Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Поделенные на три
  • Первый блин…
  • Крупнее – лучше?
  • Генеральские планы
  • Штурмовой флот империи
  • Истребитель-бомбардировщик
  • Глава 2

    От полка к авиакорпусу

    Поделенные на три

    В самом начале войны с нацистской Германией ВВС Красной Армии столкнулись с большими организационными трудностями. Децентрализованная система их управления, созданная в 30-е годы ХХ века, показала свою полную нежизнеспособность уже в первые дни. Командование отступавших армейских частей и фронтов оказалось не в состоянии оперативно руководить действиями подчиненной им авиации. На аэродромы поступали обтекаемые приказы и распоряжения в духе «срочно прикрыть войска», «ударить по танкам противника», «атаковать переправу» и так далее.

    В свою очередь, авиационные командиры фактически оказались предоставлены самим себе. Они самовольно отдавали приказы о перебазировании, оставлении аэродромов и уничтожении матчасти. В результате никакой единой стратегии в применении авиации на огромном фронте не было. Это в полной мере касалось и штурмовиков. Лишь кое-где и кое-кем наносились разрозненные и потому малоэффективные удары.

    Однако уже через неделю после вторжения советское руководство озаботилось авиацией. 29 июня была учреждена должность командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии и сформирован Военный совет ВВС. На главную должность назначили 41-летнего генерал-полковника Павла Жигарева. В состав же совета вошли заместители командующего, заведующий авиационным отделом ЦК ВКП(б), нарком НКАП, начальники управлений инженерно-авиационной службы и другие чиновники.

    Новое начальство на основе многочисленных донесений с фронтов быстро осознало, что авиации в условиях быстрого отступления в глубь страны придется решать две основные задачи: бороться с вездесущими танками Вермахта и бомбардировщиками Люфтваффе, которые утюжили окопы, громили тылы, рассеивали подходящие резервы, словом, полностью дезорганизовывали оборону. При этом Сталин и его окружение настаивали на особой важности именно борьбы с танками.

    Штурмовики по своему назначению как нельзя лучше подходили для атак подвижных войск противника. Атака с малой высоты и пикирование давали наибольшие шансы на успех. Однако вот здесь– то и сказались предвоенные провалы сталинского авиапрома. Имевшиеся на вооружении типы штурмовиков, большую часть которых составляли бипланы И-15бис и И-153 «Чайка», не были приспособлены для поражения точечных целей, тем более бронированных. И причиной тому были слабое пушечное вооружение и малая бомбовая нагрузка. Все это можно было в какой-то мере компенсировать только численностью.

    К началу войны самой крупной организационной единицей в штурмовой авиации был полк, имевший по штату 60 машин. ШАПы были более или менее равномерно распределены по приграничным военным округам, преобразованным с началом боевых действий во фронты. Приказы по нанесению ударов по тем или иным целям отдавались им непосредственно командующими ВВС фронта на основе заявок, полученных от сухопутных частей, либо по собственному усмотрению.

    10 августа 1941 г. командующий ВВС издал приказ, согласно которому штурмовые авиационные полки были реорганизованы. Отныне каждый ШАП должен был состоять из двух штурмовых и одной истребительной эскадрильи, а также управления полка. Штатная численность была сокращена до 33 машин, из которых три числились при штабе полка. Однако эти изменения касались только ранее сформированных полков.

    Минуло десять дней, и 20 августа уже Нарком обороны СССР, а им был лично товарищ Сталин, подписал приказ № 0305. Он был коротким и потому уместно привести его текст полностью:

    «Ввиду того, что новые самолеты, вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д., являются грозным оружием против врага и необходимо их иметь на всех фронтах, тогда как промышленность пока не успевает удовлетворять потребности фронтов, приказываю:

    Впредь все авиаполки новой материальной части формировать в составе 2 эскадрилий по 9 самолетов в каждой и 2 самолетов для командира полка и его заместителя – всего 20 самолетов в полку».

    Таким образом, получилось, что штатная численность ШАП к концу второго месяца войны уменьшилась сразу в три раза. Такой малочисленный полк было легче перебрасывать с одного участка фронта на другой, поскольку для него не требовалось обустройства большого аэродрома. При тотальной нехватке средств связи командиру полка на небольшом полевом аэродроме было легче управлять своими эскадрильями и проще маскировать их.

    Тут необходимо вспомнить о том, что же представляла собой к этому времени организационная структура штурмовой авиации Люфтваффе. Самой крупной ее единицей была эскадра. В зависимости от типа самолетов, имевшихся у нее на вооружении, она могла быть трех типов: штурмовой (Sturzkampfgeschwader – StG), непосредственной поддержки войск на поле боя (Schlachtgeschwader – SchG) или скоростных бомбардировщиков (Schnellkampfgeschwader – SKG). В состав эскадры входили три авиагруппы, каждая из которых, в свою очередь, имела по три эскадрильи. Помимо этого в эскадре могли быть отдельная штабная эскадрилья или звено, а в авиагруппе – штабное звено.

    Штатная численность эскадрильи составляла 12 самолетов, группы – 40, а эскадры – уже 130 самолетов. При этом система управления на всех трех уровнях была компактная, с великолепно налаженной связью и, что крайне важно, с четким соблюдением принципа единоначалия. В подразделениях Люфтваффе не было политических комиссаров, как в советских ВВС, которые контролировали командиров и вмешивались, при надобности или без оной, в их действия. Командиры эскадр, авиагрупп и эскадрилий обладали полной свободой действий в тактическом отношении. Никто не указывал им, как именно и какими силами и боеприпасами атаковать конкретную цель.

    Таким образом, к началу войны на Восточном фронте немецкая штурмовая эскадра по своей штатной численности просто не имела аналогов по другую сторону фронта. Советский штурмовой полк довоенных штатов занимал некое промежуточное положение между эскадрой и авиагруппой Люфтваффе, а затем после выхода упоминавшегося выше приказа № 0305 стал сразу вдвое меньше авиагруппы.

    Эти шараханья в установлении штатной численности ШАП свидетельствуют о том, что в предвоенные годы в руководстве ВВС Красной Армии никто особо не задумывался над определением ее оптимального размера. Для этого требовалось мыслить не категориями мирного времени, когда действительно было проще всего нагромоздить огромные по штату, но при этом малоуправляемые полки, а предвидеть использование штурмовиков в реальных боевых условиях, тем более что в 1939–1940 гг. немецкие «Штуки» предоставили предостаточно данных для подобных размышлений.

    Первый блин…

    Операцией, в которой русские впервые попытались массированно применить свою авиацию, в том числе штурмовики, стали удары по 2-й танковой группе генерал-оберста Хейнца Гудериана (Heinz Guderian). 23 августа Верховное командование Вермахта приняло решение развернуть эту группу, продвигавшуюся к Москве, в южном направлении. Она должна была нанести удар в тыл советского Юго-Западного фронта, чтобы затем, соединившись с наступавшей с юга на север 1-й танковой группой генерал-оберста Эвальда фон Клейста (Ewald von Kleist), замкнуть кольцо вокруг крупной группировки советских сил, оборонявших Киев.

    25 августа части Гудериана из района городка Почеп, в 72 км юго-западнее Брянска, начали движение на юг, в направлении на Конотоп – Прилуки. Одновременно из района Гомель – Новозыбков также на юг, в направлении на Чернигов – Нежин, начала наступление 2-я полевая армия генерал-оберста Максимилиана фон Вейхса (Maximillian von Weichs).

    Через день 3-я танковая дивизия генерал-лейтенанта Вальтера Моделя (Walter Model) и 10-я моторизованная дивизия генерал-лейтенанта Фридриха-Вильгельма Лёпера (Friedrich-Wilhelm Lцper) прорвали оборону на левом фланге 13-й армии Брянского фронта на рубеже Почеп – Стародуб и двинулись в сторону украинского города Новгород-Северский.

    Над Юго-Западным фронтом нависла реальная угроза катастрофы. Учитывая складывающуюся обстановку, советский Генеральный штаб предложил Сталину отвести войска. Однако это означало, что Киев придется оставить, но вождь и слышать об этом не хотел. В итоге 27 августа Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) приказала командующему ВВС Красной Армии генерал-полковнику Жигареву подготовить и в период 29 августа – 4 сентября провести воздушную операцию с целью разгрома частей танковой группы Гудериана, находившихся в районе Почеп – Стародуб – Новгород-Северский – Шостка.

    Общее руководство этой операцией было возложено на Военный совет и штаб ВВС. Персонально же ответственными перед Ставкой за ее ход были назначены заместитель командующего ВВС генерал-майор авиации И. Ф. Петров и член Военного совета ВВС корпусной комиссар П. С. Степанов. К участию в ней привлекались: 11-я, 60-я и 61-я смешанные авиадивизии (САД) и 24-й скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП), которые составляли большую часть ВВС Брянского фронта, 10-я, 12-я и 38-я САД – это уже ВВС Резервного фронта в полном составе, 1-я резервная авиагруппа (РАГ), включавшая четыре полка, а также 42-я и 52-я дальнебомбардировочные авиадивизии (ДБАД) из резерва Ставки.

    Несмотря на внушительный список частей, задействованных в операции, – восемь авиадивизий и пять полков, – общая численность пригодных для боевых вылетов самолетов была невысокой. К 30 августа в ВВС Брянского фронта под командованием 34-летнего генерал-майора Ф. П. Полынина[3] насчитывался 161 самолет, в том числе 44 Ил-2: 9 – из 237-го ШАП, 15 – из 245-го ШАП и 20 – из 218-го ШАП. При этом штатная численность последнего полка объяснялась тем, что он перелетел на фронт лишь утром того же дня. ВВС Резервного фронта генерал-майора Е. М. Николаенко располагали 137 самолетами, среди которых были девять «горбатых» из 66-го ШАП. В составе же 1-й РАГ полковника Н. К. Трифонова имелись 95 самолетов, включая десять «Илов» из 217-го ШАП.

    Главной ударной силой предстояло стать именно штурмовикам. Сталин приказал «бить колонны противника непрерывно, волна за волной, весь день с утра до темноты». И летчики, как могли, пытались выполнить приказ вождя. Командиры штурмовых полков получили приказ: последовательно нанося удары группами по шесть – девять самолетов под прикрытием истребителей, уничтожать танковые колонны на шоссейных и проселочных дорогах.



    Штурмовики Ил-2 из 217-го ШАП, входившего в состав 1-й резервной авиагруппы, перед боевым вылетом. Брянский фронт, август 1941 г.

    Боевые вылеты начались на рассвете 30 августа, при этом широко использовались зажигательные средства: гранулированный фосфор, смесь типа С-4, а также ампулы АЖ-2, наполненные самовоспламеняющейся жидкостью «КС», представлявшей собой сплав фосфора и серы с очень низкой температурой плавления.

    Всего же в течение 30 и 31 августа штурмовики 66-го, 217-го, 218-го, 237-го и 245-го ШАП совершили 130 самолетовылетов, атакуя колонны группы Гудериана. По сводкам штаба Брянского фронта и оперативной группы штаба ВВС КА, в общей сложности были уничтожены и повреждены до 90 танков, около 20 бронемашин, до 670 автомашин и взорван склад боеприпасов. При этом суммарные потери пяти полков составили восемнадцать Ил-2, т. е. 29 % от их общей численности к началу воздушной операции.

    Приведенные выше данные о результатах штурмовых атак представляются, мягко говоря, завышенными. Тут надо отметить, что фотоконтроль отсутствовал и донесения о эффективности штурмовок составлялись лишь на основе рапортов пилотов. А последние главным образом сообщали только о количестве увиденных ими взрывов или очагов пожаров, и лишь изредка – о прямых попаданиях в цель. Это уже затем в штабах всех уровней, все выше и выше, начинали придавать донесениям «фактический» вид. Вот и появлялись расплывчатые формулировки «до 45 автомашин», «до 20 автомашин» и так далее.

    В немецких танковых дивизиях образца 1941 г. насчитывалось от 147 до 209 танков различных типов. Таким образом, получается, что за два дня Ил-2 ВВС Брянского и Резервного фронтов, а также 1-й РАГ, смогли вывести из строя где-то половину танков целой дивизии. Это должно было самым непосредственным образом сказаться на темпах немецкого наступления. Однако ничего подобного не произошло.

    Несмотря на победоносные донесения об уничтоженной технике и живой силе врага, воздушная операция против 2-й танковой группы завершилась неудачей. Части Гудериана как ни в чем не бывало двигались вперед и, переправившись на восточный берег реки Десна, 1 сентября достигли сектора Новгород-Северский – Собычь – Шостка – Воронеж.[4] К 10 сентября немецкие танки вышли в тыл Юго-Западного фронта, на рубеж Конотоп – Чернигов.

    После того как 16 сентября около поселка Лохвица танкисты Гудериана встретились с 1-й танковой группой, в окружение попали советские 5-я, 26-я и 37-я армии и часть 21-й и 38-й армий. 19 сентября немцы вошли в Киев, и через неделю окруженные войска прекратили сопротивление. Для Красной Армии это была настоящая катастрофа. Немцы затем объявили о сдаче к ним в плен 665 тысяч солдат и офицеров и захвате 884 танков, 3718 орудий и минометов.

    Крупнее – лучше?

    Неудачная операция против танковой группы Гудериана, а также дальнейший ход боевых действий показали, что разукрупнение штурмовых полков и формирование смешанных авиадивизий, состоящих из истребительных и штурмовых полков, себя не оправдало. Для нанесения массированного удара сил восьми – десяти Ил-2, а именно столько исправных машин обычно насчитывалось в ШАП, явно не хватало. Поэтому многочисленные налеты напоминали скорее булавочные уколы. Совместные же удары двух и более полков не получались из-за слабой подготовки их командиров и множества организационных проблем. Кроме того, такие удары из-за отсутствия промежуточного командного звена, как тут не вспомнить штурмовые эскадры Люфтваффе, приходилось планировать сразу на уровне штаба ВВС фронта.

    Весной 1942 г., когда большое контрнаступление, развернутое Сталиным, уже выдыхалось, началась реорганизация структуры ВВС Красной Армии. Приказами от 16 и 17 марта предписывалось сформировать десять так называемых «ударных авиационных групп» (УАГ), которые должны были находиться в резерве и в случае необходимости могли быть брошены на нужный участок фронта.

    Предполагалось, что приблизительно треть этих групп составят именно Ил-2. Так, во 2-ю УАГ генерал-майора Д. Ф. Кондратюка, действовавшую на Северо-Западном фронте, вошли пять истребительных, по одному легкобомбардировочному и дальнебомбардировочному и три штурмовых полка – 299-й, 567-й и 568-й ШАП. А из тринадцати полков 1-й УАГ генерал-лейтенанта Ф. Г. Мичугина, участвовавшей в боях на Волховском фронте, штурмовых было пять – 175-й, 313-й, 448-й, 565-й и 569-й ШАП.

    К маю сформировали три полноценные УАГ. Однако решение об их создании к тому времени уже признали устаревшим благодаря приходу нового начальства.

    Еще в феврале 1942 г. на должность первого заместителя командующего ВВС Красной Армии был назначен 41-летний генерал-лейтенант Александр Александрович Новиков.[5] Будучи человеком очень деятельным и пользовавшимся доверием Сталина, он в то же время был активным сторонником централизованного управления авиацией. О преимуществе последнего говорил его личный опыт.

    Вскоре после своего назначения Новиков выехал на Волховский фронт, где по заданию Ставки пытался организовать силами 23 отдельных авиаполков массированные удары по войскам группы армий «Норд». Там он убедился, что слить воедино усилия многочисленных частей, некоторые из них были объединены в УАГ, просто нереально. Не хватало промежуточных командных звеньев, которые бы претворяли в жизнь общие задачи, поставленные командованием, и доводили их до конкретных полков. К тому же каждый командир тянул одеяло на себя, пытаясь свалить более сложные задания на других. Зачастую результаты ударов во много раз преувеличивались, а проверить и переработать все данные на уровне штаба ВВС фронта было технически невозможно.

    В итоге Новиков приказал сформировать из восьми полков «временную авиагруппу» во главе с генерал-майором С. И. Руденко. Она предназначалась для действий на правом фланге 54-й армии. Главное «ноу-хау» заключалось в том, что объединение из истребительных, штурмовых и бомбардировочных полков под единым командованием в течение длительного времени действовало на определенном участке фронта в интересах конкретного участка фронта. По сути, это был прообраз будущих воздушных армий.

    И хотя советское наступление в итоге закончилось полнейшим крахом, действия генерал-лейтенанта Новикова получили высокую оценку руководства страны. И 11 апреля 1942 г. он был назначен уже командующим ВВС Красной Армии вместо генерал-полковника Жигарева.

    Получив одобрение сверху, новый начальник авиации с энтузиазмом взялся за ее реформирование, суть которого заключалась в централизации управления и укрупнении воздушных соединений. В первую очередь был создан штаб ВВС во главе с 41-летним генерал-майором Сергеем Александровичем Худяковым.[6] Настоящим детищем Новикова стал особый отдел по изучению и обобщению опыта воздушной войны, который должен был заниматься разработкой современных теорий и наставлений.

    Вскоре Сталин согласился с предложенной Новиковым новой организационной структурой фронтовой авиации. В частности, ВВС фронтов было решено преобразовать в воздушные армии. Процесс пошел, и 5 мая приказом Наркома обороны № 0081 на основе ВВС Западного фронта была сформирована 1-я воздушная армия. Кроме прочих частей в нее вошли две смешанные авиадивизии, каждая из которых состояла из двух штурмовых и двух истребительных полков. До конца месяца были созданы 2-я, 3-я и 4-я армии, в июне – 5-я, 6-я и 8-я армии, затем в июле – 14-я и 15-я армии, а до конца года общее число воздушных армий достигло уже семнадцати, из которых тринадцать находились в действующей армии.

    Реорганизация не обошла стороной и штурмовые полки. Их штат в мае 1942 г. был увеличен до трех эскадрилий по десять Ил-2. И с учетом еще двух самолетов, числившихся при штабе, штатная численность полка отныне составляла 32 штурмовика. Одновременно начали формироваться и более крупные соединения – штурмовые авиационные дивизии (ШАД). Соответствующий приказ устанавливал, что каждая такая дивизия должна иметь три штурмовых полка, а также… отдельную штрафную штурмовую эскадрилью.

    Последний факт подтверждает то, что все позднейшие слухи и разговоры о летчиках-штрафниках, летавших на Ил-2, имели под собой вполне реальное основание. Да и остальные пилоты нередко на практике оказывались в положении штрафников. Тяжелейшие потери оказывали на них сильнейшее психологическое воздействие, особенно на тех, кто только что попал на фронт после ускоренного выпуска из училища. Поэтому приходилось принимать жесткие меры по сохранению порядка и дисциплины. Так, командующий 16-й воздушной армией генерал-майор Сергей Руденко в ходе ожесточенных боев в районе Сталинграда подписал приказ, согласно которому истребители, сопровождавшие «горбатых», одновременно должны были исполнять роль своеобразных воздушных заградотрядов. В случае, если пилоты штурмовиков отворачивали раньше времени с боевого курса и уклонялись от атаки назначенных целей, истребители были обязаны открывать по ним огонь и сбивать как врагов.

    Однако вернемся к штурмовым авиадивизиям. В течение мая их сформировали сразу одиннадцать штук, которые получили обозначения – 204-я, 206-я, 224-я, 225-я, 226-я, 227-я, 228-я, 230-я, 231-я, 233-я и 238-я ШАД. В следующем месяце к ним добавились еще семь, в августе – две, в сентябре – три и в ноябре – две. В итоге к концу 42-го года в советских ВВС насчитывались уже 25 штурмовых авиадивизий. К концу же войны их число увеличилось почти вдвое и достигло 48 единиц, при этом тринадцати из них было присвоено звание «Гвардейская».

    Если присмотреться, то тогда вся эта реформа была приведением организационной структуры штурмовой авиации Красной Армии к немецким стандартам, подтвердившим на практике свою эффективность. И действительно, советский ШАП практически стал аналогом штурмовой авиагруппы, и соответственно ШАД, насчитывавшая по штату более ста самолетов, – аналогом штурмовой эскадры Люфтваффе.

    Отныне приказы из штаба воздушной армии поступали сначала в штаб штурмовой дивизии. Они определяли ее боевые задачи: атака аэродромов, штурмовка наземных целей, поддержка наступающих войск и так далее. Попутно передавались конкретные данные о целях, а при необходимости их аэрофотоснимки и разведданные о противовоздушной обороне. Теперь непосредственное планирование воздушных ударов велось в штабе ШАД. Именно он устанавливал выделяемые для этого силы, время вылета, маршруты полета к цели, взаимодействие с истребителями прикрытия и тому подобное. Штабу же полка, ставшему теперь низшей инстанцией, оставалось лишь назначить конкретные экипажи, определить последовательность их взлета и захода на цель, полетный строй и обеспечить фотоконтроль результатов атаки.

    Обратная связь выглядела аналогично. После выполнения задания штабы ШАП отчитывались в вышестоящую инстанцию о достигнутых результатах, делая это на основании сделанных аэрофотоснимков, но чаще всего только на «честных» докладах самих летчиков, докладывал о понесенных потерях и особо отличившихся пилотах. Штаб ШАД обобщал эти сведения и транслировал далее в штаб воздушной армии. Там полученные сведения вносились в дневную сводку о действиях воздушной армии, после чего планировались удары на следующий день.

    В теории планирование боевых вылетов выглядело безупречным: организованный взлет, встреча с эскортом, маршрут полета, огибающий расположения сил ПВО, скрытный подход к цели и решительная атака, а затем такой же организованный отход. Однако на практике, как это бывает в России, все работало не совсем так, как должно было, а частенько и совсем не так.

    Иногда из штабов воздушных армий приходили сильно расплывчатые указания, например, просто «сорвать переправу», «остановить продвижение танков», «штурмовать скопление фашистов на вокзале». И наоборот, порой они низводили деятельность штабов ШАД до механического исполнения приказов, составляя детальные планы штурмовых ударов, вплоть до указания числа задействованных «Илов» и высоты сброса бомб. А в некоторых случаях штабы воздушных армий отдавали приказы напрямую командирам ШАП, вообще забывая о существовании штаба дивизии.

    Интересно, что советское командование хорошо знало обо всех недостатках в планировании боевых вылетов. Регулярно появлялись различные указания и распоряжения, констатировавшие это. Например, в начале июня 1942 г. командующий ВВС Юго-Западного фронта генерал-лейтенант Ф. Я. Фалалеев подписал секретные указания по боевому использованию авиации. Они были составлены на основе опыта действий подчиненных ему частей в период с 11 по 31 мая.

    Вот что в них, помимо прочего, говорилось: «Бомбардировщики и штурмовики не применяют маневра при атаках противника, идут по прямой, растягивают строй и нарушают огневое взаимодействие.

    По-прежнему пребывание наших самолетов над целью, особенно над полем боя, бывает непродолжительным. Атака цели производится, как правило, с одного захода, боеприпасы сбрасываются залпом.

    Командиры полков, высылая самолеты на прикрытие, бомбометание и для штурмовых действий, не указывают командирам групп, сколько времени находиться над целью, сколько производить заходов и когда по времени уходить на свой аэродром».

    Генеральские планы

    Тем временем командующий ВВС не собирался останавливаться лишь на создании воздушных армий, действовавших в интересах конкретных фронтов. Помимо них Новиков хотел иметь в своем распоряжении еще и специальные соединения, каждое из которых состояло бы из сотен истребителей, бомбардировщиков или штурмовиков. В случае надобности эти воздушные армады бросались бы на нужные направления и просто задавливали бы противника своей численностью. Генерал, вероятно, представлял, как сотни и сотни Ил-2 полетят над полями и лесами, наводя ужас на немцев, уничтожая все, что движется. Потом небо затмят стаи истребителей, десятками бросающихся на каждый появившийся «Мессершмитт» и разнося его в клочья огнем сотен пулеметов…

    И этот грандиозный план начал уже претворяться в жизнь. Так, 1 июля 1942 г. приказом Наркома обороны были образованы 1-я и 2-я истребительные авиационные армии (ИАА), чьими командующими были назначены генерал-майоры Е. М. Белецкий и В. Г. Рязанов, а также 1-я бомбардировочная авиационная армия (БАА), которую возглавил генерал-майор В. А. Судец. После этого предполагалось ввести еще несколько бомбардировочных и штурмовых армий. Последние, по мысли Новикова, должны были состоять из четырех-пяти ШАД и насчитывать до 500 штурмовиков! Они могли использоваться для массированной поддержки наступления, либо, наоборот, для массированных атак прорвавшихся танков врага.

    Однако начавшееся немецкое летнее наступление и развернувшиеся кровопролитные сражения поглотили все созданные резервы самолетов. И в итоге в боях приняла участие лишь одна 1-я ИАА, имевшая 231 истребитель. 5 июля ее бросили в бой с Люфтваффе на Воронежском направлении. За семь последующих дней армия понесла огромные потери. Были сбиты 93 машины, еще 23 получили сильные повреждения и совершили вынужденные посадки на своей территории. Кроме того, 49 истребителей отправились в ремонт. Таким образом, к исходу 12 июля в строю остались всего 66 самолетов, и 1-я ИАА фактически перестала существовать. В конце июля ее остатки использовали для формирования 16-й воздушной армии.

    1-я БАА лишь частично задействовалась в боях, после чего подчиненные ей полки передали в 1-ю воздушную армию и в авиацию дальнего действия (АДД). Что же касается штурмовых армий, то успели приступить к формированию лишь одних их управлений, когда сама идея сошла на нет из-за огромных потерь на фронте.

    Штурмовой флот империи

    Однако Новиков не отказался от планов создания крупных специализированных авиационных соединений. Только теперь вместо воздушной армии за основу был взят авиакорпус, которым в случае необходимости могла быть усилена та или иная воздушная армия. В числе прочих предлагалось сформировать штурмовые авиакорпуса (ШАК), которые бы состояли из двух штурмовых дивизий и по штату имели бы около 220 Ил-2.

    Сталин снова принял предложения командующего своих ВВС. 10 сентября 1942 г. он, как Нарком обороны, подписал приказ № 0019, согласно которому были сформированы два первых штурмовых авиакорпуса. В 1-й ШАК генерал-майора Василия Рязанова[7] вошли 266-я ШАД полковника Ф. Г. Родякина и 292-я ШАД полковника Н. П. Каманина, а во 2-й ШАК полковника Василия Степичева – 231-я ШАД полковника В. И. Аладинского и 232-я ШАД генерал-майора Н. К. Трифонова.

    Работа по формированию новых корпусов продолжалась, благо теперь авиапромышленность могла не только компенсировать большие потери, но и позволить создавать резервы. В декабре того же 42-го года был образован 3-й ШАК, который возглавил полковник М. И. Горлаченко, затем в июле 1943 г. – 5-й, 7-й, 8-й и 9-й ШАК, а в декабре того же года – 6-й ШАК и, наконец, в конце сентября – начале октября 1944 г. – 4-й, 9-й и 10-й ШАК. Таким образом, к концу войны в распоряжении советского командования оказался целый штурмовой воздушный флот из десяти авиакорпусов, два из которых уже получили статус гвардейских.

    И все же объединение сначала двух, а затем и трех штурмовых дивизий в авиакорпус было, по существу, бесполезным. Массированные удары по одной цели силами сразу нескольких ШАД, которые могли бы оправдать создание штурмовых корпусов, никогда не проводились. Советские ВВС просто не имели технических средств, которые позволяли бы управлять сотнями самолетов, одновременно находившимися в воздухе на ограниченном пространстве. Для этого требовались надежная радиосвязь, наземные радары, система опознавания «свой – чужой», специальные центры управления как минимум в масштабах воздушной армии, и масса еще чего, но всего этого и в помине не было.

    До самого конца войны Ил-2 продолжали действовать мелкими группами по 12–16 машин. И если формирование дивизий все же помогло повысить управляемость и как следствие эффективность действий входивших в них ШАП, то штурмовые корпуса стали просто лишней организационной структурой. Правда, их создание позволило значительно увеличить число штабных офицеров и создать новые генеральские должности.

    Ну а как же корпуса, существовавшие в Люфтваффе? Наверняка у кого-то возникнет подобный вопрос. Все дело в том, что немецкие авиадивизии, авиакорпуса, авиационные командования и воздушные флоты создавались по территориальному принципу и потому не имели постоянного боевого состава. Их основной задачей было оперативное руководство и общая координация действий групп и эскадр, ведших боевые действия на определенном участке фронта. Командиры же последних при этом сохраняли полную тактическую самостоятельность.

    На протяжении всей войны группа и эскадра оставались базовыми боевыми единицами Люфтваффе. Часто одна группа какой-нибудь штурмовой эскадры входила в оперативное подчинение одному авиакорпусу, в то время как другая группа той же эскадры действовала за тысячу километров от нее, в зоне ответственности совсем другого корпуса. Система территориального формирования авиакорпусов позволяла в случае необходимости быстро и оперативно усилить любой из них за счет переброски групп и эскадр с других участков фронта. И при этом не требовалось одновременного перебазирования штабных и вспомогательных структур самого авиакорпуса, занимавшего много времени и сил.

    Истребитель-бомбардировщик

    Организационная структура немецкой штурмовой авиации на протяжении всей Второй мировой войны оставалась неизменной. Однако это совсем не значило, что ее задачи и тактика действий при этом не менялись, как это было по другую сторону фронта.

    3 сентября 1943 г. новым начальником Генерального штаба Люфтваффе стал 45-летний генерал авиации Гюнтер Кортен (Gunther Korten). Уже одним из своих первых приказов он учредил специальную инспекцию штурмовой авиации, а затем 9 сентября поставил во главе ее опытнейшего боевого командира – 36-летнего оберст-лейтенанта Эрнста Купфера (Ernst Kupfer), руководившего до этого StG2 «Иммельман», которая, свою очередь, была лучшей немецкой штурмовой эскадрой.

    Отныне Купферу как инспектору (командующему) штурмовой авиации Люфтваффе были подчинены штурмовые группы, группы непосредственной поддержки войск, группы скоростных бомбардировщиков и эскадрильи так называемых «истребителей танков» (Panzerjдgersttafel). Перед ним стояла задача реформировать штурмовую авиацию так, чтобы та могла оказывать быструю и эффективную поддержку войскам на поле боя и одновременно могла сама себя защитить, не требуя истребительного эскорта.

    К этому времени уже стало очевидно, что надежный Ju-87 устарел. Его главным недостатком стала небольшая, по сравнению с истребителями противника, скорость. Было ясно, что «Штуке» требуется замена. Выбор пал на одноместный FW-190F, который мог нести такую же бомбовую нагрузку, но имел значительно лучшие скоростные и маневренные характеристики и при встрече с истребителями врага мог, как говорится, постоять сам за себя.

    Уже 5 октября оберст-лейтенант Купфер[8] издал распоряжение Nr.11125/43, согласно которому все штурмовые эскадры подлежали преобразованию в эскадры непосредственной поддержки войск. Вскоре началось их перевооружение «Фокке-Вульфами» и переобучение летчиков. При этом высвобождавшиеся бортстрелки, ранее летавшие на «Штуках», в большинстве своем направлялись в авиашколы для подготовки уже в качестве пилотов.

    К сентябрю 1944 г. процесс реформирования штурмовой авиации был практически полностью завершен. И лишь две группы – I./SG1 и III./SG2 – продолжали летать на Ju-87D еще до начала следующего года, а три эскадрильи «истребителей танков» – 10.(Pz)/SG1, 10.(Pz)/SG2 и 10.(Pz)/SG77 – использовали Ju 87G с 37-мм пушками до самого конца войны.

    Фактически эта реформа означала принятие командованием Люфтваффе концепции истребителя-бомбардировщика или многоцелевого самолета, способного выполнять различные тактические задачи, в зависимости от конкретной обстановки. Затем в эпоху реактивной авиации такие самолеты получат повсеместное признание, но в конце 43-го – начале 44-го года это был смелый шаг.

    Благодаря проведенной реформе немецкая штурмовая авиация на последнем этапе войны получила значительное качественное преимущество над советской. Так, FW-190F-3 по своим характеристикам на голову превосходил Ил-2 образца 1943 г. При меньшей максимальной взлетной массе он развивал максимальную скорость больше чем на 200 км/ч по сравнению с ним и мог поднять 1800 кг бомб, т. е. в три раза больше, чем «Ил». Имел он и более мощное бортовое пушечно-пулеметное вооружение.

    Однако имелось существенное обстоятельство, которое практически сводило на нет качественное преимущество ударных модификаций «Фокке-Вульфов». Это было более чем трехкратное численное превосходство «горбатых»…









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.