Онлайн библиотека PLAM.RU

Загрузка...



4. Хирургическія бол?зни .


Глазныя бол?зни .


При глазныхъ бол?зняхъ употребляютъ много различныхъ средствъ, между прочимъ: „червинымъ масломъ“ мажутъ р?сницы, когда глаза пухнутъ; моютъ глаза утренней росой, захватывая ее съ травы горстью, не мен?е трехъ росъ – до солнца: „какая-бы боль ни была, – хорошо помогатъ“; въ первую грозу ловятъ горстью дождевыя капли и „вытираютъ“ ими глаза (Шарагулъ, Тулунъ).

А. П. П-на „зааминиваетъ зрачки“ на утренней зар? и на вечерней: она читаетъ трижды молитву „Во имя Отца и Сына и Святому Духу“… При слов? „аминь“ она каждый разъ указательнымъ и большимъ

344

перстами правой руки „защипываетъ верхну в?ку по разр?зу (глаза), потомъ – нижну в?ку, ужъ въ другу сторону“.

Другія л?карки этотъ пріемъ л?ченія называютъ защипываніемъ глаза.

„Шибко пользительна камфора; ее настаиваютъ на водк?: прежде по лавкамъ покупали, а теперь ужъ не купишь. Настойку въ глаза вел?ли пускать. Только она боится простуды, беречься надо, студить нельзя“ (Е. А. В-ва).

Вс? перечисленныя средства пускаютъ въ ходъ, не пріурочивая ихъ къ какой-либо опред?ленной бол?зни. Изъ посл?днихъ выд?ляютъ только немногія:

Б?льмо. Когда „настрогатъ на глазу б?льмо“, его изл?чиваютъ: крымзой (Тулунъ, Курзанъ, Шабарта и др.), сахарнымъ леденцомъ, который пускаютъ въ глазъ въ вид? порошка (Алюй).

Засоренье глазъ. См. Соринка въ глазу.

Куричья сл?пота. Л?карки привязываютъ къ глазамъ больного зм?иный выползокъ (д. Никитаева). Кичигинъ рекомендуетъ „поймать живую щуку, вынуть изъ нея жо?лочь и натирать глаза, – проходитъ“.

Слеза долитъ. Къ глазнымъ же бол?знямъ надо отнести и т? случаи, когда „слеза долитъ“. Тогда, по словамъ Е. А. В-вой, „въ блюдечко наливаютъ тепленькую водичку; кускомъ купороса проведутъ разъ или два, чтобы што-нёшто засин?ло“, и, держа лицо надъ блюдцемъ, промываютъ глаза; натираютъ также глаза (в?ки) пихтовой с?рой.

Соринка въ глазу, „али мошка набьется“; ее извлекаютъ „лис(т)вянной с?рой, котору жуютъ“ (?. М. Г-на).

Другія л?карки языкомъ вылизываютъ соринку. „Трафля?лось вид?ть, – передаетъ А. П. П-на, – пополощутъ въ роту? и выискиваютъ языкомъ“.

Ячмень. Появляется „на глазу?“ въ томъ случа?, когда увидишь испражняющуюся собаку. Для предупрежденія забол?ванія достаточно показать собак? „кути?шку“ и трижды отплеваться. Еще лучше, показывая кукишъ, проговорить: „чтобъ тебя раздуло на четыре стула, на пято колесо, по улиц? бы тебя разнесло, чтобъ теб? не выс..ться“.

Въ случа? появленія ячменя на правомъ глазу, безымянный и средній пальцы л?вой руки перевязываютъ суровой ниткой крестъ-на?крестъ въ вид? восьмерки (цифры 8); если ячмень на л?вомъ глазу, перевязываются т? же пальцы правой руки.

Едва ли кто изъ тулуновцевъ, кому приходилось „маяться глазами“, не слыхалъ о „здоровомъ ключ?“ за Шарагуломъ. Ключъ этотъ, по словамъ Е. А. В-вой, славится давно; она впервые услышала о немъ „годовъ сорокъ“ назадъ. На здоровый ключъ ?здятъ больные купаться, пить воду. „Помогатъ, если на боль нападешь“.

345

Кто не можетъ отправиться на ключъ, проситъ привезти оттуда „здоровой воды“. „Привозили и мн?, когда шибко глазамъ маялась“ (В-ва)1.

Глухота. Въ н?которыхъ случаяхъ на нее смотрятъ, какъ на сл?дствіе золотухи, когда посл?дняя „пойдетъ ухомъ“. Тогда ее нич?мъ не л?чатъ.

Временную глухоту, причину появленія которой видятъ въ простуд?, пользуютъ дикой мятой.

При временной глухот?, являющейся сл?дствіемъ того, что въ ухо заползетъ нас?комое (клопъ, тараканъ), въ ухо вливаютъ водку (Тулунъ, Алюй).

Горловыя бол?зни. Говорятъ: отъ простуды больше бываютъ, „съ в?тру приходятъ“. Бол?знь выражается различно:

346

Горло (голосъ) перехватитъ; тогда пьютъ сырыя яйца, „ланпатное“ масло по деревянной ложк? на ночь (Тулунъ).

Глотать больно, – при этомъ иногда распухаютъ же?лезы; поятъ настоемъ горлянки1.

Са?нки болятъ. Утромъ и вечеромъ, читая молитву, водятъ подъ санками (нижняя челюсть) и около шеи челюстью животнаго.

Лучшимъ и бол?е надежнымъ средствомъ считается „голодная слюня?“ съ наговорами 2a, 2b. Также привязываютъ къ горлу на ночь теплой золы или (р?же) нагр?тыхъ отрубей въ тряпк? или чулк?2.

Грыжа. Различаютъ „мужску“ грыжу и „женску“1. Въ посл?днемъ случа? различаютъ „б?лую“ и „красную“. Соотв?тственно д?ленію грыжи на мужскую и женскую, употребляются различныя средства, наприм?ръ.

Отъ „нату?жной грыжи“ надо пить жеребой: женскій жеребой – отъ женской, мужской – отъ мужской грыжи. Навариваютъ въ „запа?рник?“ (чайникъ), пьютъ вм?сто чаю. Молоко, вино пить въ это время нельзя (К-нъ).

Пьютъ на водк? чили?буху: женскую („съ ямочкой“) – отъ женской, мужскую („съ опупочкомъ“) – отъ мужской (Авд. Фед. Травкина).

„Красную грыжу“, полагаютъ, можно изл?чить красными шишками, а б?лую – б?лыми шишками.

Изъ общихъ средствъ употребительны: нефть – капель пять на маленькую деревянную ложку – и обыкновенный деготь, коего небольшая (съ полрюмки, прим?рно) доза постепенно увеличивается. Когда „вопьютца и пользу увидятъ, принимаютъ помногу – другіе до стакана“. Нер?дко прим?няютъ: бобковое масло, которымъ мажутъ больныя части, и настой на жеребо? (в?тки три на горшочекъ) – пьютъ передъ „вытью“, по чайной чашк? (Гадалей). Пьютъ отваръ полевой ромашки и мышьей р?пки.

Заноза. Вытаскивается при помощи иголокъ и подкуривается горящей тряпкой3 (А. П. П-на). Н?которые извлеченную занозу жуютъ (потомъ выплевываютъ), чтобы она вторично не попала4, и говорятъ: „Не ты меня, заноза, съ?ла, – я тебя!“ (Е. А. В-ва).

Вызываютъ занозу „жувачкой“ изъ аржаного хл?ба съ солью5 (А. Ф. Т-на).

Зобъ. „Зобъ туруха?нскай“, – это ругань по адресу зобатыхъ. „Зоба?тай!“ – это, можно сказать, оскорбительное слово въ устахъ деревенской

347

бабы. Съ зобатыми старательно изб?гаютъ общенія: „зобъ прили?пчивъ, переходчивъ; онъ можетъ появиться, если по?шь хл?ба, который клевали птицы“. Особенно легко „подхватить“ зобъ въ л?су, если съ?шь случайно ягоды, клеванныя птицей. Образуется иногда – „отъ думы“1: „иной разъ, особенно если челов?къ брезгливый, отъ думы можетъ досп?ться. – Попьешь чаю изъ одного стакана (съ зобатымъ), вина ли выпьешь изъ одной рюмки – тоже бываетъ“.

Л?чатъ зобъ наговоренной водой (наговоръ записать не удалось). Рекомендуютъ пить настой на жел?з?: „возьми гвоз(д)ь или подкову, смой грязь и положь въ холодную воду. Всякой вечеръ выходи на молодой м?сяцъ и пей этотъ настой († Устинья Азитовна Прохорова, с. Тулунъ).

Кровотеченіе изъ носа. Моютъ носъ холодной водой. Заговариваютъ кровь (заговоры 10a, 10b).

Кровотеченіе при пораненіяхъ. См. Пос?ки и пор?зы.

Нарывы. Снаружи прикладываютъ: ушканью (заячью) шкурку, распаренную и намыленную, – „в?нишный (в?ничный) лис(т)ъ“, тоже намыленный, – нажеванный хл?бъ съ солью. При гнойныхъ нарывахъ пользуются тягучимъ пластыремъ; хорошо помогаетъ челов?чій калъ: „унистожатъ ломоту и хорошо натягиватъ гной“ (А. П. П-на).

Ожо?ги. Заплевываются слюною съ произнесеніемъ словъ заговора 15a; читаютъ заговоръ 15b.

Снаружи прикладываютъ: пластырь изъ олифы и глины или пластырь изъ постнаго масла, дегтя и б?лка?.

Обожженное или обваренное м?сто обкладываютъ перфильской (б?лой) глиной, которая „и пузыря не дас(т)ъ и боль скоро унистожитъ“.

Мажутъ: соплями или масломъ (коноплянымъ или лампаднымъ), которое кипятятъ съ луковкой; помогаетъ коровье масло: мажутъ какимъ-нибудь масломъ и зат?мъ присыпаютъ пепломъ отъ пережженной пробки.

Встарину присыпали пережженнымъ овечьимъ пометомъ (въ Шабарт?), предварительно помазавъ обожженное м?сто масломъ. Деревянное масло сравнительно р?дко употребляется: „оно шибко кожу деретъ“.

Пи?миха читаетъ наговоръ „отъ огня“.

Опухоли. Будутъ ли он? сл?дствіемъ пораненій или другихъ причинъ, стараются л?чить молодымъ чертополохомъ, постр?ломъ (въ малыхъ количествахъ), собственной мочой; при опухоли въ ногахъ (когда „натружёны ноги“) употребляютъ лебеду.

Пос?ки и пор?зы. Кровоостанавливающими средствами считаются т?, какія всегда подъ рукой: земля, сажа, сахаръ. Особенно хорошимъ

348

средствомъ признается настойка на водк? изъ березовой мочки. В. А. и Ф. А. Л?нивцевы, отправляясь въ л?съ на „дроворубъ“, всегда запасались этой настойкой. „Въ жаръ оборони Богъ пор?заться или порубиться: къ вечеру же дурью возьмется… Безъ мочки никакъ нельзя“. Употребляется какъ примочка. Хорошо помогаетъ при пор?захъ, какъ кровоостанавливающее, „деревянна гумага“, а изъ травъ – „лапос(т)никъ“, „папор(о)тникъ“.

А. П. П-на и Аг. Г-хъ останавливаютъ кровъ заговорами (10a, 10b).

Сучья титька (воспаленіе подмышечныхъ железъ). „Кто ее знатъ, отчего быватъ. Съ работы, говорятъ. Только, должно быть, не отъ этого: у маленькихъ тоже быватъ… Подъ пазухой, въ самой ямк?, такая красная, какъ есть – титька, образуется“ (Е. А. В-ва).

Средства противъ этой бол?зни: подвальный или подпольный грибъ, которымъ натираютъ титьку; мажутъ ее сметаной и даютъ лизать собак?: если л?чится мужчина, на помощь зовется кобель, а къ женщин? зовутъ суку.

Ушибы. Для предупрежденія синяка, ушибленное м?сто растираютъ серебромъ, чаще всего серебрянымъ крестомъ; растираютъ и м?днымъ крестомъ.

Ребятъ поятъ настоемъ березоваго мха (растущаго на березахъ) или жеребоя.

„Къ ушибленному м?сту прикладываютъ куделю и конопляную тряпку“; предварительно ту и другую смачиваютъ мочою.

Если уже образовались опухоли, то „надобно пе?ревити отъ огорода пережечь и пепелъ см?шать съ молоснымъ масломъ“. Мазью этой пользуютъ опухоли (С. Н. В-ва).










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.