно тому или иному правилу, поскольку это лишь ведет к подавлению. Предоставьте уму вести себя по собственному усмотрению. Но осознавайте это. Не подавляйте свои мысли, ибо это в конечном итоге приведет к несчастью и болезни. Принимайте свои мысли, но с осознанием. Со временем все дисгармоничные тенденции будут постепенно уменьшаться за счет большего понимания.

    Любой человек подходит для пути йоги

    Важный шаг в йоге состоит в максимально возможном приятии своей собственной природы. Если вы можете принимать свою собственную природу, то можем и мы. Не важно, с какой целью вы хотите заниматься йогой; не важно, исповедуете ли вы какую-либо религию или придерживаетесь атеистических воззрений; и ваш образ жизни также не имеет значения. Главное, что вы начали честно заниматься йогой. Ваша природа не имеет значения; все недостатки не имеют значения. Ваша теперешняя личность – это исходный пункт. Йога и опыт повседневной жизни будут средствами совершенствования вашего существа и, в конечном итоге, достижения равновесия. У каждого есть способность соприкасаться с повышенными состояниями осознания. Потенциал к этому заключен внутри человека. Он не вырабатывается и не создается, но в настоящее время этот потенциал не получает выражения из-за дисбаланса и обусловливания ума. Эти препятствия представляют собой лишь поверхностные напластования на вашей природе. У каждого из нас один и тот же потенциал. В мире нет ни одного человека, который был бы непригоден для пути йоги. Если вы предпримете усилия, то начнете достигать гармонии с самим собой. Но, прежде всего, признайте свои недостатки как всего лишь поверхностные аспекты вашего существа.

    Принимайте свою природу, будь она «хорошей» или «дурной». Не испытывайте вины. Принимайте свой характер таким, как он есть: как продукт обстоятельств. Приятие себя приведет к приятию других. Не подавляйте мысли, независимо от их природы. Признайте, что в вас есть неконтролируемые черты и желания, и со временем эти беспокоящие черты исчезнут. Позволяйте всплывать на поверхность потаенным аспектам своего подсознательного ума. Не боритесь с ними и не стыдитесь их. Позвольте им всплывать и смело встречайте их. Если вы будете их подавлять, они все равно будут влиять на всю вашу жизнь, но из темных глубин подсознательного Ума. Так что вы вполне можете позволить им подниматься на поверхность, где вы можете с ними познакомиться. В конечном итоге, вы потеряете интерес к ним. Они постепенно исчезнут и больше не будут нарушать вашу жизнь, точно так же как вода испаряется из мокрой одежды, помещенной под жаркие лучи солнца. Это испарение происходит без малейшего усилия.

    Цель человека должна состоять в том, чтобы найти свою естественную роль в жизни и придерживаться ее. Это основа духовного пути. Большинство людей находятся на пути адхармы (действуют наперекор своим природным склонностям). Но вы никогда не сможете найти путь дхармы и идти по нему, если вы в разладе с самим собой. Неприятие ведет лишь к неврозу и подавлению. Принимайте свои недостатки, но с осознанием. Это способ найти свою дхарму. Это способ гармонизировать свою жизнь и в конечном итоге превзойти все недостатки и личностные проблемы.

    Тема 2

    Чакры (Часть 2)

    Не делайте ошибки, полагая, что чакры пробуждаются только немногими специальными видами йоги. Все пути йоги связаны с раскрытием потенциала чакр; некоторые более непосредственно, чем другие. Более прямой подход – это метод кундалини, крийя и лайя йоги. В случае карма-йоги, бхакти-йоги, джняна йоги и т.п. подход является более косвенным; в этих системах о чакрах ничего специально не говорится. Это не означает, что чакры не открываются; но открытие чакр происходит как следствие более высоких уровней осознания. Чакры открываются столь плавно, что практически не ощущаются как таковые. В случае прямого подхода чакры открываются для того, чтобы вызвать соответствующее состояние осознания. При косвенном подходе открытие чакр становится следствием, побочным продуктом более высоких состояний осознания. Один метод ведет через парадную дверь, а другой – через заднюю дверь, достигая одной и той же внутренней палаты человеческого существа.

    Любая религия, любая система пробуждения ума, любая духовная система занимается развертыванием скрытого потенциала чакр. Все они направлены на высвобождение латентных способностей и знания ума, а пробуждение ума означает то же самое, что пробуждение чакр. Раскрытие чакр означает последовательное раскрытие уровней ума... закрытая книга начинает раскрывать заключенное в ней знание.

    Грантхи

    Слово грантхи на санскрите означает «узел». В контексте чакр слово «грантхи» переводится как «психический узел». Таких узлов три, и они называются брахма, вишну и рудра грантхи. Они представляют уровни осознания (сферы чакр), где особенно сильна власть майи (иллюзии), неведения и привязанности к материальным вещам.

    Грантхи имеют много значений. Ниже приведено очень краткое и упрощенное объяснение их смысла.

    1. Брахма грантхи. Этот психический узел функционирует в области муладхара чакры. Он подразумевает привязанность к физическим наслаждениям и материальным объектам, а также чрезмерный эгоизм. Он также подразумевает опутывающую власть тамаса – негативности, апатии и неведения.

    2. Вишну грантхи. Этот психический узел действует в области анахата чакры. Он связан с привязанностью к вещам и людям в эмоциональном плане. Он ассоциируется с привязанностью к внутренним психическим видениям и т.п. Он связан с раджасом – тенденцией к страсти и напряженной деятельности.

    3. Рудра грантхи действует в области аджна чакры. Он ассоциируется с привязанностью к психическим силам, вроде телепатии, ясновидения и других феноменов ума. Этот психический узел подразумевает привязанность к индивидуальности. Для дальнейшего восхождения необходимо оставить позади ощущение индивидуального эго, подобно тому как бабочка оставляет куколку, чтобы лететь к свободе. Человек должен отказаться от двойственности в области рудра грантхи.

    Все эти психические узлы представляют собой препятствия или блоки на пути к сахасраре. Их приходится постепенно пробивать или превосходить, чтобы сила кундалини поднималась через чакры.

    Определение кундалини

    Постепенное пробуждение чакр называется подъемом кундалини (иногда именуемой кундали), которую символически изображают в виде змеи.

    Слово кундалини происходит от двух санскритских слов:

    1. Кундала, означающее «свернутая в кольца», показывает, что силу кундалини символически изображают в виде свернувшейся змеи, находящейся в муладхара чакре.

    2. Кунда, означающее «яма, впадина» или «глубокое место», показывает, что кундалини пребывает в глубине, в муладхара чакре.

    Слово кундалини можно перевести как «изначальная сила» или «змеиная сила».

    У большинства людей кундалини спит или покоится в муладхара чакре. На этом уровне осознания человек пробужден к миру и спит по отношению к самому себе. Он почти не осознает потенциальных возможностей ума. Когда кундалини начинает пробуждаться и подниматься через чакры, человек становится все более и более осознающим. В конечном итоге, когда кундалини полностью пробудилась, человек бодрствует и находится в состоянии сверхсознания. Он, в некотором смысле, спит по отношению к миру, и пребывает в состоянии йога нидра.

    Таким образом, кундалини символизирует пробуждение потенциала, заключенного в уме, реализацию потенциала всякого и каждого человеческого существа.

    Определение сушумны

    Сушумна – это символический канал (нади), соединяющий все главные чакры. То есть, считается, что сушумна соединяет все различные уровни сознания. Это символический проход, по которому движется кундалини, поднимаясь от муладхары к сахасраре.

    Происхождение слова «сушумна» не вполне ясно. В толстом словаре санскрита, имеющемся у нас в библиотеке, сушумна определяется как «нечто очень милосердное и доброе, и один из семи главных лучей солнца, которые, предположительно несут свет и тепло луне». Это допускает множество толкований, но важно, что опять появляется число семь (шесть чакр плюс сахасрара?). Солнце, вероятно, может представлять сахасрару, которая дает свет (сознание) человеку (луне). Кроме того, сушумна действительно представляет собой нечто милосердное, ибо облегчает восхождение кундалини, ведущее к блаженству и знанию.

    В тексте Шандилийя Упанишада сушумна именуется царской дорогой (раджапас). Считается, что значение слова «таро» в картах таро происходит от двух древнеегипетских слов: тар, означающего «дорога», и ро, означающего «царская». Поэтому представляется, что таро означает «царская дорога», и цель карт состоит в том, чтобы идти по царской дороге. Этот путь – сушумна, дорога к знанию и блаженству.

    Сушумна значительно тоньше, чем физическое тело. Однако для целей практик йоги принято считать, что сушумна находится в центре позвоночника, проходя через него снизу доверху. Это ясно видно из тантрических писаний. В Саммохана Тантре говорится:

    «Сушумна тянется от муладхара чакры до обиталища Брахмана (сахасрары). Он находится внутри позвоночника и служит средством достижения всего знания».

    ((гл. 6:5, 6))

    Сушумна представляет собой центральный проводящий путь между ида и пингала нади(1). Ида и пингала имеют глубокий смысл. Они представляют внутренний и внешний аспекты бытия. Сушумна подразумевает равновесие между ними. То есть, кундалини поднимается, когда имеется совершенная гармония между внешним и внутренним мирами.

    Сушумна считается пустотелой трубкой, внутри которой находятся еще три концентрические трубки, каждая из которых тоньше предыдущей трубки (нади) и заключает внутри себя предыдущие трубки. Они представляют три аспекта природы (гуны): тамас, раджас и саттву; а также сознание.

    Эти трубки, или нади, таковы:

    1. Сушумна – обозначает тамас;

    2. Ваджрини – обозначает раджас;

    3. Читрини – обозначает саттву;

    4. Брахма – обозначает сознание.

    Говоря кратко, тамас означает неведение, бездеятельность и негативность; раджас означает страсть и деятельность, а саттва представляет чистоту, гармонию и знание. Эти три аспекта взаимодействуют во всей природе, в неорганической жизни, растительной жизни, животной жизни и жизни человека. В отдельном существе в конкретный момент, как правило, преобладает один из этих аспектов. Чтобы повысить уровень осознания, необходимо преобразовать тамас в подъем кундалини по центральному и самому тонкому каналу – брахма над и.

    Считается, что вход в сушумну у его основания вблизи муладхара чакры закрыт. Это называется Брахма двара — врата Брахмана. Это первые врата, которые необходимо открыть для восхождения через чакры. Практики йоги открывают эту дверь и дают кундалини возможность подниматься вверх по сушумне.

    Кундалини в мифологии

    Во всех регионах мира мифология изобилует историями, связанными со змеями. Многие из них прямо относятся к кундалини. Здесь мы приведем лишь несколько примеров, поскольку не хотим заблудиться в дебрях мифологий.

    Древние египтяне символически изображали кундалини в виде змеи, поднимающейся по позвоночнику (сушумне). Кроме того, египетские мистики носили головной убор, на котором в точке между бровями было закреплено изображение змеи (урей). В йоге точка между бровями называется бхрумадхья и непосредственно соединяется с аджна чакрой у вершины позвоночника. Поэтому урей символизирует подъем кундалини. Сходный головной убор существует у различных других сообществ людей по всему миру, в том числе у американских индейцев.

    У многих ветхозаветных пророков, в том числе у Моисея, был посох в форме змеи, символизирующий сушумну и кундалини.

    Большинство людей слышали историю Адама и Евы в райском саду, о том, как Еву соблазнил змей. Змей – это кундалини: он представляет сознание. Согласно Книге Бытия, змей был «хитрее всех зверей полевых», то есть сознанием. Первоначально Адам и Ева жили в высших трансцендентальных состояниях, в земном раю. Но из-за привязанности к Мирскому они съели плод с дерева познания добра и зла. В Результате этого они опустились на уровень муладхара чакры.

    Именно привязанность к мирскому стала причиной их грехопадения. Кстати, древо жизни в райском саду символизирует су шум ну.

    Символика кундалини уходит в глубокую древность. Многие считают, что самая древняя книга на земле – это эпос Пополь Вух, написанный тысячи лет тому назад индейцами майя в Центральной Америке. В книге есть изображение божества Кетцалькоатля с многолучевым солнцем на макушке головы. Кроме того, там присутствует символическое изображение змеи. Представляется почти несомненным, что эти символы соответствуют сахасраре (изображаемой в Индии в виде тысячелепесткового лотоса) и кундалини.

    Почти во всех древних мистических обществах, включая друидов, орфиков и т.д., существовало поклонение змее. Древние считали змею символом мудрости и спасения. Даже Христос призывал своих учеников быть мудрыми, как змеи. Все эти качества прямо связаны с кундалини, не только потому, что змея живет много лет, но и потому, что она символизирует кундалини.

    Кроме того, змею связывали с энергией и силой. Сама змея не предполагает этих качеств, однако их предполагает кундалини, которую она символизирует.[25]

    Змея нередко ассоциировалась и со злом, что, казалось бы, противоречит ее отождествлению с мудростью, но это легко объяснимо. Нисхождение кундалини в муладхару подразумевает более низкий уровень осознания, общую дисгармонию и ограничения, то есть зло. Обратное восхождение кундалини означает познание. Таким образом, качества, приписываемые кундалини (змее), зависят от точки зрения, смотрите ли вы из муладхары вверх или из аджна чакры вниз. Именно нисхождение ассоциируется со злом.

    Кроме того, существуют мифы, рассказывающие о змеях, которые спускались на землю во время сотворения мира. Это символизирует проявление всего, обладающего именем и формой, в том числе человека, в результате нисхождения кундалини через уровни различных чакр. У человека кундалини, в конечном итоге, пребывает в муладхара чакре; в других существах и объектах она спускается еще ниже.

    Смысл кундалини

    Очень легко запутаться в метафорических и туманных описаниях кундалини. Она невыразима, и потому мы ограничимся очень простым и базовым описанием.

    В тантре и йоге кундалини считается женским началом и также известна как Шакти. Она служит связующим звеном с высшим осознанием и блаженством. Она – источник всех мантр и способов, посредством которых блаженство проливается из вечного источника – сахасрары – на индивидуальные существа.

    Кундалини – создатель, хранитель и уничтожитель всех центров бытия, включая человека. Она создает, спускаясь через различные уровни чакр (шристи крама: процесс творения); поддерживает, пребывая в муладхара чакре; и уничтожает, поднимаясь через уровни чакр (лайя крама: процесс поглощения).

    Когда кундалини спускается в нижние чакры, она становится причиной иллюзии, ограничения и отсутствия знания: майей. Ее называют джаган-мохини – смутительницей мира, которая заставляет людей попадаться в ловушку и поддаваться обману внешнего мира имен и форм. Спускаясь, кундалини становится все более грубой и утрачивает свою силу и тонкость.

    В животных, насекомых, растениях и так называемых инертных объектах кундалини пребывает и поддерживает на Уровнях, лежащих ниже муладхары. В действительности, в тантрических текстах перечисляются еще семь уровней чакр, находящихся ниже муладхары: атала, витала, сутала, талатала, расатала, махатала и патала.

    На всех этих уровнях отсутствует какая бы то ни было форма самоосознания, которое отличает человека; эта способность не появляется вплоть до уровня муладхара чакры. Мы не будем здесь обсуждать эти более низкие уровни чакр, поскольку они не важны применительно к человеческому стремлению и практикам йоги.

    В человеке кундалини обычно пребывает и осуществляет свою функцию поддержания на уровне муладхара чакры. Говорят, что кундалини дремлет на этом уровне; это сон повседневной бодрствующей жизни. Когда она спит, у человека сохраняется сильное чувство индивидуальности и сосредоточенности на себе; он пробужден только к миру имени и формы и не осознает нетронутый потенциал, являющийся его наследием. В действительности, на этом уровне человек спит; это тамастическое состояние бытия. Ситуацию можно резюмировать так: когда кундалини спит в муладхаре, человек пробужден к обычным уровням бытия, что на самом деле представляет собой глубокий сон. Когда кундалини пробуждается, человек, как индивидуальное существо, начинает просыпаться от своего круглосуточного сна наяву.

    Обратное восхождение кундалини через чакры подразумевает полное изменение творения. Кундалини становится причиной пробуждения, блаженства и постижения. Шакти возвращается в свой источник в сахасраре. По мере постепенного подъема кундалини через чакры уничтожаются завесы иллюзии – майи. Именно майя омрачает сознание. Ее завесы толще в нижних чакрах и сходят на нет в сахасраре. Когда кундалини пробуждается, границы индивидуальности начинают рушиться и исчезать как мираж. Отождествление человека постепенно расширяется, включая в себя все больше и больше.

    В конечном итоге кундалини сливается с маха кундалини (великой кундалини) – сахасрарой. Она сливается с Шивой (сознанием), которому она тождественна. В своей бесформенной ипостаси она – сознание; в своей ипостаси, обладающей формой, она – Шакти, сила проявления.

    Последние несколько абзацев можно подытожить так: нисхождение кундалини подразумевает возрастание отделения, разотождествление и отсутствие знания. Восхождение кундалини подразумевает возрастание объединения, отождествление, блаженство и более гармоничный взгляд на свое бытие по отношению к жизни и другим. У индивидуального человека кундалини, как центр сознания и силы, пребывает в муладхара чакре. Когда индивидуальность и ум превзойдены, она пребывает в сахасраре. В зависимости от осознания и отождествления эго, она занимает промежуточные уровни чакр. Это та же самая сила кундалини, но рассматриваемая с других уровней осознания, понимания и отождествления.

    Кундалини как связывает, так и освобождает. Она – причина и падения, и просветления. В тантрических писаниях ясно говорится:

    «Человек должен подниматься тем, чем он падает».

    (Хеваджра Тантра)

    То есть, кундалини являет себя лишь тем, кто ее ищет. Им она дает освобождение; для остальных она – причина рабства.

    Для того чтобы освободиться от излишней привязанности к логическому пониманию кундалини, мы теперь расскажем вам нечто, казалось бы, противоречащее тому, что мы говорили, хотя в действительности это не так. В более высоком смысле, кундалини на самом деле не пребывает в муладхара чакре или где бы то ни было еще. Она всегда пребывает в сахасраре. В действительности, она не поднимается через чакры. Каждая из чакр соединяется с сахасрарой, и все они могут по очереди включать силу кундалини в сахасраре. На самом деле, чакры – это включатели, заставляющие кундалини казаться поднимающейся; в действительности, она остается в сахасраре – источнике. То утверждение, что кундалини пребывает в муладхара чакре каждого человеческого существа, в действительности является отражением того, что кундалини всегда обитает в сахасраре. Размышляйте над этим кажущимся парадоксом. Идите по пути джняна йоги. Если вы найдете ответ, то обнаружите, что здесь нет никакого противоречия – кундалини пребывает и в муладхаре, и в сахасраре.[26] Но, пожалуйста, не верьте нам на слово; выясните это для себя сами.

    Кундалини часто связывают с сексуальной энергией. Действительно, в тантре сексуальная энергия в особых условиях используется как метод подъема кундалини и расширения уровней осознания. Это может осуществляться двумя способами: либо посредством сексуального взаимодействия, происходящего предписанным образом, либо путем воздержания от сексуальных отношений. В обоих случаях происходит преобразование сексуальной энергии. Этот процесс называется урдхварета; термин означает, что силу и энергию секса направляют вверх, чтобы вызывать более высокие состояния сознания.

    Многие люди пытались прямо отождествлять сексуальную энергию с кундалини, но это не соответствует ее действительному смыслу, ибо кундалини – это нечто гораздо большее, чем сексуальная энергия. Последняя составляет лишь небольшую часть и один из аспектов полной силы кундалини.

    Пробуждение кундалини указывает на все более и более высокие уровни ума. По мере того как она поднимается через чакры, человек становится все более и более сосредоточенным. Колебания ума начинают затихать. Ум становится все более похожим на безмятежное спокойное море, а не на волнующийся бурный океан. Осознание человека начинает течь так же плавно, как струя масла из сосуда. Человек осознает нечто, постоянно приковывающее внимание. Весь ум устремляется в одном направлении и становится проводником блаженства, а не источником несчастья. Таково преимущество раскрытия чакр и пробуждения кундалини.

    Цель йоги состоит в возвращении по пути, ведущему к источнику. Иными словами, цель состоит в подъеме кундалини (Шакти), чтобы она соединилась со своим супругом (Шивой) в сахасраре. В поэтической форме говорится, что благодаря практике йоги у кундалини развивается непреодолимое желание соединиться со своим супругом, и по этой причине она пробуждается от своего сна в муладхара чакре. Это пробуждение превращает обыденную жизнь в блаженство. Мир остается тем же самым, но изменившиеся отношение, чувства и осознание человека преобразуют все в радостный и удовлетворяющий опыт.

    Звук кундалини

    В различных древних мистических обществах существовало представление, что высшие небеса (сахасрара) имеют тот же музыкальный тон, что и земля (муладхара), и отличаются только высотой звука. Поскольку в музыкальной тональности существуют семь основных нот, то они непосредственно относятся к различным уровням чакр.

    Согласно тантре, все сущее представляет собой проявление шабды, тонкой звуковой вибрации. На самом деле, это еще один способ определения кундалини. Кроме того, звук в форме мантр может использоваться для подъема кундалини. Поэтому не должно вызывать удивления то, что космический звук АУМ символизирует кундалини и является ею. Аум возникает в сфере сахасрары и затем спускается через различные уровни чакр, пока не проявит грубую материю и органическую жизнь, включая человека. В тексте Йога Чудамани Упанишада говорится:

    «Аум пребывает во всех сотворенных вещах (то есть, он представляет собой кундалини). Как правило, он остается внизу, наслаждаясь материальным миром». (шлока 73) В человеке Аум, или кундалини, пребывает в муладхаре.

    Буквы АУМ представляют многие вещи, но в особенности они означают тамас, раджас и саттву. То есть: А – саттва, У – раджас и М – тамас. Как мы уже объясняли ранее, тамас преобладает в нижних чакрах, раджас – в средних чакрах, а саттва – в высших чакрах. Поэтому Аум символизирует постепенное нисхождение кундалини через чакры. Символ АУМ в Целом символизирует сахасрару. Но Аум – не только символ, при правильных обстоятельствах он может использоваться в качестве мантры для пробуждения кундалини.

    Кроме того, важно, что широко известный текст йоги, Хатха Йога Прадипика, восхваляет нада йогу как мощный метод пробуждения кундалини. Вот несколько выдержек из этого текста:

    «Да будут славны сушумна, кундалини и нектар, выделяющийся из луны (бинду); О Манонмани (Брахман или абсолют), слава тебе, источнику высшей силы и сознания».

    ((гл. 4:64))

    «Шри Горакхнатх (великий йог) описал множество видов лайя йоги (методов подъема кундалини). Лучший из них – наданусандхана (обнаружение источника нады)».

    ((гл. 4:66))

    «Посредством этого пронзается брахма грантхи и из пустоты возникает чудесное блаженство. Можно слышать звенящий звук, исходящий из анахата чакры».

    ((гл. 4:70))

    «На второй стадии прана входит в сушумну; поза йога становится устойчивой, и он становится мудрым как божественное существо».

    ((гл. 4:72))

    «Затем пронзается вишну грантхи, и переживается огромное блаженство. В шунье (пустоте) слышится звук бхери (вид музыкального инструмента)».

    ((гл. 4:73))

    «На конечной стадии, когда прана входит в аджна чакру, пронзается рудра грантхи. Имеет место звук вины (музыкальный инструмент), подобный звуку флейты».

    ((гл. 4:76))

    Это описание процесса подъема кундалини. Практика нада йоги – превосходный метод, и если у вас есть к ней склонность, мы советуем вам усердно заниматься ею(2).

    Кстати, музыка может быть мощным средством, способным вызывать изменения состояния ума. При правильных условиях она обладает непосредственным влиянием на чакры. Все зависит от чувствительности. Действительно, многие великие музыканты достигали возвышенных состояний осознания с помощью звука благодаря своей обостренной чувствительности. Музыка становится особенно мощным средством подъема кундалини, когда она сочетается с бхакти-йогой.

    Чакры, физические органы и активирующие точки

    В последнее время предпринимались огромные усилия для того, чтобы прямо соотнести чакры с физическими органами тела. Кроме того, делались попытки отождествлять кундалини с конкретными нервными путями. Нам кажется, что такие попытки не слишком обоснованы. Чакры функционируют на праническом уровне. Они безусловно оказывают влияние на физическое тело, но их не следует связывать и отождествлять с конкретными физическими органами.

    Если вы анатомируете человеческое тело, то не найдете никакого признака чакр. Это не значит, что их не существует – просто они имеют более тонкую природу. Их можно видеть лишь с помощью методов современной науки, например, фотографии Кирлиан, или переживать в состояниях сверхчувствительности.

    Однако фокальным точкам чакр можно приписать определенное положение в структуре человеческого тела. Можно считать, что чакры функционируют в этих определенных точках, хотя их влияние и значение гораздо глубже, и выходят Далеко за пределы физической сферы. Не делайте ошибки, отождествляя чакры с физическими органами тела.

    Думайте о чакрах, как о горах в море. Видны только их вершины, и их можно сравнить с физическими аспектами или влиянием чакр. Большая часть острова и, конечно же, его основа скрыты под волнами. Так же и с чакрами: в основном, они лежат под поверхностью обычного восприятия. Их основание скрыто, точно так же как основа чакр происходит из ума. Но в то же время стимуляция физических аспектов чакр определенным образом отзывается в психических сферах. Происходит стимуляция более глубоких областей ума. В этом цель стимуляции чакр. Такая стимуляция может быть физической, как в случае акупунктуры, либо и физической, и умственной, в случае таких практик, как крийя-йога.

    Следует рассматривать физическое местоположение чакр как активирующие точки для более глубоких сфер ума. Старайтесь не увлекаться соотнесением чакр с конкретными физическими органами тела.

    Местоположение чакр

    На приведенной схеме показано физическое местоположение активирующих точек чакр.

    Не воспринимайте эти положения слишком буквально; скорее, считайте их физическими включателями более тонких чакр. Вы должны заметить, что большинство чакр располагаются внутри позвоночника; муладхара находится снаружи основания позвоночника, а аджна – на вершине позвоночника; бинду, которая не является чакрой в строгом смысле, находится на затылке. Мы показали сахасрару в центре макушки головы. Это полностью символическое изображение. Вам следует тщательно отметить точное местоположение чакр и соотносить их со своим телом. Это необходимо для предстоящей практики крийя-йоги. Третья часть данного обсуждения будет изложена в следующем уроке(3).

    Тема 3

    Свадхистхана чакра

    На прилагаемом рисунке дано символическое изображение свадхистхана чакры – второй из основных чакр, находящейся непосредственно над муладхара чакрой(1) как по физическому местоположению активирующей точки, так и в плоскости осознания.

    Определение

    Слово сва на санскрите означает «собственный», а слово адхистхана – «место обитания, жилище». Поэтому сва + адхистхана = свадхистхана означает «собственное обиталище». Эта чакра считается субстратом, основой индивидуального человеческого бытия. Это объяснимо, если учесть, что эту чакру обычно связывают с бессознательным умом с его хранилищем умственных впечатлений – самскар. Индивидуальное существо берет начало в бессознательном уме. Многие инстинктивные влечения, которые ощущаются на уровне свадхистханы, всплывают из глубин бессознательного ума. Свадхистхана поистине служит основой, местом, из которого большинство людей выражают себя в мире. Она составляет фундамент их жизни.

    Утверждают также, что свадхистхана чакра некогда была местом пребывания кундалини, но произошло грехопадение – дальнейшее падение – и кундалини опустилась в муладхара чакру. Поэтому говорят, что именно свадхистхана, а не муладхара, является настоящим основополагающим центром человека. Как таковая, она носит название «собственного обиталища».

    Символика чакры

    Все, что нужно сказать по этому поводу, показано на прилагаемом рисунке. На нем изображен алый лотос с шестью лепестками. На многих традиционных изображениях на лепестках написаны санскритские буквы бам, бхам, мам, йям, рам и лам. В центре рисунка изображен белый полумесяц. Биджа (семенная) мантра – вам.

    Атрибуты

    Свадхистхана чакра представляет уровень бытия, где человек озабочен, главным образом, поиском приятных ощущений. Он стремится получать посредством органов чувств удовольствие в форме пищи, секса, алкоголя и т.п. Это очень похоже на муладхара чакру, с той разницей, что здесь более ценится получение удовольствий как таковых. На уровне муладхара чакры поиск приятных ощущений направлен на удовлетворение потребности в безопасности. На уровне свадхистханы люди посвящают всю свою жизнь получению удовольствия тем способом, который их устраивает. Мир, другие люди и все вещи рассматриваются в соответствии с количеством удовольствия, которое они могут приносить.

    Как мы уже указывали, свадхистхана – это уровень, где начинают проявляться самскары (подсознательные и бессознательные умственные впечатления). Они очень ясно проявляются в непреодолимых желаниях пищи, секса и т.п. Это тот уровень человека, который очень интересовал Фрейда. Он не понимал, что человеческая природа простирается далеко за пределы этого уровня.

    В книге Джона Вудрофа «Змеиная сила» перечисляются такие атрибуты свадхистханы, как легковерие, подозрительность, пренебрежение, ложное знание и безжалостность. Они взяты из оригинальных тантрических текстов.

    Это все, что мы хотим сказать о характеристиках свадхистхана чакры, поскольку от простого знания этих атрибутов не слишком много толка. Кроме того, они произвольны, поскольку носят субъективный характер. Они представляют собой лишь проявления данного уровня осознания и никоим образом не отражают опыт этого уровня.

    Утверждают, что большинство людей в мире функционируют преимущественно на уровне этой чакры.

    Чакра кшетрам

    В практиках крийя-йоги используются активирующие точки всех главных чакр. Эти активирующие точки поднимаются от муладхары к аджна чакре, следуя очертаниям позвоночника между свадхистхана чакрой и аджна чакрой. Кроме того, считается, что у свадхистхана, манипура, анахата и вишуддхи чакр имеются физические аналоги на передней стороне тела. Они находятся прямо напротив соответствующих чакр и лежат в той же горизонтальной плоскости. Каждая из этих передних активирующих точек называется чакра кшетрам. Их можно считать отражениями исходных активирующих точек чакр. Отражение свадхистхана чакры называется свадхистхана кшетрам. То же справедливо в отношении других трех чакр – манипуры, анахаты и вишуддхи.

    Эти передние центры, или кшетрам, очень важны в техниках крийя-йоги. Необходимо уметь их находить. Поэтому в этой теме и в трех следующих уроках мы будем описывать практики, повышающие чувствительность как к активирующим точкам чакр, так и к соответствующим точкам кшетрам(2).

    Местоположение

    Физическая активирующая точка свадхистхана чакры находится у основания позвоночника, на копчике (хвостовой кости). Если вы положите руку на нижний конец позвоночника, то ощутите небольшую выпуклость в самом низу, сразу над заднепроходным отверстием. Это и есть копчик. Это область физической активирующей точки свадхистхана чакры.

    Свадхистхана кшетрам физически располагается на уровне лобковой кости на передней стороне тела – чуть выше полового органа, прямо напротив копчика.

    Можно считать, что эта точка находится на поверхности кожи.

    Проведение различия между муладхарой и сватхистханой

    Очень важно быть способным проводить различие между физическим положением муладхара чакры и свадхистхана чакры, а также свадхистхана кшетрам. Вы должны знать различие их местоположения анатомически, равно как и уметь чувствовать это различие с закрытыми глазами. Поэтому мы предлагаем, чтобы вы потратили какое-то время, учась находить муладхара чакру(1), а затем попробовали простую практику для нахождения свадхистхана чакры и кшетрам, которую мы вскоре опишем. Это позволит вам более отчетливо находить и различать разные местоположения.

    Помните: муладхара чакра располагается в промежности, между ногами. Она лежит примерно на полпути между свадхистхана чакрой и свадхистхана кшетрам, но немного ниже. Поначалу вам может быть трудно чувствовать и различать эти места, но по мере практики это постепенно будет становиться легче.

    Практика

    Примите удобную сидячую позу. Закройте глаза и расслабьте все тело.

    Стадия 1: нахождение муладхара чакры

    Направьте все свое внимание на область муладхара чакры(1).

    Закройте глаза и расслабьте все тело.

    Стадия 2: нахождение свадхистхана чакры Постарайтесь почувствовать положение свадхистхана чакры на копчике.

    Лучший способ для этого – делать ашвини мудру с быстрыми сокращениями(3).

    Постарайтесь ощутить волны давления, распространяющиеся из места физического сокращения.

    Представьте себе, что основание позвоночника (копчик) – это деревянная опора мола над морем, а волны сокращения – это ударяющиеся о нее мощные морские волны. Сосредоточьте все свое внимание на основании позвоночника и ощущайте волны давления. Продолжайте это делать в течение нескольких минут. Затем переходите к следующей стадии.

    Стадия 3: нахождение свадхистхана кшетрам

    Сосредоточьте внимание на передней стороне тела прямо напротив копчика. Выполняйте ашвини мудру.

    Чувствуйте волны давления, движущиеся наружу и наталкивающиеся на лобковую кость.

    Зафиксируйте все свое внимание на точке свадхистхана кшетрам. Делайте это несколько минут.

    Стадия 4: мысленное нахождение

    В течение нескольких минут мысленно осознавайте биение пульса в точке муладхара чакры.

    Затем постарайтесь прочувствовать биение пульса в свадхистхана чакре.

    Делайте это несколько минут.

    Затем почувствуйте биение пульса в свадхистхана кшетрам. Продолжайте в том же духе в течение нескольких минут. Важно, чтобы по мере тренировки вы обучались ясно чувствовать различие между этими активирующими точками. На этом практика завершается.

    Вы можете расширять эту практику, выполняя любую из стадий, которая оказывается для вас самой трудной.

    Продолжительность практики

    Старайтесь заниматься по меньшей мере пятнадцать минут ежедневно, пока полностью не освоите практику. Таким образом, вы будете полностью подготовлены к следующему этапу(2).

    Тема 4

    Асаны. Практика

    Матсьясана и супта ваджрасана – две великолепные асаны со сгибанием назад. Они прекрасно подходят в качестве противопоз для таких асан со сгибанием вперед, как пасчимоттанасана(1), ардха падма пасчимоттанасана, джану сиршасана(2) и т.п., а также такой перевернутой асаны, как сарвангасана(3). Кроме того, они обладают собственными полезными свойствами.

    Мы описываем их вместе, поскольку они обладают сходным благотворным действием. Обычно не обязательно выполнять их обе в программе асан. Выберите одну из них, которая вам больше нравится.

    Матсьясана (поза рыбы)

    Слово матсья на санскрите означает «рыба». Поэтому название этой асаны можно перевести как «поза рыбы». Поначалу это кажется странным названием для асаны, которая не имеет какого бы то ни было сходства с любой рыбой. Однако, использовав немного воображения, вы увидите, что ноги, сложенные в падмасану, напоминают хвост рыбы; остальное тело представляет тело рыбы, а голова соответствует голове рыбы. Это не так уж трудно себе представить. Но существует более важная причина, по которой эту асану называют позой рыбы: это прекрасная поза для плавания в воде в течение длительного времени.

    Сложенные ноги изменяют положение центра тяжести тела; он перемещается ближе к голове. Это означает, что голову можно держать выше над водой, чтобы было легче дышать. Кроме того, поскольку ноги сложены в прочный замок, тело становится более компактным и устойчивым, и потому способно плавать в воде с гораздо меньшими усилиями.

    Техника выполнения – классическая поза

    Чтобы выполнять классическую позу, необходимо быть способным сидеть в падмасане(4). Если вы не можете сидеть в падмасане, то вы можете выполнять любой из вариантов, которые мы вскоре опишем. Конечно, цель состоит в том, чтобы со временем освоить классическую позу, но до этой стадии вы можете, по крайней мере, получать пользу, выполняя более простой вариант.

    Стадия 1: исходное положение

    Сядьте в падмасану(4). Если вы не можете сидеть в падмасане, пожалуйста, не принуждайте свои ноги. . Расслабьте все тело.

    Стадия 2: наклон назад

    Слегка откиньтесь назад.

    Положите руки на пол чуть сзади и по бокам от ягодиц. Поддерживайте вес тела на прямых руках. Согните одну из рук так, чтобы предплечье и локоть легли на пол; для этого вам придется развернуть тело в одну сторону. Затем медленно согните другую руку, чтобы оба локтя лежали на полу.

    На этой стадии туловище и голова должны нависать над полом позади ягодиц. Затем примите конечную позу, показанную на рисунке.

    Стадия 3: конечная позавариант А

    Наклоните голову назад так, чтобы видеть пол позади головы. Растяните переднюю часть шеи настолько, насколько вам удобно.

    Медленно сдвигайте руки от головы вперед и опускайте верхнюю часть туловища по направлению к полу. Осторожно перенесите вес тела на макушку головы. Подберите положение головы так, чтобы обеспечить максимальный прогиб спины.

    Затем расслабьте руки, позволив голове (а также ягодицам и ногам) поддерживать вес тела.

    Если сможете, попытайтесь захватить руками большие пальцы ног; если это окажется слишком трудным, положите руки на бедра или на пол. Это и есть конечная поза. Дышите медленно и глубоко. Закройте глаза. Осознавайте дыхание. Оставайтесь в конечной позе, пока вам это удобно. Затем возвращайтесь в исходное положение, выполняя стадии 2 и 3 в обратном порядке; то есть используя руки для подъема тела в вертикальное положение.

    Стадия 3: конечная позавариант Б

    Эту стадию можно выполнять после стадии 2 в качестве альтернативы.

    Медленно сдвигайте руки вперед из положения, в котором они были в конце стадии 2, позволяя затылку и позвоночнику ложиться на пол.

    Лицо должно быть обращено к потолку. Положите руки под голову, открытыми ладонями вверх и сплетя пальцы.

    Затылок должен покоиться на раскрытых ладонях. Не перенапрягаясь, попробуйте прижать согнутые локти к полу; со временем вы должны быть способны класть локти на пол. Расслабьте все тело. Это конечная поза. Дышите медленно и глубоко. Затем освободите ладони и предплечья. Вернитесь в исходное положение, по очереди используя руки Для подъема тела в порядке, обратном описанному в стадии 2.

    Примечание: важно опускать тело в конечную позу, а также подниматься из конечной позы в исходное положение, используя руки, как описано в стадии 2. Не откидывайте тело назад, поскольку это легко может привести к травме позвоночника. Движение следует выполнять с осторожностью и под контролем.

    Конечное положение

    Вы можете выбрать любую из альтернативных конечных поз или, если хотите, выполнять их обе. Каждая из них оказывает свое влияние на тело. Вариант А придает наибольшую гибкость позвоночнику и шее. Вариант Б обладает особенным влиянием на грудную клетку и живот, давая им мощную растяжку, которая обеспечивает массаж внутренних органов и нервов.

    Техники для начинающих

    Следующие две техники представляют собой упрощенные формы для начинающих. Их могут делать те, кто не может сидеть в падмасане. Они обладают почти тем же полезным действием, как классическая форма, хотя и на более низком уровне.

    Метод 1: в ардха падмасане

    Сядьте на пол, вытянув обе ноги перед собой. Согните одну ногу в ардха падмасану(позу полулотоса), держа другую ногу прямой(4).

    Выполните стадию 2, как описано для классической формы матсьясаны.

    Затем выполните вариант А (не делайте вариант Б, поскольку от него не будет никакой или почти никакой пользы). В конечной позе возьмитесь обеими руками за пальцы и лодыжку согнутой ноги.

    Старайтесь как можно сильнее прогибать спину, насколько позволяет гибкость вашего позвоночника. Это и есть конечная поза. Расслабьте тело. Закройте глаза. Осознавайте дыхание.

    Оставайтесь в конечной позе некоторое время, затем вернитесь в исходное положение. Повторите ту же практику, согнув другую ногу.

    Метод 2: с обеими прямыми ногами

    Сядьте на пол, вытянув обе ноги перед собой. Выполните стадию 2, как описано для классической формы матсьясаны. Откиньте голову назад и смотрите на пол позади головы. Осторожно опустите голову на пол, сдвигая руки от головы по направлению к ступням.

    Акцентируйте прогиб позвоночника вверх и позвольте голове поддерживать вес тела.

    Затем либо положите руки на бедра, либо позвольте им лежать на полу. Закройте глаза.

    Это – конечная поза. Дышите медленно и глубоко, с осознанием.

    Оставайтесь в конечной позе в течение удобного для вас промежутка времени, затем вернитесь в исходное положение. Примечание: конечная поза эквивалентна варианту А; не делайте вариант Б, так как в этом случае вы будете просто лежать на спине. Разумеется, это может принести пользу, однако не имеет никакого отношения к матсьясане.

    Дыхание, осознание и продолжительность

    На стадиях 1 и 2 дыхание не имеет значения. В конечной позе дыхание должно быть медленным и глубоким.

    Принимая конечную позу, обращайте внимание на медленные физические движения. В конечной позе осознавайте медленное глубокое дыхание.

    Продолжительность асаны может достигать пяти минут. Для получения полезных эффектов в полном объеме достаточно трех минут.

    Противопоза

    Матсьясана может служить прекрасной противопозой для всех асан со сгибанием вперед и для сарвангасаны. Поэтому ее можно выполнять после любой из этих асан. Она является идеальной противопозой для сарвангасаны, поскольку растягивает шею в противоположном направлении, снимая всякое мышечное напряжение(3).

    Ограничения

    Людям, страдающим язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, грыжей или любыми серьезными заболеваниями позвоночника, не следует делать матсьясану без опытного руководства. Кроме того, ее не следует делать женщинам при больших сроках беременности.

    Благотворное действие

    Матсьясана осуществляет прекрасный массаж органов брюшной полости, тем самым помогая устранению различных видов пищеварительных расстройств.

    Усиленная растяжка грудной клетки и легких помогает улучшению процесса дыхания, позволяя грудной клетке при вдохе расширяться до максимального объема. Следовательно, это хорошая асана для тех, кто страдает астмой, бронхитом или любыми другими легочными заболеваниями.

    Матсьясана раскрепощает позвоночник и устраняет любую тенденцию к сутулости. Улучшается кровоснабжение и повышается эффективность нервных связей в соответствующих областях. Особенно сильному влиянию подвергаются шейные нервы и щитовидная железа.

    Кроме того, хорошую растяжку получает область таза; поэтому матсьясана полезна для профилактики и лечения различных видов женских половых расстройств. Давление ног на бедра значительно уменьшает кровообращение в ногах за счет сдавливания бедренных артерий. Кровоток перенаправляется к органам таза, в том числе к половым органам (яичкам и предстательной железе у мужчин и яичникам у женщин), что помогает наполнять их новой силой и устранять различные виды связанных с ними недугов. Кроме того, с яичками и яичниками тесно связаны моложавость и энергичность – и, следовательно, матсьясана помогает обретению этих желательных качеств.

    Вдобавок к этому, матсьясана полезна для раскрепощения ног при подготовке к сидению в неподвижных позах в ходе медитативной практики.

    Супта ваджрасана

    Слово супта на санскрите означает «спящий» или «сон», а ваджра — это название пранического канала, связанного с сексуальной энергией. Кроме того, ваджра означает «громовая стрела» (молния) – так называется оружие Индры, царя богов в индуистской мифологии. В этом контексте оно тоже связано с сексуальной энергией. Эта асана носит такое название потому, что она помогает превращать сексуальную энергию в более тонкие виды энергии.

    В других языках не существует эквивалента слова «ваджра», и потому любой перевод названия этой асаны неизбежно будет неточным. Супта ваджрасана носит разные названия, самые распространенные из которых – это «спящая тазовая поза», «бездеятельная тазовая поза» и «поза спящей молнии». Точнее всего асану описывает ее санскритское название.

    Эта асана оказывает то же благотворное действие, что и матсьясана, и потому может заменять последнюю в вашей программе асан.

    Техника выполнения – классическая форма

    Чтобы выполнять классическую форму асаны, необходимо иметь достаточно податливую спину и гибкие ноги. Если классическая форма оказывается для вас слишком трудной, то вы можете делать вместо нее упрощенную форму.

    Стадия 1: исходное положение

    Сядьте в ваджрасану(5).

    Колени можно держать вместе или врозь.

    Стадия 2: наклон назад Выполняйте стадию 2, как описано для классической позы матсьясаны.

    Стадия 3: конечная поза – вариант А

    Выполняйте вариант А конечной позы, как описано в технике матсьясаны. Конечная поза показана на приведенном выше рисунке.

    Стадия 3: конечная поза – вариант Б

    Это весьма трудно, если у вас недостаточно гибкие ноги. Нив коем случае не перенапрягайтесь. Если этот вариант для вас слишком труден, то делайте вместо него более простой вариант А.

    Движение выполняется точно так же, как было описано для варианта Б конечной позы матсьясаны. В конечной позе можно сложить руки за головой, как показано на рисунке.

    Примечание: следует проявлять особую осторожность, чтобы не растянуть мышцы и связки бедер и коленей. В этом контексте важно не выпрямлять ноги из конечной позы. Следует поднять тело в исходное положение и затем выпрямлять ноги. Если вы попытаетесь выпрямить ноги из конечной позы, то легко можете их травмировать. Многие люди обнаружили это на собственном горьком опыте.

    Дальнейшие подробности

    Все остальные подробности: дыхание, осознание, продолжительность, противопозы, ограничения и благотворное действие аналогичны тем, что описаны для матсьясаны.

    Упрощенный вариант для начинающих

    Тем, у кого жесткие ноги, не следует пытаться делать классическую форму супта ваджрасаны. Вместо этого они могут выполнять упрощенную форму, в которой ноги остаются прямыми, то есть не складываются под ягодицы в ваджрасане. Этот вариант в точности подобен «методу 2: с обеими прямыми ногами», описанному в разделе «Техники для начинающих» применительно к матсьясане,

    Тема 5

    Медитация. Аджапа джапа (Стадия 1)

    В течение следующих нескольких уроков мы будем постепенно знакомить вас с техниками медитации аджапа джапа. Они могут состоять из различного числа стадий, в зависимости от принятого метода; мы опишем пять стадий(1).

    Аджапа составляет неотъемлемую часть крийя-йоги. Кроме того, она чрезвычайно помогает развитию осознания дыхания и мантры в порядке подготовки к крийя-йоге. На самом деле, не без оснований говорится, что практикам крийя-йоги должна предшествовать длительная практика аджапа джапы. Поэтому мы призываем вас регулярно заниматься аджапой; и под словом «регулярно» мы подразумеваем не раз в неделю, а ежедневно.

    Все живое трепещет пульсациями расширения и сокращения, втягивания и выбрасывания, праны и апаны. Этот пульс бьется в каждой молекуле, каждом аспекте существования. Все пребывает в спонтанном и непрерывном состоянии циклического изменения. Все сущее бесконечно повторяет тонкую мантру.

    В человеке этот пульс жизни проявляется многими способами. Самые очевидные из них – сердцебиение и дыхание. Древние йоги разработали удивительный и в то же время простой метод использования этого постоянного биения жизни для успокоения ума и повышения уровней осознания и понимания. Они сознавали, что дыхание представляет собой постоянный ритм, который непрерывно повторяет мантру. Эту мантру обычно называют Сохам или Сахам. Практика носит название аджапа.

    Определение

    Джапу можно определить как непрерывное повторение мантры(2). Суффикс «а» перед словом «джапа» подразумевает, что процесс джапы становится самопроизвольным. То есть, джапа превращается в аджапу, когда мантра повторяется сама собой без усилий; благодаря практике джапы мантра укоренилась так глубоко, что все существо человека пульсирует вместе с этой мантрой. Джапа требует сознательного усилия, в то время как аджапа не требует никаких усилий. Говорят, что джапа исходит из уст, тогда как аджапа исходит из сердца. Джапа – это предварительная практика, а аджапа – высшая ступень джапы.

    Обоснование

    Цель практики состоит в том, чтобы создать ситуацию, когда выбранная мантра непрерывно и самопроизвольно повторяется двадцать четыре часа в сутки. Мантра должна захватить все ваше внимание; она должна быть постоянным фоном всех мыслей и действий. Независимо от того, что вы делаете – работаете или отдыхаете, – вы должны постоянно осознавать мантру. Это вызывает невероятную сосредоточенность ума, и со временем все проблемы и колебания ума исчезают.

    Кроме того, мантру следует синхронизировать с дыханием. Поэтому человек, достигший совершенства в аджапе, может повторять мантру примерно 21 600 раз в сутки (то есть, 15 вдохов в минуту или 900 в час). Однако на самом деле число повторений мантры будет гораздо меньше, так как постоянная практика аджапы ведет к такому умственному и физическому расслаблению, что темп дыхания резко уменьшается. На продвинутой стадии частота дыхания иногда может составлять два или три раза в минуту.

    Ум и все тело должны непрестанно резонировать с мантрой. Это нелегко, поскольку поначалу для предотвращения блуждания ума требуются значительные усилия. Необходимо старание, чтобы натренировать ум повторять мантру в форме джапы. Коль скоро ум блуждает, он будет забывать о мантре. Но когда процесс становится самопроизвольным в форме аджапы, никаких усилий не требуется. Вы будете вынуждены внимать мантре; она будет притягивать вас, как магнит притягивает железо. Однако, чтобы достичь этой стадии, требуется много времени и усилий. Но если достигается стадия непрерывной аджапы, то вся жизнь человека преображается.

    Ум становится совершенным отражателем опыта и сознания. Очень немногие люди сумеют повторять мантру круглые сутки. Поэтому достаточно повторять мантру, согласуя ее с дыханием, только в течение установленного времени медитативной практики аджапы, которую мы вскоре опишем. При прилежном выполнении она принесет много пользы, хотя и не так много, как круглосуточная непрерывная аджапа.

    Объединение мантры с дыханием

    С дыханием можно соединять любую мантру, но обычно используют мантру Сохам, поскольку она возникает естественно и соответствует действительным звукам вдоха и выдоха. Внимательно прислушайтесь к своему дыханию; вы услышите звук Со при вдохе и звук Хам при выдохе. Это особенно верно, если вы делаете уджайи пранаяму(3). В зависимости от длительности вдоха, звук Со будет протяжным С-о-о-о-о; звук Хам будет протяжным Х-а-а-м-м-м-м. Тут почти не нужно никакого воображения. Вот почему Сохам – такая мощная мантра: она почти естественным образом возникает из звука дыхания.

    Иногда используют мантры Сахам или Хамса. Это абсолютно приемлемо. На самом деле, если вы можете услышать любой другой звук мантры, возникающий из дыхания, то используйте его; от этого не будет абсолютно никакого вреда. По существу, это, напротив, может принести огромную пользу. Если хотите, вы можете использовать мантру АУМ, Рам, Хрим или любую другую. Вы можете использовать мантру, данную вам вашим гуру, либо гаятри мантру:

    Аум бхур бхува сваха
    Тат савитур вареньям
    бхарго девасья дхиимахии
    дхийо йо нах прачодаят[27]

    В случае гаятри мантры одну ее половину следует произносить на вдохе, а вторую на выдохе. Можно выбрать любую мантру – это не имеет значения, поскольку речь идет просто о технике. Мантра должна прийти к вам естественно, и коль скоро она выбрана, ее не следует менять.

    Однако мы советуем вам выбрать мантру Сохам, так как ее использование для аджапы проверено йогами на протяжении веков. Именно эта мантра наиболее способствует непрерывному осознанию в единстве с дыханием. В Куларнава Тантре мантра Сахам (или Сохам) называется Шри Прасадапара, поскольку она дает высшую благодать (прасада) и считается величайшей (пара) из всех мантр.

    Смысл Сохам

    Смысл мантры Сохам не имеет особого значения для практики аджапы. Тем не менее, его стоит объяснить: Со – Шива или Он; Хам – Ахам или «я есть».

    То есть, Сохам означает «я есть Он», или «я – Шива», или «я – сознание». Точно так же можно разделить на части мантру Сахам (Сах + Ахам), получив тот же смысл.

    В практике аджапы в качестве метода подтверждения можно постоянно вспоминать этот смысл. Для тех, кто пережил глубокий трансцендентальный опыт, это прекрасный метод сохранения и поддержания такого состояния осознания. Это метод усиления и углубления отождествления. Однако другим людям нет нужды связывать с мантрой Сохам какой-либо смысл. Это не обязательно для получения результатов. Важны лишь постоянное вспоминание и внимательность.

    Поза

    Аджапу можно практиковать в любой позе, в любом месте и в любое время. Однако для целей фиксированной медитативной практики, которую мы вскоре опишем, лучше всего подходит удобная сидячая асана. Можно использовать падмасану, сиддхасану, сиддха йони асану, ваджрасану, свастикасану, ардха падмасану и сукхасану(4). Подойдет и Шавасана, но эта поза легко приводит ко сну(5).

    Соединение уджайи пранаямы и кхечари мудры

    И уджайи пранаяма, и кхечари мудра – простые, но очень мощные практики, и для получения максимальной пользы их следует соединять с аджапой(3).

    Аджапа – Стадия 1

    Описанная ниже техника представляет собой стадию 1, и ее следует практиковать ежедневно до полного освоения, прежде чем переходить к следующей стадии(1).

    Техника выполнения

    Сядьте в удобную позу. Закройте глаза и расслабьте все тело.

    Держите позвоночник вертикально, но без чрезмерного напряжения.

    Скажите себе, что на период практики все проблемы и заботы не имеют значения; все внимание должно быть сосредоточено на практике аджапа джапы. Когда вы будете готовы, приступайте к практике. Выполняйте уджайи пранаяму и кхечари мудру. Осознавайте процесс своего дыхания.

    Вдыхая, знайте, что вы вдыхаете; выдыхая, знайте, что вы выдыхаете.

    Уделяйте все внимание каждому вдоху и выдоху; чувствуйте ритм движения воздушного потока. Продолжайте в том же духе в течение нескольких минут. Затем представьте себе, что дыхание движется между пупком и передней частью горла.

    На вдохе дыхание поднимается от пупка к горлу. На выдохе дыхание опускается от горла к пупку.

    Поначалу вам может оказаться трудно представить себе этот процесс; не беспокойтесь, просто старайтесь – важно лишь полностью осознавать дыхание.[28]

    Позвольте дыханию стать ритмичным, глубоким и продолжительным, но без принуждения; чем больше вы расслабитесь, тем в большей мере дыхание будет автоматически становиться медленным и глубоким.

    Продолжайте в том же духе в течение по меньшей мере пяти минут.

    Сохраняйте осознание. Если ум блуждает, что он, безусловно, будет делать, не боритесь с этим, но старайтесь одновременно поддерживать осознание дыхания; это нелегко, но вы должны стараться.

    Затем следует соединить и согласовать мантру Сохам с восходящим и нисходящим движением дыхания между горлом и пупком.

    Вы должны одновременно осознавать восходящее и нисходящее движение дыхания и звук Сохам, возникающий в горле.

    Мантра и дыхание должны быть синхронизированы так, чтобы:

    Со звучало при восходящем движении вдоха от пупка к горлу. Хам звучало при нисходящем движении выдоха от горла к пупку.

    Должно иметь место усиливающееся осознание Сохам, по мере того как при вдохе и выдохе дыхание движется от пупка к горлу и обратно.

    Если ваш ум блуждает, позвольте ему это делать, но знайте, что он блуждает, и старайтесь сохранять осознание мантры и дыхания.

    Продолжайте в том же духе до конца периода времени, который вы отвели для этой практики.

    Осознание

    Сущность аджапы, как и всех других медитативных техник, состоит в постоянной внимательности к выполняемой практике. Нет нужды подавлять колебания и отвлечения ума, но вы должны стараться одновременно поддерживать осознание дыхания и мантры. Пусть ум блуждает; все, что вам нужно, – это сохранять осознание.

    Благотворное действие

    Аджапа приносит такую же пользу, как все другие медитативные практики. То, какую пользу вы действительно получите, полностью зависит от вашего старания, регулярности практики и степени гармонии вашего ума в настоящее время.

    Эта практика – прекрасная и необходимая подготовка для крийя-йоги. Она приносит покой и сосредоточенность ума и непосредственно ведет к медитации.

    Программа ежедневных занятий

    Две практики, которые мы предложили в этом уроке – нахождение свадхистхана чакры и аджапа, стадия 1, – непосредственно связаны с практиками крийя-йоги. Поэтому мы призываем вас регулярно выполнять их каждый день. Если вам некогда, постарайтесь найти дополнительное время. Их необходимо освоить, чтобы получать максимальную пользу от крийя-йоги.

    В крийя-йоге важно быть способным сидеть в сиддхасане (или сиддха йони асане для женщин) и/или в падмасане. Если вы уже способны удобно сидеть в этих позах, то все в порядке, но если вы не можете этого делать, мы рекомендуем вам начать регулярно делать упражнения для раскрепощения ног, описанные ранее(1). Не перенапрягайтесь, так как вы можете травмировать ноги. Постепенно разминайте их в течение длительного времени – скажем, нескольких месяцев.

    Асаны, описанные в этом уроке – матсьясана и супта ваджрасана, – а также две асаны со сгибанием вперед из урока 19 (джану сиршасана и ардха падма пасчимоттанасана) чрезвычайно помогают повышать гибкость ног для освоения медитативных поз. Это одна из причин, по которым мы познакомили вас с ними на данном этапе. Постарайтесь включить их в свою программу ежедневных занятий.

    Вам следует продолжать практику пранаямы, то есть выполнять пранаяму нади шодхана в сочетании с уддияна бандхой(2). Это продвинутая техника, и чтобы довести ее до совершенства, требуется несколько месяцев практики. Если вам легко выполнять ее с соотношением 1:8:6:2:1:8:6:2, то вы можете увеличить реальную продолжительность каждой части отношения, оставляя само отношение неизменным. И наоборот, если практика оказывается для вас слишком трудной, то вам следует уменьшить продолжительность вдоха, выдоха и т.д. При необходимости, следует прекратить практику уддияна бандхи и выполнять только пранаяму нади шодхана.

    Программа 1: продолжительность 120 минутПрограмма 2: продолжительность 90 минутПрограмма 3: продолжительность 60 минутПрограмма 4: продолжительность 30 минут

    Старайтесь находить время для практики аджапы, стадии 1 и нахождения свадхистхана чакры.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.