Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Средняя Азия и Казахстан во второй половине XVII–XVIII вв.[107]
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Таджикистан
  • Киргизстан
  • Казахстан
  • Документы
  • ПРИСОЕДИНЕНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА



    В IX–XII вв. происходит процесс формирования узбекской, туркменской, таджикской и других народностей Средней Азии. Самарканд, Бухара, Ургенч, Мерв становятся экономическими, культурными и религиозными центрами мусульманского мира. Завоевание Средней Азии монголо-татарами, начавшееся в 1219 г., принесло неисчислимые бедствия народам. Установилась жестокая система эксплуатации покоренных народов. Местное население подвергалось двойному гнету — со стороны завоевателей и местных феодалов. Вновь усилилось рабство. Происходили частые восстания против монголо-татар. К концу XIV в. Средняя Азия была объединена под властью Тимура.

    В начале XVI в. кочевые узбекские племена свергли власть Тимуридов, образовалось государство Шейбанидов, которое после перенесения в 1557 г. при Абдулла-хане II столицы из Самарканда в Бухару стало называться Бухарским ханством. На землях бывшего Хорезма образовалось Хивинское ханство. В XVII–XVIII вв. усиливается феодальная раздробленность. Почти не прекращающиеся войны между Бухарским и Хивинским ханствами приняли особенный размах во 2-й половине XVII в. Это привело к ослаблению обоих государств, подрыву их экономики и торговли, разорению крестьян и ремесленников.

    В XVI–XVII вв. начали устанавливаться торговые и дипломатические связи Средней Азии с Россией, которые особенно усилились в 1-й половине XIX в. Активное наступление России на Среднюю Азию относится к 60-м гг. XIX в. В1865–1866 гг. было завоевано Кокандское ханство. В 1866 г. начались военные действия против Бухарского эмирата. В1867 г. для управления присоединенными к Российской империи территориями Кокандского ханства и Бухарского эмирата было учреждено Туркестанское генерал-губернаторство, в 1868 г. эмир бухарский признал царский протекторат. В 1873 г. русские войска генерала К. П. Кауфмана овладели Хивой. По Гандемианскому договору 1873 г. хивинский хан признал себя вассалом России. Продвижение России в Средней Азии вызвало обострение ее отношений с Великобританией. В 1873 г. было достигнуто англо-русское соглашение, по которому Великобритания предоставляла Хивинское ханство «попечению России». В результате Ахалтекинских экспедиций в 18 801 881 гг. была завоевана Туркмения. К1885 г. в состав России добровольно вошли Атрек, Теджен, Мерв и Пендинский оазис. В1885 г. было заключено соглашение с Великобританией об установлении русско-афганской границы. В 1895 г. за Российской империей был закреплен Памир.

    Средняя Азия и Казахстан во второй половине XVII–XVIII вв.[107]

    В середине XVII в. самыми крупными феодальными государствами Средней Азии были Бухарское и Хивинское (иначе Хорезмское) ханства. Основное население Бухарского ханства составляли узбеки и таджики, в его пределах по среднему течению Аму-Дарьи обитали также туркмены; другие народности были представлены незначительными группами. Наиболее многочисленную часть жителей Хивинского ханства составляли узбеки и туркмены, а ядро этого государства — Хорезмский оазис был населен преимущественно узбеками.

    По нижнему течению Сыр-Дарьи жили каракалпаки, сохранявшие в то время известную самостоятельность, но постоянно вынужденные отстаивать ее от посягательств правителей Хивы и казахских ханов. Казахи, населявшие огромные пространства от Урала до Тянь-Шаня и от Сибири до Каспийского моря, делились на три жуза (орды — в русских источниках) — Старший, Средний и Младший. Жузы представляли собою исторически сложившиеся объединения казахских племен. Основным районом Старшего жуза было Семиречье. Средний жуз занимал территорию современного Центрального Казахстана. Земли Младшего жуза примыкали к Приуралью.

    Основной областью расселения киргизов в XVn-XVIII вв. были горы Тянь-Шаня. История киргизов в это время была теснее всего связана с событиями, происходившими в казахском Старшем жузе и в Ферганской долине.

    На восточных окраинах Средней Азии существовали многочисленные мелкие самостоятельные и полусамостоятельные феодальные владения. Благодаря недоступности своих гор пользовались известной независимостью таджикские княжества Памира и Припамирья, самым крупным из которых был Бадахшан.

    В первой половине XVIII в. в Фергане сложилось и окрепло самостоятельное феодальное государство под властью узбекских правителей племени минг. В этом государстве, населенном в основном узбеками и родственными им тюркскими племенами, насчитывалось также немало таджиков и киргизов. В дальнейшем это государство стало известно под именем Кокандского ханства. <…>

    Усиление феодально-родовой знати. Политические изменения в Средней Азии

    В XVII–XVIII вв. в Средней Азии и Казахстане происходит заметное повышение роли феодально-родовой знати, особенно у кочевников. Ближайшие последствия этого были далеко не одинаковы для разных ханств, народов и племен. В Бухарском и Хивинском ханствах это было одной из причин ослабления центральной власти и хозяйственного упадка. Внутри этих государств десятилетиями тянулись феодальные усобицы. Между обоими государствами также происходили постоянные войны. Политическая обстановка в Бухарском и Хивинском государствах была кратко и метко охарактеризована послом Петра I Флорио Беневени: «Все дженерально между собою драки имеют».

    В этих условиях возрастало могущество и+шанов — руководителей дервишских братств. Завладев обширными земельными угодьями, накопив большие богатства и используя авторитет религии, они добились возможности беспрепятственно развивать свои хозяйства. Богатство и политический вес руководителей братств настолько возросли, что они могли оказывать влияние на политику ханов, а иногда и прямо устанавливали свою власть. Так, например, это удалось сделать в Фергане в начале XVIII в. ходжам, завладевшим там несколькими крупными городами. У казахов усиление экономических и политических позиций феодалов отразилось в законодательстве хана Тауке (1680–1718). У киргизов это проявилось в появлении манапов, феодально-родовых вождей, пользовавшихся большей властью над своими сородичами, чем обычные главы родов и племен — бии. Знать туркменских племен, подвластных Хиве, стала привилегированным военнослужилым сословием в ханстве, что было четко оформлено установлением системы нукерства (вассалитета). Значительно укрепились позиции знати и у туркмен, живших в Бухарском ханстве. В Западной и Южной Туркмении также усилилось влияние знати, от которой, несмотря на сохранение форм родоплеменной организации и пережитки общинного самоуправления, фактически зависело решение важнейших вопросов.

    Развитие феодализма у кочевых народов мало отразилось на формах их политической организации. У них по-прежнему сохранялась племенная разобщенность. Ни Тауке, ни последующим казахским ханам не удалось добиться установления единой центральной власти над тремя жузами. У туркмен своего государства не было. Киргизские родоплеменные группировки политически объединены не были.

    Разобщенные и раздробленные народы Средней Азии и Казахстана страдали от нападений извне. В казахские и киргизские земли, в Ферганскую долину и на Ташкент совершали походы джунгарские феодалы, которые сами подвергались атакам со стороны маньчжуров, установивших свое господство в Китае и Монголии. Южная часть Туркмении долгое время находилась под властью иранских шахов, а в начале 40-х годов в Среднюю Азию вторглись войска Надир-шаха.

    Вторжение джунгаров. Переход Младшего и Среднего жузов в подданство России

    В середине XVII в. на восточных границах казахских земель участились столкновения казахов с джунгарами. Во второй половине этого века джунгарские феодалы захватили Семиречье — основную территорию Старшего жуза. В конце XVII — начале XVIII вв. все казахские жузы оказались затронутыми их экспансией.

    В 20-х гг. XVIII в., оставшихся в памяти казахского народа как время великих бедствий, многие тысячи семей казахов вынуждены были надолго покинуть свои земли и откочевать в глубь Средней Азии и далеко на запад, к рекам Эмбе и Яику. Около 1728 г. казахи сумели на время объединиться и одержать несколько побед над джунгарами. В результате этих побед значительная часть территории Младшего и Среднего жузов была освобождена, и только Старший жуз остался под властью джунгарских феодалов. Несмотря на это, угроза со стороны Джунгарии Младшему и Среднему жузам не была устранена.

    Реальной помощи казахи могли ожидать только от России. В последние годы своей жизни хан Тауке просил царя о военной защите от нападений джунгаров. Затем к русскому правительству с просьбами о покровительстве и принятии в подданство обратился правитель Младшего жуза Абулхаир. В 1731 г. эта просьба была удовлетворена, и к Абулхаиру было отправлено посольство для приведения его к присяге. Вступая в русское подданство, Абулхаир надеялся не только получить защиту от джунгаров, но и упрочить с помощью царского правительства свою власть. В том же 1731 г. к России была присоединена центральная часть Среднего жуза, а в 1740 г. приняли присягу правители его северо-восточных районов.

    В начале 40-х гг. возобновилось наступление джунгарских феодалов на земли Среднего и Младшего жузов. Это наступление было приостановлено в результате дипломатического вмешательства России. Тем не менее, в то время джунгарские войска захватили отдаленные от русских границ районы по среднему течению Сыр-Дарьи. В 1758 г. джунгарское феодальное государство было завоевано войсками Маньчжурской династии, правившей в Китае. С этого времени над казахскими жузами нависла новая угроза со стороны маньчжурских завоевателей.

    Казахстан во второй половине XVIII в.

    Хозяйственное развитие Младшего и Среднего жузов определялось все более сильным влиянием экономики России. Казахские скотоводы втягивались в обмен. Вначале торговля шла преимущественно между феодально-байской верхушкой и русскими купцами, но с конца XVIII в. в ней стали принимать участие рядовые казахи, а также русские крестьяне.

    Преследуя колонизаторские цели, правительство России строило на своих восточных границах города и укрепленные линии, опоясавшие казахские западные и северные земли. В1735 г. был основан Оренбург, вскоре ставший крупным административным торговым центром. Значительную роль в развитии хозяйственных связей между казахским и русским населением играл также Троицк.

    Казахстан и Средняя Азия в XVIII в.

    Общение с русскими крестьянами способствовало развитию в казахских районах земледелия и ремесла, в результате чего усиливалась тяга к оседлому образу жизни. Известные изменения происходили и в скотоводческом хозяйстве; кое-где начало распространяться сенокошение и заготовка на зиму корма для скота.

    В казахских жузах укреплялась феодальная собственность на землю. Используя свое право распоряжения кочевьями, феодалы захватывали лучшие пастбища и самые удобные для зимовки районы. На положении трудящихся казахов тяжело сказывались и колонизаторские мероприятия царских властей. В 1756 г. казахам было запрещено перегонять скот на богатые зимние пастбища между Уралом и Волгой, а затем последовало распоряжение, лишавшее их права переводить свои стада на пастбища, лежащие за Иртышом. По отношению к крупным феодалам подобного рода запреты фактически не применялись, более того, иногда для влиятельных султанов, биев и батыров делались исключения и в официальном порядке.

    Земельные захваты феодалов и колонизаторские мероприятия царских властей приводили к углублению классовых противоречий в казахских жузах, ухудшая и без того трудное положение беднейших слоев населения. С середины XVIII в. начались массовые побеги рабов (пулов) за Яик и Иртыш, многие из них оставались навсегда в русских поселениях. В 60-х гг. имели место выступления трудящихся казахов против своих феодалов.

    Крестьянская война в России в 1773–1775 гг., возглавленная Пугачевым, вызвала отклик в казахских степях. В войска Пугачева стали вливаться отдельные группы казахских джигитов; много казахских воинов сражалось в башкирских отрядах повстанческой армии. В1774 г. в Младшем и Среднем жузах начались массовые волнения, сковывавшие силы царских войск. Правители Младшего и Среднего жузов, ханы Нуралы и Аблай, подавляли волнения казахов и оказывали помощь царскому правительству, стремясь прекратить нападения своих подданных на пограничные линии. Участие казахов в военных действиях Пугачева и массовые волнения в Младшем и Среднем жузах подготовляли почву для будущих народных движений, направленных против ханов, феодальной аристократии и гнета царизма.

    По данным источников, активное участие в восстание Пугачева принимал батыр Срым Датов. После поражения восстания батыр Срым не сложил оружия и ушел со своим отрядом в степь. Впоследствии он руководил крупным народным движением в Младшем жузе, длившимся (с перерывами) с 1783 г. до 1797 г.

    Основной движущей силой этого восстания были трудящиеся скотоводы (шаруа). К движению присоединились и некоторые бии и батыры, интересы которых ущемлялись политикой феодальной аристократии и хана Нуралы. В начальный период восстание было направлено непосредственно против хана Нуралы и его султанов, являвшихся слугами царизма. Но в 90-х гг. оно стало шириться, приобретая все более антифеодальный характер. Бии, ранее примкнувшие к движению, начали от него отходить. В1797 г. царскому правительству удалось путем создания в жузе ханского совета из представителей высшего и среднего слоев аристократии объединить соперничавшие группы казахских феодалов. Батыр Срым, отказавшийся от дальнейшей борьбы, был включен в состав ханского совета. Ханом Младшего жуза стал Айчувак, дряхлый старик. Восстание, преданное биями и старшинами, пошло на убыль и прекратилось. Одной из важных причин поражения была непоследовательность руководителей, в частности батыра Срыма.

    В 40-х гг. фактическим правителем Среднего жуза стал Аблай. Он опирался преимущественно на влиятельных батыров и располагал довольно значительной военной силой.

    Приняв в 50-х гг. русское подданство, Аблай позже пытался укрепить свое положение при помощи Маньчжурской династии, признав себя подданным Китая. Аблай стремился распространить свою власть на Старший жуз, а в 1770 г. предпринял поход против киргизов с целью подчинить их своей власти; поход принес ему богатую добычу, но не дал политических результатов.

    После смерти Аблая ханом стал Вали, но его власть признавалась только частью Среднего жуза. Следуя примеру Аблая, он также пытался опереться на маньчжуров и получил от богдыхана утверждение в ханском достоинстве.

    Основная часть Старшего жуза после разгрома Джуягарского ханства маньчжурскими войсками находилась под контролем маньчжурских чиновников, действовавших с помощью казахских феодалов. Правитель Ташкента Юнус-ходжа в 90-х гг. подчинил себе часть территории Старшего жуза до Чимкента включительно, а также овладел казахскими землями по правому берегу Сыр-Дарьи до городов Туркестана. Предоставив внутреннее управление биям, Юнус-ходжа собирал с казахского населения подати (зякет) и держал у себя заложниками влиятельных лиц из казахов.

    Киргизы

    Имеющиеся в источниках сведения о хозяйстве, социально-экономических отношениях и политическом устройстве киргизов в XVII–XVIII вв. очень скудны.

    Хозяйство киргизов в XVIII в. в еще большей степени, чем у казахов, сохраняло натуральный характер, а в общественных отношениях у них более устойчиво держались родоплеменные пережитки. Феодальная эксплуатация была сильно замаскирована обычаями, связанными с родовой взаимопомощью.

    Основную массу эксплуатируемого класса составляли трудящиеся скотоводы — букара. Так же как у казахов, у киргизов были рабы, называвшиеся кулами.

    Эксплуататорский класс в киргизском обществе состоял из правителей-родоначальников, которые, как и у казахов, назывались биями, и из влиятельного слоя богачей — баев. В отличие от казахов киргизы не имели аристократии, ведущей свой род от Чингисхана. Власть биев в различных родах и племенах не была одинаковой. Китайские авторы, говоря о киргизах, отличали «высших начальников» — биев, которых сравнивали с хакимами и беками Синьцзяна, от следовавших за ними агалыкчи, называя этих последних «большими и малыми старшинами».

    По свидетельству китайских авторов, у киргизов в XVIII в. существовал порядок передачи власти правителей (биев) по наследству, но феодальной государственности с династической властью ханов или султанов не было. Русские источники 80-х гг. XVIII в. также отмечают, что киргизы «все разделены по волостям и имеют своих старшин», и подчеркивают, что у этого народа «никакого хана и султана не находится, а имеют одного князя или бия Атекая, который во всей их орде в почтении». Названный здесь князем Атекай (Атеке) был манапом в племени сары-багышей.

    По собранным русскими в XIX в. сведениям, первые манапы у киргизов появились не раньше конца XVII в. в северной части Тянь-Шаня и первоначально только у племени сары-багышей. В рассказах самих киргизов существовала версия, согласно которой слово манап происходит от собственного имени вождя племени сары-багышей Манапа, который жил в конце XVII в. и был прадедом Атеке. По преданиям, Манап обладал большой властью и правил с необычайной жестокостью. Слово «манап» стало нарицательным, оно распространилось среди других киргизских родов и племен в качестве обозначения родоначальника, бия, обладающего сильной властью.

    Внешнеполитическая обстановка для киргизов определялась экспансией джунгарских феодалов и конфликтами с узбекскими властителями Ферганской долины. При завоевании Семиречья в 1683–1685 гг. джунгары потеснили северокиргизские племена, часть которых, по-видимому, уже в то время вынуждена была переселиться на юг — в горы Ферганы, на Алай и в некоторые районы Восточного Туркестана.

    Китайские авторы сообщают, что киргизы, земли которых в долинах рек Кегень, Каркара и на берегах озера Иссык-Куль были захвачены джунгарами, переселились в Андижан и жили там до падения Джунгарского государства (Андижаном в китайских сочинениях называлась вся Ферганская долина и прилегающие к ней горные области). Воспоминания о тяжелой борьбе и бедствиях, которые пришлось испытать киргизскому народу в годы наступления джунгарских феодалов в конце XVII — первой половине XVIII вв., сохранились в киргизских исторических преданиях и в эпосе.

    После разгрома маньчжурами Джунгарского государства многие киргизы вернулись на свои земли в Северном Тянь-Шане.

    Вслед за завоеванием Джунгарии маньчжурские войска подчинили Восточный Туркестан и подошли вплотную к киргизским землям. В 1758–1759 гг. бии киргизских племен вступили в подданство Китая, но подданство это носило формальный характер и киргизы сохраняли свой прежний уклад жизни.

    Номинальной была и власть кокандских правителей, влияние которых до самого конца XVIII в. ограничивалось отдельными районами восточной части Ферганской долины и прилегающих к ней гор. Но хотя киргизы фактически и не подчинялись власти кокандских правителей, они активно участвовали во многих важнейших событиях политической жизни Кокандского государства. В первые годы правления Ирданы-бия, пришедшего к власти в начале 50-х гг. XVIII в., видную роль в Фергане играл Кубад-бий, которого бухарский историк называл «главою киргизов», характеризуя его как «сподвижника и опору Ирданы».

    Начало дипломатических связей киргизов с Россией было положено сары-багышами, во главе которых стоял упоминавшийся выше Атеке. В1784 г. впервые в русские города явились киргизские посланцы Абдуррахман и Ширгази, привезшие в дар Екатерине II «от главного родоначальника Атяки батыря» барсовые и рысьи шкуры. Посланцы эти были награждены, а Атеке послано в подарок 800 рублей серебром.

    Бухара и Хива

    Хозяйственный упадок в Бухарском и Хивинском ханствах, проявившийся в первой половине XVIII в., был связан с усилением феодального гнета, ростом эксплуатации узбекских и таджикских крестьян и ремесленников. Вместе с тем происходил процесс концентрации феодального землевладения. Раздавая землю в издольную аренду мелким земледельцам, феодалы взимали с них всевозможные сборы и подати, вынуждали выполнять многочисленные повинности. Ремесленники подвергались феодальной эксплуатации путем взыскания пошлин, разных сборов, обязательных подношений и др. Деятельность ростовщического капитала, в свою очередь, способствовала разорению крестьян и усугубляла тяжесть феодальной эксплуатации.

    В литературе того времени ярко описываются гнет, произвол и насилия, которые господствовали в Бухарском ханстве в конце XVII в. Субхан-Кули-хан (1680–1702) выдавал специальные документы на право досрочного сбора с населения податей натурой и деньгами. Налоги взыскивались за семь лет вперед. С мульковых (частновладельческих. — Ред.) земель взимали под видом мулькона такие подати, что владелец отдавал свою землю даром, но никто не брал.

    Верховную власть в Бухарском ханстве продолжала удерживать династия Аштарханидов (1599–1753), внутри которой не прекращалась междоусобная борьба. В начале XVIII в. аштарханидские ханы превратились в номинальных правителей, которые возводились на престол и свергались враждующими феодальными кликами. Иногда сепаратистские выступления феодалов сочетались со вспышками народного возмущения.

    О большом народном восстании против Абдул-Азиз-хана (1645–1680), центром которого было селение Дахбед, вблизи Самарканда, сообщает таджикский поэт Сайидо Насафи. Хан подавил восстание и сжег все непокорные селения в этом районе. В правление Убайдуллы-хана (1702–1711) массовое восстание, вызванное порчей монеты, вспыхнуло в столице. Придворный летописец, современник описываемого события, Мир Мухаммед Амини Бухари сообщает в связи с этим: «Народ Бухары непокорен и склонен к восстаниям и мятежам».

    Не прекращались войны между Бухарским и Хивинским ханствами, равно как и усобицы в самом Хивинском ханстве. Хивинские ханы Абулгази (1643–1663) и Ануша-хан (1663–1687) совершали неоднократные набеги на бухарские владения. Абулгази-хан вероломно убил туркменских племенных вождей, после чего учинил беспощадный погром туркменских племен, приведший к запустению целых районов.

    При последнем представителе династии Аштарханидов — Абулфайз-хане (1711–1747) слабость центральной власти и феодальная раздробленность страны достигли крайней степени. Современники рассказывали, что этот хан имел только титул, распоряжались же всем корыстолюбивые сановники, безнаказанно грабившие народ. В это время от Бухары отпало несколько важных областей; Ташкентом управляли то казахские ханы, то джунгарские феодалы, значительная часть Ташкентской области перешла в подчинение кокандского бия Абдуррахима. Балх с плодородной областью по левому берегу Аму-Дарьи оказался в руках потомков аштарханида Надир-Мухаммед-хана, а затем других узбекских владетелей; окрепла самостоятельность таджикского княжества Бадахшан, где у власти стояла местная династия, основанная во второй половине XVII в. Ярбеком.

    Коканд

    В Фергане в начале XVIII в. образовалось самостоятельное феодальное государство, возглавлявшееся правителями из племени минг. Основатель этой династии Шахрух-бий совершил несколько походов против городов Ферганской долины, в которых хозяйничали ходжи, отнял у них эти города и включил их в состав своих владений. Его сыну Абдуррахимбию удалось овладеть Ходжентом, а затем, как уже отмечалось выше, значительной частью Ташкентской области. Серьезные удары ферганскому владению мингов, избравших своей столицей Коканд и отстроивших этот город, были нанесены джунгарами.

    Джунгарские нашествия ослабили узбекских биев Коканда, но их зависимость от правителей Джунгарии была кратковременной. В начале 50-х гг., после смерти Абдул-Керим-бия, в Коканде в течение нескольких лет происходила борьба за власть между различными претендентами из потомков Шахруха. В конце концов здесь утвердилась власть Ирданы-бия, сына Абдуррахима. В годы его правления кокандское владение начало признаваться самостоятельным государством наряду с Бухарским и Хивинским ханствами.

    Укрепление Коканда, явившееся результатом главным образом благоприятных внешнеполитических условий, вызвало приток переселенцев из переживавших упадок Хивинского и Бухарского ханств, а в 50-х гг. и из Кашгарии. Кокандскому ханству благоприятствовало, в частности, то, что оно не было затронуто завоевательными походами Надир-шаха.

    Нашествие Надир-шаха

    Надир-шах двинул свои войска на завоевание Средней Азии в 1740 г. В начале этого года Надир-шах, уже подчинивший к тому времени большую часть узбекских ханств левобережья Аму-Дарьи, повел свои войска в Мавераннахр. Вступив в Балх, он отправил провиант и артиллерию вниз по Аму-Дарье, а сам с войсками подошел к Чарджоу (Чарджуй) и переправился на правый берег реки. Абулфайз-хан изъявил Надиру покорность и был оставлен на троне, но фактическим правителем Бухары Надир-шах сделал своего ставленника — аталыка («заступающий место отца») из узбекского племени мангытов Мухаммеда-Хаким-бия. Включив в состав своей армии 10 тыс. конников, отобранных из войска Абулфайз-хана, Надир начал поход на Хорезм.

    Хивинский хан Ильбарс оказал войскам Надир-шаха мужественное сопротивление, но был взят в плен и убит. Надир-шах захватил Хиву, где оставил гарнизон и своего наместника. В результате нашествия Надира Бухарское и Хивинское ханства сильно пострадали. Походы Надир-шаха и карательные экспедиции его военачальников усугубили хозяйственный упадок в Бухарском и Хивинском ханствах. Многие города и земледельческие оазисы были разграблены и разорены. Население восставших городов частью было угнано в Хорасан, частью разбежалось.

    Мангытская династия в Бухаре

    После гибели Надир-шаха в 1747 г. господство иранских феодалов над Бухарским и Хивинским ханствами пало. Уполномоченный Надир-шаха в Бухаре Мухаммед-Рахим-мангыт убил Абулфайз-хана и вступил на бухарский престол, приняв титул эмира; так было положено начало Мангытской династии бухарских эмиров (1753–1920). В первые пять лет своего правления Мухаммед-Рахим вел успешную борьбу с непокорными предводителями узбекских племен, которых он принудил к подчинению.

    После его смерти в 1758 г. власть перешла в руки его дяди Даниел-бия аталыка (1758–1785), при котором территория Бухарского ханства сократилась вследствие отпадения Шахрисябза и Гиссара, ставших самостоятельными княжествами.

    При эмире Шах-Мураде (1785–1800) Бухарское ханство заметно окрепло. Он отменил ряд налогов и провел в жизнь некоторые другие мероприятия, облегчавшие положение налогоплательщиков. Войскам было назначено жалованье. Шах-Мураду удалось покорить отложившегося от Бухары владетеля Шахрисябза и сломить сепаратизм других феодалов. Централизация власти создала условия для некоторого оживления хозяйственной жизни.

    Связанный с дервишскими кругами, Шах-Мурад широко использовал влияние духовенства, разжигая в период войн с Ираном вражду к шиитам. Он овладел Мерном и совершил несколько походов в Хорасан. Во время борьбы против своего брата Умар-хана Шах-Мурад разрушил знаменитую Мургабскую плотину, после чего Мургабский оазис пришел в запустение.

    Коканд и Хива во второй половине XVIII в.

    Во второй половине XVIII в. Коканд уже прочно утвердил свое господство над частью Ташкентской области, но основным ядром его владений оставалась Ферганская долина. Это время было для Ферганской долины периодом дальнейшего и более быстрого хозяйственного развития. Местные летописцы сообщают о дешевизне продуктов в Коканде, о благоприятных условиях для торговли и т. п. Лишь в самом конце XVIII в. началась вооруженная борьба Коканда с Бухарой из-за обладания городами Ходжент, Ура-Тюбе и их районами.

    В Хивинском ханстве во второй половине XVIII в. вспыхнула ожесточенная борьба между туркменскими и узбекскими феодалами. С1757 по 1779 гг. здесь шли непрерывные войны, которые вновь сильнейшим образом подорвали хозяйственную жизнь оазиса. В этих тяжелых условиях в 60-х гг. выдвинулся Мухаммед-Амин, глава племени кунграт, опиравшийся на некоторых предводителей узбекских племен, а также на состоятельную часть горожан и духовенство. В1782 г. ему удалось отразить нападение бухарских войск. Мухаммед-Амин имел в своих руках фактическую власть и управлял от имени ханов, выбиравшихся из казахских чингисидов, но не пользовавшихся в стране ни малейшим влиянием. Мухаммед-Амин явился основателем династии иноков, возглавлявших объединения узбекских кочевых племен и правивших, подобно ему, от имени подставных ханов.

    Связи с Россией

    В XVII в. расширились торговые и политические связи среднеазиатских ханств с Россией. Во второй половине этого века участились приезды хивинских и бухарских послов в Москву и русских посольств в Среднюю Азию.

    При Петре I связи России со Средней Азией становятся еще более тесными. Каждые 5–6 лет в Москву или Петербург прибывали посольства из Бухары и Хивы. В XVII–XVIII вв. все большее значение для торговли со Средней Азией приобретает путь к низовьям Волги. В XVIII в. развивается также торговля с Россией по Каспийскому морю. Одна из важнейших торговых дорог проходила через Мангышлак, где были кочевья туркмен-салоров. По этой дороге в Среднюю Азию поступали русские и западноевропейские товары — меха, кожи, сукно, посуда, а также изделия из металла. Из Средней Азии в Россию вывозились хлопчатобумажные и шелковые ткани, холодное оружие и пряности.

    Возраставшие связи с Россией увеличивали тягу к ней со стороны туркмен Каспийского побережья. Ярким свидетельством крепнущего влияния России был смелый план туркмена Ходжи-Непеса с помощью русских повернуть Аму-Дарью в Каспийское море и возродить пришедшее в упадок земледелие туркмен. Ходжа-Непес приехал в Петербург и лично изложил свой проект Петру I.

    Туркменистан

    В XVII–XIX вв. в Туркменистане развивалось натуральное хозяйство: развивалось орошаемое земледелие, скотоводство и домашнее ремесло. В это время на Туркменистан нападали иранские войска, была междоусобица между богатыми слоями населения. Все это побуждало племена искать покровительства у Российской империи. Поэтому в XVII–XIX вв. развивались связи между Россией и Туркменистаном. В XVIII в. Россия послала научные экспедиции Александра Бековича-Черкасского и Ивана Дмитриевича Бухгольца, а в XIX в. — Николая Муравьева и Г. Карелина. В 1869 г. отряд русских войск высадился на восточном берегу Каспийского моря и основал город Красноводск. Это положило начало завоеванию Туркменистана Российской империей. В 1869–1873 гг. племена Западного Туркменистана легко уступили нажиму дипломатов и военной силе России. Однако племена Восточного Туркменистана оказывали сопротивление русским войскам до января 1881 г., когда пала крепость Геок-Тепе. Взятие этой крепости завершило покорение туркменских земель Россией. В 1874 г. был создан Закаспийский военный отдел, а в 1881 г. — Закаспийская область, которая вошла в состав Туркестанского края в 1899 году. В 1880–1886 гг. была построена Закаспийская железная дорога.

    До 1917 г. в Туркменистане преобладали предприятия, перерабатывающие первичное сырье: хлопчатоочистительные и маслобойные.

    С апреля 1918 г. по октябрь 1924 г. страна официально называлась Туркменской Автономной Советской Социалистической Республикой и входила в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР).

    27 октября 1924 г. была образована Туркменская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. В 1926 г. в республике приступили к коллективизации сельского хозяйства и созданию крупных хлопководческих плантаций. К 1929 г. почти 15 % декхан стали членами коллективных хозяйств (колхозов), а к 1940 г. практически вся земля находилась в пользовании колхозов, а обрабатывавшие ее крестьяне стали колхозниками. Незадолго до начала Второй Мировой войны Туркменистан вышел на второе место (после Узбекистана) в СССР по производству хлопка. Интенсивно развивались и другие отрасли сельского хозяйства. В этом большую роль играло усовершенствование оросительных систем, в первую очередь, создание водохранилищ и оросительных каналов. Наиболее важным достижением 1930-х гг. явилось формирование рабочего класса. Если до революции основными занятиями населения были скотоводство и земледелие, то ускоренная индустриализация привела к созданию класса городских рабочих, занятых в новых отраслях промышленности. В республике была практически искоренена неграмотность, существовала развитая сеть учреждений народного образования. С 1924 по 1940 гг. число рабочих, занятых в промышленности и других отраслях хозяйства, выросло с 34 до 188 тыс. человек.

    22 августа 1990 г. Туркменистан провозгласил свой суверенитет в составе СССР. 26 октября 1991 г. правительство провело референдум по вопросу о независимости Туркменистана. На следующий день Верховный Совет объявил Туркменистан независимым государством.

    Узбекистан

    Узбекистан в XVI в. входил в Бухарское и Хивинское ханства. Бухарскому хану Абдулле (1557–1598) удалось объединить на время Мавераннахр и Хорезм. Кочевые узбекские племена под влиянием местного населения начали вести оседлый образ жизни. В XVI–XVII вв. развивались связи между Узбекским ханством и Российской империей. В начале XVIII в. на территории Узбекистана образовалось новое Кокандское ханство.

    Феодальная раздробленность и произвол феодалов, междоусобные войны и борьба с кочевниками, совершавшими частые набеги, порождали хозяйственную разруху, вели к обнищанию большей части населения, тормозили культурное развитие.

    К началу 1870-х гг. Кокандское ханство было присоединено к России и вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте. Бухарское и Хивинское ханства признали вассальную зависимость от России. В 1873 г. в Коканде вспыхнуло восстание, но его подавили российские войска. И в 1876 г. Кокандское ханство было упразднено. Этим закончилось присоединение Узбекистана к России.

    Развитие промышленности потребовало изменений в экономике района; центральное место в сельском хозяйстве заняло разведение хлопчатника, в ущерб посевам других культур и скотоводству. В конце XIX в. группа среднеазиатских интеллигентов начала поиски способов преодоления экономической и социальной отсталости узбекского народа. Эти люди, известные под именем «джадидов», имели издательства и создавали школы, в которых велось преподавание как духовных, так и светских дисциплин. 30 апреля 1918 г. Туркестанский край вошел в состав РСФСР под именем Туркестанской АССР, Бухарская и Хорезмская республики вошли в состав Туркестанской АССР. В октябре 1924 г. была образована Узбекская ССР. С1924 по 1929 гг. в состав УзССР на правах автономной республики входил Таджикистан. Столицей Узбекистана первоначально был Самарканд, но в 1930 г. столица была перенесена в Ташкент.

    31 августа 1991 г. Верховный Совет республики провозгласил независимость Узбекистана.

    Таджикистан

    В XIV в. большая часть Таджикистана вошла в государство Тимура. А после его распада — в Бухарское ханство. В XVII–XIX вв. в Таджикистане существовали раздробленные феодальные хозяйства с отсталым земледелием. В 1737 г. земля, населенная таджиками, разделяется между Бухарским ханством и Афганистаном. В XIX в. Таджикистан был присоединен со всем Туркестаном к Российской империи: в 1866 г. присоединена северная часть Таджикистана, а в 1868 г. завоеван Самарканд, и бухарский эмир признал протекторат России. Интенсивно развивалось хлопководство, вводились новые сорта этой культуры. С проведением в конце XIX в. Среднеазиатской железной дороги увеличился ввоз промышленных товаров из России, создавались первые предприятия лёгкой промышленности. В 1869 и 1872 гг. в Ходженте открылись две шелкомотальные фабрики, оснащенные паровыми машинами, фруктововодочный завод, в Дегмае — стекольный завод. Началась разработка полезных ископаемых. Новое земельное устройство, введенное в Туркестанском крае в 1886 г., создало условия для возникновения капиталистических отношений в земледелии. Но приемы и способы обработки земли оставались крайне отсталыми. Экономический и политический гнет вызывал протесты народных масс. В 1918 г. территория Северного Таджикистана вошла в состав Туркестанской АССР. В Бухарском ханстве сохранялась власть эмира Сейид Алим-хана. В надежде спасти трон эмир собрал армию из 13 тыс. всадников, 12 тыс. пехоты и 70 тыс. ополченцев. Эмир установил связь с A. B. Колчаком, казачьим атаманом А. И. Дутовым, предводителями басмачей. В1920 г. части Красной Армии с командующим туркестанским фронтом М. В. Фрунзе осадили и 2 сентября взяли штурмом г. Старая Бухара. Эмир бежал в Восточную Бухару. 6–8 октября 1920 г. состоялся 1-й Всебухарский курултай (съезд) народных представителей, который провозгласил образование Бухарской народной советской республики (БНСР). В 1921 г. Красная Армия захватила Душанбе, ставший вскоре политико-административным центром Восточной Бухары. Вскоре на всей территории Восточной Бухары была установлена Советская власть. 19 сентября 1924 г. было принято решение о преобразовании БНСР в Бухарскую Советскую Социалистическую Республику и 29 сентября — о вхождении ее в состав СССР. В 1924 г. была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Северные районы современного Таджикистана вошли в состав Узбекской ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику. В годы довоенных пятилеток в Таджикистане построены крупные предприятия — Ленинабадский шелковый комбинат, механические завод в г. Орджоникидзеабад, Душанбинский шелкомотальная фабрика и кожевенный завод. Развивалась горнорудная промышленность. В1933–1934 гг. вступили в строй рудники Кансай и Такели, на базе которых в 1937 г. была построена обогатительная фабрика в Кансае.

    Перестройка 1985–1991 гг. в СССР породила демократическую волну и возрождение национальных традиций. 25 декабря 1991 гг. независимое таджикское государство возглавил Рахмон Набиев. В 1991 г. была объявлена государственная независимость Республики Таджикистан.

    Киргизстан

    Территория Киргизстана, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Исследования археологов показывают, что первобытный человек освоился здесь со времен каменного века. Киргизы — этнос, известный в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры, — донесли сквозь века до наших дней свое самоназвание.

    Первые государственные образования на территории современного Киргизстана возникли во II в. до н. э., когда южные, земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан.

    ВIV–III вв. до н. э. древние киргизы входили в мощные племенные союзы кочевников, которые сильно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В I–II вв. до н. э. часть киргизских племен ушла из-под власти гуннов (хунну) на Енисей («Энесай», по-киргизски означает «Мать-река») и Байкал («Бай кел», по-киргизски — «Богатое озеро»). Именно здесь они образовали первое свое государство — Киргизский Каганат. Он явился центром консолидации киргизского народа, формирования его культуры. Здесь возникла первая письменность киргизов. На каменных памятниках сохранились рунические надписи. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к потере письменности, но не народной памяти. Беспрецедентный по объему эпос «Манас» — подлинная энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте.

    С середины до начала X в. великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии.

    Именно в этот период киргизы, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в X в. под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия.

    В XI–XII вв. их владения сократились до Алтая и Саян. Между тем, рассеянные по огромному пространству части киргизских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмыцким), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII в. киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей.

    Во второй половине XV в. на территории Киргизстана в результате объединения киргизских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени киргизской народности.

    В начале XIX в. киргизы попали в зависимость от Кокандского ханства. Киргизы стремились освободиться от ига ханов; в разных районах страны вспыхивали стихийные восстания: в 1842–1843 гг. — в Иссык-Кульском районе, в 1845 г. — в окрестностях Оша, восстания таласских и чуйских киргизов происходили в 1857–1858 гг., самое крупное вспыхнуло в 1873–1876 гг.

    Присоединение киргизских земель к России началось в середине 1850-х гг. В 1863 г. Северный Киргизстан был присоединен к Российской империи, а в 1876 г. — Южный. В1918 г. было объявлено о вхождении Киргизии в состав Туркестанской АССР. В1924 г. Киргизия была выделена в отдельную Кара-Киргизскую автономную область. В мае 1925 г. область была переименована в Киргизскую, а в феврале 1926 г. получила статус Киргизской АССР. В 19 201 930-е гг. в Киргизии происходило бурное развитие промышленности. К1940 г. угольные шахты Киргизии давали 88 % всего каменного угля, использовавшегося в Средней Азии. Развивались также цветная металлургия, производство сурьмы и ртути, пищевая (производство сахара) и некоторые отрасли легкой промышленности.

    31 августа 1991 г. правительство провозгласило независимость Киргизской республики.

    Казахстан

    Территория Казахстана была заселена еще в глубокой древности. В течение многих веков главным занятием коренных жителей — казахов — было кочевое скотоводство. Земледелием они почти не занимались. Основную пищу — мясо, молоко, сыр, брынза, кумыс — давало животноводство. С ним же были связаны домашние промыслы — изготовление грубых шерстяных тканей, верхней одежды и обуви, кошм, веревок, сосудов. Полезные ископаемые (медь, свинец, цинк, железо) использовались мало.

    В конце XV — начале XVI вв. образовалось феодальное государство — Казахское ханство. В XVII в. оно распалось на несколько мелких ханств, враждовавших между собой. В начале XVIII в. казахские ханства — жузы — вели ожесточенную борьбу с джугарскими феодалами, нападавшими с востока. С запада совершали набеги волжские калмыки. С юга казахам угрожали бухарские и хивинские феодалы. В это время казахи млацшего жуза обратились за помощью к России. Так, в 30-х гг. XVIII в. началось присоединение Казахстана к России, которое полностью завершилось в середине 60-х гг. XIX в. В 1731, 1740 и 1840 гг. Младший жуз, Средний жуз и Старший жуз вошли в состав России. После этого в Казахстан переселилось много украинских и русских семей. И в 1868 г. Россия окончательно присоединила Казахстан.

    Стало быстро развиваться земледелие, стали строиться первые железные дороги. Но казахи были недовольны присоединением и несколько раз восставали. В 1783–1797 гг. произошло восстание под предводительством С. Датовга. В 1836–1837 гг. — восстание в Букеевском ханстве под предводительством И. Тайманова и М. Утемисова. 26 августа 1920 г. образовалась Казахская ССР, а 4 октября 1920 г. — Казахская АССР.

    Присоединение Казахстана к России явилось крутым поворотом в судьбах казахского народа. Оно способствовало созданию основ для его быстрого экономического развития, значительному расширению русско-казахской торговли, укреплению дружественных связей казахов с великим русским народом. Это предоставляло киргизам внешнюю защиту, создавая весьма прочные условия для обретения казахским народом мира и гарантий от внутренних междоусобиц. Казахи были выведены из состояния социально-экономического застоя.

    «Было время, когда волною кипело невежество и варварство среди киргиз, — писали казахи Тургайской области в 1884 г. — Набеги и схватки с соседями, отнятие друг у друга скота, порабощение женщин и т. д. — все это составляло фон внутренней жизни киргизского народа. Но могучая воля Абулхаир-хана положила предел вековому мраку… этот хан разом прозрел всю его (народа. — Ред.) печальную будущность и поспешил предупредить ее. В 1731 г. Абулхаир-хан, с согласия благомыслящих народных представителей… предложил судьбу своего народа российскому престолу через особое посольство. Предложение его было принято с величайшей снисходительностью и уважением. Таким образом, Абулхаир начал собой эпоху, откуда открывается для киргиз новый мир… и постепенно начинается стремление к общечеловеческому сближению в смысле цивилизации».[108]

    Непосредственно же для Российской империи этот процесс имел не только экономическое, но и стратегическое значение, поскольку к России была присоединена огромная территория, что укрепило ее позиции на юго-востоке и явилось одним из факторов упрочения позиций России на международной арене.

    После февральской революции 1917 г. многие молодые представители интеллигенции вступили в казахскую партию «Алаш-орда», которая с конца 1917 г. по конец 1919 г. вела борьбу за создание казахского государства, поддерживая Белое движение в его борьбе с большевиками. Гражданская война привела к огромным человеческим жертвам; победа большевиков положила конец кочевому образу жизни казахов.

    В 1918 г. земли Старшего жуза вошли в Туркестанскую АССР. В августе 1920 г. на территориях, населенных казахами Среднего и Младшего жузов, была образована автономная республика, названная Киргизской Автономной Советской Социалистической Республикой. После национально-государственного размежевания в 1924–1925 гг. автономная республика была переименована в Казахскую АССР. В1936 г. Казахская АССР была преобразована в полноправную союзную республику в составе СССР — Казахскую ССР.

    16 декабря 1991 г. была провозглашена независимость республики Казахстан.

    Документы

    Прошение народа и старшин пяти туркменских родов о принятии их в подданство России

    11 октября 1745 г.

    Высокопревосходительному и высокопочтенному тайному советнику и Астраханской губернии губернатору Василию Никитичу Татищеву всепокорнейшее доношение Мы, нижеименованные, обретающиеся при Мангишлацкой пристани жители трухменцы Бурунчуского рода кибиток триста семьдесят пять, между нами старшина Куламет Бек; Аннешского рода кибиток триста семьдесят пять, между нами старшина Пирназар Батыр; Кечешского рода кибиток триста семьдесят пять, между нами старшина Мрат Тюмена Беасы; Чакгуцкого рода кибиток триста семьдесят пять, между нами старшина Ад на Мег ли Бек; прибывшие от Хивы Бузачиского рода тысяча кибиток, между нами старшина Мегли Баха Бек, имеем желание свое быть в подданстве Е. И. В. и наследников Ее во всех услугах наших неотменно, как мы, старшины, так и наших родов трухменцы. Того ради вас высокопревосходительство всепокорнейше просим, чтоб поведено было от нас отправить с письмом нашим ко двору Е. И. В., кто из нас изобран будет показанных родов. К сему доношению во уверение приложены печати Бурунческого рода старшины Кутламек Бека да Бузачиского рода Мег ли Бака Бека знак.

    (Октября от 11-го дня 1745 г.)

    АВПР, ф. Трухменские дела, оп. 99/2, д. 1, лл. 1–1 об. (копия).

    Объявление канцлера А. П. Бестужева-Рюмина Туркменским старшинам о благоволении Императрицы Елизаветы Петровны к туркменскому народу и об условиях принятия их в подданство России

    1746 г.

    Что они, старшины, приехали сюда от своего трухменского народа, пребывающего в Мангышлаке, для прошения о принятии их в подданство Е. И. В. Самодержицы Всероссийской, зело похваляются. Но, понеже получено здесь известие, что в самое то время, в которое они, старшины, от Мангышлака для того отправлялись в Астрахань, их же трухменец, Мамат Берды называемый, будучи на берегу Мангышлака, от российского судна подозвал к себе лодку с людьми, и когда оные приближились, то стрелял по них из пищали, что с прямым желанием их о вступлении в подданство весьма несходственно. К тому же слышно здесь, что и перенятые их трухменцами бежавшие из Астрахани в лодке российские люди не все ими, трухменцами, возвращены, но четыре человека из оных мужеска и женска пола и доныне удержаны у них.

    Того ради они, трухменцы, принятию их в высочайшую и в свете славную Е. И. В. протекцию сами себя не удостоили, но по сущей справедливости и посылку к ним с хлебом и с другим купечеством из Астрахани удержать было надлежало. Но по природному Е. И. В. нашей Всемилостивейшей Государыни великодушию и в рассуждении того, что и напред сего в Мангышлаке живущие трухменцы по особливой к ним от предков Е. И. В. их императорских величеств милости хлебом и прочим довольствовали их привозным к ним в Мангышлак астраханским купечеством, и ныне то для лучшего их, трухменского народа, удовольствия чинить не запрещено и велено охочим людям дать позволение из Астрахани ездить к ним в Мангышлак с хлебом и с другими товарами; о чем тамошнему губернатору и указ Е. И. В. отправлен.

    Теперь их, трухменскому народу, высочайшую Е. И. В. милость заслужить остается следующее средство:

    1. С купечеством астраханским, которое к ним для их же собственной пользы будет в Мангышлак приезжать, поступать ласково и никаких нахальств, обид и непристойностей не чинить.

    2. А которые из тех же астраханских купцов пожелают от Мангышлака с товарами своими ехать в Хиву и в Бухары, оных не токмо свободно пропускать, но и всякое им вспоможение чинить.

    3. Которые ныне у них, трухменцев, имеются российские пленники, оных всех отпустить в Астрахань. Также и впредь, таковые, каким бы образом к ним ни достались, а особливо ежели кому случится несчастье на море и принесены будут к их трухменским берегам, всех отсылать в Астрахань же без наималейшего задержания, за которых по рассмотрению тамошнего губернатора чинено будет им, трухменцам, и награждение.

    И когда они, трухменцы, сими предписанными тремя пунктами верность свою и доброе усердие к службе Е. И. В. засвидетельствуют, тогда они и действительно в подданство Е. И. В. приняты быть могут. А между тем ныне они, старшины, отпускаются отсюда с пристойным награждением по-прежнему в Астрахань, откуда велено их немедленно отправить и в Мангышлак морем.

    АВПР, ф. Трухменские дела, оп. 99/2, д. 2, лл. 1–2 об. (копия).

    Гендемианский мирный договор между Россией и Хивой

    12 августа 1873 г.

    Во исполнение высочайшей воли Е. И. В. Государя Императора Всероссийского туркестанский генерал-губернатор, генерал-адъютант фон Кауфман 1-й, командующий всеми русскими войсками, действующими в Хивинском ханстве, 29 мая сего года вступил в г. Хиву и овладел всем ханством. Так как присоединение вновь покоренной страны к Российской империи не входило в высочайше предначертанный план действий, то туркестанский генерал-губернатор предложил удалившемуся тогда к туркменам законному владетелю ханства Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хану вернуться в столицу для принятия от него утраченной власти и прежних прав. Вследствие этого приглашения Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хан прибыл в лагерь русских войск, расположенных под стенами Хивы, и изъявил полную и чистосердечную свою готовность на исполнение всех требований и на принятие всяких условий, которые будут ему предложены командующим войском. Основываясь на этом заявлении, генерал-адъютант фон Кауфман 1-й, в силу данного ему высочайшего полномочия, объявил Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хана владетелем Хивинского ханства и для руководства в управлении страною на время пребывания там русских войск дал ему подробные указания.

    Таким образом, было установлено в ханстве спокойствие: новому положению дел немедленно подчинились все подданные Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хана, за исключением большинства родов из туркмен, которые, хотя и изъявили покорность присылкою своих старшин и депутатов к командующему русскими войсками, но на деле не признавали власти хана и не исполняли требований командующего русскими войсками. Они наказаны и усмирены силою русского оружия. Лишение значительной части имущества, большая потеря в людях и в особенности нравственное поражение, ими ныне испытанное, упрочивают власть хана над ними и обеспечивают спокойствие всей страны на будущее время.

    Прежде чем вывести русские войска из Хивы, командующий ими туркестанский генерал-губернатор, генерал-адъютант фон Кауфман 1-й, по соглашению с высокостепенным Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-ханом, постановил следующие статьи, с утверждением и принятием коих его высокостепенство хан хивинский заключает мир и дружбу с Россией и пользуется высоким покровительством Е. И. В.

    1. Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хан признает себя покорным слугою Императора Всероссийского. Он отказывается от всяких непосредственных дружеских сношений с соседними владетелями и ханами и от заключения с ними каких-либо торговых и других договоров и без ведома и разрешения высшей русской власти в Средней Азии не предпринимает никаких военных действий против них.

    2. Границею между русскими землями и хивинскими служит Аму-Дарья от Кукертли вниз по реке до отделения из нее самого западного протока Аму-Дарьи, а от этого места по сему протоку до впадения его в Аральское море; далее граница идет по берегу моря на мыс Ургу, а оттуда вдоль подошвы южного Чинка Усть-Урта по так называемому старому руслу р. Аму.

    3. Весь правый берег Аму-Дарьи и прилегающие к нему земли, доныне считавшиеся хивинскими, отходят от хана во владение России со всеми проживающими и кочующими там народами. Участки земель на правом берегу, составляющие ныне собственность хана и жалованные им для пользования сановникам ханства, отходят вместе с тем в собственность русского правительства без всяких претензий со стороны прежних владельцев. Хану предоставляется вознаградить их убытки землями на левом берегу.

    4. В случае, если по высочайшей воле государя императора часть этого правого берега будет передана во владение бухарского эмира, то хивинский хан признает сего последнего законным владетелем этой части прежних своих владений и отказывается от всяких намерений восстановить там свою власть.

    5. Русским пароходам и другим русским судам, как правительственным, так и частным, предоставляется свободное и исключительное плаванье по Аму-Дарье. Этим правом могут пользоваться суда хивинские и бухарские не иначе, как с особого разрешения высшей русской власти в Средней Азии.

    6. В тех местах на левом берегу, где окажется необходимым и удобным, русские имеют право устраивать свои пристани. Ханское правительство отвечает за безопасность и сохранность этих пристаней. Утверждение выбранных мест для пристаней зависит от высшей русской власти в Средней Азии.

    7. Независимо от этих пристаней, предоставляется русским право иметь на левом берегу Аму-Дарьи свои фактории для склада и хранения своих товаров. Под эти фактории в тех именно местах, где указано будет высшей русской властью в Средней Азии, ханское правительство обязуется отвести свободные от населения земли в достаточном количестве для пристаней и для постройки магазинов, помещений для служащих в фактории и имеющих дела с факторией, помещений под купеческие конторы и для устройства хозяйственных ферм. Эти фактории со всеми живущими в них людьми и сложенными в них товарами находятся под непосредственным покровительством ханского правительства, которое отвечает за сохранность и безопасность таковых.

    8. Все вообще города и селения Хивинского ханства отныне открыты для русской торговли. Русские купцы и русские караваны могут свободно разъезжать по всему ханству и пользуются особенным покровительством местных властей. За безопасность караванов и складов отвечает ханское правительство.

    9. Русские купцы, торгующие в ханстве, освобождаются от платежа зякета (религиозный налог в мусульманском мире, который выражается в форме пожертвования 1/10 части с дохода. — Ред.) и всякого рода торговых повинностей, так точно, как хивинские купцы не платят с давних пор зякета ни по пути чрез Казалинск, ни в Оренбурге, ни на пристанях Каспийского моря.

    10. Русским купцам предоставляется право беспошлинного провоза своих товаров чрез хивинские владения во все соседние земли (беспошлинная транзитная торговля).

    11. Русским купцам предоставляется право, если они пожелают, иметь своих агентов (караван-башей) для сношений с местными властями и для наблюдения за правильным ходом торговых дел.

    12. Русским подданным предоставляется право иметь в ханстве недвижимое имущество. Оно облагается поземельною податью по соглашению с высшей русской властью в Средней Азии.

    13. Торговые обязательства между русскими и хивинцами должны быть исполняемы свято и ненарушимо как с той, так и с другой стороны.

    14. Жалобы и претензии русских подданных на хивинцев ханское правительство обязуется безотлагательно расследовать и, буде окажутся основательными, немедленно удовлетворять. В случае разбора претензий со стороны русских подданных и хивинских преимущество при уплате долгов отдается русским пред хивинцами.

    15. Жалобы и претензии хивинцев на русских подданных, с том даже случае, если последние находятся внутри пределов ханства, передаются ближайшему русскому начальству на рассмотрение и удовлетворение.

    16. Ханское правительство ни в коем случае не принимает к себе разных выходцев из России, являющихся без дозволительного на то вида от русской власти, к какой бы национальности они ни принадлежали. Если кто из преступников, русских подданных, будет скрываться от преследования законов в пределах ханства, правительство ханское обязывается изловить таковых и доставить ближайшему русскому начальству.

    17. Объявление Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хана, обнародованное 12-го числа минувшего июня, об освобождении всех невольников в ханстве и об уничтожении на вечные времена рабства и торга людьми остается в полной силе, и ханское правительство обязуется всеми зависящими от него мерами следить за строгим и добросовестным исполнением этого дела.

    18. На Хивинское ханство налагается пеня в размере 2 200 000 руб. для покрытия расходов русской казны на ведение последней войны, вызванной самим ханским правительством и хивинским народом.

    Так как ханское правительство, по недостаточности денег в стране и в особенности в руках правительства ее, не в состоянии уплатить эту сумму в короткое время, то во внимание к этому затруднению предоставляется ему право уплачивать эту пеню с рассрочкой и с расчетом процентов по 5 в год, с тем чтобы в первые два года в русскую казну вносилось по 100 тыс. руб.; в следующие за тем два года — по 125 тыс. руб.; в 1877 и 1878 гг. по 150 тыс. руб.; затем два года по 175 тыс. руб., а в 1881 г., т. е. через восемь лет, 200 тыс. руб.; и, наконец, до окончательной расплаты, не менее 200 тыс. 1 руб. в год. Взносы могут производиться как русскими кредитными билетами, так и ходячею хивинскою монетою, по желанию ханского правительства.

    Срок первой уплаты назначается 1 декабря 1873 г.; в счет этого взноса предоставляется ханскому правительству собрать подать с населения правого берега за истекающий год в размере, установленном до сего времени; это взимание должно быть окончено к 1 декабря по соглашению ханских сборщиков с русским местным начальником.

    Следующие взносы должны быть производимы ежегодно к 1 ноября до окончательной уплаты всей пени с процентами.

    Через 19 лет, к 1 ноября 1892 г., по уплате 200 000 руб. за 1892 г. останется за ханским правительством еще 70 054 руб., а 1 ноября 1893 г. придется внести последние 73 557 руб.

    Ханскому правительству предоставляется право уплачивать и более выше определенного ежегодного взноса, если пожелает сократить число платных лет и проценты, причитающиеся за остающийся еще долг.

    Условия эти с обеих сторон — с одной стороны, туркестанским генерал-губернатором генерал-адъютантом фон-Кауфманом 1-м, с другой стороны, владетелем Хивы Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-ханом, установлены и приняты к точному исполнению и постоянному руководству; в саду Гандемиян (лагерь русских войск у города Хивы), августа в 12-й день 1873 г. (месяц Раджаба в 1-й день 1290 г.).

    Туркестанский генерал-губернатор генерал-адъютант фон Кауфман 1-й.

    По приложении своей печати, Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хан, в присутствии туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта фон Кауфмана 1-го, в 12-й день августа 1873 г. подписался.

    Договор этот прочитан и разъяснен Сеид-Мухамед-Рахим-Богадур-хану и его сановникам. Действительный статский советник кавалергер Струве.

    Сад Гандемиян (лагерь у города Хивы), 12 августа 1873 г.

    АВПР, ф. Трактаты, оп. 3, д. 1546, лл. 2–15 об. (подлинник).

    Клятвенное обещание Казахского хана Абулхаира, султана Ерали, Батыров и биев Старшего, Среднего и Младшего жузов в верности и подданстве

    23 августа 1742 г.

    Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом и пророком нашим Махометом в том, что хощу и должен Е. И. В., своей истинной и природной Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, и по Ней по Самодержавной Е. В. Императорской власти и по высочайшей Ее воле избираемым и определяемым наследникам верным, добрым и послушным рабом и подданным быть и все к высокой Е. В. силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего в потребном случае не щадить. И притом по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Е. В. верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может, так как я пред Богом и Судом Его Страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую закона нашего Коран. Аминь.

    По сему клятвенному обещанию присягали киргис-кайсацкой Меньшой орды Абулхаир-хан и сын его Эрали-салтан августа 23-го 1742 г. в лагере при Орской крепости в присутствии тайного советника и кавалера Неплюева, в чем и печати свои приложили.

    (Печать Абулхаир-хана).

    (Печать Эрали-салтана).

    К присяге приводил Оренбургской комиссии татарский ахун Ибраим Тляков, в сем и подписуется по-татарски.

    По вышеизображенной присяге прибывшие с Абулхаир-ханом киргис-кайсацкие старшины и протчие нижеписаные кайсаки в верности к службе Е. И. В. в присутствии тайного советника и кавалера Неплюева с Абулхаир-ханом присягали и тамги свои приложили августа 23-го числа 1742 г.

    <…>

    Вышеписаных киргиз-кайсаков к присяге приводил Оренбургской комиссии татарский ахун Ибраим Тляков и в том подписался (следует подпись).

    АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 122/1, 1742, д. 4, лл. 158–169 (подлинник).

    Клятвенное обещание Казахского султана Среднего жуза Салтанбета в верности и подданстве России

    28 августа 1742 г.

    Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь всемогущим Богом и пророком нашим Мухаммедом в том, что хощу и должен Е. И. В., своей истинной и природной Великой Государыне, Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской, и по ней по Самодержавной Е. В. императорской власти и по высочайшей Ее воле избираемым и определяемым наследникам верным, добрым и послушным рабом и подданным быть и все к высокой Е. В. силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего в потребном случае не щадить. И притом по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Е. В. верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может, так как я пред Богом и Судом Его Страшным в том всегда ответ дать могу, как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую закона нашего Коран. Аминь.

    По сему клятвенному обещанию присягал киргис-кайсацкой Средней орды Салтанбет-салтан августа 28-го числа 1742 г. в лагере при Орску при присутствии тайного советника и кавалера Неплюева, в чем он и тамгу свою приложил (подпись) также.

    К присяге приводил Оренбургской комиссии татарский ахун Ибраим Тляков и в том подписался.

    АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 122/1, 1742, д. 4, л. 160 об. (подлинник), л. 160 (перевод).

    Письмо Казахского султана Среднего жуза Барака Императрице Елизавете Петровне о принятии им присяги на подданство России

    12 ноября 1742 г.

    1742 г. ноября 12-го дня. С татарского письма, присланного от Барак-салтана чрез переводчика Романа Уразина и киргисца Сарымбета-батыря, с которым по переводу значит:

    К всепресветлейшей державнейшей Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской.

    Всепокорнейше в подданство пришли мы, киргис-кайсацкой Средней орды Барак-салтан со всею своею ордою, а именно: найманского роду сорок тысяч кибиток. И хотя мы и тем токмо, что больший брат Абулхаир-хан находится в верном подданстве довольны были, но по силе присланной особливой грамоты, которую велено и нам придти в подданство, мы, признавая Единого Бога и присланного от Бога нашего Мухаммеда почитая истинным пророком по закону нашему, В. И. В. в верности присягу учинили в том, что всякое повеление при случающих временах без всякого умедления исполнить, которые В. И. В. неприятели, а которые В. И. В. приятели, те и нам приятели вовеки наши. И с такими неприятелями будем поступать, не щадя своего живота, и ежели соизволит Всемогущий Господь Бог вовеки. Аминь.

    А что на словах будет доносить посланный наш Сарымбет, в том прошу оному верить. По уверению же переводчика Романа Уразина В. И. В. в подданство пришли и с ним отправили вышеозначенного своего киргисца, чтоб он восшествием В. И. В. на всероссийский престол.

    На подлинном татарском письме Барак-салтана чернильная печать.

    Переводил толмач Усман Ородланов.

    АВПР, ф. Киргиз-кайсацкие дела, оп. 122/1, 1742, д. 4, л. 221 об. (подлинник), л. 222–222 об. (перевод).

    Клятвенное обещание султанов, Биев и знатных казахов Старшего жуза при вступлении в подданство России

    Не позднее 10 февраля 1823 г.

    Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, что хочу и должен Е. И. В., моему всемилостивейшему Великому Государю Императору Александру Павловичу, Самодержцу Всероссийскому, верным, добрым и послушным подданным быть и служить Е. В. усердно, как то верному подданному надлежит, и никакой противности ни явно, ни тайно не чинить, а во всем поступать и исполнение чинить по Е. И. В. указам, не жалея живота своего. Подчиненный же мне народ содержать в правосудии и спокойствии и от всяких предприятий против интересов Е. И. В. и собственной подданного киргиз-кайсацкого народа пользы отвращать, а ежели собой сего учинить не могу, о том заблаговременно российским пограничным командирам знать давать. В заключение же сей моей клятвы целую Коран и прилагаю мою печать.

    [Далее следуют печати и тамги султанов, биев и казахов Старшего жуза.].

    Поверил правитель пограничных дел Клишин. При приводе к присяге был переводчик губернский секретарь Крынкин.

    АВПР, ф. СПб. Главный архив, 1–10, оп. 9, 1821–1824, д. 1, л. 38/39 об. (подлинники).


    Примечания:



    1

    Словарь иностранных слов. — М., 1954.



    10

    Далее зачеркнуто: выборным.



    107

    Всемирная история. Энциклопедия: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. Глава XI.



    108

    О значении Алтынсарина для киргиз в литературном отношении // Оренбургский листок. — 1884, — № 15.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.