Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Либертарный муниципализм Мюррея Букчина
  • Америка как рай
  • РЕЦЕНЗИИ

    Либертарный муниципализм Мюррея Букчина

    Мюррей Букчин. Рост урбанизации и закат гражданства (Sierra Club Books, 730 Polk St., San Francisco, CA, 1987).

    В этой книге — как и все предыдущие пятнадцать лет — Букчин призывает создавать гражданские советы и группы народного муниципального самоуправле­ния, чтобы спасти города от плохого управления со стороны профессиональных политиков и бюрократов. Предлагаемый план спасения, исторически и ме­тодологически несостоятельный, сводится к абсолютно неанархистскому (и нелогичному) тезису о том, что активное участие в локальной политике ведет к коллапсу государства. Мы должны, советует автор, постепенно увеличивать и расширять «существующие институты» и «стараться демократизировать респуб­лику». Написание этой рецензии представляется мне утомительной рутиной, которая в каком-то смысле даже смущает меня — как будто эту книгу можно при­нять всерьез с какой бы то ни было антиавторитарной точки зрения.

    Свой чистейший реформизм Букчин пытается сделать привлекательным за счет таких уловок, как ложные противоречия между урбанизацией и городами, представительством и суверенитетом, политикой и искусством управления государством, а также за счет таких неприемлемых утверждений, как, например, заявление о том, что когда-то политика была «делом всего сообщества». Еще один трюк — игнорировать реальную историю городской жизни, как будто она полностью иллюзорна. Иногда он начинает заключать в кавычки такие термины, как «избранные» представители, «избиратели» и «налогоплательщики», словно бы эти термины не имеют никакого отношения к реальности. Вы можете открыть книгу на любой странице и везде увидите подобные нелепости и ухищрения.

    Впрочем, другой ключевой элемент исследования все же включает в себя исторический анализ, но только для того, чтобы придать историческим банально­стям новую, неузнаваемую форму. Например, афинский полис довольно долгое время был для Букчина моделью восстановления городской политики. Но, к сожалению, как все прекрасно знают, афинская «демократия» — это несколько мужчин, управлявшие жестко дифференцированной классовой структурой. А то, что она основывалась на рабстве и подавлении женщин? Мюррей это тоже ловко обходит стороной, мимоходом, в скобках признав некоторые «недостатки» греков! То же самое с городскими собраниями в благоговейной Новой Англии — еще одним образцом обновления городской политики. Плевать на множество монографий, в которых авторы признают (в отличие, скажем, от составителей старых школьных учебников), что в этих городских собрания было столько же иерархии и принуждения, сколько и в обществе в целом.

    Кстати, Букчин также пытается представить в розовом свете города в момент их становления (чтобы, как я полагаю, лучше обосновать необходимость их дальнейшего существования). Однако возникновение городов есть неотъемлемая часть возникновения цивилизации, а их дворцы и храмы отражают внезапное появление работы, войны, религии и рабства. На смену деревням, в которых оставались элементы неоднородности, автономности и добрососедских связей, приходил масштабный, унитарный урбанизм. Обычаи и идеи согласия (которые быстро приходили в упадок вместе с исчезновением образа жизни собирателей-охотников) вытеснялись авторитарным контролем доминирующего меньшинства и его новым аппаратом принуждения.

    Если понимание Букчиным истории несовершенно (будем великодушны), то что делает книгу совершенно жалкой, так это то, чего в ней нет. Букчин не видит недостатков в фундаментальном аспекте современного существования, а именно в наемном труде и товарной системе. Он также не рассматривает важнейшие особенности данного аспекта. Уничтожение природы, власть транснациональных корпораций, компьютерная опосредованность и расчисленность информационной эпохи, чудовищно наркотическое, усредняющее и навязчивое воздействие СМИ — вот лишь несколько основных сил, нацеленных на создание духа совершенной рутины, опустошения, нивелирования и коммодификации, которые полностью накрывают собой городскую жизнь. Игнорировать содержание современной структуры доминирования, одновременно призывая к вовлечению в городскую политику, значит давать неустойчивой системе ровно то, в чем она нуждается больше всего — поддержку со стороны угнетенных.

    В то время как население все больше и больше разочаровывается в выборах и работе, требуется выдвигать новые схемы «демократизации» этих фунда­ментальных способов отчуждения. В параллель узакониванию работы посредством рабочих советов Букчин пытается легитимизировать политику и горо­да посредством гражданских советов. Образ массивного общества со все более глубоким разделением труда и стандартизацией реализуется в городах, ликвидируя при этом само понятие пространства.

    Что такого радикального и здорового в попытке защиты концепции города, чем это лучше, чем защищать работу? Насколько полезнее было бы дать видение целостности и свободы, где самое близкое к «городам» — это спонтанные, мобильные сборы и праздники, возникающие и меняющие форму по малейшей прихоти, и где никому не известны уродства выборов и работы? Та «политика», которой я бы хотел заниматься, совершенно определенно не состоит в том, чтобы быть образцовым гражданином наподобие Мюррея Букчина.

    Америка как рай

    Жан Бодрийяр. Америка (L.: Verso, 1988).

    Точно так же, как главным японским продуктом являются автомобили, так и основным французским продуктом в течение примерно двух десятилетий была теория, а ведущим объектом импорта является Жан Бодрийяр. Оттеснив немецкого фаворита Хабермаса, он, кажется, стал — с тех пор, как в 1984 году умер Фуко — теоретиком номер один из всех, появившихся после 60-х годов. Мы видели, каким притягательным был Ситуационистский Интернационал для арт-тусовки, но даже в ней наиболее популярным — хотя и до сих пор по большому счету непонятым — является крайне современный Бодрийяр. Да, большой любимец эстетико-нигилистической тусовки, и не без причины.

    На обломках майских восстаний 68-го он предпринял попытку соединить модную в те времена семиотику и марксизм, но с ним Бодрийяр в середине 70-х порвал. В «Зеркале производства» — нетипично систематической и даже понятной книге — он убедительно доказал, что все важнейшие категории или вели­чины, которыми оперировал Маркс, являются зеркальным отражением капиталистического общества. С этого момента Бодрийяр шел к нынешнему гнетущему фатализму, где с помощью огромного количества гипербол и абстрактных фраз нарисован мир, в котором властвуют электронные СМИ и кото­рый движется в сторону почти научно-фантастического царства несвободы и обособленности.

    Используя такие термины, как «конец социального» и «катастрофа смысла», он изображает реальность все более хай-тековскую, которая уже не вполне реальна, но представляет собой что-то вроде симуляции, неуязвимой перед критикой или же бунтом, достигающей стадии черной дыры, в которой образы и события уже нельзя соотнести с какими-либо первоисточниками. В нескольких темных, хотя и ослепляющих книгах нет ничего, кроме высококачественной вербальной пиротехники и угрюмого, с трудом разбираемого контекста для его необычных формул. Однако так как «Америка» привязана к определенному месту и времени, мы наконец-то можем попытаться сопоставить концепции Бодрийяра с социальной реальностью и вынести суждение о его апокалиптическом теоретизировании.

    В самом начале мы узнаем, что Америка со своей наивной энергичностью является «единственным сохранившимся примитивным обществом» (курсив его), что все в ней, несмотря на уровень технологического развития, «все еще носит следы примитивного общества» и что ее примитивизм приобрел «характер вселенной выше нашего понимания, намного превосходящей свои собственные моральные, социальные и экологические обоснования». Хочется спросить — может быть, в подобных фразах, нигде в тексте не объясненных, сам этот опьяненный словами французский турист лучше всего воплощает собственную теории? Вспоминается термин «истребление смысла».

    А когда Бодрийяр спускается с небес на землю, результаты часто менее чем впечатляющи. Например, автор приводит мало конкретных наблюдений и, если на то пошло, они чаще всего неточны. Классифицировав бег трусцой как новую форму добровольной рабской зависимости (кроме того, как новую форму адюльтера, а также самоубийства), он пишет, что если остановить бегуна, то можно подвергнуться физическому нападению. Еще один часто повторяемый образ — скорее галлюцинация, чем неточность: в американских мотелях всегда включены телевизоры, даже в свободных номерах. Кроме обыкновенных ошибок есть и оскорбления: отмечая, что очереди в дорогие рестораны и ночные клубы «часто длиннее, чем в бесплатные столовые», наш глубокоуважаемый социальный теоретик добавляет, что, возможно, в будущем последние станут такими же модными, как и первые. Вне всяких сомнений, эта надежда будет со­гревать сердца бездомных.

    Возвращаясь к теме Америки в качестве примитивного общества, Бодрийяр продолжает восхищаться «силой не-культуры» — поразительно легкомысленной сути американцев. В абзаце, некоторым образом связанном с Портервиллем, штат Калифорния, он рукоплещет: «Вся жизнь как авто-кино. Поистине велико­лепно». Это, как нам говорят, «истинно утопическое общество». Я не шучу. Рай, не меньше — общество, «уверенное в своем богатстве и силе». Рай, потому что «другого не существует».

    Ничего не напоминает? Весь этот бред мы уже слышали раньше — в средней школе на уроке обществоведения, на курсах политологии, в других местах распространения неприкрытой пропаганды: старые тезисы об американской исключительности, американском равноправии, американском плюрализме, от Токвиля до наших дней. Похоже, Бодрийяр никогда не слышал эту вымученную ложь, раз он в состоянии воспроизводить ее без тени смущения.

    Да, Европа такая старая и искусственная, а Америка такая свежая и чистая, что действительно находится «вне культуры и политики». Все те же избитые фра­зы — приправленные современным постструктуралистским словоблудием.

    Не то чтобы наш антикультурный герой никогда не говорил ничего стоящего. Отмечая вездесущую саморекламную природу американского общества: «Амери­канский флаг сам свидетельствует об этом, своим присутствием на каждом углу... не в качестве героического знака, а как торговая марка хорошего брэнда». Может, и не особенно глубоко, но сойдет. Удивительно, однако, насколько редки подобные моменты прозорливости, насколько мало иронии в потоке откровенно глупых и реакционных комментариев.

    Постепенно читатель начинает понимать, к чему ведет Бодрийяр. Восхваляя восход Америки, особенно — любовным анализом всего поверхностного, автор становится целиком виден: перед нами полнейшая очарованность тем, что представляется победившим, взгляд на вещи того, кто подчинение принимает как данность. Он наслаждается лучами воображаемого превосходства капитала и находит в этом освобождение. Соответственно, горничная, которую он встречает в мотеле, трудится в условиях «тотальной свободы» (курсив его). Это государство, где «политика освобождает себя, превращаясь в спектакль» (курсив его). Утопия. Рай.

    Америка, где «даже мусор чистый». Америка, «гиперреальная в своей тяге к жизни», со всей мощью си-мулякра завоевывает саму реальность. Хочется немного здравого смысла, а также противоядия от подобного бреда — например, осмысленной и сдержанной работы Оррина Клэппа «Перегрузка и скука: эссе о качестве жизни в информационную эпоху». Бодрийяр когда-то журил постструктурализм за его «непонятное пособничество кибернетике» («Забыть Фуко», 1977). В «Америке» он изображает и приветствует хай-тековский фашизм, со всем, что положено — мистификацией, экстазом. Подводя итог — невероятная книга.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Abraham, G. The Tradition of Western Music. Berkeley: Univ. of California Press, 1974.

    Abrams, David. The Spell of the Sensuous. 1995.

    Adorno, T. Introduction to the Sociology of Music. Translated by E. B. Ashton. N.Y.: Seabury Press, 1974.

    Adorno, T. Philosophy of Modern Music. Transl. by Anne G. Mitchell and Wesley V. Blomster. N.Y.: Seabury Press, 1973.

    Adorno, T. Aesthetic Theory / Transl. by Lenhardt. L.: Routledge and Kegan Paul, 1984.

    Agel, Jerome. The Radical Therapist. N.Y., 1971.

    Ainsworth, Mary D.S. Infancy in Uganda Infant Care and Growth. 1967.

    Allport, Gordon. Language and Cognition in Approaches to Language, / Ed. R. Harris. Oxford, 1983.

    Arens, W. Man Eating Myth: Anthropology and Anthropophagy. N.Y.: Oxford, 1979.

    Baily and Callow. Stone Age Prehistory. Cambridge, 1986.

    Ballantine, С Music and Its Social Meanings. N.Y.: Gordon and Breach, 1984.

    Bamyeh, Mohammed A. The Ends of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2000.

    Barsky, Arthur. Worried Sick. 1988.

    Barthes, Roland. The Empire of Signs. 1970.

    Baudrillard, Jean. Mirror of Production. St. Louis: Telos, 1972.

    Beauvoir, Simone de. Le deuxienne sense. P.: Gallimard, 1949.

    Begler, Elsie. Sex, Status and Authority in Egalitarian Society // American Anthropologist. 1978. Vol. 80.

    Bekker, P. The Story of Music. Translated by M.D. Herter Norton and Alice Kortschak. N.Y.: W.W. Norton, 1927.

    Benedict, Ruth. Patterns of Culture. N.Y., 1946.

    Berndt, Ronald M. Australian Aboriginal Religions. Leiden: Brill, 1974.

    Best, Steven and Keller, Douglas. The Postmodern Adventure: Science, Technology, and Cultural Studies at the Third Millennium. N.Y.: Guilford Press, 2001.

    Bianconi, L. Music in the Seventeenth Century. Translated by David Bryant. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.

    Bier, Douglas La. Modern Madness. 1986.

    Binford, Lewis R. New Perspectives in Archaeology. Chicago: Aldine, 1968.

    Binford, Lewis R. An Archaeological Perspective. NY: Seminar Press, 1972.

    Binford, Lewis R. Faunal Remains from Klasies River Mouth. NY: Academic Press, 1984.

    Binford, Lewis R. Were There Elephant Hunters at Tooralba? // The Evolution of Modern Hunting / Eds. Nittec-ki and Nktecki. N.Y., 1989.

    Bittker. The Industrialization of American Psychiatry // American Journal of Psychology. 1985. Feb.

    Bloch, M. The Past and the Present // The Present Man. 1977. Vol. 12.

    Bloch, E. Essays on the Philosophy of Music. Transl. by Peter Palmer. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985.

    Bluhdorn, I. Ecological Modernisation and Post-Ecologist Politics in Environment and Global Modernity / Ed. G. Spaargaren, A.PJ. Mohl, and E Buttel. L.: Sage, 2000.

    Bodley, John. Anthropology and Contemporary Human Problems. Menlo Park, CA, 1976.

    Bonavia, E, ed. Musicians on Music. L.: Routledge and Kegan Paul, 1956.

    Boulez, P. Notes of an Apprenticeship / Transl. by Herbert Weinstock. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1968.

    Boyden, S.V., ed. The Impact of Civilization on the Biology of Man. Toronto, 1970.

    Brandt, W. The Way of Music. Boston: Allyn and Bacon, 1963.

    Brantlinger, Patrick. Apocalypse 2001 or, What Happens after Posthistory? // Cultural Critique 39. 1998. Spring.

    Brown, Norman O. Life Against Death. N.Y., 1959.

    Brown, Norman O. Love's Body. N.Y., 1985.

    Budd, M. Music and the Emotions: the Philosophical Theories. L.: Routledge and Kegan Paul, 1966.

    Buikstra, Jane A. Hopewell in the Lower Illinois Valley. Chicago, 1976.

    Bukhofzer, M. Music in the Baroque Era. N.Y.: Harper and Row, 1974.

    Burke, P. Popular Culture in Early Modern Europe. N.Y.: New York Univ., 1978.

    Burkhardt, J. The Renaissance in Italy, II. N.Y.: Harper and Row, 1958.

    Canetti, E. The Human Province. N.Y.: Seabury Press. Translated by Joachim Neugroschel, 1978.

    Castel and Lovell. The Psychiatric Society, 1982.

    Castells, Manuel. The Internet Galaxy. N.Y.: Oxford University Press, 2002.

    Chenneviere, R. The Rise of the Musical Proletariat // The Musical Quarterly. 1920. Vol. 6.

    Cipriani, Lido. The Andaman Islanders. N.Y., 1966.

    Clark and Piggott. Prehistoric Societies. N.Y., 1965.

    Clark, Graham. World Prehistory in New Perspective. 1977.

    Cambridge. Clark, P. The European Crisis of the 1590's. L.: Allen and Unwin, 1985.

    Coontz and Henderson, eds. Women's Work. L., 1986.

    Copland, A. Music and Imagination. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1961.

    Cotlow, Lewis. Twilight of the Primitive. N.Y., 1971.

    Dahlberg, Frances, ed. Woman the Gatherer. New Haven, 1981

    Damas, David. Central Eskimo System of Food Sharing // Ethonology II. 1972. P. 220-236.

    Darwin, Charles. The Descent of Man. L., 1871.

    Davies, Nigel. Human Sacrifice. N.Y., 1981.

    De Vries. Primitive Man and his Food. Chicago, 1952.

    Deleuze and Guattari. Anti-Oedipus. N.Y.: Viking Press, 1977.

    Delson. Ancestors, the Hard Evidence. N.Y., 1985.

    Dent, E. The Future of Music. Oxford, N.Y.: Pergamon Press, 1965.

    Derrida, J. Glas. P.: Editions Galilee, 1974.

    Derrida, J. Spur. Nietzsche's Styles. Chicago: Univ of Chicago Press, 1978.

    Dertourzos, Michel. What Will Be: How the New World of Information Will Change Our Lives, 1997.

    Diamond, Stanley, ed. Primitive Views of the World. N.Y., 1964.

    Duffy, Kevin. Children of the Forest. N.Y., 1984.

    Dunwell, W. Music and the European Mind. N.Y.: T. Yoseloff, 1962.

    Durant, A. The Condition of Music. Albany: State Univ. of New York Press, 1984.

    Durant, John, ed. Human Origins. Oxford, 1989.

    Dussel, Enrique. The Invention of the Americas. 1995.

    Ehrenberg, Margaret. Women in Prehistory. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1989.

    Eisenstadt, A. Eisenstadt on Eisenstadt. N.Y.: Abbeville Press, 1985.

    Ellis, Bret Easton. American Psycho. 1991.

    Estioko-Griffen, Agnes and Griffen, P. Bion. Woman the Hunter // Woman the Gatherer / Ed. F. Dahlberg. New Haven, 1981.

    Ewen, Stuart. Captains of Consciousness. N.Y., 1976.

    Fagan, Brian. The Science of Archaeology Comes of Age Archaeology. 1989. Vol. 42.

    Fagan, Brian. The Journey from Eden. L., 1990.

    Farbland, Armelagos. Consuming Passions. Boston, 1980.

    Feenberg, Andrew. Alternative Modernity. 1995.

    Feenberg, Andrew. Transforming Technology. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2002.

    Festinger, Leon. The Human Legacy. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1983.

    Foster, Mary LeCren. Symbolic Origins and Transitions in the Paleolithic // Emergence of Modem Humans / Ed. Paul Mellars. Ithaca, N.Y., 1990,

    Foucault, Michel. The Archaeology of Knowledge. 1972.

    Freedman, E, ed. Lectures on the History and Art of Music. N.Y.: Da Capo Press, 1968.

    Freud, Sigmund. Psychology of Everyday Life. 1904.

    Freud, Sigmund. A General Introduction to Psychoanalysis. Garden City, NY: Garden City Publishing Co., 1920.

    Freud, Sigmund. New Introductory Lectures. 1933.

    Fried, Morton H., ed. Explorations in Anthropology. N.Y.: Thomas Y. Crowell.

    Friedl, Ernestine. Women and Men: An Anthropological View. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1975.

    Frison. Communal Hunting Strategies // The Evolution of Human Hunting / Eds. Nittecki and Nittecki. N.Y., 1986.

    Gadamer, Hans Georg. The Enigma of Health. 1996.

    Gans, Eric. The End of Culture. Berkeley, 1985.

    Gebser, J. The Ever Present Origin / Transl. by Noel Barsted with Algis Mickunas Athens, OH: Ohio Univ. Press, 1985.

    Gellner, Ernest. Sword, Plow and Book. 1989.

    Gero, Joan Genderlithics. Women's Role in Stone Tool Production // Engendering Archaeology: Women and Prehistory / Eds. Gero and Conkly. Oxford, 1991.

    Gitlin, Todd. Media Unlimited. N.Y.: Metropolitan Books, 2002.

    Godelier, Maurice. Perspectives in Marxist Anthropology. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1977.

    Goldman, R. Harmony in Western Music. N.Y.: W.W. Norton, 1965.

    Goldschmidt, Walter. The Human Career. Cambridge: Blackwell, 1990.

    Gootman, Elissa. Job Description: Life of the Party // New York Times. 2003. May 30.

    Gowlett, John. Ascent to Civilization. N.Y., 1984.

    Gray, C. The History of Music. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1931.

    Gross, Martin L. The Psychological Society. N.Y., 1978.

    Groys, Boris. The Insider is Curious, the Outsider is Suspicious // Uncanny Networks: Dialogues in Virtual Intelligentsia / Ed. Geert Lovink. Cambridge: MIT Press, 2002.

    Hadingham, Evan. Secrets of the Ice Age. N.Y., 1979.

    Hall, Irish. Why All Those People Fell They Never Have Any Time // New York Times. 1988. Jan. 2.

    Harman, David. Illiteracy: A National Dilemma. 1987.

    Harner, Michael. The Jivaro, People of the Sacred Waterfalls. Berkeley, 1972.

    Harris, Marvin. Our Kind. N.Y., 1989.

    Harris, Marvin and Ross, Eric. Food and Evolution. Philadelphia, 1987.

    Hartman, Geoffery. Scars of the Spirit. N.Y.: Palgrave / Macmillan, 2002.

    Hayles, Katherine. How We Became Posthuman. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1998.

    Hill, С The Century of Revolution. Edinburgh: T. Nelson, 1961.

    Hinds, Michael de Courcy // New York Times. 1990. Feb. 17.

    Hochschild, Russell. Managed Heart. 1983.

    Hogg, Gary. Cannibalism and Human Sacrifice. N.Y., 1966.

    Hollingshead and Redlich. Social Class and Mental Illness, 1958.

    Holloway, R.L. Australopithicene endocasts... in Primitive Functional Morphology and Evolution / Ed. by R.W. Tuttle. The Hague, 1972.

    Holloway, R.L. Primate Aggression, Territoriality and Xenophobia. N.Y., 1974.

    Holloway. The Poor Brain of Homo Sapiens Neandertha-lensis... // Emergence of Modern Humans / Ed. Paul Mellons. Ithaca, N.Y., 1985.

    Homer. Iliad, Book II. Boston: Allen and Unwin, 1984.

    Horkheimer, M. and Adorno, T. Dialectic of Enlightenment. Translated by John Cumming. N.Y.: Continuum, 1972.

    Ingold, Riches and Woodburn, eds. Hunters and Gathers. Oxford, 1988.

    Ingold, Tim. The Appropiation of Native. Iowa City, 1987.

    Isaac, Glynn. The Archeology of Human Origins. Cambridge, 1989.

    Jacob, M. The Cultural Meaning of the Scientific Revolution. Philadelphia: Temple Univ. Press, 1988.

    Jacobson, Norman. Escape from Alienation: Challenges to the Nation-State // Representations 84. 2004.

    Jacoby, Russell // Telos. 1980. Summer.

    Jelinek, Arthur. European Homo Erectus and the Origin of Homo Sapians // Current Argument on Early Man / Ed. L.K. Konigsson. Oxford, 1980.

    Jochim, Michael. Paleolithic Cave Art in Ecological Perspective // Hunter-Gatherer Economy in Prehistory. N.Y., 1983.

    Johanson, D.C. and Edey. Lucy, the Beginnings of Mankind. N.Y., 1981.

    Kaczynski, Ted. Industrial Society and Its Future. 1996.

    Kaufmann, W. Musical References in the Chinese Classics. Detroit: Information Coordinators, 1976.

    Kelly, Robert L. Sedentism, Sociopolitical Inequality, and Resource Fluctuations // Between Bands and States / Ed. by S. Gregg. Carbondale, IL., 1991.

    Kern, S. The Culture of Time and Space, 1880-1918. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1983.

    Kernberg, Otto. Borderline Conditions and Pathological Narcissism, 1975.

    King, Anthony. Baudrillard's Nihilism and the End of Theory // Telos. 1998. Summer.

    Kittrie, Nicholas N. The Right to Be Different: Deviance and Enforced Therapy. Baltimore, 1971.

    Kitwood, Tom. Technology, Development and Domination. Manchester, NH., 1984.

    Klarreich, Samuel. Stress Solution, 1988.

    Kolata, Gina // New York Times. 1990. Feb. 20.

    Kraus, Gerhard. Human Origins and Development from and African Ancestory. L., 1990.

    Kroeber, Theodora. Ishi in Two Worlds: A Biography of the Last Wild Indian in North America. Berkeley, CA: Univ of CA Press, 1961.

    La Barre, Weston. Ghost Dance Origins of Religion. L.: Allen and Unwin, 1972.

    Lafitau, Joseph F. Customs of the American Indians Compared with the Customs of Primitive Times. Toronto: Champlain Society, 1974.

    Lamarre, Thomas. Impacts of Modernities, 2004.

    Lambert, C. Music Ho! A Study of Music in Decline. L.: Fa-ber and Faber, 1934.

    Larsen, Stephen. The Shaman's Doorway: Opening Imagination to Power and Myth. Barrytown, N.Y.: Station Hill Press, 1982.

    Lasch, Christopher. The Culture of Narscissism. N.Y., 1978.

    Lash, Scott. Another Modernity: A Different Rationality, 1999.

    Lash, Scott. Critique of Information. L.: Sage, 2002.

    Lathrap, Donald Ward. The Upper Amazon. L.: Thames and Hudson, 1970.

    Leacock. Women's Status in Egalitarian Society Current Anthropology. 1978. Vol. 19.

    Leacock, Eleanor and Richard B. Lee, eds. Politics and History in Band Societies. Cambridge, 1982.

    Leakey, Richard and Leakey, M.G. The Fossil Huminids and an Introduction to their Context 1968-74. N.Y.: Claven-don, 1978.

    Lee, Richard B. Kalahari Hunter-Gatherers: Studies of the !Kung San. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1976.

    Lee, Richard B. The !Kung San: Men, Women, and Work in a Foraging Society. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1979.

    Lee, Richard B. Politics and History in Band Societies. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1982.

    Lee, Richard and DeVore, Irvine. Man the Hunter. Chicago: Aldine, 1968.

    Leichentritt, H. Music, History, and Ideas. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1938.

    Lenski, Jean and Lenski, Gerhard. Human Societies: An Introduction to Macrosociology. N.Y.: McGraw Hill, 1974.

    Leonard, George B. The Transformation. N.Y., 1972.

    Leppert, R., and McClary S., eds. Music and Society: The Politics of Composition, Performance, and Reception. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.

    Levarie, S. and Levy, E. Musical Morphology: A Discourse and a Dictionary. Kent, OH: Kent State University Press, 1983.

    Levi-Strauss, Claude. The Raw and the Cooked. Translated by J. and D. Weightman. N.Y.: Harper and Row, 1969.

    Levi-Strauss, Claude. Tristes Tropiques. N.Y.: Athenowm, 1955.

    Levi-Strauss, Claude. Myth and Meaning. N.Y.: Schocken Books, 1979.

    Levin, Arthur. When Dreams and Heroes Died. N.Y.: Carnegie Foundation, 1980.

    Liebenstein, Harvey. Inside the Firm. Cambridge.

    Lipman, S. Music After Modernism. N.Y.: Basic Books, 1979.

    Lommel, Andreas. The World of the Hearly Hunters. L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1967.

    Loon, Joost Van. Risk and Technological Culture: Towards a Sociology of Virulence. L.: Routledge, 2002.

    Lyotard. Jean-Francois. Postmodern Fables. Minneapolis: University of Minnesota, 1997.

    McMurran, Christine and Smith, Roy. Diseases of Globalization. L.: Earthscan Publications Ltd., 2001.

    Marcuse, Herbert. The Aesthetic Dimension. Boston: Beacon Press, 1978.

    Marcuse, Herbert. Eros and Civilization. Boston: Little, Brown, 1955.

    Marothy, J. Music and the Bourgeois, Music and the Proletarian. Translated by Eva Runa. Budapest: Akademial Kiadu, 1974.

    Marshall, Donald. The Harmless People. N.Y., 1959.

    Marshall, Lonna. The !Kung of Nyae Nyae. Cambridge, MA, 1976.

    Martin, M. Kay and Voorhies, Barbara. Female of the Species. N.Y., 1975.

    Mellers, W. Music and Society. N.Y.: Roy Publishers, 1950.

    Meyer, L. Music, the Arts, and Ideas. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1967.

    Miller, Sue. Baltimore Evening Sun. Late 1989.

    Mitchell, D. The Language Of Modern Music. L.: Faber and Faber, 1963.

    Mitchell, Juliet. Psycho-Analysis and Feminism. N.Y., 1974.

    Mithen, Stephen J. Thoughtful Foragers: A Study of Prehistoric Decision Making. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.

    Morgan, Elaine. The Descent of Woman. L., 1985.

    Morris, Bonnie Rothman. Lullabies in a Bottle // New York Times. 2003. May 13.

    Muller, Klaus. The Culture of Globalization // Museum News. 2003. May-June.

    Mumford. The Ecological Basis of Planning. N.Y., 1972.

    Murphy, Yolanda and Murphy, Robert. Women of the Forest 2nd ed. N.Y.: Columbia Univ Press, 1985.

    Nance, John. The Gentle Tasaday: A Stone Age People in the Phillippines. N.Y.: Harcourt, Brace, Jove, 1975.

    Nancy, Jean-Luc. The Birth to Presence, 1993.

    Nettl, B. The World Impact of Western Music. N.Y.: Schir-mer Books, 1985.

    Nietzsche, F. The Case of Wagner and Twilights of the Idols. Works. N.Y.: Russell and Russell, 1964.

    Nisbet, Robert. The Present Age: Progress and Anarchy in North America.

    Norbeck, Edward. Religion in Primitive Society. N.Y.: Harper, 1961.

    Norton, R. Tonality in Western Culture: A Critical and Historical Perspective. University Park: Penn State University Press, 1984.

    Noske, Barbara. Humans and Other Cannibals. L.: Pluto Press, 1989.

    Parker, G. and Smith, L. The General Crisis of the Seventeenth Century. L.: Routledge and Kegan Paul, 1978.

    Parry, H. The Evolution of the An of Music. N.Y.: Appleton, 1930.

    Peyser, J. The Orchestra: Origins and Transformations. N.Y.: Scribner, 1986.

    Peyser, J. Twentieth Century Music. N.Y.: Schirmer Books, 1971.

    Pfeiffer, John E. The Emergence of Man: A Pre-History of the Establishment. N.Y.: McGraw-Hill, 1969.

    Pfeiffer, John E. The Creative Explosion. N.Y.: Harper and Row, 1982.

    Pilbeam, David R. The Ascent of Man: An Introduction to Human Evolution. N.Y.: Macmillan, 1972.

    Plato. The Republic. L.: Pan Books / Transl. by G.M.A Grube, 1981.

    Pleasants, H. The Agony of Modern Music. N.Y.: Simon and Schuster, 1962.

    Poirier, Frank E. Understanding Human Evolution. Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1987.

    Post, Laurens van der. The Lost World of the Kalahari. N.Y., 1958.

    Post, Laurens van der and Taylor, Jane. Testament to Bushmen. N.Y., 1984.

    Postman, Neil. Amusing Ourselves to Death, 1985.

    Radin, Paul. Primitive Religion. N.Y.: Dover Publications 1937.

    Ralph, Diana. Work and Madness, 1983.

    Rankovic, M. On the Unpopularity of Modern Music // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, 1979. Vol. X. No. 2.

    Raynor, H. A Social History of Music. N.Y.: Schocken Books, 1972.

    Reese, G. Music in the Renaissance. N.Y.: Norton, 1959.

    Regier, Boyd, et. al. Archives of General Psychiatry. 1988. Nov.

    Reich, Wilhelm. The Mass Psychology of Fascism. N.Y., 1970.

    Riches, David. Northern Nomadic Hunter-Gatherers: a Humanistic Approach. N.Y.: Academic Press, 1982.

    Rightmire, Philip G. The Evolution of Homo Erectus: N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.

    Roh, F. German Painting in the 20th Century / Transl. by С Hutter. Greenwich, CT: N.Y. Graphic Society, 1968.

    Rolland, Nicolas. Middle Paleolithic Socio-Economic Formations // The Emergence of Modern Humans / Ed. by Paul Mellars. Ithaca, N.Y., 1990.

    Rosen, C. The Classical Style. N.Y.: Viking Press, 1971.

    Rosen, С Arnold Schoenberg. N.Y: Viking Press, 1975.

    Rosen, R.D. Psychobabble. N.Y., 1977.

    Rothbarm and Weisz. Child Psychopathology and the Quest for Control. 1989.

    Roustang, Francois. Psychoanalysis Never Lets Go. 1983.

    Rowell, L. Thinking About Music. Amherst: Univ. of Massachusetts Press. 1983.

    Sagan, Eli. At the Dawn of Tyranny. N.Y, 1985.

    Sahlins, Marshall. Raw Women, Cooked Men, and other 'Great Things' of the Fiji Islands // Ethnography of Cannibalism / Eds. Brown and Tuzin. Washington, 1983.

    Sahlins, M. Notes on the Original Affluent Society // Man the Hunter / Eds. Lee and Devore. Chicago, 1968.

    Sahlins, M. Stone Age Economics. Chicago: Aldine, 1972.

    Sanday, Peggy Reeves. Divine Hunger: Cannibalism as a Cultural System. N.Y: Cambridge Univ. Press, 1986.

    Sansom, Basil. The Camp at Wallaby Cross. Canberra: Australia Institute of Aboriginal Studies, 1980.

    Sardan, Ziauddin. Postmodernism and the Other. 1998.

    Schaef, Anne Wilson. Society Becomes an Addict, 1987.

    Schenker, H. Harmony. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1973.

    Schorske, C. Fin de Siecle Vienna: Politics and Culture. N.Y.: Knopf, 1981.

    Sheehy, Gail. Passages, 1977.

    Sheldon, D. The Fugue as an Expression of Classical Values // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, 1986. Vol. 17. P. 29-51.

    Shepherd, J., ed. Whose Music? A Sociology of Musical Languages. New Brunswick, NJ: Transaction, especially The Musical Coding of Ideologies, 1980.

    Shiffman, James R. Teenagers End Up in Pschiatric Hospitals in Alarming Numbers // Wall Street Journal. 1989. Feb. 3.

    Shields, Rob. The Virtual. L.: Routledge, 2003.

    Silberbauer, George B. Hunter and Habitat in the Central Kalahari Desert. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1981.

    Silbermann, A. The Sociology of Music / Transl. by С Stewart. L.: Routledge and Kegan Paul, 1963.

    Silver, Lee. Remaking Eden: How Genetic Engineering and Cloning Will Transform the American Family. N.Y.: Avon Books, 1997.

    Simms, B. Music of the Twentieth Century. N.Y.: Schirmer Books, 1966.

    Smith, Adam. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [1776]. N.Y.: Modern Library, 1937.

    Solomon, R. Beethoven and the Sonata Form // Telos 19. 1974. P. 144-145.

    Spengler, O. The Decline of the West. N.Y.: Knopf, 1932.

    Stivers, Richard. Shades of Loneliness: Pathologies of Technological Society, 1998.

    Strainchamp, E. and Maniates, M., eds. Music and Civilization. N.Y.: Norton, 1984.

    Straus, Lawrence. Guy Hunting in the Upper Paleolithic // The Evolution of Human Hunting / Eds. Nittecki and Nittecki. N.Y., 1986.

    Straus, Lawrence Guy. The Early Upper Paleolithic in Southwest Europe // The Emergence of Modern Humans., ed. Paul Mellans. Ithaca, N.Y., 1990.

    Stravinsky, L. An Autobiography. N.Y.: Simon and Schuster, 1936.

    Stromberg, R. After Everything: Western Intellectual History Since 1945. N.Y.: St. Martin's Press, 1975.

    Strouse, Jean, ed. Women and Analysis. N.Y., 1974.

    Supplee, Curt // Washington Post. 1990. Jan.

    Szasz, Thomas S. Ideology and Insanity. Garden City, N.Y., 1970.

    Tame, D. The Secret Power of Music. N.Y.: Destiny Books, 1984.

    Tanaka Yasua. The San: Hunter-Gatherers of the Kalahari. Tokyo: Tokyo Univ Press, 1976

    Tanaka Yasua. Somehow, Crystal. 1980

    Tanner, Nancy. On Becoming Human. Cambridge, 1981.

    Tanner and Zihlman. Women in Evolution // Signs. 1976. Vol. 1.

    Taylor, Mark C. The Moment of Complexity: Emerging Network Culture. Chicago: Univ. of Chicago Press, 2001.

    Taylor, R. Richard Wagner. N.Y.: Taplinger Publishing Company, 1979.

    Thomas, Elizabeth Marshall. The Harmless People, 1959.

    Tiger, Lionel and Fox, Robin. The Imperial Animal. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston.

    Torrey. Schizophrenia and Civilization, 1980.

    Tovey, D. The Forms of Music. N.Y.: Meridian Books, 1956.

    Trinkhaus, Erik. The Neanderthal and Modern Human Origins // The Emergence of Modern Humans / Ed. Paul Mellans. Ithaca; N.Y., 1986.

    Turnbull, Colin. Tradition and Change in African Tribal Life. Cleveland, 1970.

    Turnbull, Colin. Mbuti Womanhood in Woman the Gatherer, ed. F. Dahlberg. New Haven, 1981.

    Turnbull, Colin. Man in Africa. Garden City; NY: Anchor/ Doubleday, 1976.

    Turnbull, Colin. The Lonely African. N.Y.: Simon and Schuster, 1962.

    Turnbull, Colin. The Mbuti Pygmies. N.Y., 1965.

    Tuzin, Donald E The Llahita Arapesh: Dimenensions of Unity. Berkeley: Univ. of California Press, 1976.

    Urquhart, D. Familiar Words. L., 1855.

    Vaneigem, Raoul. The Revolution of Everyday Life. 1975.

    Wenke, Robert. Patterns in Prehistory. N.Y., 1984.

    Wever, M. The Rational and Social Foundations of Music. Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, 1958.

    White, Leslie. The Evolution of Culture. N.Y.: McGraw-Hill Book Co., 1959.

    Whyte, Martin King. The Status of Women in Preindustrial Societies. Princeton, 1978.

    Wilshire, Bruce. Fashionable Nihilism: A Critique of Analytical Philosophy. Albany: SUNY Press, 2002.

    Wilson, Peter J. The Domestication of the Human Species. New Haven, 1988.

    Woodburn, James. An Introduction to Hazda Ecology in Lee and DeVore's Man the Hunter, Chicago, 1968. P. 49-55.

    Wymer, John. The Palaeolithic Age. N.Y.: St. Martin's Press, 1981.

    Wynn, Thomas. The Evolution of Spatial Competence, 1985.

    Wyshograd, Edith. Saints and Postmodernism, 1990.

    Xenakis, I. Formalized Music. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1971.

    Xenakis, I. Arts/Sciences: Alloys. N.Y.: Pendragon Press, 1985.

    Yankelovich, Daniel. New Rules, 1981.

    Yellen, J. and Lee. The Dobe-Duda Environment // Kalahari Hunter-Gatherers / Eds. Lee and DeVore. Cambridge, MA, 1976

    Zerzan, John. Elements of Refusal. Seattle: Left Bank Books, 1988.

    Zihlman, Adrienne. Women as Shapers of the Human Adaptation // Woman the Gatherer / Ed. F. Dahlberg. New Haven, CT, 1981.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.