Онлайн библиотека PLAM.RU


  • У истоков цивилизации
  • Рождение империи
  • На пике могущества
  • Внешняя политика Цинь Ши-хуанди
  • Распад империи
  • На руинах былого величия
  • Империя Цинь

    Китайская империя Цинь явилась первым централизованным государством. До него существовали отдельные разрозненные царства, в целом обособленные друг от друга. Территорию, на которой проживали народы этих царств, окружали различные кочевые племена, периодически нападавшие на китайцев. Правителю империи Цинь – Цинь Ши-хуанди – удалось преодолеть разрозненность и междоусобицу, присоединить к своему государству достаточно большие территории и провести ряд реформ. Несмотря на то что империя Цинь просуществовала недолго (14 лет), это время по количеству событий и важности произошедших изменений занимает целую эпоху в истории страны. Кроме того, следующие китайские империи, пришедшие на смену империи Цинь, в политическом и экономическом плане очень многое позаимствовали у своей предшественницы.

    У истоков цивилизации

    Еще в XIV в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось царство Инь. Оно представляло собой раннерабовладельческое государство. В XI в. до н. э. царство Инь поработило племя Чжоу. Как целостное государство царство Чжоу просуществовало несколько веков и к началу VII в. до н. э. распалось на несколько самостоятельных государственных образований. К IV в. до н. э. стали складываться определенные условия для создания объединенного китайского государства. Среди множества таких предпосылок можно выделить две главные. Первая – это развитие товарно-денежных отношений.

    В IX–III вв. до н. э. широкое хождение получила металлическая монета в форме круга. Это был показатель высокого уровня развития частной собственности и товарного хозяйства. Интересно, что в восточных царствах монета имела форму ножа, а в северных – заступа. Однако на пути развития торговых отношений между отдельными царствами вставало препятствие в виде таможенных барьеров.

    Второй важной предпосылкой для объединения разрозненных царств в одно целое был объективный процесс – налаживание постоянных хозяйственных связей между отдельными территориальными единицами Китая. По мере того как кочевые племена ди постепенно растворялись среди китайского населения, у последнего все более и более росло убеждение, что их территория – Среднекитайская равнина – находится в центре Поднебесной. Так возникла концепция Срединных царств, которую окружали «варвары четырех сторон света».

    Постепенно сложился единый культурный стереотип, который распространился на все главные царства Древнего Китая. Это выразилось в том, что образовался и стал развиваться древнекитайский общелитературный язык. Но вместе с тем продолжали существовать и местные языки.

    Наконец, еще одним обстоятельством, которое способствовало объединению царств, была политическая ситуация. Все правители маленьких государств претендовали на роль владыки большой империи, при этом каждый из них отдавал себе отчет в том, что чем меньше самостоятельных конкурирующих царств останется вокруг него, тем легче будет путь к титулу императора. Для того чтобы получить дополнительный ресурс в борьбе против враждебно настроенных соседей, многие руководители государств стали заключать между собой союзы. Например, некоторое время существовал союз царств Чжао и Чу, а также Цинь и Ци. На деле это означало, что после того, как циньский и циский правители поработят территории своих противников, глава государства Цинь станет Западым императором, а правитель Ци – Восточным. Такой союз был заключен в 288 г. до н. э. В 286 г. до н. э. было принято решение преобразовать двухсторонний союз в тройственный. Согласно этому проекту правитель Цинь становится Западным императором (как и в первом случае), но вместо Ци на политическую арену выходят главы царств Чжао и Янь и становятся соответственно Северным и Срединным императорами. Однако этот замысел так и остался неосуществленным.

    Что же касается союза царств Чжао и Чу, то в военных делах наиболее преуспел глава царства Чу. Он завоевал территорию Юэ, Лу и др. В основном это были мелкие и средние государства. Однако их присоединение дало возможность правителю Чу стать главой довольно большой территории. Тем не менее в военном споре за титул императора более сильным оказался Цинь.

    Рождение империи

    В 246 г. до н. э. новым главой царства Цинь стал Ин Чжен. В ту пору ему было 13 лет.

    Спустя 8 лет возмужавший Ин Чжен показал, что он разносторонне одарен, но главным его качеством было то, что он обладал непреклонной волей. Так, в 238 г. до н. э. он раскрыл заговор и жестоко покарал тех, кто осмелился участвовать в нем.

    Пока Ин Чжэн был в столь раннем возрасте, царством управлял Люй Бувэй – крупный торговец, ростовщик и рабовладелец. Создание единого китайского государства было и в его интересах тоже, так как он владел еще и огромными территориями. Поэтому Люй Бувэй проводил завоевательную политику, одновременно укрепляя армию.

    Его положение упрочилось еще больше. С этого момента Ин Чжен стал разворачивать широкомасштабные военные действия против царств, которые его окружали. В 230 г. до н. э. царство Хань потерпело сокрушительное поражение, и его земли были присоединены к Цинь.

    Далее еще ряд царств потеряли свою независимость. Это были Чжао, Вэй, Чу, Ци и Янь. Присоединение перечисленных территорий происходило в 228–221 гг. до н. э. Поработив китайские царства, Ин Чжен затем истребил большое количество кочевых гуннов (для этого армию пришлось усилить кавалерией). В результате владения Ин Чжэна расширились до границ нынешней Монголии. Так появилась империя Цинь – страна, представляющая собой единое государственное образование.

    Став императором, Ин Чжен принял титул Цинь Ши-хуанди, что означало «первый император династии Цинь».

    У Ин Чжена были далеко идущие планы. Он хотел создать империю на много веков. Так было записано в его высочайшем повелении – рескрипте («чжао»). В нем, в частности, были такие строки: «Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования – Эрши («Второй»), Саньши («Третий») и так вплоть до десятков тысяч поколений они будут наследовать бесконечно».

    На пике могущества

    Цинь Ши-хуанди сравнительно быстро преодолел последствия экономической и политической раздробленности. И первым шагом в этом направлении была реформа государственного устройства. В первую очередь император разделил всю территорию своих владений на 36 округов. Эти крупные административные единицы стали называться «цзюнь». При этом Цинь Ши-хуанди предусмотрительно обозначил округа так, чтобы их границы не совпали с прежними царствами и естественными географическими разделениями. Округ состоял из уезда («сянь»), а тот, в свою очередь, – из волости («сян»). Каждая волость включала в себя несколько общин («ли»).

    Округами руководили начальники («цзюнь шоу»). Их назначение было прерогативой императора. Другим важным лицом в округе считался командир войсками, которые располагались на территории округа («цзюнь вэй»). Его жалование и жалование начальника округа были одинаковыми. Начальник округа руководил окружными управлениями, в которых работали чиновники, и назначал руководителей уездов и их заместителей. Что же касается управления в общине, то здесь власть принадлежала старейшинам («фулао» или «саньлао»). В отличие от начальника округа должность старейшины была выборной.

    Структура высшей власти

    Вся власть в империи принадлежала императору и передавалась по праву наследования. Император был единственным, кто мог изъявлять свою волю в рескриптах. В этих высочайших документах он называл себя «Мы». Император назначал двух советников (они еще назывались министрами) – «ченсян». Советники были ответственны за то, чтобы императорские указы выполнялись незамедлительно и беспрекословно. В своем подчинении советники имели многочисленные центральные ведомства.

    Система ведомств

    Одним из важных было ведомство юйши дафу. В обязанности его чиновников входили хранение государственного архива и проверка работы округов. Таким образом, осуществлялась связь высшей и местной власти.

    Существовали также судебное ведомство во главе с тинвеем (он отвечал за выполнение уголовного законодательства), финансовое ведомство (его начальником назначался чжисунэйши), наконец, шаофу (это подразделение занималось обслуживанием императорской семьи и самого императора). Всеми армиям империи командовал тайвэй, который возглавлял военное ведомство.

    Законодательная реформа

    Во всей империи существовало единое законодательство. Его основу составляла система поручительств.

    В общем виде она выглядит так: за преступление, которое совершил один из членов семьи, наказывается вся семья. В итоге свободные люди превращались в государственных рабов. Поручительство касалось только представителей низшего сословия. Законы Шан Яна также легли в основу наказаний за преступления. Они отличались невиданной жестокостью. Если палач просто отрубал голову преступнику, то это считалось самым легким наказанием и самой легкой смертью. В основном практиковалось разрывание людей на части и разрубание пополам, четвертование, хоронение заживо, варка в котле, пробивание темени и др. Если преступление было достаточно серьезным, то смертной казни подлежал не только сам виновный, но и его родители и дети. Тех людей, чьи провинности были менее серьезны, просто калечили – разрубали коленные чашечки, выдирали ребра, отрезали носы, били по пяткам и т. д.

    Прообраз циньской системы поручительства был создан китайским философом и реформатором Шан Яном. В ней было записано, что если кто-то один украл какую-либо вещь, то 5 или 10 семей становились государственными рабами. Государственные рабы носили рубища красного цвета, а их веки обводили зеленой краской для того, чтобы их можно было отличить по этим признакам. Дети государственных рабов также становились рабами.

    Как правило, на место казни сгоняли большое количество народа, включая и детей. Когда они вырастали, то сами готовы были убивать, поскольку не считали убийство чем-то из ряда вон выходящим.

    Денежная реформа и реформа письменности

    В империи была установлена единая система мер и весов. Это было насущной необходимостью по двум причинам: для того чтобы установить меру налогового обложения населения и положить конец путанице, которая имела место во времена существования самостоятельных царств.

    Денежная реформа также способствовала введению единообразия. Все прежние деньги обособленных ранее царств были изъяты и запрещены. Вместо них стала использоваться круглая с квадратным отверстием монета, отлитая из меди (такие монеты были распространены в царстве Цинь). Для крупных сделок было предусмотрено использование золотых слитков определенного веса.

    Наконец, еще одна реформа, проведенная в империи, – реформа письменности, которая способствовала тому, что теперь все иероглифы стали писать единообразно, что упростило процесс чтения.

    Из других мероприятий, проведенных Цинь Ши-хуанди, следует отметить строительство дорог и каналов. Оно способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления огромным государством. Для того чтобы дороги реже требовали ремонта, взамен разнокалиберных были введены единообразные оси для повозок. Теперь колеи дорог перестали расшатываться.

    Борьба императора и конфуцианцев

    Знатные и богатые семьи из покоренных царств автоматически становились врагами Цинь Ши-хуанди. Они ненавидели и проводимые реформы, и самого реформатора, т. е. императора, ведь он отменил все аристократические звания, и теперь даже царские роды из бывших стран (Чу, Вэй, Чжао, Хань, Янь и др.) утратили свои титулы. Кроме того, для осуществления контроля над бывшими аристократами их насильно отправляли жить в столицу – город Саньян. Благородное происхождение не имело никакого значения для продвижения по служебной лестнице. Более того, государственную должность легко можно было купить.

    Помимо старой аристократии, у Цинь Ши-хуанди был еще один враг – последователи Конфуция.

    Основы конфуцианства как этико-политического учения были заложены в VI в. до н. э. Они выражали интересы наследственной аристократии, подчеркивая разделение общества на «благородных людей» и «мелких людишек».

    Государственной идеологией в империи было учение фацзя, которое конфуцианцы приняли в штыки.

    Основные постулаты фацзя были сформулированы Шан Яном и были направлены на укрепление императорской власти и развитие централизованного деспотического государства.

    Конфуцианцы, так же как и сверженные аристократы, хотели занять ключевые посты в империи, но им противостояли сторонники фацзя. Тогда конфуцианцы стали открыто критиковать существующую власть и подстрекать к бунту.

    Один из приближенных императора – Ли Сы, фанатично преданный идеям фацзя, – призвал положить конец конфуцианству и его сторонникам. Тогда Цинь Ши-хуанди начал репрессии против своих противников. Конфуцианские книги стали сжигать на кострах, более 400 конфуцианцев по приказу Цинь Ши-хуанди были закопаны в землю живыми, а тысячи стали государственными рабами и были сосланы на строительство Великой Китайской стены, что тоже означало верную гибель. После такой расправы критике императора и фацзя был положен конец.

    По всей империи для Цинь Ши-хуанди было построено 700 дворцов. Одним из самых красивых городов империи стала столица Саньян. Дворцы чиновников и богатых китайцев соседствовали с многолюдными жилыми кварталами. Город утопал в зелени деревьев.

    Для императора на южном берегу реки Вэйхэ был выстроен большой заповедник, в котором Цинь Ши-хуанди охотился. Помимо заповедника с его огромными угодьями, император владел роскошным дворцом в Саньяне, который построили 700 000 рабов. Центральный зал этого монументального сооружения мог вместить до 10 000 человек.

    Цинь Ши-хуанди основал Палату Великой музыки – Тайюэ. Со всего Китая туда везли тексты древнейших песнопений, и придворные поэты и музыканты сочиняли гимны, которые прославляли империю и императора.

    Для простого же народа жизнь в империи была просто невыносимой. Повседневным делом были похороны.

    Поскольку уделом бедняков было полуголодное существование, то их средний возраст не превышал 25 лет. Из десяти новорожденных лишь двое доживало до 3 лет. К голоду прибавлялись частые стихийные бедствия в виде наводнений и землетрясений, тяжелый труд, эпидемии. Простые китайцы в случае болезни обращались к знахарям, так как не могли воспользоваться помощью врача. Однако нередко врачи были бессильны помочь и богатым.

    Существовала легенда о всемогущем враче Бань Цяо. Согласно ей он мог, подобно рентгену, видеть внутренние органы больного. Бань Цяо моментально ставил диагнозы и избавлял от болезни, даже мог оживлять умерших. Своим внешним видом целитель напоминал летучую мышь.

    Дела в империи шли таким образом, что постоянно требовались рабочие руки, инструменты, продовольствие, деньги и оружие. Не спасало положение и все возраставшее количество общественных рабов, поскольку повсюду шло грандиозное строительство дорог, каналов, дворцов, укреплений. Чего стоило одно только возведение Великой Китайской стены!

    Строительство Великой Китайской стены было задумано с целью обезопасить империю от нападения кочевников. Один из очевидцев строительства, Сыма Цянь, так описывал свое впечатление от увиденного: «Срывали горы, засыпали ущелья, прокладывали прямой тракт. Как дешево ценили они труд простого народа!»

    Рабство (и не только общественное) стало принимать огромные масштабы. Земледельцы все чаще попадали в зависимость от ростовщиков. Первые сначала закладывали свои земли, потом продавали в рабство членов семьи, и, наконец, не в силах выплатить долг, вынуждены были сами становиться рабами. Более того, с поощрения местных властей, которых работорговцы подкупали, людей похищали и продавали в рабство вместе с военнопленными и рабами, привезенными из других стран. Дошло до того, что женщины и дети старались не покидать свои жилища, а мужчины избегали передвигаться в одиночку.

    Внешняя политика Цинь Ши-хуанди

    Когда внутренние реформы были в основном завершены, император стал подумывать о расширении своих территорий. Как уже было отмечено, Цинь Ши-хуанди в результате победы над китайскими царствами стал хозяином огромной территории, которая простиралась до границ современной Монголии. В самой Монголии проживали племена кочевников – сюнну. Им принадлежали степи в Ордосе и районе Иньшаня.

    Сюнну занимались разведением лошадей, верблюдов, овец и крупного рогатого скота, а также охотой на пушного зверя. Кочевой образ жизни – переход с одного участка на другой в поисках нового пастбища – исключал земледелие. Это привело к тому, что основу питания сюнну составляло молоко и мясо, а одежды шились из шкур и войлока.

    В 215 г. до н. э. Цинь Ши-хуанди во главе трехсоттысячного войска напал на сюнну и одержал победу. Результатом стало присоединение к империи Ордоса. Год спустя Цинь Ши-хуанди решает покорить племена юэ, которые жили на территории нынешнего Гуандуна. Однако на этот раз воевать пришлось дольше, да и результат присоединения земель Юэ (Наньюэ (Намвьет) и Оуло (Аулак)) был формальным, несмотря на то что на завоеванных землях были образованы новые округа (Сян Гуйян и Наньхай).

    Особенно трудным для Цинь Ши-хуанди было начало войны, когда он потерпел поражение. Трудно приходилось в непривычных для них климатических условиях китайским солдатам, которые постоянно болели тропической лихорадкой, а коренные жители своими нападениями не давали им покоя ни днем ни ночью. Как свидетельствует один из документов, «в течение трех лет воины циньских войск не снимали доспехов и не ослабляли тетиву арбалетов». Лишь в результате дополнительной мобилизации Цинь Ши-хуанди удалось, совершив изнурительный переход через горные хребты, одержать победу.

    Распад империи

    Распад империи Цинь Ши-хуанди был обусловлен объективными причинами, и главной из них было все возрастающее недовольство народа. Непрерывное строительство и завоевательные походы привели к тому, что налог на крестьян был резко увеличен.

    В отдельные годы налог составлял около двух третей урожая. Если в семье рождался мальчик, то он больше не являлся потенциальным кормильцем, поскольку его уделом по достижении совершеннолетия были или служба в армии, или строительство Великой Китайской стены.

    Представители старой наследственной аристократии не оставляли мысль возродить прежние порядки и использовали недовольство народа в своих целях. Так назрел кризис империи. Его ускорила смерть Цинь Ши-хуанди в 210 г. до н. э.

    На Цинь Ши-хуанди в течение всей его жизни не раз совершали покушения. Незадолго до своей смерти император стал особенно подозрительным, постоянно менял места своего пребывания. О том, в какой из своих многочисленных резиденций Цинь Шихуанди намерен остановиться, не знали даже его приближенные. Кроме того, чтобы не допустить мятежей и заговоров, император издал указ, по которому частные лица лишались права иметь оружие. Отобранные пики, секиры и мечи привозили в столицу и переплавляли в колокола. По приказу Цинь Шихуанди все укрепительные сооружения, возведенные на территории бывших царств, разрушили и сровняли с землей.

    Падение империи Цинь началось с восстания бедняков из бывшего царства Чу (на территории теперешней провинции Аньхо). С кличем «Великое Чу будет восстановлено!» восставшие захватывали города и свергали власть. Их поддерживали и правительственные войска. Когда повстанцы захватили город Чэнь, один из руководителей восстания Чэнь Шэн стал царем – его избрали старейшины местных общин. Это произошло на первом этапе народно-освободительной войны.

    Второй этап народной войны характеризуется тем, что к руководителям народных масс стали примыкать представители старой аристократии, которые хотели воспользоваться выступлением народа для восстановления своих прав. Когда в одном из боев Чэнь Шэн был убит, во главе народных войск встал Лю Бан – мелкий чиновник. Его отряду удалось сначала захватить опорный пункт на пути к столице, а затем и сам Саньян. В 207 г. до н. э. династия Цинь была свергнута.

    На руинах былого величия

    В результате народного восстания империя Цинь распалась на ряд территорий, во главе которых встали наиболее видные командиры повстанческих отрядов. Так, Лю Бан стал хозяином территории в верховьях реки Ханьшуй, а глава другого отряда – Сян Юй – получил бывшее царство Чу. Через некоторое время между ними вспыхнула яростная борьба за власть. Первоначально больше сил было у Сян Юя, но дальше везение покинуло его. Лю Бан понял, что для победы ему необходимо привлечь на свою сторону широкие массы населения. Он стал оказывать знаки уважения представителям местной общинной администрации (фулао). В своей армии он ввел жесткую дисциплину и строго карал мародеров и тех, кто злоупотреблял насилием.

    Сян Юй, напротив, не делал различия между мирным населением и пленными, расправляясь и с теми, и с другими. Возможно, это обстоятельство сыграло не последнюю роль в том, что на сторону Лю Бана стали переходить главы повстанческих отрядов, которые вначале проявляли лояльность по отношению к Сян Юю. В сражении, которое имело решающее значение, Сян Юй был повержен. Произошло это в январе 202 г. до н. э. в битве при Гайся. Вся власть оказалась в руках Лю Бана, который принял титул императора Гао-цзу. Образовалась империя Хань.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.