Онлайн библиотека PLAM.RU


№71. Предложения по докладу начальника Управления снабжения горючим комдива т. Котова[344]


11 мая 1940 г.


1. Положение с выработкой нефтепромышленного высокооктанового авиагорючего продолжает оставаться неудовлетворительным. Современные авиационные моторы требуют горючее с октановым числом 95. Моторы, запроектированные к выпуску в 1941 г., будут требовать горючее с октановым числом 100. Нефтяная промышленность производит лишь 300 тонн в месяц авиабензина марки Б-95 (с З см3 ТЭСа), что не обеспечивает накопления необходимых запасов.

Постановление Правительства по развитию производства высокооктановых авиатоплив (№304сс 1939 г.) Наркомнефтью не выполнено.

2. Наркомнефть не поставляет в достаточном количестве для Красной Армии танкового крекинг-бензина (КБ-70), что приводило к напряженному положению обеспечения операций в Финляндии.

Просить Правительство об увеличении производства бензина КБ-70 в соответствии с потребностью Красной Армии.

3. Особенно остро стоит вопрос с производством селективных авиамасел, которые на сегодняшний день являются основным видом масел, годным для применения на современных авиадвигателях. Потребности Красной Армии удовлетворяются лишь на 60—70% за счет выработки маломощных, технически несовершенных установок (Владимирский завод в Москве и завод им. Менделеева в Ярославле). Мощный завод авиамасел №3 в Грозном до сих пор не введен в строй, несмотря на ряд решений Правительства, что не дает возможности накопить необходимое количество авиамасел на военное время.

4. Производство газогенераторного топлива (древесные чурки, уголь, торф, соломенные брикеты и т.п.) до сих пор не налажено, что тормозит внедрение в эксплуатацию газогенераторных машин, как в народном хозяйстве, так и в РККА.

В целях всемерной экономии жидкого горючего и получения дополнительных ресурсов его для боевых машин просить Правительство об организации производства газогенераторного топлива в размерах удовлетворяющих нужды народного хозяйства и РККА.

В УСГ Красной Армии организовать отделение по газогенераторному топливу.

5. В связи с предстоящим широким внедрением в течение ближайших 2—3 лет дизельмоторов для танковых войск, дающих значительную экономию в потреблении светлых горючих, просить Правительство форсировать производство дизельного топлива для удовлетворения растущей текущей потребности и накопления необходимых запасов на военное время.

6. Для проверки качества авиатоплива Красной Армии — во всех военных округах (окружных лабораторий ГСМ) установить двигатели ВОКЕШ для определения октановых чисел горючего, для чего УСГ КА возбудить ходатайство о закупке заграницей не менее 15 двигателей ВОКЕШ. Просить Правительство обязать НКАП или Наркомсредмаш до конца 1940 г. освоить промышленное производство двигателей типа ВОКЕШ.

7. Для ведения научно-испытательной, опытной работы и контроля за качественной стороной производства авиатоплив и авиамасел в стране создать военный научно-испытательный институт ГСМ.

8. ВВС Красной Армии, АБТУ совместно с ГУАС КА и УСГ КА установить жесткие нормы расхода смазочных масел, имея в виду сокращение норм расхода масел, доведя их до 4,5—5% от расхода горючего.

9. Обязать УСГ КА совместно с АБТУ и ГУАС КА организовать в 1940 г. сбор и регенерацию отработанных масел, для чего закупить в Наркомнефти не менее 70 штук регенерационных установок.

С целью внедрения новейших образцов заграничной техники по регенерации отработанных масел — разрешить УСГ КА закупить за границей 2 установки по регенерации[345].

10. Тара, заправочная и мерная посуда.

Оставить на вооружении Красной Армии:

Цистерны 15, 17, 25, и 50 м3, контейнеры КП-2, бочки оцинкованные и железные емкостью 250 литров, бидоны бензиновые и масляные емкостью в 20 и 10 литров, воронки, ведра мерные, водомаслогрейки Гончарова.

а) Контейнеры КЦ-6 ввиду их ограниченного применения, громоздкости, малой емкости снять с производства в 1940 г., заменив их в плане заказов цистернами 15—17 м3.

б) Ходатайствовать перед Правительством о переводе заказа НКО (цистерны, бочки, бидоны, контейнеры КП-2, водомаслогрейки Гончарова) из балансовой продукции в разряд военных текущих заказов «ВТЗ». Восстановить производство контейнеров КП-2 емкостью 1,2 т на Мордовщинском заводе.

11. Средства заправки и перекачки и транспортировки ГСМ.

Оставить на вооружении Красной Армии:

Бензоперекачечные станции ГАЗ-АА с насосом ЦД-10 и 4АД-90, бензомотопомпы Л-6/2, ручные бензиновые и маслораздаточные насосы, коллектора (трубопровод) дл. 1,5 км, бензозаправщики и автоцистерны на шасси ЗИС-5, водомаслозаправщики на шасси ЗИС-6, бензостойкие тиоколовые шланги, раздаточные краны «ОК».

Отметить резкий недостаток средств транспортировки и заправки горючего, что создает трудности в подаче горюче-смазочных материалов от станций снабжения до войсковых частей и приводит к большим потерям горючего.

На 1.IV.40 г. обеспеченность РККА в %% составляет:

— автоцистернами на 32

— водомаслозаправщиками на 32

— бензомотопомпами Л-6/2 на 39

— бензоперекачечными станциями на 54

— ручными насосами на 23

Для коренного улучшения создавшегося положения необходимо расширять производство средств транспортировки и заправки горючего, для чего:

а) ходатайствовать перед Правительством о расширении производства ручных бензиновых насосов на заводах: «Красный Факел», «Знамя Труда», «Красная Звезда» и восстановлении производства ручных бензиновых насосов на заводе «Красный Октябрь» Наркомата автотранспорта РСФСР, с переводом их из балансовой продукции в разряд военных текущих заказов «ВТЗ»;

б) ручные бензиновые насосы с 1941 г. передать в номенклатуру заготовок УСГ КА, изъяв фонды на них из ИУ и КЭУ КА;

в) ходатайствовать перед Правительством о расширении баз производства бензоперекачечных станций типа ЦД-10 на заводах: №5 Главтекстильмаша, Московском заводе автопожарных машин, бензозаправщиков и автоцистерн на заводах «Промет» и заводе им. Медведева;

г) просить Правительство о восстановлении производства бензозаправщиков, автоцистерн, водомаслозаправщиков на заводах: Подольском, Мордовщинском и «Январское Восстание», и окончании освоения Новоторжского завода в течение III квартала 1940 г., обратив его целиком на производство автоцистерн для НКО (УСГ КА) в 1941 г.;

д) просить Правительство о выделении специальной производственной базы для изготовления бензоцистерн на прицепе, с годовой мощностью до 2000 шт.;

е) ввести на вооружение армейскую авторемонтную мастерскую по типу «Б» для ремонта вооружения службы снабжения горючим;

ж) разрешить закупить за границей:

— бензомаслоперекачечный агрегат, смонтированный на автомашине и работающий от двигателя автомашины — 1 шт.;

— бензомасломотопомпу, смонтированную на прицепе автомашины и работающую от индивидуального двигателя внутрен. сгорания — 1 шт.;

— автоцистерну емк[остью] 8 тонн с механическим (от двигателя машины) и ручным насосами — 1 шт.;

— бензоморозостойкий шланг (гибкий неметаллический) — 100 м;

— металлический гибкий шланг — 100 м;

— маслосчетчик повышенной точности — 2 шт.;

— бензосчетчики — 2 шт.;

— стационарную заправочную бензоколонку для стационарных складов ГСМ — 1 шт.;

— передвижную заправочную бензоколонку для головных складов ГСМ — 1 шт.

— раздаточный кран автоматический — 2 шт.

12. Учитывая возросшее значение снабжения войск горючим, также оперативность и сложность его, считать необходимым выделить из системы ВТС КА службу снабжения горючим, подчинив ее народному комиссару обороны и военным советам округов и армий.

13. В связи с возросшими потребностями в горючем и его многосортности считать необходимым иметь начальников снабжения горючим в стрелковых и кавалерийских корпусах и дивизиях мотомеханизированных и авиационных соединениях и частях и артиллерийских полках РГК на мехтяге.

14. Ввести во все действующие штаты полевых управлений ОСГ армий штат №02/23.

15. Армейские средства подвоза горючего (автобаты, автороты) подчинить во всех отношениях начальникам ОСГ армий и фронтов.

16. В мирное время содержать кадры головных складов — начальника склада и начальника механизации, на которых возложить разработку мобплана склада, контроль за припиской и изучением личного состава, контроль за сохранением техники склада и проведение учебных сборов.

17. Формирование ремонтно-восстановительных отрядов по восстановлению складов исключить из схемы развертывания, возлагаемое на НКНП.

18. Сформировать центральные и окружные (армейские) мастерские по ремонту и восстановлению имущества службы снабжения горючим.

19. Ввести в штаты УСГ КА отдел и в штаты ОСГ округов (армий) отделения по ремонту и эксплуатации техники службы снабжения горючим.

20. Снабжение горючим в военное время производить по схеме центр — фронт через распределительные станции фронта, фронт — армия через распределительные станции армии.

21. В мирное время УСГ КА, с утверждением Генштаба, установить ориентировочные пункты фронтовых и армейских распредстанций, соответственно оборудованных емкостями под горючее, хранилищами под тарные масла и материальными складами, имеющих достаточное количество обгонных путей и тупиков.

22. В целях создания маневренных запасов горючего в распоряжении фронтового командования, построить склады горючего емкостью до 25 000 тонн.

23. Просить Правительство обязать НКПС предусмотреть увеличение парка ж.д. цистерн, а также цистерн термических и малых с нижним сливом до размеров необходимых для обеспечения потребностей в военное время.

24. С началом военных операций придавать в распоряжение ОСГ фронтов по 20 шт. большегрузных цистерн для организации ж.д. «вертушек».

25. Довести емкость головного склада до 800 т, соответственно увеличив штат склада, имея в виду его круглосуточную работу.

26. Поручить Генеральному штабу КА произвести проверку мобилизационной готовности нефтяной промышленности.

27. Просить Комитет Обороны пересмотреть дислокацию количество и сортность запасов горючего УТР в соответствии с планами Генерального штаба КА.

28. Генштабу Красной Армии установить план хранения мобзапасов ГСМ по сортам по каждому складу к 1 июля 1940 г., избегая, по возможности, многосортности на отдельных складах.

29. Дислокацию и емкости подлежащие строительству гражданских нефтебаз устанавливать согласно требованиям Генштаба.

30. Считать необходимым, начиная с 1940 г. строить базисные склады для М3 емкостью не ниже 2 000 тонн.

31. В плане строительства 1941 г. предусмотреть в первую очередь расширение уже существующих и строящихся сейчас мелких складов.

32. Для развертывания в военное время складов горючего временного упрощенного типа по 500 т. каждый заготовить их типовые комплекты в количестве и по дислокации определяемой ГШ КА.

33. В районах вероятных фронтов, обязать Главнефтесбыт построить разливочные масла, определив пункты и производительность их по заданию Генштаба Красной Армии.

34. В мирное время существующие нефтебазы Главнефтесбыта подготовить к требованиям эксплуатации во время войны.

35. Просить Правительство обязать Наркомат автомобильного транспорта РСФСР построить раздаточные бензоколонки на шоссейных и грунтовых дорогах по указанию Генштаба КА.

36. В целях удешевления и сокращения сроков строительства, начиная с 1941 г., центральные и фронтовые базы горючего строить большой емкостью, надземного типа и с развитием ж.д. путей[346].


Локтионов 11.5.40.

Котов 11.5.40 г.[347]


РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2687. Л. 119—125. Подлинник.



Примечания:



3

РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 47. Л. 107.



34

Так в документе



344

Заголовок документа. См. также док. № 34.



345

Здесь и далее подчеркивания документа.



346

На документе имеется машинописная помета: «Отп. 5 экз. 11.V.40 г.».



347

Подписи с датировкой подлинные. На экз. №3 — имеются подлинные подписи: Котова с датировкой 11.5.40 г., Н.А. Кутнякова и Д. Павлова. На экз. №4 имеются подлинные подписи Котова с датировкой 11.5.40 г., Н.А. Кутнякова и одна неразборчива. (Там же, л. 140, 147).









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.