Онлайн библиотека PLAM.RU


Простуда въ разныхъ видахъ.


В?треный переломъ. „Выйдешь на улицу потно?й, в?тромъ охватитъ тебя, – вотъ и начнетъ зноби?ть, неловко-тако? сд?латца“ (Е. А. В-ва). „Весь челов?къ тожно? неможетъ… Въ род? лихоманки“, – добавляетъ А. П. П-на. П. Кичигинъ употребляетъ „то же самое л?карство, что? и отъ родимцу“ – наговоръ 12a; ?. М. Г-на читаетъ ту же „молитву“, что и отъ уроковъ – 16c. „Нонче ужъ хиной больше л?чатъ: лучше помогатъ“ (Е. А. В-ва).

Жаръ стоитъ, – отъ простуды бываетъ. Употребляютъ внутрь наваръ бадана.

Зауше?ница бываетъ отъ простуды же, а другой разъ – отъ зубной боли: „зубы поболятъ, потомъ за ушамъ обложитъ, какъ комкамъ да брусьямъ, вотъ въ палецъ“. Л?чатъ „голодной слюнёй“ (см. ниже). (Е. А. В-ва).

Кашель, когда онъ является всл?дствіе простуды, л?чатъ сл?дующими способами:

1. Курятъ: синюю сахарную бумагу, свернувши ее въ трубочку, или „крапивну дудку“ (высушенный стебель жалючей крапивы).

2. Свинымъ или „св?шнымъ“ саломъ, разогр?тымъ настолько, чтобы можно было терп?ть, намазываютъ на ночь подошвы (ступни).

3. Когда кашель д?лается удушливымъ, то употребляютъ стручковый перецъ, приготовляя изъ него настойку: кладутъ „м?шочка три, не меньше, на бутылку“; настойку пьютъ передъ вытью; м?шочекъ перцу кладутъ и во? щи, чтобы „продрало“ въ горл?, или въ чай.

4. См?сь водки съ сахаромъ признается тоже хорошимъ л?карствомъ. Надъ тарелкой или блюдцемъ съ водкой „топятъ“ сахаръ: кусокъ защемляютъ въ березовую лучинку и зажигаютъ; сахаръ таетъ и капаетъ въ вино. Эту см?сь пьютъ, иногда разбавляя чаемъ.

5. Изъ травъ м?стнаго происхожденія употребляются: анисъ полевой, богородская, копытникъ, крапива глухая, куколь, полынка, ромашка полевая.

Колотье. При колоть? въ груди и бокахъ обводятъ три раза „поскребко?мъ“ вокругъ того м?ста, гд? чувствуется боль, съ произнесеніемъ словъ: „Какъ въ квашн? оскребается к?сто, такъ и у тебя (имя больного) боли должны отскрестись!“ (трижды).

339

У каждой хорошей л?карки им?ется „громова стр?ла“ или щепка отъ разбитаго грозой дерева: оба эти предмета употребляются для „откалыванія“ горла, опухолей (?. М. Г-на).

Изъ травъ пьютъ наваръ Егорьева копья.

Ломота – „во всемъ ли т?л? стоитъ, или въ рукахъ, въ ногахъ, – все равно: прежде почтари (вотъ и мой старикъ) л?чились кр?пкой водкой. Купишь, – разсказывалъ старикъ, – 10 золотниковъ кр?пкой водки, 10 синеу?шекъ (иголки) спустишь въ нее – живо разойдутся. Надо запасти 10 золотниковъ деревяннова масла. Какъ войдешь въ баню, кр?пку водку слить вм?ст? съ масломъ, разболтать хорошенько и, покам?с(т)ь ты сухой, натирайся – все ли т?ло, или руки-ноги, смотря по бол?зни. Какъ натерся, надо париться. Парься, покам?с(т)ь не (в)спот?ешь. Потомъ надо вытеретца сухой тряпкой и снова натиратца составомъ, потомъ снова парься. Такъ дотрое. Отдохнешь немножко посл? этого – и можно мыться. Если боль заста?р?на, надо н?сколько бань натираться“ (Е. А. В-ва).

Со стари?нки славится мурашиный спиртъ – отъ ломоты тоже помогаетъ.

Изъ травъ употребляютъ медунку.

Насмо?рка серіозной бол?знью не считается; лишь въ силу своей надо?дливости заставляетъ принимать м?ры, а именно:

1. Переносье, „норки“ (ноздри) и подошвы ногъ намазываютъ на ночь разогр?тымъ свинымъ саломъ1.

2. Зажигаютъ шерсть на кончик? хвоста живой кошки и нюхаютъ гарь.

3. Вытираютъ „потъ межу? перстовъ у ногъ и нюхаютъ“ (с. Тулунъ).

4. Рекомендуютъ украсть у кого-нибудь стельку (соломенную или изъ с?на) или портя?нку, зажечь ее и нюхать2.

Простуда вообще „выгоняетца“ дорогой травой, покупаемой въ аптекахъ. „На четверть вина настаиваютъ четверть фунта травы. Только не надо простужатца, ни солонину ни чего такого ись нельзя… Лавошницы больше пьютъ“. Дорогая по названію, трава эта не по карману обыкновенному больному и по ц?н?.

Изъ растеній м?стныхъ отъ простуды употребляютъ: байзенскую, крапиву жалючу, крапиву копеечную, кашкару.

Руки те?рпнутъ - „больше у нашего брата, у бабъ. Скота ли убираешь, на р?к? ли рубахи полощешь, – все голору?чьемъ… Вотъ простуда-то и копится да и стоитъ въ рукахъ, съ того и руки те?рпнутъ. На этотъ случа?й приберегаютъ мыло, которымъ мыли покойника: имъ натираютъ руки“ (Тулунъ, Шабарта, Худоелань).

340

Въ предупрежденіе бол?зни рукъ сов?туютъ: „когда ударитъ громъ, того же разу кусай пальцы на об?ихъ рукахъ, чтобъ усп?ть каждый палецъ укусить три раза“ (Е. А. В-ва).

Рожа. „Другіе камчуго?мъ зовутъ“. Появленіе бол?зни обусловливаютъ простудой. „Задеретъ, задеретъ лицо, появится жаръ, потомъ опухоль… Т?ло сд?лается св?тлымъ“. При л?ченіи употребляется красное сукно и м?лъ1, „безъ единой капли воды“. Мелко накрошенный м?лъ насыпается на сукно, которое зат?мъ прикладывается къ воспаленному м?сту, смазанному деревяннымъ масломъ. Сукно предварительно нагр?вается, чтобъ было впро?горячъ; м?няется по м?р? остыванія. Н?которыя л?карки къ м?лу прибавляютъ мыло, въ вид? мелкихъ стру?жекъ.

О. П. Ф-ва соединяетъ это средство съ наговоромъ 20а; А. П. П-на читаетъ наговоръ 20b.

Удушье – „отъ кашлю быватъ, только не отъ простуднаго: ить (в?дь), и кашель-то разной быватъ: то на три разряда, то на шесть разрядовъ. Хархо?тина-кашель, сухая кашель (отби?ть не можно), съ кровью кашель, – это ужъ стало три. Потомъ: біенье сердца и въ голов? круженье, сердце неспокойно, челов?къ разслабнётъ, и н?ту у него влад?нья, – вотъ еще три боли. Вотъ и вс? шесть разрядовъ. Л?чить надо только отъ пяти, чтобы толкъ былъ. Отъ шести нельзя: толку не будетъ“ (?. М. Г-на). При л?ченіи бол?зней первыхъ трехъ „разрядовъ“ ?. М. читаетъ по очереди молитвы (11a, 11b, 11c), употребляемыя ею при л?ченіи отъ „тетокъ“. Какъ л?чатъ „отъ пяти?“, записать не удалось.

Изъ бол?е простыхъ средствъ употребительны: настойка калгана на водк?, р?дко на вод?, алой, крапива глухая, полынка.

Цынга. Эту бол?знь можетъ „наспать“ челов?къ. Отъ цынги ?дятъ чеснокъ или черемшу, которою, кром? того, натираются: „больше надо натирать подошвы, потому (что) боль начинаетца съ подошвы“ (?. М. Г-на).

Чахотка. Больного поятъ сокомъ алоя, поятъ „парны?мъ“ и горячимъ кипяченымъ молокомъ со свинымъ саломъ2.










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.