Онлайн библиотека PLAM.RU

Загрузка...



  • "ИГ Фарбениндустри"
  • Изобразительное искусство в Третьем рейхе
  • "Иллюстриртер беобахтер"
  • "Илона"
  • Имперская палата кинематографии
  • Имперская палата культуры
  • Имперская служба труда
  • Имперский союз государственных служащих
  • Имперский союз учителей
  • Имперское министерство авиации
  • «Индустриклуб»
  • Июльский заговор 1944
  • "И"

    "ИГ Фарбениндустри"

    (IG Farbenindustrie), крупнейший химический концерн Германии, контролировавший значительную долю производства основных химикатов, в т. ч. 100 % производства стратегически важного синтетического каучука, 72 % производства азотных соединений, на которых базировалось производство боеприпасов. Председатель концерна — Георг фон Шницлер. На предприятиях "ИГ Фарбениндустри" широко использовался труд заключенных концлагерей.


    Изобразительное искусство в Третьем рейхе

    Немецкие художники внесли огромную лепту во все важнейшие направления изобразительного искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В начале 20-х годов многие выдающиеся художники, жившие в Германии, обрели мировое признание своими произведениями. Среди них были крупнейшие представители "нового реализма" (Die Neue Sachlichkeit) — Георг Гросс, экспрессионист швейцарского происхождения Пауль Клее, русский экспрессионист, работавший в Германии, Василий Кандинский. Эти трое, наряду с другими, работали в знаменитом объединении «Баухауз», создавая замечательные произведения послевоенного периода.

    Для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства и истинным художником, современные тенденции в немецком изобразительном искусстве казались бессмысленными и опасными. В "Майн кампф" он высказывался против "большевизации искусства". Подобное искусство, говорил он, "есть болезненный результат сумасшествия". Гитлер утверждал, что влияние подобных тенденций было особенно заметно в период Баварской советской республики, когда в политических плакатах на первое место выдвигался модернистский подход. "Жаль людей, которые уже не способны контролировать свое болезненное состояние". Все годы своего движения к политической власти Гитлер сохранял чувство крайней неприязни к современному искусству. В 1930 он поддержал Национал-социалистическую боевую лигу Альфреда Розенберга, которая активно боролась с "дегенеративным искусством". Собственный вкус Гитлера в живописи ограничивался героическим и реалистическим жанрами. Истинное германское искусство, говорил он, никогда не должно изображать страдание, горе или боль. Художники должны использовать краски, "отличные от тех, которые различает в природе нормальный глаз". Сам он предпочитал полотна австрийских романтиков, таких как Франц фон Дефреггер, который специализировался на изображении тирольской крестьянской жизни, а также полотна второстепенных баварских художников, рисовавших счастливых крестьян за работой или пьянствующих монахов за игрой. Для Гитлера было очевидным, что наступит время, и он очистит Германию от декадентского искусства ради "истинного германского духа".

    Специальным декретом от 22 сентября 1933 была создана Имперская палата культуры (Reichskulturkammer), во главе которой стоял министр народного просвещения и пропаганды Геббельс. Семь подпалат (изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кинематографии) были призваны служить инструментом политики гляйхшалтунг (Gleichschaltung). Около 42 тыс. лояльных нацистскому режиму деятелей культуры были принудительно объединены в Имперскую палату изобразительного искусства. Директивы этого органа имели силу законов. Любой мог быть исключен за "политическую неблагонадежность". Для художников существовал целый ряд ограничений: Lehrverbot — лишение права на преподавательскую деятельность; Ausstellungsverbot — лишение права выставляться; и Malverbot — лишение права заниматься живописью. Агенты гестапо совершали молниеносные рейды по студиям художников. Владельцам художественных салонов и магазинов раздавали списки опальных художников и запрещенных к продаже произведения искусства.

    Не имея возможности работать в подобных условиях, многие наиболее известные германские художники оказались в изгнании. Пауль Клее вернулся в Швейцарию, Кандинский уехал в Париж и стал французским подданным, Оскар Кокошка, чей неистовый экспрессионизм особенно раздражал Гитлера, перебрался в Англию и принял британское гражданство, Георг Гросс эмигрировал в США, Макс Бекман обосновался в Амстердаме. Несколько известных художников все же решили остаться в Германии. Пожилой Макс Либерман, почетный президент Академии художеств, остался в Берлине ("Я не могу съесть столько, чтобы рвало!") и умер здесь в 1935. Всех этих художников власти обвинили в создании негерманского искусства.

    Первая официальная выставка "выродившегося искусства" (1918–1933) прошла в Карлсруэ в 1933, спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти. В начале 1936 Гитлер приказал четырем нацистским художникам во главе с профессором Адольфом Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного искусства, обследовать все основные галереи и музеи Германии с целью убрать все "декадентское искусство". Член этой комиссии граф фон Баудизен дал ясно понять, какой тип искусства он предпочитает: "Самая совершенная форма, самый изысканный образ, созданный в последнее время в Германии, родился вовсе не в мастерской художника, — это стальной шлем!". Комиссия изъяла 12890 картин, рисунков, эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе работы Пикассо, Гогена, Сезанна и Ван Гога. 31 марта 1936 эти конфискованные произведения искусства были представлены на специальной выставке "дегенеративного искусства" в Мюнхене.

    Эффект оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы полюбоваться на творения, отвергнутые Гитлером. Проходившая одновременно по соседству "Великая германская художественная выставка", на которой было выставлено около 900 работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее внимание публики. Чтобы поощрить "истинных германских художников", соответствующих его собственному вкусу, Гитлер учредил несколько сот премий. Незадолго до начала 2-й мировой войны, в марте 1939, в Берлине были сожжены тысячи художественных полотен. В конце июля 1939 по распоряжению Гитлера на аукционах в Швейцарии был продан целый ряд картин, чтобы получить валюту.

    Во время войны Герман Геринг, бывший куда большим эклектиком в своих художественных пристрастиях, нежели фюрер, присвоил множество ценнейших произведений искусства, похищенных в период нацистской оккупации из крупнейших музеев Европы. Постепенно он собрал коллекцию колоссальной ценности, которую считал личной собственностью. Для конфискации художественных ценностей из музейных собраний оккупированных стран была даже создана специальная оперативная группа Розенберга (Einsatzstab Rosenberg), только по данным которой 5281 живописное полотно, в том числе работы Рубенса, Рембрандта, Гойи, Фрагонара и других великих мастеров, было вывезено в Третий рейх. Многие из награбленных сокровищ были возвращены после войны их законным владельцам.


    "Иллюстриртер беобахтер"

    ("Illustrierter Beobachter"), иллюстрированное приложение к нацистской официальной ежедневной газете "Фелькишер беобахтер". Журнал выходил в издательстве "Эхер ферлаг" с ноября 1926 дважды в месяц и являлся рупором нацистской идеологии. Последний номер вышел 13 апреля 1944.


    "Илона"

    ("Ilona"), кодовое наименование военной операции, предполагавшей захват Иберийского полуострова и неоккупированной французской территории по директиве от 29 мая 1942.


    Имперская палата кинематографии

    (Reichsfilmkammer), созданная после прихода нацистов к власти организация, осуществлявшая контроль за киноиндустрией Третьего рейха, членство в которой было обязательным для творческих работников кинопроизводства. Организационно существовала как подпалата Имперской палаты культуры. В 1937 министр народного просвещения и пропаганды Геббельс установил контроль над последней независимой кинокомпанией Германии — киностудией УФА. С этого момента все финансирование кинопроизводства оказалось сосредоточенным в руках нацистских властей. См. также Кинематография в Третьем рейхе.


    Имперская палата культуры

    (Reichskulturkammer), создана по декрету от 22 сентября 1933, находилась под контролем министерства народного просвещения и пропаганды. Состояла из семи подпалат: прессы, радиовещания, кинематографии, театра, литературы, музыки и изобразительных искусств. Членство в одной из этих палат было обязательным для каждого творческого работника Германии. Любая творческая деятельность без наличия соответствующих членских документов строго каралась нацистскими властями, вплоть до тюремного заключения. На художников или писателей, не состоящих в Имперской палате культуры, распространялся запрет на профессию.


    Имперская служба труда

    (Reichsarbeitsdienst; RAD), обязательная трудовая повинность для всех трудоспособных граждан Третьего рейха. Незадолго до прихода к власти в одном из выступлений Гитлер пообещал, что сумеет ликвидировать безработицу в стране, причем, самым простым образом: вначале из числа безработных будут сформированы трудовые батальоны, которые затем пополнят ряды вооруженных сил. Закон от 26 июня 1935 объявлял трудовую повинность обязательной для всех граждан Германии в возрасте от 19 до 25 лет в рамках созданной Имперской службы труда. Два раза в год все молодые немцы (каждая группа численностью до 200 тыс. человек) направлялись работать в трудовые лагеря, в основном на сельскохозяйственные работы. В течение 6 месяцев мужчины трудились на фермах и полях, а женщины помогали по хозяйству.

    Предыдущая профессия значения не имела. В трудовых лагерях под присмотром нацистских комиссаров поддерживалась строжайшая дисциплина в соответствии с тщательно разработанным уставом.

    Гитлер рассматривал трудовую повинность как необходимый шаг для успешного осуществления программы перевооружения Германии. По его мнению, мужчины, взвалившие на плечи лопаты, сумеют носить и оружие. Помимо этого, трудовая повинность обеспечивала рынок труда огромным количеством дешевой рабочей силы и снижала в стране уровень безработицы. В сентябре 1936 на партийном съезде Гитлер объявил, что число безработных в стране сократилось с 6 млн. человек до 1 млн. Это заявление добавило Гитлеру популярности в стране, которая долгие годы была обременена безработицей.


    Имперский союз государственных служащих

    (Beamtenbund), объединение сотрудников государственных учреждений, находившееся под строжайшим контролем нацистской партии. Являясь составной частью политики гляйхшалтунг, этот союз предназначался для вытеснения старых профсоюзных организаций. От него ждали постоянного одобрения любых правительственных постановлений. Например, по декрету от 9 сентября 1937 члены союза должны были бойкотировать те магазины, которые определили в постановлении нацистские власти. Союз насчитывал более 1 млн. членов, обязанных платить членские взносы, посещать после работы всевозможные собрания и соблюдать все распоряжения властей. См. также Германский трудовой фронт.


    Имперский союз учителей

    (Reichslehrerbund), организация, созданная в 1933 для внедрения в среде немецких преподавателей и учащихся идей национал- социализма. Находилась под контролем министерства народного просвещения и пропаганды.


    Имперское министерство авиации

    (Reichsluftfahrtministerium), созданное в 1933 Германом Герингом управление по делам авиации с целью замаскировать предстоящую денонсацию условий Версальского договора 1919, по которому Германии запрещалось иметь военно- воздушные силы. Под контролем министерства авиации тайно проводилась организация и строительство Люфтваффе, о создании которых было официально объявлено в марте 1935. Имперское трудовое соревнование

    (Reichsberufswettkampf), ежегодно проводимые, начиная с 1933, профессиональные соревнования среди рабочих с целью улучшения их квалификации и демонстрации единства между рабочим классом Германии и нацистским режимом. С 1938 эти соревнования охватили фактически все виды трудовой деятельности, начиная с тяжелой промышленности и кустарного производства и заканчивая государственными и конторскими служащими и даже студентами. Победителей чествовали как олимпийских чемпионов, приглашая в Берлин для встречи с Робертом Леем, руководителем Германского трудового фронта, и даже с Гитлером.

    «Индустриклуб»

    (Industrieklub), организация промышленных и финансовых магнатов в Дюссельдорфе. Председатель Фриц Тиссен. 27 января 1932 перед собранием членов клуба впервые выступил Гитлер. Это выступление (т. н. "Дюссельдорфская речь") положило начало сотрудничеству германских промышленников и нацистов.

    Июльский заговор 1944

    Попытка покушения на Гитлера 20 июля 1944 во время военного совещания в ставке фюрера "Волчье логово" под Растенбургом, Вост. Пруссия.

    Приход Гитлера к власти в 1933 и установление в стране нацистского режима породили раскол среди высших офицеров вооруженных сил Германии. Многие старшие офицеры, как, например, фельдмаршал Вильгельм Кейтель, генерал-полковник Альфред Йодль, генерал-майор Вальтер Варлимонт и другие оставались преданными фюреру. Но средний офицерский состав германской армии испытывал глубокое разочарование проводимой Гитлером политикой, полагая, что фюрер ведет Германию к катастрофе. 19 октября 1938 генерал-полковник Людвиг Бек ушел с поста начальника Генерального штаба в знак протеста против гитлеровского плана аннексии Чехословакии. Стремясь заручиться поддержкой высшего офицерского состава с целью ареста или отстранения Гитлера от власти, Бек собрал вокруг себя группу единомышленников, которая за пять последующих лет прошла путь от недовольства и оппозиции до сопротивления и заговора. В центре этого заговора оказались такие военачальники, как генерал-майор фон Тресков, начальник штаба группы армий «Центр» на Восточном фронте, генерал-полковник Эрих Хепнер, бывший командующий сухопутными войсками, уволенный Гитлером в декабре 1941, генерал-полковник Фридрих Ольбрихт, возглавлявший управление снабжения армейского резерва, генерал-полковник Карл Генрих фон Штюльпнагель, командующий войсками на территории оккупированной Франции, генерал-майор Ханс Остер, начальник штаба Абвера, и фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен, вышедший в отставку в 1942. Помимо этих старших чинов, к заговору примкнуло несколько молодых офицеров, которые были убеждены, что Третий рейх — позор и катастрофа для Германии и готовы были рисковать собственной жизнью ради общего блага. Среди них были полковник Клаус Шенк граф фон Штауффенберг, начальник штаба генерала Фридриха Фромма, командующего Резервной армией, 1-й лейтенант Фабиан фон Шлабрендорф, штабной офицер генерала фон Трескова, и лейтенант Вернер фон Хефтен, адъютант фон Штауффенберга.

    Кроме военных, к заговору примкнули дипломат Кристиан Альбрехт Ульрих фон Хассель, в прошлом германский посол в Италии, Ханс Бернд Гизевиус, сотрудник Абвера, работавший в Швейцарии, и Адам фон Тротт цу Зольц, сотрудник министерства иностранных дел.

    Государственный аппарат представляли Карл Фридрих Герделер, бывший бургомистр Лейпцига, Юлиус Лебер, бывший депутат рейхстага от социал-демократической партии, и Йоханнес Попиц, министр финансов Пруссии.

    Среди участников заговора были священнослужители — пастор Дитрих Бонхеффер и иезуит отец Альфред Дельп.

    В него входили и члены Крейсау группы — граф Хельмут Мольтке, юрисконсульт Абвера, противник насильственных методов, и граф фон Вартенберг.

    Помимо этого, в той или иной степени к заговору были причастны адмирал Вильгельм Канарис, шеф Абвера, граф фон Гелльдорф, начальник берлинской полиции, и несколько юристов, в том числе Карл Лангбен, Клаус Бонхеффер, Йозеф Мюллер и Йозеф Вирмер.

    Многие другие лица, хотя и не участвовали в заговоре, но были осведомлены о нем. Среди них фельдмаршал Эрвин Роммель, генерал-лейтенант Адольф Хейзингер, начальник оперативного отдела командования сухопутных войск, фельдмаршал Гюнтер Ханс фон Клюге, командующий группой армий во Франции.

    К лету 1938 неопределенные планы недовольных начали вырисовываться в государственный переворот. Отставка Бека в октябре 1938 стимулировала движение от оппозиции к сопротивлению. Проводимая государственная и военная политика свидетельствовали о том, что Гитлер является человеком душевнобольным и что необходимо сместить его еще до того, как будет сформировано временное правительство. Заговор армейских офицеров в сентябре 1938, т. н. Берлинский путч, провалился в самый критический момент из-за слабого планирования. Мюнхенское соглашение 1938 нанесло ощутимый удар по заговорщикам, поскольку усилило популярность Гитлера среди народа. В равной степени неудачи постигли Зоссенский путч в ноябре 1939 и Сталинградский путч в январе 1943.

    В марте 1943 генерал фон Тресков и Шлабрендорф пришли к выводу, что настало время действовать. В самолете, на котором Гитлер вылетал из Смоленска в Растенбург, Шлабрендорф установил мину британского производства с часовым механизмом, замаскированную под бутылку бренди. По непонятным причинам бомба так и не взорвалась, но о попытке покушения к счастью для заговорщиков известно не стало. 21 марта 1943 еще одна попытка покушения на Гитлера также провалилась, когда не сработали две бомбы, положенные в карманы гитлеровской шинели. Все остальные попытки также оказывались неудачными.

    В начале 1944 граф фон Штауффенберг принял на себя руководство заговором против Гитлера. В феврале 1944 заговорщики получили неожиданное подкрепление, когда стало известно, что фельдмаршал Роммель, крайне недовольный никудышным ведением войны, готов присоединиться к группе Бека. Генерал фон Тресков согласился с Штауффенбергом, что террористический акт необходимо совершить немедленно любой ценой: "Мы обязаны доказать миру и будущим поколениям, что участники германского сопротивления отважились на этот решающий шаг и готовы пожертвовать собственными жизнями ради этого".

    Рано утром 20 июля 1944 стало известно, что Гитлер созывает оперативное совещание военных советников в ставке в Растенбурге. Совещание было назначено на 12–30. Территория ставки была огорожена забором под высоким напряжением, опутана колючей проволокой, оборудована смотровыми вышками и пропускными пунктами.

    Совещание должно было состояться в гостевом домике — внушительном деревянном строении на бетонном основании, покрытом сверху пропитанным мазутом войлоком. В здании имелось три небольших окна. Внутри по углам располагались маленькие столы, а в центре зала стоял огромный стол, заваленный оперативными картами.

    Штауффенберг прилетел в Растенбург около 10 часов утра и был пропущен внутрь после того, как назвал необходимый пароль. Он был вызван, чтобы доложить о состоянии дел в Резервной армии. В его портфеле среди бумаг находилась бомба британского производства с часовым механизмом. Установив таймер, он вошел в комнату совещания. Поприветствовав фюрера, Штауффенберг поставил портфель на пол неподалеку от Гитлера и затем извинился: "Я должен позвонить". Полковник Хайнц Брандт, заместитель генерала Хейзингера, которому помешал портфель, машинально задвинул его под стол с картами, так что он оказался позади тяжелой ножки стола в стороне от Гитлера. Это движение спасло жизнь фюреру. Прошло несколько минут, пока генерал Хейзингер делал свой неутешительный доклад о положении дел на Восточном фронте. Он уже был близок к завершению: "Русские наступают крупными силами в западном направлении. Их передовые части находятся уже юго-восточнее Дюнабурга [Даугавпилса]. Если мы немедленно не перебросим группу армий из района Пейпусзее [Псковское озеро], произойдет непоправимое…" В этот момент, ровно в 12–50, страшный взрыв потряс комнату, рухнул потолок и на куски разлетелся центральный стол. Несколько тел отлетело к выбитым окнам, и густые клубы дыма заволокли помещение.

    По сообщению стенографиста Бергера, 24 человека были убиты на месте, еще трое — генералы Гюнтер Кортен, Рудольф Шмундт и полковник Хайнц Брандт умерли позднее от полученных ранений. Было несколько тяжелораненых, многие были контужены. Сброшенный на пол взрывной волной Гитлер остался жив. У него обгорели волосы, правая рука оказалась частично парализованной, обожжена правая нога и повреждены барабанные перепонки.

    Тем временем Штауффенберг, уверенный, что все в помещении погибли, обманом преодолел три охранных поста и в 13–00 уже находился в самолете, отправлявшемся в Берлин. Прибыв в Военное министерство в 16–10, он, к своему изумлению узнал, что Гитлер не был убит взрывом. Участвовавшие в заговоре офицеры оказались до того напуганы, что по сути были полностью парализованы. В 22–30 верные Гитлеру офицеры взяли под свой контроль здание Военного министерства и арестовали участников заговора. Генерал Фромм поспешил замести следы. Четверо его офицеров (Ольбрихт, фон Штауффенберг, фон Хефтен и Мертц) были расстреляны внизу во дворе министерства. Бек покончил жизнь самоубийством. Месть Гитлера была ужасной. Почти все оставшиеся заговорщики были найдены и арестованы, подвергнуты пыткам в гестапо и предстали перед зловещим Народным трибуналом под председательством Роланда Фрейслера. Большинство погибло во время массовой резни. Некоторых задушили с помощью проволоки, а их тела, как мясные туши, повесили на огромных крюках. Гитлер несколько раз за ночь просматривал кинопленку, запечатлевшую это зрелище. Курсанты военных училищ, которым в назидание продемонстрировали этот отвратительный фильм, падали в обморок. Генералу Фромму, несмотря на его запоздалое усердие и распоряжения о казнях, спастись все же не удалось: он также был казнен. Все основные участники заговора — Канарис, Герделер, фон Хассель и многие другие приняли ужасную дикую смерть. Казнь фельдмаршала фон Вицлебена не отличалась от прочих. Пожилого человека втолкнули в подвал берлинской тюрьмы Плетцензее, раздели до пояса и поставили под ближайший мясной крюк. Удавку привязали к крюку и накинули петлю на шею. Затем подняли его и дали упасть всей тяжестью тела. Дергаясь в агонии, он был медленно задушен.

    Число казненных в результате провала Июльского заговора по разным данным колеблется от 180 до 200 человек. Английский историк Джон Уилер-Беннет в книге "Немезида власти" (Лондон, 1953) приводит неполный список из 158 имен, погибших в результате гитлеровской мести.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.