Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Часть 1 (А)
  • Часть 2 (В)
  • Часть 3 (С)
  • Тренировочные задания

    Часть 1 (А)

    При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

    1. Даты – 1497 г., 1550 г., 1581 г., 1597 г. – отражают этапы

    1) борьбы России против Турции

    2) введения опричнины

    3) закрепощения крестьян

    4) крестьянских восстаний

    2. Имена Андрея Курбского, Алексея Адашева, первопечатника Ивана Федорова связаны с

    1) XIII в.

    2) XIV в.

    3) XVI в.

    4) XVII в.

    3. В каком веке в состав России была включена Западная Сибирь?

    1) XIV в.

    2) XV в.

    3) XVIb.

    4) XVII в.

    4. В каком веке в состав Русского государства вошли земли Поволжья и Волжский торговый путь?

    1) XIV в.

    2) XV в.

    3) XVI в.

    4) XVII в.

    5. Земский собор, венчание на царство, патриаршество появились в России в

    1) XVI в.

    2) XVII в.

    3) XVIII в.

    4) XIX в.

    6. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы отражают даты

    1) 1380 г., 1382 г.

    2) 1471 г., 1478 г.

    3) 1547 г., 1598 г.

    4) 1565 г., 1572 г.

    7. Княжение Ивана III – государя всея Руси – относится к

    1) ХII-ХIII вв.

    2) XIV в.

    3) XV–XVI вв.

    4) XVI в.

    8. Ливонская война проходила в

    1) 1471–1478 гг.

    2) 1505–1533 гг.

    3) 1558–1583 гг.

    4) 1598–1605 гг.

    9. Дата – 1606 г. – означает

    1) принятие указа о «заповедных летах»

    2) свержение и гибель Лжедмитрия I

    3) начало правления В. Шуйского

    4) окончание Смутного времени

    10. Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?

    1) 1378 г., 1380 г.

    2) 1480 г., 1485 г.

    3) 1556 г., 1581 г.

    4) 1589 г., 1598 г.

    11. Какой из названных документов был принят позднее других?

    1) «Судебник» Ивана III

    2) указ об «урочных летах»

    3) указ о «заповедных летах»

    4) «Судебник» Ивана IV

    5) нашествие монголо-татар на Русь

    6) начало княжения Андрея Боголюбского

    7) присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству

    8) нашествие Тохтамыша на Москву

    13. Ранее других произошло событие

    1) принятие «Судебника» Ивана III

    2) воцарение Романовых

    3) получение Россией выхода к Каспийскому морю

    4) появление на политической арене Лжедмитрия I

    14. Политическая самостоятельность Новгорода Великого была окончательно ликвидирована в

    1) 1471 г.

    2) 1478 г.

    3) 1497 г.

    4) 1565 г.

    15. Формирование единой территории Российского централизованного государства завершилось при князе

    1) Иване III

    2) Иване IV

    3) Василии III

    4) Дмитрии Донском

    16. В Избранную раду – неофициальное правительство при Иване IV – входили

    1) А. Адашев, А. Курбский

    2) Б. Годунов, В. Шуйский

    3) И. Пересветов, И. Волоцкий

    4) М. Скуратов, М. Воротынский

    17. Первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы было результатом принятия

    1) «Русской Правды»

    2) Судебника 1497 г.

    3) Судебника 1550 г.

    4) указа об «урочных летах»

    18. Высший сословно-представительный орган Русского государства в XVI–XVII вв.

    1) Верховный тайный совет

    2) Правительствующий Сенат

    3) Приказ Тайных дел

    4) Земский собор

    19. Ко времени правления Ивана IV Грозного относится событие

    1) нашествие крымского хана Девлет-Гирея

    2) получение Россией выхода к Черному морю

    3) деятельность патриарха Никона

    4) свержение монголо-татарского ига

    20. Иван Пересветов, Максим Грек, жившие в XV–XVI вв., являлись

    1) писателями-публицистами

    3) иконописцами

    2) землепроходцами

    4) зодчими

    21. Какое из названных событий произошло в XVI в.?

    1) введение нового летосчисления

    2) церковно-обрядовая реформа патриарха Никона

    3) возведение Успенского собора во Владимире

    4) издание печатной книги «Апостол»

    22. Согласно указу об «урочных летах» 1597 г.

    1) объявлялся бессрочный розыск и возвращение беглых крестьян

    2) крепостнические порядки распространялись на территорию Западной Сибири

    3) все крестьяне, бежавшие от помещиков, подлежали возвращению на прежнее место жительства в течение пяти лет

    4) запрещался переход крестьян в Юрьев день

    23. Ливонская война завершилась подписанием

    1) Деулинского перемирия

    2) Столбовского мира

    3) Ям-Запольского мира

    4) Ясского мира

    24. Событие, вошедшее в историю как «стояние» на реке Угре, привело к

    1) окончанию зависимости Руси от Золотой Орды

    2) победе ордынского войска

    3) возобновлению выплаты дани Золотой Орде

    4) военно-политическому усилению Золотой Орды

    25. Причина введения опричнины

    1) стремление упорядочить доходы царского двора

    2) желание бояр вернуть времена раздробленности

    3) подозрительность и жестокость царя

    4) требование дворян

    26. Опричная политика Ивана Грозного способствовала

    1) установлению неограниченного царского правления

    2) созданию органов сословного представительства

    3) принятию законов, ограничивающих власть царя

    4) единению и сплочению русского общества

    27. Правление Василия Шуйского характеризуется

    1) нарастающим распадом русской государственности

    2) усилением влияния Русской православной церкви

    3) окончательным закрепощением крестьян

    4) обострением отношений с Польшей

    28. Правление Лжедмитрия I характеризуется

    1) установлением на Руси равноправия католиков и православных

    2) ускорением экономического развития страны

    3) быстрым разочарованием в новом царе

    4) роспуском Боярской думы

    29. Во второй половине XVI в. в России существовала (-и)

    1) Государственная дума

    2) княжеская дружина

    3) губные старосты

    4) земства

    30. Второе ополчение в период Смутного времени было создано под руководством

    1) В.Шуйского и Ф. Мстиславского

    2) Б. Хмельницкого и В. Голицына

    3) К. Минина и Д. Пожарского

    4) И. Заруцкого и П. Ляпунова

    31. Чье правление характеризует факт: занимал престол 14 лет, но большую часть этого времени фактическим правителем Российского государства был другой человек?

    1) Федора Иоанновича

    2) Бориса Годунова

    3) Василия Шуйского

    4) Лжедмитрия II

    32. К правлению Ивана IV Грозного имеет отношение факт

    1) восстановление хозяйства, разрушенного в период Смуты

    2) окончательное свержение монголо-татарского ига

    3) учреждение патриаршества на Руси

    4) созыв Стоглавого собора

    33. Князь Иван III

    1) присоединил к Москве Тверь

    2) уничтожил Казанское ханство

    3) учредил патриаршество

    4) разгромил войска Мамая

    34. Князь Василий III

    1) закончил объединение русских земель вокруг Москвы

    2) разгромил войска хана Ахмата

    3) созвал первый Земский собор

    4) принял новый Судебник

    35. Захват Смоленска польскими войсками, захват Новгорода шведскими войсками, формирование народных ополчений – все эти события произошли в годы

    1) феодальной усобицы первой половины XV в.

    2) Смутного времени

    3) Ливонской войны

    4) опричнины

    36. Сборник житий святых, расписанных по месяцам, составленный митрополитом Макарием в XVI в.-

    1) «Домострой»

    2) «Стоглав»

    3) «Великие Четьи-минеи»

    4) «Златоструй»

    37. Имена Григория Отрепьева и Марины Мнишек связаны с событиями

    1) Смуты

    2) опричнины

    3) дворцовых переворотов

    4) Ливонской войны

    38. Сборник русских законов, составленный и принятый в XV в., назывался

    1) «Русская Правда»

    2) «Соборное Уложение»

    3) «Судебник»

    4) «Стоглав»

    39. Местничество – это порядок

    1) подчинения органов местного самоуправления

    2) складывания поместной системы землевладения

    3) перехода крестьян от одного помещика к другому

    4) занятия должностей по знатности происхождения

    40. Как назывались в XVI – начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско?

    1) стрельцы

    2) рекруты

    3) казаки

    4) дружинники

    41. Слово «пожилое» на Руси XV–XVI вв. означало

    1) преклонный возраст человека

    2) дань, взимаемую с местного населения

    3) имущество, находящееся в частной собственности

    4) компенсацию, которую крестьяне обязаны были заплатить помещику в случае ухода от него в срок, разрешенный один раз в год

    42. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., называлось

    1) Юрьев день

    2) «заповедные лета»

    3) «урочные лета»

    4) отходничество

    43. Смутное время характеризует понятие

    1) «семибоярщина»

    2) «местничество»

    3) «опричнина»

    4) «полюдье»

    44. Одним из итогов правления Ивана III было

    1) завоевание выхода в Черное море

    2) покорение Западной Сибири

    3) присоединение Великого Новгорода к Москве

    4) присоединение Казанского ханства

    45. Введение Иваном Грозным опричнины привело к

    1) отмене местничества

    2) отмене кормлений

    3) укреплению личной власти царя

    4) окончательному закрепощению крестьян

    46. Результатом Ливонской войны стал (-о,  -а)

    1) распад Ливонского ордена

    2) получение Россией выхода в Балтийское море

    3) получение Россией всей территории Ливонии

    4) потеря Россией Великого Новгорода

    47. Реформы Избранной рады и политика опричнины были направлены на

    1) установление деспотизма

    2) создание сословно-представительной монархии

    3) ликвидацию остатков феодальной раздробленности

    4) усиление позиций аристократии

    48. Результат правления великого князя Василия III

    1) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

    2) завершение объединения русских земель

    3) принятие Соборного уложения

    4) отмена системы местничества

    49. Причина введения опричнины

    1) заговор бояр против Ивана IV

    2) борьба с монголо-татарским игом

    3) стремление уничтожить всех неугодных Ивану IV

    4) необходимость прекращения феодальной раздробленности

    50. Результатом внешней политики Ивана IV стало получение

    1) территории Восточной Сибири и Дальнего Востока

    2) выхода к Балтийскому морю

    3) выхода к Азовскому морю

    4) Волжского торгового пути

    51. Зодчим – автором Успенского собора Московского Кремля является

    1) Аристотель Фиораванти

    2) Симон Ушаков

    3) Феофан Грек

    4) Федор Конь

    52. Храм Покрована-Рву в Москве (храм Василия Блаженного) построил (-и)

    1) Андрей Чохов

    2) Барма и Постник

    3) Даниил Черный и Андрей Рублев

    4) Алевиз Новый

    5) Иван Калита и Тохтамыш

    6) Кузьма Минин и Иван Болотников

    7) Иван Грозный и митрополит Алексей

    8) Борис Годунов и Елена Глинская

    54. О процессе становления крепостного права XIV–XVI вв. свидетельствует

    1) возникновение полюдья

    2) изъятие земель из монастырской собственности

    3) усиление власти великих киевских князей

    4) твердое установление срока перехода крестьян

    55. Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, Иван Болотников были участниками

    1) Смуты

    2) Ливонской войны

    3) опричнины

    4) Семилетней войны

    56. Современником польского короля Сигизмунда III был

    1) Малюта Скуратов

    2) Михаил Шеин

    3) Дмитрий Шемяка

    4) Иван III

    57. «Тушинским вором» называли

    1) Прокопия Ляпунова

    2) Лжедмитрия I

    3) Степана Разина

    4) Лжедмитрия II

    58. Мастером пушечного дела был

    1) Алексей Адашев

    2) Андрей Чохов

    3) Андрей Рублев

    4) Андрей Курбский

    59. Прочтите отрывок из документа и укажите год, в котором произошло описываемое событие.

    «…В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всей Ордою… Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы…»

    1) 1237 г.

    2) 1380 г.

    3) 1480 г.

    4) 1552 г.

    60. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и укажите, о каком событии идет речь.

    «Января 15 рушилось древнее вече, которое до сего дня еще собиралось на двор Ярослава. Все знатнейшие граждане, бояре, жилые люди, купцы целовали крест в архиепископском доме, а дьяки и воинские чиновники Иоанновы взяли присягу с народа, с боярских слуг и жен в пяти концах».

    1) присоединении Новгорода к Москве в XV в.

    2) феодальной войне во второй четверти XV в.

    3) восстании тверичей против ордынцев в XVI в.

    4) объединении Киева и Новгорода

    61. Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком периоде идет речь.

    «Тогда за грехи наши начались в Московском государстве распри: возненавидели царя Василия за многие кровопролития, и, во-вторых, братья царя Василия возненавидели за храбрость племянника своего, князя Михаила Скопина, который нанял немцев и выгнал вора с литовцами из царствующего города, и, заманив его в Москву, отравили. И задумали посадить на царство литовского королевича, так и сделали: взяли царя Василия и отдали его литовскому королю. Король же давно ждал того, чтобы обмануть русских людей, обещал дать на царство своего сына и послал своих людей в Москву, и, придя, овладели они царством. Шведские немцы, увидев беспорядки в государстве и что умер тот, кто их нанял, 16 июля пришли и захватили Великий Новгород и владели им 6 лет».

    1) опричнины

    2) Смуты

    3) феодальной раздробленности

    4) дворцовых переворотов

    62. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии идет речь.

    «"Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира" – так кричали на вече бояре и их сторонники».

    1) присоединении Новгорода к Москве

    2) присоединении Рязанского княжества к Москве

    3) походе на Киев Юрия Долгорукого

    4) походе на Тверь Ивана IV Грозного

    63. Прочтите отрывок из сочинения историков XX в. и укажите, об условиях окончания какой войны идет речь.

    «Ям-Запольский мир нанес серьезный удар по престижу русского государя. В перемирной грамоте он вновь назван „великим князем“, а не „царем“. В его титуле отсутствовали слова „царь Казанский и царь Астраханский“».

    1) с Казанским и Астраханским княжествами

    2) за присоединение Новгорода к Москве

    3) Ливонской

    4) Крымской

    64. Прочтите отрывок из документа и укажите название приказа.

    «А в нем сидит боярин, да думной дворянин, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болыпи человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека, указное, а у иных по 6, кто за сколько служит; да им же даетца из царские казны за всякую езду прогоны, на 10 верст по 3 денги, кто с чем ни едет и что ни везет, своего или царского; а ездят они под гонцами, и под всякими людми, и под извозом, по царским подорожным грамотам».

    1) Разрядном

    2) Ямском

    3) Поместном

    4) Посольский

    65. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, о начале правления какого правителя идет речь.

    «К этому времени молодому государю исполнилось 13 лет. (Он) находился под пристальным наблюдением братьев матери Юрия и Михаила Глинских. На их же сторону перешел митрополит Макарий. Глинским было не трудно использовать в своих интересах молодого государя, чтобы его руками расправиться со своими политическими противниками».

    1) Петра I

    2) Лжедмитрия I

    3) Ивана IV

    4) Александра Невского

    66. Прочтите отрывок из сочинения историка XX в. Р.Г. Скрынникова и укажите, начало чему положило событие, о котором пишет историк.

    «В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями… Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую „святость“ и всю государственную казну… Царский „поезд“ скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы».

    1) Смутному времени

    2) войне с Казанским ханством

    3) Ливонской войне

    4) опричнине

    Часть 2 (В)

    Задания этой части требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

    1. Расположите в хронологической последовательности создание памятников русской культуры. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) собор Василия Блаженного в Москве

    Б) «Повесть временных лет»

    B) «Слово о полку Игореве»

    Г) белокаменный Кремль в Москве



    2. Расположите в хронологической последовательности создание памятников культуры Древней Руси. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) «Слово о погибели Русской земли»

    Б) «Поучение детям» Владимира Мономаха

    B) переписка князя Андрея Курбского с Иваном IV

    Г) «Задонщина»



    3. Расположите в хронологической последовательности деятельность русских князей. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) Александр Невский

    Б) Иван IV Грозный

    B) Юрий Долгорукий

    Г) Василий II Темный



    4. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) начало правления Ивана III

    Б) Куликовская битва

    B) Грюнвальдская битва

    Г) Стоглавый собор



    5. Расположите следующие имена исторических лиц в хронологической последовательности их деятельности. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) хан Ахмат

    Б) Андрей Курбский

    B) патриарх Филарет

    Г) Дмитрий Боброк



    6. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) учреждение патриаршества на Руси

    Б) восстание Ивана Болотникова

    B) свержение монголо-татарского ига

    Г) учреждение опричнины



    7. Установите в хронологической последовательности возникновение в России органов власти (должностных лиц). Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    А) Избранная рада

    Б) посадник

    В)приказы

    Г) вече



    8. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

    A) избрание на царство Бориса Годунова

    Б) учреждение опричнины

    B) освобождение Москвы от поляков

    Г) принятие Судебника Ивана III



    9. Установите соответствие между именами церковных и светских деятелей русской истории. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    10. Установите соответствие между именами современников. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    11. Установите соответствие между датой и событием. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    12. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими законодательными документами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    13. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями истории. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    14. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    15. Установите соответствие между названиями реформ середины 1550-х гг. и содержанием этих реформ. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    16. Установите соответствие между датами и событиями, произошедшими в этот год. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    17. Установите соответствие между именами деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    18. Установите соответствие между категориями населения и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    19. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, произошедшими с их участием. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    20. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.



    21. Какие два из перечисленных ниже событий связаны с XVI в.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

    1) учреждение патриаршества

    2) заключение «Вечного мира» с Польшей

    3) начало церковного раскола

    4) присоединение Западной Сибири к России

    5) начало правления династии Романовых в России

    Ответ:____________________


    22. Какие два из перечисленных ниже имен исторических деятелей связаны с событиями Смутного времени? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

    1) Б. Годунов

    2) Е. Пугачев

    3) С. Разин

    4) А. Суворов

    5) И. Болотников

    Ответ:____________________


    23. Какие две из перечисленных ниже пар имен принадлежат зодчим? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

    1) Ермак и Афанасий Никитин

    2) Иван Федоров и Петр Мстиславец

    3) Андрей Рублев и Феофан Грек

    4) Аристотель Фиораванти и Федор Конь

    5) Барма и Постник

    Ответ:____________________


    24. Какие два из приведенных ниже понятий, выражений связаны с периодом правления Ивана IV Грозного? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

    1) Стоглав

    2) «опричнина»

    3) «зубатовщина»

    4) «Смута»

    5) «семибоярщина»

    Ответ:____________________


    25. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите название совещаний, о которых идет речь в отрывке.

    «Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. ‹…› Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».

    Ответ:____________________


    26. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите, в каком веке происходили описываемые в нем события.

    «Царь с Божеской помощью и покровительством решил пойти на гордого своего врага – царя казанского. Собрал он большое и храброе войско и сам возглавия его… и выступил на Казань в лютую зиму, но не сумел взять город сразу и отступил. Укрепив свое воинство (совместно с советниками своими) и изучив расположение города, в одно лето выстроили на подступах к Казани на реке Свияге, за четверть мили от Волги, а от Казани миль за пять, прекрасный новый город.

    Ответ:____________________


    27. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и напишите имя атамана казаков, о котором говорится в отрывке.

    «Сей Герой погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум, зарезав 49 сонных казаков, уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием… Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша».

    Ответ: __________________


    28. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя царя, о котором идет речь.

    «…Его избрали на царство, потому что он доводился племянником последнему царю старой династии Федору… Собор присягал не только избранному им царю, но и его будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного, то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государевых делах».

    Ответ:____________________


    29. Прочтите отрывок из исторического источника и напишите название особого вида платы крестьянина помещику, о которой идет речь в отрывке.

    «А крестьянам уходить из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до и неделю после Юрьева дня. Дворы пожилые платят в полях за двор рубль, а в лесах полтина. А который крестьянин поживет за кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет… полдвора платит…»

    Ответ:____________________


    30. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и напишите настоящую фамилию исторической личности, объявленной самозванцем.

    «…Весной 1606 г. В.И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном»».

    Ответ: ___________________


    31. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите имя монарха, о действиях которого идет речь. «Митрополит Филипп не мог долее молчать ввиду этого. Он добром увещевал великого князя жить и править подобно своим предкам. И благодаря этим речам добрый митрополит попал в опалу и до самой смерти должен был сидеть в железных, очень тяжелых цепях, а великий князь вновь избрал митрополита – по своему желанию. Затем великий князь отправился из Александровой слободы вместе со всеми опричниками».

    Ответ:____________________


    32. Прочтите отрывок из исторического произведения и напишите название период, о котором идет речь в отрывке.

    «Россию терзали свои более, нежели чужие: проводниками, наставниками и хранителями поляков были на ней изменники. Поляки только смотрели и смеялись над безумным междоусобием».

    Ответ:____________________


    33. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя царя, пропущенное в нем.

    «Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями, объясняется и государственная деятельность Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе – читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы».

    Ответ:____________________


    34. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и напишите название периода в истории России, о котором идет речь в отрывке.

    «В лице стародубского Вора явился поэтому не представитель династии или известного государственного порядка, а простой вожак хищных шаек двух национальностей, русской и польской, – шаек, которых манила к себе Русь своей политической слабостью и шаткостью русского общества. Поэтому-то второй Лжедмитрий, как продукт общественного недуга того времени, получил меткое прозвище Вора. Русский народ этим прозвищем резко различал двух Лжедмитриев, и действительно, первый из них, несмотря на всю свою легкомысленность и неустойчивость, был гораздо серьезнее, выше и даже симпатичнее второго. Первый восстановлял династию, а второй ничего не восстановлял, он просто „воровал“».

    Ответ:____________________


    35. Прочтите отрывок из сочинения историка XX в. Р.Г. Скрынникова и напишите название периода в истории России, о котором в нем идет речь.

    «Татары вторглись на Русь 23 июля… Их подвижная конница устремилась к Туле и на третий день попыталась перейти Оку выше Серпухова, но была отбита от переправ русским сторожевым полком… Но хан Девлет-Гирей вышел в тыл русской армии и по серпуховской дороге стал беспрепятственно продвигаться к Москве».

    Ответ:____________________


    36. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите название периода российской истории, о котором идет речь в отрывке.

    «Шуйский, имея уже на плечах второго Лжедмитрия, естественно, должен был хотеть как можно скорее избавиться от Лжепетра и Болотникова и потому обещал помилование. 10 октября Тула сдалась. Болотников приехал в царский стан, подошел к Василию, пал предним на колена и, положив саблю на шею, сказал: „Я исполнил свое обещание, служил верно тому, кто называл себя Дмитрием в Польше: справедливо или нет – не знаю, потому что сам я прежде никогда не видывал царя. Я не изменил своей клятве, но он выдал меня, теперь я в твоей власти: если хочешь головы моей, то вели отсечь ее этою саблею, но если оставишь мне жизнь, то буду служить тебе так же верно, как и тому, кто не поддержал меня“».

    Ответ:____________________

    Часть 3 (С)

    Для ответов на задания этой части (C1 – С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

    Прочтите отрывок из книги историков XX в. и кратко ответьте на вопросы 1–4, приведенные ниже текста. Ответы на задание предполагают использование информации источника, а также знаний по курсу истории соответствующего периода.

    «Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».

    1. Укажите, когда происходила Ливонская война.

    2. Кто являлся правителем России в период ведения Ливонской войны?

    3. Укажите один-два результата Ливонской войны.

    4. Назовите одну-две причины, помешавшие России выиграть Ливонскую войну.

    Следующие задания проверяют умение классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений.

    5. Назовите основные задачи (не менее двух) внешней политики России в царствование Ивана IV.

    6. Приведите примеры результатов внешнеполитической деятельности – военных успехов или неудач России – этого периода (не менее двух).

    7. На решение каких задач были направлены реформы Избранной рады в начале царствования Ивана IV? Укажите не менее двух задач.

    8. Назовите не менее двух реформ, проведенных Избранной радой.

    9. Назовите историческое событие, связанное с именами князя Ивана III и хана Ахмата, и дату этого события.

    10. Укажите итоги правления Ивана III (не менее двух).

    11. Назовите сословия, в XVI–XVII вв. имевшие права избирать своих представителей в Земский собор.

    12. Приведите примеры (не менее двух) решения Земскими соборами важных государственных вопросов.

    13. Приведите не менее двух положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного.

    14. Назовите не менее двух последствий (итогов) опричнины.

    15. Назовите не менее трех имен исторических деятелей России, связанных с периодом Смутного времени.

    16. Назовите исторические события (не менее двух), произошедшие в России в период Смутного времени.

    17. Назовите не менее трех направлений развития русской культуры XVI в.

    18. Назовите не менее двух произведений литературы этого периода.

    19. Назовите имя русского монарха, избранного в конце XVI в. на царство. Укажите название органа власти, избравшего нового монарха.

    20. Укажите причины (не менее двух) возникновения в России социальной напряженности в конце XVI – начале XVII в.

    21. Назовите имя московского великого князя, при котором был принят первый в русской истории общегосударственный Судебник. В каком году он был принят?

    22. Приведите не менее двух положений, содержавшихся в Судебнике.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.