Онлайн библиотека PLAM.RU


Фотоархив


Вюстер пишет: «Площадь Дзержинского обставлена большими многоэтажными административными зданиями, смесь крестьянского стиля и небоскребов». Четкий стиль застройки Харькова стал его главным символом, и любой немецкий солдат с фотоаппаратом не мог удержаться, чтобы не сделать пару снимков. Справа — комплекс зданий Госпрома, слева — политехнический институт.


Вюстер: «Массивный памятник Шевченко сделан из бронзы и обставлен революционными солдатами в героических позах. Хоть что-то отличное от бесконечных статуй Ленина и Сталина, хотя в Харькове и их хватает». Монумент и окружающий его парк имени Т.Г. Шевченко (1814–1861), революционного демократа и яростного борца с царизмом и рабством, существует и сегодня.


Сады Шевченко — старейшая зеленая зона в центре города, прошедшего перепланировку в 1804 г. Центральная часть сада — прекрасная каштановая аллея, ведущая от памятника Шевченко к зданию университета. Сад занимает 25 гектаров, и в нем растет более 15 000 деревьев, включая гигантские 200-летние Дубы. В кадре идут по своим делам харьковчане, несмотря на немецкую оккупацию города.





Начало мая 1942 г. Вюстер: «Несколько дней я учился на курсах борьбы с танками, что было довольно полезно, поскольку позволило снизить танкобоязнь, по крайней мере относительно. Мы ложились в окоп и давали танку проехать над нами, и учились бросать подрывные заряды, противотанковые мины и связки гранат на моторное отделение танка. Заднюю броню можно было сжечь термитным патроном, уничтожая двигатель. Реалистичные взрывы на захваченных танках выглядели здорово. Несмотря на всю подготовку, я чувствовал себя беспомощным и незащищенным, глядя на оружие и смотровые щели танка. Все изменилось, когда нас взяли внутрь танка, проехаться по месту „атаки“. Теперь чувство неполноценности относилось к экипажу танка. Ничего не видно и не слышно. Если они даже заметят окоп, будет уже слишком поздно. Может быть, они заметят бегущую фигуру и звук удара противотанковой мины о корпус за башней. Поздно! Действие дымовых шашек и гранат на танк было удивительным. Не просто экипаж ничего не видел, но горение забирало у него кислород. Приходится сразу выскакивать, чтобы не задохнуться. Однажды во время отработки это почти привело к несчастью. Кое-как водителя удалось вытащить со своего места».


Вюстер: «На главной станции и соседнем современном здании почты видны следы боя». Полугусеничные бронетранспортеры 23-й танковой дивизии едут мимо главной почты Харькова. Дивизия прибыла из Франции в конце марта — начале апреля, и ее части использовались в разных пехотных дивизиях к востоку от города.


Танки 23-й ТД возвращаются с учебы. Участников курса — включая обер-лейтенанта Вюстера, снимавшего этот кадр — везут обратно в части на моторных отделениях танков.


Обер-лейтенант Вюстер в своем «жалком жилище» на ферме севернее Харькова, начало мая 1942 г. Его произвели в обер-лейтенанты 16 марта 1942 г., приказ вступил в силу с 1 апреля. Он награжден значком за атаку в августе 1940 г. и Железным крестом первого класса в июле 1941 г. Несмотря на участие в Польской, Французской и Русской 1941 г. кампаниях, Вюстер ни разу не был серьезно ранен. Несколько легких ранений позволяли рассчитывать на знак за ранение, но он считал, что принять его за такие царапины означало искушать судьбу.


Одна из четырех 15-см гаубиц 10-й батареи — минус ствол — ждет своего часа вступить в дело. Ей недолго ждать. Тяжелые орудия часто разбирали для долгих маршей, чтобы снизить нагрузку на лошадей. Ствол ехал в отдельной повозке.


12 мая 1942 г. началось советское наступление под Харьковом, создав несколько глубоких прорывов. Один из них был в секторе 294-й пехотной дивизии. Несколько частей недавно прибывшей 71-й ПД, включая батарею Вюстера, срочно развернули в секторе. На снимке: лошадиные упряжки 10-й батареи следуют вдоль железной дороги севернее Харькова.



При движении на закрытие советского прорыва батарея Вюстера была поймана на марше: «Батарея уже понесла потери при движении на первую огневую позицию, когда русские бомбы упали посреди колонны». Жестокое приветствие новичку на Восточном фронте. Несколько лошадей, как эта слева, превратились в неразличимую массу.



Расположившись на обратном склоне и кое-как замаскировавшись, артиллеристы 10-й батареи сидят и ждут приказа. Некоторые уже обрили головы, другие бреют. Старший офицер на батарее Вюстер тоже побрил голову. Иногда это делалось для борьбы со вшами, но вряд ли у Вюстера и его людей дело было в этом: пари, заключенное во время пьянки, заставило проигравших лишиться волос!


Во время одной из стрельб команду ветеранов 3-го оружия едва не постиг печальный конец.


Вид на повреждения с места наводчика. Отметьте, что замок закрыт. «Таблица команд» слева дает градацию углов возвышения, поправки на ветер и пороховой заряд в зависимости от расстояния до цели и порядка выстрелов (скорость снарядов после первого последовательно росла — стабилизируясь на шестом или седьмом. Вюстер вспоминает, что это был первый ствол орудия.


Пружины откатника лопнули, пневматический компенсатор вырван.


Фрагменты, собранные после разрыва ствола. Расчет еще потрясен близостью смерти. Вюстер рисковал, снимая это: фотографировать разрыв ствола было запрещено.


Орудия 10-й батареи пришли на новую позицию у линии фронта. В отдалении на гребне расположилась пехота. Отсутствие подходящего укрытия заставил гаубицы подойти совсем близко к передовой. Когда начнется советская атака, она почти наверняка пойдет по дороге, пересекающей гребень наискось.


Одна из первых потерь 10-й батареи в летнюю кампанию — корректировщик лейтенант Пауль Гарри Алексис Петер фон Медем, родившийся 15 июня 1915 г. в Риге. Он был убит 12 июня 1942 г. в 1,3 км от Татьяновки, когда отказался залечь под огнем. Сегодня его останки покоятся в Алексеевке, к северо-востоку от Изюма на Украине.


Солдаты 10-й батареи выстроили пушки и большую часть личного снаряжения вдоль ручья за небольшой возвышенностью. Полное немецкое превосходство в воздухе означало, что гаубицы не нужно ни маскировать, ни окапывать.


Спаренный пулемет вкопан в плодородную украинскую землю и готов к воздушной обороне. Такие земляные работы всегда хорошо видны с воздуха, так что вынутый грунт замаскирован степной травой.


Палатка Вюстера тоже старательно вкопана. Самая большая угроза — осколки (прямые попадания крайне редки), так что вынутый грунт насыпается вокруг позиции.


Чтобы снять часть нагрузки со слабеющих лошадей, по дороге «заимствовались» сельскохозяйственные тракторы и превращались в тягачи. Отступающие части Красной Армии забрали почти все рабочие машины, так что артиллеристам пришлось ремонтировать те, что остались.


Колонна, которую тянет трактор «Сталинец-60», встала посреди бесконечной степи, размягченной недавним дождем. Кроме лафета гаубицы и передка, вокруг которого собрались солдаты, трактор везет и телегу с орудийным стволом (слева). Чтобы разделить вес орудия при перевозке, ствол везли на отдельной повозке. Естественно, так делали, лишь когда угроза встречи с противником была низкой, а орудие не требовалось быстро развернуть.


«Цыганский табор» 10-й батареи. Вереницу орудий и передков везет один из советских тракторов. На этой фотографии ствол установлен на лафет, а повозка для ствола едет пустой.


Обер-лейтенант Вюстер обедает на придорожном поле. Постоянное преследование со стороны командира батальона Бальтазара было дополнительным бременем.


Четыре гаубицы с расчетами расположились в небольшой долине. Через лагерь протекает ручей. После маскировки орудий и установки навесов над окопами личный состав приступил к личной гигиене и стирке. Такие свободные часы во время непрерывного наступления были редкой благодатью, так что каждая возможность использовалась полностью.



Развернув орудия в долине, на возвышенности поставили наблюдательный пункт с хорошим обзором окружающей местности.


Один из гусеничных тракторов батареи «Сталинец-60». Они имели мощность 60 л/с и работали на сырой нефти. Новый владелец ясно пометил свое имущество: организационный символ тяжелой батареи, и «01636 В/1» (полевая почта 4-го батальона, В — первая буква слова «батарея», 1 — номер орудия).


«Расчетная палатка» и спальное место старшего офицера батареи Вюстера. Здесь рассчитывались данные стрельбы. Один из людей в кадре явно в свободной форме — трусы и тапочки.


Пункт связи 10-й батареи. В палатке у телефона вахмистр Блау.


Расчет 3,7-см противотанковой пушки дремлет в тени автомобиля «Протце» 6?4 фирмы Круппа (Kfz.69). Неэффективная против большинства танков, 3,7-см пушка давала эффективную защиту против небронированных целей.


Пехота 71-й пехотной дивизии встала лагерем на краю идиллически выглядящей русской деревни. Во время наступления долгие привалы были редкостью — марш начинался до рассвета и продолжался после заката.


Пехота свернула лагерь и выходит под утренним солнцем, бьющим с безоблачного неба. Пехота испытывала нечеловеческие нагрузки, нередко делая по 40–50 км за день марша.


Пока конные повозки не торопясь едут вперед, мимо катят велосипедисты 71-го разведбатальона. У головного велосипедиста на велосипеде сбоку приторочен МГ-34, у остальных за спиной винтовки.


Вюстер на наблюдательном пункте. Его командир батальона, подполковник Бальтазар, позаботился о том, чтобы он проводил за этим опасным занятием больше времени.


Тот же наблюдательный пункт. На горизонте видна тщательно замаскированная стереотруба. Жизнь зависит от умения спрятаться: если тебя заметят, ответит советское тяжелое оружие.


Когда орудие стоит на огневой позиции, все его незначительные перемещения должны выполняться самим расчетом: это считается более простым делом, чем приводить упряжки с позиции передков.


Перетаскивать 5,5-тонную гаубицу по пересеченной местности непросто. Десять человек впряглось в каждый трос, зацепленный за верхнюю часть колеса, чтобы увеличить силу тяги. По фото видно, насколько эта работа тяжела.


Наконец, орудие на позиции. Чтобы правильно разместить гаубицу, нужно много сил. Четыре орудия нужно поставить рядом, чтобы старший офицер мог управлять огнем.


«Расчетная палатка» Вюстера стоит в тихой лощине, поросшей дубами и дикими цветами.


15-см гаубица s.F.H.18 стреляла фугасными, бетонобойными, бронебойными и дымовыми снарядами, каждый весил около 43 кг. Заряд состоял из восьми картузов с порохом, заряд 8 давал максимальную дульную скорость 50 м/с. Максимальная дальность превышала 13 км. Как видно из трех пустых бутылок, этот расчет только что отметил прибытие на новую позицию.


Артиллерийская колонна продолжает марш где-то между реками Оскол и Айдар, 10 июля 1942 г. После выхода перед рассветом в полдень делался короткий привал. Расчет отдыхает на повозке со стволом.


Для каждой повозки со стволом нужна упряжка из 8 лошадей. Лошади с трудом справляются с темпом марша: сегодня, 10 июля, температура 40 градусов в тени, а на небе ни облачка.


Вплотную за пушками следует колонна снабжения. Монотонность бесконечной степи до горизонта заставляла все немецкие войска скучать по дому.


10 июля одна из повозок со стволом провалилась сквозь дорожное полотно в промоину и застряла по ступицы. Чтобы высвободить повозку, Бальтазар дал Вюстеру всего 8 лошадей и 8 человек.


Пройдя почти 30 км, длинные колонны под вечер 10 июля пришли в Новопсков. 4-й батальон Бапьтазара занял дома на окраине деревни. Вюстер и повозка со стволом прибыли позже.


Рано утром 11 июля батарея покидает ночлег в колхозе у Новопскова. Снова используется возможность применить советский трактор в роли тягача. Немцы еще не знают, что советские окруженцы заняли позиции на холмах на заднем плане.


Упряжки с телегами движутся по пыльным дорогам сквозь облака пыли в сторону восходящего солнца, Новопсков, 11 июля 1942 г. Людям Вюстера повезло не попасть в засаду с остальными частями.


На коротком отрезке дороги между Новопсковом и рекой Айдар стоят бесконечные колонны брошенной сельскохозяйственной техники. По разным сообщениям, дорогу забили от 200 до 500 тракторов и молотилок.


Унтер-офицер 10-й батареи берет на себя роль водителя свежереквизированного трактора СТЗ-1. Ему помогает хиви (справа). Колеса этих тракторов повреждали дорогу и деревянные мосты, поэтому, где возможно, их пускали по обочине.


Мост через Айдар, восточнее Новопскова, был взят 10 июля. 1942 г. Артиллерийские части переправились на следующий день. С высот за мостом советские части и поймали в засаду маршевые колонны.


Советский Т-34 производства Сталинградского тракторного завода бесцеремонно сброшен с подъездного пути к мосту через Айдар. Повозка за танком не несет ствол, что говорит о том, что он водружен на лафет из-за близости противника в ожидании неминуемого столкновения.


Генерал-майор Александр фон Хартман, командир 71-й пехотной дивизии, вскоре после начала операции «Барбаросса». В стальном шлеме — майор Герхард Фридрих, командир 171-го саперного батальона. Оба еще встретятся в Сталинграде.


Подполковник фон Штрумпф наблюдает за утренней атакой с наблюдательного пункта. Артиллеристы быстро находили любую высоту, даже самую незначительную, чтобы поставить там свой НП…. Тяжелая задача в ровной степи.


Подполковник фон Штрумпф движется в штабной машине (конфискованный кабриолет «Вандерер» W-50). Отметьте треугольный флажок командира батальона с эмблемой 71-й пехотной дивизии.


Пулеметная телега батареи, легко поврежденная близким попаданием бомбы. Как ни странно, никто не был ранен. Спаренный пулемет лежит под брезентом задней тележки.


30-л/с сельскохозяйственные тракторы СТЗ-1, каждый имел тяговую мощность 15 л/с и был способен на низкой передаче тянуть до 1200 кг. Два трактора сцеплены вместе, чтобы обеспечить нужную силу для буксировки телеги со стволом.


Пейзаж Миллерово, городка, взятого в середине июля. За предшествующие дни дивизия понесла ощутимые потери, в основном от неожиданных стычек с советскими окруженцами и отрезанными частями.


Колонна снабжения встала в небольшой деревушке. Ливень 18 июля превратил «дороги» в грязь. Русские дороги имели знаменательную способность всего за несколько часов дождя превращаться в траншею с грязью, но снова становиться твердой и пыльной спустя всего пару дней солнечного неба и свежего ветра.


Советский штурмовик Ил-2, после вынужденной посадки у дороги, привлек внимание любопытных немецких солдат. Он все еще вооружен ракетами РС-82. Каждая пушка ВЯ-23 (по одной в каждом крыле) имела боекомплект 150 патронов, ее лента свисает под крылом.


Охотник за сувенирами уже срезал половину красной звезды с хвостового оперения. Отсутствует и 12,7-мм пулемет Березина УБТ в кабине стрелка. Большинство немцев еще не видели неповрежденным этот самолет, который они уважительно называли «фляйшер» (мясник), так что нет нужды напоминать, что этот самолет стал объектом острейшего любопытства.


Четыре главных тягача 10-й батареи. Слева дизельный «Сталинец» С-65, в середине гусеничный ХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), справа два сельскохозяйственных трактора СТЗ-ХТЗ (СТЗ-1). Два последних типа ездили на керосине и были построены на Сталинградском (СТЗ) и Харьковском (ХТЗ) тракторных заводах.


Батарея Вюстера владела множеством тягачей. Кроме своих верных лошадей, они широко использовали советские тракторы, что снимало с лошадей большую часть нагрузки. Тракторы были и более мощной тяговой силой: С-65 давал 75 л/с, СТЗ-3 — 52, а меньшего размера СТЗ-1 — 30 л/с. Все три модели производились в огромных количествах.


После бесконечных дней наступления по бескрайним равнинам в летнее пекло люди и лошади укрылись в тени деревьев в колхозе в районе Миллерово. 16 июля 1942 г.


Полевая кухня пришла. За короткое время «гуляшканноне» («гуляш-пушка») раздала усталым артиллеристам теплую еду.


Короткая передышка приносит с собой еще одну работу для офицеров — «бумажную войну». Количество бумажной работы доводило некоторых офицеров до изнеможения, так что хороший клерк был подарком судьбы. На снимке «Шрайбштунденваген» с делами 10-й батареи — военный дневник, приказы, рапорты, личные дела, — вставший под деревом, чтобы унтер-офицер Бурбат смог приступить к своим обязанностям.


К августу тракторы батареи исчерпали запас топлива или сломались. В тот же период дивизия двигалась через кладбище советской бронетехники, загромождавшей поле боя к западу от Калача. Всегда в поиске новых тягачей, батарея исследовала многочисленные остатки и нашла KB-1, брошенный из-за технических неполадок. Даже при там, что большинство артиллеристов, включая Вюстера, были больше знакомы с лошадьми, нашлись технически мыслящие специалисты, которые смогли заставить этого зверя сдвинуться с места. Появился план починить KB и сделать из него тягач, сняв для этого башню. Такая конверсия была популярна и ценилась в IV батальоне 171-го артполка из-за их 150-мм гаубиц — гораздо более тяжелых, чем 105-мм пушки остальных трех батальонов, — тянуть которые нужна была большая сила. Сняв крышку моторного отсека, механики приступают к работе в моторном отделении. KB-1 был оснащен тем же двигателем, что и гораздо более легкий Т-34 В любом случае, у него было достаточно мощности, чтобы удовлетворить потребности батареи Вюстера.


Подполковник фон Штрумпф позирует у другого KB-1, подбитого во время битвы на окружение в районе Дона к западу от Калача. Экипаж в последней попытке спасти машину пытался завести буксировочные тросы.


Танк был моделью образца 1941 года. Он весил 45 тонн. Его бронирование было усилено плитами толщиной 25–35 мм на башне, лобовой и боковой сторонах корпуса. 600-литровый топливный бак давал танку запас хода в 250 км.


Вид кормовой ниши башни изнутри. По стенкам по обе стороны от кормового пулемета, 7,62-мм ДТ (слева), строились укладки 76,2-мм снарядов для пушки Ф-34. Боекомплект состоял из 114 снарядов и 3024 патронов для трех пулеметов в дисковых магазинах.


Большой 12-цилиндровый B-2K развивал 600 л.с. и давал танку максимальную скорость 35 км/ч. 65-см гусеницы обеспечивали хорошее сцепление с мягким грунтом, нов целом танк был медленным, трудным в управлении и имел ненадежную трансмиссию.


Механики забрались на место водителя, чтобы запустить двигатель. Но несмотря на все их усилия, восстановление этого KB-1 так ни к чему и не привело. Отметьте, что курсовой пулемет танка (слева) отсутствует.


Подполковник фон Штрумпф и офицеры его штаба за едой у командирской палатки.


Подполковник фон Штрумпф 3 августа 1942 г. был награжден германским крестом в золоте. Представление за действия в предыдущий год было подано в марте.



Фон Штрумпф и его адъютант обер-лейтенант Герд Хоффман перекусывают и перекуривают на наблюдательном пункте (редкий кадр, фон Штрумпф носит шлем). Но передышка не продлится долго… звонит телефон, Хоффман отвечает, и они снова на войне.


Подходы к Калачу были загромождены уничтоженными советскими танками. На снимке — три Т-60 беспомощно стоят, пока рядом колонна фургонов с лошадьми ждет своей очереди на паром.


Полдень, 25 августа 1942 г, кипучая деятельность на берегу: саперные части переправляют войска на пароме и строят мост. Кроме 71-го саперного батальона, поддержанного 912-й командой штурмовых лодок, в утреннем штурме принимали участие и солдаты из 45-го саперного батальона. Работе на мосту помогает 134-я мостовая колонна. Все оборудование сложено вдоль берега, включая понтонную платформу справа и прицеп для штурмовых лодок слева. За лошадьми видна одна из лодок.


Платформа от «Моторбоот» — моторной лодки, предназначенной для толкания и буксировки плотов и мостовых секций при устройстве переправы. Специальная двухколесная платформа оборудована всем необходимым для спуска и подъема 2-тонной лодки: раздвижной стапель, транспортировочные гнезда, лебедка и 15 метров троса.


Две штурмовые лодки 912-й команды. Утренняя атака через реку проходила у Березового острова севернее Калача. После захвата и расширения плацдарма в 04.30 началась работа на мосту чуть дальше по реке. К полудню плацдарм был 5 км в глубину и 6 км по фронту. Высокий западный берег господствовал над рекой.


Переправа на пароме началась, когда мост в 50 м выше по течению еще строился. Была построена пристань для въезда машин и упряжек прямо на паром. Одновременная работа обеспечила бесперебойный поток движения за реку. Мост был закончен в 19.00 25 августа.


8-тонный паром, сделанный из мостовой секции, отплывает от «пристани». Ее грузоподъемность подняли с 8 до 12 тонн, добавив по паре стоек под каждую опору. Во время переправы вмешательство противника было незначительным.



Паром отходит от пристани, управляемый командой моторных лодок, оснащенных шестицилиндровыми двигателями «Майбах» в 100 л.с. Широкие лодки со стальной обшивкой с медно-никелевыми заклепками могли толкать паром на скорости около 6 узлов и двигаться в течение 6 часов на одной заправке. На нижнем фото едали виден старый мост — давно разрушенный. Батарея Вюстера пересекала Дон ночью.


Подполковник фон Штрумпф говорит по телефону на своем НП на высоте 151, господствующей высоте на западной окраине Сталинграда, начало сентября 1942 г. Отметьте хорошо замаскированную стереотрубу справа.


Фон Штрумпф у штабной землянки на высоте 151. Хотя сейчас тихо и фон Штрумпф не носит шлем, опасность везде. Со времени наступления от Дона к Сталинграду установился устойчивый поток потерь офицеров-артиллеристов.


Подполковник фон Штрумпф раздает медали своим солдатам, 3 сентября 1942 г., передышка в боях в степи между Доном и Сталинградом.


2-е орудие («Берта») 1-й батареи первого батальона 9-го зенитного полка «Легиона Кондор», которой командует обер-лейтенант Паузе. Орудия этой батареи — а также 2-й батареи обер-лейтенанта Гессаa и 3-й батареи обер-лейтенанта Мекеля — поддержали атаку 71-й пехотной дивизии 4 сентября, и одержали несколько побед: у железной дороги северо-западнее Гумрака 1-я батарея подбила Т-34, а также 3 легких танка Т-60; 2-я батарея уничтожила 4 танка; 3-я батарея была самой успешной, выбив 8 Т-34 и один KB-1. Кроме того, все батареи подавляли орудийные позиции противника и прямой наводкой выбивали наблюдательные пункты и пулеметные гнезда. Позже в тот же день начальник штаба I зенитного корпуса подполковник Эрих Греплер встретился с орудийными расчетами и отметил их отличные действия. Он также выдал им по бутылке шампанского за каждый подбитый танк с предшествующих дней — жест, который обрадовал усталых солдат.


Командиры орудий четырех 88-мм зенитных пушек 1-го батальона 9-го зенитного полка позируют на уничтоженном Т-34 у железной дороги северо-западнее Гумрака. 4 сентября 1942 г На заднем плане видна железнодорожная насыпь.


Прямое попадание в передок едва не стоило Вюстеру жизни, когда кусок металла плашмя угодил ему в плечо. Если бы крупный обломок ударил его под другим углом, его бы убило, или по крайней мере причинило тяжелые травмы. Снимок сделан с той точки, где сидел Вюстер, когда прилетел вражеский снаряд.


Обер-лейтенант Вюстер ждет снаружи палатки медика. При росте потерь среди людей Вюстера росло беспокойство, и он был не столь уверен в себе, как выглядел перед солдатами. Тем не менее он научился не показывать чувств.


Другой вид на разбитый передок. У радиста справа свеженаклеенный пластырь на шее и подбородке. Он также чудом избежал смерти.


150-мм гаубица IV батальона на позиции в степи. Ствол направлен на Сталинград. Непрерывное наступление означало, что орудия редко окапывали, но расчеты всегда копали себе «лисьи норы».


Столбы черного дыма на горизонте от горящих советских танков. 11-я батарея Вюстера ждет приказа открыть огонь. Попыток маскировать пушки не делается.


Полковник Эберхард Шаренберг, командир 171-го артполка, в сентябре 1942 г переведен в артиллерийское училище.


Подполковник фон Штрумпф, командир III батальона 171 — го артполка, принял полк 14 сентября. Он уже временно командовал полком с 30 июня по 20 августа


В середине сентября батарея Вюстера перешла на позиции в городской черте. Это первое фото города, сделанное Вюстером у боковой ветки Царицынской балки. На этой ранней стадии битвы, многие из домов стоят неповрежденными. Постепенно они падут жертвой огня, взрывов или германской потребности в дереве.


С этого места Вюстер лучше видел город. Снимок сделан строго на восток. Слева идет дорога из летной школы, справа Карская улица. Подбитый Т-34 стоит на перекрестке. Большие здания на заднем плане — спиртзавод, известный немцам как «водочный завод». Четыре месяца спустя в его подвале закончится история 171-го артиллерийского полка. Темная полоса на обочине — грунт, выброшенный из большой траншеи, идущей слева направо, под дорогой и дальше.


Из другого окна Вюстер глядит на юг. На горизонте — мощное здание элеватора. Горизонтальная. темная линия на переднем плане — продолжение траншеи, показанной на предыдущем снимке.


С высоты южнее Царицы подполковник фон Штрумпф тоже запечатлел первый взгляд на город и реку за ним. Центр города на этом снимке слева. На Волге горит грузовое судно.



Вюстер осторожно приближается к другому Т-34. Хотя он кажется брошенным, рисковать не стоит. Осторожность буквально чувствуется в нижнем снимке. Движение по открытому месту может быстро окончиться смертью от снайперской пули или спорадического минометного, артиллерийского или ракетного огня.


Командир дивизии генерал-майор фон Хартман наносит визит на КП фон Штрумпфа, расположенный в одном из множества глубоких оврагов, идущих через Сталинград и пригороды.


Подполковник фон Штрумпф окунает голову в ведро с водой после стрижки, а его адъютант, обер-лейтенант Хоффман, занимает его место в кресле парикмахера.


Мощные балки, изрезавшие Сталинград, были важной частью местности, широко использовавшейся во время битвы. Они давали прекрасные оборонительные возможности, скрытые маршруты подхода и служили убежищем многочисленным гражданским, выгнанным из домов. Эта балка, боковая ветвь Царицы, находилась недалеко от командного пункта Вюстера. Бездомные жители рыли пещеры в стенах балки.


Вюстер расположился на пешеходном мостике, пересекавшем балку, и сделал еще один снимок в позднем свете дня. Восточные склоны были сравнительно безопасны от советского артиллерийского огня, бьющего с другого берега.



Пригороды, идущие к западу от делового района Сталинграда, в основном избежали ужаса бомбежек 23 августа и выдержали первые стадии немецкого штурма — в основном из-за быстрого продвижения к реке 14 сентября, что означало малое количество боев среди деревянных построек. Но со временем советские обстрелы в попытке ослабить немецкие части опустошили местность, при этом постепенно превратили пригород в свалку обожженного дерева, листового металла и обугленной земли. Для бесперебойного подвоза припасов немцы расчищали дороги от мусора и обломков.


Краснокирпичная церковь на Двинской улице была местом, которое привлекало любого немецкого солдата в центре Сталинграда. Она имела и символическое значение, потому что солдаты соседней 295-й пехотной дивизии выбрали ее местом, где был поднят германский флаг, что было запечатлено на пленку. Но ясно различимое здание служило ориентиром для крупных калибров артиллерии Красной Армии, так что артиллерийские налеты на эту часть города были частыми.


Трамвайная линия на Днестровской улице уходит за горизонт на востоке. Позже на этом участке дороги появится знак: Achtung: Feindbesicht und Beschuss (Внимание: находится под вражеским обзором и обстрелом).


Прекрасно замаскированные орудийные позиции 2-й батареи Вюстера. 105-мм пушки едва видны, даже с близкого расстояния. Кроме орудия справа, на заднем плане есть еще одно, с левого края церкви. На переднем плане видна укладка снарядов. Хотя позиция находится в пределах досягаемости советской артиллерии, гаубицы Вюстера ни разу не были обнаружены и его люди понесли очень малые потери, в отличие от других батарей, расположенных глубже в тылу.


Узкие ходы сообщения связывали каждый орудийный дворик с соседним (на снимке гаубица — темная тень в середине). Для расчетов и снарядов были выкопаны глубокие блиндажи, один из которых находится сразу за поворотом хода. Расположившись так далеко впереди, Вюстер мог обстреливать цели, недоступные другим.


Один из блиндажей, построенных солдатами Вюстера у орудийных двориков. Нужно было приложить много труда, чтобы сделать убежища как можно удобнее. Для обшивки стен брались доски из деревянных домов, а для обстановки использовалась брошенная мебель.



В начале октября, когда стало ясно, что дивизия будет удерживать зимние позиции по Волге, были выстроены более постоянные убежища. На снимке: в гребень широкой Дубовой балки, в 6 км от центра Сталинграда, встраиваются блиндажи. Для земляных работ в основном использовались хиви. Блиндажи перекрывались деревом, взятым в пригороде. Остатки этих блиндажей можно видеть и сегодня.


Однажды в октябре Вюстер взял свой фотоаппарат на наблюдательный пункт на Волге. Его первым объектом съемки была центральная железнодорожная станция. Справа пешеходный мостик, идущий к главному зданию вокзала и Железнодорожной площади. Два больших здания на заднем плане заняты немецкими частями.


Перейдя мостик, Вюстер и его проводник срезали путь в центральные районы через разбитое депо. Нужно было пересекать открытое место с осторожностью, потому что советская артиллерия могла начать обстрел в любой момент.


Перейдя пути, двое подошли ближе к реке, ненадолго задержавшись, чтобы сделать этот снимок Саратовской улицы, идущей на север в сторону площади 9 января. В отдалении за молодыми деревьями находятся советские «крепости», включая «Дом Павлова» и мельницу.


Вюстер и его проводник в глубокой траншее, идущей по верху волжского берега. Река всего в 50 метрах справа. Большое здание на переднем плане — самое южное из трех «Домов специалистов». Из окон и с балконов этого комплекса немецкие пулеметчики и корректировщики обрушивали разрушительный огонь на любую лодку, пересекавшую реку.


Мутноватый снимок центра Сталинграда, сделанный через несколько дней после бомбежек 23 августа, ясно показывает различные позиции Вюстера в пригороде и близость батареи к деловому району города: 1) площадь 9 января, 2) площадь Павших героев, 3) церковь, 4) позиции 2-й батареи, 5) баня, 6) спиртзавод, 7) наблюдательный пункт Вюстера в жилом доме.


На обратном пути Вюстер снова фотографирует опустошенную станцию. На горизонте видна колокольня церкви, иногда называемой немецкими солдатами «кафедральный собор».


Последний снимок дня, сделанный на Донской улице в южную сторону, показывает две разбитых «Катюши» на шасси Т-60, попавших на острие немецкого наступления. Знак на переднем плане — zum Bahnubergang — указывает направление к железнодорожному переезду.


Универмаг (Univermag), в немецких сводках проходящий как «партийное здание», был местом, где 71-я дивизия объявила о победе: в полдень 26 сентября командир 191-го пехотного полка поднял над зданием германский флаг. В комплексе зданий находился Наркомторг СССР и Главунивермаг.


Универмаг вскоре после его взятия. Фотография сделана адъютантом подполковника фон Штрумфа во время инспекторской поездки командира полка в город. Тяжелые бои продолжались в нескольких кварталах восточнее.


Вюстер и его фотоаппарат тоже вернулись к деловому кварталу, на этот раз — на «Красную площадь», как она была известна немцам, но точное ее название — «площадь Павших борцов». На снимке — внутренний двор комплекса Универмаг. Справа в кадр не вошла рампа, ведущая в подвал универмага, — место исторической важности, где четыре месяца спустя сдастся Паулюс.


Похожие на кинжал остатки дома в северо-западном углу площади стали легко различимым ориентиром и стоят безмолвным свидетельством разрушительной силы, выпущенной на свободу Люфтваффе во время ужаса 23 августа 1942 г.


Адъютант фон Штрумпфа сфотографировал те же развалины с другой стороны площади Павших героев.


И снова площадь Павших героев глазами Вюстера. На заднем плане между двумя большими зданиями виден театр. Отметьте, что дорожки очищены от обломков.


Театр с более близкого расстояния. Здание перешло в немецкие руки только после того, как солдаты 171-го разведбатальона перебили красноармейцев, стреляющих с галерей, и выкурили защитников подвала, устроив на подвальной лестнице костер из сброшенных вниз театральных кресел.


Глядя вдоль по «театерштрассе» (Ломоносовская улица) в сторону видной вдали площади Павших героев.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.