Онлайн библиотека PLAM.RU


Приложение 4

Персоналии

Развертывание в начале 1914 г. широких работ по 16" линкорам было крупным шагом вперед в деле развития русского флота. Огромный труд выработки решений по этим грандиозным кораблям, объективно являвшим собой пик совершенства военно-морской техники, образцам самых крупных, дорогих и сложных машин того времени, даже на начальной стадии их создания требовал привлечения лучших умов моряков, инженеров и ученых. О людях, усилиями которых проходило становление и развитие идеи линейного корабля с 16" артиллерией в дореволюционной России, этот раздел.

Беркалов Е.А. генерал-майор, помощник начальника АО ГУК

Бринк А.Ф.  генерал-лейтенант, начальник АО МТК, ГУК в 1907–1913 гг.

Бубнов И.Г.  генерал-майор, консультант ГУК

Вердеревский Д.Н.  капитан 1 ранга, командир эскадренного миноносца «Новик»

Вешкурцев П.Ф.  генерал-лейтенант, начальник КО ГУК

Вирениус Н.А.  капитан 2 ранга, флагарт бригады линкоров Балтийского флота

Гаврилов И.А.  технический директор Русско-Балтийского завода

Гирс В.К.  вице-адмирал, начальник АО ГУК в 1913–1917 гг.

Гончаров Л.Г.  старший лейтенант, преподаватель Учебно-артиллерийского отряда

Грауэн А.Л.  штабс-капитан КО ГУК

Григорович И.К.  адмирал, морской министр

Дефабр К.И.  генерал-майор, начальник АО АСЗ

Дукельский А.Г.  начальник артиллерийского техбюро ПМЗ

Игнатьев Н.И. капитан 2 ранга, начальник ОТО МГШ

Изенбек С.А.  старший лейтенант ОТО МГШ

Кедров М.А.  капитан 1 ранга, помощник начальника Учебно-артиллерийского отряда

Колтовской А.Е.  старший лейтенант ОТО МГШ

Колчак А.Б.  капитан 1 ранга, начальник оперативного отдела штаба Балтийского флота

Коромальди Л.Л.  главный корабельный инженер завода «Руссуд»

Костенко Б.П.  главный корабельный инженер завода «Наваль»

Крылов А.Н.  генерал-лейтенант, консультант ГУК

Лашков Н.К.  капитан, помощник начальника артиллерийской чертежной АО ГУК

Маслов А. И.  капитан, помощник заведующего техбюро АСЗ

Мелентьев А.Н.  лейтенант, младший артиллерийский офицер линкора «Гангут»

Муравьев П.П.  вице-адмирал, начальник ГУК

Ненюков Д.Б.  капитан 1 ранга, помощник начальника МГШ по судостроению

Николай II капитан 1 ранга, император России

Протасов Н.И.  старший лейтенант ОТО МГШ

Русин А.И.  вице-адмирал, начальник МГШ

Свиньин Б. А. капитан 2 ранга, флагарт штаба командующего Балтийского флота

Ферзен В.Н.  вице-адмирал, начальник бригады линкоров Балтийского флота

Юркевич В.И.  подпоручик, конструктор БСМЗ

Лньков П.В.  штабс-капитан, конструктор Русско-Балтийского завода

(чин и должность указаны по состоянию на 1 мая 1914 г.)

Помимо этих моряков и инженеров, в работах по общему проектированию и разработке отдельных узлов будущих 16" линкоров был занят еще ряд специалистов, детальная роль каждого из которых еще требует своего уточнения; Бодиско А.Д. - старший лейтенант АО ГУК при артиллерийском техбюро на АСЗ, Бравин Е.П. - заведующий артиллерийским техбюро ГУК при АСЗ, Капгер А.Н. - капитан 2 ранга МГШ, Моисеев А.И. - генерал-майор, начальник АСЗ и БСМЗ, Сильде А.Д. - заведующий техбюро Путиловской верфи, Чорбо В.В. - капитан 1 ранга, начальник ОСЗ.

Беркалов Евгений Александрович (4.01.1878 — после 1933). Родился в Тифлисе, в семье подполковника армии, из дворян. В 1895 г. окончил Кадетский корпус в Воронеже, офицер армии (1898). В 1903 г. окончил Артиллерийскую академию и переведен во флот штабс-капитаном по Адмиралтейству. С 1905 г. в Корпусе морской артиллерии, в 1905–1910 гг. член Комиссии морских артиллерийских опытов, в 1910–1913 гг. помощник председателя Комиссии. В июле 1913 г. назначен первым помощником начальника артиллерийского отдела ГУК и, фактически, возглавил техническую политику Морского министерства в отношении разработки новых образцов артиллерийского вооружения дли флота. Занимался проблематикой тяжелой морской артиллерии в период ее наиболее бурного развития в 1908–1921 гг. и сыграл выдающуюся роль в разработке наступательных и оборонительных характеристик проекта линкора 1914 г. с 16" артиллерией. Провел расчеты противостояния броневых преград различной толщины действию тяжелых снарядов нового типа, что было положено МГШ в основу распределения толщин бронирования в заданиях на проектирование новых линкоров зимой 1914 г. С января 1914 г. руководил разработкой 16"/45 орудия и снарядов для него, в марте 1914 г. — председатель комиссии по разработке типа бронирования для "линкора 1915 г.", один из инициаторов строительства «опытных отсеков». С января 1918 г. начальник Главного морского полигона и Комиссии морских артиллерийских опытов. Под его руководством в марте 1918 г. было испытано 14"/52 опытное орудие, осуществлялись опыты по сверхдальней стрельбе, проведен в 1921 г. расстрел опытных отсеков 1914 г. Под влиянием успеха опытов стрельбы подкалиберными снарядами выдвинул и обосновал в начале 20-х гг. идею перехода в линкорах будущего к калибру артиллерии 18", что при стрельбе 12" и 14" снарядами сообщало им значительное возрастание дальности и увеличение бронепробития. В советское время — член КОСАРТОПа, автор ряда научных трудов по артиллерии ("Проектирование морских артиллерийских снарядов" (1931) и др.). До 1925 г. — начальник Главного морского полигона, с 1926 г., после слияния Морского и Военного полигонов, начальник Научно-испытательного артполигона РККА и председатель Опытовой арткомиссии полигона. С июня 1930 г. — заместитель начальника Артиллерийского научно-исследовательского института (АНИИ) РККА.

Бринк Антон Францевич (1.12.1851 —?). Окончил штурманское училище, кондуктор Корпуса морской артиллерии. Прикомандирован к артиллерийскому отделению МТК (23.09.1873), офицер Учебно-артиллерийского отряда (1873). Б 1878 г. окончил Артиллерийскую академию. С 1878 по 1886 г. служил на Обуховском сталелитейном заводе, где спроектировал 12"/30, 10"/45, 9"/35 орудия (броненосцы «Император Николай I», «Император Александр II»), 8"/30, 8"/35 (броненосный крейсер «Адмирал Нахимов») и 6"/35 пушки. В 1886–1897 гг. занимал различные должности в артиллерийском отделе МТК. В 1899 г. председатель «Комиссии для определения способа изготовления брони на заводах Круппа». В начале XX столетия — один из самых авторитетных артиллеристов в русском флоте. С марта 1899 г. член Конференции Артиллерийской академии, читал курсы лекций «Проектирование орудий», «Внутренняя баллистика». Председатель Комиссии морских артиллерийских опытов в 19021907 гг. Главный инспектор морской артиллерии (начальник артиллерийского отдела МТК) в 1907–1911 гг., в 191 1-1913 гг. начальник артиллерийского отдела ГУК. С 1912 г. выступал активным пропонентом перехода в новых сериях линкоров к 16" орудию, в ряде докладов и отношений "по начальству" обосновал необходимость этого шага, а также основные особенности подобного орудия. В марте 1913 г. уволен в отставку "по болезни". До 1918 г. проживал в Петрограде. Дальнейшая судьба неизвестна.

Бубнов Иван Григорьевич (6.01.1872 — 5.03.1919). В 1891 г. закончил Морское техническое училище, в 1891–1893 гг. участвовал в постройке броненосцев «Сисой Великий» и «Полтава». В июне 1895 г. получил первую премию в конкурсе на лучший проект «Океанского быстроходного крейсера». После окончания в 1896 г. кораблестроительного отделения Морской академии назначен ее преподавателем по только что учрежденному курсу «Проектирование боевых судов». Педагогическая деятельность в Морской академии и (с 1903 г.) в Политехническом институте тесно сочеталась у И.Г. Бубнова с научно-практической деятельностью. С 1900 г. он старший помощник заведующего Опытовым судостроительным бассейном, затем — председатель комиссии по проектированию и постройке полуподводных судов при МТК. Возглавлял разработку проекта «подводного миноносца водоизмещением 113 т», с 1901 г. строитель и руководитель испытаний первой русской подводной лодки «Дельфин» на Балтийском заводе. С 1903 г. начальник кораблестроительной чертежной МТК, где разработал проекты подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», «Барс», «Морж», а также проект подводной лодки в 1260 т. В 1908–1914 гг. руководил Опытовым судостроительным бассейном, от заведования которым отчислен в марте 1914 г. в связи с сосредоточением на работе по проектированию 16" линкоров. Сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии линкора нового типа в России. В 1908 г. разработал проект первого русского дредноута «Севастополь», в котором осуществил на практике большинство своих теоретических разработок — на основе разработанной им дисциплины «Строительная механика корабля» провел новую систему конструкции корпуса с усиленными продольными связями, разработал нормы допустимых напряжений, детально проработал обеспечение непотопляемости и живучести, ввел новую систему броневой защиты. В 1912 г. обосновал основные конструктивные решения при разработке линейных крейсеров класса «Измаил», корпус которых, как и у «Севастополя», проектировался по продольной системе набора, что позволило существенно уменьшить его массу, усилить бронирование и артиллерию. И.Г. Бубнов выступал инициатором широкого внедрения на тяжелых артиллерийских кораблях дизельных энергетических установок и принципов электродвижения. В январе 1914 г. возглавил проектирование линкора «Император Николай I», а в марте того же года — линейного корабля с 16" артиллерией по заданиям МГШ. И.Г. Бубнову было свойственно глубокое понимание проблемы линкора во всей ее совокупности, что в сочетании с фундаментальной научно-теоретической подготовкой делало его подлинным классиком в области проектирования линейных судов. Умер в Петрограде от тифа.

Вердеревский Дмитрий Николаевич (4.11.1873–1946). Окончил в 1893 г. Морской кадетский корпус, в 1901 г. — артиллерийский офицерский класс. Служил на Балтийском флоте и кораблях эскадры Тихого океана. Участник русско-японской войны. Флагманский артиллерийский офицер штаба начальника морских сил Балтийского моря (1909–1910), командир эскадренных миноносцев «Генерал Кондратенко» (1910–1911), «Новик» (1911–1914), крейсеров «Адмирал Макаров» (1914–1915), «Богатырь» (1915–1916). В 1914 г. активно участвовал в обсуждении заданий МГШ на проектирование 16" линкора, выдвинул интересные предложения об отказе на будущих сверхдредноутах «…от противоминной артиллерии как средстве существенно повысить боевую силу корабля». В 1916–1917 гг. начальник 1-й бригады крейсеров, затем 1-й бригады линкоров Балтийского флота. Летом-осенью 1917 г. командующий Балтийским флотом. С 1918 г. в эмиграции.

Вешкурцев Петр Филимонович (16.12.1858–1932). После окончания в 1874 г. Технического училища Морского ведомства в течение двадцати последующих лет работал в кораблестроительной части Кронштадтского порта, с 1903 г. — главный кораблестроитель порта. Б 1882 г. окончил кораблестроительное отделение Морской академии. Переведен флагманским корабельным инженером Тихоокеанской эскадры в Порт-Артур в 1904 г. Организовал быстрый бездоковый ремонт подводной части поврежденных русских броненосцев «Ретвизан», «Цесаревич», «Севастополь», крейсеров «Паллада» и «Баян», введенных в строй всего за несколько недель. После возвращения в Россию возглавил Балтийский судостроительный завод, с декабря 1913 г. — начальник кораблестроительного отдела ГУК, курировал весной 1914 г. разработку проекта с 16" артиллерией по техзаданиям МГШ. После революции работал в «Судотресте», с 1925 г. — наблюдающий Регистра СССР.

Вирениус Николай Андреевич (19.08.1884–1916). Начал службу на кораблях флота в 1903 г. В 1908 г. окончил Артиллерийскую академию, артиллерист I разряда (1909). В мае 1913 г. назначен флагманским артиллерийским офицером штаба начальника бригады линейных кораблей эскадры Балтийского моря. С декабря 1913 г. преподаватель офицерского артиллерийского класса. В декабре 1915 г. назначен помощником флагманского артиллерийского офицера штаба командующего Балтийского флота. Автор подробного отзыва на проект заданий МГШ (октябрь 1913 г.) для проектирования линейного корабля, где обосновывал свое видение 16" линкора новой морской программы. К вопросу артиллерийского вооружения тяжелых кораблей будущего не раз возвращался в своих рапортах и записках «по начальству» в течение 1914–1915 гг. Много сделал для развития на флоте передовых методов пристрелки, корректирования и массирования огня, тактики морского артиллерийского боя, являлся в этой области признанным специалистом.

Гаврилов Иван Александрович (22.01.1873–1966). Окончил кораблестроительное отделение Морской академии в 1898 г. С апреля 1899 г. по ноябрь 1902 г. находился во Франции инженером, наблюдающим за постройкой броненосца «Цесаревич» и броненосного крейсера «Баян». В 1903–1910 гг. на различных инженерных должностях в Санкт-Петербургском военном порту, затем на Адмиралтейском заводе. В 1911–1912 гг. начальник технического проектного бюро Адмиралтейского завода, где под его руководством был разработан ряд проектов для конкурса линейного крейсера, из которых один из вариантов (вариант № 6) признан победителем. Весной 1912 г. руководил разработкой модифицированного проекта линейного крейсера по измененным заданиям МГШ (с добавлением четвертой 14"/52 трехорудийной башни), ставшего затем окончательным. В августе 1912 г. переведен техническим директором (главным инженером) строившегося в Ревеле большого судостроительного завода «Русско-Балтийского судостроительного и механического общества». В июне 1914 г., в предвидении новой крупной судостроительной программы, провел под своим руководством на заводе разработку проекта линейного корабля с 16 16"/45 орудиями и скоростью хода 30 уз, самого большого из дошедших до нас проектов тех лет. В этом проекте впервые выдвинул идею расположения тяжелого поясного бронирования позади наружного борта, который предлагал выполнять из тонкой 50мм брони для предварительного смятия бронебойных наконечников тяжелых снарядов и отклонения их от оси попадания. Впоследствии эта идея была впервые реализована на практике британским флотом на линкорах «Нельсон» и «Родней» десять лет спустя. После революции эмигрировал в Аргентину.

Гирс Владимир Константинович (9.06.1861 — 31.08.1918). После окончания в 1881 г. Морского училища служил офицером на кораблях «Герцог Эдинбургский», «Первенец», «Светлана», «Стрелок» и «Рында». С 1898 г. командовал кораблями: императорской яхтой «Марево» (1898–1899), учебными судами «Верный», «Моряк» и «Князь Пожарский» (1903–1906), крейсером «Богатырь» (1906–1908). Б 1909–1913 гг. командир Ревельского порта (военно-морской базы). 29 апреля 1913 г. назначен начальником артиллерийского отдела ГУК взамен уволенного со службы А.Ф. Бринка. Назначением на эту должность руководителя одного из важнейших во флоте технических подразделений непрофессиональный артиллерист В.К. Гирс обязан в первую очередь своей репутации серьезного администратора, как в Морском министерстве, так и при дворе. В период перехода флота к осуществлению напряженных морских программ подразделения министерства, решающие первоочередные задачи по выработке принципиальных конструктивных решений для будущих линкоров, нуждались именно в таких целеустремленных и энергичных руководителях как В.К. Гирс. В июне 1916 г. назначен начальником ГУК с оставлением в должности начальника артиллерийского отдела. В 1916–1917 гг. также являлся членом Адмиралтейств-совета и Особого совещания по обороне государства. Уволен в отставку 13.12.1917 г. Казнен петроградской ЧК потоплением в барже в Финском заливе вместе с другими заложниками по время Красного террора.

Гончаров Леонид Егорович (Георгиевич) (19.02.1885 — 28.04.1948). В 1903 г. выпущен во флот мичманом. В 1912 г. окончил Морскую академию (военно-морское отделение). С сентября 1912 г. — преподаватель артиллерийского офицерского класса Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота, с 14 октября 1913 г. — штатный преподаватель Морской академии. С 14 апреля 1914 г. старший офицер учебного судна «Петр Великий». С июня 1915 г. командир эсминца «Лейтенант Ильин». В русском флоте был известен как теоретик-тактик, разработчик новых боевых средств и методов их использования. В 1915 г. создал 450мм раздвижной трехтрубный торпедный аппарат, применявшийся на балтийских эскадренных миноносцах класса «Новик». После революции продолжал деятельность по теоретическому исследованию вопросов морской тактики и техники. Так, им в начале 20-х гг. были развиты многие принципы боевого использования тяжелых артиллерийских кораблей и вытекающие отсюда требования к их конструкции и вооружению. В советское время — консультант Остехбюро, вице-адмирал, лауреат Сталинской премии. Трижды арестовывался (1921, 1931 и 1948). Умер в тюрьме.

Грауэн Андрей Яковлевич (26.12.1886 —?). После окончания в 1909 г. Морского инженерного училища служил в кораблестроительном отделе Морского технического комитета, затем — Главного управления кораблестроения. В марте 1913 г. участвовал в экспедиции А.Н. Крылова на пароходе «Метеор», предпринятой ГУК с целью выяснения целесообразности применения системы активного успокоения качки Г. Фрама для строившихся линейных крейсеров класса «Измаил». Много занимался проработкой вопросов бронирования крупных надводных кораблей, им детально разработана система крепления, скрепления друг с другом, а также конструкция жесткого опорного контура плит главного пояса «Измаила» и линкора «Император Николай I». В феврале 1914 г. спроектировал для предполагавшихся 16" линкоров экспериментальные участки бронирования («опытные отсеки»), быстро построенные на Морском полигоне для натурного исследования свойств предложенных систем броневой защиты. В сентябре 1914 г. освидетельствовал тяжело поврежденный и захваченный германский крейсер «Магдебург» на предмет возможности его ремонта и ввода в строй, по которому дал отрицательное заключение. Автор труда «Автогенная сварка металлов» (1914). Предположительно, в советское время работал в НТК УВМС.

Григорович Иван Константинович (26.01.1853 — 3.03.1930). Закончил Морское училище в 1874 г., служил офицером на кораблях Балтийского флота. В 1883–1896 гг. последовательно командовал портовым судном «Колдунчик», пароходами «Рыбка», «Петербург», крейсером 2-го ранга «Разбойник», монитором береговой обороны «Броненосец», минным крейсером «Воевода». В 1896–1897 гг. — морской агент в Великобритании, в 1899 г. принимает командование строящимся броненосцем «Цесаревич», в 1903 г. переводит корабль в Порт-Артур на усиление эскадры Тихого океана. После производства в апреле 1904 г. в чин контр-адмирала назначается командиром Порт-Артурского порта. В 1906–1908 гг. занимает должности начальника портов Черного моря, Либавского военного порта, Кронштадтского военного порта и военного губернатора Кронштадта. В феврале 1909 г. И.К. Григорович назначается товарищем (заместителем) морского министра. С апреля 1911 г. — морской министр. Находясь на этой должности сыграл выдающуюся роль в развертывании крупномасштабного морского строительства. После своего назначения провел на руководящие посты в министерстве передовых адмиралов и офицеров, благодаря чему смог всецело сосредоточиться на задачах строительства флота — разработке судостроительных программ, ассигнованиях, кораблестроении и вооружении. Активный сторонник быстрого наращивания морской мощи России. Пользовался большим доверием у Николая II и значительным авторитетом в Государственной думе, благодаря чему ему удавалось добиваться значительных кредитов на развитие флота. Единственный из министров, избежавший смещения во время «министерской чехарды» во время неустойчивых военных лет. Отстранен от руководства флотом после Февральской революции. В 1918–1920 гг. работал в Морской исторической комиссии, преподавал в Морской академии. В 1922 г. эмигрировал во Францию.

Дефабр Константин Иванович (18.03.1863 — 17.04.1933). Родился в Херсонской губернии в семье вице-адмирала И.О. Дефабра. Окончил Морское училище (1883), Морскую академию (1888), дополнительный курс Артиллерийской академии (1901). В 1889–1904 гг. служил офицером на кораблях: шхуне «Псезуапе», пароходе «Колхида», миноносце «Поти», крейсере «Джигит», броненосцах «Двенадцать Апостолов», «Император Николай 1», «Георгий Победоносец», «Пересвет» и «Слава». В 1904–1908 гг. в распоряжении главного корабельного инженера Санкт-Петербургского военного порта «артиллерийским офицером по новому судостроению». В январе 1908 г. назначен на Адмиралтейский судостроительный завод специалистом по артиллерийской части. С апреля 1913 г. генерал-майор, с октября 1913 г. заведующий артиллерийским отделом Адмиралтейского завода. Весной 1914 г. курировал от завода разработку двух-, трех- и четырехорудийных установок для проекта линкора с 16" артиллерией. После революции продолжал службу на Балтийском судостроительном заводе. Умер в Ленинграде от паралича сердца.

Дукельский Александр Григорьевич (26.12.1872 — 14.12.1948). В 1896 г., после окончания Харьковского технологического института, переехал в Санкт-Петербург и поступил на работу на Металлический завод в артиллерийское конструкторское бюро, которым руководил опытный инженер Н.С. Лесенко. В 1897–1903 гг. А.Г. Дукельский участвовал в разработке рабочих чертежей 10"/45 установок броненосцев «Пересвет» и «Ослябя», проектировании 12"/40 установок для броненосцев «Ретвизан» и «Бородино». После назначения в 1904 г. Н.С. Лесенко директором завода А.Г. Дукельский становится начальником артиллерийского бюро. Под его руководством в 1903–1907 гг. был разработан проект башенной установки для двух 12"/40 орудий для линкоров «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».

В проекте новых башен было проведено много нововведений, позволивших существенно снизить время заряжания. В 1909 г. проект трехорудийной установки 12"/52 орудий для линкоров класса «Севастополь», разработанный на Металлическом заводе под руководством А.Г. Дукельского, занял первое место среди всех аналогичных проектов на конкурсе, предшествующем выдаче заказов. В 1910–1911 гг. разработал проект 12"/52 береговых башенных установок, в 1912 г. — трехорудийных 14"/52 башенных установок для линейных крейсеров класса «Измаил». В 1914 г. А.Г. Дукельский был назначен техническим директором (главным инженером) Металлического завода. После закрытия завода в конце 1917 г. работал на различных предприятиях на юге России, на Металлический завод вернулся лишь в 1923 г. В 1929–1944 гг. А.Г. Дукельский — главный конструктор СЖТБ (Отдельного конструкторского технологического бюро, позднее — ЦКБС-3, затем ЦКБ-19), проектирующего 14"/52 железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-14 на основе оставшихся неиспользованными тяжелых орудий «Измайлов». Вслед за ТМ-1-14 им разработаны установки ТМ-2-12 и ТМ-3-12 на основе 12" орудий соответственно в 40 и 52 калибра длиной, а также ряд других. В 1945 г. — доктор, профессор кафедры «Артиллерийские системы и установки» в Артиллерийской академии. Лауреат Сталинской премии. Автор ряда книг по железнодорожной артиллерии. Основной труд — «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России, 1886–1917 гг.».

Игнатьев Николай Иванович (1.05.1880 — 24.08.1938). После окончания в 1899 г. Морского кадетского корпуса участвовал в 1900–1901 гг. в подавлении Боксерского восстания в Китае. Во время русско-японской войны на крейсере «Жемчуг» сражался при Цусиме. В 1905 г. присвоена квалификация артиллериста 1 разряда. В 1908–1914 гг. штатный офицер-преподаватель в офицерском классе и классе гальванеров Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. В 1913 г. преподаватель тактики в Морской академии. В это время им были разработаны получившие широкое признание «Таблицы стрельбы артиллерии». С осени 1913 г. он, как один из крупнейших в то время специалистов в области морской тактики и артиллерии, активно привлекается к выработке основных характеристик планируемых новых линкоров. В октябре 1913 г. капитан 2 ранга Игнатьев прикомандировывается «для занятий» к МГШ, а 7.05.1914 г. назначается начальником его организационно-тактического отдела, возглавляющего разработку тактико-технической части будущих кораблей, с отчислением от должности штаб-офицера Учебно-артиллерийского отряда. Н.И. Игнатьеву принадлежит важнейшая роль в формировании в начале 1914 г. взгляда МГШ на русский линкор ближайшего будущего: обоснованный им вывод о числе и калибре главных орудий, распределении и толщинах бронирования, скорости и других качествах, легли в основу проекта линейного корабля, разработанного в ГУК по заданиям МГШ в марте 1914 г. Впервые высказанные Н.И. Игнатьевым сомнения относительно безошибочной эффективности принятой для дредноутов русского флота системы «расслоенного» вертикального бронирования и вызванная этим бурная полемика с заместителем начальника артиллерийского отдела ГУК Е.А. Беркаловым, отстаивавшим эту систему, привели к решению немедленно построить на Главном морском полигоне опытные участки разных систем броневой защиты для практического выявления наилучшей из них, которая и должна была быть положена в основу окончательного проекта. В сентябре 1915 г., после свертывания всех работ по разработке 16" линкоров, он назначается флагманским артиллерийским офицером штаба командующего Балтийского флота. В 1917 г. исполняет должность начальника артиллерийского отдела ГУК, а с 1.06.1917 г. — должность начальника ГУК. В феврале 1920 г. уволен в отставку. С апреля 1921 г. — преподаватель Морской академии. В 1925–1927 гг. председатель комиссии НТК УВМС по выяснению вопросов морской техники, в 1927–1931 гг. председатель НТК. В 1931 г. арестован ГПУ и осужден на 10 лет. В 1934 г. выпущен, работал помощником начальника отдела "А" НИИ им. А.Н. Крылова. Вновь арестован в ноябре 1937 г., в августе 1938 г. расстрелян.

Изенбек Сергей Артурович (3.10.1883 — 27.07.1962). В 1903 г., после окончания Морского кадетского корпуса и получения первого офицерского чина, назначен в Учебно-артиллерийский отряд на броненосец «Император Александр II». В январе 1904 г., по удовлетворении ходатайства о переводе на Тихоокеанскую эскадру, прибыл в Порт-Артур и был назначен сначала на крейсер «Паллада», а затем на броненосец «Ретвизан». В бою 9.02.1904 г. контужен, по возвращении в строй назначен командиром береговой батареи, стойко сражавшейся до конца осады крепости. После возвращения из японского плена, в октябре 1906 г., С.А. Изенбек назначается старшим офицером эскадренного миноносца «Охотник», где много работает над усовершенствованием артиллерийских стрельб на основе постоянно обновляемых первых систем приборов управления стрельбой (ПУС). В октябре 1909 г. зачислен слушателем офицерского артиллерийского класса. После окончания класса в 1910 г. назначен старшим артиллерийским офицером линейного корабля «Император Павел I», с 1912 г. — артиллерист 1 разряда. Осенью 1913 г., как один из ведущих специалистов по артиллерии, прикомандировывается к организационно-тактическому отделу МГШ и участвует в разработке концепции линкора с 16" артиллерией планируемой с 1915 г. новой морской программы. С мая 1914 г. — обер-офицер МГШ. С началом войны в июле 1914 г. назначается флагманским артиллерийским офицером 2-й бригады линкоров Балтийского флота (четыре корабля класса «Севастополь»), имевших новейшие ПУС, в которых провел ряд усовершенствований. В 1915 г. на основе эксплуатации 12"/52 трехорудийных башен балтийских дредноутов разработал и подал предложения по устройству 16" башен для будущих линкоров. В августе 1916 г. был командирован МГШ в Англию для передачи опыта артиллерийской стрельбы союзному британскому флоту, понесшему большие потери в Ютландском сражении 31.05.1916 г. В апреле 1917 г. вернулся в Россию и продолжил службу в МГШ. Во время гражданской войны служил в штабе РККФ. С 1923 г. возглавлял техбюро по разработке морских ПУС, в 1929 г. реорганизованное в предприятие по их производству. Под его руководством проектировались все отечественные системы управления артиллерийским огнем в 20-х — начале 30-х гг. С 1939 г. утвержден в звании профессора, заведовал кафедрой ПУС Военно-морской академии. В мае 1947 г. основал кафедру счетно-решающих приборов, которой руководил до конца жизни.

Кедров Михаил Александрович (13.09.1878 — 25.10.1945). В службе с 1896 г. окончил Морской кадетский корпус. Служил на кораблях Балтийского флота, совершил переход на Дальний Восток. В 1904 г. — флаг-офицер штаба командующего флотом Тихого океана, флаг-офицер штаба наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке, старший флаг-офицер штаба начальника эскадры Тихого океана. Участник обороны Порт-Артура и сражения в Желтом море 20.07.1904 г., во время которого находился на флагманском броненосце «Цесаревич». Получил тяжелые ожоги и ранения. После излечения участвовал на вспомогательном крейсере «Урал» в походе 2-й Тихоокеанской эскадры и в Цусимском сражении. В 1907 г. закончил Артиллерийскую академию, артиллерист 1 разряда (1909). В 1909–1910 гг. командир посыльного судна «Воевода», в 19101913 гг. флагманский артиллерийский офицер штаба начальника флота Балтийского моря, заведующий обучением в офицерском артиллерийском классе. В 1913–1914 гг. командир учебного судна «Петр Великий», помощник начальника Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. В период 19101914 гг. много работал над вопросами использования артиллерии в морском бою, пристрелки, контроля и массирования огня. Один из основных теоретиков артиллерийского типа русского дредноута, опубликовал ряд работ по тактике линейного боя тяжелых артиллерийских кораблей. Пользовался значительным авторитетом среди артиллерийских специалистов и у руководства флота, являлся, по отзыву морского министра И.К. Григоровича, «очень талантливым морским офицером». В июле 1913 г. был отмечен за успехи в артиллерийской подготовке линкоров Балтийского флота присутствовавшим на стрельбах флота Николаем II, который за это удостоил М.А. Кедрова флигель-адъютантским чином. С июня 1915 г. по июнь 1916 г. командовал линкором «Гангут». В 1915–1916 гг. на основе опыта эксплуатации 12"/52 трехорудийных башен разработал комплекс предложений по совершенствованию конструкции 16" установок будущих линкоров. С июля 1916 г. контр-адмирал, начальник минной дивизии Балтийского флота. В апреле-июне 1917 г. начальник МГШ. В 1920 г. находился в Севастополе при штабе армии барона П.Н.Врангеля, с октября — командующий Черноморским флотом, возглавлял уход кораблей и судов с войсками и беженцами из портов Крыма. В эмиграции избран председателем Военно-морского союза, жил и скончался в Париже.

Колтовской Александр Егорович (21.04.1883 — 6.01.1927). Мичман флота с 1902 г., в 1903–1911 гг. проходил службу на кораблях Черноморского флота. В 1909 г. окончил Артиллерийскую академию, где показал себя способным специалистом по морской артиллерии и в 1911 г. был переведен в организационно-тактический отдел МГШ для разработки артиллерийской части будущих кораблей флота. В период выработки техусловий на проектирование 16" линкоров (октябрь 1913 г.) участвовал в детальных расчетах различных вариантов их предполагаемого артиллерийского вооружения, а также проводил расчеты и анализировал характеристики новейших тяжелых артиллерийских систем 14"-16" калибра зарубежных флотов для сопоставления. В январе 1916 г. переведен из МГШ флагманским артиллерийским офицером штаба начальника 2-й бригады крейсеров Балтийского моря («Россия», «Громобой», «Аврора» и «Диана»). После октябрьского переворота работал в ГУК, затем возглавлял Артиллерийскую команду, занимавшуюся ремонтом вооружения линкоров Балтийского флота, преподавал в Соединенных классах усовершенствования командного состава (б. Офицерских специальных классах). С сентября 1918 г. участвовал в работе Морской исторической комиссии, опубликовал работу «Развитие типа линкора нашего флота» (1920), где на примере линкоров класса «Севастополь» проследил эволюцию создания русского типа дредноута, а также взвешенно оценил его достоинства и недостатки. В результате тяжелой травмы ноги осенью 1921 г. (потеря голени) попал в госпиталь, и смог вернуться к работе только через год. В 1923–1926 гг. — на научной и преподавательской работе. Автор ряда трудов по морской артиллерии. Умер от чахотки.

Колчак Александр Васильевич (4.11.1874 — 7.02.1920). Родился на Обухов-ском сталелитейном заводе в семье служащего, офицера Корпуса морской артиллерии В.И. Колчака. В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус, служил помощником вахтенного офицера крейсера «Рюрик». В 1896–1899 гг. плавал вахтенным начальником на крейсере «Крейсер» в водах Тихого океана. Здесь развился его интерес к океанографии и гидрологии, научным исследованиям полярных широт. После возвращения в Кронштадт А.В. Колчак в 19001902 гг. участвует в полярной экспедиции барона Э.В. Толля на шхуне «Заря». В начале 1903 г. руководит экспедицией по спасению Толля, в которой едва не погиб, провалившись под лед. В 1903 г. выпускает ряд научных трудов, за что удостаивается нескольких высоких наград. С началом русско-японской войны назначается на Тихоокеанскую эскадру, где последовательно является офицером крейсера «Аскольд», минного заградителя «Амур», командует миноносцем «Сердитый», руководит минными постановками на подходе к Порт-Артуру. В ноябре-декабре 1904 г. командует артиллерийской батареей на сухопутном участке обороны крепости. После возвращения из японского плена в 1906 г. с группой офицеров организует «Санкт-Петербургский военно-морской кружок» по изучению опыта войны для использования его при воссоздании и строительстве флота. Выступает в кружке с рядом докладов, в июне 1906 г. переводится во вновь организованный Морской генеральный штаб, участвует в разработке судостроительных программ и различных документов оперативного и организационного характера. В декабре 1907 г. выступил с обширным и обстоятельным докладом «Какой нужен России флот», где пришел к выводу: «России, как великой державе, необходима реальная морская сила, которая лежит в линейном флоте и только в нем». В 1909–1910 гг. участвовал в гидрографической экспедиции, командуя ледокольным пароходом «Вайгач». Вернувшись осенью 1910 г. в МГШ, продолжил работу над судостроительными программами, в 1912 г. перешел в штаб командующего Балтийского флота адмирала Н.О. Эссена на должность начальника оперативной части. Осенью 1913 г., в период составления начального варианта заданий для проектирования новых линкоров с 16" артиллерией, в ряде докладных записок морскому министру И.К. Григоровичу подробно обосновал необходимость развития типа быстроходного линейного судна. Зимой 1914 г. провел оценку ведущими специалистами Балтийского флота заданий для 16" линкора. С началом войны руководил рядом операций на море, с осени 1915 г. — начальник минной дивизии. В июле 1916 г. назначен командующим Черноморским флотом, значительно активизировал его деятельность. Осенью 1918 г. связал свою судьбу с «белым движением», в ноябре принял титул «Верховного правителя Российского государства» и звание Главковерха. После неудачи белого наступления на Волге, Урале и в Сибири выдан белочехами красным, расстрелян по решению Иркутского ВРК.

Коромальди Лев Львович (23.08.1870–1919). После окончания в 1891 г. Морского инженерного училища, работал в Николаевском адмиралтействе на постройке броненосцев «Двенадцать Апостолов» и «Три Святителя». С 1893 г. переведен в Петербург на верфь Галерного острова, где участвовал в постройке броненосцев «Севастополь» и «Петропавловск». В 1896 г. окончил с отличием кораблестроительное отделение Морской академии и до 1903 г. работал на Невском судостроительном заводе, где руководил постройкой эсминцев. После русско-японской войны первым среди русских кораблестроителей обобщил роль бронирования крупных кораблей в части обеспечения плавучести и остойчивости. Им, в частности, в серии статей в 1906–1907 гг. впервые была выдвинута идея расслоения вертикального бронирования на внутреннее и внешнее. В 1908 г. на конкурсе проектов первого русского дредноута спроектированный им линкор под девизом «Дальний Восток» занял второе место, пропустив вперед только один из десяти вариантов проекта известной германской судостроительной фирмы «Бломм унд Фосс». С декабря 1910 г. — полковник Корпуса корабельных инженеров, в 1909–1911 гг. главный строитель линкора «Гангут» на Адмиралтейском заводе. С октября 1911 г. главный корабельный инженер «Руссуда», строитель линкоров «Императрица Мария» и «Император Александр III». Предположительно, участвовал в конце 1916-начале 1917 г. в проектировании линкоров с 16" артиллерией совместно с В.П. Костенко.

Костенко Владимир Полиевктович (8.09.1881 — 14.01.1956). Сразу после окончания в 1904 г. Морского инженерного училища был назначен корабельным инженером на достраивающийся броненосец «Орел», и с ним совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской эскадры к Цусиме. Участвовал в сражении, с экипажем броненосца был взят в плен, где по результатам Цусимского боя составил исключительное по своей полноте и ценности описание действий русских броненосцев 14 мая. В 1906 г. вернулся в Россию, в 1907–1911 гг. строитель линейного корабля «Андрей Первозванный», в 1908 г. участвовал в приемке в Англии крейсера «Рюрик». Занимал ряд должностей в МТК. Его способности были высоко оценены тогдашним главным инспектором кораблестроения А.Н. Крыловым, который прочил В.П. Костенко в руководители МТК после своей отставки. Однако в связи с выяснившейся причастностью его к революционной эсеровской организации он был арестован, после двухгодичного содержания в Петропавловской крепости осужден и уволен с флота, и в начале 1912 г. занял по решению морского министра И.К. Григоровича, по рекомендации А.Н. Крылова, должность главного корабельного инженера николаевского судостроительного завода «Наваль». В этой должности разработал зимой 1916/1917 гг. проект линейного корабля с 16" артиллерией в четырех вариантах, в котором по опыту мировой войны провел основную идею на создание быстроходного, хорошо бронированного и имеющего развитую конструктивную подводную защиту корабля. С 1919 по 1922 г. являлся техническим руководителем судостроительных заводов Николаева, в 1922–1924 гг. начальник управления промышленности Украины при ВСНХ, в 1924–1928 гг. член правления Ленсудотреста. В 30-е гг. работал главным инженером "Проект-верфи", руководил реконструкцией старых и строительством новых судостроительных заводов. В 1936 г. разработал оригинальный проект линкора водоизмещением 52700 т с девятью 16" орудиями, на основе трехкилевого корпуса собственной «скользящей» конструкции, имеющего исключительно устойчивую противоторпедную защиту. В советское время дважды арестовывался (1928, 1941). Автор свыше 70 научных работ. Основные труды: «Теория корабля: сопротивление воды движению судна»(1926), «Броневая защита боевых кораблей» (не опубликовано, 1947), «На „Орле“ в Цусиме» (1956).

Крылов Алексей Николаевич (3.08.1863 — 26.10.1945). Выдающийся русский ученый-кораблестроитель, механик и математик. В 1884 г. закончил Морское училище, в 1890 г. кораблестроительный отдел Морской академии. С 1891 г. штатный преподаватель Морского корпуса и Морской академии. В 19001908 гг. заведовал Опытовым судостроительным бассейном. В 1908–1910 гг. главный инспектор кораблестроения и председатель МТК, провел конкурс на лучший проект линкора-дредноута (будущий класс «Севастополь»), положив в основу итогового решения проект И.Г. Бубнова. Один из основоположников отечественной школы кораблестроения, разработал его теоретические основы — теорию килевой качки, строительную механику, обеспечение плавучести, непотопляемости и живучести. Работал также над проблемами артиллерии и баллистики, теорией компасов, и др. С марта 1912 г. «почетный сотрудник ГУК» и его консультант, «генерал для особых поручений» при морском министре И.К. Григоровиче. Привлекался ГУК весной 1914 г. для оценки проблемы 16" линкора в кораблестроительном отношении. В 1912–1917 гг. являлся также консультантом на Металлическом и Путиловском заводах, с 1915 г. — председатель правления Путиловского завода. Возглавлял следственную комиссию по делу о гибели линейного корабля «Императрица Мария» осенью 1916 г. В 1919–1920 гг. начальник Морской академии, в последующие годы продолжал активную преподавательскую, научную, консультативную и общественную деятельность.

Лашков Николай Кузьмич (29.04.1884 —?). Офицер армии (23-й артиллерийской бригады капитан), переведен во флот 28.01.1913 г. «для замещения технических должностей» на должность старшего лейтенанта при ГУК. В службе с 1902 г., в 1912 г. закончил Артиллерийскую академию, артиллерист 1 разряда. 4.01.1914 г. назначен помощником начальника артиллерийской чертежной ГУК. В 1914 г., в период проектирования линейных кораблей новой программы, курировал совместно с Е.А. Беркаловым разработку 16"/45 орудия для них. С июля 1915 г. — в чине подполковника "за отлично-ревностную службу и особенные обстоятельства, вызванные войной". С 23 ноября 1915 г. — начальник артиллерийской чертежной ГУК. В 1921–1922 гг. — начальник артиллерийского отдела технической секции Морской подкомиссии по восстановлению военно-морского производства. С сентября 1923 г. — помощник начальника артиллерийского отдела техуправления Главмортехупра (в первые годы Советской власти — аналог дореволюционного ГУКа). Дальнейшая судьба неизвестна.

Маслов Анатолий Иоасафович (12.12.1884 — 6.12.1968). Из дворян Курской губернии. После окончания в 1907 г. Морского инженерного училища в январе 1908 г. назначен на службу в Санкт-Петербургский военный порт помощником строителя линкора-додредноута «Андрей Первозванный». В январе 1908 г., в результате реформы казенных верфей, назначен на Адмиралтейский завод помощником начальника технического проектного бюро. В июне 1909 г., после закладки на заводе дредноутов «Гангут» и «Полтава», назначен помощником их строителя. С октября 1909 г. по май 1913 г. состоял штатным слушателем кораблестроительного отделения Морской академии и параллельно продолжал работу на Адмиралтейском заводе, принимая участие в работах по линейным крейсерам класса «Измаил». В 1908 г., во время работ по расчетам элементов корпуса линкоров класса «Севастополь», А.И. Маслова отметил И.Г. Бубнов, который впоследствии не раз привлекал одаренного молодого инженера к различным ответственным проектным работам. В январе 1914 г. им под руководством И.Г. Бубнова был разработан общий проект «IV линейного корабля для Черного моря» («Император Николай I»), а два месяца спустя — проект линкора с 16" артиллерией по техническим заданиям МГШ. Способности А.И. Маслова были отмечены и Главным управлением кораблестроения — в начале 1914 г., в период подготовки к созданию проектного бюро ГУК, его предполагалось назначить начальником I отдела (проектирование линейных кораблей). С мая 1913 г. по апрель 1917 г. А.И. Маслов состоял помощником начальника проектного техбюро Адмиралтейского завода, с апреля 1917 г. по октябрь 1918 г. — главным корабельным инженером завода. В 1925–1931 гг. начальник проектного бюро «Судотреста», в 1931–1933 гг. работал в части проектирования сторожевых кораблей и тральщиков. В 1933–1945 гг. — главный конструктор легких крейсеров проектов «26», «26-бис» и «68» («Киров», «Максим Горький» и «Чапаев»). С 1945 г. на научной работе.

Мелентьев Александр Николаевич (4.12.1885 —?). После выпуска во флот мичманом в 1907 г. служил флагманским офицером при начальнике 7-го дивизиона миноносцев Балтийского моря. Окончил в 1912 г. Морскую академию, затем в 1913 г. ее дополнительный курс. Артиллерист 1 разряда, осенью 1914 г. назначен младшим артиллерийским офицером линкора «Гангут». Участник Санкт-Петербургского военно-морского кружка, где в начале 1914 г. сделал доклад о линкоре будущего. В начале июля 1915 г. прикомандирован к МГШ. В начале 20-х гг. — член Морской артиллерийской комиссии, работал на Главном морском полигоне.

Муравьев Петр Петрович (30.01.1860 —?). После окончания в 1882 г. Морского училища служил офицером броненосца «Петр Великий», корвета «Варяг», крейсера «Африка». В 1892–1898 гг. был командиром ряда номерных миноносцев на Балтике. Б 1898–1899 гг. офицер броненосца «Сисой Великий», затем крейсера «Рюрик». Флагманский минный офицер штаба начальника эскадры Тихого океана. Старший офицер броненосца «Наварин» (1901–1902), командир миноносца «Прозорливый» (1902–1904), учебных судов «Африка» (1904–1907), и «Европа»(1907–1909). Помощник начальника (1907–1909), начальник (19091911) Учебно-минного отряда Балтийского флота. Б ноябре 1911 г., в разгар проведения конкурса на лучший проект линейного крейсера (будущий класс «Измаил») выдвинут морским министром И.К. Григоровичем на должность начальника Главного управления кораблестроения. В июне 1915 г. переведен на должность помощника (второго заместителя) морского министра. С марта 1917 г. уволен в отставку. После гражданской войны в эмиграции.

Ненюков Дмитрий Всеволодович (18.01.1869 — 3.06.1929). Из дворян Тамбовской губернии. После окончания в 1889 г. Морского училища служил в артиллерийских частях флота. В 1898–1899 гг. командирован на корабли эскадры Тихого океана. С сентября 1900 г. — старший артиллерийский офицер броненосца «Цесаревич». Во время русско-японской войны на броненосце «Цесаревич» принимал участие в обороне Порт-Артура и в сражении в Желтом море (28.07.1904), был легко ранен. В 1905–1909 гг. командовал рядом кораблей Балтийского флота (канонерская лодка «Храбрый», миноносец «Громящий», транспорт «Рига»). С ноября 1909 г. прикомандирован к МГШ. В 1911–1912 гг. Командовал линейным кораблем «Пантелеймон». В сентябре 1912 г. возвращен в МГШ, с ноября 1913 г. — заместитель начальника МГШ по судостроению. Момент этого назначения Д.В. Ненюкова совпал по времени с началом работ по выработке концепции и проектированию поколения новых линкоров с 16" артиллерией, которые заместитель по судостроению курировал по роду своей должности. К его ведению принадлежал весь круг вопросов о порядке выработки основных идей будущих сверхдредноутов, проведении опытных и экспериментальных работ по отдельным образцам их оснащения и вооружения, разработка всей цепи принятия решений по всем особенностям окончательного проекта. В январе 1915 г., после прекращения работ по новым линкорам, покинул эту должность. После гражданской войны в эмиграции.

Николай II (Романов Николай Александрович) (6.06.1868 — 17.07.1918). Российский император в 1894–1917 гг., капитан 1 ранга Российского Императорского флота. Питал сильную симпатию к тяжелым артиллерийским кораблям, являлся активным сторонником быстрого наращивания военно-морских сил и строительства крупных серий линкоров-дредноутов. Особенности характера последнего русского царя, хорошо описанные в мемуарной и исследовательской литературе, в значительной степени объясняют причину увлечения Николая II маринизмом после Цусимского разгрома и появления дредноутов. Мнительный и самолюбивый, царь легко попал под могучее очарование этих новых колоссов морей, поэтому в отношении его сильного чувства к этим гигантам можно говорить о своеобразном симбиозе переплетения великодержавных интересов с моментом личного престижа. Так или иначе, но особая, под стать его кузену — германскому императору Вильгельму II, тяга Николая к дредноутам, воплощавшим в глазах обыкновенного среднего человека тех лет предельное выражение боевой мощи вообще, сослужила хорошую службу планам Морского министерства о скорейшем наращивании линейного флота и сыграла решающую роль в судьбах создания отечественных линкоров нового типа. Недолгая история строительства дредноутов в России свидетельствует о ряде в целом несвойственных для царя твердых поступков. Так, в июне 1909 г., после отказа Думы финансировать строительство дивизии «севастополей», дело было спасено лишь личным вмешательством Николая II, повелевшего немедленно производить закладку. Неизменная позиция царя в последующие годы позволяла Морскому министерству, используя этот мощный рычаг, успешно добиваться принятия все новых морских программ. Летом 1914 г., при подготовке очередной судостроительной программы, главной силой которой должны были стать восемь новых линкоров с 16" артиллерией (четыре для Балтики и четыре для Черного моря), морской министр И.К. Григорович опять-таки планировал воспользоваться поддержкой царя. Поскольку строительство лишь шести из этих линейных кораблей было подкреплено наличием финансовых возможностей, моряки планировали производить закладку двух остающихся единиц «по именному Его Императорского Величества повелению», т. е. воспользоваться опытом пятилетней давности. Влияние И.К. Григоровича на Николая II было столь велико, что начальник штаба Петербургского военного округа Бринкен сокрушался: «Ничего сделать нельзя. Государь, всегда такой добрый и мягкий, при всякой попытке кого бы то ни было сказать что-либо против флота буквально свирепеет, хлопает кулаком по столу и не желает ничего слушать…». В годы войны, после приостановки программ дальнейшего строительства линкоров, моряки сохраняли все свои позиции и внутриполитическое влияние вплоть до отречения Николая II в марте 1917 г.

Протасов Николай Иванович (3.05.1880 — 20.04.1957). Мичман в 1905 г., с 1909 г. — флагманский офицер при начальнике 3-го дивизиона миноносцев Балтийского флота. После окончания Учебно-артиллерийского отряда в январе 1913 г. прикомандирован к МГШ. Предположительно, ему было поручено ведение вопроса о разработке техусловий на проектирование линкора с 16" артиллерией (сохранилось дело организационно-тактического отдела МГШ о разработке техусловий с пометкой "Черновики старшего лейтенанта H.И. Протасова"). После начала войны откомандирован в часть, с марта 1915 г. старший флагманский офицер штаба начальника минной бригады Черноморского флота. После гражданской войны в эмиграции, умер в Ницце.

Русин Александр Иванович (8.08.1861 — 17.11.1956). В службе с 1878 г., в 1881 г. — гардемарин, в 1882 г. — мичман. Окончил Морское училище (1882), Морскую академию (1888). Артиллерист 1 разряда (1896). В 1881–1899 гг. служил офицером на кораблях Балтийского флота. В 1899–1904 гг. — морской агент (атташе) в Японии, в 1905–1907 гг. — командир эскадренного броненосца «Слава», в 1907–1908 гг. помощник начальника ГМШ, в 1908–1910 гг. начальник Морской академии и директор Морского кадетского корпуса (1908–1913). Начальник ГМШ (1913–1914). С 17.04.1914 г. начальник МГШ. Активный сторонник широкого военно-морского строительства, в первую очередь линейного флота. 28 июня 1914 г., спустя только два дня после принятия Думой «Программы спешного усиления Черноморского флота» с линкором «Император Николай I» во главе, подал морскому министру обстоятельный доклад о необходимости срочного строительства дивизии 16" линкоров для Черного моря, по которому И.К. Григорович распорядился готовить проект новой морской программы. Подготовка законопроекта в Думу была прервана начавшейся вскоре войной. В 1915–1917 гг. помощник морского министра, начальник морского штаба Верховного главнокомандующего. Уволен в отставку

I.06.1917 г. После гражданской войны в эмиграции, умер в Касабланке.

Свиньин Владимир Александрович (17.07.1881 — 12.09.1915). После окончания Морского кадетского корпуса, начал службу на кораблях русского флота. Во время русско-японской войны офицер эскадренного броненосца «Ретвизан», участвовал в обороне Порт-Артура, отличился на сухопутном фронте на пулеметной батарее при защите Кинчжоуской позиции в июне 1904 г. и в сражении в Желтом море (28.07.1904). После возвращения из японского плена окончил Артиллерийскую академию (1908). В октябре 1911 г. назначен флагманским артиллерийским офицером штаба начальника бригады линкоров эскадры Балтийского моря, с 16 мая 1913 г. переведен флагартом штаба командующего Балтийского флота. Убит на линейном корабле «Слава» прямым попаданием 6" шрапнельного снаряда в визирную прорезь боевой рубки во время артиллерийской дуэли с германскими береговыми батареями на м. Рагоцем. Похоронен в Александро-Невской Лавре.

Ферзен Василий Николаевич (14.05.1858–1917). После получения в 1880 г. первого офицерского чина служил на кораблях русского флота. В 1899–1902 гг. морской агент в США. В 1902–1905 гг. командир крейсера «Изумруд», командуя которым во время Цусимского сражения, сумел утром 15 мая 1905 г., в день сдачи остатков русской эскадры, прорвать кольцо японских кораблей и уйти к русским берегам. Командир Владивостокского порта в 1906–1907 гг., в 1907–1908 гг. командовал крейсером «Аврора». В 1908–1913 гг. — командир 2-й минной дивизии Балтийского флота, затем начальник бригады крейсеров. 18 марта 1913 г. назначен начальником бригады линейных кораблей Балтийского флота. В этой должности, в феврале 1914 г. представил развернутый отзыв на разработанные МГШ «Основные задания для линейных кораблей», где отстаивал в качестве концептуального прототипа для будущего 16" линкора относительно тихоходный, хорошо вооруженный и бронированный корабль. С октября 1914 г. — член Главного военно-морского суда.

Юркевич Владимир Иванович (5.06.1885–1964). Из дворян г. Москвы. После окончания в декабре 1910 г. Морского инженерного училища назначен на Балтийский завод в техническое проектное бюро. Много работал над проблемой снижения волнового сопротивления движению судна, и в итоге выдвинул теорию новой формы судового корпуса, который почти не создавал носовой волны. В 1916 г. В.И. Юркевич, будучи конструктором линейного крейсера "Измаил", предложил усовершенствовать его обводы в носовой части и, за счет отказа от "ледокольного" образования форштевня перейти к "бульбовой" форме, ставшей общепринятой для тяжелых артиллерийских кораблей два десятилетия спустя. При этом он гарантировал для "Измаила" прибавку в скорости на два узла, а также значительную экономию топлива. В делах РГАВМФ сохранились его предложения по улучшению формы корпуса линкора «Император Николай I», разработанные в начале 1914 г. После революции эмигрировал во Францию, где с 1928 г. работал в судостроительной фирме «Пеноэ» — монопольном строителе французских трансатлантических лайнеров.

Построенный вскоре крупнейший трансатлантик «Норманди», впервые в мире преодолевший скоростные рубежи в 30 и 31 узел, имел обводы корпуса, разработанные В.И. Юркевичем. После триумфа «Норманди» в 1933 г., получив патенты на изобретенную им форму корпуса уменьшенного сопротивления и на методы переделки других форм, он организовал в Париже «Бюро проектирования морских судов формы Юркевича» — BECNY (БЕКНИ), где группа русских инженеров-эмигрантов поставила себе целью «связать сокровища русского кораблестроения с современной технологией». За четырехлетнюю деятельность в Париже БЕКНИ спроектировало и переоборудовало около полусотни судов суммарным водоизмещением 300 тыс.т. В 1937 г. Б.И. Юркевич переехал в США, где продолжил свою инженерную деятельность в организованной им новой фирме.

Яньков Павел Викторович (14.11.1888 —?). В 1910 г. окончил Морское инженерное училище. В ноябре 1912 г. назначен на Балтийский завод помощником строителя линейного корабля «Петропавловск». В ноябре-декабре 1914 г. находился в плавании на этом линкоре во время проведения на нем приемных испытаний. В 1915 г. строитель подводных лодок Балтийского завода «Вепрь», «Единорог» и «Угорь». С 1908 г. активно разрабатывал идею «минного линкора» и к 1913 г. создал целую серию проектов корабля подобной конструкции. В конце 1913 г. представил в МГШ и ГУК окончательный вариант корабля, водоизмещением 23 тыс. т, несущего 82 траверзных подводных торпедных аппарата и 12 7"/52 орудий в четырех трехорудийных башнях. Летом 1914 г. по представлению МГШ, проводившего широкие тактические расчеты «минного линкора» П.В. Янькова, ему была пожалована за этот проект «высочайшая премия» в 1300 руб.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.