Онлайн библиотека PLAM.RU


Начальное обучение детей

«1871 года Апреля 19 дня мы нижеподписавшиеся Московского уезда Зюзинской Волости крестьянская жена села Зюзина Авдотья Яковлева Седова и Волостной Писарь Зюзинской Волости Дмитрий Иванов Борисов сделали сей договор по обоюдному согласию в следующемъ: 1. Я Авдотья Седова отдала своего родного сына Алексея Тимофеева 13 лет мало умеющего грамоте для обучения лучшего письмоводства счетоводства чтения и других писарских практическихъ занятий на практику к Волостному Писарю Борисову сроком на три года. 2. А я Борисов взял к себе сына Седовой для обучения писарской должности если сын ее Алексей будет способен с тем чтобы мать его Авдотья Седова обязана содержать его на своем иждивении одежды и обуви и от меня Борисова в течение трех летъ требовать ничего не должны. Обучение должен я Борисов дать бесплатно. 3. Я Седова по обучении моего сына Алексея брать от Борисова не должна без его на то согласия а в противном случае Седова обязана уплатить Борисову за обучение сумму пятьдесят руб. серебром без суда и прекословия. 4. Я Борисов если буду служить в Зюзинской волости то не должен отказывать в обучении ее сыну но если я Борисов уволюсь из Зюзина в другую волость, то Седова если я пожелаю взять сына ее Алексея не должна задерживать, а если не согласится отпустить то согласно 3 пункта сего условия обязана выплатить за обучение. Если уволюсь и не поступлю несколько времени на должность, то Алексей должен находиться у матери и должен ждать моего места в другой волости. Алексей должен находиться на харчах Борисова бесплатно, а одежда и другие вещи должна исправлять Седова. 5. Я Седова предоставляю право Борисову поступать с Алексеем отеческим образом и волен он, если виноват будет сын, наказать его отечески, не причиняя вред здоровью. 6. По истечении трехлетнего срока должен Борисов или дать место, т. е. приискать, или положить жалованье сыну по возможности если будет годен сын Алексей и во всем как он Борисов пожелает устроить сына спорить не буду я. 7. А я Борисов должен о сыне ее Алексее иметь отеческое попечение и устроить к улучшению сына ее Седовой. Условие сие с обеих сторон выполнить свято в чем и подписуемся. При этом дополняется, что в случае смерти меня Борисова или Алексея то условие само собою уничтожается, но смертью Авдотьи Седовой условие сие не нарушается...»[148]

Договор на двух страницах подробно оговаривал все права и обязательства обеих сторон: писаря и матери с сыном. Ведь мать отдавала мальчика на «отеческое попечение» писаря на целых три года бесплатного обучения, по прошествии которых писарь обязывался или взять ученика на жалованье, или приискать ему место. Мать за время обучения могла повидать своего сына на коротком свидании.

В те годы не было в селе Зюзине школы, где дети могли бы получить необходимые познания в письме и счете. И родители отдавали своих чад в обучение мастерам. Договора заверялись волостным старшиной, поэтому сохранилось несколько экземпляров подобных договоров, относящихся к 70-м гг. XIX в. Чему тогда обучались мальчики Зюзинской волости? Форейторской езде, токарному по дереву мастерству, сапожному и медному мастерству.

Частные училища были в ближайших селах – Сергиевском-Конькове (с 1859 г.) и Верхних Котлах (с 1869 г.); но все равно это было далеко, добираться неудобно, потому и учеников там было немного. В 1873 г. в Московском уезде начали открываться земские народные училища, и сельские общества предлагали свою помощь в их содержании. Зюзинское сельское общество тоже подало в Московскую уездную земскую управу (М.У.З.У.) свое решение об открытии в селе начального народного училища – «приговор... составленный 12 августа, в коем крестьяне, ходатайствуя об открытии начального народного училища, обязываются в течение трех лет нанимать под училище помещение, а для учителя квартиру, отапливать оные и содержать сторожа». Под училище и квартиру для учителя общество предложило дом зюзинского крестьянина Максима Иванова Заварзина. По заключению М.У.З.У., без существенного ремонта занятия в нем начинать было нельзя. С ремонтом поспешили, и 14 августа 1875 г. Управа постановила открыть в Зюзине земское начальное народное училище. Но через несколько месяцев в одной из комнат обвалился потолок. В училище было холодно, как и в квартире учителя, расположенной в пристройке, которую так и не обшили тесом. С трудом прозанимались в училище еще один учебный год. Другого дома для училища в Зюзине не нашлось. И в 1877 г. его перенесли в дер. Чертанову, где крестьянин Широков предоставил для училища второй этаж своего дома (тоже отремонтировав его).

План Чертановского земского училища. 1896 г.

Обучение грамоте. Древнерусская миниатюра

На первый этаж Широков пускал постояльцев. По сохранившемуся плану Чертановского училища можно представить, где проходили занятия сельских ребятишек. Самая большая комната на этаже, угловая с пятью окнами на юг и на восток – учебная комната. В ней три ряда столов. В середине размещался 1-й класс, а по бокам – 2-й и 3-й классы. За стенкой – раздевалка, немного меньше учебной комнаты, где, судя по плану, дети не только раздевались, но и могли играть. Обе эти комнаты обогревала одна печь. Комнату учителя и кухню отапливала другая печь. Из сеней две двери вели в квартиру учителя (в кухню) и в раздевалку. Посылая этот план в Московскую уездную земскую управу в 1896 г., учительница М. Семенинко сообщала, что высота помещений – 4 аршина, «стены и потолок стали очень темны и требуют окраски их в белый цвет. Это необходимо ввиду плохого освещения училища»[149]. В Чертановскую школу ходили дети и из Зюзина, и из деревни Котляковой.

Вновь училище в Зюзине открылось только в начале 1894 г., со второго полугодия учебного года. Непритязательный скуповатый отчет инспектора народных училищ К.К. Кноблоха читается сейчас как чеховский рассказ про Ваньку Жукова.

«Зюзинское земское сельское начальное училище в с. Зюзине Зюзинской волости. Училище это еще только открылось в отчетном году. Помещается оно в наемном доме, не особенно удобном; классная комната стеснена железной печкой, которая стоит посреди ее. Законоучителем назначен священник Ирисов, а учительницей Померанцева, бывшая помощницей учительницы Семеновского училища. Учащиеся делятся на 2 отделения: младшее (13 мал. и 12 дев.) и среднее (11 мал. и 5 дев.). Из последнего ученики учились уже раньше в Семеновском училище. Учебное дело начато и ведется учительницей хорошо. В младшем отделении одни читают по букварю, правильно сливая звуки, а другие по книге Баранова (тех и других по половине). Книг для чтения было мало для всех, но потом по моему указанию они были туда посланы из Земской Управы. Счет в этом отделении доходит пока еще до 10-ти (прямой и обратный). Писать только начинают. В среднем отделении читают хорошо и с пониманием: прочитанное по-русски рассказывают, а со славянского переводят на русский язык. Под диктант пишут, а также списывают с книг, причем я просил учительницу обращать как можно больше внимания на каллиграфию, которую легче поставить сразу как следует, чем исправлять потом. Задачи в этом отделении делают на числах до 60 удовлетворительно. Законоучитель только начал свои занятия, и проверять было нечего».

В том же учебном году инспектор Кноблох осмотрел и некоторые другие земские и частные училища Зюзинской волости и составил о них очень толковые отчеты. Вот, к примеру, как выглядели, с его слов, училища в Тропареве и Ясеневе, самых крупных селах волости.

«Тропаревское, в с. Тропареве Зюзинской волости, в доме, принадлежащем земству. Осмотрено мною в первый раз. Законоучителем состоит священник Краснопольский с 1884 г., а учительницей Вознесенская, имеющая звание начальной учительницы с 1884 г., а в этом училище с 1892 г. ... Она не особенно выдается из числа заурядных, но ведет дело удовлетворительно. Учащихся в младшем отделении 14 мал. и 9 дев. Успехи учащихся средние. Читают недурно во всех отделениях, но рассказ мог бы быть лучше. В умственном счете ученики не бойки. Письмо удовлетворительно, но не у всех одинаково; в старшем отделении много еще надо сделать, чтобы довести его до надлежащего уровня...»

«Ясеневское, в с. Ясеневе Зюзинской волости, помещение наемное, удобное. Осмотрено в первый раз. Учащие: законоучитель священник Величкин с 1877 г. и учитель Никольский с 1878 г. из учительской семинарии. Учащихся в младшем отделении 12 мал. и 11 дев., в среднем 13 мал. и 7 дев. и в старшем 10 мал. По Закону Божию пройдено по программе достаточно, и ученики отвечали хорошо. По прочим предметам успехи хороши во всех отделениях, исключая каллиграфии в старшем отделении, на что и было обращено внимание учителя. Последний хорошо знаком с методом и приемами обучения и занимается прилежно. Ученики поют».

В конце учебного года инспектора, как правило, тоже приезжали в училища – на экзамены – и составляли отчеты. По итогам того же учебного года в Зюзинском училище отчет написал А.М. Катков, известный в волости землевладелец и общественный деятель.

«Зюзинское училище открыто лишь со второй половины учебного года. Учительница переведена бывшая помощница Семеновского училища, всех учеников было 41. Экзамен был произведен 7 мая. Ответы учеников поражают своей толковостью по всем предметам. Успехи по Закону Божию и письменные работы прекрасны»[150].

В сельской школе. Художник В. Маковский. 1883 г.

К концу XIX в. начальное обучение детей Зюзинской волости проводилось в школах разного типа: в училищах Министерства народного просвещения – одноклассных или двуклассных, в земских начальных училищах (двуклассных), в церковно-приходских школах. Училища нередко возникали в несколько заходов, закрывались и снова открывались. Так было не только в Зюзине, но и в других местах. Плохо было и с посещаемостью. Детей порой вместо школы родители посылали в поле или на огород – не было привычки учиться.

Проблема эта очень волновала образовавшееся в 1865 г. земство, которое не только вело статистический учет и инспектировало имеющиеся училища, но и искало способы открывать все новые и новые земские училища. Для этого привлекались средства сельских обществ и владельцев поместьев, фабрик и заводов.

До 1871 г. уездное земство ограничивалось только тем, что выделяло вспомоществование частным лицам, содержащим училища, выдавая по 90 руб. в год тем училищам, в которых числилось от 15 до 25 учеников, и по 115 руб. тем, в которых было более 25 учеников. В Зюзинской волости было уже шесть таких училищ. Все они располагались в домах священников, которые были и преподавателями в них.

Раньше всех, в ноябре 1850 г.[151], возникло Сергиевско-Коньковское сельское приходское училище в доме священника Зерченинова для детей прихожан (о. Зерченинов, учащихся – 27 мальчиков и 2 девочки). В 1862 г. открылось Киёво-Качаловское (о. Крылов, учащихся – 19 мал. и 1 дев.). Несколько позже, в 1868 г., появились еще три приходских училища: в январе – Ясеневское (о. Боголепов, учащихся – 29 мал. и 6 дев.) и Троицко-Теплостанское (о. Смирнов, учащихся – 33 мал. и 4 дев.), а в октябре – Тропаревское (о. Смирнов, учащихся – 19 мал.).

В сессию 1871 г. Земское собрание, «признав существовавшие в то время школы не удовлетворяющими современным требованиям педагогики и потому не достигающими желательных результатов, пришло к убеждению, что для правильной постановки учебного дела необходимо устройство земских училищ, снабженных удобными помещениями, учебными пособиями, а главное учителями, занятыми исключительно преподаванием». После этого решения постепенно стали появляться все новые и новые земские школы. Назывались они начальными народными училищами. В начале учебного 1873/74 г. в числе первых пяти в уезде открылось училище в селе Ясеневе Зюзинской волости. Ясеневское сельское общество обязалось уплачивать на содержание училища 100 руб. в год начиная с 1 августа 1874 г., а помещица М.С. Бутурлина на время уступила под училище отдельный флигель. Со следующего учебного года под училище наняли дом у крестьянина Монахова на шесть лет с платой по 150 руб. в год.

Другие сельские общества через год тоже изъявили желание оказать земству помощь в содержании училища постоянными пожертвованиями. Приговоры об этом сельских обществ поступили из с. Сергиевского-Конькова и деревень Деревлевой и Дальней Беляевой. Здесь общество и несколько частных лиц обязались уплачивать ежегодно по 159 руб. в течение трех лет. По получении такого приговора Управа наняла помещение в доме священника о. Зерченинова, в котором и прежде помещалось училище, за 150 руб. в год с отоплением и сторожем. Кроме того, о. Зерченинову было выдано единовременно 50 руб. на приспособление помещения для школы. Потом прислали и учительницу. Училище в Сергиевском от Московского уездного земства было открыто в сентябре 1874 г.[152]

К концу XIX в. рост числа училищ в волости стал стабильным. В 1899 г. тут значились Зюзинское, Чертановское, Ясеневское, Тропаревское, Усковское, Битцевское училища. В 1904 г. прибавилось Троицко-Черемушковское, а в 1914 г. – Румянцевское.

В 1908 г. появилось двуклассное училище Министерства народного просвещения на железнодорожной станции Бирюлево Павелецкой ветки Московско-Рязанско-Уральской железной дороги, которая открылась в 1900 г. Позже это училище стало железнодорожным, единственным профессиональным учебным заведением в волости.

По статистическим данным, опубликованным в 1881 г., можно судить, что среди сел и деревень Зюзинской волости показатель грамотности был самым высоким в с. Ясеневе – 26% (на 730 жителей 191 грамотный). Чуть ниже – 25,5% – в с. Зюзине (на 416 крестьян 106 грамотных, вместе с учащимися, в том числе 92 мужчины). Еще ниже этот показатель был в других селениях: 23% – в д. Деревлевой и в д. Анниной; 20% – в Верхних Котлах (в обеих частях); 17% – в Конькове; 16% – в с. Покровском-Городне вместе с выселками и д. Румянцевой, 15% – в с. Тропареве и д. Котляковой.

В марте 1896 г. у зюзинского имения появился новый владелец – купец Дмитрий Андреевич Романов[153]. Он способствовал земству в строительстве нового здания для Зюзинского земского народного училища, в котором дети стали заниматься в учебном 1897/98 г. А в ноябре того же 1897 г. уездное Земское собрание выбрало Д.А. Романова на три года в попечители Зюзинского училища[154]. Романов угощал ребят по праздникам чаем и сахаром, купил для школы фисгармонию[155]. На следующее трехлетие попечителем училища избрали его сына Петра Дмитриевича Романова.

Петр Дмитриевич сменил отца в деятельности попечителя еще при его жизни (Д.А. Романов умер в марте 1901 г.) и оставался в этой роли до октябрьских событий 1917 г. На его деньги ежегодно приобретались книги для раздачи в день экзаменов ученикам старшего отделения, а младшим – рубашки и кофточки, устраивались елки и детские спектакли. Так в докладе М.У.З.У. № 9 по народному образованию за 1903 г. сообщалось:

«В Зюзинском училище от попечителя школы П.Д. Романова в день экзамена все дети получили по коробке конфет, ученикам же старшего отделения были розданы молитвенники, рубашки, шелковые платки, а лучшие из них, кроме того, были награждены книгами известных русских писателей»[156]. В ведомости при этом отчете, кроме попечителя П.Д. Романова, названы учителя: законоучитель Николай Алексеевич Беляев, 1-я учительница Лидия Николаевна Раздеришина (от Московского испытательного комитета), 2-я учительница Бессонова Мария Петровна (от Филаретовского училища).

Кстати, Лидия Николаевна впоследствии стала Никольской, выйдя замуж за учителя Василия Ивановича Никольского, и работала в Зюзинской школе до марта 1930 г., когда была уволена в связи с присылкой нового директора. Как написано в ее заявлении с просьбой оставить ее школьной работницей, она 40 лет работала учительницей, из них 32 – в должности заведующей Зюзинской школы, а в 1906 г. организовала Зюзинскую районную библиотеку[157]. Хочу отметить, что, судя по документам, Лидия Николаевна работала учительницей с 1885 г.[158], т. е. даже 45 лет.

В 1908 г. П.Д. Романов выделял 5 руб. 50 коп. на наглядные пособия и 30 руб. на устройство Народной библиотеки при училище. В ученической библиотеке в том году было 413 книг, и ею активно пользовались и дети, и даже взрослые[159]. Сельское общество просило открыть народную библиотеку и пожертвовало для этого небольшую сумму, которая поступила в кассу Управы.

Ученики Зюзинской школы с учительницей. 1947 г. Фото из коллекции автора

Дети всех классов Зюзинской школы собрались на занятия 14 сентября 1942 г. Фото из коллекции автора

Кстати, в этом году и в других училищах Зюзинской волости уже были ученические библиотеки: Коньковском (418 книг), Покровском-Выселки (517 книг), Румянцевском (405 книг), Троицко-Черемушковском (310 книг), Тропаревском (447 книг), Чертановском (251 книга), Ясеневском (933 книги).

Интересен адрес школы в одной из ведомостей, представленных Управой Земскому собранию: «за Серпуховскую заставу по Якунчиковскому проезду 7 верст».

Якунчиковский проезд – частная дорога, проложенная владельцем кирпичного завода Якунчиковым от Москвы через Троицкое-Черемушки, где у него был завод, через Черемушки (Знаменское), где он владел имением; через деревню Шаболовку, где в те годы уже была земская лечебница, в которую заводчик вложил немало средств; до села Зюзина, бывшее тогда центром волости. Деревянная школа, построенная в 1897 г., сохранилась и после революции, и долго еще учились в ней зюзинские ученики, хотя позже была уже построена рядом и каменная. В альбомах старожилов сохранилось немало памятных фотографий из школьной жизни XX в.

Традиция назначать попечителя над конкретным земским училищем из желающих владельцев имений, на территории которых располагалось училище, возникшая в конце XIX в., постепенно укрепилась, и в начале XX в. на территории уездов, в том числе и в Московском уезде, возникла система сельских попечительств. В Зюзинском волостном сельском попечительстве в 1912 г. было 124 члена[160]. Из их годовых и вступительных взносов складывался основной приход попечительства. Другими источниками для пособий являлись пожертвования, прибыли от концертов и спектаклей, кружечный сбор и проценты с капиталов. В 1916 г. председателем Зюзинского попечительства был утвержден князь Владимир Петрович Трубецкой, а товарищем председателя – Ольга Николаевна Якунчикова, супруга владельца Черемушек[161]. Организация приварков (школьных завтраков) вызвала впоследствии создание школьно-приварочных комиссий при школах, которые нередко становились центром родительской и сельской общественности и решали не только проблемы питания, но и библиотек, и внешкольного досуга.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.