Онлайн библиотека PLAM.RU


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пилотируемая космонавтика завтра

Предсказание будущего – дело трудное и неблагодарное. Слишком велик риск ошибиться и прослыть некомпетентным специалистом. Помните, в последней главе этой книги я сравнил прогноз, сделанный учеными в марте 1966 года, и реальный ход событий. Нетрудно заметить, что степень совпадения лишь слегка отличается от нуля.

И все-таки я рискну рассказать о том, каким я вижу будущее пилотируемой космонавтики. На длительную перспективу замахиваться не буду, только лет на 25–30 вперед. Напишу, естественно, о тех планах, которые уже есть, и попытаюсь их «развить» еще на небольшой интервал времени. Не знаю, что из этого получится, но будьте готовы к тому, что написанное ниже либо вообще не состоится, либо произойдет в другие сроки.

В настоящее время лишь три страны обладают технологиями, позволяющими доставлять человека в космос – Россия, США и Китай. Еще ряд стран (Индия, Япония, объединенная Европа) намерены создать такие технологии в ближайшие годы. Есть еще и Иран со своими амбициями. Есть еще и «темная лошадка» Бразилия, которая теоретически может неожиданно вырваться на космические просторы. Вот, пожалуй, и все «игроки», которые будут развивать пилотируемую космонавтику в ближайшие четверть века.

Тех, кто будет осваивать космос с помощью беспилотных систем, будет не намного больше. Но этот аспект космической деятельности я просто опущу.

1. Самые ближайшие и поэтому самые реальные перспективы. (2012–2015 годы).

В эти годы пилотируемые корабли будут запускаться только в трех странах: России, США и Китае. Наша страна будет обеспечивать доставку экипажей на борт Международной космической станции и, может быть, запустит один-два корабля по программе «космического туризма». Китай займется созданием собственной небольшой орбитальной станции. А в США начнутся испытательные полеты (в пилотируемом режиме, беспилотные уже идут) первого частного корабля «Дракон».

Интенсивность орбитальных пилотируемых полетов составит приблизительно 6–7 пусков в год.

В России также будет идти интенсивная работа по созданию нового пилотируемого корабля, который должен прийти на смену «Союза» (пора сделать то, что нужно было сделать лет двадцать назад). Это будет многофункциональный шестиместный корабль. В базовом варианте он сможет обеспечить доставку на Международную космическую станцию и возвращение на Землю экипажей станции, а также выступать в роли корабля-спасателя. В других вариантах перспективный корабль сможет совершать длительные (до 30 суток) автономные полеты по околоземной орбите, а также использоваться при полетах к Луне и, возможно, к другим небесным телам.

О перспективных разработках Китая практически ничего неизвестно, но можно предположить, что и там разрабатываются новые корабли. В том числе и многоразовые, и межпланетные. Вероятнее всего, в 2015 году один из таких кораблей начнут испытывать в беспилотном варианте.

США в эти годы будут вести разработку новых кораблей. Согласно концепции, провозглашенной президентом Бараком Обамой, заботы по разработке перспективных пилотируемых систем, в основном, лягут на плечи частного бизнеса. Но работы будут идти (и уже идут) при весьма существенной государственной поддержке. В первую очередь финансовой. Уже можно говорить однозначно о начале летных испытаний корабля «Дракон» компании «Спейс-Х» в пилотируемом режиме. Те темпы, которые взяли подчиненные Элона Маска, президента «Спейс-Х», впечатляют и заставляют задуматься.

Вероятно, в НАСА будет продолжена разработка корабля «Орион». В 2004–2009 годах, до прихода в Белый дом Обамы, по этому кораблю был сделан существенный задел, который было бы глупо выбрасывать. Но могут и бросить. Хотя я надеюсь, что этого не случится.

Разработка кораблей, предназначенных для пилотируемых полетов, будет также вестись в Японии, Индии и Европе. Задел там уже сделан. В Японии намерены «ориентироваться» на грузовик HTV, который создан для доставки грузов на Международную космическую станцию, в Европе – на грузовик ATV, созданный для аналогичных целей, в Индии – на совершенно новый корабль, который индийцы намерены сделать при российской поддержке. Но до пилотируемых полетов там дело пока не дойдет.

Как намерен Иран решить задачу отправки человека в космос, пока непонятно. Работы ведутся в обстановке строжайшей секретности, и мы знаем о ней только из заявлений иранских лидеров. Но, возможно, что-то будет сделано и там. Хотя я бы не делал ставки на эту программу.

Ну а Бразилия пока будет смотреть на эти работы со стороны. Там еще предстоит «разобраться» с запуском своего первого спутника. Поэтому бразильцам пока будет не до пилотируемых систем.

В 2012 году должны начаться регулярные полеты по суборбитальной траектории ряда летательных аппаратов, создаваемых частными компаниями в интересах космического туризма. Это будут «прыжки в космос», за границу атмосферы и космоса.

Первой на этот рынок выйдет компания «Вирджин Галактик» с кораблем «Энтерпрайз» (также известен, как «СпейсШипТу»). За ней «потянутся» другие.

Но суборбитальный космический туризм вряд ли станет в ближайшие годы массовым явлением, несмотря на планы компаний, которые намерены специализироваться в этой сфере бизнеса. Маловероятно, что уже в первые годы регулярных полетов число людей, которые смогут «прикасаться» к космосу, составит пять тысяч человек ежегодно, как в этом нас уверяют маркетологи.

Во-первых, все-таки 200 тысяч долларов, а именно столько стоит билет на «Энтерпрайз» и на его «собратьев», не такая уж и маленькая сумма. «Желающие» выложить такую сумму за пять минут невесомости, конечно, найдутся, но очень быстро «иссякнут». Остальные будут ждать, когда стоимость билетов достигнет «приемлемого уровня».

Во-вторых, поверьте мне на слово, стоит одному из кораблей разбиться, а это произойдет почти наверняка, как интерес к суборбитальным полетам резко пойдет на убыль. Страх сведет на нет все расчеты.

Боле трезвая оценка числа участников суборбитальных полетов: 2012–2014 – несколько десятков, 2015 год – 100–200 человек в год.

К тому же, космический туризм – это развлечение. Особенно если говорить только о «прыжках в космос». Стоит разразиться очередному финансовому кризису, как очереди за билетами сильно поредеют. А там найдется и новое «чудо», более безопасное и не менее захватывающее. Поэтому возлагать на космический туризм особые надежды, как на движущую силу в развитии пилотируемой космонавтики, было бы наивно.

2. Чуть отдаленные, но возможные перспективы (2016–2020 годы).

В эти годы интенсивность орбитальных космических полетов возрастет, но не очень сильно. Ежегодно будут производиться пуски порядка 10 пилотируемых кораблей.

Россия по-прежнему будет нести бремя доставки экипажей на борт Международной космической станции. Но наступит определенное «послабление» – российским кораблям начнут помогать американские частники.

Начнутся летные испытания новых российских пилотируемых кораблей. Причем, эти корабли будут стартовать с нового космодрома «Восточный». Если не возникнет каких-либо осложнений (например, с финансированием), то первый старт состоится в 2018 году (испытания в беспилотном варианте должны быть начаты тремя годами ранее). В эти годы полеты российских кораблей будут происходить только по околоземной орбите.

Китай, вероятнее всего, также обзаведется новым кораблем. Но будет продолжать эксплуатировать свои «Шеньчжоу». К этому времени китайцы уже достроят свою орбитальную станцию и будут активно работать на ее борту.

Решить задачу отправки тайкунавтов к Луне, о чем довольно много говорилось лет пять назад, Китаю вряд ли удастся. Но шаги в этом направлении они определенно сделают. Хотя до 2020 года вряд ли состоится китайский пилотируемый полет к естественному спутнику Земли.

Американцы в эти годы обязательно обзаведутся новым пилотируемым кораблем (другим, не для доставки экипажей на Международную космическую станцию). Будет ли это «Орион» или что-то другое, «из частных рук», пока неизвестно. Но корабль у США будет. Пока только для полетов по околоземной орбите. Но с «замашкой» на полеты к другим небесным телам.

Вероятнее всего, в эти годы состоятся первые испытательные полеты японских и европейских пилотируемых кораблей. Возможно, и индийцы чем-нибудь нас «порадуют». Ну и, чем черт не шутит, может быть, и Иран попытается запустить своего космонавта на околоземную орбиту.

Космический туризм в эти годы станет достаточно массовым явлением. Цены на билеты на суборбитальные корабли снизятся до уровня в 50 тысяч долларов, и тогда действительно «прыжки в космос» будут совершать тысячи человек ежегодно.

3. Пилотируемый космос третьего десятилетия XXI века (2021–2030 годы).

В эти годы интенсивность пусков пилотируемых космических кораблей составит 20–30 стартов ежегодно. Естественно, этот рост будет идти постепенно, от года к году.

Вероятнее всего, в течение нескольких лет этого десятилетия будет продолжаться эксплуатация Международной космической станции. Но, возможно, что уже в 2021 году будет принято решение о завершении этого международного проекта. В этом случае полет продолжит только российский сегмент, который отстыкуют от станции. Планы на этот счет существуют. Тогда на орбите будут функционировать два комплекса: российский и китайский.

Но основные свои усилия все страны, которые к тому времени будут иметь в своем арсенале пилотируемые корабли, направят на достижение Луны. Это будет либо основная цель, либо «промежуточный вариант». К 2022–2023 годам одна из стран высадит человека на Луне. Будут ли это Соединенные Штаты, или Китай, или Россия, пока сказать трудно. Но кто-нибудь эту задачу обязательно решит. Я бы дорого дал, чтобы узнать, кто будет тринадцатым землянином, который ступит на лунную поверхность (напомню, что пока там побывали 12 американцев).

В эти годы будет вестись активная подготовка к первому межпланетному полету. Куда именно будут устремлены взгляды землян, на Марс или астероиды, пока сказать сложно. Но готовиться к таким экспедициям будут. Не исключено, что к концу 2020 годов будут совершены испытательные полеты в одну из точек Лагранжа или к околоземному астероиду.

Полеты туристов по суборбитальной траектории в эти годы потеряют свою былую привлекательность. Все «остро» желающие к тому времени уже совершат такие путешествия, а новых «претендентов» будет значительно меньше, чем возможности туристических операторов. Многим из них придется уйти из этого сегмента рынка.

4. Впереди Марс (2030–2040 годы).

Можно предположить, что основным событием 2030 годов станет первая межпланетная экспедиция. Куда именно, как я уже сказал, пока непонятно. Мне кажется, что это все-таки будет Марс. Экспедиция обязательно будет носить международный характер, но не общеземной. Вероятнее всего, для такого полета свои усилия объединят ряд стран. Например, США, Канада и Европа. Или Россия и Европа. Или Китай с Индией.

Экспедиция будет рассчитана на несколько лет и будет единственной в это десятилетие. Но это будет рывок для человечества. Я бы сказал, «третий шаг» (первый – полет человека в космос, второй – высадка на Луне).

А большинство других пилотируемых полетов будут совершены в системе «Земля – Луна». Массового характера они носить не будут. Это будут прикладные и туристические экспедиции.

Что произойдет после 2040 года, я не хочу даже предполагать. Развитие определенно будет, но будет ли оно стремительным или «вяло текущим», предположить сложно.

Ну вот, пожалуй, и все, что можно сказать о будущем пилотируемой космонавтики. Точнее, то, что я хотел сказать.

Я сознательно ушел от общих рассуждений и постарался максимально конкретизировать свой прогноз. Так легче будет его «проверить» в будущем.

Но даже если сбудется лишь маленькая толика из этих предсказаний, пилотируемая космонавтика все равно будет развиваться. Быстро или медленно. Двумя-тремя странами или целым десятком государств. В направлении Луны или в направлении Марса. Но развитие будет. И когда-нибудь мы и Солнечную систему освоим, и в межзвездное пространство выйдем. Жаль только, что увидеть всё это смогут только наши потомки. Нам это будет не дано.

Но как бы далеко мы не удалились от Земли в стремлении познать и покорить пространство и время, мы всегда будем помнить о том, кто первым шагнул к звездам, будем помнить ставшее для всех нас святым имя ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ГАГАРИНА.


Ноябрь – декабрь 2010 года.

Санкт-Петербург – Королев.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.