Онлайн библиотека PLAM.RU


1. Острыя – заразныя бол?зни .


Къ нимъ народные врачеватели относятъ:

1. Дихтери?тъ, дифтеритъ. Простуда, которая считается въ народ? причиной большей части „бол?сте?й“, вызываетъ и эту „ли?пкую боль“: „Съ простуды, отъ чего же больше? А какъ одинъ захворалъ, тамъ ужъ и пошло… Горлышко, главно, болитъ. Никакихъ противъ (н)его л?карствовъ н?ту: не больше, что отъ горлышка поладишь“ (О. П. Ф-ва).

Горячій пепелъ или нагр?тыя отруби (въ тряпк? или чулк?) прикладываютъ къ горлу; разогр?тымъ св?чнымъ саломъ натираютъ больному подошвы (с. Тулунъ, Шабарта) и т. д. О. П. Ф-ва л?читъ причерчиваніемъ „нац?ло?“ у печки съ наговоромъ 2a. А. П. Пушмина читаетъ наговоръ 2b. – Въ деревняхъ Бадар?, Евдокимовой и въ с. Ике?, – по сообщенію С. Н. Васильевой, – при дифтерит? употребляютъ

330

настой двухъ головокъ (очищенныхъ отъ кожуры?) чесноку на бутылку водки. „Стоять можетъ до? году“. На пріемъ даютъ одну чайную ложку для ребенка и одну рюмку – для „большова“ (взрослаго)1.

Чаще нав?щаетъ деревню, но считается мен?е опасною:

2. Корь, или корка, которая „липнетъ отъ пов?трія; такъ, не ожидаешь, а вдругъ загоритъ, загоритъ челов?къ… Потомъ высыпать начнетъ. Высыпетъ – такъ (безъ л?ченія) хорошо пройдетъ, а застудишь – пойдетъ на? сердцо, боль будетъ на нутр?“. Такъ какъ корь „боится простуды“, то больныхъ прогр?ваютъ на печи, поятъ виномъ и водкой. „Больше робята въ кор? лежатъ, а случается и съ большимъ“.

Никому не даетъ пощады:

3. Лихорадка, или лихоманка; р?же называютъ ее теткой. Съ появленіемъ бол?зни „челов?ка то зноби?тъ, то въ жаръ кидаетъ, чепуха? въ глаза л?зетъ. Съ в?тру нападаетъ, ступишь не благословясь, съ печали, отъ дурного слова, съ испугу, отъ простуды“, – вотъ т? причины, которыя могутъ вызвать эту страшную бол?знь, одно названіе которой заставляетъ баушку Паладьевну отплевываться. Средства, употребляемыя противъ лихорадки, многочисленны.

„Зм?иной выползокъ“2, зашитый въ воротникъ или запястья рубахи, предохраняетъ отъ забол?ванія лихорадкою (А. Г-хъ).

Профилактическое значеніе им?етъ и другой амулетъ: „чесноко?вочку-зубочекъ“ („она, в?дь, зубка?мъ“) вм?ст? съ роснымъ ладаномъ и киноварью завязываютъ въ тряпочку и прикр?пляютъ къ „гайта?шку“ (шнуръ) креста (Е. А. В-ва).

А. П. П-на сов?туетъ носить на крест? „осье гн?здо“, – тоже профилактическая м?ра. Сама П-на отъ лихорадки „не ладитъ“, но передавала, что при лихорадк? „снимаютъ ногти съ рукъ и съ ногъ больного“ (подробности остались невыясненными).

Обычнымъ средствомъ является густой отваръ осиновой коры; его пьютъ три раза въ день передъ „вытью“ (?дой).

Бол?е сложный, а потому считающійся наибол?е д?йствительнымъ, способъ помочь противъ лихорадки – обкачиваніе водой подъ курицей3. Л?ченіе, обставляется сл?дующимъ образомъ: больного по зо?рямъ выводятъ на улку и ставятъ подъ курицу; около ногъ втыкаютъ

331

въ землю два ножа, а къ нимъ приставляютъ лопатку, которою берутъ т?сто изъ квашни, такъ, чтобы она черешкомъ опиралась на ножи. Зд?сь больного обкачиваютъ остывшимъ отваромъ („скрозь сита, а то скрозь р?шета“) шести, девяти или дв?надцати травъ. При обкачиванія наговоры читаются р?дко; вообще при л?ченіи травами р?дко „шопчутъ“. Кристинья Трофимовна Распопина (†), больше изв?стная подъ именемъ Ази?тихи, говаривала: „Кто на травы нашоптыватъ, только добрыхъ людей обманыватъ“.

Посл? обкачиванія, больной уводится „вза?дпятки“ до постели и остается въ ней до т?хъ поръ, пока не обсохнетъ; хорошо, если уснетъ. Считается желательнымъ „сд?лать“ шесть утреннихъ и шесть вечернихъ зорь, иначе, если „не доладишь“, опять можетъ „хватить“… Необходимость возвращенія „вза?дпятки“ объясняютъ такъ: лихорадка, которая рисуется воображенію простолюдина въ вид? живого существа, видя, что „сл??дья“ пресл?дуемаго ею челов?ка лежатъ „не въ избу, а изъ избы“, уйдетъ по нимъ отъ больного1. Также подъ подушку больному кладутъ ножъ-поскребо?къ: „все-таки хл?бное, пользительное“ (К. Т. Р-на).

Посл? окачиванія водой рекомендуется окурить больного въ постели. Для этого пользуются „раковиной“ (обр?зокъ лошадинаго копыта), которую смачиваютъ въ смол? и кладутъ въ черепо?къ или на заслонку „въ жаръ“ (горящіе угли). Дымомъ окуриваютъ больного, котораго, вм?ст? съ дымящимъ черепкомъ или заслонкой, наглухо накрываютъ од?яломъ, однорядкой или шубой. Если при этомъ больной будетъ чихать, – значитъ, д?ло идетъ на поправу, а если больной и задыхается отъ дыму, да не чихаетъ, – долженъ умереть2.

Иногда къ смол? и раковин? прибавляютъ „п?тушиную кровь“; бываетъ, что обходятся и безъ раковины, съ одной п?тушиной кровью: съ хребта убитаго п?туха выдергивается клокъ перьевъ, смачивается кровью и бросается „въ жаръ“. Для женщины нужна кровь курицы, для д?вочки – кровь моло?дки.

„Если въ л?су или въ пол? случайно найдешь кости коровы или лошади и увидишь, что „черезъ глазъ трава выросла“, – бери эту траву, какая бы она ни была: ею надо обкуривать больного лихорадкой“ (Е. А. В-ва).

Хорошо помогаетъ отъ лихорадки „кос(т)ь отъ пропастины“, найденная на „сори?щ?“, въ пол? или въ л?су. Кость эту завертываютъ въ тряпку и кладутъ больному „въ голова?“, чтобы тотъ не зналъ3. По утрамъ, незам?тно для больного, кость прячутъ, а къ ночи опять

332

кладутъ – „такъ ночи три подлаживаютъ эту кос(т)ь подъ больного“ (Е. А. В-ва).

Весьма полезнымъ средствомъ отъ лихорадки признаются „куричьи кости“. Больному сов?туютъ: тайно отъ вс?хъ зарубить курицу и одному, ни съ к?мъ не д?лясь, съ?сть ея мясо, а кости сложить въ м?шочекъ и подв?сить гд?-нибудь въ укромномъ уголк? избы или амбара, чтобы никто этого не зналъ и не видалъ, и не трогать, – лихорадка броситъ.

Часто употребляютъ „см?сь мочи, р?тешнова соку и черемши“. См?сь сквашивается. Сокомъ (жидкой частью) ея поятъ больного, а гущей натираютъ (А. Г-хъ). Моча (собственная) употребляется и въ соединеніи съ натертой р?дькой; см?сью натираютъ все т?ло (Е. А. В-ва).

К. Т. Р-на прим?няла противъ лихорадки такое средство: изъ бумаги д?лала грубую „маску“ (достаточно выр?зать глаза, носъ и ротъ). „Когда пойдешь до в?тру за большимъ, накрой все (испражненіе) маской, поц?луй ее, поклонись и скажи: „прощай, кумушка!“ Три раза плюнь и вза?дпятки уйди“.

Если лихорадкой больна женщина, ее надо попоить водой, въ которой „побу?лькалась“ свинья; если л?чатъ беременную женщину, надо ее поить той водой, гд? „бродилась су?пороса свинья“. Больного мужчину поятъ водой, въ которой „бродился боровъ“. Во вс?хъ случаяхъ больной не долженъ знать, какого происхожденія принимаемое имъ л?карство (К. Т. Р-на).

Изъ травъ, признаваемыхъ д?йствительными противъ лихорадки, называютъ вонючій корень, крапиву глуху?ю, глухой ладанъ, копеечникъ, борцовку, пор?зную, огурешный цв?тъ.

?. М. Г-на „ладитъ“ отъ лихорадки на воду; при этомъ читаетъ „молитвы“: 11a, 11b, 11c, 11e.

О. П. Ф-ва читаетъ наговоръ 11d и „ладитъ“ 6 или 12 зорь, „а если боль шибко застар?на, приходится ладить 24 зари“.

Въ то время какъ противолихорадочныхъ средствъ им?ется въ распоряженіи деревенскихъ л?карей значительное число, противъ н?которыхъ другихъ бол?зней народная медицина признаетъ себя почти безсильной; такъ, „можно сказать, что не им?тъ противъ себя настоящихъ л?карствовъ“ -

4. Оспа. При натуральной осп? т?ло больного натираютъ водкой (повсем?стно). Чтобы привитая оспа подымалась и чтобы въ это время больной не страдалъ, привязываютъ къ т?лу „пунцову тряпку“ (?. М. Г-на).

5. Скарлати?нъ нич?мъ не л?чатъ; „не бол?, что очерчиваютъ1. Ужъ какъ онъ осилитъ, ничего не под?лаешь“ (Е. А. В-ва).

333

6. Тётка. „Та же лихорадка“, – говоритъ ?. М. Г-на. Она читаетъ указанныя выше молитвы, поитъ „р?тешнымъ“ сокомъ, а выжимками натираетъ т?ло больного. Эти выжимки потомъ нельзя выбрасывать какъ попало; можно на улицу – къ стороночк?1. „Ладить подъ полной м?сяцъ нельзя: толку не будетъ, боль убывать не будетъ; ладить надо на ущербъ“.

Въ предупрежденіе заноса бол?зни въ домъ, кладутъ подъ порогъ или въ передній уголъ старую ось (Бадаръ, Тулунъ).

7. Тифъ. „Отъ него нич?мъ не упользуешься“ (?. М. Г-на).










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.