Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Иудаизм при Иисусе
  • Жизнь Иисуса
  • Христианство
  • От преследуемой церкви к государственной
  • Рождение Иисуса Христа

    6 или 7 год до н. э. (?)

    Рождение Иисуса Христа является точкой отсчета нашего календаря. Но эта дата, выбранная в VI в. монахом Денисом Маленьким, неточна — в своих расчетах он ошибся на 6–7 лет.[11]

    Его ошибка закономерна, так как в жизнеописаниях Иисуса встречается много разночтений. Все, что мы знаем об Иисусе Христе, взято из евангельских рассказов. Но евангелия не являются ни биографией Иисуса, ни собранием его речей. Это всего лишь свидетельства веры первых христиан, записанные много позже описываемых событий: три евангелия написаны около 60–70 гг., последнее, Евангелие от Иоанна, примерно в 90 году. Ни археология, ни какие-либо исторические тексты не дают, в свою очередь, точных сведений о жизни Иисуса.

    За все время существования человеческого общества не было человека, оказавшего большего влияния на историю, цивилизацию, искусство, чем Иисус. Выбор «христианской эры» для календаря, ставшего практически всеобщим, тому доказательство. Иисус совершил переворот в сознании людей за очень короткий период времени, так как Он проповедовал не более одного-двух лет.

    Иудаизм при Иисусе

    Во время жизни Иисуса Палестина находится под оккупацией римлян. Над ней установлено нечто вроде «протектората», каких тогда было немало в восточной части империи: деятельность царя Палестины Ирода контролируется римским «прокуратором» Понтием Пилатом.

    Римская оккупация сопровождается эксплуатацией (налоги, принудительный труд, поборы), которая питает местный национализм, опирающийся на религиозные чувства. Часто вспыхивают восстания. В 26 г. до н. э. одно из них жестоко подавлено. Другое восстание, во времена императора Тита (66–70 гг.), привело к разрушению иерусалимского Храма и к депортации части еврейского населения в разные районы Римской империи (начало «диаспоры» — рассеяния).

    Общественное мнение евреев разделено на три больших течения. Саддукеи набирают своих сторонников среди духовенства и в знатных богатых семьях; они консервативны и непопулярны. Фарисеи выдают себя за строгих последователей закона Моисея, но они крайние формалисты, следуют букве, а не духу закона. Они непримиримые националисты и ненавидят римлян. Ессеи решили уйти из мира и живут общинами в пустыне, ожидая прихода Мессии (Спасителя). Открытые в 1947 г. в пещерах возле Мертвого моря рукописи остались, очевидно, от одной из общин ессеев, живших там между 100 г. до н. э. и 63 г. н. э.

    Согласно евангелиям, саддукеи были враждебны к Иисусу, в котором усматривали бунтовщика. Фарисеи как будто были ближе к нему, но среди них Он имел противников из-за бичевания их узкого формализма. Евангелия не упоминают ессеев.[12]

    Жизнь Иисуса

    О жизни Иисуса мы знаем лишь то, что рассказывают евангелия. Родился в семье плотника, только в 30 лет начинает проповедническую деятельность, бродя по Палестине, творит чудеса, изгоняя бесов и исцеляя больных. Обращаясь к евреям, Он выказывает почтение к их законам: «Не верьте, что я пришел уничтожить Закон или пророков. Я пришел не для того, чтобы уничтожать, а чтобы созидать». Он объявляет, что царство Божие приближается, но уточняет, что его царство «не от мира сего». Он пробуждает в массах огромные надежды, обещая доступ в царство небесное бедным и обездоленным. К нему стекается множество учеников, самые близкие станут апостолами.

    Вступив в конфликт с официальными установлениями иудаизма (в частности, когда изгоняет торговцев из храма), Он обвинен в том, что провозгласил себя «сыном Божиим» и «царем евреев». Он арестован, выдан римским властям, подвергнут пыткам на кресте, как это делалось по отношению к рабам. Ученики засвидетельствовали воскресение Христа и вознесение его на небо.

    Христианство

    Община христиан, которая вначале считалась одной из многих иудейских общин, затем отделяется, когда христианство выходит за рамки иудаизма, обращаясь не только к евреям, но и ко всем людям.

    Главным пропагандистом рождающегося христианства был еврей, фарисей и римский гражданин Павел из Тарсы, проповедовавший христианство в странах Востока и в Греции.

    Христианство учит, что Иисус действительно Мессия, сын Божий, что Он воплотился и умер, чтобы искупить грехи людей, что Он воскрес и будет восседать справа от Отца в день Страшного Суда.

    Христианство проповедует любовь к ближнему, прощение обид, отказ от благ сего мира.

    От преследуемой церкви к государственной

    Римская империя представляла весьма благоприятную почву для новой религии. Ассимилируя восточных и греко-римских богов, античное язычество развивалось в направлении к синкретизму. Смешение народов поколебало доверие к местным богам и способствовало распространению универсальных концепций, которые если и не вели к монотеизму, то по крайней мере содействовали утверждению одного верховного бога. Экономический и социальный кризис, первые вторжения варваров подтолкнули к поискам утешения в религии, обещающей спасение.

    Среди религий восточного происхождения культ Митры в III в. имел большой успех.

    В отличие от восточных культов, приверженцы коих поклонялись мифическим персонажам неопределенного происхождения, христианская религия была более правдоподобной. В евангелиях рассказывалось о конкретных событиях, происходивших в определенное время и в определенном месте, о конкретном человеке — Христе, сыне Божьем.

    Христианство настраивало бедных против богатых, поднимало народ против римского угнетения. Его отказ от языческих культов, включая культ императора, был признан антиобщественным и привел к гонениям, умножая число мучеников за веру.

    Но постепенно христианство завоевало все слои общества. Император Константин по Миланскому эдикту (313 г.) предоставил христианам свободу отправления культа.[13] Позже, став религией императоров, христианство превращается в государственную религию. В 392 г. император Феодосий завершил эту эволюцию запретом языческих культов и закрытием их храмов.

    В христианстве с момента его рождения было много различных течений. Покровительство императоров облегчило установление единственной доктрины, объявленной «верной», дающей «правильный взгляд и мнение». Все остальные признавались еретическими и были запрещены.

    На Западе гибель Римской империи (она исчезла в 476 г. под ударами варваров) способствовала превращению церкви и ее епископов в единственных представителей гражданского общества. На востоке выросла новая империя со столицей в Константинополе (первое название города Ныло Византий). В Византийской империи церковь в лице патриарха константинопольского остается полностью подчиненной императорской власти. Напротив, на Западе, в политическом вакууме, авторитет епископа Рима — папы — постоянно растет. Такое разнонаправленное движение закончится в 1054 г. «схизмой» (разделением) между римской католической церковью, признающей высшую власть папы, и восточной церковью, называющей себя «православной». Церкви, сверх того, различаются внутренним устройством (священники восточной церкви имеют право вступать в брак) и правилами богослужения.


    Примечания:



    1

    Аменхотеп IV в оригинале книги назван традиционным для западной научной литературы греческим именем Аменофиса IV. Религиозная реформа Аменхотепа происходила между 1424 и 1406 гг. до н. э. Было введено обязательное поклонение богу Атону, который изображался в виде солнечного диска с лучами, уподобленными рукам. Изображения прежнего бога Амона-Ра были уничтожены, вместо них, как своего рода икона, везде красовался солнечный диск «атон». На шестом году царствования Аменхотеп покинул Фивы и основал новую столицу, названную Ахет-Атон, а себя стал именовать Эхнатоном.

    Социальный смысл религиозной «революции» Аменхотепа состоит в борьбе двух группировок правящего класса — фиванского жречества и служилой знати. На последнюю и опирался молодой фараон. Новая религия, которую можно назвать «атонизмом», противоречила традиционному многобожию и идолопоклонству. Безусловно, это был огромный шаг вперед в религиозном мышлении древности. Однако первая в истории попытка ввести единобожие (монотеизм) окончилась провалом. После смерти Эхнатона новый фараон Тутанхатон сменил свое имя на традиционное Тутанхамон и вернулся к многобожию. Кстати, именно его гробница была открыта археологами и поразила весь мир богатством и пышностью (А. Мень. История религий. В 7 т. Т. 2, М., 1991. С. 145–148; И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993. С. 141).



    11

    Денис (точнее — Дионисий) Малый по указанию папы Иоанна I в 525 г. составил новую хронологическую таблицу всемирной истории и решил начать новое летосчисление от «воплощения» (т. е. рождения) Христа. То, что он действительно ошибся на 6 или 7 лет, подтверждается свидетельством евангелиста Луки, который пишет, что Иисус родился в те дни, когда по приказу императора Августа в Иудее проводилась перепись населения. Это событие ученые датируют 6–7 гг. до н. э. Так что можно согласиться с мнением о том, что точная дата рождения Иисуса неизвестна (А. И. Немировский. Евангельский Иисус как человек и проповедник// Вопросы истории, 1990. № 4. С. 122).

    Введение христианского календаря «от Рождества Христова» поглотило (и тем самым отменило) все существовавшие прежде системы летосчисления. Отныне все прошлое человечества делится на две эпохи — от Рождества Христова и после него.



    12

    Кумранские рукописи (а их найдено около 800), борьба трех течений среди иудеев, их отношение к первым христианам — эти темы вот уже 50 лет волнуют ученых. Назовем одну из последних публикаций, где рассматриваются взгляды фарисеев, саддукеев и ессеев, — это статья С. Валах «Свитки Кумрана и раннее христианство» в киевском журнале «Философская и социологическая мысль» (1996. № 1–2, С. 159–174).

    Заметим, кстати, что в русском языке слово «фарисей» прочно утвердилось как синоним лицемера, обманщика, ханжи. Такими считали фарисеев первые христиане.



    13

    В этом исключительно важном документе, в частности, говорилось: «Мы постановили даровать христианам и всем другим право исповедания той веры, которую они предпочитают, чтобы божество, царящее в небе, было милостиво и благосклонно как к нам, так и к живущим под нашим господством. Нам кажется, что будет хорошо и благоразумно не отказывать никому из наших подданных, христианам или нехристианам, в праве следовать религии, которая им наиболее подходит…» Далее в императорском указе подчеркивается, что христианам дарована «полная и неограниченная свобода в содержании религии» (С. Г. Лозинский. История папства. 3–е изд. М., 1986. С. 23–24).









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.