Онлайн библиотека PLAM.RU


Предисловие

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ЯВЛЕНИЯ

Первые подвиги земношарного масштаба народы и племена Восточной Европы совершили задолго до рождения Древнерусского государства, и по справедливости, наш разговор нужно начинать хотя бы со «скифского тетрагона», занимавшего в VII–IV веках до н. э. квадрат с вершинами в современных городах Николаеве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону.

Искусство скифов, мудрецы, Анахарсис например, воины, вожди, великолепные победы в походах и сражениях остались в историческом генофонде человечества навсегда. Есть о чем поговорить.

Можно вспомнить «управляемых женщинами» сарматов (савроматов), сменивших скифов в восточноевропейской степи, хуннов-гуннов, и готов, и угро-финнов, проживавших когда-то на территории от Арала до Венгерской равнины и от Финляндии до Югорского камня. К сожалению, я пока не имею достаточных знаний, позволивших бы четко изложить достижения обитателей Восточной Европы приблизительно с XII–X веков до н. э., когда завершилось очередное мощное переселение народов, охватившее все без исключения цивилизационные центры земного шара, по VI–VII века н. э., когда закончилось так называемое Великое переселение народов, результатом которого явилось рождение, а точнее сказать, зачатие в Восточной Европе народа, создавшего в будущем крупнейшую евразийскую державу.

Какие это были интересные, насыщенные, динамичные 16–20 столетий в истории планеты людей, как много мы знаем уже о событиях в других регионах. «В других — да! — слышу я упрямое возражение некоторых знатоков. — А в Восточной Европе, необустроенной, необжитой, малонаселенной, никакой государственной жизни не было и быть не могло!» Мне известно это мнение, но согласиться с ним я не могу и вот почему.

Земной шар представляет собой единый социально-психологический организм, в котором все процессы (например, развитие государств) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Да, в одном регионе планеты государственная жизнь может бурлить, в другом — находиться в «штилевом состоянии», и если бы не громадные богатства Восточной Европы и ее относительная близость к сильным государствам Древнего мира, то я бы смирился с мнением тех, кто считает, что здесь до «призвания варягов» и людей-то почти не было. Одни медведи да прочая живность бродили по таежным лесам, охраняя строевой лес, пушного зверя, мед, другие дары леса, местных рек, озер, полей. Об этих богатствах хорошо знали те же скифы. Но почему-то выше линии Киев — Воронеж они не поднимались. Почему? Потому что их медведи да лоси пугали, страшные на вид?

Ну, уж с медведями-то степняк договорился бы, и брал бы он здесь задарма все богатства, и отправлял бы их в Азию Ахеменидам, на Балканы грекам, а то и в Китай, и в Индию. Не брал. Не отправлял, будь они неладны, эти восточноевропейские медведи.

«Управляемые женщинами» властвовали в восточноевропейской степи в эпоху эллинизма. В те времена греческие (а чуть позже — римские) инженеры строили могучие механизмы для взятия крепостей и громадные корабли. Деметрий Полиоркет («Осаждающий города») вообще помешался на этом деле. У него был огромный флот, много военной техники. Один его корабль, если верить Плутарху, достигал в длину 280 локтей, то есть около 150 метров. Это прекрасная роща, лес! А сколько таких лесов уничтожил только Полиоркет! Он и другие полководцы, и купцы, и богатые люди остро нуждались в строительном лесе. В странах, прилежащих к Средиземному морю, леса почти не осталось. В Центральную и Западную Европу их не пускали местные племена. А кто их не пускал в Восточную Европу?

Не правда ли, странно?! Огромный природный склад оставался нетронутым и вроде бы как ненужным никому. Можно ли в это поверить? Логично ли такое отношение сильных стран к восточноевропейским богатствам? Нет.

Логичнее было бы признать, что уже в XII веке до н. э. — V–VI веках н. э. здесь обитали сильные племена, не пускавшие в родной дом кого ни попадя. Да, государства, в современном понимании этого слова, у них не было, но оно им и не нужно было. Однако это не означает, что они не имели некоей скрепляющей организационной структуры, например, прочного в пространстве и во времени союза племен.

Возможность существования такого государственного образования в лесной обширной стране подтверждается, например, византийским историком Прокопием Кесарийским, который в труде «Война с готами», упоминая племена славян и антов, обитавших севернее Истра (Дуная), в частности, говорил: «В древности оба эти племени называли спорами („рассеянными“), думаю потому, что жили они „спораден“, рассеянно. Поэтому и земли занимать им надо много…» Занимая обширные территории, живя рассеянно, славяне, если верить Прокопию, в случае необходимости практически мгновенно собирали крупное войско и либо давали отпор вторгшемуся на их территорию врагу, либо отправлялись в военные походы. В VI–VII веках славяне совершили много походов на Балканы, в Черное и Средиземное моря, в Малую Азию, но нас в данном случае волнуют не воинские подвиги, а наличие у славян порядка, которому могли позавидовать многие государства и их лидеры.

Признав реальной возможность создания в Восточной Европе прочных государственных образований задолго до создания Древнерусского государства, мы должны признаться в том, что история этого региона в очерченный нами важный для мировой цивилизации в целом период разработана чрезвычайно слабо. А это приводит некоторых исследователей к странным выводам, решениям и, что очень опасно для землян, действиям.

Вспомним, например, горячих парней, создавших в XX веке фашистскую партию в Финляндии и возмечтавших создать великую угро-финскую державу на территории Восточной Европы. Для начала, естественно. С каким пафосом молодые люди говорили о своих славных предках, пытаясь растревожить соотечественников и напрочь забывая, что древние финно-угры свое слово в цивилизационном процессе уже сказали, что к ним эти парни никакого отношения не имеют, как, например, современные обитатели Балканского полуострова ничего общего не имеют с греками времен Миноса, Геракла, Тесея, Одиссея, Гомера, Писистрата, Солона, Фемистокла, Перикла и так далее.

Точно так же некоторые китайцы, сохранившие, надо сказать, много от древних обитателей Поднебесной, не имеют никакого права говорить о границах империи Хань, империи Тан как о вечных и нерушимых границах Поднебесной.

Я не хочу обижать ни горячих, ни холодных (а нормальные меня поймут), ни обидчивых, ни обиженных. Я говорю о том, что любой государственный организм имеет вполне определенный срок жизни и, как это ни печально, отработав свое время в истории, он умирает. Умирают народы, малые и великие. Остается с землянами опыт тех, кто жил-поживал на нашей планете раньше нас, опыт, который просто невозможно передавать по наследству, потому что он принадлежит всем. Да, великие греки в своих деяниях, произведениях прославляли Элладу и эллинов. Прославили. Покинули сцену истории. И передали опыт свой в копилку общечеловеческих ценностей. И древние китайцы — тоже. И египтяне, шумеры, аккадцы, ассирийцы, древние иудеи, римляне… Их опыт — наше главное богатство.

И нам нужно думать не о восстановлении границ древних государств (запутаемся, ей-богу, и передеремся), а о поиске опыта древних, о передаче его землянам, которые будут жить после нас.

Конечно, для более тонкого понимания опыта русских и россиян нужно тщательно восстановить историю Восточной Европы до того, как ее активно стали обживать славяне. С подобной работой справиться можно только сообща, но результатами ее останутся довольны все народы и народности Восточной Европы. При условии, если они будут думать не о прошлых границах, а об опыте прошлого и о том, как его использовать.

В данных очерках я расскажу о подвигах россиян в делах мира и войны. Да, я заметно опережаю события. Россия ещё сильна, умирать ей рановато, есть у неё, как в той песне поётся, еще дома дела, быть может, самые важные за всю ее историю. И я уверен, что россияне за последующие несколько столетий совершат еще много подвигов, которыми будут гордиться земляне, скажем, в 4005 году, как мы сейчас гордимся достижениями и деяниями древних народов.

Но я имею право подвести уже сейчас некоторые итоги и доложить читателю о результате, с которым страна и народ преодолели очередной промежуточный финиш сложнейшего исторического марафона! Кстати, точно такое же право имеет любой наш современник: француз или китаец, англичанин или индиец, немец или американец и так далее. (Замечательная книга получится, если все, имеющие это право, напишут о «Двенадцати подвигах» своих стран и народов!)

…На мой взгляд, россияне совершили следующие подвиги земношарного характера:

1. В жестких условиях раннего Средневековья они создали сильное, централизованное государство, Киевскую Русь, Гардарику, по красоте и великолепию и другим государственным характеристикам превосходящую многие страны Европы, за исключением Византийской империи.

2. Во времена Великой распри (в XI–XV века) в борьбе со степняками и с другими сильными противниками, в противостоянии с Золотой Ордой они сохранили в себе все русское, то есть язык, обычаи, культуру, православную веру, душевную тягу к прекрасному… Это удалось сделать далеко не всем народам земного шара в сложные времена Великой распри.

3. Приблизительно с 1292 года, когда в Киевской Руси после пятидесятилетнего перерыва, вызванного опустошительным нашествием степняков, была построена первая каменная церковь на Липне близ Новгорода, началось Русское Возрождение. Этого термина в научном обиходе пока нет, но легко обосновать примерами, что Русское Возрождение как культурологическое и историологическое явление имело место в жизни земного шара и по своей значимости оно не уступает западноевропейскому Ренессансу.

4. Русская иконопись известна всем любителям живописи. Уже около двух веков из России вывозят иконы. Икон было очень много, а значит, в русском народе был спрос великий на иконы. И это тоже явление — спрос на шедевры духа, разума и сердца.

5. Деревянное и каменное храмостроительство.

6. История православия московского толка. Здесь нужно помнить о сдержанной и мудрой позиции Русской православной церкви, например в XIII–XIV веках, когда церковь являлась помимо всего прочего сильным сдерживающим фактором и не допустила опрометчивых действий соотечественников, не санкционировала «православные крестовые походы на Орду», что было бы губительным для жителей Восточной Европы. Помнить также нужно и о том, что в XV–XVII веках практически во всех цивилизационных центрах земного шара прошла волна религиозных войн. В Русском государстве были волнения на религиозной почве (Никон, старообрядцы), но они не переросли в войну…

7. Московский вариант создания мировой державы.

8. Первопроходцы Севера Евразии, Сибири и Дальнего Востока совершили походы, превосходящие по сложности походы даже самых знаменитых участников Великих географических открытий. В XVIII веке, который ученые называли «малым ледниковым периодом», никто из западноевропейских путешественников не рискнул осваивать Северный Ледовитый океан. Это сделали русские.

9. Русская военная доктрина, образ и подвиги русского воина и русских полководцев, несомненно, представляют собой явление в мировой истории войн.

10. Российское искусство и литература. Золотой век.

11. Великая Отечественная война. Противостояние Западной Европы и России в XVII–XX веках с некоторыми оговорками напоминает противостояние средневековой Западной Европы (крестоносцев) и мусульманской Передней Азии в XI–XIII веках. Активное вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела Русского государства во времена Смуты начала XVII века можно назвать Первым крестовым походом на Русь. Затем была Северная война. Война 1812 года. Восточная война — 1854–1856 годы. Первая мировая война — 1914–1918 годы. Великая Отечественная война — 1941–1945 годы. Если принять эту версию противостояния Западной Европы и Российской империи, то что же можно сказать об итогах и последствиях Великой Отечественной войны?..

12. Российская наука и освоение космоса. Достижения россиян в науке, мягко говоря, шокировали даже доброжелателей «страны огромной», а кого-то просто пугают. Ещё в XIX веке появились люди, которые, например, упрямо называли Ломоносова «всего лишь поэтом», историком, общественным деятелем, не признавая его как учёного-естествоиспытателя. Подобные же специалисты-науковеды всячески пытались и пытаются принизить значение российских учёных и инженеров и их вклад в мировую науку, в мировой цивилизационный процесс. Другие же специалисты действуют с точностью до наоборот. Назвав содеянное российскими учёными и инженерами одним из «12 подвигов россиян и России», я волей-неволей стал в ряды патриотов, а значит, мне придется доходчиво и внятно обосновать свою позицию.

Конечно же, можно говорить и о русской интеллигенции, о русском диссидентстве, начавшемся со Святослава Игоревича и оформившемся в некий упрямый образ в лице Андрея Курбского, первого русского пишущего диссидента. Можно вспомнить и староверов, и декабристов, и балет, и цыганский романс, и советских спортсменов. А русский Серебряный век, давший в той же литературе золота не меньше, чем Золотой век, правда, больше в россыпи, чем в слитках, по вполне объяснимым причинам!.. Многое можно вспомнить из истории России, но читатель уже почувствовал разницу между «Двенадцатью подвигами России» и перечисленными в данном абзаце крупными событиями, которые в отличие от земношарных явлений весьма ограничены и имеют очень сильное затухание в пространственно-временном поле.

Вышесказанное нуждается в некоем пояснении.

Движение жизни земного шара, то есть мировую историю, или, по терминологии Полибия, всеобщую историю, нужно изучать, постоянно помня о трех уровнях: уровне фактов, уровне событий, уровне явлений.

Факт сам по себе случаен, причинно не обусловлен, точечен. Фактов бесконечное множество. Своей массой они-то и пугают человека, решившего познать историю: как много нужно всего познать! Факты отталкивают даже сильных людей. Факты дезорганизуют в том случае, если человек в познании истории полагается только на факты, забывая второй и третий уровни познания истории.

События являются, во-первых, следствием движения земного шара в каком-то интервале пространственно-временного поля, во-вторых, они, как правило, сами служат причинами последующих событий. Они причинно объемны. Событий на несколько порядков меньше, чем фактов. Но это не значит, что изучать и осмысливать их в несколько раз легче, чем изучать и осмысливать хаотичное множество фактов.

Явления в жизни земного шара имеют целый пучок причин, социальных, природных, астрономических, психологических (коль скоро земной шар есть социально-психологический единый организм). До сих пор человечеству не удавалось достойным образом подготовиться к «встрече» того или иного явления, хотя, как правило, они, явления, не налетают на земной шар неожиданным ураганом. Вспомним, например, какой вред цивилизационному процессу принесло так называемое Великое переселение народов, сколько шедевров Древнего мира было загублено во всех цивилизационных центрах планеты в те страшные века, сколько всего забыли люди! Великое переселение народов — земношарное явление, которое сформировалось из пучка причин и разбросало по земному шару столь же сложный пучок исторических установок для тех или иных территорий, на которых начиналась новая жизнь новых народов, рожденных в оргиастических бурях утомительных войн оседлого люда с босоногими переселенцами.

В частности, в Восточной Европе на исходе Великого переселения народов стал зарождаться русский народ.

Нужно помнить ещё и о том, что обычно явление в жизни страны, народа является событием в жизни планеты. Например, для Бразилии во второй половине XX века футбол — явление. Для земного шара бразильский футбол — событие.

Человек, как исторический объект, обычно является фактом в жизни государства. Лишь самые выдающиеся деятели в той или иной области могут играть роль событий. И лишь самые великие из них становятся явлением в жизни земного шара, как, например, стали явлениями основатели мировых монорелигий: Моисей, Будда, Иисус Христос, Мухаммед, а также такие мыслители, как Сократ, Пифагор, Конфуций, и так далее. Я подчёркиваю, в жизни земного шара. Наполеон был явлением в жизни Франции на порубежном отрезке истории этой страны. Но в жизни земного шара он стал лишь крупным событием. Как и Тимур, Бабур, даже Ашока, даже Пётр Великий.

Так как земной шар является единым организмом, значит, любое крупное событие в одной его точке не может быть локальным. Примеры. Искусство бардов, чуть ли не повсеместно модное в IV–XV веках н. э. Всплеск градостроительства в IX–XII веках (Западная Европа, Гардарика, Византийская империя, Арабский халифат, Паганское царство и вообще Индокитай, Индия, Китай, Япония и так далее). Всплеск рыцарства в Западной Европе, Восточной Европе (дружины князей), Византии (акриты), Центральной и Южной Азии (раджпуты), на Дальнем Востоке (китайские монахи, японские самураи) и так далее. Подобных примеров можно приводить множество! В Средние века во многих весьма разбросанных друг от друга странах бытовал обычай, названный «откупом головы». В те же времена повсеместно на земном шаре процветало монашество…

Вышеизложенные предварительные рассуждения необходимы автору для того, чтобы настроить читателя на земношарную волну, на разговор о «Подвигах России», то есть о явлениях в российской жизни, которые запечатлелись на фоне истории нашей планеты так ярко, что вряд ли думающее человечество рискнет забыть их, сможет забыть их.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.