Онлайн библиотека PLAM.RU




Л

«ЛАКОНИЯ» (laconia), английский пассажирский лайнер. Водоизмещение 19 695 т. Использовался Адмиралтейством в качестве военного транспорта и имел на вооружении 8 орудий, в т. ч. два 150-мм, кроме того, имел зенитное вооружение, глубинные бомбы и гидролокаторы. На борту находилось 692 чел. английского экипажа, 766 англичан (в т. ч. солдаты, направлявшиеся в отпуск), а также 1793 пленных итальянцев. Потоплен у берегов Африки 12.9.1942 подлодкой U-156 (командир – капитан 3-го ранга В. Хартенштейн). Узнав об этом, К. Дёниц отдал приказ начать операцию по спасению утопающих, была спасена большая часть англичан (525 чел.), а итальянцев – только 450 чел. При этом подлодки, подобравшие утопающих, были атакованы американской авиацией. После этого случая Дёниц отдал приказ, запрещавший спасение утопающих. Англо-американская пропаганда превратила случай с «Лаконией» в шумную пропагандистскую кампанию, обвиняя германские подлодки в нападении на «мирные» корабли.


ЛАМПРЕХТ (lamprecht) Фриц (9.8.1893, Зеельцертурм, Ганновер – 23.7.1961, Басум, Нижняя Саксония), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.2.1943). 1.4.1911 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Герта» и в военно-морском училище в Мюрвике. 3.8. 1914 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны. Служил на линейных кораблях «Король Альберт» и «Кронпринц», 18.6.1916 переведен в подводный флот; командовал подлодками UB-100 (17.9—23.10.1918) и UC-45 (24.10–27.11.1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; обер-лейтенант (26.4.1917). После окончания войны оставлен на флоте, командовал тральщиками. С 18.4.1924 вахтенный офицер на линейном корабле «Эльзас», с 26.3.1925 навигационный офицер на крейсере «Нимфа». 24.11.1925 переведен в Кильский арсенал, 15.1.1927 – на военно-морские верфи в Вильгельмсхафене. С 7.5.1928 по 2.7.1930 навигационный офицер на крейсере «Эмден». 6.10.1933 начальник заградительной школы. 18.11.1938 возглавил отдел (с 7.11.1939 управленческую группу) минно-заградительных вооружений Управления вооружений ОКМ. Одновременно исполнял обязанности командующего охраной побережья Крыма (4.9—13.11.1942) и Украины (14–30.11.1942). 7.12.1942 назначен инспектором вооружений в Нидерландах. С 29.8.1944 командовал морской зенитной бригадой «Север». Одновременно с 1.4.1945 возглавлял особый штаб Эльба-Везер-Эмс. 8.5. 1945 взят в плен союзниками. 26.4.1947 освобожден.

Фриц Лампрехт


ЛАНГЕ (lange) Вернер (18.7.1893, Альтенбург, Тюрингия – 19.11.1965, Ойтин, Гольштейн), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.4.1943). 1.4.1912 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Винета» и в военно-морском училище. 22.3.1915 произведен в лейтенанты. Во время 1-й мировой войны служил на линейном корабле «Фридрих Великий»; участник сражения в Скагерраке. 4.6.1917 переведен в подводный флот; командовал подлодками UC-11 (1.5—26.6.1918) и UC-71 (29.9—31.1.1919). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; обер-лейтенант (25.12.1917). После демобилизации армии оставлен на флоте. В межвоенный период занимал преимущественно штабные должности. С 29.9.1934 1-й офицер крейсера «Эмден». 1.10.1935 переведен в Морское руководство. 22.9.1936 назначен военно-морским атташе в германском посольстве в Риме. С 8.5.1936 командир легкого крейсера «Эмден». С 22.8.1940 начальник отдела (с 20.12.1940 управленческой группы) подводного флота в ОКМ, курировал вопросы строительства и использования подводных лодок. 23.2.1943 назначен командующим адмиралом в Эгейском море. Успешно действовал против флота союзников в этом регионе, 8.1.1944 награжден Золотым Германским крестом, а 28.10.1944 – Рыцарским крестом Железного креста. 28.11.1944 должность Л. была ликвидирована, а сам Л. был назначен командующим адмиралом на Западной Балтике. 30.3.1945 заменен адмиралом Г. Шубертом. 8.5.1945 арестован британскими властями. 30.11.1946 освобожден. После окончания войны служил в ВМС ФРГ, занимал пост начальника Военно-морского командования «Остзее», адмирал.

Вернер Ланге


ЛАНГЕ (lange) Ганс Гюнтер (28.9.1916, Ганновер —?), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.8.1944). 1.9.1937 поступил на флот кадетом. 1.8.1939 произведен в лейтенанты. Служил на миноносце «Ягуар». 1.9.1941 переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил поход в Средиземное море на подлодке U-431. В июле 1942 переведен в 24-ю флотилию подводных лодок. 26.9.1942 назначен командиром подлодки U-711, на которой совершил 12 походов (проведя в море в общей сложности 304 дня). Основной зоной действий U-711 были воды Арктики, где Л. действовал против союзнических конвоев. Осенью 1943 действовал в составе группы подлодок «Викинг», в марте—апр. 1944 – группы «Блитц», в апр. – мае 1944 – группы «Киль». Трижды Л. нападал на небольшие советские радиостанции, расположенные на островках Баренцева моря (Правды, Благополучия, Стерлигова). 23.8.1944 Л. торпедировал советский линкор «Архангельск» и советский эсминец «Зоркий», а через 3 дня был награжден Рыцарским крестом Железного креста. 21.9.1944 в составе группы «Гриф» принял участие в нападении на советский конвой VD-1 (4 транспорта, 5 тральщиков, 2 эсминца). 16.2.1945 в районе острова Бэрен потопил британский корвет «Блюбелл» (925 т). В марте—апр. 1945 участвовал в нападении на конвои JW-65 и JW-66. 29.4.1945 получил дубовые листья к Рыцарскому кресту. 4.5. 1945 лодка Л. была потоплена у берегов Норвегии британской авиацией; 40 чел. погибло, 12 чел., в т. ч. Л., были взяты в плен. В авг. 1945 освобожден. В окт. 1957 поступил в ВМС ФРГ; принимал участие в разработке новых видов подлодок, командовал 1-й подводной эскадрой. С янв. 1964 командующий подводным флотом, а затем занимал высокие штабные должности. В 1972 вышел в отставку.


ЛАНГСДОРФ (langsdorf) Ганс (20.3. 1894, Берген – 20.12.1939, Монтевидео), военно-морской деятель, капитан 1-го ранга (1.1.1937). 1.4.1912 поступил в ВМФ. Участник 1-й мировой войны, принял участие в сражении в Скагерраке. После демобилизации армии оставлен на флоте, 2 года командовал полуфлотилией миноносцев. С 1925 офицер связи ВМС при командовании сухопутных войск. С 1936 1-й офицер Адмирал-штаба командующего разведывательными силами адмирала Г. Бёма. В 1936—37 в командовании 1-й флотилии. В нояб. 1938 назначен командиром карманного линкора «Адмирал граф Шпее». В сент. 1939 начал торговую войну на коммуникациях союзников в Индийском океане и Южной Атлантике. За три месяца потопил 9 кораблей общим водоизмещением 50 081 т. На поиски «Шпее» английское командование направило самостоятельный отряд флота. 13.12. 1939 в бою близ Монтевидео («битва на Рио-ла-Плата») с британской эскадрой (английские тяжелый крейсер «Эксетер» и легкий крейсер «Аякс», а также новозеландский легкий крейсер «Ахиллес») линкор получил тяжелые повреждения (на «Адмирале Шпее» погибло 36 и было ранено 60 чел.), и Л. отвел его в порт Монтевидео. В бою он смог нанести тяжелые повреждения «Эксетеру» (на котором погиб 61 и было ранено 23 чел.). После того как правительство Уругвая отказало Л. в ремонте и дозаправке и потребовало в 24 часа (затем срок был увеличен до 72 часов) вывести броненосец в открытое море, где его ждала английская эскадра, Л. высадил экипаж и 300 военнопленных на берег и приказал затопить корабль. Застрелился в номере гостиницы, обернувшись в военный флаг корабля.

Ганс Лангсдорф


Броненосец «Адмирал граф Шпее»


ЛАССЕН (lassen) Георг (12.5.1915, Берлин-Штеглиц —?), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.4.1945). Образование получил в морской кадетской школе. Службу начал 25.9.1935 кадетом. 1.7. 1936 произведен в фенрихи, 1.4.1938 – в лейтенанты. С авг. 1939 служил 1-м вахтенным офицером на подлодке U-29, которой командовал капитан-лейтенант О. Шухарт. Во время службы Л. на этой лодке она потопила 12 кораблей (водоизмещением 80 688 т) и торпедировала авианосец «Корегеоус». 3.1.1941 поставлен во главе лодки U-29, которая вошла в состав 24-й учебной флотилии и в военных походах не участвовала. 14.9.1941 сдал командование лодкой и 16 окт. был назначен командиром U-160 (Тип IX–C) 10-й флотилии. В первом же походе к берегам США (март—апр. 1942) Л. потопил 6 судов (водоизмещением 43 560 т). 10.8.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В сент. – дек. 1942, проводя патрулирование в районе Карибских островов, Л. потопил 10 судов общим водоизмещением 58 235 т. В ночь на 4.3.1943 Л. менее чем за 5 часов потопил 6 судов водоизмещением 41 076 т, за что 7.3.1943 был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Всего на U-160 Л. совершил 4 похода (находился в плавании 328 дней). С 14.6.1943 командир роты и преподаватель тактики 1-й учебной подводной дивизии (Пиллау). 22.10.1944 получил Знак подводника с бриллиантами. Всего за время военных действий Л. потопил 26 судов общим водоизмещением 156 082 т и повредил 5 судов водоизмещением 34 419 т.

Георг Лассен


«ЛЕБЕРЕХТ МААС» (leberecht maas), эскадренный миноносец z-1, класса Тип 1934. Спущен на воду 18.8.1935 на верфи «Дойче Верке АГ» в Киле. Включен в состав флота 14.1.1937. Имел следующие параметры: длина – 119,3 м, ширина – 11,3 м, осадка – 4,23 м, водоизмещение 3156 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 38 узлов. Вооружение: 5?127-мм орудий SK, 4?37-мм зенитных орудия, 6?20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. Подорвался на мине 22.2.1940 северо-западнее Боркума и затем был затоплен германской авиацией.

Командиры: капитан 3-го ранга Фридрих Трауготт Шмидт (1.1937—9.1937); капитан 2-го ранга Герхард Вагнер (10.1937—4.1939); капитан 3-го ранга Фриц Бассенге (4.1939—2.1940).


ЛЁВИШ (lowisch) Вернер (22.2.1894, Эйзенбах – 6.6.1971, Нойенбург, Шварцвальд), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.7.1944). 1.4.1912 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» и в военно-морском училище в Мюрвике. 22.3.1915 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на тяжелом крейсере «Роон» (2.8.1914—27.1.1916) и на линейном корабле «Пруссия» (28.1—23.8.1916). 3.9.1916 переведен в подводный флот, вахтенный офицер на различных подлодках. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса, обер-лейтенант (25.12.1917). После демобилизации армии оставлен на флоте. 16.6. 1919—13.7.1920 командовал миноносцем Т-158. С 23.7.1925 адъютант начальника Морского руководства. С 28.9.1927 адъютант линейного корабля «Эльзас». С 23.9. 1929 инструктор военно-морского училища в Мюрвике. С 15.9.1931 навигационный офицер на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн», с 25.9.1934 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Нордзее». 2.10.1937 назначен командиром легкого крейсера «Лейпциг». 3.4.1939 Л. занял пост военно-морского атташе в Риме. Занимался вопросами координации действий ВМФ Италии и Германии на Средиземном море. После выхода Италии из войны и разрыва дипломатических отношений 13.9.1943 переведен в распоряжение командования ВМС в Италии. 3.10.1943 возглавил штаб связи ВМС в Хорватии. 4.7.1944 Л. был назначен командующим адмиралом на Адриатике, но уже 17 июля переведен на пост начальника германского командования ВМС в Италии. 31.12.1944 командование преобразовано в Высшее командование ВМС «Юг» и 1.1.1945 Л. официально поставлен во главе его. 2.5.1945 капитулировал. 25.6. 1947 освобожден.

Вернер Лёвиш


ЛЕГКИЕ КРЕЙСЕРА (leichter kreuzer), надводные корабли. Отличались большой скоростью и маневренностью, что давало им определенные преимущества при ведении боевых операций на океанских просторах. В то же время Л. к. обладали довольно слабым броневым вооружением и имели невысокую (по сравнению с крейсерами, например, Великобритании) огневую мощь. Фактически Л. к. составили главную ударную силу германского флота Веймарской республики, которой, по условиям Версальского мира, было запрещено иметь военные корабли выше определенного тоннажа. Традиционно Л. к. назывались по имени крупных германских городов. Перед приходом А. Гитлера к власти в 1932 в составе германского флота числилось 8 Л. к., из них только 5 более или менее соответствовали ставившимся перед ними задачам: «Эмден», «Кёнигсберг», «Карлсруэ», «Кёльн» и «Лейпциг», несколько позже к ним присоединился «Нюрнберг». Устаревшие Л. к., такие как «Берлин», в расчет не принимались ни в Германии, ни в командовании иностранных флотов.

Легкий крейсер «Эмден» в доке


«ЛЕЙПЦИГ» (leipzig), легкий крейсер германского флота, первый в своем классе, получившем аналогичное название. Заложен 18.4.1928 на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене; спущен на воду 18.10.1929 (стоимость строительства составила 38 млн рейхсмарок). Традиционно получил название по имени одного из германских городов. Включен в состав флота 8.10.1931. Имел следующие параметры: длина – 177,1 м, ширина – 16,2 м, осадка – 6,6 м, водоизмещение 8250 т. Движение корабля обеспечивал дизель мощностью 65,6 тыс. л.с., который позволял ему развивать скорость до 32 узлов. Вооружение: 9?150-мм орудий SK, 6?88-мм зенитных орудий, 8?37-мм зенитных орудий, 14?20-мм зенитных орудий, а также 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado 196. Экипаж: 26 офицеров и 508 унтер-офицеров и матросов.

Во время Гражданской войны в Испании участвовал в блокаде испанских берегов. В сент. 1939 базировался в Киле, но участия в военных действиях против Польши не принимал. В нояб. включен в состав отряда адмирала Г. Лютьенса в Северном море, отряд занимался прикрытием минных постановок у восточного побережья Великобритании. 12 нояб. у Доггер-банки отряд был атакован британской эскадрой и получил повреждения, после чего до дек. 1940 находился на ремонте на «Дойче Верке АГ» в Киле. После этого крейсер (который не мог теперь развивать скорость более 24 узлов) стал использоваться как учебный корабль. В сент. 1941 включен в Балтийский флот, участвовал в блокаде Финского залива, поддерживал действия сухопутных войск на о. Эзель. Затем действовал в Рижском заливе, а в окт. вновь переведен в учебное соединение. С 11.4.1942 являлся флагманом начальника учебных сил флота адмирала И. Литцмана. В конце 1942 – начале 1943 находился на профилактике, а в марте 1943 переведен в Либаву и выведен в резерв. 1.8.1943 вновь вступил в строй. 14.10.1944 в районе Готенхафена столкнулся с тяжелым крейсером «Принц Евгений», при столкновении погибло 11 чел., 6 пропало без вести и 31 был ранен. Ремонт «Л.» был признан нецелесообразным, и 16.11.1944 он был выведен из состава флота и превращен в плавучую казарму. При подходе к Готенхафену советских войск «Л.» обстрелял их, а 28.2.1945 сумел выйти в море и совершить переход в залив Абенраа (Дания). Затоплен 11.7.1946 юго-западнее от Фарзунда (Южная Норвегия).

Командиры: капитан 1-го ранга Ганс Герберт Штобвассер (10.1931—09.1933); капитан 1-го ранга Отто Хормель (10.1933—09.1935); капитан 1-го ранга Отто Шенк (9.1935—10.1937); капитан 1-го ранга Вернер Лёвиш (10.1937—04.1939); капитан 1-го ранга Гейнц Нордман (4.1939—2. 1940); капитан 1-го ранга Вернер Штихлинг (12.1940—8.1942); капитан 1-го ранга Фридрих Трауготт Шмидт (8.1942—9.1942, и.о.); капитан 1-го ранга Вальдемар Винтер (9.1942—2.1943); капитан 1-го ранга Вальтер Хюльсеман (7.1943—8.1944); капитан 1-го ранга Генрих Шпёрель (26.8. 1944—11.1944); капитан 3-го ранга Хаген Кюстер (11.1944—1.1945); капитан 3-го ранга Вальтер Бах (1.1945—12.1945).

Легкий крейсер «Лейпциг»


ЛЕЙТХОЙЗЕР (leithauser) Ганс Пауль (25.6.1895, Шелер, Рейнланд – 22.7.1943, южнее острова Корфу), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.7.1943). 1.4. 1914 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1916), на тяжелых крейсерах «Герта» и «Императрица Августа» и линейном корабле «Силезия». 13.7.1916 произведен в лейтенанты. В 1916—17 служил на линейных кораблях, в 1917—18 на миноносце Т-128. В 1918—19 командовал минным тральщиком М-100. С 20.3. 1921 офицер Адмирал-штаба в штабе командующего морскими силами на Балтике, с 9.7.1921 радиоофицер на линейном корабле «Ганновер». 16.10.1923 переведен в распоряжение начальника Морского руководства и направлен для обучения в Высшую техническую школу в Берлине. С 18.8.1924 инструктор морского артиллерийского училища, с 5.2.1929 артиллерийский офицер на крейсере «Амазоне», с 6.11.1929 – «Карлсруэ». 19.12.1930 переведен в Отдел вооружений Морского руководства начальником отдела, с 13.10. 1934 советник, с 24.8.1936 директор испытательного командования морской артиллерии, неоднократно исполнял обязанности ее президента. С 31.10.1938 командир артиллерийского учебного корабля «Бруммер». 29.11.1939 Л. возглавил Отдел контроля артиллерийского огня Главного управления вооружений ОКМ. 15.3.1943 Л. был направлен в Грецию, где принял должность коменданта морской обороны Аттики. Погиб в авиакатастрофе.

Ганс Лейтхойзер


ЛЕМАН (lehmann) Ганс (24.9.1915, Брунсбюттелькоог – 25.11.1981, Машен, близ Гамбурга), офицер-подводник, обер-лейтенант (1.4.1943). Служил на тральщиках и крейсере «Адмирал Хиппер» (в февр. – марте 1940). В июне 1942 переведен в подводный флот. Несколько месяцев прослужил вахтенным офицером на подлодках U-359 и U-454. 23.9.1943 назначен командиром подводной лодки U-997 (Тип VII–C/41), на которой совершил 7 походов (проведя в море в общей сложности 167 дней), преимущественно в воды Арктики. 8.5.1945 награжден Рыцарским крестом Железного креста. После получения приказа о капитуляции привел лодку в Лондондерри и сдался. Всего за время военных действий Л. потопил 2 корабля общим водоизмещением 1708 т и повредил 1 корабль водоизмещением 4287 т.


ЛЕМАН-ВИЛЛЕНБРОК (lehmann-willenbrock) Генрих (11.12.1911, Бремен – 18.4.1986, там же), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (18.12.1944). 14.10. 1931 поступил на флот кадетом. 1.4.1935 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Карлсруэ» и на учебном корабле «Хорст Вессель». В апр. 1939 переведен в подводный флот. Недолго прослужив командиром лодки U-8 (14.10–30.11. 1939), Л. 5.12.1939 был назначен командиром подлодки U-5. Принимал участие в операции по захвату Норвегии, совершив только 1 поход (16 дней). С 14.9.1940 командир подлодки U-96 (Тип VII–C), на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 267 дней). Самым удачным для Л. стал его третий поход к побережью США, когда он потопил 7 кораблей (водоизмещением 49 490 т). 26.2. 1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста, 31.12.1941 получил к нему дубовые листья. С мая 1942 командир 9-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в Бресте. 2.9.1944 получил поврежденную лодку U-256, на которой при угрозе высадки союзников ушел в Берген (Норвегия), совершив 44-дневный переход. С дек. 1944 по май 1945 командовал 11-й флотилией подводных лодок в Бергене. Всего за время военных действий Л. потопил 25 кораблей общим водоизмещением 179 125 т и повредил 2 корабля водоизмещением 15 864 т. В мае 1945 сдался британским войскам. В мае 1946 освобожден. После войны занимался подъемом судов, участвовал в регатах, служил на коммерческих судах. В 1961 Л. стал капитаном исследовательского судна «Отто Хан», которым прокомандовал более 10 лет. В 1974 награжден Федеральным крестом за заслуги. Долгие годы возглавлял Объединение подводников в Бремене (после его смерти получившее имя Л.).


ЛЕМП (Lemp) Фриц Юлиус (2.2.1913, Циндао, Китай – 9.5.1941, Северная Атлантика), офицер-подводник, потопивший «Атению», капитан-лейтенант (1.10.1939). 14.10.1931 поступил на флот кадетом. 1.4.1935 произведен в лейтенанты. Участник военных действий в Испании. С сент. 1936 1-й помощник командира, в окт. – нояб. 1938 командир подводной лодки U-28. В нояб. 1938 стал командиром U-30, входившей в состав 2-й флотилии подводных лодок «Зальтцведель». На ней он совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 189 дней). 3.9.1939 Л. обнаружил на горизонте цель, которой оказался пассажирский лайнер «Атения». В 19 часов 39 минут Л. в 200 милях западнее Гебридских островов без предупреждения атаковал «Атению». К месту гибели лайнера, в ответ на сигнал «SOS», направились многие корабли, большинство из бывших на судне 1102 пассажиров и 315 членов экипажа спасены норвежским танкером «Кнут Нельсон». Погибло 128 чел., из них 122 (по др. данным, 118) пассажира (в т. ч. 28 американцев). Пресса назвала «Атению» – «Луизитанией» 2-й мировой войны. Командование ВМФ и правительство Германии немедленно отказались от причастности к потоплению судна, а 7 сент. полностью отмежевались от этого события в официальном коммюнике. В то же время Л., сознавая, что допустил ошибку, не проинформировал командование радиограммой, опасаясь ее перехвата. Доклад он сделал лично К. Дёницу лишь 27.9.1939 по возвращении на базу. Л. и весь экипаж получили приказ держать потопление «Атении» в секрете, в вахтенном журнале соответствующие листы были заменены другими. Германская пропаганда выдвинула версию, что «Атения» потоплена английским правительством по приказу У. Черчилля, чтобы повлиять на скорейшее вступление в войну США. По возвращении Л. посажен под арест, но вскоре освобожден и продолжал командовать лодкой до сент. 1940. 28.12.1939 Л. на подходе к Гебридским островам подбил линейный корабль «Бархэм», выведя его из строя на 3 месяца. В июне 1940 U-30 первой из германских лодок была переведена во Францию. 14.8.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С 21.11.1940 командир подлодки U-110, на которой совершил 2 похода (проведя в море в общей сложности 46 дней). После нескольких удачных выходов Л. 9.5.1941 атаковал у берегов Гренландии конвой ОВ-318 и торпедировал 2 судна. После этого лодка была атакована у мыса Фейрвелл глубинными бомбами с английских эсминцев «Баллдог» и «Бродвей» и была вынуждена всплыть. Большая часть экипажа была взята в плен. Л. попытался вплавь вернуться на лодку и затопить ее, но был застрелен. Всего за время военных действий Л. потопил 19 кораблей общим водоизмещением 94 075 т и повредил 4 корабля водоизмещением 45 417 т.


ЛИБЕ (Liebe) Генрих (29.1.1908, Готта – 27.7.1997), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.10.1944). Окончил морскую кадетскую школу и 1.4.1929 поступил на флот фенрихом; 1.10.1931 произведен в лейтенанты флота. С 1931 служил на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». В сент. 1935 переведен в только начавшие формироваться подводные силы. 1.10. 1936 Л. был назначен командиром лодки U-2, которой командовал до 31.1.1938. 24.10.1938 Л. получил лодку U-38, на которой совершил 9 походов (проведя в море в общей сложности 333 дня). После начала войны 6.9.1939 потопил пароход «Маннар» (7242 т) у побережья Португалии. 14.8.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Л. стал широко известен только в последнем походе (середина 1941) к берегам Африки, когда он потопил 8 судов водоизмещением 47 279 т. Во время похода 10.6.1941 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. 22.7.1941 Л. сдал командование U-38 и был переведен в штаб ОКМ, где провел около года. В авг. 1944 переведен в штаб подводного флота. Всего за время военных действий Л. потопил 34 корабля общим водоизмещением 185 267 т и повредил 1 корабль водоизмещением 3670 т.

Генрих Либе


ЛИНДАУ (lindau) Ойген (3.5.1883, Магдебург – 10.5.1960, Гамбург), военно-морской деятель, адмирал (1.3.1942). 1.4. 1903 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штейн» и в военно-морском училище. 28.9.1906 произведен в лейтенанты. С 1.10.1905 служил на линейном корабле «Эльзас». 1.10.1908 переведен в миноносный флот, в 1912—15 командовал миноносцем S-142. Участник 1-й мировой войны, командовал миноносцем V-100 (17.6.1915—28.11.1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (13.10.1914). С 29.11. 1918 адъютант Торпедной инспекции. 29.12. 1918 стал командиром роты 1-го гвардейского резервного полка, с 29.7.1919 командир батальона 2-й морской бригады. Участвовал в уличных боях с коммунистами. Затем служил в частях береговой обороны. С 25.5.1921 по 10.11.1922 1-й офицер крейсера «Аркона», в 1923—26 референт управления личного состава Морского руководства. С 6.11.1929 командир легкого крейсера «Карлсруэ». 28.9.1931 назначен командующим в Свинемюнде. 2.10.1933 возглавил Морское управление в Гамбурге, а затем занимал посты инспектора пополнений в Эльбинге (6.10. 1936—14.8.1939) и Бремене (22.8.1938—31.12.1939). 31.12.1939 вышел в отставку. 1.1.1940 вновь поступил на службу в ВМФ и 26.5.1940 назначен командующим ВМС в Северной Франции, 20.2.1941 занял аналогичный пост в Западной Франции. 8.8.1942 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМС, а 31 авг. уволен в отставку.

Ойген Линдау


ЛИНДЕМАН (lindemann) Эрнст (28.3. 1894, Альтеркирхен, Рейнланд – 27.5.1941, Северная Атлантика), военно-морской деятель, капитан 1-го ранга (1.4.1938). В 1913 поступил в ВМФ. Участник 1-й мировой войны. После демобилизации армии оставлен на флоте, служил артиллерийским офицером на линейных кораблях «Эльзас» и «Шлезвиг-Гольштейн». В 1931—34 преподаватель морской артиллерийской школы, в 1936—39 референт, затем начальник отдела учебных заведений Верховного командования ВМС (ОКМ). С началом войны в 1939 назначен начальником морской артиллерийской школы. С авг. 1940 командир линейного корабля «Бисмарк» – одного из самых современных кораблей германского ВМФ. 17.4.1941 «Бисмарк», являвшийся флагманом командующего флотом адмирала Г. Лютьенса, вышел в море в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Евгений». 22 апр. он был обнаружен английской авиацией. 24 мая в Датском проливе состоялось морское сражение, в ходе которого «Бисмарк» потопил крейсер «Худ» (42 тыс. т), на котором погибло 1416 чел., в т. ч. вице-адмирал Л. Холланд. Затем был подбит линейный корабль «Принс оф Уэльс», после этого Л. прорвался в океан. 26 мая «Бисмарк» был вновь обнаружен, и торпедоносцы атаковали его торпедами, одна из которых попала в рули, лишив «Бисмарк» маневренности. 27 мая английские корабли атаковали «Бисмарк» и расстреляли его. На «Бисмарке» погиб Л., весь штаб флота и почти вся команда (всего 2106 чел.), спаслось лишь 115 чел. Посмертно 27.12.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста.


ЛИНДЕНАУ (lindenau) Вернер (21.9. 1892, Гарделеген, Саксония – 21.8.1975, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.2.1942). 1.4.1912 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1914) и на тяжелом крейсере «Ганза». 22.3.1915 произведен в офицеры. Участник 1-й мировой войны, служил преимущественно на миноносцах. После демобилизации армии оставлен на флоте. С 15.2.1923 командир миноносца, с 1925 – роты корабельной кадрированной дивизии, с нояб. 1926 – в постоянном составе военно-морских училищ. С 24.9.1928 1-й торпедный офицер на линейном корабле «Эльзас», с 25.2.1930 – «Шлезвиг-Гольштейн». С 26.9.1930 начальник торпедной службы Кильского военно-морского арсенала. С 27.9.1934 1-й офицер крейсера «Лейпциг», с 26.8.1936 офицер Адмирал-штаба военно-морской службы в Гамбурге. 4.8. 1938 Л. был назначен командиром линейного корабля «Силезия», а 18.4.1939 – начальником торпедного училища. Одновременно в авг. – окт. 1940 Л. возглавлял морское командование в Булони и при подготовке высадки в Англии должен был командовать десантной флотилией «D». С 27 мая по 8 окт. 1941 также командовал линейным кораблем «Силезия». 1.3.1943 назначен начальником торпедного арсенала «Запад». С 15.6.1943 высший военно-морской командир в Париже, с 17.8. 1944 – на Западе: обе эти должности были административными, и его компетенция в основном распространялась на базы и службы снабжения. С 11.1.1945 комендант канала кайзера Вильгельма. 8.5. 1945 взят в плен англо-американцами. 1.12.1946 освобожден.

Вернер Линденау


ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ (schlachtschiffe), крупные надводные корабли, обладающие большой огневой мощью и предназначенные для выполнения самостоятельных (или в составе флота) задач, для уничтожения кораблей противника в морском бою и для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. По концепции 30-х гг. являлись главной ударной силой ВМФ, однако во время войны своего предназначения не оправдали (что во многом способствовало тому, что средства на строительство новых кораблей были переданы подводному флоту). Во время 2-й мировой войны в составе германского ВМФ действовали «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Бисмарк» и «Тирпиц». В составе флота также оставались Л. к. времен 1-й мировой войны, однако они относились к другому классу и по-немецки имели иное обозначение – Linienschiffe. На 1932 в строю находилось 8 таких Л. к. – «Гессен» (постройки 1903), «Ганновер» (1905), «Силезия» (1906), «Шлезвиг-Гольштейн» (1906), в постройке находились Л. к. «Дойчланд» и «Эльзас—Лотарингия» (достроены они так и не были). Постепенно устаревшие Л. к. выводились из состава ВМФ и к 1935 в строю остались только «Силезия», «Ганновер» и «Шлезвиг-Гольштейн», которые к началу 2-й мировой войны использовались как учебные корабли.

Линейный корабль «Бисмарк»


ЛИТЦМАН (lietzmann) Иоахим (1.9. 1894, Киль – 19.9.1959, Хамельн), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.10.1943). 1.4.1911 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» и в военно-морском училище. В окт. 1913 направлен для прохождения службы в Циндао (Китай). После начала 1-й мировой войны японские войска начали операцию по захвату Циндао, и 2.12.1914 крепость капитулировала и Л. оказался в плену. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант (3.8. 1914). Всю войну провел в плену. 24.11. 1919 вернулся на родину. 27.8.1920 принят на службу на флот, служил в береговой обороне, командовал тральщиком. С 15.2. 1923 командир миноносца Т-151, с 16.3. 1925 2-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Нордзее». 30.9. 1927 переведен в Отдел флота Морского руководства референтом, с 27.2.1928 по 26.9.1930 командовал 1-й флотилией миноносцев, а затем вернулся в Морское руководство, где 28.9.1931 занял пост начальника отдела. С 9.10.1933 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего разведывательными силами. 11.10.1935 назначен начальником отдела Имперского военного министерства. С 24.5.1934 военно-морской атташе в посольстве Германии в Париже (и одновременно в Лиссабоне). Одновременно в марте—нояб. 1936 военно-морской атташе при правительстве ген. Ф. Франко. 24.8.1937 Л. назначен военно-морским атташе в Токио, где оставался до 30.3.1940. С 28.5.1940 начальник штаба командующего адмирала на Западе, с 22.6.1940 – во Франции. 8.4.1942 назначен командующим учебными силами флота, а 3.3.1943 возглавил командование береговой обороной на Померанском побережье. С 10.9.1943 командующий адмирал на Адриатике (с перерывом 4—16.7.1944). 6.1.1945 награжден Золотым Германским крестом. 10.1. 1945 назначен адмиралом для особых поручений на Юго-Востоке. 5.5.1945 взят в плен. 5.6.1947 освобожден.

Иоахим Литцман


ЛОМАН (lohmann) Вальтер Георг (11.12. 1891, Зиген, Вестфалия – 13.4.1955, Гамбург-Бергедорф), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.5.1942). 1.4.1910 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Фрейя» и в военно-морском училище в Мюрвике. 27.9.1913 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на тяжелом крейсере «Принц Генрих» (5.8.1914—26.8.1915). 27.8.1915 переведен в подводный флот. С 17.6.1918 2-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего подводным флотом. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; обер-лейтенант (22.3.1916). После окончания войны оставлен на флоте. С 1.4.1921 инструктор, с 17.3.1922 командир роты военно-морского училища в Мюрвике. 19.5.1924 переведен в инспекцию учебных заведений. С 6.1.1925 торпедный офицер на линейном корабле «Гессен». С 21.9.1926 референт Торпедного испытательного института в Эккерн-фьорде. 1.10.1928 переведен в Морское руководство референтом. С 26.9.1931 1-й офицер легкого крейсера «Кёнигсберг». С 1.2.1933 офицер Адмирал-штаба в Морском управлении Гамбурга. С 26.8.1936 командир легкого крейсера «Эмден». 29.9.1937 возглавил квартирный отдел ОКМ. С 13.10.1939 начальник военно-морского училища в Мюрвике. 1.10.1942 Л. был назначен адмиралом военно-морского управления Гамбурга, а с марта 1943 также командиром морской зенитной бригады «Север». 23.2.1945 переведен в распоряжение Высшего морского командования «Север», 9 марта награжден Серебряным Германским крестом и 30 апр. уволен в отставку.

Вальтер Георг Ломан


ЛОРЕНЦЕН (lorenzen) Эрих (19.6.1896, Глюксбург – 5.5.1945, Киль), руководящий чиновник судебного ведомства, адмирал-рихтер (1.5.1944). 7.8.1914 призван в армию рядовым 84-го пехотного полка. Участник 1-й мировой войны. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант резерва (15.2. 1918). 24.1.1919 демобилизован. Получил высшее юридическое образование, доктор права. 6.2.1925 поступил в ВМФ судебным асессором, служил на различных линейных кораблях юристом. С 1.1.1934 в суде при инспекции военно-морской артиллерии, с 1.4.1935 – при 2-м адмирале военно-морской станции «Нордзее». С 15.10.1936 временный судья суда военно-морской станции «Нордзее». 1.4.1940 переведен в штаб командующего адмирала военно-морской станции «Нордзее», а 3.3.1941 зачислен в распоряжение ОКМ с прикомандированием к Имперскому военному суду. С 1.7.1941 имперский военный судья Имперского военного суда, с 20.9.1943 судья по надзору суда при Высшем военно-морском командовании «Остзее». Покончил жизнь самоубийством.


ЛОТТМАН (lottmann) Герман (23.3. 1881, Потсдам – 8.7.1943, Берлин), один из руководителей германского кораблестроения, министериальдиректор (9.10. 1939). В 1901 проходил службу на флоте, боцман-маат (9.4.1902). После демобилизации получил высшее инженерное образование. 2.4.1907 поступил в ВМФ в качестве вольнонаемного инженера в кораблестроительный отдел Имперских верфей Вильгельмсхафена. 9.11.1907 произведен в лейтенанты резерва, а 8.1.1910 переименован в шифф-бау-мейстеры. 1.10. 1910 переведен в Отдел кораблестроения Имперского морского управления, ассистент заместителя начальника отдела. Почти всю 1-ю мировую войну провел в Имперском морском управлении и только 17.10.1917 был переведен директором кораблестроения на верфи Брюгге. С апр. 1918 исполнительный директор верфей Антверпена, с 7.9.1918 – на военно-морских верфях Вильгельмсхафена – одних из крупнейших верфей ВМФ Германии. После окончания войны служил в Вильгельмсхафене, занимая различные посты, в т. ч. директора новых разработок (с 13.10. 1927). С 18.9.1933 директор кораблестроения военно-морских верфей Вильгельмсхафена. Принимал активное участие в разработке и осуществлении программы кораблестроения Кригсмарине. 1.9.1937 Л. возглавил Отдел кораблестроения (K I) Управления кораблестроения ОКМ. 31.1. 1939 отдел был развернут в управленческую группу, а Л. остался во главе ее. До самой смерти возглавлял работу по организации строительства военных кораблей Германии.


ЛУХТ (Lucht) Эрнст (27.2.1896, Зюдеренде, Фюрт – 2.11.1975, Ноймюнстер, Шлезвиг-Гольштейн), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1943). 6.8.1915 поступил добровольцем на флот. 17.9.1917 произведен в лейтенанты. Во время 1-й мировой войны служил на линейных кораблях «Дойчланд», «Тюрингия» и «Позен». В нояб. 1918 отправлен в отпуск и в марте 1919 демобилизован. В нояб. 1919 вновь поступил на флот, служил в частях береговой охраны. С 6.1.1925 вахтенный офицер на линейном корабле «Гессен», с 26.9. 1927 командир 1-й полуфлотилии тральщиков, 26.9.1930—4.10.1932 командир роты 2-го батальона корабельной кадрированной дивизии «Остзее». С 1.4.1933 дежурный офицер на броненосце «Дойчланд». 1.10.1935 назначен командиром 2-й эскортной флотилии. 2.10.1937 переведен в инспекцию заградительного вооружения, а 30.6.1940 возглавил Отдел технического развития управленческой группы минно-заградительного вооружения Главного управления вооружений ОКМ. С 4.4. 1943 командовал охранными силами Северного моря. Успешно действовал против британского ВМФ. 10.11.1944 награжден Золотым Германским крестом, а 17.1. 1945 – Рыцарским крестом Железного креста и 22 янв. назначен командующим охранными силами ВМФ Германии. 22.6. 1945 арестован англо-американскими властями. 23.6.1947 освобожден.

Эрнст Лухт


ЛЮДДЕ-НОЙРАТ (ludde-heurath) Вальтер (15.6.1911, Хюнинген —?), адъютант главнокомандующего ВМС гроссадмирала К. Дёница, капитан 3-го ранга (1.12.1944). С марта 1939 служил на эскадренном миноносце «Карл Гальстер» (вахтенный, затем торпедный офицер). С нояб. 1941 1-й офицер эскадренного миноносца Z-30. В нояб. 1942 назначен командиром миноносца «Ягуар», а в дек. 1942 принял миноносец «Мёве». В нояб. 1943 – февр. 1944 учился в Военно-морской академии и в апр. 1944 был назначен командиром эскадренного миноносца «Рихард Бейтцен». В июне 1944 переведен в штаб фюрера эскадренных миноносцев 1-м офицером Адмирал-штаба. С сент. 1944 адъютант главнокомандующего ВМС. После того как Дёниц после самоубийства А. Гитлера стал главой Германии, Л. сохранил свой пост и стал именоваться адъютантом главы государства.

Карл Дёниц (в центре) и его адъютант Вальтер Людде-Нойрат в 1945 в Мюрвике


ЛЮДДЕН (ludden) Зигфрид (20.5. 1916, Нойбранденбург, Штаргард – 13.1. 1945, Киль), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (посмертно, 18.3.1945). 10.9.1936 поступил на флот кадетом. 1.10.1938 произведен в лейтенанты. Первые годы служил в ВВС. В апр. 1940 переведен в подводный флот. После недолгой службы на подлодке U-141 занимал пост адъютанта штаба флотилии. 5.8.1942 назначен командиром подлодки U-188, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 356 дней). Во время 1-го похода 11.4.1943 потопил британский эсминец «Беверли». Во 2-м походе совершил плавание в Пенанг, а затем в Сингапур, откуда забрал ок. 100 т стратегического груза и доставил его во Францию в июне 1944. 27.9.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 9.8.1944 переведен на берег. Погиб на судне-общежитии «Дарессалам» во время пожара. Всего за время военных действий Л. потопил 9 кораблей общим водоизмещением 50 915 т и повредил 1 корабль водоизмещением 9977 т.


ЛЮТ (Luht) Вольфганг (15.10.1913, Рига, Российская империя – 13.5.1945, Фленсбург-Мюрвик), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.9.1944). В течение 3 семестров изучал право в университете. 23.9.1933 поступил на флот кадетом. Во время учебы совершил 9-месячное кругосветное плавание на учебном корабле «Горх Фок». 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Карлсруэ» и «Кёнигсберг». В февр. 1937 переведен в подводный флот. С июля 1937 плавал 2-м вахтенным офицером на подлодке U-27, а с окт. 1938 по окт. 1939 1-м вахтенным офицером на U-38, которой командовал Г. Либе. С 16 по 28 дек. 1939 командовал подлодкой U-13. 30.12. 1939 он получил новый корабль – лодку U-9 (Тип а II-B), на которой совершил 6 походов (всего 74 дня в море). В мае 1940 потопил французскую подводную лодку «Дорис». 27.6.1940 переведен на подлодку Типа II-D U-138 (2 похода, 29 дней). Во время 1-го похода в ночь на 21.9.1940 Л. потопил 4 корабля общим водоизмещением 34 633 т и по возвращении из 2-го похода 24.10.1940 получил Рыцарский крест Железного креста. С 21.10.1940 по 11.4.1942 Л. командовал лодкой U-43 (5 походов, 204 дня в море, во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 68 077 т), а с 9.5.1942 по 31.10.1943 – U-181 (Тип IX-D, 2 похода, 335 дней в море). Отличался высокой результативностью. Только за один поход в Южную Атлантику с сент. 1942 по янв. 1943 он потопил 12 судов общим водоизмещением 58 381 т. 13.11.1942 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. На U-181 совершил 2-е по длительности патрулирование – 206 дней, в ходе которого предложил ряд нововведений, имевших целью поддержать психологическую атмосферу. Во время этого похода лодка потопила 10 судов. 15.4.1943 получил мечи к Рыцарскому кресту. Основными жертвами Л. стали не конвои, как у многих др. подводников, а отдельные корабли. 11.8.1943 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (всего два кавалера в ВМФ). С янв. 1944 командовал 22-й флотилией подводных лодок. В июле 1944 возглавил 1-й отдел военно-морского училища в Мюрвике, а в сент. 1944 стал его начальником (самым молодым за всю историю этого учебного заведения). С 1 по 23 мая 1945 училище было местом пребывания германского правительства во главе с гроссадмиралом К. Дёницем. Л. был застрелен немецким часовым, после того как назвал неправильный пароль. Похоронен с воинскими почестями. Всего имел на счету 47 потопленных кораблей общим водоизмещением 225 756 т, а также 2 поврежденных корабля (17 343 т) – это 2-й результат среди германских асов подводной войны.

Вольфганг Лют


ЛЮТТГЕ (luttge) Густав (26.12.1890, Хале-на-Заале – 25.12.1963, Гамбург), военно-морской инженер, вице-адмирал (1.4.1945), доктор политических наук (24.2. 1924). 1.11.1911 поступил на флот кандидатом на должность морского инженера. Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Принц-регент Луитпольд», вахтенным инженером на миноносцах и на линейном корабле «Швабия». В авг. 1917 переведен в подводный флот, главный инженер подлодки U-19 (февр. – нояб. 1918). После окончания войны оставлен на флоте. 18.10.1918 переименован в лейтенанты. С 25.1.1925 референт в Морском руководстве, с 28.9. 1927 инженер 2-й полуфлотилии миноносцев. С 30.9.1929 по 15.1.1930 главный инженер крейсера «Амазоне», с 22.9.1930 по 31.3.1931 инженер штаба военно-морской станции «Нордзее», с 1.4.1933 по 10.5.1935 главный инженер броненосца «Дойчланд». С 25.9.1936 референт ОКМ. 1.11.1938 возглавил Технический отдел верфей ОКМ. С 8.11.1939 начальник Отдела снабжений ОКМ (с 1.4.1942 управленческая группа снабжений и топлива ОКМ). 15.4.1944 переведен в Управление морских вооружений, а 1 авг. возглавил службу вооружений и экономики ВМФ. В янв. – мае 1945 комиссар по снабжению ВМФ углем. В мае 1945 интернирован союзниками. 20.4.1947 освобожден.


«ЛЮТЦОВ», броненосец германского флота, см.«Дойчланд».


«ЛЮТЦОВ» (lutzov), тяжелый крейсер германского флота класса «Адмирал Хиппер». Первоначально планировался к строительству как легкий крейсер, но в 1938 он был «переквалифицирован» в тяжелый. Спущен на воду 1.7.1939 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Получил название по имени одного из руководителей Добровольческого корпуса барона Людвига фон Лютцова (1782–1833). Имел следующие параметры: длина – 212,5 м, ширина – 21,9 м, осадка – 7,94 м, водоизмещение 18 400 т. Корабль обслуживал экипаж в 1600 чел. Движение корабля обеспечивали турбины мощностью 132 тыс. л.с., которые позволяли ему развивать скорость до 32 узлов. Вооружение: 8 сдвоенных 203-мм орудий SK, 12 сдвоенных 105-мм орудий, 12?37-мм зенитных орудий, 28?20-мм зенитных пулеметов, а также 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 3 самолета Arado 196. В рамках советско-германского сотрудничества 11.2. 1940 недостроенный «Л.» был передан СССР в счет оплаты (на сумму 104 млн рейхсмарок) ряда поставок стратегических материалов в Германию. 15.4.1940 прибыл в Ленинград и 25.9.1940 вступил в строй в составе советского ВМФ под названием «Петропавловск». С конца войны использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем плавучей казармы. 11.3.1953 переименован в «Днепр», а 27.12.1956 получил обозначение ПКЗ-112. 3.4.1958 выведен из состава флота и отбуксирован на стоянку списанных кораблей в Кронштадт. В 1959—60 разобран на лом.

Корпус тяжелого крейсера «Лютцов»


ЛЮТЬЕНС (lutjens) Гюнтер (25.5. 1889, Висбаден – 27.5.1941, Атлантика), военно-морской деятель, адмирал (1.9. 1940). Сын торговца. 3.4.1907 вступил кадетом в ВМФ; 21.8.1908 произведен в фенрихи. В 1910 окончил военно-морское училище и 28 сент. был произведен в лейтенанты. Большую часть службы провел на миноносцах. Участник 1-й мировой войны, командовал миноносцами Т-21 (16.1—13.3.1915), А-5 и А-20 (5.5.1915 – февр. 1916), полуфлотилией «А» (февр. 1916—10.11.1918); капитан-лейтенант (24.5. 1917). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. После окончания войны занимал командные посты в транспортных управлениях Варнемюнде и Любека. С 7.6.1921 начальник Отдела флота Морского руководства. 4.10. 1923 назначен командиром 3-й полуфлотилии миноносцев, с 26.9.1925 1-й адъютант штаба военно-морской станции «Нордзее». С 3.10.1929 командовал 1-й флотилией миноносцев, а 17.9.1931 возглавил отдел в Морском руководстве. С 26.9. 1932 начальник Отдела офицерских кадров Морского руководства. С 16.9.1934 Л. командовал легким крейсером «Карлсруэ», а 24.9.1935 назначен начальником штаба военно-морской станции «Нордзее». С 16.3.1936 начальник Управления личного состава Верховного командования ВМС (ОКМ). Убежденный монархист; подал письменный протест против плохого обращения с евреями. С 8.10.1937 командующий миноносцами, с 20.10.1939 – разведывательными силами флота. Участвовал в минировании английских вод. 12.11.1939 его отряд атакован у Доггер-банки британской эскадрой, при этом пострадали легкие крейсера «Лейпциг» и «Нюрнберг». 14.6.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 18.6.1940 сменил адмирала В. Маршалла на посту командующего флотом (несколько раньше – с 11 марта по 23 апр. 1940 – он уже исполнял обязанности командующего флотом). 20.6.1940 по требованию ОКМ Л. вывел из Тронхейма отряд из кораблей «Гнейзенау», «Хиппер», «Нюрнберг» и эсминца. В тот же день «Гнейзенау» был подбит английской подводной лодкой, и операция была сорвана. С 3 авг. по 26 окт. 1940 Л. также являлся командующим ВМС на Западе (т. е. силами, которые должны были осуществить операцию «Морской лев»). В дек. 1940 вновь вышел в море на «Шарнхорсте» и «Гнейзенау», но попал в шторм, и оба корабля получили повреждения. В марте 1941 Л. прорвался в Северную Атлантику и потопил 13 судов и транспортов, боя с военными кораблями не принял и ушел в Брест. 22.4.1941 получил приказ ОКМ выйти в Атлантику с линкором «Бисмарк» и тяжелым крейсером «Принц Евгений», в состав группы, предназначенной для проведения операции «Рейнюбунг», также вошли 4 подлодки (оперировавшие на линии коммуникаций Англия – Галифакс), несколько подлодок в Северной и Южной Атлантике и др. Л. выступал против этой операции, считая, что разница между кораблями велика и они не могут составить соединение. Но Э. Редер настоял на проведении операции, и Л. принял его точку зрения. 18.5.1941 корабли вышли в море, но были 22 мая обнаружены английской авиацией. 24 мая в Датском проливе состоялось морское сражение, в ходе которого «Бисмарк» потопил крейсер «Худ» (42 тыс. т), на котором погибло 1416 чел., в т. ч. вице-адмирал Л. Холланд. Затем был подбит линейный корабль «Принс оф Уэльс», после этого Л. прорвался в океан. 26 мая «Бисмарк» был вновь обнаружен, торпедоносцы атаковали его торпедами, одна из которых попала в рули, лишив «Бисмарк» маневренности. После этого Л. отослал крейсер «Принц Евгений». 27 мая английские корабли атаковали «Бисмарк» и расстреляли его.

На «Бисмарке» погибли Л., весь штаб флота и почти вся команда (всего 2106 чел.), спаслось лишь 115 чел.

Гюнтур Лютьенс









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.