Онлайн библиотека PLAM.RU


Вступление

1 сентября 1939 г. считается днем начала Второй мировой войны. Но фактически она возникла задолго до этой даты. Первые ее очаги запылали в Северо-Восточном Китае (1931 г.), Эфиопии (1935 г.), Испании (1936 г.).

А если вглядеться в прошлое пристальнее, то можно обнаружить, что истоки Второй мировой войны уходят еще глубже.

Обратимся к фактам истории.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца представители стран Антанты и США, с одной стороны, германский министр иностранных дел Герман Мюллер и министр юстиции Белл, с другой, подписали Версальский договор. Народы мира вздохнули с облегчением, надеясь, что трагедия миллионов людей, ввергнутых в пучину невиданно кровопролитной войны, больше не повторится.

При всех органических пороках, недостатках и противоречиях Версальского мирного договора и других договоров Версальской системы, при всей буржуазной ограниченности тогдашних «миротворцев»: французского премьера, «тигра» Жоржа Клемансо, «величайшего, — по выражению В. И. Ленина, — политического пройдохи» британского премьера Ллойд Джорджа, президента США Вудро Вильсона — будущего «президента архангельского набега и сибирского вторжения» и других буржуазных политиков — поражение и существенное ограничение вооружений наиболее агрессивного, германского империализма и его сообщников, несомненно, играло положительную роль.

В соответствии с военными ограничениями Версальского договора германская армия не должна была превышать 100 тыс. человек (не более семи пехотных и трех кавалерийских дивизий), включая солдат, офицеров и нестроевой состав. Германский генеральный штаб — эта цитадель милитаризма прусских юнкеров — подлежал ликвидации.

В Германии отменялась всеобщая воинская повинность. Ей запрещалось проводить какую-либо военную подготовку в учебных заведениях, стрелковых, спортивных и туристских организациях.

Германии запрещалось иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки, дирижабли и поенную авиацию. В будущем ей разрешалось иметь военно-морской флот (основная часть немецкого ВМФ была затоплена немцами в Скапа-Флоу) только в составе 6 карманных линкоров, 6 легких крейсеров и 12 контрминоносцев. Численность личного состава военно-морского флота страны не должна была превышать 15 тыс. человек.

В соответствии с территориальными постановлениями Версальского договора территория Германии уменьшалась на 1/8 часть, население — на 1/10.

Франции возвращались Эльзас и Лотарингия, захваченные во франко-прусской войне. Договор предусматривал создание Рейнской демилитаризованной зоны. Управление территорией Саара на 15 лет передавалось Лиге наций.

Германия признавала независимость Польши, возрожденной в качестве самостоятельного государства, и возвращала ей часть древних польских земель в Верхней Силезии. Однако более 100 тыс. квадратных километров польских земель, захваченных немцами в течение нескольких столетий в результате «Дранг нах Остен», остались за Германией. Город Гданьск (Данциг) с прилегающей к нему территорией превращался в Вольный город под защитой Лиги наций.

По Версальскому договору Германия обязалась строго уважать независимость Австрии и признавала независимость Чехословакии.

Так под грохот артиллерийского салюта в Версале была подведена черта под Первой мировой войной.

Прошло лишь немного времени, и Веймарская, а затем фашистская Германия превратила Версальский мир в простое перемирие, вероломно нарушила все ограничения Версальского мира и повела дело к еще более жестокой и кровавой Второй мировой войне.

Уже в начале 30-х годов ни Германия, ни Япония не желали мириться со старым разделом мира, сфер влияния, колоний. Эти наиболее агрессивные империалистические государства почувствовали себя достаточно сильными, чтобы поставить вопрос о переделе мира в соответствии с их возросшей экономической, финансовой, военной мощью.

Неравномерность экономического и политического развития капитализма вела к тому, что к 30-м годам Германия стала обгонять и обогнала по основным показателям Англию и Францию. Это в огромной степени обостряло англо-германские и франко-германские империалистические противоречия. Немецкая буржуазия вновь вспоминает формулу германского политического деятеля Бюлова, произнесенную им в конце XIX в. в рейхстаге: «Прошли те времена, когда другие народы делили землю и воды, а мы, немцы, довольствовались лишь голубым небом. Мы требуем для себя место под солнцем».

Требование «места под солнцем» вновь становится сакраментальной формулой немецкого империализма. Если до начала 30-х годов колониальные претензии немецкой буржуазии были частью идеологической подготовки к предстоящей борьбе за передел мира, за завоевание мирового господства, то вскоре после прихода фашистов к власти эти претензии принимают все более реальный характер.

Однако своеобразие складывавшейся ситуации состояло в том, что заправилы Большого совета Федерации британской промышленности, направлявшего политику Лондона, всесильные магнаты французского «Комите де Форж». представители «60 семейств» Америки стремились отодвинуть на второй план острейшие противоречия между Англией, Францией и США, с одной стороны, и Германией, с другой, считая главным противоречием между западными державами и страной социализма.

Империалисты Англии, Франции и США стремились возродить агрессивную Германию в качестве инструмента своей антисоветской политики. Они приложили немало сил, вложили гигантские средства для того, чтобы превратить Веймарскую, а затем фашистскую Германию в орудие борьбы против Советской страны. Монополисты Англии, Франции и США — среди них особенно выделяются фигуры нефтяного короля Генри Детердинга, шефов «большой пятерки» английских банков, Рокфеллеров, Морганов и многих других, способствовали установлению в январе 1933 г. фашистской диктатуры в Германии — наиболее агрессивной террористической формы диктатуры ультрареакционных группировок монополистического капитала.

«Вся история подготовки Второй мировой войны являет собой потрясающую картину того, как классовая ограниченность реакционной буржуазии и ее слепая ненависть к коммунизму привели многие государства Европы к страшной катастрофе, к их порабощению немецко-фашистскими завоевателями»[1].

Репарационный план Дауэса, план Юнга, мораторий Гувера, решения Лозаннской конференции по репарационному вопросу в немалой степени способствовали возрождению военно-промышленного потенциала Германии. Именно золотой дождь американских долларов, английских фунтов стерлингов, французских франков оплодотворил немецкую военную промышленность, помог превратить ее экономический потенциал в военную мощь — в самолеты, пушки, танки.

Буржуазные историки и публицисты Джеймс Аллен, Аллен Буллок привели весьма красноречивые цифры. Репарационные платежи Германии с сентября 1924 г. по июнь 1931 г. (мораторий Гувера) составили, по неполным данным, 11 млрд марок; за этот же период Германия получила займы из-за границы или инвестиции на сумму около 25 млрд марок, из них около половины было предоставлено банкирами Уолл-стрита, значительная часть — лондонским Сити.

По свидетельству деятеля консервативной партии Англии, члена английского парламента Бутби, «в период между 1924–1929 гг. лондонский Сити был одержим страстью, граничившей почти с манией, — давать Германии деньги»[2].

Миллиарды американских долларов и английских фунтов стерлингов текли из сейфов банкиров Уолл-стрита и Сити в сейфы германских банкиров, помогая фашистским агрессорам ковать оружие против тех, кто давал им деньги. Бомбы, позднее сброшенные самолетами люфтваффе на Лондон и Ковентри, Страсбург и Дюнкерк, Бирмингем и Кале и японской авиацией на Пёрл-Харбор и Манилу, были сделаны на английские, американские, французские капиталы и доставлены самолетами, заправленными бензином англо-голландского нефтяного треста Генри Детердинга, американской нефтяной компании «Стандард ойл» и других нефтяных фирм. Именно Детердинг соорудил бензохранилища вдоль стратегических автомобильных дорог Германии и обеспечил их надежную защиту от атак с воздуха. Именно английские, американские и французские монополии явились главными поставщиками стратегического сырья для Германии и Японии. Железная руда и кокс, чугун и сталь, медь и алюминий, каучук и никель, олово и свинец, вольфрам и хром и многое другое стратегическое сырье широким потоком шло из Англии, США и Франции на немецкие и японские военные заводы. И чем ближе надвигалась опасность войны, тем интенсивнее эти страны снабжали германских и японских милитаристов нужным сырьем.

Накануне войны английский экономист Пауль Эйнциг писал об этой преступной помощи: «Если когда-нибудь настанет судный день, то ответственность за гибель британских солдат и гражданского населения придется возложить на снисходительную позицию английского правительства»[3]. Точнее, она была не снисходительной, а преступной.

Даже в годы Второй мировой войны, когда Англия и США воевали с фашистской Германией и милитаристской Японией, английские и американские монополии продолжали торговать через нейтральные страны со своими врагами стратегическим сырьем и оружием.

Но не только сырье продавали Германии и Японии английские и американские монополисты. Фирма «Виккерс Армстронг», «Роллс-Ройс», «Фэйери», «Хоукерс» и другие вели с ними тайную, по широкую торговлю оружием, включая самолеты и артиллерию.

С помощью английских и американских займов Германия, вопреки ограничениям Версаля, строила мощные военно-воздушные силы. Более того, английское правительство помогало обучению немецких офицеров и авиации, допускало их на маневры ВВС в Англию. Германские милитаристы воссоздавали и свой военно-морской флот. К 1930 г. на германских верфях было построено 5 крейсеров и 12 эсминцев.

Английский генеральный штаб начиная с 1930 г. неоднократно предупреждал правительство «о надвигавшейся германской опасности», о многочисленных и вопиющих нарушениях Германией Версальского договора[4]. Но эти предупреждения оставались гласом вопиющего в пустыне, поскольку вооружение Германии, возрождение ее промышленного потенциала осуществлялось с ведома и при содействии высших политических кругов Англии и США, не говоря уже о помощи монополистов Сити и Уолл-стрита.

С приходом к власти фашизма германские империалисты, фактически поощряемые Англией, Францией и США, резко усиливают вооружение Германии, ее армии, авиации и флота.

К концу 1935 г. фашистская Германия имела регулярные вооруженные силы, насчитывавшие около полумиллиона. Она могла выставить армию в 2,5–3 млн человек — больше, чем Англия и Франция, вместе взятые. Цифра войсковых контингентов в 100 тыс. человек, установленная Германии по Версальскому договору, была превзойдена гитлеровцами в 25–30 раз.

К концу 1934 г. фашистская Германия имела около 1000 боевых самолетов. Создание ВМФ было легализовано заключением в июне 1935 г. англо-германского военно-морского соглашения. В марте 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность.

Однако политики Англии, Франции и США закрывали глаза на растущую угрозу фашистской агрессии, возлагая надежды на то, что немецкие бомбы будут падать не на Лондон и Париж, а на Москву и Смоленск, что армии вермахта начнут свой агрессивный марш не по полям Фландрии и Пикардии, а по белорусским, украинским и русским землям.

Фашистская Германия ревизовала и территориальные постановления Версаля, присоединив в 1935 г. Саарскую область и осуществив в следующем году операцию «Шулунг» — ремилитаризацию Рейнской зоны. И хотя фашистские офицеры имели приказ при осуществлении операции «Шулунг», совершенной всего несколькими батальонами, отступить «в случае появления французских войск», французские войска не появились в Рейнской зоне. Англия и Франция и в этом случае пренебрегли интересами своей национальной безопасности.

Несмотря на то что фашистские державы открыто, даже демонстративно готовились к войне на Западе, политические лидеры Лондона и Парижа упорно надеялись «канализировать» германскую агрессию на Восток, повернуть ее против СССР.

Более того, английские деятели, исходя из традиционной политики «баланса сил», «загребания жара чужими руками», поддерживаемые политиками США и Франции, стремились сколотить антисоветский блок государств с участием фашистской Германии для сокрушения страны социализма.

Политики Англии и Франции вместо осуществления политики коллективной безопасности, за которую неустанно боролась советская дипломатия накануне второй мировой войны, ставили своей целью «умиротворение» агрессора.

В итоге возможности, предоставлявшиеся заключением советско-французского и советско-чехословацкого пактов о взаимопомощи (1935 г.), не были использованы.

Перевооружение фашистской Германии, подписанный в Риме в 1933 г. «пакт четырех», англо-германское военно-морское соглашение, ремилитаризация Рейнской зоны, политика потакания агрессии фашистских государств — Германии в Испании, Австрии, Италии в Эфиопии, Японии в Китае — все это были единые звенья в цени антисоветской политики империалистов Англии, Франции и США, политики, неотвратимо приведшей ко Второй мировой войне.

После захвата Австрии Гитлером была намечена очередная жертва агрессии — Чехословакия. Обстановка в этой стране была предельно накалена действиями профашистской партии Генлейна, требовавшей передачи Судетской области Германии. Угроза, нависшая над Чехословакией, возрастала. В этой ситуации особое значение приобретали договоры СССР с Францией и Чехословакией о взаимопомощи. СССР готов был предпринять все меры по обеспечению безопасности Чехословакии. Слово было за Францией и Англией. Однако под нажимом Гитлера их позиция быстро эволюционировала в сторону все больших уступок Берлину. 19 сентября 1938 г. правительству Бенеша — Годжи была вручена ультимативная англо-французская пота с требованием удовлетворить территориальные притязания Германии. В тот же день Бенеш обратился к Советскому правительству с запросом о его готовности выполнить договорные обязательства. Из Москвы немедленно последовал утвердительный ответ.

Сейчас приходится встречаться с утверждениями, что СССР «не собирался» на деле оказывать помощь Праге. Но вот о чем говорят исторические факты. В сентябре 1938 г. были отмобилизованы и приведены в боевую готовность крупные силы РККА. К западной границе были выдвинуты танковый корпус, 30 стрелковых и 10 кавалерийских дивизий. Были подготовлены к боевым действиям 246 бомбардировщиков и 302 истребителя, дислоцированных на базах Белорусского, Киевского и Харьковского военных округов. Сама Чехословакия в те дни располагала хорошо обученной и вооруженной армией, насчитывавшей 1,6 млн чел. — 36 дивизий, 1500 самолетов и 400 танков. Германия могла выставить против Чехословакии — 1,8 млн чел. — 39 дивизий, 2400 самолетов и 720 танков.

Последнее слово, предрешавшее судьбу Чехословакии, и не только ее, оставалось за пражским правительством. Однако, жертвуя национальными интересами страны во имя классовых, оно не решилось прибегнуть к помощи Советского Союза и встало на путь капитуляции. 21 сентября правительство Бенеша — Годжи дало принципиальное согласие на англо-французский ультиматум.

29 сентября 1938 г. в Мюнхене премьер-министры Великобритании — Н. Чемберлен и Франции — Э. Даладье вместе с Гитлером и Муссолини подписали соглашение, по которому Чехословакия была расчленена и фактически отдана на растерзание фашистской Германии. От Чехословакии отторгалось примерно 20 % территории. Страна лишалась высокоразвитых промышленных районов, мощных оборонительных сооружений. Но это не удовлетворило агрессора. 15 марта 1939 г. германские войска вступили в Прагу. Государственный суверенитет Чехословакии был окончательно растоптан. Стратегическое положение в Европе в корне изменилось. Советский историк Л. А. Безыменский считает, что мюнхенское соглашение имело «исключительное и, можно сказать, роковое значение во всем процессе обострения и ухудшения обстановки в Европе. Позволю себе выдвинуть тезис, что до Мюнхена существовала возможность при тогдашней расстановке сил предотвратить Вторую мировую войну. Мюнхен нанес тяжелейший удар по всей системе попыток создать единый блок против гитлеровской агрессии, который бы объединил самые разнообразные силы, в первую очередь Советский Союз, те круги в Англии и Франции, которые пытались найти с нами общий язык. Тот факт, что в мюнхенском соглашении западные державы за нашей спиной пошли на соглашение с Германией и Италией, мне кажется, имел исключительное значение. После него начался уже необратимый процесс»[5].

Участник сговора с агрессором Н. Чемберлен объявил, что «мюнхенское соглашение обеспечит мир на целое поколение». В действительности Мюнхен вплотную приблизил мир к порогу катастрофы.

Реальный шанс предотвратить мировую войну был упущен.

На Западе делали вид, будто акты фашистской агрессии их не касаются или во всяком случае касаются не настолько, чтобы встать на защиту жертв агрессии.

«Ненависть к социализму, долговременные расчеты, классовый эгоцентризм мешали трезво осмыслить реальные опасности. Больше того, фашизму настойчиво предлагалась миссия ударного отряда в крестовом антикоммунистическом походе. Вслед за Эфиопией и Китаем в топку „умиротворения“ полетели Австрия, Чехословакия, меч завис над Польшей, всеми государствами Балтийского моря и Дунайского бассейна, в открытую велась пропаганда превратить Украину в пшеничное поле и скотный двор „третьего рейха“. В конечном счете основные потоки агрессии канализировались против Советского Союза…»[6]

СССР сделал все, что в его силах, чтобы создать систему коллективной безопасности и предотвратить всемирную бойню. Но советские инициативы не встретили отклика у западных политиков.

Западные правящие круги вопреки истине стараются убедить общественность, что старт нападению нацистов на Польшу и тем самым Второй мировой войне якобы дал советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. Как будто и не было ни мюнхенского соглашения с Гитлером, подписанного Англией и Францией при активном содействии США, ни аншлюса (захвата) Австрии, ни распятия Испанской республики, ни оккупации нацистами Чехословакии и Клайпеды, ни заключения в 1938 г. Лондоном и Парижем соглашений, равносильных пактам о ненападении с Германией. Кстати, заключила подобный пакт и довоенная Польша. Все это считалось в порядке вещей.

«Из документов известно, что дата нападения Германии на Польшу („не позднее 1 сентября“) была установлена еще 3 апреля 1939 года, то есть задолго до советско-германского пакта. В Лондоне, Париже, Вашингтоне знали в малейших деталях подноготную подготовки (Германии. — Ф. В.) к польскому походу, как знали и о том, что единственной преградой, способной остановить гитлеровцев, могло быть заключение не позднее августа 1939 года англо-франко-советского военного союза. Знало об этих планах и руководство нашей страны, поэтому и убеждало Англию и Францию в необходимости коллективных мер. Оно призывало к сотрудничеству в целях пресечения агрессии и тогдашнее польское правительство.

Но у западных держав расчет был другой: поманить СССР обещанием союза и помешать тем самым заключению предложенного нам пакта о ненападении, лишить нас возможности лучше подготовиться к неизбежному нападению гитлеровской Германии на СССР»[7].

Идя на переговоры с Советским Союзом (политические контакты начались в марте 1939 г.), Англия и Франция пытались навязать Советскому Союзу односторонние обязательства. Требуя помощи от СССР в случае, если Германия направит свою агрессию на Запад, они в то же время отказывались взять на себя какие-либо взаимные обязательства. Такая позиция, естественно, подрывала надежды на успех будущих переговоров.

Летом 1939 г. наша страна была поставлена перед непосредственной угрозой ведения войны сразу на два фронта, причем в условиях политической изоляции. Быстро нараставшая опасность германской агрессии против СССР с запада дополнялась реальной угрозой нападения на него Японии с востока. В мае 1939 г. японцы вторглись на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол. Советский Союз и МНР, связанные договором о взаимной помощи, в ходе ожесточенных боев отбросили захватчиков.

Перед Советским правительством в те дни стояла задача: как в создавшейся чрезвычайно сложной обстановке обеспечить жизненные интересы социалистического государства, обеспечить выигрыш во времени для обеспечения обороны СССР?

Весной 1939 г. Берлин начинает в германо-советских отношениях нечто вроде «нового рапалльского этапа». Главная цель предпринимаемых маневров — не столько заключение пакта о ненападении с СССР, сколько недопущение военного союза между нашей страной и западными державами.

20 мая германский посол фон Шуленбург сообщил народному комиссару иностранных дел СССР о желании Берлина командировать в Москву советника Ю. Шнурре для «экономических переговоров». Нарком обратил внимание на попытки немцев использовать экономическую тему для каких-то целей, выходящих за рамки отношений с СССР, и указал, что для экономических переговоров нет «подходящей политической базы».

30 мая статс-секретарь МИД Германии Эрнст фон Вейцзекер, приняв временного поверенного в делах Г. А. Астахова, заявил ему: «России предоставляется в немецкой политической лавке довольно разнообразный выбор — от нормализации отношений до непримиримой вражды». О сути состоявшейся беседы Вейцзекер сделал следующую запись: Германия «вносит инициативные предложения», но наталкивается на «недоверие» русских[8].

Многократные попытки зондажа со стороны Берлина о возможности изменений в советско-германских отношениях не встречали положительного отклика. Москва готовилась к переговорам с Англией и Францией по военным и политическим вопросам, придавая им решающее значение.

Еще 17 апреля 1939 г. Советское правительство направило правительствам Англии и Франции проект пакта о взаимной помощи между СССР, Англией и Францией, основанного на принципе равных прав и обязанностей для всех его участников. Важнейшие статьи пакта гласили:

«1. Англия, Франция, СССР заключают между собою соглашение сроком на 5–10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

3. Англия, Франция и СССР обязуются в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из этих государств во исполнение § 1 и 2»[9].

Эти предложения представляли собой четкую программу создания в Европе надежного фронта защиты мира, основанного на тесном сотрудничестве СССР, Англии, Франции. Их осуществление могло бы создать реальную преграду на пути агрессоров.

Вразумительного ответа на советские предложения ни из Лондона, ни из Парижа не последовало. Однако в связи с явным усилением угрозы германской агрессии отвергнуть саму идею переговоров с Советским Союзом Чемберлен и Даладье не могли.

В середине июня в Москве начались переговоры представителей СССР, Англии и Франции, в ходе которых англо-французская дипломатия всеми способами старалась расчленить советский проект соглашения на две части, чтобы исключить из него военные статьи, то есть не брать на себя никаких военных обязательств по отношению к СССР. Переговоры приняли затяжной характер.

В Берлине внимательно следили за тем, что происходило в Москве.

27 июля советник Шнурре пригласил поверенного в делах СССР и торгпреда и изложил им схему поэтапной нормализации отношений между двумя странами, включавшей восстановление хороших политических отношений, продолжая то, что имелось (Берлинский договор о нейтралитете, заключенный с СССР в 1926 г.), или реорганизацию их с взаимным учетом жизненно важных интересов. В качестве предпосылки этому Шнурре выдвинул пересмотр Советским Союзом своей «однозначно антигерманской политики». В ответ Г. А. Астахов напомнил немецкому дипломату такие факты: «Антикоминтерновский пакт», мюнхенское соглашение, которое предоставило Германии свободу рук в Восточной Европе, включение Германией Прибалтийских государств и Финляндии, а также Румынии в сферу своих интересов — все это не позволяет Москве видеть положительные перемены в политике Германии[10].

После встречи германского посла с наркомом иностранных дел СССР Шуленбург докладывал в Берлин 4 августа, что, по его мнению, СССР «преисполнен решимости договориться с Англией и Францией».

Когда в июле 1939 г. политические переговоры между представителями СССР, Англии и Франции по вине последних зашли в тупик, Советский Союз продолжал настойчиво искать путь к заключению наряду с договором также и военного соглашения. в котором были бы точно определены форма, размеры и сроки оказания взаимной военной помощи. Советское правительство предложило начать переговоры между военными миссиями трех стран. Такие переговоры начались в Москве 12 августа. «Советская военная миссия представила конкретный план ведения согласованных действий вооруженными силами СССР, Англии и Франции, предусматривавший все возможные случаи агрессии в Европе»[11].

В случае германской агрессии на Западе или против Польши Советский Союз был готов предоставить Англии и Франции любую военную помощь, если, разумеется, эти страны возьмут на себя аналогичные обязательства в случае агрессии против СССР.

Однако обнаружилось, что глава французской делегации генерал Ж. Думенк имел полномочия только на обмен мнениями; адмирал П. Дракс, руководитель британской делегации, прибыл вообще без полномочий. Зато у него была инструкция: «Британское правительство не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательства, которые могли бы связать ему руки при любых или иных обстоятельствах. Поэтому следует стремиться свести военное соглашение к самым общим формулировкам». В пункте 8-м инструкции указывалось: «Вести переговоры как можно медленнее»[12]. Затягивать их, точно зная, что война должна грянуть не позднее сентября.

Но дело было не только в затягивании переговоров. Как свидетельствует Г. Феркер, английский дипломат, находившийся в Москве летом 1939 г., «задолго до прибытия британской военной миссии английское посольство в Москве получило инструкцию правительства, в которой указывалось, что переговоры ни в коем случае не должны закончиться успешно».

На заседаниях 13–14 августа выявилось, что у англичан и французов нет ни конкретных планов практического военного сотрудничества трех держав, ни желания по-деловому рассматривать советские варианты оказания военной помощи Польше и Румынии в случае нападения на них Германии. Не дали каких-либо результатов и заседания, состоявшиеся в последующие дни.

«Я думаю, — заметил Дракс после очередной встречи с советской делегацией, — наша миссия закончилась».

16 августа германскому послу Шуленбургу поступило из Берлина указание передать советскому наркому иностранных дел, что Германия готова заключить договор о ненападении сроком на 25 лет, использовать свое влияние для «улучшения и консолидации отношений» между СССР и Японией. С учетом складывающейся обстановки имперский министр иностранных дел Риббентроп выражал желание прибыть в Москву с исчерпывающими полномочиями для обсуждения всего комплекса вопросов и подписания, если представится возможность, соответствующего документа.

С советской стороны было заявлено: если германское правительство намерено отойти от старой политики в направлении серьезного улучшения отношений с СССР, то такую перемену можно только приветствовать. В этом случае Советское правительство, в свою очередь, готово к ответным шагам. Первым шагом могло бы быть заключение торгового и кредитного соглашения. Вторым — подписание пакта о ненападении или подтверждение договора о нейтралитете 1926 г.

18 августа Берлин предложил германскому послу добиться незамедлительного приема в НКИД и убедить советскую сторону в необходимости приезда Риббентропа. Шуленбургу было поручено изложить «примерный текст» пакта о ненападении и подчеркнуть, что министр прибудет с полномочиями на его подписание.

Накануне, 17 августа, советско-англо-французские переговоры были по инициативе англичан прерваны на неопределенный срок.

Пока английские и французские представители создавали в Москве видимость переговоров, между Берлином и Лондоном проходили интенсивные негласные контакты на различных уровнях с целью достижения «широчайшей англо-германской договоренности по всем важным вопросам». Многое об этих контактах известно, в частности, о готовности Англии во имя договоренности с Гитлером «освободиться от обязательств в отношении Польши». Но многое еще скрыто в британских архивах. По недавно опубликованным данным английских историков, на 23 августа в Англии была назначена встреча Геринга с Н. Чемберленом. На один из немецких аэродромов за «именитым гостем» уже прибыл самолет «Локхид А-12» английских секретных служб. 22 августа в связи с отъездом Риббентропа в Москву германская сторона отменила согласованный визит. Ясно, что вероятный англо-германский сговор в сложившейся ситуации представлял для СССР крайне опасную угрозу, наихудшую из возможных расстановку сил в Европе. Если допустить, что в Москве знали о готовящейся сделке, что вполне вероятно, это могло сыграть не последнюю роль в решении принять сделанные советской стороне в августе предложения германского правительства[13].

Убедившись в невозможности добиться сотрудничества с Англией и Францией, Советское правительство было обязано изыскать иные возможности избежать войны с Германией или максимально оттянуть ее[14].

20 августа правительство СССР дало согласие на приезд Риббентропа в Москву. 23 августа советско-германский пакт о ненападении был подписан.

«Советское правительство, заключая договор с Германией, знало, что рано или поздно она развяжет войну против нашей страны. Но договор лишал империалистические державы возможности создать единый антисоветский фронт и давал СССР выигрыш во времени, так необходимом для укрепления обороны. Советская внешняя политика сорвала попытки империалистов разрешить свои противоречия за счет СССР»[15].

Договор «дал возможность Советской стране отвести на время угрозу от своих западных границ»[16]. Он способствовал предотвращению создания единого антисоветского фронта. Это был пакт не о союзе, не о взаимопомощи, а лишь о ненападении. И после заключения договора СССР был готов продолжить переговоры с Англией и Францией, но их правительства немедленно отозвали свои военные миссии из Москвы, не желая вести никаких переговоров с Советским Союзом.

«ЦК ВКП(б) и Советское правительство, — писал маршал Г. К. Жуков, — исходили из того, что пакт не избавлял СССР от угрозы фашистской агрессии, но давал возможность выиграть время в интересах укрепления нашей обороны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта»[17].

Срыв западными державами переговоров с СССР нанес серьезный удар его попыткам сообща поставить заслон на пути агрессии и тем самым предотвратить пожар второй мировой войны.

Ответственность за то, что альтернатива войне не стала летом 1939 г. реальностью, лежит на политиках Запада, принимавших решения, руководствуясь не широко понятыми интересами своих народов, народов Европы в целом, а классовой враждой к социалистическому государству.

Вторая мировая война была порождена всей капиталистической системой и возникла внутри ее. Она явилась результатом развития мировых экономических и политических сил на базе монополистического капитализма, итогом обострения противоречий между империалистическими державами.

Решающее значение для возникновения военного конфликта имели противоречия между Германией, Италией, Японией, с одной стороны, Англией, Францией и США — с другой. Особенно острыми были англо-германские и франко-германские противоречия, являвшиеся основными накануне войны.

Непосредственным зачинщиком Второй мировой войны были фашистские государства во главе с гитлеровской Германией.

Война началась как империалистическая и со стороны Германии, и со стороны Англии и Франции, защищавших интересы монополистического капитала, огромные колониальные владения. Это была схватка двух коалиций империалистических держав. Однако развернувшаяся в ходе войны борьба народов против гитлеровской агрессии была антифашистской, освободительной.

Со второй половины 1940 г., когда встал вопрос о защите самого национального существования многих суверенных государств, война против фашистской Германии начинает в целом приобретать справедливый, освободительный характер. Вступление в войну Советского Союза, вызванное нападением на нашу страну гитлеровской Германии, явилось главным фактором, который определил окончательное изменение характера войны. «Вторая мировая война превратилась со стороны противостоящих Германии сил в войну антифашистскую, справедливую»[18].


Примечания:



1

История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941–1945. М., 1960, т. 1, с. XVII.



2

Parliamentary Debates. House of Commons, 1934, vol. 285, col. 384.



3

Einzig P. World Finance. 1938–1939. L., 1939, p. 119–120.



4

Documents on British Foreign Policy. 1919–1939 (в дальнейшем — DBFP). Ser. 2. L., 1947, vol. 1, p. 543–547.



5

Известия, 1988, 17 августа.



6

Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в Кремлевском Дворце съездов 2 ноября 1987 года. М., 1987, с. 23.



7

Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается, с. 24–25.



8

См.: Новое время, 1987, № 40.



9

Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937–1939. М., 1981, т. 2, с. 72.



10

См.: Новое время, 1987, № 40.



11

Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история. М., 1970, с. 20.



12

DBFP. Ser. 3. L., 1973, vol. 6, p. 763.



13

См.: Правда. 1988, 1 сентября.



14

См.: История внешней политики СССР. 1917–1985. 5-е изд. М., 1986, т. 1, с. 386.



15

Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история, с. 21.



16

Вторая мировая война. Краткая история. М., 1984, с. 37.



17

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. 8-е изд. М., 1987, т. I, с. 290.



18

Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история, с. 28.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.