Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 2

Так сколько же их было?

Качалось бы, вопрос довольно странный. Количество танков у СССР и Германии на 22.06.1941 давным-давно известно всем интересующимся. Да к чему далеко ходить — наша же первая глава начиналась с этих цифр. 24 000 и 3300.

Однако давайте попробуем копнуть чуть глубже — все ли так просто с этими цифрами?

Итак, на 1 июня 1941 г. в Красной Армии числилось на вооружении 25 932 танка, САУ и танкеток — всего-всего, включая в это число даже переделанные в тягачи танкетки Т-27[31]. Из них 13 981 танк находился в западных округах, а остальные занимались своими бронетанковыми делами на всей остальной территории СССР от Владивостока до Кушки.

У Германии к 22 июня имелось 5154 танка (плюс 377 штурмовых орудий StuG.III), из которых 3658 (плюс 252 штурмовых орудия) находилось на границе СССР. Впрочем, остальные немецкие танки тоже не маялись от безделья — они гоняли по Африке англичан или просто катались взад-вперед вдоль Ла-Манша, чтобы у Черчилля случайно не возникло намерений высадиться во Франции раньше 44-го.

Казалось бы, все просто. Но…

Во-первых, как мы уже видим, всего у Германии нашлось несколько больше танков, чем пресловутые 3300. Да, конечно, 22 июня они не стояли радующим глаз рядком на берегах Буга, но и все 25 932 танка РККА тоже не были выстроены в уходящий за линию горизонта ряд на противоположном берегу. Перебросить же танковую дивизию с Дальнего Востока ничуть не проще, чем проделать ту же операцию с дивизией из Франции. Скорее наоборот — расстояния в Европе меньше, а железнодорожная сеть не в пример гуще. Да и Япония летом 1941-го выглядит не слишком миролюбиво и дружелюбно. Нападет, не нападет… этого в тот момент еще не знают даже сами японцы — борьба между «северным» и «южным» (против США) вариантами у них в самом разгаре.

Так что танки внутренних округов мы пока отложим в сторону и внимательней приглядимся к округам приграничным.

«Приказами КО № 12–16 1940 года и Наставлением по учету и отчетности в Красной Армии предусматривалось деление всего имущества по качественному состоянию на следующие категории:

1-я категория — новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.

2-я категория — бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).

3-я категория — требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).

4-я категория — требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт)»[32].

Стоит сразу отметить, что аналогов 3-й и 4-й категории в немецких списках попросту нет — в немецкой системе учета танки, отправленные на заводы для ремонта или модернизации, не числились на балансах частей. Потому, включая эти категории в сравнение, мы ставим друг напротив друга исправную и боеготовую «единичку» и отправленный еще в далеком 1940-г. на ремонт на Кировский завод Т-28, который завод вот уж три месяца ищет — и никак не может найти ни в собранном виде, ни в разобранном, ни и ломе и мусоре[33]. И одних таких танков, которые на бумаге есть, а фактически переданы в ремонт на заводы промышленности, в одних только западных приграничных округах числилось около шестисот — 603 штуки, если и Ленинградский военный округ учесть.

Впрочем, даже с вычетом их цифра внушительна — в западных округах готовы встретить врага 2145 линейных танков первой категории и 7900 — второй. Уже далеко не та неисчислимая орда, как в начале главы, но еще вполне себе монголо-татарский тумен, даже немного перебравший за круглых десять тысяч. И кажется уже, что можно вздохнуть, утереть пот со лба и обрадоваться: ну все, наконец-то мы их посчитали!

Однако плавная проблема нас еще ждет впереди.

Давайте еще раз:

2-я категория — бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).

Обычно танки, проходившие по этой категории, зачисляют в боеготовые «всем скопом». Только вот правильно ли это?

Вторая категория учета — это совсем не простая категория. Она очень интересна. Нет, не так — она очень-очень-очень интересна.

Давайте-ка ненадолго уйдем от скучных бронированных коробок, окрашенных в единообразный защитный цвет 4БО, и немного помечтаем. Например, о том, что волшебник в голубом вертолете принес вам на день рождения подарок — новенький крутой джип. Или спортивный кабриолет, чтобы по шоссе, да с ветерком. Или вообще болид «Формулы-1» с дарственной открыткой от самого Шумахера — Ральфа, Микаэля или даже от обоих братьев сразу. Это уже дело вкуса — будем считать, что каждый получил у волшебника тот автомобиль, который заказал. И вот уже стоит ваша воплощенная мечта во дворе, садись и поезжай, красуясь, но в самый последний момент вдруг выясняется, что в машине нет руля. То ли Микаэль Шумахер, уходя, забрал на память, то ли волшебник решил, что и ему сувенир положен, но руля нет. И тут-то начинается…

Вы бросаетесь в мастерскую, а мастера разводят руками. «Установить-то его — раз плюнуть, — говорят они, — да вы бы и сами смогли»… только нет у них именно такого руля. К «жигулям» есть, к «москвичам» чего-то завалялось с незапамятных времен — а вот к болидам «Формулы-1» нет, не держим-с!

Вы мчитесь в самый-самый центральный авто-магазин, но и там продавцы не в силах вам помочь. И у них на складе нет нужной детали. Даже через Интернет — и все равно заказать не могут. ДЕТАЛИ НЕТ. А без нее ваша новая чудесная, и, что самое обидное, во всем остальном полностью исправная машина стоит во дворе, словно груда ржавого хлама.

Думаем, некоторым из читателей — в частности, владельцам старых иномарок — случалось оказываться в подобной ситуации. Вроде бы и мелочь нужна, и деньги отдать готов, но машина давно снята с производства, и детали для нее тоже уже не выпускают. А что осталось, то пылится на складе где-нибудь в европейской глубинке: пока найдешь, да пока закажешь, да пока привезут…

Помните фразу из нашей первой главы про 80 траков в год для танков БТ? А вот как это выглядело в 1941-м: «Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии неприкосновенного запаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов; на 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:

а) танковых запчастей выделено на 219 млн руб. вместо необходимых по заявке 476 млн рублей;

б) автомобильных и тракторных — выделено фондов на 112,5 млн рублей против 207 млн рублей по годовой заявке.

Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются…

На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.

Заводы № 37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БT, Т-26, Т-37–38 и трактору „Коминтерн“.

Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год».[34]

«Народному комиссару среднего машиностроения

тов. Малышеву

18 июня 1941 г.

На основании Постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) — НКСМ обязан в 1941 году изготовлять запасные части и агрегаты к танкам.

Вашими приказами № 186сс и 192сс изготовление запасных частей и агрегатов распределено по заводам Наркомата, но к настоящему времени большинство заводов договоры с ГАБТУ КА не оформили в соответствии с планом заказов.

По заключенным договорам сдача агрегатов и запасных частей идет совершенно неудовлетворительно.

БТ — завод № 183

Наименование План по приказу HKCM Оформлено договором Выполнение на 1.06.1941 г.
Запасные части БТ 20 300 тыс. руб. 17 318,2 тыс. руб. 3808 тыс. руб.
Оборудование М-17 285 285 0
Оборудование М-5 100 100 57
Оборудование В-2 75 75 43
КПП 300 300 6

Совершенно неудовлетворительно сдаются: коробки перемены передач, шестерни КПП, траки, полуоси, колеса в сборе и оборудование моторов.

БТ — заводы „Глававтотрактородеталь“

Наименование План по приказу HKCM Оформлено договором Выполнение на 1.06.1941 г.
Запасные части 9000 тыс. руб. 4000 тыс. руб. 25 тыс. руб.

(…) Наркомат и „Глававтотрактородеталь“ совершенно отказываются от изготовления сложных дефицитных узлов и деталей (колеса, полуоси, балансиры, кривошипы, крышка бортовой передачи, гитары и т. д.)

Заключенные договора „Глававтотрактородеталью“ на 1.6.41 выполнены только на 0.3 %…

Т-34 —завод № 183

Наименование План по приказу HKCM Оформлено договором Выполнение на 1.06.1941 г.
Запасные части 6000 тыс. руб. 5085 тыс. руб. 1650 тыс. руб.
Оборудование В-2 150 150 0
КПП 200 200 50

Сдача запасных частей отстает от сроков, согласованных в договорах…

Т-34 — завод СТЗ

Наименование План по приказу НКСМ Оформлено договором Выполнение на 1.06,1941 г.
Запасные части 10 000 тыс. руб. 6800 тыс. руб. 500 тыс. руб.

В количествах и номенклатуре сдача запасных частей идет неудовлетворительно.

Поставку траков Т-34 завод отодвигает на конец года, мотивируя отсутствием мощностей.

KB — завод ЧТЗ

Наименование План по приказу НКСМ Оформлено договором Выполнение на 1.06.1941 г.
Запасные части 8000 тыс. руб. 0 0
КПП 75 0 0

Договор был выслан на завод 23.1.41 года, но до выхода Постановления по плану заказов завод отказался от подписания договора. Вторично договор выслан 17.5.41 г. и до настоящего времени с завода не возвращен.

Сдачу запасных частей ЧТЗ не производил.

Дизеля В-2 — завод № 75

Наименование План по приказу НКСМ Оформлено договором Выполнение на 1.06.1941 г.
Дизеля 735 735 141

Сдача запасных частей к дизелям идет неудовлетворительно… Ввиду плохой поставки дизель-моторов, большое количество танков БТ-7M небоеспособно.

Завод № 75 отказывается от определения в договоре помесячных и поквартальных поставок, что делает совершенно невозможным планирование ремонтов танков. Со стороны Наркомата соответственных указаний заводу № 75 не дано…

Т-26 — завод № 174 (…)

Заводом № 174 не выдерживаются сроки поставки по договорам. Совершенно плохо сдаются дефицитные детали: цилиндры, нижние половины картера мотора, направляющие втулки клапанов, венцы ведущих колес, нижние катки, бандажи нижних катков и др…

Танковые войска испытывают в настоящее время большую потребность в запчастях и агрегатах, особенно по остродефицитной номенклатуре. Неоднократные обращения ГАБТУ КА в НКСМ не нашли должного решения по вышеизложенным вопросам.

Прошу Ваших личных распоряжений, направленных на обеспечение запасными частями и агрегатами танковых войск Красной Армии, согласно решениям правительства по этому вопросу.

Начальник ГАБТУ Красной Армии генерал-лейтенант танковых войск Федоренко»[35].

До войны оставалось три дня…

А вот как обстояло дело с запчастями «на месте», то есть непосредственно в частях:

6-й мехкорпус ЗапОВО.

«По боевым машинам — к танку Т-28 отсутствуют запчасти по ходовой части бортовой передачи. К танку БТ отсутствуют ведущие колеса гусеничного хода и полуоси. По остальным маркам боевых машин обеспеченность запчастями на 60–70 %.

По вспомогательным машинам обеспеченность запчастями крайне недостаточна. За 4-й квартал 1940 года получено 10 % от потребности, за 1-й квартал 1941-го положение не улучшилось.

Полностью отсутствуют оборотные агрегаты, как-то: моторы, коробки перемены передач, задние мосты на все марки машин.

Обеспеченность резиной на машины М-1 совершенно отсутствует, в результате чего 30–40 % машин М-1 в частях стоят без резины. Полностью не обеспечены гусматиком бронеавтомобили БА-20.

Вследствие отсутствия остродефицитных запчастей не представляется возможность своевременного восстановления машин со средним и текущим ремонтом»[36].

8-й мехкорпус КОВО.

«7-я мотострелковая дивизия. Ремонтными средствами укомплектована на 22 %. В РВБ[37] нет стационарных мастерских и станков.

Запчастями для ремонта боевых и колесных машин дивизия обеспечена на 1 %. Запчастей в „НЗ“ для боевых и колесных машин — нет.

Резиной грузовые и колесные машины обеспечены на 60 %; бронемашины на 100 %. Из числа наличия грузовых машин, 200 машин из-за отсутствия резины стоят на колодках. Средний износ резины на 70 %».[38]

9-й мехкорпус КОВО.

«Обеспеченность запасными частями неудовлетворительная, запчастей в НЗ нет вовсе. На текущем довольствии запчастей также нет, за исключением некоторого количества случайных неходовых деталей»[39].

Как видим, даже усредненные проценты обеспеченности не передают всей полноты картины — как правило, наиболее остродефицитные запчасти оказываются и самыми востребованными. Возвращаясь к примеру с рулем от «Формулы-1»: даже если у вас в гараже будет сложен высоченный штабель из нескольких сот спойлеров и антикрыльев, это даст довольно высокий «общий» процент обеспеченности запчастями, но никак не изменит факт, что вы не можете пользоваться машиной из-за отсутствия одного-единственного руля.

В случае с танками старых типов такими деталями были запчасти моторной группы и гусениц. Например, инспектируя в конце марта 1941 г. ход формирования и боевой подготовки 20-й танковой дивизии 9-го мехкорпуса, комиссия ГАБТУ отмечала: «В 39-м танковом полку танки получены после капитального ремонта от рембаз и зачислены в учебно-боевой парк. Танки не укомплектованы инструментом, принадлежностями и ЗИПом… В полку совершенно отсутствуют самые необходимые запчасти, что не позволяет исправить мелкие повреждения. Отсутствие запасных предохранителей приводит к попыткам установки „жучков“. На 25 % танков гусеницы сильно изношены и требуют замены»[40]. Причем подобное положение дел было более правилом, нежели уродливым исключением из него: «Имеющиеся в полку боевые машины отнесены к учебно-боевому парку и получены в большинстве случаев после капитального ремонта от ремонтных баз. Машины не укомплектованы инструментом, принадлежностями и возимыми запчастями… До 30 % наличного парка машин требует смены траков гусениц. Четыре танка имеют поломки, но не могут быть восстановлены из-за отсутствия запчастей. Один аварийный танк требует смены кривошипа ленивца, средствами полка восстановлен быть не может»[41] — это про 58-й танковый полк 131-й мотострелковой дивизии 9-го мехкорпуса Киевского особого военного округа. «Состояние материальной части самое неудовлетворительное. Из имеющихся машин 20 % отработали по 100 моточасов, 10 % по 50 моточасов. Ходовая часть у всех машин совершенно изношена… Зап. частей никаких нет. Ремонтной базы совершенно нет».[42] — а это 37-я легкотанковая бригада все того же Киевского особого военного округа.

А потом грянуло 22 июня, и неторопливая переписка от Понтия к Пилату относительно нарядов на ремонты и фондов дефицитных запчастей разом утратила актуальность. Части срывались по боевой тревоге, безжалостно бросая в пунктах постоянной дислокации неисправную технику. Например, 125-й танковый полк 202-й моторизованной стрелковой дивизии 12-го мехкорпуса Прибалтийского Особого военного округа вывел по тревоге 49 Т-26, а 16 машин оставил неисправными и парках[43]. 28-я танковая дивизия того же 12-го мехкорпуса, поднимаясь по тревоге, вывела из парков 210 БТ-7 и 26 машин оставила неисправными в парках, вывела 56 и оставила 13 Т-26[44]. 3-я танковая дивизия 1-го мехкорпуса Ленинградского военного округа вывела из парков 32 из 40 Т-28 (причем еще 17 машин отстало на марше из-за порчи тормозов)[45]. 21-я танковая дивизия 10-го мехкорпуса того же Ленинградского округа выступила в поход с 160 из 177 Т-26, 24-я танковая дивизия того же корпуса вывела по тревоге 232 БТ-2 и БТ-5 и оставила 49 машин этих типов в парках, там же были оставлены оба Т-26 дивизии[46]. 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса Киевского особого военного округа вывела по тревоге 37 и оставила в парке 1 танк Т-34, вывела 44 и оставила 17 Т-28, вывела 147 и оставила 34 БТ-7, вывела 19 и оставила 3 Т-26[47] (любопытно, что, объясняя причины оставления матчасти, исполняющий обязанности комдива подполковник Сухоручкин указал в докладе: «…часть танков БТ-7 не имела экипажей, так как они были сверхштатными, а поэтому и не могли быть подняты по тревоге»).

Получается, что только в парках оставляли 10–25 % танков старых типов. А сколько машин с изношенными гусеницами и агрегатами вышло из строя во время маршей и осталось на обочинах дорог, так и не вступив в бой?

Забегая вперед, заметим, что ситуация с ремонтными средствами и запчастями означала и то, что и те подбитые машины, которые удастся вытащить с поля боя, придется чинить методом «каннибализации» — то есть, делая из двух-трех подбитых и вышедших из строя по техническим причинам танков один исправный. Лучше, чем ничего, но много хуже, чем ввод в бой всех ремонтопригодных танков. Но это будет уже потом, после начала войны. А пока войны нет, разукомплектовывать «почти» боеготовые танки, стоящие в ожидании запчастей или нарядов на ремонт, никто не позволит.

Сколько же их было 22 июня 1941-го — танков 2-й категории, нуждающейся в войсковом ремонте? Который мог бы быть произведен даже силами экипажей этих танков — если бы нашлись нужные запчасти?

Мы не знаем точного ответа на этот вопрос. А потому…

Утром 22 июня в западных округах СССР были готовы вступить и бой:

Танков 1-й категории: 2145.

Танков 2-й категории:??? Этой цифры никто не знает и никогда не узнает. Мы можем только высказывать разнообразные предположения.

А теперь перенесемся на другой берег Буга. Тут-то вроде бы особых проблем быть не должно. Всем ведь известно: немец — педант, немец — это учет, орднунг, вошедший в пословицы и легенды немецкий «порядок». Это вам не пентюхи из РККА, которые исхитрились посчитать исправные и сломанные танки в одной и той же графе категории учета. Уж у них-то подсчитано все до самой последней заклепки…

А все ли?

Еще раз — для войны с СССР было выделено 3658 танков и 252 самоходных орудия. Уточним: под самоходными орудиями в этом предложении понимаются исключительно штурмовые орудия типа StuG.III, самоходки на базе среднего танка T-III. Хорошие, удачные машины, впоследствии неоднократно модернизировавшиеся. Но ведь кроме них были еще и другие…

Вот, например, 4,7 cm PaK(t) auf PzKw I Ausf В. Длинное название, пока выговоришь — язык сломаешь, зато понимать его удобно. Только глянул — и сразу видишь, что речь идет о чешской 47-мм противотанковой пушке, установленной на шасси немецкого Pz.I серии В. То есть об истребителе танков, тем более что второе ее название Panzerjager I. Поступала она на вооружение отдельных истребительно-противотанковых дивизионов РГК. Проще говоря, «артиллеристов», а не «танкистов», и потому в общий состав парка бронетехники вермахта ее традиционно включить забывают. А таких дивизионов противотанковых орудий к началу операции «Барбаросса» на советско-германской границе было целых пять, что составляет 135 самоходок и 20 командирских машин на шасси Pz.I.

А 15 cm sIG33(Sf) Panzer I Ausf В — это на то же шасси «единички» поставили немецкое 150-мм тяжелое пехотное орудие. Фотографии этой самоходки очень любят ставить в книжки о немецкой технике — вот, мол, полюбуйтесь, какой громоздкий и неуклюжий сарай на гусеницах немцы «в бессильной злобе» придумали. А вот сказать, сколько же этих самоходок 22 июня готовилось перейти советскую границу, как правило, забывают. 38 штук.

И снова дело в том, что аккуратные и педантичные немцы отделили мух от котлет — вместе с танками учитывались только штурмовые орудия, те самые StuG-и. А остальные подсчитывались отдельно, потому что считались не танкистами, а артиллеристами, зенитчиками и так далее.

Ищем еще? Вот, например, 4.7 cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) — уже знакомая чешская 47-мм пушка, но уже на базе трофейного французского танка R-35. И таких на будущем Восточном фронте к началу операции «Барбаросса» набралась 81 штука.

А вот еще более интересный зверь — 8,8 cm Flak 18 Selbstfahrlafette auf Zugkraftwagen 12t. Знаменитая ахт-комма-ахт — 88-мм зенитка, установленная на полугусеничном тягаче. Ахт-комма-ахт «брала» любой советский танк с предельных дистанций, даже в 1945-м оставаясь опаснейшим врагом танков армий союзников и антигитлеровской коалиции. Сколько их было? Этого не знает никто — встречаются цифры в 10, 12 и 25 изготовленных машин, с успехом прошедших польскую и французскую кампании в составе 8-го отдельного тяжелого противотанкового дивизиона и воевавшие в его составе до переформирования в 1942 г. (а последние 3 САУ этого типа дослужили аж до 1943 г.). 22-го июня рота 8-го отдельного тяжелого противотанкового дивизиона входила в состав 39-го моторизованного корпуса 3-й танковой группы. Тоже Восточный фронт. И тоже не входит в состав «3300 танков».

Еще? 3.7 cm Pak auf Renault UE(f). Эрзац из разряда «слеплено на коленке», а точнее, в армейских мастерских, где и занимались установкой 37-мм противотанковой пушки РаК.36 на трофейную французскую танкетку. На фотографиях эта эрзац-пт-сау выглядит несерьезной, игрушечной, но раз уж мы посчитали среди танков РККА даже переданные в тягачи Т-27, то учесть опасную для всех советских легких танков самоходку стоило бы. Вот только сколько те их было? 17 декабря 1940 г. Гальдер записал в служебный дневник, что для переделки должно быть передано 700 машин (из 1200 имевшихся в войсках). Сколько их успели сделать до 22 июня? Явно не одну и даже не десять…

Все? Или пропустили еще что-нибудь? Бронированное, гусеничное, имевшееся у Германии 22 июня 1941-г. Ну-ка, ну-ка… Sd.Kfz.251/10 — ты что за зверь? Уже отлично знакомая нам 37-мм пушка, броня, гусеницы… казалось бы, что еще нужно, чтобы быть посчитанным? Однако не считают. Ларчик открывается просто — Sd.Kfz.251/10 не танк, а бронетранспортер, машина командиров взводов в мотопехотных частях. Считать же БТРы что у старых советских, что у многих нынешних историков было как-то «не принято» по той простой причине, что в соответствующей графе у СССР красовался жирный ноль. Ни до войны, ни во время войны советская промышленность освоить производство этих полезных машин так и не сумела. По вполне объективным причинам, заметим, но все равно сознаваться было неприятно, как и в том, что в конце войны советские мотострелки ездили на полученных по ленд-лизу американских полугусеничных бронетранспортерах. Так что про немецкие БТР вспоминали (и учитывали наравне с танками), как правило, лишь когда надо было живописать несметное количество набитых бусурманских бронетушек. «На поле боя осталось до сотни вражеских танков и бронетранспортеров»… и так далее.

Список того, что осталось за рамками «официального» счета немецких танков и САУ, окажется достаточно длинным — туда попадут зенитные установки на шасси Pz.I, бронированные транспортеры боеприпасов на той же базе, 20-мм и 37-мм зенитные установки на шасси полугусеничных тягачей, огнеметные машины на шасси бронетранспортеров…

Ну теперь-то все? Нет, уважаемые читатели, опять не все. Помимо сухопутных войск, у Германии были еще люфтваффе. Казалось бы, какое отношение военно-воздушные силы имеют к счету танков? А вот поди ж ты, Геринг у Гитлера в 1941 г. сотню стареньких французских Renault FT 17 выпросил для охраны аэродромов. И эсэсовцы сколько-то трофейных Рено для своих целей получили, а вот сколько именно — никто не знает. С войсками СС вообще разобраться сложно — у них собственное отдельное командование было, собственная система учета и отчетности, собственная система обучения и укомплектования личным составом. Есть небесспорные данные о том, что трофейные польские танки 7 TP — польский лицензионный клон Виккерса 6-тонного, который в СССР Т-26 стал, — в войска СС попали, а вот так ли это или нет, вопрос, сколько тех 7 TP было — тоже неведомо…

Вот и получается, что педантично посчитанная цифирь немецких танков и штурмовых САУ — она немножечко лукавая. Потому что если СССР до войны штамповал во всевозрастающих объемах танки, снова танки и еще раз танки, то его противник произвел на свет куда более разнообразный зоопарк бронетехники самого разного назначения. И если уж кто-то начинает размахивать всеми, совсем всеми 25 000 советских танков, изготовившимися к нападению на беззащитный рейх, стоит озадачить этого «кого-то» маленьким встречным вопросом: а сколько же всего было у Германии 22 июня 1941 г. бронетехники всех мастей и видов? Или хотя бы только в частях на Востоке — не вспоминая, уж так и быть, про гонявшихся за сербскими партизанами французских трофеев FT-17, но постаравшись не забыть, например, о трофейных Hothkiss Н-39 и Somua S-35 воевавшего в Финляндии 211 танкового батальона группы «Норд»? Ответы на эти вопросы вполне заслуживают отдельной книги. К сожалению, пока никем еще не написанной. А пока…

Утром 22 июня на восточной границе рейха были готовы к нападению на СССР:

Танков производства Германии и Чехии: 3658.

Самоходных артустановок, трофейных танков и другой бронетехники:???

В завершение главы о подсчете численности бронированного поголовья стоит заметить, впрочем, что количество немецких танков и САУ к началу операции «Барбаросса» совсем не казалось советским военным смехотворным и ничтожным даже победным летом сорок пятого: на поданный в мае 1945 г. запрос о численности немецкого танкового парка по годам, производстве и потерях немецких танков Главное разведывательное управление Генштаба выдало ответ: по данным разведуправления к 22.06.1941 г. Германия располагала 21 000 танков и САУ, из которых 9000 находились на советско-германском фронте и 12 000 внутри страны и на других театрах военных действий. Потери немецкой бронетанковой техники на советско-германском фронте за 1941 г., по оценке ГРУ, составили 12 тыс. единиц, производство — 8 тыс. единиц[48]. Никому в Генеральном штабе Красной Армии не пришло в голову посмеяться над жалкими 3300 «легкими и устаревшими» танчиками, с которыми обезумевший от безысходного отчаяния кролик накинулся на изготовившегося к броску грозного бронированного удава с 25 тысячами самых совершенных в мире танков…


Примечания:



3

Головин H. H. Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы. Общие основания. Белград, 1939.



4

Таблица составлена по: Барсуков Е. З. Артиллерия Русской армии (1900–1917 гг.), т. II, ч. III. Артиллерийское снабжение. М: «Воениздат», 1949 г., с. 251.



31

Коллектив авторов. Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР и период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Статистический сборник № 1 (22 июня 1941 г.). М.: Институт военной истории МО РФ, с. 135, см. приложение к гл. 2.



32

Золотов П. Н., Исаев С. И. Боеготовы были. Историко-статистическое исследование количественно-качественного состояния танкового парка Красной Армии накануне Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. № 11, 1993 г.



33

См. приложение к главе 2.



34

Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии, июнь 1941 г. ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 67. Л. 97–116. Цит. по: Главное автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах 1940–1942 гг. М.: ГАБТУ, 2005.



35

ЦАМО РФ, ф. 38 (ГАБТУ КА), оп. 11355 (Танковое управление), д. 225 (Доклады ГАБТУ КА о выполнении планов поставок заводами танков и запасных частей к ним), лл. 125–129.

Полностью документ приводится в приложении к гл. 2.



36

Доклад о состоянии войсковых частей в/ч 9090 (6-й мехкорпус). ЦАМО РФ, ф.38 (ГАБТУ КА), оп. 11353 (штаб управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии), д. 899 (Доклады, донесения, сведения и справки ЗОВО и ОрВО, соединений и частей о наличии, состоянии, эксплуатации и ремонте матчасти, штатной и списочной численности личного состава, ходе формирования, обеспеченности и боеготовности частей), л. 102.



37

РВБ — Ремонтно-восстановительный батальон.



38

Доклад о состоянии и материальной обеспеченности 8-ого механизированного корпуса по состоянию на 1 мая 1941, ЦАМО РФ, ф.38 (ГАБТУ КА), оп. 11353 (штаб управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии), д. 896 (Доклады, донесения, сведения, справки КОВО, его соединений и частей по формированию, комплектованию и боеготовности, ведомости наличия матчасти), л. 113.



39

Доклад о состоянии частей 9-ого механизированного корпуса по состоянию на 28 апреля 1941 г. ЦАМО РФ, ф. 38 (ГАБТУ КА), оп. 11353 (штаб управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии), д. 896 (Доклады, донесения, сведения, справки КОВО, его соединений и частей по формированию, комплектованию и боеготовности, ведомости наличия матчасти), л. 150.



40

ЦАМО РФ, ф. 131 (Киевский особый военный округ), оп. 12980 (автобронетанковое управление), д. 4 (Акты инспекторской проверки состояния боевой подготовки в соединениях и частях округа), л. 684.



41

ЦАМО РФ, ф. 131 (Киевский особый военный округ), оп. 12980 (автобронетанковое управление), д. 3 («Доклады командиров соединений и частей округа о состоянии боевой и политической подготовки в войсках»), л. 376.



42

ЦАМО РФ, ф. 131 (Киевский особый военный округ), оп. 12980 (автобронетанковое управление), д. 3 («Доклады командиров соединений и частей округа о состоянии боевой и политической подготовки в войсках»), л. 7.



43

ЦАМО РФ, ф. 3447 (12-й мехкорпус), оп. 1, д. 66, лл. 5, 5 об.



44

ЦАМО РФ, ф. 3447 (12-й мехкорпус), оп. 1, д. 66, л. 22.



45

ЦАМО РФ, ф. 38 (Главное автобронетанковое управление), оп, 11360 (Отдел по изучению и использованию опыта Отечественной войны) д. 1. Отчеты, описания, ЖБД, донесения о боевых действиях АБТВ в июне — августе 1941 г., л. 31.



46

ЦАМО РФ, ф. 38 (Главное автобронетанковое управление), оп. 11360 (Отдел по изучению и использованию опыта Отечественной войны) д. 1. Отчеты, описания, ЖБД, донесения о боевых действиях АБТВ в июне — августе 1941 г., л. 37.



47

ЦАМО РФ, ф. 38 (Главное автобронетанковое управление), оп. 11360 (Отдел по изучению и использованию опыта Отечественной войны) д. 2. Доклады, описания, донесения фронтов, соединений и частей о боевых действиях и использовании АБТВ в июне — августе 1941 г., л. 60.



48

ЦАМО РФ. Ф.38 (ГАБТУ) оп. 11353 (штаб управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии) д. 808 (Справки и информационные сводки ГРУ КА, штабов БТ и MB КА и фронтов о состоянии танковой промышленности, наличии и состоянии танков и использовании танкового вооружения Германии), л. 79.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.