Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Вторжение гуннов
  • Аланы в Центральной и Западной Европе
  • Аланы «в обозе» гуннов
  • Остатки аланских племен в Восточной Европе
  • Аланы на Кавказе
  • Глава 6

    Аланы

    Вторжение гуннов

    Захват остготами Украины около 200 года н. э. положил конец иранскому владычеству на юго-востоке Европы, длившемуся более тысячи лет. Остготское правление принесло этим краям почти два века процветания, и сарматская и готская культуры оказывали друг на друга взаимное влияние.

    Остготской империи не суждено было просуществовать дольше, чем ее предшественникам в Северном Причерноморье, где скифские и сарматские племена последовательно сменяли друг друга на протяжении двух сотен лет.

    Около 355 года н. э. гунны вступили в Европу и заполонили степи низовьев Волги и Дона. Их наступление знаменует начало новой эры – эры тюркского господства в Восточной Европе, продлившейся около восьми веков. Во II и III веках н. э. гунны уже захватили древнюю родину сарматов в Азии и теперь стали хозяевами на последних остававшихся сарматских землях. Часть живших там восточных аланов отступила на запад, другие искали прибежища на Кавказе, но большинство было захвачено гуннами, которые впоследствии увлекли их за собой в Центральную Европу. Непреодолимый натиск гуннов продолжался, и в 375 году н. э. они уничтожили Остготское королевство.

    Свирепые набеги гуннов имели катастрофические последствия для всего Северного Причерноморья. Цветущие боспорские города были опустошены, некоторые (например, Танаис) были полностью разрушены и уже никогда не отстроены заново. Народы черняховской культуры, коренное население Украины, покоренное остготами, также сильно пострадали. Их поселения были сожжены, и большинство из них, по всей видимости, бежали на юг Румынии или перешли Карпаты и осели в Трансильвании.

    Рис. 68. Серебряная с позолотой «готская» фибула, инкрустированная цветным стеклом; позолоченная ременная пряжка и золотые украшения из погребения знатного сармата в Эране, Нормандия, около 400 года н. э.; две простые серебряные «готские» фибулы из Байора и Страсбурга во Франции


    В результате последней большой сармато-аланской миграции, начавшейся после гуннской катастрофы, отдельные племена разошлись почти по всем землям от Волги до Испании и даже до Китая на востоке. В сущности, это был конец существования сарматов как отдельного народа. У разделенных на мелкие группки и разбросанных по разным регионам сарматов не было возможности сохранить свою национальную самобытность, и им суждено было раствориться либо среди последующих завоевателей, либо среди покоренных народов тех стран, куда они отступили.

    Очень похожей была участь остготов. После их поражения часть остготов осталась в Крыму и вместе с осколками аланов вынуждена была признать владычество гуннов. Но большинство, включая вестготов, живших к югу от Днестра, и часть западных аланов, отступило на запад. Император Валент разрешил им пересечь Дунай и поселиться в границах Римской империи. Однако вскоре на новом месте возник конфликт с римскими чиновниками, который привел к восстанию, и в знаменитой битве при Адрианополе в 378 году н. э. римская армия была разбита объединенными силами готов и аланов (чья кавалерия сыграла в этом сражении решающую роль), а сам Валент был убит. Это послужило толчком целой цепи событий, которые завершились разграблением Рима остготами в 410 году н. э. и ознаменовали конец старого порядка в Европе.

    Аланы в Центральной и Западной Европе

    Судьбы аланов, отступивших на запад перед нашествием гуннов, складывались весьма причудливо, и проследить путь всех мелких аланских группировок – задача не из легких. Еще до гуннского вторжения в западные области Северного Причерноморья аланы и готы переняли друг у друга стиль некоторых украшений и других предметов. Это означало, что материальные культуры этих народов прибрели схожие черты, и поэтому аланские погребения часто трудно отличить от готских. Более того, поскольку аланы были отрезаны от своей традиционной среды обитания – степей, их культура претерпела значительные изменения.

    Однако есть несколько специфических предметов, присутствие которых в захоронении может служить четким признаком сармато-аланского происхождения погребенного в нем человека. Среди таких предметов – маленькие бронзовые зеркала и золотые пластинки с характерным узором, пришитые к одежде. Аланы также переняли от готов «готские фибулы», и после готского вторжения они, вместе с остготами, внесли свой вклад в распространение более или менее модифицированной формы «готских фибул» среди нескольких тевтонских племен.

    Большинство «готских фибул» приписывается готам, даже те из них, что были найдены на севере Франции, где не было зафиксировано присутствия ни остготов, ни вестготов, и несмотря на тот факт, что находка датируется более ранним временем, чем предполагаемая дата прибытия готов во Францию. Западные «готские фибулы» и другие фибулы подобного типа, найденные в ряде различных могильников в Центральной Европе, могут быть отнесены к западным аланам, отступавшим под натиском гуннов.

    Немногочисленные археологические останки, но более всего краткие упоминания, разбросанные в письменных источниках, в которых говорится о переселении народов в раннем Средневековье, проливают определенный свет на рассеяние аланов по миру. Эти записи дают нам возможность подробно проследить историю одной конкретной группы. В 377 году довольно многочисленная группа перешла Дунай и вместе с отрядом гуннов присоединилась к вестготам и остготам, грабившим территории Римской империи на Балканах.

    В 380 году н. э. эта группа аланов вместе с остготами и гуннами переместилась на север и осела в Паннонии. Двадцать лет спустя они присоединились к вандалам и перешли в римскую провинцию Норик, граничащую с Паннонией на северо-западе. Здесь им противостояли римляне под руководством Стилихона, который обещал им землю в обмен на союзнические обязательства. В 402–408 годах н. э. они сражались в римской армии против вестготов.

    Однако в 406 году н. э. они вместе с вандалами и свевами предприняли попытку вторжения в Галлию. Под предводительством царя Респендиала они перешли Рейн около Майнца и нанесли поражение франкам. Часть аланов служили царю Гоару, который перешел на сторону римлян, но большинство сражалось в отрядах Респендиала, и два союзных тевтонских народа отправились в «тур де Франс», круша и опустошая на своем пути города и деревни. Не встречая никакого сопротивления, они дошли от Майнца через Трир, Реймс, Аррас, Амьен до Парижа, Орлеана, Тура, Бордо и Тулузы. В 408 году н. э. после двух лет бесчинств и грабежей в Галлии аланы двинулись в Испанию и вместе со своими союзниками полностью опустошили полуостров, после чего осели в Лузитании (территории современной Португалии и Испании к северу от Мадрида).

    В 418 году н. э. аланы потерпели сокрушительное поражение от вестготов, которых римский император завербовал для усмирения «варваров». Царь аланов Аддак погиб в сражении, и остатки народа бежали в Галисию, где они смешались с вандалами. Король вандалов принял титул Rex Vandalorum et Alanorum (Король вандалов и аланов), который сохранялся за его преемниками до падения королевства вандалов в 533 году н. э.

    Так закончилось независимое существование этой ветви аланов. Спустя сорок лет после того, как они покинули свои родные степи, они пересекли весь континент. Но даже тогда их скитания не закончились: в 422 году они вместе с вандалами покинули Галисию и перебрались на юг Испании, а в 429 году переправились в Африку, где постепенно растворились среди вандалов.

    Другая группа аланов также добралась до Франции. В царствование Гоара они в разное время вступали в союзы с вестготами и римлянами; вероятно, это как раз те аланы, про которых известно, что они были в Нарбонне в 416 году и потом в Орлеане. По-видимому, они не сталкивались с гуннами в 451 году, но в 452 году были покорены вестготами. До нас доходят сведения о других аланских царях, принимавших участие в запутанных конфликтах, которые так характерны для раннего Средневековья. В конце концов аланы слились с коренным населением Франции, но в память об их присутствии сохранилось больше тридцати французских топонимов, образованных от названия «сарматы» или «аланы», среди которых название города Алансон. Вполне возможно, что их потомки – жители провинции Бос, в исторической области Орлеан.

    Немногочисленные археологические останки, которые можно отнести к кочующим группам сарматов-аланов, были найдены на западе Венгрии. В их число входят богато обставленные захоронения в Лаа-на-Дие; Унтерзибенбрунне (недалеко от Вены) и Эране (Нормандия), датируемые приблизительно 400 годом н. э. Среди их погребального инвентаря встречаются «готские» серебряные фибулы (два экземпляра из Эрана позолочены и украшены цветными камнями), различные украшения и маленькие бронзовые зеркала. Известно множество «готских» серебряных фибул из Франции (Труз, долина Соны, департамент Об), найденных в местах, где из исторических хроник известно о присутствии аланов. Аналогичные фибулы, хотя и немного ушедшие от первых в своем развитии, были найдены в Испании в Альбацине (рядом с Гранадой) вместе с частью золотого ожерелья; в погребении рядом с Карфагом были обнаружены мелкие сарматские золотые бляшки.

    Аланы «в обозе» гуннов

    V век стал последним для венгерских сарматов. В 405 году н. э. гунны достигли Венгрии, и до 432 года н. э. они были хозяевами на большей части территории страны, поработив жившие там народы, включая остатки сарматов. Большой контингент восточных аланов – сарматского племени, вступившего в Центральную Европу последним, – по всей видимости, пришел следом за гуннами, насколько об этом можно судить по захоронениям того времени, содержащим керамику гуннского типа и другие предметы восточного характера. В данном контексте имеет смысл упомянуть погребение Хохфельдена, около Страсбурга. Найденный в нем погребальный инвентарь носит интернациональный, «готский» характер, но зеркальце наводит на мысль, что похороненный в нем человек был сарматом на службе у гуннов. После смерти Аттилы венгерские сарматы освободились от власти гуннов, но только затем, чтобы в 472 году н. э. потерпеть поражение от короля вестготов, Теодориха. В этой битве пали два сарматских царя – Бука и Банай. Вскоре после этого их земли были захвачены гепидами, и это, похоже, последнее упоминание о венгерских сарматах в письменных источниках. Римляне именовали сарматов Latrunculi (разбойники, грабители), но при этом они представлялись им столь грозными противниками, что шесть римских императоров, одержав победу над таким врагом, сочли титул Сарматский достаточно почетным. В честь этих побед были также отчеканены монеты.

    Рис. 69. Сарматские украшения и золотые бляшки (пришитые к одежде) из Австрии, Испании и Африки


    Можно проследить связь между поселениями, основанными восточными аланами на службе у гуннов, и названиями современных славянских народов. Так, например, слово «серб» неславянского корня. Оно упоминается Плинием Старшим в I веке н. э. и встречается у Птолемея в III веке как название одного из племен восточных аланов, обитавших в степях к северо-востоку от Азовского моря. В IV веке н. э. они предположительно попали под власть гуннов. В начале V века н. э. Вибий Секвестр писал, что «Эльба отделяет свевов от сербов»; и в Средние века страна под названием Белая Сербия занимала территории современных Саксонии и Тюрингии, то есть области, ранее относившиеся к Гуннской империи. Вероятнее всего, подразделение гуннской армии, контролировавшее данный регион, состояло в основном из восточноаланских сербов, которые после смерти Аттилы получили независимость. Коренные германские народы, жившие к западу от Заале, по-видимому, сбросили аланское ярмо, но славянам, жившим к востоку от реки, это не удалось. Интересно заметить, что самая большая концентрация захоронений конца V века н. э. с искусственно деформированными черепами приходится как раз на этот район.

    Рис. 70. Распределение могил с искусственно деформированными черепами в Европе. Точками обозначены захоронения III и IV веков н. э.; кружочки представляют захоронения V и VI веков н. э.


    Это заставляет предположить, что аланские сербы в конце концов растворились среди покоренного славянского населения, и единственный след их пребывания там – это сорбы, крошечный славянский народ Юго-Восточной Германии, также известный под именем венды. Тот же самый процесс предположительно происходил в Сербии. Здесь нашла себе пристанище другая ветвь аланских сербов, либо, что более вероятно, сюда с севера переселилась другая группа славян под предводительством уже славянизированных аланских сербов.

    Рис. 71. Топонимы, связанные с сарматами-аланами, сражавшимися в войсках гуннов в V веке, и распространение богатых княжеских захоронений в Центральной и Восточной Европе. Точки – топонимы аланского происхождения типа Хотин, Кетен и т. д., произошедшие от сарматского слова, обозначающего крепость или укрепленное поселение; квадратики – топонимы типа Клваты, Харватце, связанные с поселениями хорватов; крестики – богатые захоронения гуннских правителей начала V века н. э. в Центральной и Восточной Европе


    Слово «хорват» имеет похожую историю. Греческое слово Horoathos было найдено на каменных табличках в Танаисе – древнем городе в устье Дона. Согласно византийскому императору Константину Багрянородному (912–925 гг. н. э.), белые хорваты – славянский народ, населявший верховья Вислы и север Богемии. Арабские путешественники середины Х века отмечают у них наличие некоторых сарматских черт: кроме царя у них в каждой области был старшина – жупан (слово неславянского происхождения); царя кормили молоком кобылы; среди населения был распространен обычай деформации черепа и высшая знать носила неславянские имена. Существуют разные мнения относительно этимологии слова «хорват»: иранского оно происхождения или славянского, но аргументы в пользу того, что народ, носивший это название, был иранского происхождения, представляются более убедительными.

    Рис. 72. Меч и золотой лук (атрибут правителя) из погребения гуннского вождя в Якушовице


    Здесь мы также можем предположить, что гунны поручили восточным аланам, именовавшимся также хорватами, контролировать области, расположенные к северу от Карпатских и Судетских гор. Топонимы аланского происхождения (Хотынец, Хотимск, Хотень, Хотин, Кетен и др.) можно найти на территории Белоруссии, Украины, Польши, Венгрии и Германии. После распада империи гуннов они, возможно, управляли страной самостоятельно, поскольку не существовало организованной силы, способной свергнуть их господство. В конце концов они восприняли славянскую культуру, и их название перешло на покоренный народ, который стал называться «белые хорваты», аналогично тому, как сербы в Саксонии назывались «белые сербы».

    Присутствие западных аланов, правивших Южной Польшей от имени гуннов, подтверждается наличием богатых захоронений начала V века н. э. Одно из них, принадлежащее гуннскому правителю, погребенному со своим конем и золотым луком – атрибутом власти, было найдено в Якушовице около Кракова. Другое богатое погребение – Ендрыховице, около Вроцлава. Среди погребального инвентаря – отлитый из бронзы котел и золотая диадема, инкрустированная гранатами. Оба погребения – гуннские, но головные украшения похожи на те, что носили аланские женщины. Другие захоронения с востока на запад: Большой Каменец около Курска; Новогиреевка на Конке; Мелитополь, Тилигульский лиман; Кончести, Бессарабия; Апахида около Клужа; Сегед на Тисе; Чорна; Страже в Словакии; Пжемечаны к северу от Кракова; Вольфсхайм около Висбадена; Альтлусхайм около Майнца; Флонхайм около Вормса; Мундельсхайм около Страсбурга. На присутствие сарматов в Польше указывают также названия древних крепостей типа Хотин, а также несколько топонимов, связанных с хорватами. В Польше есть также несколько топонимов, считающихся производными от названия племени сербов.

    Остатки аланских племен в Восточной Европе

    Под давлением обрушившихся на них гуннов большинство аланских племен отступило на запад, но многие остались в степях и впоследствии растворились среди гуннов или других тюркских народов (утигуров, кутригуров, хазар, болгар), которые последовательно, друг за другом, становились хозяевами на юге Восточной Европы. Отдельные группы аланов смогли сохраниться в степи вплоть до XIII века, когда Гийоме Рубрук встретил их между Крымом и Уралом на своем пути ко двору великого хана Золотой Орды в Каракоруме.

    Рис. 73. Золотая диадема, инкрустированная янтарем, сердоликом и гранатами; бронзовое зеркало с орнаментом и тонкая золотая фольга, которая служила для украшения деревянного седла; все эти предметы найдены в княжеском захоронении около Мелитополя на Украине вместе с железным мечом с золотой пластиной на рукояти, несколькими золотыми украшениями и скелетом лошади


    На Украине известно множество сарматских захоронений IV–V веков н. э. в верховьях Днепра. Некоторые исследователи полагают, что они были оставлены аланами «в обозе» гуннов. Для этой группы характерны так называемые «речные могилы» – плоские захоронения в поймах рек, заливаемых весенним половодьем. В таких могилах воинов часто хоронили вместе с конями и клали в них золотые украшения, оружие и богато украшенную конскую упряжь. Аналогичные «речные могилы» были обнаружены на Волге и в отдельных районах Казахстана.

    Вероятно, также аланского происхождения около десятка богато обставленных «княжеских» захоронений и могил, где похоронены женщины в золотых коронах с полудрагоценными камнями или цветным стеклом. Они разбросаны на огромных пространствах от Казахстана (Боровое) до Венгрии (Чорна) и Польши (Якушовице, Ендрыховице). Великолепнейший пример такой короны был обнаружен в могиле женщины из Керчи (Пантикапея) в Крыму. В Восточной Европе существовал древний обычай, хорошо представленный в останках 2-го тысячелетия до н. э.: женщины носили диадемы тонкой работы или декоративные обручи. Этот обычай был широко распространен среди сарматов-аланов (например, великолепные «короны» из кургана Хохлач около Новочеркасска). Погребения с богато украшенными «аланскими» диадемами гуннского периода находят в Восточной Европе исключительно в тех местах, где были аланские поселения. Два из них (Бухаэни, Контешти) найдены в районе реки Прут – территории, управлявшейся аланами (антами). Предметы инвентаря: аланское бронзовое зеркало (Мелитополь) или бронзовый котел – свидетельствуют об аланском характере погребений. Этот обычай позднее переняли гунны, но гуннские диадемы (Караагач) были другого типа.

    Другим позднейшим аланским племенем были анты, которых Иордан считает славянским народом, добавляя, что «венды (славяне) хотя и происходят от одного корня, но носят три разных имени: венды, анты и склавины». Однако это не противоречит идентификации антов как аланов (асов): сарматы, очевидно, образовывали на данной территории правящий класс, который постепенно славянизировался. Этот процесс, вероятно, завершился не ранее VI века н. э., хотя многие сарматские традиции сохранились. Среди них – тамги и связанные с ними верования, которые передались покоренному славянскому населению. Герб старой русской правящей династии Рюриковичей, чьей столицей был Киев, произошел от тамги.

    Согласно историческим записям, власть антов, одно время бывших в подчинении у остготов, распространялась в VI веке на территорию между Днестром и Днепром и далее. Центр их царства, вероятнее всего, находился к востоку от Днепра: большое количество приписываемых им археологических останков найдено в районе Канева. По всей видимости, царство это было разрушено аварами в начале VII века. Несколько кладов с ценными серебряными предметами, принадлежавшими антам, было закопано в то время в районе Канева, очевидно для того, чтобы они не достались завоевателям. Эта дата совпадает с последним упоминанием об антах в письменных источниках.

    Небольшие аланские сообщества на побережье Черного моря, в районе Херсона, отмечаются в XIII веке. Другие небольшие группы аланов, искавшие убежища в Крыму и частично слившиеся с готами, упоминаются даже в конце XVII века, когда они все еще сохраняли обычай деформации черепа. Скорее всего, они жили преимущественно на южном берегу. Известно, что к 1240 году аланы уже приняли христианство, и епископом Аланским был Федор. В XIV веке район между Феодосией и Алуштой носил название Алания, и архиепископ Херсонский, так же как и архиепископ Готский, считал его частью своих епархий.

    Археологические останки, датируемые с V по VII век, которые можно хотя бы частично атрибутировать аланам, были найдены в Южном Крыму к юго-востоку от Севастополя и на юго-восточном побережье, включая знаменитое кладбище Суук-су, содержащее множество готских погребений. Многие захоронения носят выраженные аланские черты, включая деформацию черепов.

    Можно также упомянуть группу аланов, завершившую свой исторический путь дальше всех от родины. Православные христиане асу (аланы), очевидно восточноевропейского происхождения, составляли отряд монгольской армии в Китае. И самое необычное: по свидетельству францисканского миссионера Одорико Порденоне, совершившего в 1316–1330 годах путешествие по странам Востока и побывавшего в Китае, 30 тысяч аланов, исповедовавших православие, жили вместе со своими семьями на побережье напротив острова Формоза (Тайвань). Порденоне пишет, что они состояли на жалованье у великого царя, но больше о них ничего не известно. Вероятно, их насильно переселили в Китай в XII или, что более вероятно, XIII веке.

    Аланы на Кавказе

    Наконец мы подошли к аланам Кавказа. Их современные потомки – осетины, небольшой народ, живущий в предгорьях Кавказа, – единственные люди, до сих пор говорящие на языке когда-то многочисленных и могущественных сарматов, хотя и сильно измененном.

    Сарматские племена, достигшие Кавказа в IV веке до н. э., и позднее держались исключительно в предгорьях и прилегающих степях. После гуннского вторжения большие группы аланов из степей низовьев Волги, пришедшие в этот регион, разделились на две части: одни осели в предгорьях и слились с сарматскими племенами, появившимися здесь раньше, но большинство углубилось дальше в горы. Они проникли в высокогорные области Центрального Кавказа и заселили области, которые до этого принадлежали народам кобанской культуры железного века.

    В конце VI века кавказские аланы пережили нападение авар, а затем – алтайских тюрок. С 650 года они находились в вассальной зависимости от хазар и часто упоминались в хрониках того времени. Мы знаем, например, что в 558 году вождь аланов Саросий сообщил Юстиниану, сыну Германария, константинопольскому военачальнику в Колхиде, что царь авар хочет установить отношения с Византией. Имя аланского правителя Итаза упоминается в VIII веке. Вся область от долины Кубани до Дагестана именуется Аланией. Эта земля управляется аланами, чьи князья и княжны часто вступают в брак с царствующим домом Грузии в Закавказье. Когда аланы пришли на эти земли в IV веке н. э., они покорили местные племена неиранского происхождения и жили с ними бок о бок в одних и тех же деревнях, хотя и хоронили своих мертвых на отдельных кладбищах. Это тесное взаимодействие затронуло обе культуры, но в конце концов аланы растворились среди местного населения, которое, по-видимому, превосходило их количеством.

    Аланские захоронения также найдены в Дагестане, но на более поздних этапах; область изначальной аланской культуры существенно сжалась вследствие постепенного культурного слияния аланов с местным населением. Сначала исчезли восточная и западная оконечности, и наконец осталась лишь область, ограниченная северными предгорьями Центрального региона. Но страна все еще была известна как Алания, и аланы часто упоминались в хрониках.

    Татаро-монгольское нашествие положило конец существованию аланов: с этого момента их имя больше не упоминается, и Алания исчезает из письменных источников. На их месте мы теперь встречаем названия современных народов Северного Кавказа, которые, очевидно, произошли от аланов.

    Для культуры истинных средневековых северокавказских аланов типичны катакомбные захоронения, посыпанные углем, продолжающие традицию, принесенную из степей низовьев Волги. Деформированные черепа встречаются только в самых ранних захоронениях, и после

    VIII века этот обычай был уже полностью забыт. В целом могилы обставлены очень скудно, погребальный инвентарь обычно состоит из глиняных сосудов. Технология производства гончарных изделий претерпела ряд изменений, знаменующих собой этапы развития культуры. По времени эти этапы соответствуют V–VII, VIII–IX и X–XI векам соответственно. Другие предметы встречаются в погребальном инвентаре очень редко; среди них – бронзовые фибулы, серебряные ушные подвески, бронзовые зеркала и мелкие золотые или серебряные бляшки, пришитые к одежде. В нескольких случаях среди погребального инвентаря были железный меч и детали конской уздечки, а также византийские монеты и золотые браслеты IX века. Богатые захоронения найдены только на кладбищах последнего периода.

    Рис. 74. Позолоченные бронзовые и серебряные личные украшения, украшения для седел и т. д. из аланских катакомбных захоронений у Змейской на Северо-Восточном Кавказе, X–XII века


    Захоронения последнего периода во многих отношениях отличаются от более ранних, и самые характерные из них находятся на кладбище у станицы Змейской. В большинстве из них среди погребального инвентаря найдено оружие и конская упряжь. Обычно оружие – это сабли так называемого «хазарского» типа, часто встречавшиеся в Европе на протяжении Средних веков. Деревянные ножны часто покрывали обкладкой из золотой, серебряной или бронзовой фольги с выгравированным на ней рисунком. Луки встречаются часто, но наконечников для копий найдено лишь несколько штук. Пешие воины сражались обоюдоострыми боевыми топорами. Гийоме Рубрук (XIII век) утверждает, что «аланы были хорошими оружейными мастерами», намекая, что их оружие пользовалось широкой популярностью. В одной могиле находили до четырех богато украшенных седел в полном сборе. Среди украшений иногда встречаются золотые пластины, подобные узоры можно видеть и на конской упряжи. Фигурный орнамент на этих предметах напоминает кобанский стиль начала железного века, распространенный в центральной части Кавказа, и, по всей видимости, произошел от него. Не найдено никаких шлемов, щитов или кольчуг.

    Бронзовые или стеклянные браслеты, бусы из стекла или янтаря и другие личные украшения обычно входили в погребальный инвентарь женских захоронений. Обращает на себя внимание большое количество янтаря, указывающее на связь с Киевом и балтийским янтарным побережьем. Социальное расслоение находит отражение в погребальном инвентаре.

    Аланы поддерживали отношения с Грузией, Арменией, Арабским Востоком, Византией и Киевской Русью. Однако восточные и западные области аланской территории отличаются друг от друга в этом вопросе, как это можно видеть на примере стиля и архитектуры сохранившихся до наших дней христианских церквей, хотя современное население почти полностью исповедует ислам. В восточных областях преобладают церкви в византийском стиле вследствие присутствия византийских миссионеров, в то время как в центре храмы больше похожи на грузинские, поскольку это была область влияния грузинских миссионеров. Различные названия Алания и Ас, данные двум частям страны средневековыми писателями, подразумевают политическое деление территории.

    Напоследок следует упомянуть салтово-маяцкую культуру, поскольку некоторые исследователи относят ее к аланскому типу. Она представлена большим количеством захоронений и поселений, найденных в двух основных районах ее распространения, довольно далеко отстоящих друг от друга, с очень незначительным количеством археологических памятников между ними. Один район расположен в долине нижнего течения Дона и его западных притоков, другой покрывает большую территорию бассейна верхнего Донца в лесостепной полосе Украины. Люди этой культуры были оседлыми земледельцами и животноводами и одновременно искусными мастерами. Существует два немного отличающихся друг от друга типа захоронений и поселений, вероятно оставленных различными группами, одну из которых, возможно, составляли аланы. Культура просуществовала около 200–250 лет, с VIII по X век н. э.

    Рис. 75. Находки, характерные для салтово-маяцкой культуры VIII–IX веков н. э.


    Явное сходство между некоторыми предметами салтово-маяцкой культуры и северокавказской аланской культуры ранней стадии (IV век н. э.) навело некоторых исследователей на мысль, что люди салтово-маяцкой культуры – это аланские колонисты, которые переселились туда с Кавказа. Но против такого предположения говорит расстояние, отделяющее две группы салтово-маяцкой культуры от Кавказа (в одном случае это 400 км и в другом – более 600 км), и время, разделяющее кавказские памятники позднего сарматского периода и салтово-маяцкие находки.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.